В чем польза астрономии для детей? Изучение астрономии детьми в детском саду
Астрономия — мне всегда был самой интересно слушать-смотреть-читать об устройстве Вселенной, о космических явлениях и их влиянии на нашу жизнь.
И вот, когда я решила начать заниматься с сыном — начали мы именно с астрономии — того, что интересно и мне.
Пришлось готовиться — ведь подача такого материала взрослому и ребёнку кардинально отличаются. Первый урок мы начали с просмотра части вполне серьёзного фильма о строении вселенной. Савве было интересно, но мне пришлось почти каждую минуту останавливать и объяснять.
Поняла,что это неэффективно, да и сложновато для него. Хотя сам фильм мне понравился. Если вам для постарше интересно — в конце статьи.
Следующей находкой стали интересные книги об астрономии Евфрема Левитана . До этого у меня было некоторое затруднение в описаниях космических понятий — приходилось все время подбирать слова попроще. А здесь в художественной и увлекательной форме даются понятия о вселенной. Рассказ идёт о детях — Альке и Свете, и их Папе, который дружит с гномом Кнопкиным, главным астрономом Царства гномов. Они наблюдают за Солнцем и Луной, учится различать созвездия. Кометы, метеориты, спутники, туманности, галактики и даже черные дыры… В общем, интересно 🙂
Вот какие книги Ефрема Левитана для малышей есть:
Елена Титоренко
Конспект семинара «Астрономия для детей: как превратить научные факты в интересные игры?»
Цель работы : повышение образовательной компетентности родителей и педагогов, укрепление детско-родительских отношений.
Оборудование :
Мультимедиа оборудование (экран, проектор, ноутбук) .
Готовые атрибуты для игр, поделки.
Наверное, каждый из вас, взрослых, также как и ваши дети, любите смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.
Астрономия многим взрослым представляется очень сложной и несколько туманной наукой. Многие даже не представляют, как можно обо всём этом понятно и доступно рассказать ребёнку. «Ты ещё мал для этого, не поймешь» , — частый ответ.
Но от этого космос не становится для детей менее интересным ! Дети живо интересуются тайнами космоса и готовы подолгу вглядываться в звёздное небо.
Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение…
Здесь Вы узнаете много интересной информации о том , как рассказать детям о космосе, научитесь играть в весёлые «космические» игры , прочтёте смешные «космические» стихи и загадки!
Детям необходимо рассказывать о Вселенной и о нашем месте в ней. А начинать знакомство нужно с простых рассказов в хорошей книге, а не с теории «большого взрыва» . Нужны доходчивые рассказы о планетах и звездах, о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и конечно всем нам, его жителям. Рассказать о полете человека в космос, о пришельцах и
Благодаря новейшим открытиям в исследовании космоса, человечество узнало много нового об образовании и эволюции Вселенной. Постепенно меняется и мировоззрение людей. Они осознают себя не только жителями Земли или Солнечной системы, но и Вселенной в целом.
Необходимо формировать это мировоззрение и в детях, тем более что практически каждый ребёнок готов к восприятию этой информации!
Любознательный малыш уже в возрасте 3-х лет (а то и раньше) может огорошить родителей вопросом о том, зачем на небе Луна и звёзды, и почему вечером солнышко уходит?
Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче пон
Интерактивная астрономия в начальной школе
Статьи
Начальное общее образование
Астрономия
Корпорация «Российский учебник» представляет новый цифровой образовательный ресурс для младших классов под названием «Звездное небо». В его создании не обошлось без участия Роскосмоса — это значит, что изучать созвездия дети будут по тому же принципу, что и настоящие космонавты. Рассмотрим структуру пособия и способы его использования на уроке и во внеурочной деятельности.17 июля 2019
Что легло в основу «Звездного неба»
«Звездное небо» — интерактивное обучающее пособие, которое помогает младшеклассникам сделать первые шаги в астрономии. В разработке модулей принял участие ведущий инженер Центра подготовки космонавтов Анатолий Чигиринов. Методика была использована та же, что и в работе с будущими космонавтами (когда их учат ориентироваться в звездном небе): модули построены на ассоциациях и запоминающихся знаках.
Пособие опубликовано на платформе LECTA. Его можно найти в магазине (по фильтрам: второй класс, предмет «Окружающий мир») или на странице проекта «Атлас +». Есть бесплатная демоверсия атласа, в которой представлен раздел «Район Большой медведицы».
Звёздное небо. 2-4 классы
Демоверсия интерактивного приложения для Атласа «Звёздное небо» содержит разделы:- Путешествие к звездам
- Карта звездного неба
- Космический тренажер
Структура пособия
Атлас «Звездное небо» состоит из 6 разделов:
-
Район Большой медведицы
-
Царство Льва
-
Охота Ориона
-
Подвиги Персея
-
Звездный треугольник
-
Восьмое чудо света (контроль)
В модулях по три подраздела:
- Путешествие к звездам.Содержит обучающий мультфильм, в котором учитель в течение 8-10 минут в доступной форме рассказывает своим любопытным ученикам о звездах и астрономии.
- Карта звездного неба. Содержит интерактивную карту со справочной информацией о созвездиях, которые можно наблюдать с территории России. Предусмотрен эффект телескопа: например, созвездие Жираф нельзя увидеть невооруженным глазом, однако оно тоже обозначено на карте и доступно для изучения. О каждом созвездии дана научная справка: расположение, самые яркие звезды, астеризм, наилучшее время для наблюдений. Помимо научной справки прилагается легенда в текстовом и аудио-форматах. Методисты советуют слушать легенды во втором классе и читать в четвертом.
- Космический тренажер.Содержит проверочные задания «найди правильный ответ», «определи соответствия», «найди лишнее», «разгадай кроссворд» и т.д. Они помогают понять, как хорошо школьник усвоил информацию. Чтобы исключить ситуации неуспеха, в пособии предусмотрена возможность вернуться назад, к карте и мультфильму с нужной информацией. За каждый верный ответ пособие выдает ученику похвалу, что, разумеется, сказывается на мотивации детей.
Что ещё почитать?
Идеи: как использовать пособие на уроках
Пособие предназначено для учеников 2-4 классов, однако оно подойдет и для работы с первоклассниками — если речь идет о заинтересованных учениках. Как показывает практика, первоклассники легко воспринимают мультфильмы «Путешествие к звездам».
Когда дети начинают знакомство с небом и звездами (во втором классе, на уроке «Окружающий мир»), предложите придумать собственные фантастические истории на данную тему. Пусть ученики вдохновятся легендами из интерактивной карты и создадут собственные сюжеты, или же просто перескажут своими словами уже существующие истории. Попросите учеников также понаблюдать за звездным небом — атлас поможет им сориентироваться летом и изучить звезды зимой, при плохой видимости.
Далее ученики знакомятся с Солнечной системой и научными подходами к изучению астрономии. Атлас помогает узнать больше о телескопе, спутниках и другой важной технике. В одном из мультфильмов представлено посещение обсерватории, разглядывание телескопа.
В учебниках по окружающему миру часто упоминаются настоящие герои, великие личности. Обратившись к атласу, проведите параллели с античными героями мифов и легенд, чьи истории тесно связаны с астрономическими названиями и первыми представлениями людей о космосе.
Разработчиков «Звездного неба» часто спрашивают, можно ли использовать пособие в работе с учениками 5-6 классов. Ответ: да! Красочный интерактивный атлас интересен детям разных возрастов, и даже взрослые могут узнать благодаря ему что-то новое.

Всё-всё-всё о космосе и астрономии
Эта книга, несомненно, вызовет интерес у ребят, увлеченных изучением космоса и одной из самых занимательных наук — астрономией. Здесь собраны интересные сведения о небесных телах, зарождении и устройстве Вселенной, об исследованиях Солнечной системы и экспедициях к далеким планетам. Энциклопедическая емкость и увлекательное изложение информации в сопровождении красочных поясняющих иллюстраций привлекут внимание читателей, желающих постичь тайны Вселенной. И пусть знать о космосе всё-всё-всё невозможно, в стремлении к этой цели данная энциклопедия, несомненно, станет хорошим подспорьем.
» Наша Вселенная (мир глазами астронома)» для детей 8-10 лет
Занятие №1
Тема: « Наша Вселенная (мир глазами астронома)«
Цели занятия:
познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, — астрономией;
ознакомить ребят с понятиями звезды, созвездия;
формировать представление о Солнце и планетах Солнечной системы;
развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
воспитывать интерес к окружающему миру.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей занятия.
III. Работа по теме занятия.
1. Вступительное слово руководителя.
— Сегодня я предлагаю Вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала мы должны с Вами выяснить, кто такие астрономы и что такое астрономия. Я готова выслушать Ваши предположения …
— Итак, слово астрономия происходит от двух греческих слов:
АСТРОНОМИЯ: «астрон» — звезда и «номос» — закон.
А вот толкование этого слова в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова:
АСТРОНОМИЯ – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.
— Кто такие астрономы?
АСТРОНОМЫ – люди, изучающие звезды.
2. Знакомство учащихся с историей.
— мы с Вами выяснили, что такое астрономия и кого называют астрономами.
Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории своего существования. Записи астрономических наблюдений указывают на то, что это примерно 5000 лет назад. Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях. Около 2800 г. до н.э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.
Позднее на помощь астрономам приходят приборы. Вот так выглядят телескопы прошлого.
(Демонстрация слайдов)
3. Вселенная или Космос
— С точки зрения астрономов мир – это Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный мир.
Это другие планеты и звезды, наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я – это все Вселенная.
Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так называемого Большого взрыва, произошедшего около 15 млрд. лет назад. При этом образовался плотный горячий шар, который начал стремительно расширяться, превращаясь во Вселенную. Многие астрономы считают, что расширение продолжается и в наши дни.
https://www.youtube.com/watch?v=ufQeTtr2vAQ (5 минут)
Звезды на небе – это планеты,которые находятся от нашей Земли на очень большом расстоянии. Люди объединили звезды в созвездия и их 88 в поле нашего зрения.
https://www.youtube.com/watch?v=V-c0Yedn7zE (2 минуты)
Практическое занятие №1.
Руководитель предлагает детям встать в ряд лицом к солнцу, слева будет –восток, а справа –запад. Тогда перед нами ночью в ясную погоду будет открываться такое звездное небо.
Практическое занятие №2.
Руководитель раздает детям макет звездного неба и предлагает попробовать найти созвездия Большой и Малой медведицы, Полярную звезду и др.созвездия, используя подвижную карту неба.
Детям предлагается работа с картой и обвести известные созвездия.
Выводы:
— Какие созвездия вы запомнили?
— Как ориентироваться по звездам?
4. Солнце.
(Демонстрация слайда)
— Следующая страница нашего занятия, поможет нам познакомиться со звездой, к которой мы давно привыкли.
Голубой платок,
Алый клубок
По платку катается,
Людям улыбается.
/Солнце и небо/
— Что Вы можете сказать о Солнце?..
— Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте- Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны.
А как же произошло рождение Солнечной системы?
Солнечная система образовалась из огромного облака газа и пыли около 5 млрд. лет назад. Некоторые части облака оказались более плотными. Частицы газа и пыли в этих областях стали сближаться под действием сил взаимного притяжения. Со временем они образовали шар. Шар уплотнялся, уменьшался в объеме и разогревался. Постепенно он начал светиться, превращаясь в зародыш Солнца, на что потребовалось около 100 тыс. лет. «Зародыш» все быстрее вращался, разбрасывая в пространстве часть вещества. Одновременно он продолжал сжиматься и разогреваться. Наконец «зародыш» разогрелся для возникновения ядерных реакции; началось выделение огромного количества энергии, и засияла новая звезда. Кольцо ранее сброшенного вещества начало собираться в сгустки. Эти сгустки постепенно становились все крупнее и крупнее, располагаясь на разных расстояниях от Солнца. Большие сгустки стали планетами, которые мы наблюдаем сегодня. Меньшие превратились в спутники планет, а совсем маленькие стали астероидами.
5. Планеты Солнечной системы.
— Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 9 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к Солнцу — Меркурий, Венера, Земля, Марс — называются внутренними. Они имеют твердую поверхность. Остальные 5 планет называются внешними. Это 4 газовых гиганта – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, а также маленькая твердая планета из камня и льда – Плутон.
Рассмотрим планеты Солнечной системы.
(Показ презентации)
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Свое название планета получила в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Поскольку Меркурий близок к Солнцу, то он сильно нагревается, до +480°С. Атмосфера настолько разрежена, что её практически нет. Самая маленькая планета. Диаметр всего 4878 км.
Венера — вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, яркая звезда, её ещё называют «вечерней» \ «утренней»\ звездой. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Здесь невыносимая жара: до +480°С.
Земля — из космоса наша планета кажется голубой. Такой цвет придают окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует по меньшей мере полутора миллиона видов растений и животных. В результате движения пород под земной корой дно океанов раздвигается, а континенты перемещаются по планете. Земля образовалась примерно 4,6 млрд. лет назад и имеет естественный спутник.
— Кто уже догадался, как он называется?
Луна — ближайшая соседка в космическом пространстве. Ее можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело \ по диаметру в 4 раза меньше Земли \ не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.
Марс — четвертая от Солнца планета, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос в честь сыновей бога войны, в переводе означает Страх и Ужас. Температура опускается до -110°С.
Юпитер — следующая от Солнца планета. Самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Вмещает более 1300 тел размером с Землю. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют ложные ураганы. Температура на планете — 150°С.
Сатурн — вторая по величине планета. Названа в честь римского бога земледелия. Окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Температура — 170°С. У планеты 18 спутников.
Уран — в 4 раза больше Земли по диаметру. Состоит из маленького каменного ядра и замерших газов: водорода, гелия и метана.
Нептун — носит имя римского бога морей. Планета мерцает голубоватым светом \ это цвет метана \, напоминающим блеск воды. Иногда в атмосфере Нептуна появляются темные пятна – это сильнейшие вихри, бушующие в ней. Температура на поверхности -200°С.
Плутон — так далек от Солнца, что на его поверхности царит невероятный холод до минус 230°С. Это самая маленькая планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога повелителя царства мертвых.
Вот мы и познакомились с планетами Солнечной системы.
ИНТЕРЕСНО:
—что слышно в космосе?
http://allforchildren.ru/why/what54.php
Звуковые волны распространяются только в определенной среде. Обычно звуки переносит воздух. В воде скорость звука выше, чем воздухе. А в твердых телах — больше, чем в жидкостях. В космосе же нет воздуха, поэтому там царит абсолютная тишина.
Так что звуки мощных взрывов в космических сражениях в кино — это лишь очередной эффект для усиления вовлеченности зрителя в происходящее. Даже если бы вы находились вблизи взрыва в космическом пространстве, вы не услышали бы ни звука.
Однако в космосе могут распространяться электромагнитные волны, в частности, радиоволны. Человеческое ухо их воспринимать не может, так как оно «настроено» только на колебания среды. Но их можно зарегистрировать с помощью специальной аппаратуры и, обработав определенным образом, и перенести в звуковой диапазон.
Первым такие космические звуки записал американский исследовательский спутник «Вояджер». NASA даже выпустило диск с «космической музыкой». Вот некоторые примеры «звуков космоса «.
(Прослушивание звуков космоса).
— у каких небесных тел есть хвосты?
http://allforchildren.ru/why/which43.php
Эти «хвостатые» обитатели Солнечной системы — кометы. Само название кометы в переводе с греческого означает «волосатая», «косматая». В древней Греции, а затем и в средние века кометы обычно изображали как отрубленные головы с развевающимися волосами.
Комета Икейя-Джанга.
Она была видна в марте 2002 года. Знаменита, в частности, тем, что была видна на небосводе вблизи знаменитой галактики Туманности Андромеды.
Кометы — это бесформенные космические тела в Солнечной системе. Они движутся по сильно вытянутым эллиптическим орбитам. У многих комет период обращения очень велик по человеческим меркам и составляет более 200 лет. Такие кометы называют долгопериодическими. Кометы с периодом менее 200 лет называют короткопериодическими. В настоящее время известно несколько десятков долгопериодических и более 400 короткопериодических комет.
Орбита кометы в сравнении с орбитами планет
Эти космические объекты имеют незначительную массу и вдали от Солнца ничем себя не обнаруживают. Кометы состоят из каменного или металлического ядра, заключенного в ледяную оболочку из замерзших газов (углекислоты, аммиака). По мере приближения к Солнцу комета начинает испаряться, образуя «кому» — облако пыли и газа, окружающее ядро. Причем эти вещества кометы переходят в газообразное состояние сразу из твердого, минуя жидкое — такой фазовый переход называется сублимацией. Ядро и кома образуют голову планеты. По мере приближения к Солнцу газовое облако образует огромный газовый шлейф — хвост длиной в десятки или даже сотни миллионов километров.
Исходящие от Солнца световые лучи и потоки электрических частиц отклоняют кометные хвосты в противоположную от светила сторону. Этот же солнечный ветер вызывает свечение разреженного газа в хвостах комет.
Части кометы
Обратите внимание на два хвоста — пылевой и плазменный
Основная масса кометы сосредоточена в ее ядре, но 99,9% светового излучения исходит от хвоста, ведь ядро очень компактно, а к тому же имеет низкий коэффициент отражения.
Большие кометы могут оставаться видимыми в течение нескольких недель. Облетев Солнце, они удаляются и исчезают из поля зрения. Многие кометы наблюдаются регулярно.
Комета МакНота.
Эта комета стала настоящей сенсацией в январе 2007 года. Яркая, с огромным веерообразным хвостом, она не оставила равнодушных среди тех, кому посчастливилось её увидеть. Но во всей своей красе комета МакНота наблюдалась только в Южном полушарии планеты.
Кометы привлекают к себе всеобщее внимание. Их появление в давние времена вызывало страх и воспринималось как небесное знамение грядущих ужасных событий.
Человеческая история в древности была весьма насыщена разными трагическими событиями, такими как войны, эпидемии, дворцовые перевороты, убийства правителей. Каким-то из этих событий сопутствовали появления ярких комет, и предсказатели стали связывать между собой явления небесные и земные.
На этом знаменитом старинном французском гобелене времен Вильгельма Завоевателя изображена комета Галлея во время её появления в 1066 году. В тот год произошла битва, в которой герцог разгромил войско англосаксонского короля Гарольда II и занял английский трон. Эту победу тогда приписали влияния небесного знамения — кометы. Надпись на гобелене гласит – «дивятся звезде».
На самом деле комета не может оказать сколь заметного воздействия на нашу планету из-за своих ничтожных размеров: масса кометы примерно в миллиард раз меньше массы Земли, а плотность вещества хвоста практически равна нулю. Так, в мае 1910 г. Земля проходила сквозь хвост кометы Галлея, но никаких изменений не испытала.
Гибель кометы Шумейкеров–Леви-9 в гравитационном поле Юпитера
Комета сблизилась с Юпитером в 1992 году и была разорвана силой его тяготения. В июле 1994 года ее осколки столкнулись с Юпитером, вызвав фантастические эффекты в атмосфере планеты.
Комета была открыта 24 марта 1993 г., когда она уже представляла собой цепочку фрагментов.
По своему происхождению кометы представляют собой остатки первичного вещества Солнечной системы. Поэтому их изучение помогает восстановить картину формирования планет, включая Землю.
Самая знаменитая комета — это комета Галлея.
Комета Галлея
Период обращения вокруг Солнца кометы Галлея 76 лет, большая полуось орбиты 17,8 а. е, эксцентриситет 0,97, наклонение орбиты к плоскости эклиптики 162,2°, расстояние в перигелии 0,59 а. е. Размер кометы Галлея — 14 км в длину и 7,5 км в поперечнике.
Именно благодаря ей английский астроном Эдмунд Галлей открыл периодичность появления комет. Сравнив параметры орбит нескольких ярких комет прошлого, он сделал вывод, что это не разные кометы, а одна и та же, периодически возвращающаяся к Солнцу по сильно вытянутому пути. Он предсказал возвращение этой кометы, и его прогноз блестяще подтвердился. Эта комета получила его имя.
С 239 г. до н. э комета Галлея наблюдалась 30 раз. Последний раз она появилась в 1986 г. и в следующий раз будет наблюдаться в 2061 г. В последний визит космической гостьи в наши края ее изучали с близкого расстояния 5 межпланетных зондов – два японских («Сакигаке» и «Суйсей»), два советских («Вега-1» и «Вега-2») и один европейский («Джотто»).
— почему небо голубое?
http://allforchildren.ru/why/why28.php
И правда, почему? Ведь Солнце посылает на Землю лучи белого цвета, а воздух прозрачен. Почему же небо, которое мы видим в ясную погоду — голубое?
А дело в том, что лучам Солнца приходится пробиваться через атмосферу — воздушную оболочку Земли. А воздух хоть и прозрачный, но это не пустота. Воздух состоит из различных молекул, содержит водяной пар и частички пыли. Когда свет встречается с этими микроскопическими частичками, они его рассеивают. А надо сказать, что белый свет тоже не прост. Он состоит из нескольких цветов — красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Да-да, представьте: если соединить вместе лучики этих семи цветов, мы получим белый лучик!
Разноцветная полоска, которая представляет разложение белого света на составные части, называется спектром. Посмотрите на него — что он вам напоминает?
Ну, конечно же, радугу!
Частицы воздуха сильнее всего рассеивают синюю часть спектра. Потому нам небо кажется голубым.
— какого цвета небо на других планетах?
Ты уже знаешь, почему на Земле небо голубое — потому что земная атмосфера сильнее всего рассеивает голубую часть солнечных лучей. А каким представляется небо на других планетах Солнечной системы?
На Луне, а также на Меркурии и Плутоне атмосферы нет. Ничто не отражает лучи света. Поэтому небо на Луне черное. И на нем ярко мерцают звезды.
На Венере небо желтое, с серым оттенком у горизонта, и оранжевое в зените. Потому что атмосфера Венеры поглощает синие и зеленые лучи солнечного света, а те лучи, которым удается пройти через атмосферу Венеры, придают небу такой оттенок.
На Марсе небо желто-оранжевое, но вовсе не потому, что атмосфера Марса сильнее рассеивает красные лучи, а потому, что в атмосфере Марса много пыли. А она красноватого цвета. Во время восхода и захода Солнца марсианское небо в зените имеет красновато-розовый цвет, а в непосредственной близости к диску Солнца — от голубого до фиолетового. В точности наоборот картинам заката и восхода на Земле!
Небо Сатурна голубое, как и на Земле. И Причина голубизны неба на Сатурне точно такая же, как на Земле.
На Уране небо имеет красивый аквамариновый цвет. Причина этого кроется в составе атмосферы Урана и её температуре. В верхних слоях водородно-гелиевой атмосферы постоянно присутствует метановая дымка. Метан хорошо поглощает красные лучи и отражает голубые и зелёные. Поэтому небо Урана имеет красивый аквамариновый цвет.
На Нептуне меньше водорода и гелия, но газ метан в атмосфере сильно поглощает красные лучи. В результате небо на Нептуне синее.
На Юпитере все дни пасмурные. Юпитер не имеет твердой поверхности, это газовый гигант. Газ, из которого он состоит, просто становится плотнее с глубиной. А вверху он формирует сплошные плотные облака. Цвета облаков изменяются с высотой: нижние облака голубые, потом идут коричневые и белые, и, наконец, красные — самые верхние. Иногда можно увидеть более низкие слои через дыры в верхних. На этом трехмерном изображении показан упрощенный вид того, что можно увидеть, находясь между слоями облаков на Юпитере. Картинка составлена на основе данных, полученных камерами космического корабля «Галилео».
Верхний (серый) слой представляет собой туман толщиной несколько десятков километров.
— почему падают звезды?
http://allforchildren.ru/why/why8.php
Иногда можно наблюдать, как с неба падают звезды. Говорят, что когда видишь падающую звезду, надо загадать желание, и оно обязательно исполнится.
Но то, что мы принимаем за падающие звезды, — это всего-навсего маленькие камни, летящие из космического пространства. Подлетая к нашей планете, такой камень сталкивается с воздушной оболочкой и при этом так сильно раскаляется, что начинает светиться, как звездочка. Вскоре «звездочка», не долетев до Земли, сгорает и гаснет. Эти космические пришельцы называются метеорами. Если часть метеора достигает поверхности, то ее называют метеоритом. Очень яркие метеоры называют болидами.
За сутки в атмосфере Земли возникают сотни миллионов метеоров. Их масса оценивается в тысячи тонн в сутки. А ведь, кроме этого, за сутки на Землю попадает также около 100 тонн пылевых частиц, слишком мелких, чтобы вызывать появление видимых метеоров.
В некоторые дни года метеоры появляются на небе гораздо чаще, чем обычно. Это явление называют метеорным потоком (в народе — говорят, что идет звездный дождь), когда наблюдаются десятки тысяч метеоров в час.
Если проследить на небе пути метеоров, то покажется, что все они вылетают из одной точки. Ее называют радиантом потока. Такая зрительная иллюзия возникает из-за явления перспективы (подобное мы наблюдаем, когда смотрим на железную дорогу и видим, что у горизонта рельсы сходятся). На самом же деле метеорные частицы движутся по параллельным траекториям.
Астрономы выделили несколько десятков метеорных потоков. Многие из которых возникают ежегодно и длятся от нескольких часов до нескольких недель. Обычно метеорные потоки называют по имени созвездия, в котором лежит их радиант: например, Персеиды, имеющие радиант в созвездии Персея, Геминиды – с радиантом в Близнецах.
Метеорный поток Персеиды
Откуда идет «звездный дождь»? Метеорные потоки наблюдаются тогда, когда Земля пересекает траекторию роя частиц, образовавшегося при разрушении кометы. Ведь когда комета приближается к Солнцу, она нагревается его лучами и теряет вещество. За несколько столетий под действием силы притяжения планет эти частицы образуют вытянутый рой вдоль орбиты кометы. Если Земля пересекает этот поток, мы ежегодно наблюдаем звездный дождь.
— почему когда падают звезды, нужно загадывать желание?
http://allforchildren.ru/why/misc36.php
«Если видишь падающую звезду — загадай желание, и оно исполнится, если ты успеешь это сделать до того, как звезда упадет». Откуда взялась эта примета?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, просто необходимо сделать два замечания!
Во-первых, напомним, что настоящие звезды с неба не падают. А что называют падающими звездами — это метеоры, то есть небольшие космические тела, которые сгорают, пока падают на землю (подробнее читайте здесь).
Во-вторых, успеть загадать желание, пока падает звезда — задача почти невыполнимая! Видимое глазу падение метеора длится около секунды. За это время можно разве что заметить его. А уж на то, чтобы вспомнить о желании, да еще успеть его загадать, одной секунды явно не хватит!
Примета о падающих звездах и загадывании желаний появилась в древние времена. Звездное небо всегда притягивало человека, оно представлялось как символ мироздания, мир духов и богов, к которому следует относиться с уважением и почтением. Совершенно понятно, что появилось множество примет, мистерий, связанных со звездами, особенно с падающими. Независимо друг от друга народы разных континентов и культур часто связывали звезды с человеческими душами. В одних легендах падающая звезда — это душа, которая летит с неба, чтобы вселиться в новорожденного ребенка. В других же падающая звезда — это, наоборот, душа только что умершего человека, которая покинула его тело и летит в мир духов.
Когда стоишь перед чем-то великим и огромным, так и подмывает его о чем-нибудь попросить. Хочешь попросить — жди сигнала, звезды сами подадут его тебе, если пришло время и если они сами этого захотят.
А как распознать сигнал? Народная традиция дает и здесь совет: если очень хочешь исполнения желания, загадай его при падении звезды, и оно сбудется. Падающая звезда соединяет Небо с Землей, олицетворяет их союз. Именно в этот момент хочется запросить мироздание о выполнении своего желания. А это не так-то просто, надо поработать, придется долго всматриваться в небо, надолго придется забыть о суете, и, следовательно, успеешь хорошо подумать.
Это чем-то похоже на молитву или глубокое сосредоточение. Вы наедине с небом — мирозданием и… со своим желанием. Вы настолько сосредоточены, настолько сконцентрированы на своем желании, что вся ваша энергия, все силы направлены на его исполнение. Такой мощный посыл вполне может оказаться успешным.
Особенно любопытно здесь то, что за ту долю секунды, в которую падает звезда, вы не успеете придумать новое желание. Вы загадаете первое, которое придет, которое уже давно созрело, готово, и потому это истинное ваше желание. Вот и получается, что из своего подсознания вы выводите на поверхность свое истинное желание.
— сколько весят самые крупные метеориты, упавшие на Землю?
http://allforchildren.ru/why/howmany18.php
Самые большие из.упавших на землю железных метеоритов были обнаружены в Намибии в 1920 году и в Гренландии в 1817 году.
Первый, названный Гоба, весит 60 тонн, второй, Кейп-Йорк I, — 31 тонну.
Для сравнения:
Один легковой автомобиль весит около 1 тонны,т.е 60 легковых автомобилей понадобиться для сравнения с метеоритом Гоба.
Метеорит Гоба — крупнейший из обнаруженных метеоритов
и самый крупный на Земле кусок железа естественного происхождения
Фрагмент метеорита Кейп-Йорк
Одни из самых легких каменных метеоритов, Тяннасильма, были найдены в Эстонии в 1872 году. Их вес около 28 килограммов.
Практическое занятие №3.
Руководитель раздает детям цветные карандаши ,бумагу и предлагает отправиться в путешествие во Вселенную или на одну из планет.
Дети под музыку рисуют на тему: «Путешествие в космос».
V. Итог урока.
Над чем вы сегодня задумались на занятиях?
Что на вас произвело наибольшее впечатление?
Пригодятся ли знания этого занятия в жизни?
Астрономия для ребенка. Занимательная астрономия для детей
Испокон веков астрономия интересует многих людей. Маленькие дети часто замечают темное звездное небо в отличие от взрослых, которые мало интересуются космосом. Если дети увидят ночью очень много звезд, будут пристально всматриваться в Луну, то обязательно зададут вопросы. Не каждый родитель знает ответы на все вопросы. Астрономия для ребенка — это очень увлекательный предмет. Здесь родители смогут оторваться от повседневных проблем и окунуться в изучение природы, вспомнить свое детство. Ниже приведена масса забавных вариантов для изучения астрономии.
Включились ночью звездочки

Ещё лет 20-30 назад родители укладывали детей спать в 8 или 9 часов вечера. В наши дни сохранилась такая поговорка «сейчас ещё детское время». Особенно летом, когда солнце садится довольно поздно, практически не удается дождаться полуночи, чтобы полюбоваться звездами. Лучше всего ребенку изучать звездное небо летом, когда тепло. Так в семейном кругу появится занимательная астрономия для детей дошкольного возраста. Идеальным вариантом будет август месяц, потому что темнеет уже рано, а сильные холода не наступили. К тому же именно в это время велики шансы увидеть метеоритные дожди.
Желательно следить за прогнозом погоды, чтобы спланировать вылазку на природу. В больших городах и освещаемых населенных пунктах нет смысла наблюдать за звездами. Если есть домик в деревне или дача, то лучше поехать туда ради одной безоблачной ночи. Астрономия для ребенка должна быть интересна. В чистом поле можно увидеть очень многое. Наблюдать с мансарды домика тоже удобно, если не мешают деревья и горящий фонарь. Можно ребенку сказать: «Смотри, какая красота! Какие звездочки яркие! Справа от нас Луна — спутник нашей планеты Земля». Ребенок, возможно, задаст множество вопросов.
Если регулярно в течение месяца или двух наблюдать за Луной, то ребенок заметит, что она освещается по-разному. Он может задать соответствующий вопрос. Ответить на него лучше с подручными средствами. Родитель ставит на стол зажженную свечу, берет в руку апельсин и просит ребенка смотреть на фрукт, встав или сев напротив. Так он увидит полнолуние. Чтобы показать ребенку фазы Луны, лучше попросить его встать из-за стола и посмотреть на апельсин с боков. Нужно спросить его, видит ли он тень на апельсине. Если да, то можно смело рассказать о лунных фазах. В завершение достаточно объяснить ребенку, что он смотрел на апельсин и свечу так же, как «видит» это Земля — наша планета.

Живем на круглой планете
Хорошо, если дома есть глобус. Если его нет, то можно нарисовать самим. Это даже более увлекательно. Самодельные обучающие предметы о планетах — это очень интересная и развивающая астрономия детям. Солнечная система изучается в манере игры. Для начала родителям нужно продемонстрировать Землю. Можно взять старый мячик и разрисовать его акриловыми красками. Пусть ребенок окрасит мячик в синий или голубой. Когда краска высохнет, взрослые рисуют белой краской шапки полюсов. Ребенок будет наблюдать и одновременно слушать. Хорошо, если родители хоть чуточку помнят географию и смогут изобразить материки зеленой краской. Когда глобус будет готов, то можно ребенку снова рассказать о континентах и показать, где живем. Для этого стоит чем-то отметить или приклеить маленький предмет. Астрономия для ребенка началась с изучения звездного неба, а продолжается изучением планет. Если начать с изучения Земли, то это будет выглядеть некорректно. Ребенок просто не поймет, что ему говорят. Он должен сам проявить интерес.

Книги в помощь любознательным
Когда малыш поймет, как выглядят Земля, Луна и Солнце, тогда можно знакомить его с другими планетами. Трудно объяснить ребенку, какого размера все планеты друг относительно друга. Заодно стоит рассказать, насколько Солнце — огромное светило. В демонстрации помогут не только мячик с апельсином, но и другие различные круглые предметы. Лучше разложить их по полу или столу. Бедные родители могут растеряться, ведь астрономию не все знают. Хочется детям дать приличные знания, вдруг им поможет это в жизни. Спасет положение большая иллюстрированная энциклопедия. Астрономия для детей должна преподаваться в книжных форматах, а не через экран ноутбука. Ребятишек нужно учить любить книги.
Другие миры
Когда энциклопедия открыта на нужной странице, лучше предложить ребенку помочь подобрать круглые предметы. Вместе можно соорудить всю Солнечную систему на одном столе. Например, в качестве Солнца может выступить большой оранжевый или желтый мяч. Самую маленькую и удаленную планету Эриду (данные о крайних небесных телах постоянно разнятся) стоит продемонстрировать горошинкой. Занимательная астрономия для детей продолжается тем, что Солнце очень горячее, на него невозможно попасть. Планета Меркурий непригодна для жизни по той же причине. На ней сильнейшая жара. Только на Земле человеку жить хорошо, потому что тепло. Следующие за Землей планеты являются холодными. Чем дальше, тем холоднее. Дышать на других планетах нечем, там нет кислорода. Если есть возможность и желание, а особенно интерес ребенка, то можно дополнить рассказ, поведав о спутниках всех планет. Кольца для Сатурна можно соорудить из шляпы. Достаточно положить планету на ее дно.

А был ли кто в космосе
Дети могут спросить, был ли кто в космосе? Нужно им рассказать сначала о первых собаках-путешественницах Белке и Стрелке, которые благополучно слетали в космос и вернулись на Землю. Желательно найти фотографии в энциклопедии или в других источниках, чтобы дети знали, как они выглядели.

Спустя время в космос полетел первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Будет не лишним показать его фотографию. Дети должны знать такие вещи. Когда они подрастут, сумеют различать месяцы, годы, им будет проще усвоить даты, конкретные события. Обязательно нужно рассказать и о Сергее Королеве как о создателе первой в мире ракеты, которая свозила в космос и благополучно доставила Юрия Алексеевича обратно на Землю.
О телескопах
Любому ребенку захочется посмотреть на Луну и Солнце поближе. Одно дело видеть на картинках, а другое — увидеть самостоятельно, без излишеств. Другие планеты тоже могут заинтересовать юного любителя. Нужно рассказать ему, что такое телескоп. Если его нет ни у семьи, ни у друзей или знакомых, то можно сначала показать в энциклопедии. Ребенку ещё рано рассказывать, чем отличаются рефракторный и рефлекторный телескопы, это астрономия для умненьких детей постарше. Поэтому надо ограничиться тем, что телескопы все разные, не в каждый можно увидеть планеты. Существуют специальные бинокли для наблюдения за звездами. Если удалось найти телескоп, то взрослый должен его настроить так, чтобы ребенок под разными углами смог увидеть небесное тело. Например, Луну или Солнце не придется долго искать в окуляре, они крупные. Сначала надо самим изучить, есть ли на Солнце пятна, видно ли кратеры на Луне, а потом уже показывать малышам и объяснять.

Поход в планетарий
Не следует ограничиваться домашними экспериментами. Детей полезно сводить в планетарий, чтобы узнать о Вселенной больше. Если в городе есть обсерватория, открытая для посетителей, будет не лишним сходить туда. Детей следует водить в общественные заведения в осознанном возрасте, когда они уже понимают и интересуются. Нет смысла их тащить в надежде, что их привлечет все, что любопытно взрослым. Не у каждого человека есть шанс побывать в Звездном городке, где учат будущих космонавтов. Но если он появится, то обязательно стоит воспользоваться. Астрономия для ребенка является такой же наукой, как и все остальные в плане сложности восприятия, поэтому нужно уметь объяснять простые вещи, иначе у него пропадет интерес. Детские программы составляют обычно планетарии и музеи.
Изучение созвездий
После самостоятельного изучения планет и звезд, походов в интересные места, можно снова вернуться на дачу. Например, в августе было совершено первое изучение неба и космоса, в холодное время года ходили в обсерваторию и планетарий, а весной можно снова изучать невооруженным глазом бездну. Только неплохо бы вооружиться картой звездного неба. Ребенок вместе с родителями будет искать нужные созвездия, научится определять их местоположение. Желательно приобрести красочную звездную карту или скачать на смартфон. Благо сейчас есть приложения «Астрономия для детей». Созвездия там изображены не просто так, они накладываются на полупрозрачные соответствующие картинки. Ребенку будет интересно.

Об астероидах, кометах и галактиках
Пожалуй, детям дошкольного возраста будет сложнее объяснить, что такое комета, галактики и астероиды. Намного лучше продемонстрировать им просто картинки из энциклопедии «Астрономия для детей». Звезды и галактику воочию можно объяснить, показав в чистом небе Млечный путь. Это наша Галактика. Когда малыш подрастет, он сможет легко освоить что-то новое в такой науке, как астрономия. Частички от упавшего на Землю астероида встречаются в астрономических музеях. Кометы можно увидеть только в мощные телескопы.
Родителям нужно быть готовыми к тому, что ребенок задаст неожиданные вопросы. Если они не знают ответ, то лучше в этом честно признаться, а не отмахиваться или сочинять. Самое время вместе сесть всей семьей вечерком в плохую погоду дома и почитать энциклопедию.