2 класс русский язык задание: Материал по русскому языку (2 класс) на тему: Задания по русскому языку для 2 класса. Подготовка к ВПР. – Тест (русский язык, 2 класс) по теме: Грамматические задания_2 класс_русский язык

Содержание

Сборник упражнений по русскому языку для 2 класса

Для 2 класса

hello_html_69143a29.jpg

Копытова Я.А.

Сборник упражнений по русскому языку

2 класс

Пгт. Ачит 2018 г.

Предисловие

В системе начального обучения русский язык является одним из оснавных учебных предметов. Решить задачи, которые ставит перед учителем младших классов современная школа , можно только в том случае, если сам учитель обладает глубокими лингвистическими знанияи, развитой языковой интуицией и вкусом, способен видеть факты в системе, умеет правильно говорить и писать.

Процесс обучения ребёнка длителен и труден. В начале этого длинного пути вырабатывается умения работать с книгой, со справочными материаломи, закладывать основы для развития орфографической зоркости.

Цель данного сборника – дать учителям и родителям и родителям разнообразный материал по выработке твердых навыков грамотного письма.

Сборник упражнений по русскому языку предназначен для учеников 2 класса.

Основные функцпии сборника – развитие письменной и устной речи.

У пражнения могут включаться в различные этрапы уроков: на этапе изучения нового матенриала, на этапе закрепления новых знаний. Так же отдельным упражнениям может посвящаться целый урок. Например, урок-закрепление полученных знаний на предыдущих уроках, урок-изложение. Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы как в классе на уроках русского языка, во время занятий в группе продленного дня, так и дома для занятий с родителямию

В сборник вошли упражнения:

  1. Проведи аналогию.

  2. Расшифруй.

  3. Найди лишнее слово.

  4. Найди лишнее словосочетание.

  5. Тренируй логическое мышление.

  6. Развивай быстроту реакции.

  7. Развивай зрительную память.

Задания имеют практическую направленность и выполняются в целях уточнения, коррекции, упорядочения речевых навыков и умений учащихся.

Выполняя практические задания, учащиеся работают с различными упражнениями. Учаться пользоваться приемом скелетирования и другими правилами определения логического центра. Учаться находить связь между словами; подбирать слова подходящие по смыслу; расшифровывать; переставлять буквы в словах, что бы получить новые слова; востанавливать рассказы; исправлять ошибки; озаглавливать тексты; составлять из слов предложения; определять тему и главную мысль текста; подбирать антонимы и синонимы; определять границы предложения; расставлять слова в нужном порядке; составлят план.

Данный сборник уже был использован мною на уроках русског языка и развития речи в начальной школе во 2 классе. Он был применен с целью определения уровня развития речевой компетентности у обучающихся.

Хотельсь бы, чтобы данный сборник упражнений помог обучающимся осваивать, понимать, корректировать свои знания.

Памятки для обучающихся

hello_html_4c4d4086.png

hello_html_126af9e6.jpg

hello_html_m7883d586.jpg

hello_html_47178f23.jpg

hello_html_m66f281b3.jpg

hello_html_5e14e94.jpghello_html_m4237c5e8.jpg

hello_html_3c15df57.jpghello_html_4ed5b20a.jpg

hello_html_1e84244.jpg

hello_html_361770e4.jpg

Раздел 1. Работа со словом

  1. Дописать предложения.

За окном запел…( петух). Мальчик чистит своё…(пальто). Стрекочет проворная…(сорока). Брату купили…(коньки). На горку бегут…(ребята). Столица нашей Родины…(Москва). Осенние месяцы…(сентябрь, октябрь, ноябрь). и т.д.

  1. Отгадай загадки. (Использовать для комментированного письма)

С людьми дружит, дом сторожит. (Собака). Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко). Зимой беленький, а летом серенький. (Заяц). Телята гладки, привязаны к грядке. (Огурец). В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (Сахар). Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь).

  1. Назвать (записать) слова, которые начинаются с букв У, В, К, П, И, Д

Ученик, учитель, ворона, воробей, корова, класс и т.д.

  1. Назвать (записать) слова с тремя гласными А или О, двумя гласными О.

Воробей, барабан, мороз, ворона….

  1. «Первый слог потерялся» (На доске записаны слова без первого слога. Дети подбирают недостающие слоги).

…рока, …роз, …рова, …бака, …то

  1. Составить предложения с данными словами:

Барабан, аптека, рисунок, девочка.

  1. Составить рассказы по опорным словам. Дать им заглавие.

Зима, мороз, коньки, каток.    Ученик, карандаш, пенал, тетрадь.   Класс, учитель, ученик, дежурный.

  1. Задания тесно связываются с изучаемой темой:

Подчеркнуть в словах звонкие или глухие согласные.

Расположить словарные слова в алфавитном порядке.

Записать слова, отвечаюшие на вопросы КТО? или ЧТО?

Записать слова, обозначающие действие предмета.

Образовать родственные слова.

Выписать слова со звонкой или глухой согласной на конце.

  1. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова.

Автомобиль, урожай, трамвай, самолёт. Капуста, помидор, солома, морковь.

Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

  1. Выберете наиболее подходящее слово. Запишите.

Из (ветхого, старого, древнего) ж..леза мы сделали ведро.

М..дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

  1. В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, листья, лить.

Волны тихо … у берега.

Молоко … из ведра.

  1. Поставь в словах ударение, подчеркни гласную, которую нужно проверить или запомнить.

Собака, силач, зеркальный, ворона, змея, город, угостить, качели, старик, рябина, стрела.

  1. Напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

С..ды — ____________                  

цв…ток — _________________

З…ма — ____________                  

к…тята — _________________

Д…ма — ____________                

 б…льной  -_______________

м…ря — ____________                

б…льшой — _______________

  1. Впиши слова.

Кошке подходят клички: ______________________________________

Собаке подходят клички: ______________________________________

  1. Напиши подходящие имена существительные.

Кто? ______________________________________

Что? ______________________________________

  1. Напиши подходящие имена прилагательные.

Улыбка  (какая?)________________________

Зайчик (какой?)_______________________________

Дерево (какое?)_______________________________

Цветы (какие?)_______________________________

  1. Напиши подходящие глаголы.

Художник ___________________картину.

Портниха ___________________платье.

Шофёр    ___________________машину.

  1. Подчеркни одной чертой имена существительные, двумя – глаголы, волнистой линией имена прилагательные.

Воронята       большие            миксер

Синий             ботинки             метели

Тикают           кораблик           красивый

Пионы            сочный               макароны

Крутит            уберёт                щиплет

  1. Запиши словарные слова на тему «школа».

  1. Вставь буквы

м…чта                п…суда                     мес…ц

р…сунок            к…р…ндаш             м…роз

ст…лица            кв…ртира                 д…рога

п…нал                к…ньки               д…журный

  1. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова.

ду…- ______________  

расска…-________________

су…-_______________

сторо…-__________________

лу…_______________

камы…-__________________

зу…-______________

 арбу….-__________________

  1. Напиши проверочные слова, вставь пропущенные буквы.

Ска…ка-___________________

Кни…ка-__________________

Кру…ка-___________________

Ло…ка-____________________

Ча…ка-____________________

Зу…ки-____________________

  1. Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши пары слов.

На стене в большой комнате висят старинные часы.

  1. Вставь пропущенные буквы в словарные слова

вч…ра                      

т…традь                    

 т…л…фон

з…втра                    

с…ловей                    

 т…л…визор

с…..одня              

 ст…лица                        

уж…н

х…рошо                

 …зык                            

 к…рзина

яг…да                      

кла…..                          

к…рова

  1. Распредели слова по трём столбикам.

Солнце, солнечный, светить, чистота, чистить, чистый, победный, победа, победить, учитель, учительский, учить, день, дневной, шум, шумный, шуметь.

  1. К существительным подберите подходящие имена прилагательные.

Весна_________________________________

Солнце_______________________________

Воробьи_______________________________

Вороны________________________________

  1. Подбери к именам прилагательным  противоположные по смыслу  прилагательные.

Медленный ___________________________

Чёрный _______________________________

Хороший______________________________

Чистый-______________________________

  1. Напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

С…ва -____________  

кр…ты-________________

Л…са ____________

дв…ры-_________________

Ш…ры___________

гр…бы-___________________

  1. Подчеркни все имена существительные.

Зал, заехал, заря

Долина, долетел, доброта

Изрубить, изба, избить

Полоса, полено, полежал, поле

  1. Найди в каждой строчке лишнее слово.

Озеро, море, облако, река, яблоко

Ветер, гром, молния, дождь, град

Весна, лето, осень, зима

  1. Подчеркни  имя существительное, которое является нарицательным, одушевлённым, женского рода

На коне, о Москве, у лисы, на кровати

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

 Лист…к, песоч…к, нос…к, кусоч…к, корабл…к, самолёт…к, звоноч…к, ореш…к, дожд…к, мост…к, куст…к.

  1. Подбери к данным словам проверочные слова:

        Лесок –                                         сосновый —

        Морской –                                     домашний —

        Садовый –                                     речная —

        Снежок –                                       зверьки –

  1. Раздели слова чёрточками для переноса:

        Группа, мальчик, ёжик, лека, линейка, класс, окунь, завод, снег, восемь, утро, масса, карандашик, пенек, Анна, ручеек, сом, книжечка, пароход, малыш, моль, шёл, идти

  1.  Подбери  проверочные слова и вставь пропущенные буквы ( парные звонкие или глухие согласные).

дроз. . . –                           стри. . .  –

обе. . .  –                         сосе. . . –

ду. . . –                          сапо. . . –

зу…- кни…ка-

малы…ка- бума…ка-

жира…- лё…кий-

  1. Какое имя существительное употребляется только во множественном числе?

Перчатка, носки, каникулы, птицы

  1. На конце каких слов не пишется ь, подчеркни их.

Помощ…, циркач…,ноч…, плащ…

  1. Подбери к данным существительным синонимы.

Битва-________________,

печаль-_____________,

волнение-___________________

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Р…зной, покр…снели, зап…здалый, зап…х, уп…дёт, неб…са, к…сяки, м…лькание, огл…нись, прол…вной, з…л…той, ст…б…лёк, др…в…сина, д…р…гой, х…х…тать, з…л…неть, б…р…жок, ве…ка, блю…це, тра…ка, гри…, пры…ки, оха…ка, скорлу…ка, окрес…ность, ус…ный, радос…ный, интерес…ный, вкус…ный, небес…ный, ненас…ный, ре…кость, килогра…, ко…екция, ра…каз.

  1. Найди слова с «ошибкой», исправь и запиши верно.

Мидведь, копуста, карандаш, ципленок, цыркуль, малаток, платок, циган, цвитной, полянка, питерка, портфель, варабей, ученик, залотой, семья, обезъянка, тетрать, пошол, дождик, река томь, топор, кавёр, позванит, малоко, лета, срида, денек, лесёнок, лисник, чящя, чудо, капусный.

Раздел 2. Работа со словосочетанием.

  1. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.

Рисунок в книге … (картинка).

Килограмм – это тысяча … (грамм)

Мать родимая — ….. любимая (Родина)

  1. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

Андрюша вынул из кармана носовой платок.

Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на своём маленьком поле.

  1. Выпиши из предложения словосочетания, подчеркни главные члены предложения

Маленький котёнок сладко спал на крыльце.

  1. Выпишите словосочетания через запятую.

Город Москва. Мороз. Гора Памир. Шарф. Улица Советская. Красивый. Деревня Беляево. Собака Тузик. Жаркое лето.

  1. Вставь пропущенные буквы. Запиши словосочетания.

М…лиция________________________________

К…лекция________________________________

  1. Найди и подчеркни словосочетания.

Лес темный

Лес потемнел

Темный лес

Пошли в лес

Сразу пошли

Решили и пошли

В лес

Ребята пошли в лес

Темный и тихий лес

Раздел 3. Работа с предложением.

  1. К словам из левого столбика подбери подходящие по смыслу слова из первого столбика. Составьте предложения.

Береза ……. в небе

Огурец ….. в доме

Воробей…. в школе

Комната… в лесу

Ученик….. в огороде

  1. Составьте предложение с данными словами. 

Ветер, капуста, осина, товарищ.

  1. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

  1. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.

  1. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом своё предложение.

Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарниками. Край земли у водной поверхности. Комната для занятий в школе.

  1. Из слов составьте предложение.

Огород, растет, в, картофель.

  1.  Расположите предложения в определённом порядке, чтобы получился текст.

В гости иду к своему другу петуху. Встретил ёж лисицу. Он пригласил меня.

Куда путь держишь? Здравствуй лисичка – сестричка!

  1. Смоделируйте предложение по схеме.

Что?…….что делают?…….. в какие?………как? во что?……

(Воробьи собираются в крупные стайки).

  1. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.

  1. Игра «Кто как голос подаёт?». Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.

П…тух чирикает

С…рока лает

С…бака мычит

К…рова кукарекает

В…рона стрекочет

В…робей каркает

  1. Составь предложения, спиши.

Ежик, у, живёт , Маши

Ёжику, девочка, в, каши, положила, ковшик

Спешит, на, зверёк,  ужин

  1. Вставь пропущенные предлоги.

…  угла  м…ей дачи стояла кадушка  … водой. Бойкий в…р…бей сел … край кадушки и стал пить.

  1. Вставь пропущенные буквы.

З…ма. Дует ре…кий вет…р. На дв…ре б…льшой мя…кий сугро… . Л…тят лё…кие сн…жинки. Доро…ки покрыты пуш…стым сне…ком. Дети надели шу…ки и ша…ки и б…гут на горку.

  1. Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши словосочетания.

Андрей утром отправился на прогулку в лес.

  1. Из данных слов составь и запиши предложения.

Зима, пришла, настоящая, вот, и.

Мороз, нос, щиплет, щёки.

Братик, меховые, надел, шапку, шубку, и.

  1. Подчеркни главные члены предложения.

Петя решил трудную задачу. Сегодня с утра идёт снег.  Олег читает интересную книгу. В песочнице играют малыши. Высоко в небе парит гордый орел.

  1. Составь из данных слов предложения. Запиши текст.

В, щука,  была, ведре, кот, учуял,, Васька, добычу, ведро,  в, он,  лапу, сунул, но, зубы,  у, острые, щуки,, кота, щука, лапу, за, схватила.

  1. Прочитай. Подумай, в каком порядке надо записать предложения, чтобы получился текст. Запиши текст.

Варя просила его петь.

Там он будет весь день петь.

Чиж жил в клетке и ни разу не пел.

У Вари был чиж.

Но чиж хотел на волю.

Раздел 4. Работа с текстом.

  1. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.

На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьёт фонтан в городе есть библиотека музеи театры на берегу построена прекрасная пристань.

  1. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему: «Школа», «Птицы» и т.д.

  1. К словам  весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.

  1. Исправь ошибки.

Мы чясто ходим насоседний болшой пруд лавить рыпку. Переходим его по шаткому  масту. И вот мы на бирегу. На лугу у пруда растут галубые незабутки. В трафке прыгают кузнечики.

  1. Раздели текст на предложения.

Анечка ложится спать мама зажгла ночник она рассказывает Анечке сказочку  про маленькую девочку  у девочки были крошечные волшебные башмачки они превращались в лодочки Анечка спит мама тушит ночник

  1. Исправь ошибки.

Рибята пошли в похот за горот. Они перешли через оврак и забрались в чящу. Вот и берик лисного озера. Поддеревьями молышы нашли слаткие яготки.

  1. Впиши в скобки вопрос.

За окном (_____________?)зимний день. Все деревья (_____________?)голые. А у нас на окне (_____________?) настоящий сад. В (_____________?) стеклянной банке стоят(_____________?) тонкие веточки тополя. На них появились (_____________?)нежные листочки.

  1. Вставь пропущенные буквы.

На лугу к…чается высокая тр…ва. Она в р…се. Мёдом и цв…тами пахнет луг. Цв…тут с…ды. Ш…рокие п…ля похожи на пёстрые к…вры. П…ют скв…рцы и др…зды.

  1. Исправь ошибки.

наступила зима. Замёрзли лужы.  Полетели пушыстые сняжинки. запорошило  снегом дарошки. У Миши и коли  новые лыжы. Целый день молышы были на горке.

  1. Исправь ошибки.

Халодный зимний вечер. У чюгунной печюрки чютко спит болшая  сабака. Я покачиваюсь в кресле и  чювствую, что хачю спат.

  1. Прочитай текст выразительно. Составь и запиши план текста.

Загадка леса.

За рекой росли одни ёлки. Вдруг среди ёлок появились дубки. А дубы отсюда далеко растут. Не могли же с ветром жёлуди прилететь? Кто же их сажает здесь?

Раз шёл я с охоты, смотрю: мимо меня низко-низко пролетела сойка. Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидел ли кто? Потом она полетела к речке. Я подошёл к пню, а между корнями в ямке лежат два жёлудя: сойка спрятала их на зиму.

Так вот откуда молодые дубки появились среди ёлок! Сойка спрячет жёлудь, потом забудет, где спрятала, он и прорастает.

  1. Прочитай. Попробуй продолжить текст.

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы – 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

  1. Спишите. Исправьте ошибки.

В залатые осенние дни готовились к отлёту журовли. Пакружылись ани над рикой, над радным болотом. Вот потинулись птицы в далние страны. На востоке покозалась ранняя зорька. Скоро поднимется над рикой висёлое сонце.

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Счас…ливый Сере…ка вприпры…ку сб…жал (по) лес…ниц… . У мал…ч…гана праз…ни… . В его тетра…ке по ру…кому языку ст…ит п…тёрка.

  1. Составь и запиши текст-повествование по опорным словосочетаниям.

Лиса

Под корнями старого дерева, лисья нора, родились весной, слепые маленькие лисята, заботливо ухаживала, согревала их, прорезались вскоре, любили играть, весело резвились, внимательно следила, заботливая мать.

  1. Определить, сколько предложений в тексте. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений.

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают  в  тёплые страны  кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

17. Напиши диктант (диктует кто-то из родителей)

          Холодно и голодно было зимой птицам.  Мы с папой  смастерили кормушку и насыпали зерна. Птички были  рады.

18.Вставь пропущенные буквы. Поставь знаки препинания.

Осень.

Наступила осень в з…леной (зелень) л.. стве (лист) д…ревьев (дерево) появились жёлтые пряди ярко кр ..снеют (красный) гроздья р…бин а сколько гр…бов (гриб) появилось в л..су. очень х ..р .ш… стройные подберёзовики и нарядные подосиновики.

  1. Найди и исправь ошибки.

В лису жывёт коршун яшка. Он чясто прилетает к избушке лесника. дедушка василий давал ему хлеба и Кашы. Раз дедушка оставил у дома ведро, в котором была щюка. Яшка уселся на край ведра и начял её клевать. Вот разбойник ?

Используемая литература

  1. Бескоровайная Л.С. Современные открытые уроки русского языка. – Р.,2002

  2. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника.//Начальная школа. 2003. — №4.

  3. Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать сочинения: Пособие для начальных классов. – М.: Издательство «Грамотей», 2007.

  4. Жикин Н.И. Развитие письменной речи обучающихся. – М.: Просвещение, 2004.

  5. Катонова Е.М. Развитие языковой и речевой способности младших школьников. // Начальная школа. – 2004. — №6. – 20

  6. Крайнек В.М. Речевое развитие младших школьников. – М.: Просвещение, 2005.

  7. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. – 2 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2003.

  8. Ресурсы интернета.

Содержание

  1. Предисловие…………………………4 стр.

  2. Памятка для обучающихся…………7 стр.

  3. Раздел 1. Работа со словом…………16 стр.

  4. Раздел 2. Работа со

  5. Словосочетанием……………………31 стр.

  6. Раздел 3. Работа с предложением….34 стр.

  7. Раздел 4. Работа с текстом…………40 стр.

  8. Используемая литература………….48 стр.

hello_html_689be181.png

Учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме: Карточки с заданиями по русскому языку для 2 класса.

Карточки с заданиями по русскому языку для 2 класса.

На уроках русского языка большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися. Для этого используются дидактические материалы, которые разрабатываются с учетом требований программы и  индивидуальных особенностей детей.

Карточка №1.

 ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

     С…сновый, под…рить, оч…рование, пруж…на, ч…йник, ч…ткий, в…юга, л…ша…ка, с…жают, п…хучий, м…шкара, ры…ка, тра…ка, шка…, с…ел, трол…ейбус, Ал…а, ч…твер…, сер…це, грус…но, окрес…ность, (по)вр…дил, (за)горой, в…ехал, веч…ный, стул…чик, белоч…ка.

Карточка №2.

 ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

        М…сты, п…тёрка, дв…ры, гр…за, к…р…ндаш, лес…ница, уч…ник, ро…кий, ло…ка, д…рев…я, пас…аж…р, ал…ея, жи…кий, скри…ка, блу…ка, со…нце, ст…лица, х…р…шо, звёз…ный, с…ёж…лся, плат…е, (на)листе, (по)лёт, реч…ка, (с)б…жал, дач…ный, спл…ши.

 Карточка №3.

 ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

     В…зал, др…жал, варе…ки, л…пата, в…дро, ша…ка, чес….ный, м…ро…, дру…, т…жёлый, тр…пинка, ноч…ной, грус…но, осен…ю, под…ём, (за)брал, (в)лез, (в)лес, (за)платил, под…езд, об…явление, (с)сол…ю, осен…ий, шарман…щик, ч…тение, ч…лоч…ки,  ш…шеч…ка.

Карточка №4.

 ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

      Окрес…ност…, прелес…ная, нак…рмить, п…года, ул…ца, м…рко…ка, м…розная, л…сток, п…ля, цв…ты, закр…чал, у…кий, бли…ко, (за)пищ…л, щ…ка, ча…ка, тр…щал, скр…пит, мя…ко, мы…ка, с…езд, пред…явил, мас…а, ап…етит, з…лёный, ш…шка, девоч…ка, (из)дома.

Карточка №5.

 ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

         Вес…ло, цв…ты, руч…и, ни…ко, лё…кий, ро…кий, сла…кий, кру…ка, с…ёмки, об…езд, Натал…я, грам…, п…ляна, об…ект, л…нивый, …кно, лоша…ь, бас…ейн, по…вился, (за)бор, (за)лесом, щ…вель, кр…вать, деду…ка, похо…ка, заря…ка, сла…кий, но…ти, пугович…ка, цв…точ…ки.

Карточка №6.

 ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

    Оши…ка, к…л…цо, щ…вель, ст…рик, похо…ка, д…машний, снегопа…, удоч…ка, в…сна, л…са, варен…е, арбу…, рас…ка…, тормо…, (за)гр…бами, улы..ка, конеч…но, н…ч…ной, (под)бежать, ак…уратно, хок…ей, (у)л…тать, обещ…ние, об…ятия, ус…но, завис…ливый.

Карточка №7.

 ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

   Тр…щать, ч…сы, самока…, сосе…, внуч…ка, п…ляна, д…тя, суд…я, под…ёмник, раз…яснять, пон…дел…ник, б…р…бан, з…во…, сол…в…и, (за)брать, (до)дороги, п…ля, в…гон, пер…он, п…том, пл…сать, ш…повник, ч…рвяк, ука…ка, суб…ота.

Карточка №8.

 ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

    Хор…шо, пес…ня, крова…ка, ж…ра, друж…ть, сн…ж…нка, с…сна, гр…чи, хв…лить, компо…, (из)учать, (на)обе…, (на)мазать, ст…кля…ка, варе…ка, ярос…ный, бас…ейн, вп…реди, ло…кий, про…ьба, п…рина, д…лина, тра…ка, ч…ры, туч..ка, осв…щ…ть, Мар…я, Рос…ия.

Карточка №9.

 ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

    (К)другу, к…леч…ко, (в)т…тради, бабоч…ка, горо…, с…ло, чес…ный, длин…ый, об…явить, ненаст…е, зага…ка, л…ётся, под…ехал, (у)л…тать, рома…ка, г…рой, рыбё…ка, учас…ник, в…сток, повя…ка, за…вить, (за)варил, парч…, п…тно, (за)явить, ладо…ки, с…ёмка, рус…кий.

Карточка №10.

 ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

    Рос..ия, (в)б…жать, ю…ка, раздол…е, под…ём, п..ют, с…ездить, (до)ехать, (на)родину, к…рзина, стр…на, праз…ник, кол…екти…, груп…а, д…рев…я, инж…нер, изгоро…ь, про…ка, бума…ка,  карто…ка, пас…бище,  ве…ти,  уг…стить.

              Карточка № 11                                

Над каждым словом в скобках напиши, на какие вопросы оно отвечает.

(                )        (        )        (        )        (                )        (        )        

   Играет                музыка.        Лампы         освещают                   цирк.

(                )        (        )        (                )        (        )

   Морская                  свинка          исполняет          сальто.

                                           Карточка № 12                                        

Над каждым словом в скобках напиши, на какие вопросы оно отвечает.

(                )        (        )        (                )        (        )

    Тяжёлые          капли                        упали            на         цветок.

(        )        (                )        (                )        (        )

Солнце            осветило                    тёмный                    лес.

                                Карточка № 13                                

Над каждым словом в скобках напиши, на какой вопрос оно отвечает.

(                )        (        )        (                )        (        )

  Заботливый          барсук             вырыл                    нору.

(        )        (                )        (                )        (                )        (        )

Ребята           принесли                    сосновые              и             еловые                 шишки.

                                Карточка № 14                                

1. Вставь пропущенные буквы.

Летом.

        Летом  Миша  Ч__йков  и  Гриша  Ш__шкин  ж__ли  на  даче.  За  дачей  была  рощ__.  Р__бята  ч__сто  ходили  в  рощ__  за  яг__дами  и  грибами.  Х__р__шо  там!  Дул  тёплый  свеж__й  ветерок.  Пели  пти__ки.  Стуч__ли  дятлы.  В  гнёздах  пищ__ли  грач__та.  Бело__ки  прыгали  с  ветки  на  ветку.

2. В третьем предложении поставь ударение над словами.

3. В восьмом предложении подчеркни буквы, которые обозначают мягкий согласный звук.

                                Карточка № 15                        

1. Подчеркни слоги.

        До,   пр,   из,   стр,   ра,   ме,   ли,   стра,   е,   вн,   вы,   сл,   ёл,   здр,   ом,   ух,   сб,   жи,   чк,   ры,   ут,   ё,   из,   ниц,   чн,   бу,   ля,   встре.

2. Обведи кружочком слова, в которых один слог.

а) сын                в) ужи                д) Зоя                ё) юла                з) Ока

б) лес                        г) ель                        е) соль                ж) ус                        и) йод

3. Подчеркни те слова, в которых есть слог, образованный только одной буквой.

Уголь,   арбуз,   Оля,   ёжик,   заяц,   юла,   ёлка,   енот,   волки,   этаж,   паук,   уточка,   ремешок,   лес,   язык.

                                Карточка № 16                       

1. Поменяй слоги местами. Запиши полученные слова, разделяя их чёрточками на слоги.

        Образец: Банка –   ка-бан.

Мышка — ____________________,                юла — __________________,

качай — _____________________,                сосна — _________________,

шина — _____________________,                лама — __________________.

2. Допиши нужный слог. Сосчитай и напиши, сколько слогов в каждом слове.

Сли_____ — __ сл.,                маши_____ — __ сл.,                ёл_____ — __сл.,

уточ_____ — __ сл.,        кни_______ — __ сл.,                паль______ — __ сл. .

3. Раздели вертикальной чертой слова на слоги.

        

Кто много читает, тот много знает. Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

                        Карточка № 17                                

1. Подчеркни те слова, которые нельзя переносить.

Окунь,   акула,   лещ,   салака,   угорь,   карп,   камбала,   язь,   осётр,   пескарь,   судак,   ёрш,   омуль;   Юлия,   Маша,   Иван,   Игорь,   Елена,   Яша,   Рая,   Орёл,   Омск.

2. Раздели слова на слоги для переноса вертикальной чертой.

Образец: Ска|мей|ка.

        

Ручейки,   лужайка,   чайник,   Россия,   хоккей,   аллея,   огоньки,   деньки,   окуньки,   Нонна,   рассказ,   книжка,   пальто,   девочка.

3. Определи число слогов в словах.

Родина — __ сл.,                олень — __ сл.,                пришёл — __ сл.,

поездка — __ сл.,                мать — __ сл.,                смородина — __ сл. .

                                Карточка № 18                                

1. Вставь пропущенные буквы.

Щенок.

        Идёт   сил__ный   дожд__.   Бол__ной   мален__кий   Бул__ка   леж__т   под   крыл__цом.   Ол__га   завязала   щенку   бол__ную   лапу.   Игор__   и   Куз__ма   принесли   хлеба   и   м__л__ка.

2. Во втором предложении подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

3. В последнем предложении поставь ударение в словах.

4. Составь и запиши предложение.

        Игорь,   в,   положил,   тетрадь,   Кузьмин,   портфель.

        _________________________________________________________________

                                Карточка № 19                                

1. Раздели слова для переноса вертикальной чертой. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.

        Пальчики, сильный, июль, больной, маленький, Ольга, школьники, осень, скользят, зверь, льдина, смельчак, печальный, ельник, деньги, огонь.

Карточка № 20

2. Вставь, где нужно, пропущенные буквы.

Пищухин вальс.

        Пищуха   –   мален__кая   птич__ка.   Носик   у   неё   ш__л__цем.   Я   глазам   не   верил!   Пищ__ха   танцевала   вал__с.   Она   круж__ла   на   коре   ели   и   делала   лёгкие   прыжки.   Круг   за   кругом.   Шуршали   по   коре   когти   и   пёрышки.   Пищ__ха   неслас__   в   вал__се.

Русский язык, 2 класс: уроки, тесты, задания

Звуки и буквы. Правила правописания

  1. Признаки гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная и слогообразующая роль звуков
  2. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов, начинающихся на одну и ту же букву
  3. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Способы проверки написания
  4. Словарные слова с удвоенными согласными
  5. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
  6. Парные и непарные согласные звуки по глухости и звонкости
  7. Разделительный мягкий знак

Олимпиадные задания по русскому языку 2 класс (с ответами)

Олимпиада по русскому языку. 2 класс.

__________________________________________________________________

1.В каждом из этих слов спряталось другое слово. Найди его
хлев, зубр, коса, уточка, волк. 5б/…… 
__________________________________________________________________

2.Найди лишние слово, объясни причину исключения:

Мяч, арбуз, лес, зубы
__________________________________________________________________
Ночь, дочь, поле, петь
_______________________________________________________________2б/

3.Составь слова из букв: ы,л,о,м е,р,о,п у,р,а,к,ч 
_______________________________________________________________3б/

4.Выбери слова, в которых есть только мягкие согласные: 
билет,
теперь, 
топор, 
шесть, 
чаща, 
юбилей. 3б/……

5.Найди лишнюю пару:
широкий — узкий
громкий – сильный; 
тёмный – светлый.
робкий — смелый 1б/……

6.Выдели слово, которое расположено не в алфавитном порядке: 
Мак
Мальчик
Молния
Муха
Муравей 1б/……

7. Разгадай ребусы.
Р 1 а___________________________
Э100ния _______________________
За1ка__________________________3б/…… 

8.Выдели слова, которые можно разделить для переноса.
Осень, яма, пояс, Анна, лейка, ясень, сучья, якорь, коньки, аист. 5б/……

9. Продолжи предложения, вставив подходящее животное.
Индюк, осёл, медведь, лиса, рыба, заяц, свинья, сорока, волк.
Нем как__________________
Грязный как_______________
Труслив как _______________ 
Упрям как__________________
Колючий как_________________5б/……

10. Выдели слова, в которых начальные буквы должны быть большими. 
наташа, озеро, гора, собака, тузик, кузнецов, волга 4б/……

11. Выдели слова, которые есть в пословице или поговорке.

а) Когда считают цыплят? 
По весне
Летом
Зимой
По осени 1б/…… 

б) Когда приходит аппетит? 
Во время отдыха
Во время прогулки
Во время еды
Никогда не приходит 1б/……

12. Выбери нужную форму существительного
Мама испекла пирожки с 
повидлом, 
повидлой. 1б/……

13.Выбери ответ, сколько звуков в слове «ЛЬЮ»?
2
3
4
1 1б/……

14.Выдели слова с суффиксом – к –
салфетка, 
вазочка, 
коробка,
книжечка. 2б/……

15. Впиши в 4 клетки слово ласточка.

1б/……

16.В каком слове отрицание нет слышится 100 раз.
_______________________________________1б/……

17. В каком слове слышится три о, а пишется четыре  буквы.

_______________________________________1б/……

Ответы.

1.Хлев, зубр, коса, уточка, волк. 
5б,1 балл за правильный ответ

2. мяч, арбуз, лес, зубы (мн.число)
Ночь, дочь, поле (нет на конце ь, 2 слога) или петь (глагол)
2б,1 балл за правильный ответ  

3.мыло, перо, ручка
3б,1 балл за правильный ответ

4. теперь, юбилей, чаща
3б,1 балл за правильный ответ

5.ГРОМКИЙ-СИЛЬНЫЙ
1б, балл за правильный ответ

6.1 мак, 2 мальчик, 3 молния, 4, муравей, 5 муха,
1б,1 балл за правильный ответ

7.Родина, Эстония, заколка
3б,1 балл за правильный ответ

8. Пояс, Анна, лейка, сучья, коньки.
5б,1 балл за правильный ответ

9 Нем как рыба.
Грязный как свинья.
Труслив как заяц. 
Упрям как осёл. 
Колючий как ёж.
5б,1 балл за правильный ответ

10. наташа, озеро, гора, собака, тузик, кузнецов, волга
4б,1 балл за правильный ответ

11. а)По осени б)Во время еды
2б,1 балл за правильный ответ

12. повидлом. 1б, балл за правильный ответ

13. 3
1б, балл за правильный ответ

14. салфетка, коробка
2б,1 балл за правильный ответ

15.Ласточка
1б, балл за правильный ответ

16.Стонет
1б, балл за правильный ответ

17.Трио
1б, балл за правильный ответ
Всего: 41 балл

2 класс 1 тур

1. Расставь ударение в словах.

Алфавит, библиотека, звонит, цемент, торты.

2. Выпиши слова, в которых рядом находятся два гласных звука.

Лилия, оазис, фойе, поют, сауна.

3. Вставь пропущенные слова в данные устойчивые сочетания слов:

  • На сердце….скребут

  • Делить шкуру неубитого….

  • Голодный как ….

  • ….. носа не подточит.

4. Даны слова в звуковой одежде. Выбери для них буквенный костюм .

  • [ М’ А Т’] – мать, мять

  • [ В’ О С ] – воз, вез

  • [ Л ‘Э С’ ] – лес, лезть

5. Вставь пропущенные буквы.

Я ружьишко зар…дилИ м…рковку прор…дил,
В ог…роде ув…дал,
Как кустарник ув…дал.

6. В каких словах есть приставки?

Отмыть, отчизна, отвар, отравить, отара, отличник.

7. Выбери синонимы для выделенных слов:

  • Пасмурная погода (знойная, дождливая, ненастная)

  • Смышленый ученик (аккуратный, сообразительный, умный)

  • Неуклюжий медведь (добродушный, неповоротливый, огромный)

8. Узнай героя из сказки:

  • Милая, добрая, крошечная –

  • Деревянный, любопытный, длинноносый –

  • Старая, страшная, беззубая —

2 класс 2 тур

1. Разгадай ребусы:

Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР

2. Как сказать одним словом?

  • Повесить нос –

  • За тридевять земель –

  • Бить баклуши –

  • Водить за нос –

  • Себе на уме —

3. Составьте анаграммы. Анаграммы – это слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова. Например: рост-сорт

Кулон-

Автор-

Коршун-

4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Осетинская: и в хорошем огороде есть гнилые тыквы.

Польская: как заяц в ананасе.

5. Выбери нужное слово

  • У бабушки нет (очек, очков, очкей)

  • У Маши нет красных (туфлев, туфлей, туфель)

  • У меня нет (ножницей, ножницов, ножниц)

6. Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу. Придумай и запиши еще два слово с таким составом.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

Вся же – в дневнике я и в журнале

7. Сколько раз встречается звуки [Т] и [Т ’] в стихотворении?

Липы за руки взялись,
Липы ветками сплелись,
Ветер злится: “Повалю!
Я упрямых не терплю!”.
Дунул снова что есть сил,
Но деревья с ног не сбил

Тестовые задания

1. В письменной речи одно предложение отделяется от другого с помощью:
А) точки, вопросительного или восклицательного знака
Б) большой буквы
В) остановки или паузы

2. В каком слове 1 слог:
А) яма
Б) кость
В) ухо

3. Сколько предложений в тексте:
Наступила осень с деревьев опадает листва часто идут дожди на улице похолодало.
А) 3
Б) 4
В) 5

4. Сколько гласных букв в русском языке:
А) 6 букв
Б) 10 букв
В) 33 буквы

5. В каком ряду оба слова являются однокоренными?
А) товарищ, дружок
Б) чёрный, тёмный
В) водный, подводный
Г) лес, деревья

6. Какое слово является проверочным для слова дуб?
А) дубки
Б) дупло
В) дубок
Г) дублёр

7. Определите строку, где записаны имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?
А) машина, стол
Б) поезд, лес
В) девочка, медедь
Г) дерево, мост

8. В каком варианте допущена ошибка при переносе слов?
А) зи-ма
Б) ос-лик
В) мо-ст
Г) маши-на

9. В каком слове букв больше, чем звуков?
А) чашка
Б) Юля
В) пять
Г) чайка

10. Выбери основу предложения.
В теплице цветут белые душистые лилии.
А) белые лилии
Б) в теплице цветут
В) цветут лилии
Г) душистые лилии

Открытые вопросы

Вопрос 1
Какие согласные никогда не бывают мягкими?

Вопрос 2
Запиши во множественном числе?
Стул – …
Чудо – …
Человек – …
Ухо – …
Ребенок – …

Вопрос 3
Спиши предложение и продолжи его:
У кошки родился …, а у собаки … .

Вопрос 4
В каких словах число букв и звуков совпадает?
Поют, июнь, яма, мельница, подъезд, морковь, группа.

Вопрос 5
В выделенных словах указать части речи.
Овес РОС медленно из-за прохладных утренних РОС.

Творческие задания

Задание 1
Подбери к словам синонимы:
бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать

Задание 2
Найди общее начало для слов:
… тина, … тошка, … та, … ман, … тон.

Задание 3
Незнайка написал записку. Он допустил 8 ошибок, найди и исправь их.
«Привет, знайка! Очень прашу тебя помочь мне решыть задачю. буду ждать в сваей комнате. низнайка»

Задание 4
Из группы слов составь пословицу и запиши:
песни без человек без что Родины соловей

Задание 5
Прочитать слова. К каждому слову 1 столбика подберите подходящее по смыслу слово из 2 столбика.
осень улетают
листья идет
дождь падает
птицы пришла

Ответы на тесты

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

А

Б

В

Б

В

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

В

В

В

В

В

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: ж, щ, ц
Ответ на вопрос 2: стулья, чудеса, люди, уши, дети
Ответ на вопрос 3: У кошки родился котенок, а у собаки щенок.
Ответ на вопрос 4: июнь, подъезд
Ответ на вопрос 5: Овес рос – глагол, утренних рос – имя существительное.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть

Пример ответа на творческое задание №2
кар…

Пример ответа на творческое задание №3
«Привет, Знайка! Очень прошу тебя помочь мне решить задачу. Буду ждать в своей комнате. Незнайка»

Пример ответа на творческое задание №4
Человек без Родины, что соловей без песни.

Пример ответа на творческое задание №5
осень — пришла, листья — падает, дождь — идет, птицы — улетают

Олимпиада по русскому языку 2 класс

2004год

2005год

2006год

2007год 2008год

2009год

2010

Грамматические задания по русскому языку 2 класс

Фамилия и имя_____________

Спиши текст.

Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Выполни грамматические задания

1. Выполни звукобуквенный анализ:

Лето — __б., __зв., __сл.; Метель — __б., __зв., __сл.;

Яма — __б., __зв., __сл.; Школа — __б., __зв., __сл..

2. Составь из слов предложение: роет, экскаватор, большой, котлован.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Разбери слова по составу:

Акула Автобусный Арбузище Багажник

4. Запиши проверочное слово, вставь пропущенную букву, выдели орфограмму:

Ч__родей — _______________ Д__лёкий — _______________

Д__ловой — _______________ __кно — __________________

5. Зачеркни лишнее слово:

Машина, лужи, задача, груши. Зуб, обед, шутка, лиса.

6. Буквы, из которых состоит слово, расставь в алфавитном порядке:

АКВАРИУМ

__________________________________________________________________

7. Составь предложение, дополнив его предлогами: кедровые, положил, Кирилл, орешки, кормушка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развивающие задания по русскому языку для 2 класса

Развивающие задания по русскому языку для 2 класса.

1. В этих словах две первые буквы и две последние повторяются. Запиши эти слова в тетрадь.

Например: тахта

__ __ но __ __ __ __ ри __ __

__ __ туш __ __ __ __ леч __ __

2. Найди в каждом слове спрятанное слово, запиши.

Например: смех – мех

столб – ___________ коса — __________

полк – ___________ зубр — __________

удочка – _________ мель — __________

дорога — __________ лень – ___________

3. Соедини стрелочкой одинаковые по смыслу предложения. Запиши в тетрадь одну пару таких предложений.

Часто меняет решения.

Ничему не верит.

Безобидный человек.

Очень болтливый.

Мухи не обидит.

Имеет язык без костей.

У него семь пятниц на неделе.

Фома неверующий.

4. Закончи пословицу. Запиши в тетрадь.

Без труда …..

С кем поведёшься, от того и ….

Поспешишь – людей …..

Не спеши языком ….

Лучшая вещь новая, лучший друг ….

Труд кормит, а …..

5. Соедини половинки слов и запиши.

само ка

бол верт

кон кап

нал кон

бук чай

вар кан

ва гон

ка ник

фут бал

варь гон

6. Собери буквы, которые рассыпались, получишь названия животных. Запиши.

бруска

аблек

обкаса

вюрдлеб

шокка

берза

7. Напиши слова с противоположным смыслом.

злой

короткий

уронил

беспорядок

дикий

враг

день

внутри

8. Вставь гласные, чтобы получились слова.

м__йк__

__к__л

м__р__

п__л__ц

л__м__н

п__л

м__л

__ж

п__л__

9. Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое слово.

Пример: каша, река, тарелка – карета.

колос, рота, ваза –

молоко, невод, таракан –

коса, лото, боксёр –

баран, рана, банка –

соловей, лето –

10. Восстанови слова и подчеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным словам.

• пашак, сокни, вобрь, камай, фотак

• коморвь, рецуго, кочабак, ивалс, мидороп

• клов, бакасо, кашок, заок, рокова

11. Напиши одним словом, что значит выражение.

Бить баклуши –

Намылить шею –

Витать в облаках –

Душа в пятки ушла –

Зарубить на носу –

На краю земли –

12. Допиши слова по смыслу.

Топором рубят, а пилой …

Ластиком стирают, а ручкой …

Летом идет…, а зимой …

Рыбы …, а птицы …

Воду можно разлить, а горох …

Сено косят, а волосы…

13. Допиши подходящие по смыслу слова.

Из муки – оладьи, а из творога – сырники.

Из молока – коктейль, а из апельсина – …

Из свёклы – борщ, а из капусты – …

От коровы – молоко, а от курицы – …

Из руды – металл, а из дерева – …

Из икры – мальки, а из яиц – …

14. Найди лишнее слово.

Часы – спят, стоят, идут, спешат.

Солнце – греет, веет, сияет, светит.

Дорога – стоит, ведёт, бежит, петляет.

Ветер – дует, веет, гудит, молчит.

Река – бежит, течёт, идёт, движется.

Дождь – идёт, стучит, хлещет, бежит.

Дидактический материал по русскому языку «Имя существительное» для 2 класса

 


 

I Ознакомление с теоретическим материалом

Прочитай текст.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает:

  1. Конкретные предметы: стол, книга, ручка, пенал, карандаш.
  2. Живые существа: собака, крокодил, муравей, слон.
  3. Явления природы: дождь, иней, молния.
  4. События: война, революция, праздник, митинг, парад.
  5. Процесс, действия: рост, развитие, бег, стрельба, ходьба.
  6. Абстрактные понятия: храбрость, смелость, дружба, ловкость.

Имена существительные бывают собственные (географические названия рек, морей, гор, населённых пунктов, стран; имена, отчества, фамилии людей, клички животных) и нарицательные (девочка, река, город). Имена собственные пишутся с большой буквы: Юрий Алексеевич Гагарин, город Москва, река Волга, страна Россия, собака Бим.

Имена существительные бывают одушевлённые  и неодушевлённые. Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто?, называют одушевлёнными (мама, дедушка, медведь, гусеница, голубь, карась). Остальные имена существительные отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые имена существительные (телефон, ваза, тетрадь). Слова, называющие различные чувства, настроение, черты характера, явления природы, отвечают на вопрос что? и являются неодушевлёнными именами существительными (радость, гнев, смелость).

Имена существительные бывают трёх родов

 

                       мужской род       женский род      средний род

                       (он, мой)                 (она, моя)              (она, моя)

                          врач                         кошка                 окно

                          стул                          рука                    небо

                         ливень                      стена                  золото

 

Имена существительные изменяются по числам: единственное число (голова, коза, мышка), множественное число (головы, козы, мышки).

Есть имена существительные, которые имеют только множественное число  (ножницы, брюки, сани) или единственное число (молоко, кофе, серебро).

Чтобы определить род имени существительного во множественном числе, надо поставить его в начальную форму (задать вопрос кто? или что?).

 

Проверь себя, самостоятельно вписывай ответы:

 

  1.          Имя существительное – это _________ речи, которая отвечает на вопросы _________? и _________?
  2.          Приведи примеры имен существительных:_____________________________________________________________________________________________________________________________.
  3.          Имена существительные бывают собственные и ___________________
  4.          Имена существительные бывают ________________и неодушевлённые.
  5.          Имена существительные бывают ________ родов: __________________ род, __________________ род, _________________ род.
  6.          Имена существительные изменяются по _______________________________.

 

 

 

II Задания для самостоятельной работы

 

Прочитай задание и выполни самостоятельно:

 

  1.          Посмотри вокруг себя. Напиши имена существительные.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1.          Из предложенных слов выпиши имена существительные: жаркий, далеко, море, страна, идти, по, мама, низкий, бежать, работа, красивый, мир, город, летит, автобус, учитель, любимая.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

  1.          Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные одной чертой.

Наш класс светлый и чистый. Сегодня мы д.журные. Лена и Коля вытирали пыль. Таня и Света мыли пол. Люда поливала цв.ты.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1.          Отгадай загадки, напиши отгадки, разделив ответы на группы.    

                 а)     В небе молния сверкает,

                         Гром в раскатах громыхает.

                         Клонится к земле лоза.

                         Начинается  ….                                            

                     

                  б)     Над цветком цветок тот пляшет,

                           Веерками крыльев машет.

                           Так прекрасен он, хорош,

                            Но на клумбе не найдешь.

 

                   в)    Дремлют на подушке

                           Маленькие ушки,

                            Мягонькие лапки,

                            Коготки-царапки.

 

                   г)     Над цветами кто летает,

                          Сок цветочный собирает,

                          В домик свой его несет,

                          Из него готовит мед?

 

                   д)    Бьется, скачет,

                          Но не плачет.

                          Приглашает детвору

                          На веселую игру.

                

 

                 е)    Твоему мячу подобен,

                        Только вкусен и съедобен.

                        Хоть зеленые бока,

                       Мякоть красная сладка.

 

                     кто?                                              что?

       _________________                     __________________

       _________________                     __________________

       _________________                     __________________

 

  1. Запомни изображённые предметы. Напиши их названия по памяти, закрыв картинки листком бумаги. Распредели слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, в два столбика.

 

Кубики Мякиши Предметы (001) - низкая цена, доставка или самовывоз по Челябинску. . Кубики Мякиши Предметы (001) купить в интерн  Воротила Nina Dobrev - созданные коллекции   Предметы быта современного и советского человека :: Картинки из Интернета    PSD исходники - игрушки и детские предметы " ALLDAY - народный сайт о дизайне     Datacraft Sozaijiten 062 - Impressive Small Animals / Впечатляющие маленькие животные (200xHQ)

 

 

муравей, муравьи, насекомые, Скачать Обои и Фото       Контурный карандаш для губ - Chambor Lip Contour Pencil (арт. . 12423) - купить в Киеве в интернет магазине MakeUp Цены и фото в   Федеральная налоговая служба - События службы  сорока, птицы, Скачать Обои и Фото   Лопата ЗУБР штыковая из нержавеющей стали, с черенком 120см, 205х270х1300мм - купить недорого со скидкой в интернет-магазине СТС

 

 

                     кто?                                              что?

       _________________                     __________________

       _________________                     __________________

       _________________                     __________________

                      _________________                      __________________

                       _________________                     __________________

 

 

  1. а). Из слов каждой строчки составь предложения и запиши их.

На, нежные, развернулись, берёзах, листочки.

Золотые, в, распустились, траве, цветы, зелёной, одуванчика.

Выползают, майские, из-под, жуки, земли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б). В каждом предложении подчеркни имена существительные.

 

 

  1.          Подбери проверочные слова так, чтобы они оказались именами существительными.

        Закр.чал — ___________, пом.рились — _________, п.левой — ____________, пл.сал — ______________, сп.ртивный — ____________, ст.пной — ___________.

 

  1.          Выпиши имена собственные: река Днепр, город Одесса, мальчик Слава, гора Эльбрус, попугай Кеша, корова Ночка, собака Тузик, бабушка Валя.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1.          Запиши слова в два столбика: Лена, Урал, камень, гора, ваза, кувшин, корова, Зорька, Пётр, Иван, Кавказ, берёза, Михайлов.

             Имена собственные                       Имена нарицательные

         ______________________                   _____________________

         ______________________                   _____________________

         ______________________                   _____________________

         ______________________                   _____________________

         ______________________                   _____________________

         ______________________                   _____________________

         ______________________                   _____________________

 

 

  1.   Составь предложения из слов и запиши:

  

Бурёнка, на, паслась, корова, лугу.

_________________________________________________________________

Кошки, были, Мурки, котята, у, Пушок, и, Рыжик.

__________________________________________________________________

Бурана, пруду, к, ведёт, коня, Саша.

__________________________________________________________________

Подчеркни в каждом предложении одной чертой имена собственные, двумя чертами – нарицательные.

  1.   Образуй и запиши однокоренные одушевлённые имена существительные:

   Пожар — _________________, мясо — _______________, лыжи — ____________,

   бой — _____________, коровник — ______________, футбол — _______________,

   грибы — ________________, баян — ________________, скрипка — ___________.

 

  1.    Прочитай вопрос и ответь на него полным предложением. Запиши ответ.

   Кто ловит рыбу__________________________________________________

  Кто ухаживает за лесом?__________________________________________

  _________________________________________________________________

  Кто летает на самолёте?__________________________________________

  _________________________________________________________________

  Кто смотрит за садом?____________________________________________

  __________________________________________________________________

  Одной чертой подчеркни одушевлённые существительные, а двумя – неодушевлённые.

 

  1.    Продолжи запись названий насекомых, рыб, птиц, цветов, овощей, деревьев.

   Насекомые: шмель, оса, ___________________________________________.

  Рыбы: лещ, щука, _________________________________________________.

  Птицы: ласточка, кукушка, _________________________________________.

  Цветы: мак, роза, __________________________________________________.

  Овощи: огурец, перец, _______________________________________________ .

  Деревья: осина, тополь, ______________________________________________.

  Подумай, это одушевлённые или неодушевлённые имена существительные?

 

  1.  Прочитай. Распредели слова на две группы, задав к ним вопрос что? или кто?

Запиши слова, подчеркни орфограммы.

(А, а)ндрей, (Ж, ж)учка, (Я, я)блоко, (К, к)апуста, (И, и)рина, (П, п)омидор, (А, а)пельсин, (К, к)иви, (Ш, ш)арик, (Т, т)ыква, (В, в)ладимир, (Г, г)недой.

Кто?_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Что?_______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1.  Правильно закончи начатое предложение, выбрав одно слово из скобок. К каждому выбранному слову задай вопрос кто? или что? Запиши полученные предложения.

Сапог имеет (шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица).

_____________________________________________________________________

В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

_____________________________________________________________________

Дерево всегда имеет (листья, цветы, плоды, корень, тень).

_____________________________________________________________________

  1.  Допиши слова.

Один                                   Много

лужа                                 ___________________

ландыш                            ___________________         

ёрш                                   ___________________

____________                  ежи

____________                  рощи

мышь                               ___________________

пень                                 ___________________

 

 

  1.  Выполни тестовые задания.

 

Тест 1.

  1. Выбери верное утверждение.

а) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какое? какая?

б) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?

  1.  Выбери верное утверждение.

а) Имена собственные пишутся с большой буквы.

б) Имена собственные пишутся с маленькой буквы.

  1.  Выбери верное утверждение.

а) Имена существительные изменяются по числам.

б) Имена существительные не изменяются по числам.

  1. Выбери верное утверждение.

      а) Имена существительные изменяются по родам.

б) Имена существительные бывают мужского, женского, среднего рода.

5.  Выбери из слов имя существительное женского рода.

     а) тёмный;

     б) темнеть;

     в) темнота;

     г) шкаф

 

Тест 2.

 

  1. Выбери верное утверждение.

а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.

б) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

в) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.

  1. Выбери верное утверждение.

а) Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?, а неодушевленные – на вопрос кто?

б) Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные – на вопрос что?

  1. Выбери верное утверждение.

а) Имя существительное – это член предложения.

б) Имя существительное – это часть слова.

  1.  Выбери верное утверждение.

а) Имена существительные изменяются по родам.

б) Имена существительные по родам не изменяются.

5.  Найди существительное мужского рода:

     а) тетрадь;

     б) ручьи;

     в) чувство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильные ответы:

 

2. Море, страна, мама, работа, мир, город, автобус, учитель.

 

3. дежурные, цветы

    Нужно подчеркнуть имена существительные: класс, дежурные, Лена, Коля, пыль, Таня, Света, пол, Люда, цветы

 

4.                     кто?                                        что?

                    бабочка                                     гроза                             

                    котёнок                                     арбуз          

                    пчела                                         мяч     

 

5.                                          кто?                       что?   

                                         собака                    карандаш

                                         заяц                        машина

                                         муравей                 кубики

                                         ученик                   стакан

                                         сорока                    лопата

 

6. На берёзах развернулись нежные листочки.

    В зелёной траве распустились золотые цветы одуванчика.

    Из-под земли выползают майские жуки.

 

 

 7.  Закр.чал — крик, пом.рились — мир, п.левой — поле, пл.сал — пляска, сп.ртивный — спорт, ст.пной — степь.

 

8.  Днепр, Одесса, Слава, Эльбрус, Кеша, Ночка, Тузик, Валя.

 

9.          Имена собственные                       Имена нарицательные

         Лена, Урал                                          камень, гора                                                                                                   

         Зорька, Пётр                                      корова     

         Кавказ                                                  ваза

                                                                       кувшин

         Иван                                                     берёза

       Михайлов

10.    На лугу паслась корова Бурёнка.

 У кошки Мурки были котята Пушок и Рыжик.

  Саша ведёт к пруду коня Бурана.

 

11. Пожар — пожарный, мясо – мясник, лыжи — лыжник,

     бой — борец, коровник — корова, футбол — футболист,

     грибы — грибник, баян — баянист, скрипка – скрипач.

 

 

  1.  Рыбак ловит рыбу. Лесник ухаживает за лесом. Лётчик летает на самолёте. Садовник смотрит за садом.

 

14.  Кто? Андрей, Жучка, Ирина, Шарик, Владимир, Гнедой.

       Что? яблоко, капуста, помидор, апельсин, киви, тыква.

 

16.                Один                                   Много

                     лужа                                    лужи

                     ландыш                              ландыши           

                     ёрш                                     ерши

                     ёж                                       ежи

                    роща                                    рощи

                    мышь                                  мыши

                    пень                                     пни

 

17.  Ключ к тесту 1:

  1. б;
  2. а;
  3. а;
  4. б;
  5. в

 

 

      Ключ к тесту 2:

  1. в;
  2. б;
  3. а;
  4. б;
  5. б

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *