Урок русского языка на тему «Правильность речи».10 класс
Чемпион по имени КАК БЫ
Избыточное употребление в речи как бы – признак несостоявшегося человека, не способного сделать выбор. Он не возьмёт на себя ответственность ни за что. Кто захочет иметь рядом такого сотрудника, партнёра, друга?
Слова-паразиты
Короче
по-любому
так сказать
типа
буквально
как бы
по жизни
практически
в принципе
собственно говоря
понимаешь
это самое
как говорится
значит
прикинь
как его
прикольно
на самом деле
в общем
допустим
ну
я имею в виду
блин
«Леность мысли, скольжение ею по поверхности явлений, равнодушие и притуплённость чувств неизбежно ведут за собой серость, однотонность, скудость речи, обедняют и лексику,и семантические связи, и синтаксис, и интонацию, и организацию, и динамику речи».
Культура речи
общей культурытак как
это
его визитная карточка
неотъемлемая часть
речь человека
Культура речи
общей культуры
так как
это
его визитная карточка
неотъемлемая часть
речь человека
Качества хорошей речи
Правильность речи – это прежде всего её соответствие нормам литературного языка: орфоэпическим и акцентологическим (правильное произношение и ударение), лексическим (правильное употребление слов), морфологическим (правильное употребление различных форм слова), синтаксическим (правильное построение предложения). Правильность речи – это фундамент для хорошей речи.
Чистота речи – это такое качество речи, которое характеризуется отсутствием любой нелитературной лексики (слов-паразитов, грубых, жаргонных, просторечных слов, нецензурных выражений).
Богатство речи связано со словарным запасом человека, с использованием всевозможных языковых средств. Чем разнообразнее речь, тем она богаче. Богатая речь подразумевает и лексическое богатство, и синтаксическое, и интонационное.
Точность речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли. Оно предполагает хорошее знание предмета речи и лексического значения слов. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности – соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает слова и конструкции, которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания. «Займи мне, пожалуйста, лучинку».
Логичность речи предполагает умение владеть логикой рассуждения, логично мыслить, знать и уметь применять языковые средства, способствующие смысловой организации высказывания. «В огороде – бузина, а в Киеве – дядька».
Выразительной называется та речь, которая способна не только поддерживать внимание или интерес читателя, но и усиливать эффективность воздействия речи на адресата. В устной речи значительную роль играют интонационная выразительность, манера говорить, дикция, голос. В письменной речи выразительность может складываться из всех качеств хорошей речи в зависимости от стиля.
Уместность речи – это соответствие высказывания конкретной ситуации, это такая речь, в которой учитывается, что говорит автор, кому он это говорит, где, когда и сколько. Уместность речи делает общение эффективным, успешным, помогает достигать своих целей.
Правильность, чистота и богатство речи связаны со знанием языка.
Точность, логичность связаны с мышлением. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»
Карта результативности работы на уроке
ученика 10-____ класса
_____________________________________________________
Правильность речи (0-12)
Орфография
3 –нет ошибок
2- 1-2 ошибки
1 – 3-4 ошибки
0 – 5 и более ошибок
Пунктуация
3 –нет ошибок
2- 1-2 ошибки
1 – 3-4 ошибки
0 – 5 и более ошибок
Орфоэпия
3 –нет ошибок
2- 1-2 ошибки
1 – 3-4 ошибки
0 – 5 и более ошибок
Речевые ошибки
3 –нет ошибок
2- 1-2 ошибки
1 – 3-4 ошибки
0 – 5 и более ошибок
Выразительность (0-10)
Точность речи (0-2)
Синквейн (0-2)
0-не написал
1-написал, но с ошибкой
2-написал без ошибок
Активность на уроке (0-3)
0 – был не активен
1 –был мало активен
2 -был средне активен
3 –был активен
Инициативность на уроке (0-2)
0-не предложил ни одной идеи
1-предложил 1 идею
2-предложил более 1 идеи
Помощь (0-1)
0-не помогал соседу
1-помогал соседу
«5» — 28-32 баллов
«4» — 23-27 баллов
«3» — 16-22 баллов
«2» — 15 и менее баллов
Моя оценка:
Карта результативности работы на уроке
ученика 10-____ класса
_____________________________________________________
Правильность речи (0-12)
Орфография
3 –нет ошибок
2- 1-2 ошибки
1 – 3-4 ошибки
0 – 5 и более ошибок
Пунктуация
3 –нет ошибок
2- 1-2 ошибки
1 – 3-4 ошибки
0 – 5 и более ошибок
Орфоэпия
3 –нет ошибок
1 – 3-4 ошибки
0 – 5 и более ошибок
Речевые ошибки
3 –нет ошибок
2- 1-2 ошибки
1 – 3-4 ошибки
0 – 5 и более ошибок
Выразительность (0-10)
Точность речи (0-2)
Синквейн (0-2)
0-не написал
1-написал, но с ошибкой
2-написал без ошибок
Активность на уроке (0-3)
0 – был не активен
1 –был мало активен
2 -был средне активен
3 –был активен
Инициативность на уроке (0-2)
0-не предложил ни одной идеи
1-предложил 1 идею
2-предложил более 1 идеи
Помощь (0-1)
0-не помогал соседу
1-помогал соседу
«5» — 28-32 баллов
«4» — 23-27 баллов
«3» — 16-22 баллов
«2» — 15 и менее баллов
Моя оценка:
Для интеллигентного человека привычка говорить «дурно», невразумительно и неумение говорить хорошо считается неприличием.
А.П.Чехов
Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять.
древнеримский император
Квинтилиан
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слова не сказал.
Саади
Заговори,
чтобы я тебя увидел.
Сократ
Выразительность речи (2)
Выразительность речи (1)
Выразительность речи (1)
Выразительность речи (2)
1
2
Выразительность
Ответы
1)
12
3
4
5
а
г
д
в
б
в
д
г
а
б
2)
1
2
3
4
5
а
г
д
б
в
в
д
б
а
Точность речи. Языковые условия создания точности и основные причины ее нарушения. Лингвистические средства создания точной речи.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 12Следующая ⇒Точность — это такое коммуникативное качество речи, которое предполагает соответствие ее смысловой стороны (плана содержания) отражаемой реальной действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение понятия.
Точность, таким образом, включает в себя умение: 1) правильно отражать реальную действительность и 2) правильно выражать мысли и оформлять их с помощью слов. Различаются два вида точности: предметная(фактическая) и понятийная (речевая, коммуникативная).
Предметная точность создается благодаря соответствию содержания речи отражаемому в ней фрагменту действительности. В ее основе лежит отношение речь — действительность. Главным условием предметной точности является знание предмета речи, без чего невозможно дать верные сведения о действительности.
Нарушение предметной точности происходит относительно нечасто. В быту мы обычно говорим о таком человеке, что он сам не знает, что говорит. Пример из сочинения: Чапаев со своим отрядом остановился в одном из близлежащих колхозов. Налицо нарушение предметной точности: во времена гражданской войны колхозов еще не было. Или сочинение, которое буквально сразило всех наповал именно своей, мягко говоря, неточностью. Девочка писала в сочинении о Пушкине следующее: В Царскосельском лицее Пушкин знакомится с Анной Ахматовой (!!!), которая оказала на него большое влияние как на поэта. И далее: Пушкин очень любил свою жену, но, к сожалению, редко виделся с ней, но зато часто разговаривал с ней по телефону. (Это в девятнадцатом-то веке!). Правда, иногда говорить о соответствии мысли реальной действительности приходися весьма условно. Говорящий (пишущий) не всегда передает адресату мысли, отражающие реально происходящие события (например, многие мысли, выраженные в художественных произведениях). С лингвистической точки зрения важно, чтобы мысли (адекватные или неадекватные отображаемой действительности) были правильно выражены, возбудили в сознании адресата адекватную мысль — копию.
Для того чтобы речь была точной, одной предметной точности недостаточно, нужно еще, чтобы содержание соответствовало той системе понятий, которая в ней обозначена, т.е. нужна понятийная точность.
Понятийная точность опирается на связь: слово-понятие и состоит в соответствии семантики компонентов речи содержанию и объему выражаемых ими понятий. Она предполагает умение точно обозначать словом возникшее представление, находить единственно верное слово.
Понятийная точность зависит прежде всего от умения правильно выбирать слова и употреблять их в точных значениях, т.е. в тех значениях, которые закреплены за ними в системе литературного языка и зафиксированы в специальной справочной литературе. Это позволяет рассматривать точность речи как лексико-семантическую правильность, т.е. как соблюдение лексико-семантических норм литературного языка. Однако точность в отличие от правильности, базирующейся лишь на лингвистических факторах, опирается и на экстралингвистические факторы; она основывается на связи: речь ¾ действительность, слово — понятие. Высказывание может быть правильным в плане оформления, но не точным в плане содержания.
Ошибок на уровне понятийной точности, к сожалению, гораздо больше:
Во-первых, это незнание значений слов. Ох, как часто нам хочется блеснуть интеллектом, ввернуть красивое, чаще всего, импортное словечко, а в результате – ляпсус, потому что слово-то мы знаем, а вот его значение – нет.
Например, До чего же может снизойти человек! Слово «снизойти» имеет значение «благосклонно, свысока обратить внимание на что-либо или кого-либо», а в приведенном предложении необходимо было употребить слово «дойти». Чаще всего такого рода ошибки касаются употребления в речи заимствованных слов.Учитывая то, что в последнее время они хлынули к нам волной, можно сказать, что мы, как носители языка, просто не справляемся с этим потоком. Например, Часто перед родителями стоит дилемма, какую книгу купить ребенку. Слово «дилемма» предполагает глобальный выбор между двумя противоположными возможностями. Ну а какую книгу купить ребенку (да еще и при таком многообразии) – это, конечно же, никакая не дилемма, а просто трудность выбора. Бывает, что желание красиво выразиться заводит человека так далеко, что он «вплетает» иностранные словечки в такие контексты, в которых они просто не могут существовать.
Еще более часто мы в целом представляем себе значение слова, но не различаем тонкие смысловые оттенки этого значения. Например, В рассказе Чехова «Ионыч» показано преобразование человека. Действительно, преобразование – это крупное изменение, но изменение к лучшему, а чеховский Старцев деградировал как личность, где же здесь изменение к лучшему?
Третья ошибка касается употребления паронимов – слов, близких по звучанию, но разных по значению. Ошибка возникает потому, что мы думаем, что раз звучит почти одинаково, значит и обозначает одно и то же. Например, командированный человек и командировочные деньги; сытый человек и сытный суп; изморось (дождь) и изморозь (иней). Наша ледяная дружина показала на хоккейном поле прекрасные результаты (ледяная вместо ледовая).
Часто встречается и такая ошибка, как нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость – это способность слов стоять рядом друг с другом. Достаточно назвать, например, слово «хороший». И что у нас только не может быть хорошим! А вот грецким может быть только орех, а карими – только глаза, а закадычным – только друг. Это и есть ограниченная лексическая сочетаемость. Поэтому так часто можно услышать имеет роль или играет значение вместо имеет значение и играет роль. Часто мы хотим поднять тост вместо того, чтобы его предложить. Тоже можно сказать о сочетаниях оплатить проезд и заплатить за проезд, которые тоже постоянно путают.
Точность речи достигается только тогда, когда полностью ясна ее цель. В письменной речи более жесткие требования к точности обусловлены тем, что пишущий обычно не в состоянии восполнить информацию, если читающий ощутит ее недостаток, поэтому письменная речь требует большей развернутости, полноты и определенности в изложении мысли.
Языковые средства достижения точности.
Однокоренные слова.
Молодой человек быстро освоил материал (вместо усвоил).
Они только выполняли свою должность (вместо обязанности).
Синонимы.
Приехал в Париж — там шел огромный дождь (нужно — сильный).
Все недовольны малостью суммы зарплат (нужно — недостаточностью).
Паронимы.
Наконец обнаружены остатки царской семьи (нужно — останки).
Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент (нужно — абонемент).
Смешение родовых и видовых понятий.
На стенах кабинета висела живопись (нужно — картины или репродукции).
Недостаточно полная и ясная мысль в предложении.
Здесь это непростой вопрос, и так его в двух словах и не скажешь.
Двусмысленность или неясность на уровне предложения.
Четыре автомата обслуживают несколько тысяч человек.
Речевые средства достижения точности.
Точность — это и средство создания краткости речи, когда небольшой объем возникает не за счет неполноты, а за счет «плотности» текста.
«Коротко да ясно, от того и прекрасно».
Точность — это и собранность, продуманность, отсутствие многословия, точность формулировок и речи в целом.
В процессе осуществления речевой деятельности точность оказывается соотносимой с тремя типами текста — повествованием, рассуждением и описанием.
Повествование требует точности соответствия действительности (реальности в рамках данного текста), с чем связаны точное наименование (описание) действующих лиц повествования, развернутое описание этапов действий, событий и т.д., т.е. точности предметной, фактической или событийной.
Рассуждение, которое связано с оперированием понятиями, с употреблением терминов, требует точности понятийной, что предполагает точность в раскрытии понятий, точность формулировок, выводов, обобщений.
В описании важна точность деталей при словесном (несловесном) изображении, сравнений, аналогии и т.д. Точность характеризуется и степенью детальности, подробности изображения предмета речи.
правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №3
Дисциплина: Русский язык.
Тема: Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Цель занятия: познакомить с основными требованиями, предъявляемыми к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Планируемые результаты:
Предметные: Способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Метапредметные: Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: Лекция объяснительная
План занятия:
1.Основные требования к речи: правильность, точность.
2. Основные требования к речи: выразительность.
3. Уместность употребление языковых средств.
Оснащение: учебник, рабочая тетрадь, таблица.
Литература: Антонова Е.С. Русский язык: учебник для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М.: 2016. – 384 с.
Преподаватели:
Азарёнок Марина Юрьевна;
Кобылкин Андрей Олегович.
(материал лекции)
Тема: Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
План:
1.Основные требования к речи: правильность, точность.
2. Основные требования к речи: выразительность.
3. Уместность употребление языковых средств.
1.Основные требования к речи: правильность, точность.
Для правильной, красивой речи характерны следующие свойства: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие) и уместность.
Еще в древние времена точность признавалась основным достоинством речи. Способности хорошо говорить, писать и умение правильно мыслить взаимосвязаны. «Кто ясно мыслит, ясно излагает», – так звучит известный афоризм. В. Г. Белинский отмечал: «Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово».
Точность связана со знанием предмета речи, значением слов, т. е. с культурой речи в целом.
Точность речи – это главным образом соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности или соответствие между общепринятым значением слова и его применением в речи.
Точность как качество речи связывается прежде всего с лексическим уровнем в системе языка, значит, точность речи можно понимать как соблюдение в речи норм словоупотребления, если нормы такие признавать.
Следует разделять два вида точности: точность предметную и точность понятийную.
Первый вид точности создается экстралингвистической (внеязыковой) связью речь – действительность. Она состоит в соответствии содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, которые речью отображаются. В речи должны быть четко представлены явления жизни, предметы и события действительности, о которых говорится. В связи с этим человек должен хорошо знать то, о чем он говорит.
Существует еще и понятийная точность – соответствие содержания речи той системе понятий, которая в ней обозначена. По мнению Л. Н. Толстого: «Слово – выражение мысли, поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».
Основными условиями, способствующими созданию точной речи, являются:
1) знание предмета речи;
2) знание языка, его системы, возможностей;
3) умение соотнести знания предмета со знанием языковой системы и ее возможностей в конкретном акте коммуникации. Следующее качество речи – логичность.
Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.
Логичность связана прежде всего с синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Логичность бывает двух видов:
1) логичность понятийная;
2) логичность предметная.
Суть предметной логичности – в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в семантических связях элементов языка в речи.
Условие логичности:
1) овладение логикой рассуждения – «нормами или принципами правильного рассуждения в поисках новой истины». Прежде чем научиться логично говорить и писать, человек должен научиться логично мыслить;
2) знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры.
2. Основные требования к речи: выразительность.
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, т. е. речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.
Выразительность зависит от разных условий. Среди них выделяют:
1) самостоятельность мышления. Стереотипное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться росткам выразительности;
2) неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит, к тому, что он говорит;
3) хорошее знание языка, его выразительных возможностей;
4) знание свойств и особенностей языковых стилей: художественного, научного, делового, публицистического, разговорного. Стиль накладывает свой отпечаток на средства языка;
5) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Человеку необходимо учиться контролировать свою речь, отмечать выразительные и шаблонные моменты.
К выразительным средствам языка в первую очередь относят тропы и фигуры, а также вообще все единицы языка всех его уровней, начиная со звуков и заканчивая синтаксисом и стилями. Более выразительным может оказаться один звук, чем весь текст.
Для создания выразительности очень важна интонация
3. Уместность употребление языковых средств.
Другое коммуникативное качество речи – ее уместность .
Уместность – такая организация средств языка, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме разговора, его логическому и эмоциональному содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей.
Выделяют несколько видов уместности:
1) уместность стилевая;
2) контекстуальная;
3) ситуативная;
4) личностно-психологическая.
Стилевая уместность регулирует уместность отдельного слова, оборота, конструкции. Для разговорной речи, например, характерны синтаксические конструкции – стереотипы: «Где авоська тут лежала?», «Московский вокзал, как мне пройти?»
Помимо уместности, на отдельных языковых уровнях выделяют уместность в определенных ситуациях речи.
Вопросы для самоконтроля
1.Что характерно для правильной речи?
2.Что такое точность речи?
3. Назовите основные условия ,для создания точной речи?
4.От чего зависит выразительность речи?
5.Что такое уместность употребление языковых средств
Точность речи
Речь может быть признана хорошей только тогда, когда она понятна адресату. Поэтому соответствие критерию понятности – одно из основных условий, учёт которых необходим при оценке качества речи.
Речь можно назвать понятной только в том случае, когда она максимально полно отражает коммуникативное намерение говорящего, но при этом передаваемая мысль должна быть ещё и адекватно воспринята слушающим. Поэтому реализацию критерия «понятность» обеспечивают два качества хорошей речи: точность и ясность (см. раздел «Ясность речи»).
Для того чтобы составить начальное представление о том, как в речи нарушается точность, рассмотрим следующие высказывания.
У тебя фантастика плохая.
Рано нам ещё меморандум петь.
В приведённых примерах говорящий для выражения своей мысли подобрал слова, которые в языке не закреплены за обозначением того понятия, которое нужно было назвать. Так, в первом предложении говорящий, судя по контексту, оценивает не представления и образы, созданные воображением, а способность адресата выдумывать, представлять что-то, поэтому для адекватной передачи своей мысли он должен был использовать слово фантазия, а не фантастика (ср. фантазия: ‘способность выдумывать, представлять что-л.; творческое воображение’, фантастика: ‘представления, образы, созданные воображением, изображение явлений действительности в преувеличенном и сверхъестественном виде’).
Во втором предложении речь идёт об опасениях говорящего по поводу неоправданных восторгов, для чего в русском языке существует выражение петь дифирамбы, говорящий же – по созвучию – выбирает из предоставляемого ему языком лексического набора слово меморандум, которое обозначает ‘дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-либо вопрос’.
Таким образом, можно констатировать имеющиеся в указанных примерах нарушения точности речи, поскольку точной является речь, в которой мысли и чувства говорящего переданы с помощью тех языковых средств, которые в данном языке закреплены за обозначением определённой реалии окружающей действительности. Поэтому, чтобы речь была точной, слова следует употреблять в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке [Головин: 126].
При чётком выражении мысли слова полностью соответствуют своему предметно-логическому значению, а неправильный выбор слова искажает смысл высказывания.
Следовательно, точность включает в себя умения
точно отражать в речи реальную действительность;
точно выражать мысли и оформлять их с помощью языковых средств.
Точность – это коммуникативное качество хорошей речи, предопределяющее соответствие способов выражения описываемой действительности и проявляющееся в умении эксплицировать мысль с помощью такого подбора языковых средств, который бы максимально полно соответствовал выражаемому понятию.
Точность как качество речи связывается прежде всего с лексическим уровнем в системе языка, значит, можно понимать точность как соблюдение в речи норм словоупотребления. Но в таком случае пришлось бы классифицировать точность как вариант правильности (совершенно другого качества речи).
Как различать точность и правильность?
Необходимо отметить, что эти качества характеризуют речь в разных аспектах.
Правильность как качество речи репрезентирует соотношение язык – речь. Она опирается исключительно на лингвистические факторы. Правильной является речь, структура которой соответствует нормам литературного языка.
Точность как качество речи опирается на иные отношения: эта категория основана на связи речь – действительность.
Условия, способствующие созданию точной речи:
знание предмета речи (экстралингвистическое условие),
знание системы языка (лингвистическое условие),
умение соотнести знание предмета со знанием языковой системы и её возможностей в конкретном акте коммуникации.
Данные условия предполагают строгое соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности. Следовательно, говорящий должен заботиться о верном выборе языкового средства (в частности, слова), которое бы максимально точно соотносилось с требующим обозначения предметом или явлением реальной действительности
Речь может быть охарактеризована как понятная в случае, если говорящий в процессе произнесения осуществил единственно верный выбор из предоставляемых ему языком возможностей. При выборе точной номинации следует не только учитывать наличие нескольких лексических парадигм, но и осуществлять точный выбор нужного варианта из ряда предлагаемых языком (например, выбор синонима из синонимического ряда или выбор паронима из паронимической пары). Неправильный выбор языкового варианта ведёт к нарушению фактической или коммуникативной точности.
Исследователи выделяют несколько видов точности. В частности, Б.Н.Головин предлагает различать две её разновидности [Головин: 129].
предметная точность | понятийная точность |
Соответствие содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, о которых сообщается. Достигается доскональным знанием предмета речи (человек должен хорошо знать то, о чём говорит). | Соответствие содержания речи той системе понятий, которая в ней обозначена. Слово отражает не только предмет, оно отражает (выражает) нашу мысль, работу нашего сознания. |
Но термины «предметная точность» и «понятийная точность» при всех их достоинствах (краткость, единообразие) имеют и недостатки. Совершенно справедливым будет возражение такого рода: разве предметная точность не является одновременно и понятийной? Ведь говорящий в процессе общения передаёт не понятие (отдельное, изолированное, логически очищенное от всего несущественного), а комплекс-представление, куда входят не только признаки понятия, но и эмоциональные, волевые устремления, т.е. он транслирует содержание, сформированное им при познании реалий окружающего мира [Мучник: 83]. Другой термин – «предметная точность» – тоже сужает ту область, которую он призван обозначать. Ведь отражаться могут не только предметы, но и, например, процессы.
Представляется, что более адекватным поэтому будет термин А.Э.Мильчина «фактическая точность». Вместо выражений «предметная точность» – «понятийная точность» Б.С.Мучник предлагает использовать пару терминов: фактическая точность – коммуникативная точность [Мучник: 83].
Фактическая точность – свойство, присущее правильному (адекватному, истинному) отражению мира мыслью автора.
Коммуникативная точность – свойство, возникающее при выражении мысли автора, когда эта мысль адекватно схвачена словом и передана адресату. Это полное соответствие фрагмента речи именно мысли автора даже в том случае, когда слово использовано в ненормативном значении20(см. как В.Луговской разбирает пример из Гоголя: «“–Вспомнил, вспомнил! – закричал он в страшном веселье и, размахнувши топор, пустил им со всей силой в старуху. Топор на два вершка вбежал в дубовую дверь”. Послушайте, как слово вбежал определяет страшную силу удара; казалось бы, странное слово для топора, а какую значимость придаёт оно всей фразе»).
Таким образом, следует говорить не о точности словоупотребления, а о точном выражении мысли, или о коммуникативной точности речи. При достижении коммуникативной точности важно иметь в виду, насколько соответствует «актуализированное автором значение высказывания передаваемому смыслу» [Мучник: 87].
Различие двух видов точности представлено в следующей таблице.
Фактическая точность | Коммуникативная точность | пример | комментарий |
+ | нарушена комм. точность – | Катерина прыгнула (вм. бросилась) с обрыва в Волгу. Очевидно, автор не имел в виду, что Катерина прыгнула с обрыва, чтобы, например, искупаться. Поэтому употреблённое им слово прыгнула неточно передаёт его (верную, точную) мысль. | Автор имел точную мысль, вполне соответствующую реальной действительности, но не сумел «схватить», обозначить её словом. |
нарушена факт. точность – | + | У меня бумеранг настоящий, сделанный в Австралии бедуинами21 Мысль неточна по отношению к реальной действительности. | Автор имел неверное представление о действительности, но выразил свою мысль точно |
+ | + | Нет ошибок, нарушающих точность речи. | Безупречное отражение действительности и безупречное выражение мысли |
– | – | Такое сочетание наблюдается лишь в исключительных случаях: Там, где травы жухлые Не метали колоса, Зашумит пшеница Морем золотым. Разве травы метают колос? Это может делать только пшеница, да и то – не метать, а выметывать (‘выпускать наружу побег, соцветие и т.п.’), т.к. метать – ‘кидать, бросать; бросать с целью попасть в кого-л., что-л.’. | Автор имел неверное представление о действительности и при этом выразил его неточно |
Примеры
Сегодня по телеку коронацию президента будут показывать (вм. инаугурация). Нарушение фактической точности.
Между тем надвигались радостные события (вм. приближались). Нарушение коммуникативной точности.
Рассмотрим причины нарушения точности подробнее.
Указанное качество речи может быть нарушено в результате неточного выбора лексемы из антонимической парадигмы.
Такая ошибка называется смешение антонимов.
Она навзничь упала на землю, видны были только её вздрагивающие лопатки.
Из антонимической пары навзничь – ничком говорящим была выбрана номинация, неверно отражающая действительность, и это ясно видно из контекста: если бы человек упал навзничь, то есть на спину, лицом вверх, то наблюдатель не мог бы видеть вздрагивающих лопаток упавшего. Следовательно, для точного отражения действительности говорящий должен был выбрать из антонимической пары навзничь – ничком лексему ничком, т.е. ‘лицом вниз’.
Описываемое качество речи может быть также нарушено в результате неточного выбора лексемы из синонимической или паронимической парадигмы, что влечёт за собой появление ошибки, называющейся неточный выбор синонима / паронима.
Знание синонимических возможностей позволяет выбрать нужное слово из синонимического ряда и тем самым добиться строгого соответствия речи передаваемому содержанию, а значит – достичь точности выражения. Необходимо помнить: чтобы выбрать из синонимического ряда единственно верное слово, нужно учитывать его семантические и стилистические оттенки.
Так, в предложении Илья Муромец дрался с Соловьем-разбойником говорящим не учтена разница в смыслах, передаваемых словами драться / сражаться: ‘бить друг друга’ / ‘вступить в бой, в единоборство’. Представляется, что в данном контексте для более точной передачи смысла необходимо использовать лексему сражаться, поскольку она, в отличие от лексемы драться, принадлежит концептуальному полю богатырь, и реализует множество ассоциативных связей данного концепта. Ср.: Тёма так отчаянно сражался с негром, аж дух захватывало!
Аналогичен механизм выбора паронимического варианта из имеющейся в языке парадигмы. Так, в предложении Если забастовка состоится, график воздушных перевозок будет сломлен говорящим был неверно выбран вариант из паронимической пары сломан / сломлен. Сломленный – причастие от сломить (‘одолеть, победить кого-л. или подавить, преодолеть что-л.’) – неточно отражает мысль автора: невозможно подавить график воздушных перевозок, его можно сломать. Следовательно, в данном предложении нужно было использовать форму сломанный – причастие от сломать (‘решительно отбросить что-л. устоявшееся, укоренившееся; уничтожить, разрушить’).
Особым случаем в ряду ошибок, приводящих к нарушению точности, является неверный выбор говорящим лексической единицы из совокупности единиц, принадлежащих одной лексико-семантической группе, эксплицирующей определённое понятийное пространство.
Причина ошибки в том, что говорящий в процессе спонтанного общения осуществляет неточный выбор из слов, не имеющих ничего общего в звучании, но относящихся к одной предметной области. Основной парадигматической особенностью подобных лексических единиц является то, что «в их значениях имеется единая категориально-лексическая сема. Эта сема составляет семантическую основу группы и в каждом отдельном слове уточняется с помощью дифференциальных сем» [Кузнецова: 75].
Механизм данной ошибки состоит в следующем: говорящий должен выбрать определённое, навязываемое ему экстралингвистической и лингвистической ситуацией слово из группы лексем, принадлежащих одному семантическому полю. Эти слова объединены тем, что в их значениях есть общая интегральная сема, но дифференцирующие семы разные. Говорящий в процессе коммуникации (когда он одновременно должен учитывать множество условий как экстралингвистических, так и лингвистических) ошибочно выбирает лексему, дифференцирующий компонент значения которой не соответствует данной ситуации высказывания.
Речевая ошибка, возникающая в результате, называется смешение слов, относящихся к одной понятийной области, в результате неверной актуализации дифференцирующего компонента значения.
Проанализируем предложение, в котором говорящий нарушил точность, ошибочно выбрав слово с неверной актуализацией дифференцирующей семы.
В.Путин так отозвался о ликвидации руководителя бандформирований Ш.Басаева: Есть люди, достойные такого возмездия. Это слишком мало для него – быть просто уничтоженным. Представляется, что слово достойный употреблено говорящим неточно: невозможно быть достойным возмездия, поскольку лексема достоин при реализации синтагматических отношений требует лексемы с положительным компонентом значения. Следовало сказать заслуживает такого возмездия.
§ 17. Точность и логичность речи
В системе «речь – мышление» точной называют такую речь, в которой значения слов, её составляющих, адекватно соотнесены с содержанием и объёмами выражаемых понятий. В системе «речь – действительность» речь считают точной, если между значением слова и его предметной соотнесённостью достигнуто полное соответствие. Точность издавна осознаётся как одно из главных достоинств речи, так как характеризует речь именно со стороны содержания.
Точности речи способствуют:
а) знание предмета речи. Поверхностное, неглубокое, приблизительное знание ведёт к фактическим неточностям, недостоверности речи. Все накопленные знания, общая грамотность, эрудиция, выработанная привычка всесторонне рассматривать предмет речи, тщательно обдумывать то, о чём собираешься говорить, служат точности речи;
б) знание языковой системы, в первую очередь владение лексическим богатством, знание языковых значений слов, а также понятий, связанных с этими значениями;
в) прочные речевые навыки, позволяющие говорящему без труда выбирать нужные слова.
Именно пренебрежение этими требованиями приводит к неточности речи, к искажению смысла, более того – к возникновению комического эффекта, вовсе не предусмотренного автором. Вот только некоторые ошибки из сочинений абитуриентов: «Менделеев придумал и записал периодическую систему элементов». «Чичиков в своём роде зачаток капитализма». «Сталину удалось затмить глаза народа». «Ярким представителем этого болота является Дикой».
Точность связана не только с выбором слов, но и с их сочетанием, расположением во всей фразе. Часто нас подводят личные местоимения, неожиданно соотнесённые совсем с другим словом: «Девушки вносили деньги в общую кассу, а потом они отдавались всем нуждающимся» (из сочинения абитуриента).
Особенно внимательно следует относиться к паронимам – словам, имеющим сходство в звучании и частично совпадающим в морфемном составе: чужой – чуждый, гордость – гордыня, деловитый – дельный, освоить – усвоить и т.п. Так, можно освоить станок, профессию, землю, край, целину, но моду, взгляды, обычаи, привычки можно только усвоить, как и витамины.
Вместе с тем хорошее знание возможностей языка позволяет говорящему добиваться точности за счёт необычного употребления значений слов, обыгрывания многозначности: «Наша новая (т.е. вновь избранная, не прежняя) власть не такая уж и новая (т.е. молодая, не старая): та же некомпетентность, те же бюрократические привычки».
Явление омонимии (звукового совпадения двух или более языковых единиц) может использоваться в целях создания комического эффекта: «В Варшаве на Ратушной площади стоит бочка, на ней надпись: «Посол Советского Союза» (из телепередачи «Клуб весёлых и находчивых»).
Точность слова связана с точностью мысли, с умением воплощать мысль в слове, с логикой рассуждения. Точность и логичность речи как бы две стороны одной медали – нашего умения осмысливать действительность, рассматривать предметы и явления во всём многообразии различных аспектов, выделять существенные стороны явлений. Нарушение законов логики ведёт к искажению содержания, препятствует взаимопониманию, а нередко приводит к прямо противоположному эффекту, конфузу вместо высокой патетики: «Маяковский давно мечтал написать поэму о Ленине. Наконец его мечта сбылась – Ленин умер» (из сочинения абитуриента).
Риторика и логика изначально связаны, знание законов логики необходимо любому говорящему, тем более оратору, поэтому считаем целесообразным напомнить четыре основных логических закона.
1.Закон тождества очень прост: всякая мысль в правильном мышлении на протяжении всего рассуждения формулируется точно, однозначно, она не подменяется другой мыслью. Этот закон требует от говорящего оставаться в пределах одного и того же предмета речи, строить свою речь так, чтобы избежать двусмысленности. Ранее приведённый пример о мечте Маяковского демонстрирует как раз нарушение закона тождества.
2. Закон противоречия утверждает: два несовместимых суждения об одном и том же предмете в одном и том же отношении в одно и то же время не могут быть вместе истинными. Согласно этому закону не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что — то утверждает о предмете, а другое это же отрицает. Например, Собакевич, характеризуя чиновников губернского города, отзывается о прокуроре так: «Один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья». Герой «Мёртвых душ» в своей речи нарушает закон противоречия.
3. Закон исключённого третьего касается только противоречивых мыслей: истинно либо утверждение, либо отрицание, третьего не дано. Например, «он успел на поезд», «он не успел на поезд».
4. Закон достаточного основания гласит: всякая истинная мысль должна быть обоснованной. Закон достаточного основания отражается в правилах аргументов, которые требуют, чтобы аргументы были достаточными, чтобы аргументы доказывались независимо от тезиса. Когда в сказке Киплинга «Маугли» обезьяны кричат: «Мы велики! Мы свободны! Мы достойны восхищения! Мы все так говорим, значит, это правда», они демонстрируют нарушение закона достаточного основания.
Законы логики часто нарушаются в силу неорганизованности мышления, плохого знания языка, смутного представления о связях и закономерностях явлений действительности. Найдите логические ошибки в примерах из сочинений абитуриентов: «Вместо нарядных юбок они надели военные гимнастёрки», «Давыдов руководит раскулачиванием и строительством колхозной конюшни», «Пьер был масоном, но везде видел лицемерие и ложь», «Он растолстел, а руки у него опустились», «прочное, хрустальное здание коммунизма».
Говорящий может намеренно нарушать законы логики для достижения определённых целей (для большей выразительности речи, для создания комического эффекта, для победы в споре). Так, своеобразный эффект дают алогизм (соединение несравнимых понятий: «Шёл дождь и два студента»), оксиморон (сочетание контрастных по значению слов: «горячий снег») и другие приёмы. В частности, даёт интересный результат неожиданный поворот в рассуждении, непривычный взгляд на знакомые вещи, то есть парадокс. На этом принципе часто строятся анекдоты. Например: «Меня укусила ваша собака, я требую компенсации!». «Ради бога! Я её сейчас подержу, а вы кусайте!».
Парадоксальность речевого высказывания, внешне нелогичного, позволяет вскрыть более глубокие связи и закономерности. Сатирику Михаилу Задорнову принадлежит замечательная фраза: «Россия – страна с непредсказуемым прошлым».
Требование точности и логичности касается и содержания, и формы речи. Плохо организованный текст затрудняет понимание смысла, с другой стороны, никакая форма не спасёт неточную, ошибочную, плохо обоснованную мысль. Законы мышления, законы логики проявляются в композиции текста, в общих психологических закономерностях восприятия и продуцирования речи. Говорящему необходимо заботиться о точности и логичности речи в целом, а не просто о логичности отдельных предложений и словосочетаний. При этом важно ориентироваться на слушателя – ведь это ему адресуется речь, ему должны быть понятны ваши слова.
1.Назовите качества речи. 2.Какая речь называется точной?Чем достигается точность речи?…
1) Качества речи
—точность,
— понятность,
— чистота речи,
— богатство и разнообразие,
— выразительность,
— правильность
2) Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.
Таким образом, точность речи определяется:
— знанием предмета,
— логикой мышления,
— умением выбирать нужные слова.
3) Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли.
4) Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию.
Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения.
Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.
Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.)