Фразеологизмы примеры с объяснением 6 класс с картинками
Фразеологизмы это устойчивые выражения, значения которых не совпадает с значением каждого отдельного слова, входящего в фразеологизм. Рисунки фразеологизмов с подписями помогут маленькому ребенку не только лучше запомнить известные выражения и их значение, но и обогатить свою собственную речь интересными высказываниями.
Фразеологизм подложить свинью означает устроить большую неприятность.
В этих картинках зашифрованы фразеологизмы. А вы знаете их значение?
Фразеологический зверинец.
Фразеологизмы к слову для учеников в класс.
Рисунки загадки с фразеологизмами.
С объяснением и картинками.
Тянуть кота за хвост.
Льёт как из ведра. Это означает, что идет проливной дождь
Конкурс иллюстраций фразеологизмов.
Объясни значение выражения: Писать как курица лапой.
Как это понимать?
pickimage.ru
Фразеологизмы в начальной школе
Фразеологизмы
Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»… Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица.
Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.
Значение фразеологизмов
Признаки фразеологизмов
Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что ещё зовутся устойчивыми словосочетаниями.
Во что бы то ни стало нельзя произнести во что бы мне не стало или во что ни стало бы то, аберечь как зрачок глаза вместо беречь как зеницу ока.
Есть конечно и исключения: ломать голову или голову ломать, врасплох застать и застать врасплох, но такие случаи редки.
Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом:
сломя голову – быстро,
рукой подать – близко.
Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл.
Трещит по швам – из речи портного приобрело более широкое значение – приходить в упадок.
Поставить в тупик – из речи железнодорожников перешло в общее употребление в значении привести в замешательство.
Примеры фразеологизмов и их значения
Баклуши бить — бездельничать
Белены объесться — взбеситься (применяется к людям, которые делают глупости
После дождичка в четверг — никогда
Аника-воин — хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности
Задать головомойку(баню) — намылить шею, голову — сильно отругать
Белая ворона — человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами
Бирюком жить — быть угрюмым, ни с кем не общаться
Бросить перчатку — вызвать кого-нибудь на спор, соревнование (хотя никто перчаток не кидает)
Витать в облаках — блаженно грезить, фантазировать невесть о чем
Душа в пятки ушла — человек перетрусивший, испугавшийся
Живота не пожалеть — пожертвовать жизнью
Зарубить на носу — запомнить крепко-накрепко
Из мухи делать слона — превращать мелкий факт в целое событие
На блюдечке с золотой каемочкой — получить желаемое с почетом, без особых усилий
На краю земли — где-то очень далеко
На седьмом небе — быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства
Ни зги не видно — так темно, что не видно тропинки, дорожки
Кинуться очертя голову — действовать безрассудно, с отчаянной решимостью
Съесть пуд соли — хорошо узнать друг друга
Скатертью дорога — уходи, без тебя обойдемся
Работать засучив рукава — работать горячо, со старанием
Фразеологизмы со словом «ВОДА»
Буря в стакане воды – большие волнения по ничтожному поводу
Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала»
Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе
Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Аналогично: толочь воду в ступе
Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать
Возить воду (на ком-л.) – обременять тяжелой работой, пользуясь его покладистым характером
Вывести на чистую воду – разоблачить темные дела, уличить во лжи
Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без плохих последствий
Деньги как вода – имеется в виду та легкость, с которой они тратяться
Дуть на воду, обжегшись на молоке — излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках
Как в воду глядел – как будто знал заранее, предвидел, точно предсказал события
Как в воду опущенный – печальный, грустный
Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования
Как две капли воды – очень похожи, неотличимы
Как не знаешь брода, то не лезь и в воду – предупреждение не принимать поспешных действий
Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться,
Как с гуся вода – все человеку нипочем
Много воды утекло с тех пор – много времени прошло
Носить воду в решете – попусту тратить время
Седьмая вода на киселе – очень дальнее родство
Спрятать концы в воду – скрыть следы преступления
Тише воды, ниже травы – скромно, незаметно себя вести
Толочь в ступе воду – заниматься бесполезным делом.
Фразеологизмы со словом «НОС»
Интересно, что во фразеологизмах слово нос практически никак не выявляет своего основного значения. Нос – орган обоняния, однако в устойчивых словосочетаниях с носом связывается прежде всего представление о чем-то небольшом, коротком. Помните сказку про Колобка? Когда Лисице нужно было, чтобы Колобок попал в сферу ее досягаемости, стал ближе, она просит его сесть к ней на нос. Однако слово нос не всегда обозначает орган обоняния. Есть у него и другие смыслы. Бурчать под нос — ворчать, ворчливо, невнятно бормотать.
Водить за нос — эта фраза пришла к нам из Средней Азии. Приезжих часто удивляет, как маленьким детям удается справляться с огромными верблюдами. Животное послушно следует за ребенком, ведущим его за веревку. Дело в том, что веревка продета через кольцо, находящееся у верблюда в носу. Тут уже хочешь, не хочешь – а приходится подчиняться! Кольца вдевали и в носы быков, чтобы сделать их нрав более покладистым. Если человек обманывает кого-нибудь или не исполняет обещанное, то о нем также говорят, что он «водит за нос».
Зарубить на носу — Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.
Клевать носом – засыпать.
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали – не вмешивайся не в свое дело.
На носу — так говорят о чем-то, что вот-вот должно наступить.
Не видеть дальше собственного носа — не замечать окружающего вокруг.
Не совать нос не в свое дело — таким образом хотят показать, что человек чересчур, не к месту любопытен, вмешивается в то, во что не следует.
Нос к носу – напротив, близко.
Нос по ветру держать — в славные времена парусного флота передвижение по морю полностью зависело от направления ветра, от погоды. Безветрие, штиль – и никли паруса, больше напоминая тряпку. Дует противный ветер в нос корабля – приходится думать уже не о плавании, а уже о том, чтобы все якоря бросить, то есть «стать на якорь» и убрать все паруса, чтобы воздушный поток не выбросил судно на берег. Что бы выйти в море требовался попутный ветер, который надувал паруса и направлял судно вперед в морские просторы. Связанная с этим лексика моряков получила образность и вошла в наш литературный язык. Теперь «держать нос по ветру» – в переносном смысле значит приспосабливаться к каким-либо обстоятельствам. «Бросить якорь», «стать на якорь», – остановиться в движении , осесть где-нибудь;«Сидеть у моря и ждать погоды» – бездейственное ожидание перемен;
Нос повесить или Вешать нос — если вдруг человек приуныл или ему просто взгрустнулось, про него бывает, говорят, что он будто «повесил нос», и так же могут добавить: «на квинту». Квинта, в переводе с латинского это означает: «пятая». Музыканты, а если точнее, скрипачи так называют первую по тональности струну у скрипки (самую высокую). Во время игры скрипач обычно поддерживает свой инструмент подбородком и его нос почти касается этой ближней к нему струны. Выражение «повесить нос на квинту», усовершенствованное в кругу музыкантов, так и вошло в художественную литературу.
Остаться с носом – без того, на что рассчитывал .
Под самым носом – близко.
Показывать нос – дразнить кого-то, приставляя большой палец к носу и помахивая остальными.
С гулькин нос – очень мало (гулька – это голубь, клюв у голубя маленький).
Совать свой нос в чужие дела– интересоваться чужими делами .
Уйти с носом — корни выражения «уйти с носом» теряются в далеком прошлом. В старину на Руси было весьма распространено взяточничество. Ни в учреждениях, ни в суде нельзя было добиться положительного решения без подношения, подарка. Конечно, словом «взятка» эти дары, припрятанные просителем где-нибудь под полой, не назывались. Их вежливо именовали «приносом» или «носом». Если управляющий, судья или дьяк брали «нос», то можно было быть уверенным, что дело благоприятно разрешится. В случае отказа (а это могло произойти, если дар казался чиновнику маленьким или же уже был принято подношение от противоположной стороны) проситель уходил со своим «носом» восвояси. В таком случае, на успех надежды не было никакой. С тех пор слова «уйти с носом» стали означать» потерпеть поражение, неудачу, проиграть, оступиться, ничего не добившись.
Утиреть нос — если удалось кого-то превзойти, то говорят, что ему утерли нос.
Уткнуться носом – погрузиться всецело в какое-то занятие.
Сыт, пьян и нос в табаке — означает всем удовлетворенного и довольного человека.
Фразеологизмы со словом «РОТ, ГУБЫ»
Слово рот входит в целый ряд фразеологизмов, значения которых связаны с процессом говорения. Через рот в организм человека поступает пища – ряд устойчивых выражений так или иначе указывает на эту функцию рта. Со словом губа фразеологизмов не много.
В рот не возьмешь — говорят, если еда приготовлена невкусно.
Губа не дура — говорят про человека, умеющего выбирать самое лучшее.
Заткнуть кому-то рот – значит не дать ему говорить.
Каша во рту — человек невнятно говорит.
Маковой росинки во рту не было – значит, человек уже давно не ел и его нужно срочно покормить.
Молоко на губах не обсохло — говорят, если хотят показать, что кто-то еще молод и неопытен.
Набрать в рот воды – это замолчать самому.
Надуть губы — обидеться.
Рот разинуть – застыть в изумлении перед чем-нибудь, поразившим воображение.
Хлопот полон рот — говорят, если дел так много, что с ними не успеваешь справляться.
Широко открытый рот – признак удивления.
Фразеологизмы со словом «РУКА»
Быть под рукой – быть доступным, быть в непосредственной близости
Греть руки – пользоваться положением
Держать в руках – не давать воли, держать в строгом повиновении
Как рукой сняло – быстро исчезло, прошло
На руках носить – оказывать особое расположение, внимание, ценить, баловать
Не покладая рук – усердно трудиться
Подвернуться под руку – случайно оказаться поблизости
Попасть под горячую руку – нарваться на плохое настроение
Рука не поднимается – никак не возможно совершить действие из-за внутреннего запрета
Рука об руку – взявшись за руки, сообща, дружно
Рука руку моет – связанные общими интересами люди защищают друг друга
Руки не доходят – никак нет сил и времени что-то сделать
Руки чешутся – о большом желании что-либо сделать
Рукой подать – очень близко, совсем рядом
Ухватиться обеими руками – с удовольствием согласиться с каким-то предложением
Чужими руками жар загребать – пользоваться плодами чужой работы
Золотые руки – о том, кто умело, искусно всё делает, справляется с любой работой
Фразеологизмы со словом «ГОЛОВА»
Ветер в голове – ненадежный человек.
Вылетело из головы – забыл.
Голова идет кругом – слишком много дел, обязанностей, информации.
Давать голову на отсечение – обещать.
Как снег на голову – неожиданно.
Морочить голову – обманывать, уводить от сути дела.
Не сносить головы – отвечать за свои поступки.
Осмотреть с головы до ног – всего, тщательно, внимательно.
Очертя голову – рискованно.
По головке не погладят – поругают.
С больной головы на здоровую – свалить вину на другого.
С ног на голову – наоборот.
Сломать голову над задачей – напряженно думать.
Сломя голову – очень быстро.
Фразеологизмы со словом «УХО»
Слово ухо входит во фразеологизмы, так или иначе связанные со слухом. Грубые слова действуют прежде всего на уши. Во многих устойчивых выражениях слово уши обозначает скорее не орган слуха, а только наружную его часть. Интересно, а вы можете увидеть свои уши? Пользоваться зеркалом в данном случае не разрешается!
Держать ухо востро — человек напряженно ждет опасности. Вострый – старая форма слова острый.
Навострить уши — внимательно прислушиваться. У собаки уши имеют заостренную форму и собака поднимает торчком уши, когда прислушиваются. Отсюда возник фразеологизм.
Не видать как своих ушей — говорят про человека, который никогда не получит желаемого.
Погрузится во что-то по уши — говорят человеку в том случае, если он всецело поглощен каким-либо занятием. По уши можно быть и в долгах – если долгов очень много.
Покраснел до ушей — говорят, когда человек сильно смущен.
Развесить уши – так говорят про человека, слушающего кого-либо чересчур доверчиво.
Слушать во все уши – значит слушать внимательно.
Слушать вполуха или слушать краем уха — слушать без особого внимания.
Уши вянут — противно слушать что-либо предельно.
Уши режет — говорят, когда что-то неприятно слушать.
Фразеологизмы со словом «ЗУБ»
Со словом зуб в русском языке имеется довольно большое количество устойчивых выражений. Среди них заметна группа фразеологизмов , в которой зубы выступают как своего рода орудие защиты или нападения, угрозы. Используется слово зуб и во фразеологизмах , обозначающих различные плачевные состояния человека.
Быть в зубах — навязываться, надоедать.
Вооруженный до зубов — говорят про человека на которого нападать опасно, поскольку он может дать достойный отпор.
Заговорить зубы — отвлечь внимание.
Зуб за зуб — бранчиво (склонность к брани), неуступчиво, «как аукнется, так и откликнется».
Зуб на зуб не попадает — говорят, если кто-то замёрз от сильного холода или от дрожи, волнения, страха.
Зуба дать — насмехаться, осмеять кого.
Зубом есть — гнать, теснить.
Зубы скалить — насмехаться.
Зубы съесть — набраться опыта.
Зубы чесать — болтать вздор, пустяки.
На зуб попробовать — узнать, испробовать непосредственно.
Не по зубам что-нибудь кому-нибудь — трудно откусить, не под силу, не по способностям.
Нечего на зуб положить — говорят, когда нечего есть.
Ни в зуб ногой — совершенно ничего (не знать, не понимать и т. п.).
Поглядеть кому в зубы — узнать все о человеке.
Поднять на зубка — насмехаться.
Показывать зубы – значит демонстрировать свою злобную натуру, желание враждовать, погрозить кому.
Положить зубы на полку — голодать, когда в доме не остается еды.
Сквозь зубы говорить — еле раскрывать рот, с неохотой.
Стиснуть зубы — не унывая, не отчаиваясь, начинать борьбу.
Точить или иметь зуб на кого-нибудь — злобствовать, стремиться причинить вред.
Фразеологизмы со словом «ГРУДЬ, СПИНА»
Слова грудь и спина входят в противоположно окрашенные фразеологизмы. Однако, есть со словом спина и положительно окрашенные фразеологизмы.
Вставать или стоять грудью за кого-что-нибудь — подняться на защиту, стойко защищать.
Выезжать на чьей-нибудь спине — достигать своих целей, используя кого-нибудь в своих интересах.
Гнут спину — работать, или кланяться.
Горбить спину — работать.
Ездить на чьей спине — использовать кого-нибудь для каких-нибудь своих целей.
За спиной у кого (делать что-нибудь) — так, чтоб тот не видел, не знал, тайком от кого-нибудь.
Заложить руки за спину — скрестить их сзади.
На собственной спине (испытать, узнать что-нибудь) — по собственному горькому опыту, в результате неприятностей, трудностей, невзгод, которые самому пришлось пережить.
Нож в спину или удар в спину — предательский, изменнический поступок, удар.
Повернуться спиной — покинуть, оставить на произвол судьбы, перестать общаться с кем-нибудь.
Проложить грудью дорогу — добиться хорошего положения в жизни, добивается всего упорным трудом, преодолевает все выпавшие ему трудности.
Прятаться за чужую спину — перекладывать свои обязанности или ответственность на кого-нибудь.
Работать не разгибая спины — прилежно, усердно, много и тяжело. Им можно похвалить примерно работающего человека.
Распрямить спину — обрести уверенность в себе, ободриться.
Спину показать — уйти, убежать.
Стоять за чьей-нибудь спиной — тайно, скрытно руководить кем-нибудь.
Фразеологизмы со словом «ЯЗЫК»
Язык – еще одно часто встречающееся во фразеологизмах слово, так как язык чрезвычайно важен для человека, именно с ним связывается представление о способности говорить, общаться. Идея говорения (или, наоборот, молчания) так или иначе прослеживается во многих фразеологизмах со словом язык.
Бежать высунув язык – очень быстро.
Держать язык за зубами — молчать, не говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях.
Длинный язык — говорят, если человек болтун и любит рассказывать чужие секреты.
Как корова языком слизала – про то что быстро и бесследно исчезло.
Найти общий язык – достигнуть взаимопонимания.
Наступить на язык – заставить замолчать.
Повесить язык на плечо – очень устать.
Попасть на язык – стать предметом пересудов.
Прикусить язык — замолчать, воздержаться от высказывания.
Развязать язык — побуждать кого либо к разговору; давать возможность кому либо говорить.
Распускать язык — не сдерживая себя, теряя над собой контроль, проговариваться, говорить лишнее.
Типун тебе на язык – сердитое пожелание злому болтуну.
Тянуть за язык — сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации.
Укоротить язык — заставить кого-либо замолчать, не давать говорить дерзости, лишнее.
Чесать язык (чесать языком) — говорить зря, заниматься болтовнёй, пустословить.
Чесать языки — сплетничать, злословить.
Чёрт дёрнул за язык — ненужное слово срывается с языка.
Язык без костей — говорят, если человек болтлив.
Язык заплетается – не можешь ясно сказать что-либо.
Язык к гортани прилип — неожиданно замолчать, перестать говорить.
Язык проглотить — замолчать, перестать говорить (о нежелании кого-либо говорить).
Язык хорошо подвешен — говорят про человека, который свободно, бегло говорит.
Фразеологизмы со словом «МАЛО»
Без малого – около, почти
Мал золотник, да дорог – ценность не определяется размером
Мал мала меньше – один меньше другого (о детях)
Мала птичка, да ноготок остёр – незначительный по положению, но внушает опасение или восхищение своими качествами
Маленькая собачка до старости щенок – человек небольшого роста всегда кажется моложе своих лет, не производит солидного впечатления
Мало ли что – 1. все, что угодно, любое 2. не существенно, не важно 3. волнения, а вдруг…
Мало помалу – не торопясь, понемногу
Малым ходом – медленно
От мала до велика – всех возрастов
По маленькой (выпить) – немного, небольшую порцию
По маленькой играть – делать небольшую ставку (в играх)
С малых лет – с детства
Самая малость – незначительная часть чего-либо.
Правильное и уместное использование фразеологизмов придаёт речи особую выразительность, меткость и образность.
multiurok.ru
Игровые задания с фразеологизмами
Игровые задания с фразеологизмами.
1. .Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.
а) устать | 1) заткнуть за пояс |
2..Найдите фразеологизмы-синонимы.
Бить баклуши –
Водить за нос –
Зарубить на носу –
С гулькин нос –
Слова для справок: лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.
3.Найдите фразеологизмы-антонимы.
Заварить кашу –
Во весь дух –
Душа в душу –
Слова для справок: расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.
4. «Разгадай ребус».
Разгадаешь ребус – прочтёшь фразеологизм! Удачи!
Бить баклуши
5. Шесть загадок волшебного сундучка (ложка, лук, тарелка, решето, дудка, мешок).
– Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка (учитель поочерёдно показывает предметы из сундучка). Подсказка – шуточный вопрос.
Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это?
С этим овощем дружит горе. Что это?
В какой посуде чувствуют себя неловко?
В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это?
Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется?
В нём можно купить кота, но не утаишь шила. Что это?
Через час по чайной ложке – помалу, очень медленно, долго (о чьём-либо медленном действии).
Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек.
Быть не в своей тарелке – быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать неловкость.
Чудеса в решете – невероятно, необыкновенно; о чём-либо необыкновенном, странном.
Плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле, а по произволу другого, во всём подчиняться кому-либо.
Купить кота в мешке – приобрести неизвестно что.
6. Работа с текстом
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном тексте?
На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях.
Встать с левой ноги – быть в плохом настроении.
Со всех ног – очень быстро, стремительно (бежать).
Уносить ноги – спасаться бегством, удирать от опасности.
Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывает у кого-либо.
Ноги не будет – кто-либо никогда не приедет, перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо. Обычно как угроза, запрещение.
7.Собери фразеологизм.
Мы побываем в зимнем лесу. Перед вами картина И.И.Шишкина. Как она называется, вы узнаете, когда выполните задание.
Задание.
Перемешались фразеологизмы, попробуйте навести порядок: подберите к словам из правого столбика слова из левого столбика так, чтобы они образовали устойчивые выражения. По первым буквам левого столбика прочитайте название картины Ивана Шишкина.
Слова левого столбика | Слова правого столбика |
Играть | следы |
Замести следы, играть на нервах, мартышкин труд, ахиллесова пята. Картина “Зима”.
О каких фразеологизмах напомнила вам картина?
Ёлки зелёные – выражение досады, недоумения, восхищения.
Ёлки-палки — выражение досады, недоумения, восхищения.
Заблудиться в трёх соснах – не суметь найти выход из самого простого затруднения
С бору да с сосенки – кого попало, откуда попало, без разбору. О случайном подборе, составе людей.
Ахиллесова пята – наиболее уязвимое место, слабая сторона человека в характере, привычках.
К сожалению, и у Павла была ахиллесова пята, и он имел слабости.
У каждого своя ахиллесова пята.
Играть на нервах – намеренно раздражать, нервировать кого-либо.
8.Подберите фразеологизмы
Подбери фразеологизм, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)
Ползет, как черепаха.
За двумя зайцами…; Трусливый, как заяц.
Топает, как слон.
Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга
9. Картинная галерея
По рисунку отгадай фразеологизм (мы увидим, что было бы, если бы мы понимали некоторые устойчивые выражения буквально).
Ответ: Ни рыба ни мясо, чесать язык, сесть в лужу, зарубить на носу, медвежья услуга, купить кота в мешке.
10. Вопросы-шутки.
Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
Как дважды два (знать).Может ли вопрос заболеть?
Да, во фразеологизме «больной вопрос».Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
Да, во фразеологизме «И след простыл».Может ли горе быть в жидком состоянии?
Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».Есть ли глаза у правды?
Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
Каша.Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).Может ли правда иметь неприятный вкус?
Да, «горькая правда».Какого цвета бывает тоска?
Зеленого; «тоска зеленая».
Кто это мог сказать?
Человек какой профессии мог бы так сказать:
1. Направление главного удара, встать в строй, вызвать огонь на себя, взять на мушку
2. Разделать под орех, без сучка, без задоринки, топорная работа, бить баклуши,
3. Войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет
4. Шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку
5. Через час по чайной ложкеОтветы: 1.Полководец. 2. Плотник. 3. Актер. 4. Портной. 5. Аптекарь.
(Веселый затейник. 2003. №4. С.10)
multiurok.ru
Урок русского языка по теме «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов», 2 класс
Урок русского языка. 2 класс. Система Л.В. Занкова. Провела Мухутдинова Н.В.
Тема «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов».
Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.
Задачи:
учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в речи; углублять знания учащихся о фразеологизмах русского языка; отрабатывать навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции обучающихся;
продолжить работу над созданием мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
развивать умение работать в парах, навыки самоконтроля и самооценки.
Оборудование: фразеологические словари; доска, проектор, тетради
Ход занятия
I. Организационный момент. Создание положительной мотивации.
Приветствие, посадка.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Встаньте прямо,
Распрямитесь. Удивитесь.
Рассердитесь. Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь.
2. Начать наш урок я предлагаю со слов Л.Н.Толстого:
“Как богат русский язык!
Как много в нем метких слов!”
– Что можете сказать об этом высказывании? (Афоризм.)
– Что такое афоризм? ( Афоризм – это краткое выражение, сочетание слов, сказанных когда-то писателями или поэтами, несущее в себе глубокий смысл)
Попробуем на этом уроке убедиться в меткости слов Л.Н. Толстого.
2. Чистописание
Вспомните написание буквы, которая может обозначать два звука, показывать мягкость согласного (е, ё, ю, я). Может стать словом, это местоимение – я. Составьте свою закономерность записи этой буквы. Найдите самую красивую букву на строке.
3. Словарная работа: назовите словосочетание из высказывания Л. Н. Толстого с этой буквой (русский язык). Запишите это словосочетание. Составьте другие словосочетания с этим словом (язык).
— Послушайте моё словосочетание — язык без костей.
В каком значении слово язык использовано в этом словосочетании?
Что это означает? ( Болтает без умолка, все рассказывает)
Это фразеологизм.
Кто знает, что это такое? Попробуйте сформулировать задачи урока.
(Узнать, что такое фразеологизмы, научиться употреблять в речи фразеологизмы)
Фразеологизмы со словом язык — язык на плече, язык мой – враг мой, хватит языком молоть, типун тебе на язык.
Бежать высунув язык – очень быстро
Держать язык за зубами – не болтать лишнего
Как корова языком слизала – про то что быстро и бесследно исчезло
Найти общий язык – достигнуть взаимопонимания
Наступить на язык – заставить замолчать
Повесить язык на плечо – очень устать
Попасть на язык – стать предметом пересудов
Прикусить язык – замолчать
Типун тебе на язык – сердитое пожелание злому болтуну
Тянуть за язык – вынуждать высказываться
Черт дёрнул за язык – сожалеть о сказанном
Чесать языком – сплетничать
Язык заплетается – не можешь ясно сказать что-либо
II. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока, постановка учебной задачи.
— В речи мы употребляем фразеологизмы даже не замечая этого. Так и случилось с ребятами. Послушайте истории.
1. «Четырёхлетняя Светлана спросила у мамы:
-Скоро ли наступит лето?
-Скоро, ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно оглядываться.
— Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет»
2. А бывает еще и так. ( про нос)
«Мама говорит своей дочери после долгой разлуки:
— Как ты похудела, Надюша, один нос остался!
-А разве, мама, у меня было два носа?»
-А что же такое фразеологизмы?
Устойчивые сочетания слов |
Нельзя заменять слова и менять их местами |
Извлекаются из памяти целиком |
Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех!
Все вам было понятно в моем пожелании? Значит, как мы будем работать?
Зарубите себе на носу – запоминать
Работать засучив рукава – усердно работать
Не падайте духом – не унывать в случае неудачи
Возьмите себя в руки – работать сосредоточенно
-Зачем нам нужно изучать фразеологизмы? (Для яркости речи, для выразительности, они помогают говорить метко и кратко, способствуют развитию логического мышления)
-В русском языке насчитывается несколько десятков тысяч фразеологизмов, но к сожалению в речи мы их используем очень мало, ограниченно.
-А откуда мы можем узнать о фразеологизмах? ( Книги, кино, телевидение, от старших, из словарей)
-Сами фразеологизмы, их значение, историю происхождения мы можем узнать вот из этих словарей (выставка, слайд). А также в интернете на сайте www. gramma. ru
III. Знакомство с новыми фразеологизмами.
Мы продолжаем знакомство с новыми фразеологизмами. Многие из них связаны с реальными историческими событиями. Мы употребляем фразеологизмы, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями.
Знаете ли вы, что обозначают данные фразеологические обороты:
– знать назубок
– шиворот-навыворот
Сейчас я расскажу, что они обозначали в далёком прошлом.
Знать назубок
Было время, когда знать назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если остались на ней вмятины, – значит подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри полая или залитая металлом.
Шиворот-навыворот
Это выражение связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником-шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.
Физминутка “Фразеологический зверинец”.
Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.
Голоден, как … (волк).
Хитёр, как …(лиса).
Труслив, как … (заяц).
Надут, как … (индюк).
Неповоротлив, как … (медведь).
Упрям, как …(осёл).
Здоров, как … ( бык).
Колюч, как … (ёж).
IV. Закрепление полученных знаний.
Найди фразеологизмы, запиши их. Определи значение (по словарю).
Ах, какие мастера!
Вот топор, а вот – пила.
Все в руках у них горит!
Раз – и дом уже стоит!
Мишка сегодня шалил целый день,
Чашку разбил, столкнувшись о пень!
Мама ему говорит: “Вот так да!”
Мишке же все –
Как с гуся вода!
Ничего я не пойму:
Что? К чему? И почему?
Мыслей в голове – сто две…
Вот так каша в голове.
V. Работа в группах.
-Давайте поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.
«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»
Говорим вежливо, называем собеседников по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, говорим вполголоса, внимательно слушаем, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника.
-Каждой группе я даю карточки, на которых записаны слова.
Из каждого столбика выписать только фразеологические обороты.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
вешать нос | голубые глаза | проглотил язык |
красный нос | с глазу на глаз | больной язык |
остаться с носом | узкие глаза | тянуть за язык |
курносый нос | красивенькие глазки | большой язык |
клевать носом | хоть глаз выколи | хорошо подвешен язык |
нос картошкой | хлопать глазами | розовый язык |
2. Найди пару. Соедините парами противоположные по значению фразеологизмы:
Язык без костей | Как кошка с собакой |
Душа в душу | Зимой снега не выпросишь |
Повесить нос | Держать язык за зубами |
Добрая душа | Воспрянуть духом |
Проверка. Объяснение смысла.
Физминутка
Игра « Покажи у себя»
-Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.
1. Его вешают в унынии,
Его задирают, зазнаваясь,
Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)
Не цветы, а вянут,
Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,
Не бельё, а их развешивают.(уши)
Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить,
Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить,
Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)
Они могут разбегаться в разные стороны,
В них пускают пыль, если хотят обмануть,
Их можно сделать большими от удивления.(глаза)
-Выполняем упражнения для глаз (на перчатках кружки, я вожу руками, дети следят глазами)
-Теперь упражнение для ушей
«Ухо правое вперёд, а потом его назад,
а потом опять вперёд, и немного потрясём,
Ухо левое вперёд, а потом его назад,
а потом опять вперёд, и немного потрясём,
VI. Составление рассказа. (Дополнительное задание)
( Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает тему рассказа и опорные фразеологизмы.)
1). Мой друг.(Водой не разольёшь, золотые руки, светлая голова.)
2). На уроке.(Ловил ворон, душа в пятки ушла, заплакал в три ручья.)
3). На субботнике.(Засучив рукава, до седьмого пота, не ударили в грязь лицом.)
4). Домашнее задание.( Знал назубок, на свежую голову, на седьмом небе.)
5). На перемене.(Сломя голову, и в ус не дует, где раки зимуют.)
VII. Узнай фразеологизмы по рисунку. Объяснение смысла.
VIII. Подведение итогов.
Тест « Третий лишний»
Найди лишний фразеологизм в каждой группе.
1. а) яблоку негде упасть
б) кот наплакал
в) повернуться негде
2. р) никуда не годится
л) все как на подбор
н) один к одному
3. а) рукой подать
п) на краю света
с) за тридевять земель
4. е) на всех парусах
в) черепашьим шагом
з) во весь дух
5. о) сложа руки
к) засучив рукава
ф) не покладая рук
-Что получилось в прямоугольнике?
-Встаньте, у кого получилось слово браво.
-Вы молодцы.
-Вот и подошёл к концу наш урок.
-Что нового вы узнали?
-Что такое фразеологизмы?
-Какие фразеологизмы запомнили?
-Дома я предлагаю вам самим найти фразеологизмы, в которых встречаются названия животных и нарисовать к ним рисунки.
-А сейчас давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами.
-На столах у вас лежат воздушные шарики. Выберите шарик с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе.
Я пришла к вам как снег на голову, но вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей учёбе ни пуха ни пера, в добрый путь!
Я
сидел,сложа руки
работал,спустя рукава
смотрел во все глаза
бил баклуши
мотал на ус
работал,засучив рукава
трудился,не покладая рук
ловил мух
держал
ушки на макушке
работал до седьмого пота
считал ворон
Русский язык. Тема урока: _____________________________ Лист ученика ______________________
Чистописание ________________________________________________________________________
Словарная работа ___________________________________________________________________
Синонимы | это слова, у которых более чем одно значение. Такие слова называют разные, но чем – то похожие предметы, признаки, действия. |
Антонимы | это слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению. |
Омонимы | это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. |
Многозначные слова | это слова с противоположным значением. |
| Устойчивые сочетания слов Нельзя заменять слова и менять их местами Извлекаются из памяти целиком |
Зарубите себе на носу |
|
Работать, засучив рукава |
|
Не падайте духом |
|
Возьмите себя в руки |
|
Подчеркните ____________________, определите их значение по словарю
Мишка сегодня шалил целый день,
Чашку разбил, столкнувшись о пень!
Мама ему говорит: “Вот так да!”
Мишке же все – как с гуся вода!
Ничего я не пойму:
Что? К чему? И почему?
Мыслей в голове – сто две…
Вот так каша в голове.
Тест « Третий лишний»
Найди лишний фразеологизм в каждой группе.
1. а) яблоку негде упасть
б) кот наплакал
в) повернуться негде
2. р) никуда не годится
л) все как на подбор
н) один к одному
3. а) рукой подать
п) на краю света
с) за тридевять земель
4. е) на всех парусах
в) черепашьим шагом
з) во весь дух
5. о) сложа руки
к) засучив рукава
|
| |||
|
|
|
| /data/files/f1506529506.ppt (Презентация к уроку русского языка «Фразеологизмы» 2 класс ) |
считал ворон
засучив рукава
бить баклуши
работал до седьмого пота
не покладая рук
мотал на ус
держал
ушки на макушке
ловил мух
сложа руки
спустя рукава
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Словарь фразеологизмов — Начальные классы
Словарь фразеологизмовБаклуши бить – бездельничать
Без году неделя — совсем недавно, очень короткое время
Без лишних слов — не теряя времени (браться за дело)
Без сучка, без задоринки — сделать безукоризненно
Белая ворона — человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами
Белены объесться — взбеситься (применяется к людям, которые делают глупости)
Бирюком жить — быть угрюмым, ни с кем не общаться
Блоху подковать — искусно выполнить самую замысловатую, точную работу
Бок о бок — рядом
Болеть душой — волноваться, переживать, беспокоиться
Будь что будет — выражение готовности ко всему
Быть на высоте — проявить себя достойно
В глубине души — в самых сокровенных мыслях
В два счет — моментально
В двух шагах — очень близко, совсем рядом
В ежовых рукавицах — очень строго, в большой строгости
В огонь и в воду — не раздумывая, идти на любые поступки, жертвуя всем
В один голос — все вместе, единодушно
В один миг — мгновенно
В поте лица — с большим усилием, напряжением
В пух и прах — совершенно, окончательно (напр., разругаться)
В розовом свете — представлять что-либо лучше, чем оно есть на самом деле
В центре внимания — на виду у всех, вызывая всеобщий интерес
В час по чайной ложке — очень медленно
Валится из рук — ничего не получается
Вгонять в краску — приводить в смущение
Вдоль и поперек — в мельчайших подробностях
Вертеться на языке — сильное желание спросить; или «помнил, но забыл»
Вешать голову — унывать
Висеть на волоске — быть в очень трудном, отчаянном положении
Витать в облаках — блаженно грезить, фантазировать невесть о чем
Вкладывать душу — отдавать всего себя, все свое старание и желание чему-либо
Во все глаза — большим интересом (наблюдать)
Водой не разлить – «их водой не разлить» так говорят о тех, кто крепко дружит
Волк в овечьей шкуре — злой человек, прикидывающийся добрыми
Волосы становятся дыбом — становится страшно
Вот где собака зарыта — вот в этом и причина, суть дела
Вот тебе раз — выражает удивление или разочарование
Вставлять палки в колеса — умышленно мешать
Встать с левой ноги — находиться без причины в плохом настроении
Выносить на своих плечах — справиться с чем-либо самостоятельно
Выходить из себя — сердиться
Выходить сухим из воды — суметь избежать заслуженного наказания
Глаза слипаются — хочется спать
Глазом не моргнул — быстро, моментально (произошло что-либо)
Гнаться за двумя зайцами — пытаться сразу выполнить два разных дела
Голова на плечах — умный человек
Дать слово – пообещать
Делать из мухи слона — преувеличивать что-либо
Держать камень за пазухой — затаить злобу
Душа в душу — жить полном согласии
Душа нараспашку -открытый человек
Душа не лежит — нет желания заниматься чем-либо
Душа в пятки уходит — боязно, страшно
Живота не пожалеть — пожертвовать жизнью
Жить на широкую ногу — жить в довольстве, проявлять хлебосольство
За пояс заткнуть — одержать полную победу, доказать бесспорное преимущество
За тридевять земель — очень далеко
Заблудиться в трех соснах — не найти выход из элементарного затруднения
Заговаривать зубы — улестить кого-нибудь многословными излияниями
Задать головомойку(баню), намылить шею, голову — сильно отругать
Задеть за живое — задеть человека словом, грубо коснувшись чего-либо болезненного для него
Задирать нос — зазнаваться
Зайти в тупик — оказаться в безвыходном положении
Зарубить на носу — запомнить
Засучив рукава — не жалея сил
Зеленая улица — полная свобода действий в любой области творчества, труда
Знать назубок — превосходно выучить что-либо, отлично в чем-то разбираться
Золотые руки — мастер своего дела
И на солнце бывают пятна — нет на свете ничего, лишенного недостатков
И след простыл — исчез
Играть на нервах — специально раздражать
Из мухи делать слона — превращать мелкий факт в целое событие, раздувать значение мелочи
Испокон веков — издавна
Как ветрам сдуло — исчез
Как воды в рот набрал — упорно молчит
Как две капли воды — о внешнем сходстве
Как из ведра — сильный поток (часто так говорят о дожде)
Как на иголках — сильно волноваться
Как на ладони — все ясно
Как по маслу — все идет легко
Как рыба в воде — свободно и непринужденно
Как с гуся вода — о безразличии к событиям, безнаказанности, равнодушии
Как свои пять пальцев — знать очень хорошо
Как снег на голову — совершенно неожиданно
Камня на камне не оставить — все уничтожить
Капля в море (Кот наплакал) — очень мало
Каши не сваришь — невозможность сделать вместе какое-либо дело
Клевать носом — дремать
Комар носа не подточит — не придерешься
Купить кота в мешке — приобрести что-либо, ничего не зная о достоинствах или недостатках покупки
Лица нет — в выражениях типа: на тебе лица нет — о растерянности, расстройстве человека
Ломать голову — напряженно думать
Мартышкин труд — бесполезные усилия, ненужная работа
Махнуть рукой — разочароваться, перестать обращать внимание
Медведь на ухо наступил — нет музыкального слуха
Минута в минуту — абсолютно вовремя
Много воды утекло — много времени прошло
Мокрая курица — растерявшийся, беспомощный человек
Морочить голову — дурачить, сбивать столку
Мухи не обидит — о безобидном человеке
На каждом шагу — везде, повсеместно, во множестве
На край света — очень далеко
На краю земли — где-то очень далеко
На седьмом небе — быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства
На скорую руку — кое-как, быстро
Надувать губы — принимать обиженный вид
Наломать дров — наделать глупостей
Не верить своим глазам — сильно удивиться
Не солоно хлебавши — обмануться в ожиданиях, не достигнуть цели
Ни днем, ни ночью — постоянно, круглые сутки
Ни жив ни мертв — сильный испуг
Ни к селу, ни к городу — некстати
Ни пуха, ни пера — пожелание удачи
Ни с того ни с сего — неожиданно
Ни свет, ни заря — очень рано
Ни слуху, ни духу — полная неизвестность о ком-либо
Ноль внимания — не обращать никакого внимания
Обводить вокруг пальца — ловко обманывать
Один на один — без посторонних
Опускать руки — потерять способность и желание действовать
Остаться с носом — потерпеть неудачу, отступить, ничего не добившись
От корки до корки — от начала до конца, ничего не пропуская
Очертя голову — совершить что-либо, не думая о последствиях
Падать духом — унывать
Палец в рот не клади — может постоять за себя
Палец о палец не ударить — ничего не делать
Платить той же монетой — ответить тем же
По пальцам пересчитать — очень мало
Пожелать попутного ветра — пожелать удачи
Поймать на удочку — обмануть
После дождичка в четверг — никогда
Пропускать мимо ушей — не обращать внимания на чьи-либо слова
Работать засучив рукава — работать горячо, со старанием
Работать спустя рукава — небрежно выполнять работу, без души, халтурить
Разводить руками — удивляться
Расхлебывать кашу — распутывать неприятности
Родился под счастливой звездой(в рубашке) — удачливый человек, которому часто везет
Рукой подать – совсем близко
С глазу на глаз — наедине
С горем пополам — с очень большим трудом; кое-как
С распростертыми объятиями — радушно
Сбивать с толку — запутывать
Свинью подложить — устроить крупную неприятность
Связывать по рукам и ногам — лишить возможности свободно действовать
Семи пядей во лбу — очень умный человек
Семь пятниц на неделе — о человеке, легко меняющем свои решения
Сесть в лужу — оказаться в глупом, неловком положении
Сидеть у моря и ждать погоды — бездействовать
Скатертью дорога — уходи, без тебя обойдемся
Сквозь землю провалиться — очень сильно стыдиться
Сколько воды утекло — много времени прошло
Сколько лет, сколько зим! – Как давно тебя не видел!
Сложить голову — погибнуть в бою
Со всех ног (Сломя голову) — стремительно, опрометью
Собаку съел — иметь большой опыт в чем-либо
Стоять горой — защищать
Схватывать на лету — быстро и легко усваивать
Съесть пуд соли — хорошо узнать друг друга
Талант зарыть — не развивать свои природные способности, не давать им возможности раскрыться
Терять голову — не знать, как поступить в сложной ситуации
Терять почву под ногами — сомневаться, лишаться уверенности
Тише воды, ниже травы — быть незаметным и скромным
Тут как тут — сразу, в нужный момент (оказаться)
Тяжел на подъем — ленивый
У него на лбу написано — сразу видно по выражению лица
У черта на куличиках — очень далеко, на краю света
Убивать время — проводить время в бесполезных занятиях
Убить двух зайцев — одновременно выполнить два дела
Хлопот полон рот — много дел
Хоть глаз выколи — темно, ничего не видно
Черным по белому — абсолютно понятно
Чувство локтя — взаимная поддержка, верность товарищам
Чуть свет — очень рано
Язык проглотить —замолчать
Язык проглотишь — очень вкусно
multiurok.ru
Распространенные русские фразеологизмы в картинках
В своей жизни мы постоянно используем фразеологизмы,даже сами замечая того. По другому это ещё можно назвать игра слов. Художнику под ником Knavishkola пришла в голову необычная мысль изобразить фразеологизмы не так как мы их понимаем, а в буквальном смысле. Получилось забавно и ярко!
4tololo.ru
Урок 23. фразеологизмы — Русский язык — 4 класс
Конспект урока по русскому языку
4 класс
УРОК №23
Раздел «Слово в языке и речи»
Тема: Фразеологизмы
Цели: актуализировать знания об устойчивых словосочетаниях; развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи, повторить понятия синонимов и антонимов.
Я вспомню понятия фразеологизмы.
Я узнаю о роли фразеологизмов в языке.
Я научусь:
отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;
распознавать в тексте фразеологизмы;
объяснять их лексическое значение;
находить фразеологизмы во фразеологическом словаре;
использовать в речи фразеологизмы.
Глоссарий:
фразеологизмы;
синонимы;
антонимы;
словарь фразеологизмов;
словарные слова: ещё
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
«500 Крылатых фраз для детей» И.Д. Агеева, ООО «ТЦ Сфера», 2014
Большой фразеологический словарь для детей Розе Т.В., Москва ОЛМА Медиа Групп 2010
Электронные ресурсы по теме урока:
www.school-collection.edu.ru
http://getword.ru/ru/slovari.php?table=fedDSL
https://phraseology.academic.ru/
Ход урока
1.Мотивационный модуль.
— Прочитайте стихотворение.
— Замолчи, Петрусь! – говорят,
— Прикуси язык! – говорят.
Он язык прикусил
И сильней заголосил.
http://www.detiam.com/библиотечка/
— Что произошло с мальчиком? (Мальчик прикусил язык.)
— Что имели в виду родители, когда давали такой совет сыну? (Родители попросили сына замолчать.)
— А как понял выражение «прикуси язык» Петрусь? (Петрусь выражение «прикуси язык» понял в прямом смысле.)
— А родители выражение «прикуси язык» употребили в переносном смысле.
«Прикусить язык» — это значит, замолчать.
Можно ли в этом выражении заменить слово язык другим словом? (Нет.)
— Почему? (Меняется смысл выражения.)
Когда нам надо эмоциональнее, точнее выразить своё отношение к происходящему, мы используем особые сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологическими оборотами, фразеологизмами.
— Сегодня мы будем говорить о фразеологизмах.
Тема: Фразеологизмы.
Цели:
Я вспомню понятия фразеологизмы.
Я узнаю о роли фразеологизмов в языке.
Я научусь:
отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;
распознавать в тексте фразеологизмы;
объяснять их лексическое значение;
находить фразеологизмы во фразеологическом словаре;
использовать в речи фразеологизмы.
2.Объясняющий модуль.
1.) Работа с правилом.
Посмотрите видеофрагмент из мультипликационного фильма «Ивашка из дворца пионеров»
Видеофрагмент.
https://www.youtube.com/watch?v=7CCVbb5a19k
Баба Яга говорит Ивашке такие слова: «твоя взяла» и «чтобы духу его здесь не было».
Что же эти словосочетания означают?
«Твоя (ваша) взяла» — так говорят проигравшие, когда признают победу победившего противника. «Чтобы духу твоего не было» — требование немедленно уйти.
— Что же это за слова, знакомые нам, и в то же время не совсем понятные?
Эти сочетания называются фразеологизмами.
Фразеологизмы – это особые выражения, устойчивые сочетания слов. Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов.
Таких выражений в русском языке очень много. Их изучает раздел науки о языке -фразеология. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: phrasis – выражение, logos – учение.
Фразеологизмы нужно запоминать целиком и знать их значение. Они являются украшением нашей речи, помогают нам точнее и красочнее выражать свои мысли.
Для того, чтобы не допускать ошибок, мы должны объяснять значение всего устойчивого сочетания, а не значения отдельных слов, которые в него входят.
Вспомните, в просмотренном видеофрагменте Баба Яга жила в избушке, которая стояла на курьих ножках. «Избушка на курьих ножках» — это тоже фразеологизм.
Фразеологизм «Избушка на курьих ножках» состоит из слов:
избушка – небольшой деревянный крестьянский дом;
курьих, здесь в значении куриных, т.е. относящихся к курице;
ножки – одна из двух нижних конечностей человека, а также одна из конечностей животного.
А в целом это выражение означает небольшую ветхую и неказистую постройку.
В русских народных сказках так часто называют жилище Бабы – Яги, в мультфильмах оно обычно изображается на двух больших куриных ногах. А между тем такое название избушки связано с древним способом строительства свайных построек. Все пеньки, предназначенные для фундамента, предварительно «обкуривались», то есть обжигались на кострах, отчего и назвали их кУренными или кУрьими, и располагали их по периметру дома. Такой обжиг помогал предохранять древесину от гниения.
2.) Чистописание.
Из фразеологизма «Избушка на курьих ножках» выпишите слова с парным согласным в корне.
(Избушка, ножках)
Пропишите буквы, обозначающие парные согласные звуки.
(б в г д ж з
п ф к т ш с )
3.) Наблюдение над фразеологизмами.
Прочитайте стихи, найдите фразеологизмы. Объясните, как Вы их понимаете.
А.) Любим всем классом
Мы нашего Пашку:
Парень простой он,
Душа нараспашку.
«Душа нараспашку» — слишком откровенный,
прямодушный, простой по характеру человек.
Б.) Свои инструменты достал Игорёк:
Тиски и рубанок, пилу, молоток.
Что хочешь, починит он и смастерит.
В умелых руках вся работа горит.
«Всё в руках горит» — у человека работа спорится, всё получается легко и красиво.
В.) Все новое Мишка всегда затевает —
Он первую скрипку в команде играет.
«Первую скрипку играет» — так мы говорим про людей, явно главенствующих, руководящих другими. Выражение возникло из речи музыкантов. В оркестрах ведущую роль играла первая скрипка.
Г.) Иришка бабуле
Стирать помогает,
Картина приятная,
Глаз отдыхает.
«Глаз отдыхает »– радость от наблюдаемого зрелища.
Д.) Делать нечего Илюше –
Целый день он бьёт баклуши.
Не рисует, не читает,
Просто время убивает.
«Убивать время» – тратить время попусту.
«Бить баклуши» – бездельничать.
Баклуша – деревянная чурка, из которой крестьяне делали мелкие изделия, например, ложки, плошки и другую посуду. Заготовить баклуши – набить чурок из бревна – считалось несложной работой, не требующей умения и сноровки, и её мог выполнить самый неподготовленный человек. Обычно её поручали ученикам и подмастерьям, которых в шутку называли «баклушечниками». Эта работа казалась такой простой, что со временем выражение стали употреблять в другом значении – «праздно проводить время».
— Вам легко было объяснить этот фразеологизм? Если Вы в чём-то сомневаетесь, обратитесь за помощью к словарю.
Ранее Вы работали со словарями синонимов, антонимов, омонимов.
Узнать же значение непонятного фразеологизма можно во фразеологическом словаре.
6.) Словарная работа.
Найдите во фразеологическом словаре выражение «Ещё конь не валялся» и узнайте, что оно означает.
Фразеологизм «Ещё конь не валялся» означает, что ещё ничего не начато, не сделано.
Запишите это выражение.
Ещё конь не валялся.
Пропишите слово ещё три раза и подчеркните орфограмму. Это словарное слово. Запомните его написание.
ещё ещё ещё
Назовите все буквы и звуки в этом слове.
(ещё – 3 буквы, 4 звука: 2 гл. зв., 2 согл. зв.
Количество звуков больше, чем букв.
буквы: е, щ, ё
звуки: [й’], [э ], [щ’], [ о])
Во фразеологическом словаре Вы можете найти и другие фразеологизмы со словом ещё.
7.) К некоторым фразеологизмам можно подобрать синонимы или антонимы.
Фразеологизмы близкие по значению:
во все лопатки — быстро бежать;
сломя голову — быстро бежать
когда рак на горе свистнет — никогда
после дождика в четверг — никогда
Фразеологизмы противоположные по значению:
в мгновение ока — очень быстро, мгновенно, моментально
в час по чайной ложке — очень медленно
водить за нос — обманывать
раскрыть глаза — сказать правду
3. Физкульминутка.
А сейчас мы отправляемся во фразеологический зверинец.
Вы должны угадать, о каком животном идёт речь во фразеологизме, и показать его.
Хитёр как… (лиса)
Труслив как… (заяц)
Голоден как…( волк)
Здоров как.. (бык)
Изворотлив как … (уж)
4. Тренировочный модуль.
1). Соотнеси фразеологизмы и значения.
рукой подать | проблема, которая уже решена |
золотые руки | очень мало |
кот наплакал | близко |
черепашьим шагом | помощь, причиняющая только вред |
дело в шляпе | очень медленно |
медвежья услуга | руки трудолюбивого умельца |
Проверьте себя:
рукой подать | проблема, которая уже решена |
золотые руки | очень мало |
кот наплакал | близко |
черепашьим шагом | помощь, причиняющая только вред |
дело в шляпе | очень медленно |
медвежья услуга | руки у трудолюбивого умельца |
2). Узнай фразеологизмы по рисунку.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Проверьте себя:
1. «Тянуть кота за хвост»
Фразеологизм «Тянуть кота за хвост» означает нудно, медленно говорить.
2. «Как курица лапой»
Фразеологизм «Как курица лапой» означает писать неразборчиво, неряшливо, некрасиво.
3. «Развесить уши»
Фразеологизм «Развесить уши» означает слушать кого – либо чересчур доверчиво.
4. «Как кошка с собакой»
Фразеологизм «Как кошка с собакой» означает жить недружно, постоянно ссориться.
5.«Наврать с три короба»
Фразеологизм «Наврать с три короба» означает наговорить неправду.
6. «Заруби на носу»
Фразеологизм «Заруби на носу» означает, запомни.
3). Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами и запишите предложения.
Когда дедушка уехал, Вася загрустил.
Маша весь урок была невнимательная.
Ребята после уроков очень долго ждали Диму.
Сегодня Шарик разбудил меня очень рано.
В автобусе подружки разговаривали не переставая.
Слова для справки: повесить нос, битый час, ни свет ни заря, трещали как две сороки, считать ворон
Проверьте себя:
Когда дедушка уехал, Вася повесил нос.
Маша весь урок считала ворон.
Ребята после уроков битый час ждали Диму.
Сегодня Шарик разбудил меня ни свет ни заря.
В автобусе подружки трещали как две сороки.
4.) Догадайтесь, о чём идёт речь?
За него водят, если хотят обмануть.
Они могут разбегаться в разные стороны,
Его держат на замке, когда не хотят говорить лишнего.
Не бельё, а их развешивают доверчивые люди.
Проверьте себя:
1). Догадайтесь, о чём идёт речь?
За него водят, если хотят обмануть. нос
Они могут разбегаться в разные стороны,
глаза
Его держат на замке, когда не хотят говорить лишнего.
рот
Не бельё, а их развешивают доверчивые люди уши.
5.) Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова.
Держать … (нос, ухо) востро.
Смотреть сквозь … (розовые, фиолетовые) очки.
Делать из … (жука, мухи) слона.
Не в своей … (кастрюле, тарелке).
Проверьте себя:
Держать ухо востро.
Смотреть сквозь розовые очки.
Делать из мухи слона.
Не в своей тарелке.
6.) Вам нужно найти и выписать только фразеологизмы.
Голубые глаза, не вешать нос, синий нос, прикусить язык, курносый нос, клевать носом, больной язык, тянуть за язык, маленький язык, разбежались глаза, глаза на мокром месте, карие глаза.
Проверьте себя:
Не вешать нос, прикусить язык, клевать носом, тянуть за язык, разбежались глаза, глаза на мокром месте.
7.) Решите кроссворд.
По вертикали:
2. Сесть в ….
3. Держать язык за ….
6. На все руки …
По горизонтали:
1. Строить воздушные ….
4. В ней хранится бесплатный сыр.
5. Бить …
7. Бежать сломя голову.
8. В ней рождается счастливый человек.
Проверьте себя:
8.) Разгадайте филворд. Найдите и объясните фразеологизмы.
Используйте подсказки:
1.Повысили требования.
2.Знать твёрдо, наизусть.
3.Слегка перекусить.
4. Нарушать, ломать порядок.
5. Человек, который отличается от других.
Проверьте себя:
1.Повысили требования. – закрутили гайки
2.Знать твёрдо, наизусть. – знать назубок
3.Слегка перекусить. – заморить червячка
4. Нарушать, ломать порядок. — кувырком
5. Человек, который отличается от других. – белая ворона
5.Контрольный модуль
1.) Найдите лишний фразеологизм и запишите его в своей тетради (два фразеологизма являются синонимами, а третий — лишний).
Вариант 1
А) хоть пруд пруди;
Б) куры не клюют;
В) кот наплакал;
А) черепашьим шагом;
Б) во весь дух;
В) во все лопатки;
А) все как на подбор;
Б) никуда не годится;
В) один другого лучше;
Проверьте себя:
А) хоть пруд пруди;
Б) куры не клюют;
В) кот наплакал;
А) черепашьим шагом;
Б) во весь дух;
В) во все лопатки;
А) все как на подбор;
Б) никуда не годится;
В) один другого лучше;
2.) Найдите лишний фразеологизм и запишите его в своей тетради (два фразеологизма являются синонимами, а третий — лишний).
Вариант 2
А) на кудыкину гору;
Б) за тридевять земель;
В) рукой подать;
А) сложа руки;
Б) в поте лица;
В) не покладая рук;
А) тьма – тьмущая;
Б) с гулькин нос;
В) вагон и маленькая тележка;
Проверьте себя:
А) на кудыкину гору;
Б) за тридевять земель;
В) рукой подать;
А) сложа руки;
Б) в поте лица;
В) не покладая рук;
А) тьма – тьмущая;
Б) с гулькин нос;
В) вагон и маленькая тележка;
3) Вам нужно подобрать к фразеологизму соответствующий рисунок.
Вариант 1
Нем как … упрям как … грязный как … .
Проверьте себя:
Нем как (рыба)
упрям как (осёл)
грязный как (поросёнок)
4) Вам нужно подобрать к фразеологизму соответствующий рисунок.
Вариант 2
Колючий как … надут как … болтлив как … .
Проверьте себя:
Колючий как (ёж)
надут как (индюк)
болтлив как (сорока)
5). Отгадайте и запишите фразеологизмы. Вариант 1
1. Она находиться в постоянных хлопотах и заботах.
2. Их кладут на полку голодные люди.
3. Им дают волю драчуны.
Дать волю рукам.
Класть зубы на полку.
Вертеться как белка в колесе.
Проверьте себя:
1. Находиться в постоянных хлопотах и заботах. — Вертеться как белка в колесе.
2. Их кладут на полку голодные люди. — Класть зубы на полку.
3. Им дают волю драчуны. — Дать волю рукам.
6) Отгадайте и запишите фразеологизмы. Вариант 2
1.Он в голове у несерьёзного человека.
2. В них пускают пыль, создавая ложное впечатление о себе.
3. Её набирают в рот, когда молчат.
Как в рот воды набрал.
Ветер в голове.
Пускать пыль в глаза.
Проверьте себя:
1. Он в голове у несерьёзного человека. — Ветер в голове.
2. В них пускают пыль, создавая ложное впечатление о себе. — Пускать пыль в глаза.
3. Её набирают в рот, когда молчат. — Как в рот воды набрал.
6.Рефлексия.
— Что называется фразеологизмами?
(Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Мы должны объяснять значение всего устойчивого словосочетания, а не отдельных слов, которые в него входят.)
Приведите примеры.
— Для чего используют в речи фразеологизмы? (Употребляя в своей речи фразеологизмы, мы делаем свою речь выразительной, богатой, яркой.)
— Закончи утверждения.
Я узнал …
Я научился …
Я понял …
У меня получилось…
У меня не получилось …
7. Домашнее задание.
Учебник с. 50 упр. 76
resh.edu.ru