Астрономия в детском саду – План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в астрономию»

Проект «Весёлая астрономия» (старший возраст)

В моей группе старшего дошкольного возраста дети очень любознательные, постоянно задают множество вопросов, любят экспериментировать. У меня возникла идея создания проекта под названием «Веселая астрономия». Проблема проекта: представить детей в роли астрономов. В связи с этой проблемой были поставленные следующие цели в проекте «Веселая астрономия»:

1. Знакомство детей с наукой астрономией.

2. Обогащение представлений детей о планетах Солнечной системы.

3. Знакомство с созвездиями, картой звездного неба.

4. Применение знаний на карте звездного неба.

5. Развитие самопознания и положительной самооценки.

6. Овладение детьми способами вне ситуативного личного общения.

7. Обогащать и активизировать словарный запас детей.

Предварительная работа по проекту включает в себя: чтение сказки «У солнышка в гостях», рассматривание энциклопедий с детьми, наблюдение за звездным небом в вечернее время, знакомство с картой звездного неба, беседы познавательного характера. С родителями было проведено анкетирование по проблеме, беседы.Реализация проекта проходила поэтапно. На первом этапе были обозначены проблемы, задачи, решение которых дети должны были найти с помощью родителей и педагога. Введение в проблему происходило в процессе беседы: «Астрономия – занимательная наука», чтение сказки «У солнышка в гостях». Участники проекта подвели детей к пониманию того, что астрономия очень интересная наука. В ходе реализации проекта использовались различные формы работы: дидактические игры, рассматривание книг энциклопедического характера, рассматривание иллюстраций, чтение загадок и стихов, творческие занятия по рисованию, лепке, аппликации, а также анкетирование родителей.На втором этапе принимаем решение о распределении деятельности в соответствии с задачами. Дети ищут информацию о планетах солнечной системы, о названиях созвездий с помощью родителей и педагога.

На третьем этапе дети с помощью педагога или родителей ищут пути решения задач, а педагог ненавязчиво направляет их деятельность в нужное русло. С детьми проводились беседа, дидактические игры: «Дорисуй созвездие», «Угадай название созвездия», «Солнечная система», рисование на тему: «Моя любимаяпланета», «Планета нашей семьи», «Мое созвездие», изготовление планет из пластилина, изготовление модели «Солнечной системы» для групповой комнаты, игры с «солнечным зайчиком», занимательные опыты с телескопом. С детьми был создан альбом «Созвездия нашей группы». Дети с родителями посетили планетарий и узнали много интересной информации. Родители привезли фотографии из планетария, их выступление перед детьми было увлекательным и очень познавательным.

проектпроект проект
проект

 

На четвертом этапе дети с помощью взрослых подводят итоги и делают выводы.Мы с детьми организуем выставку рисунков на тему: «Планета, которая мне нравится», организуем презентацию альбома «Созвездия нашей группы», представляем модель Солнечной системы, самодельную карту звездного неба.ВЫВОД: Опыт работы по проектной деятельности показал, что это необходимая современная технология, требующая творческого подхода. 

Проект для старшего дошкольного возраста «Веселая астрономия»

 

месяц

Педагог

Дети

Родители

Сентябрь

1. Изучение проблемы и постановка цели проекта.

2. Анализ литературы по теме.

3. Составление плана проекта «Веселая астрономия».

 

1 этап

 

Анкетирование по проблеме

Октябрь

Реализация проекта, использование различных форм работы с детьми. Вызвать у детей интерес.

2 этап

Беседа «Астрономия – занимательная наука».

Чтение сказки «У солнышка в гостях».

Подбор литературы по проблеме

Ноябрь

Тема: «Солнечная система».

Беседа: «Планеты солнечной системы». Цель: дать знания о планетах солнечной системы, их названиях, месте во Вселенной).

Рисование на тему: «Моя планета». Цель:   развивать интерес у детей к изображению планет.

Изготовление макета «Солнечная система». Цель: показать наглядно расположение планет относительно солнца, закреплять названия планет. Развивать любознательность.

Подбор информации о планетах Солнечной системы.

Декабрь

Тема: «Звездное небо». Проведение и организация дидактических игр по проблеме

Дидактическая игра «Дорисуй созвездие». Цель: соотносить созвездие с символикой, дорисовывать его «Угадай созвездие».

Рассматривание карты звездного неба.

Фотоотчет о посещении детьми планетария

Январь

Занимательные игры с детьми.

Игры с «солнечным зайчиком» (бинокля). Опыты с использованием телескопа. Дидактическая игра «Звезды на небе». Цель: учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным. Познакомить с символикой некоторых созвездий, принятых астрономами с древнейших времен.

Помощь родителей в приобретений бинокля или телескопа. Рассматривание с родителями звездного неба.

Февраль

Привлечь родителей к проблеме. Беседы с родителями.

Придумывание и рисование с детьми созвездий.

Создание альбома «Созвездия нашей группы».

Выступление родителей и детей о посещении планетария, показ фотографий.

Март

Закреплять задания детей о созвездиях. Создание карты звездного неба.

Изображение знакомых созвездий на самодельной карте звездного неба. Закреплять названия некоторых созвездий.

Подбор стихотворений и созвездиях.

Апрель

Выставка рисунков на тему: «Планета, которая мне нравится».

Презентация альбома «Созвездия нашей группы».

Карта звездного неба (выполненная с детьми).

3 этап

Дети активно принимают участие в выставке рисунков, в презентации альбома и карты звездного неба, учатся договариваться между собой.

Пригласить родителей на выставку рисунков, презентацию альбома «Созвездия нашей группы», показ картины звездного неба.

 

ВЫВОД: Опыт работы по проектной деятельности показал, что это необходимая технология, требующая большого творческого подхода.

 

Инновационный проект для детского сада- Волшебная астрономия

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных  восприятий к четким понятиям».
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.).
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема «Космос», поэтому возникланеобходимостьработы над проектом «Волшебная астрономия».
Перед нами возникла проблема:
Как развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, от мифов древней цивилизации до современных научных открытий, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.
Цель проекта:
Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.
Объект изучения сталнеизведанный для нас мир Вселенной.
Гипотеза:
Предположим, что астрономия – наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес дошкольников к  неизведанному для них миру Вселенной. Мы считаем, что азы науки астрономия могут является источником познания и умственного развития дошкольников.
Участники проекта:
-дети старшего дошкольного возраста МДОУ ЦРР- детского сада N75
-педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников и педагог-организатор по экологическому воспитанию дошкольников
-воспитатели старших групп
-родители детей.
Каковы же условия, которые помогли успешно реализовать данный проект?

 

 

Этапы работы над проектом
1 этап работы – подготовительный
1.1.Создание развивающей среды
Работа над  проектом началась с создания развивающей среды. В 2008 году была создана планетарная комната «Волшебная астрономия».
 Функции кабинета:
 Кабинет «Волшебная астрономия» создан для формирования у детей представлений об окружающей мире. В планетарной комнате дети знакомятся с историей возникновения науки астрономия, планетами Солнечной системы, узнают об изучении космоса человеком, больше узнают о нашей планете Земля и ее спутнике.
Развивающая среда кабинета: модель Солнечной системы, карта созвездий, фотовыставка «Космос», выставка детских работ «Звездная фантазия», подобрана детская и методическая литература по теме «Космос», приобретены дидактические и развивающие игры и пособия, созданы мини-музей «Космос будущего» и мини-музей «Солнышко». Была произведена паспортизация кабинета.
Фотовыставка                                                    
Выставка детских работ  
Макет Солнечной системы
Карта созвездий   
Мини-музей «Космос будущего»
1.2. Составление перспективного плана проекта

Работа с детьми

Формы

тема

Место проведения

количество

1.Экскурсии

Аудиовизуальные программы

Костромской областной планетарий

4 раза в год

2.Наблюдения

Согласно плану

Территория детского сада

систематически

3.Занятия кружка

Согласно плану кружка «Волшебная астрономия»

Планетарная комната

1 раз в неделю

4.Занятия по познавательному развитию (по теме)

Согласно плану воспитателей

Планетарная комната, групповая комната

1 раз в месяц

5.Сюжетно-ролевые игры

Тема «Космос»

Групповая комната

систематически

6.Праздники 

«Большое космическое путешествие» (посвящен Дню космонавтики)

Музыкальный зал

апрель

7.Развлечения

По плану кружка
«Юный астроном»
«Земля наш дом»
«На планете веселых животных»
«Исследования новой планеты»

 

Планетарная комната

1 раз в квартал

Работа с родителями

8.Консультации

«Изучаем астрономию вместе с детьми»

Родительские уголки

1 раз в квартал

9.Открытое занятие кружка

по теме занятия

Планетарная комната

Январь, май

10.Дни открытых дверей

«В гости в «Волшебную астрономию»

Планетарная комната

1 раз год

11.Праздники

«Большое космическое путешествие» (посвящен Дню космонавтики)

Музыкальный зал

апрель

12.Экскурсия

«Жизнь космонавта»

Музей В.Н.Терешковой в Ярославской области

1 раз в год

13.Выставки, конкурсы

День космонавтики

Выставочный зал ДОУ

1 раз в год

Работа с воспитателями

14.Консультации

«Как познакомить дошкольника с наукой астрономия»

Методический кабинет

1 раз

15.Мастер класс

«Опыты и эксперименты на тему «Космос»»

Планетарная комната

1 раз

15.Смотр конкурс макетов

«Солнышко»

Мини-музей в планетарной комнате

1 раз в год

16.Беседы

«Познавательные странички»

Методический кабинет

систематически

17.Работа библиотеки

Литература по теме

Методический кабинет

систематически

2 этап работы – практический
Практический этап работы складывается из ряда направлений:

  • работа воспитателей с детьми;
  • работа педагога – организатора по интеллектуальному развитию в кружке «Волшебная астрономия»;
  • взаимодействие с родителями и социумом.

Результаты проекта
Диагностические исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста систематизировались, имеющиеся  знание детей по астрономии, они овладели элементарных представлений о науке астрономия. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов. В результате дети научились составлять схемы, решать кроссворды, что говорит о развитии логического мышления у дошкольников.
По итогам анкетирования воспитателей и родителей можно судить о повышении мотивации участников педагогического процесса по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, а также повышения их эрудиции.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Астрономия – это наука не только для взрослых! Дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.
Ресурсы:
Информационные: диагностика познавательного развития детей, запросы родителей, информация из педагогической и научной литературы, интернет сайты, создание планетарной комнаты, методическая работа с воспитателями, родителями.
Научно-методические: Введение в науку «Астрономия».Методические рекомендации к блоку познавательное развитие.  КОИПКРО, Кострома 2002.
Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 80 с.:ил.
Кадровые: педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников, воспитатели, дети, родители дошкольников.

Автор: педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников МДОУ ЦРР-детского сада N75 города Костромы, Наталия Юрьевна Лебедева.

 

< Предыдущая   Следующая >

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект НОД с детьми старшего возраста по теме: » Астрономия. Космос»

         Конспект НОД с детьми старшего возраста по теме:

               «Астрономия. Космос»

        Цели:

-познакомить детей с наукой астрономией, тем, что она изучает

-пополнить словарный запас по теме: «Космос», формировать представления о космосе

-развивать слуховое восприятие, фонематический анализ и синтез cлов

— развивать навык словооброзования и словооизменения

— развивать связную речь, внимание, мышление

                                      Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: « Ребята, на столе  у вас лежат картинки. Назовите, что изображено на картинке и какой первый звук в этом слове»( космонавт, ракета, звезды, спутник,  Луна, Солнце, комета…) Называют и садятся

  1. Основная часть:

Логопед: « Ребята, есть такая наука, которая изучает звезды и небесные тела. Она называется «Астрономия», а ученые , занимающиеся астрономией называются «астрономами». В древние времена астрономы изучали расположение звезд и планет на небе. Смотрели они на небо с помощью подзорной трубы. Итальянский ученый Галилей назвал трубу телескопом. Мы живем в Солнечной системе, в большой «семье» планет. Все они — разные по величине, по строению, по природным ресурсам. Они летят все вокруг Солнца. Одни ближе к нему, другие дальше.  Планета, на которой мы живем , называется Земля. Голубой шар, покрытый белыми облаками. Так  выглядит наша планета из космоса. В наше время для изучения планет и небесных тел летают в космос космонавты.

 Давайте рассмотрим картину, которая называется « Строительство космической станции».( альбом «Все работы хороши. Детям о профессиях». Издательство «Детство -Пресс»)

Кого вы видите на картине? ( Космонавтов и космическую станцию)

Правильно. Космонавты вышли из  станции в открытый космос и работают. Что еще вы видите  в космосе? ( Землю, Луну, Звезды, космический корабль )

Какая Земля? ( красивая, голубая) А какая Луна? ( маленькая, круглая, холодная)

Назовите, какие  звезды? ( большие, яркие, блестящие)

Ребята, космонавты выполняют в космосе очень трудную и важную работу. Благодаря им у нас развивается наука и техника.

  1. Подвижная игра « Полет к звездам» (см. книгу Быковой « Игры и упражнения для развития речи» Издательство «Детство-Пресс»)
  2. Игра с мячом «Семейка слов»        

« Давайте поиграем с мячом. Образуем слова одной семейки к слову «звезда». Как ласково назвать звезду? ( звездочка) Если небо усыпано звездами, то оно какое? ( звездное)

Как назовем корабль, который летит к звездам? ( звездолет) Как называют волшебника, который гадает по звездам? ( звездочет) Как называют явление        , когда звезды падают с неба?( звездопад)  Молодцы!

  1. Упражнение «Составь схему слова».

Логопед: « А теперь отгадайте загадку.

« Блин в окошко виден Тане.

То он в масле, то в сметане.

Кто-то край уже отъел…

Поделиться не хотел.» ( Это луна)

«Правильно. Отхлопайте слово луна по слогам. (Лу-на) Сколько слогов? (два слога)

Выложите схему слова с помощью кружочков. Назовите гласные  звуки.( у, а) Назовите согласные звуки( л, н) Какие согласные?»( твердые, звонкие).

  1. Окончание занятия.

Логопед: «Ребята, вы сегодня все молодцы. Хорошо занимались и узнали много нового и интересного о науке астрономии и о космосе».

                   Картотека загадок.

  1. Нехожена дорожка

Посыпана горошком.

  (небо и звезды)

2.Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят ?

  (Созвездие «Большая Медведица»)

3.Вся дорожка усыпана горошком

  (Звезды на небе, Млечный путь)

4.Над клубком челнок летает,

На клубок витки мотает.

 (Спутник, Земля)

5.Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась на небе только

Апельсиновая долька.

  (Луна, месяц)

  1. Это что за потолок?

То он низок, то высок.

То он сер, то беловат.

То чуть- чуть голубоват.

А порой такой красивый-

Кружевной и синий- синий!

                         ( Небо)

7.Светит, сверкает,

Всех согревает.        

(Солнце)

8.Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат.

            (Небо, звезды, месяц)

9.Ночью светит нам она

Белолицая….(луна).

10.По небу лебедь черный

 Рассыпал чудо- зерна.

Черный белого позвал,

Белый зерна поклевал.

      (Ночь, звезды,день)

11. Синенькая шубка

Покрыла весь мир.

              (Небо)

12.Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

-Спать ложитесь, поздно!

Потому что мать- луна,

А дочурки — ….( звезды)

13. Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной

А зовут меня …(Луной)

14. Голубой платок,

Алый колобок,

По платку катается,

Людям улыбается.

 (Небо, солнце)

15. Что за чудная машина

Смело по Луне идет?

Вы её узнали, дети?

Ну, конечно… ( луноход)

16. Он вокруг Земли плывет

И сигналы подает.

Этот вечный путник

Под названьем…( спутник)

17. С Земли взлетает в облака,

Как серебристая стрела,

Летит к другим планетам

Стремительно …( ракета)

18. Когда ты в космосе, мой друг,

Творятся чудеса вокруг.

Паришь ты – вот так новость,

Ведь это….( невесомость)

19. Он черен, как ночь,

И звезд в нем не счесть.

Планет и созвездий

В нем множество есть.

Что же это за место,

Возникает вопрос..

И каждый ответит

Ведь это же….( космос)

20. Он космос покоряет,

Ракетой управляет.

Отважный, смелый астронавт

Зовется просто …(космонавт)

 

  Стихи о космосе и астрологии.

  1.Звёзды, звёзды, с давних пор

Приковали вы навеки

Человека жадный взор.

И в звериной шкуре сидя

Возле красного костра,

Неотрывно в купол синий

Мог глядеть он до утра.

И глядел в молчаньи долгом

Человек в простор ночной —

То со страхом,

То с восторгом,

То с неясною мечтой.

И тогда с мечтою вместе

Сказка зрела на устах:

О загадочных созвездьях,

О неведомых мирах.

С той поры живут на небе,

Как в ночном краю чудес, —

Водолей,

Стрелец и Лебедь,

Лев, Пегас и Геркулес.

2.Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

 3.У меня плохие вести.

Я грущу как никогда.

Я узнал: среди созвездий

Нет созвездия Кота!

Есть на небе Волк и Заяц,

Голубь, Ящерица, Кит.

Лебедь звёздная летает:

Даже Муха там сидит!

А вокруг — Собаки, Рыбы,

Две Медведицы и Львы,

Бродит Конь с косматой гривой

Средь космической травы:

Только нет Кота. Я плачу!

Нету звёздного Кота!

Даже нет Усов Кошачьих,

Ни Кошачьего Хвоста!

Я всю ночь смотрел на небо!

Просто выбился из сил!

чем же я настолько крепко

астрономам насолил?

Большая Медведица

4.У Большого Ковша

Больно ручка хороша!

Три звезды — и все подряд,

Как алмазные, горят!

Среди звёзд, больших и ярких,

Чуть видна ещё одна:

В середине рукоятки

Приютилася она.

Ты получше приглядись,

Видишь,

Две звезды слились?

Та, которая крупнее,

Называется Конём.

А малышка рядом с нею —

Всадник,

Скачущий на нём.

Замечательный наездник,

Этот звёздный принц Алькор,

И несет его к созвездьям

Конь Мицар во весь опор.

Треплет конь золотогривый

Золочёную узду.

Правит Всадник молчаливый

На Полярную звезду.

5.На небе ковшик золотой

Зовут Медведицей Большой.

Секрет — найти, где север, — прост:

По направленью крайних звёзд

Прямую линию веди,

Звезду Полярную найди,

Стань прямо, на неё гляди,

И север будет впереди.

Звёзды

6.Что такое звёзды?

Если спросят вас —

Отвечайте смело:

Раскалённый газ.

И ещё добавьте,

Что притом всегда

Ядерный реактор —

Каждая звезда!

Аня Еськова

Что такое солнце

8.Солнце — монетка, — скупой проворчал.

Нет, сковородка! — обжора вскричал.

Нет, каравай, — хлебопёк произнёс.

Компас, — сказал убеждённо матрос.

Солнце — звезда, — астроном объявил.

Доброе сердце, — мечтатель решил.

               Луноход

9.Прилунился лунолёт.

В лунолёте — луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

1967 В. Берестов

10. По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

                                 Аркадий Хайт

                                        Елизавета Тараховская

       Луна и лентяй

10. Все в доме спят… и тишина…

И свет погас давно…

Но двум ребятам не до сна —

Они глядят в окно.

Луна далёкая горит.

Один мальчишка говорит:

— Нет! Я не лягу, не усну,

Хочу удрать я на Луну!

Трещит от школы голова —

Весь день сиди зубри:

А сколько будет дважды два?

А сколько трижды три?

Луна далёкая горит.

Другой мальчишка говорит:

— Как будешь ты один в глуши?

С кем будешь ты дружить?

Ведь на Луне нет ни души

И нет домов, где жить.

Ответил первый: — Ну и пусть!

И без домов я обойдусь!

Я вырою землянку…

Нет, нет, ошибся я…

Я вырою лунянку —

Лунянку для жилья.

Я буду с марсианином

Высоко в облаках

В космическом сиянии

Кататься на коньках.

Луна далёкая горит.

Другой мальчишка говорит:

— С Луны до Марса далеко,

Туда добраться нелегко!

Недурно с марсианином

В космическом сиянии

Кататься на коньках…

Но как насчёт питания?

Питаться будешь как?

Тут и простого хлеба нет,

Забудешь про пироженое,

Там нет ни яблок, ни конфет —

Питанье невозможное!

А первый говорит: — И пусть!

И без сластей я обойдусь!

Я встану рано поутру

И земляники наберу…

Нет, нет, не земляники —

Я наберу луники!

Там, верно, близко Млечный Путь,

И мне наверняка

Попить удастся как-нибудь

Немного молока!

Луна далёкая горит.

Другой мальчишка говорит:

— Хоть он зовётся «Млечный Путь»

О молоке ты позабудь!

Лишь в сказках я читал пока,

Что есть Молочная Река,

А на Луне нет ни глотка,

Воды, не только молока.

А первый говорит: — И пусть!

И без воды я обойдусь!

Вот затвердил: — Вода! Вода! —

Зато не мыться никогда! —

Луна далёкая горит.

Другой мальчишка говорит:

— Ты станешь лёгким на Луне —

Ни лечь, ни сесть, ни встать,

Весь день ты будешь в вышине,

Как воробей, летать!

Ты будешь плакать, злиться,

Тебе не приземлиться!

Верней, не прилуниться!

А первый говорит: — И пусть!

Я и без веса обойдусь!

Я буду целый день парить —

Не надо мне посадки,

Парить-то легче, чем зубрить

Или писать в тетрадке.

Трещит от школы голова —

Весь день сиди зубри:

А сколько будет дважды два?

А сколько трижды три?

Все в доме спят… и тишина…

Но стало вдруг светло —

Спустилась с вышины Луна,

К окошку подошла она

И смотрит сквозь стекло.

Дорожка лунная бежит

По двери и стене,

Дорожка на полу дрожит,

Как на морской волне.

Луна лицом бледным-бледна,

Разозлена, огорчена…

Разжала губы, рот открыт,

Луна по-русски говорит:

— Послушай, лодырь и лентяй!

Забудь ты о Луне!

Ты на Луну не прилетай —

Лентяй не нужен мне!

Когда б все люди с детских лет

Учились так, как ты,

У вас бы не было ракет

Волшебной быстроты.

Не долетели б до меня —

До звёздной вышины,

Не увидали бы меня

С обратной стороны.

Я в небе видела собак —

Летел снаряд летательный,

А вот лентяя у себя

Мне видеть нежелательно.

Таблицу умножения

Тебе учить невмочь,

Земного притяжения

Тебе не превозмочь!

Ты над землёю не взлетишь,

Весь век ты сиднем просидишь!.. —

Сказала, кверху поднялась

И в тучу улетучилась…

Прохожие удивлены —

Глядят в недоумении:

— Была Луна, и нет Луны…

Похоже на затмение.

Но мы-то знаем, отчего.

Мы знаем без сомнения:

Из-за лентяя одного

Произошло затмение!

1960

Юрий Гагарин

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Автор: В. Степанов

День космонавтики

Взлетел в ракете русский парень,

Всю землю видел с высоты.

Был первым в космосе Гагарин…

Каким по счету будешь ты?

Автор: В. Орлов

* * *

Ладонью, заслонясь от света,

Сидит мальчишка.

Тишина.

И вдруг волшебное:

— Ракета достигла станции Луна.

И оторвавшись от тетрадок,

Сказал с достоинством:

— Порядок. —

Как будто так и быть должно.

Должно быть так,

А не иначе.

И удивительного нет,

Что это нами,

Нами начат

Штурм неразгаданных планет.

Его за скупость не корите:

Мальчишка сдержан потому,

Что продолжение открытий

Эпоха вверила ему!

Автор: Л. Татьяничева

Возвращение

Закончился космический полет,

Корабль спустился в заданном районе,

И вот уж целиной пилот идет,

Чтоб снова землю взять в свои ладони…

И в космосе он думал лишь о ней,

Из-за нее летал в такие дали —

И лишь о ней все двести долгих дней

Писал в своем космическом журнале!

Автор: В. Орлов

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в астрономию»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию

Тема: «Путешествие в астрономию».

(подготовительная группа).

Воспитатель: Котомкина

Марина Львовна

МБДОУ д/с № 461

г. Нижний Новгород.

Задачи: 

1. Через интересные занимательные исторические сведения познакомить детей с историей возникновения науки «Астрономия».

2.  Способствовать самостоятельному поиску интересующих детей знаний, через познавательную литературу.

3.     Способствовать передаче своих впечатлений через рисунок.

Материал:

  •   схема Солнечной системы (по количеству детей), краски, цветные карандаши;
  • карта Солнечной системы;
  • карта звездного неба;
  • фотографические изображения;
  • географическая карта мира;
  • глобус;
  • кукла звездочет.

Предварительная работа:

  • чтение стихов;
  • загадывание загадок;
  • рассматривание иллюстраций;
  • чтение энциклопедий.

Ход занятия.

½ группы оборудована в виде планетария. Плакаты планет, звездного неба размещены по кругу.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в планетарий.

(звучит «космическая» музыка, появляется «Звездочет»).

Звездочет: Здравствуйте ребята! Вы узнали меня?

Ответы детей.

/В группе все картины развешены/.

Звездочет рассказывает детям о том, что совсем недавно он вернулся из космического полета, он посетил космос – эту далекую, таинственную стихию неживой природы.

  • Ребята, что такое космос, вы знаете?
  • Как вы думаете, есть ли жизнь в космосе?
  • Кто изучает космос?

Ответы детей.

Звездочет: — Космос, изучают люди, которых называют астрономами. А наука о космосе называется – астрономией. Астрономия – название этой науки произошло от двух греческих слов: «астрон» — что значит «звезда» и «номос» — что значит «закон». Значит, астрономия – это наука о звездах, о Солнце, о планетах и других космических телах.

  • «Но, несмотря на то, что в космосе нет ни одного живого организма, я все же привез оттуда очень много впечатлений, я увидел и узнал много интересного и теперь хочу поделиться с вами».

Звездочет показывает детям необычную коллекцию, которую он собрал на память о своих космических полетах:

  • карту космоса;
  • карту звездного неба;
  • фотографические изображения;
  • географическая карта мира;
  • глобус.

/Предложить детям рассмотреть их и назвать/.

Рассказ Звездочета: В те далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать, они с удивлением наблюдали за тем, что происходит на небе. Им казалось, что небо – хрустальный колпак, который накрывает Землю, а звезды прикреплены к небосводу для украшения.

        Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце, Луна и Звезды вращаются вокруг Земли.

        Спустя много лет астроном (люди, которые наблюдают за звездами и изучают их) Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты обращаются вокруг Солнца.

        Другой ученый, Ньютон, понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают: они взаимно притягиваются друг другу и не позволяют друг другу отдаляться от себя или приближаться к себе. Поэтому все они летят вокруг Солнца каждая по своему пути.

        Древние люди (астрономы) изучали звезды без специальных приборов, наблюдая небо с Земли. В средние века ученые изобрели подзорную трубу и телескоп, чтобы рассматривать далекие светила. Сейчас в космос летают искусственные спутники и космические станции, которые исследуют планеты и звезды».

Звездочет:

—      Ребята, Запомнили, что изучает наука «Астрономия»?

—      Ребята, а почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают?

Ответы детей.

—    Ребята, я предлагаю вам «изобразить» Солнечную систему и покружиться – каждому по своей орбите.

Воспитатель:

  • Ребята, а теперь давайте скажем спасибо Звездочету, попрощаемся с ним и отправляемся опять в детский сад.

/выходим из круга/.

  • Ребята, как жаль, что мы с вами не взяли фотоаппарат. Давайте свои впечатления нарисуем.

/Самостоятельная работа детей. Материал для ИЗО – деятельности дети берут по желанию/.

Рассматривание детских рисунков по вопросам:

  • Кто хочет рассказать, что больше всего вам понравилось на экскурсии, и что вы изобразили? (рассказы детей).
  • Ребята, у Вселенной еще много тайн и загадок, так и мы с вами постепенно будем открывать тайны космоса.

Статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: «Астрономия для малышей»

Тайны звёзд, космоса, планет всегда необыкновенно притягивают к себе ребят. В космонавтов с удовольствием играют все. Но как объяснить дошкольникам устройство Солнечной системы?

Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
        На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью,  огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.

 Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема  космоса, поэтому возникла необходимость работы над проектом «Космос».

Перед  нами возникла проблема: как развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, от мифов древней цивилизации до современных научных открытий, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Чтобы дети могли узнать, как образуются черные дыры, как рождаются звезды, какая самая горячая звезда во Вселенной и многое другое новое и неожиданное о космосе, мы провели серию экспериментов:

День и ночь

Любознательный малыш рано или поздно задастся глобальным вопросом: почему бывает день и ночь? И, чтобы не объяснять устройство мира на пальцах, мы  попробовали  создать модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Для этого нам понадобился глобус и какой-нибудь источник света, например свеча или настольная лампа. Мы рассказали детям, что во Вселенной ничто не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара,  которая обращена к солнцу (в нашем случае – к лампе) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь.  Дети в процессе эксперимента убедились, что как бы они не вращали глобус, один из полюсов все время был освещен, а другой, напротив, затемнен.

Кто придумал лето?

Снова обратимся к нашей модели. Теперь будем двигать глобус вокруг “солнца” и наблюдать, что произойдет с освещением. Из-за того, что солнышко по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном полушарии лето, то в Южном, наоборот, зима. Мы рассказали, что Земле необходим целый год для того, что бы облететь вокруг Солнца.

 Вообще, тема космоса содержит в себе массу идей для рисунков, поделок из бумаги, картона, пластилина. Можно рисовать фантастические инопланетные миры и космолеты, лепить космических пришельцев, моделировать из пластилина марсианскую или лунную поверхность, придумывать новые названия планетам и созвездиям, выдумывать собственные галактики. Тема эта безгранична и великолепна, потому что дает пищу детской фантазии, развивает нестандартность мышления, стимулирует познавательный интерес и желание постоянно узнавать что-то новое.

Свое восприятие Вселенной дети воплотили в творческих работах: конкурс рисунков «Полеты на другие планеты», акция «Письмо жителям планеты «Здоровья», сюжетно-ролевая игра «Космонавты», конструирование Космодрома.

Также нами был реализована работа по привлечению родителей. Тесное  взаимодействие с которыми необходимо всегда. Только сотрудничая  с ними, координируя наши действия, мы получаем заметный эффект в развитии детей. Для родителей дошкольный период – возможность больше общаться с ребёнком, рассказывая ему обо всём, что он спросит. Не только шанс освежить в памяти то, что уже забылось. Это уникальная возможность вернуться в детство и посмотреть на мир глазами ребёнка.  В процессе работы над проектом дети и их родители собрали неизвестные и удивительные факты о космосе. Дети получили информацию о Солнечной системе и месте нахождения Земли в ней, об ученых, которые мечтали о звездах, об освоении людьми космоса, о первых космонавтах. Совместно с родителями был создан мини-музей «Космос», в котором представлены макет Солнечной системы, ракет, спутников, открытки, фотографии и книги по теме проекта. Результатом большой работы детей и родителей явилось создание коллажа «Полет на планету здоровья».

.

Конспект для детей 6-7 лет «Школа юных астрономов»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления № 110»

Конспект занятия для детей 6-7 лет «Школа юных астрономов»

Выполнила: воспитатель Огурцова Л.А.

Ход:

Группа оформлена как кабинет школы юных астрономов.

Дети под «космическую» музыку входят в группу. Их встречает Звездочет.

Звездочет: Здравствуйте ребята! Знаете, где вы оказались? Это школа юных астрономов. Я — учитель, зовут меня Звездочет. А теперь назовите ваши имена (знакомятся). В моей школе занимаются ребята, которых интересует Космос, наука Астрономия. Вы знаете, что изучает наука Астрономия? Молодцы! Хотите побывать на уроке в нашей школе и почувствовать себя маленькими астрономами? Тогда занимайте места за столами.

Задание 1. «День рожденья Солнечной системы».

Что это значит? О чем идет речь? (Рассказать о последовательности появления Солнца и планет.) Разве когда-то не было Солнечной системы? А что было? (Работа с карточками, объяснение.)

Темный КосмосВселенная (большой взрыв) — Галактика (спиральная, Млечный путь) — Солнечная система (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

Задание № 2. «В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет и всех разбудит». (Солнце)

Перед детьми схема, на которой изображено Солнце. Солнце дает свет и тепло растениям, растения дают воздух и пищу для человека и животных. Благодаря Солнцу на Земле есть жизнь. Но солнечные лучи могут быть вредными — это ультрафиолетовые лучи. Из-за избытка ультрафиолетовых лучей, человек может получить солнечный ожег и солнечный удар.

Задание 3. «Жители Солнечной системы».

О каких жителях идет речь? (О планетах) Выберите себе любую планету и расскажите о ней с помощью карточек-моделей.

Чтобы было легче работать, Звездочет выставляет схему из 4 карточек. Первая обозначает название планеты. Вторая — местоположение. Третья

Задание № 4. «Исследователи Космоса».

О ком идет речь? (О космонавтах)

Назовите имя первого российского космонавта — Гагарин. Женщина-космонавт — Валентина Терешкова.

Кто еще покорял Космос? (Леонов, Титов, Николаев, Береговой).

Всегда ли в Космос летали люди? Кто еще? (Собаки — Лайка, Белка, Стрелка).

Задание № 5. «Космические загадки»

Звездочет читает загадки. Отгадки дети записывают в кроссворд. Если он разгадан правильно, получится зашифрованное слово «Космос».

1. Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут (месяц)

2. Ясными ночками,

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

«Спать ложитесь поздно».

Потому что мать — Луна,

А дочурки… (звезды).

  1. В синей чаше алый мяч, он и светел и горяч (солнце).

  2. Ночью по небу гуляю, тускло Землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной, а зовут меня… (луной).

  1. Это что за потолок? То он низок, то высок,

А порой такой красивый — кружевной и синий-синий (небо).

  1. Чего в комнате не видно? (воздух).

  2. Пушистая вата, плывет куда-то:

Чем вата ниже, тем дождик ближе (облака).

Из окна в окно золотое веретено (луч).

Физминутка: «А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднялись, а потом руки вниз.

1, 2, 3, 4 — вот летит ракета ввысь».

Упражнение: «Перегрузки — невесомость».

Задание № 6. «Дорисуй недостающую ракету».

Детям раздаются карточки. На каждой 3 ряда ракет. В последнем ряду одной не хватает. Дети самостоятельно должны увидеть, что все ракеты различаются формой корпуса, формой крыльев и окраской. Нужно нарисовать недостающую ракету.

Задание № 7. «Ночью на небе один золотистый апельсин.

Миновали две недели, апельсина мы не ели.

Но осталась в небе только апельсиновая долька».

О чем загадка? (О Луне) Почему ее называют по-разному: Луна, Месяц? (Потому что меняет форму) Как это происходит? Худеет и полнеет? Дети достают карточки с изображением различных фаз Луны. Звездочет на мольберте показывает местоположение Луны относительно Солнца и Земли, а дети карточку с соответствующей фазой.

  • За какое время Луна проходит все фазы? (За месяц).

  • Если Луна обернется вокруг Земли 12 раз, сколько времени пройдет? (12 месяцев — 1 год).

Задание №8. «Самое длинное космическое слово».

По лунной поверхности космонавты передвигаются прыжками. Сейчас я проверю, кто из вас самый прыгучий. Нужно придумать слово, связанное с космосом. Каждый слог — прыжок. Чем длиннее слово, тем дальше вы прыгните. Попробуем?

Задание № 9 . «Над головою синий ковер.

Вышит на нем красивый узор».

Снова загадка. Что за ковер? (Небо) А яркий узор? (Звезды, созвездия). Созвездия — это узор из звезд, изображающий какую- либо фигуру. Какие созвездия вы знаете? А сами сможете собрать свое созвездие? (Дети выкладывают созвездия по своему знаку зодиака).

Звездочет: Вот и подошел к концу наш космический урок. Я очень доволен вами, вы много знаете. Настоящие маленькие астрономы.

Вручение дипломов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *