3 класс правила переноса: Презентация к уроку русского языка №4 в 3 классе «Вспоминаем правила переноса слов» – 7 правил переноса слов в русском языке (примеры)

Содержание

« Перенос слов с разделительным ь знаком».

Конспект по русскому языку в 3 классе.

Тема: « Перенос слов с разделительным ь знаком».

Цель: 1. Познакомить с правилами переноса слов с разделительным ь;

2. Вспомнить написание словарных слов;

3.Развитие мыслительных операций анализа и синтеза через отгадывание загадок и нахождение общего в угаданных словах.

Оборудование: Изображение Незнайки, фишки. Словарные слова: погода, сапоги, город, завод, дневник – написаны на доске. Индивидуальные карточки со словами Слава и Максим.

Ход урока.

I Организационный момент.

— Доброе утро ребята! Я рада Вас все видеть.

— Посмотрите, всели готово у вас на партах к уроку русского языка. А теперь посмотрите на меня, улыбнитесь и тихонько сядьте.

II Оформление тетради.

— Откройте тетради по русскому языку. Отступите 2 линейки от предыдущей работы. Записываем число и классная работа.

III Словарно – орфографическая работа.

На доску прикрепляется изображение Незнайки.

— Ребята, посмотрите на доску. У нас сегодня необычный гость.

— Кто знает, как его зовут. (Незнайка)

— Правильно, это Незнайка.

— Он очень спешил к вам в гости, хотел с вами познакомится, волновался и растерял некоторые буквы из слов и буквы начали спорить между собою.

— Незнайка совсем не знает русского языка. Давайте ему поможем все исправить?

— Вспомним слова, которые вы уже изучили.

— Нужно выйти к доске и вычеркивать ненужную букву в слове.

— По очереди будите выходить к доске, а остальные внимательно следят, чтобы не было ошибок.

— За правильную букву. Незнайка будет выдавать вот такую фишки.

— Первым выходит Саша.

Слова: п(о,а)года, г(о,а)род, с(а,о)поги, з(а,о)вод, дн(е,и)вник.

— А теперь прочитаем слова, которые у нас получились. Прочитаем вместе.

— Молодцы! Какие это слова? (словарные слова). Почему их так называют? ( их нельзя проверить).

— На следующей строке после классной работы запишите эти слова в одну строку, через запятую.

— С какой буквы начинаем писать? ( с большой)

— Что нужно не забывать ставить между словами? ( запятые)

— Не забудьте подчеркнуть буквы, которые нужно запомнить.

— Кто закончил, поднимити глаза, чтобы я видела что вы все закончили.

— Молодцы! Отложите ручки, сядьте правильно.

IV Проверка домашнего задания.

Д/з было задано на математике.

V Подготовка к восприятию нового материала.

— Ребята давайте вспомним правила переноса слов, которое вы уже знаете.

— За правильные ответы, вы будите получать фишки от незнайки. А в конце урока мы определим самого лучшего помощника.

-Посмотрите на доску, перед вами написано два слова ( ягода, гриб).

— Поделите их на слоги: я-го-да. Сколько в этом слове слогов? ( 3 слога). А почему в этом слове получилось 3 слога? ( потому что в этом слове 3 гласных)

— Теперь поделите слово «гриб». Можно ли его разделить? ( нет).А почему нельзя? ( в этом слове 1 гласная).

— А теперь давайте покажем Незнайки, как надо переносить слова.

— Как мы будем переносить слово « ягода»? («я-го» — пишем на одной строчки, а слог «да» переносим на другую строчку).

— А как мы будем переносить слово « гриб»? ( ни как, это слово не переносится, так как оно состоит из одного слога).

— Итак, как надо переносить слова? ( по слогам)

— Можно переносить слова состоящие из одного слога? ( нет)

— Можно переносить слова оставляя одну букву на строке? ( нет)

— Молодцы! А сегодня мы с вами будем изучать как нужно переносить слова с разделительным мягким знаком.

VI Изучение нового материала.

— Для начала отгадаем Незнайкины загадки. За правильный ответ, вы будите получать фишки.

Съел сластена в воскресенье

Очень вкусное . . .( варенье).

Словно пчелы возле улья,

Все к столу слетелись . . .( стулья).

Мама, папа, брат и я,

Вот и вся моя . . . (семья).

Корчит рожи в классе Яна,

Словно в цирке . . . ( обезьяна).

— Взгляните на доску, что обще есть у всех этих слов? (разделительный мягкий знак)

— Для чего нужен разделительный мягкий знак?

— Сейчас мы будем учится переносить эти слова.

— Что нужно сделать со словами в самом начале? ( поделить на слоги)

— Поделим: ва-ре-нье

сту-лья

се-мья

о-бе-зья-на

— Обратите внимание! Как мы переносим эти слова.

— Когда в слове есть разделительный «ь», он остается в слоге и не отделяется.

Например: сту-лья – слог «сту» остается на одной строчки, а слог « лья» переносится на другую строку. И так все остальные слова делаются по образцу.

— Итак, при переноси слов нужно разделить слово на слоги, оставлять и переносить одну букву нельзя.

— Кто сможет повторить, как нужно переносить слова с разделительным «ь»? (разделительный «ь» знак не отделяется от слога, а переносится вместе с ним)

VII Физминутка.

VIII Первичное закрепление.

— Посмотрите на доску. Наш Незнайка вместе с нами учит правила переноса слов с разделительным «ь» . Давайте проверим все ли правильно он написал.

— Сейчас будем искать ошибки и их исправлять.

— По очереди будем читать, по одному слову вслух и будем говорить, если в них ошибки. Если да, то какая и как ее исправлять.

— Все внимательно слушаем друг друга.

— Начинаем с Паши:

Прось-ба / про-сьба

Вью-га

Уголь-ник

Сы-но-вья / сыно-вья

Сту-лья

— Молодцы.

IX Домашние задание.

— Откройте Стр.126, найдите упр.21. Что нужно сделать? Влад прочти задание.

— Дома запишите ответы на загадки, в строчку, через запятую. Не забываем что начинаем писать с большой буквы.

— Обратите внимание. Что под загадками даны подсказки, рисунки.

X Итог.

— Что мы узнали сегодня на уроке?

— Как вы думаете, Незнайке понравилось, как вы работали?

— А теперь выложите свои фишки и посчитайте, у кого сколько набралось.

— Незнайке очень понравилось у нас на уроке, все молодцы.

Конспект урока по русскому языку на тему «Вспоминаем правило переноса слов.» (3 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ташебинская начальная общеобразовательная школа»

Предмет: Русский язык.

Тема: «Вспоминаем правило переноса слов».

Дата: 07.09.2016 г.

Цель: закрепить знания о правиле переноса слов; совершенствовать умения в правописании слов.

УУД:

Предметные: применяет правила переноса слов; изменяет формы слов; делит слова для переноса; подбирает и называет слова для группировки; самостоятельно находит и подчеркивает слова по заданию учителя.

Личностные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем.

Метапредметные:

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применяют правила к ситуациям в практике.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге, соблюдая правильность речи.

Тип урока: Урок повторения и систематизации знаний..

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

-Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

— Проверьте все ли у вас готово к уроку.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

2

Актуализация знаний.

  1. Чистописание.

ООО А Е Ё И Й О У Э Ю Я

И. Левитан, А. Саврасов, К. Юон – художники-пейзажисты.

  1. Словарная работа.

— Послушайте стихотворение Е. Благининой:

Если рано в лес пойдешь,

Много ягод наберешь.

Ты – малину, ты – чернику,

Ты – в корзинку землянику

Если хочешь набирать,

То иди скорей искать.

— Выпишите названия ягод. Подчеркните буквы, которые нужно запомнить и поставьте ударение.

— Что это за слова?

Выполняют чистописание в тетради.

— Малина, черника, земляника.

— Словарные слова, их нужно запомнить.

3

Постановка темы и цели занятия.

— Разделите эти слова для переноса. Давайте проверим.

— Какая тема сегодняшнего урока?

— Ма-ли-на, чер-ни-ка, зем-ля-ни-ка.

— Вспоминаем правило переноса.

4

Изучение новой темы.

1. Упражнение в применении правила переноса слов.

На доске записаны слова для выполнения работы по вариантам:

I вариант

Юбка, юла, Юра, Яша, яхта, ёлка, ель, съел, укол, опять, иней, змея, заяц, май, здесь.

Задание: выпишите слова, которые нельзя переносить.

II вариант

Взгляд, сельдь, громко, дождь, вьют, мальчик, гайка, восход, краб, деревья, дорога, магазин, ёжик, летчик, роза.

Задание: выпишите слова, которые можно переносить. Докажите правильность своего выбора.

2. Выполнение упражнений в рабочей тетради.

— Предлагаю вам задания по выбору в рабочей тетради № 1. Если вы еще испытываете трудности в переносе слов, вам следует выполнить упражнение 2. В случае необходимости обращайтесь за помощью к правилу в учебнике.

Кто уверен, что умеет правильно переносить слова, может исправить работу ученика Жени в упражнении 3 рабочей тетради.

Учащиеся читают записанные слова, подтверждают их выбор правилом в учебнике. Выполняют взаимопроверку

— Юла, Юра, Яша, ель, съел, укол, опять, иней, змея, май, здесь.

— Громко, мальчик, гайка, восход, деревья, дорога, магазин, лётчик, роза.

В конце работы учащиеся выполняют самооценку.

5

Итог урока.

Рефлексия.

— Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

— Чему мы научились?

— Кому было трудно?

— Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

— Где вам пригодятся эти знания?

hello_html_m3dae1912.png Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:

— Все получилось;

— были затруднения;

— ничего не получилось.

— Почему вы так думаете?

— Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна.

— Спасибо за урок.

6

Домашнее задание.

Учебник с. 12, упр. 4

Р.т. с. 5, упр. 2.

Правила переносов в русском языке — Develop yourself

§ 117.При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-трст-рах.
§ 118.Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.
Непра­вильно:Правильно:
люб-овь
дяд-енька
реб-ята
паст-ух
лю-бовь
дя-денькадядень-ка
ре-бятаребя-та
па-стухпас-тух

Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумныйбез-ответственный и бе-зответственныйраз-очарованный и ра-зочарованныйбез-аварийный и бе-заварийный.

О гласных ы и и после приставок см. также § 7.

Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.

раз-ыскать
роз-ыгрыш
ра-зыскатьразыс-кать
ро-зыгрышрозыг-рыш

Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом настоящего параграфа, например: ра-зорятьразо-рятьра-зутьра-зум.

«Знак переноса… в начале следующей строки не повторяют, в том числе и тогда, когда перенос делают на дефисе сложных слов, например сет-клинмонотип-клавиатура

«Ни в коем случае нельзя делать переносов, искажающих смысл слова, неблагозвучных или создающих двусмысленные толкования, отвлекающие читателя от правильного восприятия содержания (например, бри-гады в полепро-раб на стройкепроце-дурапо-беда коллектива и т. п.).»

«Нельзя отделять переносом от предшествующих или последующих слов частицы жебыликатоде

М. В. Шульмейстер. Ручной набор. — М.: Книга, 1966.

§ 119.Кроме правил, изложенных в §§ 117 и 118, необходимо руководствоваться ещё следующими правилами:
  1. 1.Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.
  1. 2.Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.
  1. 3.Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
  1. 4.При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.
  1. 5.При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.
  1. 6.При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.
  1. 7.Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.
  1. 8.Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.
  2. 9.Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами, например: СССРМИДКЗоТТУ-104.
■ К §§ 117—119

Из изложенных выше правил переноса следует, что многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова.

Возможные варианты переносов:

  • шум-ныйшу-мный;
  • дерз-кийдер-зкийде-рзкий;
  • род-створодст-вородс-тво;
  • дет-скийдетс-кий;
  • класс-ныйклас-сный;
  • лов-кийло-вкий;
  • скольз-кийсколь-зкийско-льзкий;
  • бит-ваби-тва;
  • сук-носу-кно;
  • пробу-ждениепробуж-дение;
  • Але-ксандрАлек-сандрАлексан-драАлекса-ндраАлександ-ра;
  • ца-пляцап-ля;
  • кресть-янинкрестья-нинкре-стьянинкрес-тьянин;
  • сест-расе-страсес-тра;

Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия (§ 119, п. 3), узнаю (§ 119, п. 3, 5), фойе (§ 119, п. 2).

§ 120.Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц, например: 1917 г., 72 м², 53 км, 10 кг.

О дефисах в таких случаях см. § 77.

§ 121.Нельзя переносить «наращения», т. е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1-е, 2-го.

Об условных графических сокращениях см. § 115.

§ 122.Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа и т. п., и пр., т. е., ж. д., о-во.
§ 123.Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.
§ 124.Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.

Урок русского языка в 1-м классе на тему» Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов»

Урок русского языка в 1»А» классе

Учитель: Галкина Светлана Геннадьевна

Тема урока: Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов

Тип урока: урок закрепления

Цели: развивать умение переносить слова с одной строки на другую, учить находить в тексте сравнения, осознавать, с какой целью они использованы автором, подбирать свои примеры сравнений, учить работать с толковым словарём, развивать память, мобильность и творческую самостоятельность школьников; прививать любовь к русскому языку, развивать культуру общения, ощущение взаимовыручки; создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала.

Задачи:

  • формировать новые способы действий, обучать работе по алгоритму;

  • развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;

  • устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка.

Использование технологий: системно-деятельностный подход, здоровьесберегающая, ИКТ, обучения в сотрудничестве.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная;

Планируемые результаты:

предметные: переносить слова с одной строки на другую; находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами.

личностные:

  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • понимать причины успеха в учебной деятельности;

Универсальные учебные действия:

регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные:

использовать правила переноса слов; актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний ;

коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других; оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументировать свои суждения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык», «Просвещение», М., 2012 г. 1 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России»), тетради;

  • компьютер, интерактивная доска, презентация Power Point.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания, воспроизведение опорных знаний учащихся.

— Ребята, кто пришёл к нам на урок? (Кот и собака)

— Вспомните, как они нам помогали на прошлом уроке? (Кот помогал делить слова на слоги, а собака – делить слова для переноса)

— Как определить, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

— Для чего нам это нужно? (Чтобы переносить слова)

— Какие правила переноса слов вы знаете? ( Слова переносятся по слогам; одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую)

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Сегодня на уроке мы продолжим учиться переносить слова с одной строчки на другую, будем работать с толковым словарём, находить в предложениях СРАВНЕНИЯ и подбирать их самостоятельно. А сначала – создадим хорошее настроение, чтобы начать урок. Подарите друг другу улыбки!

4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (минутки чистописания)

— В в Ве ве Ви ви Вы вы ( прописать соединения верно)

— Наши друзья принесли вам загадки. Отгадайте их, напишите отгадки.

Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня … (весна)- запись

Пушистые комочки
Расселись на пруточке.
Весною зацветает
И Пасху зазывает. (верба) или Белые овечки бегают по свечке.

— Что такое ВЕРБА? (ответы детей)

— Найдите точный ответ в толковом словаре (стр. 138) (Верба – дерево или кустарник из рода ивы с пушистыми почкам )- запись

— Поставьте в словах ударение. Назовите слово с ударением на 1-м слоге; на 2-м. (верба, весна)

— Спишите предложение о вербе, разделив слова на слоги: Верба – вид ивы.

— Проверим….. Подчеркните слово, которое можно перенести с одной строки на другую.

— Проверим….Почему другие слова нельзя перенести? Докажите.( вид – 1 слог, ивы – нельзя оставить букву на строке)

— Оцените свою работу (смайлик)

5) Первичное закрепление в изменённой ситуации.

— Откройте учебник на странице 38, запишите : №4. Прочитайте внимательно задание. Какие слова нужно выписать? (которые не переносятся). Выпишите их.( 1 ученик – у доски)

— Проверим.(Юла, ива, змея, пою, язык, эхо)

— Как разделить остальные слова?( к доске по 1 ученику на слово)

— Проверяем: ля-гушка, лягуш-ка, уче-ник, ща-вель, гвоз-дика, гвозди-ка, об-лако, обла-ко, ка-рандаш, каран-даш.

— Какой можно сделать вывод? (У некоторых слов бывает несколько способов переноса.)

— Оцените свою работу (смайлик)

физкультминутка

6) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

— Вернёмся к вербе. Запишите № упражнения- №5. Прочитайте текст.

— С чем автор сравнивает весенние почки вербы? ( с пальчиками)

— Ребята, писатели часто используют такие сравнения: листья-ладошки, лапки-свечечки. Как вы думаете, почему? (для выразительности и красоты речи, чтобы показать сходство)

— Обратите внимание – они пишутся они через дефис. А с чем автор сравнивает цветки вербы? (с меховыми варежками)

— На что или даже на кого похожи цветы вербы? Придумайте свои сравнения.( ответы детей)

— Давайте все сравнения запишем, разделяя их для переноса. Если у слова есть 2 способа переноса, то договаривайтесь в паре, кто какой способ будет записывать.

— Проверим!

Паль-чики, пальчи-ки, ва-режки, вареж-ки, утя-та, зай-чики, зайчи-ки, овеч-ки, ко-тята, котя-та, ёжи-ки.

— Оцените свою работу (смайлик)

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

— Откройте р/т на стр. 19. Прочитайте задания. Понятны ли они вам?

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

— Закончите предложения:

  • На уроке я повторял правило…

  • Теперь я знаю…

  • Я узнал, что верба – это…

  • Теперь я знаю, что сравнения используют для…

  • Мне было интересно…

Оцените свою работу (смайлик)

Правила переноса слов. Видеоурок. Русский язык 5 Класс

Как часто нам не хватает строчки на тетрадном листе, чтобы дописать слово до конца! И как обидно бывает сделать ошибку именно при переносе слов. На уроке обобщаются правила переноса слов, анализируются типичные ошибки при переносе слов

Посмотрите, как мы разделили для переноса тему нашего урока: пра-ви-ла пе-ре-но-са слов. Мы разделили слова для переноса точно так же, как мы бы их разделили на слоги.

 

Правило № 1

Нельзя переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.

 

Правило № 2

Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Внимание: ошибка!                                   Правильно!

гер-ой                                                            ге-рой

пуст-як                                                          пу-стяк

 

Правило № 3

Нельзя переносить часть слова, начинающуюся после приставки с буквы ы.

Внимание: ошибка!                                   Правильно!

раз-ыграть                                                    разыг-рать

под-ыграть                                                   подыг-рать

 

Правило № 4

Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

Внимание: ошибка!                                   Правильно!

под-ъезд                                                        подъ-езд

бол-ьшой                                                      боль-шой

 

Правило № 5

Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

Внимание: ошибка!                                   Правильно!

ра-йон                                                           рай-он

стро-йка                                                        строй-ка

 

Правило № 6

Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

Внимание: ошибка!                                   Правильно!

а-кация                                                          ака-ция

реакци-я                                                        реак-ция

 

Правило № 7

Нельзя отрывать от приставки конечную согласную, а от корня не отрывается начальная согласная.

Внимание ошибка!                                    Правильно!

по-дписать                                                    под-писать

переб-росить                                                пере-бросить

 

Правило № 8

Нельзя переносить в начало следующей строки две одинаковые буквы.

Внимание: ошибка!                                   Правильно!

гру-ппа                                                         груп-па

ма-сса                                                            мас-са

 

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

 

Домашнее задание

Задание № 1

Найдите слова, которые для переноса разделены неправильно, и объясните ошибку.

Весе-нние цве-ты обла-дают о-собым обаяни-ем, а в по-ру цвет-ения на-ше обоня-ние помо-гает нам полу-чить истин-ное нас-лаждение.

Задание № 2

(Источник)

Разбейте на слоги данные слова; в скобках разделите эти же слова для переноса; выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.

Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Rusyaz.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Gramma.ru (Источник).

Правила переноса слов

1. При переносе слов нельзя оставлять на предыдущей строке или переносить на другую сторону часть слова, которая не составляет слога, например: нельзя переносить теа-тр, ст-рока.

perenosВспомним, что в русском языке слогообразующими являются гласные буквы, значит, на предыдущей строке или  на следующей должны оставаться хотя бы по одной гласной. Слог начинается с согласной буквы. Именно поэтому, нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной, например: нельзя переносить люб-овь, раст- ение.

2. Слова, у которых основа равна корню, переносятся по слогам, например: бе-ге-мот, со-ро-ка и д.р. Нельзя оставлять одну букву на предыдущей строке или переносить её на следующую строку, например, оси-на (нельзя о-си-на). При сочетании согласных может быть несколько вариантов переноса, например: се-стра, сес-тра, сест-ра.

3. При переносе слов в составе которых есть буквы й, ъ, ь, названные буквы остаются на предыдущей строке, например: подъ-езд, май-ка, маль-чик.

4. Слова, которые состоят не только из корня, но и суффиксов, приставок, постфиксов, следует разбивать для переноса по морфемам (составным частям слова), например: май-ский (май- корень, -ск- суффикс, который переносится вместе с окончанием -ий).

5. Нельзя отрывать одну букву от корня, например: нельзя переносить прис-лать, отс-транять.

В словах, где корень начинается с буквы ы (после приставок на согласную), эта буква не переносится, например: безы-нициативный (нельзя без-ынициативный).

6. При переносе удвоенных согласных, нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными: например, нельзя переносить осе-нний, ка-сса. В таких случаях одну  согласную отставляем на предыдущей строке, а другую переносим на следующую: осен-ний, кас-са.

Начальные двойные согласные корня для переноса не разбиваются, например: правильно переносить со-жжённый (нельзя сож-жённый).

Если у Вас возникают сложности с переносом слов, онлайн репетиторы всегда рады Вам помочь. Квалифицированные педагоги оказывают помощь при выполнении домашних заданий, объяснении непонятного материала; помогают подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Обучение проходит на основе специально разработанного программного обеспечения. Ученик выбирает сам, проводить занятия с выбранным репетитором на протяжении  длительного времени, или использовать помощь педагога только в конкретных ситуациях, когда возникают сложности с определённым заданием.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему: Памятка переноса слов.

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

Памятка переноса слов.

Предмет: Русский язык

(УМК «Школа России»)

Разработала: Буклинова Наталья Александровна,

учитель начальных классов.

2014-2015 уч. г.

Правила переноса слов.

1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

 

2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. 

 

Неправильно

Правильно

люб-овь

лю-бовь

дяд-енька

дя-денька, дядень-ка

реб-ята

ре-бята, peбя-ma

паст-ух

па-стух, пас-тух

Примечание 1. При переносе cлов с односложной приставкой на согласную, стоящую пеpeд гласной (кроме ы) желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведенным правиломбез-умный и бе-зумный; без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и 6e-заварийный.

Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.

Неправильно

Правильно

раз-ыскать

ра-зыскать, разыс-кать

роз-ыгрыш

ро-зыгрыш, розыг-рыш

Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время пpиставка отчетливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом настоящего параграфа, например: ра-зорять, розо-рять; ра-зуть, ра-зум.

3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной.

Неправильно

Правильно

под-ъезд

подъ-езд

бол-ьшой

боль-шой

бул-ьон

буль-он, бу-льон

4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

Неправильно

Правильно

во-йна

вой-на

сто-йкий

стой-кий

фе-йерверк

фей-ерверк, фейер-верк

ма-йор

май-ор

5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

Неправильно

Правильно

а-кация, акаци-я

ака-ция

6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласный.

Неправильно

Правильно

по-дбить

под-бить

ра-змах

раз-мах

7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

Неправильно

Правильно

прис-лать

при-слать

отс-транять

от-странять

8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

Неправильно

Правильно

пятиг-раммовый

пяти-граммовый ипятиграм-мовый

9.Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

Неправильно

Правильно

жу-жжать

жуж-жать

ма-сса

мас-са

ко-нный

кон-ный

Это правило не относится к начальным двойным согласным корня, например: сожженный, поссорить (а также к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: нововведение.

10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенного слова.

Неправильно

Правильно

спе-цодежда

спец-одежда

11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами, например: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.

12. Из изложенных выше правил переноса следует, что многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова.

12. Из изложенных выше правил переноса следует, что многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова.

Возможные варианты переносов:

шум-ный, шу-мный 
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий 
род-ство, родст-во, родс-тво 
дет-ский, детс-кий 

лов-кий, ло-вкий 
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий 
бит-ва, би-тва 
сук-но, су-кно 
пробу-ждение, пробуж-дение 
Але-ксандр, Алек-cандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра 
ца-пля, цап-ля 
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин 
сест-ра, се-стра, сес-тра

Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.

13. Нельзя переносить сокращенные обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц, например:

1917/г.
72/м2 
53/км
10/кг

14. Нельзя переносить, «наращения», т. е. отрывать при переносе от цифры соединенное с ней дефисом грамматическое окончание, например, нельзя переносить:

1/-е 
2/-го

15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа и т. п., и пр., т. е., ж-д., о-во.

16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.

17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *