Царь колокол википедия: Царь-колокол — Википедия – Царь-колокол — Википедия

Содержание

Колокол — Википедия

Устройство подвесного европейского колокола: 1. хомут, 2. корона, 3. голова, 4. поясок, 5. талия, 6. звуковое кольцо, 7. губа, 8. устье, 9. язык, 10. заплечики

Ко́локол — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, издающего звук при ударе о купол. Колокол может висеть или быть закрепленным на качающемся основании краями купола вверх; в зависимости от конструкции звук возбуждается качанием либо купола (точнее, основания, на котором он закреплён), либо языка. В Западной Европе чаще раскачивают купол, в России — язык, что позволяет создавать чрезвычайно большие колокола («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют снаружи металлической или деревянной колотушкой. Обычно колокола отливают из так называемой колокольной бронзы, реже из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.

Наука, изучающая колокола, называется кампанология (от лат. campana — колокол и от λόγος — учение, наука).

Слово звукоподражательное, с удвоением корня (*kol-kol-), в древнерусском языке известно с XI века. Восходит предположительно к той же основе, что и древнеиндийское *kalakalah — «неясный глухой звук», «шум», «крик» (для сравнения в хинди: колахал — «шум»).[1]. Форма «колокол» сформировалась, вероятно, по созвучию с общеславянским *kol — «круг», «дуга», «колесо» (для сравнения — «колесо», «около» (во’круг’), «коловорот» и т. д.) — по соответствию формы.

В других индоевропейских языках встречаются родственные по происхождению слова: лат. calare — «созывать», «восклицать»; др.-греч. κικλήσκω, др.-греч. κάλεω — «звать», «созывать»; нем. Glocke — «колокол», литовское kankalas (от kalkalas) — колокол и др.

В германской ветви индоевропейских языков слово «колокол» восходит к праиндоевропейскому

*bhel- — «издавать звук, шум, рёв»: англ. bell, н.-в.-н. hallen, hel, свн hille, holl, и др.

Другое славянское название: «кампан» происходит от лат. campāna, итал. campana. Данное название в честь итальянской провинции Кампания, которая одна из первых в Европе наладила производство колоколов. На Востоке кампаны появились в IX веке, когда венецианский дож Орсо I подарил 12 колоколов императору Василию Македонянину[2].

В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында). Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.

В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом. Впрочем, «неблагочестивые» имена колоколов не обязательно свидетельствуют об их отрицательной духовной сущности: зачастую речь идет исключительно о музыкальных погрешностях (так, на знаменитой ростовской звоннице имеются колокола «Козёл» и «Баран», названые так за резкий, «блеющий» звук, и, наоборот, на звоннице Ивана Великого один из колоколов назван «Лебедем» за высокий, чистый звук). В средневековой христианской Европе церковный колокол был голосом церкви. На колоколах нередко помещали цитаты из Священного Писания, а также символическую триаду — «Vivos voco. Mortuos plango. Fulgura frango» («Живых зову. Мертвых оплакиваю. Зарницу укрощаю»). Уподобление колокола человеку выражается в названиях частей колокола (язык, тулово, губа, уши). В Италии до сих пор сохраняется обычай «крестин колокола» (соответствует православному освящению колокола).

Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило — коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни

[3][4]. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов[5].

Колокола в Русской православной церкви[править | править код]

Церковный колокол

Колокола на Руси появились почти одновременно с принятием христианства в конце X века[6]. Их заимствовали из Западной Европы[6], при этом, они не смогли полностью вытеснить било с теми же функциями, просуществовавший до XIX—XXI веков[7]. Больших размеров колокола начали отливать лишь в XV веке с появлением собственных металлургических заводов

[6]. Звон колокола созывал людей на богослужение или вече, для совместного отпора захватчикам, на почёт героев-победителей. На широких просторах России старались отливать большие колокола с низким сильным звуком, который можно слышать на больших расстояниях (например, предшественник «Царя-колокола» 1654 года при Алексее Михайловиче весил около 130 тонн и слышен был на 7 вёрст)[6]. Колокола были единственным используемым музыкальным инструментом в богослужении[6]. Согласно Адаму Олеарию в России начала XVII века на московских колокольнях висело до 5-6 колоколов весом до 2 центнеров, с которыми управлялся один звонарь[6]. Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков.

В русских летописях впервые о колоколах упоминается 988 год. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Великом Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нём «великий звон». Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком. Развитие русского литейного искусства позволило создать непревзойдённые в Европе колокола: Царь-колокол 1735 г. (208 тонн), Успенский (действует на колокольне Ивана Великого) 1819 г. (64 тонны), Царь в Троице-Сергиевой Лавре 1748 г (64 тонны, уничтожен в 1930 г.), Ревун (действует на колокольне Ивана Великого) 1622 г. (19 тонн). После 1917 г. литьё колоколов продолжалось на частных заводах в 1920 гг. (эпоха НЭПа), но в 1930-е прекратилось полностью. В 1990-е гг. многое приходилось начинать с нуля. Литейное производство освоили такие гиганты как московский ЗИЛ и санкт-петербургский Балтийский завод. На этих заводах изготовлены нынешние колокола-рекордсмены: Первенец 2002 г. (27 тонн), Благовест 2002 г. (35 тонн) завода ЗИЛ, Царь-колокол 2003 г. (72 тонны) Балтийского завода.

В Русской православной церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние (подзвонные) и малые (зазвонные) колокола.

Благовестники[править | править код]

Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на богослужение[6]. Их можно подразделить на следующие виды:

  • Праздничные колокола

Праздничные колокола используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме. Праздничный колокол должен быть самым больши́м по весу в наборе колоколов.

  • Воскресные колокола

Воскресные колокола используются в воскресные дни и в «великие праздники». При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу.

  • Постовые колокола

Постовые колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост.

  • Полиелейные колокола

Полиелейные колокола используются в дни, когда совершаются полиелейное богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом).

  • Будничные (простодневные) колокола

Простодневные колокола используются в будние дни седмицы (недели).

Помимо благовестника, большие колокола (без иных колоколов) используются при пении «Честнейшей…» на утрене и к «Достойно…» на божественной литургии. Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента богослужения.

Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые «часовые» колокола, в которые «отбиваются» часы.

Подзвонные колокола[править | править код]

Подзвонные колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику. Отдельно подзвонные колокола используются при так называемом звоне «в двои», который осуществляется на литургии Преждеосвященных Даров в Великий пост. При отсутствии благовестников звон «в двои» осуществляется на подзвонных колоколах.

Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.

Зазвонные колокола[править | править код]

Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.

Посредством использования зазвонных и подзвонных колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене — два, к божественной литургии — три. Трезвоном отмечается также чтение Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.

Размещение колоколов[править | править код]

Церковь Св. Екатерины у Тучкова моста

Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является примитивная звонница, выполненная в виде перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможность звонарю работать непосредственно с земли. Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука, и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии.

В церковной традиции первоначально был распространён архитектурный приём, когда специальную башню — колокольню — устанавливали отдельно от здания церкви. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В древнем Пскове звонница нередко включалась в конструкцию основного здания.

В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания. В наиболее поздних постройках, преимущественно в XIX веке, колокольню вводили в конструкцию церковного здания. И тогда колокольня, бывшая первоначально вспомогательным сооружением, становилась доминирующим элементом в его облике. Примером такого вмешательства является пристройка колокольни к православной церкви Св. Екатерины на Васильевском острове Петербурга. Иногда колокола размещались непосредственно на здании Храма. Такие церкви назывались «иже под колоколы». До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населённом пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удалённых уголках большого города.

Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля. В прошлые годы до развития телефонной связи с помощью колоколов передавались сигналы пожарной тревоги. При возникновении пожара необходимо было ударить в ближайший колокол. Услышав звон пожарного далёкого колокола следовало немедленно ударить в ближайший. Таким образом сигнал о пожаре быстро распространялся по населённому пункту. Пожарные колокола были неотъемлемым атрибутом присутственных мест и других публичных учреждений в дореволюционной России, а местами (в отдалённых сельских населённых пунктах) сохранились и до настоящего времени. Колокола применялись на железной дороге для подачи сигналов отправления поездов. До появления проблесковых маячков и специальных средств звуковой сигнализации на гужевых повозках, а позже и на автомобилях экстренных служб устанавливался колокол. Тональность сигнальных колоколов специально делалась отличной от церковных, благодаря чему сигнал всегда можно было легко опознать. Сигнальные колокола также называли набатными. На кораблях издавна используется рында — «судовой (корабельный) колокол», для подачи сигналов экипажу и другим судам. Так же в рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени.

Классический колокол как музыкальный инструмент[править | править код]

Актуальность

Данные в этой статье приведены по состоянию на 1900 год.

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Бронзовый колокольчик

Вид изнутри

Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определённую звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издаёт только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблён колокол весом в 22,9 т. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31 т.), московского (70,5 т) или Царь-Колокола (200 т). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

В прошлом композиторы поручали этому инструменту исполнение выразительных мелодических рисунков. Так, например, поступил Рихард Вагнер в симфонической картине «Шелест леса» («Зигфрид») и в «Сцене волшебного огня» в заключительной части оперы «Валькирия». Но позднее от колоколов в основном требовалась только сила звука[8]. С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые колокола в виде длинных трубок.

Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжён клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьёт по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжён и клавиатурой.

Колокола в русской музыке[править | править код]

Колокольные звоны стали органичной частью музыкального стиля и драматургии произведений русских композиторов-классиков как в оперном, так и в инструментальном жанрах.

Ярешко А. С. Колокольные звоны в творчестве русских композиторов (к проблеме фольклор и композитор)[9]
Актуальность Православный храм с навершием в форме колокола

Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX века. М. Глинка использовал колокола в заключительном хоре «Славься» оперы «Иван Сусанин», или «Жизнь за царя», Мусоргский — в пьесе «Богатырские ворота…» цикла «Картинки с выставки» и в опере «Борис Годунов», Бородин — в пьесе «В монастыре» из «Маленькой сюиты», Н. А. Римский-Корсаков — в «Псковитянке», «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китеже», П. Чайковский — в «Опричнике». Одна из кантат Сергея Рахманинова получила название «Колокола». В XX веке эта традиция была продолжена Г. Свиридовым, Р. Щедриным, В. Гаврилиным, А. Петровым и другими.

Набор колоколов (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами. Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находились также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные куранты существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы Сысоевича. В настоящее время на строй К. обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев, построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56 камертонов и особого аппарата, подобного метроному. Гармонически настроенные К. протоиерея Израилева находятся: на колокольне Аничковского дворца, Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Ореанде, Киеве, Нижнем Новгороде, Гефсимании близ старого Иерусалима при храме Марии Магдалины (см. «Журнал Русского Физико-химического Общества», т. XVI, 1884 г. и стр. 17, «Русского Паломника», 1887 г., № 17). Набор маленьких К., применявшийся к комнатным часам, носил также название курантов.

Часы-куранты башни городской думы в Санкт-Петербурге. Видны циферблат и колокол, снаружи которого установлен специальный боёк Актуальность

Название — от (фр. carillon). В отличие от курантов, способных исполнять лишь ограниченное количество произведений, предусмотренных при изготовлении подобно тому, как это имеет место музыкальной шкатулке, карильон представляет собой подлинный музыкальный инструмент, позволяющий исполнять весьма сложные музыкальные пьесы. Карильон установлен на колокольне Петропавловского собора в Петербурге по инициативе бельгийского карильониста Йозефа Виллема Хаазена в начале XXI века. Подробная история карильона Петропавловского собора в Петербурге: В Петропавловской крепости находится самое большое количество колоколов в мире. В 2001 году на первом ярусе колокольни был установлен карильон — дар Фландрии Санкт-Петербургу, состоящий из 51 колокола диапазоном 4 октавы. Стоит он около 300 тысяч долларов и был приобретен директором голландской Мехеленской карильонной школы Йо Хаазеном на пожертвования 352 спонсоров из десятков стран. Среди дарителей — фонд Романовых и королевская чета Бельгии, благодаря которым в карильоне появился самый тяжелый колокол весом более трех тонн. На колокольне Петропавловского собора сформировался уникальный комплекс колоколов — голландских и русских. Из 103 колоколов, расположенных на четырех уровнях соборной колокольни, 31 колокол датируется 1757 годом — это сохранившаяся часть второго голландского карильона. История часов Петропавловского собора с боем и курантами началась в 1720 году, когда в Петербург из Голландии был доставлен часовой механизм, комплект из 35 колоколов и клавиатура карильона. В 1725 году на колокольне Петропавловского собора во втором ярусе была устроена русская звонница. Благовест, раздававшийся с Петропавловского собора, служил сигналом к началу колокольного звона во всех петербургских храмах. К началу XX века русские колокола звонницы обветшали, и 27 новых колоколов для звонницы были изготовлены в 1905 году гатчинским заводом А. С. Лаврова. После Октябрьской социалистической революции часы остановили. В 1937 году их неудачно пытались настроить на исполнение «Интернационала». Часть колоколов подверглась механической обработке и была испорчена. В 1947 году началась реставрация курантов Петропавловского собора, и через пять лет русские колокола бывшей звонницы начали вызванивать первые такты гимна Советского Союза. Гимн исполнялся четыре раза в сутки вплоть до 1989 года, когда куранты вновь остановили для комплексных реставрационных работ.

Актуальность

В Китае существует многовековая традиция литья колоколов, распространившаяся и в соседние страны, испытавшие влияние китайской культуры (Корея, Япония). В позднем императорском и современном Китае колокола являются типичной принадлежностью даосских и буддистских храмов. Кроме того, в центре старых китайских городов часто сооружались специальные «колокольная башня» и «барабанная башня» (таковы Колокольная башня в Сиане и башни Гулоу и Жоглоу[en] в Пекине), расположенные на которых колокола и барабаны подавали сигнал на заре и при заходе солнца, а также в случае чрезвычайных событий.

Скоба, за которую подвешивается китайский колокол, часто отливается в виде зверька пулао (кит. 蒲牢). По легенде, пулао — один из девяти сыновей китайского дракона, который любит громко кричать. Потому ему и досталось место на колоколе[10].

Колокола доимперской эпохи[править | править код]

Китайская колокольная культура, дошедшая до нашего времени, предстала в новой перспективе в свете археологических открытий XX в. Было обнаружено, что в отличие от современных круглых колоколов, имеющих индийское происхождение, древнейший исконно-китайский тип как правило имел миндалевидный поперечный срез. Колокола такого типа отличались меньшей продолжительностью звука, однако могли издавать два чётких тона и, в наиболее развитой форме, составляли комплекты, охватывающие до 5 октав и выверенные по хроматической гамме (см. Гробница маркиза И). Расцвет производства миндалевидных колоколов пришёлся на династию Чжоу. О находке крупнейшего среди колоколов такого типа (более 1 м высотой) было объявлено в 1986.

Примечательна характерная форма некоторых колоколов: тип нао устанавливался, подобно кубкам, звучащей частью вверх (об этом свидетельствует длинная ровная «нога», не приспособленная для подвешивания инструмента), а развившийся из него юнчжун сохранил «ногу» для установки, однако подвешивался благодаря креплению веревки вдоль поперечного кольца на ней, или за специальную петлю. Полая изнутри «нога» колокола при этом сохранялась, предположительно по соображениям акустики.

Любопытно, что после периода Сражающихся царств, вместе с закатом чжоуского ритуала, закончился и золотой век китайского колокольного дела. Последним отголоском старой традиции, утерянной уже к династии Хань, стало изготовление гигантских ритуальных колоколов Цинь Шихуана. По его повелению они были изготовлены из оружейной бронзы покорённых царств.

  1. ↑ Этимологический словарь русского языка (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 25 декабря 2016. Архивировано 25 декабря 2016 года.
  2. ↑ Полный церковнославянский словарь протоиерей Григорий Дьяченко
  3. ↑ Валенцова М. М. О магических функциях колокольчика в народной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. — М.: Индрик, 1999.
  4. Фрэзер Дж. Дж. Глава V. Золотые колокольчики // Фольклор в Ветхом завете = Folk-Lore in the Old Test Testament. — 2-е изд. — М: Политиздат, 1990. — С. 486—509. — 542 с.
  5. ↑ Опарин А. А. «И камни возопиют…»: Монография. — Харьков: Факт, 2000. ISBN 966-7099-99-7
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Барковская Светлана Петровна. Русская духовная культура: Учебник для студентов среднего профессионального образования по музыкальному и педагогическому направлениям подготовки. — Scientific magazine «Kontsep, 2013-03-11. — 297 с.
  7. Анатолий Степанович Каргин, Анна Владимировна Костина, Государственный республиканский центр русского фольклора (Russia). Фольклор малых социальных групп: традиции и современность : сборник научных статей. — Гос. республиканский центр русского фольклора, 2008. — 308 с.
  8. Рогаль-Левицкий Д. Р. Гл. 4. Ударные инструменты, «Колокольчики» // Современный оркестр. — М.: Государственное Музыкальное издательство, 1953. — Т. 2. — С. 357. — 448 с.
  9. Ярешко А. С. Колокольные звоны в творчестве русских композиторов (к проблеме фольклор и композитор) // Всероссийская науч.–практ. конференция «Фольклор народов России» : Материалы конф.. — Астрахань: Наука, 2003. (недоступная ссылка)
  10. ↑ Welch, Patricia Bjaaland. (Вельч, Патрисия Бьяаланд) . Chinese Art (Китайское искусство). Tuttle, 2008. ISBN 080483864X. Частичный текст на Google Books.

Царь-колокол — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Царь-ко́локол — памятник русского литейного искусства XVIII века. Высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м; масса 202 тонны. По назначению никогда не использовался. Колокол отлили по приказу императрицы Анны Иоанновны в 1730 году в память потомкам о её царствовании[1]. В 1737 году во время Троицкого пожара был повреждён и пролежал в земле около века. В первой половине XIX века его подняли и установили на постаменте в Московском Кремле возле колокольни «Иван Великий»[1].

Царь-колокол или великий колокол, 1890 год Царь-колокол и башня Ивана Великого, 1883 год

Предшественники[править | править код]

У известного в наше время «Царь-колокола» было несколько предшественников. Первый, Годуновский колокол, отлили в 1599 году. Он находился на Ивановской площади Кремля. Колокол удивлял размерами и красотой как местных жителей, так и путешественников из других стран — он весил 33,6 тонны. Колокол прослужил почти 50 лет, но раскололся из-за сильного пожара в Москве[1]

В 1651-м заговорили об отливке колокола весом в 130 тонн. Царь Алексей Михайлович хотел поручить работу Гансу Фальку, но Фальк запросил для выполнения пять лет и не захотел использовать медь из разбившегося колокола. Московские мастера — Данила Матвеев, его сын Емельян Матвеев, помощники Кирилл Самойлов, Василий Борисов и Семён Симонов — были готовы выполнить аналогичную работу за год и с использованием старой меди[1]. Колокол отлили в 1654 году, использовав в том числе металл предыдущего, и в декабре того же года он уже звонил с колокольни, его звук распространялся до 7,5 километров[2]. Этот колокол вскоре раскололся от сильного удара языком, и в 1655-м его перезаливкой занялся Александр Григорьев. Мастер работал над колоколом десять месяцев, с февраля по декабрь. В 1661 году колокол упал на землю, но остался целым, и в 1674-м его снова повесили[1]. Второй колокол практически повторил судьбу первого — разбился в 1701-м из-за пожара, прослужив почти 50 лет[2].

Царь колокол Википедия

Достопримечательность
Царь-колокол
Moskau-Grosse-Glocke Mai 08.jpg
Царь-колокол в 2008 году
Страна Moskau-Grosse-Glocke Mai 08.jpg Россия
Местоположение Москва, Ивановская площадь
Ближайшая станция метро Moskwa Metro Line 4.svg Александровский сад, Moskwa Metro Line 1.svg Библиотека имени Ленина
Автор проекта мастер Иван Моторин
Первое упоминание 1737
Дата основания 1733
Высота 6,24 м
Материал бронза
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Царь-ко́локол — памятник русского литейного искусства XVIII века. Высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м; масса 202 тонны. По назначению никогда не использовался. Колокол отлили по приказу императрицы Анны Иоанновны в 1730 году в память потомкам о её царствовании[1]. В 1737 году во время Троицкого пожара был повреждён и пролежал в земле около века. В первой половине XIX века его подняли и установили на постаменте в Московском Кремле возле колокольни «Иван Великий»[1].

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Предшественники
    • 1.2 Создание колокола
    • 1.3 Повреждения
    • 1.4 Подъём
  • 2 Химический состав
  • 3 Аналоги
  • 4 Колокол в культуре
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

История[ | ]

Царь-пушка — Википедия

Царь-пу́шка — артиллерийское орудие Русского Царства, памятник русского литейного искусства Нового времени. Шедевр тяжёлой крепостной артиллерии своего времени, наиболее значительное произведение русских оружейников, одна из самых больших пушек в мире[1][2].

Пушка была отлита в 1586 году, а лафет и декоративные ядра — в 1859-м. Первоначально установлена у Лобного места, в начале XVIII века перенесена во двор Арсенала. В 30-х годах XIX века вместе с другими пушками выставлена у фасада Оружейной палаты в качестве музейного экспоната. В настоящее время является экспонатом Музея артиллерийских орудий XVI—XIX веков[1][3][4].

Красная площадь. Царь-пушка и «Павлин» на настиле у Лобного места. 1661 год Царь-пушка на углу здания Оружейной палаты. 1905 год Царь-пушка у Арсенала. Кинохроника, 1908 год Современное местоположение пушки в Кремле

Эпоха огнестрельной артиллерии начинается в XIV веке с изобретения пороха и использования его в качестве метательного вещества. Пушки пришли на смену древним метательным орудиям и поначалу были крайне несовершенными из-за невысокого уровня развития промышленности и техники тех лет. Первые стволы изготавливали из железа, а порох — из пастообразной мякоти землистого цвета. Патрон с зарядом представлял собой сосуд с рукоятью, для выстрела его крепили в стволе специальными клиньями. Эти патроны нередко разрывались во время залпа и поражали осколками людей около пушки. По этой причине пушкари перед выстрелом прятались в укрытиях или ямах. В XV веке порох научились делать в виде сыпучей зернистой массы, что позволило засыпать его в канал ствола через дульное отверстие и плотно утрамбовывать. Железное или каменное ядро заранее оборачивали тряпками или паклей, после чего вводили в пушку аналогичным образом и забивали до соприкосновения с порохом. Калибр пушек постепенно увеличивался. Это было связано с повышением действенности артиллерии. Орудия большого калибра назывались бомбардами и предназначались для использования во время осады крепостей. Мастерами Московского пушечного двора было отлито несколько тяжёлых пушек[5].

Русская артиллерия зародилась в XVI веке, а в начале XVIII-го в России насчитывалось уже 9500 пушкарей. Усовершенствовалась формовка орудий: их отливали при помощи разборной формы из 12 частей, также использовались формы с продольным разъёмом. Формовка производилась горизонтально. Модель пушки вырезали из дерева и могли использовать в производстве многократно. В специально отстроенных зданиях размещали компактные литейные заводы для отливки пушек, также возводились пороховые избы[6].

Изготовление[править | править код]

По приказу царя Фёдора Ивановича в 1586 году мастер Андрей Чохов отлил из бронзы Царь-пушку. Автором идеи являлся шурин царя Борис Годунов, в то время фактически управлявший государством[1][7]. По одной из версий, своё название Царь-пушка получила в честь Фёдора Ивановича, но большинство исследователей считают, что название связано именно с размерами орудия[2].

По приказу царя, пушку установили рядом с Лобным местом на Красной площади, чтобы сделать его более впечатляющей трибуной для выступлений государя и чтения его указов. Пушка символизировала военную мощь русского государства и символически охраняла Покровский собор и Спасские ворота, а также способствовала популярности самого Бориса Годунова[7].

Хотя пушка была отлита как полноценное боевое орудие, фактически она ни разу не стреляла[4]. Единственный раз её привели в боевую готовность в 1591 году вместе с остальной столичной артиллерией, когда к Москве приблизились войска Казы-Гирея. Её установили в Китай-городе для защиты главных кремлёвских ворот и переправы через Москву-реку[8].

Перестановки[править | править код]

В начале XVIII века в Кремле построили Арсенал, и Царь-пушку переместили во двор здания[2]. В 1812-м французская армия при отступлении взорвала большую часть Арсенала, при этом у всех пушек во дворе сгорели деревянные лафеты, новые лафеты изготовили к 1817 году[9]. Царь-пушка при взрыве не пострадала. В том же 1817-м её переставили к воротам Арсенала[10].

Два года спустя архитектор Анри Монферран принял участие в восстановлении кремлёвских сооружений и узнал о возможном возведении памятника русскому оружию в честь победы на Отечественной войне 1812 года. Анри Монферран предложил использовать царь-пушку и другую крупную пушку «Единорог» (названную так по украшению) как центральный элемент композиции, а сам памятник расположить при входа в Арсенал. По замыслу архитектора, обе пушки должны были быть уложены на деревянные лафеты зелёного цвета с чёрными железными оковками. Проект памятника утвердили, но он так и не был создан[11].

К вопросу о переустановке пушек на новое место вернулись в 1835 году: тогда их переставили на декоративные чугунные лафеты у главных ворот Арсенала, после чего лафеты покрыли бронзовой краской. На этих лафетах пушки стоят до сих пор. Тогда же рядом с ними установили ещё двадцать исторических орудий, ранее хранившихся во дворе[12]. Новый лафет с орнаментом для Царь-пушки был создан по эскизу работы архитектора Александра Брюллова и инженера Павла де Витте, заказ выполнили в Санкт-Петербурге на заводе Берда. Также для пушки изготовили четыре декоративных ядра весом 1,97 тонны каждое[2][4][13].

В 1843 году Царь-пушку и несколько других орудий перенесли к старому зданию Оружейной палаты, позже переоборудованному под казармы. На этом месте она простояла более ста лет, пока в 1960-м казармы не снесли, и на их месте начали строительство Кремлёвского дворца съездов. В это время Царь-пушка была переставлена к северному фасаду звонницы колокольни Ивана Великого, где находится до сих пор, а с противоположной стороны от неё стороны стоит Царь-колокол[10][14].

  • Царь-пушка в разное время
  • Царь-пушка на деревянном лафете. 1810

  • Царь-пушка. 1883 год

  • Царь-пушка. 1886 год

  • Царь-пушка. 1917 год

  • Царь-пушка. 1964 год

  • Царь-пушка. 2015 год

Характеристики и оформление[править | править код]

Диаметр наружный ствола составляет 1200 мм, узорного пояса около дула — 1340 мм, калибр пушки — 890 мм, вес — 39 312 кг[13]. Уникальные габариты не позволяют причислить пушку к строго определённому классу артиллерийских орудий: соотношение калибра к длине ствола равно 6, и по современной классификации пушка является мортирой, но в XVII—XVIII веках длина ствола мортир составляла не более 3,5 калибра. Конструкционные особенности позволяют отнести её к классу дробовиков[10].

Химический состав пушки: медь — 91,6 %, олово — 6,10 %, свинец — 0,84 %, сурьма — 0,42 %, мышьяк — 0,34 %, никель — 0,12 %, цинк — 0,053 %, алюминий около 0,05 %, марганец около 0,05 %, висмут — 0,035 %, железо — 0,010 %, магний около 0,001 %, кобальт около 0,005 %, присутствуют следы серебра[15].

Ствол пушки канонической формы, на передней части украшен рельефами с изображением царя Фёдора Ивановича, сидящего верхом на коне, и надписью: «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия». Надпись с правой стороны: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине». Надпись на левой стороне: «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Андрей Чохов»[1][2].

На стволе с каждой стороны размещено по четыре скобы для крепления канатов при перемещении пушки, а вместо лафета предусматривался специальный станок с заранее заданным углом возвышения[16]. Пушка задумывалась как оборонительное оружие и предназначалась для стрельбы дробом по вражеским воинам, которые проникали в город через проделанный артиллерией пролом в стене. Из-за этого назначения пушку какое-то время называли «Дробовиком Российским»[4][2][13][17][18]. По расчётам специалистов, пушка также могла стрелять каменными ядрами весом от 750 кг до 1 тонны и использовать заряд пороха от 85 до 118 кг[19]. Некоторые исследователи полагали, что из пушки был произведен как минимум один выстрел[17]. Но в 1980-х годах во время реставрации пушки пришли к выводу, что из пушки не стреляли, так как её не доделали: внутренняя часть ствола не была зачищена после отливки, и в нём имелись наплывы до 20 мм, а также неровности и горелая земля[15]. Затравочное отверстие также не было просверлено, хотя при отливке сделали начальное углубление диаметром около 10 мм[20].

  • Табличка с информацией о Царь-пушке. 2005 год

  • Лафет Царь-пушки. 2007 год

  • Советская почтовая марка. 1978 год

  • Реверс монеты Банка России. 2006 год

  • Царь-пушка. 1964 год

В 2001 году ОАО «Ижсталь» изготовило 2 копии пушки. Один экземпляр был подарен Донецку и установлен на улице Артёма, как ответ на подарок копии пальмы Мерцалова, другой остался на заводе-изготовителе в Ижевске и установлен перед проходной. Копии изготовлены из чугуна в максимальном приближении к оригиналу, их вес составляет 42 тонны, вес ядра — 1,5 тонны[14].

В 2007 году на площади Оболенского-Ноготкова в Йошкар-Оле была установлена копия Царь-пушки в масштабе 1:2 со значительно упрощёнными рисунками рельефа. Копию изготовили на Звениговском судостроительно-судоремонтном заводе. Она отлита из стали, вес вместе с четырьмя ядрами составляет 12 тонн[21][14].

  • Копии Царь-пушки
  • Копия в Донецке. 2009 год

  • Копия в Ижевске. 2016 год

  • Копия в Йошкар-Оле. 2009 год

Царь-пушка занесена в Книгу рекордов Гиннесса как орудие с самым большим калибром. В конце 1930-х годов в Германии была создана железнодорожная пушка «Дора» калибра 800 мм, превосходившая Царь-пушку размером и массой, но она стреляла фугасными и бетонобойными фугасными снарядами[14]. До 1944 года Царь-пушка была орудием с наибольшим калибром ствола в истории артиллерии — 890 мм, но в этом году в США была изготовлена экспериментальная мортира «Маленький Давид» с калибром 914 мм[22].

При этом еще в середине 19 века была изготовлена (и даже стреляла) мортира Маллета с калибром также 914 мм.

Созданию Царь-пушки предшествовали другие крупные артиллерийские машины. Например, мастер Московского пушечного двора Кузьмин Первой отлил пушку «Онагр» массой в 5000 кг, её также называют «Единорог» по изображению мифического животного на правой стороне дульной части. Эта эмблема обозначала счастье и удачу и часто наносилась на броню и оружие в XVI—XVII веках. Другой мастер, Яков Дубина, отлил пушку «Троил» массой в 6438 кг. В настоящее время это орудие стоит у входа с южной стороны Арсенала[23].

Мастер Андрей Чохов отлил несколько крупных пушек. Его авторству принадлежат пищали «Скоропея» массой в 3,6 тонны[24], «Троил» («Троянский царь») массой в 7 тонн[25], «Инрог» массой в 7434,6 кг[26]. Пищаль «Лев» массой в 5634 кг находилась в Пскове, она применялась в боях со шведами под Нарвой в 1700 году. Тогда шведы захватили пушку и вернули Российской империи только в 1778 году[27]. Пищаль «Аспид» массой в 6 тонн. В настоящее время она стоит у юго-западного угла Арсенала[28]. Две идентичные по форме и украшениям пушки «Волк» массой около 7 тонн, которые захватили поляки во время взятия Смоленска и вывезли в Эльбинг. В свою очередь в 1703 году войска Карла XII захватили Эльбинг и вывезли пушки в Швецию. В настоящее время они находятся в музее замка Грипсхольм[29]. Помимо пушек, Андрей Чохов отливал колокола, самый большой из которых весил 32 тонны[1].

  1. 1 2 3 4 5 Царь-пушка и Царь-колокол, 1990, с. 19.
  2. 1 2 3 4 5 6 Победное оружие, 2015, с. 107.
  3. ↑ Победное оружие, 2015, с. 107—108.
  4. 1 2 3 4 Царь-пушка, 1969, с. 16.
  5. ↑ Царь-пушка, 1969, с. 6—7.
  6. ↑ Царь-пушка, 1969, с. 52—56.
  7. 1 2 Юдаков, 2007, с. 106.
  8. ↑ Творцы, 1955, с. 46—47.
  9. ↑ Царь-пушка и Царь-колокол, 1990, с. 24, 25.
  10. 1 2 3 Кремль, 2009, с. 363.
  11. ↑ Царь-пушка и Царь-колокол, 1990, с. 25.
  12. ↑ Царь-пушка и Царь-колокол, 1990, с. 29.
  13. 1 2 3 Хогг Оливер. История артиллерии. Вооружение. Тактика. Крупнейшие сражения. Начало XIV века — начало XX века. — Москва: Центрполиграф, 2000. — ISBN 978-5-9524-5142-1.
  14. 1 2 3 4 Победное оружие, 2015, с. 108.
  15. 1 2 Лобин, 2014, с. 56.
  16. ↑ Царь-пушка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  17. 1 2 Александр Широкорад. Царь-пушка — вовсе не пушка: Что же стоит в Кремле (неопр.). Популярная механика (март 2005). Дата обращения 8 апреля 2012. Архивировано 15 мая 2012 года.
  18. Алексей Лобин. Пушка ли Царь-пушка? (неопр.). www.milhist.info (13 июня 2013). Дата обращения 27 февраля 2018.
  19. ↑ Захариков, 1984, с. 35.
  20. ↑ Захариков, 1984, с. 31.
  21. ↑ Йошкар-олинская Царь-пушка (неопр.). «В отпуск.ру». Дата обращения 28 февраля 2018.
  22. Пётр Улякин. Самое крупнокалиберное орудие в мире (неопр.). Популярная механика (16 января 2016). Дата обращения 12 июля 2018.
  23. ↑ Царь-пушка, 1969, с. 23, 29.
  24. ↑ Царь-пушка и Царь-колокол, 1990, с. 14—15.
  25. ↑ Царь-пушка и Царь-колокол, 1990, с. 18.
  26. ↑ Царь-пушка и Царь-колокол, 1990, с. 14.
  27. ↑ Царь-пушка и Царь-колокол, 1990, с. 15.
  28. ↑ Царь-пушка и Царь-колокол, 1990, с. 18—19.
  29. ↑ Царь-пушка, 1969, с. 22.
  1. Гордеев Н. В. Царь-пушка. — М: Московский рабочий, 1969. — 56 с. — 60 000 экз.
  2. Портнов М. Э. Царь-пушка и Царь-колокол. — М: Московский рабочий, 1990. — 48 с. — ISBN 5-239-00778-0.
  3. Позднев А. Творцы отечественного оружия. — М: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1955.
  4. Лобин А. Н. Новые данные об орудиях «Чоховской школы» конца XVI – начала XVII веков / Ефимов С. В.. — СПб: ВИМАИВиВС, 2014. — Т. III.
  5. Захариков Г. М. О боевом назначении Царь-пушки. Памятники архитектуры и техники. Сборник истории естествознания и техники Академии наук СССР. — М, 1984.
  6. Шарковский Д. Победное оружие России. IX — XXI вв.. — М: Айдиономикс, Эксмо, 2015. — 248 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-75291-1.
  7. Лубченков Ю. Н., Богатская И. А., Тихомирова А. Кремль. — М.: Белый город, 2009. — 416 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-7793-1638-5.
  8. Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель. — Вече, 2007. — 208 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-2395-6.

Царь-колокол — Вики

Царь-колокол или великий колокол, 1890 год Царь-колокол и башня Ивана Великого, 1883 год

Предшественники

У известного в наше время «Царь-колокола» было несколько предшественников. Первый, Годуновский колокол, отлили в 1599 году. Он находился на Ивановской площади Кремля. Колокол удивлял размерами и красотой как местных жителей, так и путешественников из других стран — он весил 33,6 тонны. Колокол прослужил почти 50 лет, но раскололся из-за сильного пожара в Москве[1]

В 1651-м заговорили об отливке колокола весом в 130 тонн. Царь Алексей Михайлович хотел поручить работу Гансу Фальку, но Фальк запросил для выполнения пять лет и не захотел использовать медь из разбившегося колокола. Московские мастера — Данила Матвеев, его сын Емельян Матвеев, помощники Кирилл Самойлов, Василий Борисов и Семён Симонов — были готовы выполнить аналогичную работу за год и с использованием старой меди[1]. Ко

Колокольня Ивана Великого — Википедия

Колоко́льня Ива́на Вели́кого (также известная как колокольня «Иван Великий», иногда именуется по названию основного храма — церковь Иоанна Лествичника) — церковь-колокольня в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. Построена в 1505—1509 годах по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина, в период до 1815 года неоднократно достраивалась, расширялась и перестраивалась. В основании заложена церковь святого преподобного Иоанна Лествичника[1].

Архитектурный ансамбль колокольни состоит из трёх объектов: столпа колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Включает в себя действующий православный храм, выставочный зал музеев Московского Кремля и музей, посвящённый истории архитектурного ансамбля Московского Кремля[1].

XIV—XV века[править | править код]

В 1329 году по велению московского князя Ивана Калиты на Боровицком холме была построена церковь типа «иже под колоколы»[2]. Она получила имя византийского богослова VI-VII веков Иоанна Лествичника — тезоименного святого князя, автора учения о духовном восхождении и трактата «Лествица» [3]. Из сообщений летописи следует, что церковь была построена за три месяца. Это дало учёным повод предположить, что размер храма был небольшим[4].

По мнению ряда историков, в том числе Ивана Забелина, храм был построен по обету после удачного похода московских войск на Псков, где скрывался тверской князь Александр Михайлович[5].

Храм Иоанна Лествичника является первым известным исследователям каменным храмом под звоном, первой столпообразной церковью-колокольней и первым храмом, построенным между двумя соборами[6].

По данным археологических раскопок историка Вольфганга Кавельмахера, форма храма XIV века напоминала более ранние армянские храмы «под колоколы». Здание было восьмигранным снаружи и крестообразным внутри, с полукруглой апсидой в восточной части креста и арками под колокола во втором ярусе. Подобные конструкции сохранились в церквях Спасо-Каменного и Троицкого Болдина монастырей[7].

Храм имел форму относительно правильного восьмиугольника с полуколонками на углах. «Диаметр по внешним стенам по оси север-юг равнялся 8,5 метрам. Очевидно, длина храма по оси восток-запад была несколько больше, но не превышала 9 метров. Длина промежутка стен между полуколонками колебалась от 310 до 360 сантиметров. Внутреннее пространство церкви без учета помещения алтаря было невелико и представляло собой пространство примерно 5 на 5 метров. Толщина стен церкви варьировалась в зависимости от конкретного места и могла достигать в максимуме до 150 сантиметров. Что касается высоты постройки, то здесь нет каких-либо определённых данных»[6].

Первый храм Иоанна Лествичника простоял более 170 лет[8]. Известно, что в эпоху княжения Симеона Гордого он был расписан и для него отлили пять колоколов[4].

XVI—XVIII века[править | править код]

  • Шествие 3 мая 1613 года по территории Московского Кремля в Успенский собор. Миниатюра из Книги об избрании на превысочайший престол. 1672—1673 гг.

  • Изображение Максима Блаженного на фоне красной колокольни, XVIII век

В 1505 году старая церковь была разобрана. К востоку от неё приглашённый итальянский архитектор Бон Фрязин построил новый храм в честь великого князя Ивана Великого. Строительство завершилось в 1508 году. Колокольню 60 метров высотой венчал купол (по другой версии — кирпичный шатёр)[4][9][10].

«Того же лета [1508 год] свершиша церковь святаго Архангела Михаила на площади и Иоанн святый иже под колоколы и Иоанн святый Предтеча у Боровитских ворот, а мастер церквам Алевиз Новый, а колоколници Бон Фрязин[11].»

Созданная Боном Фрязином постройка оказалась уникальной по своей прочности. Долгое время учёные считали, что фундамент колокольни Ивана Великого доходит в глубину до уровня Москвы-реки. При более детальном исследовании оказалось, что архитектор углубил дубовые сваи всего на глубину 4,3 метра, при этом они были поставлены одна к другой и покрыты сверху белым камнем[12]. Благодаря сохранению подземных вод сваи находятся в воде: это спасло их от гниения[13][12]. Диаметр площади фундамента составляет 25 метров[14]. Над фундаментом расположен ступенчатый белокаменный стилобат[15]. Толщина стен первого яруса достигает 5 метров[16].

Колокольня Ивана Великого стала примером заимствования итальянской традиции отдельно стоящих колокольных башен — кампанил — в русской архитектуре[17]. Кирпичи, из которых сложены ярусы колокольни, побелены снаружи и внутри. Но так было далеко не всегда. По свидетельствам опричника Генриха фон Штадена, автора книги «Записки о Московии», в эпоху Ивана Грозного колокольня была «красной башней» (возможно, такой цвет ей придавал красный неоштукатуренный кирпич). В то же время московский архитектор XVIII века Иван Мичурин помнил её выкрашенной в белый цвет[18].

В 1540-е годы по проекту итальянского архитектора Петрока Малого была построена прямоугольная звонница на северной стороне храма. По мнению историка архитектуры, профессора Московского архитектурного института Сергея Подъяпольского, Петрок построил рядом с колокольней не звонницу, а церковь Воскресения Христова. Её строительство завершилось уже после отъезда зодчего из Русского царства в 1552 году[19]. Строительство звонницы велось в «стенообразном виде» — ввысь и вширь, что было похоже на звонницы Пскова и Новгорода. Стены были прочными, их толщина составляла около трёх метров. Такая конструкция позволяла разместить на этажах звонницы тяжёлые колокола[20].

В 1600 году, во время правления Бориса Годунова, русский зодчий Фёдор Конь надстроил третий ярус колокольни. Толщина стен надстроенного яруса была всего в три кирпича. Здание достигло высоты 81 метра и стало самым высоким в Москве, что и определило название «Иван Великий»[21][22][23]. По завершении строительства глава и крест были ярко позолочены, под ними появилась надпись из позолоченных медных букв[24]:

«Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича

всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя

Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их р҃и҃[* 1][25]
»

.

После смерти Бориса Годунова и убийства его сына Фёдора наёмниками Лжедмитрия надпись была замазана штукатуркой и восстановлена только при Петре I[26]. Согласно легенде, в период Смуты в завершении колокольни Лжедмитрий I собирался организовать костёл для придворных Марины Мнишек[27].

»

Церковь, простоявшая до середины XVII века, упоминается в свидетельствах иностранцев, побывавших в Москве. О ней писали в воспоминаниях опричник Генрих фон Штаден и немецкий путешественник Адам Олеарий, державший путь в Персию через Москву в 1624 году. Между храмом и колокольней располагался большой колокол. Рядом находилась деревянная звонница с ещё одним огромным колоколом, отлитым в эпоху Бориса Годунова. В XVII веке храм был преобразован в четырёхъярусную звонницу, так как существующие постройки уже не могли вместить все колокола. Новая церковь была названа Успенской[19].

В 1624 году по проекту архитектора Бажена Огурцова была создана Филаретова пристройка. Она получила имя в честь патриарха Филарета, отца первого царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича. Под карнизом пристройки находилась надпись о сооружении здания «по указу Михаила Феодоровича всея Русии самодержца, по благословению и по совету святейшего патриарха Филарета Никитича», которая была утрачена в начале XIX века[19]. Автором шатра Филаретовой пристройки стал английский архитектор Джон Талер, работавший в Русском государстве в эпоху Алексея Михайловича[28].

Окончательно архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого сформировался к концу XVII века. К этому времени она стала одним из главных символов Москвы[21]. Колокольня использовалась как главная дозорная башня Кремля. С неё открывался вид на город и окрестности, и приближение войск противника к столице можно было увидеть за 30 километров[13]. Высота колокольни была увековечена и в фольклоре: о высоком человеке говорили «вырос детинушка с Ивана Великого»[29]. Значимые события — рождение наследника престола, венчание нового государя, военные победы — сопровождались звоном колоколов, который было слышно на всю Москву. Отсюда возникло выражение «во всю Ивановскую» — «громко, во весь голос»[21].

Попытки строительства зданий выше колокольни Ивана Великого долгое время терпели поражение. В 1707 году была построена Меншикова башня высотой 84,3 метра, однако в 1723 году в её шпиль ударила молния, уничтожившая верхнюю часть здания. Впоследствии появилась легенда о якобы существовавшем запрете на строительство колоколен выше «Ивана Великого». О таком указе упоминают некоторые исследователи, но в настоящее время эта гипотеза не подтверждена документально[15][30]. До строительства в 1860 году Храма Христа Спасителя колокольня продолжала быть самым высоким зданием Москвы[31].

XIX век[править | править код]

» Вид колокольни и звонницы до взрыва французами, 1805 Вид с колокольни на Садовники и Котельники, 1850—1860-е

Во время Отечественной войны 1812 года между Российской империей и наполеоновской Францией солдаты французской армии разграбили Кремль, в том числе колокольню и храм. Во время оккупации Москвы войсками Наполеона в нижнем ярусе колокольни находился штаб генерала Лористона. По приказу Наполеона с колокольни был снят позолоченный железный крест, установленный годом ранее на месте креста конца XVII века (времён царевны Софьи Алексеевны). Французский император собирался поставить его на крыше Дома инвалидов в Париже[21][24][26][32]. Согласно легенде, снимать крест французским войскам мешала стая ворон. Москвичи верили, что пока крест стоит на колокольне, город не будет сдан противнику. Таким образом, его снятие символизировало взятие Москвы[33].

Во время пожара в Москве 1812 года и минирования Кремля Успенская звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания. Колокольня Ивана Великого устояла, однако на верхнем ярусе образовалась трещина. По воспоминаниям современников, здание выглядело «как сирота»[34][35].

Существовала легенда, что крест был вывезен французами из Москвы и затоплен в одном из озёр при отступлении[36]. Такая гипотеза неоднократно встречалась в мемуарах французских военных наполеоновской эпохи. На самом деле обломки креста были найдены 5 марта 1813 года синодальным ризничим Зосимой под талым снегом около Успенского собора. Об этом обер-прокурору Синода князю Александру Голицыну 10 марта того же года доложил московский архиепископ Августин (Виноградский). Опровержение информации о вывозе креста из Москвы за подписью «Кремлёвский житель», исходившее от «почтенной духовной особы», было опубликовано в № 1 журнала «Вестник Европы» за 1813 год[37]. После 1812 года на главе колокольни установили новый восьмиконечный железный крест, покрытый медными позолоченными листами. На верхней перекладине были вырезаны слова «Царь Славы»[38].

После окончания войны за восстановление зданий взялись архитекторы Экспедиции кремлёвского строения. Восстановлением звонницы и Филаретовой пристройки занимался архитектор швейцарского происхождения Доменико Жилярди по проекту Ивана Еготова и Луиджи Руски. Для отделки отреставрированных зданий использовался белый камень, в верхней части звонниц изменились декоративные элементы. На колокольне был установлен новый крест с надписью «Царь Славы»[39][40][41]. В 1849—1852 годах по проекту Константина Тона у западного фасада звонницы было пристроено крыльцо[42].

В 1895—1897 годах колокольня Ивана Великого была отреставрирована архитектором Сергеем Родионовым[43].

XX век[править | править код]

» Музейные интерьеры колокольни, 2014

В начале XX века колокольня привлекала внимание деятелей искусства. В 1913 году французский писатель Анатоль Франс планировал подняться на неё во время своего визита в Москву, но потом отказался от этой идеи из-за отсутствия лифта[46]. Русский художник-авангардист Аристарх Лентулов изобразил её на своей картине «Звон» («Колокольня Ивана Великого») в 1915 году[44].

До 1917 года богослужения в церкви Иоанна Лествичника совершались ежедневно[34]. Во время обстрела Кремля в ходе вооружённого восстания в Москве пострадала часть исторических построек. Масштаб повреждений не оценён до сих пор[47]. По воспоминаниям епископа Петропавловского и Камчатского Нестора, колокольня Ивана Великого была повреждена снарядами с восточной и юго-восточной сторон, по стенам было видно много выбоин и пулевых ран[45].

К 1918 году на территории Московского Кремля проживало более 2000 человек, граждан новой Советской республики, в том числе лично Владимир Ленин. Жилые помещения располагались и на колокольне Ивана Великого[48].

После Октябрьской революции колокола Ивана Великого последний раз звонили на Пасху и Успение в 1918 году, когда кремлёвские соборы открывали по личной просьбе патриарха Тихона. После этого колокольные звоны были запрещены. Согласно городской легенде, в 1950-е или 1960-е годы кто-то из солдат попытался нарушить этот запрет, после чего языки колоколов приковали[49].

В первые месяцы Великой Отечественной войны, с июня по сентябрь 1941 года, в помещении Успенской звонницы находился командный пункт Кремлёвского полка. Рядом, внутри Царь-колокола, располагался узел связи[50].

После войны церковь решили переоборудовать под музей. В Успенской звоннице открылся выставочный зал музея Московского Кремля, где экспонируются произведения искусства из кремлёвских фондов и других известных музеев[51].

Периоды, когда колокольня была самым высоким зданием Москвы

Колокольные звоны в Московском Кремле возобновились на Пасху 1992 года. Колокола к звонам допустили после экспертизы учёных, сначала их запустили на втором, а потом и на третьем ярусе колокольни. В 1993 году впервые после 1918 года зазвонил крупнейший из колоколов — Успенский, но его используют редко, потому что язык колокола весит около 2 тонн и нуждается в регулировке для сокращения числа звонарей[49]. В настоящее время звоны совершаются во время всех богослужений в соборах Московского Кремля и во время развода кремлёвских караулов[52].

В 2005 — 2007 годах была проведена реставрация колокольни. В 2008 году в колокольне начались работы по музеефикации её интерьеров. 18 мая 2009 года в колокольне был открыт музей истории Московского Кремля и смотровая площадка, что было приурочено к празднованию Международного дня музеев[53][54]. Второй по высоте звонницей в Москве является Новоспасская, открытая после реставрации в сентябре 2017 года. Её высота составляет 80 метров[55].

Колокола звонницы, 2005 Колокольня Ивана Великого и звонница. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 1993 год

Всего на колокольне Ивана Великого расположено 34 колокола. Русский учёный, писатель и сенатор XIX века Алексей Малиновский писал о звоне Ивановской колокольни: «Когда звонят во все колокола, то все близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит». Почти все они были перелиты, но сохранили свои исторические названия. На Успенской звоннице и Филаретовой пристройке действует три колокола[56].

Основные колокола ансамбля
  • Успенский (масса — 65 тонн 320 кг) — второй по величине после Царь-колокола Троицкой лавры. Считается лучшим по тону и звуку. Воссоздан литейщиками Яковом Завьяловым и Русиновым (имя мастера не сохранилось) в 1817—1819 годах из колокола 1760 года весом 58 тонн 165 кг, повреждённого во время взрывов в Кремле в 1812 году[57]. Колокол украшен шестью горельефными портретами членов императорской семьи и рельефными иконами над ними. Имя скульптора осталось неизвестным[58].
  • Реут, или Ревун (масса — 32 тонны 760 кг) — изготовлен по указу царя Михаила Фёдоровича в 1622 году мастером Андреем Чоховым, известным как автор Царь-пушки[59]. После взрыва французскими войсками у колокола отвалились уши, но благодаря искусной реставрации его звон не изменился[60]. В 1855 году во время торжественного звона по случаю восхождения на престол Александра II колокол сорвался с перекладины, пробил пять этажей и убил несколько человек. Его подняли и поставили на место[57].
  • Великопостный, или Семисотный (масса — 13 тонн 71 кг) — расположен на Филаретовой пристройке. Изготовлен в XVIII веке мастером Иваном Моториным[57], украшен орнаментами в стиле барокко и скульптурными ликами ангелов[58].
Колокола нижнего яруса
  • Медведь (масса — 7 тонн 223 кг) — древнейший из сохранившихся до наших дней колоколов. Получил своё название за мощный голос и низкое звучание. Отлит в 1501 году Иваном Алексеевым и перелит в 1775 году Семёном Можжухиным[61].
  • Лебедь (масса — 7 тонн 371 кг) — получил название за звон, напоминающий лебединый крик. Впервые отлит в XVI веке, в эпоху княжения Василия III. Перелит Семёном Можжухиным из старого колокола в 1775 году с сохранением прежней формы и надписи[61][10].
  • Новгородский (масса — 6 тонн 880 кг) — впервые отлит при Иване Грозном для Новгородского Софийского собора. Затем был перевезён в Москву и перелит мастером Иваном Моториным в эпоху императрицы Анны Иоанновны[61]. На орнаменте колокола изображены апостолы Пётр и Павел, держащие свиток с видом Петропавловской крепости[62].
  • Широкий (масса — около 5 тонн) — отлит в 1679 году мастерами Василием и Яковом Леонтьевыми[61]. Орнамент колокола напоминает скань[62].
  • Cлободской (масса — чуть более 5 тонн[61]) — отлит в 1641 году, автор неизвестен[62].
  • Ростовский (масса — 3 тонны 276 кг[61]) — отлит в 1687 году. Изначально предназначался для Белогостицкого монастыря под Ростовом. Украшен изображениями крылатых существ, надпись на колоколе свидетельствует об одновременном царствовании трёх русских правителей — царей Ивана V и Петра I и царевны Софьи[62].
Колокола второго яруса
  • Корсунский — 1554 года, мастер Нестор Псковитинов, привезён из Херсона.
  • Немчин — 1550 года, изготовлен европейским мастером и привезён в период Ливонской войны.
  • Новый Успенский — 1679 года, мастер Фёдор Моторин.
  • Даниловский — 1678 года, мастер Фёдор Моторин, изначально отлит для собора Живоначальной Троицы Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском.
  • Ляпуновский — 1698 года, мастер — стольник Андрей Ляпунов.
  • Марьинский — 1668 года, отлит в память о боярской чете Бориса и Марии Морозовых.
  • Глухой — 1621 года, мастера Андрей Чохов и Игнатий Максимов.
  • Первый безымянный — XVI века, авторство иногда приписывается Нестору Псковитинову.
  • Второй безымянный — 1687 года, мастер Филипп Андреев[63].
  • Архангельский (XVII век) и безымянный колокол (предположительно XVIII век) — не участвуют в звонах[63].

Третий ярус образуют колокола XVII века меньшего размера: Родионовский (1647 год), колокол авторства Андрея Чохова (1621 год) и колокол авторства Филиппа Андреева (1687 год)[58].

Комментарии
  1. ↑ р҃и҃ — кириллическая буквенная запись числа 108, в надписи без титла; подразумевается 7108 год от сотворения мира, соответствующий 1600 году н. э.
Источники
  1. 1 2 Ансамбль колокольни «Иван Великий» (неопр.). Музеи Московского Кремля. Дата обращения 9 ноября 2017.
  2. ↑ Авербух, 2006, с. 47.
  3. ↑ Рахматуллин, 2009, с. 613.
  4. 1 2 3 Баталов, 2013, с. 6.
  5. ↑ Баталов, 2013, с. 9.
  6. 1 2 Игорь Коновалов. К истории колокольни «Ивана Великого» в Москве (неопр.). Zvon.ru (15 ноября 2017). Дата обращения 1 декабря 2017.
  7. ↑ Баталов, Воротникова, 2011, с. 286.
  8. ↑ Романюк, 2013, с. 115.
  9. ↑ Колодный, 1983, с. 145.
  10. 1 2 Баталов, 2013, с. 20.
  11. ↑ Полное собрание русских летописей, 1859, с. 249.
  12. 1 2 Александров, Жуков, 1978, с. 149.
  13. 1 2 Элла Осиповская. Колокольня Ивана Великого открылась для посещения (неопр.). Вести (17 мая 2009). Дата обращения 13 ноября 2017.
  14. ↑ Колодный, 1983, с. 148.
  15. 1 2 Баталов, 2013, с. 10.
  16. ↑ Баталов, 2013, с. 15.
  17. Акимова Л. И., Бусева-Давыдова И. Л. и др. История искусства / Е. Д. Федотова. — Москва: Белый город, 2012. — Т. 1. — 519 с. — ISBN 978-5-779314-96-1.
  18. ↑ Колодный, 1983, с. 149.
  19. 1 2 3 Звонницы и Филаретова пристройка (неопр.). Музеи Московского Кремля. Дата обращения 13 ноября 2017.
  20. ↑ Колодный, 1983, с. 33.
  21. 1 2 3 4 Наука и жизнь, 2014, с. 93.
  22. ↑ Колодный, 1983, с. 151.
  23. ↑ Бродский, 1990, с. 61.
  24. 1 2 Малиновский, 1992, с. 42.
  25. ↑ Баталов, 2013, с. 23.
  26. 1 2 Романюк, 2013, с. 117.
  27. ↑ Баталов, Воротникова, 2011, с. 363.
  28. Андрей Мирошкин. Под знаком розы и чертополоха (неопр.) (недоступная ссылка). Московская перспектива (25 марта 2014). Дата обращения 13 ноября 2017. Архивировано 15 декабря 2017 года.
  29. ↑ Осетров, 1987, с. 64.
  30. ↑ Рахматуллин, 2009, с. 316.
  31. ↑ Иван Великий: Ансамбль, ошибочно называемый колокольней (неопр.). Прогулки по Москве. Дата обращения 20 ноября 2017.
  32. ↑ Страницы истории. Отечественная война 1812 года (неопр.). Коммунистическая партия Российской Федерации (9 октября 2012). Дата обращения 1 декабря 2017.
  33. ↑ Наука и жизнь, 2014, с. 94.
  34. 1 2 Вострышев М. Москва православная. — Москва: Алгоритм, 2012. — 544 с. — ISBN 978-5-4438-0072-1.
  35. ↑ Баталов, Воротникова, 2011, с. 352.
  36. ↑ Косарев, 2012, с. 38.
  37. Груцо И. А. Крест с колокольни Ивана Великого в Кремле как часть московских трофеев Наполеона (неопр.) (pdf). Музеи России. Дата обращения 15 ноября 2017.
  38. ↑ Истомин, 1893, с. 7.
  39. ↑ Баталов, Воротникова, 2011, с. 352—357.
  40. ↑ Смирнова, 1999, с. 73.
  41. ↑ Милова, 1984, с. 39.
  42. ↑ Баталов, 2013, с. 2.
  43. ↑ Нащокина, 2005, с. 382—387.
  44. 1 2 Лентулов А. В. «Звон» («Колокольня Ивана Великого»): Описание картины (неопр.). Русский авангард. Дата обращения 15 ноября 2017.
  45. 1 2 Обстрел Кремля в 1917 году: Уникальные фотографии (неопр.). Ридус (12 октября 2017). Дата обращения 20 ноября 2017.
  46. Митрофанов А. Тверская: Прогулки по старой Москве. — М.: Ключ-С, 2010. — 279 с. — ISBN 5931360247.
  47. ↑ Ущерб от обстрела Кремля оценят спустя сто лет (неопр.). Дом.Лента.Ру (12 октября 2017). Дата обращения 20 ноября 2017.
  48. Алексей Богомолов. Самые знаменитые жители Кремля эпохи СССР: У большинства наших современников Московский Кремль как-то не ассоциируется с жилым микрорайоном (неопр.). Комсомольская правда (19 февраля 2011). Дата обращения 20 ноября 2017.
  49. 1 2 Ольга Богданова. Колокольня Иван Великий: 20 лет регулярных звонов (неопр.). Татьянин день (23 марта 2012). Дата обращения 15 ноября 2017.
  50. Георгий Олтаржевский. От века кавалергарды (неопр.). Известия (15 октября 2017). Дата обращения 20 ноября 2017.
  51. ↑ Колокольня Ивана Великого Московского Кремля (неопр.). Православие24.РФ. Дата обращения 15 ноября 2017.
  52. Екатерина Болгова. В Кремле прошла последняя в этом году церемония развода пеших и конных караулов (неопр.). Комсомольская правда (14 октября 2017). Дата обращения 15 ноября 2017.
  53. ↑ Колокольня Ивана Великого — реставрация и музеефикация. Музеи Московского Кремля
  54. ↑ Первая экскурсия на колокольню Ивана Великого состоится 18 мая. РИА Новости, 7 мая 2009
  55. Ольга Попова. Лёгкий звон тяжеловеса (неопр.). Вечерняя Москва (26 сентября 2017). Дата обращения 4 декабря 2017.
  56. ↑ Малиновский, 1992, с. 43.
  57. 1 2 3 Романюк, 2013, с. 119.
  58. 1 2 3 Костина И. Д. Кремлёвские звоны (неопр.). Общество церковных звонарей. Дата обращения 15 ноября 2017.
  59. ↑ Баталов, Воротникова, 2011, с. 391.
  60. ↑ Колодный, 1983, с. 156.
  61. 1 2 3 4 5 6 Колодный, 1983, с. 150.
  62. 1 2 3 4 Костина И. Д. Колокола первого яруса Ивана Великого (неопр.). Общество церковных звонарей. Дата обращения 15 ноября 2017.
  63. 1 2 Костина И. Д. Колокола второго яруса Ивана Великого (неопр.). Общество церковных звонарей. Дата обращения 15 ноября 2017.
  • Авербух И., Лобачёва И. Моя столица. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. — 95 с. — ISBN 5-224-05027-8.
  • Александров Ю. Н., Жуков К. В. Силуэты Москвы. — М.: Московский рабочий, 1978. — 168 с. — 35 000 экз.
  • Баталов А. Колокольня «Иван Великий» Московского Кремля // Музейный гид: Путеводители по музеям России. — М.: Программа «Первая публикация», 2013.
  • Бродский Б. И. Сокровища Москвы. — М.: Изобразительное искусство, 1990. — 373 с. — 21 500 экз. — ISBN 5-8520-163-5.
  • Васькин А. А. История «Ивана Великого» // Наука и жизнь : журнал. — 2014. — № 9. — С. 93—94. — ISSN 0028-1263.
  • Иван Великий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Истомин Г. Ивановская колокольня в Москве. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1893. — 40 с.
  • Колодный Л. Главный Кремль России. — М.: Советская Россия, 1983. — 208 с. — 50 000 экз.
  • Косарев А. Пропавший крест // Чудеса и приключения. — 2012. — № 3. — С. 38—41.
  • Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. — М.: Московский рабочий, 1992. — 256 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-239-01340-3.
  • Милова М. Ф., Резвин В. А. Прогулки по Москве: Архитектурные зарисовки. — М.: Московский рабочий, 1984. — 398 с. — 100 000 экз.
  • Московский Кремль XV столетия: Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского кремля. 500 лет / под ред. А. Баталова и И. Воротниковой. — М.: Арт-Волхонка, 2011. — Т. 2. — 416 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-904508-13-5.
  • Нащокина М. Архитекторы московского модерна: Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 536 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
  • Осетров Е. Моё открытие Москвы. — М.: Московский рабочий, 1987. — 302 с.
  • Полное собрание русских летописей. — СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1859. — Т. 8. — 307 с.
  • Рахматуллин Р. Две Москвы, или Метафизика столицы. — М.: АСТ; Олимп, 2009. — 702 с.
  • Романюк С. К. Сердце Москвы: От Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 903 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-227-04778-6.
  • Смирнова Е. И., Богатская А. Б. Московский Кремль пушкинской поры. — М.: Московские учебники, 1999. — 160 с. — ISBN 5-7461-0119-2.

Царь-колокол — Вики

Царь-колокол или великий колокол, 1890 год Царь-колокол и башня Ивана Великого, 1883 год

Предшественники

У известного в наше время «Царь-колокола» было несколько предшественников. Первый, Годуновский колокол, отлили в 1599 году. Он находился на Ивановской площади Кремля. Колокол удивлял размерами и красотой как местных жителей, так и путешественников из других стран — он весил 33,6 тонны. Колокол прослужил почти 50 лет, но раскололся из-за сильного пожара в Москве[1]

В 1651-м заговорили об отливке колокола весом в 130 тонн. Царь Алексей Михайлович хотел поручить работу Гансу Фальку, но Фальк запросил для выполнения пять лет и не захотел использовать медь из разбившегося колокола. Московские мастера — Данила Матвеев, его сын Емельян Матвеев, помощники Кирилл Самойлов, Василий Борисов и Семён Симонов — были готовы выполнить аналогичную работу за год и с использованием старой меди[1]. Ко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *