Безударная гласная в корне 3 класс слова – План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Открытый урок в 3 классе по русскому языку на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова». УМК «Школа России»

Материал по русскому языку (3 класс) на тему: карточки 2-3 класс «Безударные гласные»

Вр…мена

Под…рил

Гл…зной

Д…чурка

Гл…ток

Др…вишки

Гн…здо

Др…зды

Г…ра

…ловый

Д…нёк

Ж…рища

Д…тёныш

Ж…лток

Д…ждливый

Д…лёкий

З…лёный

Поз…лота

З…ркальный

Л…вец

Фамилия имя ___________________________________оценка__________

…гривый

Н…визна

К…чнулся

П…рник

К…злёнок

Н…сишко

К…тёнок

Н…чник

Кр…сивый

Св…сток

Л…сник

Б…льной

Кр…кливый

Сн…жинка

Л…дник

Тр…винка

Л…тучий

Тр…пинка

Кр…винка

С…сновый

Фамилия имя ___________________________________оценка___________

В…рхушка

В…твистый

Пч…линый

Хл…пушка

Р…ка

Ч…рнота

С…ринка

В…ковой

В…нтовой

Д…ждевик

Ч…совой

Пл…сун

Б…ковой

Т…пло

В…снушки

М…довый

Б…льшой

К…тушка

Хр…брец

К…чели

Фамилия имя ___________________________________оценка___________

Заг…дал

Ст…ловая

Зап…х

Зап…сная

П…рное

См…трел

Л…сной

Стр…итель

Гр…бной

К…лечко

Кр…сота

В…дёрко

В…дяной

Зв…зда

Выл…тел

Дв…ровый

Т…жёлый

Д…брота

Х…дить

Бр…вно

Фамилия имя _____________________________оценка___________________

Хв…стун

Стр…лок

Ч…стота

Б…гун

Пл…хой

Л…чить

Уг…щает

С…нливый

Б…лила

Ск…зал

Гол…д

Прот…кает

Л…нивый

К…лючий

Зав…зал

Ш…рокий

Р…зак

Дл…на

С…лить

Хл…пушка

Фамилия имя _______________________________оценка _______________

Ш…рина

В…ршина

Пов…р

М…кушка

Тр…щит

Св…ной

З…мляной

Выр…зать

Гр…да

Бр…дячий

В…сна

Св…зать

Ос…нь

К…чать

З…ма

Л…жать

Сл…варь

Л…теть

Д…карь

Б…жать

Фамилия имя _____________________________оценка _________________

nsportal.ru

Открытый урок по русскому языку «Безударные гласные гласные в корне слова» (3 класс)

Цели: сформировать у учащихся привычку задумываться над значением слова при выборе буквы в корне слова.

Предметные результаты: учащиеся должны уметь опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, группировать по видам; знать правила, определяющие написание орфограмм.

Метапредметные результаты.

Познавательные: анализировать , самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; строить логические цепочки рассуждений;  синтезировать материал при составлении  таблицы  с восполнением недостающих компонентов.

Регулятивные: вносить  необходимые   коррективы в  способ действия, соотносить свои действия с планируемым результатом, оценивать результаты работы.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, работать в группе, согласовывать свою деятельность с деятельностью других.

Личностные: определять цели своего обучения.

Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, разноуровневые карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока

  1. Организация класса

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять –

Буду грамотно писать

  1. Работа над новым материалом Слайд №1

1. Актуализация знаний.

а) Элементы чистописания(Пп )

б) Словарная работа

1)Загадка.

Я важный и сочный

У меня красные щёчки (Помидор)

Слайд №2

hello_html_19917d56.png

Что означает слово «помидор»? (Сочный вкусный и полезный овощ круглой формы красного цвета)

Поставьте ударение в слове.

Что можно сказать о гласных О и И? (Они безударные)

Попробуйте подобрать проверочное слово, чтобы проверить безударные гласные в этом слове.

Какой можно сделать вывод? (невозможно проверить)

Гласные О и И – непроверяемые гласные, написание этого слова нужно запомнить.

Как называются слова, написание которых мы запоминаем? (словарные)

2) Звуко – буквенный анализ слова

3) Подбор однокоренных слов.

Слайд №3

hello_html_m4f042c15.gif

— Выделите корень, поставьте ударение, поставьте точки под безударными гласными.

— Подчеркните слова, которые являются изменением одного и того же слова.

Помидор,помидорки, помидорчик, помидорный, помидоры.

4). Подберите синоним к слову помидор.( Томат)

5) Работа с ИД Слайды № 4-7

hello_html_6ae46ca9.gif

hello_html_38318ddf.gif

6) Вывод правила проверки безударных гласных, проверяемых ударением и подбором однокоренных слов. hello_html_65dcd7ad.gif

2. Сообщение темы и цели урока.

— Каждый урок русского языка для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете тайну.

— Сегодня я предлагаю нашим ребятам провести урок-исследование. А что значит исследовать? (Ответы детей).

— А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!

— Сегодня нам с вами предстоит выяснить, как от значения слова зависит выбор правильной буквы в корне.

Исследовать тему мы будем по этапам.

Этап первый “Работа с однокоренными словами”.

Я хочу рассказать вам один случай, который произошёл однажды на уроке русского языка.

Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам: “Спишите их. Только — не спешите”. Все пишут, а Алёша — нет…- Почему ты не работаешь, Алёша?

— А я не знаю, что надо делать. То вы говорите “спишите”, то “не спишите”…

Как вы думаете, ребята, почему Алёша растерялся?

( Алёша подумал, что “спишите” и “спешите” имеют одно значение, ведь произносятся они одинаково. Он не знал, что эти слова пишутся по-разному, значит и значение у них разное.)

Как правильно записать эти слова?

сп..шите — пишут

не сп..шите — спешка (на доске вставляем пропущенную безударную букву и записываем проверочное слово).

— Отлично справились с заданием, значит, легко нам будет выяснить и значение слов с помощью однокоренных.

4. Мозговой штурм.

Этап второй. “Объясни значения слов”.

— Объясни с помощью однокоренного слова кого так называют?

— А теперь решите орфографические задачи. Сначала пиши проверочное слово, потом проверяемое. Не забывайте подчеркивать вставленную букву. 1 вариант – 1 столбик, 2 вариант– 2 столбик. Самостоятельно с последующей проверкой.

Первый вывод: Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву в корне?

. Этап третий. “Изучаем новое правило”

Прочитаем новое правило.

— Появляется новое правило Слайд № 8

Дети читают ее вслух.

Внимание!


В корнях слов ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением.

Объяснение значения слова – это способ проверки корней!

Слай № 9

hello_html_72dcda53.jpg

ФИЗМИНУТКА.

Я смотрю, что вы устали и поэтому все встали.
Ножками потопали 1, 2, 3.
Ручками похлопали 1, 2, 3
Мы походим на носках, а потом на пятках,
Все проверили осанку и свели лопатки.

— В воздухе рисуем букву, которая требует проверки в словах:

носами – »о» (рисуем носом)
ногой — »я»
бедром — »е»
глазами – »а»

головой »и»

5. Первичное закрепление.

Этап четвертый “Реши орфографические задачи”

1)Используя полученную информацию в ходе исследования, решаем орфографические задачи прямо на ИД Слайд №10

2) Зап . вать лекарство (пить)

Зап . вать песню (петь)

Б . чок для мусора (бак)

Ложись на б . чок (бок)

— Вывод: Что помогало нам решать орфографические задачи?

— Потому, что объяснение значения слова – это способ проверки корней.

Этап пятый “Проблемная ситуация”

1. (На рабочей доске написано: приходи с мечом, вечером, сыграем.)

Я прочитаю рассказ об одной ошибке. А вы ответите, почему так получилось.

Дима написал своему дружку Пете записку: «приходи с мечом, вечером, сыграем«. Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку.
— Ну как? — Спросил Дима вернувшуюся сестру.
— Отнесла. Сказал, что к шести часам придет.
— Мяч будет! Петька принесёт, я ему написал записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования — длинный деревянный меч.

Почему так получилось?

 6.  Работа в группах.

 2) Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать гнезда родственных слов. Поработайте в группах. На листочке записан «корень», вам нужно найти его «родственников» и записать.

hello_html_7ace0025.png

7. Работа с учебником ( ч.1 с 76 ,упр)

8. Вставить в предложение подходящее по смыслу слово. Работа с ИД Слайд №11

hello_html_m685ee8b7.gif

— Вывод: С заданием справились легко потому, что знаем новый способ проверки корней – это объяснение значения слова.

9. Игра «Будь внимательным».

 

– Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

hello_html_m1fe7d9c8.png

10. Этап седьмой “Итог исследования”.

Итак, может ли значение слова помочь выбрать правильную букву в корне? Почему? Правило!

— Это и есть еще одна открытая нами тайна!

— Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными.

— А для проверки знаний, полученных в ходе исследования я предлагаю задание.

11.Проверочная работа. Письмо под диктовку. Взаимопроверка

— Напишите предложения под диктовку. Обозначьте изучаемую орфограмму, если испытываете затруднения в подборе проверочного слова, оставьте «окошко»

Читают запись на доске: Слайд № 12

На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками неудобно, стыдно! Ты теперь умеешь их избегать. “Окошко” на месте орфограммы лучше ошибки. Помни это!”

Наш город окружают леса. Лиса живёт в лесу. В речке утром я сама поймала большого сома.

12 Блиц опрос Слайд № 13

13 Итог урока

Узелки на память Слайды14,15hello_html_m58a57d3e.gifhello_html_693a2d8c.gif

  Рефлексия. Гномик весёлый и грустный Слайд № 16

 Домашнее задание

Дополнительные задания

Слайды № 17, 18

Карточки для индивидуальной работы:

Л . са, загр . знить, л . нивый, п . тёрка, с . сна, м . слёнка,

ст . на, с . нливый, в . зание, п. хучие.

.

Гл . зунья, стр . ла , д . жди, р . ка, пл . сал, м . слёнка, ст . на,

д . машний, к . тёнок ,л . нейка

Зап . вать лекарство

Зап . вать песню

Б . чок для мусора

Ложись на б . чок

Л . са, загр . знить, л . нивый, п . тёрка, с . сна, м . слёнка,

ст . на, с . нливый, в . зание, п. хучие.

Л . са, загр . знить, л . нивый, п . тёрка, с . сна, м . слёнка,

ст . на, с . нливый, в . зание, п. хучие.

Л . са, загр . знить, л . нивый, п . тёрка, с . сна, м . слёнка,

ст . на, с . нливый, в . зание, п. хучие.

Гл . зунья, стр . ла , д . жди, р . ка, пл . сал, м . слёнка, ст . на,

д . машний, к . тёнок , л . нейка

Гл . зунья, стр . ла , д . жди, р . ка, пл . сал, м . слёнка, ст . на,

д . машний, к . тёнок , л . нейка

Гл . зунья, стр . ла , д . жди, р . ка, пл . сал, м . слёнка, ст . на,

д . машний, к . тёнок , л . нейка

 

Гл . зунья, стр . ла , д . жди, р . ка, пл . сал, м . слёнка, ст . на,

д . машний, к . тёнок , л . нейка


infourok.ru

Карточки по русскому языку для 3 класса по теме «Безударные гласные в корне слова,проверяемые ударением»

В- 1___________________

1. К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

г…лодать — …………………………. ст…рожка- ………………………………

в…здушный — …………………….. в…сёлый — ………………………………

д…лёкий — ………………………. ч…совщик — ………………………………

ш…стёрка — ………………………. кр…кливый — ……………………………..

2. Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.

к…рмушка — ( о,а) — …………………………. д…ревья — (е,и) — …………………………….

уг…щать — (а,о) — …………………………….. ст…рожить — ( а,о) — …………………………

ш…лестеть — (е,и) — ……………………………… ш…рстяной — (е,и) — …………………………

ж…стянка — (е,и) — ………………………………. м…рской — (о,а) — ………………………….

т…пло — (е,и) — …………………………………… ж…мчужина — (и,е) — ………………………..

В-2 ________________________

1.Вставьте пропущенные буквы в данный текст. В скобках напишите проверочные слова.

Лес.

В л…су (………….) живёт рыжая л…са ( ……………). Лисий дом — н…ра ( ………………..). У н….ры ( ………….) играют весёлые л…сята (……..). Л….сица (……………..) учит их лисьим повадкам.

2. Вставьте буквы а или о:

С…сна, тр…ва, ст…лы, г…лодный, м…стерская, ст…ловая, к…чает, н….чной, в….лчонок, к….злёнок, хр…брец, х…дить, тр…винка,кр…снеет, с…лонка.

3. Вставьте буквы е или и :

С…дой, скр…пит, кр….чать, сн…жинка, в…сеть, в…селье, п…сьмо, д….ревянный, сл….вовое, з…лёный.

В- 1___________________

1. К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

г…лодать — …………………………. ст…рожка- ………………………………

в…здушный — …………………….. в…сёлый — ………………………………

д…лёкий — ………………………. ч…совщик — ………………………………

ш…стёрка — ………………………. кр…кливый — ……………………………..

2. Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.

к…рмушка — ( о,а) — …………………………. д…ревья — (е,и) — …………………………….

уг…щать — (а,о) — …………………………….. ст…рожить — ( а,о) — …………………………

ш…лестеть — (е,и) — ……………………………… ш…рстяной — (е,и) — …………………………

ж…стянка — (е,и) — ………………………………. м…рской — (о,а) — ………………………….

т…пло — (е,и) — …………………………………… ж…мчужина — (и,е) — ………………………..

В-2 ________________________

1.Вставьте пропущенные буквы в данный текст. В скобках напишите проверочные слова.

Лес.

В л…су (………….) живёт рыжая л…са ( ……………). Лисий дом — н…ра ( ………………..). У н….ры ( ………….) играют весёлые л…сята (……..). Л….сица (……………..) учит их лисьим повадкам.

2. Вставьте буквы а или о:

С…сна, тр…ва, ст…лы, г…лодный, м…стерская, ст…ловая, к…чает, н….чной, в….лчонок, к….злёнок, хр…брец, х…дить, тр…винка,кр…снеет, с…лонка.

3. Вставьте буквы е или и :

С…дой, скр…пит, кр….чать, сн…жинка, в…сеть, в…селье, п…сьмо, д….ревянный, сл….вовое, з…лёный.

infourok.ru

Конспект урока русского языка «Правописание безударных гласных в корне слова» 3 класс

МОАУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 имени С.Т. Вагина»

открытый урок

по русскому языку в 3 «А» классе

«Правописание безударных гласных в корне слова»

УМК «Школа России»

ФГОС

Учитель начальных классов

Килимник Лариса Викторовна

г. Оренбург

2018 г.

Цели: учить видеть орфограмму, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, формировать умение проверять безударные гласные в корне двумя способами: изменяя форму слова или подбирая однокоренное слово так, чтобы безударный звук стал ударным.

Предметные:

-усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;

-формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;

Метапредметные:

-расширение творческой деятельности учащихся;

-формирование объективной самооценки.

Личностные:

-формирование личностных универсальных учебных действий;

-развитие внимания, мышления, интереса к языку. развитие орфографической зоркости.

Задачи урока:

1. Научиться распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, отрабатывать умение подбирать проверочные слова, работать над лексическим значением слова.

2. Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, наблюдательность, навыки работы с учебником и тетрадью, моторику;

3. Воспитывать умение работать в коллективе, в парах,

Планируемые результаты:

Личностные:

Создать условия для формирования умения проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

Регулятивные:

  1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

  2. 2. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

  3. Оценивать собственную успешность в выполнении заданий.

Познавательные:

  1. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

  2. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

Коммуникативные:

  1. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  2. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

Тип урока: урок закрепления изученного.

Оборудование урока: презентация, наглядный материал, карточки для работы в группах, учебник по русскому языку (3 кл., Канакина, Горецкий).

Применяемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, творческие, работа в парах, групповах, проблемное обучение.

Ход урока

— Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

— Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок!

— Улыбнитесь друг другу! И пусть хорошее настроение будет нашим помощником на уроке.

— Открйте тетради, пишем сегодняшнее число, «Классная работа». Спинки ровные, пишем красиво.

-Посмотрите, какие соединения мы будем писать на минутке чистописания.

аяо иея оаи (Буквы написаны на доске)

Какие это буквы? (Гласные)

Скажите, какие соединения встречаютя? (нижнее, верхнее)

— Спишите и продолжите до конца строчки.

— Запишите слова с слова с этими буквами.

пломбир забор слезал

Разделите на слоги, поставьте ударение.

— Стараемся, показываем, как мы умеем красиво писать.

— Заканчиваем работу….

— Составьте с этими словами предложения……

— А я составила такое предложение ……

Настраиваются на урок, проверка готовности.

Ответы детей

Работа в тетрадях

.

ЛУУД

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

1. Актуализация опорных знаний.

У Толи братишка пломбир весь сл…зал,

пока тот с друзьями с забора сл…зал.

Мне нужна ваша помощь.

Помогите вставить нужные буквы в выделенные слова.

Как выглядят слова на первый взгляд?

— Верно. А теперь прочитайте предложение.

— Как звучат эти слова?

— Одинаковые ли буквы вы вставите? Почему?

(Разные, эти слова различаются лексическим значением.)

— В какой части слова находятся буквы?

— Как называется такая орфограмма?

— Какие безударные гласные могут быть опасными?

Опасных гласных всего 5,

Их я и буду проверять.

Не спеши! А, О, Е, Я, И-

Не проверил — не пиши! (слайд)

Сформулируйте тему урока?

Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне».

Давайте вспомним алгоритм, который используют при проверке безударных гласных в корне.

  1. Прочитай слово.

  2. Поставь ударение.

  3. Выдели корень.

  4. Определи безударный гласный.

  5. Подбери проверочное слово.

— Как вы думаете, сколько способов проверки слов с безударной гласной в корне слова существует в русском языке? (Высказывают предположения )

— Предположения разные!

— Над чем поработаем науроке? Что будем определять?

1. Определять, сколько способов проверки безударных гласных в корне существует.

— А когда узнаем, сколько способов проверки существует будем учиться их……..

2. Учиться применять эти способы на практике.

Одинаково

Одинаково

Аргументируют выбор гласных

В корне

Безударная гласная в корне слова

А, о, и, е, я

Читают хором

формулируют тему под руководством учителя

дети называют

1 ученик работает у доски

Высказывают

предположения

формулируют задачи под руководством учителя

ПУУД 2

РУУД2

КУУД1

РУУД1

КУУД1

ПУУД1

РУУД3

РУУД1

3. «Открытие» новых знаний

1. Два способа проверки слов с безударными гласными в корне.

Что изображено на слайде?

Дв..ры

— Почему в этом слове пропущена буква?

— Как это доказать?

— В какой части слова безударный звук?

— Подходит нам это слово для исследования?

— Тогда поработаем над способами проверки.

а)

  • Назовите другие формы этого слова, запишите.

  • Поставьте ударение, выделите корень.

  • Есть ли среди данных форм слово, где на букву о падает ударение?

  • Каким оно будет являться по отношению к другим формам?

— Какой вывод сделаем? Как проверить безударный гласный в корне слова?

Вывод: Изменить форму слова так, чтобы безударный стал ударным.

б)

А теперь давайте подберём однокоренные слова к слову дворы

— Запишите эти слова, поставьте ударение, выделите корень.

— Есть ли среди них проверочное? Какое?

— Какой ещё способ существует?

Вывод: Подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный звук стал ударным.

2.Работа с информацией.

— Ребята, скажите, когда мы хотим что-то узнать, к кому мы можем обратиться за помощью, где найти нужную информацию?

— Давайте откроем учебники и проверим, все ли способы проверки безударных гласных в корне мы нашли. (Читают правило)

— Ребята, это правило нужно дома ещё раз прочитать и выучить.

Безударная гласная

Поставить ударение

В корне.

Да

Двор

Форма слова

Дорами, двором, ко двору и т.д.

Да, двор

Проверочным

Делают вывод

Дворец, двор, дворник др.

Ответы детей

Делают вывод

В учебнике,

в интернете, спросить у гостей, у учителя

ПУУД2

КУУД1

ПУУД1

ПУУД1

РУУД3

4. Первичное осмысление. закрепление.

5. Физминутка

1. Упражнение в подборе проверочных слов двумя способами.

Упр.194

— Почему написание выделенных букв надо проверять?

— Прочитайте задание под второй красной точкой. Что необходимо сделать?

— Кто уверен, что справится сам, работает самостоятельно по образцу, а остальные выполняют задание с нами.

(стрелы, стрелка) стрела…и т.д

(Оценивание работы)

— Как же проверить безударный гласный в корне?

— Сколько способов существует?

— Как же проверить безударный гласный в корне?

-А сейчас немного отдохнём!!!

Презентация.

2. Словарная работа.

— Ребята, скажите, а все слова с безударной гласной в корне мы можем проверить?

— Как называются эти слова?

Поиграем в игру «Отгадай загадки»

1. Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (берёза)

2. Хоть неплохо я одета,
Бьёт озноб меня всегда.
И весной, и жарким летом
Вся дрожу я в холода.(осина)

3. Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.(заяц)

4. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.(собака)

5. Фырчит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает, тебя с ног сбивает,
Слышишь его, да не увидишь его.(ветер)

6. Над домом у дорожки
Повисло пол-лепёшки.(месяц)

7. Малиной обедает,
Где мёд ведает. (медведь) 

8. Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.(корова)

9. Гребень имею – не пользуюсь им,

Шпоры имею – не езжу верхом.(петух)

10. Каждый, каждый с ним знаком, —

Вот берется теста ком,

Запекают в нем творог,

Получается … (пирог)

— Поменяйтесь тетрадями, оцените работу товарища.

(Работы 3 учеников оценивает учитель)

3. Работа в группах.

А сейчас я хочу узнать, как вы умеете договариваться. Поработаем в группах.

— На ваших партах карточки со словами.

— В центре находится слово, которое требует проверки. Найдите проверочные слова.

— Сколько таких слов будет? Почему?

Форма слова – красным цветом

Однокоренное слово – синим. (проверка)

Это безударные гласные

Ответы детей

3 ученка у доски, (задание выполняется по рядам) остальные в тетрадях

Ответы детей

Повторяют движения

Нет

Словарные

Отвечают и записывают в тетрадь

Взаимопроверка

Два,

два способа проверки

Работают в группах

КУУД1

РУУД3

ПУУД2

РУУД2

ПУУД2

КУУД3

6. Рефлексия.

— Сохранилось ли хорошее настроение? Оцените свою работу на уроке.

(Наклеивают солнышки или тучки)

Наклеивают

шаблоны

КУУДЗ

7. Итог урока, домашнее задание.

— Поведём итог урока.

— Сколько способов проверки безударного гласного в корне существует?

— Назовите их.

— Просигнализируйте с помощью карточек, как вы научились их применять.

-Домашнее задание. Упр.195. Наш урок закончен, всем спасибо!

Два

Ответы детей

Самооценка

Записывают задание

РУУД3

infourok.ru

Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме: Проверочная работа по теме: «Безударные гласные в корне слова»

Проверочная работа по теме: «Безударные гласные в корне слова»

        1 вариант

1. Вставь пропущенные буквы:

  Стр . на, д . бро, уд . вление, т . шина, п . тнистый, схв.тить,  стр. ла

2. Подбери проверочные слова:

    ст .на -_______________________    р .ка — _______________________

    гр. бной — ____________________     т .жёлый — ____________________

    д .ржать -_____________________    ск .льзит — ____________________

    сп. на -_______________________     м. лчать — ______________________

3. Исправь ошибки:

    Развернулись на бирёзках маладые лесточки. В трове показались залатые одуванчики.

4. В каждой строчке найди проверочное слово, обведи его, в остальных словах подчеркни безударную гласную.

    Вода, водяной, водный

    Цветение, расцветать, цвет, цветник, цветы

    Поля, поле, полянка

    Лепка, лепить, вылепил

5. Вставь пропущенные буквы:

    М.роз тр.щит.

    З.ма м.тёт.

    Сн.гирь, как маков цвет, цв.тёт.

    П.ёт и в.с.лится,

    М.роза не б.ится.

6. Выпиши слова с безударной гласной О:

    К.ток, в.лнушка, с.довник, выг.нять, пов.р, зн.чок, н.члег, к.л.сок

    ______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

7._________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

__________________________________________________________________   __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Проверочная работа по теме: «Безударные гласные в корне слова»

        2 вариант

1. Вставь пропущенные буквы:

    З.рно, к.рмушка, б.жать, в.дяной, л.вил, сл.ды, в.ршина

2. Подбери проверочные слова:

    з.ма — ______________________   д.бро –___________________________

    х.лодный — _________________    л.сной — __________________________

    кр.чат — ____________________    д.ржать — _________________________

    см.льчак — __________________    б.дняк – __________________________

3. Исправь ошибки:

    Развернулись на бирёзках маладые лесточки. В трове показались залатые одуванчики.

4. В каждой строчке найди проверочное слово, обведи его, в остальных словах подчеркни безударную гласную:

 Зима, зимушка, зимовка

 Лесник, лесок, лес, лесной

 Красный, краснеть, краснота

Ленивый, лениться, ленивица, лень, лентяйка

5. Вставь пропущенные буквы:

   На б.рёзе т.ремок,

   Не в.сит на нем замок.

   Дверь открыта для ж.льца

   Г.в.рливого скв.рца.

6. Выпиши слова с безударной гласной А:

    К.ток, в.лнушка, с.довник, выг.нять, пов.р, зн.чок, н.члег, кр.савица

    ______________________________________________________________

    ______________________________________________________________

7.  ________________________________________________________________

________________________________________________________________    ________________________________________________________________

__________________________________________________________________   __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

nsportal.ru

Разработка и презентация «Безударные гласные в корне слова»; 3 класс УМК «Школа России» — Русский язык — Начальные классы

Разработал учитель начальных классов МАОУ «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа» Буланкина О.П. e-mail: [email protected]

Открытый урок по русскому языку на тему:

«Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок закрепление изученного материала.

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: блок-сигналы, карточки со словами, снежинки буквы,

ИКТ: презентация к уроку

Цели: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, не будем зря время терять.

— Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

III. Психологический настрой.

— Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

IV. Чистописание.

— Откройте тетради, запишите число – сегодня:

Одиннадцатое декабря.

Классная работа.

— Какое сейчас время года? (зима)

— Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга, и др).

— Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки.

— Что вы заметили? — Какие буквы? Что вы можете о них сказать?

— Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой и как Мороз на окне в тетрадях составим узор из букв и соединений. А, Е, О, И.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

— Ребята, а какой праздник у нас скоро?

— Я слышала, что Дед Мороз ко всем детям отправил своих помощников с приглашениями на Новогоднюю ёлку. А мне Дед Мороз позвонил по своему лесному телефону и сказал, что к нам тоже придёт гость. А кто к нам придёт, вы должны отгадать.

Что за нелепый человек

Пробрался к нам в 21 век.

Морковкой нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла.

— Правильно, это Снеговик. Он приглашает нас в путешествие к Новогодней ёлке. Но путь этот будет нелёгким. Вы ведь знаете. Что зимой бывают метели и вьюги.

V. Словарная работа.

— Снеговик приготовил для вас задание. Запишете под диктовку в тетрадь слова:

МОРОЗ, ЗАЯЦ, УЛИЦА, РАБОТА, СЕВЕР, ОБЕД.

— Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

— А теперь проверим. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова, которые записаны на доске.

М…роз, за…ц, ул…ца, р…бота, сев..р, …бед

— Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

VI. Постановка проблемы урока.

— Снеговик рассказал мне историю, она произошла с его друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.

«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

— Почему так получилось?

— Какое правило не знал автор записки?

— Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – с мячом

— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

— Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

— Я вам предлагаю ответить на вопросы:

Ч то

Г де надо проверять?

Как

Чем

VII. Повторение ранее изученного материала.

— Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.

— Ответим на первый вопрос:

Что надо проверять? Гласные А, О, И, Е, Я

— Ответим на второй вопрос:

Где надо проверять? В корне слова

— Ответим на третий вопрос:

Как надо проверять? Надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне.

— Ответим на четвёртый вопрос:

Чем надо проверять? Проверяем ударением

VIII. Работа над темой урока

— А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

— Итак, вот слово ЗИМА

— Что сделаем первым. (Прочитаем слово)

— Затем поставим ударение.

— Выделим корень

— Определим безударную гласную.

— Подбираем проверочное слово.

АЛГОРИТМ

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово.

IX. Упражнения. Работа по учебнику.

— Используя алгоритм, выполните упражнение №263 в учебнике на стр. 112.

Выб_гать, бл_стеть, сп_шить, пос_дить, закр_чать, засв_стеть, уд_вить, забл_стеть, дот_щить, просл_дить, зал_вать.

— Молодцы! Молодцы, ребята. С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.

X. Физкультминутка.

— Что-то снеговик устал. Да и мы немного приустали. Давайте дружно сделаем физкультминутку.

— Следующее задание Снеговика потребует от вас не только знание алгоритма но и внимания.

— Возьмите свои карточки. На карточках три тестовые задания. Вам необходимо из четырех представленных ответов, найти правильный. Желаю удачи!

А. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

1) тяжелый – тЯжесть 3) столовая — стОлик

2) похвала – хвАлить 4) гостиница – гОсть

В) В каком слове допущена ошибка?

1) морской 3) посодить

2) письмо 4) страна

С) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?

1) камушки 3) стрелки

2) легкие 4) спортивный

— Подымите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

XI. Работа с текстом.

— Снеговик приготовил для вас новое задание – текст. Прочитайте.

— Ребята, ничего не пойму. Вы ничего не заметили, что не так?

— Восстановите текст и вставьте пропущенные буквы.

Кр_сив русский лес з_мою! Поб_лели п_ля и луга. Льдом покрылась р_ка. Глубокие, чистые л_жат под д_ревьями сугробы.

XII. Подведение итогов.

— Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке. Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

— Кто хочет задать первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?

— Кто хочет ответить?

XIII. Рефлексия.

Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке.

1. Я все понял, но у меня остались вопросы

2. Я все понял, могу работать по алгоритму

3. Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому

Д/З т. к. наш урок сегодня был необычным, д/з тоже будет необычным. Дома напишите письмо деду Морозу. И мы на следующем уроке эти письма проверим и отправим с помощью нашего друга снеговика.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Безударные гласные в корне слова.

По горизонтали:

1. На глазах – по колесу
И сиделка на носу.

3..Площадь круглая,
Площадь важная
Между ухом и ртом раскинулась.

5. Серый длинноух “иа-иа!” кричит.

7. Утром бусы засверкали,
всю траву собой заткали,
И пошли искать их днём:
Ищем-ищем – не найдём.

9. Ходит – бродит среди льдин
Птица важная…

11. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?

13. Кафтан на мне зелёный,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч.

15. Течет, течет – не вытечет.
Бежит. Бежит – не выбежит.

16. Птица длинноклювая
Дом на крыше свила,
Счастье с собой привела.

По вертикали:

2. Мы день идём, мы ночь идём,
Но никуда мы не уйдём.

4. Ею траву косят
И девчата носят.

6. Рыжая птичница
Пришла в курятник
Наводить порядок.

7. Ягоды – красненькие
Листья – рябенькие.

8. Вот магазин. Не для красы
Прилавок, а на нём …

10. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова.

12. Одна сестрица
Всю жизнь другую обгоняет,
А обогнать не может.

14. Что олень на голове носит?

pedsovet.su

Конспект открытого урока «Правописание безударных гласных в корне слова» 3 класс

Урок русского языка в 3 «Б» классе

Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова»


Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Повторить и обобщить правописание слов с безударной гласной в корне слова;

  • Учить распознавать на слух безударные гласные.

Развивающие:

  • Развивать у детей самостоятельность, самоконтроль и самооценку, интеллект, внимание.

  • Способствовать обогащению словаря и письменной речи.

Воспитательная:

  • Прививать интерес и любовь к русскому слову.

  • Вырабатывать привычку делового сотрудничества, толерантности и самоконтроля за поведением во время работы на уроке.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Форма проведения урока: комбинированный.

Оборудование: учебник Канакина “Русский язык” 1 часть для 3класса, индивидуальные карточки, карточки с дифференцированными заданиями, презентация.

Примеча

ние

Организация деятельности учащихся

1мин.

Актуализация знаний.

2 мин.

Словарная работа

5мин.

Минутка чистописания

1 мин.

Сообщение темы урока

2 мин.

Работа с доской

4 мин.

Работа на доске

5мин.

Физминутка

1 мин.

Самостоятельная работа

5мин.

Подведение итогов

Рефлексия

3 мин.

Домашнее задание

1мин.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели,

На меня все посмотрели!

Здравствуйте ребята. Меня зовут Татьяна Александровна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка.

И отправимся мы с вами в гости к старому и мудрому дедушке Корню.

Ребята, но перед тем как отправится в путешествие нам нужно вспомнить что такое корень?

Тяжело живётся дедушке Корню. Все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты. Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!

С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое задание.

Мы подошли к воротам страны дедушки Корня. Но ворота закрыты. А открыть их нам помогут ваши знания.

Запишем Дату, классная работа.

Посмотрите на экран. У нас даны слова, прочитайте их.

ВЕТ…Р

П…ГОДА

УЖ…Н

ОБЛ…КО

ЗА…Ц

СН…ГА

К…РА

Скажите, на какие две группы можно разделить эти слова?

Как называются слова, где мы не можем проверить безударную гласную в корне слова?

Что мы с ними делаем?

Запишите в тетрадь только словарные слова, вставляя пропущенную букву, подчеркните ее и поставьте ударение.

Проверим. Какие гласные вставили?

Проверьте получившийся ряд букв: е, о, а, и, я.

Пропишите их чередуя друг за другом всю строку.

Посмотрите на словарные слова и буквы, которые мы в них вставили и подумайте какая будет тема нашего урока?

Скажите пожалуйста, а это новая для вас тема?

Тогда чем мы будем заниматься на уроке?

Совершенно верно.

Ну, вот ворота и открылись, перед нами владения дедушки Корня.

Скажите, а что нужно сделать что бы не допускать ошибок в написании безударных гласных?

А как мы это будем делать?

Молодцы!

А мы идем дальше.

Ворота мы открыли, но войти в них нам не дает злая собака.

Скажите, что нужно дать собаке, чтобы ее задобрить? Что собачки любят?

Верно и что бы получить косточку, нам нужно выполнить следующее задание.

Посмотрите на слайд. Перед вами действия, которые нужно выполнять для того, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, но они все перепутались. И нам нужно восстановить правильный порядок, то есть создать алгоритм.

  1. . Читаю слово

  2. Ставлю ударение.

  3. Выделяю корень.

  4. Подчеркну безударную гласную в корне.

  5. Подберу проверочное слово.

  6. Обозначу орфограмму.

Какие молодцы, нам удалось задобрить собаку и пройти дальше.

А мы идем дальше по тропинке.

Ой, посмотрите, дорогу засыпало камнями.

Чтобы нам пройти дальше, нам нужно выполнить следующее задание.

На доске вы видите слова с пропущенными буквами.

Как вы думаете, что нам нужно сделать?

Верно, нам нужно вставить пропущенные буквы, пользуясь алгоритмом, который мы составили. Получившиеся пары записываем в тетрадь, выделяя орфограммы.

В __да – (воды)

Гн__здо- (гнёзда)

Пч __ла- (пчёлы)

В __сна – (вёсны)

кно — (окна)

Какие молодцы, смогли освободить тропинку от камней.

Ребята, а давайте с вами немного отдохнем. Встаём из – за своих парт и повторяем слова и движения за мной.

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп,

Мы топаем ногами, топ, топ,

Качаем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем

Мы низко приседаем и прямо мы встаем.

Молодцы, тихонечко садимся.

И вот, тропинка привела нас дальше. Ребята, дедушка Корень приготовил для вас задания разные, выберите задание по силам (каждый уровень на листах разного цвета).

Оранжевый – легкий уровень

Зеленый – посложнее

Ознакомьтесь и приступайте к их выполнению работая самостоятельно прямо в карточках

Карточка (оранжевого цвета)

Вставь пропущенные буквы в слова с безударной гласной, укажи стрелочками соответствие проверочных слов, выдели орфограммы.

Пож…лтели • корень

К…ренья • лебедь, лебедушка

Выгл…нул • желтый

Л…б…диный • молот, молотит

М…л…ток • взгляд

Г…л…ва • головы, головка

Карточка (зелёного цвета)

Вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова, выдели корень.

Ч…стоту – ……, гр…знуля. – …, к…л …сок – ….., ……, п…тнистый – ….., уг…сает – ….., сп…шит – …., в…шнёвый – ….., з…леный – ……

Ребята, а теперь поменяйтесь карточками и проверьте работу своего соседа по образцу. Если сосед выполнил, что то не правильно, по зачеркните красным карандашом.

И нам с вами нужно оценить каждую работу. Если все правильно, вы рисуете улыбающийся смайлик, если допущено 1-2 ошибки, то серьёзный смайлик, а если более 3 ошибок, то грустный.

Какая у нас сегодня была тема урока? (Правописание безударных гласных в корне слова)

Что такое корень?

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Хорошо, а теперь давайте оценим сами себя.

На столе, у вас лежат два цветочка, выберите цветок, который подходит для вас:

Мне было интересно и легко– желтый цветок; Возникали трудности и есть с чем еще поработать – красный цветок.

Посмотрите на оценки друг друга, что мы можем о них сказать? Каких цветочков больше?

Что это значит?

Какие еще на полянке есть цветочки?

Что это значит?

Открываем свои дневники и записываем д/з на следующий день

С.110 №207

Наш урок подошел к концу.

Спасибо вам за урок!

Садятся на свои места

Корень слова – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение

Читают слова

Слова с проверяемой безударной гласной и непроверяемой

Словарные

Запоминаем

Записывают словарные слова, вставляют пропущенные буквы, выделяют ударения

е, о, а, и, я.

Прописывают минутку чистописания

Безударные гласные в корне слова

Нет

Повторять и закреплять знания

Проверить

Подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, так чтобы безуд. Стала ударной

Косточки

Работа по восстановлению алгоритма

Вставить пропущенные буквы

Физминутка

Выполнение самостоятельной работы

Взаимопроверка

«Правописание безударных гласных в корне слова»

….

Цветочки

Записывают д/з

Слайд 1 черный

Слайд 2

страна дедушки Корня

Слайд 3

Черный

Слайд 4

Страна дедушки Корня

Слайд 5

Закрытые ворота

Слайд 6

Слова

Слайд 7

Слова разделены на две группы

Слайд 8

Слова с вставленными гласными

Слайд 9

Черный

Слайд 10

Владения Корня

Слайд 11

Черный

Слайд 12

Собака

Слайд 13

Алгоритм разбросанный

Слайд 14

Тропинка с камнями

Слайд 15

Черный

Слайд 16

Проверка

Слайд 17

черный

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *