Детство — Википедия
Игра — ведущий вид деятельности ребёнкаДетство — период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Развитие и социализация ребёнка протекают в определённой культурной среде, связанной с другими сторонами жизни общества. Понимание детства меняется с течением истории и очень различно у разных культур. Помимо психологии и педагогики с середины XX века изучением детства занимаются такие направления науки, как история, этнография и социология[1].
В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития является раннее детство. Его нарушение, например, изоляция от человеческого общества, способно привести к необратимым психическим нарушениям.
Младенчество[править | править код]
Кости новорождённого очень мягки вследствие малого содержания солей кальция. Кости черепа у младенцев не имеют швов и соединяются пластинками хряща — родничками. Всего у новорождённого ребёнка имеется шесть родничков, из них два (клиновидный и сосцевидный) — парные. Самый крупный родничок — передний — находится в месте соединения правой и левой половин чешуи лобной и теменной костей. У новорождённого позвоночник имеет вид вогнутой спереди дуги, изгибы начинают формироваться в трёх-четырёхмесячном возрасте. Примерно на шестом-восьмом месяце жизни начинают прорезаться зубы.
Большую часть времени младенцы проводят во сне, просыпаясь от голода или неприятных ощущений. Новорождённые дети проявляют широкий спектр врождённых форм поведения, как простые безусловные рефлексы — хватательный, мигательный, защитный, так и сложные инстинкты, такие, как сосание.
Раннее детство[править | править код]
В период от 1 — 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растет и прибавляет в весе. Развивается речь и память ребёнка. Он начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познает мир. В этот период огромное значение для малыша имеет игра. Раннее детство сменяет дошкольный возраст. В дошкольном возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир уже с помощью своего мышления. Очень важна информация, заложенная в ребёнка в этом возрасте, так как именно в этом возрасте мозг ребёнка развивается очень интенсивно и впитывает в себя информацию, словно губка. В дальнейшем (начиная с 7-8 лет), ребёнок просто развивает полученные знания. Учёные считают, что первые шесть лет — это самый важный период в развитии человека. В это время закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях — всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Поскольку этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать, что представляет собой ребёнок этого возраста. Лучший способ узнать ребёнка — понаблюдать за ним и прислушаться к нему. Но полезно также знать и об общих чертах детей этого возраста.
От рождения до года
- Познаёт мир через ощущения.
- Полностью зависим.
- Сосредоточен на себе.
- Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора (ласковый или сердитый)
- Быстро растёт и изменяется.
- Играет сам с собой.
- Узнаёт людей и реагирует на них.
- Учится хватать.
- Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть и стоять.
- К одному году начинает ходить.
От года до двух:
В 2 года ребёнок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей 2 лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.
- Ходит всё уверенней.
- Требует внимания к себе.
- Познаёт мир через ощущения.
- Внимание быстро рассеивается.
- Полностью может концентрироваться только на одной вещи.
- Восприятия конкретны, воображение ещё не развито (думает только о том, что видит)
- Слабая координация движений.
- Нет «тормозов», его трудно остановить.
- Решителен.
- Любопытен, жаждет исследовать мир.
- Подражает взрослым.
- Непослушен.
- Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней.
- Сосредоточен на себе.
- Учится проситься на горшок
Два-три года:
В 3 года ребёнок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает чёрный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребёнок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырёх-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребёнка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат). Наглядно ориентируется в конфигурации объёмных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребёнок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твёрдый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии). Подбирает мозаику к несложному рисунку. Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
- По-прежнему сосредоточен на себе.
- Любопытен.
- Координация движений ещё не совершенна.
- Активен.
- Исследователь, интересуется окружающим миром.
- Играет большей частью один.
- Импульсивен, действует по первому побуждению.
- Склонен проверять «границы дозволенного».
- Становится всё более независимым.
- Любит учиться.
- Ему не надоедает повторять одно и то же.
- Нелогичен.
- Возникает чувство прекрасного.
- Подражает взрослым.
- Внушаем.
- Сравнивает себя с другими.
- Развивает самоосознание.
- Формируется словарь (у трёхлетних он уже довольно богат).
- Учится засыпать самостоятельно, сам забирается в кровать, дожидаясь, пока его укроют.
Особенности развития речи:
- пассивная речь в развитии опережает активную: ребёнок понимает намного больше слов, чем может сам произнести;
- фонематический слух опережает развитие артикуляции;
- интенсивно развивается активная речь ребёнка;
- ребёнок открывает, что каждый предмет имеет своё название;
- появляются предложения, сначала состоящие из двух-трёх слов, так называемая «телеграфная речь»;
- на границе второго и третьего года жизни ребёнок интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой, т.е начинает усваивать грамматический строй речи;
- к концу раннего детства ребёнок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке;
- в раннем возрасте развиваются значения детских слов. Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям.[2] .
Для формирования характера ребёнка очень важна домашняя атмосфера. Если ребёнок видит вражду — он научится осуждению и злобе. Если ребёнок слышит насмешки — он станет застенчив. Если ребёнка ругают, то он будет жить с чувством вины. Если же он увидит терпимость и прощение, то вскоре и сам научится терпеть и прощать. Если ребёнка хвалят — он вырастет благодарным и уверенным в себе. Если к нему справедливы — он познает правосудие. Если его любят — он познает любовь. Основные ценности ребёнок воспринимает в семье; там формируются его идеалы, его привычки, его отношение к жизни. Правильное психологическое и духовное воспитание ребёнка нужно начинать с самого рождения, это способствует формированию развитой, самодостаточной личности [3],[4]. «Наше потомство несёт на себе отпечатки наших рук».
Дошкольный возраст[править | править код]
От 4 до 6 лет:
- Всё более и более независим.
- Любит помогать.
- Играет «до изнеможения».
- Легко утомляется.
- Воображение развито в наивысшей степени.
- Очень доверчив: верит всему, что говорят.
- Может сосредоточить внимание на более продолжительное время.
- Координация движений улучшается.
- Любит поболтать.
- Понимает, что не один на свете.
- Путает факты и вымысел.
- Развивает творческий инстинкт.
- Может испытать подлинное религиозное чувство.
- Четырёхлетние играют вместе.
- Пяти- и шестилетние могут играть по сложным правилам.
- Приобретает уверенность в себе.
- Любит похвастаться.
- Сосредоточен на себе, но способен к состраданию.
- Очень нуждается в похвале и одобрении.
- Может подружиться со взрослым.
Школьный возраст[править | править код]
Школьный период в жизни ребёнка начинается в шесть или семь лет и обычно заканчивается к 16 годам. Это период вторичной социализации, когда ребёнок, а затем и подросток усваивает культуру и социальную жизнь общества, в котором ему предстоит жить в качестве взрослого. Ребёнок с 6 — 8 до 16 — 18 лет ходит в школу, познаёт жизнь с различных сторон. Чувствует на себе ответственность (выполнение домашних заданий, посещение школы). Формируется его вкусы, развивается личность ребёнка. Условно выделяют младший школьный возраст (до 10 лет) и старший школьный возраст (с 13 лет), который обычно называют подростковым возрастом, или периодом полового созревания. В связи с индивидуальными колебаниями сроков полового созревания границы старшего школьного и подросткового возраста не всегда совпадают. После периода первого физиологического вытяжения (4—6 лет) до наступления полового созревания отмечается относительная стабилизация скорости роста. Для ориентировочного расчёта нормального роста у детей старше 4 лет можно использовать следующую формулу: 100 + 6 (n — 4), где n — возраст в годах. Массу (вес) тела детей до 11 лет рассчитывают по формуле: 10,5 кг + 2n; детей 12 лет и старше по формуле: (n × 5) — 20 кг, где n — возраст в годах. Точно оценить соответствие роста и массы тела возрасту ребёнка можно только по стандартным ростовесовым таблицам.
Этнография детства исследует традиционные способы и формы социализации детей и подростков в разных культурах и у разных народов, как у современных, так и существовавших на протяжении истории человечества. Этнографические и историко-этнографические исследования особенно интересны тем, что дают возможность понять, какие взгляды общества на ребёнка и детство привнесены культурой, а что является общим для всего человечества. Поскольку современные индустриальные культуры не более, как одни из многочисленных культур, населявших наш мир на протяжении тысячелетий, то этнографию детства можно понимать как науку о детстве вообще, где наше собственное общество должно исследоваться методами, принятыми в этнографии и социальной антропологии.
Мир детства — неотъемлемая часть жизни любого народа, однако осознание детства как особого периода в жизни человека, да и само понятие детства практически отсутствовало в культуре европейского средневековья. Французский историк Ф. Арьес, пишет: «Это не значит, что детьми вообще пренебрегали и не заботились о них. Понятие „детство“ не следует смешивать с любовью к детям: оно означает осознание специфической природы детства, того, что отличает ребёнка от взрослого, даже и молодого. В средние века такого осознания не было. Поэтому, как только ребёнок мог обходиться без постоянной заботы своей матери, няньки или кормилицы, он принадлежал миру взрослых.»[5] Как указывает И. С. Кон, крестьянские дети с раннего возраста трудились наравне со взрослыми, часто детей отдавали учениками и подмастерьями в город. При этом никого не волновал внутренний мир ребёнка, да его и не считали особенным, отличным от мира взрослого. Слово «ребенок» не имело в языке современного ограничительного смысла, люди его употребляли так же широко, как мы сейчас употребляем слово «парень». Понимание детства как особого периода в жизни человека, происходит постепенно, начинаясь в эпоху классицизма и продолжает развиваться по настоящий день.
Исследование традиционных первобытнообщинных культур развенчали многие наши представления о детях, которые ранее считались истинными для всего человечества.
По нашим представлениям у ребёнка может быть только один отец и одна мать. Во многих традиционных (первобытных) племенных культурах придерживаются иных взглядов, ребёнок всех женщин племени называет «мама», а мужчин — «папа». Дети с чрезвычайной легкостью переходят из одной семьи в другую, причем лет в шесть-семь ребёнок легко меняет родителей по собственному желанию.
Мы на первое место ставим биологическое родство между родителями и ребёнком. Хотя в туземных племенах есть понятие биологического родства, там принято родство не по зачатию, а по кормлению. Биологическим родителем считается тот, кто кормит и заботится о ребёнке. Поэтому перейдя в другую семью, ребёнок становится похож на принявших его родителей. Он не приемный, но родной, и ничем не отличается от детей собственных. Во время беременности мужчина кормит эмбрион молоком пениса. Если у женщины были связи с несколькими мужчинами, у ребёнка по представлениям аборигенов будет несколько биологических отцов, ведь что такое оплодотворение первобытным народам неизвестно.[6]
Сексуальные отношения между взрослыми и детьми, и, в особенности, между мужчинами и мальчиками во многих туземных культурах (эторо, баруйя[7], азанде[8], кайнганг[9] и др.) не только не порицаются, а считаются сакральными и являются обязательным элементом социализации подростков и подготовкой к прохождению обряда возрастной инициации[7].
Под концепцией детства понимаются социальные установки общества, отношение взрослых к детям и детству. Современное понимание детства как особого периода в жизни человека сравнительно новое.
В Европе, Америке и других странах, созданных европейскими переселенцами, ребёнка традиционно воспринимают как чистого, безгрешного ангела. Такое понимание возникает с первой половины XIX века, когда ребёнка стали воспринимать как существо, во многих отношениях взрослого превосходящее, поскольку, в отличие от взрослого, ребёнок не испорчен соприкосновением с порочным миром. Тогда же взросление стало оцениваться как регресс — утрата чистоты и невинности. Это изменение очень точно формулирует К. Калверт:
«Концепция абсолютного прогресса человеческого развития, выдвинутая в XVIII веке, была перевернута с ног на голову. Кульминационный момент жизни теперь приходился на окруженное ореолом святости детство, а затем линия жизни непрерывно катилась под уклон, ибо взрослый, погруженный в ежедневную суету, неизбежно шел на компромиссы с совестью и подвергался моральному разложению».
Родители считали, что «их дети родились в состоянии святости, из которого сами они давно вышли. Наградой взрослым являлось повторное обретение самого себя через возвращение в собственное детство. Состояние взрослости теперь содержало в себе новое, беспокойное ощущение утраты».[10]
Как результат такое понимание ребёнка привело к возникновению культуры, изолирующей детей от взрослых. Любое неформальное общение со взрослыми вне семьи становится нежелательным, ведь взрослый воспринимается в первую очередь как источник греха и грязи. Чему в этом случае он способен научить ребёнка? В школе взаимодействие с детьми ограничивается формальными рамками уроков, школа — место, где учат, а не воспитывают. Однако попытка перенести воспитание целиком в семью не увенчалась успехом. Как показали исследования, американские родители почти не общаются со своими детьми. В классическом варианте, когда одна семья с детьми приходит в гости к другой, взрослые внизу устраивают вечеринку, где, потягивая виски, ведут свои разговоры, а дети уединяются наверху, где пьют кока-колу и играют. В целом общение с ребёнком у американских родителей занимает, как правило, не больше двух часов в неделю.[11]
Однако ряд обществ в XX веке (СССР, Германия 1930-40-х), современный Китай и сообществах (кибуцы и коммунитарные общины) имели и имеют радикально иное представление о детстве: ребёнок в этих обществах — партнер и соратник взрослого. Граница, проводимая между миром взрослых и миром детей, была зыбкой. Педагогическая технология противопоставляла себя господствующей европейской модели. Она была направлена на разрушение границ мира детства, так заботливо выстраиваемых в европейской культуре, и слияние мира детей с миром взрослых, которое выражалось и в общих вне зависимости от возраста ритуалах, символах и структурах. Для педагогической технологии этих обществ была характерна особого рода работа с культурной памятью: постоянное равнение на идеал. В рамках такого представления возникают неформальные детские объединения: коммунарские отряды, пионерские штабы, театральные студии, туристические клубы и др. В целом неформальные детские объединения основную свою задачу видели в воспитании коллективиста, что совершенно чуждо американскому и европейскому социуму, однако типично для первобытных общин. Но в традиционных культурах воспитание детей просто включено в повседневную жизнь, является её неотъемлемой частью и осуществляется всеми членами сообщества.[10]
Только индустриальные общества вырабатывают технологии, которые призваны сформировать будущего гражданина. Это подразумевает появление профессии, связанной исключительно с воспитанием и обучением. Европейская модель при этом постепенно отказывается от воспитания, целиком посвятив все силы обучению, будь это школа, секция или музыкальный кружок. Обучение — это услуга, которую педагог оказывает не ребёнку, а его родителям. Все услуги вне школы, естественно, платные. Воспитание поручено семье.
Напротив, советская педагогика предполагала воспитание гражданина даже более важным, чем его обучение. Для детей создается гигантская сеть домов и дворцов пионеров, клубов по месту жительства и в домах культуры. Все это бесплатно, более того в советское время ребёнку для занятий не требуется согласие семьи или школы. За системой воспитания детей в подростковом коллективе со взрослым в качестве лидера закрепилось наименование неформальная педагогика.
Подобное воспитание было не ново — в 1900 году первый подростковый коллектив «лесных индейцев» из окрестных мальчишек организовал писатель Эрнест Сэтон-Томпсон в своем поместье[12], а в 1907 году полковник Баден-Пауэлл создал движение Скаутов, основанное на тех же принципах. Однако современный скаутинг имеет мало общего с подготовкой армейских разведчиков, задуманной первоначально его создателем.
Две противоположных концепции детства в настоящий момент создали в России конфликтную ситуацию. С одной стороны западная модель естественным образом проникает в общество вместе с другими элементами американской и европейской культуры. Эта модель активно насаждается и законодателем, который принимает законы, аналогичные европейским и создает институты защиты ребёнка, такие, как ювенальная юстиция и уполномоченные по защите прав ребёнка. С другой стороны российская культура по-прежнему сохраняет наследие культуры советской. Дома и дворцы пионеров существуют под другими названиями и занятия в них бесплатны. Педагоги старой формации и многие родители не хотят принимать европейскую модель школьно-семейного воспитания.
- ↑ Кон И. С. Ребенок и общество. — Москва: Издательский центр «Академия», 2003. — 336 с. — ISBN 5-7695-1420-5.
- ↑ Сосновский Б. А. Психология. — М.: Юрайт — 2005. — С. 420.
- ↑ Гиппенрейтер, Юлия Борисовна. Общаться с ребёнком. Как?. — 5-е издание, исправленное и дополненное. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 240 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-271-15458-4, ISBN 5-271-15458-0, ISBN 978-5-17-040867-2.
- ↑ Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так?. — Москва: АСТ, с 2008 по 2009 год. — 256 с. — общий тираж более 50 000 экз. — ISBN 978-5-17-053537-8.
- ↑ Ф. Арьес. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. — ISBN 5-7525-0740-5.
- ↑ Н.А. Бутинов. Детство в условиях общинно-родового строя (рус.) // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии : Сборник статей / И.С. Кон. — Москва: «НАУКА», Издательская фирма «Восточная литература», 1992. — С. 5—16.
- ↑ 1 2 Азаров А. И. Основные этапы социализации детей у народов Восточной Меланезии // Этнография детства: Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии / Отв. ред. Н. А. Бутинов, И. С. Кон. — М.: Наука, 1992. — С. 85—119. — 191 с.
- ↑ E. E. Evans-Pritchard. Sexual Inversion among the Azande (англ.) // American Anthropologist, New Series. — 1970. — Декабрь (т. 72, № 6). — С. 1428—1434.
- ↑ Jules Henry. Jungle People. A Kaingang Tribe of The Highlands of Brazil / Ruth Benedict. — New York: Vinage Book, 1964. — 222 с.
- ↑ 1 2 Дарья Димке. «Памяти павших будьте достойны»: практики построения личности в утопических сообществах» // «Социология власти». — 2014. — № 4.
- ↑ Ури Бронфенбреннер. Два мира детства: дети в США и СССР. — Москва, 1976.
- ↑ Мальчишки-дикари Сэтона-Томпсона (неопр.). WildKids | Дикие Детки. Дата обращения 29 декабря 2015.
- Волков Б. С. Дошкольная психология: Психологическое развитие от рождения до школы: учеб. пособие для вузов—изд. 5-е, перераб. и доп. — М.Академический проект, 2007.
- Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия человека: Учеб.пособие. — М.: Просвещение: Владос, 1995
- Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., Айрис-пресс, 240 С., ISBN 5-8112-1353-0. 2005
Детство ребенка. Что такое детство?
Что такое детство? Мы попросили наших читателей ответить на этот вопрос и получили более 200 различных ответов.
Все эти ответы объединяет светлая грусть по ушедшему детству. Сказочное, волшебное время, полное открытий, невероятных приключений и бесконечное веры в чудеса. В детстве нам кажется, что возможно абсолютно все. Разбудите в себе ребенка, вернитесь в счастливое детство и верьте — все возможно! Главное — очень сильно этого хотеть и овладеть искусством маленьких шагов:)
А мы выбрали самые интересные ответы наших читателей, которые помогут вспомнить, что такое детство.
Детство — это счастливое и беззаботное время, когда не хочется сидеть в песочнице. Когда мысли уводят далеко вперед, в школу, на работу, замуж… Но детство быстротечно… И только когда взрослеешь, понимаешь всю ценность времени «детство»…
Елена Тупахина
Детство — это «резинки», «выбивной», «квадрат», «сыщики-разбойники», «танчики», клады зарытые во дворе, деньги из листьев, торты из песка…:)
Елена Гончар
Детство — это смех, искренняя радость подарку под елкой, вера в Деда Мороза, вера в людей, понимание, что папа и мама всегда рядом и не дадут в обиду никому, это игры и т.п. :))
Марина Фесенко
Детство — это когда ты радуешься купленному велосипеду так, как не будешь радоваться в будущем купленным автомобилям.
Max Alexandrov
Детство-это когда тебе хочется верить в чудеса, ждать подарков от родителей.
Сидеть попкой в песочнице и лепить куличики)))
Марина Терлецкая
Детство-счастливая пора Радости безкрайней, Веры в Чудеса и Огромной Любви в каждом мгновении!!!
Elenka Shpak
Детство — это то очаровательное время, наполненное чудесами, ежедневными открытиями и приключениями, которое всем нам очень нужно сохранить в себе на всю жизнь. Чтобы не стать грустными и слишком серьезными взрослыми.
Kira Isaeva
Детство-это самое лучшее, беззаботное время, в котором ты живешь и все ждешь — когда же я вырасту? ))))
Аня Бурко
Детство — это счастье, радость, смех, мечты, дружба! Это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека!
Светлана Коваленко
Это разбитые коленки, игры на свежем воздухе, куклы, машинки, беззаботность, беготня сломя голову и расшатанные нервы родителей.
Svetlana Karaivan Roenko
Детство ребенка — это неповторимый вкус мороженого с ванилью,это неподдельный смех,это мамины бесподобные оладушки с клубничным вареньем и вечно сдертые колени.
Koval Dmitry
Детство — неповторимая пора, когда всё-всё в первый раз, когда одна комната, это и поезд, и магазин, и больница, и зАмок, и пещера;) когда друзья — каждый раз навсегда, когда зима это санки и снежки… А каждая игра или прогулка с родителями — Счастье!
Aleksandra Varchak
Детство — это засыпать с маминой ладошкой, выходные с папой в тире или парке, а летом на море, это в гостях у бабушки делать тортики и салатики из грязи и песка, это казаки-разбойники во дворе…. А вообще это то, что буду помнить всегда.
Алла Руденко
Детство -это волшебный мир, где родители выступают в роли волшебников и фей, а дети верят в сказку и придумывают себе новые мечты.
Ольга Сирук
Дитинство…це сторінка з життя кожної особи, що повинна переповнюватись коханням та щастям, це час для розвитку індивідуума …це найпрекрасніший момент…А ми батьки повинні все робити для того , щоб наші діти провели його зповна…
Анна Грачёва
Детство — это время, когда ты веришь в сказки, Деда Мороза, помнишь все хорошее долго, а плохое забываешь быстро. Это время, когда родители рядом и всегда тебе помогут и спасут от ужасного» бабая».
Ирина Ярмак
Самое лучшее и счастливое время — это детство. Вокруг любящие люди, каждый день узнаешь что-то новое, а сладости кажутся самыми вкусными в мире.
Инна Ясинская
Дитинство — це коли сонце яскравіше, дерева вищі, сніг біліший, день довший, а ніч загадковіша, коли кожен тобі друг, а прикрощі забуваються за хвилину. дитинство — це те, куди завжди хочеться повернутися.
Уляна Сенько
Детство — это маленькая сказка, но ты в ней всегда большой герой!
Светлана Ткачук
Детство — это умение радоваться и удивляться самым простым вещам)))
Aleksandra Bakulina
Детство — это время, когда деревья большие, сосульки вкусные и мама с папой молодые.
Екатерина Хохленко
Дитинство — це прекрасний світ мрій і бажать. А ще море сміху, радості і любові. І найращий світ миру ти добра.
Марія Яловська
Це безтурботність. Закінчились гроші — пішов нарвав ще листочків з куща)))
Наталія Дабіжа
Дитинство — це фундамент людини. Це те, якою вона буде дорослою.
Анна Здоровко
Дитинство — це наймиліша Країна здійснення бажань…це чудові спогади новорічних та різдвяних подарунків…Веселощі…Колядування…Чудові дні народження….перша закоханість…
Наталія Лахман
Детство — это та душевная свобода, которой не хватает во взрослой жизни.
Юлия Андрончик
Дитинство — це не тільки вік, а ще й стан душі)))
Таня Бондаренко
Желаем вам детской радости, искреннего смеха и счастливого путешествия по реке Жизни!:)
Детство — это… Что такое Детство?
Период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир. Хотя временные рамки последней стадии индивидуальны, непостоянны во времени и зависят от принятой системы возрастной периодизации, верхняя граница детства определяется как примерно 11-13 лет. В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития является раннее детство. Его нарушение, например изоляция от человеческого общества, способно привести к необратимым психическим нарушениям. Детство длится примерно одну десятую жизни человека и из характера ребёнка можно понять, какой характер будет у него, когда он вырастет.
Игра — ведущий вид деятельности ребёнкаДетство принято подразделять на четыре периода:
- младенчество, от рождения до одного года
- раннее детство, от года до 3 лет
- дошкольный возраст, от 3 до 6-7 лет
- младший школьный возраст с 6-7 до 10 лет
Младенчество
МладенецКости новорождённого очень мягки вследствие малого содержания солей кальция. Кости черепа у младенцев не имеют швов и соединяются пластинками хряща — родничками. Всего у новорождённого ребёнка имеется шесть родничков, из них два (клиновидный и сосцевидный) — парные. Самый крупный родничок — передний — находится в месте соединения правой и левой половин чешуи лобной и теменной костей. У новорождённого позвоночник имеет вид вогнутой спереди дуги, изгибы начинают формироваться в трёх-четырёхмесячном возрасте. Примерно на шестом-восьмом месяце жизни начинают прорезаться зубы.
Большую часть времени младенцы проводят во сне, просыпаясь от голода или неприятных ощущений. Новорождённые дети проявляют широкий спектр врождённых форм поведения, как простые безусловные рефлексы — хватательный, мигательный, защитный, так и сложные инстинкты, такие, как сосание.
Раннее детство
В период от 1 до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растет и прибавляет в весе. Развивается речь и память ребёнка. Он начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познает мир. В этот период огромное значение для малыша имеет игра. Раннее детство сменяет дошкольный возраст. В дошкольном возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир уже с помощью своего мышления. Очень важна информация, заложенная в ребёнка в этом возрасте, так как именно в этом возрасте мозг ребёнка развивается очень интенсивно и впитывает в себя информацию, словно губка. В дальнейшем (начиная с 7-8 лет), ребёнок просто развивает полученные знания. Учёные считают, что первые шесть лет — это самый важный период в развитии человека. В это время закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях — всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Поскольку этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать, что представляет собой ребёнок этого возраста. Лучший способ узнать ребёнка — понаблюдать за ним и прислушаться к нему. Но полезно также знать и об общих чертах детей этого возраста.
От рождения до года
- Познаёт мир через ощущения.
- Полностью зависим.
- Сосредоточен на себе.
- Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора (ласковый или сердитый)
- Быстро растёт и изменяется.
- Играет сам с собой.
- Узнаёт людей и реагирует на них.
- Учится хватать.
- Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть и стоять.
- К одному году начинает ходить.
От года до двух:
- Ходит всё уверенней.
- Требует внимания к себе.
- Познаёт мир через ощущения.
- Внимание быстро рассеивается.
- Полностью может концентрироваться только на одной вещи.
- Восприятия конкретны, воображение ещё не развито (думает только о том, что видит)
- Слабая координация движений.
- Нет «тормозов», его трудно остановить.
- Решителен.
- Любопытен, жаждет исследовать мир.
- Подражает взрослым.
- Непослушен.
- Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней.
- Сосредоточен на себе.
Два-три года:
- По-прежнему сосредоточен на себе.
- Любопытен.
- Координация движений ещё не совершенна.
- Активен.
- Исследователь, интересуется окружающим миром.
- Играет большей частью один.
- Импульсивен, действует по первому побуждению.
- Склонен проверять «границы дозволенного».
- Становится всё более независимым.
- Любит учиться.
- Ему не надоедает повторять одно и то же.
- Нелогичен.
- Возникает чувство прекрасного.
- Подражает взрослым.
- Внушаем.
- Сравнивает себя с другими.
- Развивает самоосознание.
- Формируется словарь (у трёхлетних он уже довольно богат).
Особенности развития речи:
- пассивная речь в развитии опережает активную: ребенок понимает намного больше слов, чем может сам произнести;
- фонематический слух опережает развитие артикуляции;
- интенсивно развивается активная речь ребенка;
- ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название;
- появляются предложения, сначала состоящие из двух-трех слов, так называемая «телеграфная речь»;
- на границе второго и третьего года жизни ребенок интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой, т.е начинает усваивать грамматический строй речи;
- к концу раннего детства ребенок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке;
- в раннем возрасте развиваются значения детских слов. Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям.[1].
Для формирования характера ребёнка очень важна домашняя атмосфера. Если ребёнок видит вражду — он научится осуждению и злобе. Если ребёнок слышит насмешки — он станет застенчив. Если ребёнка ругают, то он будет жить с чувством вины. Если же он увидит терпимость и прощение, то вскоре и сам научится терпеть и прощать. Если ребёнка хвалят — он вырастет благодарным и уверенным в себе. Если к нему справедливы — он познает правосудие. Если его любят — он познает любовь. Основные ценности ребёнок воспринимает в семье; там формируются его идеалы, его привычки, его отношение к жизни. Правильное психологическое и духовное воспитание ребенка нужно начинать с самого рождения, это способствует формированию развитой, самодостаточной личности [2], [3]. «Наше потомство несёт на себе отпечатки наших рук».
Дошкольный возраст
От 4 до 6 лет:
- Всё более и более независим.
- Любит помогать.
- Играет «до изнеможения».
- Легко утомляется.
- Воображение развито в наивысшей степени.
- Очень доверчив: верит всему, что говорят.
- Может сосредоточить внимание на более продолжительное время.
- Координация движений улучшается.
- Любит поболтать.
- Понимает, что не один на свете.
- Путает факты и вымысел.
- Развивает творческий инстинкт.
- Может испытать подлинное религиозное чувство.
- Четырёхлетние играют вместе.
- Пяти- и шестилетние могут играть по сложным правилам.
- Приобретает уверенность в себе.
- Любит похвастаться.
- Сосредоточен на себе, но способен к состраданию.
- Очень нуждается в похвале и одобрении.
Младший школьный возраст
Ребенок от 7 до 10 лет впервые идет в школу, познает жизнь с различных сторон. Чувствует на себе ответственность ( выполнение домашних заданий, посещение школы). Формируется его вкусы, развивается личность ребенка.
Литература
- Волков Б. С. Дошкольная психология: Психологическое развитие от рождения до школы:учеб. пособие для вузов—изд. 5-е, перераб. и доп. — М.Академический проект, 2007.
- Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия человека: Учеб.пособие. — М.: Просвещение: Владос, 1995
- Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., Айрис-пресс, 240 С., ISBN 5-8112-1353-0. 2005
Примечания
Детство это…
Автор:18 августа 2015 16:19
«Детство — это период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир» — сообщает Википедия, и уточняет, что детство делится на шесть периодов.
Если же не подходить к вопросу так формально, можно сказать, что детство — это та часть нашей жизни, которую нельзя повторить, но всегда приятно вспомнить.
Так что же такое детство?
Когда еще не думаешь матом
Источник:
Когда радуешься выпавшим зубам
Источник:
Когда листья деревьев — это валюта
Источник:
Когда в году 4 отпуска и один из них длится 3 месяца
Источник:
Когда хочешь завтракать, обедать и ужинать сладостями
Источник:
Когда построить дом не проблема, были бы табуретки и одеяла
Источник:
Когда неделя длится вечность
Источник:
Когда тебя обещают отдать милиционеру за плохое поведение
Источник:
Когда ты младше кота
Источник:
Когда рюкзак больше тебя
Источник:
Когда вся одежда «на вырост»
Источник:
Когда спать после обеда не можно, а нужно
Источник:
Когда варежки на резинке
Детство — Википедия. Что такое Детство
Детство — период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Развитие и социализация ребенка протекают в определенной культурной среде, связанной с другими сторонами жизни общества. Понимание детства меняется с течением истории и очень различно у разных культур. Помимо психологии и педагогики с середины XX века изучением детства занимаются такие направления науки, как история, этнография и социология[1].
В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития является раннее детство. Его нарушение, например изоляция от человеческого общества, способно привести к необратимым психическим нарушениям. Детство длится примерно одну десятую жизни человека и из характера ребёнка можно понять, какой характер будет у него, когда он вырастет.
Игра — ведущий вид деятельности ребёнкаМладенчество
Кости новорождённого очень мягки вследствие малого содержания солей кальция. Кости черепа у младенцев не имеют швов и соединяются пластинками хряща — родничками. Всего у новорождённого ребёнка имеется шесть родничков, из них два (клиновидный и сосцевидный) — парные. Самый крупный родничок — передний — находится в месте соединения правой и левой половин чешуи лобной и теменной костей. У новорождённого позвоночник имеет вид вогнутой спереди дуги, изгибы начинают формироваться в трёх-четырёхмесячном возрасте. Примерно на шестом-восьмом месяце жизни начинают прорезаться зубы.
Большую часть времени младенцы проводят во сне, просыпаясь от голода или неприятных ощущений. Новорождённые дети проявляют широкий спектр врождённых форм поведения, как простые безусловные рефлексы — хватательный, мигательный, защитный, так и сложные инстинкты, такие, как сосание.
Раннее детство
В период от 1 до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растет и прибавляет в весе. Развивается речь и память ребёнка. Он начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познает мир. В этот период огромное значение для малыша имеет игра. Раннее детство сменяет дошкольный возраст. В дошкольном возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир уже с помощью своего мышления. Очень важна информация, заложенная в ребёнка в этом возрасте, так как именно в этом возрасте мозг ребёнка развивается очень интенсивно и впитывает в себя информацию, словно губка. В дальнейшем (начиная с 7-8 лет), ребёнок просто развивает полученные знания. Учёные считают, что первые шесть лет — это самый важный период в развитии человека. В это время закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях — всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Поскольку этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать, что представляет собой ребёнок этого возраста. Лучший способ узнать ребёнка — понаблюдать за ним и прислушаться к нему. Но полезно также знать и об общих чертах детей этого возраста.
От рождения до года
- Познаёт мир через ощущения.
- Полностью зависим.
- Сосредоточен на себе.
- Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора (ласковый или сердитый)
- Быстро растёт и изменяется.
- Играет сам с собой.
- Узнаёт людей и реагирует на них.
- Учится хватать.
- Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть и стоять.
- К одному году начинает ходить.
От года до двух:
В 2 года ребёнок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей 2 лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.
- Ходит всё уверенней.
- Требует внимания к себе.
- Познаёт мир через ощущения.
- Внимание быстро рассеивается.
- Полностью может концентрироваться только на одной вещи.
- Восприятия конкретны, воображение ещё не развито (думает только о том, что видит)
- Слабая координация движений.
- Нет «тормозов», его трудно остановить.
- Решителен.
- Любопытен, жаждет исследовать мир.
- Подражает взрослым.
- Непослушен.
- Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней.
- Сосредоточен на себе.
- Учится проситься на горшок
Два-три года:
В 3 года ребёнок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает чёрный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребёнок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребёнка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат). Наглядно ориентируется в конфигурации объёмных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твёрдый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии). Подбирает мозаику к несложному рисунку. Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
- По-прежнему сосредоточен на себе.
- Любопытен.
- Координация движений ещё не совершенна.
- Активен.
- Исследователь, интересуется окружающим миром.
- Играет большей частью один.
- Импульсивен, действует по первому побуждению.
- Склонен проверять «границы дозволенного».
- Становится всё более независимым.
- Любит учиться.
- Ему не надоедает повторять одно и то же.
- Нелогичен.
- Возникает чувство прекрасного.
- Подражает взрослым.
- Внушаем.
- Сравнивает себя с другими.
- Развивает самоосознание.
- Формируется словарь (у трёхлетних он уже довольно богат).
- Учится засыпать самостоятельно, сам забирается в кровать, дожидаясь, пока его укроют.
Особенности развития речи:
- пассивная речь в развитии опережает активную: ребёнок понимает намного больше слов, чем может сам произнести;
- фонематический слух опережает развитие артикуляции;
- интенсивно развивается активная речь ребёнка;
- ребёнок открывает, что каждый предмет имеет своё название;
- появляются предложения, сначала состоящие из двух-трёх слов, так называемая «телеграфная речь»;
- на границе второго и третьего года жизни ребёнок интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой, т.е начинает усваивать грамматический строй речи;
- к концу раннего детства ребёнок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке;
- в раннем возрасте развиваются значения детских слов. Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям.[2].
Для формирования характера ребёнка очень важна домашняя атмосфера. Если ребёнок видит вражду — он научится осуждению и злобе. Если ребёнок слышит насмешки — он станет застенчив. Если ребёнка ругают, то он будет жить с чувством вины. Если же он увидит терпимость и прощение, то вскоре и сам научится терпеть и прощать. Если ребёнка хвалят — он вырастет благодарным и уверенным в себе. Если к нему справедливы — он познает правосудие. Если его любят — он познает любовь. Основные ценности ребёнок воспринимает в семье; там формируются его идеалы, его привычки, его отношение к жизни. Правильное психологическое и духовное воспитание ребёнка нужно начинать с самого рождения, это способствует формированию развитой, самодостаточной личности [3],[4]. «Наше потомство несёт на себе отпечатки наших рук».
Дошкольный возраст
От 4 до 6 лет:
- Всё более и более независим.
- Любит помогать.
- Играет «до изнеможения».
- Легко утомляется.
- Воображение развито в наивысшей степени.
- Очень доверчив: верит всему, что говорят.
- Может сосредоточить внимание на более продолжительное время.
- Координация движений улучшается.
- Любит поболтать.
- Понимает, что не один на свете.
- Путает факты и вымысел.
- Развивает творческий инстинкт.
- Может испытать подлинное религиозное чувство.
- Четырёхлетние играют вместе.
- Пяти- и шестилетние могут играть по сложным правилам.
- Приобретает уверенность в себе.
- Любит похвастаться.
- Сосредоточен на себе, но способен к состраданию.
- Очень нуждается в похвале и одобрении.
- Может подружиться со взрослым.
Школьный возраст
Школьный период в жизни ребенка начинается в шесть или семь лет и обычно заканчивается к 16 годам. Это период вторичной социализации, когда ребенок, а затем и подросток усваивает культуру и социальную жизнь общества, в котором ему предстоит жить в качестве взрослого. Ребёнок с 7 до 16 — 18 лет ходит в школу, познаёт жизнь с различных сторон. Чувствует на себе ответственность (выполнение домашних заданий, посещение школы). Формируется его вкусы, развивается личность ребёнка.Условно выделяют младший школьный возраст (до 10 лет) и старший школьный возраст (с 13 лет), который обычно называют подростковым возрастом, или периодом полового созревания. В связи с индивидуальными колебаниями сроков полового созревания границы старшего школьного и подросткового возраста не всегда совпадают.После периода первого физиологического вытяжения (4—6 лет) до наступления полового созревания отмечается относительная стабилизация скорости роста. Для ориентировочного расчёта нормального роста у детей старше 4 лет можно использовать следующую формулу: 100 + 6 (n — 4), где n — возраст в годах. Массу (вес) тела детей до 11 лет рассчитывают по формуле: 10,5 кг + 2n; детей 12 лет и старше по формуле: (n × 5) — 20 кг, где n — возраст в годах. Точно оценить соответствие роста и массы тела возрасту ребёнка можно только по стандартным ростовесовым таблицам.
Этнография (антропология) детства
Этнография детства исследует традиционные способы и формы социализации детей и подростков в разных культурах и у разных народов, как у современных, так и существовавших на протяжении истории человечества. Этнографические и историко-этнографические исследования особенно интересны тем, что дают возможность понять, какие взгляды общества на ребёнка и детство привнесены культурой, а что является общим для всего человечества. Поскольку современные индустриальные культуры не более, как одни из многочисленных культур, населявших наш мир на протяжении тысячелетий, то этнографию детства можно понимать как науку о детстве вообще, где наше собственное общество должно исследоваться методами, принятыми в этнографии и социальной антропологии.
Мир детства – неотъемлемая часть жизни любого народа, однако осознание детства как особого периода в жизни человека, да и само понятие детства практически отсутствовало в культуре европейского средневековья. Французский историк Ф. Арьес, пишет: «Это не значит, что детьми вообще пренебрегали и не заботились о них. Понятие «детство» не следует смешивать с любовью к детям: оно означает осознание специфической природы детства, того, что отличает ребенка от взрослого, даже и молодого. В средние века такого осознания не было. Поэтому, как только ребенок мог обходиться без постоянной заботы своей матери, няньки или кормилицы, он принадлежал миру взрослых.»[5] Как указывает И.С.Кон, крестьянские дети с раннего возраста трудились наравне со взрослыми, часто детей отдавали учениками и подмастерьями в город. При этом никого не волновал внутренний мир ребенка, да его и не считали особенным, отличным от мира взрослого. Слово «ребенок» не имело в языке современного ограничительного смысла, люди его употребляли так же широко, как мы сейчас употребляем слово «парень». Понимание детства как особого периода в жизни человека, происходит постепенно, начинаясь в эпоху классицизма и продолжает развиваться по настоящий день.
Исследование традиционных первобытнообщинных культур развенчали многие наши представления о детях, которые ранее считались истинными для всего человечества.
По нашим представлениям у ребенка может быть только один отец и одна мать. Во многих традиционных (первобытных) племенных культурах придерживаются иных взглядов, ребенок всех женщин племени называет «мама», а мужчин – «папа». Дети с чрезвычайной легкостью переходят из одной семьи в другую, причем лет в шесть-семь ребенок легко меняет родителей по собственному желанию.
Мы на первое место ставим биологическое родство между родителями и ребенком. Хотя в туземных племенах есть понятие биологического родства, там принято родство не по зачатию, а по кормлению. Биологическим родителем считается тот, кто кормит и заботится о ребенке. Поэтому перейдя в другую семью, ребенок становится похож на принявших его родителей. Он не приемный, но родной, и ничем не отличается от детей собственных. Во время беременности мужчина кормит эмбрион молоком пениса. Если у женщины были связи с несколькими мужчинами, у ребенка по представлениям аборигенов будет несколько биологических отцов, ведь что такое оплодотворение первобытным народам неизвестно.[6]
Сексуальные отношения между взрослыми и детьми, и, в особенности, между мужчинами и мальчиками во многих туземных культурах (эторо, баруйя[7], азанде[8], каинганг[9] и др.) не только не порицаются, а считаются сакральными и являются обязательным элементом социализации подростков и подготовкой к прохождению обряда возрастной инициации[7]
Концепции детства в современности
Под концепцией детства понимаются социальные установки общества, отношение взрослых к детям и детству. Современное понимание детства как особого периода в жизни человека сравнительно новое.
В Европе, Америке и других странах, созданных европейскими переселенцами, ребенка традиционно воспринимают как чистого, безгрешного ангела. Такое понимание возникает с первой половины XIX века, когда ребенка стали воспринимать как существо, во многих отношениях взрослого превосходящее, поскольку, в отличие от взрослого, ребенок не испорчен соприкосновением с порочным миром. Тогда же взросление стало оцениваться как регресс — утрата чистоты и невинности. Это изменение очень точно формулирует К. Калверт:
«Концепция абсолютного прогресса человеческого развития, выдвинутая в XVIII веке, была перевернута с ног на голову. Кульминационный момент жизни теперь приходился на окруженное ореолом святости детство, а затем линия жизни непрерывно катилась под уклон, ибо взрослый, погруженный в ежедневную суету, неизбежно шел на компромиссы с совестью и подвергался моральному разложению».
Родители считали, что «их дети родились в состоянии святости, из которого сами они давно вышли. Наградой взрослым являлось повторное обретение самого себя через возвращение в собственное детство. Состояние взрослости теперь содержало в себе новое, беспокойное ощущение утраты».[10]
Как результат такое понимание ребенка привело к возникновению культуры, изолирующей детей от взрослых. Любое неформальное общение со взрослыми вне семьи становится нежелательным, ведь взрослый воспринимается в первую очередь как источник греха и грязи. Чему в этом случае он способен научить ребенка? В школе взаимодействие с детьми ограничивается формальными рамками уроков, школа — место, где учат, а не воспитывают. Однако попытка перенести воспитание целиком в семью не увенчалась успехом. Как показали исследования, американские родители почти не общаются со своими детьми. В классическом варианте, когда одна семья с детьми приходит в гости к другой, взрослые внизу устраивают вечеринку, где, потягивая виски, ведут свои разговоры, а дети уединяются наверху, где пьют кока-колу и играют. В целом общение с ребенком у американских родителей занимает, как правило, не больше двух часов в неделю.[11]
Однако ряд обществ в XX веке (СССР, Германия 1930–40-х), современный Китай и сообществах (кибуцы и коммунитарные общины) имели и имеют радикально иное представление о детстве: ребенок в этих обществах — партнер и соратник взрослого. Граница, проводимая между миром взрослых и миром детей, была зыбкой. Педагогическая технология противопоставляла себя господствующей европейской модели. Она была направлена на разрушение границ мира детства, так заботливо выстраиваемых в европейской культуре, и слияние мира детей с миром взрослых, которое выражалось и в общих вне зависимости от возраста ритуалах, символах и структурах. Для педагогической технологии этих обществ была характерна особого рода работа с культурной памятью: постоянное равнение на идеал. В рамках такого представления возникают неформальные детские объединения: коммунарские отряды, пионерские штабы, театральные студии, туристические клубы и др. В целом неформальные детские объединения основную свою задачу видели в воспитании коллективиста, что совершенно чуждо американскому и европейскому социуму, однако типично для первобытных общин. Но в традиционных культурах воспитание детей просто включено в повседневную жизнь, является её неотъемлемой частью и осуществляется всеми членами сообщества.[10]
Только индустриальные общества вырабатывают технологии, которые призваны сформировать будущего гражданина. Это подразумевает появление профессии, связанной исключительно с воспитанием и обучением. Европейская модель при этом постепенно отказывается от воспитания, целиком посвятив все силы обучению, будь это школа, секция или музыкальный кружок. Обучение — это услуга, которую педагог оказывает не ребенку, а его родителям. Все услуги вне школы, естественно, платные. Воспитание поручено семье.
Напротив, советская педагогика предполагала воспитание гражданина даже более важным, чем его обучение. Для детей создается гигантская сеть домов и дворцов пионеров, клубов по месту жительства и в домах культуры. Все это бесплатно, более того в советское время ребенку для занятий не требуется согласие семьи или школы. За системой воспитания детей в подростковом коллективе со взрослым в качестве лидера закрепилось наименование неформальная педагогика.
Подобное воспитание было не ново — в 1900 году первый подростковый коллектив «лесных индейцев» из окрестных мальчишек организовал писатель Эрнест Сэтон-Томпсон в своем поместье[12], а в 1907 году полковник Баден-Пауэлл создал движение Скаутов, основанное на тех же принципах. Однако современный скаутинг имеет мало общего с подготовкой армейских разведчиков, задуманной первоначально его создателем.
Две противоположных концепции детства в настоящий момент создали в России конфликтную ситуацию. С одной стороны западная модель естественным образом проникает в общество вместе с другими элементами американской и европейской культуры. Эта модель активно насаждается и законодателем, который принимает законы, аналогичные европейским и создает институты защиты ребенка, такие, как ювенальная юстиция и уполномоченные по защите прав ребенка. С другой стороны российская культура по-прежнему сохраняет наследие культуры советской. Дома и дворцы пионеров существуют под другими названиями и занятия в них бесплатны. Педагоги старой формации и многие родители не хотят принимать европейскую модель школьно-семейного воспитания.
Литература
- Волков Б. С. Дошкольная психология: Психологическое развитие от рождения до школы:учеб. пособие для вузов—изд. 5-е, перераб. и доп. — М.Академический проект, 2007.
- Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия человека: Учеб.пособие. — М.: Просвещение: Владос, 1995
- Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., Айрис-пресс, 240 С., ISBN 5-8112-1353-0. 2005
Примечания
- ↑ Кон И. С. Ребенок и общество. — Москва: Издательский центр «Академия», 2003. — 336 с. — ISBN 5-7695-1420-5.
- ↑ Сосновский Б.А. Психология. — М.: Юрайт — 2005. — С. 420.
- ↑ Гиппенрейтер, Юлия Борисовна. Общаться с ребёнком. Как?. — 5-е издание, исправленное и дополненное. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 240 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-271-15458-4, ISBN 5-271-15458-0, ISBN 978-5-17-040867-2.
- ↑ Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так?. — Москва: АСТ, с 2008 по 2009 год. — 256 с. — общий тираж более 50 000 экз. — ISBN 978-5-17-053537-8.
- ↑ Ф. Арьес. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. — ISBN 5-7525-0740-5.
- ↑ Н.А. Бутинов. Детство в условиях общинно-родового строя (рус.) // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии : Сборник статей / И.С. Кон. — Москва: «НАУКА», Издательская фирма «Восточная литература», 1992. — С. 5-16.
- ↑ 1 2 Азаров А. И. Основные этапы социализации детей у народов Восточной Меланезии // Этнография детства: Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии / Отв. ред. Н. А. Бутинов, И. С. Кон. — М.: Наука, 1992. — С. 85-119. — 191 с.
- ↑ E. E. Evans-Pritchard. Sexual Inversion among the Azande (англ.) // American Anthropologist, New Series. — 1970. — Декабрь (т. 72, № 6). — С. 1428-1434.
- ↑ Jules Henry. Jungle People. A Kaingang Tribe of The Highlands of Brazil / Ruth Benedict. — New York: Vinage Book, 1964. — 222 с.
- ↑ 1 2 Дарья Димке. «Памяти павших будьте достойны»: практики построения личности в утопических сообществах» // «Социология власти». — 2014. — № 4.
- ↑ Ури Бронфенбреннер. Два мира детства: дети в США и СССР. — Москва, 1976.
- ↑ Мальчишки-дикари Сэтона-Томпсона. WildKids | Дикие Детки. Проверено 29 декабря 2015.
это важнейшая часть жизни :: SYL.ru
Детство – это чрезвычайно важный период человеческой жизни, когда ребёнок формируется физически и закладывается основа его психологического развития.
Душа младенца – чистый лист?
Многие считают, что раннее детство – возраст, когда дитя ничего не понимает, потому что младенец не умеет мыслить. Это неверно! Сегодня можно увидеть на записях УЗИ, как крошки внутри материнской утробы хлопают в ладоши, играют пуповиной, пытаются спрятаться в момент хирургической операции, известной как аборт. Следовательно, у малыша в мозгу уже тогда происходят мыслительные процессы, есть уже какой-то опыт.
Многие люди вспоминают раннее детство, когда им было год или два. В основном эти воспоминания опираются на ощущения, чувства.
Уже у только что родившегося человека есть заложенные в него уникальные особенности: способности, темперамент, физическое здоровье. Поэтому фраза о том, что новорожденный – чистый лист, на котором можно написать всё что угодно, не совсем верна. Детство – это период развития уже заложенных черт и возможностей. И это нужно ясно сознавать.
Из яблони не вырастить апельсиновое дерево
Из малыша с умственными отклонениями невозможно вырастить интеллектуально развитого человека, а врождённый талант художника или писателя трудно «направить» в музыкальное русло. Также и стремление переделать меланхолика в сангвиника, а холерика во флегматика потерпит фиаско.
Неимоверных усилий потребуется от ребенка в том случае, если поставить перед ним цель стать чемпионом мира по прыжкам или фигурному катанию, когда уровень его физических возможностей ограничен. Что уж говорить о том, что давление взрослых на маленькую личность может травмировать её психику, принести душевные и физические страдания. Для таких детей детство – это страшный период мучительной борьбы с самим собой.
Периоды детства
Общепринятым считается мнение, что детство – это десятая часть общей жизни, которую можно, в свою очередь, подразделить на:
- младенчество;
- раннее детство;
- дошкольный возраст;
- младшешкольный возраст;
- отрочество или подростковый период;
- юность.
Младенчество
Википедия утверждает, что от рождения до года ребёнок большую часть жизни проводит во сне, просыпаясь лишь для принятия пищи или от неприятных ощущений. В его поведении наблюдаются рефлекторные действия. Этот период называют младенченством.
Но если присмотреться внимательно, то уже сейчас можно обнаружить проявление индивидуальных особенностей у малыша, например, его темперамент. Но кроха полностью зависима от окружения. Потому-то так важно правильно организовать жизнь растущей личности в этот период. Тем более что многие вспоминают, что в детстве человек переживает самые бурные чувства. Даже в раннем младенчестве!
Один великий писатель утверждал, что очень сильно его возмущал процесс тугого пеленания. И он «боролся» с этой несправедливостью доступными его организму способами.
В прошлом бытовало мнение, что в младенчестве для ребёнка важна лишь еда и сон. И некоторые мамаши в деревнях завязывали малышу глазки, тот не мог познавать мир, постоянно лежал в постели и не развивался. Зато мать имела возможность что-то делать по дому, не отвлекаясь на ребёнка. Но такая практика была чревата тем, что такие малыши впоследствии сильно отставали в развитии от своих сверстников, получивших в младенчестве необходимые навыки, знания, жизненный опыт.
Раннее детство
Самый насыщенный период развития личности приходится на возраст от года до трёх. Именно тогда человек получает основные знания мира через ощущения, учится понимать речь и получает первые навыки общения. Следует понимать, что огромную роль в этом играет семья. И детство, проведённое среди любящих взрослых, – трамплин для прыжка в будущую счастливую жизнь.
Если в возрасте до 3 лет малыша изолировать от человеческого общества, например, поместить в волчью стаю или к обезьянам, то маленький неопытный человечек научится вести себя подобно «своей новой семье». Последующее переучивание приносит мало толку, только в сказке и кино Тарзан начинает жить по-людски. В практике же возможно лишь научить такого ребёнка прямохождению и ношению одежды. Иногда удаётся привить ребёнку некоторые навыки речи. Но гарантировать то, что со временем такой «маугли» догонит в развитии своих сверстников, невозможно.
Дошкольный возраст
Наверняка все согласятся с тем, что от 3 до 6 лет малыш получает основную массу знаний. Это самый активный период в формировании личности. Недаром говорят, что воспитывать малыша нужно тогда, когда он поперёк лавки лежит.
Однако есть родители, которые стараются сделать этот период «счастливым», позволяя ребёнку делать то, что ему хочется, не приучая его к труду, аккуратности, ответственности. Они уповают на то, что в школе маленькому человечку дадут все необходимые знания, привьют нужные навыки.
Это заблуждение. Конечно, чему-то учителя смогут научить такого человека. Но ребёнок будет ощущать себя некомфортно, сопротивляться этому «насилию», ведь он привык жить иначе. И поэтому взрослым следует чётко сознавать: детство – возраст формирования личности, когда малыш должен не только радоваться жизни и наслаждаться ею, но и нарабатывать необходимые навыки, получать знания, жизненный опыт, учиться преодолевать трудности.
Младшешкольный возраст
Первые четыре года обучения в школе являются наиболее трудным в жизни как самого ребёнка, так и его родителей, воспитателей, учителей. Это совершенно уникальный период в становлении личности.
Привыкшего к комфорту и вечному отдыху малыша вдруг заставляют самостоятельно решать многие проблемы, отвечать за свои поступки. Особенно сложно в это время «домашним» деткам, которые не посещали детские учреждения в дошкольном возрасте.
И чтобы такого не произошло, взрослые, занимающиеся воспитанием малыша, должны понимать, что общество для крохи – важнейшая составляющая правильного развития.
Отрочество и юность – слишком крупные периоды становления личности. Поэтому для их обзора потребуется более глубокий специальный анализ.
ДЕТСТВО это что такое ДЕТСТВО: определение — Педагогика.НЭС
ДЕТСТВО
этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. Д., по международным нормам, закрепленным в Конвенции ООН о правах ребенка, охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста (до 18 лет). По возрастной периодизации, принятой в педагогике, детством считается период до 11 лет, к-рый включает: младенчество — до 1 года; раннее детство — до 3 лет; дошкольный возраст — до 7 лет; младший школьный возраст — до 10—11 лет.
Оцените определение:
Источник: Педагогический словарь
Детство
начальный этап развития человека от рождения до 17 лет, этап общего развития, роста, становления в человеке личности. В то же время детство – это самостоятельный самоценный культурологический феномен, имеющий свое особое назначение в жизненном пространстве человека. В практике и науке сложилось два подхода и детству. Согласно одному, наиболее раннему и широко распространенному, детство – это время несовершенства, незаконченности человека, а потому детей надо быстрее воспитывать и образовывать, адаптируя ко взрослой «серьезной» жизни. Согласно второму подходу, детство – это лучшее состояние человека, наиболее богатое и полное, развивающее природные возможности, состояние наиболее естественное, чистое, открытое, непорочное. Разные подходы влекут за собой разную организацию воспитания человека в детстве. Вместе с тем, всеми исследователями детства признается его судьбоносное значение для последующей жизни человека. Кроме того, детство понимается еще и как нравственная категория, как сохранение чистоты, искренности, естественности человеком на протяжении всей жизни. Именно в этом смысле И. Христос сказал: «Будьте, как дети».
Оцените определение:
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ДЕТСТВО
этап развития человека, пред. шествующий взрослости, характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психич. функций. В совр. философии, социологии, психологии обобщенное понятие «Д.» рассматривается как сложный многомерный фено мен к рый, имея биол. основу, опосредован мн. социально-культурными факторами, что диктует необходимость изучения его ист. развития.
Согласно Д Б Элеконипу, Д. возникло на том этапе эволюции животного мира, когда инстинктивные формы поведения перестали соответствовать усложняющимся взаимоотношениям с окружающей средой. Для прижизненного приобретения соответств. форм поведения и возникло Д. Своеобразие Д. человека состоит в том, что младенец появляется на свет без к.-л. врожденных способов удовлетворения даже элементарных органич. потребностей.
Человеческий младенец — беспомощное существо, но в его беспомощности заключена огромная потенциальная сила. Ребенок с помощью взрослых и во взаимодействии с ними постепенно овладевает всеми человеческими способами удовлетворения своих органич и духовных потребностей. Овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельностью — основа поэтапного психич. развития. Благодаря этим способам люди создали все богатства своей материальной и духовной культуры, а индивид, посредством интериоризации воспроизводя данные способы в себе (в процессе общения с окружающими людьми), тем самым присваивает богатства родовой культуры и за счет этого развивается как человек.
Присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер — ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а выступает как активный субъект их преобразования воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности.
В психологии выявлены и описаны разл. виды дет. деятельности, в процессе осуществления к-рых происходит овладение основами культуры и тем самым реализуется психич. развитие. Так, показана роль непосредственно эмоционального общения младенца со взрослыми в становлении самой потребности человеческого общения. Иссл