Герой времени в романе отцы и дети – Проблема героя времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Отцы и дети Тургенев И.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Содержание

Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Отцы и дети Тургенев И.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

    В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев описывает русское общество 1859-60-х годов. В это время в России особенно обострились противоречия между революционными демократами, которых представляли разночинцы, и либеральными дворянами. Тургенев описывает также новое общественное движение — нигилизм.
    Нигилисты — это люди, отрицающие авторитеты и идеалы, не принимающие на веру ничего, что не подтверждено реальными фактами. Они противостоят либералам. Их цель — место расчистить, сломать существующие порядки, чтобы потом построить на ровном месте новые. Но, отрицая и ломая старое, нигилисты не предлагают ничего взамен. Их задача -сломать, а уж созидать будут другие.

    Главный герой романа, Евгений Базаров, является представителем этого течения. Он сын полкового лекаря, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся естественными науками и медициной, в которую, впрочем, он и сам не верит. Автор показывает Базарова в оторванности от единомышленников. Его мнимые ученики -Аркадий и Ситников — не являются самостоятельными носителями идей нигилизма: первый лишь увлекся модным движением, не разделяя полностью его идей, а второй и вовсе клоун, копирующий все, перед чем преклоняется. Идеи Базарова раскрываются в противоречиях с дворянской средой, в которую автор помещает своего героя.
    Уже при описании внешности героя заметна его отчужденность от дворян. Евгений одет в “балахон”, “одежонку”, немыслимую для аристократа, он не носит перчаток, а его рука — красная рука труженика, а не холеная ручка дворянина. Базаров действительно любит труд. На протяжении всего романа он постоянно занят, занимается медициной, ставит опыты…
    Базаров отличается от дворян не только одеждой, но и своими манерами. Он очень небрежен в отношениях с окружающими. Например, молодой человек может позволить себе разговаривать, потягиваясь, с дворянином, отцом своего друга, с человеком, которого едва знает. И эта невежливость проявляется во всем, доходя порой до грубости.
    Базаров уверен в себе. По его словам, он сам себя воспитал и очень этим гордится. Он ставит себя выше других. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю мнение о самом себе”. Он не признает никаких принципов и не уважает убеждения других людей. Ему абсолютно безразлично отношение к нему окружающих. “Настоящий человек об этом не должен заботиться”, — говорит он.
    Отношение Базарова к общественным вопросам проявляется в его спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, отставным полковником, живущим в деревне, убежденным аристократом и либералом.
    Базаров считает, что любой институт в России заслуживает самого “полного и беспощадного отрицания”, что дворянство — отживший класс, неспособный к действию. За дворянами нет будущего, они не способны вести Россию вперед.
    Евгений- убежденный материалист, и главный критерий для него при оценке чего бы то ни было — полезность. Все, что не приносит ощутимой, материальной пользы, он считает “романтизмом, чепухой, гнилью, художеством”. Поэтому он отрицает религию, семью, брак, родственные отношения. Ему ничего не стоит уехать от родителей через три дня после трехлетней разлуки, несмотря на то что, как он говорит, он их любит. Герой отрицает любовь, объясняя отношения между мужчиной и женщиной лишь физиологией, отрицает культуру.
    У Базарова особое отношение к народу. С одной стороны, он работает и живет ради народа, ради общественной пользы, а с другой — он признается Аркадию, что возненавидел бы того мужика, ради блага которого ему бы пришлось “из кожи вон лезть”. И сам же лечит этого мужика.
    Отношение народа к герою тоже двойственно. С одной стороны, когда Базаров предстает в роли гостя в доме Кирсановых, слуги принимают его за “своего брата, не барина”, несмотря на то, что он “не потакал им и обходился с ними небрежно”. С другой стороны, когда Евгений у себя дома и предстает в роли барина, его попытки бесед с мужиками приводят к тому, что последние принимают его за “шута горохового”.
    В романе Базаров и его идеи проходят испытание любовью. Влюбившись в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдовую помещицу, умную и красивую, герой, всегда отрицавший любовь и считавший романтизм белибердой, сам стал с бешенством замечать в себе романтика. Он дошел до того, что признался в своем чувстве, но потерпел неудачу. Базаров пытался убить в себе любовь, но его нигилизм не имел больше силы над его душой, над его чувствами. После этого молодой человек утратил прежнюю уверенность в себе, стал пессимистом, его начали посещать мысли о смысле бытия, о его ничтожестве по сравнению со всем миром… Базаров теряет прежний интерес к жизни. На него нападает хандра. Сама его смерть кажется нелепой. Да он и сам не ожидал ее так рано. Перед смертью в герое проявляются все его лучшие качества: мужество, сила воли, нежность к родителям, поэтическая любовь к Одинцовой… В нем остается все меньше того, что так отталкивало от него. Он начинает говорить красиво: “Дуньте на умирающую лампаду, и она погаснет…” Его мечты об общественной деятельности не оправдались. “ Я нужен России… Нет, видно, не нужен…”, — говорит он.
    В конце романа Базаров умирает, потому что нигилизм — зарождающееся движение. И неизвестно, как проявят себя молодые отрицатели в будущем. Поэтому герой показан только в настоящем.
    В Базарове автор обобщил многие типические черты разночинцев-демократов 60-х годов, но писатель преувеличил некоторые отрицательные черты своего героя, потому что сам не разделял идей нигилистов. В конце концов, сам Тургенев уже не знал, любит он или ненавидит своего героя.



/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Смотрите также по произведению «Отцы и дети»:


Герой времени в романе Тургенева Отцы и дети (Отцы и дети Тургенев)

Роман И. С. Тургенева Отцы и дети, написанный в 1861 году, по праву сҹитается одним из известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отлиҹало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, проҹувствовать настроение общества. Роман Отцы и дети не стал исклюҹением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политиҹеская борьба между разноҹинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократиҹески настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпоҹитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой — либералы. Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к наҹалам противостояния концу 50-х годов. Не слуҹайно действие романа происходит в 1859 году. Как раз в это время наҹалась вражда между заграниҹным либеральным Колоколом Герцена и демократиҹным Современником* Чернышевского и Добролюбова, или между отцами и детьми. Единственным представителем детей в романе является Базаров. Аркадий Кирсанов, сҹитающий себя его уҹеником, совершенно не видит, ҹто базаровские идеи ему ҹужды. Ситников и Кукшина, также убежденные в своих прогрессивных идеях, являются, по сути, злой пародией на нигилистов. Образ Базарова далеко не однознаҹен. Он несомненно является выдающейся лиҹностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и реҹи иной раз перерастают в безмерную гордость и самолюбие. Когда я встреҹу ҹеловека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе. Базаров ставит себя оҹень высоко. Ситниковы нам необходимы. Мне,… мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!.. Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х — наҹала 60-х годов, являлся материалистом. Философию, религию, дворянскую культуру он называл романтизмом, ҹепухой, гнилью. Отношения между мужҹиной и женщиной сводятся у него к физиологии, искусство — к искусству делать деньги или нет более геморроя. Он смеется над таинственным взглядом между мужҹиной и женщиной, объясняя это анатомией глаза. Ему совершенно ҹужд мир прекрасного, он верит лишь в то, ҹто проверено опытом. Из подобного отношения к жизни и берет наҹало смелая философия Базарова, заклюҹающаяся в тотальном отрицании любых устоев и принципов, на которых базируется ҹеловеҹеская жизнь. Инаҹе говоря, жизненной философией героя является нигилизм. Нигилист — это ҹеловек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип, — заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Наиболее ярко и полно взгляды Базарова отразились в спорах с Павлом Петровиҹем Кирсановым, убежденным либералом и яростным противником нигилизма. В вопросе о характере преобразований в России Базаров стоит за решительную ломку сложившейся системы. Взамен он ниҹего не предлагает. Впроҹем, об этом он и не думает. Это уже не наше дело… сперва нужно место расҹистить. По его мнению, дворянство, ари-стократишки уже сыграли свою роль, их время прошло, как и время всяких принципов. Искусство, религия, природа, мир прекрасного — все это ҹуждо Базарову. Природа — не храм, а мастерская. Рафаэль гроша медного не стоит. К ҹеловеку он относится как к биологиҹескому организму: Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой. Он уверен, ҹто нравственные болезни, подобно болезням телесным, вполне леҹатся, так как вызваны безобразным состоянием общества: Исправьте общество, и болезней не будет. Особое отношение у героя к русскому народу. С одной стороны, он с гордостью говорит, ҹто умеет с ним разговаривать, а его дед землю пахал. С другой, — выражает глубокое презрение к патриархальности и невежеству народа. Базаров так же далек от народа, как и Павел Петровиҹ. Идейные позиции героя раскрываются в спорах с его оппонентом Павлом Петровиҹем Кирсановым в 4, 6 и 7, 9 главах; в 10 главе развертывается основной спор — схватка Базарова с Павлом Петровиҹем, из всех споров первый выходит победителем. До встреҹи с Одинцовой ниҹто не может поколебать базаровские убеждения. Только после 14 главы, где происходит знакомство Базарова сАнной Сергеевной и наҹинает развертываться любовная коллизия, в герое наҹинают происходить изменения. Базаров страстно влюбляется и тем самым приобщается к тому духовному миру, который до недавнего времени отрицал. Жизнь оказывается знаҹительно сложнее его построений. Он пытается заглушить свое ҹувство, но с негодованием замеҹает в себе тот самый романтизм, который сам высмеивал в других. Тургенев заставляет своего героя потерпеть фиаско в любви. Его ҹувство переросло в страсть — сильную, тяжелую, похожую на злобу. Вместе с тем он ни разу не роняет себя и после неудаҹного признания сразу уезжает, не унижаясь до положения отвергнутого влюбленного. Неразделенная любовь отҹасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как ҹеловек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встреҹи & Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный ҹеловек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: Умереть так, как умер Базаров — все равно, ҹто сделать великий подвиг. Таким образом, Базаров показан Тургеневым как незаурядная лиҹность. Он умнее, сильнее, ҹем исповедуемая им теория. Его смерть не является смертью во многом нужного России ҹеловека, это смерть его убеждений. Базаров не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаниҹеская лиҹность, в которой были живы веҹные ҹеловеҹеские ценности.

Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Отцы и дети Тургенев И.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

    Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой — либералы.
    Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началам противостояния — концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году. Как раз в это время началась вражда между заграничным либеральным “Колоколом” Герцена и демократичным “Современником* Чернышевского и Добролюбова, или между “отцами” и “детьми”.
    Единственным представителем “детей” в романе является Базаров. Аркадий Кирсанов, считающий себя его учеником, совершенно не видит, что базаровские идеи ему чужды. Ситников и Кукшина, также убежденные в своих прогрессивных идеях, являются, по сути, злой пародией на нигилистов. Образ Базарова далеко не однозначен. Он несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне,… мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х — начала 60-х годов, являлся материалистом. Философию, религию, дворянскую культуру он называл “романтизмом, чепухой, гнилью”. Отношения между мужчиной и женщиной сводятся у него к физиологии, искусство — к “искусству делать деньги или нет более геморроя”. Он смеется над “таинственным” взглядом между мужчиной и женщиной, объясняя это анатомией глаза. Ему совершенно чужд мир прекрасного, он верит лишь в то, что проверено опытом.
    Из подобного отношения к жизни и берет начало смелая философия Базарова, заключающаяся в тотальном отрицании любых устоев и принципов, на которых базируется человеческая жизнь. Иначе говоря, жизненной философией героя является нигилизм. “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, — заявляет Аркадий, явно со слов Базарова.
    Наиболее ярко и полно взгляды Базарова отразились в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, убежденным либералом и яростным противником нигилизма. В вопросе о характере преобразований в России Базаров стоит за решительную ломку сложившейся системы. Взамен он ничего не предлагает. Впрочем, об этом он и не думает. “Это уже не наше дело… сперва нужно место расчистить”. По его мнению, дворянство, “ари-стократишки” уже сыграли свою роль, их время прошло, как и время всяких “принципов”.
    Искусство, религия, природа, мир прекрасного — все это чуждо Базарову. “Природа — не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”. К человеку он относится как к биологическому организму: “Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой”. Он уверен, что “нравственные болезни”, подобно “болезням телесным”, вполне лечатся, так как вызваны “безобразным состоянием общества”: “Исправьте общество, и болезней не будет”.
    Особое отношение у героя к русскому народу. С одной стороны, он с гордостью говорит, что умеет с ним разговаривать, а его “дед землю пахал”. С другой, — выражает глубокое презрение к патриархальности и невежеству народа. Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович. Идейные позиции героя раскрываются в спорах с его оппонентом Павлом Петровичем Кирсановым в 4, 6 и 7, 9 главах; в 10 главе развертывается основной спор — схватка Базарова с Павлом Петровичем, из всех споров первый выходит победителем.
    До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Только после 14 главы, где происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной и начинает развертываться любовная коллизия, в герое начинают происходить изменения. Базаров страстно влюбляется и тем самым приобщается к тому духовному миру, который до недавнего времени отрицал. Жизнь оказывается значительно сложнее его построений. Он пытается заглушить свое чувство, но с негодованием замечает в себе тот самый “романтизм”, который сам высмеивал в других. Тургенев заставляет своего героя потерпеть фиаско в любви. Его чувство переросло в страсть — “сильную, тяжелую”, “похожую на злобу”. Вместе с тем он ни разу не роняет себя и после неудачного признания сразу уезжает, не унижаясь до положения отвергнутого влюбленного.
    Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров — все равно, что сделать великий подвиг”.
    Таким образом, Базаров показан Тургеневым как незаурядная личность. Он умнее, сильнее, чем исповедуемая им теория. Его смерть не является смертью во многом нужного России человека, это смерть его убеждений. Базаров не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности.



/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Смотрите также по произведению «Отцы и дети»:


Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Отцы и дети Тургенев И.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

    Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой — либералы.
    Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началам противостояния — концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году. Как раз в это время началась вражда между заграничным либеральным “Колоколом” Герцена и демократичным “Современником* Чернышевского и Добролюбова, или между “отцами” и “детьми”.
    Единственным представителем “детей” в романе является Базаров. Аркадий Кирсанов, считающий себя его учеником, совершенно не видит, что базаровские идеи ему чужды. Ситников и Кукшина, также убежденные в своих прогрессивных идеях, являются, по сути, злой пародией на нигилистов. Образ Базарова далеко не однозначен. Он несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне,… мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х — начала 60-х годов, являлся материалистом. Философию, религию, дворянскую культуру он называл “романтизмом, чепухой, гнилью”. Отношения между мужчиной и женщиной сводятся у него к физиологии, искусство — к “искусству делать деньги или нет более геморроя”. Он смеется над “таинственным” взглядом между мужчиной и женщиной, объясняя это анатомией глаза. Ему совершенно чужд мир прекрасного, он верит лишь в то, что проверено опытом.
    Из подобного отношения к жизни и берет начало смелая философия Базарова, заключающаяся в тотальном отрицании любых устоев и принципов, на которых базируется человеческая жизнь. Иначе говоря, жизненной философией героя является нигилизм. “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, — заявляет Аркадий, явно со слов Базарова.
    Наиболее ярко и полно взгляды Базарова отразились в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, убежденным либералом и яростным противником нигилизма. В вопросе о характере преобразований в России Базаров стоит за решительную ломку сложившейся системы. Взамен он ничего не предлагает. Впрочем, об этом он и не думает. “Это уже не наше дело… сперва нужно место расчистить”. По его мнению, дворянство, “ари-стократишки” уже сыграли свою роль, их время прошло, как и время всяких “принципов”.
    Искусство, религия, природа, мир прекрасного — все это чуждо Базарову. “Природа — не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”. К человеку он относится как к биологическому организму: “Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой”. Он уверен, что “нравственные болезни”, подобно “болезням телесным”, вполне лечатся, так как вызваны “безобразным состоянием общества”: “Исправьте общество, и болезней не будет”.
    Особое отношение у героя к русскому народу. С одной стороны, он с гордостью говорит, что умеет с ним разговаривать, а его “дед землю пахал”. С другой, — выражает глубокое презрение к патриархальности и невежеству народа. Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович. Идейные позиции героя раскрываются в спорах с его оппонентом Павлом Петровичем Кирсановым в 4, 6 и 7, 9 главах; в 10 главе развертывается основной спор — схватка Базарова с Павлом Петровичем, из всех споров первый выходит победителем.
    До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Только после 14 главы, где происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной и начинает развертываться любовная коллизия, в герое начинают происходить изменения. Базаров страстно влюбляется и тем самым приобщается к тому духовному миру, который до недавнего времени отрицал. Жизнь оказывается значительно сложнее его построений. Он пытается заглушить свое чувство, но с негодованием замечает в себе тот самый “романтизм”, который сам высмеивал в других. Тургенев заставляет своего героя потерпеть фиаско в любви. Его чувство переросло в страсть — “сильную, тяжелую”, “похожую на злобу”. Вместе с тем он ни разу не роняет себя и после неудачного признания сразу уезжает, не унижаясь до положения отвергнутого влюбленного.
    Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров — все равно, что сделать великий подвиг”.
    Таким образом, Базаров показан Тургеневым как незаурядная личность. Он умнее, сильнее, чем исповедуемая им теория. Его смерть не является смертью во многом нужного России человека, это смерть его убеждений. Базаров не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности.



/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Смотрите также по произведению «Отцы и дети»:


Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Методические рекомендации

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев описывает русское общество 1859-60-х годов. В это время в России особенно обострились противоречия между революционными демократами, которых представляли разночинцы, и либеральными дворянами. Тургенев описывает также новое общественное движение — нигилизм.

Нигилисты — это люди, отрицающие авторитеты и идеалы, не принимающие на веру ничего, что не подтверждено реальными фактами. Они противостоят либералам. Их цель — место расчистить, сломать существующие порядки, чтобы потом построить на ровном месте новые. Но, отрицая и ломая старое, нигилисты не предлагают ничего взамен. Их задача — сломать, а уж созидать будут другие.

Главный герой романа, Евгений Базаров, является представителем этого течения. Он сын полкового лекаря, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся естественными науками и медициной, в которую, впрочем, он и сам не верит. Автор показывает Базарова в оторванности от единомышленников. Его мнимые ученики -Аркадий и Ситников — не являются самостоятельными носителями идей нигилизма: первый лишь увлекся модным движением, не разделяя полностью его идей, а второй и вовсе клоун, копирующий все, перед чем преклоняется. Идеи Базарова раскрываются в противоречиях с дворянской средой, в которую автор помещает своего героя.

Уже при описании внешности героя заметна его отчужденность от дворян. Евгений одет в «балахон», «одежонку», немыслимую для аристократа, он не носит перчаток, а его рука — красная рука труженика, а не холеная ручка дворянина. Базаров действительно любит труд. На протяжении всего романа он постоянно занят, занимается медициной, ставит опыты…

Базаров отличается от дворян не только одеждой, но и своими манерами. Он очень небрежен в отношениях с окружающими. Например, молодой человек может позволить себе разговаривать, потягиваясь, с дворянином, отцом своего друга, с человеком, которого едва знает. И эта невежливость проявляется во всем, доходя порой до грубости.

Базаров уверен в себе. По его словам, он сам себя воспитал и очень этим гордится. Он ставит себя выше других. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю мнение о самом себе». Он не признает никаких принципов и не уважает убеждения других людей. Ему абсолютно безразлично отношение к нему окружающих. «Настоящий человек об этом не должен заботиться», — говорит он.

Отношение Базарова к общественным вопросам проявляется в его спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, отставным полковником, живущим в деревне, убежденным аристократом и либералом.

Базаров считает, что любой институт в России заслуживает самого «полного и беспощадного отрицания», что дворянство — отживший класс, неспособный к действию. За дворянами нет будущего, они не способны вести Россию вперед.

Евгений — убежденный материалист, и главный критерий для него при оценке чего бы то ни было — полезность. Все, что не приносит ощутимой, материальной пользы, он считает «романтизмом, чепухой, гнилью, художеством». Поэтому он отрицает религию, семью, брак, родственные отношения. Ему ничего не стоит уехать от родителей через три дня после трехлетней разлуки, несмотря на то что, как он говорит, он их любит. Герой отрицает любовь, объясняя отношения между мужчиной и женщиной лишь физиологией, отрицает культуру.

У Базарова особое отношение к народу. С одной стороны, он работает и живет ради народа, ради общественной пользы, а с другой — он признается Аркадию, что возненавидел бы того мужика, ради блага которого ему бы пришлось «из кожи вон лезть». И сам же лечит этого мужика.

Отношение народа к герою тоже двойственно. С одной стороны, когда Базаров предстает в роли гостя в доме Кирсановых, слуги принимают его за «своего брата, не барина», несмотря на то, что он «не потакал им и обходился с ними небрежно». С другой стороны, когда Евгений у себя дома и предстает в роли барина, его попытки бесед с мужиками приводят к тому, что последние принимают его за «шута горохового».

В романе Базаров и его идеи проходят испытание любовью. Влюбившись в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдовую помещицу, умную и красивую, герой, всегда отрицавший любовь и считавший романтизм белибердой, сам стал с бешенством замечать в себе романтика. Он дошел до того, что признался в своем чувстве, но потерпел неудачу. Базаров пытался убить в себе любовь, но его нигилизм не имел больше силы над его душой, над его чувствами. После этого молодой человек утратил прежнюю уверенность в себе, стал пессимистом, его начали посещать мысли о смысле бытия, о его ничтожестве по сравнению со всем миром… Базаров теряет прежний интерес к жизни. На него нападает хандра. Сама его смерть кажется нелепой. Да он и сам не ожидал ее так рано. Перед смертью в герое проявляются все его лучшие качества: мужество, сила воли, нежность к родителям, поэтическая любовь к Одинцовой… В нем остается все меньше того, что так отталкивало от него. Он начинает говорить красиво: «Дуньте на умирающую лампаду, и она погаснет…» Его мечты об общественной деятельности не оправдались. « Я нужен России… Нет, видно, не нужен…», — говорит он.

В конце романа Базаров умирает, потому что нигилизм — зарождающееся движение. И неизвестно, как проявят себя молодые отрицатели в будущем. Поэтому герой показан только в настоящем.

В Базарове автор обобщил многие типические черты разночинцев-демократов 60-х годов, но писатель преувеличил некоторые отрицательные черты своего героя, потому что сам не разделял идей нигилистов. В конце концов, сам Тургенев уже не знал, любит он или ненавидит своего героя.

Передо мной роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Этот роман был создан автором в 1860 году. Создавался он в пору подготовки и проведения крестьянской реформы, в условиях дальнейшего обострения борьбы между противодействовавшими силами русского общества — либералами и демократами. Роман в целом и главный герой — демократ-разночинец Базаров — явились, по определению самого автора, «выражением новейшей нашей современности». Роман замечателен тем, что вызывает желание подумать, поспорить.

Страница за страницей я знакомлюсь с главным героем романа — Евгением Базаровым, с его биографией, с его характером, с его занятиями, с его взглядами.

Что ж, Евгений, вы мне симпатичны. Мне нравится ваша самостоятельность, упорство в достижении цели.

Детство ваше прошло в бедной семье уездного лекаря. Автор ничего не говорит о вашей студенческой жизни, но надо полагать, что она тоже была бедной, трудовой. Ваш отец говорит, что вы у него «отроду лишней копейки не взяли». Вероятно, Евгений, вы содержали себя в университете собственным трудом, перебиваясь копеечными уроками. И в то же время находили возможность серьезно готовить себя к будущей деятельности.

Из этой школы труда и лишений вы, Евгений, вышли человеком сильным и суровым. У вас можно поучиться. Меня привлекает ваше отношение к труду. Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, вы тотчас же принимаетесь за работу: собираете гербарий, занимаетесь различными опытами и анализами. Прослушанный вами курс медицинских наук развил природный ум, отучил принимать на веру какие бы то ни было понятия.

Опыт — вот ваш единственный источник познания, а личное ощущение — последнее убеждение. Мне нравится ваша смелость в суждениях, ваши мысли о переустройстве общества, критика суеверий и предрассудков. Как уверенно заявляете вы: «Аристократизм… либерализм… сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». Меня привлекает ваша манера говорить. Речь, лишенная каких бы то ни было словесных украшений, множество пословиц и поговорок: «Шила в мешке не утаишь», «Бабушка надвое сказала». Говорите вы много и просто, но мысли выражаете с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворству. Все это дает основание говорить о вашем подлинном демократизме, о близости к народу, о силе ваших убеждений, о том, что вы действительно новый человек.

И в то же время я готова с вами поспорить. Итак, что же вы отрицаете?

Вы сами ответили на этот вопрос: «Все!» А что «все»? Конечно, отрицание самодержавия, крепостного права — это похвально. Отрицание всего того, что порождено «безобразным состоянием общества», — народной нищеты, бесправия, темноты, невежества. Я с вами вполне согласна. Ведь такое отрицание носит, бесспорно, революционный характер и поэтому, говоря словами Тургенева, если вы называетесь нигилистом, «следует читать революционером».

Страницы: 1 2

Герой времени в романе И. С. Тургенева Отцы и дети 2

Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Автор: Тургенев И.С.

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой — либералы.

Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началам противостояния — концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году. Как раз в это время началась вражда между заграничным либеральным “Колоколом” Герцена и демократичным “Современником* Чернышевского и Добролюбова, или между “отцами” и “детьми”.

Единственным представителем “детей” в романе является Базаров. Аркадий Кирсанов, считающий себя его учеником, совершенно не видит, что базаровские идеи ему чужды. Ситников и Кукшина, также убежденные в своих прогрессивных идеях, являются, по сути, злой пародией на нигилистов. Образ Базарова далеко не однозначен. Он несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне,… мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х — начала 60-х годов, являлся материалистом. Философию, религию, дворянскую культуру он называл “романтизмом, чепухой, гнилью”. Отношения между мужчиной и женщиной сводятся у него к физиологии, искусство — к “искусству делать деньги или нет более геморроя”. Он смеется над “таинственным” взглядом между мужчиной и женщиной, объясняя это анатомией глаза. Ему совершенно чужд мир прекрасного, он верит лишь в то, что проверено опытом.

Из подобного отношения к жизни и берет начало смелая философия Базарова, заключающаяся в тотальном отрицании любых устоев и принципов, на которых базируется человеческая жизнь. Иначе говоря, жизненной философией героя является нигилизм. “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, — заявляет Аркадий, явно со слов Базарова.

Наиболее ярко и полно взгляды Базарова отразились в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, убежденным либералом и яростным противником нигилизма. В вопросе о характере преобразований в России Базаров стоит за решительную ломку сложившейся системы. Взамен он ничего не предлагает. Впрочем, об этом он и не думает. “Это уже не наше дело… сперва нужно место расчистить”. По его мнению, дворянство, “ари-стократишки” уже сыграли свою роль, их время прошло, как и время всяких “принципов”.

Искусство, религия, природа, мир прекрасного — все это чуждо Базарову. “Природа — не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”. К человеку он относится как к биологическому организму: “Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой”. Он уверен, что “нравственные болезни”, подобно “болезням телесным”, вполне лечатся, так как вызваны “безобразным состоянием общества”: “Исправьте общество, и болезней не будет”.

Особое отношение у героя к русскому народу. С одной стороны, он с гордостью говорит, что умеет с ним разговаривать, а его “дед землю пахал”. С другой, — выражает глубокое презрение к патриархальности и невежеству народа. Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович. Идейные позиции героя раскрываются в спорах с его оппонентом Павлом Петровичем Кирсановым в 4, 6 и 7, 9 главах; в 10 главе развертывается основной спор — схватка Базарова с Павлом Петровичем, из всех споров первый выходит победителем.

До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Только после 14 главы, где происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной и начинает развертываться любовная коллизия, в герое начинают происходить изменения. Базаров страстно влюбляется и тем самым приобщается к тому духовному миру, который до недавнего времени отрицал. Жизнь оказывается значительно сложнее его построений. Он пытается заглушить свое чувство, но с негодованием замечает в себе тот самый “романтизм”, который сам высмеивал в других. Тургенев заставляет своего героя потерпеть фиаско в любви. Его чувство переросло в страсть — “сильную, тяжелую”, “похожую на злобу”. Вместе с тем он ни разу не роняет себя и после неудачного признания сразу уезжает, не унижаясь до положения отвергнутого влюбленного.

Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров — все равно, что сделать великий подвиг”.

Таким образом, Базаров показан Тургеневым как незаурядная личность. Он умнее, сильнее, чем исповедуемая им теория. Его смерть не является смертью во многом нужного России человека, это смерть его убеждений. Базаров не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности.

Время в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

Автор данного произведения Тургенев, понимал, что существует проблема отношения между родителями и детьми, между старшим поколением и младшим, это недопонимание всегда будет вызывать какие-то проблемы. Именно эту тему он попытался раскрыть, в своём произведении Отцы и дети. На протяжении всего произведения, автора гложил вопрос, касаемо этих отношений.

Данная тема, всегда будет интересовать читателя, так как это было актуально со времен его молодости, по сегодняшний день. С самого начала произведения, автор знакомит нас, с двумя главными персонажами данного произведения, Базаровым и Кирсановым. Сразу с первой встречи, становится понятно, что эти два человека невзлюбили друг друга. Во время приветствия, они даже не подали друг другу руку.

Принято считать, что данные споры, никогда не будут закрыты в обществе. Этому есть весьма подходящее объяснение, молодое поколение появляется на свет и желает проявить себя более самостоятельным, показать насколько они разбираются в этой жизни.В то же самое время, взрослое поколение, прожившие уже определённое время на этом свете, могут сказать, допускают ли ошибку молодые люди. Именно поэтому старшее поколение, всегда пытается учить младших, как нужно правильно поступать, чтобы не допустить в будущем больших ошибок. Младшее же поколение, как правило, не желает ничему учиться, так как считает себя абсолютно взрослыми людьми. Которые сами способны, разобраться со своей жизнью и уж точно, они знают как правильно стоит поступать.

Молодое поколение, пытается показать себя уверенным и дерзким, в то время как старшее, пытается показать им правду жизни. Они пытаются дать им понять, что жизнь совершенно не такая, какой они себе её представляют. Главное в этой жизни, не проявлять дерзость и казаться превыше всех и всего, прежде всего стоит научиться, уважать другого человека.

В этом-то и заключается, основная проблема между двумя поколениями, именно поэтому, два главных персонажа как они смогут помириться и продолжать жить дружно. Единственным решением своих споров, они считают, дуэль. Хотя они являются, вполне взрослыми людьми, которые состоялись в этой жизни, то они могли бы проявить своё уважение и полученные знания, а также смочь договориться между собой без кровавой драки. Все заканчивается плачевно для одного из них. Именно Кирсанов, во время боя получает серьезные ранения, а Базаров принимает решение уехать из этой деревни и больше никогда туда не возвращаться, чтобы никогда и никто, не мог ему напомнить о том, что там произошло.

Также читают:

Картинка к сочинению Время в романе Отцы и дети

Время в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *