Проблема — Википедия
Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но неизвестно, как это сделать.
Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка.
Неверно поставленная проблема, или псевдопроблема, уводит в сторону от разрешения подлинных проблем.[1] В системологии алгоритм системно-организационной деятельности начинается с этапа «Проблема», который характеризуется как побуждающий фактор действия (недостаток или проявление чего-либо).
Сущность проблемы для человека такова, что требует анализа, оценки, формирования идеи, концепции для поиска ответа (решение проблемы) с проверкой и подтверждением в опыте.
Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения (со степенью неопределённости). Наличием неопределённости проблема отличается от задачи.
Совокупность возможных вопросов, взаимосвязанных объектом рассмотрения, называется проблематикой[источник не указан 331 день].
По системным уровням[править | править код]
По возможности прогноза[править | править код]
- плохо прогнозируемые, например, землетрясения или падение метеорита
- прогнозируемые, например, глобальное потепление
По сложности[править | править код]
- проблемы, решаемые через решение большого количества других проблем, например, нераспространение ядерного оружия
- проблемы, быстро решаемые, например, переход через улицу, купить продукты
Психологические проблемы[править | править код]
- Феноменологические
- Теоретические
- Методологические
- Историко-психологические
Наука есть деятельность человека по выявлению проблем незнания (производства знания), а соответственно контроля, прогнозирования, управления явлениями, процессами, событиями. Следует отличать научную деятельность от научного знания. Научной деятельностью занимаются исследователи, а воспроизводством и систематизацией знания занимаются учёные путём образования (обучения) [источник не указан 634 дня]. Подмена этих понятий есть проблема управления наукой. Задачи науки и образования различаются в производстве знания и производстве (воспроизводстве) образованных специалистов — учёных. Многие учёные-исследователи формируют школы, направления научно-практического характера.
Научная проблема — это осознание, формулирование концепции о незнании. Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно приступать к постановке задачи по её решению. При введении в культуру русского языка понятие «проблема» претерпело трансформацию. В западной культуре проблема — задача требующая решения. В русской культуре проблема — стратегический этап решения задачи, на идейно-концептуальном уровне, когда неявно множество условий, перечень которых может быть формализован и учтён в постановке задачи (перечень условий, параметров, краевые условия (предел значений) которых включены в условия задачи).
Чем сложнее объект рассмотрения (чем сложнее выбранная тема), тем больше неоднозначных, неопределённых вопросов (проблем) оно будет вмещать, и тем сложнее для формулирования задачи и для поиска решений будут проблемы, то есть проблематика научного произведения должна вмещать классификацию и расстановку приоритетов в направлении.
Проблема и проблематика не есть научное знание, но при формулировании дефиниций, тезауруса, идей, концепций выполняется основополагающая методология науки: описание, персонификация (поименование), классификация проблем, задач, направлений, объектов, что является постановочной частью (целеуказанием) для стратегии поисковых работ и практической проверке гипотез, концепций, идей.
Тема и проблема — явления исторически зависимые. Разные эпохи диктуют художникам разные темы и проблемы. Например, автора древнерусской поэмы XII века «Слово о полку Игореве» волновала тема княжеских междоусобиц, и он задавался вопросами: как же заставить русских князей перестать заботиться только о личной выгоде и враждовать друг с другом, как объединить разрозненные силы слабеющего киевского государства?
XVIII век предложил Тредиаковскому, Ломоносову и Державину задуматься о научных и культурных преобразованиях в государстве, о том, каким должен быть идеальный правитель, поставил в литературе проблемы гражданского долга и равенства всех граждан без исключения перед законом. Писатели-романтики интересовались тайнами жизни и смерти, проникали в темные закоулки человеческой души, решали проблемы зависимости человека от судьбы и неразгаданных демонических сил, взаимодействия человека талантливого и неординарного с бездушным и приземленным обществом обывателей.
XIX век с его ориентацией на литературу критического реализма обратил художников к новым темам и заставил размышлять над новыми проблемами:
- в литературу усилиями Пушкина и Гоголя вошёл «маленький человек», и возник вопрос о его месте в обществе и взаимоотношениях с «большими» людьми;
- важнейшей стала женская тема, а вместе с ней и так называемый общественный «женский вопрос»; много внимания этой теме уделяли А. Островский и Л. Толстой;
- тема дома и семьи обрела новое звучание, и Л. Толстой изучал природу связи воспитания и способности человека быть счастливым;
- неудачная крестьянская реформа и дальнейшие общественные потрясения пробудили пристальный интерес к крестьянству, и тема крестьянской жизни и судьбы, открытая Некрасовым, стала ведущей в литературе, а вместе с ней и вопрос: как сложится судьба русского крестьянства и всей великой России?
- трагические события истории и общественные настроения вызвали к жизни тему нигилизма и открыли новые грани в теме индивидуализма, которые получили дальнейшее развитие у Достоевского, Тургенева и Толстого в попытках разрешить вопросы: как предостеречь молодое поколение от трагических ошибок радикализма и агрессивной ненависти? Как примирить поколения «отцов» и «детей» в неспокойном и кровавом мире? Как сегодня понимать отношения между добром и злом и что понимать под тем и другим? Как в стремлении быть непохожим на других не потерять себя?
- Чернышевский обращается к теме общественного блага и спрашивает: «Что делать?», чтобы человек в российском обществе мог честно зарабатывать на безбедную жизнь и тем самым умножать общественное богатство? Как «обустроить» Россию к благополучной жизни? И т. д.
Иногда в искусстве настоящим прорывом становится именно поставленный автором вопрос — новый, неизвестный обществу ранее, но ныне животрепещущий, жизненно важный. Многие произведения для того и создаются, чтобы поставить проблему.
Проблема — это препятствие на пути к достижению поставленной цели.
Для решения проблемы требуется провести её анализ и учитывать в проекте как текущие условия, так и риски.
Проблемной называется ситуация, когда деятельность не реализуется принятыми ранее способами, и достижение результата деятельности в изменившихся условиях непрогнозируемо (затруднено или исключено).
Анализ проблемы должен формулироваться так, чтобы лицо, перед которым ставится проблема, могло оперативно принять решения. То есть должна быть видна коренная причина, а описание должно быть полным, непротиворечивым и достоверным, чтобы управляющий мог по реальным ресурсам и обстоятельствам скоординировать изменения в проекте с достижением конечного результата.
- ↑ Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1970—1978.
Проблема — это… Что такое Проблема?
Пробле́ма (др.-греч. προβλήμα) — в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка. Неверно поставленная проблема или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных проблем. [1] В системологии системогенез и/или алгоритм системно-организационной деятельности (СОД) начинается с этапа: «Проблема», который характеризуется как побуждающий фактор действия (недостаток или проявление чего либо). Итак, ПРОБЛЕМА — первопричина и условие системогенеза и/или первый этап СОД.
Сущность проблемы для человека такова, что требует анализа, оценки, формирования идеи, концепции для поиска ответа (решение проблемы) с проверкой и подтверждением опыта.
Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения (степень неопределённости). Неопределённостью проблема отличается от задачи. Проблема отличается от задачи тем, что для её решения не достаточно собственных ресурсов. Проблема решается с привлечением ресурсов со стороны.
Совокупность возможных вопросов, взаимосвязанных объектом рассмотрения, называется проблематикой.
по системным уровням
по возможности прогноза
- плохо прогнозируемые, например, землетрясения или падение метеорита
- прогнозируемые, например, глобальное потепление
по сложности
- проблемы решаемые через решение большого количества других проблем, например, нераспространение ядерного оружия
- проблемы быстро решаемые, например, переход через улицу
В науке
Наука есть деятельность человека по выявлению проблем незнания (производства знания), а соответственно контроля, прогнозирования, управления явлениями, процессами, событиями. Следует отличать научную деятельность от научного знания. Научной деятельностью занимаются исследователи, а воспроизводством и систематизацией знания занимаются учёные путём образования (обучения). Подмена этих понятий есть проблема управления наукой. Задачи науки и образования различаются в производстве знания и производстве (воспроизводстве) образованных специалистов — учёных. Многие учёные-исследователи формируют школы, направления научно-практического характера.
Научная проблема — это осознание, формулирование концепции о незнании. Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно приступать к постановке задачи по её решению. При введении в культуру русского языка понятие «проблема» претерпело трансформацию. В западной культуре проблема — задача требующая решения. В русской культуре проблема — стратегический этап решения задачи, на идейно-концептуальном уровне, когда неявно множество условий, перечень которых может быть формализован и учтён в постановке задачи (перечень условий, параметров, краевые условия (предел значений) которых включены в условия задачи).
Чем сложнее объект рассмотрения (чем сложнее выбранная тема), тем больше неоднозначных, неопределённых вопросов (проблем) оно будет вмещать, и тем сложнее для формулирования задачи и для поиска решений будут проблемы, то есть проблематика научного произведения должна вмещать классификацию и расстановку приоритетов в направлении.
Проблема и проблематика не есть научное знание, но при формулировании дефиниций, тезауруса, идей, концепций выполняется основополагающая методология науки: описание, персонификация (поименование), классификация проблем, задач, направлений, объектов, что является постановочной частью (целеуказанием) для стратегии поисковых работ и практической проверке гипотез, концепций, идей.
В литературе
Тема и проблема — явления исторически зависимые. Разные эпохи диктуют художникам разные темы и проблемы. Например, автора древнерусской поэмы XII века «Слово о полку Игореве» волновала тема княжеских междоусобиц, и он задавался вопросами: как же заставить русских князей перестать заботиться только о личной выгоде и враждовать друг с другом, как объединить разрозненные силы слабеющего киевского государства? XVIII век предложил Тредиаковскому, Ломоносову и Державину задуматься о научных и культурных преобразованиях в государстве, о том, каким должен быть идеальный правитель, поставил в литературе проблемы гражданского долга и равенства всех граждан без исключения перед законом. Писатели-романтики интересовались тайнами жизни и смерти, проникали в темные закоулки человеческой души, решали проблемы зависимости человека от судьбы и неразгаданных демонических сил, взаимодействия человека талантливого и неординарного с бездушным и приземленным обществом обывателей.
XIX век с его ориентацией на литературу критического реализма обратил художников к новым темам и заставил размышлять над новыми проблемами:
- в литературу усилиями Пушкина и Гоголя вошел «маленький» человек, и возник вопрос о его месте в обществе и взаимоотношениях с «большими» людьми;
- важнейшей стала женская тема, а вместе с ней и так называемый общественный «женский вопрос»; много внимания этой теме уделяли А. Островский и Л. Толстой;
- тема дома и семьи обрела новое звучание, и Л. Толстой изучал природу связи воспитания и способности человека быть счастливым;
- неудачная крестьянская реформа и дальнейшие общественные потрясения пробудили пристальный интерес к крестьянству, и тема крестьянской жизни и судьбы, открытая Некрасовым, стала ведущей в литературе, а вместе с ней и вопрос: как сложится судьба русского крестьянства и всей великой России?
- трагические события истории и общественные настроения вызвали к жизни тему нигилизма и открыли новые грани в теме индивидуализма, которые получили дальнейшее развитие у Достоевского, Тургенева и Толстого в попытках разрешить вопросы: как предостеречь молодое поколение от трагических ошибок радикализма и агрессивной ненависти? Как примирить поколения «отцов» и «детей» в неспокойном и кровавом мире? Как сегодня понимать отношения между добром и злом и что понимать под тем и другим? Как в стремлении быть непохожим на других не потерять себя?
- Чернышевский обращается к теме общественного блага и спрашивает: «Что делать?», чтобы человек в российском обществе мог честно зарабатывать на безбедную жизнь и тем самым умножать общественное богатство? Как «обустроить» Россию к благополучной жизни? И т. д.
Обратите внимание! Проблема — это вопрос, и формулироваться она должна преимущественно в вопросительной форме, тем более если формулировка проблем является задачей вашего сочинения или другой работы по литературе.
Иногда в искусстве настоящим прорывом становится именно поставленный автором вопрос — новый, неизвестный обществу ранее, но ныне животрепещущий, жизненно важный. Многие произведения для того и создаются, чтобы поставить проблему.
В бизнесе
Проблема это препятствие на пути к достижению поставленной цели.
Для решения проблемы требуется провести её анализ и учитывать в проекте как текущие условия, так и риски.
Проблемной называется ситуация, когда деятельность не реализуется принятыми ранее способами, и достижение результата деятельности в изменившихся условиях непрогнозируемо (затруднено или исключено).
Анализ проблемы должен формулироваться так, чтобы лицо, на которое адресуется проблема, могло оперативно принять решения. То есть должна быть видна корневая причина, а описание должно быть полным, непротиворечивым и достоверным, чтобы управляющий мог по реальным ресурсам и обстоятельствам скоординировать изменения в проекте с достижением конечного результата.
См. также
Примечания
- ↑ Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1970—1978.
в чем разница в задании 29 ЕГЭ по обществознанию
Идея и проблема высказывания: в чем разница в задании 29 ЕГЭ по обществознанию
Идея и проблема высказывания: в чем разница в задании 29 ЕГЭ по обществознанию
Всем пламенный приветище! На связи с Вами суровый уральский препод Андрей Пучков!
Недавно ко мне на почту пришло письмо от читателя сайта с просьбой объяснить в чем разница между проблемой и идеей. Ведь всем прекрасно известно, что теперь в сочинении надо раскрывать именно идею высказывания автора, а также связанные с нею аспекты.
Главное отличие и примеры
Сразу скажу, что проблему искать труднее, чем идею. Ведь проблема — это противоречивая ситуация в реальности, в которой есть противоречие между двумя и более элементами. Например: плохие дороги в России — это проблема? С научной точки зрения нет, потому что в формулировке нет второго элемента, который вступал в бы в противоречие с первым (плохие дороги).
А вот влияние качества дорог на уровень аварийности на дорогах — это уже проблема. Ведь в ней есть два элемента: качество дорог (плохие они или хорошие) и уровень аварийности (высокая она или низкая).
Таким образом ранее в задании 29 ЕГЭ по обществознанию надо было:
- Выделить два элемента в высказывании автора, которые могут вступать в противоречие
- Осмыслить связь между этими элементами: влияние, соотношение, взаимосвязь или пр.
А теперь ничего этого делать не нужно. Ведь идея — это просто мысль, заложенная в высказывании. Кстати, не рекомендую путать идею со смыслом цитаты.
Смысл цитаты — это ее содержание, о чем она говорит, а вот идея — это основная или ключевая мысль, которая в ней содержится.
Например:
«Лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое». (М. Монтень) — Политология
Смысл высказывания: целостность народа зависит от того, насколько хорошо государственное устройство
Идея высказывания: государственное устройство должно сохранить народ как целое
То есть смысл высказывания — это его пересказ Вашими (своими) словами. А идея — это мысль, которая содержится в высказывании. Идей может быть много , равно как и их аспектов.
Или еще пример:
«Личность может проявить свои таланты только тогда, когда она займёт необходимое для этого положение в обществе». (Г.В. Плеханов) — Социальные отношения
Смысл высказывания: личность может найти применение своим талантам только в обществе, благодаря тому, что займет положение в обществе
Идея высказывания: личность может реализоваться только в обществе, социуме, достигнув какого-то статуса; вне общества это невозможно
У Вас может сложиться впечатление, что смысл и идея — это одно и тоже. Но нет. Смысл можно получить, ответив на вопрос: «О чем высказывание, что я из него понял(а)?» А идея — это уже некая конкретная мысль, которая содержится в высказывании.
Таким образом, я думаю, вы поняли разницу между проблемой и идеей высказывания.
Кстати, если интересная моя проверенная временем расширенная методика написания сочинений по обществознанию, которую я даю на своих курсах подготовки, то она здесь:
Перейти к комплектам по подготовке к сочинению на ЕГЭ по обществознанию со скидкой 60 %=>>
Также Вы можете приобрести эти материалы по отдельности за полную стоимость:
Перейти к методике написания сочинений по обществознанию=>>
Также есть мои готовые планы сочинений по обществу=>>
Готовые шаблоны сочинений по обществу=>>
Поделитесь этой записью с друзьями в социальных сетях! Вопросы и свое мнение о материале пишите в комментариях!
С уважением, Андрей Пучков
чем отличается тема от основной мысли
те́ма 1) предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; 2) постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования; основная мысль – это главная мысль, лежащая в основе текста. Эта мысль — отношение автора к предмету речи (к изображаемому) , его оценка и понимание им предмета речи (оценка изображаемого) . То есть идея текста – это то, что хотел сказать автор этим текстом.
Если проще, то ТЕМА — о чём произведение, а ИДЕЯ — что хотел сказать автор, воспитательный момент.
тема это что говорится в тексте а идея это то что до нас хотел донести автор
те́ма 1) предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; 2) постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования; основная мысль – это главная мысль, лежащая в основе текста. Эта мысль — отношение автора к предмету речи (к изображаемому) , его оценка и понимание им предмета речи (оценка изображаемого) . То есть идея текста – это то, что хотел сказать автор этим текстом.
Тема и тема 2020
И термины тема и тема играют уникальную и независимую роль в письменной форме. Тема обычно относится к центральной идее или восприятию, переданному в письменной форме. Тема — предмет, который рассматривается или представляется в письменной форме. Темы играют роль объяснения того, что такое история, а темы объясняют причину, по которой она была написана в первую очередь. Эти два условия могут ввести в заблуждение, особенно для студентов, когда их учитель попросит написать эссе на основе определенной темы с определенной темой. Многие считают, что два термина должны использоваться взаимозаменяемо, но факт в том, что это две совершенно разные концепции, используемые в письменной форме.
Что такое тема?
Тема куска письма — это основной смысл или восприятие, переданное через используемые слова. Все формы письма (блоги, стихи, эссе) должны иметь тему. Темы далее подразделяются на два; второстепенные и основные темы. Оба типа могут быть включены в письмо. Темы не перечислены или не упомянуты авторами, читатель должен вывести темы. Тема может быть понята только после того, как вы прочитали всю работу.
Тема имеет два подразделения; концепцию и заявление. Концепция — это то, что является условным для читателей, в то время как заявление предусмотрено писателем. Темы отражают личные взгляды писателей, а также читателей, поскольку восприятие каждого человека определенной темы отличается от другого.
Содержание и основной предмет исполнения очень связаны с темой. Главное сообщение, которое автор хочет передать своей аудитории, тесно связано с его темой, а не с ее темой. Чтобы быть последовательными в том, что они пишут, большинство авторов выбирают конкретный жанр, чтобы собрать базу поклонников. Вот почему, когда большинство людей хотят понять, что такое романа, они не возвращаются к теме, они ищут тему романа, чтобы получить четкое представление о том, что автор хочет передать. Тема не ограничивается только текстом, она также может проявляться в таких вещах, как музыка и танцы.
Что такое тема?
Тема — это обсуждение в письме, в котором четко объясняется, о чем говорится в письме. Их легко определить, и авторы используют их для объяснения общей темы их письменного материала. Тема хорошо изложена в начале любого академического сценария. Без четко сформулированной темы трудно понять, о чем говорит фрагмент письма. Хорошая тема помогает писателю объединить свои мысли и, следовательно, помочь ему создать хорошо написанную и организованную работу. Тема определенная, и она разъясняет основную направленность книги или любой научной статьи.
Для того, чтобы придумать хорошую тему, каждый писатель должен обеспечить, чтобы они придумали что-то интересное и актуальное для их целевой аудитории. Их избранная тема должна быть своевременной и значимой. Если автор решает написать убедительный сценарий, то их тема должна быть несколько спорным. Темы должны быть тщательно изучены, чтобы не вводить в заблуждение читателей.
чем отличаются тема от тематики, проблема от проблематики.
Масштабом тема — узкое направление, тематика — комплекс взаимосвязанных тем проблема — задача, на которую мы пока не знаем ответа проблематика — комплекс взаимосвязанных проблем
На то и расчёт.
ПРОБЛЕМА — 1.Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. 2. (перен.) О том, что трудно разрешить, осуществить. ПРОБЛЕМАТИКА — совокупность проблем.
Тема — это предмет описания, повествования. То, о чем рассказывается. Например, тема природы. Тематика — это совокупность тем (тема любви, тема отцов и детей и т. д.). Проблема — это вопрос, который задаёт автор ( например, как влияет природа на человека). Ответ на вопрос — это идея (главная мысль). Проблематика — совокупность проблем ( нравственные проблемы, социальные и т. д.)
Проблема исследования ℹ️ формулировки, этапы постановки проблематики, определение и обоснование целей проекта, виды, анализ, примеры работ с решением
В основе каждой проблемы исследования (ПИ) лежит противоречие, и в абсолютном большинстве случаев сам предмет отождествляется с вопросом, на самом деле не являясь произвольной составляющей, а имея прямое отношение к результатам, которые удается получить во время практических занятий и изучения теоретического курса. Проще говоря, она всегда возникает не на пустом месте, а лишь тогда, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно, в то время как новые данные еще не обрели четкой формулировки и понимания.
Главные вопросы
Раздумывая над тем, как сформулировать проблему исследования, необходимо отталкиваться от вопросов, которые возникают при первом ознакомлении с материалом. Важно понимать, что от их правильной постановки напрямую зависит формулировка самой проблемы, поэтому преодоление этого этапа является залогом успеха. Обычно в процессе работы используются следующие вопросы:
- Что не так?
- Почему что-то не так?
- Каков будет результат, если сделать так, как нужно или не нужно?
- Что необходимо изучить из того, что не рассматривалось ранее?
Естественно, приведенные вопросы носят общий характер. На практике они могут существенно отличаться, но сама суть их постановки обретает более понятный смысл. Между тем правильная формулировка такого обращения является лишь одной из нескольких составляющих, которые способствуют максимально точному определению проблемы научного исследования.
Важно провести полный анализ имеющегося материала и целей, которые стоят на повестке дня. Это необходимо для точного определения того, что уже было изучено, а также что придется изучать для полного раскрытия темы и ее сути. Справиться с поставленной задачей поможет следующая универсальная инструкция:
- Прежде всего нужно уяснить, что ПИ — логическое завершение анализа и описания темы или предмета исследования, по итогам чего человек, проделавший работу, приводит обоснование того, почему его труд не мог быть реализован без решения этой проблемы. Стоит помнить, что ПИ всегда возникает на своеобразном рубеже между уже обретенными знаниями и неизведанным, интерес к которым неизбежно проявляет себя по мере устаревания имеющейся базы. Кроме того, нередки ситуации, когда проблема уже была решена теоретически, но так и не получила своей практической реализации. Этот случай также может быть использован для предметного изучения со всеми сопутствующими выводами и обоснованиями.
- Выработка дальнейшей стратегии исследования напрямую зависит от правильности постановки проблемы исследования. Имеются в виду пути, с помощью которых можно будет реализовать уже имеющееся научное знание или сформировать другие теории и формулировки, проводя неизвестные раньше варианты исследования. В этом смысле от автора требуется научиться отделять главное от второстепенного, разграничивая уже изученный предмет от того, что требуется и еще предстоит изучить.
- В основе каждого научного проекта лежит ПИ, постановка которой является одной из самых важных и сложных задач. Так, для определения проблемы и ее целей рекомендуется в первую очередь привести все необходимые доводы, обосновывающие ее реальность, а также установить устойчивую взаимосвязь с другими ПИ при условии, что они являются актуальными.
- Чтобы правильно оценить ПИ, необходимо обозначить все существующие способы ее решения с акцентом на наиболее актуальные методики и приемы. Если же автору удастся выявить аналогичный или максимально приближенный способ решения, то это только поможет сузить исследуемую область.
- Для правильного построения ПИ приходится по максимуму сужать область предметного изучения, руководствуясь всеми актуальными потребностями и возможностями исследовательского процесса. Если автору удастся четко отделить уже исследованный материал от того, который только предстоит исследовать, то и с определением сути проблемы у него не должно возникнуть никаких сложностей.
Примечательно, что в плане проведения исследовательского процесса проблема методологии может определяться как до обоснования собственной актуальности, так и после нее. Актуальность нередко определяется как некий результат изучения основной проблемы процесса исследования.
В таких ситуациях наиболее уместным будет вопрос: «Почему именно сейчас стоит изучить конкретную проблему?».
Нужно отметить, что чем сложнее область исследования, тем труднее будет сформулировать суть ПИ. К примеру, в студенческой курсовой она может быть представлена в виде вопроса о приемлемых решениях и их поиске, тогда как в научной диссертации возможным становится ее представление в качестве вывода, задачи или практического решения.
Цели и виды исследования
Обязательной частью любой работы является преследуемая цель, определить которую можно как в начале пути, так и в процессе. Само понятие подразумевает получение конкретного результата, который является логическим завершением проделанной работы. Специалисты выделяют следующие виды исследовательских проблем:
- Определение не изученных ранее характеристик конкретных явлений.
- Поиск существующих взаимосвязей между определенными явлениями.
- Изучение развития этих процессов.
- Выявление и подробное описание нового явления.
- Обобщение установленных и определение новых закономерностей.
- Создание новых классификаций на базе установленных характеристик и процессов или каких-то отдельных явлений.
Особого внимания заслуживает и формулировка самой задачи, получить представление о которой можно посредством выбора определенных средств для достижения поставленной цели. Если проще, речь идет о выборе оптимальных путей, направленных на решение проблемного вопроса, полностью соответствующих выдвинутой гипотезе. Формулировать подобные задачи проще всего в виде своеобразного утверждения, направленного на достижение всех поставленных целей.
При перечислении актуальных задач рекомендуется идти по восходящей, начиная с самых простых и заканчивая наиболее сложными.
Что касается их количества, то именно от них зависит глубина исследования и, как следствие, самого процесса познания. В то же время ПИ должна соответствовать таким современным требованиям и критериям, как объективность и значимость. В первом случае причина возникновения вопроса кроется в объективных факторах, тогда как во втором она будет обоснованной каким-то теоретическим или прикладным значением для научного процесса в целом.
Анализ и противоречия
Так как в основе любой ПИ лежит противоречие, то обязательной становится его формулировка, которая должна быть четкой и максимально отражающей суть вопроса. В качестве наглядного примера можно привести следующие обозначения тем: «Особенности раннего речевого развития», «Комплексная коррекция дизартрии», «Изучение основ речевой этики». От правильности формулировки зависит понятие сути исследовательского процесса, именно поэтому они практически полностью совпадают.
Кроме того, существует такое определение, как степень научной разработанности темы, являющейся обязательным элементом введения любого проекта. Главная цель разработки, как правило, заключается в отражении кругозора соискателя, формировании определенного исследовательского круга, состоящего из предшественников соискателя в конкретном направлении, а также выявлении целей и вопросов, которые не были изучены ранее.
Еще одно предназначение степени разработанности темы сводится к определению места научной работы в определенной исследовательской области. То есть фактически речь идет об обозначении пробелов в уже существующих знаниях, которые нуждаются в восполнении. Именно они определяют основные задачи и цели проекта.
Анализ, который активно используется для обнаружения главной проблематики, помогает получать новые знания в исследуемой области или системе. Кроме того, проведение глубокой аналитической деятельности позволяет избежать повторов, которые являются крайне нежелательными из-за внесения своеобразной путаницы в процесс исследования. Для проведения максимально продуктивного анализа рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий:
- Прежде всего проводится анализ актуальности темы, для чего оценивается ее теоретическое и практическое значение.
- Далее исследуют точность и достоверность всех приведенных данных, отталкиваясь от объективности исследуемого материала.
- Еще раз вычитывается весь текст научной работы с обязательным акцентом на изложение научной теории. Обычно сначала приводятся определенные факты, и только потом начинают обозначаться новые доводы, основанные на результатах проведенных ранее авторских исследований и экспериментов. Автор должен увязать между собой как уже известные науке данные, так и новую информацию, создав своеобразный эмпирический переход от старого к неизведанному.
Если в работе используются цитаты других авторов и ссылки на научные источники, то обязательно нужно убедиться в точности их передачи и уместности применения в проекте. Обязательной проверке на достоверность подлежат все размещаемые статистические данные и расчеты.
Примеры составления формулировки
Условно формат описания ПИ можно разбить на три основные части: идеал, реальность и возможные последствия. Первая часть должна описывать некую идеальную ситуацию, которая должна быть, вторая — сложившиеся в реальности условия, препятствующие реализации конкретных целей, с четким обозначением степени несоответствия, тогда как третья наглядно демонстрирует оптимальные способы решения. Для примера можно привести следующую жизненную ситуацию:
- Для полноценного развития детей дошкольного возраста в детских садах необходимо иметь определенное оборудование, а также просторные залы для проведения мероприятий.
- Из 30 ДОУ города Н. только 18 удовлетворяют этим требованиям, тогда как оставшиеся 12 нуждаются в модернизации (ремонте актовых залов, обновлении инвентаря и частично имеющейся мебели, в том числе столов, стульев и игровых комплексов).
- В исследовательской работе проводится анализ имеющихся данных и предлагаются все возможные способы улучшения ситуации или полного решения существующей проблемы. В этом случае могут быть приведены такие методы, как обновление ДОУ за счет городских средств, поиск спонсорской помощи, проведение капитального ремонта с привлечением сторонних сил, приобретение бывших в употреблении предметов мебели и инвентаря и т. д.
То есть изначально описываются идеальные условия, которые являются общепринятой нормой, на втором этапе обозначается, что именно не дает их обеспечить, а после этого производится увязка между первой и второй частью с обязательным использованием противоречащих союзов «но» и «однако».
Максимальная детализация несоответствия реальных условий требуемым усиливает целесообразность проводимого исследования и поиски вариантов улучшения сложившихся обстоятельств.
Таким способом можно обосновать не только необходимость проведения ремонта в детском саду, но и по-настоящему глобальные вопросы типа индустриализации отдельных государств, поиска новой вакцины против опасной эпидемии, модернизации градообразующих предприятий, введения новых методик для коррекции отклонений физического развития и т. д.