Антонимы противоположные слова по значению – «Антонимы» — Яндекс.Знатоки

Урок русского языка во 2-м классе по теме «Слова с противоположным значением. Антонимы»

Цели урока:

  1. Обобщить, углубить, закрепить представление об антонимах.
  2. Содействовать развитию умения у учащихся применять антонимы; использовать их в устной и письменной речи; находить антонимы в тексте; сравнивать антонимы и синонимы.
  3. Создать условия для обогащения словарного запаса; для расширения кругозора; развития логического мышления и внимания; умения работать в группе.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

— Обратите внимание на эпиграф нашего урока: “Ученье – свет, а неученье – тьма”. Прочитайте его. К какому литературному жанру относится эпиграф? (Пословица). Объясните значение пословицы. Ученье — назовите противоположное по значению слово (неученье), свет – назовите противоположное по значению слово (тьма)

. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Антонимы).

— Итак, сегодня на уроке мы обобщим, углубим и закрепим знания об антонимах; будем учиться находить антонимы в разных видах текстов и применять их.

— Что же такое антонимы? (Ответы учащихся)

3. Постановка проблемного вопроса.

— В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: “Почему мы употребляем в речи антонимы?”

4. Формирование навыков нахождения антонимов. Работа в парах.

— Старая пословица недаром молвится. “Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится”, — в этом мудром изречении заключён вековой опыт народной жизни. В пословицах и поговорках часто встречаются антонимы.

— Возьмите карточки. Прочитайте задание.

Карточка.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц. Спишите, найдите и подчеркните антонимы.

Знай больше, говори меньше. Не бойся врага умного, бойся друга глупого. Лучшая вещь — новая, лучший друг – старый. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Обсуждение ответов.

5. Создание проблемной ситуации.

— На доске записаны пары слов. Я считаю, что это антонимы. Права я или нет? Докажите.

День – ночной.

Добрый – зло.

Работать – отдых

(Не являются антонимами. Так как антонимы – это разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одной частью речи)

— А какими частями речи могут быть антонимы? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

— Расположите пары антонимов по частям речи. (На доске прикреплены 3 больших конверта с обозначением части речи и карточки с антонимичными парами)

Холод – жара

Худой – толстый

Хвалить – ругать

Белый – чёрный

Плюс – минус

Одевать – раздевать

6. Домашнее задание.

— Ребята, дома вы будете выполнять аналогичное задание. Упражнение 5 на странице 60. (Задание задаю в этот момент, так как оно аналогичное, а в конце урока обычно не хватает времени для пояснений)

7. Задания по разным уровням сложности. Обогащение словарного запаса учащихся. Самостоятельная работа. Самоконтроль. Самооценка.

— А сейчас самостоятельная работа. Несколько человек будут выполнять упражнение в учебнике, а остальные работать по карточкам. После окончания работы, каждый из вас сам себя проверит и оценит, сложив мозаику с правильными ответами.

Первый текст сначала читает учитель. Проводится словарная работа.

— В тексте встречается выражение “кучевые облака”. Как вы понимаете лексическое значение этих слов? Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова и проверим.

1. Замени выделенные слова антонимами. Спиши текст. С помощью мозаики проверь и оцени себя.

    Гроза

    Летний день невыносимо душен. Тяжёлые кучевые облака клубятся и клубятся. Вот они превратились уже в белые тучи, закрыли и голубое небо, и ясное солнце. Вдруг с неба стали капать крупные редкие капли. Началась зимняя гроза.

2. По учебнику с.58 упражнение 1. Поиск антонимов в предложенном ряду слов.

Выборочная проверка.

8. Физкультминутка.

9. Подбор антонимов к разным значениям многозначного слова. Разноуровневая работа в группах.

— Скажите, ребята, все ли слова имеют антонимы? (Нет)

— Приведите примеры таких слов. (Нога, корова, Маша)

— А может одно слово иметь несколько антонимов? ( а)

— Правильно. В определении словосочетания одно и то же слово может иметь несколько антонимов.

Например:

острый нож – тупой нож

острый соус – сладкий соус

— Подберите антонимы к словосочетаниям. Запишите пары.

1 группа.

Лёгкий чемодан — …(тяжёлый)

Лёгкая задача — … (трудная)

Лёгкий мороз — … (сильный)

2 группа.

Свежий огурец — …(солёный)

Свежий хлеб — … (чёрствый)

Свежая газета — … (старая)

3 группа.

Мелкий почерк — … (крупный)

Мелкий дождь — … (проливной)

Мелкое озеро — … (глубокое)

4 группа.

Сладкое яблоко — … (кислое)

Сладкое лекарство — … (горькое)

Сладкий сон — … (плохой)

5 группа.

Старый человек — … (молодой)

Старый учебник — … (новый)

Старый друг -… (неверный)

6 группа.

Красивый человек — … (некрасивый)

Красивое платье — … (ужасное)

Красивый портрет — … (безобразный)

Фронтальная проверка задания. Отвечает один представитель группы.

10. Использование антонимов в различных произведениях.

— Там, где говорится о противоположных предметах, признаках, действиях используются антонимы. Они есть и в стихах, и в загадках, и в сказках, и в баснях.

— Отгадайте загадки и назовите антонимы.

1) Белый зайчик прыгает
По чёрному полю. (Мел и школьная доска)

2) Днём спит,
Ночью летает,
И прохожих пугает. (Сова)

3) Бывает он в холод,
Бывает он в зной.
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит.
То что-то зашепчет,
То вновь загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять.
То вздумает по морю
Волны гонять. (Ветер)

— Всё в мире познаётся в сравнении. А может ли быть один и тот же человек и хорошим, и плохим? Послушайте инсценировку стихотворения В. Орлова “Спор”.

Жила плохая девочка,
Она была хорошая,
Она была хорошая,
Хотя была плохая.
— Ну да!
Вот это выдумки!
— Ха-ха!
Вот это выдумки!
Не может быть хорошая,

Когда она плохая!
— И ничего не выдумки,
Она была хорошая!
— И ничего не выдумки!
Она была плохая!
Она была хорошая,
Когда была послушная,
Когда она не слушалась,
Она была плохая.

— Как видите, один и тот же человек может быть и хорошим, и плохим. О человеке судят по его делам.

— Прочитайте и закончите предложение: “ Буду делать …, и не буду …” (В.Маяковский)

— Мне бы очень хотелось, чтобы вы делали только хорошее.

11. (Дополнительно). Наблюдение за различием синонимов и антонимов. Работа по учебнику с.59 упражнение 3. Выполняется фронтально, устно.

Уточнение: пара радость – восхищение не является ни синонимами, ни антонимами. Следует проанализировать: можно испытывать восхищение от встречи с другом? Когда мы восхищаемся?

12. Ответы на проблемные вопросы. Итог урока.

Вернёмся к началу нашего урока и ответим на проблемный вопрос.

— Как вы думаете, почему в речи мы употребляем антонимы?

(Антонимы помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык. Используются в пословицах, загадках, сказках, баснях)

Учитель подводит итог вышесказанному детьми.

— Там, где говорится о противоположных предметах, состояниях, явлениях природы, деятельности человека мы употребляем антонимы.

13. Оценивание учащихся. Комментарии.

14. Рефлексия урока через настроение.

— Покажите своё настроение, раскрасив одного из пушистиков. Прокомментируйте.

urok.1sept.ru

«Слова, противоположные по значению(Антонимы)».

Конспект урока русского языка

2 класс

Учитель:Казакова Ирина Дмитриевна

Тема:«Слова, противоположные по значению(Антонимы)».

Цель:формирование знаний о понятии антонимов, их значении.

Задачи:

Предметная:

• Расширить знания об антонимах и подбирать антонимы к словам разных частей речи

Метапредметные:

Личностные:

• Проявлять чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Коммуникативные:

• Умение слушать мнение своих одноклассников, не перебивать их, поддерживать диалог.

•Учить отвечать на вопросы учителя полным грамотным ответом

Познавательные:

• Обогащать речь антонимами разных частей речи

Регулятивные:

• Развивать умение определять тему урока с помощью учителя.

•Развитие умения осмыслить полученную информацию.

Оборудование:

презентация, учебник, карточки.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Определение темы урока

Постановка целей урока
Планирование

Работа по теме урока

Физминутка

Продолжение работы по теме урока

Самостоятельная работа

Рефлексия

Подведение итогов

Домашнее задание

Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Ирина Дмитриевна и сегодня урок русского языкапроведу у вас я.

Скажите пожалуйста, какую тему вы проходили на предыдущем уроке?

Ребята, дайте определение, что же такое синонимы? А можете ли вы привести пример синонимов, давайте попробуем. Отвечаем по поднятой руке. Верно, молодцы, я вижу вы усвоили эту тему.

Также ранее, вы изучали тему омонимы. Ответьте пожалуйста, что же такое омонимы? Попробуем тоже привести с вами примеры. Не выкрикивайте ответы, я спрашиваю только по поднятой руке. Хорошо, эту тему вы тоже хорошо знаете.
Посмотрите на доску. Я разделила ее на два столбика. В первый столбик, я предлагаю включить слова омонимы, а во второй слова синонимы. Я буду показывать карточки и проговаривать пару слов, а если вы поняли к какому столбику относится эта пара слов, то поднимите руку и объясните свой ответ, затем я дам вам данную карточку и вы повесите ее в нужный столбик. Хорошо ребята, вы молодцы, вы смогли распределить данные слова по столбикам и справились с работой.

Ребята, а для того, чтобы вы догадались чему же будет посвящен наш сегодняшний урок, мы сыграем в небольшую игру. Я буду зачитывать предложения из рассказа, а вы хором должны будете договорить слова младшего брата. И так:

Жили-были два брата. Младшийбрат никогда не соглашался со старшим, всегда говорил все наоборот. Скажет старший брат: «Тепло на улице!» , а младший: «Холодно!» Старший скажет : «Веселый мультфильм!», а младший: «………….» Старший говорит: «Глубокая речка!» , а младший: «…………..» Но однажды младший брат не захотел спорить со старшим, потому что старший сказал : «Умный у меня братец!»

(Слова на доске)

Ребята, а что должен был ответить младший брат?
Догадайтесь, о каких словах мы сегодня будем говорить. Верно.

Сегодня мы с вами познакомимся с словами с противоположным значением. Научимся находить их в тексте и самостоятельно подбирать такие слова.
Для этого нам нужно будет: поработать с пословицами, стихотворениями и в конце урока выполнить не большую самостоятельную работу.

Сейчас открываем учебнике на странице 33 и прочитаем как же называются слова с противоположным значением.

И так, слова с противоположным значением, мы узнали, называются антонимы. (Определение на доске)

Откройте сейчас свои тетрадочки, и запишите сегодняшнее число «Тридцать первое января» и «Классная работа». Обратите внимание как правильно пишется, не забывайте написать удвоенную С. Пишем аккуратно, тетрадь под наклоном, ножки прямые, спинки тоже.

Посмотрите на экран, нам даны два ребуса, попробуем их отгадать. Кто отгадал поднимите руку, не выкрикивайте. Какие получились ответы? Эти слова являются антонимами. Я предлагаю сейчас, записать первые буквы этих слов в тетрадь. Запишите строчку заглавной С и строчку строчной н. Тетради под наклоном. Теперь в каждой строчке, над самой красивой буковкой поставьте точечку.

А теперь запишите это определение себе в тетрадь. Хорошо.

Найдите на этой странице упражнение 46. Прочитай пожалуйста задание.

1. Учись ДОБРОМУ, так ХУДОЕ на ум не пойдет.

2. Говори МАЛО, слушай МНОГО, а думай еще больше.

3. Мороз ЛЕНИВОГО за нос хватает, а перед ПРОВОРНЫМ шапку снимает.

Нам даны пословицы. Прочитай первую пословицу, как ты можешь ее объяснить? Вторую? Третью?
Верно, вы все правильно сказали.

А теперь, нам нужно выписать выделенные слова парами. Сравним эти слова. Какие они по значению и по звучанию? Близки они по смыслу или противоположны? Значит как можно назвать эти слова? Верно, молодцы.

Давайте немного с вами отдохнем. На доске вам будут показаны движения, а вы внимательно смотрите и повторяйте. Встаньте посвободнее что бы не мешать друг другу. А я наблюдаю как вы делаете.

Далее найдите в учебнике упражнение 47 на странице 33.Нам предоставлены строчки из стихотворения А Жаркова.

Прочитай пожалуйста эти строчки.

Были зори ясные,

Были дни ненастные…

Ребята, задание следующее, для начала нужно списать эти строчки в тетрадь. Далее, найдите здесь слова антонимы, какие это слова? А почему вы решили что именно эти слова являются антонимами? Хорошо. Обведем эти слова в кружочек.
переверните теперь учебник на страницу 34 и найдите упражнение 48. Прочитай пожалуйста задание к этому упражнению.

Прочитайте это стихотворение Г. Сапгира целиком про себя. Старайтесь не отвлекать своих товарищей. Теперь его еще раз прочитаю я вслух, а вы следите пальчиками.
Какие вы здесь увидели слова антонимы?

Подберите к словам с пропущенными буквами проверочные слова.

Запишите антонимы парами, вставляя буквы.

Не забывайте, что при письме спинки у нас прямые.

Посмотрите, в самом низу страницы даны две пословицы.

Как вы думаете, какая из пословиц выражает основную мысль стихотворения?

А почему вы так считаете?

Верно, молодцы ребята.

Пес-собака

Добрый-злой

Ушко у иголки-ушко человека

Высокий-низкий

Конь-лошадь

Гаечный ключ-дверной ключ

Слабый-сильный

Кисть винограда-кисть руки

Весело-радостно

Чистый-грязный

Компьютерная мышка-полевая мышка

Врач-доктор

Мягкий-жесткий

Шишка на лбу-еловая шишка

Скачет-прыгает

Сейчас я раздамкаждому карточки, и нужно будет выполнить несколько заданий. Эти задания будут связаны, с омонимами, с синонимами, и с антонимами. Задания очень простые, нужно просто написать пару для данного слова, только внимательно читайте все что написано. Слова на ваших листочках подчеркнуты, и подчеркнуты все по-разному. Обратите внимание на доску, я вывесила вот такой листочек, он показывает вам, что обозначает то или иное подчеркивание. То есть, если же слово в ваших листочках, подчеркнуто пунктирной линией, значит вам нужно к этому слову написать омоним, если слова подчеркнуты сплошной линией, значит вы пишете синоним, а если вы увидели волнистую линию, значит к данным словам, нужно написать антоним. Работы мы подписываем наверху свою фамилию, имя и класс. Приступаем к работе.

Все ребята, сдаем кто закончил.

Ребята, вот наш урок и подходит к концу. Вам понравился урок? А что больше всего запомнилось? А какие чувства вы испытывали на уроке?

О чем мы с вами сегодня говорили? Что нового узнали? А что успели повторить на уроке?

Я очень рада что вам понравился наш сегодняшний урок, что он вызвал у вас много положительных эмоций. Мне было приятно с вами сегодня поработать, вы очень активный класс. Ребята которые хорошо сегодня отвечали и активно работали в течение всего урока, получают оценки, это:……… .

Откройте дневники, запишем домашнее задание………………

Вот наш урок и окончен, всем спасибо за работу, до свидания.

Здороваются, садятся

Синонимы

Дают определение

Приводят свои примеры

Дают определение

Приводят примеры

Вывешивают карточки на доску

Заканчивают предложения

Что он глупый

Отвечают

Один учащийся читает вслух, остальные следят

Записывают

Отгадывают ребусы

Старый, новый

Прописывают буквы

Читает

Разбирают пословицы

Пишут

По значению противоположные

Антонимы

Выполняют физминутку

Читает

Пишут

Отвечают

Читает

Отвечают

Пишут

Высказываются

Выполняют задания по карточкам

Отвечают

Отвечают

Записывают

Прощаются

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Слова, противоположные по значению (антонимы)

Русский язык  2 «а» класс, учитель Давыдкова С.П.

Тема: «Слова, противоположные по  значению (антонимы)»

Цель урока:

1.Систематизировать представления учащихся  о словах, противоположных по значению,  дать понятие «антоним», обогатить  речь учащихся антонимами разных частей речи.

2. Узнать, для чего нужны антонимы, какие слова называются антонимами.

3.Учть находить и подбирать антонимы, правильно употреблять антонимы в речи.

Ход урока.

  1. Орг .момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно

И к уроку всё готово.

       II. Актулизация знаний.

  1. Орфографическая пятиминутка

/повторение слов на изученные правила по перфокартам/

— Какие орфограммы повторяли?

  1. Минутка чистописания

Н нн Н нн Н нн

Настроение необычайное,

Необыкновенное, изумительное,

Восхитительное.

—  Что мы знаем о букве Нн? Дайте характеристику букве и звукам.

— На какие вопросы отвечают слова …./перечислить все прилагательные/?

-Что они обозначают? /признаки предметов/

— Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлых уроках и подумаем, что объединяет все эти слова? /это слова – синонимы/

— А какие слова  в русском языке называются синонимами? /слова, близкие по значению/

    III. Самоопределение к деятельности.

— Послушайте внимательно разговор двух подружек.

/Сценка./   На улице было прохладно.  Подружки были одеты по-разному.

                    Ира: Ну и жарко!

                    Настя : Да ты что? Холодно!

                    Ира : Я вся  покраснела!

                    Настя: А я побелела!

                    Ира: Ты что такая  кислая?

                    Настя: А ты что – сладкая?

                   Ира: Нет, я бодрая. А что это  мы всё спорим: жарко — холодно, покраснела — побледнела, кислая — сладкая? Очень интересные пары слов получились! Может, они как-нибудь называются?

                 Настя: Конечно, это слова – спорщики, как мы с тобой.

— Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о так называемых словах спорщиках.  Вы их все хорошо знаете и употребляете в  своей речи.

— Давайте проверим. Договорите строчки стихотворений за мной.

            Скажу я слово ВЫСОКО,                                                                   


          А ты ответишь:…(низко)    

                                                     

             
                                                                                            Скажу я слово ДАЛЕКО,

  А ты ответишь:…(близко)

                                            А ты ответишь:…(пол)                    
                 
Скажу я слово ПОТОЛОК,                    

Скажу я слово  ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты…(нашёл)

                                                      
Скажу тебе я слово ТРУС,                              
                                                                                       Ответишь ты…(храбрец)


Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай:…(конец).

— А теперь прочитайте слова парами:

высоко — низко

далеко – близко

потолок – пол

потерял – нашёл

трус – храбрец

начало — конец

— Вы уже догадались, что это  не просто слова спорщики, а слова с…. / противоположным значением. / А кто знает научное название таких слов?  /антонимы/

— Вы уже догадались, какова   тема и цель сегодняшнего урока?

/ А Н Т О Н И М Ы /- на доске  слайд 1,2,3.

IV. Работа по теме урока.

— Давайте послушаем и профессора Самоварова и уточним, верны ли наши предположения .

  1. Сообщение  профессора Самоварова./диск слушаем только до цифры 2/

— Какие же  слова называются антонимами? / слова с противоположным значением/

— В одном городе живут  2 приятеля, давайте познакомимся с ними./ слайд 4 и 5/

Задание: Записать слова парами.

солнце – тень

близко – далеко

низко – высоко

— Таких слов  очень много. Давайте посмотрим./слайды 6-12/

       2. Игра «Подбери антонимы»

— А сейчас давайте вспомним двух сказочных героев, которые  также всё делали наоборот и подберём для них антонимы.

/картинки Знайки и Незнайки/

-Если Знайка скажет:   трудиться —  работать                          Незнайка:         отдыхать — лениться

                                          —                                                    

строить      —    ломать

хвалить      —   ругать

хороший  —  плохой

умный – глупый

утро – вечер

плач – смех

правда – обман

/ игра в парах с мячом один Знайка, другой – Незнайка/

— Вы заметили, что антонимы можно подобрать к словам, обозначающим предметы, признаки и действия предметов. /слушаем профессора Самоварова  от цифры 2 до цифры 3/

3. Создание проблемной ситуации и выход из неё.

-Посмотрите на эти пары слов, я считаю, что это тоже антонимы. Права ли я? Докажите.

День – ночной

Добрый – зло

Работать – отдых

/Не являются антонимами, т.к. антонимы – это разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос/

4.работа с учебником

— Очень часто антонимы используют в пословицах и поговорках. Ведь эта народная мудрость воспитывает лучшие качества, лучшее поведение, а это очень удобно делать на примере противопоставлений.

— Мы сейчас с вами поработаем с пословицами.

С.33 упр 46

— Объясните смысл пословиц. Сравните по значению выделенные слова в каждом предложении. /они имеют противоположное значение/

-Выпишите слова парами. / взаимопроверка, самооценка/

— Какие слова называют антонимами?

V.  Физминутка.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. — Ребята, а как вы думаете,  кроме пословиц, где ещё могут быть использованы  антонимы?
— С помощью антонимов можно охарактеризовать например,   животных.
Лев – заяц (по храбрости).
Муха – слон (по величине).
Лисица – ворона (по уму).
Стрекоза – муравей (по трудолюбию).
— Ребята,  мы  также можем встретить антонимы, например,  на уроке математики или литературного  чтения?
— На уроках математики (сложение-вычитание, умножение-деление)
— В сказках ( Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом. )

-Вы знаете, что есть словарь синонимов. Как вы думаете, учёные составили словарь антонимов?

-Да, словарь антонимов составлен. Для школьников существует «Словарь синонимов и антонимов». В первой части вы можете поработать с синонимами, а во второй – с антонимами. Но не к каждому слову в нашем языке можно подобрать антоним, уточнить это можно по словарю, который называется словарь антонимов./

/Профессор Самоваров – цифра 3/

2. работа по учебнику

С. 33- 34 упр.47-48

VII. Рефлексия.

а/  — А теперь давайте поиграем и отгадаем загадки. /слайды 13-22/

б/ задания

— У вас на столах карточки с двумя столбиками слов. Каждому слову из первого столбика  нужно найти пару – антоним из второго и провести между ними соединительную линию.

1 вариант                                                                                  2 вариант

молодость                  старость                          лёгкий чемодан                    молодой                    

веселье                      грусть                             лёгкая задача                       тяжёлый        

север                         лето                                старый человек                     трудная  

верх                          юг                                    старый учебник                    чёрствый

зима                          низ                                  свежий хлеб                         новый

                                                                        свежая рубашка                   грязная

/проверка заданий игра «Паучок » см. диск/

в/ задания./Если останется время/

Работа с пословицами.
— Найди недостающие слова и восстанови пословицы.

Знай больше, а говори…(меньше).
Ученье — свет, а неученье..(тьма).
Мир строит, а война…(разрушает).

Труд человека кормит, а лень … (портит).

г/ задания

Подбери слова с противоположным значением (антонимы) и запиши. Здоровый — …, сахар — …, жадность — …, медленный — …, до свидания — …, чёрный — … .


VIII. Подведение  итогов урока.

 -Итак,  о  каких словах вы сегодня узнали?

— Что такое антонимы?

— Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

– Посмотрите на 1-е личико. У него хорошее настроение, оно улыбается, у него всё получилось.

– А у 2-го ещё есть трудности, ему грустно. –

Сейчас вы подойдёте  по очереди к доске.
– Если у вас всё получилось на уроке и хорошее настроение – подарите его   первому личику, если были какие – то трудности на уроке и настроение невесёлое, то  другому  личику. Рядом со смайликами напишите своё имя.

                                   

IX. Домашнее задание.

Р.т.с.13 упр 126

       

nsportal.ru

«Слова с противоположным значением. Антонимы.»

Урок- соревнование по русскому языку УМК « Гармония» во 2 классе

Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Сыпчегур:

Федорова Ирина Николаевна

Тема урока : «Слова с противоположным значением. Антонимы.»

Цели: 1. Расширить кругозор учащихся, закрепить понятие об антонимах.

2.Научить применять слова, обозначающие контрастные понятия в жизни.

3.Развивать речь и логическое мышление.

4.Воспитывать дружеское, доброжелательное отношение друг к другу.

5. Учить видеть и ценить хорошие качества в людях

1.Организационный момент. Объявление темы и постановка проблемного вопроса.

— Сегодня урок- соревнование. Тема урока: «Антонимы»Что такое антонимы?.( Разные по звучанию слова и с противоположным значением)

— Девиз урока: Ученье- свет, а неученье тьма.( записан на доске)

Проблемный вопрос. В конце урока вы должны ответить на вопрос: «Когда и зачем употребляются антонимы?»

2.Разминка .Игра « Наооборот»

— Внимание, внимание! Начинаем соревнование. Первым этапом нашего урока будет разминка. Вы Должны назвать недостающие слова в стихотворении. Будьте внимательны, постарайтесь больше запомнить антонимы и найти ловушку. Найти лишние слова, которые не являются антонимами.( учитель читает стих, учащиеся хором произносят не достающие слова)

Скажу я слово высоко.

А ты ответишь(низко) Скажу я слово далеко

А ты ответишь ( близко)

Вот тараторка для ребят: Когда молчат, не( говорят)

Когда стоят ан том же месте. Не совершают ( путешествий)

Никто сидеть не может ( стоя)

Лишь из порожнего в ( пустое)

Нельзя писать на белом мелом

И называть безделье( делом)

Скажу тебе я слово трус.

Ответишь ты: ( храбрец)

Теперь начало я скажу.

Ну, отвечай( конец)

— Какие антонимы вы услышали?( называют) Какие лишние пары слов вы услышали?( синонимы :Порожнее- пустое)

3.Игра «Кто больше?»

Антонимы , объединяясь в пары, могут характеризовать( каждая команда должна дополнить)

Состояние: молодость( старость), здоровый( больной)

Деятельность: работать( отдыхать), смеяться( плакать)

Явления природы: жара( холод), пасмурный( ясный)

Пространственные и временные отношения: левый( правый),зима( лето)

4.Подбери антонимы к словосочетаниям.

Лёгкий чемодан-( тяжёлый)

Лёгкий мороз-( сильный)

Лёгкая задача-( трудная)

Свежий огурец-( солёный)

Свежий хлеб-( чёрствый)

Сладкое яблоко-( кислое)

5.Использование антонимов в различных произведениях.

— Внимание, внимание.! Продолжаем соревнование. Может ли какой- нибудь предмет в одно и то же время быть глубоким и мелким, высоким и низким, далёким и близким.? Прежде чем ответить на вопрос. Помогите разрешить спор между отцом и сыном, о котором рассказывает поэт П. Ребров « Кто прав»

Вьётся синяя вода.

Убегает к морю.

Говорит отец:

— Мелка!

-Глубока!

— Я спорю.

Так мелька иль глубока ?Как же быть нам с нею?

До колен отцу река.

На а мне- по шею.

-Кто же прав?( оба, каждый по – своему)

— Назовите слова- антонимы из стихотворения?.

6. Старая пословица недаром молвится.» Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».В пословицах и поговорках часто встречаются антонимы. Следующий конкурс : Закончи пословицу.

— Знай больше-( говори меньше)

-Не бойся врага умного, ( бойся друга глупого)

-Лучшая вещь новая, ( лучший друг старый)

— Ученье свет, а ( неученье- тьма)

7. Всё познается в сравнении.

— Всё в мире познается в сравнении. А может ли быть один и тот же человек быть и хорошим и плохим? Послушайте инсценировку стихотворения В. Орлова « Спор».

Жила плохая девочка,

Она была хорошая,

Она была хорошая.

Хотя была плохая.

-На да!

Вот это выдумки!

-Ха!Ха!

Вот это выдумки!

Не может быть хорошая,

Когда она плохая!

— И ничего не выдумки,

Она была хорошая!

— И ничего не выдумки,

Она была плохая!

Она была хорошая,

Когда была послушная!

Когда она не слушалась

Она была плохая.

Как видите один и тот же человек может быть хорошим и плохим. О человеке судят по его делам. Каким же должен быть человек?. Задание назовите антонимы, которые будут сочетаться со словом человек.

Аккуратный( неряшливый)

Грустный( весёлый)

Умный( глупый)

Добрый( злой)

— я думаю, что выбрали для себя только хорошие антонимы.

Итог занятия: Зачем нужны антонимы?

Когда их употребляют?

Подведение итогов.

infourok.ru

Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Слова, противоположные по значению»

Тип урока: интегрированный (комбинированный)

Цель:

  • познакомить учащихся со словами, противоположными по значению,
  • учить подбирать антонимы к данным словам;
  • развивать речь учащихся, формировать навык каллиграфического письма;
  • прививать любовь к родному языку.

Оборудование: 2 иллюстрации “Зима” и “Лето”, слова-антонимы, учебник, ТСО, карточки с заданиями №1 и №2, пословицы, обучающая программа “Учись рисуя”, звёзды с цифрами от 1 до 12 для учащихся, карточки для рефлексии.

Ход урока

  1. Психологический настрой учащихся:

— Кому нравится урок обучения грамоте — похлопайте в ладоши. Если вы хотите, чтобы урок получился интересным, познавательным — кивните головой.

Что необходимо для этого?

Игра “Не скажу, а покажу”

-Мы будем на уроке думать? (Да)
-А может, будем спать? (Нет)
-Мы будем рассуждать? (Да)
-А в облаках летать? (Нет)
— Друг другу будем помогать? (Да)

— Надеюсь, вы будите активными участниками урока, а все действия, выбранные вами, реализуются.

  1. Ситуация успеха.

— Ребята, перед вами 2 иллюстрации. Посмотрите на них внимательно и найдите 3 отличия (отличия фиксируются на доске)

  • Зима – лето
  • Чёрная – белая
  • Большая – маленькая

— Что обозначают эти слова? Какие это слова по отношению друг к другу? Знаете ли вы, как они называются?

  1. Ситуация разрыва. Введение нового понятия.

Слова, которые вы выделили, называются антонимы. (Название вывешивается на доске)

— Это слово произошло от греческих слов анти – против и онима – имя. Таким образом, антонимы – это слова противоположные по смыслу. Можете ли вы привести свои примеры слов – антонимов?

— Как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке? Для чего нам необходимо изучить данную тему?

  1. Первичное закрепление:
  1. Работа в тетради:
  • Каллиграфическая минутка: Ая Бю Вэ … …

— Определите закономерность, которой я следовала, записывая сочетания букв. Сравните буквы в паре, что вы замечаете? Для чего служат заглавные буквы? Продолжите данную запись ещё двумя сочетаниями. (Гь Ды )

  • Словарная работа. (Звучит отрывок из песни кота Леопольда)

— Прослушайте отрывок из известной детской песни, вспомните имя героя мультфильма и выделите среди слов текста антонимы.

Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот плохо.

— Как имя героя, исполнявшего эту песню? Какие слова – антонимы вы услышали? Почему это антонимы?
— Написание нового словарного слова “хорошо” вы видите на доске и сможете найти в орфографическом словарике, так же как и многие другие словарные слова.
— На какую орфограмму в этом слове надо обратить внимание? (-оро-)
— Составьте устно предложения с новым словом.

  • Письмо с образца.

— Найдите на столе карточку № 1. Прочитайте и перепишите данное предложение с образца в тетрадь.

  • Один ум хорошо, а два лучше.
  • Как хорошо уметь читать!

— Какие предложения вы записали? Что это за предложения? Откуда эта строчка? В чём значение пословицы?
— Ребята, для чего мы выполнили эту работу? Какое противоположное по смыслу слово мы подобрали к слову хорошо?

  • Упр. № 2, стр. 134

— Найдите пару в книге из упр.№2 к словам, которые даны у вас в карточках под №2. Время выполнения задания 3 мин.

Высокий — низкий, далеко — близко, добрый — злой, сильный — слабый, тёплый — холодный, весёлый — грустный.

— Какие пары слов вы записали? Какие это слова? Почему?

— Сегодня на уроке мы разучим новую минутку отдыха, а провести нам её поможет…

(Дети не только сопровождают стихотворение показом, но и дополняют подходящими по смыслу антонимами)

Скажу я слово “ДАЛЕКО”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ВЫСОКО”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ПОТОЛОК”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ПОТЕРЯЛ”,
И скажешь ты: “…”

— Вы обратили внимание на то, что и минутка отдыха тоже перекликалась с темой нашего урока? Что вы заметили?

  1. Работа по учебнику стр.133.

— Ребята, слова – антонимы часто встречаются и в литературных текстах. Я предлагаю вам в этом убедиться, прослушав текст В.Коржикова “Два охотника”, который прочитает нам …

  • Чтение – образец 1 уч-ся текста “Два охотника”.
  • Беседа по содержанию:

— Поднимите руки те, кому понравился текст? Как он называется? Почему?

  • Словарная работа:

— Встретились ли в данном тексте слова, значение которых вам не известно? (Великан)
— Кого мы называем великаном? (Опора на опыт учащихся )
— Давайте узнаем значение этого слова в толковом словаре С.Ожегова

1 ученик: Здесь автор объяснил значение огромного количества слов. И этот словарь всегда придёт вам на помощь в трудную минуту.

— Подберите к данному слову антоним (Карлик)

  • Воспитательный фрагмент.

— Как вы думаете, почему такие разные охотники, тем не менее, дружат между собой? Может ли повлиять рост людей на их взаимоотношения? Какой вывод мы можем сделать?

“Жужжащее” чтение текста + работа с простым карандашом

— Прочитайте текст самостоятельно, отмечая по ходу чтения встретившиеся вам антонимы.
— Какие слова – антонимы вам встретились в тексте? Фиксация противоположных по значению слов на доске и в тетради уч-ся:

  • Побольше – поменьше
  • Большой – маленькая

— Докажите, что эти слова действительно являются антонимами.

Выберите из 3-х данных пословиц ту, которая выражает главную мысль данного произведения:

  • Мал золотник да дорог.
  • Хорошее дело лучше плохого безделья.
  • Друг ценен не внешностью, а верностью.
  1. Итог урока (Работа в парах)

— Для того чтобы закрепить свои знания по данной теме, предлагаю вам поработать в парах. А поможет нам в этом обучающая программа “Учись рисуя”. Определить свою пару вы сможете, найдя среди ребят того, у кого на груди звезда с такой же цифрой, как и у вас. Время выполнения задания 3 минуты.

— Поднимите руки те, кому понравилось это задание? А теперь те, кто испытывал трудности в его выполнении?

Вывод: Какой теме мы посвятили наш сегодняшний урок? Какие пары слов в течение урока мы образовывали и выделяли на доске? Прочитайте? Что такое антонимы?

— Что понравилось вам на уроке? Что нового вы узнали?

— Оцените то, как вы усвоили тему сегодняшнего урока, прикрепив свою звезду под одним из слов на доске “не очень хорошо”, “хорошо”, “отлично”.

urok.1sept.ru

Слова противоположные по значению (антонимы).

Технологическая карта урока.

Технология проведе

ния

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Психологический настрой к учебной деятельности.

Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация

– Ребята, сегодня на уроке русского языка мы продолжаем путешествовать в мире «Слов», а сейчас пожелаем друг -другу успехов, хорошего настроения, удачи. А теперь начинаем работать.

Регулятивные УУД:

нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность,

настойчивость в достижении цели

II. Актуализация опорных знаний.

Цель:

а) применение изученных знаний при решении учебной задачи;

б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.

Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе актуализации опорных знаний.

1) Работа по чистописанию

— Открыли тетради, какие буквы мы будем писать? (аоеи)

-Какие звуки обозначают?

— Гласные какими бывают?(ударные и безударные- проверяемые и непроверяемые)

— Пишем до конца строчки, по образцу учителя.

2)Орфографическая работа.

— А теперь слушайте внимательно загадки, а отгадки пишем в тетрадях, поставим ударение, подчеркиваем орфограммы.

а) На резиновом ходу

Все дороги обойду,

Я на стройке пригожусь,

Я работы не боюсь.

Мне открыты все пути.

Вам со мной не по пути?

б) Четырёхколёсный «зверь»

В гараже у нас теперь.

От колёс клубится пыль –

Едет наш …(Автомобиль)

— Машина, автомобиль. ( эти слова из словаря, правописание которых нужно запомнить)

— Что ещё заметили? (эти слова синонимы, потому что близкие по значению, отвечают на один и тот же вопрос, но разные по звучанию и написанию)

— Какую роль играют в речи? (Делают нашу речь точной, выразительной) Где мы можем искать синонимов?( есть словари синонимов)

(Дети, стихотворение)

Актуализируется знания о синонимах, необходимые для изучения новой темы.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

III Совместное открытие нового знания

Цель: Постановка совместно с классом темы, цели урока

Участие в беседе после прослушивания сказки

Вместе с учителем формулируют тему и цели урока

Организация диалога

Организация открытия нового знания.

1)- А сейчас помогите мне рассказать сказку.

Жили – были два брата – Младший и старший. Младший был большим спорщиком, никогда не соглашался со Старшим, все всегда говорил наоборот. Скажет Старший:

-Тепло на улице!

А Младший ему:

-Холодно.

-Старший говорит :

-Веселый мультфильм!

А Младший в ответ:

— …( скучный или грустный)

Старший скажет:

-Глубокая речка.

А младший:

-…(мелкая)

Но однажды не захотел спорить со Старшим, потому что он сказал:

-Умный у меня братец!

-Что должен был сказать Младший? (Глупый)

-Как вы думаете, почему не сказал?( не хотел о себе сказать , что он глупый)

2) Прочитайте пары слов, которые говорили Старший и Младший брат

Тепло — холодно

Веселый — грустный

Глубокая – мелкая

Умный — глупый

— Что интересного вы заметили? (эти слова противоположные по значению)

— Близкие по значению слова называются синонимами, это термин с какого языка к нам пришла? (с греческого языка)

— Слова, с противоположным значением, называются антонимами, термин «антоним» тоже с греческого языка)

— Давайте вместе скажем нашу тему:

— «Слова противоположные по значению(антонимы)»

— Чему мы должны научиться на этом уроке?

— Уметь подбирать антонимы к словам, применять в речи, и узнать какую роль играют в нашей речи.

-Для этого напишем столбиком три слова и вместе находим антонимы:

День –

Веселый-

Строить —

Вывод: Слова противоположные по значению называются антонимами. Они отвечают на один и тот же вопрос, произносятся и пишутся по разному.

— Всегда ли просто подбирать антонимов?

-Для этого имеется «Словарь антонимов русского языка»

Умение слушать, отвечать на вопросы.

Уметь находить противоположные по значению слова

наблюдать за словами, имеющими противоположное значение

ознакомление с термином «антоним»

Познавательные:

постановка и формулирование темы и цели урока.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя

IV.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи

Объясняют смысл пословиц,

находят антонимы, пишут слова

парами.

Организует и корректирует объяснение

Организация работу по учебнику

— А сейчас поработаем по учебнику. Открыли учебники, нашли упражнение 46. Объясните смысл пословиц.(работа в группах)

1)Учись доброму, так худое в ум не пойдёт.(Если читать добрые книги, смотреть добрые фильмы и поступать по доброму, то ты будешь хорошим человеком, ничего плохого, дурного не будешь делать)

2) Говори мало, слушай много, а думай ещё больше. (Надо больше слушать других, но при этом думать и самому тоже, а говорить немного)

3) Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.(На морозе нельзя без дела стоять, а то замерзнешь)

Сравните выделенные слова по значению, по звучанию( доброе- худое , мало — много, ленивый- проворный)

-Выпишите слова парами (взаимопроверка)

Умение объяснять пословиц, находить антонимов,

выполнение задания с проговариванием.

Познавательные:

общеучебные : поиск и выделение необходимой информации;

смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли устной форме

Динамическая пауза. Находим пары, встаем в круг, если учитель синонимы говорит, дети хлопают, если антонимы – топают. Слова : голодный — сытый, веселый – радостный, пол – потолок, нежный – ласковый, война – мир, весна – осень, влажный – мокрый, большой – громадный, молчаливый – разговорчивый.

V. Самостоятельная работа с проверкой

Цель:

Организовать самостоятельное выполнение учащимися

Самостоятельная работа учащихся, с самопроверкой

.Организация самостоятельной работы по карточкам

Организация работу по карточкам с последующей самопроверкой

— У вас на столах карточки с двумя столбиками слов. Каждому слову из первого столбика надо найти пару – антоним из второго и провести между ними соединительную линию

Тонкий медленный

Быстрый старый

Смелый черствый

Молодой толстый

Свежий маленький

Большой трусливый

Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями 
на доске, ставят констатирующую оценку

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные:

Общеучебные:

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий;

поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

VI.Включение в систему знаний и повторений

Цель: повторить и закрепить знания о синонимах, антонимах.

Слушают, читают, отвечают на вопросы, находят синонимы и антонимы

Организация учебного диалога

Работа над отрывком стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет, 
Вихри снежные крутя; 
То, как зверь, она завоет
То заплачет, как дитя
То по кровле обветшалой, 
Вдруг соломой зашумит, 
То, как путник запоздалый, 
К нам в окошко застучит.

  1. Прочитайте внимательно.

-Какое впечатление произвело у вас отрывок из стихотворения?

2) составьте пары из выделенных слов, отвечающие на одни и те же вопросы?

Завоет-заплачет

Зверь-дитя

-Какие они по звучанию. По значению?

-Какую роль играют в нашей речи синонимы и антонимы?(синонимы и антонимы делаю нашу речь точной и выразительной)

Уметь находить антонимов и синонимов из текста , уметь объяснять роли антонимов, синонимов в речи

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном .

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

— зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы, самооценка

Организует фиксирование темы и цели урока

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

-И так, скажите тему урока?

— какие слова называются антонимами, слово антоним с какого языка к нам пришла? Какую роль играют антонимы в нашей речи?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чем испытали затруднения?

Кому сегодня было легко?

Кому ПОКА было трудновато?

Кто доволен сегодня своей работой?

Как бы вы оценили свою работу?

Приобретение начального опыта применения лексических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

kopilkaurokov.ru

Конспект урока русского языка » Слова, противоположные по смыслу»

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Слова, противоположные по значению (антонимы).

Цель: расширить представление учащихся о словах, противоположных по значению, ознакомить с термином антонимы; формировать умения подбирать слова с противоположным значением, а также различать слова, близкие и противоположные по значению; развивать умение определять лексическое значение слова, навыки каллиграфического письма; воспитывать старательность, формировать желание изучать богатства родного языка.

Оборудование: словарь антонимов русского языка, карточка со словарным словом, ноутбук, экран мультимедиа, кластер по теме, индивидуальные карточки, музыкальная колонка.

Лев Николаевич Толстой:

«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти».

Ход урока

Дети здороваются с гостями, усаживаются за парты.

А пока проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать? (Ответ детей)

Тогда незамедлительно

Можем мы урок начать.

I. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

— Ребята зачитывают подобранные сочетания слов, близких по значению. (Упр. 225)

— По очереди называют подобранные ими слова к выражениям (Упр. 221 а)

— Сегодня к нам на урок пришла королева, хозяйка этого замка. На прошлых уроках мы покорили несколько его вершин. Вспомните, как зовут королеву. Собрав слово из разбросанных букв, вы соберёте её имя. (Дети собирают слово лексика; я приклеиваю название королевства над рисунком замка)

— Систематизация знаний детей о группах слов, выделяемых на основе общности значения (синонимы) или единства звучания (омонимы), в форме игры «Угадай-ка!».

Вспомните, в каких башнях королевы лексики мы побывали. 1. Эти слова близки по смыслу, часто могут заменять друг друга, чтобы в предложении не было повторения одного и того же слова. Это… 2. Есть слова-«обманки»: они звучат одинаково, а на самом деле совсем разные. О каких словах-«обманках» идёт речь.

Орфографическая разминка

— Я читаю фразеологизм, а вы записываете в тетрадь его значение.

Нога за ногу (идти) далеко

Спустя рукава (работать) медленно

За тридевять земель плохо

Сломя голову (бежать) много

Засучив рукава (работать) быстро

Куры не клюют хорошо

Проверка. (Прикрепить название башни «фразеологизмы»)

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.

— Прочтите пословицу, которая является девизом нашего урока. «Ученье – свет, а неученье – тьма»

— Как вы её понимаете?

— Что можно сказать о значении слов ученье – неученье, свет – тьма? Эти значения сходны или противоположны?

Мы уже изучали слова, близкие по значению, — синонимы; одинаковые по звучанию – омонимы, фразеологизмы – устойчивые словосочетания. А сегодня мы познакомимся со словами, противоположными по значению. Мы поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями. Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.

— Запишите тему сегодняшнего урока: «Антонимы».

III. Первичное восприятие и осознание нового материала

  1. Формирование представления об антонимах. Знакомство с термином.

— Прочитайте пословицы, записанные на доске.

— Как вы понимаете их смысл?

Знай больше, говори меньше.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.

Маленькая ложь за собой большую ведёт.

— В каждой пословице найдите слова, противоположные по значению.

— Такие слова с противоположным значением называются антонимами. Они всегда образуют пару.

Просмотр слайдов по теме «Антонимы».

Приводятся примеры пар из слайдов с постановкой вопроса к каждой паре ( Антонимы разных частей речи).

— А на какие вопросы отвечают слова-антонимы, образующие пару? (На одни и те же)

Просмотр слайдов с заданием «Правильно ли подобраны антонимы к словам?»

  1. Ознакомление с выводом «Запомни!» на стр. 104 учебника.

– Какие слова называются антонимами?

– Приведите примеры слов-антонимов, образующих пару.

  1. Ознакомление со словарём антонимов.

Выставка словарей.

Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарём синонимов и др. Существует и словарь антонимов. В нем собрано более 1300 пар слов. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. (Ученик поясняет значение слов добрый – злой).

Добрый – злой

— Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

— Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.

  1. Физминутка.

Дети выполняют танцевальные движения под музыку. (Мелодия поделена на 2 части: медленная, спокойная и быстрая, ритмичная)

IV. Закрепление и осмысление знаний

  1. Выполнение упражнения 228 (Устно). Разгадывание загадок.

  2. Выполнение упражнения 227 (кроме первого слова)

А) Коллективный разбор заданий.

Б) Самостоятельная запись пар слов-антонимов и вопросов к ним.

В) Запись составленного предложения.

3. Работа над словарным словом тяжелый.

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. (Прикрепляю карточку со словом к доске)

— В каких ситуациях мы употребляем слово тяжелый?

Тяжёлый чемодан – имеющий большой вес;

Тяжёлый день – напряжённый;

Тяжёлая задача – трудная;

Тяжёлый характер – неуживчивый;

Тяжёлый воздух – несвежий.

Значит, это многозначное слово.

— Произнесите слово по слогам.

— На какой слог падает ударение?

— Назовите безударный гласный звук.

— Какой буквой обозначен этот звук на письме?

— Можно ли проверить написание безударного гласного? Как? (Тяжесть)

— Это первая орфограмма в слове тяжёлый – безударный гласный, проверяемый ударением.

— Но в этом слове есть ещё одна орфограмма.

— Какой звук слышится под ударением? (Звук О). какой буквой он обозначен на письме?

— Написание этой орфограммы нужно запомнить.

— Произнесите слово тяжёлый так, как мы его будем записывать. Запишите его зелёной пастой 3-4 раза на строке. Подчеркните орфограммы.

— А может ли одно слово иметь несколько антонимов?

— На следующей строке напишите антонимы к слову тяжёлый (Лёгкий день, свежий воздух)

— В каком случае слово может иметь несколько антонимов? (Если это слово имеет несколько значений)

— Подберите антонимы к словосочетаниям. Запишите их.

Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жёсткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый.

— Как вы думаете, все ли слова имеют антонимы? (Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом).

  1. Выборочный диктант.

— послушайте стихотворение. Выпишите слова с противоположным значением – антонимы.

У прохожих на виду висело яблоко в саду.

Ну кому какое дела? Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко. А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко, а улитка – далеко.

А телёнок озабочен тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень велико и тяжело.

А котёнку всё равно: кислое – зачем оно?

— Что вы! – шепчет червячок, — сладкий у него бочок.

— Почему все звери говорили о яблоке по-разному?

V. Обобщение и систематизация новых знаний.

Выполнение упражнения в парах.

  1. К словам левой колонки подберите антонимы из правой.

Близкий злой

Честь холодный

Редкий незнакомый

Правдивый новый

Узкий молчать

Известный дальний

Говорить ложный

Активный густой

Старый бесчестье

Горячий широкий

Добрый пассивный

  1. Заполнить таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.

Синонимы

Антонимы

Горе

Друг

Холод

Работа

Говорить

Старый

  1. Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

– Добрый друг — …(Злой враг)

— Теплый день — …(Холодная ночь)

— Хорошее начало — …(Плохой конец)

— Последнее поражение — …(Первая победа)

  1. Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова.

— Посеешь – пожнешь.

— Летом – зимой.

— Дело – потеха.

— Свет – тьма.

— Легко – трудно.

— Больше – меньше.

  1. Посмотрите на рисунок, на котором изображены два мальчика, и постарайтесь подобрать как можно больше пар антонимов. ( Высокий – низкий, толстый – худой, румяный – бледный, темноволосый – светловолосый, веселый – грустный, добрый – злой и т.д.). Подбор антонимов к словосочетаниям.

VI. Итог урока.

В каких башнях королевы лексики мы побывали?

Это слова, которые даже не хотят смотреть друг на друга, называют противоположные явления, понятия. О каких словах идёт речь?

Мы посетили последнюю башню замка королевы лексики – «антонимы» (прикрепляю к доске).

— Есть такой фразеологизм «Завяжи узелки на память»

— Какие же мы сегодня завяжем узелки?

А) Слова с противоположными значениями называются антонимами.

Б) Они всегда образуют пару.

В) В паре слова-антонимы отвечают на один и тот же вопрос.

Г) Слово может иметь несколько антонимов? (Если это слово имеет несколько значений)

Д) Не все слова могут иметь антонимы.

Самооценка учащихся за урок.

СЧИТАЮ ВСЁ ХОЧУ

ЧТО ЗНАНИЙ РАВНО ЗНАТЬ

ДОСТАТОЧНО ГОРАЗДО

БОЛЬШЕ

_______________________________

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

VII. Домашнее задание.

Упражнение 231 (Сочинить сказку с антонимами), выучить правило на стр. 104, подготовить ответы на вопросы «Проверь себя» на стр. 106.

Нас ждёт время игры. Я буду называть слово, а вы должны произнести антоним к этому слову.

Послушайте стихотворение Д. Чиарди «Ещё одно эхо?»

А нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь …НИЗКО

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь ….БЛИЗКО

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь …ПОЛ.

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажеш ты …НАШЕЛ

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты …ХРАБРЕЦ

Теперь НАЧАЛО я скажу.

Ну отвечай …КОНЕЦ.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *