Игры для детей для обучения чтению – Развивающие игры — Учимся читать

Игры для обучения чтению: развивающие, по слогам, дошкольников

Здравствуйте, уважаемые мои читатели! Безусловно, научить ребенка читать, даже самого умного – задача нетривиальная. Родители, воспитатели, педагоги прикладывают много усилий, применяют дидактические материалы, креативные приемы, и даже собственные фишки.

Но самое лучшее для этой цели  — это интересные, детские игры для обучения чтению! Именно с ними ребенок легко и с удовольствием освоит это искусство.

В этой статье я познакомлю вас с самыми эффективными и интересными играми для детей разного возраста. И расскажу, чем они ценны, и как их верно применять.  Берите на вооружение!

Почему именно игровая форма?

Игры, развивающие важные навыки и обучающие, максимально подходят как раз для дошкольников и первоклашек. И лучше выбрать их, а не упражнения онлайн. Почему? Да потому, что первые имеют множество положительных моментов:

  • задействуют сразу несколько аспектов восприятия у ребенка: осязательные, визуальные, слуховые;
  • занятия коллективные – это еще и развитие коммуникативных качеств;
  • а еще – комплексное развитие логики, внимания, памяти, сосредоточения, моторики и реакции;
  • игры объединяют и развлекают всех членов семьи, которые в них участвуют;
  • обучение в процессе игры идет всегда легко;
  • в отличие от компьютерных, они не вредны для зрения и психики.

Важные моменты!

Во-первых, прежде чем начать играть в игры для развития чтения, убедитесь, что ваше чадо уже хорошо освоило буквы и весь алфавит. В противном случае начинайте с обычной азбуки.

Во-вторых, следите за осанкой вашего юного ученика, и за его правильной позой. Ведь даже самые лучшие игры, которые вредят здоровью, не стоят потраченных усилий.

В-третьих, детки дошкольники имеют весьма неустойчивое внимание. Эффективно заниматься, даже играя, они способны не дольше 15 минут.

Именно поэтому вы должны заниматься регулярно, но в течение совсем короткого времени. Есть смысли играть по 15 минут 2 раза в день. Но только если ваш сын или дочь не устали, и просят поиграть еще.

Игры для обучения чтению детей 4-5 лет

Несомненно, детки 4-5 лет обожают всевозможные игры. И они готовы играть с радостью, даже не замечая, что игры-то особенные – обучающие. Так, играя, дошкольников можно обучить и азбуке, и навыку чтения. Ниже – несколько отличных методов для детей этого возраста.

Игра «Найди букву». Для нее возьмите любимые книжки ребенка, и карандаш. Дайте ему задание – найти в тексте, например, все буквы «а», или все слоги «до», «ля» и другие. Усложняйте задачу, ограничивая время. Игра не только помогает быстрее освоить чтение. Но и развивает внимание, сосредоточение, зрительную активность и наблюдательность.

игры для обучения чтению, картинки и слова, картинкаИгра «Слово-картинка» — подойдет деткам, которые уже знают буквы, и немного умеют читать, самые простые слова. Напишите в столбик несколько простых слов (до 10). Например: кит, рыба, кот, репка, сок, дом, сыр, лес и в таком же духе.

Напротив нарисуйте все это или расположите готовые карточки, или вырезки картинок — тоже в столбик. Но не в том порядке, в котором расположены слова. Предложите дошкольнику соединить каждое слово с его рисунком. Для этого, разумеется, он должен его прочесть!

Игра «Большая стирка». Подготовьте прищепки бельевую веревку и закрепите ее между двух стульев. Затем возьмите корзинку, и сложите туда слова на бумажках, самые простые и короткие. Напишите их большими буками, разделите слоги. Затем сообщите ребенку, что вы постирали слова, и их нужно просушить. Доставайте по одному слову, вместе с ребенком громко их читайте, водя пальчиком. Затем малыш должен повесить каждое слово сушиться на веревочку. Так играя,  и совершенно незаметно, кроха запоминает буквы и целые слова визуально.

Игра «Кто что говорит». Подберите фигурки разных животных и поставьте их в ряд. Напишите на бумажках, крупными буквами, слова для животных. Например «хрю-хрю» для свинки, «мяу» для кошки, «гав-гав» для собачки. А еще «ква», «иго-го», «ку-ка-ре-ку», «пи-пи» и так далее. Задача ребенка – подобрать подходящие слова для каждой фигурки. Читайте их вместе и громко!

Игры для обучения чтению детей 6-7 лет

Как правило, в 6-7 лет младшие школьники уже умеют читать. А если и не умеют, то знают буквы. И имеют ясное представление о том, что такое слоги. Так как в первом классе этому точно учат. Следовательно, и игры им нужны более «продвинутого» уровня. Несколько таких  я привожу ниже.

игры для обучения чтению, картинка Игра «Бросаемся слогами» — подходит для двоих, или для группы детей. Для нее вам также понадобится мяч. Она помогает быстрее научиться читать по слогам, развивает реакцию и отлично развлекает.

Первый игрок берет мяч, и называет слог, бросая мяч другому игроку.

Задача второго – быстро добавить свой слог, чтобы сложить слово. Например: ко-са, ко-мар, ли-са, по-ле и так далее.

Игра «Эхо» — помогает деткам постарше стать смелее в чтении, читать бегло, с выражением, реагировать на точки, запятые, другие знаки препинания. Вы берете простой текст и читаете его. А сын (дочка, ученик), который отслеживает тот же текст, должен повторять его за вами, как бы эхом. При этом его глазки привыкают к длинным предложениям, он теряет страх перед ними.

Игра «Обмен». Посадите в кружок несколько детей, или первоклашку и других членов семьи. Каждому раздайте по одному названию животного, и по одному виду еды (на бумажках). Теперь говорите: «У меня кот, кот любит молоко, а у меня косточка, у кого молоко?». Если ребенок пока читает не очень, говорите за него «У тебя молоко, давай меняться?». И так далее…  Таким образом, все меняются, читая вслух слова, пока у каждого животного не будет подходящая ему еда.

История из жизни

Кстати, занятия «Обмен» и «Большая стирка» — самые любимые у моего пятилетнего крестника Данилы. Читает он уже достаточно бегло, с 4-х лет. Причем давно читает книжки самостоятельно. Но все равно обожает, когда мама или бабушка играют с ним в эти простые, непритязательные, но такие интересные и полезные игры! Мальчик даже шутит иногда, притворяясь, что забыл ту или иную букву. Чем невероятно веселит бабушку. Получается двойная польза: Данила развивается, а бабушка веселится.

К тому же, ученые Университета Суссекса, Великобритания, доказали, что чтение действительно снижает уровень стресса на 68 %, даже лучше, чем классическая музыка. А еще оно точно замедляет возрастное снижение когнитивных функций мозга, замедляя развитие таких расстройств, как болезнь Альцгеймера. Так что привлекайте ваших бабушек и дедушек к чтению детских книжек их внукам и внучкам. Это им будет только на пользу.

Дорогие читатели! Игры для обучения чтению полезны, как видите, всем. Мы, взрослые, играя, тоже развлекаемся, отвлекаемся от своих забот и проблем. А еще – учимся заново веселиться, как дети!

Потому  играйте со своими детьми как можно чаще. Так как такое времяпрепровождение — прекрасное средство от взрослых стрессов.

Статьи как учить ребенка читать можно найти здесь и здесь

Если статья оказалась полезной для вас, поделитесь ее с друзьями, через соцсети. И подписаться на мой блог не забудьте! Расскажите в комментариях, какие еще полезные детские занятия вы знаете? Я буду очень вам за это благодарен. До новых встреч!

«+»ipt>»; scArray[1] = []; scArray[1][«blockId»] = 86795; scArray[1][«adId»] = 318722; scArray[1][«fetched»] = 0; scArray[1][«text»] = «

familystr.com

Обучение чтению в игре: 12 игр

Развивай-ка Автор: Svetlana 18 Август, 2014

Для тех, кому важно найти ответ на вопрос Как научиться читать? сегодня подготовила замечательный материал Мария Костюченко, ведущая рубрики Развивай-ка. Маша уверена, что есть наилучший подход к обучению чтению — обучение в игре. Так что в сегодняшнем выпуске — ни много ни мало 12 игр для обучения чтению!

12 игр, которые помогут научиться читать

Когда начинать учить ребёнка читать — и как? Этот вопрос рано или поздно встаёт практически перед каждой мамой. Сейчас есть очень много методик для обучения чтению: целыми словами, складами, буквами и т.д. и т.п. Каждая мама выбирает свой путь приобщения ребёнка к удивительному миру книг. Но нет ничего более эффективного, чем учиться читать через игру! Поэтому сегодня я хочу показать вам несколько идей, как превратить процесс знакомства с буквами и словами в увлекательный процесс. Как научиться читать в игре? Есть много-много способов!

Буква, появись!

Вы можете оживлять буквы, делать их «тактильными», сочинять про них сказки или придумать что-то ещё. А можно задействовать волшебство. Сделайте 33 карточки (размер выбирайте сами) на каждой из которых напишите белым восковым карандашом или обычной свечкой букву. Дайте ребёнку карточку (одну или несколько – это зависит от вашего плана знакомства с буквами), краски, кисточку и предложите раскрасить карточку понравившимся ему цветом. Когда ребёнок начнёт рисовать, буква, написанная воском, не закрасится, а проявится, тем самым удивив и обрадовав ребёнка.

Найди букву

Научившись распознавать буквы, необходимо научиться соотносить буквы и слова. В этом вам поможет интересная игра с карточками. Например, вы заранее делаете несколько карточек с изображением предметов (они должны быть просты и понятны) и рядом с изображением предмета пишете 2-3-4 буквы. Ребёнку предлагается выбрать букву, с которой начинается слово на карточке. Он может её закрасить, обвести, положить на неё красивый камешек, прикрепить прищепку и т.д. Главное, чтобы ребёнок понимал, что нарисовано на карточке. Например, вы даёте карточку с изображением снегиря и задумали, что ребёнок должен найти букву «С», но он может расценить картинку, как «Птица» и искать букву «П». В таких случаях вы заранее должны его предупредить, что вы хотите, чтобы он понял, что это за птица, и нашёл первую букву её названия.

Витражи — от «А» до «Я»?

Очень хорошо идёт обучение чтению в ходе творческих игр. Прекрасная идея – буква-витраж. Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нем букву так, чтобы ее можно было закрасить. Возьмите линейку и расчертите лист бумаги так, чтобы визуально он состоял из кусочков. На кусочки, которые принадлежат букве поставьте точки и предложите ребенку раскрасить этот необычный узор. Все кусочки с точками цветами одного оттенка, а все, что без точек – цветами другого оттенка. Так ваш ребёнок ещё раз закрепит образ буквы, потренирует руку и научиться аккуратно закрашивать картинки, а также познакомиться с оттенками одного цвета. Например, букву он закрасит оттенками оранжевого: персиковый, тыквенный, медовый, медный, янтарный и т.д.

Учимся читать, нанизывая бусы?

От букв переходим к составлению слов. Прекрасный вариант игр, где ребёнок не только учится читать, но и развивает мелкую моторику. Напишите для ребёнка слово (начинать лучше с маленьких слов), можно с картинкой. Разложите перед ним кубики-бусины с буквами (если нет таких кубиков, то их можно или сделать самим из самозатвердевающей массы для лепки или из солёного теста, а также можно использовать карточки с буквами, в которых дыроколом будут проделаны отверстия), синельную проволоку (можно просто шнурок). А теперь покажите, как, нанизывая буковки на проволоку, собрать слово.

Тренажёр для обучения чтению «из ничего»

Похожая игра, только делается она намного проще и из того, что есть у нас под рукой. Для неё вам понадобятся крышки! Наклеиваем на крышки буквы (или пишем маркером, если крышки белые) и начинаем складывать из них слова!

Прицепите слово!

Следующий этап – вставляем слова в предложения. Возьмите полоску картона, напишите на ней начало предложения, которое подойдет для любого предмета, например, «я вижу ….» или «я играю с …». Положите перед ребёнком карточки с изображением предметов (они должны быть подписаны, если ребёнок начинает читать, то изображения не нужны, нужны только слова), ваше предложение и прищепку. Предлагайте ребенку менять слова с помощью прищепки и читать получившееся предложение.

Пропала буква!

Когда мы научились читать, пришла пора учиться узнавать слова, даже если в них пропущены буквы. Сделайте карточки со словами, где нет 1 или нескольких букв (уровень сложности регулируете вы сами), 33 прищепки, на концах которых будет прикреплена буква. Предложите ребенку прочитать слово и найти прищепку с пропущенной буквой.

Дома из слов

Выходим на новый уровень и учимся составлять предложения самостоятельно. А поможет нам в этом обычный блочный конструктор. Чем меньше ребёнок, тем крупнее должны быть детали. Измеряем блоки, делаем карточки со словами, приклеиваем карточки к конструктору и можем строить целые дома из слов.

Пазлы для тех, кто учится читать

Ещё одна прекрасная игра — пазл для чтения. Вам потребуется несколько карточек одинакового размера. квадрат из карточек, на каждой карточке с двух сторон слово, а с двух других — картинки. Надо подставить картинки к соответствующим словам.

Буква… «в стоге сена»

Когда ребёнок научится читать простые слова, можно усложнять ему задачу и просить искать его слова среди беспорядочного набора букв. Чтобы научиться читать ещё лучше, ребёнок должен научиться видеть нужное ему слово и читать его, даже если вокруг слова есть лишние предметы.

Не скучаем с небылицами

Как научиться читать — эта задача уже не стоит? Вы уже умеете читать? Отлично. Давайте начнём веселиться. Дети очень любят небылицы. Но сочинять их не так то и просто. Чтобы взбудоражить свою фантазию, сделайте блокнотик для чтения небылиц. Возьмите обычный блокнот на пружинках, разрежьте каждую страничку на 3 части и напишите на каждом получившемся листике по слову. Главное писать на одних страничках всегда подлежащее на другом сказуемое, чтобы они складывались в предложения. Листайте странички, получайте новые предложения, сочиняйте небылицы. Например, у вас может получиться «папа шьёт облако» — ну и так далее.

Как научиться читать… в сказке?

И последняя идея игр для обучения чтению на сегодня – сказки с элементами для чтения. Первые сказки могут снова войти в вашу жизнь, если совместить обыгрывание сказки с чтением. Заменяйте главных персонажей словами, меняйте их местами, получайте новые сюжеты. Я уверена, что у каждой мамы есть свои интересные игры по обучению ребёнка чтению. Делитесь ссылочкам на ваши игры в комментариях и давайте вместе учить наших детей читать весело! Автор обзора: Мария Костюченко Источник заглавной иллюстрации: wallpaperez.org

www.blogimam.com

Картотека по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Картотека игр по обучению чтению

Картотека игр по обучению чтению.

Помоги слову найти последнюю букву.

Оборудование:  касса букв и слогов.

Описание игры:  учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы.

СЛО   З

ГЛА   М

СТО   К

ГРО   Н

КРИ   Л

ПЛО   Б

ГРИ    В

Дети соединяет начало слова с буквой и прочитает получившееся слово.

Слог или слово. 

Описание игры:  учитель записывает на доске трёхбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.

Например:  САД

 МАК

 РОТ

 СОН

 ШУМ

 КРО

 ЛУЧ

 ШКИ

 НИТ

Каждому слову — свой слог

Описание игры: учитель называет слово, дети определяют первый слог, составляют его или находят в кассе букв соответствующую карточку и показывают её.

Оборудование:  касса букв и слогов.

Поймай выделенное слово.

Описание игры: на доске в столбик написаны 4-5 слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу . Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что размещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком.

Например:

ЛИСА липа, лиса, лира, лиса, киса

ЛАК лук,лак, сук,мак, рак, лак

ЛАПА липа, лапа, папа, лиса

Слово или не слово  ?

Оборудование: слоговые схемы слов, карточки со словарным материалом.

Описание игры:  учитель показывает карточку с написанным на ней словом или бессмысленным наборов слогов. Дети читают материал, представленный на карточке, и либо кричат »Слово» и поднимают полоску с соответствующей слоговой схемой , если на карточке окажется слово , либо кричат «Не слово» и не поднимают полоску, если буквенное сочетание на карточке не является словом.

Дежурная буква.

Описание игры: учитель показывает букву, дети хором читают её. По сигналу учителя все записывают печатными буквами слова, которые начинаются с указанной буквы. Через 2-3 минуты учитель подаёт сигнал о завершении работы. Выигрывает тот, кто больше написал слова на заданную букву.

 Найди слово.

Описание игры:  на доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен найти в указанном столбике слово, названное учителем.

Подбери слова.

Оборудование:  карточки слов.

Описание игры:  на наборном полотне установлены два столбика слов, в первом- имена существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из подходящих по смыслу слов.

БАНТ ВЫСОКОЕ

РЕКА СИНИЙ

КНИГА ГЛУБОКАЯ

ДЕРЕВО ИНТЕРЕСНАЯ

Вызванный к доске ученик выставляет очередную пару слов: синий бант, глубокая река, интересная книга, высокое дерево.

Что изменилось?

Описание игры:  на доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв( например: кони-кино, сон-нос, липа-пила) или буквенным составом( слон-стон, рак-мак, раки-руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось по сравнению с первым.

Найдём ошибку.

Описание игры:  на наборном полотне составлены предложения о том, как подают голос животные, но названия действий перепутаны:»Корова лает», «Собака мяукает», «Кот кукарекает», «Петух мычит» и.т .п. вызванный ученик исправляет ошибку в одном предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по исправлению ошибок продолжает другой ученик.

Читатель «молния».

Описание игры: на доске написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель на 4-5 секунд открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.

Можно использовать и другой метод: чтение со счетом. Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание.

Эти упражнения можно использовать при закреплении знаний по  русскому языку, например находят в тексте словарные слова или слова на определенное правило.

Дети готовы к чтению предложений в очень разные сроки. Эти сроки зависят и от возраста малыша и от того, как давно он занимается чтением, от интенсивности и регулярности занятий. Как же определить момент готовности ребенка к чтению предложений? Наиболее правильным будет начинать обучение чтению предложений после успешного освоения чтения слов из 3-8 букв. Важно, чтобы ребенок понимал смысл прочитанных слов.

Чтение предложений

Старайтесь вводить предложения постепенно. Начните с несложных предложений, состоящих из 2-3 слов. Если вашему ребенку уже исполнилось 5 лет, постепенно увеличивайте количество слов до 6-8. Если же вашему малышу еще только 4 года, ограничьтесь пока предложениями из 2-3 слов, более длинные предложения он с легкостью научится читать чуть позже.

Здесь представлено 13 игр. Предложения, которые приведены в этих играх, примерные и не требуют точного исполнения. Вы можете сами найти или составить предложения, но старайтесь составлять предложения по темам, близким вашему ребенку: о животных, об игрушках, о героях сказок и т. п.

Помните, что читать предложения для ребенка значительно труднее, чем читать слова. Поэтому в начале стоит сократить время занятий.

Записочки

Цель: развитее навыков чтения  простых предложений с пониманием прочитанного.

Возраст: с 5 лет.

Оборудование: небольшой «сюрприз» (это может быть новая игрушка, книжка или журнал, карандаши или краски, шоколадка, билет в театр или что-то другое, что вам захочется подарить ребенку), бумага для записочек, конверты, фломастер.

Напишите в первой записке: «Посмотри под книгой». Эту записку не прячьте, ее нужно будет первой вручить ребенку в начале игры. В записке, которую впоследствии спрячете под книгу, напишите: «Посмотри под подушкой». В записке, которую будете прятать под подушкой, напишите: «Загляни в холодильник» и т. д. Первый раз сделайте 3-4 записки. В последней записке надо написать, где находится сам сюрприз. Перед началом игры разложите записки в конверты, а конверты в запланированные для них места. Скажите ребенку, что приготовили для него сюрприз, только спрятали его, и предлагаете поиграть — найти сюрприз по подсказкам. Или расскажите, что ребенку пришло письмо от любимого героя из сказки, но прочитать письмо должен он сам, т. к. на конверте написано его имя. Сколько радости будет у вашего ребенка, когда он найдет сюрприз! И главное — удовольствие он получит не только от самого сюрприза, но и от процесса его поиска.

Через некоторое время записки могут стать немного длиннее, например: «Проверь почтовый ящик», «Подойди к двери», «Встань к ней спиной», «Сделай 5 шагов прямо». Можете использовать инструкции, состоящие из нескольких последовательных команд, например: «Присядь и посмотри вправо», а затем еще и более сложные по содержанию команд, например: «Посмотри в верхнем ящике комода», «Вытащи записку из левого кармана куртки». Количество записок-команд, которые необходимо выполнить для нахождения сюрприза, также можно постепенно увеличивать.

Варианты:В игры такого рода очень хорошо играть на природе — в парке, в лесу, на дачном участке. Для организации игры на природе используйте записочки подобного содержания: «На ветке березы», «Смотри на пеньке», «Ищи под елкой», «Прочитай, что написано на песке» и т. д.

Игра поможет разнообразить и отдых на детской площадке. Предложите команде ребят найти сюрприз. Используйте записочки-команды подобные следующим: «Три шага вправо от качелей», «Спрятано под горкой», «Смотри на карусели», «Копайте посередине песочницы» и т. д.

Продолжи предложение

Цель: развитие навыков чтения простых предложений, пополнение словарного запаса, развитие навыков словоизменения.

Возраст: с 5 лет.

Оборудование: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

На карточках из бумаги или картона напишите несколько предложений, близких по форме, но отличающихся по смыслу. Последние слова в предложениях не пишите, оставьте для них место. Например:

КОРОВА ЖУЁТ ___________ .

СОБАКА  ГРЫЗЁТ ___________ .

НАСТЯ ЕСТ __________ .

Последние слова предложений напишите на отдельных карточках таким же цветом и шрифтом, что и предложения (СЕНО, КОСТЬ, КАШУ). Предложите ребенку внимательно прочитать предложения и добавить (разложить) в них подходящие по смыслу слова. При выполнении задания могут получиться «забавные» предложения, порадуйтесь вместе с ребенком!

Для игры можете использовать ниже приведенные предложения и им подобные.

СОБАКА СПИТ В ________ .

САША ЛЁГ В _________ .

ПАЛЬТО ВИСИТ В _________ .

(БУДКЕ, КРОВАТЬ, ШКАФУ)

ПРОДАВЕЦ РАБОТАЕТ В ________ .

УЧИТЕЛЬ УЧИТ В _________ .

ВРАЧ ВЕДЁТ ПРИЕМ В __________ .

(МАГАЗИНЕ, ШКОЛЕ, БОЛЬНИЦЕ)

СНЕГ ИДЁТ _________ .

КУПАТЬСЯ МОЖНО __________ .

ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ __________ .

ПОЧКИ РАСПУСКАЮТСЯ __________ .

(ЗИМОЙ, ЛЕТОМ, ОСЕНЬЮ, ВЕСНОЙ)

ЛЕТАЕТ БЫСТРО ________ .

ПЛАВАЕТ В МОРЕ ________ .

ПРОКОЛОЛА КОЛЕСО ________ .

ПО РЕЛЬСАМ ЕДЕТ ________ .

(САМОЛЕТ, КОРАБЛЬ, МАШИНА, ПОЕЗД)

Загадки

Цель: формирование навыка осмысленного чтения предложений, развитие мышления.

Возраст: с 5 лет.

Оборудование: бумага, предметные картинки, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

Учиться читать можно и с помощью загадок. Ни одного ребенка не оставит равнодушным загадка. Но те загадки, которые встречаются в детских книжках, еще нескоро будут доступны вашему малышу для самостоятельного чтения. Попробуйте составить доступные загадки сами.

К выбранным предметным картинкам придумайте загадки, состоящие из нескольких простых предложений. Каждую картинку разрежьте на две части: одну сделайте значительно больше другой, разрезайте по горизонтали или вертикали. На больших частях картинок с обратной стороны напишите предложения-загадки. На меньших частях картинок с обратной стороны напишите слова-отгадки. Предложите ребенку прочитать простые предложения и по описанию догадаться, о чем идет речь. Затем найти подходящее слово, соединить две части. Если отгадка подобрана правильно, то на обратной стороне сложенных частей получится отгадка-картинка. Используйте для организации каждой новой игры по 3-8 загадок, желательно каждый раз составлять загадки на какую-либо одну общую тему.

На тему «Домашние животные» можно загадать следующие загадки:

— Даёт молоко. Её детей зовут козлятами. (КОЗА)

— Любит хозяина. Живёт дома или в будке. (СОБАКА)

— Пушистая и ласковая. Ловит мышей. (КОШКА)

— С рогами. Даёт молоко. Не коза. Мычит. (КОРОВА)

— Любит капусту и морковку. Похож на зайца. (КРОЛИК)

Для темы «Транспорт» подготовьте такие загадки:

— Пассажирский городской транспорт. Ездит по рельсам. (ТРАМВАЙ)

— Используют для перевозки грузов.

— Умеет сам сваливать груз. (САМОСВАЛ)

— Плавает. Без трубы и без паруса. Нужны вёсла. (ЛОДКА)

— Умеет летать. Поднимается вверх вертикально. (ВЕРТОЛЁТ)

— Начинается на букву М. Ездит под землёй. (МЕТРО)

Для темы «Деревья» можете использовать эти загадки:

— Всегда зеленая. Не ёлка. (СОСНА)

— Осенью на нем не бывает красных листьев. Плоды — жёлуди. (ДУБ)

— Носит серёжки. Кора белого цвета. (БЕРЁЗА)

— Лиственное дерево. Ягоды красного цвета. (РЯБИНА)

— Дерево. Первая буква Т. Последняя буква Ь. (ТОПОЛЬ)

Подобным образом вы можете составить загадки на любую интересующую ребенка тему.

Догадайся, что дальше?

Цель: развитие навыков чтения предложения с пониманием прочитанного,  развитие мышления.

Возраст: с 5 лет.

Оборудование: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Напишите или распечатайте на принтере предложения из списка. Предлагайте ребенку читать их по одному и придумывать, что могло быть после описанного события. Хвалите ребенка, если он смог назвать несколько вариантов ответа.

Используйте эти и подобные предложения:

В КОМНАТЕ ПОГАС СВЕТ.

ПЕТЯ РАЗБИЛ ВАЗУ.

НА УЛИЦЕ СТАЛО ТЕПЛО.

ПОШЕЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ.

АНЕ ИСПОЛНИЛОСЬ ШЕСТЬ ЛЕТ.

ТОЛЯ ЕЛ МОРОЖЕНОЕ НА УЛИЦЕ.

ВО ДВОРЕ ПОДРАЛИСЬ МАЛЬЧИШКИ.

МЫ КУПИЛИ БИЛЕТЫ НА ПОЕЗД.

ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК С УРОКА.

МАМА ПРИШЛА С РАБОТЫ.

Вариант:Предложите ребенку придумывать причины, по которым могли произойти события, описанные в предложениях.

Снежный ком

Цель: формирование навыка осмысленного чтения предложений, развитие скорости чтения.

Возраст: с 5 лет.

Оборудование: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

 Подготовьте полоски бумаги одинаковой ширины. На каждой напишите слова для составления одного предложения.

Выложите перед ребенком сначала одно слово, дайте прочитать. Например, САДОВНИК. Затем добавьте второе слово, связанное по смыслу с первым. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК. Добавьте третье слово и снова дайте ребенку прочитать. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ. Добавьте новое слово, опять предложите ребенку прочитать предложение. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ЦВЕТЫ. Так добавляйте до 5-7 слов. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ.

Такое упражнение позволит ребенку преодолеть страх перед чтением длинных предложений, т. к. при постепенном увеличении количества слов в предложении ребенку легче читать и понимать прочитанное.

Предложение рассыпалось

Цель: развитие навыка чтения простых предложений, навыков языкового синтеза предложений

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

 Для этой игры напишите на карточках несложные предложения, разрежьте каждое предложение на слова. Расскажите ребенку, что предложения рассыпались, их нужно снова составить. Ребенку необходимо прочитать каждое слово и выстроить слова в смысловом порядке.

Выбирайте или придумывайте предложения, состоящие из 3-6 слов. Например:

КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО.

СКОРО НАСТУПИТ ВЕСНА.

НАТАША РИСОВАЛА В АЛЬБОМЕ.

ДЕТИ ПОЗДРАВИЛИ МАМУ ОТКРЫТКОЙ.

ЛЕТОМ МЫ ПОЕДЕМ НА ДАЧУ.

КОРАБЛЬ БЫСТРО ПОДПЛЫВАЛ К БЕРЕГУ.

КАРЛСОН ПРИЛЕТЕЛ К МАЛЫШУ В ГОСТИ.

УЧИТЕЛЬНИЦА ПОХВАЛИЛА УЧЕНИКОВ ЗА ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки, соответствующие содержанию предложения. Это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами. Также можно некоторые слова предложений заменять предметными картинками.

Чтобы сделать задания более веселыми, добавьте к каждому комплекту слов по 1-2 лишних слова, не соответствующих смыслу предложения.

Например: КОРАБЛЬ, ПОДЛЕТАЛ, ПОДПЛЫВАЛ, БЫСТРО, К, БЕРЕГУ, МАГАЗИНУ.

Вариант: Перепутайте слова 2-3 предложений. Пусть ребенок составит предложения одновременно. Помните, что в этом случае слова предложений должны быть обязательно написаны одним цветом и шрифтом.

Слово потерялось

Цель: развитие навыков чтения простых предложений, навыков словоизменения, языкового анализа и синтеза.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, шаблоны с геометрическими фигурами, ножницы.

 Напишите на листах бумаги словосочетания, в которые входят предлоги. Предлоги не пишите, оставьте для них место. Например, ЧАЙ _ САХАРОМ, КОШКА _ ДИВАНЕ, КОСТЮМ _ КЛЕТКУ, СОБАКА _ ЗАБОРОМ, ПРИШЛА _ ШКОЛЫ, КНИГА _ ГОРОДЕ. С помощью шаблона нарисуйте разные геометрические фигуры и вырежьте их. Предлоги напишите на фигурах (С, НА, В, ЗА, ИЗ, О). Добавьте в комплект какой-нибудь лишний вариант ответа. Например, ОТ или ПО. Для одной игры достаточно 3-8 сочетаний слов.

Расскажите ребенку, что из словосочетаний «убежали» самые маленькие словечки, их необходимо вернуть на место. Для этого надо внимательно прочитать слова и догадаться, какое словечко, в какое место вернуть. Обратите внимание ребенка, что нужно внимательно читать слова, приведите пример неправильного подбора предлога. Например, РЫБКА НА ОЗЕРЕ, СКАЗКА В ГНОМАХ.

Радуйтесь вместе с ребенком, правильно выполненным заданиям, веселитесь, если случайно получаются забавные сочетания слов.

Вариант:Можете использовать в качестве основы игры и простые предложения с опущенными предлогами. Например: ВОДУ НАЛИЛИ_СТАКАН (В) или МАШИНА ПРОЕХАЛА_УЛИЦЕ (ПО).

Что не так?

Цель: развитие навыков чтения предложений с пониманием прочитанного, развивать внимание.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: бумага для записей, простой карандаш или ручка.

Напишите от руки или распечатайте на принтере пословицы, специально допустив в них «забавные» ошибки.

Предлагайте ребенку читать пословицы, пусть он по смыслу догадывается об ошибке и исправляет ее, зачеркивая «заблудившуюся» букву. Не забывайте спрашивать ребенка о смысле прочитанной им пословицы.

Для игры вы можете использовать эти варианты заданий.

Ус хорошо, а два лучше. (УС-УМ)

Работа не полк — в лес не убежит. (ПОЛК-ВОЛК)

Машу маслом не испортишь. (МАШУ-КАШУ)

На ловца и дверь бежит. (ДВЕРЬ-ЗВЕРЬ)

Лес рубят — кепки летят. (КЕПКИ-ЩЕПКИ)

Нашла коза на камень. (КОЗА-КОСА)

Правда глаза полет. (ПОЛЕТ-КОЛЕТ)

Старый круг лучше новых двух. (КРУГ-ДРУГ)

Не игла шьет, а раки. (РАКИ-РУКИ)

На сердитых соду возят. (СОДУ-ВОДУ)

Без труса не вытащишь и рыбку из пруда. (ТРУСА-ТРУДА)

Рыбка мелка, да муха сладка. (МУХА-УХА)

На безрыбье и бак рыба. (БАК-РАК)

У грача лечись, а у умного учись. (ГРАЧА-ВРАЧА)

Для одного занятия достаточно выполнить 3-5 заданий.

Делай раз, делай два

Цель: формирование навыка осмысленного чтения предложений, с умением запоминать прочитанное.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Напишите на отдельных карточках короткие предложения-команды. Например: «Подними руки вверх», «Хлопни три раза», «Присядь пять раз», «Сделай два наклона вперед», «Попрыгай на правой ноге», «Сделай четыре шага назад», «Опусти левую руку», «Пробеги до двери», «Повернись к окну», «Пройди как медведь», «Постой на левой ноге», «Повернись вокруг себя» и т. д.

Предложите ребенку сделать зарядку. Встаньте напротив ребенка и показывайте карточки с командами в произвольном порядке, пусть ребенок читает предложения и выполняет команды. Сначала предлагайте выполнять по одной команде, затем показывайте 2-3 карточки подряд и только после этого разрешайте ребенку выполнять команды, вспоминая их порядок.

Постепенно увеличивайте количество команд в одном задании до 4-6. Можете повторять одну и ту же команду несколько раз подряд или поочередно с другими командами.

Я – артист

Цель: формирование навыка осмысленного чтения предложений, развитие выразительности речи.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Напишите на отдельных листах бумаги предложения из данного списка.

1. ОТКРОЙТЕ РОТ И СКАЖИТЕ: «А-А-А»!

2. ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ.

3. ПОКУПАЙТЕ МОРОЖЕНОЕ: ФРУКТОВОЕ, СЛИВОЧНОЕ, ШОКОЛАДНОЕ!

4. СТОЙ! КТО ИДЕТ?

5. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ТЕПЛАЯ ПОГОДА И СИЛЬНЫЕ ДОЖДИ.

6. НАЧНЕМ КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ.

7. КАКУЮ ПРИЧЕСКУ ХОТИТЕ СДЕЛАТЬ?

8. ВАМ ПИСЬМО!

9. ПРАВО РУЛЯ! ПОЛНЫЙ ХОД!

Предложите ребенку прочитать предложения и отгадать, люди каких профессий могут говорить такие слова. После попросите прочитать предложения заново, но при этом еще и сыграть роли людей этих профессий — сделать какие-то характерные движения, продекламировать соответствующим голосом. Предложите произнести эти фразы в микрофон.

Составь пословицы

Цель: формирование навыка осмысленного чтения предложений, пополнение словарного запаса, развитие мышления.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: белый или цветной картон, циркуль, простой карандаш, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

Из картона вырежьте круги максимально большого размера. Все круги разрежьте пополам. В половинках каждого круга напишите пословицы, деля их на две смысловые части. Например: ДОЖДЛИВОЕ ЛЕТО / ХОРОШО ТАМ / ЛУЧШЕ ПОЗДНО / ШИЛА В МЕШКЕ / ХУЖЕ ОСЕНИ / ГДЕ НАС НЕТ/ ЧЕМ НИКОГДА / НЕ УТАИШЬ. Эту работу проделайте без участия ребенка.

Разложите перед ребенком половинки З-6 пословиц, попросите собрать пословицы, прочитать и объяснить их смысл.

Вы можете использовать для игры пословицы из перечня или подобные им:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Мал муравей телом, да велик делом.

Мал золотник, да дорог.

Как аукнется, так и откликнется.

Добрый пример лучше ста слов.

Поспешишь — людей насмешишь.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Безусловно, полезным будет одновременное составление пословиц на одну тему. Например, на тему «Дружба»: 

Дружба — не гриб, в лесу не найдешь.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Стой за правду горой, тогда и друзья с тобой.

Верную дружбу и топором не разрубишь.

Или на тему «Учеба»:

Делу — время, а потехе — час.

Тяжело в учении — легко в бою.

Хочешь больше знать — надо меньше спать.

Кто много читает, тот много знает.

Возьми книгу в руки — не будет скуки.

Красна птица пером, а человек умом.

Век живи — век учись.

Такой подход к организации игры позволит ребенку понять смысл пословиц во всех его тонкостях. А взрослому даст больше возможностей для объяснения.

Вариант: Предложите ребенку, соединив начало и конец разных пословиц, составить пословицы с новым содержанием, пусть даже и шуточным. Например:

Любишь кататься — не сиди на печи.

Век живи — не суйся в воду.

Поспешишь, тогда и друзья с тобой.

Добрый пример не утаишь.

Слово не воробей, в лесу не найдешь.

Вставь окончания

Цель: развитие навыков чтения предложений с пониманием прочитанного, развитие навыков словоизменения.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: белый или цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

Из картона вырежьте полоски шириной примерно 3-5 см. На них напишите предложения с пропущенными окончаниями. Например, такие:

РЕЧКА ГЛУБОК_, А РУЧЕЕК МЕЛК_.

СЛОН БОЛЬШ_, А МЫШКА МАЛЕНЬК_.

СОЛЬ СОЛЕН_, А САХАР СЛАДК_ .

НЕБО ГОЛУБ_, А СОЛНЦЕ ЖЕЛТ_ .

ДОМА ВЫСОК_, А ИЗБУШКИ НИЗК_.

ГИРЯ ТЯЖЕЛ_, А ШАРИК ЛЕГК_ .

БЕЛКИ РЫЖ_, А ЗАЙЦЫ БЕЛ_.

На карточках такой же ширины, что и полоски с предложениями, напишите окончания: АЯ, ОЙ, ЯЯ, ОЕ, ЕЕ, ИЙ, ЫЙ, ИЕ, ЫЕ.

Попросите ребенка разложить нужные окончания к каждому предложению. Для проверки правильности выполнения задания предлагайте ребенку прочитывать каждое предложение целиком после расстановки окончаний.

Вариант: Если ребенку пока трудно читать длинные предложения, это упражнение можно провести и со словосочетаниями.

Напишите на карточках слова:

М0КР_         ДОРОГА,

МОКР_        БЕЛЬЕ,

МОКР_        РУКИ,

МОКР_        ЗОНТ или

НОВ_              ДОМ,

НОВ_              КНИГА,

НОВ_              ДРУЗЬЯ,

НОВ_              ПРЕПЯТСТВИЕ.

Используйте те же карточки с окончаниями.

nsportal.ru

Игры по обучению чтению

  1. ЗВУКОВОЙ ФУТБОЛ

Цель: учиться различать звуки, учиться определять наличие заданных звуков в словах, развивать внимание.

Как играть?

Расскажите ребёнку, что вы будете играть с ним в необычный футбол : он будет вратарём, а вы будете «бросать» ему в ворота слова. Если в словах, названных вами, ребёнок услышит звук, о котором вы договорились с ним, он должен поймать слово – хлопнуть в ладоши (поймать мяч). Называйте слова, в которых звук находится в начале, в конце, в середине слова.

СОВЕТ

Внимательно отнеситесь к подбору заданий. Помните, что проще всего услышать гласные звуки [а] [о] [у] [и] [ы] [э] ; сонорные: [ м] [ н] [ л] [р ]; из других согласных звуков легче дети выделяют [ш ] [с]

ПОМНИТЕ! Буквами Е, Ё, Ю, Я в словах могут обозначаться два звука.

  1. ЗВУКОВОЙ ФУТБОЛ

Цель: учиться различать звуки, учиться определять наличие заданных звуков в словах, развивать внимание.

Как играть:

Расскажите ребёнку, что вы будете играть с ним в необычный футбол : он будет вратарём, а вы будете «бросать» ему в ворота слова. Если в словах, названных вами, ребёнок услышит звук, о котором вы договорились с ним, он должен поймать слово – хлопнуть в ладоши (поймать мяч). Называйте слова, в которых звук находится в начале, в конце, в середине слова.

СОВЕТ

Внимательно отнеситесь к подбору заданий. Помните, что проще всего услышать гласные звуки [а] [о] [у] [и] [ы] [э] ; сонорные: [ м] [ н] [ л] [р ]; из других согласных звуков легче дети выделяют [ш ] [с]

ПОМНИТЕ! Буквами Е, Ё, Ю, Я в словах могут обозначаться два звука.

  1. БУКВЫ НА СПИНЕ

Цель: запоминать буквы, развивать внимание.

Как играть?

Вариант 1.

Поиграйте с ребёнком в загадки. Просто «напишите» на спине ребёнка своим указательным пальцем или тупым концом карандаша известную ему букву. Спросите, какую букву вы написали. Предложите ребёнку написать букву у Вас на спине, а Вы отгадайте. Загадывайте буквы по очереди.

Вариант 2.

Вы пишите у ребёнка на спине, а он одновременно пишет эту же букву карандашом на бумаге.

СОВЕТ

Используйте такой способ для тех букв, которые ребёнок не может по каким-либо причинам твёрдо выучить.

  1. БУКВЫ НА СПИНЕ

Цель: запоминать буквы, развивать внимание.

Как играть?

Вариант 1.

Поиграйте с ребёнком в загадки. Просто «напишите» на спине ребёнка своим указательным пальцем или тупым концом карандаша известную ему букву. Спросите, какую букву вы написали. Предложите ребёнку написать букву у Вас на спине, а Вы отгадайте. Загадывайте буквы по очереди.

Вариант 2.

Вы пишите у ребёнка на спине, а он одновременно пишет эту же букву карандашом на бумаге.

СОВЕТ

Используйте такой способ для тех букв, которые ребёнок не может по каким-либо причинам твёрдо выучить.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *