Как решить конфликт между детьми в школе – Карточки с примерами конфликтных ситуаций для психолого- педагогического тренинга«Приемы конструктивного решения конфликтных ситуаций».

Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры - Классное руководство - Преподавание - Образование, воспитание и обучение

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. 

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть.

Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример
 

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.


Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.
  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности
    .
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Фото: Екатерина Афанасьичева.

pedsovet.su

Конфликты в школьном коллективе: учим ребенка самостоятельности

Что делать, если у Вашего ребенка участились конфликты в школе?  Надо ли родителям вмешиваться в ссоры между одноклассниками?  Как научить ребенка справляться с конфликтными ситуациями самостоятельно?  На эти вопросы отвечает психолог Елена Абрамова

 

ЗАКОНЫ СТАИ

Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива. В любом детском коллективе неизбежно возникает своя иерархия, появляются  лидеры и «отверженные».  Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.

Особенно этот факт актуален для определенных возрастных  периодов: поступление детей в первый класс, переход в среднее звено и период подросткового кризиса в старших классах.

Пришедшие из детского сада первоклассники еще не умеют самостоятельно идти на контакт, ориентируясь в вопросах дисциплины исключительно на авторитет взрослого.

В пятом классе изменение социальной роли совпадает с началом переходного кризиса, когда для ребенка определяющим становится  мнение сверстников. Частой особенностью для пятиклассников являются драки и выяснение отношений у мальчишек между собой  и между мальчиками и девочками. После своеобразной проверки на прочность такие  дуэлянты часто становятся друзьями  неразлей вода.

Старшеклассники проверяют друг друга «на прочность» с целью самоутверждения. Поэтому те подростки, которые могут выражать себя другими способами: в учебе, через спортивные или творческие достижения, в хобби – спокойнее переживают этот непростой для каждого ребенка период.

 

ПОМОГАЕМ ПРАВИЛЬНО

Что делать, если ваш ребенок стал участником или жертвой конфликта между одноклассниками? Надо ли родителям вмешиваться в конфликтные ситуации?

Перед тем, как принять  решение о вмешательстве в детский конфликт, стоит понять, хватит ли у детей внутренних ресурсов для того, чтобы разрешить его самостоятельно. От родителей требуется готовность обсудить дома сложившуюся ситуацию и  выслушать ребенка без морализаторства. В ситуации, когда конфликты возникают между мальчиками, мамам стоит делегировать разговор о способах его преодоления папе или другому авторитетному для ребенка мужчине: родственнику, тренеру.

Если конфликт интересов не носит затяжной характер и угрозы физическому здоровью нет, то стоит поддержать уверенность ребенка в том, что он сможет справиться с проблемой самостоятельно.

В том случае, если ситуация ухудшается, и ваш ребенок постоянно становится «слабым звеном», то вместо понятного для многих родителей желания наказать обидчиков стоит потратить силы на сбор информации о том, почему это происходит.

Доверительный разговор с ребенком, классным руководителем, поможет выявить причины, по которым ребенок «стягивает» на себя агрессию. Не всегда полезно  ругаться с родителями обидчиков или требовать от школы административного решения проблемы. Искусственная защита ребенка учителем или директором может привлечь внимание и вынудить класс еще больше дразнить «любимчика». Не стоит разбираться с обидчиками ребенка самостоятельно, без присутствия их родителей.

 

ОДИН ЗА ВСЕХ

Если в классе постоянно происходит «травля» кого-то из одноклассников или класс поделен на группы, «враждующие» между собой, то в профилактической работе нуждается весь класс. На этом этапе поможет подключение школьного психолога и родительской общественности для проведения  внеклассных мероприятий, игр и совместных поездок, сплачивающих класс.  Целью общих дел должно быть обучение навыкам безопасного общения.

По моему опыту, более дружным является тот классный коллектив, в котором родители общаются между собой и готовы тратить силы и время на создание в классе безопасной и интересной среды. Например, родители одной из школ нашли интересный способ по включению «трудного» ученика в коллектив сверстников. Вместо «разборок» они стали раз в неделю приглашать «проблемного» мальчика к себе в гости, где он смог в неформальной обстановке привыкнуть к своим одноклассникам и подружиться с ними.

В отличие от советской системы, современная школа не уделяет внимание развитию у детей навыков эффективного сотрудничества. В этих условиях  «заказчиками» подобных курсов или мероприятий могут стать сами родители. Тренинги и игры командообразования  можно организовывать самостоятельно или с помощью специалистов.

 

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Если ситуация зашла в тупик, и «мирным путем» справиться с конфликтами в классе не получилось, единственным выходом для ребенка может стать перевод в другой класс или школу. Но важно понимать, что для предотвращения подобных проблем в следующем коллективе необходимо системное обучение ребенка навыкам конструктивного общения. Полезный опыт ребенок может получить на психологических группах, в творческой студии или в спортивной секции, где обучают командным видам спорта.

Совсем избежать конфликтов невозможно, но любая проблема кроме негатива дает и опыт по преодолению похожих ситуаций в будущем. Частые конфликты в классе с участием вашего ребенка могут стать для родителей своеобразным «маячком», обозначением «слабого места», с которым можно и нужно работать. Важно помочь ребенку осознать те «механизмы» и особенности поведения, которые мешают ему найти контакт с ровесниками и научить его другим способам взаимодействия.

Если у вас есть конкретные вопросы по школьным конфликтам, вы можете обратиться к специалистам Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

По адресу ул. Барбюса 65а каждую среду в 17.00 проходят группы по обучению навыкам эффективного общения для учеников 1-2 классов. Записаться в группы, на индивидуальную консультацию и получить подробную информацию можно у психолога Елены Абрамовой по телефону +79048122996.

Психологи Центра проводят психологические игры и тренинги  командообразования по авторской программе «Нулевой Меридиан», ставшей победителем Российского конкурса коррекционно-развивающих программ и курсов по выбору для школьников. Тренинги проводятся  четыре раза в год для всех возрастов на базе вашей школы. Пригласить ведущих на родительское собрание или получить подробную информацию о тренингах можно по телефонам:

 +79048122996, психолог Абрамова Елена

+79123144065, психолог Макарова Анжела.

 

11.11.2013

Расскажите об этом друзьям →

cityforkids.ru

Школьные конфликты

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет

  • соперничество

  • обман, сплетни

  • оскорбления

  • обиды

  • враждебность к любимым ученикам учителя

  • личная неприязнь к человеку

  • симпатия без взаимности

  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания

  • недовольство родителя методами обучения педагога

  • личная неприязнь

  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки. Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям. Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы? Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми. Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей

  • чрезмерное количество требований к ученику

  • непостоянство требований учителя

  • невыполнение требований самим учителем

  • ученик считает себя недооцененным  

  • учитель не может примириться с недостатками ученика

  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему. Пример  

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше. После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

studfile.net

Статья: Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы их решения.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. 

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы их решения.

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками 

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример
 

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.


Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Из-за чего возникают конфликты между учителями и родителями

К ним можно отнести столкновения в областях:

♦  взаимодействия учителя и родителя в области организации домашней работы ученика;

♦    несогласия родителей с отношением к школьнику со стороны учителя;

♦ неадекватно заниженных, по мнению родителей, оценок, выставляемых учителем ученику;

♦   непринятия ученика сверстниками, одноклассниками;

♦ завышенных, на взгляд родителей, требований школы к подготовленности ребенка и пр.

В основе возникающих конфликтов лежит неудовлетворенность родителей в области обучения и воспитания детей, организации учебно-воспитательного процесса, положением ребенка в системе внутри классных связей или отношением учителя к ребенку или родителям.

Как разрешить конфликт между родителями и преподавателями?

Входя в родительское сообщество, каждый родитель подвергается потенциальной опасности быть втянутым в конфликтную ситуацию. Поэтому некоторые знания по предупреждению и разрешению конфликтов, на наш взгляд, не помешают.

Говоря о предупреждении конфликтов, необходимо знать, какие действия могут к ним привести.

Приведем примерный перечень действий, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации:

♦  проявления агрессии или антипатии родителей к учителю, родителей к другим родителям класса;

♦ проявление недовольства руководством, построением образовательного процесса в классе;

♦     постоянные придирки к деятельности учителя;

♦ отрицательная оценка профессиональной деятельности учителя или общественной деятельности других родителей;

♦     истерическое состояние родителей, чаще всего мам и бабушек;

♦     активное навязывание своей точки зрения;

♦     отказ от компромиссов, предлагаемых учителем или директором;

♦   создание групп и коалиций, противоборствующих целям школы;

♦   втягивание учеников и родителей в назревающий конфликт;

♦   навязывание своей преувеличенной роли в жизнедеятельности школы.

Справедливости ради надо сказать, что конфликтную ситуацию иногда создает и учитель. В этом случае его действия, ведущие к конфликту, могут быть следующими:

♦ использование стиля руководства, неадекватного требованиям времени; игнорирование мнения родителей при решении насущных задач класса;

♦    отсутствие интереса к личностям учеников и родителей;

♦  использование внутришкольной информации во вред отдельным ученикам и родителям;

♦    игнорирование интересов учеников и родителей;

♦ неумелое решение вопросов индивидуального характера, касающихся взаимодействия родителей и учителя;

♦ создание «свиты» в виде любимчиков из числа родителей, приближенных к учителю.

Если ситуация складывается зримо и появление конфликта не за горами, можно воспользоваться примерной программой предупреждения конфликта в школе, которая может иметь следующий вид:

1. Рационально, с учетом индивидуальных особенностей школьников и их родителей, психологической совместимости отдельных родителей, особенно активистов, необходимо равномерно распределять участие родителей в делах класса.

2. Своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных учеников.

3. Относиться к родителям необходимо неизменно вежливо и терпимо.

4. Нельзя ставить в неловкое положение отдельного родителя перед другими родителями или учениками.

5. Учитель должен уметь выслушать собеседника, не перебивая, и вникнуть искренне в его проблемы.

6. Учитель должен подавать образец толерантности к родителям, мыслящим не так, как он.

7. Содействовать созданию творческой, теплой атмосферы в классе.

8. Четко и логично строить образовательный процесс в классе.

Но если все-таки время предупреждения конфликта пропущено, то встает необходимость его разрешить. В противном случае динамичный, развивающийся по спирали конфликт может затормозить процесс творческой работы не только одного класса, но и всей школы и навредить главному ее предназначению — образованию подрастающего поколения.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. 

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы их решения.

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

nsportal.ru

Травля в школе. У ребёнка конфликты с одноклассниками, что делать?

Школьные конфликты – явление нередкое, ведь класс довольно большой, и у каждого ребёнка есть своё мнение, привычки и особенности, которые могут не нравиться другим.

Тем ни менее, несмотря на всю распространённость регулярных школьных конфликтов, принимать их как должное вовсе не стоит, ведь иногда они могут вылиться в очень серьёзные проблемы.

Итак, чем же могут помочь родители, если их ребёнка травят в школе?

Прежде всего, нужно грамотно отреагировать на информацию. Если ребёнок не стал рассказывать вам о проблеме, а вы узнали о ней от посторонних или случайно, не стоит «набрасываться» на ребёнка с обвинениями: «Почему ты ничего не сказал?!». Возможно, ребёнок как раз и боялся какой-то резкой реакции с вашей стороны. В любом случае, дополнительные претензии от родителей только усугубят моральное состояние ребёнка.

Если ребёнок сам рассказал вам о конфликте, поблагодарите его за доверие: «Спасибо, что рассказал, мы обязательно решим эту проблему вместе».

Почувствовав вашу защиту, школьнику будет проще справляться с подобными ситуациями.

Профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова Галина Солдатова всвоей беседе с порталом «Мел» посоветовала ни в коем случае не ограничиваться фразами: «Да не обращай внимания!», «Просто пройди мимо», «Дай сдачи!».

Таким образом, вы лишь оставите ребёнка наедине с конфликтом, дав ему указание справляться самому.

Не заставляйте ребёнка дословно пересказывать, что сказал обидчик, если он сам не хочет этого говорить. Ребёнку может быть слишком стыдно или неприятно повторять при вас определённые слова и в следующий раз он может просто не обратиться к вам.

Также Галина Солдатова упомянула о важном аспекте – вина. Не дайте ребёнку подумать, что он действительно виноват. Не задавайте вопросов вроде «Тебе не кажется странным, что обижают только тебя? Может ты им что-то сделал?». Здесь важно понимать, что ребёнок не идеален и действительно мог спровоцировать кого-то на конфликт. Но! Нужно чётко разграничить разовые ссоры, которые нормальны для школьников и регулярную намеренную травлю!

Если всё внимание однокласссников постоянно сконцентрировано на одном человеке, его унижают, пытаются задеть или, того хуже, бьют, здесь уже не может быть речь о том, что ребёнок сам в этом виноват. Здесь нужна помощь.

После того, как вы узнали о проблеме и дали ребёнку понять, что вы на его стороне, поговорите с классным руководителем. Выясните, знает ли он о проблеме и что конкретно делает, чтобы изменить ситуацию. Важно обсудить конкретные действия, которые будут предприняты педагогом.

При чём нужно понимать, что если Марья Ивановна встанет перед классом и громко объявит, что приходила Витенькина мама и сказала, что его обижают, Витеньке жить в классе будет ещё тяжелее. Поэтому обговорите с классным руководителем более приемлемые пути решения.

Если речь идет о младших школьниках, а ситуация затянувшаяся, имеет смысл поговорить с родителями «обидчика». Здесь также важен подход, так как если вы позвоните маме Пети и внезапно обрушитесь с обвинениями, какой у неё невоспитанный сын и что он – корень вселенского зла, скорее всего, вы услышите столько же неприятного о своём ребёнке, а проблема усугубится.

Скажите, что вы звоните, чтобы решить одну вашу общую проблему, ведь у ваших детей длительный конфликт и вы хотите его, наконец, устранить. Скорее всего, вторая сторона также пойдёт вам навстречу. А когда в конфликт с обеих сторон вмешиваются взрослые, детям уже вовсе не весело его продолжать.

В крайних случаях, если проблему решить не удаётся, или если ребёнок учится уже в более старших классах, когда не очень уместно решать вопросы с родителями, а в школе помочь не могут, можно перейти в другую школу.

При чём лучше это преподнести как новые перспективы, а не как бегство от издевательств. Не стоит приходить в новую школу и в присутствии ребёнка говорить новому учителю: «Над ним в школе все издевались, вот мы и решили уйти». Лучше позвольте ему самому начать всё с чистого листа, завести новые знакомства, начать заниматься каким-то новым хобби, но с вашей поддержкой, если она понадобится. Не спрашивайте каждый день: «Тебя не обижают теперь?», просто отпустите прошлую ситуацию. И всё обязательно наладится!

TutorOnline желает всем ученикам успехов в школе и всегда рад видеть вас на занятиях!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Конфликт в школе между родителями

1. Директор школы попросила меня написать объяснительную по конфликту (между учениками) . Потом переругались родители детей и досталось педагогу. Но правда ей не понравилась, объяснительную она настоятельно рекомендовала переписать, как быть? Либо администрация школы не желает решать вопррос, либо выставит учителя крайним? Помогите!?

1.1. Здравствуйте, чтобы вам помочь необходимо детально разобраться в данном вопросе и изучить позиции всех сторон конфликта.

1.2. Составление документов - на платной основе.
Возможно, содержание Вашей объяснительной противоречит этическим нормам, Уставу школы или ставит под сомнение чью-то репутацию... Нужно учитывать специфику конфликта.

2. Произошел конфликт между сторожем школы и родителем. Дети родителя посещают школьную секцию, которая арендуется. В итоге, была написана жалоба на имя директора из-за хамства сторожа. Директор посчитала, чтобы решить конфликт необходимо пригласить сторожа и тренера. Тренера то почему? Он разве отвечает за поведение родителей? Я понимаю. Что он отвечает за порядок, но он не был нарушен.

2.1. Вопрос к директору школы, почему он решил пригласить тренера. Возможно, чтобы тот был в курсе конфликта. Работать с детьми же ему. Но ничего противозаконного в этом нет.

3. Скажите, пожалуйста, если идёт конфликт между учителем и родителями, и учитель переносит конфликт на ученика. Можно ли не посещать уроки у данного педагога, а сдавать зачетами другому педагогу, работающему либо в данной школе, либо в другой школе. И чем можно руководствоваться.

3.1. Нет, конечно, в одностороннем порядке вы не можете изменять условия договора на обучение ребенка, обратитесь непосредственно к руководству школы, будет все решаться комиссионно.

3.2. Здравствуйте. Если идет конфликт между родителями и учителем, то Обратитесь руководству школу и напишите заявление о том, чтобы ребенка перевели в другой класс. В любом случае самостоятельно решать вопрос Вы не можете.

4. У меня сын учиться во втором классе. Между одноклассником произошел конфликт. Мы пострадавшая сторона. Ребенок боится говорить правду. В школе говорит одно, дома другое. Преподаватель отвел моего сына к школьному психологу без присутствия родителя. Правомерно ли это. Это можно рассуждать как психологическое давление, для того чтобы избежать учителю своей ответсвенности.

4.1. Здравствуйте! Подавайте жалобу в прокуратуру. Жалоба пишется в произвольной форме (своими словами), подается по почте либо вручается лично.

4.2. Обратитесь к руководству школы с письменным заявлением о проведении служебного расследования по данному факту, в чем именно выразился конфликт, родителей должны были поставить в известность.

5. Родитель (бабушка) одноклассника угрожал моему ребенку возле школы за конфликт между школьниками. Дети второго класса обменялись "тумаками" на физкультуре. Мы встретились с этими родителями они заявили что не правы а на следующий день сняли побои и подали заявление в полицию теперь инспектор хочет нас с ребенком допросить.. Какие наши действия должны быть.

5.1. --- Здравствуйте, кроме как оправдываться, вам больше ничего не остаётся делать, а воспитанием ребёнка вы похоже не занимаетесь совсем. Удачи Вам и всего хорошего.

6. У нас в школе между родителями проижошел конфликт, но одна родительница настраивает своего ребенка против другого, потом одного из детей по прозбе родительницы вызвал психолог и стал распрашивать, Скажите законно ли без родителей распрашивать и вызывать ребенка, теперь ребенок боится что ее вызывут к директору! Что нам делать! Спасибо.

6.1. Добрый день, в том, что с вашим ребенком проводил беседу психолог без разрешения родителей усматривается прямое нарушение законодательства.

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. n 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" статья 42. статья 44.
Кроме того, в результате такой беседы был нанесен психологический вред, развились фобии и стрессы. Есть основания для обращения в прокуратуру!

7. Вопрос: если между несовершеннолетними детьми в школе произошел конфликт и он был решен благодаря правильным действиям педагогов, но после уроков разбираться с детьми пришла мать одного из участников конфликта и толкала, угрожала и даже ударила по лицу (одного из них) Каковы должны быть действия родителей, чьи дети пострадали от ее агрессивного поведения на глазах всей школы.

7.1. В суд пусть подают.

8. Имеет ли право школа собирать и предоставлять характеристику и документы на ребенка без моего согласия, по причине того, что родители другого ребенка подали иск в прокуратуру, чтобы привлечь к ответственности школу за конфликт произошедший между их сыном и моим. Мы были в КДН, наш ребенок на учете не стоит.

8.1. Да имеет школа такое право по запросу суда.

9. Вчера в школе у 13 летнего сына произошла драка, конфликт между детьми и родителями улажен, НО у меня вопрос: имела ли право завуч школы брать письменную объяснительную с несовершеннолетнего ребенка и проводить с ним разъянительную беседу на повышенных тонах без извещения родителей, можноли привлечь завуча за то, что она угрожала сыну напинать по голове и за ее не педагогическое поведение, я имею ввиду оскорбления и значительное повышение голоса (просто орала) на ребенка?

9.1. Взятие объяснительной с несовершеноглетних учителями не предусмотрено ФЗ Об образовании в РФ.
Вы можете завуча привлечь к административной ответственности по факту оскорбления ст52.7 КОАП РФ Для это следует обращаться в прокуратуру


10. Произошел конфликт в школе между мальчиком и девочкой. Словесная перепалка. Приехали родители девочки и отец ее поднял руку на мальчика. Что делать родителям мальчика?

10.1. Поступить так, как велит совесть...

11. Из-за конфликта в классе между классным руководителем и несколькими родителями директор школы объявила, что если кл.рук. откажется от класса-она не будет настаивать ее не делать этого. В результате объявила-что в классе будет каждый месяц новый кл.рук., т.к.она заставить никого не может. Так и случилось... законно ли это-каждый месяц у детей новый кл.руководитель?

11.1. Федеральное законодательство это не регулирует.

12. Пожалуйста как поступить, если между родителем и учителем произошел конфликт. Учитель 1 класса позволила себе в достаточно грубой форме отчитать родителя своего ученика в присутствии других родителей. После чего родитель был вынужден обратиться к завучу школы, но к сожалению это мало помогло.

12.1. Мало информации. Если были оскорбления, пишите заявление в прокуратуру.

13. У меня конфликт между родителями в 7 классе. Одна мама на собрании сказала о том, что в нашем классе есть девочки, которые ведут аморальный образ жизни, но не называла имен. А другой мамы не было на собрании, ей передали искаженную информацию, теперь она звонит первой маме и очень грубо разговаривает с ней по телефону. Сегодня у нас в школе встреча с этими мамами. Имею ли я право, обсуждать эту конфликтную ситуацию с ними в школе?

13.1. именно в школе разгорелся конфликт, а значит школа на своем уровне вправе провести работу как с родителями так и с детьми....

14. Мама одной из учениц нашей школы обратилась с жалобой в отдел образования на учителей, будто бы они вмешиваются в жизнь их семьи (мать с отцом разведены, девочка живет у отца целый год - между родителями конфликт из-за денег. Девочка живет у отца, а мама получает от него алименты на девочку). Жалоба не обоснована на 100%, информация искажена. Отец обратился за помощью в отдел образования, а мама обвиняет учителей.

14.1. Девочка живет у отца , а мама получает от него алименты на девочку
Елена Владимировна, обратитесь в ООП и у них появятся другие более серьёзные проблемы.

15. Имеет ли право администрация школы (в лице социального педагога) потребовать объяснительные от шестиклассников, которые оказались случайными свидетелями конфликта между учителем и учеником из параллельного класса? При этом ни классный руководитель, ни родители не были поставлены в известность. Т.е объснительные дети писали без их присутствия.

15.1. нет, не имеет право

16. Конфликт между родителями и тренером. Тренер вовлек в проблему других родителей. Сфабриковали жалобы на родителей за то, что они доводят тренера до нервозности. Из-за этого исключили детей из школы. Дети хорошие спортсмены, что подтверждено соревнованиями. Своевременно выполняют спортивные разряды.

16.1. Решение подобных вопросов невозможно в рамках сайта заочно. Так как требуется изучение документов и уточнение обстоятельств. Обращайтесь к адвокату/юристу очно
Всего доброго.

17. В классе произошёл конфликт между моим сыном и другим учеником. Родители мальчика обратились в полицию. С моего сына были взяты объяснения в присутствии соц. пед. и инспектора по делам несовершеннолетних. Я узнала об этом через 9 месяцев, т. к. меня вызывают на комиссию по делам несовершеннолетних. Вопрос: должна ли была администрация школы сообщить мне о этой беседе? И как мне себя вести на этой комиссии, прошло 9 месяцев, ребёнок не помнит, а я не знаю?

17.1. Смотря сколько ребенку лет. Смотря чем дело закончилось. Вообще - по обстоятельствам

18. В школе между детьми произошел конфликт и девочка схватив с парты сумочку с телефоном со всего размаха кинула его об пол телефон разбит родители отказываются возмещать ущерб говоря что она не знала что там телефон.

18.1. Не знала -это не оправдание. если отказываются -обращайтесь в суд - будет для вас положительное решение

18.2. Здравствуйте, Марина Викторовна.

Вы можете обратиться в суд с иском к родителям девочки о возмещении причиненного ущерба.
Только советовал бы Вам подумать, стоит ли это делать? Что дороже - хорошие отношения между одноклассницами и их родителями или телефон...?

18.3. Сколько лет детям? Если до 14 лет - тогда требовать возмещения ущерба со школы. Если дети уже достигли 14 лет - ответственность будут нести родители девочки, разбившей телефон.

19. Как и куда правильно составить жалобу? Учитель не справляется со своими должностными обязанностями, постоянные крики на уроках, унижения, высмеиванием перед другими детьми, провоцирует конфликты между учениками, на неоднократные жалобы родителей учеников 7 класса, учитель отвечает занижением оценок.
Учащиеся на уроки идти отказываются, многие ученики просят перевести их в другие школы.

19.1. Добрый день! Как и куда правильно составить жалобу? Учитель не справляется со своими должностными обязанностями, постоянные крики на уроках, унижения, высмеиванием перед другими детьми, провоцирует конфликты между учениками, на неоднократные жалобы родителей учеников 7 класса , учитель отвечает занижением оценок.
Учащиеся на уроки идти отказываются, многие ученики просят перевести их в другие школы.
Как и куда правильно составить жалобу?
Марина, директору школы и в отдел образования.

20. Ребенок пошел в первый класс. В школе между детьми конфликты. Некоторые родители начали писать о моем ребенке в интернете, выставляя его не в лучшем виде, при этом настраивая своих детей к коллективному избиению. Что делать? Как бороться с такими родителями?

20.1. обратиться с жалобами в департамент образования и в прокуратуру

20.2. это недопустимо, собирайте доказательства при наличии оснований с иском в суд

20.3. если называется имя ребенка или публикуется его изображение можно обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства, а также о защите права на изображение, Кроме того, можно обратиться в суд с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту клеветы или оскорбления.

21. В школе произошел конфликт между родителем и родительским комитетом. Родительский комитет для школьных нужд просил внести денежные средства. Родитель отказался. Член родительского комитета общаясь в классе без педагога с детьми обронила непродуманную фразу, которую ребенок передал родителю. В результате родитель письменно обратился в школу с просьбой разобраться в ситуации, грозясь обратиться дальше в прокуратуру.

21.1. Внесение родителями денежных средств на нужды школы является только добровольным делом, принуждать к этому никого нельзя. И если кто то из родителей отказался платить деньги, то сделать с этим ничего нельзя. Нужно ведь учитывать, что материальное положение семей различно. Для кого то сумма покажется небольшой, для кого то - весьма обременительной.

Обсуждать данную ситуацию с детьми, и тем более высказывать "необдуманные фразы" в адрес родителей на мой взгляд, недопустимо. Целесообразно в данной ситуации как то решить вопрос миром, возможно принести извинения.

22. В школе произошел конфликт между родителем и родительским комитетом. Родительский комитет для школьных нужд просил внести денежные средства. Родитель отказался. Член родительского комитета общаясь в классе без педагога с детьми обронила непродуманную фразу, которую ребенок передал родителю. В результате родитель письменно обратился в школу с просьбой разобраться в ситуации, грозясь обратиться дальше в прокуратуру.

22.1. Вопрос в чем? нужно дальше спокойно разобраться, и не ронять непродуманных фраз ( особенно в присутствии детей)

23. Я работаю педагогом-психологом в школе. В 5 классе между ученицей и учителем произошел конфликт из-за оценки. Учителя родители обвинили в унижении и оскорблении ребенка. Я по просьбе директора побеседовала с ребенком, на следующий день мама ребенка позвонила директору и возмущалась, что на каком основании психолог беседовал с ребенком без нее. В чем моя ошибка.

23.1. Здравствуйте, Наталья! Закон Вы не нарушили, однако на будущее знайте, что к психологам в нашей с Вами стране отношение очень неоднозначное. В последствии, старайтесь оповещать родителей о том, что беседовали или собираетесь беседовать с их ребенком.

24. Дети до 14 лет дурачились в школе. Один из них выхватил из рук одноклассника телефон, передал в руки моему сыну. А тот в свою очередь, сделал передачу, катнув телефон по полу на 1,5-2 метра. На пол телефон не падал, никто его не пинал и не наступал на него. Есть видео с камер наблюдения. Конфликта между детьми не было, как и умысла причинить вред. Хозяин телефона сразу указал на царапину на крышке, два урока спустя на неисправность кнопки громкости. Сын ничего отрицать даже не пытался. Взрослых свидетелей нет, одноклассники рассказывают разное, в зависимости от того кто, чью сторону принял. Но на следующий день родители позвонили с тем, что телефон "глючит" и плохо заряжается, сломана камера. Требуют полного ремонта или новый телефон. Показали гаджет мне. Внешне он весьма потрепан (новым он и не был). Тут же, при осмотре, в присутствии родителей, мальчик-хозяин телефона сказал, что стекло с камеры убрал сам, т.к. треснуло. У меня сразу возник вопрос о том что он еще успел доработать. Проверила галерею, с целью увидеть дату и время последнего снимка, т.к. сын утверждает, что видел как потерпевший делал фото с доски на уроке еще до того как сказал о кнопке громкости. В телефоне нет ни одного снимка с камеры вообще. Я действий сына не оправдываю и не одобряю. Родителям предложила починить кнопку громкости и варианты по царапине, т.к. именно на эти последствия было указано в день инцидента. С полным объемом повреждений я не согласна. Их это конечно же не устроило. Теперь грозятся судом, с последующей оплатой полного списка их претензий+суд. издержки. Подскажите как быть, к чему готовиться.

24.1. Доброго времени суток.
Готовить мотивированный отзыв на исковое заявление с изложением всех доводов.
Как решит суд, сказать трудно, основываясь только на рассказе.
Но если иск удовлетворят, они действительно смогут взыскать и судебные расходы с вас.

24.2. Добрый вечер, уважаемый посетитель!
Будут пытаться взыскать в судебном порядке сумму ущерба. Но Вы, в свою очередь, в суде ссылайтесь на необоснованность заявленных требований - ведь телефон мог быть изначально неисправным
Всего доброго, желаю удачи.

25. Я учитель. В этом году взяла классное руководство в 5 классе. Между девочками произошел кофликт, одна из них обозвала другую. Пыталась помирить их, но родители одной из девочек, вместо решения проблемы с классным руководителем обратились в прокуратуру с жалобой на директора и классного руководителя с различного рода обвинениями, плюс написали в министерство образования с жалобой на классного руководителя обвинив меня в непедагогическом поведении, в том что я не примирила детей. Посоветуйте пожауйста как я могу себя защитить, если так же родители указывают на то, что девочку в классе унижают дети классный руководитель. На самом деле виноваты обе, конфликт продолжается из начальной школы, девочка чьи родители написали жалобу, конфликтная, а в классе никто ее не унижает, она заводит скандал и дома выставляет всех виноватыми. Ранее в 4 классе эта семья жаловались в прокуратуру на прежнего учителя, за то что она попросила сдать деньги на питание при всех детях, они посчитали это унизительным, в итоге прокуратура обязала учителя оплатить им завтраки, за период их питания. В общем если нужны какие-либо подробности, то я дополню.

25.1. Добрый вечер. Вам необходимо было не провоцировать дальше конфликта пытался разобраться в данной ситуации вы как педагог должны заниматься воспитанием детей именно на своих занятиях. Хорошего приятного вечера.

26. Пожалуйста может ли администрация школы без согласия родителей перевести ребенка в другой класс? В классе идет конфликт между родителями ребенка и учителем и родительским комететом, конфликт длиться полтора года, родительница высказывает претензии по поводу учебного процесса, по поводу преподавания педагогом, хотя все ее претензии безпочвенны, у всех остальных родителей нет никаких претензий к учителю, дети учатся прекрасно, показывают высокие результаты по всем предметам. Только одна эта мама ходит в администрацию школы жаловаться. И на предложения перевести ребенка в другой класс категорически отказывается. Добивается чтобы учитель ушла из школы.

26.1. Добрый день, уважаемый посетитель!

Не адекватную мать необходимо предупредить - что если так будет продолжаться - ВЫ обратитесь в органы опеки
Всего доброго, желаю удачи в решении Вашего вопроса!

26.2. Может вполне.
Перевод из одного класса в другой в пределах одного образовательного учреждения законодательством не урегулирован.
Статьей 32 ФЗ " Об образовании" устанавливается компетенция и ответственность образовательного учреждения. В силу ст. 32 ФЗ "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения (по желанию Вы можете ознакомиться с указанными правовыми документами образовательного учреждения). К компетенции образовательного учреждения относится самостоятельное формирование контингента обучающихся. Образовательное учреждение в лице администрации (директор) вправе самостоятельно принимать решения по вопросам формирования контингента обучающихся в учреждении в целом и в каждом классе в частности.
А насчет жалоб постоянных - тут надо конфликт решать. Либо родительница совершенно неадекватная. Обратитесь в органы опеки.

27. Между детьми в школе произошол конфликт. Пришла мама одного из детей и стала выяснять отношение с вторым мальчиком, пошли к директору школы, которий выяснил причину конфликта обьяснил маме что ее ребенок в етой ситуации не прав тоесть провоцировал, лез в драку к второму мальчику, тот сколько мог пытался уригулировать мирно но не вышло, тогда наказал обидчика, класный руководитель и ученики все подтвердили. Она вродибы все поняла, но когда пришла от директора в класс, то в присудствии однокласников и классного руководителя начала угрожать второму ребенку физической разправой и унижать его, классный руководитель не мог ее успокоить. Наследующий день она встретила его снова у школы и все повторилось, я тебя прибью, убью ивсе втом роде-ее слова. Родители второго ребенка хотят написать заявление, об угрозах физической разправы и унижении которые прозвучали в адрес их ребенка. Куда писать заявление, милиция или прокуратура.

27.1. Здравствуйте уважаемый Иван! Напишите заявление в прокуратуру, изложите все факты и доводы. Всего Вам доброго, с уважением Ю. В. Лихограй.

27.2. В прокуратуру нужно писать жалобы на "бумаги", законность которых вызывает явные сомнения. Поэтому обращайтесь в полицию, и обязательно возьмите талон, подтверждающий факт обращения. Укажите точно время и место озвучивания угроз, дословный текст, и перечень свидетелей с телефонами и адресами.

Удачи! Хамов надо воспитывать

28. Помогите пожалуйста! Наш сын, ученик 3-го класса в средней школе, имеет непростой характер, бывают жалобы о его невнимательности и что отвлекает остальных от занятий (мешает на уроках), присктствуют и драки между мальчиками, любит хвастаться своими игрушками перед одноклассниками, отношения с одноклассниками неочень. Теперь к сути вопроса. Три дня назад наш сын принёс в школу зажигалку. Классный руководитель отобрала её и естественно об этом знают и весь класс и родители, которые не дают теперь нам покоя. Родительский Чат это сила!, мы поняли это в прямом смысле. В 12 часов одна из мам родительского комитета сообщила всем что классный руководитель удалилас из чата по понятным причинам и планирует уволится. Другие родители попросили прояснить ситуацию. Донесла информацию несовсем соответствующую дествительности, вызвав у родителей возмущение и агрессию. С её слов получилось что инициаторами увольнения являемся мы, а это неправда. После посыпались от родителей коментарии, что нашего сына нужно перевести в другую школу. Я как мама написала не в чат а ей лично, чтобы она обратила внимание на свои действия и что она косвенно провацирует родителей на травлю по отношению к нашей семье. Каюсь, обратилась к ней не зная её имени и находясь в расстроенных чувствах -
Уважаемая сорока. Попросила её не раздувать ситуацию до необратимой. Проинформирлвала её, что мы встретились утром с руководителем и это не та проблема из-за которой стоит так настраивать родителей и детей против нашего сына и нас. Попыталась связаться с классным руководителем чтобы договориться о встрече с ней уже сегодня и не дозвонившись пошла в школу. Учитель была удивлена вопросом об увольнении, так как сказала это в сердцах. Я объяснила ситуацию по поводу чата и зачитала его полностью. Выяснили что за мама и она обещала прекратить назревающий конфликт. Как оказалось сегодня моего сына уже дразнили и даже он ударил девочку, он никогда не обижает девочек. Обсудили план действий на исправление ситуации с сыном (работа сообща и консультации с психологом). Сегодня вечером посыпались сообщения в чат. Прежняя мама предложила собраться в школе с призывом-Не позволим угрожать и оскорблять! Я не выдержала и написала разъяснения, что данная мама не владеет информацией и вводит всех в заблуждение. Написала что учитель не собиралась и не собирается увольняться, что мы провели беседу с сыном и если у когото есть вопросы может их задавать. И тут посыпались звонки. Звонил папа одноклассника, который хотел разобраться с моим мужем не смог даже сформулировать предмет разговора. Затем всё таже злополучная мама и ещё звонки...
Ребёнок переживает у нас нервы на пределе! Что нам делать?

28.1. Здравствуйте, Анастасия!
Если Вы обратились к юристам, то наверняка понимаете, что юристы в изложенной ситуации могут либо оказать Вам консультативную помощь, либо представлять Ваши интересы и интересы Вашего ребенка на основании доверенности в образовательном учреждении (школе), в иных организациях, перед любыми третьими лицами.
Для этого Вам надо выдать доверенность конкретному юристу.


Поделиться в соцсетях:

вконтакте

facebook

одноклассники

telegram

whatsapp

www.9111.ru

Конфликты в классе: как избежать и устранить?

Отчего возникают конфликты между одноклассниками? Причин может быть несколько:
    борьба за авторитет,
    соперничество,
    обман, сплетни,
    оскорбления,
    обиды,
    враждебность к любимым ученикам учителя,
    личная неприязнь к человеку,
    симпатия без взаимности,
    борьба за девочку (мальчика).
Таких причин десятки и даже сотни. Необходимо еще в самом начале конфликта правильно определить причины противостояния, чтобы найти нужное конструктивное решение.
Важно также понимать, что не все детские конфликты нуждаются в участии взрослых. Часть из них ребята вполне способны разрешить сами. Учителю в подобных случаях лучше не вмешиваться в ход событий и не оказывать давления, а занять наблюдательную позицию, лишь иногда выступая в роли советчика. Опыт самостоятельного решения конфликтов поможет подросткам в формировании социальных навыков, необходимых им во взрослой жизни.
Если все же конфликт достиг стадии, когда вмешательство учителя необходимо, важно сделать это тактично и аккуратно, чтобы не задеть детскую гордость и не вызвать агрессию. Необходимо терпеливо и очень внимательно выслушать обе стороны, попутно задавая вопросы-подсказки, которые дадут возможность участникам конфликта задуматься и более взвешенно проанализировать ситуацию.
Для разрешения любых школьных конфликтов существует  единый алгоритм:
1) Необходимо сохранить спокойную обстановку. Она позволит не дойти до уровня оскорблений и обид.
2) Постарайтесь оценить ситуацию как можно более объективно.
3) Необходимо создать условия, в которых конфликтующие стороны смогли бы вести открытый и конструктивный диалог.
4) Нужно помочь ученикам  прийти к единому итогу и выявить общую цель.
5) Нужно подвести итоги и сделать выводы, которые помогут детям в дальнейшем лучше взаимодействовать.
В разрешении любого конфликта очень важен открытый диалог между его участниками. Дайте возможность ребятам спокойно и без истерик изложить друг другу свой взгляд на ситуацию, проговорив самые важные для них моменты. Умение слушать - важный навык, который в дальнейшем очень поможет детям в решении сложных взрослых проблем. Выслушав друг друга, ребята смогут гораздо быстрее прийти к общему знаменателю и найти решение, которое устроит обе стороны.
После того как конфликт будет полностью исчерпан, необходимо побеседовать с каждой из сторон. Не требуйте публичных извинений, это может уязвить гордость ребенка. Важно, чтобы подросток доверял взрослому, поэтому для создания доброжелательной атмосферы рекомендуется называть ребенка по имени и позиционировать его как равного себе. Нужно объяснить, что конфликт не повод для переживаний, это определенный жизненный опыт, которого будет еще много. И что куда лучше решать все ссоры мирно, без взаимных упреков и оскорблений, а также делать выводы и работать над ошибками.
 Часто подросток проявляет агрессию в том случае, если у него недостаток общения и увлечений. Учитель может попробовать исправить ситуацию, побеседовав с родителями ученика насчет времяпрепровождения их ребенка. Можно предоставить информацию о кружках или секциях, об общественной работе, которая проводится в школе, и посоветовать привлечь ребенка к подобной деятельности. С новым занятием он получит большое количество положительных эмоций и новых знакомств, у него не останется времени на ссоры и сплетни.
Также для всех учеников будут полезны внеклассные мероприятия, в которых они смогут более неформально общаться.  Ими могут быть совместный просмотр и обсуждение кинофильмов, тренинги на сплочение, отдых на природе и т. п.
Конфликты всегда будут присутствовать между учениками, и решать их (и учить решать) тоже необходимо всегда. Ведь доверительные отношения поддерживают мирную атмосферу в классе, а деструктивные влекут за собой обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынули негативные эмоции, - вот что самое важное в разрешении конфликтных ситуаций.

Лина МАКАРОВА, эксперт по психологии

www.ug.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск