Человек активно использует природные ресурсы: Природные ресурсы, которые мы используем – Природные ресурсы — Википедия

Человек активно использует природные ресурсы. Природные ресурсы, используемые человеком и их охрана

Часть географической оболочки, с которой в процессе своей жизнедеятельности взаимодействует человечество, называется природной средой. Природная среда – природные условия плюс природные ресурсы. – это компоненты и свойства природы, прямо или косвенно связанные с хозяйственной деятельностью человека. Исторически представление о соотношении природных условий и природных ресурсов изменялись. Тенденция такова: всё большее число компонентов природы вовлекается в хозяйственную деятельность человека и таким образом становится природными ресурсами.

Имеются различные классификации природных ресурсов. По принципу исчерпаемости все природные ресурсы принято делить на исчерпаемые и неисчерпаемые. К неисчерпаемым природным ресурсам относятся вода, воздух, некоторые источники энергии: термоядерная, солнечная, а так же энергия ветра, падающей воды, приливов и отливов. Исчерпаемые ресурсы подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые. Невозобновляемые ресурсы

– такие, запасы которых могут быть исчерпаны уже в ближайшее время при существующих темпах использования. К невозобновляемым ресурсам относятся практически все полезные ископаемые. Запасы возобновляемых ресурсов восстанавливаются быстрее, чем используются, или не зависят от того, используются они или нет. В группу возобновляемых включаются лесные, рыбные, промыслово-охотничьи ресурсы, почвенное плодородие. Многие ресурсы, которые относят к возобновляемым, в действительности когда-либо будут исчерпаны и не восстановятся. Например, солнечная энергия. И наоборот, некоторые невозобновляемые ресурсы можно восстановить благодаря современным технологиям. Например, металлы можно использовать повторно.

Истощаются многие виды минеральных ресурсов. Основываясь на учёте доступных для разработки ресурсов, учёные подсчитали сроки обеспеченности человечества различными металлами. Так, алюминия хватит на 570 лет, железа – на 250, свинца, цинка, олова, меди – на 30 лет. По некоторым оценкам к 2050 году человечество израсходует большинство металлов. Примерно на 150 лет хватит химических энергоносителей – угля, нефти и газа, причём раньше других будут исчерпаны запасы нефти. В таких условиях остро стоит задача комплексного использования минеральных ресурсов. При этом не только экономится сырьё, но и предотвращается загрязнение природы отходами производства. При добыче полезных ископаемых часть из них по тем или иным причинам остаётся под землёй и начинает осваиваться другое месторождение. Например, за столетнюю историю существования мировой нефтяной промышленности было добыто более 20 миллиардов тон нефти, при этом в недрах земли осталось около 60 миллиардов тон. Поэтому с позиции экономного использования ресурсов важно наиболее полное их извлечение из недр.

Биологические ресурсы связаны с феноменом жизни и поэтому, как и всё живое, могут размножаться, а значит, и восстанавливаться. При этом основное условие рационального использования биологических ресурсов – чёткое соблюдение научно обоснованных норм их добычи. В последнее время делаются попытки воспроизводства некоторых возобновляемых ресурсов (рыборазведение, лесопосадки, мелиорация земель).

Вода и воздух относятся к количественно-неисчерпаемым ресурсам, но исчерпаемо их качество, поэтому их рациональное использование предполагает охрану от загрязнения. При этом строительство разнообразных очистных сооружений не решает проблемы. Более важно комплексное использование ресурсов, совершенствование производственных процессов, разработка безотходных и малоотходных технологий. Термоядерная энергия, альтернативные источники энергии являются по-настоящему неисчерпаемыми ресурсами, но на данном этапе развития производственных сил только за счёт них невозможно удовлетворить потребности человечества в различных видах энергии.

По характеру использования полезного компонента природные ресурсы подразделяются на производственные (промышленные, сельскохозяйственные), потенциально-перспективные, рекреационные (природные комплексы и их компоненты, культурно-исторические достопримечательности, экономический потенциал территории).

Остались вопросы? Хотите знать больше о природных ресурсах?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Всем живым организмам на планете, для нормального существования и функционирования, необходимы определенные природные ресурсы, включающие в себя: воду (морскую и пресную), территорию, почву, горы, леса (растительность), животных (в том числе рыб), ископаемое топливо и минералы.

Все вышеупомянутые ресурсы являются естественными, и они существуют в природе. Ни один человек не создал их, однако человечество пользуется ими для своих благ. Необходимо учитывать, что все природные ресурсы мира связаны между собой, например, если вода исчезнет на определенной территории, то это негативно скажется на местной флоре, фауне, почве и даже климате.

Природные ресурсы Земли могут использоваться непосредственно или косвенно. Например, люди напрямую зависят от лесов, которые дают пищу и биомассу, улучшают здоровье, позволяют отдыхать, повышают уровень жизни и комфорта. Косвенно, леса действуют как климат-контроль, защищают от наводнений и штормов, а также обеспечивают круговорот питательных веществ.

Ниже приведена простая иллюстрация некоторых основных благ, которые мы получаем от конкретных природных ресурсов.

Сырьё

Иногда, природные ресурсы могут использоваться в качестве сырья для производства чего-то. Например, мы можем использовать дерево из леса для получения древесины. Древесина необходима для изготовления мебели или добычи целлюлозы (из нее делают бумагу, пластмасс, плёнки и т.п.). В этом случае дерево является сырьём.

Каждый предмет в вашем доме был сделан из сырья, даже чашка, электричество, хлеб, одежда - все произошло от природных ресурсов нашей планеты.

Природные ресурсы могут иметь различные агрегатные состояния: твердое, жидкое или газообразное. Они также делятся на органические и неорганические, возобновляемые и невозобновляемые, могут обладать металлическими или неметаллическими свойствами.

Классификация природных ресурсов по исчерпаемости

Неисчерпаемые природные ресурсы

Неисчерпаемые природные ресурсы имеют космическое происхождение и принадлежат нашей планете, как космическому телу. Даже при длительном использовании они не сокращаются, однако при антропогенном загрязнении, может изменяться их качество. Такие ресурсы неограниченны в количестве относительно потребностям человечества.

Исчерпаемые природные ресурсы

Исчерпаемые природные ресурсы ограничены в количестве и зависят от наших потребностей. По мере использования, они уменьшаются, однако могут восстанавливаться. Условно, их можно разделить на: возобновляемые, невозобновляемые и частично возобновляемые.

  • Возобновляемые природные ресурсы - те, которые постоянно доступные (например, вода), или могут быть разумно заменены либо восстановлены. Животные также считаются возобновляемыми, так как способны воспроизводить потомство.

Возобновляемые ресурсы, поступающие от живых организмов (растения и животные), называют органическими, а которые поступают из объектов неживой природы (вода, солнце и ветер), считаются неорганическими.

  • Невозобновляемыми природными ресурсами являются те, которые нельзя легко заменить после их сокращения или исчезновения (пример: ископаемые виды топлива). Минералы также к ним относятся, поскольку образуются естественным образом, в очень длительном процессе, называемом кристаллизацией магмы. Некоторые виды животных из-за браконьерства и разрушения среды обитания, не способны своевременно восстанавливать численность, что делает их невозобновляемым ресурсом. Именно поэтому, люди должны обеспечить защиту представителей фауны, находящихся под угрозой исчезновения.

Невозобновляемые неорганические ресурсы имеют неживое происхождение (например, минералы и горные породы), а ресурсы, образовавшиеся из живых организмов (например, ископаемые виды топлива) называются органическими невозобновляемыми.

  • К частично возобновляемым ресурсам относятся те, которые восстанавливаются дольше, чем необходимо для их использования.

Неорганические ресурсы имеют металлические или неметаллические свойства. К металлическим относятся те, которые содержат в себе метал

Обобщающий тест по экологическим основам природопользования

Обобщающий тест по экологическим основам природопользования

1.Область знаний и практическая деятельность человека по рациональному использованию природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется …

а) природопользованием; б) социологией;

в) экологией; г) естествознанием

2. Биосфера – это…

а) воздушная оболочка Земли; б) водная оболочка Земли;

в) оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов;

г) твердая оболочка Земли

3. «Озоновые дыры» - это нарушение жизнеобеспечения…

а) на глобальном уровне; б) на региональном уровне;

в) на локальном уровне; г) на национальном уровне

4.Элементы природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения вовлекаемые им в материальное производство, называются …

а) природными ресурсами; б) природными условиями;

в) природной средой; г) предметами потребления

5.От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

а) водяные пары; б) облака; в) озоновый слой; г) азот

6. Основная составляющая часть атмосферного воздуха:

а) азот; б) кислород;

в) инертные газы; г) углекислый газ

7.Самым распространенным и опасным загрязнением Мирового океана является:

а) сброс бытовых отходов; б) разлив нефти;

в) сброс промышленных отходов; г) твердые бытовые отходы

8.Токсичные отходы подразделяются на

а) 5 классов опасности; б)10 классов опасности;

в) 4 класса опасности; г) 3 класса опасности;

9. Верхняя часть земной коры, в которой добывают полезные ископаемые:

а) недра; б) почва;

в) литосфера; г) мантия;

10.Лесные ресурсы относятся к группе ресурсов:

а) биологических; б) невозобновимых ;

в) химических; г) минеральных;

11. К особо охраняемым территориям относятся:

а) памятники природы; б) ландшафты;

в) рекреации; г) городские скверы;

12. Территория со всеми находящимися в ее пределах природными объектами, полностью изъятая из хозяйственной деятельности человека-

а) заказник;

б) заповедник;

в) национальный парк;

г) памятник природы;

13.Уникальные, или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты -

а) заказники;

б) заповедники;

в) национальные парки;

г) памятники природы;

14.Территория, где постоянно или временно запрещается использовать определенные виды природных ресурсов -

а) заказник;

б) заповедник;

в) национальный парк;

г) памятник природы;

15.  Антропогенная нагрузка это…

а) степень прямого влияния деятельности человека на окружающую среду;

б) степень косвенного влияния деятельности человека на отдельные компоненты окружающий среды;

в) степень прямого влияния деятельности человека на отдельные компоненты окружающий среды;

г) степень прямого и косвенного влияния деятельности человека на окружающую среду и (или) ее отдельные компоненты;

Правильные ответы:

1.а; 2. в; 3.а; 4.а; 5.в; 6.а; 7.б; 8.в; 9.а; 10.а; 11.а; 12.б; 13.г; 14.а; 15.г;

Человек и ресурсы земли. Освоение ойкумены

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Окружающий мир
  • 5 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс
    • Биология
    • История
    • ОБЖ
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 8 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 9 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 10 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Обществознание
  • 11 Класс

§ 3. Ресурсы

Страна и ресурсы. Определенное количество (запас). Ограниченность. Виды ресурсов.Возобновимые и невозобновимые. Исчерпаемые и неисчерпаемые. Природные ресурсы. Земная кора. Полезные ископаемые (органические и неорганические). Почва. Воздух, вода и солнце. "Твердое место" для жизнедеятельности. Флора и фауна. Способность к труду. Количество труда одного человека. Все население. Рабочая сила. Ограниченность ресурсов и численность населения.

Население нашей воображаемой страны хочет потреблять множество различных благ. Сможет ли оно получить эти блага? Это зависит от количества ресурсов, которыми оно обладает. 

Виды ресурсов 

Ресурсом называется все, что может использоваться для производства тех или иных благ. Все ресурсы, которыми наделено население нашей воображаемой страны, представляют собой две большие группы.

Слово ресурс происходит от французского слова ressource и означает "источник, запас чего-либо".

Во-первых, это природные ресурсы = множество различных веществ и предметов, из которых "состоит" страна и которые могут использоваться для производства различных благ.

Во-вторых, это способность к труду = способность человека осуществлять какие-либо действия над природными ресурсами для производства необходимых благ.

Каждый ресурс существует в стране в определенном количестве. Это количество ресурса может быть относительно небольшим или огромным = но в любом случае оно конечно.

Большинство ресурсов по мере использования человеком постепенно теряют свои первоначальные качества и в конце концов больше не могут служить прежней цели. Поэтому из любого ресурса можно произвести конечное количество блага. Таким образом, потребление любого блага ограничено количеством ресурсов, которые необходимы для производства этого блага.

От чего же зависит запас ресурсов в стране?

Все ресурсы являются результатом природных процессов, взаимодействия ее составных частей, все они "произведены" природой. Некоторые ресурсы могут являться результатом процессов, которые протекают настолько медленно, что этим можно пренебречь. В этом случае человек имеет дело с раз и навсегда заданными количествами этих ресурсов. Такие ресурсы называют невозобновимыми.

В свою очередь эти ресурсы делятся на две группы = в зависимости от соотношения запаса ресурса и скорости потребления его в хозяйстве.

Если скорость потребления несравнимо меньше имеющегося запаса ресурса и при этой скорости потребления последний закончится, например, через 100 тысяч лет, то такой ресурс можно считать неисчерпаемым для хозяйства. Но если соотношение скорости потребления ресурса хозяйством и его запаса таково, что запас ресурса исчезнет через каких-нибудь 100=200 лет, то ресурс считают исчерпаемым.

Некоторые ресурсы образуются в природе с такой скоростью, что если не потреблять эти ресурсы в чрезмерном количестве, их запас будет постоянно возобновляться и не будет уменьшаться. Такие ресурсы называют возобновимыми.

А теперь давайте рассмотрим, какие именно ресурсы могут быть в распоряжении людей и их хозяйства. 

Природные ресурсы 

Что представляет собой любая страна? Это просто часть планеты Земля, на поверхности которой могут течь реки, находиться озера, моря или горы, расти различные растения и обитать различные животные.

Одним из основных источников природных ресурсов является земная кора, содержащая множество веществ, часть из которых может быть использована людьми для производства различных благ. Такие вещества называются полезными ископаемыми.

Полезные ископаемые бывают неорганические = это горные породы, которые не связаны с существованием жизни. Некоторые горные породы могут использоваться длястроительства== например, песок, камень, глина, гранит и т.=д. Другие горные породы могут использоваться для извлечения полезных веществ (железа, олова, меди, серы и т. д.)

Полезные ископаемые бывают органические, если они образуются в результате разложения останков живых существ. Это каменный уголь, нефть и газ, которые могут являться важными источниками энергии и химических соединений. Они могут залегать пластами на разной глубине, а могут и выходить прямо на поверхность.

Все полезные ископаемые являются невозобновимыми ресурсами, так как люди не могут организовать процессы, в результате которых они образуются. А некоторые из них могут находиться в относительно небольшом количестве и поэтому могут считаться исчерпаемыми.

На самой поверхности земной коры может существовать относительно небольшой (от 2=3 см до 2=3 м) слой под названием почва. Она является одновременно и непосредственным продуктом разложения останков животных и растений, и источником питательных веществ для последних. Ресурс "почва" является исчерпаемым, так как почва легко истощается за несколько лет интенсивного использования. Но восстанавливается почва за 10=15 лет и поэтому является возобновимым ресурсом.

Ресурсами также являются вода, воздух и солнце. Все они необходимы как для поддержания жизни любого живого существа, так и для производства многих продуктов потребления.

Вода находится в различных водоемах (реках, озерах, морях, океанах) и может использоваться для различных целей. В=принципе, вода является неисчерпаемым ресурсом, хотя ее запас можно легко испортить, если использовать водоемы как место для захоронения отходов.

Воздух является одновременно потребительским благом (он необходим людям для дыхания) и ресурсом во многих производственных процессах (ресурс "воздух" необходим для горения, охлаждения или окисления чего-либо). Объем потребления этого ресурса относительно невелик, и поэтому запас воздуха можно считать неисчерпаемым. Правда, воздушная оболочка тоже может быть испорчена загрязнением.

Солнце является источником света и тепла (и, строго говоря, именно свет и тепло являются ресурсами, а не сама звезда Солнце). Этот ресурс тоже может быть "испорчен", если будет загрязнена атмосфера.

На поверхности Земли обитает множество живых существ = растений и животных, которые тоже могут являться ресурсами.

Растительный мир (или флора) состоит из множества растений, которые могут использоваться человеком для весьма различных целей. Лес может быть источником материала для изготовления потребительских благ (домов, мебели и т. д.) или орудий производства. Фруктовые деревья приносят плоды, которые человек может использовать в пищу. Другие растения могут быть едой в зависимости от съедобности своих частей = ягод, листьев, стеблей, корней или зерен. А из некоторых растений = из льна, конопли и хлопка = можно делать одежду.

Животный мир (или фауна) представляет собой совокупность множества птиц, рыб, млекопитающих и т.=д. Животные могут давать людям еду и одежду, а некоторых из них можно использовать в качестве тягловой силы (быков, лошадей и т.=д.) или в==качестве помощников (собак, кошек, голубей и т.=д.).

Здесь нужно заметить, что человек сам в состоянии воспроизводить животных и растения, но в этом случае они перестают быть природными ресурсами и превращаются в один из продуктов хозяйства. Например, если человек вырубает деревья, выросшие "сами по себе", то он пользуется природным ресурсом. А==если он вырубает лес, который он сам посадил 10 лет назад, то он уже пользуется продуктом.

Кроме всех перечисленных ресурсов наша воображаемая страна обладает еще одним важным ресурсом, который на первый взгляд незаметен, но необходим для нормальной жизнедеятельности. Это твердое место = пространство, на котором можно стоять, передвигаться и делать все необходимое (в том числе что-то производить или потреблять). В принципе, ресурс "пространство для жизнедеятельности" является неисчерпаемым (от использования твердой поверхности последняя не приходит в негодность). Но, как и любой другой ресурс, он ограничен и рано или поздно может быть весь занят.

Вот мы и завершили наш список природных ресурсов, которые может использовать население для производства благ. 

Способность к труду 

Кроме природных ресурсов у населения существует еще один ресурс, без которого никакое производство не возможно. Чтобы произвести что-либо, человек должен обладать способностью оказывать воздействие на природные ресурсы. Он должен быть в=состоянии перемещать ресурсы в пространстве, изменять их форму, оказывать воздействие одними предметами на другие. Иначе говоря, он должен обладать возможностью совершать работу, или, как говорят экономисты, обладать способностью к труду.

Человек наделяется этим ресурсом природой от рождения = он обладает парой рук, парой ног, головой и может расходовать в единицу времени некоторое количество энергии.

Ресурс "способность к труду" тоже существует в определенном количестве. Отдельный человек способен выполнить ограниченное количество работы в единицу времени. Так как отдельный человек обладает ограниченным запасом ресурса "способность к труду", то и все население в совокупности тоже обладает ограниченным запасом этого ресурса.

Как измеряется этот ресурс? Одним из измерений количества труда является время. Например, если отдельный человек может затрачивать труд в течение 8 часов в день, мы можем сказать, что он обладает запасом ресурса "способность к труду" в размере 8 часов в день. Следовательно, 100 человек обладают запасом этого ресурса равным 800 часам в день, 1000 человек = 8000 часов и т.=д.

Вся совокупность людей в хозяйстве, обладающих этой способностью к труду, называется рабочей силой.

При этом не все население страны входит в рабочую силу. Некоторые люди неспособны работать по возрасту = это дети и старики. Некоторые люди не способны работать по состоянию здоровья = это больные и инвалиды. Поэтому в состав рабочей силы обычно включают только здоровых людей в возрасте примерно от 18 до 60 лет.

В зависимости от возрастного состава населения рабочая сила может включать около 50v70% всего населения страны.

Ресурс "способность к труду" не является однородным, так как все люди обладают разными способностями, которые зависят от их наследственных характеристик и полученного образования. Существуют очень редкие разновидности этого ресурса = например, талант певца или художника, красота фотомодели или интеллект ученого. 

Ограниченность ресурсов и численность населения 

Хотя запас всех ресурсов в хозяйстве имеет определенные размеры, не все ресурсы становятся ограниченными по отношению к потребностям людей. Всегда существуют отдельные ресурсы, которые являются "узким местом", = они не позволяют увеличить производство благ, несмотря на то что все остальные ресурсы позволяют сделать это.

Какие именно ресурсы могут являться "узким местом"?

Если население хозяйства относительно немногочисленно, и все природные ресурсы существуют в большом количестве, то единственным "узким местом" будет являться ресурс "способность к труду". Будет существовать свободная земля для выращивания любых растений или животных, свободные месторождения полезных ископаемых для производства различных благ== но у населения не будет в буквальном смысле слова сил и времени, чтобы произвести эти блага.

В этих условиях только этот ресурс будет иметь альтернативные затраты использования (вспомните рис. 1.1.2), и поэтому люди будут принимать решения только об использовании этого ресурса. Использование всех остальных ресурсов не предполагает отказа от потребления каких-то благ и поэтому обходится людям "бесплатно".

Но если с развитием хозяйства численность населения будет увеличиваться при заданном объеме остальных ресурсов, удовлетворение потребностей людей может оказаться ограниченным не только количеством труда, которое они могут затрачивать в=единицу времени, но и какими-либо другими ресурсами. Некоторые ресурсы могут стать "узким местом", ограничивающим производство соответствующих благ. Например, запас золота в хозяйстве (уже добытого и еще не добытого) определяет максимально возможное количество золотых украшений у людей.

Ресурсы, ставшие редкими, будут тоже иметь альтернативные затраты использования, и людям придется выбирать, что производить из ограниченного запаса нефти, леса или других природных ресурсов. Например, на одном участке земли можно выращивать растения, пасти скот, или построить дом (рис. 1.3.3).

Более того, если блага, производство которых становится ограниченным, являются благами первой необходимости, то дефицитные ресурсы могут просто остановить рост численности населения, как останавливается в подобной ситуации рост численности любого другого животного (помните "Хозяйство матушки-природы"?).

В частности, практически все продукты питания (являющиеся благами первой необходимости) производятся с помощью ресурса "почва". Поскольку размер посевных площадей в любой стране ограничен и увеличить его невозможно, численность населения будет жестко зависеть от этого ресурса. В истории хозяйства действительно возникали подобные ситуации, которые были причиной появления специальной теории, объясняющей, откуда берется бедность (см. окно "Т. Р. Мальтус и его теория народонаселения").

Но таким благом может стать и какой-нибудь другой важный ресурс = например, источники энергии (нефть, уголь). Или просто "твердое место" = если людей будет становиться все больше и больше, ГДЕ они будут жить?

К проблеме ограниченности ресурсов мы еще вернемся в § 11 этой главы, посвященном возникновению собственности на природные ресурсы. 

Т. Р. Мальтус и его теория народонаселения

Очень немногие экономисты могут похвастаться тем, что их имена известны широкой общественности. К числу этих знаменитостей принадлежит Т. Р. Мальтус. Причем он не просто знаменит = его имя вызывало (и вызывает до сих пор) бурю протеста у одних и восторженное приветствие у других. Чем же прославился этот человек?

Томас Роберт Мальтус (1766=1834) был вторым сыном английского помещика, которому не досталось наследство и который, может быть, поэтому получил хорошее образование = он закончил иезуитский колледж при Кембриджском университете и стал сельским священником. Впоследствии он защитил магистерскую диссертацию, а с 1805 года преподавал историю и политическую экономию в колледже Ост-Индской компании, выполняя одновременно обязанности священника. Еще в 1798=г. в ответ на популярные теории Годвина и Кондорсе о светлом будущем человечества он анонимно опубликовал небольшой трактат под названием "Опыт теории народонаселения", который рисовал достаточно мрачную картину этого будущего и вызвал бурю негодования в обществе главным образом благодаря резким выражениям неизвестного автора:

"Человек, пришедший в занятый уже мир... не имеет ни малейшего права требовать какого-бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на земле. На великом жизненном пиру нет для него места. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор".

Но Мальтуса не испугало возмущение общественности, и после сбора обширного статистического материала, ради которого пришлось предпринять путешествие по Европе (с заездом в Россию), в=1803 г. он публикует второе издание своей книги, содержащее статистическое подтверждение его теории.

В чем же состояла суть учения Мальтуса?

Все дело в существовании "постоянного стремления всех живых существ размножаться в большем количестве, чем то, для которого существуют запасы пищи". В то же время возможности Земли в обеспечении людей продуктами питания ограничены и увеличить их нельзя.

Но люди не отдают себе в этом отчет, и, когда "страсти заглушают голос рассудка, а инстинкт делается сильнее предусмотрительности", соответствие между запасами пищи и количеством населения нарушается и человечеству грозит голод.

Причем численность населения увеличивается гораздо быстрее, чем совершенствуется обработка земли. По подсчетам Мальтуса, население удваивается каждые 25 лет, причем "миллиард людей должен удвоиться через 25 лет точно так же, как и тысяча человек...". Но количество продуктов питания, которое можно получить с заданной территории, не может расти в такой же пропорции. Например, в Великобритании при "наилучшем правлении и при наибольшем поощрении земледелия произведения почвы этого острова могут удвоиться в первое двадцатипятилетие", но "в следующее двадцатипятилетие решительно уже нельзя надеяться, чтобы производительность земли возросла в той же степени...".

"Допустим, что современное население земного шара равно 1 миллиарду; человеческий род размножался бы как 1, 2, 4, 16, 32, 64, 128, 256; в то же время средства существования размножались бы как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. По истечении двух столетий количество населения относилось бы к средствам существования, как 256 к 9; по истечении трех столетий = как 4096 и 13; а по прошествии 2000 лет отношение это было бы беспредельно и неисчислимо".

Какой выход может быть из этой ситуации? Есть два возможных вида регуляторов численности населения: разрушительные и предупредительные.

Разрушительные меры начинают действовать после нарушения соответствия между численностью людей и количеством продуктов питания. Это выражается в увеличении смертности в результате плохих условий существования, низкой заработной платы, тяжелого труда, а также эпидемий. Также одни народы могут решить забрать у других необходимые ресурсы (землю, скот и т. д.), сформировать из избытка своего населения армию и направить ее на войну с соседями = а это тоже смерти "лишних" людей...

Но при разумном поведении человечество может не доводить дело до таких ужасных последствий. Еще до наступления кризисной ситуации можно сознательно уменьшить рождаемость и замедлить рост численности людей. Предупредительные меры включают в себя так называемое "нравственное обуздание", которое выражается в=более поздних браках, немногочисленном потомстве или, добровольном отказе от детей. Только такое сознательное поведение и предвидение будущих проблем могут спасти человечество от ужасных бедствий.

Вряд ли какая-либо другая теория вызывала столько споров и эмоций, как учение Мальтуса о народонаселении. Очень многим людям Мальтус оказался не по душе, и кличка "мальтузианец" была оскорбительной вплоть до начала ХХ века. Многим казалось, что он покушается на самое святое = на личную жизнь. Марксисты утверждали, что это мораль высокомерных аристократов, которые "презирают всякое сюсюканье о бедных, несчастных и калеках" и которые считают "гуманность вредной выдумкой".

Тем не менее Томас Роберт Мальтус был чрезвычайно чувствительным и гуманным человеком, нисколько не желавшим зла кому-либо. По его собственным словам, проблема состояла не "в избытке числа людей", которое нужно уменьшить, а "в том, чтобы сделать то количество людей, какое имеется, возможно менее несчастными".

Вопросы для размышления 

1. Назовите несколько ресурсов, которые используются в производстве очень большого количества различных благ.

2. Может ли информация быть ресурсом?

3. Можно ли сказать, что ресурс "способность к труду" всегда в любом хозяйстве является ограниченным?

4. Определите по рис. 1.1.3, в какое время жил Т. Р. Мальтус. Можно ли сказать, что ученый был не прав, и если да, то в чем?

5. Какой, на ваш взгляд, ресурс может в будущем остановить рост числа людей на нашей планете?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск