Конфликты в школе между детьми – Карточки с примерами конфликтных ситуаций для психолого- педагогического тренинга«Приемы конструктивного решения конфликтных ситуаций».

Содержание

как на них реагировать?, Школьная жизнь – “Навигатор Образования”

Не секрет, что затянувшийся конфликт с одноклассниками может надолго «отравить» пребывание ребенка в школе. Поэтому педагогам и родителям ни в коем случае нельзя пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные причины возникновения конфликтов в школе, а также самые оптимальные варианты их устранения.

Очень часто у школьников появляются трудности, связанные с обострением межличностных отношений: с их стороны слышаться постоянные жалобы на то, что родители их не понимают и не слышат, а одноклассники дразнят, кричат или придумывают обидные прозвища. Специалисты уверяют, что данная проблема связана, преимущественно, с адаптацией ребенка к новым условиям (особенно это касается первоклассников), а также с его попытками утвердиться и самовыразиться в новом коллективе.

Не секрет, что затянувшийся конфликт с одноклассниками может надолго «отравить» пребывание ребенка в школе. Поэтому педагогам и родителям ни в коем случае нельзя пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные причины возникновения

конфликтов в школе, а также самые оптимальные варианты их устранения.

Основные причины возникновения конфликтов

Конфликт между младшими школьниками никогда не возникает запланировано. Чаще всего споры младшеклассников даже конфликтами трудно назвать. Это, скорее, выяснение отношений друг с другом. Дети, не осознавая этого, вступают в спор с единственным желанием – победить.

Насколько безболезненно они будут проходить, во многом зависит от учителя. Здесь главное – добродушное отношение педагога к детям. Опытный учитель с легкостью может перевести любой конфликт в шутку. Неплохо в таких ситуациях действуют «мирилки» — фразы, наподобие «мир между вами, миска с пирогами»… Обычно это вызывает смех, который перекрывает детскую злобу. После того как дети подают друг другу руки, они сразу начинают действовать совсем иначе. Эффективнее всего мирить детей в игре. Можно сказать, что каждый из детей – победитель. Ведь он сумел посмотреть своему сопернику в глаза и протянуть ему руку.

Чаще всего конфликтуют мальчики, поскольку у них присутствует подсознательное желание победить. Такие споры можно решать соревнованиями: кто больше раз присядет, отожмется или больше назовет слов на заданную тему, тот и победил.

Нередко возникают конфликты между мальчиками и девочками. Их еще называют конфликтами симпатии. Явное вмешательство в противостояние мальчика и девочки (например, категоричный запрет на общение между противоборствующими сторонами) может только усугубить ситуацию, так как в процессе конфликта дети проходят очень важный этап половой идентификации. Намного эффективнее, ненавязчивые беседы, в ходе которых мальчикам объясняется ранимость и впечатлительность девочек, а девочкам – последствия фамильярного отношения с мальчиками (особенно, если самолюбие маленького мужчины было уязвлено в присутствии его сверстников).

Отметим, что особенно болезненно конфликты между детьми воспринимают молодые мамы, дети которых впервые пошли в школу. Очень часто родители впутываются в детские конфликты. Но этого в любом случае не нужно делать. Ведь дети помирятся сразу, а родители будут держать злобу еще очень долго.

Никогда не ругайте ребенка в присутствии других

Достаточно часто родители начинают воспитывать ребенка в присутствии других, думая, что ему станет стыдно, и он поймет свою ошибку. Уважаемые родители, не делайте этого никогда. Дети, особенно маленькие, не чувствуют сопереживания. Оно развивается постепенно, с ощущением родительского сопереживания. Поэтому если ребенок отказывается выполнить указание или просьбу, это не значит, что он безразличен. Просто ребенок не понимает, почему он должен это выполнять. И если родители будут пытаться вызвать у ребенка чувство вины, ругая его перед однолетками, это спровоцирует лишь обиду школьника, но никоим образом не стыд за совершенное.

Ругать чужого ребенка без его родителей – категорически запрещено. Нельзя позволять, чтобы детей унижали родители одноклассников. При решении конфликтных ситуаций в школе очень важно, чтобы присутствовали родители обоих детей. Родителям нужно объяснить своим детям, что никакой вражды не должно быть, им предстоит еще долго учиться в одном классе, завтракать за одним столом и сидеть за одной партой.

Правила поведения во время конфликта с ребенком

  1. Дайте ребенку высказаться. Если он агрессивен или раздражителен, то договориться с ним, чаще всего, невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снять напряжение. Во время такого «взрыва» лучше всего вести себя спокойно и уверенно, но постарайтесь не переусердствовать со спокойствием, которое ребенок может принять за равнодушие.
  2. Нейтрализуйте агрессию неожиданными методами. Например, задайте вопрос о том, что не касается конфликта.
  3. Попросите описать желаемый конечный результат, не давайте своим эмоциям управлять вами.
  4. Не нужно отвечать агрессией на агрессию.
  5. Используйте фразу «правильно ли я тебя понял?», что демонстрирует внимание к ребенку и уменьшает агрессию.
  6. Ничего не нужно доказывать, ведь это в конфликте – пустая трата времени. Негативные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться, особенно у детей.

Решайте не больше одной проблемы за раз

Рано или поздно в каждой семье возникают конфликтные ситуации, связанные с обучением в школе (плохие оценки, драка с одноклассником, плохое поведение в классе и т.д.). Они, конечно, могут огорчить, но разрушительными быть не должны. Поэтому нужно придерживаться нескольких правил, чтобы пройти через конфликт плавно и без стресса для ребенка.

В первую очередь, что стоит запомнить молодым родителям – за один раз с ребенком можно решить лишь одну проблему. Желательно, наиболее значимую. Плохо, когда родители собирают все проблемы вместе. Это сбивает и запутывает ребенка. Например, если школьник получил двойку за занятие и солгал вам, спросите сначала, почему он солгал. А к двойке вернитесь позже.

Методы решения проблемы должны быть креативными, чтобы ребенок заинтересовался и проявил желание к сотрудничеству. Важно понимать, что найти такие решения конфликта, чтобы все остались довольными, можно только если родители и дети начнут плодотворно сотрудничать. При этом нельзя забывать о вежливости, ведь любой ребенок достоин почтительного отношения к себе.

Поэтому если хотите, чтобы ребенок научился контролировать свои эмоции, лучше понимал себя и окружающих, всегда уважайте его чувства и не перегибайте палку. Лучший вариант – гибкое и почтительное воспитание, в основе которого учеба, а не подчинение. Только так можно установить по-настоящему близкий контакт со своим школьником.

Игры для снятия детской агрессии

Игра «Мешочек для криков»

Если учитель видит, что дети слишком активны на перерыве, или же конфликтуют между собой, он может предложить им покричать в специальный мешочек: школьники по очереди подходят к педагогу и кричат в мешочек (каждый в свой). После уроков они могут забрать свой «крик» назад. Такая игра помогает восстановить силы и избавиться от негативных эмоций.

Игра «Обзывалки»

Целью этой игры является снятие вербальной агрессии, а также ее проявление в приемлемой форме.

Дети садятся в круг и передают мяч, называя друг друга безобидными словами. Для этого предварительно нужно обсудить, какие «обзывалки» можно использовать – названия предметов, овощей, фруктов. Основное условие игры – нельзя обижаться. Звучит это приблизительно так: «Ты, Маша, кактус», «Ты, Миша, бульдозер» и т.д. Игру нужно проводить в быстром темпе.

Игра «Камень в обуви»

Цель игры – научиться распознавать свои эмоции и чувства других.

Учитель спрашивает детей: «Вам в обувь когда-то попадал камень?» Дальше спрашивает: «Часто ли вы не вытряхивали камень, когда приходили домой, а на утро, надев обувь, чувствовали его? Замечали ли вы, что в таком случае вчерашний маленький камень в обуви превращался в большую проблему?». Дети высказываются о пережитом. Дальше учитель продолжает: «Когда мы сердимся, это воспринимается как камень в обуви. Если мы сразу достанем его, нога не пострадает. Но если оставим камень на том же месте, возникают проблемы. Поэтому полезно говорить о своих камнях-проблемах сразу, как только их заметили». Тогда учитель предлагает сказать детям «У меня камень в обуви» и рассказать о том, что их тревожит. И каждый желающий может предложить однокласснику способ, как избавиться от «камня».

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Конфликты в школе: безопасные для ребёнка пути решения

Конфликты вообще – явление, возникающее в жизни любого человека. Если кто-то говорит, что у него в жизни их не было, он, скорее всего, кривит душой. Другое дело, когда человек не участвует в конфликтах, избегает их. Это явление появляется обычно в школьной жизни. Психологи рекомендуют не избегать конфликтов, а научиться конструктивно решать их, то есть так, чтобы обе противоборствующие стороны пришли к согласию. Человек, который научился преодолевать конфликтные ситуации, будет более успешен, чем тот, кто их или обходил стороной (ведь не всегда так может получаться!), или выходил из них неудовлетворённым. И школа в этом отношении – действительно школа жизни.

Школьные конфликты: причины возникновения

Многие родители остро переживают из-за конфликтов своих детей, не знают, что делать, если ребёнок дерётся в школе. В этих случаях он явно провокатор ссор и скандалов сам. Дети спрашивают о том, что делать, если тебя ненавидят одноклассники. Также очень тяжело родители воспринимают конфликт учителя и ученика. С одной стороны, это понятно, ведь все мы тревожимся из-за детей. С другой стороны, надо понять и принять тот факт, что школьные конфликты – явление неизбежное, и поэтому необходимо научиться находить пути их разрешения, вырабатывать стратегии поведения ребёнка в конфликте в школе. Это сделает его сильной и конструктивной личностью. Если говорить о примерах конфликтов в школе, то в основном к ним относятся ссоры между учениками или между учителем и учеником. Разберёмся пошагово в данных явлениях.

Один из самых частых видов конфликтов в школе – между учащимися. Каковы же его причины?

  1. Личная неприязнь. Это самая частая причина конфликтов, возникающая между детьми. Личная неприязнь возникает как фактор по разным причинам. Ребята могут испытывать её друг к другу просто потому, что не сошлись во мнениях или по характеру, типу темперамента, не соответствуют друг другу ещё по каким-то причинам. Другое дело, что личные эмоции должны оставаться при самом человеке и ни в коем случае не выливаться в конфликт, если нет агрессии или открытой злобы. Но зачастую неприязнь выливается именно в ссоры и свары между детьми.
  2. Желание стать лидером в классе. Бывает, что ребёнок в какой-либо микрогруппе уже является лидером и воспринимает себя только в этом качестве. А потом приходит в школьный класс и не может найти для себя лидерскую нишу или она оказывается занята. И он начинает отвоёвывать себе право быть лидером в этом коллективе по-разному. Иногда с помощью кулаков, иногда – ссор и конфликтов, иногда – привлекая на свою сторону нечестными путями, которые также ведут к неприятным ситуациям, сторонников из числа обучающихся в классном сообществе.
  3. Безответная влюблённость. Взрослый человек на безответную любовь реагирует по-разному: бывает спокойно и достойно или остро и по-дерзкому, пытаясь изо всех сил добиться внимания со стороны объекта внимания. А ребёнок может так же конфликтно проявлять свои первые чувства по отношению к избраннику или избраннице в своей влюблённости.
  4. Плохое воспитание. Почти все вышеперечисленные причины возникновения школьных конфликтов – следствие плохого воспитания в семье. Это, как правило, откровенное насилие со стороны родителей по отношению к ребёнку, их агрессивное поведение, злоба. Именно в таких семьях вырастают конфликтные дети, которые, во-первых, являются зачинщиками ссор, а во-вторых, не способны мирно решать спорные вопросы ни с кем.
  5. Зависть. К сожалению, это также частая причина конфликтов среди школьников. «У него есть – у меня нет». Вот тот девиз, который управляет эмоциями детей в данном случае. Понятно, что зависть также не должна становиться причиной конфликта, если ребёнок хорошо воспитан, но тем не менее зачастую всё происходит по скрытым мотивам (никто не признается открыто: «Я с ним конфликтую, потому что завидую!»).

Варианты решения конфликта между учащимися

Важно научить решать возникающие конфликты между детьми, если они не могут справиться самостоятельно, ведь школьнику жить и учиться в этом классе дальше.

  1. Выяснить всю серьёзность проблемы у взрослых (у классного руководителя, потому что дети склонны преувеличивать даже мелкую ссору). Иногда ребята (в зависимости от характера и способности воспринимать любые проблемы) серьёзно искажают информацию, которую преподносят своим родителям о том, что происходит в школе. А если дело касается конфликтов, то могут представить её не только в преувеличенном виде, но и в выгодном для себя свете (особенно если сами являются зачинщиками или вели себя не с лучшей стороны). Поэтому не стоит родителям «бросаться с разборками на амбразуру», защищая своё чадо. Лучше обязательно выяснить все обстоятельства существующей ситуации у классного руководителя или других учителей, которые её заметили или стали свидетелями. Только если никто не знает о конфликте из взрослых, а вы видите, что ребёнок из-за него несчастен, можно попытаться вступиться. Но ни в коем случае не разбирайтесь с противоборствующей стороной самостоятельно, иначе это станет ещё большей неприятностью для вашего сына или дочери, ведь дети презирают тех, кого «защищают мамочки».
  2. Посоветовать ребёнку, как общаться со сверстниками. Обратите внимание, может быть, ваше чадо не совсем умеет общаться со своими ровесниками? Тогда помогите ему. Для этого вспомните себя, свои молодые годы. Посоветуйте ребёнку, как лучше выйти из неприятной для него ситуации.
  3. Если конфликт не разрешается, поднять данную тему на родительском собрании. Это уже крайний случай, так как дети остро воспринимают вмешательство взрослых в свои дела. Решение конфликта с помощью такого метода целесообразно, если вашего ребёнка «травят», не дают спокойно учиться, если он чувствует себя в классном коллективе некомфортно, или кто-то или что-то угрожает его физическому или психическому здоровью. Для этого необязательно в присутствии всех родителей заявлять о конфликте. Просто поговорите накануне с классным руководителем. Он соберёт после родительского собрания родителей тех детей, которые замешаны в конфликте. Вот с ними и разговаривайте. Можно привлечь к этому разговору и самих виновников, желательно – всех, включая вашего ребёнка. Также пригласите на родительское собрание школьного психолога.
  4. Подумать о смене места учёбы (в особых случаях). Детские конфликты, конечно, бывают очень серьёзными и всеми детьми воспринимаются по-разному. Если никакие меры не помогли, а вы видите, что ваше чадо действительно страдает или ситуация затягивается на неопределённый срок, подумайте о смене места учёбы. Но при этом помните, что если ваш ребёнок так или иначе сам виноват в конфликте или вообще не умеет справляться с подобными случаями в жизни, то такие споры могут возникнуть и в другом учебном заведении.
  5. Обратиться к детскому психологу. Это необходимо тогда, когда вы видите, что ребёнок или чересчур тяжело переживает конфликтные ситуации, или совершенно не в состоянии выбираться из них самостоятельно. Ведь в жизни будет ещё много неприятных сюрпризов, поэтому лучше научить школьника относиться адекватно к подобным моментам и решать их конструктивно. Психолог поработает с вашим ребёнком, обязательно найдёт пути решения проблемы и поможет выработать стратегии поведения со сверстниками.

Конфликт учителя и ученика

Пожалуй, этот конфликт один из самых сложных. Во-первых, потому, что учитель всё-таки взрослый человек. Неприятно и странно думать, что взрослый способен уподобиться ребёнку и вступить с ним в противодействие. А во-вторых, здесь можно легко начинать решать проблему вместе со своим ребёнком (даже если он не прав), потому что только вы способны противостоять зрелому человеку.

Причины такого конфликта

Каковы бы ни были причины конфликта между учителем и школьником (даже если это оскорбление учеником педагога), он ни в коем случае недопустим. Это прямое нарушение педагогической этики. Учитель не имеет права конфликтовать с учениками!

Если это всё же произошло, то причины конфликтной ситуации ученика и учителя могут быть следующими:

  1. Личная неприязнь учителя к ученику или к его родителям. К сожалению, бывают такие учителя, которые испытывают это чувство и не в состоянии с ним справиться, выплёскивая его на ребёнка. Чаще они проявляют неприязненные эмоции скрыто: нарочито не замечая ученика, занижая отметки, не давая ответственных поручений и др.
  2. Попытка самореализоваться за счёт унижения ученика также одна из причин конфликтов. Свойственна некоторым молодым учителям (но не только!), потому что они ещё стоят на пороге своей карьеры, и, если больше не видят никаких путей повысить престиж или статус, начинают повышать собственную значимость, «воспитывая детей». А те в свою очередь чувствуют неискренние намерения педагога и вступают с ним в противодействие. И эта ситуация, постепенно усугубляясь, приводит к долгому затяжному конфликту.
  3. Психические заболевания учителя. Бывает и такое. Психика человека неустойчива, у него личные проблемы и он не может с ними справиться, выплёскивая это на детей. Факторов много. Но повторим! Учитель не может вступать в конфликт с ребёнком хотя бы просто потому, что он взрослый человек, знающий основы педагогики и психологии. Он обязан понимать, что любые неприятные ситуации на его работе, происходящие в том числе по вине школьников, должны решаться совершенно другими – педагогическими – методами!

Решение такого конфликта

Вот какие стратегии вы можете выработать, пытаясь помочь своему ребёнку справиться с данной проблемой:

  1. Поговорить с учителем. Придите и просто, спокойно обсудите ситуацию, и, если педагог не понимает, объясните ему, что он не может конфликтовать со своими учениками. Выслушайте учителя. Может быть, ваш ребёнок ведёт себя совершенно неподобающе – в таком случае обязательно поговорите со своим сыном или дочерью (учитель ведь человек и может в какой-то момент сорваться, но сорваться и конфликтовать – не одно и то же!). В любом случае это ваш первый шаг, и его надо сделать обязательно. А может быть, в разговоре вы поймёте, что учитель категорически не признаёт собственную неправоту и вообще не хочет идти ребёнку навстречу? В таком случае смотрите следующий пункт.
  2. Обратиться к директору. Руководитель образовательной организации просто обязан разобраться в конфликтной ситуации учителя и ученика, если она не проходит под влиянием вашего предыдущего разговора с педагогом или вы видите, что он по-прежнему настроен негативно по отношению к ребёнку. Директор переговорит с учителем. Если потребуется, пригласит вас и школьника. И обязательно попытается разрешить эту проблему.
  3. Если же и директор поведёт себя неадекватно (бывает и такое!), вам просто необходимо обратиться в вышестоящие инстанции, например, в Департамент образования или в Министерство образования вашего региона. Но весь процесс вашей помощи ребёнку в разрешении конфликта должен проходить по схеме «учитель – директор – вышестоящие инстанции». В данных учреждениях точно понимают права и обязанности педагога и руководителя образовательной организации и сделают всё для предотвращения подобных ситуаций впредь.

Заключение

Таким образом, если ваш ребёнок стал заложником школьного конфликта (неважно, с кем), в первую очередь поговорите с ним самим. Объясните, что это практически неотъемлемая часть жизни любого человека и надо научиться разрешать конфликтные ситуации мирным путём, включающим компромиссы. Однако стоит помнить, что любую ссору можно и лучше предотвратить, если относиться ко всем дружелюбно и просто, никого не провоцируя на агрессию.

Статья (1 класс) на тему: Детские конфликты и способы их разрешения.Консультация для родителей.

    Детские конфликты. Консультация для родителей.

  Ваш ребенок стал учеником. Но умеет ли дружить? Знает ли нормы и правила общения? Способен ли сохранять доброжелательные отношения в условиях конфликта? Давайте остановимся на этом вопросе поподробнее. Что такое дружить? Дружить – достаточно сложное умение. Прежде всего, для дружбы нужна гибкость. Иногда твою идею поддерживают, иногда — нет. Получается, для дружбы нужно уметь уступать, с одной стороны, и предлагать свое – с другой. Первоклассника часто нужно учить и идти на примирение, учить мириться, признавать свои ошибки.  Нередко признание ошибок- первый шаг к решению проблемы. Детские конфликты являются не просто мелкими проблемами в жизни ребенка, с ними связанно построение отношений с коллективом в целом. Остановимся на внутренних причинах, из-за которых возникает конфликт.

  К таким причинам относят следующее:

1. Недоразвитие коммуникативных навыков.

2. Особенности личности ребенка (характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы, повышенная агрессивность).

3. Влияние семейного воспитания, пример поведения в конфликтных ситуациях родителей.

Поэтому при разрешении конфликта и выборе способа его разрешения необходимо учитывать эти причины.

Во время конфликта дети демонстрируют различные способы воздействия на других участников и конфликта. Эти способы выделил Я. Л. Коломинский.

«Физическое воздействие»

«Опосредованное воздействие»

«Психологическое воздействие»

«Словесное воздействие»

«Угрозы и санкции»

«Аргументы»

1. «Физическое воздействие» — сюда включены такие действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т. д.

2. «Опосредствованное воздействие» — в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника педагогу, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.

3. «Психологическое воздействие» — сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т. д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.

4. «Словесное воздействие» — в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен.

5. «Угрозы и санкции» — сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий, — например, «А я расскажу».

6. «Аргументы» — сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа «Я первый», «Это мое», заявления о своем желании — «Я тоже хочу».

     Правила поведения, которых придерживается педагог во время конфликта между детьми.

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в «речевое» русло.
Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть «айсберга», а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.
Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?». Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.
Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: «Да он медведь косолапый!» или «Он всегда такой нервный и грубиян!.
   Теперь о родителях. Когда они должны вмешиваться в конфликты?

          Конечно, желательно, чтобы ребенок с начальной школы был приучен делиться с родителями буквально всем, что с ним происходит в школе. В семье должен быть ‘ответственный за детские откровения’. И когда ребенок рассказывает о чем-то проблемном, необходимо направлять его к разрешению конфликтной ситуации, проговаривать с ним возможное поведение, слова, которые он может сказать обидчику, предположить реакцию обидчика на эти слова и т.д. Но родителям нельзя вмешиваться в первый же момент конфликта.

      У нас, к сожалению, есть такие ситуации, когда родители начинают разбираться друг с другом вплоть до рукоприкладства или кричат на чужих детей. Не надо! Учите своего ребенка искать выходы, подсказывайте ему. Но не ругайте его за то, что у него опять возникли проблемы, а вмешивайтесь только тогда, когда ситуация выходит из-под контроля.

А сможет ли ребенок адекватно оценить ситуацию: под контролем она у него или нет?

Дело в том, что не ребенок  должен оценивать. Это родители должны увидеть грань, после которой ребенок просто будет бояться ходить в школу. И вот до наступления этой грани нужно подойти к педагогу или другому родителю и объявить о проблеме, и потом ее решать совместно.

        Конфликт –это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, если у вас пульс.

Родительское собрание «Конфликты в школе. Как реагировать»

— Добрый день, уважаемые родители!  Тема  нашего  собрании «Конфликты в школе как реагировать».

Сейчас я предлагаю встать тем, кто  ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт… Никто из нас не встал. Это подтверждает то, что каждый из нас был участником конфликта. Конфликты это неизбежная часть нашей жизни. И школьную жизнь они не обходят стороной. Изжить конфликт в школе практически невозможно, можно лишь попытаться повлиять на конфликтную ситуацию или выйти из нее. В решении различных проблем важно умение вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, во взаимодействии учеников, учителей и родителей. Участниками конфликта становятся одновременно и классный руководитель, и родители, и учитель, и ученик.

 Задача нашего собрания:

Научиться предупреждать конфликт, а если он возник —  разрешить его быстро и спокойно, без взаимных унижений и обид.

— (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ

Я уверена, что вы по-разному отреагировали на эту ситуацию, доказав что мы разные и по-разному ведём себя в конфликтах.

  Есть 5 способов разрешения конфликтных ситуаций: компромисс, приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество.

 

  1. стиль конкуренции – один из участников конфликта достигает своей цели путём подавления другого.  Результат – конфликт «загоняется» вглубь: психологическое напряжение, дискомфорт, неблагоприятное эмоциональное состояние соперника;
  2. стиль уклонения – один из участников уходит от конфликта, избегает его. Это происходит в следующих ситуациях : когда он чувствует себя неправым, ощущает безнадёжность ситуации, не хочет тратить силы. Уклоняющийся не получает полного удовлетворения от такого разрешения конфликта;
  3. стиль приспособления – участник конфликта подчиняется другому, делает то, что он требует, перестаёт отстаивать свои интересы. Человек жертвует иногда не только своими интересами, но и достоинством;
  4. стиль компромисса – участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как бы временное перемирие.  Это поверхностный уровень решения проблемы, так как конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается;
  5. стиль сотрудничества – происходит открытое обсуждение возникшей конфликтной ситуации, нужд и желаний каждого человека, поиск решения, позволяющего удовлетворить каждого.

 

А сейчас вернёмся к вашим ответам, которые вы записали, по ним определите, какой способ выхода из конфликтной ситуации  вы предпочитаете.

Конкуренция:  «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

 Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

 Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

 Приспособление: Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

 Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

— Как вы думаете, какие способы наиболее эффективные, при решении конфликта? Аргументируйте свой ответ.

 Высказывания родителей

 

  • Стиль сотрудничества – это наиболее оптимальный стиль поведения в конфликтной ситуации, так как конструктивное разрешение конфликта предполагает достижение совместной цели при условии удовлетворённости партнёров.

 

— Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве и компромиссе в выигрыше оказываются обе стороны.

Но какой бы способ разрешения конфликта вы не выбрали, помните о правилах поведения в конфликте.

 Правила эффективного поведения в конфликте: ЭКРАН

1.    Дайте оппоненту выпустить пар

2.    Потребуйте от него спокойно обосновать претензии

3.    Не давайте своему оппоненту отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах

4.    Предложите ему высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения

5.    В любом случае дайте оппоненту “сохранить свое лицо”

6.    Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий

7.    Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину

8.    Ничего не надо доказывать

9.    Замолчите первым

10.   Говорите, когда оппонент остыл

11.   Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения

(Упражнение «Если бы моего ребёнка обижал одноклассник, я бы …»)

А сейчас

 уважаемые родители давайте с вами проведём упражнение. Упражнение выполняется по кругу.  Я начну предложение, а вы по кругу  заканчиваете его. Если бы моего ребёнка обижал одноклассник, я бы…………

Высказывания родителей.

Каждый родитель сталкивается с проблемой детских конфликтов. Каждая мама и каждый папа ищут свою собственную стратегию поведения в случае ссор между детьми. Остановимся на стиле поведения, которого должен придерживаться взрослый, наблюдающий ситуацию ссоры между детьми.

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда вмешательство взрослого необходимо.  

Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию своего ребёнка, старайтесь вникнуть в суть конфликта.

Правило 3. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут  всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих, делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».

Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности.

В конфликте учитель-родитель. Виноват может быть как учитель, так и родитель. Каждая сторона должна разобраться в истинных причинах конфликта и на том как его разрешит без нанесения вреда ребёнку.

Участвуя в конфликте учитель-родитель используйте эффективные способы выхода из него.

1.    Установите причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

2.    Будьте тактичны

3.    Ведите разговор по существу.

4.    Ищите компромисс

5.    Умейте признавать    свои ошибки;

6.    Умейте слушать и слышать друг друга

 ТЕСТ КОНФЛИКТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Тренинг. Когда ты очень раздражен, разгневан…

1.    Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу «в бой».

2.    Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.

3.    Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.

4.    Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время.

Выполнение антистрессового упражнения (под музыку)

В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умным, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый человек в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта.

Я приготовила вам советы психолога, памятки, которые надеюсь помогут вам не доводить дело до конфликта.

Наше собрание подходит к концу нам необходимо принять решения. Какие будут предложения.

Решение

1.В школьной жизни не доводить дело до конфликта

2.Если возник конфликт, решить его путём компромисса и сотрудничества.

Хочется пожелать всем: не конфликтуйте по пустякам; будьте терпимей друг к другу; старайтесь понимать и прощать друг друга; внимательней относиться, быть милосердными; уметь слушать друг друга и, конечно, самое важное любить друг друга. Воспитание детей – тонкое искусство, требующее величайшей мудрости, терпения и преданности.

Пусть в нашей школе

воцарятся мир и счастье,

Пусть мы все почувствуем

стремление к пониманию,

Пусть уважение друг к другу

наполнит нас!

Пусть свет добра и свет любви

наполнит наши сердца!

Советы психолога «ШКОЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ»

Причины школьных конфликтов

Известно, что только понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Почему возникают конфликты между учащимися?

Первая причина возникновения конфликтных ситуаций между учащимися – это возраст. Агрессия в младшей школе – это результат недостаточной социализации. Дети еще не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не осознают разницы между «можно» и «нельзя».

Конфликты в средней школе – более осознанны. Ученик понимает разницу между добром и злом. Здесь многое зависит от воспитания, авторитета учителя, как наблюдающей стороны. Усложняются и непосредственные причины разногласий. Наряду с обычными детскими обидами появляются борьба за лидерство в группе, борьба между группами, личное соперничество.

Один из самых опасных видов конфликтов – социальный. Дети из полных семей часто конфликтуют с детьми из неполных семей. Результатом может быть как неконтролируемая агрессия с любой стороны, так и попытка замкнуться. Очень важно своевременно выявить проблему и разрешить оптимальным способом.

Также нередки этнические конфликты, когда в классе обучаются представители различных этнических групп.

Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых распространенных в школьной среде.

Среди общих причин конфликтов можно выделить:

  • недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций;

  • различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение;

  • невозможность взглянуть на конфликт «со стороны». Одна проблема глазами педагога и ученика видится по-разному.

Конфликтная ситуация между родителями и учителями – явление относительно новое, но последнее время стало встречаться достаточно часто. Она возникает из-за взаимного недоверия и разного отношения к ребенку.

Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский. С точки зрения родителя, проблема в следующем:

  • недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается с родителями;

  • педагог не умеет найти подход;

  • необоснованное занижение оценок, чрезмерные требования к ученику.

Учитель выдвигает свои претензии:

  • родители не уделяют внимания правильному воспитанию ребенка;

  • необоснованные требования родителей к учителю, нередко превышающие его служебные обязанности;

  • непосредственной причиной конфликта может стать что угодно: неосторожное замечание, плохая отметка, агрессия, придирки.

С.Ю. Темина в книге «Конфликты школы или школа конфликтов? Введение в конфликтологию образования» классифицирует причины возникновения школьных конфликтов и делит их на две группы: объективные и субъективные

Объективные причины конфликтов:

  • недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка;

  • противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика; существенное ограничение степеней свободы;

  • различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям;

  • зависимость ученика от учителя;

  • необходимость оценивания учащихся учителем;

  • игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах;

  • множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми;

  • различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни;

  • социальная нестабильность.

К субъективным причинам относятся:

  • психологическая несовместимость учителя и ученика;

  • наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих так называемую конфликтную личность;

  • отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика; необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика;

  • несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований;

  • недостаточная компетентность учителя;

  • наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса;

  • чрезмерная загруженность учителя или ученика;

  • вынужденная бездеятельность ученика;

  • отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе; несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем.

Конфликт в школе — это кризисное развитие педагогической ситуации,  характеризующееся резким обострением межличностных отношений и ростом внутреннего, психического напряжения участников образовательного процесса.

Его решение требует существенного напряжения интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил воспитателя и воспитанников. При этом встречаются ситуации, когда игнорирование конфликта, стремление его избежать любыми способами приводит лишь к его затягиванию, осложнению, преобразованию в более тяжелые, трудно разрешимые формы. В таких ситуациях гораздо разумнее дать возможность конфликту вызреть, проявиться в открытой форме с тем, чтобы, управляя его ходом, можно было бы прийти к конструктивному решению проблемы и позитивному результату. Однако достаточно часто встречаются конфликты, вызванные обычно субъективными причинами, развитие которых абсолютно бесперспективно, приводит лишь к негативным последствиям. Если своевременно предпринять адекватные ситуации действия, то можно избежать нежелательного развития педагогической ситуации.

Если обратить внимание на культуру взаимоотношений в сегодняшней школе, то можно заметить, что наиболее часто встречающаяся (доминирующая) культура взаимоотношений между учителем и учениками, выражается в том, что:

• преобладают «вертикальные» отношения даже во внеучебных ситуациях;

• учителя в качестве цели воспитания чаще всего видят послушание;

• реагирование на противоправное действие учащегося обычно осуществляется в направлениях: пригрозить наказанием или наказать (в пределах своей компетенции), отправить к специалистам на исправление поведения, «заглушить» конфликт, удалить из класса или школы;

• с точки зрения многих взрослых, конфликтов в школе нет (особенно конфликтов «ученик-учитель»), а есть недопустимое поведение учеников, которое следует пресекать;

• при реагировании на конфликты все чаще используется язык юридической практики, предполагающий определенный взгляд на ситуацию: определение виноватого, нарушение прав и законов, наказание как «несение ответственности».

В результате такого реагирования на конфликт отношения между его участниками часто могут ухудшаться. Усиливается напряжение в отношениях, недопонимание и безответственность сторон друг к другу. Если подобное происходит часто, обстановка в классе становится напряженной, конфликтной, агрессивной, и ребята привыкают к этому. Атмосфера в классе становится неприемлемой для отдыха, творчества, занятий. Способность разрешать конфликты, понимать друг друга, исправлять причиненный вред исчезает (или не формируется), что приводит к «варварским» отношениям.

Сегодня конфликты в школе разрешаются, как правило, на основе административных рычагов – через учителя, через руководство школы, в некоторых, особых и более сложных случаях – через руководство системы образования; в криминальных ситуациях – через правоохранительные органы.

Существенными и определяющими такое положение факторами являются, с одной стороны, значительная закрытость, автономность школы и семьи, а с другой – проблемы владения соответствующими знаниями, навыками и технологиями раннего распознавания и эффективного разрешения возникающих конфликтов, самостоятельно или при помощи внешних воздействий. Но, если семья в своей автономии в некотором роде «естественно» закрыта, и достижение её большей открытости для своевременного внешнего реагирования – задача очень тонкая, то повышение открытости школы проще достижимо и вполне реально. Для улучшения положения могут использоваться как известные и применяемые инструменты, так и новые, до настоящего времени используемые в незначительной степени. Указанные выше обстоятельства, касающиеся возможности повышения открытости школы, как значимого института общества, в том числе для общественного участия, представляются весьма важными для разработки и выстраивания системы действий, направленных на улучшение положения в данной области образования. Такая система действий может быть сформирована посредством поиска и последующего поэтапного внедрения положительно результативных инноваций. Такой важнейшей социальной инновацией в области современного воспитания и образования становится медиация.

Виды конфликтов в школе и пути их разрешения

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЕ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

борьба за авторитет

соперничество

обман, сплетни

оскорбления

обиды

враждебность к любимым ученикам учителя

личная неприязнь к человеку

симпатия без взаимности

борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

разные представления сторон о средствах воспитания

недовольство родителя методами обучения педагога

личная неприязнь

мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

отсутствие единства в требованиях учителей

чрезмерное количество требований к ученику

непостоянство требований учителя

невыполнение требований самим учителем

ученик считает себя недооцененным  

учитель не может примириться с недостатками ученика

личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример. Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.


Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

Второй момент — анализ ситуации без превратности.

Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придите.

Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Разработка родительского собрания на тему «Конфликтное поведение детей младшего школьного возраста»

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

Московской области «Клинский центр социальной помощи семьи и детям «Семья» _________________________________________________________________

Разработка родительского собрания на тему

«Конфликтное поведение детей младшего школьного возраста»

hello_html_m5a62f8fc.jpg

Подготовила психолог Е.А.Новоторцева

2018 год

Цель мероприятия: формирование у родителей представлений о школьном конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения, а также корректировать поведение ребенка в конфликтных ситуациях, содействовать их конструктивному разрешению.

Что делать, если у Вашего ребенка случаются конфликты в школе? Надо ли родителям вмешиваться в ссоры между одноклассниками? Как научить ребенка справляться с конфликтными ситуациями самостоятельно? Что делать, если Ваш ребенок стал жертвой или участником конфликтной ситуации между одноклассниками? — С началом учебного года все эти вопросы будут задаваться психологам все чаще.

Перед тем, как принять решение о вмешательстве в детский конфликт, стоит понять, хватит ли у детей внутренних ресурсов для того, чтобы разрешать его самостоятельно. От родителей требуется готовность обсудить дома сложившуюся ситуацию и выслушать ребенка. В ситуации, когда конфликты возникают между мальчиками, мамам стоит делегировать разговор о способах его преодоления папе или другому авторитетному для ребенка мужчине – дедушке, дяде, тренеру. Если конфликт не носит затяжной характер и угрозы физическому здоровью, то стоит поддержать уверенность ребенка в том, что он сможет справиться с проблемой самостоятельно. В том случае, если ситуация ухудшается, и Ваш ребенок постоянно становится «слабым звеном», то вместо привычного для многих родителей желания наказать обидчиков, стоит потратить силы и время на сбор информации о том, почему это происходит. Доверительный разговор с ребенком и классным руководителем поможет выявить причины, по которым ребенок «стягивает» агрессию на себя. Не всегда полезно ругаться с родителями обидчиков или требовать от школы решения проблемы. Искусственная защита ребенка учителем или директором может привлечь негативное внимание и вынудить класс еще больше дразнить так называемого «любимчика». Не стоит разбираться с обидчиками ребенка самостоятельно, без присутствия их родителей.

Если в классе постоянно происходит травля кого-то из одноклассников или класс поделен на группы, враждующие между собой, то в профилактической работе нуждается весь класс. На этом этапе поможет подключение психолога и родительской общественности для организации мероприятий, сплочающих класс. Целью общих дел должно быть обучение навыкам бесконфликтного общения. Если ситуация зашла в тупик и «мирным» путем справиться с конфликтом в классе не получается, единственным выходом для ребенка может стать перевод в другой класс или школу. Но важно понимать, что для предотвращения подобных проблем в новом коллективе, необходимо системное обучение ребенка навыкам конструктивного общения. Полезный опыт ребенок может получить на занятиях с психологом – индивидуально или в группах, — в творческой студии или спортивных секциях, где обучают командным видам спорта.

Частые конфликты в классе с участием Вашего ребенка могут стать для родителей своеобразным «маячком», обозначением «слабого места», с которым нудно работать. Важно помочь ребенку осознать те «механизмы» и особенности поведения, которые мешают ему найти контакт с ровесниками и научить его новым способам взаимодействия.

Предоставляйте детям возможность разряжать накопившуюся энергию, позволяйте им как можно больше двигаться, играть так, как они хотят, потому что дети отдыхают в движении. Агрессивное поведение появляется у детей тогда, когда им некуда деть переполняющую их энергию.

Вторая причина детской агрессивности – напряженность, неуверенность в себе, стресс, подавленность. В данном случае агрессия – это форма защиты от чувства тревоги. Такие дети убегают от сильных, но лезут в драку со слабыми. Оборона у такого агрессора заключается в нападении, что придает ему уверенности.

Третья причина, возможно, заключается в том, что агрессивность и конфликтность являются следствием эгоистичности ребенка. Если дома ребенок – центр всеобщего внимания и обожания, то, разумеется, он ждет такого же к себе отношения других детей, но всегда его получает. Когда ребенок привык в вниманию, в ход идут все средства, в том числе агрессия, главное – быть в центре внимания.

Существует и четвертая причина детской агрессивности, но она более скрыта – это эмоциональный голод, эмоциональная неудовлетворенность ребенка. Если ребенок заброшен в семье, он вымещает накопившееся в его маленькой душе зло. Такие дети получают удовольствие мучая животных, издеваясь над более слабыми детьми, ябедничая и оскорбляя других детей, причиняя боль без причин.

Агрессия ребенка проявляется, если:

— ребенка бьют;

— над ребенком издеваются;

— над ребенком зло шутят;

— ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

— родители заведомо лгут ребенку;

— родители ведут аморальный образ жизни;

— родители воспитывают ребенка двойной моралью;

— родители не авторитетны для своего ребенка и не требовательны по отношению к нему;

— родители не доверяют ребенку;

— родители не умеют любить ребенка, особенно если в семье воспитывается несколько детей;

— родители настраивают ребенка против других детей;

— родители не общаются со своим ребенком;

— вход в дом закрыт для друзей и одноклассников ребенка;

— родители проявляют к ребенку чрезмерную заботу и опеку;

— родители живут своей жизнью, а ребенок чувствует себя лишним.

Нам, взрослым, не в коем случае нельзя подавлять агрессию в детях, так как агрессия – это необходимое и естественное для человека чувство. Важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию, отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и причиняя им вреда – физического либо морального.

Бояться конфликтов в школьной среде не надо, в любом случае они неизбежны, а вот готовить к ним ребенку необходимо. Оградить ребенка от подобных ситуаций все равно не получится, поэтому нужно учить правильно реагировать. Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь внимание, сочувствие, терпение, честность, доверие, понимание, ответственность, такт, чувство юмора; наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке; делать установку на положительные эмоции; следовать правилам семьи и школы по преодолению детской агрессии.

Детские конфликты: памятка для родителей.

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте получать детям жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из участников конфликта значительно младше и слабее другого. В этом случае, если Вы не вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах.

Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если Вам кажется очевидным, кто прав, а кто виноват. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении.

Правило 3. Разбирая конфликтную ситуацию, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и определяя меру наказания. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут оба. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как найти выход из трудной ситуации, который бы устроил их обоих.

Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки.

Правило 5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя своими детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) Вы любите больше. Не забудьте вслух объявить им, что Вы очень любите их обоих, что бы они не сделали, и поэтому их ссоры Вас огорчают. Даже когда Вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что Вам это неприятно, Вы очень его любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится. Также позаботьтесь о том, чтобы у Вашего единственного сына или дочери не возникало сомнений в крепости родственных отношений, если Вы решаете конфликт между Вашим ребенком и его приятелем.

Приложение. Экспресс-анкета «Критерии агрессивности у ребенка».

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

  4. Иногда он ругается безо всякой причины.

  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

  7. Он не прочь подразнить животных.

  8. Переспорить его трудно.

  9. Он очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокировать окружающих.

  11. В ответ даже на привычные распоряжения старается сделать все наоборот.

  12. Часто не по возрасту ворчлив.

  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

  16. Легко ссорится, вступает в драку.

  17. Старается общаться с младшими и более слабыми.

  18. У него нередки приступы раздражительности.

  19. Не считается со сверстниками, не уступает и не делится.

  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

15-20 баллов – высокая агрессивность

7 – 14 баллов – средняя агрессивность

1-6 балла – низкая агрессивность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *