6 класс русский язык фонетика – План-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему: Урок 6 класс Фонетика.

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Фонетика»

План-конспект урока по русскому языку для 6 класса.

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 п. Степной Молченко Яна Александровна.

  Тема: «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ».

Тип урока: урок закрепления изученного.

Цели:

— повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Фонетика»;

— закрепление правописания безударных гласных, сомнительных согласных,  ь и ъ разделительных знаков;

— развитие познавательной активности учащихся, творческого мышления,  внимания;

— развитие умения использовать полученные знания на практике;

— расширение словарного запаса учащихся;

— воспитание любви к русскому языку, к слову, культуры речи.

Оборудование: раздаточный материал, учебники, тетради.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная  работа.

II. Словарная работа.

      На доске кроссворд, разгадываем его, слова записываем в тетрадь, проговариваем написание. (На доске так же написаны и задания к кроссворду):

        

  1. Спортивная игра, в которой игроки ударом ноги загоняют мяч в ворота соперников  (футбол)

  2. Главное здание железнодорожной станции  (вокзал)

  3. Самая низкая школьная отметка  (единица)

  4. Человек, совершающий подвиги  (герой)

  5. Человек, который занимается спортом  (спортсмен)

  6. Волшебное слово, выражение благодарности (спасибо)

  7.  Командная игра на льду на коньках, в которой шайбу надо забросить в ворота соперников  (хоккей)

  8. Самая большая зеленая сладкая ягода (арбуз)

   Слово учителя: Как вы думаете, по какой теме мы сегодня будем работать? Подсказка – это слово спрятано в кроссворде.   (Фонетика).

  • Что такое фонетика? (раздел науки о языке, изучающий звуки речи)

  • Зачем нужно изучать фонетику?

  • Мы выполнили все упражнения по теме «Фонетика». И будем повторять все, что изучили.

III. Сообщение цели урока.

  Слово учителя: Тема нашего урока – повторение изученного по теме «Фонетика». Сегодня мы с вами вспомним, что мы изучали в этом разделе, проверим себя, чему научились. Запишите тему нашего урока (учитель пишет на доске).

IV.   Выполнение заданий.

Задание 1: нужно расположить буквы по порядку их следования в алфавите русского языка, полученные слова также записать в алфавитном порядке.

  • Но сначала  ответьте: что такое алфавит?

  • Что значит расположить по алфавиту?

  • Где в повседневной жизни мы используем алфавит?

Приступайте к выполнению задания: ТГАНЕ, ТИСА, ТИБН, ЩОБР, НЕТО. (АГЕНТ, АИСТ, БИНТ, БОРЩ, ЕНОТ).

Проверка задания.

Слово учителя: Вспомните, когда пишется в словах Ь, а когда Ъ (повторение правила).

Задание 2. Даны слова, их надо распределить в две колонки. В 1-ю записать слова с ь разделительным знаком, а во 2-ю – с ъ разделительным:

РУЖ..Ё, С..ЁЖИЛСЯ, РАЗ..ЕЗД, СТАЛ..НЫЕ, РЕЧ..КА, БЕЛ..Ё, С..ЁМКА,ПРОЛ..ЁТ, ПРЕД..ЮБИЛЕЙНЫЙ,  ДОБ..ЕМСЯ, РАЗ..ЯСНИТЬ, С..ЭКОНОМИТЬ.

Слово учителя: Проверим. Молодцы, и это задание выполнили.  Продолжаем идти к нашей цели: повторить все изученное.

Задание 3: Учитель раздает карточки с текстом. У вас на партах лежит текст, в нем пропущены буквы. Ваша задача —  грамотно списать этот текст, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Но сперва прочитайте и ответьте на вопросы.

-Докажите, что это текст.

— О ком он?

— Что это за произведение?

-Скажите, на какие правила пропущены буквы? (на правописание безударных гласных и сомнительных согласных)

— Как проверить безударную гласную в корне слова? А сомнительную согласную?

ТЕКСТ:

Каштанка бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари.Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков…

    Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.

-Проверим, какие буквы вы вставили и почему?( уч-ся объясняют)

1)Найдите и подчеркните  слова, в которых букв меньше, чем звуков.  Почему так получилось?

2)Теперь подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему?

3) Подчеркните  слова, которые произносятся не так, как пишутся. Какое явление мы здесь наблюдаем?

4) фонетический разбор слова у  доски.( у доски 2 ученика разбирают слова «снег», «взад»)

Задание 4: нужно списать слова правильно расставив ударение и разделив слова на слоги для переноса.

  • А что такое ударение? Какое ударение в русском языке? (подвижное)

  • Как называется раздел науки о языке, который изучает как правильно произносить слова? (орфоэпия)

  • Как переносим слова? Как нельзя переносить?  (выполнение задание)

БА-ЛО-ВАТЬ, ДИА-ЛОГ, ДЕ-ПО, ПАР-ТЕР, САН-ТИ-МЕТР, КЛА-ЛА, СЕС-СИЯ, ФОР-ЗАЦ, ЗВО-НЯТ, ДЕ-ФИС,  СВЁК-ЛА.

Молодцы, вы уверенно идете к поставленной цели, осталось выполнить всего одно задание, и мы достигли цели. Необходимо выполнить тест. Если вы согласны с формулировкой, ставите +, если не согласны  –

ТЕСТ.

1)В русском алфавите 33буквы (+)

2) В  русском языке 10 гласных звуков(-)

3)В русском языке 6 гласных звуков (+)

4)В русском языке 10 гласных букв(+)

5) Не имеют мягкой пары звуки Ж,Ш,Ц (+)

6)Имеют глухую пару звуки Л,М,Н,Р,Й  (-)

7)буквы е, ё, ю,я в начале слова обозначают 2звука(+)

8) Ь обозначает только мягкость согласного звука (-)

9) звукиЧ,Щ,Й, ИМЕЮТ ТВЕРДУЮ ПАРУ (-)

10) в русском языке согласные звуки образуют 6 пар по звонкости – глухости (+)

-Самопроверка. Учитель на доске пишет ответы.

VI. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались на уроке ?  

Все ли довольны своим результатом?

Смогли ли вы достичь цели, поставленной вами?

Подведение итогов урока и выставление отметок в дневники учащимся.

VII. Домашнее задание — упр.233.

infourok.ru

Разделы науки о языке. Фонетика. Орфография. Фонетический разбор слова. 6-й класс

Цель: повторить изученное по теме фонетика, орфография, фонетический разбор слова.

Методы и формы обучения: наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности. 1-2 минуты)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 4-5 минут
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности. 4-5 минут
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания. 7-8 минут)
5. Реализация построенного проекта. 4-5 минут
6. Первичное закреплени.е 4-5 минут
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4-5 минут
8. Включение в систему знаний и повторение. 7-8 минут
9. Рефлексия учебной деятельности. 2-3 минуты

Этапы

Деятельность учителя/ученика

УУД

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности 1 минута) психологический настрой

— Добрый день, ребята! Садитесь.

Презентация. слайд 1

— Урок хотелось бы начать с пословицы «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут

— Закройте, пожалуйста, глаза, представьте, что вы находитесь где-то на лугу, на небольшой поляне.

— слайд 2

— Прослушайте композицию. (звуки природы) 2 минуты

 — Какие звуки вы сейчас услышали? (звуки природы)

— Скажите, а люди могут общаться при помощи звуков природы? (нет)
— А какие звуки нам помогают в общении? (звуки речи)
— Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, как называется раздел науки о языке, о котором мы с вами поговорим.
Слайд 3.
Когда с тобой мы слово пишем,
Его в уме мы как бы слышим.
Когда же люди говорят,
То произносят звуков ряд
А изучает их, заметь-ка
Раздел грамматики – ……
Слайд 4.
(дети определяют тему урока — «Фонетика»)
— Какие разделы науки о языке вы знаете? (фонетика, орфография, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация.)
— А что изучает графика? Графика изучает начертание букв и их виды.
— Сколько букв в алфавите? (33 буквы)
— Сколько звуков? (42 звука)
— Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим)
— На какие 2 группы делятся звуки? (
на гласные и согласные)

— Какие звуки всегда звонкие? (й, л, м, н, р)
-Какие звуки всегда глухие? (х, ц, ч, щ)
— Какие звуки всегда мягкие? (ч, щ, й)
— Какие всегда твердые? (ж, ш, ц)
– Когда буквы е, ё, ю, я обозначают сочетания двух звуков? (когда буквы стоят в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь ) яблоко, красивая, съехал

Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут

— Хорошо, решим небольшие «Фонетические головоломки».
СЛАЙД 5
1. Назовите слово, которое состоит из трёх согласных и одного гласного. В этом слове слышится звук [Ы], а пишется буква «И». Слово обозначает название помещения, в котором даются представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. ЦЫРК

СЛАЙД 6
2. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфетку. Ирис — цветок, ирИс — конфета
СЛАЙД 7
3. Я сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.

Атлас – сборник карт, таблиц, диаграмм и т.п. Атлас — ткань.
Такие слова мы называем омографами. Слово омограф (homos — одинаковый, grapho — пишу) в переводе с греческого языка значит «одинаковое написание». Омографы пишутся одинаково, но звучат по-разному и имеют различное значение.
— Скажите, а с чем связано не совпадение написания и произношения?
(в русском языке законы фонетики не подчиняются законам орфографии).
— Какой раздел грамматики нам помогает правильно писать слова? Помогает орфография.
А орфография, что изучает? (Орфография – изучает правила написания слов)
СЛАЙД 8
Прочитайте транскрипцию и запишите предложение
[Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у то св’этлуй’у то груснуй’у] Александр Прокофьев
СЛАЙД 9

Проверка:

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
(А.Прокофьев)

С какими фонетическими законами вы столкнулись в данном предложении?
Люблю – буква ю отдала в качестве мягкой й свою мягкость букве л, поэтому вместо ю слышим букву у.
Березку – буква ё слшится как о, сочетание зк слышится как с.
Русскую – буква ю на конце слова даёт два звука – й и у.
Грустную – буква т не произносится, происходит пропуск буквы.
— Скажите, для чего нужна транскрипция? Именно в транскрипции мы указываем звуки, которые слышим и произносим.
В транскрипции мы указываем ударение в слове, указываем мягкость при помощи апострОфа, показываем принципы оглушения, озвончение тех или иных согласных.
— Какой разбор нам помогает в этом? Фонетический.
— Какова тема нашего урока?
СЛАЙД 11
Разделы науки о языке. Фонетика, Орфография Фонетический разбор слова.
— Какова цель урока? – повторить всё, что касается темы фонетика, орфографии, повторить фонетический разбор слова.
-Задачи?– закрепить знания о фонетике, орфографии, развивать грамотную устную и письменную речь.

Регулятивные УУД:
1.Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания 7-8 минут)

 

5. Реализация построенного проекта 4-5 минут

Молодцы! Возьмите, пожалуйста, карточки. Заполните поля, где нужно указать транскрипцию слов.

Земля

лев

цветок

открыть

мороз

очки

[з,и м л,а]

[л,э ф]

[ц в,и т о к]

[а т к р ы т,]

[м а р о с,]

[а ч,к,и]

Физкультминутка: СЛАЙД 13.

Раз —  подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть и семь – с улыбкой встать и сесть.

Познавательные:
1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.
3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
Коммуникативные:
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.
4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

6. Первичное закрепление 4-5 минут

Слайд 13
Лингвистическая задача.
слайд 14. Взаимопроверка.
1 группа. Разделите слова на слоги
Ки-ло-метр, ма-га-зин, пред-мет, муз-ей, при-слу-ши-вать-ся
2 группа. Прочитайте слова в транскрипции и запишите орфографически правильно:
[баица] [ваз’м’ом] [л’охк’ий’] [сй’эст] [сонцэ] [вышыфка] [скаска]
Боится, возьмем, легкий, съесть, солнце, вышивка, сказка.
3 группа. Запишите в три колонки слова, распределив их по принципу:
1) звуков больше букв;
2) звуков меньше букв;
3) звуков = букв.
Пьеса, звёздный, объём, льдины, ёжик, каюта.

Звуков больше

Звуков меньше

Звуков= букв

Ежик
Каюта

Звездный
Льдины

Пьеса
Объем

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4-5 минут

Чтобы подвести итоги, выполните тест.

Тест по теме «Фонетика»

1. Отметьте слово, в котором ударение падает на второй слог.

торты; досуг; магазин; километр.

2. В каком слове ударение падает на первый слог?

свёкла; квартал; начать; столяр.

3. Отметьте слово, в котором выделен согласный мягкий звук:

кашНе; парТер; библиоТека; каФе.

4. В каком слове произносится звук [д]?

деталь; модель; падеж; академия.

5. Укажите слово, в котором нет мягких согласных звуков.

свитер; яма; антенна; плащ.

Проверка. Слайд 15.
1. Досуг 
2. Свёкла
3. Библиотека 
4. Модель 
5. Антенна

8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут

Слайд 16. Поэты используют средства выразительности. Запишите в тетрадь.

В тишине лесной глуши
Шёпот к шороху спешит.
Шёпот к шороху спешит,
Шорох всё шуршит, шуршит.
Тихо, шорох, не шурши,
Тихо, шорох, не дыши!
Навостри-ка уши,
Тишину послушай.
(Владимир Суслов)

— Запишите это стихотворение.
— Какими звуками передаёт поэт состояние тишины? (шы -ш)
— Подчеркните буквы, которые обозначают эти звуки.
— Как называется такой приём, когда при помощи звуков человеческой речи передаются звуки природы? Звукопись. Аллитерация — повтор согласных, создающий образ.
Вернёмся к строчкам из стихотворения Александра Прокофьева.

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
(А.Прокофьев)

— Какой приём звукописи наблюдается здесь? Наблюдается ассонанс – повтор гласных ую.
— Для чего писатели и поэты прибегают к данному приему звукопись? Данный приём позволяет создать дополнительный образ, который при помощи обилия того или иного согласного или гласного звука погружает читателя в атмосферу происходящего в тексте.

Познавательные – формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету; формирование умения составлять алгоритм действий и работать по нему; выработка умения анализировать, сравнивать, устанавливать связи.

9. Рефлексия учебной деятельности 2-3 минуты

Фразеологизмы для рефлексии учебной деятельности
Засучив рукава – стараться изо всех сил.
Считать ворон – быть невнимательным, рассеянным.
Бить баклуши – бездельничать – ничего не делать.
Палец о палец не ударил – ничего не сделал.
Работать, не разгибая спины – стараться изо всех сил
Сидеть сложа руки – бездельничать – ничего не делать.
Наломать дров – всё испортить.
Лезть из кожи вон – стараться.
Работать спустя рукава – не стараться, относиться безответственно.
Всё валится из рук – ничего не получается.
Работать не покладая рук – стараться.
Дело не по зубам – трудно, ничего не получается

Регулятивные
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Коммуникативные
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Домашнее задание

Домашнее задание. Запишите текст.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
(С.Есенин)

1. Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв; букв больше, чем звуков.
2. Выполните фонетический разбор выделенных слов.

Объяснение домашнего задания.

urok.1sept.ru

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:Фонетика.Орфоэпия

Урок 3. Фонетика.Орфоэпия

Цель: закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произношения и правописания.

Планируемые результаты: владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 10, 13 — чтение и анализ творческих работ.

Выступления (ситуации общения) и их обсуждение.

III. Самоопределение к деятельности

Что такое звук?

Чем звук отличается от буквы? Можно ли произносить буквы? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы произносить нельзя, они являются лишь графическим изображением звуков.) Что вы можете рассказать о звуках в русском языке?

Какая наука изучает звуки? (Фонетика.)

Какая наука тесно связана с фонетикой? Что она изучает? (Орфоэпия — раздел науки о языке, в котором изучаются правила, законы, нормы правильного произношения.)

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по фонетике и орфоэпии, потренироваться в фонетическом разборе слов.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов и задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 12).) Дополнительные вопросы

Сколько букв в русском алфавите? (33.)

Сколько звуков в русском языке? (Количество звуков подсчитать практически невозможно. Мы группируем сходные звуки и обозначаем их определёнными буквами.)

Назовите все буквы русского алфавита.

(Несколько учеников рассказывают. Необходимо следить за тем, чтобы все буквы были названы правильно.)

Какие буквы не обозначают звуков? (Буквы ъ и ь.)

Какие буквы могут обозначать два звука? (Буквы е, ё, ю, я.)

Произношение каких гласных и согласных звуков не совпадает с написанием? (Безударных гласных, а также согласных на конце слова и перед противоположными по звонкости согласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)

Что называется транскрипцией? (Запись слов, соответствующая звучанию.)

2. Фонетический разбор слов

(Чтение теоретического материала учебника (с. 12). Далее разбор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 — частота, вариант 2 — чистота.)

Что вы заметили? (Фонетический облик этих слов одинаков: [ч’истата], значит, правильно написать слово поможет только контекст, проясняющий его значение.)

Составьте и запишите словосочетания с обоими словами. (Частота пульса, душевная чистота.)

3. Работа по учебнику

Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 15).

Упр. 14, 16 — выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учениками, обсуждение вопросов.

Упр. 17 — отработка произношения скороговорок, обсуждение вопросов, самостоятельные наблюдения

4. Упр. 18 — отработка правильного произношения: алфавит,
му[з’]ёй, сантиметр, скворё[ш]ник, яй[ш]ница.

— Запишите слова в алфавитном порядке.

5. Упр. 20 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

V. Закрепление изученного материала

1. Фонетический анализ слов

— Определите, в каком слове букв меньше, чем звуков. Чувство, стоять, поют, тёплый. (Поют —

2. Работа по учебнику

(Упр. 22 — комментированное письмо.)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание I — самостоятельное выполнение.)

4. Загадка-шутка

— Какие слова состоят из ста одинаковых букв? (Стог, сток, стол, стон, стоп, стой, стою, стоя.)

VI. Подведение итогов урока

Как связаны фонетика и орфография?

Что изучает орфоэпия?

Зачем нужно изучать фонетику и орфоэпию?

домашнее задание

1. Учебник: §4, упр. 15, 19, 21.

2. Рабочая тетрадь: задание 5.

infourok.ru

Урок по русскому языку в 6 классе на тему: «Фонетика. Орфоэпия»

План-конспект урока по русскому языку для 6 класса.

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 п. Степной Молченко Яна Александровна.

  Тема: «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ».

Тип урока: урок закрепления изученного.

Цели:

— повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Фонетика»;

— закрепление правописания безударных гласных, сомнительных согласных,  ь и ъ разделительных знаков;

— развитие познавательной активности учащихся, творческого мышления,  внимания;

— развитие умения использовать полученные знания на практике;

— расширение словарного запаса учащихся;

— воспитание любви к русскому языку, к слову, культуры речи.

Оборудование: раздаточный материал, учебники, тетради.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная  работа.

II. Словарная работа.

      На доске кроссворд, разгадываем его, слова записываем в тетрадь, проговариваем написание. (На доске так же написаны и задания к кроссворду):

        

  1. Спортивная игра, в которой игроки ударом ноги загоняют мяч в ворота соперников  (футбол)

  2. Главное здание железнодорожной станции  (вокзал)

  3. Самая низкая школьная отметка  (единица)

  4. Человек, совершающий подвиги  (герой)

  5. Человек, который занимается спортом  (спортсмен)

  6. Волшебное слово, выражение благодарности (спасибо)

  7.  Командная игра на льду на коньках, в которой шайбу надо забросить в ворота соперников  (хоккей)

  8. Самая большая зеленая сладкая ягода (арбуз)

   Слово учителя: Как вы думаете, по какой теме мы сегодня будем работать? Подсказка – это слово спрятано в кроссворде.   (Фонетика).

  • Что такое фонетика? (раздел науки о языке, изучающий звуки речи)

  • Зачем нужно изучать фонетику?

  • Мы выполнили все упражнения по теме «Фонетика». И будем повторять все, что изучили.

III. Сообщение цели урока.

  Слово учителя: Тема нашего урока – повторение изученного по теме «Фонетика». Сегодня мы с вами вспомним, что мы изучали в этом разделе, проверим себя, чему научились. Запишите тему нашего урока (учитель пишет на доске).

IV.   Выполнение заданий.

Задание 1: нужно расположить буквы по порядку их следования в алфавите русского языка, полученные слова также записать в алфавитном порядке.

  • Но сначала  ответьте: что такое алфавит?

  • Что значит расположить по алфавиту?

  • Где в повседневной жизни мы используем алфавит?

Приступайте к выполнению задания: ТГАНЕ, ТИСА, ТИБН, ЩОБР, НЕТО. (АГЕНТ, АИСТ, БИНТ, БОРЩ, ЕНОТ).

Проверка задания.

Слово учителя: Вспомните, когда пишется в словах Ь, а когда Ъ (повторение правила).

Задание 2. Даны слова, их надо распределить в две колонки. В 1-ю записать слова с ь разделительным знаком, а во 2-ю – с ъ разделительным:

РУЖ..Ё, С..ЁЖИЛСЯ, РАЗ..ЕЗД, СТАЛ..НЫЕ, РЕЧ..КА, БЕЛ..Ё, С..ЁМКА,ПРОЛ..ЁТ, ПРЕД..ЮБИЛЕЙНЫЙ,  ДОБ..ЕМСЯ, РАЗ..ЯСНИТЬ, С..ЭКОНОМИТЬ.

Слово учителя: Проверим. Молодцы, и это задание выполнили.  Продолжаем идти к нашей цели: повторить все изученное.

Задание 3: Учитель раздает карточки с текстом. У вас на партах лежит текст, в нем пропущены буквы. Ваша задача —  грамотно списать этот текст, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Но сперва прочитайте и ответьте на вопросы.

-Докажите, что это текст.

— О ком он?

— Что это за произведение?

-Скажите, на какие правила пропущены буквы? (на правописание безударных гласных и сомнительных согласных)

— Как проверить безударную гласную в корне слова? А сомнительную согласную?

ТЕКСТ:

Каштанка бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари.Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков…

    Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.

-Проверим, какие буквы вы вставили и почему?( уч-ся объясняют)

1)Найдите и подчеркните  слова, в которых букв меньше, чем звуков.  Почему так получилось?

2)Теперь подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему?

3) Подчеркните  слова, которые произносятся не так, как пишутся. Какое явление мы здесь наблюдаем?

4) фонетический разбор слова у  доски.( у доски 2 ученика разбирают слова «снег», «взад»)

Задание 4: нужно списать слова правильно расставив ударение и разделив слова на слоги для переноса.

  • А что такое ударение? Какое ударение в русском языке? (подвижное)

  • Как называется раздел науки о языке, который изучает как правильно произносить слова? (орфоэпия)

  • Как переносим слова? Как нельзя переносить?  (выполнение задание)

БА-ЛО-ВАТЬ, ДИА-ЛОГ, ДЕ-ПО, ПАР-ТЕР, САН-ТИ-МЕТР, КЛА-ЛА, СЕС-СИЯ, ФОР-ЗАЦ, ЗВО-НЯТ, ДЕ-ФИС,  СВЁК-ЛА.

Молодцы, вы уверенно идете к поставленной цели, осталось выполнить всего одно задание, и мы достигли цели. Необходимо выполнить тест. Если вы согласны с формулировкой, ставите +, если не согласны  –

ТЕСТ.

1)В русском алфавите 33буквы (+)

2) В  русском языке 10 гласных звуков(-)

3)В русском языке 6 гласных звуков (+)

4)В русском языке 10 гласных букв(+)

5) Не имеют мягкой пары звуки Ж,Ш,Ц (+)

6)Имеют глухую пару звуки Л,М,Н,Р,Й  (-)

7)буквы е, ё, ю,я в начале слова обозначают 2звука(+)

8) Ь обозначает только мягкость согласного звука (-)

9) звукиЧ,Щ,Й, ИМЕЮТ ТВЕРДУЮ ПАРУ (-)

10) в русском языке согласные звуки образуют 6 пар по звонкости – глухости (+)

-Самопроверка. Учитель на доске пишет ответы.

VI. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались на уроке ?  

Все ли довольны своим результатом?

Смогли ли вы достичь цели, поставленной вами?

Подведение итогов урока и выставление отметок в дневники учащимся.

VII. Домашнее задание — упр.233.

multiurok.ru

Тест по русскому языку (6 класс): Тест по русскому языку для 6 класса. Повторение (фонетика)

Тест по русскому языку для 6 класса. Повторение (фонетика)

1.Фонетика – это…

  1. наука о языке;
  2. наука о словарном составе языка
  3. наука звуках речи.

2. На какие две группы делятся гласные:

  1. ударные и безударные
  2. парные и непарные
  3. сильные и слабые

3. Сколько букв в русском алфавите

1) 31           2) 32            3) 33

4. Ъ разделительный знак употребляется:

  1. после приставок на гласную
  2. перед согласными буквами
  3. после приставок на согласную перед буквами е,ё,ю,я

5. Что происходит со звонким согласным звуком на конце слова:

1)        оглушение        2)        озвончение         3)        удвоение

6. Что происходит с глухим согласным звуком перед звонким звуком в слове:

1)        оглушение           2)        исчезновение        3)        озвончение

7. Какие буквы русского алфавита являются только знаками:

1)        ь – ъ            2)        й – ы        3)        э,ю,я

8. Укажите ряд, в котором все согласные звуки звонкие.

  1. [д], [з], [с], [к], [ф], [м]
  2. [ц], [ш], [н], [в], [п], [ф]
  3. [л], [ж], [в], [з], [д], [г]
  4. [н], [р], [г], [к], [с], [й]

9.В каком слове ударение падает на первый слог?

1)свекла     2)звонит     3)баловать

10. В каком слове произносится звук [ з ] ?

1)рассказ      2)сбоку      3)резкий

11. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только безударные гласные,  проверяемые ударением?

  1. пок..зался, в..окзал
  2. г..лова, к…пуста
  3. з..ленеть, л..тать

12.В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1)в..зать      2)б…да       3)нар…дить

13.В каком слове пропущена буква Т?

1)трос…ник     2)прекрас…но    3)интерес…но

14. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1)ш…фер        2)ш…рох         3)ш…рстка

15. В каком слове пишется буква У?

1)ж…ри     2)ч…жой   3)параш…т

16.В каком слове на месте пропуска пишется О?

1)чащ…ба       2)ш…пот        3)прич…ска

17.В каком слове пишется буква И?

1)ц…ркуль         2)ц…пленок       3)ц…кнуть

18.В каком слове пропущена буква Ы?

1)акац…я     2)ц…линдр    3)ц…ган

19.В каком слове произносится звук [б]?

1)кнопка     2) просьба    3)трубка

20 .В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

1)бан..тик    2)нян…чить   3)мен…ший

21.В каком слове букв больше, чем звуков?

1)просьба     2)ветер      3)чистая

22. Какие согласные не имеют парных звуков по твердости — мягкости?

  1. Сонорные звуки: л, м, н,
  2. Всегда твердые согласные звуки ж, ш, ц
  3.  всегда мягкие согласные ч, щ, й

23. В сочетаниях ч, щ с другими согласными буквами ь для обозначения мягкости …

  1. Пишется
  2.  Не пишется

24. Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука при условии, если они стоят:

  1. После согласных звуков
  2. В начале слова, в середине и конце слова после гласных звуков

25. Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием, и сделайте их транскрипцию:

 лодка, шоссе, скользкий, старушка, торт, город, гром, просьба, яичница.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 26. Сделайте фонетический разбор слов:

 пятью, восторг, местный, легко, юбка, взять

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

nsportal.ru

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Чудесный мир фонетики»

Касьяненко Н.Г.,

ГУ «Ставропольская средняя школа»

Учитель русского языка и литературы

Район имени Габита Мусрепова

Северо-Казахстанская область

«Чудесный мир фонетики».

открытый урок по русскому языку в 6 классе

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»

Задачи: Повторить и закрепить знания учащихся по данной теме, развивать орфографическую зоркость у учащихся, коммуникативно — речевые умения, формировать правила речевого поведения, работать над расширением словарного запаса и правильностью речи учащихся; воспитывать желание самосовершенствоваться, прививать интерес к учебному материалу.

Тип урока: Повторение и обобщение изученного материала.

Вид урока: урок-экскурсия.

Оборудование: Таблицы, опорные схемы, карточки с заданиями, высказывания о языке, стихи по теме, костюмы для персонажей, музыкальное сопровождение.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Приветствие учителя. Высказывания о языке:

Самая большая ценность народа – его язык.

Язык, на котором он пишет, говорит, думает

Д.С. Лихачев.

В языке что ни звук, то и подарок:

все зернисто, крупно, как сам жемчуг…

Н.В.Гоголь.

— Ребята, сегодня мы совершим экскурсию в чудесный мир фонетики, покажем свои знания о звуках речи русского языка, умение грамотно писать, правильно произносить слова, выполнять фонетический разбор.

— Ребята, встречайте гостей, к нам пожаловала Королева Фонетика со своей свитой. (Входят девочки в соответствующих костюмах).

Королева Фонетика:

— Здравствуйте, дорогие друзья! Я королева Фонетика. Мое полное имя — Фонетика Русского Языка. Королевство, которое я возглавляю, самое важное в мире человеческой речи. Это королевство звуков речи. Если бы не было моих подданных, вы вряд ли могли бы общаться, выражать свои мысли и чувства, ведь звуки речи – это основа человеческого языка, из них состоят слова, а из слов строятся предложения и тексты

Орфоэпия:

Правильное произношение слов и верная постановка ударения являются важным признаком грамотной хорошей речи. Итак, ребята, если вы будете соблюдать мои законы, жизнь вам покажется чудесной, ведь не зная орфоэпии во всем ее великолепии, не ощутишь ее волшебных чар.

Графика:

Я принцесса Графика, младшая сестра королевы Фонетики. Фонетика правит звуками, а в моем ведении буквы – особые волшебные костюмы для звуков невидимок. Я и моя фрейлина орфография определяем, когда звуки должны надевать те или иные свои костюмы.

Орфография:

Меня часто называют слишком строгой. Но я просто люблю порядок в письменной речи. Каждая буква должна находиться на своем месте. Ведь чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила и уметь применять их.

  1. Работа по теме урока.

1. Сообщение учителя с элементами беседы:

— Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц…Но в учебнике русского языка в этом нет ни строчки. В самом деле, какое отношение к языку имеет пение птиц…

Окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить, — звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено всем известное и понятное значение.

— А как вы думаете, ребята, сколько нужно звуков, чтобы составить несколько миллионов слов? (ответы детей)

— Оказывается, всего 42 звука.

2. Блиц –опрос по теме:

  • Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи? (Фонетика)

  • На какие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

«Веселые рифмы о гласных и согласных»

Мы – не буквы, мы звуки речи,

Изучает фонетика нас,

Мы – не буквы, мы звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг,

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные… согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс…-змеиный слышен свист.

Ш — шуршит опавший лист.

Жжж… — шмели в саду жужжат.

Ррр … — моторы тарахтят.

  • Сколько гласных звуков в русском языке? (6 звуков)

  • Гласные бывают…? (Ударные и безударные)

  • Сколько согласных звуков в русском языке? (36 звуков)

  • Согласные делятся на …?

(твердые, мягкие, звонкие, глухие, парные , непарные)

(звук – слышим, букву – пишем)

  • Всегда ли совпадает звуковой состав слова с буквенным? (нет)

  • Что такое алфавит?

(буквы, расположенные в определенном порядке)

  • Сколько в русском алфавите букв? (33 буквы)

  • Гласных? (10)

  • Согласных ? (21)

  • Что изучает графика?(способы обозначения звуков на письме)

  • Что изучает орфоэпия? (Правильное произношение звуков, слов и правила постановки ударения в словах)

  • Что изучает орфография? (нормы правописания)

— Чтобы экскурсия наша прошла интересно и увлекательно, нам нужно преодолеть препятствия на каждой станции нашего маршрута.

Знакомство с маршрутом экскурсии и путевыми листами.(На каждой парте — листы с заданиями).






  1. Выполнение практических заданий:

Станция «Звуковая»

  1. Расположите слова в алфавитном порядке:

Независимость, единство, дружба, мир, Президент, согласие, государство, Родина, Казахстан, отечество

(Государство, дружба, единство, Казахстан, мир, независимость, отечество, Президент, Родина, согласие)

  1. Игра «Кто больше?»

Заменить в слове первый звук, чтобы получилось как можно больше новых слов.

1 ряд — ДОМ ( том, ком, сом, лом)

2 ряд — Гора (нора, кора, пора, Жора)

Назовите звонкие и глухие согласные звуки в словах.

  1. Образуйте новые слова, произнося звуки, предложенных слов в обратном порядке. Превратите:

слово ТОК в домашнее животное (кот)

слово ЛЁН в цифру (ноль)

слово ЛЕЙ в дерево (ель)

слово ЛЮК в большой мешок (куль)

слово ШЕЛ в неправду (ложь)

  1. Игра «Собери букет»

1 ряд — соберите в букет цветы, в названии которых есть только твердые звуки. (роза, ромашка, ландыш, нарцисс, астра, мак, кувшинка, бархатцы)

2 ряд – соберите в букет цветы, в названии которых хотя бы один звук мягкий. (гладиолус, георгин, цинния, лилия, гвоздика, василек, незабудки, герань )

Станция «Исследовательская»

  1. Чем различаются данные пары слов:

Рад – Ряд

Нос – Нёс

Лук- Люк

Мал – Мял

(буквы я, ё, ю обозначают мягкость согласных)

  1. Что особенного в данных словах:

Ель, ёж, юрта, яблоко, союз, поёт, шея, подъём, вьюга.

(буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука)

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите сколько букв и звуков в каждом слове?

5 б.6з 5б,5з. 2б,2з 7б,6зв. 5б,6з. 5б, 5 зв., 8б, 7зв.,

Какое слово ты скажешь , такое в ответ и услышишь

  1. Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки одной линией, а согласные – двумя.

1 ряд – слово поэт, серьезный

2 ряд – слово гордость, праздник

Станция «Орфоэпическая»

  1. Поставьте правильно ударение в словах:

Квартал, средства, щавель, каталог, столяр, цемент, алфавит, процент, торты, звонит.

— Ребята, вы неплохо справились с заданием, но знаете ли вы, как страдают слова, когда их произносят неправильно? Вот послушайте:

Свекольное страдание.

Свекла плакать начала,

До корней намокла:

Я, ребята, не свекла,

Я, ребята, свекла.

— А вы знаете, что неправильное ударение может изменить слово или исказить его.

Посмотрите сценку и убедитесь сами.

Ученик: Пи,пи,пи…

Орфоэпия: что случилось, Паша? Почему ты пищишь?

Ученик: Я лекарство выпил, а здесь написано: три раза в день по столовой ложке.

После приема пищи.

Орфоэпия: ах ты глупенький! Ты же неверно прочел. После приема пищи!

— Вот видите, что может произойти из-за неверного ударения.

Станция «Занимательная»

  1. Кроссворд, Заполните клетки, угадав загадки:

м

ы

ш

и

ё

ж

и

к

ж

и

в

о

т

л

ы

ж

и 

ж

и

р

а

ф

1) Сами крошки, боятся кошки,

Под полом живут, туда все несут?

2) Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной.

3) В зоопарке объелся бегемот, у него теперь болит …

4) В чистом поле, у березки, на снегу видны полоски.

Подошла лиса поближе: здесь бежали чьи-то …

5) Шея этого животного похожа на подъемный кран.

Что вы можете рассказать о правописании отгаданных слов?

(-жи, ши – пиши с буквой и)

Назовите ключевое слово кроссворда.

(школа)

Сделайте фонетический разбор слов: школа, ёжик

Станция Орфографическая

Выпишите из текста сначала слова с проверяемой гласной в корне слова, затем — с непроверяемой гласной.

Унылая п…ра! …чей оч…рованье!

Пр…ятно мне тв…я пр…щальная кр…са –

Люблю я пышное пр…роды ув…данье,

В б…грец и зол…то одетые л…са.

(пора, очей, очарованье, твоя, краса, увядание, золото, леса)

(приятно, прощальная, природы, багрец)

  1. Обобщение:

Вот и подошла к концу наша увлекательная экскурсия. Со всеми заданиями мы справились, а какие знания и умения помогли нам выполнить все задания (обращаю внимание на опорные схемы и таблицы по теме Фонетика).

  1. Домашнее задание:

Параграф 4 повторить правила, упражнение № 43(отгадать загадки, сделать фонетический разбор слов-отгадок).

  1. Итог урока. Комментирование оценок.

  2. Рефлексия.

Завершить наш урок мне хотелось бы словами русского писателя Н.Карамзина:

Да будет же честь и слава нашему языку, который в

самородном богатстве своем почти без всякого чужого примеса течет, как горная величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит, нежным ручейком, и сладостно вливается, в душу…

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по русскому языку для 6 класса «Фонетика, орфоэпия, графика»

Урок 4. Фонетика. Орфоэпия и графика.

Дата проведения: 5.09.2018

Класс: 6А

Учитель: Шишкина Н.И.

Цель: закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произношения и правописания.

Планируемые результаты: владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 10, 13 — чтение и анализ творческих работ.

Выступления (ситуации общения) и их обсуждение.

III. Самоопределение к деятельности

— Что такое звук?

Чем звук отличается от буквы? Можно ли произносить буквы? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы произносить нельзя, они являются лишь графическим изображением звуков.) Что вы можете рассказать о звуках в русском языке?

Какая наука изучает звуки? (Фонетика.)

Какая наука тесно связана с фонетикой? Что она изучает? (Орфоэпия — раздел науки о языке, в котором изучаются правила, законы, нормы правильного произношения.)

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по фонетике и орфоэпии, потренироваться в фонетическом разборе слов.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов и задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 12).) Дополнительные вопросы

Сколько букв в русском алфавите? (33.)

Сколько звуков в русском языке? (Количество звуков подсчитать практически невозможно. Мы группируем сходные звуки и обозначаем их определёнными буквами.)

Назовите все буквы русского алфавита.

(Несколько учеников рассказывают. Необходимо следить за тем, чтобы все буквы были названы правильно.)

Какие буквы не обозначают звуков? (Буквы ъ и ь.)

Какие буквы могут обозначать два звука? (Буквы е, ё, ю, я.)

Произношение каких гласных и согласных звуков не совпадает с написанием? (Безударных гласных, а также согласных на конце слова и перед противоположными по звонкости согласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)

Что называется транскрипцией? (Запись слов, соответствующая звучанию.)

2. Фонетический разбор слов

(Чтение теоретического материала учебника (с. 12). Далее разбор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 — частота, вариант 2 — чистота.)

Что вы заметили? (Фонетический облик этих слов одинаков: [ч’истата], значит, правильно написать слово поможет только контекст, проясняющий его значение.)

Составьте и запишите словосочетания с обоими словами. (Частота пульса, душевная чистота.)

3. Работа по учебнику

Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 15).

Упр. 14, 16 — выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учениками, обсуждение вопросов.

Упр. 17 — отработка произношения скороговорок, обсуждение вопросов, самостоятельные наблюдения

4. Упр. 18 — отработка правильного произношения: алфавит,
му[з’]ёй, сантиметр, скворё[ш]ник, яй[ш]ница.

— Запишите слова в алфавитном порядке.

5. Упр. 20 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

V. Закрепление изученного материала

1. Фонетический анализ слов

— Определите, в каком слове букв меньше, чем звуков. Чувство, стоять, поют, тёплый. (Поют — )

2. Работа по учебнику

(Упр. 22 — комментированное письмо.)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание I — самостоятельное выполнение.)

4. Загадка-шутка

— Какие слова состоят из ста одинаковых букв? (Стог, сток, стол, стон, стоп, стой, стою, стоя.)

VI. Подведение итогов урока

Как связаны фонетика и орфография?

Что изучает орфоэпия?

Зачем нужно изучать фонетику и орфоэпию?

домашнее задание

1. Учебник: §4, упр. 15, 19, 21.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *