Укажите антонимы в том числе контекстуальные – что это такое и примеры синонимов в презентации или конспекте урока, правила об этом и карточки с пословицами

.Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе контекстуальных)

Урок русского языка в 5 классе.

Учитель – Жданова Н.В.

Тема: «Антонимы».

Цель урока: формирование представления учащихся об антонимах, их особенностях, функциях в речи.

Задачи урока:

образовательные: изучить особенности антонимов, их функции в речи, повторить особенности паронимов, синонимов, омонимов, научить работе со словарем;

развивающие: формировать умение находить антонимы в речи, видеть их отличие от синонимов, развивать устную и письменную речь учащихся;

воспитательные: воспитывать любовь к богатству русского языка, уважение к героическому прошлому Родины.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями), портрет Л.Кассиля, иллюстрации изображений Вечного огня на Красной площади, стелы в селе Тарногский Городок, обелиска, «Современный толковый словарь русского языка» под ред. С.А. Кузнецова, «Толковый словарь русского языка. Современная версия» В.И.Даля, «Словарь антонимов русского языка» под ред. Л.А.Новикова, «Школьный токовый словарь русского языка» под ред. Ф.П.Филина, учебники: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «Русский язык. Теория. 5-9 классы», «Русский язык. Практика. 5 класс» под ред. А.Ю.Купаловой.

Ход урока:

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Лексика». На прошлых уроках мы с вами познакомились с удивительными жителями этой страны. Но мы раскрыли пока не все секреты, ведь русский язык необычайно богат. Нам предстоит встретиться еще с одной особенностью употребления слов, а с какой именно, об этом мы узнаем чуть позже. Я предлагаю сначала вспомнить наших старых друзей, о которых мы говорили на прошлых уроках. Поучаствуем в игре «Верю – не верю». (Карточки «Да», «Нет».)

Вопросы:

  1. В лексике изучается словарный состав языка? +

  2. Однозначные слова имеют несколько лексических значений? -

  3. Слово «красный» в старину на Руси имело значение «красивый»? +

  4. Многозначные слова имеют прямые и переносные значения? +

  5. Многозначные слова и омонимы – это одно и то же? -

  6. В толковых словарях омонимы даются как одно слово с перечислением лексических значений?-

  7. Слова «невежливый» и «невежественный» - это паронимы? +

  8. Слова «идти», «бежать», «шествовать», «плестись» - это синонимы? +

Итак, теоретические данные мы с вами вспомнили. Сейчас задание следующее: каждый из вас получает карточку с данными парами словосочетаний. Ваша задача: выписать пары, в которых встречаются паронимы, омонимы, синонимы (индивидуальные задания). Подпишем число, классную работу и начинаем работать.

Карточка №1.

Храбрый солдат – отважный солдат, гаечный ключ – пить из ключа, беззаветная храбрость – отчаянная трусость, праздная жизнь – праздничное платье, мешать маме – мешать суп, делать добро – причинять зло, надеть пальто – одеть брата, верный друг – спросить у товарища, грустные вести – радостные вести.

Проверка самостоятельной работы.

Какие пары словосочетаний остались не выписанными вами?

О: Грустные вести – радостные вести, беззаветная храбрость – отчаянная трусость, делать добро – причинять зло. (Вывешиваются слова из словосочетаний на доску). Посмотрите на карточки. В чем особенность этих слов?

О: имеют противоположные значения, пишутся и произносятся по-разному, слова одной части речи.

Верно. Такие слова называются антонимами. Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению

В табличке «Лексика» у нас есть графа, которую мы будем должны сейчас заполнить.

Лексика

Разное

Значение

Противоположное

Примеры

Грустные – радостные, храбрость-трусость.

Закрепим понятие антонимов.

Карточка №2.

Выпишите пары антонимов, соотнося слова из двух столбиков, по образцу.

Образец: белый – черный.

Наступать Поражение

Помнить Отступать

Старый Враг

Друг Несчастье

Геройски Забывать

Война Молодой

Победа Мир

Памятник Безобразие

Красота Обелиск

Счастье Трусливо

Проверка. Только ли пары антонимов даны в списке слов?

О: нет, памятник – обелиск – это синонимы. (Сообщение учащегося об этих словах: «памятник», «обелиск», «стела».)

ПАМЯТНИК, –а, м.

1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего–н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п. П.-обелиск.

2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи).

ОБЕЛИСК, –а, м. Памятник, сооружение в виде гранёного, сужающегося кверху столба. Воздвигнуть обелиск.

СТЕЛА [тэ], –ы,

ж. Вертикальный памятный знак (плита, столб), обычно с надписью, рельефным изображением. Мраморная с. Надгробная с.

Можем ли мы подобрать к этим словам антонимы?

О: нет.

Вывод: не все слова могут иметь антонимы. Для того, чтобы проверить правильность своих рассуждений и мыслей, можно обратиться к «Словарю антонимов…»

Антонимы называют противоположные понятия. Они помогают нам выявить разные значения многозначных слов и служат доказательством их многозначности. Рассмотрим это свойство антонимов на примере слова «старый».

На доске:

человек

парк

Старый рыболов

мастер

Значения:

старый человек – проживший много лет, достигший старости;

старый парк – давно существующий, созданный;

старый рыболов – не являющийся новичком, опытный, бывалый;

старый мастер – живший, творивший в старину.

Подберем антонимы: старый человек – молодой, старый парк – новый, старый рыболов – неопытный, старый мастер – современный.

Составьте 2 предложения с данными словосочетаниями.

Посмотрите слова на карточке №2. Какой темой они объединены? С каким событием они связаны?

О: День Победы, 9 мая.

Правильно. Вся наша страна, весь мир помнят события 1941-1945 годов, Великую Отечественную войну. Каждый год мы собираемся у памятника воинам – шебеньжанам, погибшим в Великой Отечественной войне.

Чтение текста упр.808 на стр.258 «Никто не знает, но помнят все» Льва Кассиля.

О чем этот текст?

О: о могиле неизвестного солдата, у которой всегда бывает много людей.

Что говорит автор о ней? Какова основная мысль текста?

О: приходя к Вечному огню, люди отдают долг памяти и уважения тем, кто погиб, защищая Родину.

Что отражено в названии текста: тема или основная мысль?

О: основная мысль, никто не знает, кто здесь похоронен, но все помнят героизм и мужество русских солдат.

Найдите антонимы в этом тексте.

О: гаснет-горит (огонь), день-ночь, увядшие - свежие (цветы), никто - все, никогда - всегда.

Предложения, в которых используются антонимы, становятся более выразительными благодаря им. Этому тексту они придают особую остроту и драматичность. Часто антонимы мы можем встретить в пословицах, поговорках, загадках, в зачинах русских сказок. С таким использованием антонимии вы встретитесь при выполнении домашнего упражнения.

Обратите внимание на 2,3,4 абзацы. Для чего еще, кроме выразительности, используются антонимы?

О: для связи предложений в тексте, для связи частей текста.

Итак, что мы узнали сегодня нового?

О: что такое антонимы, есть словари антонимов, не все слова могут иметь антонимы, они помогают выявить разные значения многозначных слов, используются в речи для выразительности и связи предложений в тексте.

А также на основе противопоставления существуют такие тропы и фигуры, как антитеза и оксюморон.

Отметки за урок. Спасибо за работу.

Карточка №1.

Выписать пары, в которых встречаются …………………..

Храбрый солдат – отважный солдат, гаечный ключ – пить из ключа, беззаветная храбрость – отчаянная трусость, праздная жизнь – праздничное платье, мешать маме – мешать суп, делать добро – причинять зло, надеть пальто – одеть брата, верный друг – спросить у товарища, грустные вести – радостные вести.

hello_html_m64179429.gif

Карточка №2.

Выпишите пары антонимов, соотнося слова из двух столбиков, по образцу.

Образец: белый – черный.

Наступать Поражение

Помнить Отступать

Старый Враг

Друг Несчастье

Геройски Забывать

Война Молодой

Победа Мир

Памятник Безобразие

Красота Обелиск

Счастье Трусливо

hello_html_m64179429.gif

Карточка №1.

Выписать пары, в которых встречаются …………………..

Храбрый солдат – отважный солдат, гаечный ключ – пить из ключа, беззаветная храбрость – отчаянная трусость, праздная жизнь – праздничное платье, мешать маме – мешать суп, делать добро – причинять зло, надеть пальто – одеть брата, верный друг – спросить у товарища, грустные вести – радостные вести.

hello_html_m64179429.gif

Карточка №2.

Выпишите пары антонимов, соотнося слова из двух столбиков, по образцу.

Образец: белый – черный.

Наступать Поражение

Помнить Отступать

Старый Враг

Друг Несчастье

Геройски Забывать

Война Молодой

Победа Мир

Памятник Безобразие

Красота Обелиск

Счастье Трусливо

hello_html_m64179429.gif

infourok.ru

Тренировка по теме Типы антонимов — тест. Русский язык, 10 класс.

1. Однокорневые и разнокорневые антонимы 2 Б.
2. Однокорневые и разнокорневые антонимы 2 Б.
3. Однокорневые и разнокорневые антонимы 2 Б.
4. Однокорневые и разнокорневые антонимы 2 Б.
5. Антонимические пары 2 Б.
6. Антонимические пары 2 Б.
7. Антонимические пары 2 Б.
8. Антонимические пары 2 Б.
9. Контекстуальные антонимы 1 Б.
10. Контекстуальные антонимы 1 Б.
11. Контекстуальные антонимы 1 Б.
12. Общеязыковые и контекстуальные антонимы 2 Б.
13. Общеязыковые и контекстуальные антонимы 2 Б.
14. Общеязыковые и контекстуальные антонимы 2 Б.

www.yaklass.ru

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны


    И ненавидим мы, и любим мы случайно.
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
                                         М. Лермонтов


    Они сошлись. Волна и камень,
    Стихи и проза, лёд и пламень… 
                                         А. Пушкин


    Как правая и левая рука –
    Твоя душа моей душе близка…
                                         М. Цветаева


    Полюбил богатый – бедную,
    Полюбил учёный – глупую,
    Полюбил румяный – бледную,
    Полюбил хороший – вредную.

                                         М. Цветаева


    Выпишите из данных отрывков антонимы.

     В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах, т. е. словах, противопоставленных в определенном контексте: "Волки и овцы". Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер. Писатель может выявить противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставить их в речи; ср.: не мать, а дочь; солнечный свет - лунный свет; один год - вся жизнь. Однако слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, так как их противопоставление не воспроизводится в языке, оно окказионально.
     Таким образом, важнейшим критерием выделения антонимии как языкового явления служат системные отношения слов в лексике. Системный подход позволяет проникнуть в самую глубину этого явления, вскрыть его закономерности, объяснить особенности использования антонимов в речи


     Содержание антитез разнообразно. В произведениях авторов, которые пишут о северной природе, существуют противопоставления суровой северной природы и человека, её покоряющего.

 

    Тут зима – бесконечная, лето – короткое…
                                         В.В.Матвеев


    …вокруг на сотни вёрст
    Трещит мороз в разгаре лета.
    И веет холодом от звёзд.
                                         В.И. Выхристенко


    Люблю я заполярный край
    За крайности
    И за бескрайность.
                                         В.П. Семёнов


    Благодари, моя душа,
    Отлив тепла, прилив прохлады!
                                         В.И. Галюдкин


    Прощаясь с белыми ночами,
    Привычно думаю о том,
    Что в Заполярье все начала
    Идут иль с солнцем, иль со льдом.
                                         А.А. Бажанов


     Прочитайте  фрагмент из произведения Б. Шергина "Мурманские зуйки”:

    "Мурманский берег скалистый. Горы чёрные, древние как медведи, лежат. Кораблик в океане, как чаечка маленькая… Вал чёрный, гребень белый – кружево белое на чёрном бархате. А впереди другой вал. Как кони вороные с седыми гривами, валы летят по океану. ”

    

     Общеязыковые антонимы большой – маленький организуют весь текст, являются центром контрастного образа, на полюсах которого маленький кораблик и большой морской вал, маленький человек и большой океан.

 

    Люблю взойти на самый верх,
    Взглянуть на Кольский полуостров,
    Где всё затем и низкоросло,
    Чтоб был высоким
    Человек.
                                        В.П. Семёнов
   

     Подумайте! Почему синонимы образуют ряды, а антонимы пары?


     Противопоставление, которое лежит в основе явления антонимии, предполагает наличие только двух компонентов, которые сопоставляются по противоположным качествам, поэтому антонимы образуют пары. Синонимы же передают оттенки, а таких оттенков может быть много.

    

     Возможно, ваше внимание привлекут словесные микрообразы, представляющие собой сочетания противоположных по смыслу, взаимоисключающих слов, которые характеризуют один и тот же предмет в одно и то же время его существования. Этот приём использования языковых контрастов получил название оксюморон (от греч. "остроумно-глупое”).

 

    Тундры усталые плечи
    И негасимый закат.
    Утро - а всё-таки вечер.
    Камни – а всё-таки сад.
                            В.Э. Берлин

 

     За каждым оксюмороном – глубокий смысл, здесь слиты воедино человеческий разум и чувство: автор-философ обобщает, сводит во единое целое крайности, автор-поэт не устаёт восторгаться непредсказуемостью мира и ужасаться его нелепостями.

 

     II. Упражнения 25, 28 на стр. 21 (устно).

         Упражнения 26, 28 письменно.

 

     Домашнее задание. Параграф 8 прочитать, составить конспект, подготовить пересказ.

gvozdikova.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *