Учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему: Некоторые особенности методики обучения решению уравнений в 5 классе.
Особенности методики обучения решению уравнений в 5 классе.
По учебнику Н.Я. Виленкина я преподаю математику много лет. Хочу поделиться некоторыми методическими наработками по теме «Уравнения». Возможно, эти мелочи будут кому-то полезны.
Итак, пункт 10 учебника. № 375.
Уравнение (у+64)-38=48 решено двумя способами. Рассмотрим один из них.
Сначала найдём неизвестное уменьшаемое у+64 :
У+64=48+38, у+64=86, а потом найдём неизвестное слагаемое у: у=86-64, у=22.
Для освоения такого способа учащиеся должны хорошо знать компоненты арифметических действий. Поэтому перед изучением темы необходимо провести подготовительную работу — повторить теоретический материал (есть в учебнике).
Кроме того, можно выдать памятки, как найти неизвестные компоненты (Приложение 1). Причём повторяем не только компоненты сложения и вычитания, но и (забегая вперёд) умножения и деления, так как всё это уже изучалось в начальной школе.
На следующем уроке я провожу письменный мини-зачёт на знание компонентов (Приложение 2).
После письменного опроса приступаем к решению уравнений, проговаривая обязательно каждый этап решения, задаём вопросы и вслух отвечаем на них:
— Какое действие здесь выполняется последним? –Вычитание. ( на примере того же уравнения (у+64)-38=48 ) -Называем компоненты вычитания. –Уменьшаемое, вычитаемое, разность. –Какой компонент неизвестен? -Уменьшаемое. –Как найти неизвестное уменьшаемое? –Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.
И так каждое уравнение. Когда ученик объясняет сам себе каждый свой шаг вслух, результат обучения лучше по сравнению с «молчаливым» решением. Поэтому на таких уроках хорошо использовать приём работы в парах.
Ещё одно наблюдение. Полезно решать подобные уравнения, используя цветные карандаши: обводим в рамку неизвестный компонент, слегка закрашивая его каким-нибудь цветом. Это даёт возможность абстрагироваться, увидеть уравнение по-другому. Кроме того, цвет несёт положительные эмоции, а сам процесс раскрашивания успокаивает, даёт возможность сосредоточиться на алгоритме решения.
В заключение хочу сказать, что у каждого учителя свои методические находки. Порой они очень похожи. Вполне вероятно, что изложенное выше больше пригодится молодым.
Приложение 1
Слагаемое + слагаемое = сумма Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. | Множитель × множитель = произведение Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель |
Уменьшаемое – вычитаемое = разность 1)Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность. 2)Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. | Делимое : делитель = частное 1)Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель. 2)Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное. |
Слагаемое + слагаемое = сумма Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. | Множитель × множитель = произведение Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель |
Уменьшаемое – вычитаемое = разность 1)Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность. 2)Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. | Делимое : делитель = частное 1)Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель. 2)Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное. |
Слагаемое + слагаемое = сумма Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. | Множитель × множитель = произведение Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель |
Уменьшаемое – вычитаемое = разность 1)Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность. 2)Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. | Делимое : делитель = частное 1)Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель. 2)Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное. |
Слагаемое + слагаемое = сумма Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. | Множитель × множитель = произведение Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель |
Уменьшаемое – вычитаемое = разность 1)Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность. 2)Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. | Делимое : делитель = частное 1)Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель. 2)Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное. |
Приложение 2
Вариант 1 Подпишите названия компонентов над числами:
3 + 5 = 8
9 — 2 = 7
4 × 8 = 32
- : 7 = 5
- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо _________________________________________ ______________________________________________________________________________
- Чтобы найти неизвестный делитель, надо ______________________________________________________________________________
- Чтобы найти неизвестный множитель, надо_________________ ______________________________________________________________________________
- Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо ________________ ______________________________________________________________________________
- Чтобы найти неизвестное делимое, надо ________________________________________________________
- Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо ________________ ________________________________________________________ ______________
Вариант 2 Подпишите названия компонентов над числами:
12 — 7 = 5
8 + 2 = 10
3 × 4 = 12
18 : 9 = 2
- Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо _________________________________________________________________________
- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо ___________________________________________________________________________
- Чтобы найти неизвестный делитель, надо ___________________________________________________________________________
- Чтобы найти неизвестный множитель, надо_________________ ______________________________________________________________________________
- Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо ________________ ____________________________________________________________________________
Чтобы найти неизвестное делимое, надо ______________________________________________________________________________
Как решать уравнения за 5 класс?
Уравнением называется равенство, в котором имеется неизвестный член — x. Его значение и надо найти.
Неизвестная величина называется корнем уравнения. Решить уравнение означает найти его корень, а для этого нужно знать свойства уравнений. Уравнения за 5 класс несложные, но если вы научитесь их правильно решать, у вас не будет проблем с ними и в дальнейшем.
Главное свойство уравнений
При изменении обеих частей уравнения на одинаковую величину оно продолжает оставаться тем же уравнением с тем же корнем. Давайте решим несколько примеров, чтобы лучше понять это правило.
Как решать уравнения: прибавление или вычитание
Предположим, у нас есть уравнение вида:
- a + x = b — здесь a и b — числа, а x — неизвестный член уравнения.
Если мы к обеим частям уравнения прибавим (или вычтем из них) величину с, оно не изменится:
- a + x + с = b + с
- a + x — с = b — с.
Пример 1
Воспользуемся этим свойством для решения уравнения:
получаем:
Корень уравнения х=14.
Если мы внимательно посмотрим на последнее уравнение, то увидим, что оно такое же, как первое. Мы просто перенесли слагаемое 37 из одной части уравнения в другую, заменив плюс на минус.
Получается, что любое число можно переносить из одной части уравнения в другую с противоположным знаком.
Пример 2
Проведём то же действие, перенесём число 37 из левой части уравнения в правую:
Поскольку 37-37=0, то это мы просто сокращаем и получаем:
Одинаковые члены уравнения с одним знаком, находящиеся в разных частях уравнения, можно сокращать (вычёркивать).
Умножение и деление уравнений
Обе части равенства можно также умножать или делить на одно и то же число:
Если равенство а = b поделить или умножить на с, оно не изменится:
- а/с = b/с,
- ас = bс.
Пример 3
Поделим обе части уравнения на 5:
Поскольку 5/5 = 1, то эти множитель и делитель в левой части уравнения сокращаем и получаем:
Пример 4
Если обе части уравнения поделить на 5, получим:
5 в числителе и знаменателе левой и правой части сокращаются, получается х = а. Значит, одинаковые множители в левой и правой части уравнений сокращаются.
Решим ещё один пример:
Переносим слагаемое 13 из левой части уравнения в правую с противоположным знаком:
Делим обе части уравнения на 2, получаем:
План-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме: Урок «Решение уравнений» в 5 классе.
Урок в 5г классе по теме «Решение уравнений»
Цели урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать изученный материал, проверить усвоение учащимися изученного материала и формировать умение применять его; повторить понятия уравнения и корня уравнения; повторить решение простых уравнений; закрепить навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия; закрепить навыки решения задач с помощью уравнений.
Развивающие: развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, развивать творческие способности учащихся; развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы; развивать коммуникативные навыки; развивать умение сотрудничать при решении учебных задач.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету воспитывать культуру умственного труда; воспитывать культуру коллективной работы;
воспитывать упорство в достижении цели.
Тип урока: закрепления и систематизации полученных знаний.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, парная.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
2.Целеполагание.
Перед вами лежат оценочные листы.
Выберите цели урока и добавьте свои.
Оценочный лист
“Я познание сделал своим ремеслом…” Фамилия и имя:_____________________________
|
3.Знакомство с правилами работы.
Правила работы:
- Быть внимательным и сообразительным.
- Не оставлять ни одного вопроса без ответа.
- На каждое задание затрачивать минимум времени, но максимум усердия.
- Не подглядывать, не подслушивать, не «проникать» в мысли соседа.
- Постараться набрать за урок максимальное количество баллов, получив при этом отличные отметки.
4.Устный счёт (самопроверка и оценивание).
слагаемое | 15 | 17 | |
слагаемое | 10 | 10 | |
сумма | 40 | 25 |
уменьшаемое | 37 | 49 | |
вычитаемое | 17 | 20 | |
разность | 35 | 39 |
множитель | 12 | 11 | |
множитель | 5 | 15 | |
произведение | 30 | 99 |
делимое | 48 | 50 | |
делитель | 8 | 7 | |
частное | 9 | 5 |
Ответы:
25; 30; 8
20; 55; 10
60; 2; 9
6; 63; 10
Критерии оценивания:
12 чисел «5»
11 чисел «4»
10 -7 чисел «3»
6 чисел «2».
5. Цифровой диктант.
1-да, 0-нет.
- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
- В записи а+в=с а-множитель.
- Запись а+в=в+а выражает сочетательное свойство.
- В записи 12*15+15*13 общий множитель 15.
- В уравнений х+23=50 неизвестен первый множитель.
- Решить уравнение-значит найти все его корни (или убедиться. Что уравнение не имеет ни одного корня).
- Корнем уравнения х*15=45 является число 3.
- Равенство ( а*в)*с= а*(в*с) означает распределительное свойство.
- 5 мин=500 сек.
- Уравнения а*2=120 и х*2=40*3 имеют равные корни.
ОТВЕТЫ: 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1
Критерии оценивания:
10+ «5», 9+ «4», 8+»4»,7+»3», 6+»3», 5+ «2».
6.Повторение теоретического материала.
1)Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо | А)Из суммы вычесть известное слагаемое |
2)Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо | Б)из уменьшаемого вычесть разность. |
3)Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо | В)к разности прибавить вычитаемое. |
4)Чтобы найти неизвестный множитель, надо | Г)частное умножить на делитель. |
5)Чтобы найти неизвестное делимое, надо | Д)произведение разделить на другой множитель. |
6)Чтобы найти неизвестный делитель, надо | Е)делимое разделить на частное. |
Ответы: 1 А; 2В; 3Б; 4Д; 5Г; 6Е
Оценивание: 6+ «5», 5+ «4», 4+ «3», 3+ «2».
7.Физкультминутка.
8.Решение уравнений( с последующей проверкой).
Учебник С.А. Козлова, А.Г.Рубин
Стр.131 №6.
Ответы:
А)543 б)900 в)109 г)1100 д)25 е)2160
Ж)40 з)287 и)28
Оценка: 9+ «5»; 8 +»4»; 7+ «4»; 6+ «3»; 5+ «2»
9.Рефлексия.
Достиг ли ты своих целей? Оцени степень усвоенности: | усвоил полностью усвоил частично не усвоил |
Продолжи одно из предложений: “Мне понятно… “Я запомнил… “Мне на уроке… “Я думаю… |
10. Итог урока.
11. Домашнее задание.
1) №395, 403 и теория 9повторить)
2) придумать по три примера на каждое правило.
Тест «Уравнение».(индивидуальное задание)
1. Уравнение – это:
а)равенство, содержащее букву, значение которой надо найти;
б)числовое равенство;
в) буквенное выражение.
2. Корнем уравнения называется:
а)любое значение буквы;
б) значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство;
в) значение буквы, при котором из уравнения получается неверное числовое равенство.
3. Решить уравнение, значит:
а)подставить число в уравнение;
б)заменить букву в уравнении любым числом;
в) найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).
4. Сделать проверку уравнения, значит:
а) подставить найденное значение вместо буквы и проверить верность равенства;
б)подставить найденное значение в уравнение;
в) сделать что-то ещё.
Найди ошибки, если они есть.( на плакате).
1)50+х=600 2) х:17=34 х=34:17 х=2
Х=600+50
100-Х=650
3) 100-а=42 4)37+х=20 х=37-20 х=17
а=100-42
а=58
Индивидуальное задание.(стр.131 №9).
Выписать уравнение с равными корнями.
Урок математики в 5 классе «Уравнения»
Урок математики в 5 классе
Тема урока: «Уравнения»
Цели: научить формулировать определения уравнения, корня, объяснить, что значит решить уравнение, а также учить решать уравнения,выработать навык в нахождении компонентов при сложении и вычитании.
Оборудование:весы, гирьки,конфеты.
План урока:
Организационный момент.
Устный счет.
Изучение нового материала.
а) высказывание А.Эйнштейна: «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнение, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».
б) На столе стоят весы. На одной чаше весов гири общим весом 275г, на другой –конфеты и гиря весом 20г. Весы уравновешены. При объяснении учащиеся составляют равенство х+20=275, которое назовут уравнением.
в) На доске написаны выражения:
1) 8=2*4
2) 7>х+5
3) 3+а
4) 27=3*9
5) b
6) a+3=7
7) 5<8
8) 3+5=8
9) x+7=x+2
10) 13-c=8
Задание для учащихся:
-назвать равенства;
-назвать равенства, являющиеся уравнением;
-дается определение уравнения.
г)переходим к решению уравнения х+20=275
? чем является неизвестное, как найти неизвестное слагаемое
х=275-20
х=255
255+20=275
275=275-получили верное равенство
Учащиеся находят в учебнике определения корня, что значит решить уравнение.д) 85-n=36
? -Что написано на доске?
— Почему оно является уравнением?
-Что записано в левой части?
— Как называются числа при вычитании?
— Чем является переменная?
— Как найти неизвестное вычитаемое?
n=85-36
n=49
85-49=36
36=36
е) К доске вызывается ученик.
Решить уравнение m-94=18 (ученик решает, рассуждая вслух).
Проверка правил нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Самостоятельная работа по карточкам.
Для тех, кто справился с заданием быстрее других на доске записано задание.
Используя цифры 5 5 5 5 и знаки действия, получить:
а) 20; б) 110; в) 500.
7. Итог урока.
Что сегодня на уроке узнали нового?
Ответить на вопросы:
— Какое равенство называется уравнением?
— Что значит решить уравнение?
— Как проверить, верно ли решено уравнение?
— Как найти неизвестное слагаемое? вычитаемое?уменьшаемое?
8. Домашнее задание.
Карточка
Решить уравнения и составить ключевое слово.
х+86=100
а-94=120
511-b=206
y-298=6854
3187-c=1375
Тест по теме «Уравнения»
Решить уравнение: 18+y=41.
18; 2) 50; 3) 23; 4) 60.
Решить уравнение: х-23=41.
18; 2) 64; 3) 28; 4) 65.
Какое из чисел 1,2,3 является корнем уравнения х*х=4х-4?
1; 2) 2; 3) 3; 4) среди приведенных чисел корней нет.
Составьте уравнение для решения задачи:
Четыре одинаковые пачки печенья, весом х г каждая, и трехсотграммовая пачка вафель весят вместе 750г. Сколько весит одна пачка печенья?
х+300=750; 3) 304х=750;
750:х+4=300; 4) 4х+300=750.
Решите уравнение: 73-х=21.
94; 2) 52; 3) 92; 4) 61.
Таблица для заполнения ответов.
Урок математики в 5 классе «Уравнения»
Технологическая карта урока
образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся умения решать уравнения, выбирать способ решения уравнения в зависимости от условия; ознакомить с двумя способами решения усложненных уравнений;развивающие: создать условия для развития учебно-познавательной деятельности; вести работу по развитию математической речи, логического мышления, умения анализировать, делать выводы;
воспитательные: содействовать формированию положительного отношения к урокам, понимания необходимости знаний; показать практическую значимость математики при решении уравнений из повседневной жизни; воспитывать культуру поведения учащихся во время работы.
Планируемые результаты
предметные – учащиеся совершенствуют навыки решения уравнений;
личностные – проявляют устойчивый и широкий интерес к теме и к изучению предмета;
метапредметные:
регулятивные – обнаруживают проблему «недостатка» знаний для выполнения действия;
познавательные — учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач;
коммуникативные – учатся слушать других, критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Формы организации образовательного пространства на уроке
Фронтальная и индивидуальная работы; работа в парах, с учебником.
Риски
Тема урока окажется сложной для учащихся. Могут возникнуть трудности при проверке работы в парах; не получится планируемая дискуссия при обсуждении ошибок самостоятельной работы.
Средства обучения
Учебник, письменные принадлежности, презентация, экран
Базовый учебник
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 30-е издание, исправленное. МНЕМОЗИНА. Москва 2013
План — конспект урока
Этап урока, продолжитель-ностьДеятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы, приёмы, средства обучения
Формируемые УУД
1.Организационный
Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, мобилизирует внимание.
Выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.
Словесный
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения; самоопределение
2.Мотивация учебной деятельности
— Предлагает послушать строки и разгадать ребус. (слайд)
Чтобы смело задачи решать, надо нам вместе ребус разгадать!
Вы только что назвали тему урока. Запишите в тетради.
Ребята, я желаю вам успешной работы на уроке.
Выполняют задание, излагают свои мысли.
Проговаривают тему урока,
записывают её в тетрадь
Метод стимулирования положительной самооценки
Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других;
Личностные: умение проявлять познавательную инициативу
3.Актуализация знаний
1) Проводит опрос, в ходе которого проверяется теоретический материал прошлого урока.
-Какое равенство называют уравнением?
-Он есть у дерева, цветка,
Он есть у уравнений
И знак особый –
Связан с ним, конечно без сомнений.
Заданий многих он итог.
И с этим мы не спорим
Надеемся что каждый смог
Ответить: это…
-Что значит решить уравнение?
-Как найти неизвестное слагаемое?
-Как найти неизвестное вычитаемое?
-Как найти неизвестное уменьшаемое?
-Как проверить верно ли решено уравнение?
2) Предлагает интерактивное задание. «Собери яблоки»
3) Предлагает проверить, правильно ли решены уравнения. Если найдете ошибки, исправьте их.
-Актуализируют необходимые установки;
-вспоминают основные определения, касающиеся уравнений;
Проверяют правильность выполнения решений и исправляют ошибки.
Фронтальный опрос (слайды)
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения
Личностные: смыслообразование
4. Постановка цели деятельности,
Выявление причины затруднения
Предлагает решить устно уравнение: (Х + 64) — 38= 48
-Чем эти уравнения отличаются от известных уравнений?
-Объявляет, что такие уравнения называются составными (усложнёнными)
-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься, какова цель нашего урока?
-устанавливаю, что таких уравнений они раньше не решали
-они содержат два действия
-учащиеся самостоятельно формулируют цель урока
Слайд
Проблемный диалог
5. Изучение нового материала (открытие новых знаний и способов действий)
— Организует высказывания, предположения учащихся в отношении того, что и как исследовать;
-подводит к тому, что способы их решения могут быть типичными.
— Предлагает решить уравнение.
— в процессе работы, оказывает помощь учащимся по запросу;
-организует работу с учебником: предлагает рассмотреть способы решение этого уравнения, предлагаемые авторами учебника
(Класс предварительно разбит на группы по 4 человека) Каждая группа получает карточку с уравнением. Задание: решить уравнение с помощью правил нахождения неизвестных компонентов действий; решить уравнение с помощью свойств сложения и вычитания.
-пробуют решить уравнение, предлагают свои способы решения уравнений;
-свободно обмениваются мнениями, оказывают помощь в парах;
-учащиеся, которые справились с заданием, записывают своё решение на доске, после чего сверяются с учебником №375 стр. 61
-делают вывод: составные уравнения можно решать двумя способами.
Каждая группа решает уравнение двумя способами, с последующей проверкой
Частично поисковая, исследовательская деятельность;
(Слайд)
Работа в парах
Работа с учебником
Работа в группах
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ объектов;
Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты;
Коммуникативные: формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты.
6. Физминутка
Даёт рекомендации по выполнению.
Выполняют гимнастику
Здоровье сберегающие
Коммуникативные: умение работать по заданию. Личностные: формирование ЗОЖ
7.Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений)
Предлагает решить задачи. Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь по их запросу.
Под руководством учителя записывают условие задачи.
-Ищут способы решения задачи
1) В корзине было несколько яблок. После того, как в неё положили 42 яблока и взяли 15 яблок, то их стало 54. Сколько яблок было в корзине первоначально?
2) В классе было несколько учеников. После того, как 7 учеников вошли и 9 учеников вышли, в классе их стало 31. Сколько учеников было в классе первоначально?
Работа у доски, в парах (слайд )
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, учатся формулировать собственное мнение и позицию Личностные: ориентация в межличностных отношениях
8.Завершающий контроль
-Даёт задание. В процессе работы оказывает помощь учащимся по их запросу
Работают самостоятельно, решают уравнения. Взаимопроверка
Самостоятельная работа
Задание на слайде
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: управление своим поведением
9. Подведение итогов урока, оценивание знаний
Предлагает учащимся обобщить приобретённые знания. Даёт качественную оценку работе класса и отдельных учащихся, комментирует оценки.
Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и трудности.
Словесный
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация, допускать возможность существования у людей различных точек зрения
Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности
10. Рефлексия
Я заканчиваю урок в хорошем настроении, т. к. вы усвоили тему урока, научились решать сложные уравнения. А с каким настроением заканчиваете урок вы?
Оценивают работу за весь урок.
Смайлики на слайде
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач.
Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке
11. Домашнее задание
Учитель предлагает дозированное домашнее задание
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы.
П.10, № 396, №397(в)
Творческое задание: составить и решить задачу с помощью уравнения. Красиво оформить.
разноуровневое домашнее задание, творческое задание для сильных учеников
(слайд)
Личностные: формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности