Астрономия для детей – Астрономия для детей

Содержание

Астрономия для детей — материалы для занятий дома | Быть родителями

 

Астрономия — мне всегда был самой интересно слушать-смотреть-читать об устройстве Вселенной, о космических явлениях и их влиянии на нашу жизнь.

И вот, когда я решила начать заниматься с сыном — начали мы именно с астрономии — того, что интересно и мне.

Пришлось готовиться — ведь подача такого материала взрослому и ребёнку кардинально отличаются. Первый урок мы начали с просмотра части вполне серьёзного фильма о строении вселенной. Савве было интересно, но мне пришлось почти каждую минуту останавливать и объяснять.

Поняла ,что это неэффективно, да и сложновато для него. Хотя сам фильм мне понравился. Если вам для постарше интересно — в конце статьи.

Следующей находкой стали интересные книги об астрономии Евфрема Левитана. До этого у меня было некоторое затруднение в описаниях космических понятий — приходилось все время подбирать слова попроще. А здесь в художественной и увлекательной  форме даются понятия о вселенной. Рассказ идёт о детях — Альке и Свете, и их Папе, который дружит с гномом Кнопкиным, главным астрономом Царства гномов. Они наблюдают за Солнцем и Луной, учится различать созвездия. Кометы, метеориты, спутники, туманности, галактики и даже черные дыры… В общем, интересно 🙂

Вот какие книги Ефрема Левитана для малышей есть:

  • Серия “Астрономия для умненьких детей”:  [spoiler show=»книги в серии — открыть»]

Скачать эту серию можно здесь или купить (озон, Лабиринт и т.д.)  [/spoiler]

  • Как Алька с друзьями планеты считал
  • Странствия Альки и гномов по млечному пути
  • Сказочная Вселенная
  • Сказочные приключения маленького астронома
  • Сказочные приключения маленького астронавта
  • Звездные сказки. Моя самая первая книжка по астрономии
  • Путешествия по Вселенной. Моя первая книга
  • Малышам о звездах и планетах

После такого своеобразного урока я ставлю Савве еще мультик на ту же тему. Что-то из этого:

География для самых маленьких

Астрономия для малышей

Обучающий мультфильм про космос для самых маленьких

Советую смотреть вместе с ребёнком. Во-первых, иногда нужно объяснять всё равно, во-вторых, отслеживать неточности изложения (которые бывают) 🙂 

 

Для семейного просмотра вечером можно включить красивое

3D путешествие по солнечной системе:

Или

Документальный фильм «Все о космосе»:

Для более углублённого изучения посмотрите ещё сайт “Астрономия для детей”. Он для детей постарше, но если вдруг возникли сложности с объяснением некоторых понятий — можно в одном месте все почитать.

Вот так сейчас мы занимаемся астрономией. Если у вас есть чем поделиться на эту тему — пишите, я добавлю материалы.

[important]Еще по теме — статья «12 практических развивающих занятий на тему «Космос»[/important]

[help] 

jablogo.com

Астрономия для детей

Астрономия для детей, с какого возраста можно говорить об этой науке с ребенком? Для многих родителей становится сюрпризом, что детки сами начинают интересоваться астрономией. И тогда возникает вопрос – как маленькому человечку рассказать о таких серьезных вещах? Как и всё, о чем мы говорим с дошкольниками, данный предмет их интереса должен быть преподнесен только в игре.

Астрономия для детей

Космос всегда интересовал моего сына и уже в 1 год 9 месяцев он знал не только планеты солнечной системы, но и некоторые факты о них. Мой муж часто говорит, что если до 25 лет Александр не слетает хотя бы на Луну, он хочет чтобы сын вернул ему деньги за образование. Конечно же это в шутку и все мы это понимаем ;-)

.

Итак, мы начинаем курс игр по астрономии, через который я хочу вам показать, как далеко могут зайти наши чада, если им предоставить информацию по интересующей их теме. Все занятия будут проходить в игровой форме, уверена, что будет весело.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  1. Макет планеты Земля
  2. Игрушка магнитный конструктор
  3. Космос для самых маленьких
  4. Математическая игра для дошкольников

Астрономия для детей

Начну с небольшого отступления, утро в нашем доме может начаться вот так (это было пару недель назад):

– Мама, до моего дня рождения осталось два месяца?
– Да,
– Хорошо. Мама, ты подаришь мне телескоп, а ты папа космический корабль и я полечу открывать новые планеты и галактики.

И конечно же при этом лицо нашего сыночка  было самым серьезным, таким серьезным, что мы с мужем расхохотались в голос :-)

.

А бывало и ещё веселее:

На унитазе стоит подставка с тремя маленькими свечами. Заметила я, что одна из свечек с унитаза исчезла и закралось у меня подозрение, что погибла она смертью храбрых ;-) . В очередное высаживание, я задаю вопрос о том, где же свечка? На что получаю правдивый ответ, что мол упала в унитаз, а я её промыл. Объясняю, что так унитаз может засориться, поэтому ничего подобного в него падать не должно.

– Почему?
– Потому что если унитаз засорится, то всё что находится в сточных трубах придет к нам в квартиру.
– Почему?
– Потому что дырочка в унитазе не большая и если она закроется, то мы не сможем его промыть.
– Почему?
Тут меня позвал муж, Александру пора было делать свои дела и укладываться на тихий час. Я быстро ему ответила направляясь в соседнюю комнату к “старшему сыночку”:

– Потому что унитазная система такая.
– Не правда мама, есть только Солнечная система, а унитазной системы не бывает. Унитазы в космосе не летают!

Макет планеты Земля

Тему астрономия для детей мы проходили много раз, я отвечала интересу сына и всё время находила для него что-то новенькое.
Никогда бы не поверила, если бы мне сказали год назад, что книга “Вселенная” будет читаться нами в запой в возрасте около четырех лет. Но именно так оно и вышло, когда мы начали выходить из очень захватившей Александра темы Водная стихия. Дойдя до описания планеты Земля, Александр предложил:

– Мама, а давай сделаем такой бутерброд.

книга Вселенная 3D

Он конечно же имел ввиду съедобный бутерброд, но на тот момент у меня не было ничего подходящего в холодильнике и я предложила сделать его из пластилина. Дело было вскоре после обеда и я точно знала, что мы неголодны ;-)

. Лепили конечно вместе, рядом лежала наша книга открытая на странице “бутерброда”, чтобы мы могли сравнивать, обсуждать и ваять. Ну вот, макет планеты Земля и готов!

Макет планеты Земля

Но так хочется заглянуть вовнутрь, из чего состоит наша планета? И Александр даже занес нож для пластилина над макетом. Я предложила воспользоваться зубной нитью и разрез получился идеальным.

Строение планеты Земля

А потом конечно же началось дурачество :-p . Половинки планеты были цветными очками, затем Александр стал марсианином и в конце он решил из одной половинки сделать себе цветную машинку, а другую половинку сохранить, чтобы показать папе :angel: .

Планета Земля как бутерброд

Когда папа вернулся с работы, сын с восторгом принес ему свой шедевр и взахлеб хотел рассказать что это и из чего состоит. Но тут случилась незадача :eek:

. Кроме слов: планета Земля, жидкий, твердый, океаны и материки, он ничего не знал по-испански. Тогда мы вдвоем, постарались объяснить папе что именно перед ним находится, а чтобы Александр выучил данные слова по-испански мы их написали.

Это прекрасно подойдет и вам если вы хотите наглядно отобразить состав нашей планеты на русском, английском или каком-то другом языке. О наших занятиях иностранными языками, можно прочитать в рубрике Билингвизм.

Строение Земли на испанском

(фотографировала через 3 дня после того как делали поделку, пластилин немного рассохся)

Игрушка магнитный конструктор

Ну что же, игры с пластилином закончились, а спать ещё не хочется.  Решили продолжить чтение по теме астрономия для детей, но на этот раз Александр выбрал другую книгу First big book of space. Не успели начать, как на 8 странице он оживился:

– Мама, я буду строить ракету и полечу в космос!

Подумали как именно он хотел бы строить ракету, я честно сказать подумала, что хочет вернуться к пластилину, но нет, Александр выбрал игрушку магнитный конструктор. Наш чемоданчик я покупала в Амазон.

Данная игрушка у нас живет уже пару лет и она поистине универсальна, мы возвращаемся к ней при любой теме. Фигурки идеально крепятся к холодильнику, магнитной доске или чемоданчику в котором мы их и приобрели.

Игрушка магнитный конструктор

Я подумала, что на этом всё и закончится, но Александр принес книгу открытую на 8 странице и начал ваять свой шедевр.

Solar system book

Я сидела рядом и наблюдала, пытаясь понять, если это в тысячный раз будет складывание Солнечной системы воедино или что-то большее.

Солнечная система на магнитной доске

Да, это оказалось больше чем раньше. Интерес сына в последнее время касался карликовых планет и звезд. Кроме Плутона я признаться не знала ни одной карликовой планеты. Но это было до того как Александра стало завораживать любое упоминание о них в видео и книгах ;-) . Вот конечная работа того вечера. Она полностью сделана моим сыном, названия подписаны им же.

Солнечная система с карликовыми планетами

Как видно карликовая планета Церера (Ceres) находится между Марсом и Юпитером. После Плутона располагаются карликовые планеты Хаумеа, Макемаке и Эрис.

Астрономия для детей становится интересней с еще одной замечательной игрушкой – магнитная доска с солнечной системой. Она не занимает места, фигурки крепятся идеально, помимо планет есть туманность, комета, метеорит, космонавт с космическим кораблем. В общем всё, что может заинтересовать ребенка и поможет маме организовать его игру.

Магнитная игра солнечная система

Космос для самых маленьких

У меня давно была идея сделать сенсорную коробку на тему космос, но порой приходили мысли, что  Александр уже большой, а сенсорные коробки принято делать для самых маленьких. Поэтому я несколько раз откладывала идею. На этот раз я

www.millionairekids.ru

Занимательная астрономия для детей читать онлайн

Об издании

Ольга Шибка

Занимательная астрономия для детей

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

ЧТО ИЗУЧАЕТ АСТРОНОМИЯ

Астрономией называют науку, которая изучает все, что находится во Вселенной. Новую информацию о Вселенной получают, в том числе, и во время астрономических наблюдений.

Астрономические наблюдения проводят в обсерваториях. Обсерваторией называют специальное место или сооружение, где установлены приборы, с помощью которых учёные изучают звёзды, планеты и другие космические тела. Слово «обсерватория» переводится с английского как «наблюдение». В обсерваториях работают астрономы – это учёные, которые изучают Вселенную и её законы. Общая часть в словах «астрономия», «астроном» – «астро», в переводе на русский язык означает звезда.

Одна из самых древних обсерваторий, сооруженных людьми, – Стоунхендж, расположенный в Англии. Огромные валуны Стоунхенджа сложены так, чтобы можно было точно наблюдать движение Солнце в дни весеннего и осеннего равноденствий.

Древние жители Вавилона, Египта и Центральной Америки в качестве обсерваторий использовали пирамиды. Их основания сориентированы по сторонам света. Астрономические наблюдения в древнем мире проводили для того, чтобы точнее узнать время начала весны или зимы. На основании астрономических наблюдений жрецы составляли календари. Древние мореплаватели с помощью астрономических наблюдений могли определить свое местонахождение.

В Средние века во всех странах мира обсерватория считалась признаком образованности и богатства королевского двора. Самые известные астрономы Средневековья трудились на службе у ханов, герцогов и королей.

Астрономы наблюдают небесные тела с помощью специального прибора под названием телескоп. Это слово происходит от греческих слов «далеко» и «смотрю».

Телескоп увеличивает изображение далёкой планеты, словно приближает ее к глазу астронома. Первый телескоп соорудил итальянец Галилео Галилей 400 лет назад.

Астрономические наблюдения обычно проводят ночью. Для их проведения необходимо, чтобы на большом расстоянии вокруг обсерватории было темно, например, не было огней большого города. Тогда в телескоп можно рассмотреть даже очень слабые и далёкие небесные объекты.

Современные обсерватории строят высоко в горах, далеко от заселённых территорий. Перед тем, как строить новую обсерваторию, астрономы долго наблюдают за астроклиматом – так называют сочетание погодных и климатических условий, пригодных для работы обсерватории. Желательно, чтобы в выбранной местности на протяжении года было как можно больше ясных ночей.

Телескопы в обсерваториях стоят в специальных домиках. Сложные механизмы, управляемые компьютерами, позволяют даже большой и тяжёлый телескоп легко направить в любую точку небосвода.

Самые лучшие снимки звёздного неба получают на тех телескопах, над которыми находится самый тонкий слой воздушной оболочки Земли – атмосферы. Поэтому обсерватория есть и за пределами атмосферы – это автоматические космические станции. Такой телескоп, конечно, размещен уже не в домике, а в специальном космическом аппарате. Иногда космические наблюдения проводят космонавты, которые работают на Международной космической станции.

Ответь на вопросы и выполни задания:

1. Почему нельзя построить обсерваторию в самой глуши темного леса? (Ветви деревьев будут закрывать небосвод от наблюдателя.)

2. Какие ещё слова, кроме слова телескоп, ты знаешь с частичкой «теле-»? (телефон, телевизор, телефильм).

3. Нарисуй картинку с домиком для телескопа. Почему над входом в этот домик не может гореть фонарь? (Фонарь своим светом будет мешать астрономам наблюдать звёзды, потому что свет звезд слабее света фонаря.)

Отгадай загадки:

Стоит на горке круглый дом,

Не видно ночью света в нём.

За роем звёзд в полночный час

Следит неутомимый глаз.

(Обсерватория)

В него рассмотришь без труда

Далекий лес и города,

Планеты, звезды, край небес

И множество других чудес.

(Телескоп)

Звезды все наперечет

Знает мудрый…

(Звездочет)

КАК ПОЯВИЛАСЬ АСТРОНОМИЯ

В наше время у людей все реже появляется возможность внимательно присмотреться к небесному своду. Все меньше мест на Земле, где яркий свет ночных городов не мешал бы увидеть звезды. А в древности небесные светила были такой же частью повседневной жизни человека, как домашние животные, как леса и поля. Ведь в те времена небо было для людей и календарем, и компасом, и часами.

В разных странах и в разное время люди приходили к одному и тому же выводу: чтобы правильно спланировать, например, время начала сева или начало охоты, нужно запомнить какие-то приметы, которые помогут определить подходящей для этого момент времени. Такими приметами чаще всего становились фазы Луны и появление на небе ярких звезд. Постепенно стали накапливаться знания о том, как измерять время, появились первые календари. Слово «календарь» происходит от латинского слова «calare» – выкрикивать. За движением светил в Древнем Риме, как и в других странах древнего мира, следили жрецы. Главный жрец должен был громко выкрикивать новость о наступлении первого дня каждого месяца.

В Древнем Египте жизнь людей зависели от разливов реки Нил. Эта река заливала на несколько недель поля, орошая их и оставляя на них ил, хорошо удобрявший землю. Очень давно было замечено, что воды Нила начинают прибывать в середине лета, одновременно с появлением на утреннем небе самой яркой звезды – Сириуса из созвездия Большого Пса. Все работы, связанные с обработкой полей, прекращались и начинались «каникулы» – время, которое позже получило название от латинского имени звезды Сириус. Римляне называли эту звезду Canicula, что переводиться как «собачка».

Вот так и получилось, что необходимость предсказывать смену времен года и наступление сезонов привела к зарождению астрономических наблюдений и появлению науки астрономии.

Жрецы-звездочеты не только составляли первые календари, но также искали способы измерения времени за промежутки более короткие, чем год. По восходам и заходам Солнца определяли начало и конец дня. Хотя очень скоро стало понятно, что летом и зимой день имеет неодинаковую продолжительность. Зимой Солнце над горизонтом проводит меньше времени и 21 или 22 декабря наступает день зимнего солнцестояния – случается самая длинная ночь в году. Летом, 21 или 22 июня, ночь самая короткая, а световой день самый длинный, это – летнее солнцестояние. Два раза в год, 21 или 22 сентября и 21 или 22 марта, день и ночь имеют одинаковую продолжительность. Астрономы называют эти дни осенним и весенним равноденствием. Многие народы в древности начинали отсчет дней нового года со дня весеннего равноденствия. В России традицию встречать наступление Нового года в день весеннего равноденствия отменил царь Петр I.

Очень долго течение времени измеряли сменой лунных фаз. Постепенно люди придумали, что сутки можно разделить на равные промежутки времени – часы. Появились простейшие приборы для измерения времени.

Когда первые путешественники отправились через пустыню, оказалось что гораздо проще искать конечную цель путешествия, если есть надежные ориентиры. К такому же выводу пришли и первые мореплаватели. Такими ориентирами стали яркие звезды. Древние астрономы составляли первые карты звездного неба, давая названия звездам и созвездиям, нанося их на небесные карты и описывая их взаимное расположение.

Чем дальше развивалась астрономия, тем точнее становились календари, карты и часы.

Постепенно стало понятно, что астрономия может дать ответы на очень многие вопросы повседневной жизни и разрешить многие загадки мироздания, может помочь человеку определить его место во Вселенной. Чем дольше и внимательнее человек вглядывался в звездные дали, тем стремительнее шло развитие человеческой цивилизации.

Ответь на вопросы и выполни задания:

1. Хорошенько запомни название месяцев: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Эти названия пришли к нам из Древнего Рима, люди в разных странах пользуются ими уже больше двух тысяч лет.

2. Давно было замечено, что не все звезды одинаково хорошо видны в разную погоду. Оказалось, что сквозь дымку или слабый туман лучше всего виден свет звезд, имеющих желтоватый или красноватый цвет. Такие звезды назвали навигационными. По ним и ориентировались в старину мореплаватели и путешественники. Присмотрись к свету светофоров. Почему на них используют зеленый, желтый и красный цвет? (Потому что эти цвета лучше других видны даже в пасмурную погоду. А вот в Космосе звезд зеленого цвета нет)

3. Внимательно понаблюдай за движением стрелок на часах. У всех часов стрелки движутся в одну и ту же сторону, такое направление движения называют «по часовой стрелке». Нарисуй цветик-семицветик и разукрась все лепестки в разные цвета: первый – красный, второй, по часовой стрелке, – оранжевый, третий – желтый, четвертый – зеленый, пятый – голубой, шестой – синий, седьмой – фиолетовый. А теперь назови эти цвета в другом направлении – против часовой стрелки.

Отгадай загадки:

Семь братьев чередой

Идут домой.

Как последний зайдет,

Так и первому черед.

(Дни недели)

Он в дом заходит в Новый год

И радость праздника несет.

Он открывает календарь

И называется…

(Январь)

Висят две стрелки как усы

У них совсем не для красы,

И день, и ночь они идут,

А глянешь – снова тут как тут.

(Часы)

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ – НАМЕК

Дети любят сказки. Волшебство и фантазия авторов и рассказчиков превращают реальные события и персонажей в сказочных героев, которые переживают удивительные и увлекательные приключения.

Сказки учат детей тому, как нужно вести себя в разных ситуациях, объясняют происходящее в окружающем их мире. Но есть и другие сказки, в них сохранились древние представления о звездах, Солнце и других небесных телах. Такие сказки символически описывали устройство Вселенной, чтобы легче было запомнить названия и расположение светил, закономерности их появления на небосводе. Ведь в прежние времена было очень мало грамотных людей, которые могли бы прочитать записи, сделанные в книгах звездочетами и жрецами.

Древние пастухи подолгу смотрели на небо, на движение Солнца и звезд, и у них складывалось впечатление, что все небесные тела движутся по хрустальному куполу неба, на котором кто-то укрепил светила. Теперь мы знаем, что это не так.

Появление нашего мира, разделенного на земную и небесную твердь, древние славяне, например, объясняли тем, что Мышка хвостиком махнула и разбила золотое яичко, которое снесла Небесная Птица – Курочка Ряба. Из одной половинки яйца появились суша и моря, а из второй – небо и Солнце.

Наблюдатели древности понимали, что Солнце – главный небесный герой, что от его тепла и света зависит жизнь всего на Земле. И именно Солнце превращалось в отважного путешественника, который попадал в разные истории, совершал подвиги, общался с другими жителями верхнего, небесного мира.

Когда с наступлением холодов Солнышко все реже появлялось на небе, казалось, что оно умирает. Но весной приходило тепло, Солнышко снова выкатывалось на небосвод и дарило людям жизнь, свет …

knigogid.ru

Астрономия для детей

Спасибо за то, что вы посетили нашу страницу в интернете. Сейчас вы находитесь на сайте o-kosmose.net.  Если вы хотите постичь основы астрономии на доступном для детей языке и узнать о звездах еще больше, то вы попали туда, куда нужно.

Каждый может начать знакомиться с информацией на сайте, выбрав один из ниже перечисленных разделов. Если вы не определились с выбором, следует посетить карту сайта. Здесь представлены все подразделы науки о Вселенной в форме, удобной для восприятия детям. Если вы путешествуете по страницам сайта и немного запутались в информации, то необходимо воспользоваться поиском, который расположен в верхнем правом углу.

Итак, приступаем. Вы спрашиваете: что такое Астрономия для детей? Как объяснить ребенку о космосе? Вот наше лучшее определение: Астрономия – это наука, изучающая космическое пространство и объекты, находящиеся в нем, а также происходящие изменения со звездами и галактиками. Наука включает не только изучение процессов, протекающих на Земле и в нашей Солнечной системе. Астрономия занимается изучением всех планет, объектов и частиц энергии, движущихся по Вселенной. 

Так откуда к нам пришло слово «космос»?  На самом деле это греческое слово, которое  обозначает упорядоченность и взаимосвязь Вселенной. Изучая нашу страницу «Астрономия для детей», вы много узнаете и откроете нового для себя о взаимосвязи различных небесных тел.

Но с чего же начать? В космосе существует множество планет, спутников, звезд, систем и галактик. Мы начнем свой обзор с Солнечной системы и объектами в ней и конечно все будет написано на доступном для детей языке.  Взгляните! 


Окрестности Солнца захватывающее место. Солнечная система полна планет, спутников, астероидов, комет, малых планет  и многих других интересных объектов. Дети, вы можете узнать об Ио — взрывном спутнике, которой вращается вокруг планеты Юпитер  или исследовать гигантские каньоны и пустыни на поверхности Марса, а также многое другое в нашем разделе: «Солнечная система. Объяснение для детей». Вы можете начать свое путешествие по Солнечной системе, узнать о ее происхождение и изучить ее свойства  нажав на ссылку выше или сразу перейти к изучению планет:

o-kosmose.net

Курс «Астрономия детям» от 5 лет

Занятие 2

Тема: «Историческая справка».

Программные задачи:

  1. Уточнить и конкретизировать имеющиеся сведения о возникновении астрономии.
  2. Раскрыть перед детьми перспективу познания: «Сегодня я вам расскажу об истории возникновения астрономии».
  3. Повторить факты и сведения о древней науке астрономии, которые узнали на предыдущем занятии: «Что за наука астрономия?», «Что изучает астрономия?», «Что такое звезды?», «Как называют людей, которые изучают астрономию?».
  4. Передать новые знания: «Какими были первые сведения о Космосе?», «Как люди представляли себе небесную сферу?», «Одни из первых астрономических приборов», «Возникновении нашего мира в мифологии»
  5. Расширить словарь детей на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом понятий.
  6. Введение слов, обозначающих элементарные понятия: телескоп, обсерватория, звездочет.

Методические приемы:

Словесные:

а) проблемные вопросы;

б) уточняющие вопросы;

в) рассказ педагога;

г) домашнее задание: придумать свой собственный девиз.

Практический:.

Наполнение сенсорной коробки (на каждом занятии)

Поделка «Телескоп» из картона и фольги

Рисунок домика с телескопом

Провести опыт с линзой

Наглядный:

Карта звездного неба.

Проектор звездного неба

Ход:

Приветствие:

Приглушается свет, все садятся в круг. Начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1 пуск – подпрыгиваем, садимся на свои места.

Вводная часть, передача новых знаний:

 Астрономия – это наука, изучающая космическое пространство и объекты, находящиеся в нем, а также происходящие изменения со звездами и галактиками. Изучая астрономию, мы узнаем, что происходит в космосе. Но космос настолько огромный, что все великие ученые до конца не разгадали его тайны!

Так откуда к нам пришло слово «космос»?  На самом деле это греческое слово, которое обозначает упорядоченность и взаимосвязь Вселенной.

Но с чего же начать знакомство с космосом? В космосе существует множество планет, спутников, звезд, систем и галактик. Мы начнем своё научное путешествие с просмотра мультфильма про Космос.

Видео:

Фрагмент мультфильма «Почемучка. Как появилась наша Вселенная» примерно на 5 минут.

Продолжение рассказа:

Люди с древних времен наблюдали за Солнцем, Луной, звездами. Со временем места, откуда велись регулярные, астрономические наблюдения стали называть обсерваториями.

Показ на экране обсерватории. Обсуждение ее формы, расположения.

С появлением телескопов потребовалось строить специальные здания. Такие здания легко узнать: вместо крыши у них вращающийся купол с раздвижными стенами для телескопа.

(Показ «экспонатов» — иллюстраций видов нескольких обсерваторий.)

— Первый телескоп изобрел итальянский ученый Галилео Галилей, который был установлен на одной из башен в Венеции. (Показ портрета ученого и его изобретения.)

первые телескопы имели вид трубы, в которую с двух концов были вставлены линзы – увеличительные стекла (показ линз). Со временем люди научились строить огромные линзовые телескопы – в несколько раз больше человеческого роста. Но они были громоздкими и давали небольшое увеличение.

Опыт:

Каждому ребенку по очереди дается очень мелкое изображение и лупа. Смотрим на картинку без лупы, потом через нее. Делаем вывод, что линзы увеличивают изображение.

Продолжение рассказа:

Позднее появились телескопы, в которых изображение увеличивалось в тысячи раз. Человек без приборов может видеть 5000 звезд, а с помощью телескопа – гораздо больше.

Сейчас ученые изобрели космические телескопы (показ иллюстраций), радиотелескопы (показ иллюстраций). Они в десятки тысяч раз лучше оптических телескопов и могут многое рассказать нам о далеких звездных мирах.

Вопросы:

1. Почему нельзя построить обсерваторию в самой глуши темного леса? (Ветви деревьев будут закрывать небосвод от наблюдателя.)

2. Какие ещё слова, кроме слова телескоп, ты знаешь с частичкой «теле-»? (телефон, телевизор, телефильм).

3. Нарисуй картинку с домиком для телескопа. Почему над входом в этот домик не может гореть фонарь? (Фонарь своим светом будет мешать астрономам наблюдать звёзды, потому что свет звезд слабее света фонаря.)

Пальчиковая гимнастика «Космос»

Мы космический отряд

Очень дружных пять ребят

— Гагарин

— Титов

— Леонов

— Комаров

— женщина, а не мужчина

Терешкова Валентина

Творчество:

Рисунок домика с телескопом.

Рассказ педагога:

Какими были первые сведения о Космосе и нашей планете?

На что похожа Земля?

В древности люди считали Землю плоской, подобно блину или полукруглой, словно горбушка хлеба, лежащей на трёх слонах, которые в свою очередь стоят на огромной черепахе. Черепаха плыла в необозримо огромном океане. Когда случались землетрясения, люди полагали, что это морское чудовище бьёт хвостом и вызывает волны, которые качают плоскую землю. Над землёй, подобно натянутому потолку, располагалось небо с множеством звёзд. 

Какой формы Земля на самом деле?

Земля похожа на шар, но не обладает формой идеального шара. Ещё великий английский учёный Исаак Ньютон предполагал, что Земля должна быть сплюснута у полюсов из-за действия силы тяжести.

Но на самом деле Земля —  не строгая геометрическая фигура, на ней есть многочисленные выступы — горы, впадины — моря и океаны.

Физкультминутка «Космонавты»

Один, два, три, четыре, пять
В космос мы летим опять
Отрываюсь от земли
Долетаю до луны
На орбите повисим
И опять домой спешим

Ходьба на месте
Соединить руки над головой
Подпрыгнуть
Руки в стороны, покружиться
Покачать руками вперед-назад
Ходьба на месте

Творчество:

Телескоп из картона и фольги

Вопросы:

Отгадай загадки:

Стоит на горке круглый дом,

Не видно ночью света в нём.

За роем звёзд в полночный час

Следит неутомимый глаз. (Обсерватория)

 В него рассмотришь без труда

Далекий лес и города,

 Планеты, звезды, край небес

И множество других чудес. (Телескоп)

 Звезды все наперечет

 Знает мудрый… (Звездочет)

Вопросы по занятию:

Какими были первые сведения о Космосе и нашей планете?

На что похожа Земля?

Какой формы Земля на самом деле?

А хотите еще узнать что-то новое, интересное о науке астрономии?

Прощание:

 «Будем в космосе летать».

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5.

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе летать.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля, пока!

(Дети машут кистью руки, прощаясь)

До свидания друзья!

nsportal.ru

НИИ Эврика. Астрономия для дошкольников

Здравствуйте, уважаемые взрослые! Наверное, нет на земле человека, который был бы равнодушен к звёздам. Поэтому естественно, что наши малыши тоже любуются загадочными небесными светилами на тёмном небе, фантазируют и засыпают близких множеством вопросов. Какая наука поможет ответить на них просто и не искажая сути? Конечно, это астрономия для дошкольников. О ней и пойдёт речь в этой статье.

Что изучает астрономия?

Эта древнейшая наука посвящена изучению:

  • планет;
  • звёзд;
  • созвездий;
  • галактик;
  • движений небесных тел;
  • явлений, возникающих в результате вращения небесных тел.

Итак, как же познакомить малыша с объектами космического пространства?

Беседуем о небесных телах

Пришло время более подробно рассказать малышу о планетах и звёздах. А вы знали, уважаемые взрослые, что это не одно и то же?

Звёзды

Попросите малыша взглянуть на тёмное небо. Там столько маленьких ярких точек! Расскажите, что на самом деле это огромные шары газа, чем-то напоминающие Солнце. Просто находятся они от нас очень далеко. Какие из них самые яркие?

  • Сириус;
  • Полярная звезда.

А какая из них самая важная для нас?

  • Солнце. Именно от него зависит жизнь на Земле. Его поверхность очень раскалённая, поэтому тепло доходит до нас, несмотря на большое расстояние. Давайте сравним нашу планету с Солнцем. Их размеры отличаются очень сильно, примерно как размеры горошины и арбуза.

Звёзды на небе образуют узоры, которые называются созвездиями. У них есть названия:

  • Северный крест;
  • Северная корона;
  • Лира;
  • Дракон;
  • Большая и Малая Медведицы;
  • Орион;
  • Лебедь;
  • Кассиопея.

И много-много других.

Изучаем созвездия по карточкам

Как помочь ребёнку хорошо запомнить названия и внешний вид созвездий? Сделайте вместе с ним набор дидактических карточек, состоящий из картинок и названий. Созвездия вы можете распечатать сами и наклеить на картон, а можете нанести точки-звёздочки на бумагу и попросить ребёнка нарисовать контур.

Отдельно сделайте карточки с названиями созвездий. Разложите их перед малышом и попросите его вытащить одну карточку с изображением. Теперь пусть он попробует сам подобрать карточку с правильным названием. Таким образом вы отлично потренируете память вашего малыша.

Планеты

Вокруг Солнца вращается 9 небесных тел. Круги, по которым они движутся, называют орбитами. Также у каждой планеты есть ось. Это линия, которая пронизывает небесное тело через его центр. На самом деле этой линии не существует, но её придумали учёные, чтобы было легче представить, как происходит вращение. Прочитайте крохе стихотворение А. Хайта:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
И девятая планета
Под названием Плутон.

Макет Солнечной системы

Изготовьте вместе с ребёнком мобиль с Солнцем и планетами и повесьте его над детской кроватью. Фигурки ракеты и космонавта также будут смотреться очень уместно. Самые простые материалы для такой поделки — картон, леска, карандаши, фломастеры и цветная бумага. Небесные тела также можно изготовить из пластилина, глины, солёного теста, ткани с наполнителем и других материалов.

Ещё один увлекательный способ изготовления планет — из ниток. Для этого надуйте 10 воздушных шариков разных размеров и поочерёдно обмажьте их клеем. Затем быстро, пока клей не засох, обмотайте их нитками соответствующих цветов. Подождите, пока клей высохнет и нитки станут твёрдыми, а затем проткните шарики и аккуратно избавьтесь от них. Роль Солнца может выполнять как отдельный шарик, так и люстра в центре комнаты.

Чем же отличаются планеты друг от друга и как они располагаются относительно Солнца? Давайте рассмотрим поподробнее:

  • Меркурий. Это самая маленькая планета Солнечной системы. Она находится ближе всего к Солнцу. Его поверхность напоминает пустыню и покрыта множеством глубоких кратеров. Это углубления, которое образовались в результате падения метеоритов — маленьких небесных тел.
  • Венера. Она — вторая от Солнца и находится ближе всего к Земле. Ребёнок 6–7 лет уже сможет понять, что Венера вращается в сторону, противоположную движению по орбите. Вокруг своей оси она двигается очень медленно. Именно поэтому сутки здесь длятся дольше, чем год.
  • Земля. Мы живём на третьей планете от Солнца. По размерам она больше только Меркурия и Венеры. Только здесь есть атмосфера, содержащая кислород, целые океаны воды и жизнь во многих проявлениях. А как рассказать малышу, что же такое атмосфера? Покажите это на примере варёного яйца и объясните, что атмосфера — это защитный слой, который окружает Землю, словно белок яйца, окружающий желток.
  • Марс. Его часто называют «красной планетой». Он имеет такой оттенок из-за пыли кремния, железа и магния. Для зарождения жизни на Марсе не хватает только воздуха.
  • Юпитер. Это самая крупная планета Солнечной системы. Она не твёрдая, а газообразная. Юпитер и Венера — самые яркие огоньки на звёздном небе.
  • Сатурн. Это тоже один из гигантов Солнечной системы.  Его особенность — кольца вокруг газообразного шара. На поверхности Сатурна дуют очень сильные ветры.
  • Уран. Он вращается, подобно Венере. То есть вокруг своей оси движение происходит в одну сторону, а вокруг Солнца — в другую. Его также окружают несколько колец, как и у Сатурна.
  • Нептун. Он представляет собой огромный газообразный шар, окружённый кольцами. Здесь дуют самые сильные ветры Солнечной системы, которые могут снести всё на своём пути.
  • Плутон находится дальше всего от Солнца. На нём много горных вершин, похожих на земные рельефы.
Спутники

Спутники — это небесные тела, которые вращаются вокруг планет. У Земли тоже есть свой спутник — Луна. Однажды на ней побывали люди. Она оказывает сильное влияние на природу Земли и живые организмы, а также даёт слабый свет ночью. Расскажите малышу, что Луна не светит. Она видна на небе из-за того, что её освещает Солнце.

Земля и её движение вокруг Солнца

Какими бы манящими нам ни казались далёкие небесные светила, именно Земля является для нас родным домом. Расскажите малышу об этом, прочитав стихотворение Я. Акима «Берегите свою планету»:

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету —
Ведь другой
Похожей нету!

Давайте подробнее поговорим с малышом о движениях нашей планеты и обсудим, к чему это приводит:

  • Она вращается вокруг своей оси. Из-за этого одна часть планеты освещается Солнцем, а другая прячется в тень. Возьмите фонарик и мячик и выключите в комнате свет. Поставьте фонарик на стол и включите его, а рядом положите мячик. Обратите внимание ребёнка на освещённую сторону мячика и на его затенённую часть. Расскажите малышу, что так же происходит с Землёй. Когда мы попадаем в тень, то у нас наступает ночь, а когда мы находимся в солнечных лучах, то наступает день.
  • Но ещё Земля движется по орбите вокруг Солнца. При этом ось нашей планеты имеет наклон по отношению к орбите. Чтобы показать это наглядно, нарисуйте на мячике фломастером линию, подобную экватору, а затем положите его так, чтобы линия по отношению к поверхности стола находилась под углом примерно 23 градуса. Расскажите ребёнку, что Земля движется вокруг Солнца в таком положении. При этом южное и северное полушария освещаются неодинаково. Где солнечных лучей больше, туда приходит лето, а куда попадает меньше света, там наступает зима.
Итак, как же отличить планеты?
  • Они вращаются вокруг звёзд.
  • Их размеры всегда меньше размеров звезды.
  • Звёзды излучают свет, а планеты отражают его. На тёмном небе планеты светятся ровным светом, а звёзды мерцают.
Почему в городе мы видим меньше звёзд, чем на природе?

Потому что в городе есть много искусственного освещения, которое затмевает свет звёздного неба. Да и высокие строения не позволяют рассмотреть его в полной мере.

Как ещё помочь ребёнку узнать больше об астрономии?

Хотите увлекательно провести время вместе с малышом? Тогда предложите ему соответствующие видео, мультфильмы и литературу:

  • Мультфильм «Астрономия для малышей».
  • Мультфильм «Про космос для самых маленьких».
  • Е. Качур «Увлекательная астрономия. Детские энциклопедии с Чевостиком». Для детей от 5 до 8 лет.
  • В. Нищев, Н. Нищева «Весёлая астрономия для дошкольников».
  • Г. Дядина, А. Усачёв «Звёздная книга».

Малыш и астрономия: в чём польза?

Астрономия даёт целостные познания об устройстве мира и развивает в детях много полезных навыков:

  • любознательность;
  • воображение;
  • мышление без границ;
  • понимание ценности жизни;
  • ощущение себя частичкой бескрайней Вселенной.

Ну что, вы готовы покончить со своими пробелами в астрономии и поделиться знаниями с вашим малышом? Верим, что да. В таком случае вы проведёте много незабываемых минут вместе. Ну а мы будем рады снова встретиться с вами на страницах нашего сайта!

nii-evrika.ru

Астрономия для детей! Учимся играя!!! znamus.ru

Что можно увидеть в телескоп

В зависимости от модели телескопа, в него можно рассмотреть несколько сот различных небесных объектов. Это планеты, звезды, галактики, астероиды, кометы.

Астероиды (малые планеты) – это большие куски скальной породы, иногда содержащие металл. Большинство астероидов вращается вокруг Солнца между Марсом и Юпитером.

Кометы – это небесные тела, которые имеют ядро и светящийся хвост. Чтобы малыш смог хоть немного представить себе эту “хвостатую странницу”, расскажите, что она похожа на огромный снежок вперемешку с космической пылью. В телескоп кометы видны как туманные пятна, иногда со светлым хвостом. Хвост всегда развернут от Солнца.

 Даже в самый простой телескоп можно хорошо рассмотреть кратеры, расщелины, горные цепи и темные моря. Лучше всего наблюдать за луной не в полнолуние, а в одну из ее фаз. В это врем можно рассмотреть гораздо больше деталей, особенно на границе света и тени.

Планеты. В любой телескоп можно увидеть все планеты Солнечной Системы, кроме самой отдаленной – Плутона (он виден только в мощные телескопы). Меркурий и Венера, так же как и Луна, имеют фазы, когда они видны в телескоп. На Юпитере можно рассмотреть темные и светлые полосы (которые являются поясами облаков) и гигантский вихрь Большое Красное Пятно. Из-за быстрого вращения планеты, ее внешний вид постоянно меняется. Хорошо видны четыре гелиевых спутника Юпитера. На загадочной красной планете Марс в хороший телескоп можно рассмотреть белые ледяные шапки на полюсах. Знаменитое кольцо Сатурна, которое так любит рассматривать на картинках детвора, тоже отлично видно в телескоп. Это потрясающая картинка. Обычно хорошо виден и самый крупный спутник Сатурна Титан. А в более мощные телескопы можно рассмотреть щель в кольцах (щель Кассини) и тень, которую отбрасывают кольца на планету. Уран и Нептун будут видны, как маленькие точки, а в более мощные телескопы – как диски.

Между орбитами Марса и Юпитера можно наблюдать множество астероидов. Бывает, попадаются и кометы.

Звездные скопления. По всей нашей галактике расположено множество звездных скоплений, которые делят на рассеянные (значительное скопление звезд на некотором участке неба) и шаровые (плотная группа звезд, имеющая форму шара). Например, хорошо видное невооруженным глазом созвездие Плеяд (семь маленьких звездочек, прижавшихся друг к другу) в окуляре даже самого простого телескопа превращается в сверкающее поле из сотни звезд.

Туманности. По всей нашей галактике разбросаны скопления газа. Это и есть туманности. Обычно, они подсвечиваются соседними звездами и представляют собой очень красивое зрелище.

Галактики. Это огромные скопления миллиардов звезд, отдельные “острова” Вселенной. Самая яркая галактика ночного неба – Галактика Андромеды. Без телескопа она выглядит, как слабое неясное пятно. В телескоп можно разглядеть большое эллиптическое светящееся поле. А в более мощный телескоп видна структура галактики.

Солнце. Смотреть на Солнце через телескоп, если он не снабжен специальными солнечными фильтрами, категорически нельзя. Объясните это ребенку первым делом. От этого телескоп выйдет из строя. Но это пол беды. Есть один грустный афоризм о том, что на Солнце в телескоп можно посмотреть всего два раза в жизни: один раз правым глазом, второй раз – левым. Такие эксперименты действительно могут привести к потере зрения. И лучше в дневное время не оставлять телескоп в собранном виде, что бы не искушать маленького астронома.

Кроме астрономических наблюдений, большинство телескопов позволяет наблюдать и за наземными объектами, что тоже может быть весьма интересно. Но, куда важнее, не столько сами наблюдения, сколько совместное увлечение малыша и родителей, общие интересы, которые делают дружбу ребенка и взрослого крепче, полнее и интереснее.

Чистого вам неба и удивительных астрономических открытий!

Источник >>

znamus.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *