План-конспект урока по математике (4 класс): Конспект урока по математике «Задачи на движение. Вычисление времени по формуле t = s:v»
Слайд 1
Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Интересная наука,- Эта МАТЕМАТИКА!Слайд 2
Разминка Заяц, когда ему угрожает опасность, пробегает за 6 секунд 72 метра. С какой скоростью бежит заяц?
Слайд 3
. СКОРОСТЬ
Слайд 4
Укажите соответствующие скорости: 30 м / с 250 км / ч 80 км / ч 15 км / ч 4 м / мин 50 км / ч
Слайд 5
Расположи числа в порядке возрастания и составь слово из слогов РАССТОЯНИЕ 1900 я 1200 рас 4260 е 1700 сто 3600 ни
Слайд 6
Аист может лететь со скоростью 40 м/с. Какое расстояние он может пролететь за 4 с? 40 ∙ 4 = 160 (м)- расстояние 4 с 40 м/с ? м t =1 с
Слайд 7
Черепаха двигалась со скоростью 5 м/мин. Какое расстояние прошла она за 3 мин? 5 ∙ 3 = 15 (м)- расстояние 5 м/мин 3 мин ? м
Слайд 8
Слон двигался со скоростью 100 м/мин. Какое расстояние он прошёл за 10 мин? 100 ∙ 10 = 1000 (м)- расстояние 10 мин 100 м/мин ? м
Слайд 10
Урок математики в 4 классе по программе «Начальная школа 21 века» Задачи на движение. Нахождение времени
Слайд 11
Какие величины не используются в задачах на движение? кг км / ч см т м км / с с км сут м² ц ч дм м / с По какому признаку можно разделить данные величины на 3 группы?
Слайд 12
скорость V время t расстояние S км / ч км / с км / мин м / ч м / мин м / сек с сут ч мин неделя месяц см км м дм мм Дополните таблицу.
Слайд 13
Скорость = Расстояние : время Расстояние = Скорость ∙ Время Время = Расстояние : Скорость S = v ∙ t t = S : v v = S : t
Слайд 14
ФИЗМИНУТКА Качу, лечу Во весь опор. (Выполняют ходьбу на месте.) Я сам — шофер (Имитируют управление автомобильным рулем.) И сам — мотор. (Круговые движения плечами вперед-назад.) Нажимаю на педаль, (Имитируют нажимание на педаль.) И машина мчится вдаль! (Бег на месте.)
Слайд 15
За какое время можно пройти 30 км со скоростью 5 км/ч? 30 км V – 5 км/ч t — ? ч 30 : 5 = 6 (ч)
Слайд 16
Таня пробежала 30 м за 6 с. С какой скоростью она бежала? 30 : 6 = 5 (м/с)- скорость 30 м 6 с V — ? м/с
Слайд 17
Домашнее задание р.т. с.31 № 102, с.32 № 107, с. 63 — формула
Слайд 18
Спасибо за работу !
Тренажёр по математике (4 класс): Задачи на тему «Встречное движение»
Задачи на встречное движение 4 класс
Задача 1.
Из поселка и города навстречу друг другу, одновременно выехали два автобуса. Один автобус до встречи проехал 160 км со скоростью 40 км/час. Сколько километров до встречи проехал второй автобус, если его скорость 45 км/час.
Задача 2.
Расстояние между двумя пристанями 260 км. От каждой из них одновременно навстречу друг другу вышли два теплохода. Сколько часов им понадобится, чтобы встретиться, если скорость первого 30 км/час, а второго 35км/час?
Задача 3
От двух станций, расстояние между которыми 405 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость одного из них 65 км/час. Какова скорость второго, если поезда встретились через 3 часа?
Задача 4.
Через сколько минут встретятся два лыжника, бегущие навстречу друг другу, если скорость каждого из них 200 метров в минуту, а расстояние между ними 1600 м?
Задача 5
С двух поселков, навстречу друг другу выехали одновременно велосипедист и мотоциклист. Скорость мотоциклиста 90 км/час, велосипедиста 17 км/час. Сколько километров проехал мотоциклист до встречи, если велосипедист проехал 51 км?
Задача 6
Две лодки, расстояние между которыми 90 км, начали движение навстречу друг другу. Скорость одной из лодок 10 км /час, другой 8 км/час. Сколько часов понадобится лодкам, чтобы встретится?
Задача 7
По дорожке, длина которой 390 метров, навстречу друг другу побежали два мальчика. Один из них бежал со скоростью 6 м/сек. Какова скорость второго мальчика, если встретились они через 30 сек?
Задача 8
Два поезда выехали навстречу друг другу. Скорость одного из них 45 км/час, другого 39 км/час. Какое расстояние между поездами было сначала, если встретились они через 6 часов?
Задача 9
Из двух поселков навстречу друг другу выехали два всадника. Скорость одного из них 15 км/час, встретились они через 3 часа. С какой скоростью двигался второй всадник, если расстояние между поселками 96 км?
Формула пути. Решение задач на движение 4 класс
МОУ « Сернурская средняя ( полная) общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова
УРОК МАТЕМАТИКИ
4 класс
Учитель : Попкова Валентина Анатольевна
2010г
Метод обучения : наглядно-практический, частично-поисковый, самостоятельная работа.
Тема: «Формула пути. Решение задач на движение»
Цель: Закрепить знания учащихся о формуле пути.
Задачи:
1. Установить взаимосвязь между вычислениями: скорость, время, расстояние. Учиться строить графические модели с использованием таблицы для краткой записи задач на движение. Способствовать совершенствование вычислительных навыков, повторить ранее изученные формулы.
2. Развивать логическое и творческое мышление, память, внимание.
3. Воспитывать интерес к предмету, стремление к сотрудничеству, чувство взаимопомощи.
Оборудование урока:
Таблицы с графическими моделями движения.
2. “Звезды” с формулами пути.
3. Таблицы для заполнения кратких записей задач.
4. Картинки и карточки скоростей для определения скорости движения каждого предмета.
5. Карточки с различными формулами и их названием для работ в парах.
6. Наглядные пособия к задачам.
Ход урока.
Организационный момент.
— Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, работать на уроке будет интересно. Каждый из вас узнает что-то новое, познавательное.
1 слайд
2. Минутка чистописания.
480 482 484 486 –По какому правилу расположены числа,
(записать под диктовку) продолжите ряд. Проверка
3. – Назовите какие величины вы знаете?
Слайд 2— Назовите единицы измерения массы, длины, площади, времени, скорости.3. Актуализация знаний.
— Сегодня перед нами стоит важная задача научиться анализировать и решать задачи на движение, оформлять краткую запись в виде графических моделей и таблиц.
А поможет нам в этом путешествие.
– Как люди путешествуют с давних времён?
(Выслушиваем предложения детей) (Открывается доска с картинками и карточками скоростей ).
Самолёт | 60 км/час |
Велосипед | 18 км/час |
Ракета | 6 км/сек |
Машина | 900 км/час |
Автобус | 45 км/час |
Человек | 4 км/час |
Поезд | 90 км/час |
– Да, на всём этом можно путешествовать. Мы, как путешественники должны знать с какой скоростью могут двигаться эти предметы.
– Определите возможную скорость движения для каждого из них.
( Ученики по очереди у доски соединяют предметную картинку с возможной скоростью).
– А на чём путешествовали сказочные герои? (На метле, на ковре-самолёте и т.д.)
– Кстати, скорость ковра-самолёта 120 км/ч.
– А сейчас узнайте-ка какова скорость избушки на курьих ножках, если за 8 часов она пробегает 72км.
72 :8 = 9 (км/ч)
– Ну что же, мы узнали важные сведения о скорости, которые пригодятся нам в пути.
— Что же такое скорость? (ответы детей)
-Назовите единицы измерения скорости. (ответы детей)
3 слайд (скорость)-вывод
— Что ещё нужно помнить, отправляясь в путешествие?
(Быть внимательными, наблюдательными, помогать товарищам, не оставлять их в беде)
— Да, важно в пути помогать другу, чувствовать плечо друга. Я надеюсь, мы будем помогать сегодня друг другу.
Давайте проверим, как вы знаете правила для путешественников. Приготовьте светофорики, которые лежат у вас на партах подтвердите истинность и ложность высказываний.
– В 2км – 200 метров (Нет)
– В 2мин – 120 секунд (Да)
– 60 мин меньше, чем 1 час (Нет)
– Путь – это величина (Да)
– Вы успешно справились с работой.
– Вы успешно справились с работой.
Повторение изученных схем
(Открывается доска со схемами и их названиями).
– Ребята в пути бывают разные неожиданности, к которым мы должны быть готовы. Вот сильный ветер размёл все формулы с их названиями. А мы не сможем путешествовать дальше, если не наведём порядок.
Так как в пути всегда можно рассчитывать на помощь друга, предлагаю поработать
S = a х b Формула пути
P = 2 * (a + b) Формула площади прямоугольника
S = V * t Формула периметра прямоугольника
4. Работа по теме урока
– Ребята, какая из этих формул будет сегодня для нас самой необходимой?
(S = V. t – формула пути).
4 слайд ( V t S)
– Как связаны величины в этой формуле. (Расстояние равно скорости умноженной на время).
– Какие формулы следуют из этой?
-Как найти скорость? (ответ детей)
5 слайд( скорость)
— Как найти время? ( ответ детей)
6 слайд (время)
-Как найти расстояние? ( ответ детей)
7 слайд ( расстояние)
– Для чего необходимо нам знать эти формулы?
(Чтобы правильно находить в задачах неизвестное расстояние, скорость и время)
8 слайд ( Решение задач на движение)
– Эти формулы для нас так важны, что превратились в путеводные звезды, и будут помогать нам в пути не только сегодня, но и на последующих уроках математики.
Решение и оформление задач устно.
9 слайд расстояние (ответ детей)
10 слайд
11слайд время. (ответ детей 12 слайд—
13слайд скорость (ответ детей ,14 слайд—
15 слайд— составить задачу и решить
Фронтальная работа с проработкой графической модели движения на доске.
( На доске открывается графическая модель)
— Итак, мы будем путешествовать из Москвы в Селижарово.
– Для того чтобы рассказать о движении автомобиля на графической
(Выходит ученик и комментирует движение модели).
– Что можно рассказать по этой графической модели?
(Движение автомобиля слева направо, с начала пути и проезжает за 1 час 60 километров. Внизу числа показывают расстояние).
– Давайте заполним маршрутный лист (таблицу) и выведем формулу зависимости пройденного расстояние S от времени t.
(Один ученик заполняет у доски, все в учебнике).
tч | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | t |
Sкм | 60 | 120 | 180 | 240 | 300 | 360 | 60 t |
V = 60 км/ч
S = 60 t
Формула S = 60 t является частным случаем формулы пути S = V.t при V = 60 км/ч.
Знакомство с табличным способом записи условия задачи.
-Откройте учебник стр 119 №388
— Какие величины известны в задаче?
-Какая неизвестна? Запишите краткую запись к задаче в виде таблицы и решите задачу самостоятельно. Проверка.
Стр.120 №390
— Какие величины известны в задаче?
-Какая неизвестна? Запишите краткую запись к задаче в виде таблицы и решите задачу самостоятельно. Проверка.
– Как была записана краткая запись задач, которые мы сегодня решали? (В таблице)
– Какие величины встречались в задачах? (S, V, t)
– С этими величинами мы и продолжим работать, но задачи будут посложнее.
16 слайд —Прочитайте задачу
-Как понимаете выражение “это же расстояние”?
— Запишите краткую запись в ваиде таблицы
— Можем ли мы сразу сравнить скорости? (Нет)
— Почему? (Они неизвестны)
— Из каких данных мы можем получить скорости? ((V = S/t.)
– Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого? (Вычитанием
— Запишите решение задачи . Прверка.
17 слайд
Учебник стр.119-387-
А) прочитать
Сл. 5м/с
Ур. В 7раз больше
Ш. 1440м/мин на?
1.5м*7=35 ( м/с)-ураганный
2. штормовой в м/с знаем, что 1с в 60 раз меньше1мин.
1440:60=24м/с-штормовой
3.35-24=11м/с скорость Больше ураганного, чем штормового
18слайд (подведем итог)19 слайд, -(тест)
20 слайд
6. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Как найти S? V? t?
– Что больше всего понравилось?
– Что было самым трудным?
7. Рефлексия.
– А сейчас на лестницу настроения прикрепите свою звёздочку на ту ступеньку, которая соответствует вашим чувствам, настроению, состоянию вашей души, что были у вас на протяжении всего урока.
Д.з.-391-392— 21слайд
Технологическая карта к уроку математики для 4 класса по теме «Задачи на одновременное движение двух объектов. Формулы для скорости сближения и удаления для всех случаев одновременного движения».
Приложение 101
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
«ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ
«МАТЕМАТИКА» 4 КЛАСС
Тема «Задачи на одновременное движение двух объектов. Скорость сближения и скорость удаления. Формулы для всех случаев одновременного движения».
Учитель начальных классов
Черных Н.И.
КОНСПЕКТ УРОКА
по математика в 4 классе по теме:
«Задачи на одновременное движение двух объектов.
Скорость сближения и скорость удаления.
Формулы для всех случаев одновременного движения».
Форма проведения:
Индивидуальный урок с применением дистанционных образовательных технологий для ребенка-инвалида, находящегося на индивидуальном обучении.
Цель занятия: создать организационные и содержательные условия для усвоения новой темы «Задачи на одновременное движение двух объектов. Скорость сближения и скорость удаления. Формулы для всех случаев одновременного движения».
Задачи занятия:
Образовательные:
— Сформировать умение исследовать изменения расстояния между двумя движущимися объектами и фиксировать результаты с помощью таблицы.
— Сформировать понятия скорости сближения и скорости удаления двух объектов и вывести соответствующие формулы.
— Вывести формулу одновременного движения S=Vсбл. * t и сформулировать умение использовать ее для решения задач.
— Отрабатывать вычислительные навыки.
Развивающие:
— Формировать способность обобщать, формулировать выводы, анализировать собственные ошибки.
— Продолжить работу над постановкой математической речи.
— Развивать навыки самостоятельной работы с компьютером
Воспитательные:
— Развивать интерес и любовь к математике.
— Развивать самостоятельность, настойчивость для достижения конечных результатов.
— Воспитывать стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Место проведения:
Государственное вечернее(сменное) образовательное учреждение «Республиканский центр образования», структурное подразделение «Центр дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Коми».
Продолжительность занятия:
45 минут.
Материально-техническое обеспечение занятия:
— Компьютер Mac OCX, программы: Skype, Twiddla.com, NeoOffice, ПервоЛого.
— Наглядное оформление доски в программе ПервоЛого.
— Таблицы с задачами в программе Twiddla.com.
— Схемы к задачам в программе NeoOffice.
— Электронная классная тетрадь, файлы с заданиями.
— Индивидуальные карточки с правилами и формулами.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия:
— Информационная площадка ИС дистанционной школы московского центра образования
i-школа, его образовательные ресурсы по курсу «Математика, 4 класс»; интерактивный учебник; презентация, выполненная в программе ПервоЛого, интерактивная доска — Twiddla.
Тип занятия:
Урок изучения нового учебного материала.
СТРУКТУРА УРОКА
1.Организационный момент.
Цель: мотивация учебной деятельности посредством создания ситуации успеха.
-Пожелаем друг другу удачи. Проведём урок под девизом: «У нас всё получится».
2. Актуализация знаний.
Цель: актуализировать знания о величинах; уточнить формулы S,V, t; организовать индивидуальное затруднение в учебной деятельности, связанное с отсутствием формул, позволяющих решать задачи на одновременное движение двух объектов.
1. Проверка д/з: величины, формулы движения, единицы измерения скорости.
а) Задание: «Найди и подчеркни величины для задач на движение.»
Скорость, площадь, периметр, масса, объём, стоимость, высота, время. (файл, созданный в программе ПервоЛого— стр.1).
— Что объединяет все эти слова?
— Так что же такое величина?
— Подчеркни величины, необходимые для решения задач на движение.
— Что такое расстояние, скорость, время?
— Какие задачи мы будем рассматривать сегодня на уроке?
б) Задание: «Распредели единицы измерения величинам РАССТОЯНИЕ, СКОРОСТЬ, ВРЕМЯ»
Минута, м/мин., км, час, дм/мин., секунда, дм, м/мин., см, год, мм/сек.,мм, сутки, км/ч.
(файл, созданный в программе ПервоЛого — стр.2).
— Каждая величина имеет свои единицы измерения. Распредели данные мерки расстоянию, скорости, времени.
— Какими буквами мы из обозначаем эти величины в формулах?
— Как взаимосвязаны S, V, t ? Вспомни формулы.
2. Подводящие к теме задания.
г) Задание: найди лишнюю схему среди схем с задачами на движение. (По файлу, созданному в программе ПервоЛого — стр.3).
— К задачам на движение мы обычно используем таблицы, схемы, чертежи. Рассмотри внимательно схемы и найди среди них одну лишнюю.
— Следовательно, в наших задачах мы проследим за движением скольких объектов?
— Они являются величинами.
— Это всё то, что можно измерить, а значит, сравнить и выполнить вычисления.
— Скорость, расстояние, время.
— S-это весь путь, пройденный за все время.
— V-путь, пройденный за единицу времени.
— t-продолжительность событий.
— Задачи на движение.
— Расстояние: мм, дм, дм, м, км.
— Время: сек., мин., ч., сут., год.
— Скорость: мм/сек., дм/мин., м/сек., м/мин., км/ч.
— S-это расстояние,
V-скорость,
t-продолжительность
событий.
— S=V * t
V=S : t
t = S : V
— Это схема с одним движущимся объектом, в остальных- двигаются два объекта.
— Сегодня мы рассмотрим такие задачи, где два объекта будут двигаться в разных направлениях.
3. Постановка проблемы и выявление задач урока.
Цель: организовать выявление и фиксацию места и причины затруднения; согласовать цель и тему урока.
— Мы знаем формулы: S=V * t, V=S : t,
t = S : V, к какой они схеме подойдут?
— А к оставшимся подойдут?
-Следовательно, что еще мы должны узнать ?
— Уточним тему урока.
-ТЕМА: «Задачи на одновременное движение двух объектов. Формулы для всех случаев одновременного движения».
(По файлу, созданному в программе ПервоЛого — стр.4).
— К лишней схеме.
— Не подходят, т.к. там двигаются сразу два предмета.
— Должны построить новые формулы пути для двух движущихся объекта.
— Ученик читает тему.
4. Открытие детьми новых знаний.
Цель: сформировать представление о задачах на одновременное движение двух объектов и понятий
«скорость сближения, скорость удаления»; вывести формулы для всех случаев одновременного движения.
а) Просмотр задачи (Московская среда: 4кл., I часть, урок № 11) с движущимися автомобилем и автобусом для выявления новых величин: V сближения и удаления.
— Я сейчас тебе продемонстрирую картину движения автомобиля и автобуса, а ты прокомментируй всё, что увидишь на моём экране.
— В данные введу следующие величины: V автомобиля=60 км/ч., V автобуса=40км/ч., t=1 час.
1) Демонстрация движения двух объектов навстречу друг другу.
Вывод:
— Путь, пройденный за единицу времени двумя двумя объектами при встречном движении, называют СКОРОСТЬЮ СБЛИЖЕНИЯ и обозначается так: Vсбл.
— Как найти Vсбл.?
2) Демонстрация движения двух объектов в противоположных направлениях.
Вывод:
— Путь, пройденный за единицу времени двумя двумя объектами при противоположном движении, называют СКОРОСТЬЮ УДАЛЕНИЯ и обозначается так: Vудал.
— Как найти Vудал.?
3) Демонстрация движения двух объектов в одном направлении вдогонку.
Вывод:
— Путь, пройденный за единицу времени двумя двумя объектами в одном направлении вдогонку, называют СКОРОСТЬЮ СБЛИЖЕНИЯ и обозначается так: Vсбл.
— Как найти Vсбл.?
3) Демонстрация движения двух объектов в одном направлении с отставанием.
Вывод:
— Путь, пройденный за единицу времени двумя двумя объектами в одном направлении с отставанием, называют СКОРОСТЬЮ УДАЛЕНИЯ и обозначается так: Vудал.
— Как найти Vудал.?
4) Физминутка.
— Комментирует с помощью алгоритма :
1.- Автомобиль и автобус двигаются навстречу друг другу.
— Расстояние между ними уменьшается.
-Значит, они сближаются.
— Vсбл. = V1 + V2
2. — Автомобиль и автобус двигаются в противоположном
направлении.
— Vудал. = V1 + V2
— Автомобиль и автобус двигаются в одном направлении.
— Автомобиль догоняет автобус, значит, расстояние между ними
уменьшается.
-Значит, они сближаются.
— Vсбл. = V1б. — V2м.
— Автобус и автомобиль двигаются в одном направлении.
-Автобус отстаёт от автомобиля, значит, расстояние между ними увеличивается. -Следовательно, они удаляются.
— Vуд. = V1б. — V2м.
5. Первичное закрепление.
Цель: зафиксировать способ решения задач на одновременное движение двух объектов с помощью формул во внешней речи.
Задание в виде файла, выполненного в программе NeoOffice: к разным схемам задач на движение двух объектов в разных направлениях подобрать подходящие формулы V уд., Vсбл.
— Перед тобой схемы с разными видами движения двух объектов, подбери к ним формулы.
Ученик к каждой схеме подбирает карточку с подходящей формулой, доказывая свой выбор.
Оразец записи:
Vсбл. = V1 + V2
Vудал. = V1 + V2
при движении в разных направлениях.
Vсбл. = V1 — V2
Vуд. = V1 — V2
при движении в одном направлении.
6. Самостоятельная работа.
Цель: организовать самостоятельное выполнение задания на решение задач нового вида;
организовать самооценку в правильности выполнения задания
(с коррекцией при необходимости собственных ошибок).
Задание в виде файла: решить задачу и составить к ней обратные, в которой прослеживается взаимосвязь S, Vуд., t
при движении двух объектов в противоположном направлении.
— Зная формулы Vуд. и Vсбл. можно решить любую сложную задачу на движение.
1) Прямая задача.
Два зайца выскочили из кустов, испугались друг друга и понеслись в разные стороны.
Скорость I-го зайца 580 м/мин, а скорость
II-го — 420 м/мин.
На каком расстоянии друг от друга они будут через 5 мин.?
— Формулы сохрани и скопируй в карточку № 3 с математическими правилами.
— Решают и выводят формулы:
Vуд. = V1 + V2
S=Vуд.*t
Vуд.=S:t
t=S:Vуд.
V1=S:t-V2
V2=S:t-V2
-Фотографирует и копирует в свою индивидуальную карточку.
7. Повторение пройденного материала с включением нового знания в систему старых знаний.
Цель: тренировать вычислительные навыки с многозначными числами через решение задач нового вида.
Файл: решение примеров столбиком с многозначными числами с самопроверкой по эталону (работа в программе «Twiddla», а эталон с проверкой в программе «ПервоЛого» 5 стр.).
— В современном мире транспорт очень быстро совершенствуется. При решении задач, в которых движущиеся тела имеют большие скорости, приходится иметь дело с многозначными числами, поэтому мы сейчас вспомним вычисления столбиком. Поверим свои ответы по карточке.
60.084 — 24.352= [ у ]
19050 х 50 = [ р ]
14420 : 4 = [ а ]
— Почему в конце урока мы можем радостно воскликнуть ура?
— Щелкни по каждому предмету и они начнут двигаться, каждый со своей скоростью.
— Так с какими задачами мы сегодня познакомились?
35.732 = у
952.600 = р
3605 = а
-Получили новые знания, справились со всеми заданиями, ….
-С задачами на одновременное движение двух объектов в разных направлениях.
8. Итог урока. Рефлексия.
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.
Задание: найди формулы задач на движение среди других формул. (По файлу, созданному в программе ПервоЛого — стр.6).
t=S*V(сбл., уд.), V=а*в*с, Р= (а+в)*2, S=а*в, V(сбл., уд.)=S:t, а=в*с+r, r<в,
S=V(сбл., уд.)*t , Ст-ть= Ц*Кол-во,
V(сбл., уд.)= V1 + V2(в разном направлении),
V(сбл., уд.)= V1 + V2(в одном направлении).
— Найди новые формулы задач на движение среди остальных формул и объясни их смысл.
— Для чего мы должны знать формула пути?
— Оценивает работу сам ученик и получает
приз за хорошую работу. (по файлу, созданному в программе ПервоЛого — стр.8).
t=S*V(сбл., уд.)
V(сбл., уд.)=S:t
S=V(сбл., уд.)*t
V(сбл., уд.)= V1 + V2(в разном направлении),
V(сбл., уд.)= V1 + V2(в одном направлении).
V1=S:t-V2 V2=S:t-V2
— Они облегчают решение задач.
-Комментирует свою работу на каждом этапе урока и выставляет себе отметку.
9. Домашнее задание.
Цель: обсудить и записать домашнее задание.
Задание в виде файла:
1.) Выучить новые формулы движения по карточке 3, №1.
2.) а) Задание: (файл, созданный в программе ПервоЛого — стр.7) «Распредели скорость движущимся объектам» — автомобиль, велосипедист, пароход, самолёт, турист, ракета, лыжник;
45 км/ч, 80 км/ч, 200м/мин, 3 км/ч, 3 м/с., 28.000км/ч, 900км/ч.
в) Придумать задачу на движение двух объектов.
По желанию ответить на дополнительные вопросы:
а) — Сравни, во сколько раз V парохода больше V туриста?
б)- Можно ли сравнить V автомобиля и велосипедиста?
-Задают вопросы по необходимости.
На следующем уроке проверяется д/з:
— Автомобиль-80 км/ч., велосипедист-200м/мин., пароход-45 км/ч., самолёт-900км/ч., турист-3 км/ч., лыжник-
3 м/с.,
ракета-28.000км/ч.
— 45:3=15(раз) — больше V парохода.
— Нет, у них разные единицы измерения. Для сравнения и вычисления величин, надо мерки выразить в одних и тех же единицах измерения.
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД | ||
1.Организационный этап | ||||
Проверка подготовки рабочего места; настрой на учебную деятельность | Проверяют готовность рабочего места к уроку; настраиваются на учебную деятельность | Регулятивные Коммуникативные | ||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | ||||
Проверка д/з Устный счёт: Прочитай числа: 802 000, 599 999, 41 003 Назовите разрядные единицы в числах? Решите задачу. Было 18 белых салфеток. Это в 6 раз больше, чем красных. Сколько красных салфеток было? Периметр квадрата равен 24 см. Какова длина стороны квадрата? Пассажирский поезд за 6 ч проехал 480 км. Узнай скорость поезда. Медуза проплыла за 2 ч 100м. С какой скоростью она двигалась? Заяц шёл к Волку 2 ч со скоростью 3 км/ч. Какой путь прошёл Заяц? Что заметили? Какова тема, цель урока? | Уч-ся читают ответы решённых примеров 232 52 16 61 12 23 86 8 11 46 12 7 Решают вопросы устного счёта. Сравнивают задачи, анализируют условие и делают вывод. Формулируют тему и цель задачи. | Регулятивные Коммуникативные Познавательные Логические | ||
3. Актуализация знаний | ||||
Предлагает работать по стр 62 №6 | Анализируют текст задачи, выбирают решение, обосновывают выбор. | Познавательные Коммуникативные | ||
4. Первичное усвоение новых знаний | ||||
Решение задачи №7 стр 63 | Анализируют текст задачи, выбирают решение, обосновывают выбор. | Познавательные Коммуникативные | ||
5. Первичная проверка понимания | ||||
Решение задачи №10 стр 63. Помогает оформить краткое условие в виде чертежа. | Анализируют текст задачи, выбирают решение, обосновывают выбор. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные | ||
6. Закрепление | ||||
Решение задачи на нахождение неизвестного слагаемого. В 3 пакетах 78 пряников. В первом и во втором пакетах 49 пряников, а во втором и третьем пакетах 53 пряника. Сколько пряников в каждом пакете в отдельности? Самостоятельная работа Решение примеров по вариантам 42*13 45*32= 78*11 26* 24= 43* 14= 63*21= 65* 11= 35* 22= Решение задачи. В 3 коробках 48 карандашей. В первой и второй – 32 карандаша, а во второй и третьей коробках 24 карандаша. Сколько карандашей в каждой коробке? | Анализируют текст задачи, записывают краткое условие I II 49 78 III 53
Проверка: 29+24+25=78 Работают самостоятельно. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные Регулятивные | ||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | ||||
Информирует о д/з, дает рекомендации по выполнению работы: Т стр. 31-32 №102,103,107 | Записывают д\з | Коммуникативные | ||
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | ||||
— Какие трудности возникли? Почему? Как они были преодолены? — Какие задания из тех, что были на уроке, оказались самыми простыми, сложными, интересными…? Почему? Охарактеризуйте свою работу фразеолагизмом: Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами | Оценивают свою работу. | Регулятивные Коммуникативные |
Урок математики на тему «Задачи на движение» (4 класс)
План урока математики
Тема: Задачи на движение. Повторение изученного.Школа: КГУ «Опорная школа (РЦ) на базе гимназии№9 п. Осакаровка»
Дата: 13.02.19
ФИО учителя: Щёлокова Е. Н.
КЛАСС: 4Б
Кол-во присутствующих:
отсутствующих:
Цель обучения
Закрепление умений решать задачи на движение.
Цели обучения/
Ожидаемый результат
Все: знают формулы нахождения V, t,S.
Большинство: начертят схему и найдут пути решения задач.
Некоторые: найдут и применят удобные способы решения задач
Языковые цели
Умеют использовать в речи математические термины: скорость сближения и удаления
Предшествующее обучение
Приёмы письменного умножения и деления многозначного числа на двузначное число.
План
Планируемое времяЗапланированная деятельность
Оценивание
Ресурсы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Введение
Математическая разминка
Я хочу вам пожелать
На уроке не молчать,
Думать, прежде чем сказать
Руку часто поднимать,
Только с места не кричать
Правильно считать, решать.
-120*2; (240)
-300*6; (1800)
первый множитель 100, второй множитель 5, чему равно произведение; (500)
-увеличьте 250 в 4 раза; (1000)
-найдите произведение чисел 330 и 3; (990)
-первый множитель 40, второй множитель 4; (160)
-2300*2; (4600)
-7000*8; (56000)
Настраиваются на начало урока
самостоятельно
взаимопроверка
По критериям
Пробл. вопр.
Составьте верные равенства:
5 км 400м = 5400м
3 ч 10 мин = 190 мин
80000 м = 80 км
10км 100 м = 10100 м
120 мин = 2 ч
—Какие величины встретились в этом задании? (длина и время)
— В каких задачах мы встречаемся с этими величинами? (задачи на скорость, время, расстояние)
— Задания на карточках выполняете в парах.
Определяют тему урока
Стр. 33-34
Основная часть
Постановка учебной задачи:
— Так кто же догадался, какая тема урока у нас сегодня?
Тема: “Повторение и закрепление решения задач на движение;
Задачи на разные виды движения” (Формулируют тему урока)
— Какую цель мы сегодня поставим перед собой?
Дети определяют цель: Сформировать умение решать различные виды задач на движение, узнать, умеем ли мы работать команде и оценивать свою работу и работу товарища;
—Я предлагаю вспомнить, в каких единицах измеряется скорость, время и расстояние. Соотнесите величины с нужным словом и напишите формулы нахождения скорости., времени и расстояния.
30 м 10 м/с 180 км/ч 60 сек
400 км 80 км/ч 100 м 5 м/ с
120 мин 7 ч 20 ч
— Соедините рисунки предметов с соответствующей скоростью.
Ракета
самолёт
машина
пешеход
черепаха
100 км/ ч
5 км / ч
850 км / ч
8000 км/ с
5 м / мин
— Решение простых задач
Задача № 1.
Расстояние от дома до зоопарка 120 км. Автомобиль едет по дороге со скоростью 60 км/ч. Сколько времени потребуется, чтобы доехать до зоопарка? (2 ч)
Задача № 2
Первая черепаха проползла 15 метров за 3 минуты, а вторая – 12 метров за 2 минуты. Какая из них двигалась быстрее? (1 -5 м/мин, 2- 6 м/мин)
Задача № 3
Скорость зайца 20 м/ с. какое расстояние он пробежит за 5 секунд?. (100 м)
1).Из двух посёлков выехали одновременно навстречу друг другу мотоциклист и автомобилист. Мотоциклист ехал со скоростью 40 км в час, а автомобилист 80 км в час. Через 2 часа они встретились. Найдите расстояние между посёлками.
1) 80+40=120 (км/ч) общая скорость
2) 120х2=240 (км/ч) расстояние
2).С туристической базы одновременно в противоположных направлениях вышли два лыжника. Через 4 часа расстояние между ними было 80 км. Чему равна скорость второго лыжника, если скорость первого 11 км/ч?
1) 11х4=44 (км) прошёл 1 лыжник
2) 80-44=36 (км) прошёл 2 лыжник
3) 36:4=9 (км/ч) скорость 2 лыжника
3).Из одного города в другой, расстояние между которыми равно 720 км, одновременно выехали легковая машина и грузовая. Скорость грузовой 80 км/ч, а скорость легковой 120 км/ч. За какое время проедет каждый из них это расстояние?
1) 720:80=9 (ч) грузовая
2) 720:120=6 (ч) легковая
объясняют
Работа в группе. Соотносят величины со словами и пишут формулы
Индивидуальная работа
Работа в группе. Записывают только решение и ответ. Объясняют.
Работа в группе. Защита работ.
Самостоятельная работа
«Математический квадрат»
— Перед каждым из вас квадрат с числами. Рассмотрите их внимательно. Это ответы на мои задания. Подчёркивайте правильный ответ.
1. Таня, следуя в школу, проходит 30 метров в минуту. С какой скоростью идет Таня? (30)
2. Туристы за 4 часа прошли расстояние 24 км. С какой скоростью шли туристы? (6)
3. Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа? (180)
4. Вертолет пролетел 700 км со скоростью 350 км/ч. Сколько времени вертолет был в полете? (2)
5. Какова длина дома, если кошка пробегает его за 3 минуты со скоростью 40 м/мин.? (120)
6. Велосипедист ехал 4 часа, со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние он проехал? (60)
7. Скорость мухи 4 м/с. Через сколько времени она пролетит 28 метров? (7)
8. Ласточка 250 метров пролетела за 10 секунд. С какой скоростью летела ласточка? (25)
Рефлекс
Дом.зад.
«Лестница успеха»
— Напишите своё имя и приклейте стикер на ту ступеньку, где по вашему мнению вы сегодня находитесь.
-Вы сегодня очень хорошо потрудились, решили много задач. Предлагаю вам дома продолжить работу. Составьте и запишите задачи на движение. Кто желает получить оценку «5» — ко всем формулам, «4» — к 2 формулам, «3» — к 1 формуле. Самые интересные задачи мы решим в классе на следующем уроке.
Наклеивают стикеры на лестницу
Запись в дневнике
дневник
Составьте верные равенства:5 км 400м = ________м
3 ч 10 мин = ________ мин
80000 м = __________км
10км 100 м = __________м
120 мин = ____________ ч
Составьте верные равенства:
5 км 400м = ________м
3 ч 10 мин = ________ мин
80000 м = __________км
10км 100 м = __________м
120 мин = ____________ ч
Составьте верные равенства:
5 км 400м = ________м
3 ч 10 мин = ________ мин
80000 м = __________км
10км 100 м = __________м
120 мин = ____________ ч
Составьте верные равенства:
5 км 400м = ________м
3 ч 10 мин = ________ мин
80000 м = __________км
10км 100 м = __________м
120 мин = ____________ ч
Составьте верные равенства:
5 км 400м = ________м
3 ч 10 мин = ________ мин
80000 м = __________км
10км 100 м = __________м
120 мин = ____________ ч
Составьте верные равенства:
5 км 400м = ________м
3 ч 10 мин = ________ мин
80000 м = __________км
10км 100 м = __________м
120 мин = ____________ ч
Скорость Время Расстояние
30 м 10 м/с 180 км/ч 60 сек
400 км 80 км/ч 100 м 5 м/ с
120 мин 7 ч 20 ч
S t v
S t v
S t v
Соедините рисунки предметов с соответствующей скоростью.
5 м / мин 5 км / ч 850 км / ч 8000км/с 100 км/ ч
Соедините рисунки предметов с соответствующей скоростью.
5 м / мин 5 км / ч 850 км / ч 8000км/с 100 км/ ч
Соедините рисунки предметов с соответствующей скоростью.
5 м / мин 5 км / ч 850 км / ч 8000км/с 100 км/ ч
Задача
Расстояние от дома до зоопарка 120 км. Автомобиль едет по дороге со скоростью 60 км/ч. Сколько времени потребуется, чтобы доехать до зоопарка?
Задача
Первая черепаха проползла 15 метров за 3 минуты, а вторая – 12 метров за 2 минуты. Какая из них двигалась быстрее?
Задача
Скорость зайца 20 м/ с. Какое расстояние он пробежит за 5 секунд?.
1).Из двух посёлков выехали одновременно навстречу друг другу мотоциклист и автомобилист. Мотоциклист ехал со скоростью 40 км в час, а автомобилист 80 км в час. Через 2 часа они встретились. Найдите расстояние между посёлками.
2).С туристической базы одновременно в противоположных направлениях вышли два лыжника. Через 4 часа расстояние между ними было 80 км. Чему равна скорость второго лыжника, если скорость первого 11 км/ч?
3).Из одного города в другой, расстояние между которыми равно 720 км, одновременно выехали легковая машина и грузовая. Скорость грузовой 80 км/ч, а скорость легковой 120 км/ч. За какое время проедет каждый из них это расстояние?
«Математический квадрат»
102
30
15
Таня, следуя в школу, проходит 30 метров в минуту. С какой скоростью идет Таня?
Туристы за 4 часа прошли расстояние 24 км. С какой скоростью шли туристы?
50
25
90
4
Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа?
Вертолет пролетел 700 км со скоростью 350 км/ч. Сколько времени вертолет был в полете?
35
6
7
200
Какова длина дома, если кошка пробегает его за 3 минуты со скоростью 40 м/мин.?
Велосипедист ехал 4 часа, со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние он проехал?
150
40
60
70
Скорость мухи 4 м/с. Через сколько времени она пролетит 28 метров?
80
120
180
100
Ласточка 250 метров пролетела за 10 секунд. С какой скоростью летела ласточка?
Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Скорость одного пешехода 5км/ч, другого- 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 часа?
«Математический квадрат» 102
30
15
Таня, следуя в школу, проходит 30 метров в минуту. С какой скоростью идет Таня?
Туристы за 4 часа прошли расстояние 24 км. С какой скоростью шли туристы?
50
25
90
4
Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа?
Вертолет пролетел 700 км со скоростью 350 км/ч. Сколько времени вертолет был в полете?
35
6
7
200
Какова длина дома, если кошка пробегает его за 3 минуты со скоростью 40 м/мин.?
Велосипедист ехал 4 часа, со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние он проехал?
150
40
60
70
Скорость мухи 4 м/с. Через сколько времени она пролетит 28 метров?
80
120
180
100
Ласточка 250 метров пролетела за 10 секунд. С какой скоростью летела ласточка?
Из двух сёл одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста и встретились через 2 ч. Скорость первого велосипедиста составляет 12 км/ч, а скорость второго-14 км/ч. Найти расстояние между сёлами?
30 м 10 м/с 180 км/ч 60 сек
400 км 80 км/ч 100 м 5 м/ с
120 мин 7 ч 20 ч
S t v
S t v
S t v
Скорость Время Расстояние
30 м 10 м/с 180 км/ч 60 сек
400 км 80 км/ч 100 м 5 м/ с
120 мин 7 ч 20 ч
S t v
S t v
S t v
Методическая разработка по математике (4 класс) на тему: Урок математики по теме «Формула одновременного движения. Задачи на встречное движение».
Учебно-методический комплект: «Школа-2000».
Тема урока: Формула одновременного движения для случая встречного движения.
Урок №30. Тип урока – открытие новых знаний.
Цели урока:
1)повторить понятия скорость, время, расстояние, формулы их нахождения, закрепить понятия скорости сближения и скорости удаления двух объектов и соответствующие формулы (4 случая), развивать умение исследовать изменения расстояния между двумя движущимися объектами по координатному лучу и фиксировать результаты изменения с помощью таблиц; вывести формулу одновременного движения (S=Vсбл. Х t встр.) и сформировать умение использовать её для решения задач; проверить ЗУНы учащихся по изучаемой теме через тест;
2)развивать пространственное воображение, гибкость мышления, математическую речь учащихся и интерес к математике;
3)воспитывать уважение к ПДД, формировать навыки работы в паре.
Оборудование учителя:
- Интерактивная доска;
- Ноутбук;
- Мультимедийная презентация к уроку;
- ЦОР – «Уроки Кирилла и Мефодия»;
- Опорные таблицы по теме «Скорость, время, расстояние», «Задачи на движение– 4 типа»
- Учебник «Математика» Л.Г.Петерсон, 4 класс.
Оборудование учащихся:
- Учебник «Математика»Л.Г. Петерсон, 4 класс;
- Тетрадь;
- Линейка;
- Карточки для работы в парах;
- Персональные ученические нетбуки.
Ход урока
I . Самоопределение к деятельности. Подведение к теме урока.
Слайд 2. Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука-
Это математика!
Учитель: Тема нашего урока «Формула одновременного движения». Что такое движение? (Движение – это перемещение транспорта, людей, животных, других объектов окружающего мира в пространстве). Что значит одновременное движение? (Значит, движутся сразу два или несколько объектов). И наконец, что такое формула? (Это математическая запись какого-либо правила, утверждения с помощью условных знаков). Какая же задача стоит сегодня перед нами?
(Вывести формулу одновременного движения для случаев встречного движения двух объектов)
Верно, формулу расстояния, времени, скорости. А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от направления? (Скорость сближения, скорость удаления)
Слайд 3.
Учитель: — Начнём с математической разминки, чтобы скорость движения ваших мыслей увеличилась.
1)Расположите дроби в порядке возрастания.
8/19 | 4/19 | 2/19 | 9/19 | 11/19 | 14/19 | 10/19 | 1/19 |
Ж | И | В | Е | И | Е | Н | Д |
(Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в рабочих тетрадях)
Самопроверка записей – на слайде. Получилось ДВИЖЕНИЕ.
2) Проверьте, верны ли равенства. В некоторых равенствах расставьте скобки так, чтобы получились верные высказывания.
Слайд 4-7. 30х9-6:2=45 30х9-6:2=180 30х9-6:2=132 (Для самопроверки – на слайде )
30х(9-6):2=45 30х(9-6:2)=180 (30х9-6):2=132
Учитель: — Какое число-ответ может быть лишним? Почему?
(Лишним может быть число 180, так как оно круглое, а остальные нет; сумма цифр числа 132 не равна 9, а у остальных чисел – равна; 45 – двузначное число, а остальные числа трёхзначные; 45 – нечётное число, а другие — чётные).
3) Задачи-шутки:
1)Самолёт пролетел расстояние от города А до города В за 1ч 20 мин. Однако обратный перелёт он сделал за 80 мин. Как вы это объясните?
2)Когда человек может мчаться со скоростью гоночной машины?
3)Упряжка из трёх лошадей проскакала 60 км. Сколько километров проскакала каждая лошадь?
II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Учитель: Какой была скорость вашей мысли во время разминки?
(Большой, высокой или пока не очень большой, медленной). В начале урока она может быть меньше, а потом возрастает. Для этого мы и проводим математическую разминку.
1. Слайд 8. Учитель:- С задачами на движение мы работаем уже не первый урок. С какими из этих предметов, созданных человеком, мы чаще всего связываем слова «скорость», «время», «расстояние»? (Машины, поезда, самолёт, велосипед). Как назвать их одним словом? (Транспорт) О чём говорится в загадке? Слайд 9.
Запылал у чудища
Изумрудный глаз.
Значит, можно улицу
Перейти сейчас. (О светофоре)
Учитель: Посмотрите внимательно на зелёный «глаз» светофора и подумайте: что общего в функции светофора на дорогах города и скобок в математических выражениях?
(Они регулируют: скобки – порядок действий, а светофор – дорожное движение, помогает ему быть безопасным).
2. Самостоятельное решение задач по нетбукам. (Матем – 66, упр. 1, 2, 3, 4. Строчка №94)
S | v | t |
? | 40 км/ч | 5ч |
180 км | ? | 3ч |
255 км | 51 км/ч | ? |
96 м | ? | 8 мин |
279 м | 9 м/мин | ? |
? | 30 м/с | 10 с |
640 см | ? | 8 с |
S=v х t v=S : t t=S:v
3. В это время 1 ученик работает на интерактивной доске по «Уроку Кирилла и Мефодия» — урок №19, задания 7, 8, 9.
Учитель: Вы прекрасно знаете обычную формулу пути S=vхt для одного движущегося объекта. А как сформулировать подобные правила, если движущихся объектов два? (учащиеся делают предположения, что это зависит от типа движения этих объектов, что совершенно верно, значит предстоит это исследовать на примере всех видов движения ) Итак, нам предстоит исследовать движение двух движущихся навстречу объектов, составить формулу нахождения первоначального расстояния между ними, а также времени, скорости сближения.
III. Этап «открытия» нового знания.
Слайд 10. Работа над задачей №1 стр.105 с числовыми данными.
От Орла до Курска по шоссе 180 км. Из этих городов одновременно навстречу друг другу выехали грузовик и автобус. Скорость грузовика 40 км/ч, а скорость автобуса 50 км/ч. Как и с какой скоростью изменяется расстояние между ними? Через сколько часов произойдет встреча?
Учитель: Покажите на координатном луче движение грузовика и автобуса, их сближение и встречу. Проверьте чертёж и решение друг друга.
Слайд 11. 50+40=90 (км/ч) скорость сближения
180 : (50+40)=2 (ч) произойдёт встреча.
Ответ: через 2 часа.
Слайд 12. Разбор задачи №2 с.105 с буквенными данными.
Два теплохода поплыли навстречу друг другу, когда расстояние было между ними а км. Скорость первого теплохода в км/ч, а скорость второго с км/ч. Как и с какой скоростью изменяется расстояние между ними? На каком расстоянии друг от друга они окажутся через 1 ч после начала движения, через 2ч, 3ч, 4ч, t ч ? Когда произойдёт встреча?
(Заполнение таблицы в учебнике, запись зависимости оставшегося расстояния от пройденного пути.)
t ч | d км | |
0 | а |
Vсбл = (в + с) км/ч |
1 | а – (в+с) х 1 | |
2 | а – (в+с) х 2 | d = а – (в+с) х t |
3 | а – (в+с) х 3 | |
4 | а – (в+с) х 4 | tвстр. = а : (в+с) |
t | а – (в+с) х t |
Слайд 13. Решение задачи №3 с.105 через выведение формулы одновременного движения.
Два поезда выехали навстречу друг другу со скоростями v1 км/ч и v2 км/ч и встретились через t часов. Какое расстояние было между ними первоначально?
(Учащиеся предполагают, что это формула S= (v1 +v2) х t или S=v1 х t + v2 х t )
Учитель: Ваше предположение совершенно верно, убедитесь в этом на с.106. Слайды 14-15. S = vсбл. х t встр. V сбл.= v1+ v2
Vсбл.=S : t встр. V сбл. — v1= v2
t встр. =S : v сбл.
Физминутка
IV.Этап первичного закрепления новых знаний во внешней речи.
Слайд 17-19.
1.Фронтальная устная работа по составным обратным задачам на встречное движение, решение двумя способами, выбор наиболее рационального способа.
V. Этап самостоятельной работы учащихся.
Решение задач №5 на с.106
1 вариант — №5 (а) Решить по отдельным действиям.
2 вариант — №5 (б) Решить, составив выражение.
(Два ученика решают у доски. Проверка по их решению).
Учитель: — Молодцы! Давайте посмотрим все ли поняли? Предлагаю вам тест.
VI. Проверка результативности урока. Тест по спецпрограмме на персональных нетбуках.
Перед вами появятся задания с вопросом и тремя вариантами ответов. Вы должны найти правильный ответ.
1.Что такое скорость сближения?
А) Расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени.
Б) Расстояние, на которое отдаляются объекты за единицу времени.
В) Расстояние, на которое сближаются объекты.
2. Из двух станций выехали одновременно два катера и встретились через 2 часа. Найди расстояние между станциями, если скорость I -20 км/ч, а II — 30 км/ч.
А) 90 км. Б) 100 км В) 110 км
3. Как найти время движения?
А) t = S · v Б) t = v : S В) t = S : v
4. Что такое скорость удаления?
А) Расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени.
Б) Расстояние, на которое отдаляются объекты за единицу времени.
В) Расстояние, на которое отдаляются объекты.
5. Как найти оставшееся между объектами расстояние при встречном движении?
А) d = S — Vсбл · t
Б) d = t — Vсбл. · S
В) d = S — Vсбл.
(Далее автоматизированная проверка выполненного теста и выдача результата на экране).
Верные ответы: 1) А 2) Б 3) В 4) Б 5) А
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Учитель: — Что удалось открыть для себя? Расскажите. Имеет ли какое-либо практическое значение открытая нами формула? Объясните на конкретном примере. Как вы понимаете смысл пословицы: «Тише едешь, дальше будешь»? Какое задание для вас было самым трудным? А самым интересным?
VIII. Дом. задание
С. 106 №5 или самим составить и решить 2 задачи на встречное движение. В обоих случаях схемы-чертежи обязательны.