Безударные проверяемые гласные в корне слова правило 3 класс: Безударные гласные в словах – правило (3 класс, русский язык) – Три самых сложных правила орфографии (ч. 3). Безударные гласные в корне

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне слова» УМК «Школа России»

Конспект урока по учебному предмету «Русский язык», 3 класс

УМК «Школа России». Авторы учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Строй С. Н.

село Благодатное, Петровский городской округ,

Ставропольский край, Россия

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

Sveta1296@yandex.ru

Тема: Правописание слов с безударными гласными в корне слова.

Цель: отработка умений проверять и правильно писать слова с безударными гласными в корне.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умения видеть орфограмму в корне слова;

  • уточнить знания обучающихся об особенностях проверочных слов и способах проверки.

Развивающие:

  • способствововать развитию навыков грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, речи, кругозора,

  • развивать умения сравнивать, обобщать, применять ранее изученные правила, умение ставить и решать проблемную ситуацию

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, культуру общения в совместной деятельности.

  • воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД: уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обработка информации, установление аналогий.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Предметные: закреплять умение правильно подбирать проверочные слова, решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова

Оборудование: карточки с заданиями, карточки-схемы, мультимедийное оборудование, презентация, карточки для рефлексии.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Подготовка рабочих мест, приветствие учителя.

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

— Что гостям сказать нам надо?

— Видеть Вас мы очень рады!

II. Актуализация знаний (состав слова).

1. Минутка чистописания

2. Состав слова

— Прочитайте слова.

Проход, дожди, яблонька, перелёт, осень, щепочка

— Подберите слова к схемам на доске: (на доске схемы слов)

проход

перелёт

дожди

осень

чистота

кормушка

-Проверим. Как распределили слова по схемам? Поставьте ударение в словах.

— В какой части слова оказалась безударная гласная?

III. Самоопределение к деятельности, постановка цели урока

1. Работа с презентацией

— Посмотрите на данные слова и скажите, чем они похожи, как их можно назвать и какое слово может быть проверочным для всех этих слов?

Учащиеся читают слова и определяют способы проверки безударных гласных в корне слова:

  1. Сн…жок, сн…говик, сн…гопад, сн…жинка, сн…гоход, Сн…гурочка (СНЕГ)

— Посмотрите на данные слова и подберите к каждому проверочное слово. Что вы для этого сделали?

2) З…ма—ЗИМЫ

Сн…га—-СНЕГ

Г…ра—-ГОРЫ

Л…са—ЛЕС

— Сделайте выводы о способах проверки безударных гласных в корне слова

— Сформулируйте тему урока

— С помощью опорных слов определите цели урока.

С помощью опорных слов учащиеся формулируют цели урока:

  • ПОВТОРИМ…(правила правописания безударных гласных в корне слова)

  • ПРОВЕРИМ…(свои умения применять правила)

lV. Работа по теме урока

1. Составление алгоритма

— Как мы узнаем, какую безударную гласную нужно писать? Сформулируйте правило.

Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.

Давайте составим алгоритм

  1. Прочитай слово.

  2. Поставь ударение.

  3. Выдели корень.

  4. Подбери проверочные слова.

  5. Напиши слово.

  6. Обозначь орфограмму.

2. Подбор проверочных слов.

— Выбери правильное проверочное слово. Докажи

уд…вительно (диво, дева)

подч…щать (честь, чисто)

л…нивый (лень, линька)

скр…пучий (скрепка, скрип)

м…стерить (мост, мастер)

3. Слова с двумя безударными гласными в корне.

Прочитайте предложения:

Деревья уже сбросили золотую листву, лишь зеленеет ёлочка на лесной полянке. Только голодный волк рыщет по лесу.

— Подберите к выделенным словам однокоренные, какие цепочки у нас получатся?

Гhello_html_m7ef19df4.jpgолод, зелёный, позолота, голодный, зелень, золотой, голодает, зеленеет, золото.

Золото – позолота – золотой.

Зелень – зелёный – зеленеет.

Голод – голодный — голодает.

— Какой корень?

— Найдите в каждой цепочке слово с двумя безударными гласными в корне.

— Можем сказать, что слово золото и позолота являются проверочными к слову — золотой?

— Назовите проверочные слова к слову — зеленеет, голодает.

— Сколько проверочных слов потребовалось для проверки двух безударных гласных в корне слова?

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1. Работа с текстом

— Прочитайте текст и найдите ошибки в словах

— Исправьте их, подобрав проверочные слова

— Спишите текст без ошибок

— Проверьте с образцом (самопроверка)

Работа с текстом по картинке, в котором допущены ошибки на изучаемое правило. Обучающиеся списывают текст, исправляя ошибки. Затем проверяют по образцу.

На лисной палянке стоит маленький дамишко. Он весь утопает в снигу. В окнах светятся оганьки. Трапинка ведёт к крыльцу. Висёлые сороки стрекочут друг с другом.

VI. Подведение итогов урока

1. Работа в группах

hello_html_7210825d.jpghello_html_189f09c1.jpg

— Объясните написание слов с орфограммами. Объясните смысл пословиц.

На чужой ст..ронушке рад своей в..ронушке.

Каждой птице своё гн..здо любо.

Р..дная з..мля и в г..рсти мила.

2. Оценивание деятельности при работе в группах.

3. Подведение итогов работы на уроке.

— Какая тема урока была?

— Какую цель ставили? Достигли цели?

— С какими затруднениями столкнулись?

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Оцени своё настроение на уроке:

*солнечное *облачное *пасмурное

2. Домашнее задание повторить словарные слова, правило проверки безударных гласных в корне.

Список литературы:

  1. Головина Т.В. Постановка и решение проблем на уроках русского языка.//Начальная школа до и после. 2003, № 2.

  2. Канакина В.П., Горецкий В.Г.Русский язык. 3 класс: учебник в 2 ч. М.: Просвещение, 2017.

  3. Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс

  4. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения. Образовательная система «Школа 2100». /Сборник материалов. — М., 2011.

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.

Разработка урока по русскому языку на тему «Правописание безударных гласных в корне слова» (3 класс).

Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему:

«Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок закрепление изученного материала.

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: блок-сигналы, карточки со словами, снежинки буквы.

ИКТ: презентация к уроку

Цели: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, не будем зря время терять.

— Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

III. Психологический настрой.

— Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

IV. Чистописание.

— Откройте тетради, запишите число – сегодня:

Одиннадцатое декабря.

Классная работа.

— Какое сейчас время года? (зима)

— Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга, и др).

— Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки.

— Что вы заметили? — Какие буквы? Что вы можете о них сказать?

— Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой и как Мороз на окне в тетрадях составим узор из букв и соединений. А, Е, О, И.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

— Ребята, а какой праздник у нас скоро?

— Я слышала, что Дед Мороз ко всем детям отправил своих помощников с приглашениями на Новогоднюю ёлку. А мне Дед Мороз позвонил по своему лесному телефону и сказал, что к нам тоже придёт гость. А кто к нам придёт, вы должны отгадать.

Что за нелепый человек

Пробрался к нам в 21 век.

Морковкой нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла.

— Правильно, это Снеговик. Он приглашает нас в путешествие к Новогодней ёлке. Но путь этот будет нелёгким. Вы ведь знаете. Что зимой бывают метели и вьюги.

V. Словарная работа.

— Снеговик приготовил для вас задание. Запишете под диктовку в тетрадь слова:

МОРОЗ, ЗАЯЦ, УЛИЦА, РАБОТА, СЕВЕР, ОБЕД.

— Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

— А теперь проверим. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова, которые записаны на доске.

М…роз, за…ц, ул…ца, р…бота, сев..р, …бед

— Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

VI. Постановка проблемы урока.

— Снеговик рассказал мне историю, она произошла с его друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.

«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

— Почему так получилось?

— Какое правило не знал автор записки?

— Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – с мячом

— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

— Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

— Я вам предлагаю ответить на вопросы:

Чhello_html_599f8e5e.gifто

Гhello_html_m19e2fcd6.gifhello_html_107302f1.gifhello_html_m12203fe1.gifде надо проверять?

Как

Чем

VII. Повторение ранее изученного материала.

— Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.

— Ответим на первый вопрос:

Что надо проверять? Гласные А, О, И, Е, Я

— Ответим на второй вопрос:

Где надо проверять? В корне слова

— Ответим на третий вопрос:

Как надо проверять? Надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне.

— Ответим на четвёртый вопрос:

Чем надо проверять? Проверяем ударением

VIII. Работа над темой урока

— А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

— Итак, вот слово ЗИМА

— Что сделаем первым. (Прочитаем слово)

— Затем поставим ударение.

— Выделим корень

— Определим безударную гласную.

— Подбираем проверочное слово.

АЛГОРИТМ

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово.

IX. Упражнения. Работа по учебнику.

— Используя алгоритм, выполните упражнение

Выб_гать, бл_стеть, сп_шить, пос_дить, закр_чать, засв_стеть, уд_вить, забл_стеть, дот_щить, просл_дить, зал_вать.

— Молодцы! Молодцы, ребята. С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.

X. Физкультминутка.

— Что-то снеговик устал. Да и мы немного приустали. Давайте дружно сделаем физкультминутку.

— Следующее задание Снеговика потребует от вас не только знание алгоритма но и внимания.

— Возьмите свои карточки. На карточках три тестовые задания. Вам необходимо из четырех представленных ответов, найти правильный. Желаю удачи!

А. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

1) тяжелый – тЯжесть 3) столовая — стОлик

2) похвала – хвАлить 4) гостиница – гОсть

В) В каком слове допущена ошибка?

1) морской 3) посодить

2) письмо 4) страна

С) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?

1) камушки 3) стрелки

2) легкие 4) спортивный

— Подымите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

XI. Работа с текстом.

— Снеговик приготовил для вас новое задание – текст. Прочитайте.

— Ребята, ничего не пойму. Вы ничего не заметили, что не так?

— Восстановите текст и вставьте пропущенные буквы.

Кр_сив русский лес з_мою! Поб_лели п_ля и луга. Льдом покрылась р_ка. Глубокие, чистые л_жат под д_ревьями сугробы.

XII. Подведение итогов.

— Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке. Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

— Кто хочет задать первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?

— Кто хочет ответить?

XIII. Рефлексия.

Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке.

1. Я все понял, но у меня остались вопросы

2. Я все понял, могу работать по алгоритму

3. Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому

Д/З т. к. наш урок сегодня был необычным, д/з тоже будет необычным. Дома напишите письмо деду Морозу. И мы на следующем уроке эти письма проверим и отправим с помощью нашего друга снеговика.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Безударные гласные в корне слова.

hello_html_m42863777.png

По горизонтали:

1. На глазах – по колесу
И сиделка на носу.

3..Площадь круглая,
Площадь важная
Между ухом и ртом раскинулась.

5. Серый длинноух “иа-иа!” кричит.

7. Утром бусы засверкали,
всю траву собой заткали,
И пошли искать их днём:
Ищем-ищем – не найдём.

9. Ходит – бродит среди льдин
Птица важная…

11. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?

13. Кафтан на мне зелёный,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч.

15. Течет, течет – не вытечет.
Бежит. Бежит – не выбежит.

16. Птица длинноклювая
Дом на крыше свила,
Счастье с собой привела.

По вертикали:

2. Мы день идём, мы ночь идём,
Но никуда мы не уйдём.

4. Ею траву косят
И девчата носят.

6. Рыжая птичница
Пришла в курятник
Наводить порядок.

7. Ягоды – красненькие
Листья – рябенькие.

8. Вот магазин. Не для красы
Прилавок, а на нём …

10. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова.

12. Одна сестрица
Всю жизнь другую обгоняет,
А обогнать не может.

14. Что олень на голове носит?

Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с безударной гласной в корне» (3 класс)

План-конспект урока по русскому языку

Учитель —Ларионова Мария Евгеньевна

Место проведения — МБОУ СШ №6, 3 «Б» класс

Тема урока — Правописание слов с безударными гласными в корне

Тип урока — комбинированный

Цель: формирование умения подбирать проверочные слова в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне.

Задачи:

  • формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

  • уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • развивать внимание, мышление, речь.

Оборудование:

  • Презентация к уроку «Правописание слов с безударными гласными в корне»;

  • компьютер, проектор;

  • алгоритм проверки безударной гласной;

  • Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий ( к УМК «Школа России»), электронное приложение к учебнику

Ход урока

  1. Организационный момент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

-Сегодня у нас не простой урок, а урок — путешествие в королевство Русского языка. И мы сегодня не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой страны «Умники и умницы». Дорога впереди нас ожидает нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны много трудиться. Наши тетради — это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

-Откройте свои записные книжки, запишите сегодняшнее число, классная работа.

  1. Актуализация знаний

-Первая наша остановка: озеро Слов. Чтобы переплыть озеро, мы должны отгадать зашифрованные слова и правильно записать их в свои записные книжки. (Один ученик работает у доски)

1) Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса.)


2) Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло,

Спать ляжет в дупло. (Сова.)  

3) Как взялась кума за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (Пила.)

4) Нелегко иногда

Забираться туда,

Но легко и приятно

Прокатиться обратно. (Гора.)


5) Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят. (Глаза.)


6) Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка.)


7) Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела.)

— Расставьте ударение, выделите корень.

— На какую орфограмму записаны слова?

Выделите безударную гласную, подчеркните орфограмму. (Лиса, сова, пила, гора, глаза, снежинка, пчела)

-Ребята, у вас на партах лежат пустые листочки. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, не допустив ошибок, напишите зеленым карандашом букву У. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то напишите букву У красным карандашом.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

— Теперь мы отправляемся в город, который носит название «Грамотеевск». В этом городе однажды произошла такая ситуация. Послушайте рассказ.

Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем».

Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку Пете.

  • Ну, как? — спросил Дима вернувшуюся сестру.

  • Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него был длинный деревянных меч.

-Почему так случилось? Какую ошибку допустил Дима в своей записке?

-Какое правило он не знал?

-Как правильно записать это слово? Выделите в этом слове корень.

с м…чом – мяч –с мячом

Дети самостоятельно делают вывод о теме урока.

— Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

— Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться правильно, безошибочно писать слова с безударной гласной в корне слова)

-Проверим ваши предположения. Откройте учебники на стр. 104 и прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударными гласными в корне)

  1. Первичное усвоение новых знаний

-А теперь мы оказались в долине Безударных гласных.

В этой долине живет мудрая тётушка Сова, она хочет познакомить нас с очень важным правилом. Это правило расположено в жёлтой рамке. (чтение правила, обсуждение, составление алгоритма)

Чтобы пройти это испытание, нам предстоит выполнить №194. Но чтобы сделать это безошибочно, познакомимся с правилом тётушки Совы, которое расположено в желтой рамке.

Алгоритм

  1. Прочитай слово.

  2. Поставь ударение.

  3. Выдели корень.

  4. Определи безударную гласную.

  5. Подбери проверочное слово

-Тётушка Сова вместе со своими лесными друзьями предлагает нам выполнить интересное задание. Но чтобы правильно его выполнить, необходимо быть очень внимательным. (Выполнение задания на интерактивной доске.)

-Оцените выполнение этого задания. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву М. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то напишите букву М красным карандашом.

5. Первичная проверка понимания

Работа с упражнением 194.

-Наше путешествие по долине Безударных гласных продолжается. Тётушка Сова хочет, чтобы мы выполнили №194.

-Прочитайте слова из упражнения.

-Почему написание выделенных букв надо проверять? Как это сделать?

( подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным)

-Подберем к каждому из слов два проверочных слова: одно- изменив форму слова, другое- подобрав однокоренное слово. Например: дворы- двор, дворник)

Письменное выполнение задания.

-Молодцы! Вы хорошо справились. Если вы правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву Н. Если же вы допустили ошибки, то напишите букву Н красным карандашом.

Физкультминутка

-Путешествие — дело не простое. Я вижу, что вы немного устали. Чтобы наше путешествие и дальше было таким успешным — необходимо отдохнуть.

-Я буду называть слова. Если я назову словарное слово, где безударную гласную нельзя проверить, вы подпрыгните на месте. Если я назову слово с безударной гласной, проверяемой ударением — вы сделаете приседание. Будьте очень внимательны.

Слова: пальто, свистулька, коньки, чистота, заяц, тишина, ребята, пятно, горох, пятёрка, земляника, сапоги, поляна.

— Вы были очень внимательны и отлично справились с заданием. Если вы правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву И. Если же вы допустили ошибки, то напишите букву И красным карандашом.

  1. Первичное закрепление

-Мы вплотную подобрались к самому главному городу королевства Русского языка, к городу «Умники и умницы». Жители этого города подготовили для вас задание. Чтобы быстро и правильно с ним справиться вам потребуются знания, а также помощь друг друга. Это задание вы будете выполнять в парах.

-У вас на партах лежат карточки с заданием. Положите их перед собой. Какое задание требуют выполнить жители города «Умники и умницы»? Прочитайте. Выполните это задание.

Задание.

— Прочитайте предложения. Исправьте ошибки.

Хорашо в асеннюю пору в лису: свижо и влажно. Сежу на пиньке и любуюсь. На паляне лижит поваленная сасна, а дальше — сосновый бор.

Проверка.

— Читайте слова, где исправляли ошибку. Объясните.

— Оцените выполнение этого задания. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, мальчики зеленым карандашом напишут букву К, девочки- Ц. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то мальчики напишут букву К красным карандашом, а девочки – букву Ц.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

-Наше путешествие подходит к концу. Вы справились со всеми трудностями и стали полноправными жителями королевства Русского языка. Теперь Вам не составит труда выполнить любое задание. Жители королевства предлагают вам самостоятельно выполнить контрольное задание.

-На доске вы видите слова. Буквы из этих слов потерялись и им нужно найти свое место. В этом им поможете вы. Возьмите на парте чистый листок, в столбик проставьте цифры от 1 до 5. Вам необходимо найти место для каждой буквы. Если вы считаете, что в первом слове пропущена буква «а», то напишите ее под цифрой 1 и т.д.

Взаимопроверка.

-Выполнение этого задания оценит ваш сосед по парте. Если вы видите, что ваш товарищ выполнил задание верно, то напишите зеленым карандашом букву И или Ы, если в задании допущены ошибки, то букву напишите красным карандашом.

  1. Итог урока. Рефлексия

-Наше путешествие в королевство Русского языка подошло к концу.

-Какая была тема нашего путешествия?

-Чему вы учились сегодня на уроке?

— Как проверить написание безударных гласных в корне слова?

-Посмотрите на свои листочки, на которых вы писали буквы. Сейчас вверх поднимут листочки те ребята, кто в ходе выполнения заданий не допустил ошибок и слово получилось полностью зеленым. Молодцы! Это значит, что за сегодняшний урок вы заработали оценку 5. Теперь вверх поднимут листочки те ребята, у кого 1 или 2 буквы красного цвета. Это значит, что за урок вы заработали оценку 4. У кого красных букв получилось 3 или больше- это не повод расстраиваться. У нас впереди еще много уроков по этой теме и я уверена, что у вас все получится, вы будете с легкостью справляться с любым заданием.

-А сейчас я хочу проверить, кому на уроке было легко и он справился со всеми заданиями, кому было трудно, а у кого остались какие-либо вопросы. Кому было легко- сделает букву Л, кому было трудно- сделает букву- Т, а кого остались какие-либо вопросы- нарисует в воздухе вопросительный знак.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

-Открываем дневники и записываем домашнее задание.

1) Повторить правило правописания безударных гласных в корне слова стр. 104, упр. 195 (1)

2) Творческое задание по выбору: Составить рассказ о зиме, используя слова с безударными гласными.

«Правописание безударных гласных в корне слова»( 3 класс)

Урок русского языка, проведённого в 3 классе.

(Учебник: Т. Г. Рамзаева)

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Предметные:
 усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
 формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
 развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
 расширение творческой деятельности учащихся;
 формирование объективной самооценки.
Личностные:
 формирование личностных универсальных учебных действий;
 развитие внимания, мышления, интереса к языку.

Ход урока:


I. Оргмомент. ( 2 мин)

Психологический настрой на работу:
— Сегодня у нас много гостей, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.

Мы тетради все открыли,
Ровно сесть не позабыли.

Подписываем в тетрадях число, классная работа.

2. Работа с пословицей

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы.

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

– Как понимаете значение пословицы? 
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок. 

3. Чистописание. (3 мин) (Слайд 1)
Первое задание
У нас чистописание.
-Угадайте, какой звук чаще других встречается чистоговорке?

Добрый дятел дуб долбил-

Долго дерево лечил. (Звук [д]).

-Мы пропишем сегодня букву Д. Дд Ддд Дддд (закономерность)

Спишите первое предложение, подчеркните главные члены предложения и укажите части речи.

— Сегодня мы с вами совершим путешествие в Великий Устюг в гости к Деду Морозу. ( Слайд 2) На пути нам встретится много препятствий и трудностей, которые мы сможем преодолеть только в том случае, если вы будете внимательны на уроке. Вы не передумали?
-Тогда в путь!

Встреча с зайцем

4. Словарная работа.

1. Продукт, из которого делают сыр, творог, сметану. (молоко)

2. Назови одним словом: брюки, кофта, юбка, платье. (одежда)

3. Крупный населенный пункт. (город)

4. Дедушки Снегурочки. (мороз).

5. Каркуша. (ворона)

6. Назови одним словом: чашки, кастрюля, сковорода.(посуда)

7. Птица – «будильник». (петух)

8. То, что мы пишем на конверте. (адрес).

9. Бывает он очень сильным, иногда дует нам в лицо. (ветер)

10.Комната для учебных занятий. (класс)

11.То, что получается, когда ты рисуешь. (рисунок)

12.День, идущий после «сегодня». (завтра)

Впереди горы. Обойти их невозможно, поэтому мы должны покорить эти вершины и на время стать альпинистами. ( Слайд 3)Альпинист – спортсмен, горовосходитель ( восхождение на труднодоступные вершины)

5. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша. 
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол. ( Слайд 4 )

– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)

6. Постановка темы и цели урока

– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой? 
 (Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
7. Работа по теме
— Посмотрите на экран (Слайд 5)

_________- п . чник
_________- сл . вечко
________- д . лёкий
________- т . грёнок
________- пр . мая

— Попробуйте подобрать к словам проверочное слово и вставить нужную букву.
— Какие буквы вы вставили? (е, я, о, и, а)
Вывод: Безударные гласные а, о, е, я, и в корне надо проверять.
— Как же проверить безударную гласную?
— Что для этого нужно сделать? (Выводы детей)
(на доске появляется алгоритм поверки безударной гласной в корне слова:

Прочитай слово.
• Поставь ударение.
• Выдели корень.
• Определи безударную гласную.
• Подбери проверочное слово

8.Работа по теме. Записать слова, подобрать проверочные, выделить корень

Снегурочка, скрипеть, сосновый, лесной.

6. Работа в парах.( по карточкам)

C…ЛАЧ — СКВ…РЕЦ —

СП…ШИТ — С…ДИТ —

ДР…ЖИТ — КР…СНЕЕТ

СН…ЖОК — ГН…ЗДО –

9. Игра «Заселяем домики»

Каждому ученику раздаются по 2 слова с пропущенной буквой, нужно вставить букву и прикрепить это слово к домику с этой безударной гласной.

З.ма, сн.гирь, с.сна, м.лыш, дер.во, зал.вать, выпр.млять, к.вер, пл.сать, с.довый. т.желый, п.тно, б.жать, в.сной, к.рмить, зв.нить, д.лёкий, кр.снеть, кр.чит, ч.стота.

10. Выборочный диктант.

– Идём дальше. Перед нами течёт река, но непростая река, а река Ошибок. Чтобы перебраться через мост, ошибки надо нам исправить. ( Слайд 7)

=Земой, когда стоновится холадно, капельки даждя превращаются в звёздочки-снижинки.

  • Какие ошибки вы здесь встретили?

  • Давайте исправим ошибки (объяснения детей)

  • А теперь запишем предложение, в котором есть ошибки под диктовку.

  • После урока я проверю все работы и поставлю оценки.

  • Разобрать по составу слова –холодно, звездочки, снежинки.

11. Работа по учебнику Упр.274 с.116

12. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?

13. Д/з. упр.275 с.117

14.Рефлексия

нарядить елку

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *