2 класс природные зоны – «Природные зоны Работа выполнена учеником 2 «А» класса ГБОУ СОШ 491 Г. Санкт-Петербурга Краснокутским Александром.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Природные зоны 2 класс Окружающий мир

Урок-проект

по окружающему миру

во 2 классе

«Природные зоны России»

Подготовлен

учителем

начальных классов МАОУ СОШ

13

Винниковой Олесей Сергеевной

Природные зоны России

(урок-проект с мультимедийным приложением)

Тип урока: проектная деятельность – создание таблицы «Сравнительная характеристика природных зон»

Учащиеся должны знать: определение природных зон, закон природной зональности, основные характеристики природных зон.

Учащиеся должны уметь: работать со справочной литературой; делать выводы; на основе полученных выводов составлять сообщение и доносить его до слушателей; участвовать в общем проекте в качестве члена одной из его групп.

Оборудование: карта природных зон, таблички с названиями инициативных групп («Ледяные пустыни», «Тундра», «Лесная зона», «Степи», «Пустыни»), раздаточный материал для разработки каждого раздела проекта. (1)

Ход урока

I. Организационный момент

Распределение по группам.

Учитель объясняет особенности работы на уроке. Дети рассаживаются по группам.

II. Создание проблемной ситуации

Учитель. Сегодня у нас итоговый обобщающий урок по теме «Природные зоны».

Нами были изучены сначала тепловые пояса, затем природные зоны. Многие из вас самостоятельно или с помощью родителей готовили доклады, сообщения о животных и растениях природных зон. Мы получили большое количество информации в процессе исследовательской, иллюстративной работы. Для того, чтобы умело использовать накопленные знания, нужно научиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Какие формы систематизации вы можете предложить?

Дети предлагают возможные варианты проектов: альбом, памятка, игра, плакаты, опорная таблица. В результате под руководством учителя выбор делается на опорной таблице. (1,2,3)

III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Задача: создать опорную таблицу «Сравнительная характеристика природных зон»

IV. Подготовка к созданию проекта.

Учитель ставит задачу – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации полученных знаний. Работа проводится в виде «мозгового» штурма.

Учитель. Что такое природные зоны?

Учитель. Вспомним закон природной зональности.

Учитель. Назовём известные нам природные зоны в порядке расположения их от полюса к экватору.

Ученики. Ледяные пустыни, тундра, лесная зона, степь, пустыня.

Учитель. По каким признакам будем сравнивать эти зоны?

Ученики.

1. Местонахождение.

2. Климат.

3. Типичные представители растительного и животного мира. (2-3)

V. Основной этап создания проекта.

Учитель. Группы «исследователей», по 5 человек каждая, подготовили сообщения о своей природной зоне. Задача остальных групп – слушать очень внимательно и по ходу выступлений и просмотра слайдов отмечать в таблицах, которые лежат на партах, основные характеристики данной зоны.

Учиться нужно весело, чтобы хорошо учиться!

Для создания весёлого или лирического настроения будем прослушивать музыкальный фрагмент перед выступлением каждой группы «исследователей».

  1. Зона Ледяных пустынь

Песня «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз»

  1. Тундра

Песня «Увезу тебя я в тундру»

  1. Лесная зона

Песня «Друзья леса»

  1. Степь

Песня «Ой ты, степь широкая…»

  1. Пустыня

Песня «Кара-Кум» (4)

Доклады группы «Исследователи Ледяных пустынь»

Ледяной пустыней называют природную зону, которая примыкает к полюсам земного шара. Вокруг полюсов Земли и суша, и море круглый год покрыты льдом, толщина которого может быть больше трёхэтажного дома.

Природа ледяных пустынь очень сурова. Даже летом там никогда не стаивают снег и льды. И хотя летом солнце светит, не заходя за горизонт круглые сутки несколько месяцев подряд, всё же тепла недостаточно, чтобы прогреть землю вечной мерзлоты. И над горизонтом солнце поднимается невысоко. Кроме того, оно нередко бывает закрыто густыми облаками или туманами, а белая поверхность снега не отражает его лучи.

Полярной ночью на всём пространстве господствуют лютые морозы. И если летом солнце несколько месяцев находится над горизонтом, то зимой, наоборот, оно несколько месяцев отсутствует на небе. Арктическая зима – это длинная ночь. В такое время лишь северное сияние вспыхивает необычайными, фантастическими красками.

Но жизнь в это суровое время не замирает. Бродит по снегу белый медведь. Зимой он не впадает в спячку, а занимается поисками пищи. Переплывает с одной льдины на другую, охотится на тюленей. Белый медведь – превосходный ныряльщик и пловец. Кроме белого медведя, в Арктике проживают клыкастые моржи, которые питаются рачками и моллюсками. Арктическим летом возвращаются к своим гнездовьям перелётные птицы: чистики, кайры, различные чайки и некоторые другие виды птиц.

Растительный мир ещё беднее животного. Ведь всюду расстилаются покрытые снегами ледяные поля. Только местами, в защищённых низинах, успевают образоваться за короткое лето небольшие «оазисы». Но растения не тянутся вверх к солнцу, а прижимаются к земле, чтобы устоять против ветра. (Это мхи, лишайники, а цветковых известно всего три вида).

Из птиц здесь живут буревестники и альбатросы. Самое известное и замечательное животное Антарктики – пингвины. Единственный и самый опасный их враг – морской леопард.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Тундры»

Если проводить сравнение с соседней ледяной пустыней, то здесь немного теплее, но средняя температура всё равно ниже нуля. Лето всего один-два месяца, и к тому же холодное. Зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, и на протяжении её земля скована морозами. Бывает, что неделями не прекращается пурга. За многие тысячи лет почва тундры ни разу не прогрелась глубже 10-15 см. а дальше – слой вечной мерзлоты толщиной несколько метров! Поэтому дожди и тающие снега не могут пропитать землю на глубине, и вся влага скапливается, образуя мелкие озёра и болота. Их очень много в тундре.

Растительный покров тундры составляют, прежде всего, мхи и лишайники. Встречаются кустарники и маленькие кустарнички. Все они низкорослые и растут, прижимаясь к земле, которую нагревает солнце. Там им теплее.

Ближе к лесотундре встречаются заросли карликовых ив и берёзок. Растительность тундры, как правило, многолетняя и вечнозелёная. Так растения приспособились к местному климату: не нужно каждый год терять листья, которые не успели бы пройти новый период роста.

Прелестью тундры становятся яркие цветы. Они расцветают на короткое время.

К осени в тундре созревают ягоды: морошка, черника, клюква, брусника.

Животный мир тундры немногочислен. Весной прилетают кулики, утки, гуси, гагары, лебеди.

В тундре на первом месте по великолепию находится северный олень. Широкие копыта позволяют ему быстро передвигаться по снегу. А на зиму между копытами у него вырастает длинная шерсть. Она позволяет оленю скользить по льду. В летнее время это животное очень страдает от комаров, слепней, мошек, оводов. Но главный его враг – волк.

На зиму здесь остаются травоядные грызуны – лемминги. Зимует также полярная лисица – песец, белая куропатка, полярная сова.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Лесной зоны»

В умеренном тепловом поясе находится лесная зона. Если двигаться от тундры к югу, то всё чаще и чаще будут встречаться деревья. Вначале редкие, невзрачные – эту зону называют лесотундрой. Потом всё более рослые, пока, наконец, не попадёшь в густой хвойный лес. Этот хвойный лес носит название тайги.

Климат в тайге по-своему суров. В Сибири, например, в некоторых районах температура опускается до -70 градусов. Да и тёплое лето непродолжительно. Основными породами деревьев являются лиственница, ель, пихта, светолюбивая сосна и могучий кедр. В тайге можно встретить и лиственные деревья: берёзу, осину, ольху.

Животный мир: пятнистый олень, марал, лось, бурый медведь. Много в тайге пушного зверя. Здесь живут соболь, белка, колонок, горностай, куница. Среди хищников – рысь и росомаха. Они охотятся на крупных таёжных птиц и зайцев, на косуль. Много в тайге птиц: рябчики. Тетерева, клесты, дятлы.

Немного южнее тайги произрастают смешанные леса, которые светлее тайги. Здесь уже встречаются дуб, липа, клён, ясень, вяз, черёмуха, рябина, дикая яблоня и груша. Под ними развиваются крупные кустарники: орешник, бересклет, жимолость, калина, крушина.

Когда-то в лиственных лесах Европы паслись огромные стада царственных животных – зубров. Сейчас же численность этого крупного быка взята на учёт . Он занесён в международную Красную книгу и находится под охраной как вымирающий вид.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Степи»

В умеренном поясе Северного полушария к югу от лесной зоны становится теплее. Здесь раскинулись травяные равнины – степи.

Климат степи засушливый. Зима обычно короткая, но очень холодная. Снега выпадает мало. Всё время дуют сильные ветры, встречаются также бураны. Весна проходит быстро, и наступает жаркое и сухое лето. Дожди здесь редки, а если и бывают, то в виде коротких ливней, которые не успевают увлажнить землю.

Ранней весной, когда только-только сошёл снег, степь прямо вспыхивает жёлтым и красным цветом. Это цветут тюльпаны. За ними начинают цвести ирисы, адонисы, пионы.

Степные животные по-разному приспособились к открытым пространствам. Многие роют норы, где прячутся от врагов, жары и холода. Так поступают суслики, хомяки, тушканчики. Даже волк иногда захватывает подземное жилище барсука или лисицы. А в норах грызунов появляются мелкие хищники – хорьки, ласки. Также поступают некоторые утки, ящерицы, змеи и насекомые. С наступлением холодов насекомые, ящерицы, змеи, большинство грызунов, ежи, барсуки впадают в спячку.

Есть в степи и крупные животные. Это, прежде всего, степные антилопы — сайгаки, косули, лисицы.

Из птиц лишь дрофа и куропатка живут в степи осёдло. Зато летом сюда прилетают утки, кулики, жаворонки, журавль-красавка. На большой высоте парят орлы.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Пустыни»

Пустыни на нашей планете – самые опасные, но в то же время самые загадочные и удивительные места. Их труднее покорить, чем самые высокие горные вершины. Они занимают огромные пространства на Земле, особенно в Африке, Азии и в Австралии. Среди них различаются пустыни умеренного и жаркого поясов.

Летом в пустынях очень сухо и жарко. Днём температура воздуха в тени поднимается до +40 градусов и выше. А в тропических пустынях – до +58 градусов. Ну а зимой там наступают холода, и даже в Сахаре в это время бывают морозы. Дождей и снегов в пустынях почти не бывает. На северной и южной окраинах жаркого пояса находятся самые засушливые места на Земле. Здесь круглый год жарко, как на сковородке. Бывает, что за год не выпадает ни одного дождя.

Некоторые растения хорошо приспособились к условиям сухости климата и высоких температур. В пустынях Средней Азии растёт саксаул, листья у него в виде веточек, что удобно для сохранения влаги. У некоторых растений листья превратились в колючки, как у песчаной акации, различных кактусов.

Ещё одним существенным приспособлением растений пустыни является их корневая система. Она позволяет добывать влагу из глубоких слоёв почвы. У животных пустынь тоже есть свои приспособления. Прежде всего, это цветовая окраска. Серо-жёлтые тона позволяют животным укрываться от врага или, наоборот, подкрасться к добыче незаметно.

Все обитатели пустыни стараются укрыться от палящего солнца. Голуби, воробьи и сычи умудряются гнездиться в стенах колодцев. Орлы. соколы, вороны устраивают гнёзда с теневой стороны бугров, в развалинах построек. Многие животные прячутся в норы или закапываются в песок. Когда к вечеру жара спадает, пустыня начинает свою жизнь. На поверхность выползают различные насекомые, ящерицы, змеи, черепахи. Животные пустынь впадают в спячку летом, а не зимой, чтобы перенести жаркое время года и пережить отсутствие воды. Многие животные пустыни – отличные бегуны. Огромные расстояния пробегают в поисках воды и пищи куланы. Очень хорошо переносит условия пустыни верблюд.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

VI. Этап испытания проекта

Учитель. В результате подробной обработки различных видов информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для сравнительной характеристики природных зон, которую позже мы распечатаем для всех ребят – участников проектной деятельности.

Учитель. Давайте теперь сменим вид деятельности и поработаем «испытателями»

Дети одной группы задают вопросы другой группе. Например: «В каком тепловом поясе находится тундра?», «Какая зима в лесной зоне?», «Какие животные обитают в пустыне?» (2,3)

VII. Итоги урока

Учитель. Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

Ученики. Учиться обрабатывать и систематизировать информацию; создать опорную таблицу «Сравнительная характеристика природных зон».

Учитель. Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи? Какие трудности встретились? Что понравилось, показалось наиболее интересным? (5)

Использованная литература

1. Окружающий мир («Наша планета Земля»). 2 класс. Методические рекомендации для учителя под ред. А.А.Вахрушева.

2. Учебник «Окружающий мир. Наша планета Земля», 2 часть. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан

3. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан

4. Уроки окружающего мира 1-3 классы с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением. ООО «Планета» 2010 г.

5. Повторение и контроль знаний «Окружающий мир» 1-2 классы. Электронное приложение.

6. Мастер-класс учителя начальной школы. ООО «Планета» 2011 г.

Карточка по окружающему миру на тему «Природные зоны» (2 класс)

Пояса

освещённости

Природная зона

Климат (тепло и влага)

растения

Культурные растения

Животные

Холодный

Ледяная пустыня

Холодный и сухой

Планктонные растения

Планктонные животные, рыбы, морские птицы, морж, тюлень

Тундра

Холодный и влажный

Карликовая берёза, морошка, мхи, лишайники

Куропатка, комары, полярная сова, северный олень, лемминг, песец, перелётные птицы

Умеренный

Лес

Умеренный (4 времени года)

Ель, кедр, сосна;

грибы, черника, земляника;

берёза, липа, дуб

Лён, рожь, картофель

Клёст, кедровка, дятел; почвенные клещи, дождевые черви, муравьи, медведь; кабан, землеройка, дрозд, листовёртка, лось, заяц,

Степь

Умеренный сухой (4 времени года)

Ковыль, шалфей, тюльпан

кукуруза, пшеница, сахарная свёкла

Хомяк, крот, медведка, суслик, степной орёл, сайгак, насекомые, бабочки, жуки

Пустыня

Летом — жаркий сухой, зимой холодный сухой

Саксаул, верблюжья колючка, мак

рис, хлопок, персик

Круглоголовка, ящерица, кобра, черепаха

Тропический

Тропическая пустыня

Жаркий сухой

Кактус, солянка; в оазисе – пальмы, кустарники, травы

Бананы, финики, апельсины

Скорпион, жук-скарабей, тушканчик, верблюд, шакал, гиена, змеи,насекомые,ящерицы

Саванна

Летом- жаркий и влажный, зимой- жаркий и сухой

Обилие травы, баобаб

Антилопа, зебра, буйвол, жираф, слон, лев, жук-навозник

Тропический лес

Жаркий и влажный

Высокие деревья, орхидея, лианы

Обезьяны, летучие мыши, попугаи, ленивец, пантера, ящерицы, змеи, лягушки, бабочки, крокодил, пиранья

Проект урока окружающего мира во 2-м классе (1–4). Тема: «Природные зоны холодного пояса»

Цель урока: Формирование представления о природных зонах холодного пояса.

Задачи урока:

  1. Формировать представления о ледяных пустынях и тундре, их климате, познакомить с растительным и животным миром ледяных пустынь и тундры.
  2. Развивать умения: анализировать, обобщать, классифицировать; понимать главную мысль научного текста.
  3. Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир.

Оборудование: карта природных зон с нанесенными на нее животными и растениями, пейзажи различных природных зон, рисунки растений и животных ледяных пустынь и тундры, план-маршрут урока, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “отчего” на зеленом листке,
“Куда” полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой взлезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем- ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

2. Актуализация знаний

  • Сегодня мы отправимся в путешествие. Перед вами план-маршрут нашего пути. Он поможет нам двигаться в правильном направлении, выделять главное, узнать много нового и интересного.
    Ребята работают в парах. Заполняют таблицу плана-маршрута.
  • План-маршрут.

1. Холодные пояса на Земле расположены _____________________.
(Холодные пояса на Земле расположены на Северном и Южном полюсах).

  • Итак, где расположены на земле холодные пояса? Кто сможет показать на карте?
  • Ребята, почему в полярных областях так холодно? Сравните наклон солнечных лучей на полюсах и экваторе.
  • Как называются полярные области Северного и Южного полушария?

3. Совместное “открытие” знаний

А) Ребята работают по учебнику. Читают небольшой текст учебника на страницах 45-48. И выполняют в парах задания 2,3,4 и 5 в парах.

Б) Физкультминутка для глаз.

“Палец двоится” (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руки вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.

“Зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

“Стрельба глазами”: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.

“Письмо носом” (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

В) Объяснение нового материала.

  • Продолжим заполнять план-маршрут (дети по ходу урока заполняют план-маршрут опираясь на прочитанный материал, а вопросы учителя способствуют актуализации имеющихся знаний).

2. Природные зоны холодного пояса называются _______________, ________.

На доске появляются карточки: ЛЕДЯНЫЕ ПУСТЫНИ, ТУНДРА.

3. Климат тундры очень _______. Зима ______, а лето ______. Много о _____, б ______, р______.
(Климат тундры очень суровый. Зима долгая, а лето короткое. Много озёр, болот, рек).

Учитель дополняет ответы детей. По ходу своего рассказа вывешивает карточки с новыми терминами и пейзажами природных зон холодного пояса.

“Северный Ледовитый океан вместе с островами в нём называется Крайним Севером или Арктикой. “Арктос” — страна белых медведей. Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток тянется безлесная равнина. Зима в тундре долгая и суровая. Морозы до 50 градусов. В середине зимы наступает ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ и как в ледяных и пустынях бывает северное сияние. Лето короткое и прохладное. И хотя наступает ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ, часто бывают заморозки, а иногда выпадает снег. За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на полметра в глубину. А ниже лежит слой ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ. Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы испаряется очень медленно из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре так много болот, озёр, рек. Для всего живого условия в тундре очень суровые, но жизнь здесь разнообразная”.

Ребята, какие растения могут выжить в таких суровых условиях? Выберите из предложенного списка только те, которые растут в тундре и подчеркните их. Помните, что одна голова хорошо, а две лучше. Работаем в микро коллективах.

  1. Дуб
  2. Пальма
  3. Мхи +
  4. Лишайники +
  5. Морошка +
  6. Липа
  7. Карликовая берёза +
  8. Полярные маки +
  9. Камнеломки +
  10. Сосна

При проверке задания преподаватель показывает иллюстрации с растениями тундры. А также проверяется задание из учебника 4 на странице 47. Учащиеся делают вывод и заполняют план-маршрут.

4. Главные “ кормильцы” в тундровых экосистемах _____ и _____.
(Главные “кормильцы” в тундровых экосистемах мхи и лишайники).

  • Объясните, ребята, почему?

“Даже летом косые лучи слабо прогревают землю. Оттаивает только самый верхний слой земли. Ниже сохраняется вечная мерзлота. Мёрзлая земля не даёт впитываться воде, поэтому в тундре много болот, озёр, рек. Это благоприятные условия для лишайников и мхов”.

  • Ребята, какие животные приспособились к жизни в таких условиях?

Перед вами таблица, которую необходимо заполнить. В этом вам поможет карта.

  • Рассмотрите внимательно карту природных зон, по условным знакам определите, какие животные обитают в зоне ледяных пустынь и тундры.
  • Работаем в парах.
Белый медведь Самый проворный охотник, несмотря на то, что вес до 1000 кг.
Песец Хищный зверёк с красивой шубкой и ценным мехом.
Лемминг Самый маленький грызун, который выводит потомство даже зимой.
Полярная куропатка

Полярная сова

Растительноядная птица, зимой ноги покрываются перьями до когтей.

Хищная птица, питается куропатками и леммингами.

Северный олень У него густой мех, раздвоенные копыта. Питается лишайником-ягелем.
Морж Крупное неуклюжее туловище до 5 м в длину, весит около 2 тонн.
Тюлень Способен в воде развивать скорость до 15 миль в час.

Ученики называют животных, вписывают в таблицу и соотносят с иллюстрациями на доске (их больше, чем дано в образце).

4. Физкультминутка

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, повороты вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает всё кругом белоснежным серебром. (Имитируют движение руками)

5. Первичное закрепление

  • Покажите с помощью стрелок, кто чем питается в тундре (С.46,з.3).
  • Подчеркните, кто является “кормильцами” для обитателей полярных морей и побережий.

Кайры, растительный планктон, креветки, животный планктон, морские звёзды, донные водоросли.

  • Проведите стрелки от причины к следствию, чтобы объяснить, почему в тундре летом много птиц (В приложении).

6. Контроль

1+ 5+ 9+ 13+
2- 6+ 10+ 14-
3- 7+ 11+ 15-
4- 8+ 12+ 16-

Вопросы:

  1. Природные зоны холодного пояса называются ледниковые пустыни и тундры.
  2. Белый и бурый медведи живут в одной природной зоне.
  3. Тигр в тундре охотится на северного оленя.
  4. Холодные пояса расположены рядом с экватором.
  5. Косые лучи солнца слабо прогревают землю, поэтому оттаивает только верхний слой земли.
  6. Огромные стаи птиц прилетают сюда, чтобы вырастить птенцов.
  7. Мхи и лишайники основные “кормильцы” в тундровых экосистемах.
  8. Даже летом могут быть осадки в виде снега.
  9. В тундре грибы выше деревьев.
  10. Микробы и мелкие животные – ногохвостки “мусорщики” тундры.
  11. Для холодного пояса характерны полярный день и полярная ночь.
  12. В тундре много озёр, болот и рек.
  13. Белый медведь и пингвины обитатели полярных пустынь.
  14. Лето в тундре длинное и холодное.
  15. Полярные совы охотятся на песцов и волков.
  16. Полярная куропатка летом и зимой бурая.
  • Что у вас получилось? Если вы сделали всё правильно, то получилась буква “т”.
  • С помощь “волшебной линеечки” оцените свою работу.

7. Итог урока

  • Опираясь на план-маршрут, расскажите каковы особенности климата полярных областей?
  • Кого из обитателей ледяных пустынь и тундр вы знаете?
  • Как животные и растения приспособились к жизни в холодном поясе?
  • Как вечная мерзлота влияет на природу тундры?
  • С каким заданием справились без затруднений, а где было трудно?

8. Домашнее задание

Подготовить сообщения о растениях и животных холодного пояса. Или составить кроссворд.

Приложение

Тесты по окружающему миру на тему «Природные зоны» (2 класс)

Тесты по окружающему миру, 2класс, Школа 2100,тема «Природные зоны»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Где расположена природная зона арктических пустынь? Обведи нужную букву.

а) на островах Тихого океана;

б) на островах Индийского океана;

в) на остовах Северного Ледовитого океана.

2. Как называется зима в Арктике? Обведи нужную букву.

а) полярный день;

б) Полярная звезда;

в) полярная ночь.

3. Какие растения встречаются в ледяной зоне? Подчеркни.

Лишайники, кедры, мхи, полярные маки, рябина.

4. Какие животные и птицы обитают в Арктике? Обведи буквы правильных ответов.

а) кайры; б) бобры; в) моржи; г) лоси; д) тюлени; е)тупики;

5. Главное животное Арктики____________________.

=========================================================

1. Где расположена зона тундры? Обведи нужную букву.

а) севернее Арктики.

б) южнее ледяных пустынь

2. Установи соответствие.

3. Какие растения встречаются в тундре? Вычеркни лишнее.

Лишайник, мхи, брусника, ромашка, морошка, карликовая берёзка, яблоня.

4. Какие животные и птицы обитают в тундре? Обведи буквы правильных ответов.

а) песец; б) тюлень; в) волк; г) лемминг; д) полярная сова; е) гуси

5.Главное животное тундры___________________________.

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Где расположена природная зона арктических пустынь? Обведи нужную букву.

а) на островах Атлантического океана;

б) на островах Северного Ледовитого океана;

в) на островах Тихого океана.

2. Как называется лето в Арктике? Обведи нужную букву.

а) Полярная звезда;

б) полярная ночь;

в) полярный день.

3. Какие растения встречаются в ледяной зоне? Подчеркни.

Мхи, черёмуха, полярный мак, липа, лишайники.

4. Какие птицы и животные обитают в Арктике? Обведи буквы правильных ответов.

а) тупики; б) кайры; в) аисты; г) вороны; д)бобры; е)лоси; ж)тюлени

5. Главное животное Арктики_____________________________.

===============================================================

1. Где расположена зона тундры? Обведи нужную букву.

а) на равнинах;

б) на возвышенностях;

в) в горах.

2. Установи соответствие.

3. Какие растения встречаются в тундре? Вычеркни лишнее.

  • Карликовая берёза, клён, морошка, мхи, розы, ягель, лишайники, голубика.

4. Какие животные и птицы обитают в тундре? Обведи буквы правильных ответов.

а) песец; б) тюлень; в) волк; г) лемминг; д) полярная сова; е) гуси

5.Главное животное тундры___________________________.

«Степь и пустыня»

Фамилия _____________________________

1.Какая природная зона сменяет к югу зону лесов? Обведи нужную букву.

а) зона арктических пустынь;

б) зона степей;

в) зона тундры.

2.Чернозём – это________________________________________

3. Подчеркни животных степи.

Крот, бурый медведь, тюлень, лось, суслик, хомяк, дрофа, сайгак, волк, медведка.

4.Главная птица степи_________________

5. Какое растение не встретишь в степи, зачеркни.

Сосна, осина, ковыль, шалфей, тюльпан, ягель, саксаул.

6.Почему в степи нет деревьев? Объясни.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Где находятся самые засушливые места на Земле? Напиши.

_________________________________________________________________

8. Какие бывают пустыни? Напиши.

—————————————————————————-

9.Как называются песчаные волны в пустыне? Напиши.___________________

10.Каких животных пустыни ты знаешь, запиши (не менее 3)

——————————————————————————————-

11.Что такое оазисы? Что ты про них знаешь, напиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Главное животное пустыни____________________________________

13. Допиши предложение.

а) Растения пустыни очень хорошо умеют___________________________

У них корни_____________________, листья_____________________________________

б) Я знаю растения пустыни:___________________________________

Контрольный тест по природным зонам 2 класс

Фамилия __________________________________________________

1.Как называется природная зона, где суша и море круглый год покрыты толстым льдом?__________________________________

2.Как называется природная зона, где очень много болот и небольших озёр, люди занимаются оленеводством и рыболовством? _________________________

3.Как называется природная зона, где очень жаркое лето, короткая морозная зима, очень бедная почва, а животные ведут ночной образ жизни____________________

4.Как называется природная зона, которая расположена на равнине, покрытой сплошным растительным травянистым покровом, у растений корни-луковицы, узкие тонкие листья___________________________

5.Подчеркни ручкой лишнее слово, если знаешь природные зоны:

а) тюлень, пингвин, лось, морж, кайра

б) кактус, верблюжья колючка, карликовая берёзка, солянка

в) ель, дуб, сосна, кедр, пихта

г) дрофа ,суслик, ящерица, степной орёл

6.Заполни таблицу (по 1-2 представителя)

Ледяные пустыни

(Арктика)

Степь

Тундра

Смешанный лес,

тайга

Пустыня

7. Где расположены альпийские луга?________________________________________

8. Вставь пропущенные слова в текст (почва, легко, трудно, питательные, вода, цепляются, осадки, горы, песок)

Растениям ___________ жить среди скал. Здесь _______________образуется медленно. Быстро стекает _________________ по склону и уносит с собой ________________вещества. Но растения упорно __________________за скалы.

9.Каких горных животных ты знаешь? Напиши (не менее 3).

_____________________________________________________________

10.Горные ледники, горные тундры, горные леса, степи опоясывают каждую гору на определённой высоте и образуют _____________________________________

Все времена года

Зима

————————————————————————————————————————————————————

Лето

———————————————————————————————————————

Растения

Тайга (хвойный лес)

—————————————————————————————————————————————————————-Широколиственные леса

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Травы, цветы

—————————————————————————————————————————

Животные

Птицы

—————————————————————————————————————————————————————————————

Звери

—————————————————————————————————————————————————————————————

Значение леса

1._____________________________________________

2._____________________________________________

3.___________________________________________

4.___________________________________________

5._____________________________________________

6.______________________________________________

7._____________________________________________

8.

Заполните таблицу:

Презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме: Путешествие по природным зонам

Слайд 1

Смешанный лес

Слайд 2

Чемпионы леса Лиственница Кедр Ель Самое долговечное дерево Самое высокое дерево Самое красивое, новогоднее дерево

Слайд 3

Чемпионы леса Береза Рябина Осина Дерево – символ России Самое гибкое дерево, лесная балерина Самое морозоуствойчивое , пугливое дерево

Слайд 4

Соболь Волк Росомаха Кабарга Обитатели тайги

Слайд 5

Бурый медведь Лиса Рысь Белка Обитатели леса

Слайд 6

Птицы леса Тетерев Глухарь Дятел Кедровка

Слайд 7

Степь

Слайд 8

Степь весной

Слайд 9

Растения степи Ковыль Перекати-поле

Слайд 10

Тушканчик Суслик Мышь-полевка Степная гадюка Обитатели степи

Слайд 11

Птицы степи Степной орел Серая куропатка Дрофа Жаворонок

Слайд 12

Пустыня

Слайд 13

Ремерия Полынь Песчаная акация Верблюжья колючка Растения пустыни

Слайд 14

Сайгак Корсак Длинноухий ёж Верблюд Животные пустыни

Слайд 15

Спасибо за внимание!

Слайд 16

Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. 6 кл . – М.: Дрофа, 2008. Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс.- М.: Просвещение 2009. http://www.naturall.ru/node/4?page=0%2C2 http://www.glenkar.ru/forum/lofiversion/index.php/t1908.html http://www.distedu.ru/mirror/_geo/geo.1september.ru/2004/11/10.htm http://www.masters.donntu.edu.ua/2008/ggeo/dychno/ind/index.htm http://foto.geocaching.su/displayimage.php?album=toprated&cat=0&pos=753 http://www.fototerra.ru/Russia/Jamal/Finaldarkworld-158.html http://habrahabr.ru/blogs/popular_science/80852/ http://www.pushkino.org/ipb/index.php?s=&act=ST&f=79&t=38600 http://prostoflora.ru/lekarstvennyerastenija/69.html http://prostoflora.ru/lekarstvennyerastenija/75.htm http://www.greeninfo.ru/fruits/oxycoccus.html http://www.kolamap.ru/library/flora/flora1.html http://www.ecosystema.ru/08nature/world/29.htm http://www.photogorky.ru/showphoto.php?photo_id=30778 http://pochemy.net/?n=330 Список литературы:

Тест по окружающему миру (2 класс) на тему: Тест для 2 класса «Природные зоны».

1. Запиши в правильном порядке названия природных зон в направлении от полюса к экватору:  тундра,  степь,  зона ледяных пустынь,  тайга,  пустыня,  смешанные леса.

2. Крупные области со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром называются:

                        А) материк,    Б) природная зона,    В) экосистема,   Г) климат.

3.  Запиши названия 3 животных, обитающих в тундре.

4. Какие растения встречаются в зоне степей? Запиши 3 названия степных растений.

5. Что служит главным источником питания в зоне ледяных пустынь?

                             А) льды,    Б) океан,    В) скалы,    Г) лишайники.

6. Из-за чего в степи не растут деревья?

         А) вечная мерзлота,     Б) вода испаряется, не успевая питать почву,    В) очень холодный климат,

                       Г) почва песчаная и корни растений не могут «зацепиться» за неё.

7. Какая природная зона расположена в умеренном поясе – там, где достаточно тепла и влаги?

                                А) степь,   Б) лесная зона,   В) пустыни,   Г) тундра.

8. Что не является приспособлением зверей к климатическим условиям:

                     А) зимняя спячка,     Б) перемещение в более тёплые места,    

         В) запасы на зиму и усиленное питание  осенью,     Г) занесение их в Красную книгу.

1. Запиши в правильном порядке названия природных зон в направлении от экватора к полюсу:  тундра,  степь,  зона ледяных пустынь,  тайга,  пустыня,  смешанные леса.

2. От чего зависит климат на Земле?

      А) от распределения тепла,       Б) от количества осадков,   В) от названия страны,   Г) от температуры почвы.

3. Каких животных можно встретить в зоне арктических пустынь? Перечисли названия 3 животных.

4.  Какие растения встречаются в тайге? Запиши 3 названия.

5. В какое время года растения степи чувствуют себя более комфортно?

            А) зима,      Б) весна,     В) лето,    Г) осень.

6. Почему климат полярных областей холоден и суров?

         А) потому что там льды,     Б) потому что там нет деревьев,   В) потому что лучи солнца там косые,

                                         Г) потому что они занимают небольшую территорию.

7. В какой природной зоне корни у растений самые короткие?

                    А) широколиственные леса,        Б) тундра,       В) степь,     Г) пустыня.

8. Что не является приспособлением зверей к климатическим условиям?

                           А) зимняя спячка,     Б) перемещение в более тёплые места,  

                В) запасы на зиму и усиленное питание  осенью,     Г) занесение их в Красную книгу.

1 вар:

  1. Зона лед.пуст., тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня.
  2. Б
  3. Примеры животных тундры.
  4. Примеры растений степи.
  5. Б.
  6. Б.
  7. Б.
  8. Г.

2 вар:

  1. Пустыня, степь, смешанные леса, тайга, тундра, зона ледяных пустынь.
  2. А.
  3. Примеры животных арктических пустынь.
  4. Примеры растений тайги.
  5. Б.
  6. В.
  7. Б.
  8. Г.

Арло.

  1. вар:
  1. Зона лед.пуст., тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня.
  2. Б
  3. Примеры животных тундры.
  4. Примеры растений степи.
  5. Б.
  6. Б.
  7. Б.
  8. Г.
  1. вар:
  1. Пустыня, степь, смешанные леса, тайга, тундра, зона ледяных пустынь.
  2. А.
  3. Примеры животных арктических пустынь.
  4. Примеры растений тайги.
  5. Б.
  6. В.
  7. Б.
  8. Г.

Окружающий мир.»Природные зоны». — Начальные классы

           «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

ТЕМА:      Природные зоны России.

ЦЕЛЬ:       Формирование у учащихся начального представления о природных зонах России.

ЗАДАЧИ:

         1. Познакомить с особенностями и многообразием природы нашей Родины.

         2.   Развивать познавательный интерес и активность, умение сравнивать.

         3.  Воспитывать бережное отношение к природе.

 ОБОРУДОВАНИЕ:

         Электронная презентация; учебники; рабочие тетради.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

— Ребята, я приглашаю вас в путешествие по нашей стране с севера на юг, по природным зонам России.

II. Проверка знаний.

— Назовите условия, которые необходимы для жизни живых существ на Земле.

— Какие тепловые пояса Земли вы знаете.

( учебник «Окружающий мир» с.17 – схема тепловых поясов)

— Почему одни страны называют жаркими, а другие холодными?

( слайды презентации 2,3).

— Каково значение Солнца для жизни на Земле?

III. Работа над новой темой.

( слайд презентации 4)

— Рассмотрим карту природных зон России и начнем наше путешествие с первой зоны.

                            Где-то на белом свете

                            Там, где всегда мороз,

                            Трутся спиной медведи

                            О земную ось.

Зона Арктических пустынь.

         Это царство холода, снега и льда. С северными морями и островами. Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают: луна, звезды и Северное сияние. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до – 60 градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет.

         На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, мхи. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество водорослей.

(слайды презентации 5,6)

         Животных арктической зоны кормит море. Основная пища птиц и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагары. Все звери – прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. Самый сильный хищник – белый медведь. У него густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по льду и снегу.

                            В путешествиях можно многое узнать

                            И друзьям об этом рассказать.

                            Новая природная зона приглашает нас –

                            И опять в дорогу приглашаю класс.

            

Тундра.

— Далее мы движемся на юг и попадаем в природную зону – тундру.

Тундра  в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная».

Тундра находится на побережье северных морей в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые лучи солнца, а это значит, что зима должна быть суровой и много снега. С моря дуют ветры, большие растения расти не могут. Лето короткое и прохладное. Замерзшая земля оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота.

( слайды презентации 7, 8, 9)

— Что же растет в тундре? Кто живет? Как живут?

         В тундре растут: мох, ягель, морошка, голубика, карликовая береза  и ива. Все растения низкорослые. Мох и ягель – основная пища северных оленей. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижать к земле, так теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

         Постоянно живут в тундре: белая куропатка, полярная сова, лемминги, песцы, полярные волки, северный олень. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, много комаров, мошек. Белая куропатка – растительноядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что, плотное. Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира.

                            Здравствуй, лес, дремучий лес,

                            Полный сказок и чудес!

         Лесная зона южнее зоны тундры, она расположена в умеренном поясе. Здесь ярко выражены все 4 времени года. Эта природная зона самая большая.

Тайга.

(слайды презентации 10, 11, 12, 13)

         Тайга – это хвойный лес, он занимает большую зону лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу. У хвойных деревьев листья – хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, кедровая сосна, лиственница.

         Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

         Разнообразен мир животных: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, белка-летяга, соболь, бурый медведь. Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать. Прекрасный охотник и рыбак. Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. Она притаившись поджидает жертву и тихо подкрадывается в ней.

Смешанные леса.

( слайды презентации 14, 15, 16, 17, 18)

— К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных растений некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

         Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева. Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

         О животном мире леса можно говорить бесконечно. Это многообразие птиц, зверей, насекомых. Тысячи жителей нашли здесь дом.

         Заяц —  беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожное животное.

         Лось – лесной великан. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи.

         Лиса, кабан, дятлы, иволги, малиновки, зяблики. Невозможно перечислить всех обитателей лесной зоны. Много можно говорить об этом крае, но мы с вами двигается дальше на юг, и попадаем в следующую зону.

                            Степь, да степь кругом,

                            Путь далек лежит…

— Поется в старинной русской народной песне.

«Ой, ты, степь широкая,

Ой, ты, степь привольная…»  подхватывает другая.

         Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.

Зона степей.

( слайды презентации 19, 20,21)

         Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она меньше зоны лесов и тундры. Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения разнообразные: тюльпаны, ирисы, таволга, ковыль, типчак. Ковыль-  растение в виде крупного плотного куста. Листья узкие, чтобы испарять меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

         В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы устраивают гнезда прямо на земле.

         Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут: суслики, хомяки, мыши-полевки, тушканчики. Есть хищники: степной орел, гадюка. В степи мы можем встретить сайгака.

IV. Физкультминутка.

                   Руки подняли и покачали –

                   Это деревья в лесу.

                   Руки согнули, кисти встряхнули –

                   Ветер сбивает росу.

                   В стороны руки, плавно помашем –

                   Это к нам птицы летят.

                   Как они тихо садятся, покажем –

                   Крылья сложили назад.

V. Продолжение изучения новой темы.

1. Работа с учебником.

(учебник «Окружающий мир» с. 28 – 30).

         Ребята, рассмотрите рисунки. Прочитаем тексты, которые рассказывают о каждой природной зоне России.

2. Работа с рабочей тетрадью.

( рабочая тетрадь с.14 задание № 40: дописать предложения)

VI. Закрепление изученного материала.

         Мы совершили с вами путешествие по природным зонам нашей родины. Познакомились с растительный и животным миром России.

— Почему в нашей стране такая разнообразная флора и фауна?

—  Зону арктических пустей можем ли мы назвать пустынной?

—  Какие растения встречаются в тундре? Как они приспособились жить в этом суровом краю?

—  Какие леса мы можем увидеть в России?

— Где самые плодородные почвы в России?

VII. Подведение итогов.

1. Выставление оценок.

2. Домашнее задание.

( учебник с. 28 – 30, отвечать на вопросы текста; рабочая тетрадь с.15 № 42, отгадать загадки, сопоставить с изображением)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *