Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Карточки для проверочной работы по теме «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением»
Карточка №1.
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.
П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.
В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.
2. Прочитай словосочетания. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.
Образец. Заниматься лепкой – лепить.
Наносить вред –
Сделать подарок –
Издавать крики –
Испытывать жалость –
Излучать свет –
Произвести выстрел –
В подобранных словах подчеркни безударную гласную.
3. Прочитай и спиши пословицы.
1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.
2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.
4) Видит око далеко, а ум ещё дальше.
5) В камень стрелять – только стрелы терять.
Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.
________________________________________________________________________________________________
Карточка№2
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни, как их можно проверить.
Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова б..жал и хв..тал. За б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом. (М. Горький.)
2. К данным словам подбери однокоренные с указанными значениями.
Синий – слово, обозначающее название птицы.
Снег – слово, обозначающее название птицы.
Рыжий – слово, обозначающее название гриба.
Белый – слово, обозначающее часть яйца.
Напиши полученные пары слов. Подчеркни безударную гласную корня.
3. Напиши в пять столбиков слова с безударной гласной в корне
е и я а о
П..так, сп..ртивный, дл..на, с..нева, ш..лун, п..сти, м..сной, в..зание, м..рской, л..ства, б..да, с..ринка, т..мнота, тр..ва, л..нивый
Карточка №3
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Ветер с моря, ромашки с поля, цветок из сада, ягоды из леса, шишка ели, запах мёда, борщ из свёклы.
Запиши словосочетания по образцу.
Образец. Чай из трав – травяной чай.
В именах прилагательных подчеркни безударные гласные в корне.
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».
(По К. Ушинскому)
3. Из однокоренных слов выпиши только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставь пропущенную букву.
1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.
2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.
3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.
4) Заявить, объявить, заявка – объ..вление.
5) Светлячок, светлый, свет, светает, рассвет – св..тильник.
_______________________________________________________________________________________________
Карточка №4
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Подбери к данным словам проверочные слова. Напиши. Вставь пропущенные буквы.
Хлод, холдный – пох..л..дло.
… , … – ст..р..жить.
… , … – г..л..дать.
… , … – в..ч..реет.
… , … – з..л..неет
2. Спиши пословицы. Найди слова с двумя безударными гласными в корне. Устно подбери проверочное слово для каждой гласной.
1) Родная сторона сердцу дорога. 2) Про доброе дело говори смело. 3) Пустой колосок всегда нос кверху дерёт. 4) Ум не в бороде, а в голове. 5) Старых почитай, молодых
3. Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена.
Трепещет, … – тр..п..тали.
Вечерний, … – в..ч..реет.
Сторожка, … – ст..р..жили.
Зелень, … – з..л..нели.
Хлопочет, … – хл..п..тали.
Лепет, … – л..п..тали.
Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной
Карточка №5
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в оздухе запахло д..ждём. Осл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром. (Н. Гарин-Михайловский.)
2. Спиши, изменяя слова, обозначающие действие предмета, по образцу.
Образец. Кормит – кормил.
Варит – … . Машет – … . Вяжет – … .
Стонет – … . Пашет – … . Пишет – … .
Лижет – … . Скажет – … . Зацепит – … .
Тащит – … . Топит – … . Косит – … .
3. Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
1) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.
2) В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?
3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.
4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?
5) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.
6) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.
_______________________________________________________________________________________________
Карточка №6
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Тонкая ива склонилась над оз..ром. Словно в зерк..ло глядит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Нал..тел в..терок, и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.
Подчеркни слова, в которых безударная гласная в корне проверяется буквой ё.
2. Прочитай.
Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..сёлая, г..в..рливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю п..хать, и огород пол..вать, и брёвна п..лить, и з..рно м..лоть.
Спиши. Вставь пропущенные буквы.
3. Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные.
Посидеть на скамейке – поседеть от старости.
Полоскать бельё – поласкать щенка.
Заколю булавкой – закалю здоровье.
Примерять платье – примирять друзей.
Острые мечи – футбольные мячи.
Запивать лекарство – запевать песню.
Проживать в городе – прожевать пищу.
Свила гнездо – свела по ступенькам.
Спиши с доски – спеши домой.
Отворить дверь – отварить картофель.
Слезать с крыши – слизать сметану.
Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме: Система работы над безударными гласными проверяемыми ударением
Система работы
над безударными гласными,
проверяемыми ударением
учителя начальных классов
«МОУ Средняя школа №3»
г. Кимры Тверской области
Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, является одной из сложных тем при обучении русскому языку. При существующей методике преподавания этой темы материал преподносится без системы. При такой постановке ученик начальных классов по своим возрастным данным с трудом понимает изучаемое, ведь нет конкретности, наглядности. А когда ученик будет знакомиться с конкретными способами проверки, знания будут более системными. Материал будет легче запомнить. Планировать последовательность уроков и выбирать виды упражнений учитель может самостоятельно. В некоторых уроках даются только слова по данному способу проверки. Учитель может по своему усмотрению провести устную работу с записью на доске, устный диктант с карточками, провести выборочный диктант, комментированное письмо, провести работу с деформированным текстом.
Слово во множественном числе замени словом в единственном числе
ед.ч мн.ч
________________ -м…ря
________________ -п…ля
________________ -пл…ды
________________ -д…ма
________________ -д…ла
________________ -х…лода
________________ — гр…чи
________________ -н…жи
________________ -м…ха
________________ -цв…ты
________________ -гр…бы
________________ -р…ды
________________ — сады
________________ -сл…ды
________________ -сл…ва
________________ — к…ты
________________ -сл…ны
________________ -л…са
________________ -р…га
________________ -х…лмы
________________ — кр…ты
________________ — дв…ры
________________ -гр…чи
________________ -д…ньки
________________ -ч…жи
________________ -ч…сы
________________ -зв…рьки
________________ -…зёра
________________ -шм…ли
________________ -б…бры
________________ -ш…рфы
________________ -г…рбы
________________ -кр…я
________________ -х…рьки
Спиши предложения, изменяя слова в скобках по смыслу. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.
Кругом богатые (поле), бескрайние (лес). В г…родах красивые (мост), высокие (дом). В садах зреют сочные (плод). Слышны (голос) птиц. На клумбе распустились (цвет).
Вставь пропущенные буквы.
Дерево ценят по пл…дам, а человека по д…лам. Я открыл гл…заи увидел как струи д…ждя мчалис по стеклу. Б…льчата прыгали с ветки на ветку. Миша задумал ч…сло. Над селом летали стр…жи.В марте прилетели гр…чи. Слышны г…лоса птиц. Кр…ты роют глубокие норы. Д…ревя стояли ровными р…дами.
Слово в единственном числе замени словом во множественном числе
Мн.ч Ед.ч
________________ — ч…сло
________________ -..кно
________________ -з…ма
________________ -стр…ла
________________ — св…ча
________________ — ст…на
________________ -р…са
________________ -св…нья
________________ -п…ро
________________ -р…ка
________________ -ст…на
________________ — дл…на
________________ -пл…чо
________________ -к…за
________________ -гр…за
________________ -тр…па
________________ -г…ра
________________ -н…га
________________ -з…мля
________________ -тр…ва
________________ -в…да
Вставь пропущенные буквы.
Родная з…мля, ключевая в…да, вьюжная з…ма, белая ст…на, тёплая в…сна, широкая р…ка, зелёная тр…ва, узкая тр…па, горная стр…на, кудрявая …вца, отвесная ск…ла, высокая г…ра.
Вставь пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.
- Ребята шли по тр…пе к р…ке. 2). На тр…ве р…са. 3).Наступила з…ма. 4). На с…сне прозрачная см…ла. 5). Девочка смотрела в …кно. 6).Среди тр…вы в…дны первые цв…ты. 7). По дв…ру ходит большая св…нья. 8). Маша пишет мелом на д…ске. 9). Я люблю свою л…шадку. 10). На лугу к…за щипала тр…ву.
В наших районах ж…вут б…бры, кр…ты. Ночью можно услышать вой в…лков. В чаще леса живёт л…са.
Слово с безударной гласной проверь словом состоящим из корня
________________ — к…рмить
________________ -с…лить
________________ -б…леть
________________ -с…рить
________________ — св…тить
________________ — ст…нать
________________ -ш…гать
________________ -св…стеть
________________ -кр…чать
________________ -нар…дились
________________ -д…рить
________________ — уг…стить
________________ -н…чевать
________________ — гр…знить
Коля заб…лел гриппом. Он не мог г…ворить. Мальчик печально см…трел в …кно на играющих д…тей.
________________ — сн…га
________________ -ст…на
________________ -к…рмушка
________________ -б…льница
________________ — ст…ловая
________________ — г…стиница
________________ -л…нтяй
________________ -л…сток
________________ -б…йцы
________________ -сн…говик
________________ -т…шина
________________ — к…фейник
________________ -св…стун
________________ -ц…почка
________________ -гр…бок
________________ -д…тишки
________________ -в…щица
________________ -св…тает
________________ -н…беса
Ребята решили сделать ст…ловую для птиц. Они см…стерили к…рмушку в с…ду. Вскоре прилетели г…во.рливые воробьи. В г…родском с…ду на в…рхушках т…полей живут гр…чи.
Слово, обозначающее предмет, проверь родственным словом обозначающим признак предмета.
________________ — б…лизна
________________ -ж…лтизна
________________ -н…визна
________________ -т…мнота
________________ — д…брота
________________ — т…шина
________________ -хр…брец
________________ -м…лыши
________________ -вр…дитель
________________ -дл…на
________________ -д…тишки
________________ -см…льчак
________________ -сн…жинка
________________ -б…дняга
________________ -ч…рнота
Слово, обозначающее признак предмета, проверь родственным словом обозначающим предмет.
________________ -с…сновые деревья
________________ -м…рская волна
________________ -ст…льной обруч
________________ -д…ждливая осень
________________ -з…лёная трава
________________ -в…здушные шары
________________ — сп…ртивные успехи
________________ -л…сные жители
________________ -…сенняя погода
________________ -зв…риные следы
________________ — стр…ительная пл…щадка
________________ -цв…тные карандаши
________________ — п…лезный совет
________________ -б…говая дорожка
________________ -в…шнёвое варенье
________________ — л…нивый ученик
________________ -кл…новый листок
________________ -скр…пучая дверь
________________ -л…довый дворец
________________ -ц…нтральная улица
________________ — з…ркалная поверхность
________________ — сч…стливый случай
________________ -жур…влиный крик
________________ -к…менистый берег
________________ -гл…зной врач
________________ -…довитый гриб
________________ -спр…ведливый человек
________________ -ш…рстяные носки
________________ -б…говая дорожка
Слово с безударной гласной проверь родственным ласковым словом.
________________ — пт…нец
________________ — п…тно
________________ — к…за
________________ — д…жди
________________ — тр…ва
________________ — д…ма
________________ — к…ты
________________ — л…сты
________________ — зм…я
________________ — гл…зной
________________ -тр…па
________________ — сл…ны
________________ — л…цо
________________ -м…чи
________________ — гр…да
________________ — сп…на
________________ — л…са
________________ — з…ма
________________ — зв…зда
________________ — к…зёл
________________ — …сёл
________________ — к…вёр
________________ — тр…ва
________________ — лош…дь
Закрепление изученных способов
В…черней п…рой я ш…гал по узкой тр…пе через др…мучий лес. Вокруг ц…рила л…сная т…шина. Но вот я услышал далёкие звуки д…ревни. Среди ств…лов стали видны просветы. Я выходил на л…сную опушку.
1.)С горспускались ст…да …вец. 2.) Гр…чи т…скали своим м…лышам ч..рвей и мошек. 3.) Ласточки перед гр…зой вились над з…млёй. 4.) За р…кой з…ленел овёс. 5.) Капли р…сы бл…стят на листьях д…ревьев. 6.) З…ленеет тр…ва на лугах и п…лях. 7.) За нашим с…лом ст…ной ст…ят с…новые л…са. 8.) Какое сегодня ч…сло?
Раздели текст на предложения. Вставь пропущенные буквы.
Наступила з…ма занесло сн…жком пл…щадку перед домом ребята сделали снежную горку они полили её в…дой ноч…ю ударил мороз в…да замёрзла горка покрылась л…дяной коркой не будут скучать з…мой м…лыши
Спиши пословицы. Вставь пропущенные буквы.
Дерево смотрят по пл…дам, а человека по д…лам. Л…нивые руки не р…дня умной г…л…ве. На чужой ст…ронушке рад св…ей в…ронушке. Р…дная з…мля и в г…рсти мила. Стой за р…дную землю г…рой.
Слово, обозначающее действие предмета, проверь словом обозначающим признак предмета.
________________ — пл…тить
________________ — кр…снеть
________________ — с…нел
________________ — з…мовал
________________ — т…мнел
________________ — ч…рнеет
________________ — ск…льзят
________________ — т…плеет
Вставь пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.
Яркое солнце бл…стит над з…млёй. На з…лёном лугу б…леют ромашки., ж…лтеют одуванчики, с…неет мышиный горошек. Вокруг з…л…неют берёзки. Всюду щ…бечут, св…стят, п…ют птицы.
Слово, обозначающее действие предмета, проверь словом обозначающим предмет.
________________ -сп…шить
________________ — гл…дит
________________ — см…треть
________________ — зап…щать
________________ — к…чать
________________ — т…нцевать
________________ — пл…сать
________________ — зв…нить
________________ — б…жать
________________ — г…ревать
________________ — ст…нать
________________ — см…треть
________________ — св…стеть
________________ — охр…нять
________________ — поб…дить
________________ — под…рить
________________ — др…жал
________________ — п…лить
________________ — д…рить
________________ — уг…стил
________________ — п…щат
________________ — св…стит
________________ — дов…рять
________________ — св…тает
Я шла летом по л…сной дорожке. Взгл…нула на куст репейника и уд…вилась. Он резко к…чался. Пригл…делась. Маленький вор…бей сидел на нём.
Слово, отвечающее на вопрос что делал? проверь словом, отвечающим на вопрос что делает?
Вася л…пил сн…говика. Костя подн…сил снежные ш…ры. Женя прикр…пил вместо носа морковку. М…лыш Димка т…щит м…тлу.
________________ — ск…кал
________________ — бр…дил
________________ — н…сил
________________ — д…рил
________________ — д…ржал
________________ — п…лил
________________ — т…нул
________________ — ц…нил
________________ — хв…лил
________________ — т…чил
________________ — в…зил
________________ — к…тался
________________ — пл…сал
________________ — к…тил
________________ — см…трел
________________ — пл…тил
________________ — св…тил
________________ — т…птал
________________ — в..зал
________________ — х…дил
________________ — х…тел
________________ — т…пил
________________ — к…сил
Слово с буквой Е проверь буквой Ё
Отгадайте загадку: Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (пч…ла — пчёлы)
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (гн…здо –гнёзда)
________________ — зв…зда
________________ — оз…ро
________________ — в…сло
________________ — ст..кло
________________ — в…дро
________________ — с…ло
________________ — м…тла
________________ — п..ро
________________ — т…мнеть, т…мнота
________________ — т…плеть, т..пло
________________ — ч…рнеть, ч…рнота
________________ — ж…лтеть, ж…лтизна
Слово, отвечающее на вопрос что делает? проверь словом, отвечающим на вопрос что делал?
________________ — ж…вёт
________________ — в…зёт
________________ — м…тёт
________________ — пл…тёт
________________ — в..дёт
________________ — н…сёт
________________ — т…чёт
Саша ж…вёт в д…ревне. У него б…льшая с…мья. Все любят трудиться. У каждого св…и обязанности. Вот Коля н…сёт др…ва. Валя м…тёт двор. Шура в…дёт бр…тишку в садик. Отец в…зёт сено на ферму.
Слово, отвечающее на вопрос что делал? проверь словом, отвечающим на вопрос что сделает?
___________________ — пр…сил
________________ — т…щил
________________ — т…нул (о или а)
________________ — од..ржал
________________ — см…трел
________________ — п…сал
________________ — т…нул (и , я, е)
________________ — ут…шал
________________ — пр…сил
Слово с буквой Е проверь буквой Ё
Отгадайте загадку: Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (пч…ла — пчёлы)
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (гн…здо –гнёзда)
________________ — зв…зда
________________ — оз…ро
________________ — в…сло
________________ — ст..кло
________________ — в…дро
________________ — с…ло
________________ — м…тла
________________ — п..ро
________________ — т…мнеть, т…мнота
________________ — т…плеть, т..пло
________________ — ч…рнеть, ч…рнота
________________ — ж…лтеть, ж…лтизна
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.
Подбери к словам по два проверочных слова.
ст…р…на ________________________________
м …л…дой ________________________________
б…р…да ________________________________
п…л…са ________________________________
м…л…ток ________________________________
г…л…ва ________________________________
в…л…сок ________________________________
к…л…сок ________________________________
з…л…нел ________________________________
в…с….ло _________________________________
ст…б…лёк ________________________________
к…р…шок ________________________________
в…ч…реет _______________________________
д…р…вянный ______________________________
х…л…да _______________________________
ст…р…жить ________________________________
з…л…той _______________________________
ст…р…на _______________________________
Кто з…мой х…л…дной
Ходит злой, г…лодный?
Составь из данных слов предложения и запиши их. Вставь пропущенные буквы.
Пришли х…л…да. Оделись, ребята, т…пло.
Они, на, гол…ву, ша…ку, надели, варе…ки , на, м…ховые, руки.
Не, теперь, м…роз, им, страшен.
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударным гласным в корне
Урок русского языка*
3 класс
Тема: «Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударным гласным в корне».
Цель урока:
1. Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Правописание слов с безударными гласными в коне слова»
2.Совершенствовать навык правописания слов с безударными гласными.
- Совершенствовать умение учащихся распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.
Задачи:
1.Свершенствовать умение обнаруживать «ошибкоопасное» место в слове с безударной гласной;
2. Учить детей понимать практическую значимость правила правописания безударных гласных, осознанно воспринимать его;
3.Продолжить работу над последовательным выполнением действий, предписанных этим правилом;
4. Совершенствовать умение подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова.
3. Создавать условия для развития творческой активность, инициативы, самостоятельности, взаимопомощи при выполнении заданий.
Ход урока
I Мотивация учебной деятельности.
-А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Поделитесь своими улыбками. И в хорошем настроении мы продолжим наш урок.
II Сообщение темы и целей урока
А начнем мы наш урок с одного рассказа.
Послушайте рассказ об одной ошибке.
Миша написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем».
Сестра Миши Оля по дороге в магазин передала записку Пете.
— Ну как? – спросил Миша вернувшуюся сестру.
— Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Миша собрал ребят во дворе.
— Мяч будет! Петя обещал принести.
Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие для фехтования – длинный деревянный меч.
— Почему так случилось?
— Какой совет вы дали бы мальчику Мише?
Какое правило забыл Миша?
Ребята, скажите, а для чего необходимо знать правила?
Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
Сегодня на уроке мы продолжим работу над правописанием безударных гласных в словах и подборе проверочных слов.
III Актуализация знаний
— Давайте вспомним, какие гласные мы называем безударными?
— Как найти безударную гласную в слове? ( Нужно поставить ударение и найти в безударном слоге гласную букву).
Вывешивается карточка УДАРЕНИЕ и БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ.
Задание 1
На доске записаны слова. Спишите слова, разделив их на два столбика. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Мороз, следы, медведь, лесник, земля, заяц.
Мороз следы
Заяц лесник
Медведь земля
Фронтальная проверка.
По какому признаку вы разделили слова? ( В 1 столбике — слова с непроверяемым безударным гласным, а во втором- с проверяемым безударным гласным).
Проверка постановки ударений и обнаружения безударной гласной в слове. Работа с сигнальными карточками.
IV Обобщение и систематизация знаний
Составление алгоритмом работы с безударными гласными.
1.Как вы считаете, какой первый этап в работе со словами с безударной гласной. Что необходимо сделать?
Обнаружили безударную гласную в слове. Следующие наши действия?
Как дальше мы будем рассуждать?
Как проверить безударный гласный в слове?
Какое слово будет являться проверочным?
V.Применение знаний
Потренируемся в подборе проверочных слов.
Задание 2
Отбери из данных слов лишь те, которые можно использовать для проверки выделенных слов в начале строки. Обозначь ударение, выдели безударную гласную.
Лиса – лисята, лисий, лисички, лисонька.
Синеет – синька, синий, синеватый, посинел.
Снежок- снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник.
Проверим, какие слова вы выписали. Докажите, что они являются проверочными.
Работа по рядам. Проверка с использованием сигнальных карточек.
Задание 3
Каждая парта получает карточку с алгоритмом работы.
ПОДУМАЙ ДОКАЖИ НАПИШИ
М.ряк Море моряк
М…сты
Р…ка
Сн..га
Х…лмы
Зв..рьки
Работа в парах. Проверка у доски. Работа с сигнальными карточками.
VI.Контроль усвоения.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- Задания по вариантам.
1 ВАРИАНТ
1. Ч…СЫ А 5. С…СНА
2.ГР…ЧИ О 6. Р…СА
3.ХВ…СТЫ 7. ТР..ВА
4. С…ДЫ 8. К…ЛЬЦО
Ключ:
А -1, 2,4,7.
О- 3, 5, 6, 8.
2 ВАРИАНТ
1. ГН…ЗДО И 5. ЦВ…ТЫ
2. СТР..ЖИ Е 6. П…СЬМО
3. ГР…БЫ 7. СТ…КЛО
4. ЗВ…ЗДА 8. Л…СТЫ
.
И-2, 3, 6,8
Е –.1, 4, 5, 7.
- Творческое задание
Запиши текст, состоящий из 3 предложений на тему «Зимушка», используя слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными.
Для слабых учеников – индивидуальные карточки.
Вставь пропущенные слова, используя слова для справок.
Наступила _______.
__________ стоят в снежном уборе.
На __________ видны __________ _______________.Слова для справок: зверей, деревья, зима, снегу, следы.
Проверка.
VII. Итоги урока. Рефлексия.
Чем занимались на уроке?
Как работать со словами с безударной гласной в корне ?
Кто считает, что хорошо усвоил эту тему — поставьте свой кораблик в «Море успеха».
Кто считает, что необходимо еще поработать в данном направлении — поставьте свой кораблик рядом с « Морем…»
Стихотворение.
Сосна, вода, дела, трава –
Запомнить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь – пишите смело!
Непроверяемые
безударные гласные в корне слова
Ударение
Безударные гласные в корне
Проверяемые безударные гласные
в корне слова
Запомнить
Подобрать проверочные слова, в которых гласный стоит под ударением.
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Урок по русскому языку в 3 классе «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
Открытый урок по русскому языку
«Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Учитель высшей категории:
Чурюкина Галина Сергеевна
Курск
Тема: Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Цели: закреплять умения: правильно писать слова с проверяемой гласной в корне, подбирать проверочные слова;
работать над развитием: речи, фонематического слуха, орфографической зоркости, памяти, внимания, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, умения устанавливать смысловую связь, проводить мыслительные операции сравнения, анализа, обобщения;
повышать интерес к изучению русского языка и чтению художественных произведений.
Задачи: развивать умения выстраивать алгоритм учебного действия, развивать умения устанавливать порядок действий для написания буквы безударного гласного в корне слова.
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков.
Ход урока
- Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок сейчас начнём.
– Добрый день!
– Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
– Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие – открытие. Это урок – приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к стране Знаний.
– Скажите, какими качествами должен обладать человек, который отправляется в путешествие – открытие? (Наблюдательным, внимательным, сообразительным, выносливым…)
— С какими произведениями по литературному чтению мы познакомились на уроке, где узнали о профессиях путешественника, изыскателя? (С. Голицы «Сорок изыскателей») (Профессии: топографы, гидрологи, ботаники, геологи, зоологи и др.)
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!
Работа в тетради.
– Каждое открытие надо записать в рабочий блокнот. Это наши тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа (это место нашего открытия).
— Я думаю, что мы будем работать, совершать открытия «засучив рукава».
— Что это за выражение? (это фразеологизм)
— Когда так говорят?
II. Актуализация знаний.
– Внимание на доску! Перед вами пирамида. Какую работу можно выполнить со словами, включенными в пирамиду? (Вставить пропущенную букву).
– Что для этого нужно знать? (Правило о написании безударных гласных).
– Кто может объяснить, как проверить безударный гласный в корне? Приведите примеры.
Рассказ «Работать спустя и засучив рукава»
Игра “Пирамида”.
К_ток
В_дро
П_вар
В_сна
Спос_б
Ст_нал
Зел_нь
Р.ссказ
– Приготовьте сигнальные карточки с буквами. Показываем пропущенную букву, называем проверочное слово, записать.
Рассказ — не подходит к нашей орфограмме, т.к. гласная в приставке.
— Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
III. Постановка учебной задачи.
– Как вы думаете, чем будем сегодня заниматься на уроке?
– Назовите тему урока.
– Работать будем под девизом:
“Если гласная у вас вызвала сомнение,
Обязательно её ставь под ударение”.
IV. Словарно-орфографическая работа
1) Работа с группой слов. Орфографическое чтение.
– На предыдущих уроках мы познакомились с группой словарных слов.
— Почему они словарные? (написание надо запомнить)
Тракт.р
М.шина
Тр.мвай
.втобус
— Какие же буквы надо вставить? (объяснить, написать)
— Какой вопрос можно задать к этим словам?
(- На какой вопрос отвечают?
— Что объединяет эти слова? Это наземный транспорт. Помним о том, что он ездит по дорогам, а мы переходим дорогу.
— На какой сигнал?
— О чем нам говорит красный свет? Желтый свет?
Физкультминутка
Поиграем.
Я показываю зеленый сигнал светофора.
— Что нужно делать? (идти)
Шагаем на месте.
Зеленый свет открыл дорогу,
Переходить ребята могут.
— Красный свет (стоим)
Красный свет нам говорит:
«Стой, опасно, путь закрыт!»
— Желтый свет (повороты туловища)
Желтый свет – предупрежденье,
Жди сигнала для движения.
— Если вы будите соблюдать ПДД, то никакое происшествие с вами не произойдет.
2) Знакомство с новым словарным словом.
– Назовите новое слово для запоминания. Для этого соедините последние буквы слов с проверяемыми гласными из пирамиды.
– Какое получится слово? (Корабль).
— Корабль можно отнести к транспорту?
Работа СПРАВОЧНОГО БЮРО (работа с толковым словарем, с этимологическим словарем).
– Что такое корабль?
- Крупное морское судно, а также военно-морское судно.
- Летательный аппарат большой мощности.
– Для чего предназначаются корабли? (Для перевозки грузов и людей по воде).
– Какие ещё бывают корабли? (Космические. На них летают в космос).
На доске разместить иллюстрации разных кораблей.
— Какой фразеологизм со словом корабль вы знаете? (Сжигать свои корабли)
— Когда так говорят? (Делать решительный шаг, после которого нет возврата к прежнему)
3) Фонетический разбор слова
Корабль [к а р а б, л,] — 2 слога, 7 б., 6 зв. (дать характеристику 2-ого, последнего звуков)
— А вы любите путешествовать?
Кто за приключения?
Все без исключения!
Давай поднимем парус и прямо в океан!
Ведь и для нас осталось ещё немало стран
Пока что не открытых или давно забытых!
Дорог в морях немало – смелее у штурвала!
Звучит музыка (шум моря).
– Я надеюсь, что вы приложите все усилия и ваша дружба, взаимопомощь помогут нам достигнуть цели.
V. Минутка чистописания
Разминка для пальчиков (поднимаем парус, начинаем вращать штурвал).
– Начинаем наше путешествие по Орфографическому морю. На море небольшое волнение, как в этих строчках.
— Почему мы прописываем эти буквы?
— Прочитайте предложение
Большому кораблю – большое плавание.
– Объясните смысл пословицы. (Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать большие возможности, чтобы он мог и дальше их развивать и достигать успехов).
– Какое задание можно выполнить с этой пословицей в соответствии с темой урока? (Найти слова с проверяемой безударной гласной).
– Выполним это задание.
Большому кораблю – большое плавание.
– Повторное чтение пословицы.
– Запишите пословицу по памяти
– Обменяйтесь тетрадями. Проверьте карандашом у своего товарища.
Взаимопроверка.
– Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок.
VI. Работа по теме урока
- Работа с учебником.
– Мы путешествуем по Орфографическому морю.
— Откройте учебник на стр. 96 упр. 110
Задание: выписать слова с безударным гласным в корне слова, проверяемым ударением. Подобрать проверочное.
— Составьте с любым из слов предложение.
— Молодцы! На корабле с таким экипажем можно путешествовать по любому морю
2) Дифференцированная работа учащихся.
– Продолжаем путешествие. Читаем текст.
Ветер на м.ре гуляет
И кораблик подг.няет
Он б.жит себе в в.лнах
На раздутых п.русах.
– Какое задание вы хотели бы выполнить с данным текстом? ( — Из какого произведения эти строки? – Кто автор?)
– Какое задание вы предложите выполнить в соответствии с темой урока? (Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово).
- Работа в парах (на карточках)
— Вставить пропущенные буквы. (кто готов, поднимает руку)
- Остров на м_ре л_жит, град на острове ст_ит.
- Под _кном Гвидон с_дит, молча на м_ре гл_дит.
- И в лазоревой д_ли пок_зались корабли.
- С башни князь Гвидон сб_гает, д_рогих г_стей встр_чает.
- Гости умные м_лчат, спорить с бабой не х_тят.
- Месяц под к_сой бл_стит, а во лбу зв_зда г_рит.
Я проверю ваши работы и оценю.
VII. Подведение итогов урока
– В завершении нашего путешествия по огромному Орфографическому морю ответьте на вопросы:
- Над закреплением какой орфограммы мы работали?
- Как проверить написание слов с безударной гласной в корне?
— Под каким девизом мы работали? (“Если гласная у вас вызвала сомнение,
Обязательно её ставь под ударение”.)
— Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. (оценки)
VIII. Домашнее задание
– Предлагаю выбрать для себя задание. Кто уверен в своих силах и может отправиться в плавание на паруснике, выполняет задание 2 уровня. Кто сомневается в своих силах, выполняет задание 1 уровня и оправляется в самостоятельное плавание на лодке.
1 уровень – учебник упр. 116 стр. 99
2 уровень – написать 5 фразеологизмов и выполнить задание в соответствии с темой урока (выделить безударную гласную, подобрать проверочное слово)
IX. Рефлексия.
Оцените свою и мою работу на уроке (выбрать подходящий ответ)
Таблица по рефлексии
| Активно / пассивно |
| Доволен / не доволен |
| Коротким / длинным |
| Не устал / устал |
| Стало лучше / стало хуже |
| Понятен / не понятен Интересен / скучен Легким / трудным |
| Интересно / не интересно |
— Огромное спасибо за сотрудничество.
— Урок окончен.
— Я уверена, что вы работали, засучив рукава.
Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме: Русский язык. Способы проверки слов с безударными гласными. 3 класс.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс: 3
УМК: Планета Знаний
Тема: Повторение. Способы проверки слов с безударными гласными.
Цель: Повторить способы проверки слов с безударными гласными.
Задачи: 1. Активизация познавательной деятельности через групповую форму работы, использование момента соревнования.
2. Развитие интереса к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах и орфографическую зоркость, речи учащихся.
3. Воспитание любви к природе, бережного отношения к лесу.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки с гласными буквами А, О, Е, И, Я (на группу), листы с текстами для работы в группах (в зависимости от количества групп), перфокарты по теме «Безударные гласные», наборы фигур разного цвета (для каждой группы).
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы повторяем способы проверки безударных гласных в корне слова, готовясь тем самым к следующим нашим занятиям. Но урок будет необычным, это будет урок путешествие по страницам грамматики и орфографии. На уроке вы покажите свои знания, умения работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задания, но ещё и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы.
Класс поделён группы по 6-7 человек. У каждой группы на столе набор цветных кружков (красный – «отлично, верный ответ»; жёлтый – «хорошо»; синий – «можно подтянуться»). В зависимости от правильности и быстроты выполнения задания группа на каждом этапе урока оценивает свою работу соответствующим кружком. В конце урока будут подведены итоги.
- Работа по теме урока.
— Для того, чтобы отправиться в наше путешествие, нужно заполнить наши билеты, поставить в них дату отправления.
Отправляемся в дорогу
Вот и руки, вот и ноги.
По дороге не скучай,
Не грусти, не унывай.
- Первая станция «Повторяй-ка».
Повторение теоретического материала. Фронтальный опрос.
- Объясните, что значит безударная гласная?
- Как проверить написание безударной гласной в корне слова?
- Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне слова? Как поступают в этом случае?
- Назовите гласные, которые чаще всего могут быть безударными.
— Оцените работу вашей группы на данной станции.
Отправляемся в дорогу
Вот и руки, вот и ноги.
По дороге не скучай,
Не грусти, не унывай.
3.2. Вторая станция «Аккуратная». (Минутка чистописания)
— Здесь нас ждёт минутка чистописания. Как вы думаете, какие буквы нас встречают? /Аа, Оо, Ее, Ии, Яя/.
— Оцените работу вашей группы на данной станции.
Отправляемся в дорогу
Вот и руки, вот и ноги.
По дороге не скучай,
Не грусти, не унывай.
3.3. Третья станция «Словарная». (Словарный диктант)
— Что же на этой станции?
— Правильно, словарный диктант, но не письменный, а устный. Я буду читать слова, а вы поднимать карточку с безударной гласной, и устно называть проверочные слова (кОрмушка, снЕгирь, крОльчиха, мАслёнка, смЕльчак, пОлезный, бЕглец, вЕрхушка, цЕпочка, пИлить, грЯда).
— Оцените работу вашей группы на данной станции.
Отправляемся в дорогу
Вот и руки, вот и ноги.
По дороге не скучай,
Не грусти, не унывай.
3.4. Четвёртая станция «Проверяй-ка». (Работа с перфокартами)
Безударные гласные в слове встречаются,
Предлагаю, друзья, я вам, не печалиться!
Правило вспомните и букву проверьте,
Всё хорошо будет, вы мне поверьте!
— У вас на столах лежат карточки со словами, в которых пропущена буква или буквы. Ваша задача прямо в этой карточке написать проверочное слово для проверки безударной гласной.
покр..снел зв..риный м..стерская д..брота к..рмушка д..леко ч..совщик в..с..льчак | ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ |
— Оцените работу вашей группы на данной станции.
Отправляемся в дорогу
Вот и руки, вот и ноги.
По дороге не скучай,
Не грусти, не унывай.
3.5. Пятая станция «Это всё мы проходили» (Работа в группах)
— У вас на столах лежат листочки с текстом, в котором пропущены буквы вам нужно будет их вставить, используя правило проверки безударных гласных и не только.
— Посмотрите на текст.
— Как мы называем места в словах, в которые нужно вставить буквы? /«окошки»/
Вспомним правило простое
И оно же золотое!
Если в слове есть «окошко»,
Ты подумай тут немножко,
Карандашик свой возьми,
Орфограмму подчеркни.
Варианты текстов
- Тр..пинка в..дёт в лес. На д..рев..ях др..жат солнечные зайчики. От ярких цв..тов рябит в глазах. Звонко кр..чит иволга. М..л..дой зайчишка выб..жал на д..рогу. Ч..десно пахнут душ..стые ландыш.. .
- В л..су мы слышим птичьи г..л..са. Но птич..ки не тол..ко нап..лняют лес своим пением. Они сп..сают его от вр..дителей. Поэтому в..сной друз..я леса развешивают на д..рев..ях скв..речники. С новосел..ем, л..сные ж..тели!
- Витя и Саша шли д..мой из школы. Они спустились к р..ке. Мал..чики поб..жали по л..ду. Хру..кий лёд треснул. Витя оч..тился в х..лодной в..де. Он хв..тался за кромку льда, но тонкий лёд кр..шился. Саша помог другу: он выт..щил его на бер..г.
- В..сной р..ка вышла из б..регов. В..да зал..ла весь луг. По р..ке поплыли б..льшие льдины. На одной из них – телёнок. Он р..вёт от испуга. Надо сп..сать! Р..бята багром зац..пили льдину и пот..нули к бер..гу. Телёнок был сп..сён.
— Ваша задача записать текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.
— Оцените работу вашей группы на данной станции.
IV Итог: Какую орфограмму мы сегодня повторяли?
V Разгадайте кроссворд и дадите оценку своей работы на уроке.
Урок по русскому языку для 3 класса по теме:»Написание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением».
Урок русского языка в 3 классе
(конспект урока подходит к любому УМК, урок проводился на классе с УМК «Школа 2100»)
Тема: «Написание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением».
Задачи:
Образовательные: — закрепить навыки проверки слов с безударными гласными в корне;
— умение находить слова с известными орфограммами и уметь доказывать их
Развивающие: — развивать логическое мышление,
— способствовать развитию самостоятельности.
Воспитательные: — прививать интерес к предмету,
— воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Формировать УУД:
Личностные: -формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),
-формировать внутреннюю позицию обучающегося,
-формировать мотивацию к учению и познанию,
-формировать ориентацию на моральные нормы и на их выполнение.
Регулятивные: — ставить учебную задачу и удерживать ее;
— высказывать своё предложение.
Коммуникативные: — строить высказывания, понятные собеседнику;
— анализировать информацию и делать выводы;
Познавательные: — ориентироваться в своей системе знаний,
— отличать новое от уже известного.
Планируемый результат: — уметь находить и проверять слова с безударными гласными в корне.
Ресурсы: интерактивная доска, презентация, репродукция картины П.Брюллова «Весна», маршрутные листы.
Метапредметность: ИЗО
Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.
Этапы урокаХод урока
Формирование УУД
I.Организационный момент
Ребята, вам всегда легко учиться?
(Иногда мы сталкиваемся с трудностями, нам приходится преодолевать волнение или плохое настроение, чтобы подняться на новый уровень знаний.)
Я вам предлагаю сегодня на уроке пройти вместе со мной по ступеням успеха и подняться на самую ее вершину. А как вы думаете, что может быть на вершине? (Страна знаний) А помогут нам подняться по ступеням герои Маша и Миша.
Регулятивные УУД
ΙI. Актуализация знаний. Сообщение темы.
Пропишите буквы: а о и е я (чередуйте до конца строки)
Как вы думаете, почему для минутки чистописания я выбрала эти буквы? (эти гласные могут быть безударными).
— А как вы думаете, какова тема нашего урока?
— Какие задачи мы можем поставить?
Игра «Угадай слово».
– Замените одним словом фразу. Запишите слово. Обозначьте орфограмму.
а) Как по- другому называется путь? (Дорога.)
б) Крупный населённый пункт .(Город.)
в). Детёныш кошки. (Котёнок.)
в). Что предсказывает гидрометеоцентр? (Погода.)
Работа в парах
Обсудите в парах, какое слово является лишним. Почему? Как вы определили правильность написания слова?
Из ряда слов вы научились находить то, которое подходит к правилу нашего урока.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
1)Формируем умение работать в парах.
2) формируем умение слушать и понимать других;
ΙΙI. Постановка учебной задачи.
Возьмите квадратный листок.
Нарисуйте м_чи.
Покажите мне свои рисунки. Почему получились разные рисунки?
А как мне определить, какую букву надо вставить?
(Можно определить, прочитав предложение)
Давайте, составим предложение к первой картинке.
(Мы играли мячом в волейбол.)
Составьте предложение ко второй картинке.
(Раньше рыцари сражались мечами.)
Предложения мы составили, а сможете ли вы доказать, как правильно написать первое и второе слово?
Давайте выполним это задание на маршрутных листах.
Для чего мы подбирали проверочные слова? (Чтобы был понятен смысл, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной)
А как мы подбирали проверочные слова? (изменяли слова)
Познавательные УУД
ΙV. Открытие учащимися нового знания.
Давайте проверим, подойдет ли это правило к другим словам.
Выполним задание на нашем листе: подобрать проверочные слова. ( по очереди записывают на доске)
Р_ка-…(реки), в_да-…(воды), м_сты-…(мост), с_ва-…(совы), к_за-..(козы), з_ма-…(зимы).
(Каким образом мы находили проверочные слова – изменяли слово (то есть подбирали форму слова)
Запишите слово ТРАВА. Подберите к нему как можно больше однокоренных слов. (записываем на доске)
(Трава – травинка, травка, травушка, травяной)
Какой корень будет в этих словах? Выделим корень. Поставьте в словах ударение. Есть ли среди данных слов проверочные слова, с помощью которых можно определить, какую гласную будем писать в слове трава? (травка, травушка). Подчеркните эти слова.
(Как мы находили слово, чтобы проверить безударную гласную в корне? (подбирали однокоренные слова)
Любое ли однокоренное слово будет проверочным?
(нет, только то, в котором гласный звук станет ударным)
Можно ли к слову трава подобрать другое проверочное слово? (травы)
Какой вывод можно сделать?
(Для того, чтобы проверить безударный гласный в корне можно изменить слово (то есть назвать форму слова) или подобрать однокоренное слово, чтобы гласный звук стал ударным).
Кто может сформулировать правило?
Итак, правило вы сформулировали, а теперь я хочу проверить, как вы сможете его применять.
4. Среди однокоренных слов выбери и подчеркни проверочное слово.
Гора, горный, горняк.
Стол, столовая, столы.
Моря, морской, море.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из текста;
2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
4) формируем умение устанавливать аналогии;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
V. Физкультминутка
Повторяйте движения за человечком в презентации.
VI. Включение нового знания в систему знаний.
Работа в группах.
Рассмотрите картину П.Брюллова «Весна», найди на ней предметы, при написании которых в словах будут безударные гласные и запишите их.
Самостоятельная работа
А теперь я хочу проверить, как вы на слух умеете определять безударную гласную в корне.
Посмотрите, как вам нужно будет выполнить задание:
Например, первое слово будет
Лицо. Вы, не произнося слова вслух, должны подобрать проверочное слово. Какое это слово? (лица)
Затем переходите к цифре 2. Я называю слово кроты. Какое слово будет проверочным? (крот).
А теперь это задание вы будете выполнять самостоятельно.
Вам необходимо будет заполнить игровое поле, отметив ту гласную, которую будем писать в слове.
Слова: вязать, гора, морской, дарить, листок, река, пенёк, сердечко, сова.
Сверьте правильность заполнения с ключом.
Поднимите руки те, кто верно справился с заданием.
Коррекционная работа
Игра «Куб» (нужно подбросить куб, и прочесть задание на его грани)
Как проверить безударный гласный в корне слова
Придумай слово с безударным гласным А
Придумай слово с безударным гласным О
Придумай слово с безударным гласным И
Придумай слово с безударным гласным Е
Придумай слово с безударным гласным Я
Игра в конверте: (определите, какую безударную гласную нужно вставить в слово, подберите проверочное)
Оцените свою работу: Переверните маршрутный лист. Если вы полностью довольны тем, как вы выполнили задание, обведите смайлик с улыбкой, если вы считаете, что вам еще надо поработать, чтобы лучше усвоить правило, обведите смайлик с сомкнутым ртом, если вы не поняли, как проверять безударные гласные, обведите грустный смайлик
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
VI I. Рефлексия:
Посмотрите, какие ступени успеха вы смогли преодолели. На какой ступени вам было труднее всего, что больше всего понравилось. А кто из вас запомнил правило? (повторяют)
Мы определили тему урока, составили алгоритм проверки безударных гласных в корне (правило),выполнили разминку, потренировались в применении правила, работали в группах и самостоятельно и добрались до вершины наших ступеней удачи и попали в страну Знаний.
Переверните свой маршрутный лист и оцените свои знания по данной теме: если вы считаете, что хорошо знаете правило и умеете его применять, то обведите смайлик с улыбкой; если вы не всегда правильно применяете правило, то обведите смайлик с сомкнутыми губами; если вы не понимаете, как подбирать проверочные слова и записывать слова с безударными гласными, то обведите смайлик с грустным лицом.
Покажите мне, пожалуйста, что вы обвели.
Личностные УУД:
Формируем умение оценивать свою деятельность.
VI II.Итог урока.
Ребята, спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать, поэтому я хочу сделать для вас сюрприз. Но просто так я вам его не вручу, вам нужно отгадать, что это.
Слушайте загадку:
Это слово образовано от слова «Море», отвечает на вопрос Какие?
А что может быть морскими? Какая орфограмма в слове «морские»?
Подарок для вас – конфеты «Морские». Теперь, я думаю, все запомнят, как пишется слово «морские», название вы можете прочитать на фантике.
IX. Домашнее задание
Видите, как интересно бывает изучать безударные гласные по фантикам, и я даю вам задание — когда вы пойдете в магазин, рассмотрите внимательно продукты и дома запишите названия тех из них, в написании которых были безударные гласные. Конкурс, кто больше таких слов запишет
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Способы проверки безударной гласной в корне
Тема: «Способы проверки безударной гласной в корне»
Цель: Учить подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне.
Задачи:
- Формировать навык проверки безударной гласной в корне, путём изменения формы слова.
- Формировать умение проверки безударных гласных в корне, путём подбора однокоренных слов.
- Развивать орфографическую зоркость, внимание и речь учащихся.
- Развивать мыслительную деятельность, навыки групповой работы.
- Орг. момент.
Долгожданный дан звонок —
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот — тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
Недосуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня у ребят
Урок уж больно важный.
- Актуализация знаний.
Весна, весна, кругом живёт и дышит
Весна, весна, шумит со всех сторон!
Раскрыты окна. Веет тёплый ветер
И лёгкий пар клубится у реки!
-Михаил Исаковский написал такие строки. О чём они?(…)
-Ребята, к нам на урок пришел Незнайка. А пришел он за тем, чтобы вместе с вами узнать, как правильно написать это слово «В.СНА»
-В чём, ребята, сомневается Незнайка?
На доске: В . СНА (в написании гласной в корне слова)
-Поможем незнайке?
-А как же ему помочь? (подобрать проверочное слово и безударную гласную сделать ударной)
-Давайте попробуем правильно записать это слово.
В.СНА – ВЁСНЫ — ВЕСНА
- Постановка темы и цели урока.
- Исходя из этой проблемы назовите тему нашего урока. (Проверка слов с безударной гласной)
- Давайте поставим перед собой цели на все последующие уроки по этой теме. В течение которой мы должны научится отвечать на вопросы:
Что | Надо проверять? | Безударную гласную | а, о, и, е, я |
Где | В корне слова |
Как | Изменим форму слова | Подобрать однокоренное |
-Да, ребята, на уроке мы будем учиться подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне слов.
-Молодцы, вы правильно сформулировали наши цели.
- Этап введения новых знаний.
-Ребята, а какие буквы мы с вами должны проверять при написании? (гласные: а, о, и, е, я)
-Давайте откроем тетради, подпишем число и продолжим работу над каллиграфически правильным письмом, т.к. мы должны писать не только правильно, но и красиво.
И, А, О, Е, Я ( скоропись)
-Пишем аккуратно, обращаем внимание на высоту букв, буквы д/б овальными, ровными.
-Молодцы, ваши буквы ровные и красивые.
-Ребята, а какие ассоциации у вас вызвало слово весна?(…)
-У Незнайки тоже свои мысли возникли при прослушивании стихотворении М. Исаковского.
Трава—-травы
Гнездо—-гнёзда
Птенцы—-птенчик (на доске 1 столбик слов)
Грачи—-грач
Скворцы—-скворушка
Тепло—-тёплый
-Я показываю на слово, а вы поднимаете и показываете мне ту букву, которую напишите. Давайте подберём проверочные слова и определим, какие гласные буквы пропущены. Но работать мы будем по алгоритму. (Алгоритм на доске).
-Молодцы, вы отлично работали по лгоритму!
- Физминутка.
— В воздухе рисуем букву, которая требует проверки в словах:
носами – »о» (рисуем носом)
ногой — »я»
бедром — »е»
локтем — »и»
глазами – »а»
-Молодцы, ваши буквы были весёлыми и дружными!
- Закрепление, работа с учебником.
-Давайте откроем учебник на стр. 54 прочитаем правило.
-Закрепим наши знания, выполнив упражнение № 311
(один ученик у доски, остальные работают в тетр.)
-Молодцы, вы хорошо справились с данными вам заданиями!
- Итог урока.
-Чему учились на уроке?
-Сейчас мы с Незнайкой проверим, как вы умеете применять полученные сегодня на уроке знания. Давайте посмотрим на таблицы, которые я вам выдала перед уроком, они помогут нам правильно выполнить это задание.
Графический диктант.
-Я читаю слова, а вы определите безударную гласную, устно подберёте проверочное слово, покажите мне ту букву, которую надо писать в этом слове, и точкой отметите нужную букву.
-Мячи, гроза, дожди, трава, грибы, лесник, птенцы, земля, стволы.
-Соедините точки по порядку.
-На что похожа фигура?
-Вот такие оценки я сегодня ставлю………., за отличную работу на уроке.
-Некоторые ребята допускаю ошибки при нахождении проверочных слов, а это значит, что мы продолжим работу над этой темой.
-Молодцы, урок окончен!
-Д/з упр.310, учить правило стр. 54
М . чи
гр . за
д . жди
тр . ва
гр . бы
л . сник
пт . нцы
з . мля
ств . лы
Что | надо проверять? | Безударную гласную | а, о, и, е, я |
Где | В корне слова |
Как | Изменим форму слова | Подоберём однокоренное |
ТР . ВА
ГН . ЗДО
ПТ . НЦЫ
ГР . ЧИ
СКВ . РЦЫ
Т . ПЛО
В . СНА