Когда начинают видеть и слышать новорождённые дети
Рождаясь, ребёнок приходит в новый для него мир, полный ярких красок, резких звуков и запахов. Эти раздражители создают условия противоположные тем, в которых находился малыш в период внутриутробного развития, и если бы не мудрая природа, которая отложила конечный этап формирования всех органов восприятия на более поздний период, кроха испытывал бы постоянный стресс.
В первый месяц жизни считается периодом адаптации, поскольку все органы и системы работают в новом режиме или же завершают своё формирование. Так что же видят и слышат новорождённые дети, и какое поведение малыша свидетельствует об отклонениях в развитии органов зрения и слуха?
Как видит новорождённый ребёнок?
Сразу после рождения ребёнок открывает глаза и окружающим, особенно родителям, кажется, будто он подолгу и с интересом изучает мир.
На самом же деле острота зрения малыша в пять раз ниже, чем у взрослого, а нервные волокна зрительной сетчатки только формируются, поэтому окружающие предметы кроха видит размыто. Но самое главное то, что анализирующие центры в головном мозге, ещё не способны справляться со своей задачей и картинка предстаёт перед новорождённым в виде серых образов с нечёткими очертаниями на фоне ярких источников света.
Сразу после рождения младенец видит мир размытым.
Две недели после рождения
Двухнедельный ребёнок способен фокусировать взгляд на крупных предметах расположенных на расстоянии метра, они также представляются ему в виде размытого пятна, но сетчатка уже способна различать цвета красно-жёлтого спектра.
На второй неделе взгляд малыша фокусируется на крупных предметах.
Поэтому педиатры рекомендуют вешать на бортик кроватки, противоположный изголовью, яркие игрушки, диаметром не менее 30 см. Дальнозоркость младенцев обусловлена небольшим размером и сплюснутой формой глазного яблока.
Конец первого месяца
К концу периода новорожденности (1 месяц жизни) цилиарная мышца, отвечающая за движение глаз, всё ещё слаба, поэтому кроха не следит за перемещающимися объектами, но может видеть мамино лицо или близкорасположенные предметы, находящиеся прямо перед ним на дистанции 30–50 см. Глаза при этом не фокусируются, взгляд блуждающий, скачкообразный. Возможно небольшое косоглазие, которое проходит в возрасте 2 месяцев.
К концу первого месяца малыш может рассмотреть мамино лицо.
Чувствительность к свету возникает только к первому месяцу жизни, поэтому весь период новорожденности малыш не реагирует и может продолжать спать даже в том случае, если в комнате включить яркое освещение.
Этапы развития зрения по месяцам
На 2–3 месяце сетчатка глаза способна различать формы предметов, их очертания становятся чёткими, но по-прежнему, плоскими.
На втором месяце жизни ребёнок начинает различать формы предметов.
Малыш зрительно различает цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный. Оттенки сине-фиолетового спектра остаются недоступными для фоторецепторов. Возрастает светочувствительность.
Совершенствуется мышечная и нервная координация глазных яблок – ребёнок следит за предметами. Во время кормления малыш подолгу рассматривает лицо матери, водить глазами не только вправо и влево, но и вверх-вниз без поворотов головы.
4-6 месяц
К 4–6 месяцу формируется жёлтое пятно глаза, отвечающее за остроту зрения. Кроха чётко видит предметы, может анализировать расстояние между ними – это выражается в способности захватывать близкорасположенные игрушки и тянутся к своим ножкам. Возникает зрительная память, малыш бурно реагирует при виде родного человека, любимой игрушки или бутылочки, или пугается и плачет при приближении незнакомых людей.
На пятом месяце жизни ребёнок чётко видит окружающий мир.
7 месяц
В период 7 месяцев развивается анализирующий центр мозга связанный со зрением. Так, кроха видит не только разницу между большим и маленьким, но и далёким и близким. Различает геометрические фигуры, следит за быстро движущимися предметами во всех направлениях и может искать их глазами при исчезновении из поля зрения.
На седьмом месяце малыш различает геометрические фигуры.
8 месяц
У восьмимесячного малыша зрение развито на уровне взрослого здорового человека.
На восьмом месяце ребёнок видит как взрослый.
Патологии развития зрения у новорождённых
Первые признаки врождённых патологий органов зрения, такие как глаукома и катаракта, диагностируются ещё в роддоме.
Врача неонатолога могут насторожить помутнение хрусталика, увеличение в размерах глазного яблока, отсутствие динамики сужения зрачка, воспалительные процессы в области слёзного мешочка или конъюнктивы.
Факторы риска возникновения врождённых патологий:
- внутриутробные инфекции;
- курение, употребление матерью алкоголя, наркотиков;
- перенесение краснухи;
- наследственность;
- тяжёлые роды.
Курение во время беременности способствует развитию патологии зрения.
Родителям стоит посетить офтальмолога, если после выписки зрение малыша развивается с задержкой и не соответствует нормам. Ребёнок к концу первого месяца не фокусирует взгляд на отдалённых предметах, не следит за движущимися объектами, взгляд его блуждающий устремлён в пространство. В некоторых случаях отсутствие зрительного контакта с родителями свидетельствует о сложной форме раннего аутизма, но такой диагноз не ставят до достижения ребёнком двух лет.
Как слышит новорождённый малыш
Слух ребёнка развивается намного быстрее, чем зрение, это связано с тем, что слуховой аппарат к моменту рождения полностью сформирован.
Слух у новорождённого формируется быстрее чем зрение.
Височные доли коры головного мозга, отвечающие за восприятие и анализ звуков, находятся на стадии становления, поэтому ребёнок реагирует на различный шум по-разному. Гул бытовой техники, шум транспорта или монотонный разговор, не являются раздражителями. Тогда как возглас или резкий хлопок вызывают вздрагивание и замирание младенца.
К концу периода новорожденности кроха может различать направление источника звука и поворачивать к нему голову, а на втором месяце анализирует, запоминает и различает их. Такая способность выражается в изменении поведения при мамином голосе, эмоциональных ответах на звуковое общение
Когда стоит волноваться – признаки тугоухости и глухоты
Диагностику слуха новорождённых, имеющих высокую степень риска развития внутриутробных и антернатальных патологий, целесообразно проводить на 4 день после рождения методом аудиологического скрининга.
Признаками глухоты новорождённых могут быть отсутствие реакции на резкие звуки – хлопки или возгласы на расстоянии метра от младенца. При проверке слуха, следует поместить источник шума за пределами видимости, например, сбоку или сзади от ребёнка. Положительная реакция на домашний тест не исключает возможности развития или прогрессирования тугоухости. В этом случае следует наблюдать за малышом, у слабослышащих детей отсутствует гуление и реакция на голос мамы, находящейся в соседней комнате.
При любых подозрениях на отклонения в развитии органов слуха и зрения, следует обратиться к специалисту. Своевременная диагностика увеличивает шансы успешного лечения.
Следует обратиться к врачу, если у ребёнка отсутствует реакция на звук.
Видео про то, как видит и слышит новорождённый
ayamama.ru
С какого возраста новорождённые начинают слышать и видеть. Когда новорожденные дети начинают видеть и слышать
Зрение новорожденных разительно отличается от зрения взрослого человека. В чем эти отличия? Как учесть особенности зрительной функции младенца для более гармоничного и грамотного развития ребенка? Каких ошибок нужно избегать, чтобы не ухудшить зрение малыша?
Как видят новорожденные
Многие считают, что дети рождаются практически слепыми. На самом деле это не совсем так. Физически уже сформированы и могут видеть так же, взрослый человек. Все дело в мозге. Именно он еще не способен обрабатывать информацию, чтобы ребенок мог видеть полную картину мира.
Новорожденные младенцы способны различать свет, очертания людей и предметов, находящихся не далее 20-30 см. Все вокруг им видится размытым, нечетким, лишенным контраста. Это не удивительно, ведь острота зрения составляет всего 0,005-0,015. Цвета и узоры также не воспринимаются.
Можно заметить, что малыш нескольких дней от роду не фокусирует зрение ни на одном предмете, взор постоянно перемещается. Не стоит этого пугаться, ситуация обязательно будет меняться к лучшему.
Что видят дети? Как меняется зрение с возрастом?
1 месяц
В месяц главные объекты зрительного восприятия для младенца – это мамино лицо и источники яркого света. Малышу еще трудно фиксировать взгляд, поэтому глазки блуждают по комнате.
Не стоит бояться оставлять свет во время сна малыша. Это не потревожит и не разбудит его, а проснувшись, ребенок обязательно будет искать глазами источник света, что послужит стимуляцией и тренировкой зрительной функции.
Существует мнение, что новорожденные дети видят окружающий мир вверх ногами. Это миф!
2-3 месяцы
Во время второго и третьего месяца зрение начинает заметно совершенствоваться. Мир начинает играть яркими красками! Дети этого возраста различают такие цвета, как ярко-желтый, красный, оранжевый, ярко-зеленый. Предметы и людей кроха видит как бы в двухмерном пространстве, мозг малыша еще не в состоянии воспринимать объемное изображение. В этом возрасте пора покупать ребенку яркие игрушки-погремушки. Можно чаще выкладывать кроху на животик. Такое положение способствует правильному зрительному развитию.
4-6 месяцы
С четвертого по шестой месяцы зрительная функция становится еще более совершенной. Центральная зона сетчатки и зрительные центры в мозге начинают работать более слаженно и правильно. Грудные дети этого возраста уже активно рассматривают окружающие предметы и интересуются не только ими, но и собственным телом. Они хлопают в ладошки, играют ножками, способны взять предмет в руку.
К концу шестого месяца самое время пройти обследование у хорошего детского офтальмолога. Необходимо убедиться, что глазки малыша видят одинаково хорошо, нет косоглазия, движения глаз согласованы, нет заболеваний, которые могли бы помешать дальнейшему развитию зрения.
7-12 месяцы
В этот период жизни зрение у детей становится абсолютно таким же, как у взрослого человека. Единственное отличие – острота. Полностью 100% острота зрения формируется только ближе к школьному возрасту. Но это не значит, что ребенок видит плохо! Можно заметить, что объемное пространственное восприятие мира уже освоено. Малыш активно ползает, ходит, видит родителей и узнает их, различает предметы и интересуется всем, что находится вокруг него.
В этом возрасте пора начинать занятия с предметами, которые имеют определенную форму – кубики, мячи различного размера, пирамидка, игрушка-сортер. Не страшно, если у ребенка не будет сразу получаться башня из кубиков или правильная пирамидка, малыши этого возраста только учатся различать формы предметов.
На что нужно обратить внимание родителям новорожденного
Чтобы следить за правильным развитием зрения, необходимо своевременно проходить осмотры у профессионального врача-офтальмолога. Однако и бдительность родителей может помочь делу в случае возникновения какого-либо заболевания глаз. Обращать внимание следует на такие вещи:
- Глазные яблоки должны быть нормального размера. Выпирающие из глазниц глазные яблоки, когда глазки ребенка как бы «на выкате» – это нехороший симптом, требующий немедленного осмотра у доктора.
- Зрачки должны быть круглой формы и одинакового диаметра. Если на глазик малыша направить свет, то зрачки сузятся.
- Также следует обратить внимание на цвет глаз. В норме он одинаковый. Полностью цвет глаз младенца определяется только к концу третьего месяца. В природе встречается разный цвет глаз у людей, но это редкость, поэтому, если у малыша глазки явно разного цвета, то лучше проконсультироваться с врачом.
- Обязательно нужно следить за тем, как малыш фокусирует взгляд на предмете. Делать это можно, начиная с 2-х месячного возраста. С третьего месяца жизни можно водить погремушкой перед лицом крохи из стороны в сторону. Ребенок должен следить за предметом.
- Постоянно слезящиеся глаза не являются признаком нормы и нуждаются в осмотре специалиста.
- Выраженное косоглазие или движение глазных яблок в разном направлении также требует немедленного осмотра у врача.
С какого возраста нужно регулярно посещать офтальмолога?
В большинстве случаев первый визит к специалисту по зрению приходится на месячный возраст во время обязательного обследования ребенка. Если же этого не произошло, то обязательно нужно получить консультацию этого специалиста в возрасте до полугода.
В следующий раз офтальмолога посещают уже в год, также во время обязательного полного обсл
yamuzykant.ru
Когда новорожденный начинает слышать?
Покидая роддом, молодые родители остаются один на один со своим малышом и со своими страхами, связанными с его воспитанием и развитием. Как понять, почему малыш плачет? Не болит ли у него что-то? Все эти вопросы первое время волнуют молодую маму.
Не менее важным для родителей является вопрос развития ребенка. Ведь не любое нарушение можно увидеть невооруженным взглядом. Например, многих родителей очень интересует вопрос, с какого возраста ребенок начинает их видеть и слышать, и как не пропустить возможные осложнения и нарушения?
Когда начинает развиваться слух?
Если будущая мамочка была внимательной к своему здоровью, проходила все необходимые обследования будучи беременной, то она наверняка знает, что органы слуха начинают развиваться еще на 5 неделе беременности. Работа же слуховой системы начинается примерно с 16-17 недели. Поэтому доктора рекомендуют с этого срока разговаривать со своим малышом.
Наверняка родители замечали, что ребенок начинает биться сильнее, когда слышит мамин голос. Да-да, еще в утробе он узнает его среди остальных. Или, наоборот, как он затихает, если слышит голос незнакомого человека. Вокруг еще не рожденного человечка множество шумов — стучит мамино сердце, бежит кровь по сосудам, урчит живот. Все эти звуки сопровождают вашего кроху до самого рождения.
Вооружившись подобной информацией, родители ожидают, что после рождения ребенок сразу же начнет реагировать на звуки, которые его окружают. И если этого не происходит, начинают переживать и искать причину. На самом же деле для беспокойства нет причины. Ваш малыш слышит все, что происходит вокруг него, но адекватно реагировать на происходящее еще не умеет. Поэтому многие родители начинают верить в бабушкины рассказы о том, что малыш из-за жидкости во внутреннем ухе первые дни после рождения слабо различает или вообще не различает звуки.
Как реагирует на звук новорожденный?
В первые дни новорожденный реагирует лишь на громкие или резкие вибрирующие звуки. Его реакция зачастую отличается от той, которую ожидают увидеть родители. Он может плакать, вздрагивать или, наоборот, замирать при неожиданном звуке. Это связано с тем, что ребенок слышит все посторонние звуки одновременно и не может различать их. Поэтому шум, доносящийся со всех сторон, различного тембра, высоты и громкости вызывает у него такую себе «шоковую» реакцию.
В первую очередь новорожденные дети начинают различать голос мамы. Ведь именно она разговаривала с ним еще задолго до его рождения. Поэтому теперь, когда он столкнулся с окружающим миром, мамин голос способен успокоить его. Согласно исследованиям, дети также различают знакомые музыкальные или литературные произведения, которые слышали, будучи в утробе матери. О том, что они узнают знакомые строки, свидетельствует их реакция — активные движения ножками и ручками.
Помимо самого звука, новорожденные дети умеют различать интонацию, тембр голоса, темп разговорной речи, а также отличать звуки. Лучше всего ребенок слышит высокие звуки. Чтобы развивать слух малыша, необходимо чаще общаться с ним, включать детские песни и сказки. В зависимости от того, какой звук слышит ребенок, у него может быть разная реакция. О том, что малыш реагирует на посторонние звуки могут свидетельствовать:
- замирание;
- плач;
- вздрагивание и судорожные движения;
- поворот головы в сторону источника звука;
- поиск источника звука глазами.
Ребенок различает темп речи: когда мама начинает говорить быстро — его движения ускоряются; как только речь мамы замедляется — успокаивается и малыш.
Как проверить слух новорожденного?
Во многих развитых странах слух новорожденным проверяют еще в роддоме. Это совсем несложно сделать и в домашних условиях.
Чтобы понять, слышит ли ваш ребенок, необходимо провести несложный тест. Обычно его рекомендуют проводить не ранее 5 дня от рождения малыша. Необходимо встать так, чтобы ребенок вас не видел и издать достаточно громкий, но непугающий звук (хлопок, покашливание). Малыш должен отреагировать на шум морганием, изменением ритма дыхания, замиранием или даже поворотом головы в сторону источника звука. Если вы сомневаетесь в результате своего исследования, проведите его в разное время: когда малыш засыпает, когда он прибывает в хорошем бодром настроении, когда он спокоен.
Существует методика И. В. Калмыковой, по которой можно определить не только реакцию ребенка на звук, но и уровень шума, который он может улавливать. Для проведения теста необходимо подготовить 3 одинаковые пластиковые баночки и 1 игрушку, которая пищит. Баночки наполнить различной крупой: манной, гречневой и горохом. Каждая баночка будет издавать звук различного уровня:
- манная крупа будет шуметь на уровне 30-40 дБ;
- гречневая — примерно 50-60 дБ;
- горох будет издавать звук, соответствующий 70-80 дБ.
Источник звука при проведении теста должен находиться на расстоянии 10 см от уха малыша, при этом видеть его он не должен. Теперь проверяющий начинает издавать звуки от наименее шумного источника звука — баночки с манкой и заканчивает самым громким — пищащей игрушкой. Проверка проводится для каждого уха поочередно, интервал между звуками — не менее 30 секунд. В зависимости от возраста, ребенок может реагировать на разный уровень шума. У новорожденных детей должна появиться реакция как минимум на звук в 70-80 дБ. Впрочем, он может различать и более тихие звуки.
Когда необходимо обратиться к врачу?
Статистика говорит о том, что новорожденные дети с проблемами слуха встречаются не так уж и редко. Поэтому молодые родители должны наблюдать за своим малышом. Ведь сам он пока не может сказать, что его беспокоит. В то же время от состояния слуха у ребенка напрямую будет зависеть и развитие его речи. Он не сможет издавать звуков, которых не слышит.
Обратить внимание на здоровье слухового аппарата необходимо в следующих случаях:
- Если ребенок родился недоношенным. Чем раньше родился малыш до установленного срока, тем выше риск того, что его слух не успел развиться как следует. Кроме того, на последующую работу слухового аппарата может влиять искусственное дыхание или реанимационные мероприятия, проводимые сразу после родов.
- Если ребенок имеет врожденные пороки развития, то это тоже может стать причиной проблем со слухом. К таким порокам относятся: неправильная форма черепа, деформация ушей, заячья губа и т. д.
- Если кто-то из родственников малыша имел проблемы, связанные со слухом, то необходимо проконтролировать состояние здоровья у малыша в этой области.
- Корь и краснуха, перенесенные мамой во время беременности, а также перенесенные малышом, несут риск осложнений, связанных как раз с нарушением слуха.
Если ваш малыш относится к одной из перечисленных групп риска, то желательно проверить слух своего малютки до шестимесячного возраста. Сделать это должен хороший специалист в данной области. Обратиться к доктору необходимо и в том случае, когда вы сомневаетесь в результатах собственных проверок, проведенных по приведенным выше методам. Любое сомнение не должно оставаться не проверенным.
Все дети разные и по-разному проявляют свою реакцию на новые и уже знакомые им звуки. Если вам показалось, что малыш не слышит — не нужно паниковать. Выявить проблему со слухом у новорожденного ребенка самостоятельно очень сложно, поэтому постановку диагнозов доверьте профессионалам. Главное, наблюдать за поведением своего малыша и при малейших сомнениях делиться ими с доктором. Любая проблема решается легче, если ее вовремя диагностировать. Поэтому задача родителей — наблюдать, а задача докторов — помогать в случае необходимости.
upraznenia.ru