Слово работа словарное слово или нет: проверочное слово к букве «А» – «Какое проверочное слово к слову работы?» – Яндекс.Знатоки

проверочное слово к букве «А»

В рус­ском язы­ке суще­стви­тель­ное «рабо­та» тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся сло­вар­ным сло­вом. Но все же, если обра­тить­ся к эти­мо­ло­гии (про­ис­хож­де­нию) сло­ва, без­удар­ный глас­ный «а» мож­но про­ве­рить.

В сло­ве «рабо­та» пред­став­ля­ет труд­ность напи­са­ние без­удар­ной глас­ной «а» в корне:

рабо́та — корень/окончание

Как пра­виль­но пишет­ся это сло­во, с бук­вой «а» или «о»?

Сварщики работаютСварщики работают

Работа

Правописание слова «работа»

В напи­са­нии инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва вос­поль­зу­ем­ся прин­ци­пом рус­ской орфо­гра­фии, что в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся та же глас­ная бук­ва, что и под уда­ре­ни­ем в том же сло­ге подо­бран­но­го одно­ко­рен­но­го сло­ва или в фор­ме исход­но­го сло­ва. Посмотрим, как мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем глас­ные в сле­ду­ю­щих сло­вах:

  • лети́т — лёт­чик;
  • краси́вый — укра́сить;
  • гряда́ — гря́дка;
  • роса́ — ро́сы.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во «рабо­та» с без­удар­ным глас­ным в корне, под­бе­рем про­ве­роч­ное сло­во сре­ди род­ствен­ных лек­сем в надеж­де, что уда­ре­ние про­яс­нит без­удар­ный глас­ный:

  • рабо́тник
  • рабо́тница
  • рабо́тать
  • работя́га
  • зарабо́таться;
  • за́работный

Подбор род­ствен­ных слов не дал поло­жи­тель­но­го резуль­та­та. Проверяемый глас­ный в корне рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва так и остал­ся без­удар­ным.

Следовательно, перед нами сло­вар­ное сло­во, о напи­са­нии кото­ро­го справ­ля­ем­ся в орфо­гра­фи­че­ском сло­ва­ре.

Вывод

«Работа» — это сло­вар­ное сло­во. Написание бук­вы «а» в корне сло­ва «рабо́та» запом­ним.

Как толь­ко при­шла ран­няя друж­ная вес­на, сра­зу заки­пе­ла рабо́та на полях.

Происхождение слова «работа»

Но если посмот­реть в эти­мо­ло­ги­че­ском сло­ва­ре про­ис­хож­де­ние  это­го сло­ва, то выяс­нит­ся, что оно заим­ство­ва­но из ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка.

Из обще­слав. orbota, суф. про­из­вод­но­го от orbъ (> раб). Ср. точ­ное соот­вет­ствие в нем. Arbeit. Работа пер­во­на­чаль­но — «тяже­лая, под­не­воль­ная рабо­та, раб­ство».

В древ­но­сти тяже­лым тру­дом зани­ма­лись рабы, под­не­воль­ные люди, плен­ни­ки, попав­шие в раб­ство.

Вывод

Узнав про­ис­хож­де­ние сло­ва «рабо́та», про­ве­рим без­удар­ный глас­ный «а» в его корне эти­мо­ло­ги­че­ски род­ствен­ным сло­вом «раб».

Примеры предложений

На мор­ском при­ча­ле шла кипу­чая рабо́та день и ночь.

Все зна­ют, какая нелег­кая рабо́та у него.

Справишься ли ты, ведь это доволь­ная хло­пот­ная и напря­жен­ная рабо́та.

Рабо́та вра­ча не каж­до­му под силу.

Скачать ста­тью: PDF

Исследовательская работа по теме «Загадки словарных слов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

Средняя общеобразовательная школа №18

Секция:

ГУМАНИТАРНАЯ

Загадки «словарных» слов

hello_html_7c5853d3.jpg

Автор: Пелипенко Маргарита Олеговна

3 «Д» класс,

МАОУСОШ №18 г.Армавир

Руководитель проекта: Засухина Анна Петровна

учитель начальных классов

МАОУСОШ №18, г.Армавир

2014 г

Содержание

Введение

На уроках русского языка в начальной школе мы узнаем слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми безударными гласными в корне слова, с двойными согласными, с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить. Ни для кого не секрет, что слово легче запомнить, если знаешь его значение. А можно ли проверить эти слова с помощью ударения? А многие ли знают, где можно узнать значение слова? Ведь запомнить все на свете невозможно, и не зря мудрецы говорят, что умный не тот, кто все знает, а тот, кто знает, где найти то, чего не знаешь. В этом и состоит актуальность исследования.

Цель работы: узнать, можно ли проверить «словарные» слова?

Перед собой мы поставили такие задачи:

1. Узнать, что такое «словарные» слова.

2. Узнать, в каких словарях можно узнать правильное написание «словарных» слов.

3. Узнать, из каких языков в нашу речь пришли «словарные» слова.

4. Выяснить, влияет ли этимология слова на написание слова.

5. Попытаться найти проверочные слова к «словарным» словам.

Гипотеза: «Словарные» слова невозможно проверить ударением, их правописание нужно только запомнить.

Объект исследования: словарные слова из орфографического словарика «Пиши правильно» в учебнике «Русский язык» для 3 класса

Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной

Предмет исследования: происхождение и проверка словарных слов.

1. Что такое «словарные» слова.

Слова называют предметы, явления, признаки и действия окружающего мира. Чем больше человек познает мир, тем больше он открывает в нем нового, и все новое называет словами. Весь мир отражается в словарном составе языка. Русский язык по запасу слов является одним из богатейших в мире. Точное число слов, каким располагает русский язык, назвать невозможно, потому что одни слова в нем постоянно создаются, а другие уходят их употребления. Правописание большинства слов подчиняется особым орфографическим правилам, но есть слова, проверить которые невозможно. Это слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми безударными гласными в корне слова, с двойными согласными, с непроизносимыми согласными. Эти слова мы называем «словарными».

2. В каких словарях можно узнать правильное написание «словарных» слов.

Словарь —  книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. Различают энциклопедические и лингвистические словари. С развитием компьютерной техники всё большее распространение получают электронные словари и онлайн-словари.

Обычно «словарные» слова помещаются в орфографические словари.Орфографический словарь – это словарь, который содержит перечень слов в их нормативном написании [9]. Орфографический словарь содержит лексику современного русского литературного языка.

Каждое слово имеет свое лексическое значение, значит «словарные» слова можно найти в толковых словарях. Толковый словарь — это словарь, содержащий слова с объяснением их значений [9]. В словарной статье таких словарей даются краткие толкования значений слова, примеры его употребления в речи, фразеологические сочетания. Приводятся основные грамматические формы слова, отмечаются ударение и в отдельных случаях произношение.

Русский язык может пополняться словами из других языков мира, поэтому «словарные» слова есть и в словарях иностранных слов. Словарь иностранных слов – это словарь, в котором приводится перечень слов иностранного происхождения, их толкование и иногда этимология [9].

Этимологический словарь – особенный. Если к обычному словарю обращаемся за справкой, то из этимологического словаря мы узнаем о происхождении того или иного слова.

3. Из каких языков в нашу речь пришли «словарные» слова.

Все слова по происхождению делятся на исконные и заимствованные. Исконные слова – это такие слова, которые унаследованы в языке от более древних эпох его развития, либо образовались в языке сравнительно недавно. Иначе говоря, это собственные слова данного языка.

Заимствованные слова – слова, которые пришли к нам из других языков. В русском языке имеются заимствования из тюркских, германских, финских, угорских, французского, итальянского, литовского, латышского, латинского, греческого языков. Среди заимствований есть заимствования из старославянского языка.

Объектом исследования стали слова из словарика «Пиши правильно» в учебнике «Русский язык» для 3 класса Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной [3].

Всего в словарике 128 слов. Пользуясь Словарем иностранных слов и Школьным этимологическим словарем русского языка [5] мы установили, что 45 слов заимствованы из других языков, значит, правилам русской орфографии не подчиняются, их написание надо запомнить.

Остальные слова исконно русские, общеславянские или старославянские. Несколько слов не встретились в Школьном этимологическом словаре и Словаре иностранных слов: валенки, весело, до свидания, картина, змея, Москва, пловец, потом, трактор. Их значение мы нашли в Толковом словаре С. И. Ожегова [6].

4. Влияет ли этимология слова на написание слова.

Знакомство с мнением одноклассников натолкнуло на мысль, что многие из них смысл слов, а значит и их правописание, объясняют, опираясь на народную этимологию, т.е. как они понимают смысл, исходя из корневой основы слова, при этом они забывают рассмотреть слово с точки зрения исторического толкования лексического значения. Например, оказывается, что сходство слов «выдра» и «выдрать» является лишь внешним – в действительности происхождение и история этих слов не имеет ничего общего: глагол происходит от древнерусского дьрати (с тем же значением), а «выдра» родственно литовскому udra в том же значении, греческому xydra – водяная змея (буквально «выдра» означает водяное животное) [2].

      Изучает происхождение слов особая наука. Этимология (от греч. «etymon» — истинное значение слова и «logos» — учение) — это раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слова, а также исторических изменений в структуре слова и его значениях [3].  Существуют особые этимологические словари. Их очень много, есть специальные этимологические словари для школьников.    Мы обратились к Школьному этимологическому словарю, авторы Н. М. Шанский, Т.А.Боброва (СНОСКА), и узнали, как появились некоторые слова русского языка, помещенные в словарик «Пиши правильно».

Воробей. Корень этого слова общеславянский. Решая вопрос о происхождении этого слова, одни связывают его с звукоподражанием щебету воробья, другие возводят к древнему корню вор- , который отражен еще в словах проворный, ворота

Воробей – проворный, ворота

Декабрь. Заимствовано из старо-славянского языка. Декабрь является суффиксальным производным от десять. Следовательно, декабрь – по календарю римлян – десятый месяц в году.

Библиотека. Восходит к греческому βιβλιοϑηκη

отβιβλιιον «книга» и ϑηκη«склад». В древнерусском языке 11-14 веков греческое слово просто переводилось по частям – получалось книгоположница, книгохранительница.

Библиотека — βιβλιοϑηκη

Вагон. Появилось у нас это слово вместе с железной дорогой. Восходит к французскому vagon, а оно, в свою очередь, к английскому wag(g)on «железнодорожный вагон». Начало же всему положило немецкое Wagen, что означает просто «повозка».

Вагон — vagon

Автобус. История этого слова весьма необычна. Сначала во французском языке появилось слово omnibus для обозначения первого общественного транспорта. По происхождению omnibus – дательный падеж множественного числа от латинского omnis «весь». Дословный перевод «всем (для всех) (предназначенный)». Естественно, первые омнибусы были еще на конной тяге, и когда появились омнибусы-автомашины, то их окрестили автобусами – французское

autobus состоит из auto (сокращенное от automobile) и bus – конечные слог слова omnibus, воспринятый как суффикс. Французское autobus быстро стало международным. В русский язык оно попало через немецкий в начале 20 века.

Автобус — autobus

Карандаш. Известно с середины 17 века. Обычно связывают с тюркскими словами kara«черный» и das, tas «камень», ср. турецкое karatas «черный сланец».

Карандаш — karatas

Капуста. Общеславянское название этого овоща не имеет однозначного объяснения. Большинство ученых связывают его происхождение с латинским caput «голова», наловившимся на слово compos(i)ta«составленная, сложная».

Капуста — caput

Комната. Заимствовано из польского языка в 15 веке. Польское komnata «зал, большая комната во дворце» заимствовано из латинского, где

caminata«отапливаемое помещение» (от caminus «печь, камин»).

Комната — komnata

Магазин. Заимствовано из французского языка в начале 18 века. Французскоеmagasin «магазин, склад» восходит к итальянскому magazzino, а оно, в свою очередь – к арабскому makhazin «хранилище, склад, амбар».

Магазин — magasin

Пассажир. Заимствовано из немецкого или голландского языка в начале 18 века. Немецкое и голландское слова восходят к французскому passager «проезжающий» (от passage «проезд», образованному от passer «проезжать»).

Пассажир –passage

Исследуя значение и происхождение слов по этимологическому словарю, мы увидели, что определить правописание большинства слов по родственным словам из других языков невозможно, потому что мы не знаем орфографических законов тех языков, из которых к нам пришли заимствованные слова.

5. Проверочные слова к «словарным» словам.

При исследовании мы обратили внимание, что некоторые современные слова русского языка можно проверить другими, которые исторически им родственны. Для определения значения слов мы взяли Школьный этимологический словарь русского языка, авторы Н.М.Шанский, Т.А.Боброва [8] и Толковый словарь русского языка, авторы С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова [6].

Воскресенье – современное значение – день недели; историческое значение – день, когда воскрес Спаситель.

Воскресенье — воскрес.

Вчера – современное значение -в день перед сегодняшним, историческое значение – устаревшая форма творительного падежа существительного вечер.

Вчера – вечерний.

Запад – современное значение – одна из четырех сторон света, историческое значение – от заходить, падать.

Запад – падать.

Здравствуй – современное значение – приветствие при встрече, историческое значение – пожелание собеседнику здоровья.

Здравствуй – здоровье, здравие.

Картина. Известно с Петровской эпохи. Такого слова нет ни в одном языке (только в украинском, белорусском и болгарском, но там это заимствование из русского). Возможно, образовано откарта при помощи суффикса – ин.

Картина – карта.

Корабль – современное значение – морское судно, историческое значение: есть две точки зрения на происхождения этого древнего славянского слова. Согласно первой, оно ещё в общеславянский период было заимствовано из греческого языка. Согласно второй – это слово исконное, однокоренное славянскому короб «большая корзина», поскольку есть свидетельства о существовании примитивных кораблей с плетеными из гибких веток корпусами. На первый взгляд это может показаться фантастикой: ведь плетёнки должны пропускать воду. Однако и сейчас в некоторых русских деревнях в туго сплетенных корзинах носят или достают из колодца воду и хранят молоко.

Корабль – короб.

Малина – современное значение – сладкие, обычно красные ягоды полукустарникового растения, историческое значение — есть несколько предположений о происхождении этого слова. Возможно, что в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. В таком случае, слово малина образовано от прилагательного малый – «маленький» с суффиксом – ина.

Малина – маленький

Пшеница – современное значение – хлебный злак и его зерна, историческое значение – от пшено (пьшено).

Пшеница – пшенная.

Урожай – современное значение – количество уродившихся плодов, историческое значение – от рожай.

Урожай – род.

Четверг – современное значение – день недели; историческое значение – от четвьртъ«четверть», буквально четвертый день недели.

Четверг – четверо.

В Словарике «Пиши правильно» учебника «Русский язык» для 3 класса

Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной есть слова, которые можно проверить с помощью ударения.

hello_html_m29851aec.png

Мы увидели, что некоторые современные слова можно проверить ударением, если знать их историческое значение. Таких слов из 128 всего 10. Остальные слова проверить нельзя.

Заключение

В нашей работе мы постарались узнать, что такое «словарные» слова, можно ли их проверить и в каких словарях можно найти значение «словарных» слов.

Выводы:

1. Понятие «словарное» слово используется для того, чтобы учащиеся быстрее понимали, что это слово нельзя проверить, а его написание надо запомнить. В широком смысле все слова русского языка являются словарными, т. к. любое слово русского языка можно встретить в каком – либо словаре.

2. «Словарные» слова можно найти в орфографическом словаре, в толковом словаре, в этимологическом словаре, заимствованные слова – в словаре иностранных слов.

3. «Словарные» слова пришли в русский язык в разное время. Среди них есть как общеславянские слова, так и заимствования из множества языков: английского, немецкого, французского, итальянского, из латыни, древнегреческого и персидского языков.

4. Написание большинства слов невозможно объяснить их происхождением.

5. К некоторым «словарным» словам можно подобрать проверочные слова, зная этимологию слова.

Таким образом, мы видим, что гипотеза подтвердилась частично.

Думаю, наша работа будет полезна ученикам 3 классов, потому что мы исследовали все слова из словарика «Пиши правильно» Л. Ф. Климановой,

Т. В. Бабушкиной.

Литература

  1. Бархударова С. Г. Орфографический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988.

  2. Карантиров С.И. Этимологический словарь русского языка для школьников. – М., 1998.

  3. Климанова Л.Ф. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2012.

  4. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М.: Русское слово, 2001.

  5. Новый словарь иностранных слов. – Мн.: Современный литератор, 2006.

  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:Азбуковник, 1998.

  7. Откупщиков Ю. В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – Просвещение, 1986.

  8. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2002.

  9. http://dic.academic.ru/dic.nsf/

Методическая разработка (2 класс) на тему: Работа со словарными словами в начальных классах

Н.Н. Салмина, учитель начальных классов

Арсентьевского филиала ГБОУ СОШ с. Волчанка

м. р. Красноармейский Самарской области

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
В РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ

I этап. Знакомство с новым словарным словом.

Способы предъявления нового слова:

а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;

в) рассматривание предметной картинки;

г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова-антонима.

II этап. Работа над слуховым образом словарного слова.

Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу. Если младшие школьники умеют определять слабую позицию в слове до начала письма, то процесс письма для них становится более осознанным.

III этап. Запись слова с «окошком».

После того как учащиеся определили ударный и безударный слог, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы школьники, записывая слово, сами показали «опасное» место пропуском буквы, используя письмо с «окошком». В этом случае запись «окошком» является сигналом опасности, например: «мдведь», «плток».

Специфическая форма  записи  слова  с  пропуском «опасного» места (с «окном») – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы ученики при работе со словарными словами учились прежде всего сами обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.

Далее учащиеся пытаются подобрать к новому словарному слову проверочное и определить, какую же букву следует написать.

IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова.

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном варианте – ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.

Этимологические справки должны быть доступны для восприятия младшими школьниками.

Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом.

Ознакомительная работа со словарным словом строится в следующем порядке:

∙ постановка цели;

∙ предъявление нового слова, чтение, уточнение его значения, частичный звукобуквенный анализ с целью выделения орфограммы;

∙ орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове;

∙ сообщение учителем или учащимися этимологической справки, краткая схематическая запись ее на доске, в тетрадях или словариках, например:

Объяснение учителя

Пример записи в тетради

Деревня – от слова «дерево»; место, очищенное от деревьев; крестьянское селение. Однокоренные слова: деревянный, деревенский и др.

Деревня – проверочное: дерево

Земляника – от «земля»; земляная ягода

Земляника – проверочное: земли

Петух – от слова «петь»; с помощью суффикса -ух

Петух – проверочное: петь

Рябина – от слова «рябой» – пестрый, покрытый пятнами другого цвета; имеющий щербины, рябины, углубления. Однокоренные слова: рябой, рябчик, рябинник (заросль из кустов рябины)

Рябина – проверочное: рябчик

∙ подбор однокоренных слов;

∙ составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.

Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях можно использовать такой прием, когда трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким АССОЦИАТИВНЫМ ОБРАЗОМ, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Требования к ассоциативному образу:

а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;

б) ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Ассоциативная связь может быть выявлена по ряду признаков:

– по цвету,                           – месторасположению,

– количеству,                        – форме,

– действию,                         – материалу,  

– звучанию,                         – вкусу,

– назначению,                 – массе и т. д.

Работа над созданием ассоциативного образа включает следующие этапы:

1) записать словарное слово и поставить ударение;

2) выделить (подчеркнуть) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании;

3) выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив цветом сомнительную орфограмму;

4) найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова;

5) изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок), и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму;

6) прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую сомнительную орфограмму.

Ценность данного приема работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь.

На начальном этапе работы с использованием приема ассоциативного образа учитель сам показывает и создает образы. В дальнейшем уже ведется совместный разбор словарных слов, учитель выполняет лишь роль помощника. И уже потом учащиеся выполняют данные задания самостоятельно. В свою работу учитель может включать домашние задания типа: «Составить авторскую книжку словарных слов со своими ассоциативными образами».

Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в словарном порядке как непроверяемые, на самом деле могут быть проверены на более высоком уровне обученности. Так, в словах «корова», «молоко», «город», «деревня» полногласия «-оро-», «-оло-», «-ере-» пишутся всегда с буквами «о» и «е». В том, что это полногласия, а не случайные сочетания, легко убедиться, подбирая проверочные родственные слова: «город – град» («-оро-» чередуется с «-ра-»), «деревня – древо, древесный» («-ере-» чередуется с «-ре-»), «молоко – млека, млечный» («-оло-» чередуется с «-ле-»).

Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.

Часто на помощь в работе над трудными словами приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами, например:

Вот каникулы настали,

До свиданья, школа!

Мы теперь уже с тобой

Встретимся не скоро,

Но как радостно нам после

Лета золотого

К твоему порогу, школа,

Возвращаться снова!

                                                  В. Броневский

Тетрадки в портфеле шуршали,

Что в жизни важнее, решали.

Тетрадка в линейку бормочет:

– Грамматика!

А в клетку тетрадка ворчит:

– Математика!

На чем примирились тетрадка с тетрадкой,

До нас до сих пор остается загадкой.

                                                                      В. Берестов

Для формирования орфографического навыка, навыка правописания словарных слов учитель может использовать литературный материал: стихотворения детских поэтов, фрагменты из художественных произведений для детей.

Эффективному запоминанию орфограмм словарных слов помогает использование СТИХОТВОРЕНИЙ С ОПОРАМИ и РИФМОВОК-ПОДСКАЗОК. В ходе работы с подобным дидактическим материалом важно обеспечить сначала понимание детьми логики стихотворения, а затем сосредоточить их слуховую и зрительную память на запоминание правильного написания включенных в него словарных слов. Для этого каждое стихотворение или рифмовка пишется на отдельной табличке, плакате, а словарные слова, включенные в них, выделяются красным или другим ярким цветом. Ниже, под стихотворением, выписываются столбиками словарные слова, в которых другим цветом выделяется только запоминаемая буква, то есть «очень опасное» место.

Стихотворение или рифмовка читается сначала учителем, затем один-два раза учащимися хором и индивидуально. Потом выделяются словарные слова и акцентируется внимание детей на той гласной, написание которой надо запомнить, а сами слова записываются в словарик или в тетрадь. Если словарных слов в предложенном стихотворении-опоре много, число уроков, на которых будет выделяться время для словарной работы, можно увеличить. Все зависит от уровня развития учащихся данного класса.

Важно отметить, что часто в каком-либо слове написание одной или нескольких букв приходится запомнить, а другой или других проверить. С такими словами необходимо работать больше. И чтобы не путать «опасные» и «очень опасные» места, следует подчеркивать их по-разному: первые – одной чертой, вторые – двумя (лучше для этого использовать зеленый цвет).

Стихотворения отличаются и объемом, и тематикой, и наличием словарных слов разной сложности произношения и написания, разным их количеством. Большое их количество дает учителю возможность не только варьировать ими, но и делать каждую встречу со словарем более интересной и познавательной. К тому же большинство стихотворений содержит определенный воспитательный потенциал, реализуя который учитель в ненавязчивой форме может решать на уроках задачи трудового, нравственного и эстетического воспитания. Частое включение стихотворений в уроки положительно сказывается на развитии внимания и памяти учащихся, позволяет расширить словарный запас, диапазон грамотного письма детей.

Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием учитель может использовать ПРИЕМ ЗАМЕНЫ РАЗВЕРНУТОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДНИМ СЛОВОМ из «Словаря».

Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы учащиеся получают задания типа: «Ответьте письменно одним словом» и т. д.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Объект словарной работы – слово. Оно является сложной и многогранной единицей языка. Так,  в  каждом  слове различаются его звуковая (а на письме – буквенная, графическая) оболочка, составляющая «природную материю» слова, его лексическое значение и значение грамматическое.

Слово как смысловая единица, как носитель знаний представляет собой частицу знаний, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи. Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь.

Более рациональной является такая методика словарно-орфографической работы, когда в процессе изучения правописания слов данной категории детям будут предлагаться задания, которые наряду с орфографическими задачами преследуют и лексические цели, то есть будут направлены одновременно и на усвоение орфографии, и на активизацию словарного запаса.

Только в этом случае словарно-орфографическая работа станет и содержательной, и интересной для учащихся, а стало быть, и более эффективной, ибо всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова как лексической единицы, закреплению его в активном словаре школьника.

Для эффективного усвоения трудных слов необходимо рассматривать в единстве все стороны словарного слова: его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается комплексный и одновременно разносторонний подход к каждой языковой единице.

Можно классифицировать все  виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям:

1) фонетические упражнения;

2) словообразовательные упражнения;

3) морфологические упражнения ;

4) синтаксические упражнения;

5) упражнения лексического характера;

6) упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами;

7) упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы учащиеся научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все эти упражнения способствуют формированию фонематического слуха и речевых навыков. В результате фонетических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, алфавите.

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате таких упражнений формируются навыки правописания однокоренных словарных слов, умение разбирать слова по составу.

Предлагая учащимися задания, направленные на усвоение словарных слов, учителю необходимо связывать эти задания с изучением программного материала по морфологии и орфографии.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы, разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число. Эта работа проводится для того, чтобы научить детей осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме. Это особенно важно во 2–4 классах, когда большая насыщенность уроков учебным материалом требует от учителя и большей продуманности в организации словарно-орфографической работы.

На примере темы «Имя существительное» покажем, как проводили работу по усвоению правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Имена существительные составляют большинство словарных слов. Работу в связи с усвоением существительных с непроверяемыми написаниями в период изучения темы «Имя существительное» в 3–4 классах можно организовать в следующих направлениях:

– включение данных слов в подобранные учителем грамматико-орфографические упражнения;

– выполнение работ с использованием орфографического словаря, направленных на совершенствование грамматических знаний по изучаемой теме, а также на усвоение орфографических трудностей слов.

Часто работа с указанным учителем словарным словом выполнялась самостоятельно по плану:

1) найди слово в «Словаре»;

2) поставь ударение;

3) найди и выпиши букву, правописание которой следует запомнить;

4) поставь к слову вопрос и определи, к какой части речи оно относится;

5) запиши, с какими словами можно употреблять данное слово;

6) запиши однокоренные слова, определи их принадлежность к определенной части речи;

по русскому языку (1 класс) по теме: Работа над словарными словами в начальной школе.

            Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется  правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие  встречающиеся ему явления языка. В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются. Какой должна быть словарно-орфографическая работа, и что она из себя представляет? Словарно-орфографическая работа – это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений направленных на усвоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.
Итак, чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. То есть нужен новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка.


Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов.(Из опыта работы, приложение)
1.СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ).
Чаще всего использую этот вид работы в 1 классе, когда словарных слов изучено, ещё мало. Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово. 
КОММЕНТАТОР (ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ).
Даны словарные слова с пропущенными орфограммами (ошибкоопасные места). Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Я считаю, что очень важно научить детей классифицировать орфограммы. 
Например:
Т_ТРА_Ь или как вариант Т(и,е)ТРА(т,д)Ь
1.б/гл. Е в корне слова, непроверяемая ударением;
2.парн.согл. Д , которую можно проверить (звук согласный проверяй — рядом гласный подставляй)-тетради, где /Д/ стоит в сильной позиции.
2.«НЕМОЙ» СЛОВАРИК.
Тоже один из любимых видов работ у детей. Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.
3.«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ.
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…
4.«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.
Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.
5.«КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ.
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.
6.ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).
7.СХЕМЫ — УГАДАЙКИ.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. 
___О___О___  (воробей, молоко..)
_______СС__   ( касса, масса…)
8.КОПИЛКА — МИНУТКА.
На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся  группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д.
Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы
9.«ЛИШНЕЕ СЛОВО».    
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу.
Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». 
СОРОКА
ВОРОНА
ПЕТУХ
КОРОВА
ДОРОГА
Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:
1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5.
2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2. 
3….слово  петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную .
4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д.
Аргументов м.б. много, и «лишних» слов тоже!
10.БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).
Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. 
11.«МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК. 
Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами.
Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе. 
Например:
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.
МЕБЕЛЬ из ЕЛи.
ПАЛЬТО. ПАЛЬТО  носит  ПАпа. 
12«ШИФРОВКИ».
Эту работу чаще даю детям вне урока, т.к. задание на сообразительность, на логическое мышление (требует достаточно немало времени). Тем более, что у каждого ребёнка скорость мышления разная. Мне же важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть очень разные. Иногда сами дети придумывают их или  подсказывают идею.
Шифровка «слоговое сложение».                                                                                                                         
Раздели данные слова на слоги.
Составь из полученных слогов  словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.
Поставь ударение, выдели орфограмму.   
ВЕС НА        ГО РОД       НА РОД 
ТРА ВА        У ГОН       ВА ГОН
ТЕ МА         ЛЕ ТО        ФОН ТАН         ТЕ ЛЕ ФОН
Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку. Эту работу проверяю, обязательно оцениваю, подписываю автора и на др. уроках или занятиях использую, обязательно  объявляю, чью шифровку мы отгадываем.
Шифровка – алфавит.
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные  слова.
1, 13, 13, 6, 33 — (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
Шифровка «Убери лишнее».
Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: 
К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш
Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).
Это упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем (например, парные согласные).
Шифровка «Части слова».
Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в  результате получается не само словарное слово, а родственное ему.
Например:
Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.
Корень – как у слова МОРОЗИЛКА.
Суффикс – как у слова  БЕРЁЗКА.
Окончание – как у слова КОНЬКИ.
В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ .    
Шифровка «Добавь гласные».
(Или  «Испорченная печатная машинка»).
Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.
Например: КПСТ (КАПУСТА).
Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например:
Живые существа: 
КРВ      (КОРОВА)
ЧЛВК    (ЧЕЛОВЕК)
СБК      (СОБАКА)
ВРН      (ВОРОНА)
13.КРОССВОРДЫ.
Этот вид работы требует больше времени. Поэтому использую его во внеклассной работе и в качестве домашнего задания.
14.«НЕДОСТАЮЩИЕ ПАЗЛЫ»
По сути – это списывание с определённым грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.
15.«ПРОБА  ПЕРА».
В 3-4 классах практикую работу по развитию речи, когда индивидуальный словарик достаточно наполнен. ( Причём, хочется отметить, что для способных детей словарь дополнен  словами, не входящими в программу данного класса). С пятницы  и до понедельника  предлагаю написать ребятам рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору:
1. на одну букву (использовать все словарные слова на определенную букву;
2. на наличие в словарных словах буквосочетаний –оро-,      -оло-;
3. словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму (например, удвоенную согласную)…
4. можно использовать словарные слова  на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов.
«Проба пера» — это очень увлекательная творческая работа. Дети охотно сочиняют, оформляют и защищают свои работы. Создают целую книгу рассказов – помощников. И снова словарные слова мелькают и запоминаются легко и интересно.
16.«ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ»
Очень часто в рамках определённой темы работаю со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова…
ЗАДАНИЯ:
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).
2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…).
3. Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».
4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…).
5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.
Например:
М_ШИНА – МАШИНИСТ
6. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например:
К_РОВА – ( Зорька, Майка, Бурёнушка…) и т.д.
7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например:
Р_БОТА – РАБОТАТЬ и т. д.
17.«ГОЛОВОЛОМКИ»
Составление и разгадывание ребусов.
18.ЗАГАДКИ – ШУТКИ  (ИГРЫ).
1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).
2. Вкаких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)
3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).
Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. Таких игр, загадок множество. Иногда дети  и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или загадок.
19.«МУДРЫЙ СЛОВАРИК».
Я люблю использовать в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. Это не только интересно. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов.
ИГРА « ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ».
Занимаясь с детьми индивидуально, практикую пятиминутку словарной работы. Дети очень любят игру «знаю – не знаю». Я беру словарик ребёнка и вразброс спрашиваю, как пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль (простым карандашом в виде галочки в словарике). Ребятам очень нравится соревнование С САМИМ СОБОЮ. Если вчера за 5 минут игры было записано 8 слов, а сегодня меньше или больше? Ради этой игры дети были готовы повторять словарные слова ежедневно. Как оказалось, для них это азартная игра. Для более успешного исхода этой игры можно заранее определять группу словарных слов, с которой будем работать на следующем уроке. Например, я даю установку, что на уроке через неделю  мы будем играть со словами на букву «а», или со словами с удвоенными согласными… А как же готовиться к игре? Зубрить? НЕТ!!! Есть очень простой способ запоминания. Помните примету при подготовке к экзамену  – книжка под подушкой? Достаточно непосредственно перед сном (практически лёжа в постели) 1 раз, не торопясь, чётко проговорить по слогам определённую группу слов. Затем закрыть словарик или книгу и лечь спать. Учёными доказано, что, засыпая, человеческий мозг «прокручивает» информацию, полученную за день. Причём в обратном порядке. И больше всего времени на осмысливание и обработку полученной информации отводится тем событиям, которые произошли в конце дня. А меньше всего – с которых начинался день. Таким образом, на запоминание словарных слов, прочитанных на ночь, мозг отведёт больше всего времени  и плодотворно поработает без участия самого ребёнка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

 

Словарная работа по русскому языку в начальных классах



Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Словарная работа преследует различныецелии имеет разноесодержание.

  1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
  2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
  3. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километри др.).
  4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу. [1, с.75]

Хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку лучше проводить по «Словарю» учебника, по индивидуальному словарику; ученики меняются тетрадями, проверяя друг друга, подчеркивают карандашом неверную орфограмму. Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами: C целью выяснения запоминания и выработки прочных навыков правописания изученных слов можно проводить различные виды диктантов.

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.)

Картинный диктант: 1) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его; 2) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения; 3) учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания.

Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают отгадку и выделяют в написанном слове орфограммы.

Диктант по памяти:

1) записать по памяти слова на определенную тему;

2) записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е.

Диктант с комментированием. Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.

Творческий диктант. Заменить развернутое определение одним словом.

Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написания слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек. [3, с.435].

При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности: чтение слова с доски, таблицы, из индивидуального словарика (если это слово кто-то из учеников записал раньше), обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговариваем слово вслух, письмо слова в тетрадях, разбор слова по составу, подбор родственных слов, этимологический анализ (если возможно и необходимо), составление с данными словами словосочетания, предложения (устно и письменно).

Работа по учебнику должна связываться с изучением трудного слова. Сначала ученики под руководством учителя, а потом сами находят в текстах упражнений трудные слова, подбирают к ним родственные, составляют предложения.

Как и другие учителя, можно использовать словарные диктанты, состоящие из отдельно взятых слов и словосочетаний. Можно диктовать слова и словосочетания по темам, охватывающим многие стороны жизни людей, животных: птицы, овощи, город, магазин, почта, столовая, сад, библиотека, завод, одежда, огород, мебель, комната и т. д. Например, по теме «Магазин»: молоко, творог, масло, макароны, мясо, сахар, компот; по теме «Школьная жизнь»: девочка, дежурный, завтрак, карандаш, класс, календарь, коллектив, ребята, тетрадь, товарищ, ученик, экскурсия.

Целесообразно выпустить стенд по русскому языку под рубрикой, например, «Запомни эти слова». На нем помещать только те слова, которых нет в «Словаре» учебника, и которые ученики нашли в другом тексте, книге, статье. Стенд «В мире слов» включает в себя следующие рубрики:

  1. Из толкового словаря (в этой рубрике приводится толкование слова).
  2. Однокоренные слова.
  3. Присматривайся к слову! (в рубрике приводятся словосочетания с данным словом).
  4. Как произошло слово?
  5. Когда так говорят?
  6. Наш словарь.
  7. Конверты — кармашки для загадок, пословиц, поговорок, считалок, предложений.

Работу над трудными словами проводить в минуты, отведенные на чистописание. [2, с.88]

«Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», — писал известный ученый-методист А. В. Текучев. Он выделял ряд важнейших методических вопросов, которые актуальны и в настоящее время: утверждение принципа сознательного, а не механического усвоения навыков, развитие орфографической зоркости, самоконтроля и орфографической памяти; формирование орфографических навыков с учетом и на основе специфических особенностей (принципов) русской орфографии; прочность усвоения орфографических навыков.

Неоценимую помощь в совершенствовании методики изучения русского языка оказал М. Р. Львов. Он говорил, что слово — важнейшая единица языка. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова содержится 57 тысяч слов, в семнадцатитомном «Словаре современного русского литературного языка» — около 130 тысяч слов. Это — общеупотребительная лексика. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Словарная работа — одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

Для методики русского языка представляет определенный интерес то, что одним из критериев, определяющих речевое развитие ребенка, является широта и глубина различных ассоциаций или связей вокруг предмета, о котором идет речь.

Работа над словом в учебном процессе, таким образом, является работой, направленной на развитие речи и развитие мышления. Формирующая мысль требует для своего выражения языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в свою очередь, и качество речи находится в зависимости от предмета мысли.

Начальное обучение — важное время жизни для тех, кого мы называем будущие члены общества. То, как проходит этот особый период развития детей, может существенно отразиться на их дальнейшей судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества.

Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. В Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ подчеркивается, что начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма.

Изучение детского словаря, его увеличение, углубление и обогащение должно стать постоянной заботой учителя, так как индивидуальный словарь любого человека, и тем более младшего школьника во многом зависит от его индивидуального жизненного опыта, уровня образованности, самостоятельности мысли. Не случайно К. Д. Ушинский считал, что ребенок, поступивший в школу, нуждается в том, «чтобы его, хоть немного, приучали правильно глядеть на самые простые, окружающие его предметы, правильно думать, правильно выражаться, сознательно читать и давать себе отчет в прочитанном, — словом, чтобы его приготовить к учению». [4, с.321]

Литература:

  1. Купров В. Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, № 3.
  2. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. — М., 2003.
  3. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. — М., 1995.
  4. Ушинский К. Д. Собр. Соч. — Л., 1988–89.

Основные термины (генерируются автоматически): слово, русский язык, словарная работа, начальная школа, ребенок, гласная, память слова, изображенный предмет, знак ударения, трудное слово.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *