Астрономия для детей энциклопедия – . ( . 8)

Содержание

12 книг по астрономии для детей

Ваш ребенок смотрит на небо с мечтательной тоской и спрашивает у вас, насколько большая Вселенная, а вы ему и ответить не можете? Спрашивает, сколько спутников в сумме у всех планет нашей звездной системы? И тут снова ему нечего сказать… Чтобы не казаться в глазах детей неучем, предлагаем вам ответы на все эти вопросы. Конечно, в виде книг.

Ко дню астрономии, который будет 29 апреля, редакция Tlum.Ru собрала для вас и ваших детей 12 интереснейших книг на эту тему. Тут и энциклопедии, и рассказы космонавтов, и сказки — на любой возраст и вкус.

«Увлекательная астрономия. Детские энциклопедии с Чевостиком» (Елена Качур)

Издательство: Манн, Иванов и Фербер

Эта книга для звездочетов дошкольного и младшего школьного возрастов. В путешествие в обсерваторию с ними отправится Чевостик — сказочный персонаж-почемучка, живущий в библиотеке у всезнающего дяди Кузи. Вместе они расскажут читателям про ночное небо, рассмотрят в телескоп всю Солнечную систему и ответят на множество вопросов. Например, как определить растет месяц или убывает, в чем разница между метеорами и метеоритами и как далеко ты можешь прыгнуть, находясь на Луне.

«Веселая астрономия для дошкольников» (Валерий Нищев, Наталия Нищева)

Издательство: Детство-Пресс

Ознакомительная книга по веселой астрономии для маленьких исследователей. Тут есть стихотворения, красочные рисунки и схемы. Сколько всего планет, почему на Земле есть жизнь, а больше нигде ее нет, какие спутники кроме Луны бывают и так далее. Хороший выбор для первого ознакомления ребенка с темой космоса, планет и Солнечной системы.

«Профессор Астрокот и его путешествие в космос» (Доминик Воллиман)

Издательство: Манн, Иванов и Фербер

Профессор Астрокот знает ответы на все вопросы вашего ребенка. Как рождаются звезды, есть ли жизнь на Марсе, куда скрывается на ночь Солнце и что такое атмосфера. Кошачье любопытство не дает ему сидеть на месте, и он приглашает юных читателей в далекое и очень интересное путешествие! Вместе вы точно сможете разгадать все загадки Вселенной!

«Звездная книга» (Галина Дядина, Андрей Усачев)

Издательство: Детское время

Самое большое количество восторженных отзывов именно об этой книге. Это азбука астрономии в стихах. Конечно, здесь больше стихов, чем информации, но ведь так все гораздо лучше запомнится и детям, и их родителям. В книге собрано множество удивительных фактов, новое для себя узнают даже взрослые. На каждую букву — свой стих и буквы «ь, ъ, ы» не пропущены. Хотите узнать: «Но как?!». Тогда обязательно прочтите!

«Звездное небо. Путешествие в ночное небо. Звезды, планеты, галактики (+ карта звездного неба)» (Майкл Дрисколл)

Издательство: Аванта+, АСТ

Ваш ребенок уже немного знает о звездах и космосе, но хочет узнать еще больше? Тогда эта книга для вас. Что же там наверху и почему это так важно? Как происходят приливы и отливы, почему мы можем дышать на Земле, но не можем в космосе, как построить ракету? Огромным плюсом является то, что к книге прилагается большая карта звездного неба, по которой можно изучать созвездия.

«Знаниус. Музей занимательных наук. Что такое астрономия и зачем она нужна?» (редактор А. Полбенникова)

Издательство: ЭКСМО

В этот набор входят две книги, но сегодня мы говорим об астрономии, поэтому сосредоточимся на первом томе. Здесь вы не встретите скучных фактов, только увлекательное, познавательное и, конечно, с картинками. А еще — это отличный учебник по астрономии от древности до настоящего времени. Ведь раньше небо представляли себе совсем по-другому… Кроме того, с помощью этого пособия вы сможете попробовать смастерить необычные астрономические приборы и провести эксперименты. Это не так сложно, как кажется!

«Вопросы и ответы о космосе» (Кэти Дэйнс)

Издательство: Робинс

А в космосе всегда темно? А какие они, инопланетяне? А почему днем нет звезд? А почему планеты не падают? А почему Земля вертится? Ответы для маленьких почемучек находятся в этой книге. Здесь есть специальные створки с познавательной информацией, подборка любопытных фактов и просто много-много всего интересного. Подойдет для детей от 3 лет.

«Космос. Детская энциклопедия (+ 32 магнита и космическая карта)» (Адель Педрола)

Издательство: Азбука-Аттикус, Machaon

Для тех, кому просто читать недостаточно, эта книга предлагает пройти викторину, а заодно поиграть. Например, сложить из магнитиков ракету. В таком виде ребенок точно запомнит основные вопросы, касающиеся космоса и астрономии, и больше не будет мучить вас расспросами. Самые важные факты о мире, планетах и космонавтике под одной обложкой.

«Большая энциклопедия космоса» (Andrew Fraknoi)

Издательство: ЭКСМО

Отправимся в путешествие вместе с героями Disney. В компании Гуфи и Микки Мауса вам точно будет веселее. Любимые персонажи расскажут, сколько колец у Сатурна, могут ли люди жить на Венере, из чего состоит Солнце, что происходит внутри черных дыр, как возникла Вселенная и так далее. В книге малышей ждут не только картинки, но и красочные фотографии, сделанные спутниковыми аппаратами.

«Космос и земля. Уникальная иллюстрированная энциклопедия для детей» (Eduardo Banqueri)

Издательство: Аванта+, АСТ

Космос — штука интересная, книга — вещь хорошая, но как же хочется изучить все самому… Это пособие может помочь вам в самостоятельном исследовании. Здесь рассказано, как устроена обсерватория, как пользоваться телескопом, как правильно наблюдать за затмением и так далее. А кроме того вы получите советы от бывалых путешественников о том, как ориентироваться по звездам и нарисовать карту созвездий без помощи родителей!

«Angry Birds. Космос» (Эми Бриггс)

Издательство: ОГИЗ, АСТ

В этот раз гидами в путешествии к далеким планетам станут знаменитые Angry Birds. Если ваш ребенок фанат этих злых птичек, не сомневайтесь, книга ему понравится! Вместе с ними вы побываете на всех планетах Солнечной системы и узнаете много нового про звезды, туманности и галактики. Вот как далеко на этот раз «запульнуло» птичек!

«Один день в космосе» (Юрий Усачев)

Издательство: Росмэн

Конечно, это книга не совсем про астрономию, она про космонавтику, но мы не удержались. Ее написал настоящий космонавт — Юрий Усачев, который рассказывает о том, как живет международная космическая станция, развенчивает мифы о жизни космонавтов и сопровождает все это реальными фотографиями. Это настоящая экскурсия по МКС, после которой вопрос «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» будет звучать как минимум странно. И так понятно.

Приятного чтения!

 

Интересное по теме:
Что подарить любителю космонавтики?
С чего начинается космос?

tlum.ru

7 необычных книг, которые увлекут детей астрономией

Стоит поднять глаза и увидеть звёздное небо, как в голове сразу возникают тысячи вопросов: сколько на небе звёзд, как найти то или иное созвездие и при чём здесь вообще медведи? Если вы хотите вместе с детьми узнать ответы на эти и многие другие вопросы, связанные со звёздами, тогда познакомьтесь с этой подборкой увлекательных книг о столь древней и совершенно нескучной науке астрономии.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. «Сказочные приключения маленького астронома», Ефрем Левитан

Среди огромного количества детской научно-популярной литературы не так много художественных книг, в частности, рассказов и сказок о звёздах, космосе и Вселенной. Но среди того малого, что мне известно, особенно выделяются повести известного педагога Ефрема Левитана. Его книги настолько интересны и любимы читателями, что до сих пор регулярно переиздаются как на русском, так и на других языках. С их помощью дети в простой, а самое главное — сказочной игровой форме, знакомятся с основами астрономии, тайнами звёзд и планет и получают ответы на множество интересующих их вопросов.

Герою этой сказки необычайно повезло — с ним разговаривали Солнце и Луна, кометы и звёзды, луч света и сам Повелитель времени. Именно от них Серёжка и узнал, как устроена наша прекрасная Вселенная. В своих размышлениях и последующих рассказах он знакомит читателей с созвездиями, фазами луны, парадом планет, строением Солнечной системы, Туманностью Андромеды и всем тем, что не даёт покоя, когда смотришь на небо и звёзды.

Книга написана очень лёгким языком, и это несмотря на обилие терминов. Да, здесь нет ни сухих энциклопедических данных, ни поединков на тему, кто, когда и как первым оказался в космосе. Зато есть множество волшебных, тёплых и очень увлекательных историй.

Для кого эта книга. Для дошкольников и ребят младшего школьного возраста; для всех тех, кто не боится разговаривать со звёздами.


2. «Тайны нашего солнышка», Ефрем Левитан

Ещё одна научно-популярная детская энциклопедия Левитана по астрономии, написанная в сказочной форме.

Можно ли просто и увлекательно рассказать о такой сложной науке как астрономия? Левитану всегда казалось, что не только можно, но и нужно. В доказательство этого он написал множество книг о тайнах звёзд и планет для самых маленьких читателей, а их героями сделал собственных детей — Альку и Свету.

Из познавательных диалогов с папой ребята узнают о том, что такое Солнце и как оно катится по небу, что умеет Лучик, что делает Солнце, когда возмущается, а также о том, почему люди когда-то боялись Солнца.

Вместе с героями книги им предстоит делать невероятные открытия, ставить необычные опыты, узнавать, что такое протоны и нейтроны, и узнавать, с какой скоростью бегает солнечный лучик. А помогать в этом им будут сказочные гномы Кнопкин и Недоучкин.

Для кого эта книга. Для ребят от пяти лет и старше; для всех тех, кто любит необычные философские сказки и рассказы о космосе.


3. «Легенды ночного неба. Истории народов мира о созвездиях»

Ещё задолго до первых попыток сосчитать звёзды наблюдатели разделили небо на определённые участки, проложив между ними невидимые границы. При этом определённые группы звёзд с характерным рисунком назвали созвездиями и присвоили им имена, которые чаще всего увековечивали имя бога или любимого героя. У разных цивилизаций границы созвездий и их названия были разными, что отражало их национальные особенности. Например, мы пользуемся знаниями и достижениями древних цивилизаций Средиземноморья. Именно поэтому в нашем языке среди названий звёзд и планет так много греческого.

В этой книге собрано больше двадцати мифов и легенд, которые наши предки передавали друг другу из поколения в поколение, и которые сочиняли, глядя на ночное небо. Например, легенда о том, что звёзды по небу рассыпал Чёрный Бог или что Малый Пёс — вовсе не пёс, а лиса, а Лебедь, летящий сквозь вечность по млечному Пути, который когда-то был человеком.

Для кого эта книга. Для детей и взрослых, для всех тех, кто любит читать греческую мифологию и красивые сказки.


4. «Увлекательная астрономия. Детские энциклопедии с Чевостиком», Елена Качур

«Хочешь узнать, как выглядит Солнце прямо сейчас? К сожалению, это невозможно, даже если на дворе солнечный день. Каждый раз, когда мы смотрим на Солнце, мы видим его таким, каким оно было восемь минут и 20 секунд назад. Впрочем, нет ничего невозможного. Если представить Солнце как апельсин, то Юпитер рядом с ним будет как вишенка. А наша Земля — вообще как песчинка. Солнце такое большое, что даже если все планеты собрать вместе, их общий вес будет в тысячу раз меньше веса Солнца. Что касается Луны, то сама она не светит. То свечение, которое мы наблюдаем по ночам, это отражённый Луной свет Солнца. В разные ночи Солнце освещает спутник Земли по-разному».

В новой и долгожданной книге из серии «Детские энциклопедии с Чевостиком» малыш Чевостик и дядя Кузя отправляются в обсерваторию. Здесь их ждёт необычное знакомство с небесными светилами, украшающими наше ночное небо. Вместе с любимыми героями ребята рассмотрят в телескоп Луну и планеты Солнечной системы, далёкие звёзды и кометы.

Для кого эта книга. Для ребят от трёх лет; для родителей, которые хотят научиться говорить о звёздах понятным даже малышу языком.


5. «Профессор Астрокот и его путешествие в космос», Доминик Воллиман и Бен Ньюман

Все звёзды, которые видны нам с Земли, входят в состав больших групп — галактик, похожих на гигантские космические водовороты. Наша галактика называется Млечный Путь и формой напоминает фейерверк-вертушку. В ней столько звёзд, сколько человек не сможет пересчитать за всю свою жизнь. Наша Галактика постоянно вращается, только очень медленно: для полного оборота ей нужно целых 225 миллионов лет! В центре нашей Галактики есть огромная чёрная дыра. Она тоже похожа на громадный водоворот пространства и времени, в котором не действуют известные людям законы физики…

Профессор Астрокот приглашает вас в увлекательное путешествие, во время которого расскажет и покажет всё самое интересное, что известно учёным о космосе. Вместе с командой астронавтов ребята узнают о том, куда Солнце уходит на ночь, что скрывает тёмная сторона Луны, как рождаются и умирают звёзды, из чего состоят планеты Солнечной системы, как устроены космические корабли, станции и скафандры космонавтов. И даже поразмышляют на тему «есть ли жизнь за пределами Земли?».

Для кого эта книга. Для всех мальчиков и девочек от трёх лет; для всех тех, кому нравятся большие и красочные познавательные книги.


6. «Как найти созвездия», Ханс Аугусто Рей

Это обновлённое издание книги, которая впервые увидела свет в 1954 году. С тех пор ею зачитываются все дети, которым интересны звёзды. Схемы созвездий, которые легко запомнить, и понятные карты звёздного неба помогут ребёнку стать настоящим знатоком астрономии и открыть для себя красоту нашей Вселенной.

Из книги ребята узнают о том, как выглядят созвездия Северного полушария, какие бывают звёзды и как называются самые яркие из них, в какое время и в каком месте лучше всего наблюдать за звёздами и планетами, как быстро находить созвездия.

А ещё научатся читать карты звёздного неба, познакомятся с планетами Солнечной системы, узнают о мифах, связанных с некоторыми созвездиями, проверят свои знания при помощи тестов и совершат воображаемое путешествие на Луну и на Марс.

Для кого эта книга. Для ребят в возрасте от семи лет и старше; для истинных ценителей и фанатов звёздной темы.


7. «Нескучная астрономия», Оксана Абрамова

До конца прошлого века возможности астрономических приборов не позволяли обнаружить столь маленькие и слабые объекты, как планеты. Но в наше время наука и техника развивается очень быстро. Человечество не оставляет надежду найти в безграничных глубинах космоса себе подобных. И шансы у нас, конечно же, есть. Из ста звёзд, похожих на наше Солнце, 34 имеют «подходящие» планеты, которые не просто напоминают нам нашу Землю, но и, похоже, вращаются вокруг своих хозяек в зоне жизни…

Автор книги — опытный астроном Оксана Викторовна Абрамова — очень интересно и доступно рассказывает о звёздах и планетах, о Солнце и Луне, о звёздной пыли. А ещё о том, как учёные изучают Вселенную, что такое небесные тела (комета, астероид, метеор) и зодиакальные созвездия. Она объясняет, как происходят солнечные затмения и из чего состоит космическая пыль, и доказывает, что Луна — не менее значимое светило, чем Солнце, и что она действительно верная спутница Земли.

Для кого эта книга. Для ребят в возрасте от семи лет и старше, для тех, кто любит узнавать всё новое и никем ещё не изведанное.

mel.fm

Астрономия. Энциклопедия для детей. Том 8 / под ред. М. Д. Аксёнова ОНЛАЙН

Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия, /Глав. ред. М. Д. Аксёнова. — М., 1997. — 688 с.: ил.
Авторами тома «Астрономия» являются как профессиональные астрономы, вносящие заметный вклад в современную пауку, так и популяризаторы, много лег прослужившие делу астрономического просвещения. 13 томе рассказано о драматическом становлении астрономической пауки, приводится информация из первых рук о сё современном состоянии и достижениях. Книга содержит призыв к увлекательнейшем) занятию — самостоятельным астрономическим наблюдениям. а также начальные астрономические понятия и сведения, необходимые для таких наблюдений. Красоты космических глубин раскрываются в современных астрофотографиях, многие из которых получены при помощи космических аппаратов.
Книга адресована школьникам среднего и старшего возраста, участникам астрономических кружков и любительских коллективов, а также всем, кому интересна древняя и вечно юная наука — астрономия.
СОДЕРЖАНИЕ
К ЧИТАТЕЛЮ (академик РАН Николай Кардашёв, Анатолий Засов, Валентин Цветков)………..5
ЧЕЛОВЕК ОТКРЫВАЕТ ВСЕЛЕННУЮ
ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
Астрономия наших далёких предков (Галина Михайлова, Константин Порцевский,
Валентин Юревич)………………………………………………………………14
Астрономия древних цивилизаций (Геннадий Куртик)…………………………………..24
Античная астрономия (Сергей Житомирский) …………………………………………..37
Аристарх — Коперник античного мира (Сергей Житомирский, Ирина Розгачёва)…………56
Гиппарх (Ирина Розгачёва)…………………………………………………………….58
Клавдий Птолемей. Создатель теории неба (Виталий Ьронштэн)………………………..60
Дополнительные очерки
Ветхозаветная астрономия (Константин Пориевскии) — 16. Небесная дорога (Галина Михайлова) — 76. Обсерватория «Висячие деревья» (Галина Михайлова) —21. Конь-камень на Красивой Мечи (Станислав Широков) — 22. Астрономия на Руси (Михаил Гусаков) — 23. Вселенская мифология вед (Сергей Житомирский) — 28. Инки на Млечном Пути (Яков Нерсесов) — 32. Календарь кровавых аитеков (Яков Нерсесов) — 33. Жреиы-астрономы майя (Яков Нерсесов)— 34. Китайская астрономия (Константин Порцевский) — 36. Фалес Милетский — первый европейский астроном (Станислав Широков) — 40. Эпоха, небо которой описал древнегреческий поэт Арат (Сергей Житомирский) — 50. Аристарх сравнивает расстояние до Луны и Солниа (Станислав Широков) — 57.
МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ
Астрономия средневекового Ближнего и Среднего Востока (VIII—XV века) (Алина Еремеева)…………………..64
Улугбек (Алина Еремеева)…………………………………69
Возрождение в астрономии: Пурбах и Региомонтан (Пётр Щеглов)………………………72
Николай Коперник. «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю» (Сергей Житомирский) … 76
Тихо Браге. Создатель «Небесного замка» (Сергей Житомирский)…………………………86
Иоганн Кеплер. Законодатель неба (Сергей Житомирский)……………………….94
Галилео Галилей (Ирина Розгачёва, Станислав Широков)……………………….103
Дополнительные очерки
Величайший поэт среди астрономов (Алина Еремеева) — 68. Насреддин в Марате (Станислав Широков) — 69. Обьяснение преиессии (Сергей Житомирский) — 79. Джордано Бруно (Кирилл Привезениев) — 106.
НA ПУТИ К СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА
Исаак Ныотон (Ирина Розгачёва, Станислав Широков)…………………………………116
Российская астрономия в эпоху Петра (Нина Невская)………………………………….128
Bocемнадцатый век и небесная механика (Виталий Броиштэи, Станислав Широков)……133
Пьер Симон Лаплас (Ирина Розгачёва)…………………………………………………149
Уильям Гершель (Алина Еремеева)……………………………………………………..155
Девятнадцатый век и астрофизика (Виталий Бронштэн)……………………………….1б2
Василий Яковлевич Струве (Александр Козенко)………………………………………..167
Николя Камилл Фламмарион (Алина Еремеева)…………………………………………172
Дополнительные очерки
Рене Декарт, или первая попытка примирить идеи Галилея и Кеплера (Станислав Широков)— 120. Размышления под яблоней (Станислав Широков) — 121. Телескопы Ньютона (Станислав Широков) — 122. Первый спектроскопист неба (Станислав Широков) — 123. «Математические начала натуральной философии» (Станислав Широков) — 125. Творец и законы природы (Станислав Широков) — 126. Леонард Эйлер (Нина Невская) — 130. Звёздный час Михайло Ломоносова (Станислав Широков) — /3/. Декарт или Ньютон? Мандарин или лимон? (Виталий Бронштэн, Станислав Широков) — 136. Эдмунд Галлей (Алина Еремеева) — 140. У прилива два горба (Ирина Розгачёва) — 152. Юпитер подправляет движение Луны! (Ирина Розгачёва) — 152. Фотолаборатория в русской бане (Виталии Бронштэн) — 166.
АСТРОНОМИЯ XX ВЕКА
Вступление (Владимир Сурдин)…………………………………………………..178
Альберт Эйнштейн (Александр Козенко)………………………………………………..181
Артур Стэшш Эддипгтоп (Александр Козенко)………………………………………….187
Джеймс Хопвуд Джине (Алекаидр Козенко)……………………………………………..192
Александр Александрович Фридман (Алина Еремеева)…………………………………..198
Эдвин Пауэлл Хаббл (Александр Козенко)………………………………………………201
Вступая в XXI век (Владимир Сурдин)………………………………………………….207
Дополнительные очерки
Разгадка тайны звёзд (Виталий Бронштэн) — 180. Большая Вселенная (Виталий Бронштэн) — 181. Скорость, которая не меняется (Алексанлр Элиович)— 185. Парадокс близнецов (Алексанлр Козенко)— 186. От теории относительности к теории тяготения (Алексанлр Элиович) — 186. Проверка теории относительности (Алексанлр Козенко) — 187. Эддингтоновское равновесие звезды (Станислав Широков)— 191. Харлоу Шепли (Николай Самусь)— 196. Георгии Антонович Гамов — 201. Иосиф Самуилович Шкловский (Влалимир Курт) — 202. Банкир — дворник — астроном (Алексанлр Козенко) — 205. Научная теория создаётся в казино (Виталий Бронштэн) — 206. Андрей Дмитриевич Сахаров (Станислав Широков) — 209.
ЗВЁЗДНОЕ НЕБО НАД НАМИ
НАЧАЛА НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ НАУКИ
Любоваться или наблюдать? (Валентин Цветков)………………………………………216
Глаз — основной инструмент наблюдателя (Дмитрий Мацнев)………………………….219
Своя обсерватория (Дмитрий Мацнев)…………………………………………………221
Обсерватория любительского коллектива (Дмитрий Мацнев)…………………………..231
Звёздные величины (Владимир Сурдин)………………………………………………..233
Адреса светил на небе (Валентин Цветков)……………………………………………234
Звёздные карты и каталоги (Виктор Чаругин,, Виталий Бронштэн)……………………..238
Расположение светил «на завтра» (Валентин Цветков)…………………………………244
Обитатели неба. Созвездия (Владимир Сурдин)…………………………………………246
Звёздное небо разных широт (Валентин Цветков)……………………………………..262
Звёздное небо четырёх сезонов в средних широтах Северного полушария
(Владимир Сурдин)……………………………………………………………………264
Игра с волчком, или длинная история с полярными звёздами (Станислав Широков)…….267
Звёзды указывают путь (Константин Порцевский, Виктор Чаругин)…………………….269
Редкие и необычные явления на небе (Вера Штаерман)………………………………..271
Дополнительные очерки
Как видны звёзды в телескоп (Лмитрий Маинев) — 224. Обработка фотоматериалов (Амитрий Маинев) — 227. Созвездия и знаки зодиака (Влалимир Сурлин) — 257. Эти загадочные ночные облака (Виталий Ромейко) — 276.
ВИДИМОЕ ДВИЖЕНИЕ СОЛНЦА, ЛУНЫ И ПЛАНЕТ
Путь Солнца среди звёзд (Константин Порцевский)……………………………………280
Движение и фазы Луны (Константин Порцевский)…………………………………….284
Лунные и солнечные затмения (Станислав Широков)…………………………………..286
Сложные петли «блуждающих светил» (Валентин Цветков)…………………………….293
Дополнительный очерк
Сумерки (Аеонил Самсоненко) — 281.
ВРЕМЯ, ЕГО ИЗМЕРЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ
Что такое время? (Станислав Широков)………………………………………………..296
Звёздные и солнечные сутки (Станислав Широков)…………………………………….300
Солнечные часы (Станислав Широков)………………………………………………..302
В поисках надёжных часов (Станислав Широков)………………………………………306
Местное время (Станислав Широков)………………………………………………….310
Дополнительные очерки
Лампа Галилея (Станислав Широков) — 299. Пассажный инструмент Рёмера (Станислав Широков) — 301.
Определим полуденную линию с помощью гномона (Амитрии Маинев) — 303. Часы Страсбургского собора (Станислав
Широков) — 307. Без часов никак нельзя (Станислав Широков) — 308. Купол-гномон (Станислав Широков) -— 311.
Как рассчитать местное время (Станислав Широков) — 313.
КАК АСТРОНОМЫ ИЗУЧАЮТ ВСЕАЕННУЮ
РАДУГА ВСЕЛЕННОЙ
Всеволновая астрономия (Эдвард Кононович)………………………………………318
Анализ видимого света (Леонид Самсоненко, Сергей Яценко)…………………………….321
Инфракрасная и ультрафиолетовая Вселенная (Леонид Самсоиенко)…………………….326
Рентгеновская и гамма-астрономия (Леонид Самсоненко)……………………………….332
Радиоастрономия (Михаил Попов)……………………………………………………..337
Дополнительные очерки
Почти детективная история небулия и корон и я (Леонил Самсоненко, Сергей Яиенко) — 325. Радиотелескопы
(Михаил Попов) — 339. Радиоинтерферометры (Михаил Попов) — 341. Эхо других миров (Михаил Попов) — 345.
АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ НА ЗЕМЛЕ И В КОСМОСЕ

Телескопы — от Галилея до наших дней (Петр Щеглов)………………………..352
Оптические характеристики телескопа (Константин Куимов)………………………….365
Где находятся и куда движутся светила (Константин Куимов)…………………………..368
Космические обсерватории (Анатолий Засов, Дмитрий Вибе)………………………….371
Космические экспедиции по Солнечной системе (Жанна Родионова)……………………378
Дополнительные очерки
Монтировки телескопов (Ирина Лапина) — 367. «Карта неба» (Константин Куимов) — 370.
СРЕДИ ЗВЁЗД И ГАЛАКТИК
ЗВЁЗДЫ: ГЛАВНЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Что такое звезда (Дмитрий Вибе)………………………………………………………392
Снятие мерки со звёзд (Олег Меткое)…………………………………………………..398
Как устроена звезда и как она живёт (Алла Масевич)…………………………………403
Звёздные пары (Михаил Смирнов7 Станислав Широков)…………………………………409
Переменные звёзды (Николай Самусъ)…………………………………………………414
Взрывающиеся звёзды (Константин Постное)…………………………………………420
Необычные объекты: нейтронные звёзды и чёрные дыры (Дмитрий Вибе)………………427
Белые карлики (Оксана Александрова)…………………………………………………432
Дополнительные очерки
Диаграмма Геришпрунга — Ресселла (Анатолий Засов) — 406. Красный сверхгигант W Пефея (Виталии Бронштэн) —
408. Двойная система AM Геркулеса (Виталий Бронштэн) — 411. Уникальный объект SS 433 (Виталий Бронштэн) —
413. Гимназист открывает новую звезду (Виталий Бронштэн) — 422. Пульсар, «пожирающий» ближнего своего (Виталий
Бронштэн) — 430.
МЕЖДУ ЗВЁЗД
Межзвёздная среда (Фируз Сахибов, Михаил Смирнов)…………………………………..436
Газовые туманности (Фируз Сахибов, Михаил Смирнов)…………………………………438
Межзвёздная пыль (Дмитрий Вибе)……………………………………………………443
Межзвёздные магнитные поля (Оксана Александрова)………………………………….448
Дополнительные очерки
Круговорот газа и пыли во Вселенной (Фируз Сахибов) — 446. Поляризация света (Валентин иветков) — 449.
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ — НАША ГАЛАКТИКА
Звёзды — соседи Солнца (Анатолий Писщтое)…………………………………………452
Скопления и ассоциации звёзд (Дмитрий Вибе)………………………………………..455
Наша Галактика и место Солнца в ней (Дмитрий Вибе)…………………………………460
Дополнительные очерки
Ближе Проксимы?.. (Анатолий Пискунов) — 454. Галактические расстояния (Владимир Сурлин) — 463.
ЗВЁЗДНЫЕ ОСТРОВА
Многообразие галактик (Дмитрии Бизяев)……………………………………………..467
Спиральные галактики (Фируз Сахибов)………………………………………………..472
Галактики с активными ядрами (Сергей Попов)…………………………………………475
Взаимодействующие галактики (Анатолий Засов)………………………………………476
Что такое скрытая масса (Константин Постное)………………………………………479
Гравитационные линзы (Константин Постное)……………………………………….481
Дополнительный очерк
Туманность Андромеды (Амитрий Бизяев) — 469.
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ
Что видно на Солнце (Ирина Миронова)……………………………………………….486
Солнечные инструменты (Александр Щукин)…………………………………………..488
Внутреннее строение Солнца (Ирина Миронова)……………………………………….491
Колебания Солнца. Гелиосейсмология (Сергей Аюков)…………………………………..494
Солнечная атмосфера (Эдвард Коиоиовглч)…………………………………………496
Как Солнце влияет па Землю (Леонид Самсоненко)……………………………………..502
Дополнительные очерки
Откуда берётся энергия Солнца? (Ирина Миронова) — 493. Распространение звука (Сергей Аюков) — 494. 1_1иклы солнечной активности (Леонид Самсоненко) — 505.
ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Как устроена Солнечная система (Виталий Броиштэи)…………………………………507
Меркурий — ближайший к Солнцу (Виталий Бронштэн)……………………………….512
Венера под облаками (Виталий Бронштэн)……………………………………………515
Планета Земля (Александр Козенко)……………………………………………………521
Луна — наш космический спутник (Виталий Бронштэн)……………………………….528
Марс без марсиан (Дмитрий Вибе)…………………………………………………….535
Гигант Юпитер (Николай Горькавый)………………………………………………….545
Сатурн: великолепие колец (Николай Горькавый)……………………………………….553
Уран: вокруг Солнца «лёжа на боку» (Николай Горькавый)………………………………560
Нептун и Тритон — царство холода (Николай Горькавый)………………………………564
Затерянный мир: Плутон и Харон (Виталий Бронштэн)………………………………..568
Дополнительные очерки
Имена спутников (Александр Козенко) — 510. Как вращается Меркурий (Виталий Бронштэн) — 513. Вращение Венеры (Виталий Бронштэн) — 517. Тектоника плит (Александр Козенко) — 524. Атмосфера Земли (Александр Козенко) — 526. Гидросфера Земли (Александр Козенко) —526. Вращение Луны (Виталий Бронштэн) —529. Светлые лучи лунных кратеров (Виталий Бронштэн) — 532. Лунная минералогия (Виталий Бронштэн) — 534. Переменчивый марсианский климат (Амитрий Вибе) — 541. Посылка с Марса (Виталий Бронштэн) — 544. Внутренние и внешние спутники Юпитера (Николай Горькавый) — 552. Происхождение колеи (Николай Горькавый) — 556. Внутренние спутники (Николай Горькавый) — 564.
МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Астероиды (Игорь Зоткин)…………………………………………………………….572
Кометы (Станислав Широков)…………………………………………………………577
Метеоры и метеориты (Валентин Цветков)……………………………………………586
Дополнительные очерки
Астероиды на орбите Юпитера (Игорь Зоткин) — 575. Астероиды за орбитой Юпитера (Игорь Зоткин) — 575. «Зачем пришла комета?» (Станислав Широков) — 579. Некоторые замечательные кометы (Станислав Широков) — 585. Сихотэ-Алинский метеоритный дождь (Валентин Цветков) — 590. Тунгусский метеорит (Валентин Цветков) — 591.
ВСЕЛЕННАЯ В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Структура Вселенной (Дмитрий Бизяев)……………………………………………….596
Расширяющаяся Вселенная (Дмитрий Бизяев, Сергей Попов)…………………………….598
Космология, или что было, когда не существовало звёзд (Константин Постное)………..601
Рождение звёзд (Владимир Сурдин)…………………………………………………….607
Конец жизненного пути звезды (Константин Постное)………………………………..616
История Солнечной системы (Евгения Рускол)………………………………………….620
Дополнительные очерки
Как измеряются красные смешения (Константин Постное) — 600. Реактивные струи молодых звёзд (Владимир Сурдин) — 614. Как появились спутники планет (Евгения Рускол) — 627. Планета, которой не было (Евгения Рускол) — 628.
ЗВЁЗДЫ И ЛЮДИ
Астрология (Мария Аксёнова)………………………………………………………….631
Солнце и биосфера Земли (Анатолий Хлыстов)………………………………………..639
Неопознанные летающие объекты (НЛО) (Владимир Сурдин)…………………………642
Планеты есть не только у Солнца (Анатолий Засов)…………………………………….651
Жизнь во Вселенной (Владимир Сурдин)……………………………………………….656
Дополнительные очерки
Король и астролог (Виталий Бронштэн) — 632. Знаки Зодиака и стихии (Мария Аксёнова) — 635. «Иероглифы» астрологии (Мария Аксёнова) — 635. Пример гороскопа (Мария Аксёнова) — 636. Статистика против астрологии (Владимир Сурдин) — 637. Астрология в зеркале исследований (Мария Аксёнова) — 638. «Петрозаводский феномен» (Владимир Сурдин) — 644. Погоня за Венерой (Владимир Сурдин) — 645. Бизнес и летающие тарелки (Валентин Цветков) — 648. А что, если?.. (Александр Элиович, Людмила Петрановская) — 649. «Следь посадки» НЛО (Владимир Сурдин) — 650. Горожане и тарелки (Владимир Сурдин) — 650. Что такое планета (Анатолий Засов) — 651. Планеты, которых никто не ожидал (Анатолий Засов) — 655. Органические молекулы в космосе (Владимир Сурдин) — 659. Гипотеза панспермии (Владимир Сурдин) — 659. Неорганическая жизнь? (Владимир Сурдин) — 660. Формула Дрэйка (Владимир Сурдин) — 661. Что такое СЕРЕНДИП? (Владимир Сурдин) — 663. Театр для инопланетян (Владимир Сурдин) — 665.
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..668
УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН…………………………………………………………………..673
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ…………………………………………………………..678

natural.uch-lit.ru

Отзывы о книге Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия (сборник)

Оценка LANA_K:   4.5  /  4.9

Это не детская книга с картинками, какими довольно часто бывают сейчас энциклопедии для детей. Это, я бы сказала, очень хорошо составленным учебником по астрономии. К счастью, в нем довольно много фотографий, рисунков, карт звездного неба, которые позволяют увидеть и лучше понять то, о чем идет речь.
Я брала эту книгу в библиотеке, а теперь мечтаю заполучить ее в домашнюю библиотеку. Ее можно открыть на любой странице и углубится в отдаленные уголки космоса. Тут тебе и объяснение устройства Солнечной системы, и сведения о дальних галактиках. В общем книга очень хорошая. И если вам посчастливится наткнуться на нее, а астрономия вам хоть капельку интересна, можете смело тащить этот томик домой.

www.livelib.ru

Книга «Астрономия. Энциклопедия для детей. Том 8»

Последние комментарии

 
 

Астрономия. Энциклопедия для детей. Том 8

Астрономия. Энциклопедия для детей. Том 8 Автор: Коллектив авторов Жанр: Физика, Энциклопедии Серия: Энциклопедия для детей #8 Язык: русский Год: 1997 Город: Москва Добавил: Admin 6 Дек 12 Проверил: Admin 6 Дек 12 Формат:  DJVU (100528 Kb)

Скачать бесплатно книгу Астрономия. Энциклопедия для детей. Том 8

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

Авторами тома «Астрономия» являются как профессиональные астрономы, вносящие заметный вклад в современную науку, так и популяризаторы, много лет прослужившие делу астрономического просвещения. В томе рассказано о драматическом становлении астрономической науки, приводится информация из первых рук о её современном состоянии и достижениях. Книга содержит призыв к увлекательнейшему занятию — самостоятельным астрономическим наблюдениям, а также начальные астрономические понятия и сведения, необходимые для таких наблюдений. Красоты космических глубин раскрываются в современных астрофотографиях, многие из которых получены при помощи космических аппаратов.

Объявления

Где купить?



Нравится книга? Поделись с друзьями!

Другие книги автора Коллектив авторов

Другие книги серии «Энциклопедия для детей»

Похожие книги

Комментарии к книге «Астрономия. Энциклопедия для детей. Том 8»


Комментарий не найдено

Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться

 

www.rulit.me

Учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме: » Астрономия для детей «

Астрономия для детей

Спасибо за то, что вы посетили нашу страницу в интернете. Сейчас вы находитесь на сайте V-kosmose.com.  Если вы хотите постичь основы астрономии на доступном для детей языке и узнать о звездах еще больше, то вы попали туда, куда нужно.

Каждый может начать знакомиться с информацией на сайте, выбрав один из ниже перечисленных разделов. Если вы не определились с выбором, следует посетить карту сайта. Здесь представлены все подразделы науки о Вселенной в форме, удобной для восприятия детям. Если вы путешествуете по страницам сайта и немного запутались в информации, то необходимо воспользоваться поиском, который расположен в верхнем правом углу.

Итак, приступаем. Вы спрашиваете: что такое Астрономия для детей? Как объяснить ребенку о космосе? Вот наше лучшее определение: Астрономия – это наука, изучающая космическое пространство и объекты, находящиеся в нем, а также происходящие изменения со звездами и галактиками. Наука включает не только изучение процессов, протекающих на Земле и в нашей Солнечной системе. Астрономия занимается изучением всех планет, объектов и частиц энергии, движущихся по Вселенной. 

Так откуда к нам пришло слово «космос»?  На самом деле это греческое слово, которое  обозначает упорядоченность и взаимосвязь Вселенной. Изучая нашу страницу «Астрономия для детей», вы много узнаете и откроете нового для себя о взаимосвязи различных небесных тел.

Но с чего же начать? В космосе существует множество планет, спутников, звезд, систем и галактик. Мы начнем свой обзор с Солнечной системы и объектами в ней и конечно все будет написано на доступном для детей языке.  Взгляните! 


Солнечная система

Окрестности Солнца захватывающее место. Солнечная система полна планет, спутников, астероидов, комет, малых планет  и многих других интересных объектов. Дети, вы можете узнать об Ио — взрывном спутнике, которой вращается вокруг планеты Юпитер  или исследовать гигантские каньоны и пустыни на поверхности Марса, а также многое другое в нашем разделе: «Солнечная система. Объяснение для детей». Вы можете начать свое путешествие по Солнечной системе, узнать о ее происхождение и изучить ее свойства  нажав на ссылку выше или сразу перейти к изучению планет:

Солнце

 

Меркурий

 

Венера

 

Земля

 

Марс

 

Юпитер

 

Сатурн

 

Уран

 

Нептун

 

Плутон

Галактики

Существуют миллиарды галактик во Вселенной. Некоторые очень маленькие и имеют в своем составе  всего  несколько миллионов звезд. В то время как другие могут иметь до 400 миллиардов звезд или даже больше. Существую три вида галактик: спиральные, эллиптические, и нерегулярные. Наша собственная галактика, которая называется Млечный Путь, находится в пределах группы галактик, которую мы называем местная группа. Единственное чем они отличаются это формой. А вы это знали, дети?

Астероиды

Астероид – это большой камень в космическом пространстве. Некоторые астероиды, такие как Церера, могут быть очень большими, а другие, наоборот,  как маленькие песчинки. Из-за их маленького размера, астероидам не хватает силы тяжести, чтобы приобрести сферическую форму. Всего обнаружено 26 больших астероидов. Но существует еще миллионы более мелких, которые нам предстоит еще увидеть, так как они слишком мелкие: примерно милю в поперечнике или около того.

Кометы

Кометы являются наиболее яркими и самыми редкими  объектами  в ночном небе. Эти парящие маяки с их красивыми хвостами прилетают к нам  из внешней сферы Солнечной системы. Кометы летают  миллиарды лет в поясе Койпера или облаке Оорта . Иногда две кометы приближаются очень близко друг к другу или даже сталкиваются. Когда это происходит —  направления комет  меняется. Иногда их новый путь пролегает внутрь солнечной системы.

Метеориты

Существуют три основных типа метеоритов: каменистые, железные и железокаменные. Многие из них образовались в результате столкновений от очень больших кусков скалы, называемых астероидами, прежде чем, в конечном счете, они нашли свой путь к нашей планете. Железные метеориты, например, являются кусочками металла из железных сердечников крупных астероидов, которые когда-то были достаточно горячими, чтобы растаять, в результате чего все их железо просочилось в  центр.

Черные дыры

Дети, как вы думаете, могли ли вы когда нибудь видеть эффект вакуума в вашей комнате? Когда вы что-то делаете, внимательно следите, потому что вы можете увидеть, как грязь и крошки начинают двигаться по направлению к пылесосу. Черная дыра похожа на пылесос, но только в космосе. Тем не менее, это не мощное всасывание, которое заставляет вещи падать в черную дыру. Силы всасывание не будет достаточно сильным. Вместо этого, черная дыра использует силу тяжести, чтобы притягивать все вокруг.

Туманности

Дети, вам интересно, где образуются звезды? Сейчас вы узнаете об этом! Эти горячие шары газа начинают свою жизнь в месте, которое астрономы называют туманностью. Эти туманности являются своего рода яслями Вселенной. Туманности бывают не только различных размеров, они также имеют различные формы, которые похожи на некоторые животные, например лошадь (туманность Конская голова) или краб (Крабовидная туманность).

Квазары

Квазары являются чрезвычайно удаленными объектами в нашей вселенной. Они являются самыми удаленными объектами от нашей галактики, которые можно увидеть. Название квазар на самом деле сокращение от квази-звездного радио сигнала или квази-звездного объекта. Квазары являются самыми яркими объектами во Вселенной, хотя на самом деле, в телескопеони не выглядят такими уж и яркими. Это потому, что они находятся очень далеко.

Звезды

Когда вы смотрите в ночное небо можно увидеть множество красивых звезд. Если вы, дети, находитесь в деревне или на кемпинге в горах, или в пустыне вдали от городских огней, вы можете увидеть тысячи звезд. Вы сможете даже увидеть часть Млечного Пути. В больших или малых городах вы не сможете увидеть столько звезд, потому что огни города создают свечение, маскируя множество из них.

nsportal.ru

Читать книгу Занимательная астрономия для детей Ольги Шибки : онлайн чтение

Ольга Шибка
Занимательная астрономия для детей

Об издании
Ольга Шибка
Занимательная астрономия для детей
ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
ЧТО ИЗУЧАЕТ АСТРОНОМИЯ

Астрономией называют науку, которая изучает все, что находится во Вселенной. Новую информацию о Вселенной получают, в том числе, и во время астрономических наблюдений.

Астрономические наблюдения проводят в обсерваториях. Обсерваторией называют специальное место или сооружение, где установлены приборы, с помощью которых учёные изучают звёзды, планеты и другие космические тела. Слово «обсерватория» переводится с английского как «наблюдение». В обсерваториях работают астрономы – это учёные, которые изучают Вселенную и её законы. Общая часть в словах «астрономия», «астроном» – «астро», в переводе на русский язык означает звезда.

Одна из самых древних обсерваторий, сооруженных людьми, – Стоунхендж, расположенный в Англии. Огромные валуны Стоунхенджа сложены так, чтобы можно было точно наблюдать движение Солнце в дни весеннего и осеннего равноденствий.

Древние жители Вавилона, Египта и Центральной Америки в качестве обсерваторий использовали пирамиды. Их основания сориентированы по сторонам света. Астрономические наблюдения в древнем мире проводили для того, чтобы точнее узнать время начала весны или зимы. На основании астрономических наблюдений жрецы составляли календари. Древние мореплаватели с помощью астрономических наблюдений могли определить свое местонахождение.

В Средние века во всех странах мира обсерватория считалась признаком образованности и богатства королевского двора. Самые известные астрономы Средневековья трудились на службе у ханов, герцогов и королей.

Астрономы наблюдают небесные тела с помощью специального прибора под названием телескоп. Это слово происходит от греческих слов «далеко» и «смотрю».

Телескоп увеличивает изображение далёкой планеты, словно приближает ее к глазу астронома. Первый телескоп соорудил итальянец Галилео Галилей 400 лет назад.

Астрономические наблюдения обычно проводят ночью. Для их проведения необходимо, чтобы на большом расстоянии вокруг обсерватории было темно, например, не было огней большого города. Тогда в телескоп можно рассмотреть даже очень слабые и далёкие небесные объекты.

Современные обсерватории строят высоко в горах, далеко от заселённых территорий. Перед тем, как строить новую обсерваторию, астрономы долго наблюдают за астроклиматом – так называют сочетание погодных и климатических условий, пригодных для работы обсерватории. Желательно, чтобы в выбранной местности на протяжении года было как можно больше ясных ночей.

Телескопы в обсерваториях стоят в специальных домиках. Сложные механизмы, управляемые компьютерами, позволяют даже большой и тяжёлый телескоп легко направить в любую точку небосвода.

Самые лучшие снимки звёздного неба получают на тех телескопах, над которыми находится самый тонкий слой воздушной оболочки Земли – атмосферы. Поэтому обсерватория есть и за пределами атмосферы – это автоматические космические станции. Такой телескоп, конечно, размещен уже не в домике, а в специальном космическом аппарате. Иногда космические наблюдения проводят космонавты, которые работают на Международной космической станции.

Ответь на вопросы и выполни задания:

1. Почему нельзя построить обсерваторию в самой глуши темного леса? (Ветви деревьев будут закрывать небосвод от наблюдателя.)

2. Какие ещё слова, кроме слова телескоп, ты знаешь с частичкой «теле-»? (телефон, телевизор, телефильм).

3. Нарисуй картинку с домиком для телескопа. Почему над входом в этот домик не может гореть фонарь? (Фонарь своим светом будет мешать астрономам наблюдать звёзды, потому что свет звезд слабее света фонаря.)

Отгадай загадки:

 
Стоит на горке круглый дом,
Не видно ночью света в нём.
За роем звёзд в полночный час
Следит неутомимый глаз.
 

(Обсерватория)

 
В него рассмотришь без труда
Далекий лес и города,
Планеты, звезды, край небес
И множество других чудес.
 

(Телескоп)

 
Звезды все наперечет
Знает мудрый…
 

(Звездочет)

КАК ПОЯВИЛАСЬ АСТРОНОМИЯ

В наше время у людей все реже появляется возможность внимательно присмотреться к небесному своду. Все меньше мест на Земле, где яркий свет ночных городов не мешал бы увидеть звезды. А в древности небесные светила были такой же частью повседневной жизни человека, как домашние животные, как леса и поля. Ведь в те времена небо было для людей и календарем, и компасом, и часами.

В разных странах и в разное время люди приходили к одному и тому же выводу: чтобы правильно спланировать, например, время начала сева или начало охоты, нужно запомнить какие-то приметы, которые помогут определить подходящей для этого момент времени. Такими приметами чаще всего становились фазы Луны и появление на небе ярких звезд. Постепенно стали накапливаться знания о том, как измерять время, появились первые календари. Слово «календарь» происходит от латинского слова «calare» – выкрикивать. За движением светил в Древнем Риме, как и в других странах древнего мира, следили жрецы. Главный жрец должен был громко выкрикивать новость о наступлении первого дня каждого месяца.

В Древнем Египте жизнь людей зависели от разливов реки Нил. Эта река заливала на несколько недель поля, орошая их и оставляя на них ил, хорошо удобрявший землю. Очень давно было замечено, что воды Нила начинают прибывать в середине лета, одновременно с появлением на утреннем небе самой яркой звезды – Сириуса из созвездия Большого Пса. Все работы, связанные с обработкой полей, прекращались и начинались «каникулы» – время, которое позже получило название от латинского имени звезды Сириус. Римляне называли эту звезду Canicula, что переводиться как «собачка».

Вот так и получилось, что необходимость предсказывать смену времен года и наступление сезонов привела к зарождению астрономических наблюдений и появлению науки астрономии.

Жрецы-звездочеты не только составляли первые календари, но также искали способы измерения времени за промежутки более короткие, чем год. По восходам и заходам Солнца определяли начало и конец дня. Хотя очень скоро стало понятно, что летом и зимой день имеет неодинаковую продолжительность. Зимой Солнце над горизонтом проводит меньше времени и 21 или 22 декабря наступает день зимнего солнцестояния – случается самая длинная ночь в году. Летом, 21 или 22 июня, ночь самая короткая, а световой день самый длинный, это – летнее солнцестояние. Два раза в год, 21 или 22 сентября и 21 или 22 марта, день и ночь имеют одинаковую продолжительность. Астрономы называют эти дни осенним и весенним равноденствием. Многие народы в древности начинали отсчет дней нового года со дня весеннего равноденствия. В России традицию встречать наступление Нового года в день весеннего равноденствия отменил царь Петр I.

Очень долго течение времени измеряли сменой лунных фаз. Постепенно люди придумали, что сутки можно разделить на равные промежутки времени – часы. Появились простейшие приборы для измерения времени.

Когда первые путешественники отправились через пустыню, оказалось что гораздо проще искать конечную цель путешествия, если есть надежные ориентиры. К такому же выводу пришли и первые мореплаватели. Такими ориентирами стали яркие звезды. Древние астрономы составляли первые карты звездного неба, давая названия звездам и созвездиям, нанося их на небесные карты и описывая их взаимное расположение.

Чем дальше развивалась астрономия, тем точнее становились календари, карты и часы.

Постепенно стало понятно, что астрономия может дать ответы на очень многие вопросы повседневной жизни и разрешить многие загадки мироздания, может помочь человеку определить его место во Вселенной. Чем дольше и внимательнее человек вглядывался в звездные дали, тем стремительнее шло развитие человеческой цивилизации.

Ответь на вопросы и выполни задания:

1. Хорошенько запомни название месяцев: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Эти названия пришли к нам из Древнего Рима, люди в разных странах пользуются ими уже больше двух тысяч лет.

2. Давно было замечено, что не все звезды одинаково хорошо видны в разную погоду. Оказалось, что сквозь дымку или слабый туман лучше всего виден свет звезд, имеющих желтоватый или красноватый цвет. Такие звезды назвали навигационными. По ним и ориентировались в старину мореплаватели и путешественники. Присмотрись к свету светофоров. Почему на них используют зеленый, желтый и красный цвет? (Потому что эти цвета лучше других видны даже в пасмурную погоду. А вот в Космосе звезд зеленого цвета нет)

3. Внимательно понаблюдай за движением стрелок на часах. У всех часов стрелки движутся в одну и ту же сторону, такое направление движения называют «по часовой стрелке». Нарисуй цветик-семицветик и разукрась все лепестки в разные цвета: первый – красный, второй, по часовой стрелке, – оранжевый, третий – желтый, четвертый – зеленый, пятый – голубой, шестой – синий, седьмой – фиолетовый. А теперь назови эти цвета в другом направлении – против часовой стрелки.

Отгадай загадки:

 
Семь братьев чередой
Идут домой.
Как последний зайдет,
Так и первому черед.
 

(Дни недели)

 
Он в дом заходит в Новый год
И радость праздника несет.
Он открывает календарь
И называется…
 

(Январь)

 
Висят две стрелки как усы
У них совсем не для красы,
И день, и ночь они идут,
А глянешь – снова тут как тут.
 

(Часы)

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ – НАМЕК

Дети любят сказки. Волшебство и фантазия авторов и рассказчиков превращают реальные события и персонажей в сказочных героев, которые переживают удивительные и увлекательные приключения.

Сказки учат детей тому, как нужно вести себя в разных ситуациях, объясняют происходящее в окружающем их мире. Но есть и другие сказки, в них сохранились древние представления о звездах, Солнце и других небесных телах. Такие сказки символически описывали устройство Вселенной, чтобы легче было запомнить названия и расположение светил, закономерности их появления на небосводе. Ведь в прежние времена было очень мало грамотных людей, которые могли бы прочитать записи, сделанные в книгах звездочетами и жрецами.

Древние пастухи подолгу смотрели на небо, на движение Солнца и звезд, и у них складывалось впечатление, что все небесные тела движутся по хрустальному куполу неба, на котором кто-то укрепил светила. Теперь мы знаем, что это не так.

Появление нашего мира, разделенного на земную и небесную твердь, древние славяне, например, объясняли тем, что Мышка хвостиком махнула и разбила золотое яичко, которое снесла Небесная Птица – Курочка Ряба. Из одной половинки яйца появились суша и моря, а из второй – небо и Солнце.

Наблюдатели древности понимали, что Солнце – главный небесный герой, что от его тепла и света зависит жизнь всего на Земле. И именно Солнце превращалось в отважного путешественника, который попадал в разные истории, совершал подвиги, общался с другими жителями верхнего, небесного мира.

Когда с наступлением холодов Солнышко все реже появлялось на небе, казалось, что оно умирает. Но весной приходило тепло, Солнышко снова выкатывалось на небосвод и дарило людям жизнь, свет и силы.

Народы, населявшие наши земли в далекой древности, придумали сказку про Колобка. Ведь смену времен года можно было предсказать по тому, какое созвездие появлялось на небосводе после захода Солнца, иначе говоря – по повторяющемуся из года в год движению Солнца по зодиакальным созвездиям. Приключения Колобка и есть история о том, как Дед и Баба испекли горячий Колобок-Солнышко, и выложили его на небесное окошко. А он, румяный бок, на дорожку скок и покатился Колобок по небесной тропинке – Млечному Пути.

В своем путешествии Колобок-Солнышко встречает разных лесных жителей: Зайца, Медведя, Волка и Лису. Это названия созвездий, которые придумывали в древности жители, населявшие наши земли. Ведь ни Стрельцов, ни Козерогов, ни Скорпионов в наших широтах нет. А вот зайцы, волки и лисы водились в изобилии.

Колобок-Солнышко докатился до осеннего созвездия Лисы. Он уже остыл к этому времени и Лиса смогла положить Колобка себе на нос.

Съела Лиса Колобок-Солнышко, и наступил холод, пришла зима.

Дед и Баба соскучились по теплу, испекли новый Колобок и на небо выкатилось горячее, румяное весеннее Солнышко.

А известная тебе сказка «Рукавичка» описывает череду лет, и каждый год посвящен какому-то животному: Лягушке-Квакушке, Зайчику-Побегайчику, Мышке-Норушке и другим. Это очень напоминает восточную легенду про животных, которых призвал к себе Будда. Позже он подарил каждому из двенадцати животных свой год. И теперь мы знаем про год Кота, год Лошади, год Дракона и некоторых других.

Многие народы сочиняли и рассказывали свои сказки и легенды о небе и о звездах. Так от деда к внуку, от бабушки к внучатам перед очагом долгими вечерами передавались в очень далекой древности рассказы об окружающем земном мире и мире небесных светил.

Ответь на вопросы и выполни задания:

1. Нарисуй встречу Колобка-Солнышка с персонажами сказки. Как ты думаешь, с какими еще животными мог встретиться Колобок? Нарисуй их.

2. Греческие названия большинства созвездий: Водолей, Козерог, Близнецы и многие другие, связаны с мифами и легендами Древней Греции. Попроси маму почитать тебе эти легенды.

3. Солнце, Луна и планеты, двигаясь по небосводу северного полушария Земли, никогда не могут оказаться ни в созвездии Большой Медведицы, ни в созвездии Кассиопеи. Из года в год движение этих светил происходит по одним и тем же созвездиям – поясу Зодиака. Зодиакальных созвездий всего тринадцать: Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Змееносец, Козерог, Водолей. Выучи хорошенько эти названия.

Часто их путают с «зодиакальными знаками», придуманными астрологами для составления гороскопов. Знаков, в отличие от созвездий, 12. Ничем кроме названий зодиакальные созвездия и зодиакальные знаки не связаны.

Отгадай загадки:

 
Окошко перед ним закроешь,
А все равно не остановишь.
 

(Дневной свет)

 
Из волшебного лукошка
Вдоволь сыпали горошка.
А как стало рассветать —
Нечего и собирать.
 

(Звезды)

 
Натянули над землей
Диво-купол голубой,
К ночи купол потемнел,
А наутро – заалел.
 

(Небо)

ЧЕМ СЕЙЧАС ЗАНИМАЮТСЯ АСТРОНОМЫ

Астрономическая наука за тысячи лет накопила множество знаний об окружающем нас мире галактик, звезд и планет. На эти знания как на ступеньки поднимаются современные астрономы.

Чем дальше в глубины Вселенной с помощью телескопов заглядывают астрономы, тем больше вопросов у них появляется. Астрономические наблюдения позволяют нам точнее понять устройство космоса и место человека в нем. Ведь без таких знаний мы, жители небесного тела – планеты Земля, не сможем точно предсказать даже самые ближайшие события в околоземном пространстве.

Наблюдатели метеоров внимательно следят за просторами Солнечной системы, чтобы вовремя предупредить землян о возможном приближении огромного астероида или метеорита.

Астрономы, изучающие Солнце, непрерывно ведут наблюдения, чтобы вовремя предсказать вспышки и взрывы на поверхности нашего дневного светила. После взрыва в околосолнечное пространство выбрасывается солнечное вещество, обладающее огромной энергией. Это можно сравнить с течением электрического тока невероятной мощности, только без проводов, и на пути этого тока может оказаться наша планета и населяющие ее живые существа. И тогда пострадает здоровье многих и многих жителей Земли. Человек может пережить сердечный приступ или приступ сильнейшей головной боли, у него может подскочить кровяное давление, он может потерять сознание – все это реакция человеческого организма на внезапные солнечные вспышки и магнитные бури. Так же непредсказуемо на сильный выброс вещества с поверхности Солнца могут отреагировать электронные устройства и тогда могут произойти серьезные аварии с самолетами, поездами и кораблями. Потому что их работой и передвижением управляют электронные компьютеры. В 1989 году из-за сильных солнечных вспышек и магнитных бурь на несколько часов полностью без электричества осталась Канада и часть США. Дома людей, больницы, железная дорога, самолеты, магазины – все оказались в темноте и без связи друг с другом.

Астрофизики внимательно изучают потоки частичек, прилетающих к нам далеко из-за пределов Солнечной системы. Это космическое излучение изменяется в зависимости от того, какое место занимает наша Земля в Галактике, вращаясь вместе с Солнцем вокруг ее центра, оно может влиять даже на климат на нашей планете.

Изучением движения небесных тел занимается раздел астрономии под названием небесная механика. Небесные механики внимательно наблюдают, например, за движением спутников и Луны вокруг Земли и выяснили, что каждый год Луна отодвигается от Земли на 3 сантиметра. А это может повлиять на изменение океанических течений и приливов, ведь именно Луна – главная причина появления два раза в сутки приливов и отливов на побережьях земных морей и океанов. Каждые сутки земля у тебя под ногами два раза поднимается почти на полметра. Это проявление приливов на суше. А на побережье некоторых морей волна прилива может подниматься до 18 метров – с трехэтажный дом!

Точный отсчет времени и календаря ведет астрометрия – еще один раздел астрономии.

Космонавтика занимается не только тем, что обеспечивает старты, полеты и приземления космонавтов. Множество полезных вещей в нашей жизни появились благодаря ей: мобильные телефоны, одноразовые подгузники, GPS-навигация, куртки на липучках, цифровые фотокамеры, точные карты поверхности Земли и многое другое.

Изучение и освоение Космоса, которым активно занимается человечество, невозможно без развития астрономии, без постройки новых обсерваторий и создания новых астрономических приборов. Но все это будет бесполезным без появления новых, увлеченных своим делом, молодых ученых-астрономов и любителей-астрономов, каждый вечер с интересом рассматривающих звездное небо над головой.

Ответь на вопросы и выполни задания:

1. Некоторые телескопы в обсерваториях специально построили для поиска новых планет возле далеких звезд. Подумай, почему все найденные до сих пор планеты расположены в нашей Галактике? (Потому что планеты в других галактиках расположены так далеко от нас, что силы современных телескопов не хватает для того, чтобы их увидеть).

2. Для того, чтобы внимательно изучить поверхность других планет, астрономы их фотографируют, а потом рассматривают полученные снимки. Таких фотографий скопилось уже так много, что астрономы не успевают их внимательно исследовать. Тысячи изображений Марса и Луны выложены в Интернете для того, чтобы любители астрономии могли помочь в их изучении. Попроси родителей найти в Интернете такие фотографии. Может быть, и тебе удастся сделать свое астрономическое открытие!

3. Несколько обсерваторий в разных странах заняты поиском инопланетян. Они надеются услышать их послание в радиоэфире. Если бы тебе дали микрофон, сигнал которого долетит до звезд, что бы тебе хотелось крикнуть или спеть?

Отгадай загадки:

 
Раскинули ковер —
Накрыли дом и двор.
На ковре волшебные огоньки переливаются.
Как тот ковер называется?
 

(Звездное небо)

 
Не боятся темноты,
С темнотой они – на ты.
Чем темней вокруг простор,
Тем у них острее взор.
 

(Астрономы)

 
Днем легко увидеть можно
Солнце, звезды и планеты,
Даже тусклые кометы
Здесь найти совсем несложно.
Здесь царит густая тень
Даже в самый яркий день.
 

(Планетарий)

НА ЗЕМЛЕ И НАД ЗЕМЛЕЙ
СПУТНИКИ

Вокруг Земли и вокруг других планет Солнечной системы вращаются небольшие космические тела – спутники. Эти спутники образовались одновременно с планетами.

Спутники планет называют естественными спутниками. Без телескопа на небе можно рассмотреть только спутник Земли – Луну. Вооруженным глазом, в телескоп, были открыты четыре спутника Юпитера. Это открытие 400 лет назад сделал Галилео Галилей. Галилеевы спутники Юпитера в ясную погоду можно рассмотреть и в небольшой бинокль.

Среди планет Солнечной системы больше всего спутников у Юпитера. У Меркурия и Венеры спутников нет. Всего сейчас ученые насчитали в Солнечной системе почти 170 естественных спутников.

Вокруг некоторых планет летают космические аппараты, сделанные руками человека. Их называют искусственными спутниками. Уже больше, чем 50 лет прошло со дня запуска первого искусственного спутника Земли. Его запустили в СССР с космодрома Байконур. Русским словом «Спутник» во всех языках Земли стали называть небольшие космические аппараты. Первый спутник был размером с большой надувной пляжный мяч и мог только передавать на Землю радиосигнал «Бип-бип-бип…». Сейчас искусственные спутники Земли помогают изучать погоду, следить за пожарами, через спутники работает телевизионная и мобильная связь, GPS-навигация. Искусственный спутник хорошо виден среди звёзд. Яркая точка спутника летит, не мигая, через всё небо. Летящий самолёт легко отличить от спутника по тому, что у него два мигающих огонька – зелёный и красный.

Ответь на вопросы и выполни задания:

1. Посмотри на картинку с изображением искусственного спутника Земли. Что это за «крылья» по бокам? (Крылья спутнику не нужны, потому что он летает там, где воздуха нет и крылья бесполезны. На самом деле, это солнечные батареи).

2. После того, как спутник исчерпывает свой энергетический запас и его приборам больше не хватает энергии для работы, командой с Земли его отключают. Нарисуй грустный брошенный спутник с «опущенными ушами» – солнечными батареями.

3. Постарайся найти среди звёзд быстро движущуюся точку спутника. Проследи за его движением до того момента, когда спутник станет не видно. Что с ним произошло, как ты думаешь? (Спутник залетел в тень Земли и его перестало освещать Солнце. Сам по себе спутник не светится.)

Отгадай загадки:

 
В небе звёздочка летит,
Горит-переливается.
Человек создал её —
….. называется.
 

(Спутник)

 
Послан в небо следопыт,
Солнце на боках горит.
 

(Спутник)

 
Проворный, послушный и работящий,
Искусственный он и настоящий.
 

(Спутник)

iknigi.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *