Конспект урока по русскому языку на тему «Синонимы и антонимы» 3 класс
Исмаилова А.Г. –учитель МКОУ «сош№8» г Кизилюрт.
Предмет: русский язык.
Тема урока»Синонимы и антонимы«.
Класс:3 «Б»
Тип урока: комбинированный .
Форма урока
фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
Цель: формировать умения распознавать синонимы и антонимы, работать со словарями синонимов и антонимов; развивать связную речь учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать синонимы и антонимы в тексте, в речи; самостоятельно приводить примеры синонимов и антонимов.
Наглядность: плакат “Волшебный замок”, “Смайлы”.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1). Презентация
II. Актуализация знаний. (Слайд 2)
В русском языке много слов. Каждое слово имеет своё лексическое значение.
Например, определим лексическое значение слова весна.
Весна – “время года, следующее за зимой”.
-А какое время года следует перед зимой? (Осень)
-Как назовём слова весна и осень по отношению друг к другу? (Антонимы)
— А слово, противоположное к слову антоним? (Синонимы)
III. Самоопределение к деятельности. (Слайд 3)
— Определите тему нашего урока. (Учащиеся формулируют тему урока)
В русском языке есть “слова – друзья”- синонимы и “слова-спорщики ”- антонимы. (Прикрепляю к доске карточку со словами Антонимы, Синонимы.
В этом замке “живут” синонимы и антонимы, которые ждут нас с интересными заданиями.)
III. Работа по теме урока
1. Работа на интерактивной доске. (Слайд 4)
Синонимы – слова, близкие по значению.
красный – алый доктор – врач-лекарь
Антонимы – слова, противоположные по значению.
весело – грустно –печально-горестно загадка — отгадка
2.Найдите синонимы и антонимы в словарях учебника. Приведите примеры. Одинаковые ли оттенки обозначают эти слова? Приведите примеры.
3. Работа на интерактивной доске. (Слайд 5)
Помоги мышке спуститься по склону. Для этого правильно соедини флажки.
Объедини пары синонимов.
шалун липучий
сладкоежка озорник
птичка валяться
плакать ротозей
зевака реветь
лежать лакомка
клейкий квакушка
лягушка птаха
-Составьте предложение с любым из этих слов. Разберите его по членам и по частям речи.
4. Работа на интерактивной доске. (Слайд 6)
Прочитайте. Впечатайте в каждое предложение слово-антоним к выделенному слову.
В книге есть
Живут в соседстве ______ и радость.
Лучше горькая _______ , чем красивая ложь.
5. Продолжите высказывания словами – синонимами. (Слайд 7)
Перечень букв в определённом порядке – это… (азбука, алфавит).
Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это … (термометр, градусник).
Человек на лошади – это … (всадник, наездник, кавалерист).
5. Подберите синонимы с удвоенными согласными. (Слайд 8)
Специальность — … (профессия).
Обучение животных — …(дрессировка).
Помещение в школе — … (класс).
Популярная игра на льду — …(хоккей).
Один из самых главных учебных предметов … (русский язык).
6. Работа на интерактивной доске. (Слайд 9) Развивай свою речь.
Прочитай. Замени каждое слово синонимом.
С моря дул студёный ветер. (……) прохладный — холодный
В синем небе ярко сверкают звёзды. (…….) мигают- сияют
Стояло жаркое лето. (…….) знойное — безоблачное
По улице пронеслась пожарная машина. (……) проехала — промчалась
IV. Физкультминутка. (Слайд 10)
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
V. Продолжение работы по теме урока
1. Найти пропущенные слова-антонимы. (Слайд 11)
На доске запись:
Ручейку говорила река:
— Ты узок, а я ……! Широка
— Ты мелок, а я …..! Узка
Об одном позабыла река –
Что она началась с …… Ручейка
3. Дополнить стихотворение американского поэта Д.Чиарди об игре “наоборот”.
(Учитель читает стихотворение, а учащиеся хором называют подходящие антонимы)
Нам с тобой
Пришёл черёд
Сыграть в игру
“Наоборот”.
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь (Низко),
Скажу я слово (Далеко),
А ты ответишь (Близко0,
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь (Пол),
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты (Нашёл),
Скажу тебе я слово (Трус),
Ответишь ты: (Герой).
Теперь Начало я скажу.
Ну, отвечай (Конец)!
3. Работа на интерактивной доске. (Слайд 13)
Дополнить пословицы подходящими по смыслу словами. Назвать синонимы и антонимы. Обосновать выбор. Объяснить значения пословиц. (Запись в тетрадях)
Приятелей много, а _______ нет.
Ученье — свет, _______ — тьма.
Правой рукой строит, а _______ разрушает.
Кто хочет много знать, тому надо _______ спать.
VI. Рефлексия учебной деятельности. Работа в парах. (Слайд 14)
Работа с карточками.
1. Прочитайте. Отметьте цифрами порядок синонимов в каждой группе так, чтобы они располагались по степени увеличения признака. 2 3 1
? Скорый
? Стремительный
? Быстрый
? Громадный
? Огромный
? Большой
— Оцените свою работу на уроке при помощи смайлика.
VII. Подведение итогов урока. (Слайд 15)
— Что такое синонимы?
— Что такое антонимы?
— Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?
-Что нам удалось на уроке? Над чем следует ещё поработать?
Домашнее задание: составить 5 предложений с синонимами и антонимами.
Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме: Антонимы
Храмова Е.Ю, учитель начальных классов, МОУ СОШ №1 План- конспект урока русского языка
Тема урока: «Антонимы»
Цель урока: «Наблюдать за словами, имеющими противоположное
значение, ввести термин «антонимы»
Ход урока.
I Каллиграфическая минутка.
-письмо соединений, графику которых необходимо отработать (прописано в тетрадях)
II Настрой на работу на уроке.
— Сегодня мы с вами работаем над разделом, который называется «Как устроен наш язык», поэтому будем открывать очередную тайну русского языка, будем работать со словом
III Вступительное слово.
-Слайд №1
Интересные слова есть в русском языке:
-есть слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению
— есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному (как называются такие слова?)
— есть многозначные слова
— а есть слова с противоположным значением
За такими словами мы с вами будем сегодня наблюдать!
IV Работа над новой темой.
_ Слайд №2
— По картинке назовем слова с противоположным значением:
Большой- маленький
Толстое- тонкое
Чистые- грязные
Грустное- веселое
Слайд №3
— Рассмотри картинки, сравни их
— Запиши слова парами :
день- ночь
веселый- грустный
вход- выход
— Что объединяет эти пары слов ? (противоположное значение)
Слайд №4
Даны два столбика слов. Соединить парами слова с противоположным значением. Дописать в тетрадь следующие пары слов: близко- далеко, сел- встал.
Слайд №5
Прочитать стихотворение Г. Сапгира «Яблоко»
-Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Теленок и Цыпленок, Котенок и Червячок ?
— Какие слова они называли?
— Можно ли к слову яблоко подобрать слово с противоположным значением ?
Слайд №6
-Правило
-Мы с вами все время говорим «слова с противоположным значением». А ведь в русском языке они имеют свое название- «Антонимы»
-Записать в тетрадь как название темы урока
Слайд №7
Чтобы узнать, как правильно писать слова, можно посмотреть в орфографический словарь.
Чтобы объяснить значение слова, надо воспользоваться толковым словарем.
Чтобы правильно подобрать к слову синоним или антоним, возьми словарь «Синонимов и антонимов»
Слайд №8
-Страница из словарика
Записать:
Зимой и летом одним цветом. (Подчеркнуть антонимы)
Слайд №9 и слайд №10
-Где чаще всего употребляются антонимы? (загадки и пословицы)
-Записать в тетрадь понравившуюся пословицу
Слайд №11
Сочетание антонимов с другими словами
Упр. 2 стр.63
Верное решение- неверное решение
Верный друг- ненадежный друг
Старый человек- молодой человек
Старый учебник- новый учебник
— Почему к одному и тому же слову нужно подбирать разные антонимы? (Несколько антонимов можно подобрать тогда, когда слово имеет несколько значений)
Работа в парах на листах
Слайд №12- проверка
Слайд №13
_Попытайтесь закончить рассказ
Послушайте его
Продолжите его сами, заменяя подчеркнутые слова антонимами
Слайд №14
-Что получилось?
Вот видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то веселым, то грустным, то аккуратным, то небрежным
-Дома вы будете выполнять похожее задание- упр. 4 стр.61
Слайд №15
-Знаете ли вы?
Слайд №16
Узелки на память
Игра «Наоборот»
Скажу я слово высоко
А ты ответишь-….
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь-….
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты -…
Теперь начало я скажу-
Ну, отвечай-….
Итог урока
— Какую тайну языка мы сегодня пытались открыть?
Слайд №17
Домашнее задание
Урок русского языка по теме «Синонимы и антонимы» с ИКТ. 3-й класс
Цель:
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать синонимы и антонимы в тексте, в речи; самостоятельно приводить примеры синонимов и антонимов.
Наглядность: плакат “Волшебный замок”, “Смайлы”.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1). Презентация
II. Актуализация знаний. (Слайд 2)
В русском языке много слов. Каждое слово имеет своё лексическое значение. Например, определите лексическое значение слова весна. Весна – “время года, следующее за зимой”. Определите лексическое значение слова честный. Честный – правдивый, добросовестный.
III. Самоопределение к деятельности. (Слайд 3)
В русском языке есть “слова – друзья” и “слова-спорщики”. У них есть свои определённые названия, с которыми вы сегодня познакомитесь.
Сценка 1. (Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г.Х.Андерсена “Дюймовочка”)
1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная.
2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?
1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная.
2-й – Ничего не понятно!
— Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи. Эти слова называются синонимами.
Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному)
1-й – Ну и жарко!
2-й — Да ты что? Холодно!
1-й – Я весь покраснел!
2-й – Я весь побелел!
1-й – Ты что такой кислый?
2-й – А ты что – сладкий?
1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?
2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой.
— Эти слова называются антонимами.
— Вот мы и определили тему нашего урока.
(Учитель прикрепляет карточки со словами синонимы и антонимы на плакате “Замок”.
В этом замке “живут” синонимы и антонимы, которые ждут нас с интересными заданиями.)
III. Работа по теме урока
1. Работа на интерактивной доске. (Слайд 4)
Синонимы – слова, близкие по значению.
красный — алый
доктор — врач
Антонимы – слова, противоположные по значению.
весело — грустно
загадка — отгадка
2.Найти синонимы и антонимы можно в специальных словарях. Приведите примеры синонимов и антонимов.
3. Работа на интерактивной доске. (Слайд 5)
Помоги мышке спуститься по склону. Для этого правильно соедини флажки.
Объедини пары синонимов.
шалун липучий
сладкоежка озорник
птичка валяться
плакать ротозей
зевака реветь
лежать лакомка
клейкий квакушка
лягушка птаха
4. Работа на интерактивной доске. (Слайд 6)
Прочитайте. Впечатайте в каждое предложение слово-антоним к выделенному слову.
В книге есть вопросы и ______.
Кто хочет много знать, тому надо ______ спать.
Живут в соседстве ______ и радость.
Лучше горькая _______ , чем красивая ложь.
5. Продолжите высказывания словами – синонимами. (Слайд 7)
Перечень букв в определённом порядке – это… (азбука, алфавит).
Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это … (термометр, градусник).
Человек на лошади – это … (всадник, наездник).
5. Подберите синонимы с удвоенными согласными. (Слайд 8)
Специальность — … (профессия).
Обучение животных — …(дрессировка).
Помещение в школе — … (класс).
Популярная игра на льду — …(хоккей).
Вид плавания — … (брасс).
Один из самых главных учебных предметов … (русский язык).
6. Работа на интерактивной доске. (Слайд 9)
Развивай свою речь.
Прочитай. Замени каждое слово синонимом.
С моря дул студёный ветер. (……)
прохладный холодный
В синем небе ярко сверкают звёзды. (…….)
мигают сияют
Стояло жаркое лето. (…….)
знойное безоблачное
По улице пронеслась пожарная машина. (……)
проехала промчалась
IV. Физкультминутка. (Слайд 10)
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
V. Продолжение работы по теме урока
1. Найти пропущенные слова-антонимы. (Слайд 11)
На доске запись:
Ручейку говорила река:
— Ты узок, а я ……!
— Ты мелок, а я …..!
Об одном позабыла река –
Что она началась с ……
2. Загадка. (Слайд 12)
Я антоним к слову зной.
В реке, в тени густой.
Я в бутылке лимонада,
А зовут меня … (Прохлада)
3. Дополнить стихотворение американского поэта Д.Чиарди об игре “наоборот”.
(Учитель читает стихотворение, а учащиеся хором называют подходящие антонимы)
Нам с тобой
Пришёл черёд
Сыграть в игру
“Наоборот”.
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь
Низко,
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь
Близко.
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь
Пол.
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты:
Нашёл.
Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
Герой.
Теперь
Начало я скажу.
Ну, отвечай
Конец!
3. Работа на интерактивной доске. (Слайд 13)
Дополнить пословицы подходящими по смыслу словами. Назвать синонимы и антонимы.
Приятелей много, а _______ нет.
Ученье — свет, _______ — тьма.
Правой рукой строит, а _______ разрушает.
Кто хочет много знать, тому надо _______ спать.
VI. Рефлексия учебной деятельности. Работа в парах. (Слайд 14)
Работа с карточками.
1. Прочитайте. Отметьте цифрами порядок синонимов в каждой группе так, чтобы они располагались по степени увеличения признака.
2 3 1
? Скорый
? Стремительный
? Быстрый
? Громадный
? Огромный
? Большой
? Ураган
? Ветер
? Вихрь
2. Подберите к словам антонимы.
Вянуть — ……
Прощание — …….
Родной — ……
— Оцените свою работу на уроке при помощи “смайлов”.
VII. Подведение итогов урока. (Слайд 15)
— Что такое синонимы?
— Что такое антонимы?
— Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?
Домашнее задание: составить 5 предложений с синонимами и антонимами.
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Конспект урока по русскому языку «Антонимы» 3 класс
Открытый урок по русскому языку в 3 классе. 26.11.12г.
Тема урока: «Антонимы»
Цели урока: 1. Расширить знания учащихся об антонимах.
2. Развивать орфографическую зоркость, умение проверять изученные орфограммы, расширять словарный запас учащихся.
3. Воспитывать умение работать в паре и группе.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
Д д
Ттт
-Что общего у этих букв?
— Какие звуки они обозначают?
— Дайте им характеристику.
3. Письмо по памяти.
— Прочитайте загадку.
Далеко мой стук
Слышится в лесу.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
— Найдите в тексте загадки все изученные орфограммы, объясните написание букв.
— Запишите по памяти.
— Найдите в тексте загадки слова с противоположным значением.
— Запишите их в тетрадь.
Враг-друг.
-Как называются слова, имеющие противоположное значение?
— Антонимы.(На доске появляется запись темы урока)
4.Определение темы урока
— Сформулируйте тему урока.
— Что вы хотите сегодня узнать об антонимах?
— Итак, сегодня на уроке мы будем работать с антонимами, расширять свои знания и учиться применять их в своей речи.
5. Работа над новым материалом.
— Послушайте текст и выпишите в тетрадь слова-антонимы.
Знаете ли вы?
Самая большая книга находится в Америке. Ее высота три метра, толщина- один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.
Самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А.Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.
Самый длинный в мире алфавит у абазинцев — народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква.
Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
-Какие слова- антонимы вы услышали в тексте?
Большая – маленькая
Длинный – короткий
— Какой частью речи являются эти слова?
Вывод.
— Какие слова называются антонимами?
6. Работа с учебником.
-Откройте учебники на стр. 95, прочитайте вывод.
— А что значит противоположное значение?
— Найдите ответ в толковом словаре.
Задание от Анишит Йокоповны. Упр. 87.
— Запишите эти антонимы в тетрадь.
Легкий – тяжелый
Легкий – трудный
— Прочитайте, что вам сообщила ее помощница – летучая мышь. Стр.100.
7. Работа в группе.
-Прочитайте рассказ на карточке.
Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после школы. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.
-Замените выделенные слова антонимами. Запишите новый текст в тетрадь.
8. Итог урока.
— Какие слова называют антонимами?
— Что нового вы о них узнали?
— Зачем они нужны в нашей речи?
Узелки на память.
- Антонимы – это слова с противоположным значением.
- Антонимы могут не только слова с разными корнями ( весело-грустно), но и однокоренные слова( весело-невесело, прибегать-убегать).
- Не все слова имеют антонимы. Их нет, например, у слов: стена, ваза, тетрадь и т. д.
— Добавьте нужные антонимы.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь …
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь
…
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты …
Теперь начало я скажу, —
Ну, отвечай ….
-Наш урок закончился, спасибо за работу.
9. Домашнее задание
Стр. 101, упр. 90.
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Урок русского языка 3 класс «Школа 2100» по теме «Знакомство с антонимами»
Урок русского языка 3 класс по программе «Школа 2100»
Тема: «Знакомство с антонимами»
Цель:
1 «Открытие» совместно с учащимися новое знания об антонимах; формировать умения подбирать к именам прилагательным антонимы; развитие умения распознавать и правильно употреблять антонимы в речи;
2.Продолжить работу по развитию умения писать безударные гласные в окончаниях прилагательных; развитие памяти, логического мышления, непроизвольного внимания; развитие речи учащихся, умения аргументировать свой ответ; развитие умения обосновывать свою точку зрения; развитие умения работать самостоятельно;
3. Воспитывать положительных качеств личности; интереса и любви к родному языку; терпения, настойчивости, воли; уверенности в собственных силах; интереса к процессу поиска решения; потребности в трудовом усилии на основе создания ситуации успеха; умения адекватно оценивать свои успехи и неудачи в процессе обучения; доброжелательного отношения к мнению другого, умения оказывать и принимать помощь.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки для учащихся
Ход урока
1.Орг. момент.
-Здравствуйте! Тихо сядьте. Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствует много гостей, но к нам на урок еще придут герои одного известного английского писателя. Юбилей, которого мы отмечали в январе. Кто этот писатель? (А. Милн) слад № 1
-Сколько лет со дня рождения отметили?
-Герои, какого же знаменитого произведения к нам придут? Кто догадался?
(«Вини-Пух и все, все, все»)
-Да, вы правы, это медвежонок Вини-Пух и его друзья вместе с нами сегодня будут изучать русский язык.
-А сейчас посмотрите на свою шкалу самооценки, оцените свои возможности и отметьте на каком уровне вы хотели бы быть к концу сегодняшнего урока.
Ну, что ж, начнем урок. Запишите число, классная работа.
Д: (Я тетрадь свою открою и наклонно положу…….)
2. Минутка чистописания
Традиционно мы начинаем урок с минутки чистописания.
Мм Ммм Мммм………….
-Посмотрите на строку, написание какой буквы мы будем сегодня повторять?
-А кто догадается почему?
-Определите последовательность букв.
-Запишите красиво, обращая внимание на соблюдение наклона букв и их соединения.
Маленьк___ ложь, рождает больш___ неправду.
-Прочитайте следующее предложение. Как его понять?
-Как вы думаете, какое задание нам приготовил Вини-Пух?
— В каком значении употреблены слова, в которых нужно вставить окончания?
(В переносном)
— Какой часть речи они выражены? (Именем прилагательным)
Спишите, подчеркните прилагательные, вставьте окончания, обозначьте орфограмму. (Дети пишут у себя в тетрадях)
Проверка.
(Выходит 1 ученик и вставляет окончания, проговаривая правило о правописании безударных окончаний имен прилагательных)
Рефлексия (Ученик сам говорит по пунктам самооценки)
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Оцените свою работу на полях .
! – я доволен своей работой;
+ – я не очень доволен своей работой, у меня есть ошибки;
— – я часто ошибался;
Поднимите руку, кто доволен своей работой. А кто не очень?
3.Актулизация знаний.(2мин)
-Чем интересны эти слова маленький — большой?
-Что у них общего, и чем они отличаются? (Это имена прилагательные, они отвечают на один и тот же вопрос, но они противоположные по значению.)
– Как называют слова, с противоположным значением? (проблемный вопрос)
(Сильные дети-Антонимы)
О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Как бы вы сформулировали тему урока?
4.Формулирование темы и цели урока.(2мин)
Правильно ребята, сегодня мы будем антонимы- слова, противоположные по значению.
Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели нашего урока.
Узнать 1. Что такое……
2. Для чего нужны….
Учиться: находить, подбирать…и употреблять…
5. Открытия детьми «нового знания». (10 мин)
Итак, исходя из целей нашего урока, сегодня мы с вами будем говорить о роли антонимов в нашей речи, научимся находить их в тексте, подбирать антонимы к словам, а также правильно употреблять.
Работа по учебнику с. 81.
— Откройте учебник на с.81.
Давайте сравним, что назвали мы антонимами и какое определение дается в учебнике. Совпали наши предположения?
Ослик Иа предлагает вам поработать по учебнику, выполнить упр. 331
Прочтите задание к упражнение 331.
-Что нужно сделать в этом упражнении? Задание понятно?
Работаем по вариантам:
1 вариант выполняет первые 4 строки,
2-вариант выполняет вторые 4 строки.
Спишите, вставьте окончания и обозначьте орфограммы.(15мин)
Оцените свою работу, как вы думаете, выполнили задание. Теперь взаимопроверка, поменяемся тетрадями и проверим с помощью подсказки ослика ИА
-У кого совпала оценка, поднимите руки, сегодня я могу им поставить отметку «5», тетрадочки соберу и еще посмотрю, а кто немножечко ошибся? Эти ребята еще могут поработать на уроке и тоже получить отметки.
-Ребята, скажите, пожалуйста, а сколько значений имеет прилагательные свежий и мелкий? Одно или больше? Почему? А как ты догадался?
-Назовите все антонимы.
-Что же такое антонимы?
Вывод:
Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Отвечают на один и тот же вопрос, и имеют противоположное значение.
-Придумайте устно предложения с любой парой прилагательных — антонимов
-Для чего же нам нужны антонимы в речи, сделайте вывод
(Прилагательные-антонимы нужны, чтобы можно было рассказать о противоположных качествах людей, признаках разных предметов.)
6.Физминутка
Мы с Винни Пухом в чаще жили
7.Первичное закрепление. Словарная работа
-А тут Тигра интересуется, а есть ли антонимы среди других частей речи? (Проблемный вопрос?)
-Ребята, а какие мы знаем части речи?
–Что называют именем существительным? Прилагательным? Местоимением? Глаголом? Тигра предлагает поиграть. Будьте внимательными.
-Вот слова, которые подобрал вам он, ваша задача, записать только антонимы к этим словам и указать части речи.
-Что же это за слова вы записали? (Словарные слова)
-Давайте проверим — комментирует с места 1 человек (учитель открывает слова на доске).
Рефлексия-самооценка
Сделайте вывод. (Вывод: Антонимы бывают не только имена прилагательные)
Дифференцированная работа
А сейчас предлагаю вам поупражняемся в подборе антонимов.
Работать будем по группам на карточках:
1-ая группа: Тарнаев, Бирюков, Кладова, Асаинова, Лушкина, Соскова, Артюшина- это группа Пятачка.
Подбери антонимы к словосочетаниям. Запиши пары
Лёгкий чемодан — …… чемодан.
Свежий огурец- …. огурец.
Молодой человек-……человек.
Слова для справок: солёный, старый, тяжёлый.
2-ая группа: Зобкова, Киушкина, Ерзамаева, Сауткина, Банников, Власенко-это группа Вини-Пуха
Найдите антонимы в пословицах. Выпишите пары.
Сытый … не разумеет.
Умный себя винит-……………… своего товарища.
3-я группа: Костина, Логинова, Котлов, Тихомиров, Шалавина, Матвейчева, Горелов-это группа Тигра
Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:
Добрый друг — …………..(злой враг)
Теплый день — …………..(холодная ночь)
Хорошее начало — ……….(плохой конец)
Проверим.
-Группа Пяточка? Кто хочет проверить? ( Зачитывают)
(на слайде открывается их правильный ответ)
-Группа Вини-Пуха? Кто хочет проверить? ( Зачитывают) Почему именно эти слова нужно выписать, что означают предложения?
(на слайде открывается их правильный ответ)
-Группа Тигры? ( Зачитывают)
Оцените свою работу.
8. Итог урока.
-Какова была тема урока?
-Какие цели ставили?
-Достигли мы целей?
-Что нового мы сегодня узнали? Где пригодятся нам эти знания?
-Что было труднее всего на уроке? Легче всего?
9. Рефлексия
Возьмите шкалу и оцените свою работу на уроке, поставьте крестик.
-Достигли ли вы цели? (слайд №11)
-А теперь посмотрите на знаки, которые мы отмечали на полях.
У кого больше !, поднимите руку.
У кого больше +?
А у кого — ?
10. Посмотрите домашнее задание: с. 89, упр.7 Есть по нему вопросы? Нет. Запишите в дневники. И еще, по желанию, придумать загадку, используя антонимы (слайд №12)
Урок окончен. Спасибо за урок. Отдыхайте.
Если останется время????
Давайте немного поиграем, игра на внимание. «Услышь антоним»
Очень толстый червячок
Яблоку прогрыз бочок,
С тонким он теперь соседом
О скворцах ведёт беседу.
Сегодня пасмурный день был,
Глеб зонтик взял, а лев забыл.
Дождь пролился неплохой
Лев весь мокрый, Глеб сухой.
Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.
Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну, а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.
Игра «Наоборот»
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «хорошо»,
А ты ответишь: «плохо».
Скажу я слово «великан»,
А ты ответишь: «кроха».
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь: «пол».
Скажу я слово «потерял».
И скажешь ты: «нашёл».
— Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл). Какими частями речи они выражены?
8 Тест «Смекалочка».
Антонимы –это….
- Слова, которые одинаково звучат и пишутся;
- Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением;
- Однокоренные слова.
Какая пара слов является антонимами?
1. Быстрый – скорый;
2. Поступок – проступок
3. Верхний-нижний
Найдите ряд антонимов
1. Ребята, малыши;
2. Крик, стук ;
3. Здоровье, болезнь
Проверка 2,3,3
У кого совпали, поднимите руку. Молодцы! Мы справились со всеми заданиями
| — Сегодня на урок к нам пришёл человечек Пкчаг. Давайте с ним познакомимся. (Пкчаг – пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно) Пиши Красиво Чисто Аккуратно Грамотно — Вместе с человечком Пкчаг мы отправимся в путешествие — Над письмом, каких букв и словом мы будем работать вы узнаете из загадки Без рук, без ног по полю рыщет, Запишите дату, классная работа. | Записывают число, классная работа. Прописывают соединение букв Оо ветер |
| Задание №1 Л…дка, ерш…, к…рабль, с…нтябрь, …ней, к…мпас, …птека. — Какой раздел мы изучаем вы узнаете, когда прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (лексика). Путешествовать мы будем по стране “Лексика” | Вставляют пропущенную букву. Объясняют правописание пропущенной буквы самопроверка, сравнение своей работы с образцом на доске | Оценивание(выставляют балл) |
| Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправимся в путешествие по морю слов. Оно огромно. В нем множество островов. Но мы сможем попасть не на все острова. А на каких островах мы сегодня побываем, вам предстоит сейчас узнать. А чтобы это узнать, нам необходимо справится с первым заданием. Задание №1 — «Допиши словечко» Для того, чтобы добраться к первому острову необходимо пройти испытание. У вас на столе лежит кроссворд, вам необходимо продолжить пословицу и вписать слова в клеточки, тем самым назвать тему нашего урока. Вопросы для команд одинаковы. Готовы? Работаем под девизом : «Не спеши языком, а торопись делом» Я зачитываю пословицы, а вы посовещавшись в команде, записываете ответ.
Команды, прочитайте слово, которое у вас получилось. (Синонимы. Антонимы) | — формулируют цели и задачи урока. Работа в группах. Каждая группа отвечает на вопрос. Проверка по слайду. | Формативное оценивание. |
| Я даю 1 минуту командам, на то, что бы вы вспомнили всё, что знаете о синонимах, и об антонимах. Итак, корабли готовы к путешествию? Тогда отправляемся в путь! Пожелаем друг другу удачи. Задание №2 Остров «Синонимы» 1) Первая остановка у нас на острове “Синонимы”. — Запишите слова парами, найдите лишнее слово. ОГОНЬ ДЫМ ПЛАМЯ (Лишнее слово дым, так как огонь и пламя одно и тоже, только по-разному названы) АЛФАВИТ АЗБУКА ЧИСТОПИСАНИЕ ШАЛУН ТИХОНЯ ОЗОРНИК — Будут ли эти слова синонимы? Почему? (- Пары слов, которые вы оставили, и будут являться синонимами.) — Какие слова называются синонимами? (Это слова с одинаковым значением, но разные по звучанию) Задание №3 — Запишите слово ребёнок и подберите к нему синонимы. (Проверку осуществить по словарю синонимов и дописать слова, которые дети не смогли подобрать: РЕБЁНОК – дитя, деточка, малыш, крошка, малютка, детёныш) — Зачем необходимо умение подбирать синонимы? (Чтобы избежать повторов слов в речи) — Проверка отредактированных текстов. — Что вы теперь скажете? А почему? (Нет повторов, ребята заменили их синонимами) Задание № 4 С.18 упр. 52 2) Интересные были слова, Но в дорогу нам пора. А что это за слова: День – ночь, холод – жара. Что вы заметили, друзья? (У этих слов противоположные значения) — Такие слова называются антонимы. Итак, мы с вами прибыли на остров “Антонимы”. — Какие антонимы здесь скрываются? (Маленький – большой, белый – чёрный, сильный – слабый, толстый — худой) Задание № 5 Добрый, лживый, злой, прилежный, правдивый, гуманный, жестокий, грубый, вежливый, ленивый. — Есть ли среди слов неизвестные вам слова? — Запишите в 1 столбик слова, указывающие на то какими должны быть люди, во 2 столбик – какими не должны. — Найди и соедини чертой антонимы. На пути остров «Отдых». Музыкальная физминутка «Чунга-чанга» Задание №6 А теперь вам предстоит выполнить очень сложное задание. Подберите антонимы к пословицам и объясните, как вы понимаете пословицу: …. кормит, а лень портит. Ученье ….., а неученье тьма. Приятелей много, а ….-нет. Готовим сани летом, а телегу …. . — Итак, антонимы это слова … Помогите мне, подбери антонимы.. (Противоположные по значению) ЛЁГКИЙ портфель (тяжёлый портфель) ЛЁГКАЯ задача (трудная задача) СВЕЖИЙ хлеб (чёрствый хлеб) СВЕЖАЯ газета (старая газета) | Ребята совещаются в группах по истечении времени отвечают по очереди. Проверка, сравнение своей работы с образцом на доске Объяснение. Работа в группах. Проверка по слайду Выполняют самостоятельно Работа в группах на листах, собирают пары- антонимы Самостоятельная работа в группах, защита групп, объяснение пословиц Устная работа | Выставление балла Формативное оценивание взаимопроверка Выставление балла Оценивание группами «Большой пальчик» | Задание №7 Мы хорошо поработали, а теперь на Продолжаем путешествие. И вот остров «Гавань» «Заполни таблицу»
Наше путешествие закончилось и мы подводим итоги. — Мы сегодня на уроке говорили о словах, а точнее об их значении. А раздел русского языка, который изучает слова и их значения называется ЛЕКСИКА. — Кому понравилось путешествие, которое мы совершили сегодня на уроке? — Как вы считаете, всё ли сегодня узнали о лексике? (В стране Лексика ещё много и других островов, на которых вы обязательно побываете на других уроках русского языка Если вам было интересно, то возьмите лодочки с красными парусами и прикрепите на море. Если вы испытывали трудности при выполнении заданий – то с жёлтыми парусами. Ну а если вам на уроке не понравилось, и вы не поняли тему – то с зелёными парусами. — А что вам захотелось сделать после этого урока? VI. Подведение итогов. Урок заканчивать пора, И нам с тобой пришел черед | Работа в группах | Взаимооценка |
Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему: 3 класс. Карточки Антонимы
Ф.И.___________________________________________________________
1.Переставь буквы в словах и запиши новые слова.
Сосна________________________ стук___________________________________
Рост_________________________ мазок__________________________________
2.Выбери из скобок и подчеркни два слова, которые точнее всех характеризуют слово перед скобками.
Образец. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказание)
3.Допиши в тексте каждой пословицы слово-антоним.
Век долог, да час _______________________________________.
Горькая правда лучше ____________________________ лжи.
___________________________________________________________________________
Ф.И.___________________________________________________________
1.Переставь буквы в словах и запиши новые слова.
Сосна________________________ стук___________________________________
Рост_________________________ мазок__________________________________
2.Выбери из скобок и запиши два слова, которые точнее всех характеризуют слово перед скобками.
Образец. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказание)
3.Допиши в тексте каждой пословицы слово-антоним.
Век долог, да час _______________________________________.
Горькая правда лучше ____________________________ лжи.
____________________________________________________________________________
Ф.И.___________________________________________________________
1.Переставь буквы в словах и запиши новые слова.
Сосна________________________ стук___________________________________
Рост_________________________ мазок__________________________________
2.Выбери из скобок и запиши два слова, которые точнее всех характеризуют слово перед скобками.
Образец. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказание)
3.Допиши в тексте каждой пословицы слово-антоним.
Век долог, да час _______________________________________.
Горькая правда лучше ____________________________ лжи.