Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных
На этом уроке вы повторите правила о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных и сопоставите эти правила. Вы сможете потренироваться в их применении, чтобы правильно решать орфографические задачи в словах
Нормы и правила письменной речи называются орфографией. Вам придётся подружиться с ней, чтобы не допускать на письме ошибок.
Тема урока: «Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных».
Но сначала вспомним эти правила. Чтобы правильно написать букву безударного гласного в корне, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.
Из двух слов левого столбика выберите проверочное и решите орфографическую задачу в словах: тишина, потерпел, местечко, властелин, скользить, голубиный.
тихоня, тихий – т_шинá
терпит, потерпи – пот_рпéл
места, местный – м_стéчко
властный, властитель – вл_стелѝн
скользим, скользкий – ск_льзѝть
голубь, голубок – г_лубѝный
тихόня, тѝхий – проверочное слово тѝхий, поэтому слово тишинá
тéрпит, потерпѝ – гласный ударный в слове тéрпит, слово потерпел пишем с буквой е в корне терп-,
местá, мéстный – слово с ударным гласным в корне мéстный, в слове местечко буква безударного гласного е в корне мест-,
влáстный, властѝтель – проверочное слово влáстный, в слове властелин вставляем букву а в корне власт-,
скользѝм, скόльзкий – ударный гласный в слове скόльзкий, слово скользѝть пишем с буквой о в корне скольз-,
гόлубь, голубόк – проверочное слово гόлубь, в слове голубѝный вставляем букву о в корне голуб- (см. Рис. 1).
Рис. 1. Образец
Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным.
Ударный гласный всегда произносится сильнее, громче остальных звуков в слове и слышится чётко и ясно.
Это его сильная позиция: тѝхий, тéрпит.
Гласный, на который ударение не падает, называется безударным. Безударный гласный произносится слабее, тише ударного, изменяется, слышится неясно.
Это его слабая позиция: тишинá, потерпéл.
Чтобы проверить безударный гласный, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы гласный был в сильной позиции, под ударением.
Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный звук.
Иногда слова взаимно помогают друг другу – одно оказывается проверочным для другого.
скόльзкий – скользѝть
гόлубь – голубѝный
В проверочном слове
В проверочном слове гόлубь парный согласный на конце слова, есть выбор букв б-п. Слово голубѝный проверочное, так как после проверяемого согласного идёт гласный.
Чтобы согласный звук, глухой или звонкий, оказался в сильной позиции, нужно чтобы после него следовал гласный звук.
Хочешь – запомни! Парные согласные хорошо различаются перед звонкими согласными: [л, л’, м, м’, н, н’, р, р’, в, в’].
Например, злой, знак, зрение, зверь (звук [з] в сильной позиции). Слой, смех, снега, среда, сверять (звук [с] в сильной позиции)
мéстный – местéчко
влáстный – властелѝн
В проверочном слове мéстный есть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука. Слово местéчко
является проверочным, так как после проверяемого согласного идёт гласный.В проверочном слове влáстный непроизносимый согласный звук. Слово властелѝн является проверочным, так как после проверяемого согласного идёт гласный.
В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.
Чтобы согласный звук, глухой или звонкий, оказался в сильной позиции, нужно чтобы после него следовал гласный звук.
Когда мы проверяем написание букв согласных на конце и в середине слова и непроизносимых согласных в корне, пользуемся одним и тем же правилом.
Рябина.
Я очень люблю это скромное в [и] твистое дер и вце. Люблю его перистые з [и] лёные л [и] сточки. Они ш [и] л [и] стят даже при лё [х] ком в [и] т [и] рке. Это радо [сн] ое дер [и] во всем улыбается. Изд [а] вна русские люди с [а] жали рябину около дома. Цв [и] тёт рябина по[з’н’]ей в [и] сной.
В большинстве слов есть орфограмма безударных гласных в корне.
Надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.
ветвистое – имеющее ветви (буква е в корне ветв-)
деревце – большие деревья (буква е в корне дерев-)
зелёные – (что?) зелень (буква е в корне зелён-)
листочки – большой лист (буква и в корне лист-)
шелестят – раздаётся шелест (буква е в корне шелест-, вторая буква непроверяемая)
ветерке – большой ветер (буква е в корне ветер-, вторая буква непроверяемая)
дерево – во мн. числе деревья (буква е в корне дерев-)
издавна – значит, давний (буква а в корне давн-)
сажали – (что?) сад (буква а в корне саж-сад-)
цветёт – (что?) цвет (буква е в корне цвет-)
весной – (во мн. числе) вёсны (буква е в корне весн-)
В остальных словах проверяем написание парных по глухости-звонкости согласных и непроизносимых согласных.
Чтобы согласный звук, глухой или звонкий, оказался в сильной позиции, нужно, чтобы после него следовал гласный звук.
лёгком – (ласково) лёгонький (буква г в корне лёг-)
радостное – испытывать радости (буква т в суффиксе -ост-, корень рад-)
поздней – опоздать (буква д в корне позд-)
Я очень люблю это скромное ветвистое деревце. Люблю его перистые зелёные листочки. Они шелестят даже при лёгком ветерке. Это радостное дерево всем улыбается. Издавна русские люди сажали рябину около дома. Цветёт рябина поздней весной.
Кто какие гнёзда вьёт.
Гнездо дикой утки похоже на слоёный пирог. Дрозд построил себе из травки ковшик. Стриж выбрал для жилья крутой берег. А вот кукушка гнёзд не строит.
гнездό – (буква безуд. гл. е, проверка гнёзда, корень гнезд-)
утки – (буква парного согл. т, проверка уточка)
на пирόг – (буква парного согл. г, проверка пироги, букву безуд.гл. проверить нельзя, корень пирог-)
слоёный – (буква безуд.гл. о, проверка слой, корень слой-, звук й обозначает буква ё)
дрозд – (буквы парных согл. зд, проверка дрозды, корень дрозд-)
из травки – (буква парного согл. в, проверка травушка, корень трав-)
ковшик – (буква парного согл. в, непроверяемая, корень ковш-)
стриж – (буква парного согл. ж, стрижи, корень стриж-)
для жилья – (буква безуд.гл. и, жить, корень жи-)
бéрег – (буква безуд.гл. е, побережье, парный согл. г, берега, корень берег-)
кукушка – (парный согл. ш, кукушечка)
гнёзд – (буквы парных согл. зд, гнёзда, корень гнёзд-) (см. Рис. 2)/
Рис. 2. Образец
Потренируйтесь. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
Камень – вода.
По_вились первые льдинки на лужах, значит, бл_(с,з)ка з_ма с её м_розами. Скоро на р_ке всё ост_новится. Но лё(т,д) сделает и доброе дело. Он защ_тит ры(п,б) в р_ке, прикроет их прочной ст_ной. Если бы не лё(т,д), всё ж_вое в в_де погибло бы от хол_да.
появились – (что сделает?) появится, пишем букву я
близка – (каков?) близок, пишем буквы и, з
зима – (ласково) зимушка, буква и
морозами – непроверяемая орфограмма, буква о
на реке, в реке – (ласково) речка, буква е
остановится – встал, буква а
лёд – (нет чего?) льда, буква д
защитит – (кто?) защитник, буква и
рыб – (что?) рыба, буква б
стеной – (во мн. числе) стены, буква е
живое – жив, буква и
в воде – воды, буква о
от холода – холодный, буква о
Камень – вода.
Появились первые льдинки на лужах, значит, близка зима с её морозами. Скоро на реке всё остановится. Но лёд сделает и доброе дело. Он защитит рыб в реке, прикроет их прочной стеной. Если бы не лёд, всё живое в воде погибло бы от холода.
(По Е. Мару)Попробуйте на слух определить, сколько раз встретится парный по глухости-звонкости согласный, который нужно проверять, в шуточном стихотворении про ужа.
Полз уж узкой дорожкой, не шевелил ни одной ножкой. Он шевелил бы, если бы мог. Но у него не было ног. (Л. Керн)
Полз уж узкой дорожкой, не шевелил ни одной ножкой. Он шевелил бы, если бы мог. Но у него не было ног. (7 раз) (см. Рис. 3)
Рис. 3. Образец
На уроке вы узнали, что, когда мы проверяем написание букв согласных на конце и в середине слова и непроизносимых согласных в корне, пользуемся одним и тем же правилом.
Чтобы согласный звук, глухой или звонкий, оказался в сильной позиции, нужно чтобы после него следовал гласный звук.
Чтобы проверить безударный гласный, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы гласный был в сильной позиции, под ударением.
Список литературы
- М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциаци
Ударные и безударные гласные.
Урок письма в 4 классе школы VIII вида
Тема: «Ударные и безударные гласные»
Цели:
углубить понятие, что ударные гласные произносятся и пишутся одинаково;
способствовать развитию зрительно-слуховой памяти, слухового восприятия, коррекции мышления на основе упражнения в анализе-синтезе;
воспитывать эмоциональную адекватность поведения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Учащиеся вспоминают и называют изучаемую тему.
2.Тренинг для фаланг пальцев.
Моя семья
Папа, мама, деда, баба, я —
Вот и вся моя семья.
Техника выполнения. Начиная с большого пальца левой руки, от кончиков к основанию фаланг выполняем интенсивное поглаживание или растирание всех пальчиков пальцами правой руки. То же на правой руке. Выполнять 2-3 раза.
Зайка
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает. Прямо в зайчика стреляет.
Пиф- паф- не попал,
Быстро зайчик убежал.
Сжимать фаланги пальцев в кулак и разжимать.
II Разминка «Да» или «Нет».
— Слушаем внимательно и отвечаем на вопросы словами «Да» или «Нет».
— Сегодня 14 декабря? (Да)
— Время года зима? (Нет)
-День недели среда? (Нет)
-Сейчас урок письма. (Да)
— На уроке пишем аккуратно. (Да)
III. Чистописание.
На доске написано:
Дарья дарит Дине дыню.
Проговорить. Сначала медленно, а затем быстрее.
Объяснить орфограммы. Записать в тетрадях красиво по памяти. (Запись на доске закрыть)
Затем учитель открывает запись и дети осуществляют самопроверку.
Поставить в словах ударение.
— Какая гласная во всех словах ударная?(Первая)
— Как называются остальные гласные? (Безударные)
Слабые учащиеся отвечают с опорой на таблицу.
Гласные, на которые падает ударение, называются ударными гласными. Остальные гласные — безударные.
-назовите гласные буквы, написанные на карточке. (А, о, и, е, я)
-Что это за буквы? «опасные». В этих буквах чаще всего допускаем ошибки.
— Напишем гласные буквы, которые вызывают у нас сомненье при письме ( о а е и я ) по образцу в тетрадях.
-Вспомним правило о написании безударных гласных (безударные гласные надо писать так, как они пишутся под ударением.).
IV Сообщение темы урока
Мы будем на уроке тренироваться в подборе проверочных слов для написания безударной гласной.
V Словарная работа.
— Соедините слоги так, чтобы получились слова. ( Дети на партах соединяют слоги в слова) индивидуальная работа.
фаб ма ка лет де
рег би бед рев ня
га ри зин о бе
Фабрика, магазин, билет, обед, берег, деревня (комментировано у доски).
— Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.
— Прочитайте по слогам и назовите ударные и безударные гласные.
Образец ответа: би-лет — ударная гласная вторая е, безударная гласная первая и .
VI. Физкультминутка.
Раз — подняться, потянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Три-четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть,
Семь-восемь – лень отбросим.
VII Повторение пройденного материала
1. Вспомним алгоритм написания безударной гласной
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука.
— Какое правило надо знать при письме слов с безударными гласными?
(Безударную гласную надо писать так, как она пишется под ударением)
— Что нужно сделать в первую очередь?
— Что потом?
— Что еще вы сделаете?
1 Прочитай слово
2 Поставить ударение
3 Обозначь безударную гласную
4 Безударную гласную проверяем ударением
5 Изменяем слово так:
Один –много много- один
Плечо-плечи леса-лес
Запомните эти ступеньки, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной.
-Этот алгоритм поможет нам при выполнении задания
Гл…за
Гр…бы
Цв…ты
Тр…ва
З…мля
В…да
– Какие буквы мы вставляли?
– Что нужно сделать, чтобы проверить правильность написания безударной гласной?
VIII. Работа по теме урока.
Учебник: упражнение 16 стр. 64
Дети читают задание и текст.
— Когда человека мучает совесть?
— Как надо жить, чтобы тебя не мучила совесть?
Учащиеся подбирают подходящий заголовок и обосновывают свой выбор.
Объём письменной работы даётся дифференцированно.
После выполнения дети называют в словах ударные и безударные гласные.
Даётся образец ответа: может – ударная гласная первая о, безударная гласная вторая е .
— Какие гласные в слове произносятся и пишутся одинаково? (Ударные гласные). Слабые дети отвечают с опорой на таблицу.
Ударные гласные произносятся и пишутся одинаково.
Говорю-слышу-пишу: лес, дом, грабли.
IX. Упражнения для глаз.
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте.
2. Сделайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз
3. Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвинте обратно.
(Повторить 5 раз)
X. Закрепление.
1. Приём элемента не машинного программирования.
Заполнить тест.(У детей на партах две карточки)
бусы
грабли
лыжи
кружка
круг
Назовите известные вам правила в записанных словах.
Учащиеся обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку по второй карточке.
— Можно ли ошибиться в написании ударных гласных этих слов?
— Почему? (Ударные гласные произносятся и пишутся одинаково)
2. Комментированное письмо.
Корень ученья горек, а плод сладок.
Учащийся комментирует, объясняя изученные орфограммы.
— Назовите ударную гласную и её место в слове.
Образец ответа: корень— ударная гласная первая о, безударная гласная
вторая е .
— Как вы понимаете эту пословицу?
XI. Задание на дом: упражнение 15 стр.64
Задание читается и анализируется. Разбирается первое предложение.
Объём письменного задания даётся дифференцированно.
XII. Итог..
-Какие гласные в корне требуют проверки? (А,о,и.е,я)
— Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной? (Безударную гласную надо писать так, как она пишется под ударением.)
-Кто запомнил алгоритм правильного написания безударной гласной ?
1 Прочитай слово
2 Поставить ударение
3 Обозначь безударную гласную
4 Безударную гласную проверяем ударением
5 Изменяем слово так:
Один –много много- один
Плечо-плечи леса-лес
— Как произносятся и пишутся ударные гласные?( Ударные гласные произносятся и пишутся одинаково)
— Что вам понравилось на уроке?
— Чему учились на уроке?
XIII. Оценка работы учащихся.
Наступила з…ма. З…ленеют только ели.
Сн…жок лежит на тр…пинке.
Сне… кружится на в…тру.
На п…лях убрали урожай.
В…чером на улице т…мно.
У Веры красивая к…са.
Отгадай, кто это или что это. Игра «Филворд» индивидуальная работа.
кмрепошлиса лиса- лисы
рокспилаеум пила- пилы
колосисвыфл колос-колосья
днросазвнкху роса-росы
нвкузиманецф зима- зиму
«Ударные и безударные гласные в слове»
Урок по русскому языку по теме:
«Ударные и безударные гласные в слове» 2 класс
Слесарь Елена Сергеевна
учитель начальных классов
Цель: познакомить учащихся с соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и их возможном несоответствии в безударном слоге.
Задачи урока:
Образовательные:
изучить особенности соответствия или несоответствия гласных звуков и букв в ударном и безударном слоге;
научить определять в слове гласные звуки, обозначение которых на письме надо проверять;
Воспитывающие:
формировать у детей чувство сострадания и взаимопомощи ближним;
воспитывать любовь к родному языку;
Развивающие:
развивать воображение, память, любознательность;
развивать речь учащихся;
Расширять кругозор учащихся;
План урока:
Релаксация.(1 мин)
Организационный момент(2 мин)
Постановка темы и цели урока (4 мин)
Чистописание(2 мин)
Работа по теме урока (29 мин
Физкультминутка (2 мин)
Итоги урока (4 мин)
Домашнее задание(1 мин)
Вопросы и задания: по ходу урока.
Оборудование:
компьютер с мультимедийным оборудованием,
телеграмма,
костюм почтальона,
фигурки похожие на шляпу Незнайки,
пять гласных букв, требующих проверки (для прикрепления к груди учащихся).
Ход урока
1. Релаксация.
— «Сегодня прекрасный зимний день, у меня отличное настроение, я буду внимательно слушать учителя и у меня все, все получится!»
(Учащиеся, закрыв глаза, повторяют за учителем текс по частям, затем присаживаются за парты).
2. Организационный момент.
— Ребята, сегодня, мы с Вами (вдруг раздается стук и входит почтальон с телеграммой). Учитель, поблагодарив его, читает телеграмму, затем обращается к детям.
— Неприятности в стране Мультландии. Там, где живут забавные человечки из известных сказок. Прислал телеграмму наш старый знакомый Незнайка, который часто приходил к нам на уроки русского языка, теперь ему опять нужна наша помощь.
— Поможем ему, ребята?
3. Постановка темы и цели урока.
Буква а и буква о
Обижаются давно:
Нас ни в чем не виноватых, Часто путают ребята.
Больше всех Незнайка Ваш,
Который любит весь ваш класс.
Изуродует он слово,
Пишет через а — «карова».
Букве, а стоять здесь стыдно.
И в плохих словах — обидно!
(Стихотворение читает ученица в костюме Мальвины).
-Почему буква а и буква о обижаются на Незнайку?
-Что он забывает сделать, прежде чем написать слово?
-Даже в телеграмме допустил ошибку. Какую?
4. Чистописание.
-У каждого из вас на столах лежит фигурка, похожая на шляпу Незнайки. Давайте, чтобы буква аи буква о не обижались на Незнайку, украсим этими письменными строчными буквами шляпу.
5. Работа по теме урока.
1) — Посмотрите, какие рисунки нарисовал нам Незнайка, давайте поможем их подписать.
-Выделите ударный гласный звук в первом слове. Как вы думаете расходиться или совпадает в этом слове произношение ударного гласного с его обозначением на письме?
-А в остальных словах?
-Запишите слова в тетрадь, поставьте в них знак ударения.
2) — Но во многих словах произношение и написание гласных, на которые не падает ударение, не совпадает.
-Как вы думаете, что нужно делать с такими словами?
-Такие слова нужно проверять и обязательно подбирать проверочные слова или однокоренные слова, в которых этот гласный будет стоять под ударением. Запишите эти слова вместе с проверочными в тетрадь.
-Всего в русском языке пять гласных, которые нужно проверять. И даже Буратино их запомнил. Давайте и мы их назовем.
(Выходят ребята на груди у которых написаны буквы А, О, Е, И. Я! Читают стихотворение о буквах, которые нужно проверять).
3) — Незнайка вновь все напутал и неправильно записал проверяемые и проверочные слова, придется нам опять ему помогать.
-Соедините проверяемые и проверочные слова, и запишите их в тетрадь.
Проверьте.4) — Жители Мультландии очень любят стихотворные строки. К сожалению, они забыли, как выделять предложения. Прочитайте строки из стихотворения М.Лермонтова, выделяя предложения.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом
Что ищет он в стране далекой
Что кинул он в краю родном
Запишите стихи, расставляя знаки препинания. В выделенных словах поставьте знак ударения и отметьте буквы на месте безударных гласных звуков.
5) Дифференцированная работа.
-Нужно поучить жителей сказочной страны работать в тетрадочках с печатной основой (ведь у них таких нет)
1-я группа (слабоуспевающие)- упр.1 на с.41
2-я группа (среднеуспевающие)- упр.2 на с.41
3-я группа (сильные)- упр.4 на с.42
5. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
6. Итоги урока.
-Что нового узнали о гласных звуках и буквах?
Назовите гласные буквы, которые нужно проверять.
(Заранее подготовленные ребята читают стихотворения, подводя итог урока).
В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные:
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Проникнув в тайны фонемы,
Осилим мы эти проблемы.
Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья,
Вызывает он сомненья.
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной!
-Ребята, посмотрите, и Незнайка уже не плачет, а улыбается. Он сам придумал правило, которое нам нужно запомнить! (Давайте все вместе его повторим).
-Большое спасибо за урок, вы все сегодня постарались.
7. Домашнее задание.
Упр.113 на с.95. Выучить правило Незнайки.
Правописание гласных в ударных и безударных слогах
Урок № 25 Дата ___________
Тема: Правописание гласных в ударных и безударных слогах
Цель: формировать умение подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова; стремление к аккуратному, красивому письму.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2.Действовать по плану и планировать свои действия;
3.Адекватно оценивать свои достижения;
4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).
Ресурсы: методическое пособие; Учебник; тетрадь с печатной основой; тетрадь для учащихся в узкую линейку.
Организация пространства: фронтальная, в парах, самостоятельная.
Ход урока:
Групповая работаКаждый ряд получает карточку со словами. Учащиеся по очереди вписывают пропущенные буквы (каждый по одному слову) и передают карточку дальше.
1 ряд: гр(а/о)за, сл(а/о)ны, г(о/а)ра, п(и/е)ро, тр(о/а)ва, в(а/о)лна, р(и/е)ка.
2 ряд: р(и/я)ды, ст(и/е)не, р(о/а)са, с(и/е)лач, х(а/о)лмы, д(о/а)жди, к(а/о)са.
3 ряд: м(а/о)сты, н(а/о)га, сн(и/е)га, м(а/о)ря, ч(и/а)сы, л(и/е)сток, д(и/е)ла.
5. Работа по теме урока
Фронтальная работа
Работа по учебнику, с. 67
Упр. 9 – по заданию учебника
Упр. 10 – по заданию учебника
7. Закрепление изученного материала
Фронтальная работа
Работа по учебнику, 68
Упр. 11 – по заданию учебника
Упр. 12 – по заданию учебника
Словарная работа.
Петух
Объяснить значение выражений:
Ходить петухом;
До первых петухов встать.
8.Итог урока
— Чему научились?
— Что было трудно?
— Почему написание слов с безударными гласными звуками надо проверять?
9.Рефлексия
— Оцените свою работу
Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков
Цель:
— познакомить со случаями расхождения написания и произношения безударных гласных и способами их проверки;
— развивать навык в определении различий в написании и произношении безударных гласных;
— способствовать овладению учащимися орфоэпическими нормами в наиболее употребительных словах;
— активизировать учебно-познавательную деятельность по предмету.
Планируемые результаты.
Предметные:
— Научатся различать написание и произношение безударных гласных, выделять ударные и безударные гласные, применять на практике правило о проверке слов с безударной гласной, соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
— Формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные УУД:
— Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные УУД:
— Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
— Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.
— Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.
Тип урока. Закрепление изученного материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, работа в парах.
Методы: фронтальная беседа, проблемный, частично-поисковый.
Техническое обеспечение: компьютер, проектор, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого “Русский язык”. 2 класс.
Ход урока
Этапы урока
1. Организационный момент
Вот книжки на столе, а вот тетрадки
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.
— Что ждёте от сегодняшнего урока?
2. Актуализация знаний.
Словарная работа (замените одним словом предложение).
— Небольшой сочный плод кустарников и трав. (Ягода)
— Столовая посуда круглой формы с плоским дном и приподнятыми краями. (Тарелка)
— Зимой белый, летом серый. (Заяц)
— Предметы комнатной обстановки. (Мебель)
— Ребёнок мужского пола. (Мальчик)
Проверь себя. На экран выводится слайд со словарными словами. (Приложение 1)
— Кто доволен собой?
— Кто огорчился?
— Какие гласные вызвали сомнение? Почему?
— Как они называются?
— А как называются остальные гласные?
— Как же проверить написание безударных гласных в этих словах?
— Найдите лишнее слово, подчеркните, докажите.
Чистописание.
— Безударные непроверяемые гласные составили цепочку буквосочетания для чистописания, назовите её.
оаяеи аяеио яеиоа
— Какую закономерность заметили? Продолжите цепочку, выдерживая закономерность.
3. Самоопределение к деятельности.
Сегодняшний урок пройдёт под девизом: “Мудрым никто не р . дился, а научился.”
— Как понимаете значение слова мудрый?
— Объясните пословицу.
— Можно ли сразу стать мудрым?
— Надеюсь, что сегодняшняя работа на уроке обогатит вас знаниями.
— Спишите, вставьте пропущенную букву.
(У доски 2 ученика вставляют пропущенную гласную.)
Мудрым никто не родился, научился.
Мудрым никто не радился, научился.
— Почему получились разные гласные?
— Обозначьте в слове ударение. Что скажете про гласную, которая вызвала сомнение?
— Предположите тему сегодняшнего урока. (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.)
— Какие цели поставим перед собой?
— Продолжим учиться определять ударную и безударную гласную
— Будем учиться видеть орфограмму в слове
— Закрепим умение проверять безударную гласную в корне слова
— А какие личные цели хотели бы поставить? (Узнать есть ли другие способы проверки безударной гласной в корне слова)
— Какими средствами будем добиваться?
4. Работа над темой.
А) Вернёмся к нашей ситуации.
— Как же нам разрешить проблему? (Проверить)
Если гласная у вас вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.
— А с каким способом проверки познакомились вчера? (Поставить во множественное число – изменить форму слова)
— Ставим (родились).
— Встал ли гласный в сильную позицию? (Нет)
— Как же быть? Попробуем другой путь.
— А от какого слова произошло слово родился? (Род, родненький, родственники)
— Какой гласный звук услышали? (О)
— А какие слова мы подобрали? (Родственные, а в дальнейшем мы будем называть их однокоренными)
— Давайте сделаем вывод: мы узнали ещё один способ проверки безударного гласного в слове.
— Подобрать родственное слово.
— Какой цели достигли?
— Какими средствами?
Физминутка.
Б) Комментированная работа по учебнику.
Учебник упр. 126 стр. 94.
— Прочитайте.
— Как поняли задание?
— Что будете делать?
— Выполните с комментированием по алгоритму:
1) назвать предмет
2) выделить безударный гласный
3) проверить
4) назвать способ проверки
В) Работа в парах “Помогите гномам”. На экран выводится слайд из электронного приложения к учебнику В.П.Канакиной и В.Г. Горецкого “Русский язык 2 класс”, тема “Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова”.
(Приложение 2)
— Прочитайте слова.
— Есть ли непонятные слова?
Задание: записать слова, устно подбирая проверочное слово, точкой обозначить безударную гласную. Определить способ проверки.
Проверка.
— Какой гласный проверяли?
— Какой способ использовали?
— Какой цели достигли?
— Какими средствами?
— Как поработала ваша пара?
Г) Работа в группах.
1 группа
А) Вставить безударную гласную, подобрать проверочное слово.
М. лыши – мал
Д. ревья – дерево
С. лач – сила
Л. нейка – линия
2 группа.
Б) Вставить безударную гласную и разбить на 2 группы.
Зв . зда, р . чной, сл . нёнок, д . ма, цв . ты, ст . на, п . ляна, м . рской
3 группа.
В) Вставить безударную гласную и найти лишнее слово.
В . да, к . за, н . га, тр . ва, к . льцо, р . са, с . ва, н . ра.
— Какой цели достигли?
— Какими средствами?
— Оцените работу группы.
5. Рефлексия.
— С какой темой работали?
— Все ли поставленные цели выполнили?
— Где можно применить новые знания?
— Закончите фразу:
На сегодняшнем уроке я узнал….
Сегодня я сумел….
На этом уроке я похвалил бы себя за ….
— Оцените свою работу смайликом.
Спасибо за урок!
Этапы урока – Формирование универсальных действий (Приложение)
Литература
1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 2 класс. М: Просвещение. 2012 г.
2. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по русскому языку для 2 класса. М: “Экзамен”. 2012 г.
3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. М: Просвещение 2012 г.
4. Мукашева И.В. Нестандартные уроки по русскому языку. Волгоград. 2004 г.
Урок по русскому языку на тему «Ударные и безударные гласные» (1класс)
Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе.
УМК «Перспектива»
Урок 31. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.
Цель: развитие умения проверять безударный гласный звук с помощью перевода в ударную позицию при изменении формы слова.
Задачи: упражнять детей в нахождении ударного слога в словах, наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова, развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся проверять безударные гласные, анализировать, объяснять и доказывать своё мнение.
Предметные умения:
умение соотносить звук и букву, выделять звуки из слова, определять ударный слог, давать характеристику звуку.
УУД
Познавательные:
Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности.
Регулятивные:
освоение способов определения гласного звука;
закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения
Коммуникативные: формирование умения слышать и слушать, формулировать ответ.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока.
I Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем!
II Актуализация знаний.
Чистописание
— Отработаем навык красивого и безошибочного письма.
Мм
молоко
Даёт корова молоко.
Стр. 79 Упр. 146
— Прочитайте стихотворение.
— Какие слова выделены? (Корова, молоко)
Сравните написание и звучание слов.
Словарная работа. Слово «молоко».
— Какую гласную проверять в слове «молоко» не нужно?
— Какую гласную можно проверить?
— Какую гласную нужно запомнить?
Орфографическая работа.
— Выпишите сначала слова с ударением на первом слоге, а потом на втором слоге. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
(Коллективная работа)
Щавель, хвоя, столяр, искра, начала, сова.
— Что обозначают выписанные слова?
— Что обозначает слово, которое не выписали? Выпишите это слово, поставьте ударение.
III Самоопределение к деятельности.
— Правильно ли написали слово «сова»? Мы слышим (сава)
(Ответы детей)
— Сегодня на уроке мы узнаем, как ответить на этот вопрос.
IV Работа по теме урока.
Работа с CD
Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.
Анимация
— Послушайте рассказ Ивана Ивановича Самоварова и скажите, как проверить безударный гласный звук.
(Нужно изменить слово так, чтобы он стал ударным)
Работа по учебнику.
Стр. 77 Упр.142
— Спишите слова, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
— Сравните произношение и написание слов.
— Что надо сделать, чтобы правильно написать безударную гласную?
V Физкультминутка
VI Закрепление изученного материала.
Стр. 78 Упр. 143.
Какие слова выделены? (Лиса, леса)
-Почему слова звучат одинаково, а пишутся по-разному?
(Потому что это разные слова, у них разные значения. Слово «лиса» означает
животное, а слово «леса» — места, где растут деревья. У них разные проверочные
слова).
— У каждого из этих слов есть своё проверочное слово. Найдите их в учебнике и
прочитайте.
.VII Подведение итогов урока.
— Для чего нужно ставить ударение?
— Как проверить безударную гласную?
План-конспект урока по русскому языку на тему: конспект урока «Ударные и безударные гласные».
- Организационный момент.
— Встали мы у парт все ровно,
Всё отлично? Все здоровы? (ответы детей).
Тихо сели, спинки прямо.
Глазки смотрят на меня.
Мы начнём урок, друзья!
— Ребята, а какой у нас сейчас урок? (ответы детей).
— Правильно урок письма и развития речи, а так как на этом уроке нужно много писать, для начала мы с вами разомнём наши пальчики.
- РАЗМИНКА ПЕРЕД ПИСЬМОМ
Прежде чем начать писать выполним разминку.
- Завели мотор машины (вращение кулаков).
- Покажем как работает наше сердце
(сжимание кулака).
- 1,2,3,4,5 (сжимание пальцев).
- Пальчики ушли спать (наклоны кулачков).
- Пальчики проснулись (выброс пальчиков
из кулаков).
— Разминку провели. Теперь наши пальчики будут замечательными нам помощниками.
III. Минутка чистописания.
— Коррекционное упражнение «Исключение лишнего».
— Прочитайте буквы.
Какая из них «лишняя»?
а, у, о, к, и, е
(«лишняя» буква к, так как она согласная, остальные – гласные).
— Давайте напишем букву к. Внимание на доску. Сначала проследим за правильным написанием буквы К заглавной,
затем к строчной.
IV. Введение в тему.
— Ребята, попробуйте сами определить тему урока. Для этого назовите предметы, изображенные на картинках.
— Как назвать одним словом. Кто это?
(Животные).
— Выделите голосом ударный гласный.
Учитель переворачивает картинки. На обратной стороне картинок записана тема:
— Как называются гласные, на которые падает ударение? (Ударные гласные).
— Как называются остальные гласные?
(Безударные).
V. Словарная работа.
— Чтобы нам отправиться в путешествие необходимо пройти по тропинке словарных слов и ответить на вопросы. Внимание на доску. Сейчас будут появляться рисунки, а вы запишите их название в тетрадь. Записать слова через запятую.
Поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные.
— Какие слова написали с большой буквы?
— Почему?
— Вы любите путешествовать, ребята?
— Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться. Будем продолжать учиться писать слова с ударными и безударными гласными. Подарите друг другу
добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
— Что за сказка ждёт нас в гости? Угадайте!
VI. Физминутка.
Для глаз – презентация
VII. Закрепление знаний
1. Отгадывание загадок. Запись отгадок.
Посреди густого леса
Нет ни дома, ни навеса,
А в берлоге тесно ведь,
Вот и спит зимой … (Медведь)
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (Белка)
— Поставьте в словах знак ударения, подчеркните безударные гласные.
2. Запись под диктовку.
На костре варится уха. У зайца два длинных уха.
— Найдите слова, которые различаются ударением. Назовите в них безударные гласные.
3. Упражнение 12 стр. 80.
— Списать слова, поставить знак ударения, подчеркнуть безударные гласные.
I уровень II уровень
3 строчки 2 строчки
4. Игра «Вставь пропущенную букву».
Презентация
(На экране слово с пропущенной буквой)
— Вставь пропущенную букву. Определи ударная или безударная?
V. Домашнее задание.
Повторить правило стр. 80,
упр. 16 стр. 81.
I уровень II уровень 5 предложений 3 предложения
VIII. Итог.