Новый год в россии традиция отмечать: Новый год в России — Википедия – Как появились русские новогодние традиции

Как появились русские новогодние традиции

16 декабря 2019, 14:02 [ «Аргументы Недели», Валерия Шавельева, Обозреватель отдела Общество ]

Как появились русские новогодние традиции Фото: соцсети

Почему на Новый год россияне едят «Оливье» и мандарины и наряжают ёлку? А когда праздник стал общенациональным и как трансформировался со времен Древней Руси? 

Новый год отмечали еще в Древней Руси и выглядел праздник совсем не так, как мы привыкли… Ночь до первого января и после делилась на «святые» и «страшные» вечера. Наши предки полагали, будто в первые дни Нового года вся нечистая сила выбирается наружу и становится могущественнее. Именно поэтому во время праздника люди закрывались в своих домах и молча боялись, как бы не пришла в дом беда. Может, именно из-за этого Новый год повелось встречать дома в кругу семьи? Никто не знает, но предположение кажется возможным.

В любом случае праздник трансформировался постоянно, его переносили сначала на первое марта, а затем на первое сентября. Конечно, в итоге все вернулось на круги своя. Петр I на западный манер велел россиянам снова отмечать праздник первого января, а летоисчисление вести от Рождества Христова. Кстати, именно он учредил массовые гуляния, фейерверки, пальбу из пушек перед Кремлем и несколько дней отдыха (тогда семь) в этот праздник. Люди должны были поздравлять друг друга и дарить подарки, ставшие именно после его указа символом праздника. 

Сам Петр тоже принимал участие в гуляниях и обязывал к этому вельмож, а если кто отлынивал по причине, например, болезни, просил медиков его осмотреть. Если выяснялось, что причина отказа неубедительная – на провинившегося накладывали штраф: он выпивал огромную чарку водки на глазах у всех. Чем не сохранившиеся до сих пор «штрафные» для опоздавших на застолье?

По-настоящему всеобщим и национальным праздник же стал во времена СССР. Тогда же появились и обязательные атрибуты нового года: Дед Мороз и внучка Снегурочка, мандарины, салат «Оливье», бой курантов с загадыванием желаний и обращение главы государства. В 1954 году впервые зажглась главная ёлка страны — Кремлёвская. Начали появляться новогодние песни и фильмы, ставшие неотъемлемой частью праздника. «АН» разобрались откуда растут ноги у самых известных новогодних традиций.

Зачем наряжать ёлку?

Раньше, когда природа возводилась в разряд «божественного», люди верили в духов, живущих преимущественно на хвойных деревьях. Считалось, что лесные существа вызывают сильные морозы, путают охотников и насылают на них метели. Чтобы уберечься от этих проделок, люди стали их задабривать и украшать плодами и угощениями. Неудивительно, что к ели относились с особым почтением – всегда зеленое дерево символизирует жизнь. 

Может, поэтому, согласно европейским легендам, в канун Рождества немецкий христианский богослов и инициатор Реформации Мартин Лютер возвращался домой и, решив сделать сюрприз семье, принес им ель. Её украсили бантами и свечками, а те, кто увидел это прекрасное дерево, решили брать с него пример. 

Кстати, есть и первое письменное свидетельство об украшенных елках, датированное 1605 годом. Звучит оно так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».

В восемнадцатом веке этот обычай распространился по другим странам и дошел до России усилиями того же Петра I. В канун 1700 года он перенес Новый год и выпустил указ: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Но в домах елки все-таки не ставили.

Первая по-настоящему рождественская елка в России появилась в 1818 году в царском дворце Николая I. Его жена княгиня Александра Федоровна была немкой по происхождению и в один из сочельников наказала поставить в помещениях царского двора в Москве ели, украшенные конфетами и фруктами.

После восхождения на престол Николая I традиция устанавливать ёлку под Рождество распространилась за пределы царской резиденции. Уже к 1840 году в Москве и Петербурге каждую зиму стали открываться ёлочные базары. При этом, по некоторым источникам, традиция всё равно приживалась достаточно трудно, а повсеместным украшением елка в России стала только в конце девятнадцатого века.

Родной французский «Оливье», «Советское шампанское» и мандарины

Салат «Оливье» многие считают исконно русским, но это не так. Его изобрел в девятнадцатом веке шеф-повар московского ресторана «Эрмитаж» Люсьен Оливье из Франции. Он придумал салат, рецепт которого повторить не мог никто, а повар этим пользовался, готовя для лучших домов нашей страны. 

Но, как же салат попал к нам на стол, спросите вы? Помогла революция, да еще как. Вот только рецепт был совсем иной. Наш «Оливье» был приспособлен к новой реальности. В 30-е годы ХХ века бывший подмастерье Оливье по фамилии Иванов, ставший потом шеф-поваром комбината питания «Москва», восстановил рецепт, выкинув все буржуйские ингредиенты и заменив их простыми. Так и получился наш родной «Оливье».

С шампанским все куда проще. Традиция пить его появилась в СССР в начале 1960-х годов, когда правительство решило «обеспечивать каждую семью как минимум одной бутылкой «Советского шампанского» в новогоднюю ночь». И если оно всеми не полюбилось, то привычка за столько лет точно осталась! Только заменяют его в большинстве своем теперь более вкусными иностранными марками. Но бокальчик выпивают точно. Под бой курантов и с только что сожжённым пеплом от бумажки, на которой было написано загаданное желание.

Советский Союз подарил нам и мандарины. К декабрю они поспевали в Грузии и Абхазии и завозились в Россию. Зреют они шесть месяцев, поэтому оказывались единственным фруктом на полках магазинов зимой. К слову, доступны мандарины до середины двадцатого века были только тем, кто при деньгах. 

Старый Новый год

 

Традиция отмечать Старый Новый год существует только в России, что весьма удивляет иностранцев. Россиянам же все равно. А началось все с той же революции. Когда она прогремела, власть перешла на григорианский календарь, который опережал старый на тринадцать дней. Вместо того, чтобы просто перенести Новый год, они решили отмечать сразу два и назвали один из них «Старым». Удивительно, но традиция сохраняется до сих пор и чтят её очень многие.

Валерия ШАВЕЛЬЕВА

Истинно русский Новый год | Статьи

Новый год на Руси отсчитывали то с марта, то с сентября и лишь на рубеже XVIII столетия решили, что самым удобным все-таки будет январь. Впрочем, россиян об этом и не спрашивали, просто 20 декабря 1699 года государь Петр Алексеевич повелел отсчитывать новый год на европейский манер, да еще бурно радоваться по этому случаю, чего ранее делать было не принято. Портал iz.ru — об истории появления привычных сегодня новогодних традиций, атрибутов и символов.

«Надцатого мартобря»

По славянской языческой традиции наступление нового года отмечали в марте. В первом тысячелетии нашей эры это было вполне логично для людей, живущих в единении с природой: земля просыпается от зимней спячки, начинается новый сельскохозяйственный цикл, жизнь идет на очередной виток. Самое время попраздновать перед началом работ.

В то же время европейские христиане отмечали новый год или по римской традиции с января, как повелось со времен Юлия Цезаря (юлианский календарь), или с сентября, как решили в Византии. Кстати, переход Константинополя на новую систему отсчета произошел в 537 году и вызван был, в том числе, стремлением сделать так, чтобы наступление нового года не совпадало с Рождеством Христовым и последующими за ним церковными праздниками. Западная Европа византийские новшества не приняла, а продолжала жить по юлианскому календарю и отмечать новый год в январе. Счет лет вели от «сотворения мира», правда, вычисляли его по-разному — ученые насчитывают около двух сотен вариантов.

Крещение Руси (Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе)

Фото: Wikipedia.org

Введение христианства на Руси в X веке ничего толком не изменило — славяне по-прежнему праздновали новый год в марте. При этом, на Руси приняли византийское летоисчисление «от сотворения мира». Так и жили: шесть месяцев год с константинопольским совпадал, а другие шесть — не совпадал. В исторической науке это деликатно именуется «мартовским» и «ультрамартовским» стилями и при работе с древнерусскими летописями вызывает серьезную путаницу. Лишь в 1492 году, когда православный Константинополь уже стал турецким Стамбулом, а Москва решила примерить корону Третьего Рима, на Руси перешли на празднование нового года по византийскому канону — с 1 сентября.

Никакого протеста это не вызвало, поскольку к этому времени новый год как праздник практически не отмечался. Для городского населения смысл сельскохозяйственного цикла был неактуален, а в деревнях весенний праздник постепенно слился в причудливый клубок с языческой масленицей и христианской Пасхой. К тому же грамоте крестьяне были не обучены, и календарей не ведали. В итоге переход на сентябрьский отсчет был актуален лишь в приказном делопроизводстве, да монастырском летописании. Царь, бояре и высшее духовенство стояли особую новогоднюю службу в Успенском соборе, но никакого народного гулянья с увеселениями не предусматривалось. Так продолжалось до 1699 года.

«Огненные потехи» на Красной площади

Путешествуя с «великим посольством» по Европе, государь Петр Алексеевич с удивлением узнал, что вести летоисчисление от сотворения мира уже не модно. Примерно как ходить в широких кафтанах, не носить парики или не брить бороду. Оказалось, что еще в 1582 году при папе Григории XIII европейский календарь был обновлен, а отсчет теперь повсеместно ведут от рождества Христова. В честь означенного папы-реформатора календарь этот именовали григорианским, и принят он был даже в западных православных странах. Но правившему на Руси Ивану Грозному Европа была не указ, и на Руси продолжили жить по старому византийскому календарю, даром что самой Византии уже не существовало.

Петр решил, что пора объединиться со всем миром, посему со свойственной ему решимостью издал указ, который был зачитан на всех площадях страны. Приводим его столичный, московский вариант целиком:

«7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

«Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Фото: Wikipedia.org/Поль Деларош,

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же».

Получается, что Новый год 1 января мы отмечаем исключительно благодаря прихоти Петра. Традиции шумного празднования и массового употребления фейерверков, как следует из документа, заложил тоже он. Правда, принимая новый календарь, государь по непонятным доселе причинам не учел или сознательно проигнорировал двухнедельную разницу в числах, оставшуюся с «юлианских» времен. Так и зависли мы между «григорианской» Европой и Византией, года отсчитывали на один манер, а числа — на другой. Эта путаница была устранена уже при советской власти в 1918 году, зато в стране появился уникальный и исключительно русский праздник — «старый Новый год». Кстати, и новый год по старому византийскому исчислению теперь наступает не 1 сентября, а 14-го. Текущий получается 7527-м.

Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.

Картина: Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.

Петру мы должны быть благодарны и за самый главный новогодний атрибут — елку. Как следует из приведенного указа, царь в приказном порядке перенес старую германскую и голландскую традицию на русскую почву. Елки под угрозой штрафа стали устанавливать в трактирах и кабаках, только не внутри, как сейчас, а снаружи. Но постепенно обычай прижился и теперь уже никто не вспоминает, что вообще-то он не наш исконный, а подсмотрен на Западе и насильно навязан монаршей волей.

И всё же, несмотря на государево повеление, чужеродные новогодние традиции на Руси приживались слабо. Императорский двор и заискивающая перед властью аристократия гуляли широко и шумно, впрочем, они и в другие дни мало в чем себе отказывали. Народ же, как водится, безмолвствовал. Новый год если и праздновали, то не по велению души, а скорее из-за того, что глупо было бы его не повеселиться, коль баре сами велят. Отчего же тогда не отметить? Но о формировании народной традиции встречи Нового года в XVIII и первой половине XIX столетия речь не шла, а о существовании главных праздничных персонажей Деда Мороза и Снегурочки на Руси тогда даже не подозревали. Они появились гораздо позже.

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Как это ни парадоксально, но русское Средневековье таких персонажей не знало. Во всяком случае, в привычном сегодня облике. Впервые они появляются менее 200 лет назад, ближе к середине XIX века, причем как литературные герои. Но совершенно не связанные с традицией празднования Нового года.

Фото: TASS/DPA/Patrick Pleul

Случилось это уже после восстания декабристов. Аристократия больше не воспринималась как опора трона, начались поиски новых идеологических скреп. Появилась знаменитая уваровская триада «самодержавие, православие, народность». Соответственно, возникла необходимость в новых символах и образах. Модными стали произведения в псевдонародном сказочном или былинном стиле. Тогда-то в «Сказках дедушки Иринея» Владимира Федоровича Одоевского (первое издание вышло в 1840 году) появился некий Мороз Иванович, а почти одновременно у Николая Некрасова — Мороз Красный нос. Конечно, это были еще не законченные образы, а лишь их предтеча. Чуть позже появилась и Снегурочка —- одноименную пьесу Алексей Николаевич Островский написал в 1873 году под влиянием работы историка и этнографа А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Знаменитый драматург использовал лишь имя, а сюжет придумал сам. Кстати, там Снегурочка предстает дочерью Деда Мороза и загадочной Весны-Красны. Через некоторое время появилась сказка Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка», а Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка». Пожалуй, именно она стала главной вехой в становлении образа Снегурочки. Оперу поставили в Большом, она имела большой успех. На своих полотнах героиню изображали В.М. Васнецов, Н.К. Рерих и М.А. Врубель. Имена Деда Мороза и Снегурочки постепенно стали привычными и знакомыми, но с праздником Рождества или Нового года они никак связаны не были.

Естественно, возникает вопрос, а когда же эти персонажи объединились и обрели ту славу, которая окружает их сейчас. Оказывается, лишь на заре ХХ века, с началом эпохи капитализма. В некоторой степени, это была калька с того, что происходило на Западе. Ведь Санта Клаус почти ровесник Деда Мороза, он тоже родом из позапрошлого столетия. Разве что, появился на несколько десятилетий постарше. Так что начнем с появления Санты.

Реклама — двигатель… традиций

В средневековой Европе Рождество и Новый год считались домашними праздниками. Собственно, именно Рождество было главным событием, наступление же через несколько дней календарного нового года ажиотажа уже не вызывало.

Отмечалось оно в целом примерно одинаково, а вот новогодние персонажи в разных странах отличались. Во Франции в ночь перед Рождеством к послушным детям приходил Пэр Ноэль (а к непослушным Пер Фуэтар) и оставлял в башмачках подарки. Его заманивали, украшая дом свечами и игрушками. В Голландии, Бельгии и Германии тем же занимался Святой Николай, в Финляндии — Йеллопукки, в Италии — бабушка Бефана, в Греции — Агиос Василиос (Святой Василий), в Эстонии — Йыулувана.

С европейскими колонистами рождественские традиции попали в Америку, где стали причудливым образом смешиваться и трансформироваться. Поскольку Нью-Йорк изначально был голландской колонией и именовался Новый Амстердам, его жители традиционно использовали нидерландский вариант Синтерклаас (святой Клаас, то есть Николай). Но когда выходцы из Британии постепенно вытеснили голландцев и составили большинство населения, то они на английский манер переделали его в Санта-Клауса.

Фото: Global Look Prees/Eric Engman

Первый раз имя Санта-Клаус, а также более или менее конкретный образ со знакомой всем оленьей упряжной появился в 1823 году в поэме Клемента Кларка Мура «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». К середине века в Америке уже все знали, кто такой Санта, поскольку его образ стал широко использоваться торговцами в предновогодней рекламе.

Получается, что именно американским рекламщикам XIX века мы и должны быть благодарны за появление образов Санта-Клауса, а потом и Деда Мороза. Бизнесмены поняли, что если раскрутить традицию рождественских подарков, да еще взять в союзники детей, их доходы многократно возрастут. Каждый потенциальный покупатель будет просто вынужден приобретать подарки, порой совершенно бесполезные. Незаметно произошла подмена понятий: реклама сделала факт подарка важнее его содержимого. Кстати, и привычный образ Санта-Клауса, который мы уже ни с кем не спутаем, имеет прямую связь с рекламным бизнесом — его фактически канонизировала компания «Кока-Кола».

Уже сформировавшимся рекламным образом Санта пересек океан в противоположном направлении. В одних странах он прижился, в других трансформировался с учетом местных традиций. Так произошло и в России. Кто впервые использовал рекламный образ Деда Мороза как русский новогодний символ, доподлинно не известно, но он регулярно стал появляться в рекламных журналах и на рождественских открытках с конца XIX века, а вскоре рядом с ним стали изображать и Снегурочку. Примерно с этого же времени в городской обиход стал входить обычай дарить подарки (не только детям) и наряжать в домах ёлки. Так что реклама — двигатель не только торговли, но и некоторых традиций. И создатель привычного нам образа Деда Мороза.

«Ёлки» и «Голубой огонек»

С начала ХХ века в России стали устраивать рождественские детские праздники, именуемые ёлками. Сначала их проводили благотворительные организации в сиротских приютах, но постепенно, эта традиция ушла в народ. А вот в престижных учебных заведениях были распространены рождественские балы — без «плебейских» Дедов Морозов и Снегурочек, но с красиво украшенными ёлками. В годы мировой и гражданской войн было не до праздников, хотя в мемуарах многих жителей обеих столиц есть рассказы о том, что крупные города на Рождество были буквально завалены елками — крестьяне окрестных деревень привозили их в надежде продать или обменять. Пользовались отсутствием власти. После Гражданской войны ёлки как праздник объявили пережитком буржуазного прошлого, Дед Мороз и Снегурочка оказались вне закона.

Но всё изменилось 28 декабря 1935 года, когда газета «Правда» опубликовала открытое письмо секретаря компартии Украины Павла Постышева: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям «ёлку». Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какието, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению «ёлки», которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные «ёлки» для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года «ёлку» для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней «ёлки» наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская «ёлка» является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую «ёлку» во всех городах и колхозах».

Фото: ТАСС/Станислав Панов

Уже через три дня в харьковском Дворце пионеров состоялось первое представление. Далее по стране пошла волна «ёлок», одновременно стали создаваться новые атрибуты праздника. Вот тут-то и появилась эта неразлучная парочка — Дед Мороз и Снегурочка. Первое официальное явление то ли дочки, то ли внучки деда произошло в 1937году в московском Доме Союзов. Кстати, это исключительно отечественное ноу-хау — у Санты, как известно, подруги нет, только олени. Постышев вскоре был расстрелян как японский шпион, а праздник остался.

Уже после войны начали формироваться ставшие привычными всем россиянам традиции советского отмечания Нового года. О Рождестве в атеистической стране как-то забыли — его отмечали лишь верующие, да и то неофициально. В 1947 году 1 января стало выходным, что придало празднику государственный статус. А в 1962-м состоялся первый «голубой огонек» и были показаны Кремлевские куранты. Вся страна одновременно стала поднимать бокалы «Советского шампанского» и проводить часть новогодней ночи перед экранами.

В 1976-м Леонид Ильич Брежнев впервые выступил с телевизионным поздравлением, и это тоже стало практически новогодним обрядом. А вот традиции «31 декабря с друзьями ходить в баню» до фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» не существовало, ее придумали создатели замечательного фильма Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. Впрочем, этот фильм сам давно стал новогодней традицией.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

В ГД предложили признать новогодние традиции в России наследием ЮНЕСКО

2019-12-27T08:24+0300

2020-03-03T18:36+0300

https://ria.ru/20191227/1562916099.html

В ГД предложили признать новогодние традиции в России наследием ЮНЕСКО

https://cdn21.img.ria.ru/images/156083/65/1560836513_0:128:3068:1854_1036x0_80_0_0_98ffab9d5532aea4a87d9325a77d729d.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 27 дек — РИА Новости. Салат оливье, фильм «Ирония судьбы» и посещение бани 31 декабря могут стать наследием ЮНЕСКО — депутат Госдумы Виктор Зубарев предложил внести российские традиции празднования Нового года в список нематериального культурного наследия человечества.

Соответствующее письмо он направил гендиректору ЮНЕСКО Одрэ Азуле. Копия письма есть в распоряжении РИА Новости.

«Мы обращаемся в Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия с беспрецедентной просьбой: включить в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества традицию празднования Нового года в России, а также традицию новогоднего застолья в России», — говорится в письме.

Зубарев отмечает, что именно Новый год, который в России отмечают 1 января с 1700 года, вобрал в себя лучшие черты праздника, роднящего людей.

Девушка с праздничным блюдом27 декабря 2019, 08:00ЗОЖ»Жирно не будет?» 7 советов от диетолога, как не переедать в Новый год

«Уникальные открытки, тематические фотографии и елочные игрушки разных лет являются полноправными реликвиями для целых династий. Эмоциональный и духовный фон, таинство и волшебство новогодней ночи стали фундаментальной скрепой и памятью нации, позволяющей сегодняшним молодым россиянам почерпнуть бесценные установки на гуманизацию и демократизацию частных взаимоотношений в социуме», — пишет парламентарий.

«Новый год для нашей многонациональной страны — это не просто праздник, который, кстати, одинаково ждут дети и взрослые. Это не один конкретный день, а особое время для выражения нашей культурной и исторической памяти. В Новый год в России включена целая летопись традиций, вплоть до празднования Старого Нового года», — сказал Зубарев РИА Новости.

По его мнению, важно сохранить российские традиции для молодых поколений, так как «самое семейное торжество» служит гражданской солидарности, гуманизму и объединяет всех россиян.

Что может стать наследием ЮНЕСКО

Депутат предлагает включить в список ЮНЕСКО традиции нескольких категорий.

Так, по мнению парламентария, в первую очередь попасть в список могли бы традиции новогоднего стола, ставшие «гастрономическими брендами» России: салаты оливье, селедка под шубой и мимоза, мясные и рыбные закуски — заливное и холодец, а также выпекание новогоднего пирога со «счастливой монеткой» внутри и традиция ставить на праздничный стол традиционные марки игристого вина «Советское шампанское».

Также наследием предлагается признать творческие и художественные традиции: массовое проведение детских утренников и елок в преддверии Нового года и на протяжении всего периода школьных зимних каникул (с 20 декабря по 8 января).

Традиционные блюда новогоднего стола27 декабря 2019, 03:37Новый год—2020Эксперты выяснили, сколько россияне готовы потратить на Новый год

«Наличие Снегурочки, внучки Деда Мороза – эксклюзивного новогоднего персонажа-мифологемы; хороводы вокруг нарядной елки, которые водят все вместе – дети и взрослые. Традиции новогодних хороводов унаследованы от фольклорно-обрядовых святочных хороводов, этнических ритуалов многонациональной страны», — говорится в письме.

Кроме того, в список предлагается включить семейный просмотр или фоновое присутствие на телеэкранах 31 декабря художественного фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), который тоже уже стал традицией.

Помимо этого, признать наследием предлагается массовые гулянья, площадные представления и открытые концерты с танцплощадками, катания на санях и санках, игры в снежки в новогоднюю ночь, бенгальские огни в антураже уличного праздника и празднование Старого Нового года в ночь на 14 января.

С список также предлагается включить домашние традиции вырезания бумажных снежинок, нарезка конфетти, закручивание лент серпантина, украшение окон заготовками снежинок, рукотворными праздничными панно и инсталляциями, а также сохранение всех праздничных элементов домашнего интерьера вплоть до наступления Старого Нового года.

Распространённые приметы россиян, по мнению депутата, тоже могли бы стать частью нематериального наследия ЮНЕСКО: это посещение «русской бани» накануне Нового года и загадывание желания в момент наступления следующего года, пока полночь бьют часы-куранты на Спасской башне Московского Кремля.

как празднуют и встречают, традиции и обычаи современного праздника

Новый Год в России принято отмечать с размахом, загадывая желания и многое обещать себе. Это время считается новым отсчетом времени и можно все плохое оставить в прошлом году и начать жизнь с чистого листа.

Но сидя за праздничным столом, мало кто догадывается об истоках праздника и многих новогодних традициях. Мы проведем небольшой экскурс в историю, расскажем, каким образом его отмечали в давние времена и какие традиции существуют в современности.

Историческая справка

В России праздник ввел Петр Первый, подписав в 1699 году соответствующий указ. В нем было сказано, что каждый год в ночь на 1 января по Юлианскому календарю народ обязан встречать приход Нового Года. Празднество длилось целых 7 дней и народные гуляния в эти дни не прекращались. Богатые дома украшали ворота еловыми ветками, на столбах жгли бочки со смолой, освещая улицы и придавая атмосфере больше веселья и радости. Перед Кремлем стреляли пушки, а зажиточные граждане запускали небольшие фейерверки.

В домах ставили прообраз современной новогодней елки и уже тогда наряжали ее конфетами,

Новый год

До 1699 года Новый год в России отмечали в сентябре, во время сбора урожая.

пряниками, орехами и различными интересными вещами. Антураж праздника Петр Первый позаимствовал у западных соседей, счев, что европейцы отмечают намного масштабнее и веселее. До преобразований НГ начинался в сентябре во время сбора урожая и платы податей.

Но праздник просуществовал не так долго и уже в 1918 году был отменен революционерами как пережитки царского прошлого. Традиция возродилась только в 1937 году, когда поняли, что народу не хватает немного отдыха, а в 1947 году НГ объявили праздником на государственном уровне, а 1 января сделали выходным днем. Эволюционировав, со временем, выходной превратился в каникулы, длинной до 10 дней.

Современный Новый Год, как мы знаем его сейчас, зародился в СССР и превратился в веселый семейный праздник с елкой, салатом Сельдь под шубой, Оливье и мандаринами. Сейчас НГ сложно представить без русского Деда Мороза, боя Кремлевских курантов, обращения президента и, конечно же, бокала шампанского.

В 1947 году НГ объявили праздником на государственном уровне, а 1 января сделали выходным днем.

Праздничные украшения

Когда праздник на носу, украшением жилища занимаются все, от мала до велика и процесс начинается с покупки главного символа – лесной красавицы елки. Она занимает почетное место в квартире, и семья приступает к ее украшению. Традиционными украшениями у русских являются разноцветные елочные шары, стеклянные игрушки, электрические гирлянды, мишура, дождик. Некоторые семьи, следуя старой традиции, вешают конфеты, пряники и мандарины.

Елка

Елочные шары – традиционное украшение новогоднего дерева в России.

Под елкой, по новогодней традиции, часто занимают почетное место фигурки Деда Мороза с внучкой Снегурочкой и мешком подарков. Далее украшается дом, тут уже как кому нравится. Наиболее популярными вариантами у россиян являются мишура, гирлянды и снежинки из бумаги. Увлекательным процессом изготовления самодельных бумажных снежинок занимается вся семья. Выдуманы несколько сотен вариантов узоров и каждый член семьи добавляет что-то свое.

В отличие от западных традиций, на русский Новый Год много внимания украшению домов и улиц не уделяют. Только в последнее время городские власти закупают уличные гирлянды, светящиеся композиции, украшения фонарных столбов и другое, вызывающее волшебное и праздничное настроение. Фасады домов на Новый Год россияне украшают крайне редко, вероятно опасаясь актов вандализма.

Из западных традиций пришла мода на венки из еловых веток, вешаемых на двери домов. Также популярны декоративные и настоящие камины с висящими красными носками, куда следует класть подарки.

Новогодние традиции в России.

Праздничный стол

Новый Года в России в любом доме отмечают с гастрономическим размахом. Столы ломятся от разнообразной еды, а спиртное льется рекой, поэтому этот праздник является самым любимым у россиян. Еще с утра 31 декабря все хозяйки страны надевают фартуки, повязывают платочки на голову и врываются в волшебный мир кулинарии, где все варится, жарится, измельчается и смазывается майонезом.

Традиционным блюдом считается Оливье. Этому салату уже много лет и его история уходит корнями в далекий 1894 год, когда рецепт отпечатали в журнале Наша Пища. За долгие годы рецепт претерпел множество изменений, ведь в оригинале содержал мясо рябчиков, раковые шейки, оливки, салат-латуки другие продукты, но его современная версия плотно засела в сердце россиян, поэтому он считается главным на новогоднем столе.

Но на этом кулинарные изыски не заканчиваются, и на столе помимо вышеупомянутого салата присутствуют:

Вы уже продумали новогоднее меню?

ДаНет

  • салат Селедка под шубой;
  • бутерброды с красной рыбой и сливочным сыром;
  • яйца, фаршированные красной икрой;
  • заливная рыба;
  • холодец;
  • утка с яблоками в горчичном соусе;
  • мясной рулет с черносливом;
  • буженина;
  • торт Наполеон.

Запах цитрусовых является символом новогоднего праздника. Мандарины и апельсины в эти дни поглощаются килограммами. Их яркий цвет и сладкий вкус поднимают праздничное настроение и походят на яркие кусочки солнца хмурым зимним днем.

Красная икра в России с давних времен желанный гость на новогоднем столе. Пожалуй, ни одна семья не обходится без бутербродов с маслом и тщательно уложенными на нем икринками. Любое блюдо, украшенное данным деликатесом, выглядит очень аппетитно и празднично.

Главным напитком на НГ является, конечно же, шампанское, именно его поднимают в бокалах под бой Кремлевских курантов. На столах стоит даже детская версия напитка, по сути, являющаяся ситро, но упакована в настоящую взрослую бутылку. Помимо шампанского, на столах россиян стоят вина, коньяк, водка и различные коктейли.

Какие подарки дарят жители России?

На Новый Год в России принято дарить подарки родственникам, коллегам, друзьям и просто знакомым людям. Подарки начинаются от чисто символических открыток до масштабных, типа ювелирных украшений и бытовой техники. Маркетологи утверждают, что в последнее время россияне чаще дарят на НГ парфюмерию, технику для дома и шоколадные наборы. Набирают

Подарки

Подарки на Новый год послушным русским деткам приносит Дед Мороз, родина которого Великий Устюг .

популярность и сертификаты на услуги. Например, часто преподносятся сертификаты на парикмахерские и косметологические услуги, СПА, подарочные карты на покупку в магазине.

Деткам в России, по традиции, подарки приносит Дед Мороз с помощницей внучкой Снегурочкой. Они кладут презенты тем детям, кто хорошо себя вел в течение года. Родители принимают активное участие в процессе дарения и празднования Нового Года и заранее предлагают чадам написать письмо с просьбой о подарке и отправить его на родину персонажа в Великий Устюг.

Жители серьезно подходят к процессу одаривания и, пожалуй, ни один человек в России не обходится без подарка в эту ночь.

Сколько дней празднуют Новый Год в России?

Изначально, традиционным выходным днем у русских было только 1 января, так значилось в указе 1948 года. Но в 1993 году официально объявили праздничным днем и 2 января. Шло время, праздник набирает масштабность и уже в 2005 году новогодние каникулы продлили до 5 января.


Но в связи с празднованием еще одного немаловажного в жизни россиян события, Рождества Христова, отмечающегося 7 января, с 2013 года новогодние каникулы были продлены до 8 января и жители РФ отмечают одновременно Рождество и Новый Год за уик-энд.

Заключение

Как видим, традиция отмечать Нового Года в России насчитывает ни одно столетие и претерпела множество нововведений и преобразований, но все равно считается любимым праздником россиян.

Празднуйте весело и с чистой душой, ведь при переходе в следующий год есть шанс изменится, стать лучше, оставив обиды и неудачи в прошлом.

История празднования Нового Года в России. | МОНАРХИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Новый Год — самый любимый праздник в нашей стране! Выходные, веселье, встречи с друзьями, нарядные елки и запах хвои, звон бокалов с шампанским, мерцание огней…

 

 

Нововведения Петра I в празднование нового года

Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I, желая идти в ногу с западом, запретил праздновать новый год осенью, специальным указом перенеся праздник на 1 января.

В те времена Рождество Христово в России приходилось на 25 декабря (по Юлианскому календарю), и Новый Год праздновался уже после Рождества. Это означало, что 1 января не приходилось на рождественский пост, который в те времена строго соблюдался всеми, а значит, в праздник люди могли не ограничивать себя в еде и питье. Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года.

Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Главным на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния. Петербургские маскарады устраивались на площади близ Петропавловской крепости, и Петр не только сам принимал в участие в народных гуляниях, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной, на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки.

После маскарада неумолимый царь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближенных (человек 80 — 100). Двери обеденной залы по традиции запирали на ключ, чтобы никто раньше чем через 3 дня не пытался покинуть помещение. Такое соглашение действовало по настоянию Петра. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие.

 

Зимний Новый год в России прижился не сразу. Однако Петр был настойчив и безжалостно карал тех, кто пытался по старой традиции отмечать новый год 1 сентября. Он также строго следил, чтобы к 1 января дома вельмож и простолюдинов украшались еловыми, можжевельниковыми или сосновыми ветками. Ветви эти полагалось наряжать не игрушками, как сейчас, а фруктами, орехами, овощами и даже яйцами.

Причем, все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки — символом плодородия, орехи — непостижимости божественного промысла, яйца — символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.

Со временем россияне привыкли к новому зимнему празднику. Вечер накануне нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своём хозяйстве.

Императрица Елизавета I продолжила традицию празднования Нового года, начатую ее отцом. Предновогодние и новогодние торжества стали неотъемлемой частью дворцовых празднеств. Елизавета, большая любительница балов и увеселений, устраивала во дворце роскошные маскарады, на которые сама любила являться в мужском костюме. Но в отличие от разгульной петровской эпохи, в елизаветинские времена придворным торжествам и застольям была придана чинность.

При Екатерине II Новый год тоже отмечали с размахом, и получила широкое распространение традиция дарить новогодние подарки. Под Новый год в императорский дворец свозилось огромное количество различных подношений.

 

В начале XIX века в России стало популярно шампанское — напиток, без которого сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье. Правда, сначала россияне восприняли игристые вина с подозрением: их называли «напитком дьявола» из-за вылетающей пробки и пенной струи из бутылки. По легенде, широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Проницательная мадам, как в воду глядела: слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года, предприимчивая вдова получала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине.

 

К царствованию императора Николая I относится появление первой в России и Петербурге публичной новогодней елки. До этого, как уже было сказано, россияне украшали дом лишь хвойными ветками. Впрочем, для украшения годилось любое дерево: вишня, яблоня, береза. В середине 19 века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях.

 

В 60-е годы XIX века повар-француз Люсьен Оливье изобрел Салат «Оливье». Он был владельцем трактира «Эрмитаж», который в те времена находился на Трубной площади. По всем статьям это был не трактир, а самый высокоразрядный парижский ресторан. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни сразу же стал салат «Оливье».

Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта считался утерянным. Тем не менее, основные ингридиенты были известны и в 1904 году рецептура приготовления салата была воспроизведена.

Вот его состав; 2 рябчика, телячий язык, четверть фунта паюсной икры, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, полбанки сои кабуль, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую.

Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского (оливкового) масла, однако, по отзывам знатоков, это было не то. Но, попробуйте приготовить.

С Рождества в Петербурге начала ХХ века начинался сезон балов и праздничных гуляний. Для детей устраивались многочисленные елки с обязательными подарками, для народных развлечений строились ледяные дворца и горы, давались бесплатные спектакли. Самым торжественным моментом встречи Нового года был выход Высочайших особ в Зимнем.

 

По традиции Рождество Христово и Сочельник петербуржцы встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях. Ресторанов в то время в Петербурге было великое множество — на любой вкус и кошелек. Были ресторации аристократические: «Кюба» на Большой Морской улице, или «Медведь» на Большой Конюшенной. Более демократичный «Донон» собирал за своими столиками писателей, художников, ученых, выпускников Училища правоведения.

 

Столичный бомонд — люди искусства и литературы — устраивали свои вечера в фешенебельном «Контане», на Мойке. В программе вечера — лирический дивертисмент с участием лучших русских и иностранных артистов, виртуозный румынский оркестр; дамам бесплатно подносились цветы. Литературная молодежь обычным ресторанам предпочитала артистические кабаре. Самым колоритным из них была «Бродячая собака» на Михайловской площади.

Но наряду с такими ресторанами для интеллигентной публики существовали заведения совсем иного рода. Зимний кафешантан «Вилла Родэ», появился в Петербурге в 1908 году. На сцене выступали танцовщицы, хор цыган. Барышням и дамам из приличных семей посещать это заведение не рекомендовалось.

Новый год при советской власти. Смена календаря.

После революции, в 1918 году по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, который к 20 столетию обогнал Юлианский на 13 дней. 1 февраля 1918 года было сразу объявлено 14-ым. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему Юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни. Елка была признана «поповским» обычаем. «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!» — писали детские журналы. Но во многих семьях Новый Год продолжали устраивать, хотя и делали это с большой осторожностью — елку ставили тайно, плотно занавесив окна. Вероятно, именно в те годы Новый год в России стали отмечать не маскарадами и плясками, а застольем. Ведь праздновать приходилось тайно, чтобы не разбудить соседей. Так продолжалось до 1935 года. Однако, в конце 1935 года в газете «Правда» появилась статья Павла Петровича Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!».

Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, и «высочайшая директива» изменилась.

Выяснилось, что Новый Год — это чудесный праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов — в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников.

С 1936 года в Москве, устанавливается самая главная детская Елка России в Кремле.

А с 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим.

Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы: в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. С появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. Главным действом в Новый год стало открытие бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов.

На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки». Позже стали появляться специальные «новогодние» фильмы.

 

 

 

 

 В 1991 году, с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник.

 

Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием. Возрождение празднования Православного Рождества в России в каком-то смысле поставило под угрозу многолетнюю «советскую» традицию встречи Нового года. 31-го декабря начинается последняя неделя перед Рождеством: по христианским канонам это время покаяния, воздержания и молитвы. И вдруг посреди строгого поста по сложившейся «светской» традиции накрываются самые пышные и самые вкусные столы. О каких «традициях празднования Рождества» может идти речь? Неизвестно как в будущем разрешится этот парадокс, возникший из-за нежелания русской церкви переходить на «новый стиль». Пока противостояние между светской и церковной традиции уверенно выигрывает Новый год, который уже много лет удерживает позицию любимого семейного праздника россиян.

 

Источник: МИРТЕСЕН

Когда в России начали отмечать Новый год

Обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился в России при Петре I. До этого, с принятия христианства в 988 году, его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. Тогда летоисчисление шло по византийской системе, «от сотворения мира» — то есть от 5508 года до нашей эры. В «первый день года» на соборной площади Московского Кремля проходила церемония «О начатии нового лета» и церковная служба «На летопровождение» при участии патриарха, царя, знати.

В конце декабря 1699 года Петр I издал именной указ № 1736 «О праздновании Нового года». Он ввел новую система исчисления — от Рождества Христова, и 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. А Новый год указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав, которые впечатлили царя во время Великого посольства в зарубежные страны.

«А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года».

Указ «О праздновании Нового года», 1699 год

Так появилась традиция украшать дома и дворы еловыми и сосновыми ветками. Этот обычай царь перенял у иностранцев, которые жили в Немецкой слободе. Для немцев ель была символом вечной жизни, а у славян испокон веков хвойные ветки соотносились с погребальными обрядами, поэтому многим было сложно принять новые обычаи.

Также «в знак веселия» горожане должны были поздравлять друг друга с Новым годом, а с 1 по 7 января по ночам «огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы», или наполненных ими смоляных бочек. Главное действие планировалось проводить на Красной площади: зажигать «огненные потехи», стрелять трижды из мушкетов, а напоследок «выпустить несколько ракет». Говоря современным языком, устраивать фейерверки и взрывать петарды.

Так праздник отошел от церковных традиций и стал светским. 1 января 1700 года в «царствующем граде Москве» царь лично открыл праздник запуском «ракеты». Колокольный звон смешался с пушечной пальбой, а улицы осветились иллюминацией.

После петровского правления массовые гулянья постепенно исчезали из новогодней традиции — масштабные празднества проводились в основном в дворянских и императорских домах. При Елизавете I, любившей роскошь, появилась традиция новогодних балов-маскарадов.

«15 тысяч придворных в роскошных костюмах и платьях прибыли в восьмом часу и танцевали под музыку двух оркестров до 7 часов утра; затем они перешли в зал, где были накрыты столы, на которых поставлено было великое множество пирамид с конфетами, а также холодное и горячее кушанье. Гостей поили разными водками и наилучшими виноградными винами, а также кофеем, шоколадом, чаем, оршадом и лимонадом».

«Петербургские ведомости», 2 января 1751 года

Во времена Екатерины II в новогоднюю традицию вошел обмен подарками и особенный праздничный стол. А в XIX веке появились и другие атрибуты праздника — шампанское, елочные украшения, открытки. В 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала — увеселительного павильона — установили первую публичную елку.

После революции в 1918 году большевики перешли на западный, григорианский календарь. Возникла разница между старым и новом стилем времяисчисления в 13 дней — так появился неофициальный праздник старый Новый год. Также они отменили празднование Нового года, посчитав, что это «контрреволюционный, проникнутый идеей буржуазного упадничества и поповского мракобесия» праздник. Вместо него ввели праздник «Красной вьюги» — день начала мировой революции. Только он не прижился: люди «подпольно» ставили елки и дарили детям подарки.

В 1935 году Новый год вернули — по инициативе партийного деятеля Павла Постышева. Спутниками веселья постепенно стали Дед Мороз и его внучка Снегурочка, мандарины и оливье, новогодние огоньки и бой курантов, торжественная речь руководителя страны и праздничные песни.

Традиции празднования Нового года в России

Новый год - лучший праздник для детей

Более трёхсот лет россияне отмечают Новый год, и за этот период к празднованию примкнуло множество традиций, как европейских или американских, так и родных, советских. Символом праздника стал дедушка с белой бородой, имя которого — Дед Мороз.

Российский Дед Мороз тоже появился неспроста — это видоизмененная версия американского Санты Клауса. У Деда Мороза есть помощница — девочка из снега по имени Снегурочка. Ежегодно, начиная с первых чисел декабря, эта пара посещает различные новогодние мероприятия, которые проводятся в детских садах, школах, домах культуры. Дети традиционно водят хоровод вокруг красиво украшенной елки, рассказывают стихи, поют песни и получают от Дедушки Мороза замечательные подарки. Вокруг царит атмосфера настоящего праздника — карнавальные костюмы, конфетти и мандарины приводят детей в восторг и запоминаются на долгие годы.

С 1998 года российский Дед Мороз поселился в городе под названием Великий Устюг. Там находится его резиденция, сувенирная лавка и почта. Со всей страны в Великий Устюг приходит большое количество писем от российских детей, при этом ни одно письмо не остается без ответа. В письмах дети просят о том, чего им не хватает. В основном это игрушки, но встречаются и трогательные письма, которые заставляют прослезиться не только Деда Мороза, но и всех его помощников.

Что принято делать на Новый год сегодня?

Новый год принято отмечать в кругу семьи, среди родственников и близких друзей. Подготовка к празднованию длится весь декабрь. В этот период витрины магазинов пестрят новогодними открытками, подарками, яркими вывесками. Главные площади практически всех городов России украшаются огромными елями, под которыми бродят Дед Мороз со Снегурочкой и различные мультипликационные персонажи.

Люди находятся в предпраздничной эйфории и днями напролет расписывают план празднования новогодней ночи. Закупаются подарки, составляется праздничное меню, а 31 декабря с прилавков всех магазинов страны резко исчезает практически весь алкоголь и деликатесы.

С недавних пор Новый год «перекрасился» в два главных цвета — красный и зеленый. Появились олени в упряжках, изобилие колокольчиков и новогодние венки, что также заимствовано за рубежом. Есть и традиции, плотно укоренившиеся со времен СССР и по праву считающиеся российскими — это распитие шампанского под бой курант, всем известный салат «Оливье» на столе и бенгальские огни, без которых сложно представить новогоднее гуляние.

31 декабря — главный день подготовки. В этот день люди стремятся завершить все недоделанные дела, раздать долги, привести в порядок дом, украсить новогоднюю елку. Считается, что входить в новый год, не закрыв хвосты старого, уходящего года, плохая примета. «Как Новый год встретишь — так его и проведешь», — так гласит самая распространенная поговорка, гуляющая в народе. Во многих домах именно украшение елки становится ежегодной традицией, и занимаются этим, обычно, всей семьей.

Дух праздника уже витает в воздухе, из кухни доносятся разносольные ароматы, а дети поют песенку «В лесу родилась елочка» и цепляют на зеленые ветви разноцветные шары и шишки, конфеты, серебристый «дождик». Целый день по телевизору идут новогодние фильмы, которые многие россияне уже разобрали на цитаты и выучили наизусть. Старые, добрые «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Джентльмены удачи», «Девчата», «Бриллиантовая рука», «Карнавальная ночь» это далеко не полный перечень культовых кинолент, без которых не обходится ни один Новый год в России.

Новый год в России

Источник:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *