Конспект урока по математике на тему «Чётные и нечётные числа в пределах 20»
Конспект урока по математике для учеников 1 «В» класса МБОУ СОШ №1 проведенный студенткой 2 «А» уск. курса ГБПОУ РО «КонстПК» специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Патриной Татьяной Александровной
Дата: 19.01.17
Класс: 1 «В»
Тема: «Четные и нечетные числа в пределах 20».
Цель: учить увеличивать и уменьшать числа второго десятка на 2 с опорой на последовательность чисел в числовом ряду;
Задачи:
1.Учить считать в прямом и обратном порядке, числовыми группами по 2 до 20, узнавать четные и нечетные числа; познакомить с правилом четных и нечетных чисел.
2.Совершенствовать умения выполнять сложение и вычитание однозначных чисел, записывать суммы по рисунку.
3. Воспитывать любовь к уроку математики.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Умение организовывать свое рабочее места под руководством учителя;
Умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Метапредметные результаты:
Учащиеся совершенствуют умения:
Учить оценивать и точно излагать полученную информацию, участвовать в диалоге;
Выполнять роль в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию.
Личностные результаты:
Осознают значимость уважительных отношений между людьми;
Уметь выполнять самооценку
Получат возможность развить эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: презентация, телевизор, учебник «Математика» УМК «Планета знаний»
Технологическая карта урока
1.Приветствие, знакомство;2.Самоопределение к деятельности.
Регулятивные: Организация рабочего места под руководством учителя.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
— Вот и начался урок! Математика нас ждёт! Здравствуйте! Тихо, но быстро садитесь. Сегодня урок проведу у вас я, меня зовут Татьяна Александровна.
Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке, создание психологического климата.
2 мин
Слайд 1
Устный счёт
— Урок начнем с устного счета.
10 мин
1.Состав числа 10
— Посмотрите на слайд. Назовите состав числа 10.
10-это 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5, 6 и 4, 7 и 3, 8 и 2, 9 и 1.
3 мин
Слайд 2
2. Решение задачи в стихах.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
— Переходим к следующему заданию.
-Решим задачу в стихах.
«Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицы: —
Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек; по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!»
-Так сколько рукавичек дарит бабушка внукам?
— Сколько дарит бабушка одному внуку?
-Как по-другому это можно сказать?
-Сколько это пар?
-Если одному внуку бабушка дарит 2 рукавицы, то есть одну пару, сколько пар рукавичек подарит бабушка трем внукам?
-Молодцы! Вы справились с эти трудным заданием.
Отвечают на вопрос задачи
6 рукавичек
2 рукавицы
одна пара
3 пары3 мин
Слайд 3
3. Работа с числовым рядом
4. Решение задач.
— Посмотрите на экране ряды чисел.
— 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…
-9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
-Сравните эти ряды, что вы заметили?
-Чем они отличаются?
-Продолжите первый ряд чисел до 20.
-Молодцы!
-Назовите соседей числа 10, 16, 19, 7
Теперь выполним следующее задание.
-Решим задачи.
а)«На первой тарелке лежало 3 груши ,а на второй 5 груш. Сколько всего груш лежало на 2 тарелках?»
-Сколько лежит груш на первой тарелке?
-Сколько лежит груш на второй тарелке?
-Как узнать сколько всего груш лежит на 2 тарелках?
-Какой ответ задачи?
Ответ: 8 груш.
б)-Переходим к следующей задаче.
Послушайте внимательно!
«Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?»
-Ребята в математике есть такие задачи, которые направлены на развитие логического мышления и внимания, то есть они называются логические задачи.
Числа расположены в прямом и обратном порядке
9,1
9 и 11, 15 и 17, 18 и 20, 6 и 8.
3 груши
5 груш
3+5=8
8 груш
(Нисколько. На дубе яблоки не растут.)
Слайд№4
Слайд№5
5. Итог устного счета
—На устном счете хорошо работали…
-Все остальные включайтесь в активную работу класса.
1 мин
Сообщение темы и целей урока
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
— Тема нашего урока «Четные и нечетные числа в пределах 20». Закрепим знания о четных и нечетных числах в пределах 20.
-Цель нашего урока : научиться узнавать четные и нечетные числа, познакомиться с правилом четных и нечетных чисел, а также учиться увеличивать и уменьшать числа второго десятка.
1 мин
Изучение нового материала
1.Объяснение материала
2. Выполнение устного задания № 1
Коммуникативные: уметь оформлять свои
мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
-Вы наверное слышали такое понятие, как семейная чета, то есть –пара. Муж и жена. Сколько их?
-Чета –это двое.
-В математике есть четные числа, которые считаются парами.
-Назовите четные числа…
-А есть также нечетные числа, у которых нет пары.
-Назовите нечётные числа…
— Откройте учебники на странице 18. Найдите упражнение 1.
-Назовите четные числа ,если вы затрудняетесь, посмотрите в числовой ряд.
-Как они расположены в числовом ряду?
-Назовите нечетные числа.
-Как они расположены в числовом ряду?
двое
2,4,6,8,10
1,3,5,7,9
2,4,6,,8,9,10,12,14,16,18,20
(Через одно)
1,3,5,7,9,11,13,15,17,19
(Тоже через одно)
5 мин
Слайд №6
2.Выполнение упражнения 2. Знакомство с правилом.
Регулятивные: умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
-Найдите задание 2.
— Рассмотрите внимательно рисунок.
-Назовите числа, которые здесь записаны.
-Посмотрите на первый рисунок.
-Как соединены кружки?
-Каждый кружок имеет пару?
-Сколько здесь кружков?
-Если каждый из десяти кружок имеет пару, значит каким является число 10?
-Почему?
-По второму рисунку определите каким является число 11, чётным или нечётным?
-Почему?
-Определяем следующее число по рисунку. Кто сможет сам объяснить?
-(Аналогично с числом 13 и 14)
-Ребята, запомните!
Вывод: Числа в записи, которых последняя цифра 0, 2,4,6,8-называются четными.
-Повторим хором.
-Числа в записи, которых последняя цифра 1,3,5,7 или 9- называются нечетные.
-Повторим хором.
-Поднимите руку, кто готов повторить самостоятельно это правило.
-Правильно. Молодцы!
(10,11,12,13,14)
10,12,14 четные
11,13 нечетные
Парами
Да, каждый
10
Четное
имеет пару
нечетное
не каждый кружок имеет пару
5 мин
Слайд№7
Динамическая пауза
Ребята, теперь немного отдохнем. Все вышли из – за парт и повторяем движения за мной:
По ровненькой дорожке,
Дети идут шагом,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам,
прыгают на двух ногах,
По камешкам, по камешкам…
В яму — бух!
приседают на корточки
Выполняют движения за учителем
1 мин
Слайд 8
3. Выполнение упражнения 4
Коммуникативные:
Оформлять свои
мысли в устной и письменной речи
-Найдите задание 4, поставьте пальчик.
— Вам необходимо увеличить и уменьшить числа на 2.
-Найдите первый столбик его мы выполним устно, а остальные письменно.
-Прочитайте и решите первое выражение.
-Как решить, иди к числовому ряду и объясняй решение? (показ указкой учителя на числовом ряду: «Шагаем вперед по числовому ряду десять плюс один и еще один»)
10+2=12
10-2=8
-Теперь отложите учебник выше, а перед собой положите рабочую тетрадь, откройте ее. Запишите с новой строки, от начала строки запишите выражение 11+2=13 (показ учителя на доске)
-Сколько будет 11-2=9 11-1-1=9
-Как мы узнали? 11+1+1=13
11+2=13 15+2=17
11-2=9 15-2=13
12+2=14 18+2=20
12-2=10 18-2=16
-Что значит увеличить на 2?
-Что значит уменьшить на 2?
12,8
(запись детьми в тетради)
11+2=13
11-2=9
12+2=14
12-2=10
15+2=17
15-2=13
18+2=20
18-2=16
прибавить 2;
вычесть 2
3 мин
Слайд№9,10
4. Выполнение задания 5.
5.Выполнение задания №6.
6. Выполнение задания №8.
Коммуникативные:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
-Молодцы. Теперь выполним задание 5 (устно).
-В полной коробке 10 лампочек. Сколько лампочек на каждом рисунке?
-Сколько лампочек на первом рисунке?
-Добавим ещё 2 лампочки. Сколько стало?
-А если бы убрали 2 лампочки?
-Сколько осталось бы?
-Сколько лампочек на втором рисунке?
-Добавим ещё 2 лампочки. Сколько стало?
-А если бы убрали 2 лампочки?
-Сколько осталось бы?
-Сколько лампочек на третьем рисунке?
— Добавим ещё 2 лампочки. Сколько стало?
-А если бы убрали 2 лампочки?
-Сколько осталось бы?
-Продолжим тренироваться в вычислениях. Найдите на странице 19,задание 6. Поставьте пальчик на первое выражение в первом столбике.
-Прочитайте первое выражение.
-Сколько будет 3+3 =6 (так выполняется 1 столбик.)
-Найдите второй столбик.
-Прочитайте первое выражение .
-Запишите в тетради на новой строчке первое выражение второго столбика.
3+3=6 4+4=8 4+5=9
6-3=3 8-4=4 9-4=5
6-4=2 8-5=3 9-5=4 6-5=1 8 -6=2 9 -6=3
5+5=10
10-5=5
10-6=4
10-7=3
-Найдите на этой же странице задание 8.
-Рассмотрите внимательно фигуры.
-Нам необходимо разделить каждую фигуру отрезком на две одинаковые части.»
-Как можно провести отрезок, чтобы разделить фигуру на две одинаковые части?
-Ребята, чтобы разделить фигуру на 2 одинаковые части необходимо провести ось симметрии.
-Ось симметрии –это середина тела, которая делит его на две части, и отображение одной части даёт другую часть.
-Перегнув фигуру по оси симметрии одна часть точно наложится на другую такую же часть.
-Как ещё можно в этой фигуре провести ось симметрии?
-Выйди и покажи.
-Молодец!
-Мысленно перегните фигуру по оси симметрии и вы убедитесь, что части фигуры совпадают.
-Посмотрите на вторую фигуру.
-Как здесь можно провести ось симметрии?
— Проведем вертикальную и горизонтальную ось симметрии на второй фигуре.
-Посмотрите внимательно на третью фигуру.
-Можно ли здесь провести ось симметрии?
-Почему?
-Такая фигура является не симметричной.
-Рассмотрите четвертую фигуру.
-Как здесь можно провести ось симметрии?
-По-другому ,можно провести ось симметрии?
-Правильно! В этой фигуре можно провести одну ось симметрии.
-Какая же фигура оказалась не симметричной?
(15, 17, 16)
15
(15+2=17;15-2=13;
16
16+2=18, 16-2=14)
17
(17+2=19; 17-2=15; )
6
Запись детей в тетради
6-5=1
4+4=8
8-4=4
8-5=3
8-6=2
5+5=10
10-5=5
10-6=4
10-7=3
4+5=9
9-4=5
9-5=4
9-6=3
Вертикально сверху вниз
горизонтально
Горизонтально и вертикально
Нет
Детали и части фигуры не совпадают
Только вертикально
Нет
третья
5 мин
Слайд№11,12
Слайд№13
Итог урока
1. Рефлексия
Регулятивные: оценка результатов работы
Личностные: умение выполнять самооценку.
— Ребята, наш урок подошел к концу
-С какими числами сегодня познакомились на уроке?
-Какие числа называют четные?
-А какие числа нечётные?
— Сегодня на уроке активно работали……….(фамилии детей)
— Давайте оценим свою работу на уроке. Я фразу начинаю, а вы продолжаете.
1. На уроке я работал …
2. Какие задания вызвали у вас затруднения?
Молодцы! Спасибо за урок. До свидания.
Четные и нечетные
Имеют пару
Не имеют пары
Оценивают свою работу на уроке.
5 мин
Слайд 14
Учитель________________________Тарахтиева Н.П.
Методист___________________________Елжова В.Н
Урок математики . Тема: «Четные и нечетные числа».
Заполни таблицу.
Найди периметр фигур.8см
2см 3см 6см
3см
Реши задачу.
Бабушка связала внукам 4 пары варежек. Сколько варежек связала бабушка?
Сколько варежек на правую руку? На левую?
III. Знакомство с новым материалом.
— Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданиями. Для колобка эти задания оказались совсем не трудными. Он справился с ними так же быстро, как и вы. Подумали дед и бабка и решили отпустить Колобка. Пускай погуляет по белу свету, наберется ума-разума. Попрощался Колобок со стариками и покатился по тропинке. Катится он по лесу, а навстречу ему Заяц. (на доске появляется картинка с изображением Зайца).
–Я тебя съем,- говорит Заяц.
–Не ешь меня,-отвечает Колобок. Я тебе пригожусь. Ведь я не обыкновенный Колобок, а математический. Заяц решил проверить, правду ли говорит ему Колобок, и предложил выяснить что такое «четные и нечетные числа».
— Итак, тема нашего урока: «Четные и нечетные числа».
— На доске числа от 1 до 10, разделите их на две группы: числа, которые делятся на 2 и числа, которые не делятся на 2.
— Прочитайте, числа первой группы. Эти числа делятся на 2 без остатка, они четные.
— Прочитайте, числа второй группы. Эти числа не делятся на 2, они нечетные.
— Прочитайте четные числа. Продолжите ряд четных чисел.
— Прочитайте нечетные числа. Продолжите ряд нечетных чисел.
— Посмотрите вокруг в классе, чего у нас четное количество? А чего нечетное?
— В нашем классе 28 человек. 28 это какое число?
— Назовите номер нашего кабинета. Это четное число?
— Какие кабинеты на нашем этаже будут иметь четные номера?
— Где еще в жизни мы встречаемся с четными и нечетными числами?
— Молодцы, ребята! И Колобок справился с этим заданием легко. Выполнил Колобок задание Зайца и стали они в «догонялки» играть. Пока они играют мы тоже отдохнем.
IV. Физпауза.
V. Закрепление пройденного материала.
— Вдоволь наигрались сказочные герои, по-дружески распрощались и отправился Колобок дальше. Катится он по тропинке, а навстречу ему Волк. (на доске картинка Волка) Идет Волк и плачет.
-Что с тобой приключилось? – спрашивает Колобок.
— Да вот с заданием не могу справиться.
— Это дело поправимо. Я ведь не простой Колобок, а математический.
Работа по учебнику.
Долго Волк благодарил Колобка за оказанную помощь. Распрощались они и покатился Колобок дальше. Катится Колобок, а навстречу ему Лиса. (на доске картинка Лисы)
— Слыхала я, что не простой ты, Колобок, а математический, с любым заданием справляешься, -говорит Лиса. – Но мое задание ты выполнить не сможешь, и я тебя съем!!!
— Это мы еще посмотрим! А если я с заданием на справлюсь меня ребята выручат.
— Ребята, выручим Колобка? Выполним задания Лисы?
Решение задач.
Поняла Лиса, что съесть ей Колобка не удастся, вильнула хвостом и убежала. Колобок поблагодарил ребят и покатился дальше.
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.
Урок математики во 2-м классе «Четные и нечетные числа»
Цели:
- Познакомить с понятием «чётные», «нечётные» числа.
- Отрабатывать знание таблиц «Умножения 2-х и Деление на 2».
Оборудование:
- Индивидуальные доски.
- Цифры от 1 до 10.
- «Чётные», «нечётные», «числа».
- Задание для работы в парах:
- (78-38)+(94-82)=
- 34+(99-66)-50=
Этапы урока:
- Банк знаний;
- Открытие темы;
- Знатоки;
- Всезнайки;
- Итог урока.
Ход урока
I. Орг. момент:
Прозвенел звонок весёлый,
вы урок начать готовы?
Будем думать, вычислять
и заданья выполнять.
II. Активизация опорных знаний:
– На 1-ом этапе мы отправляемся с вами в банк наших знаний. Как вы думаете, что мы будем делать на этом этапе?
1 задание. Арифметический диктант.
*Дети показывают результат на индивидуальных досках, цифры выставляются на доске.
- Чему равна разность чисел, записанных в треугольниках?
- Найди частное чисел, записанных в квадратах.
- На сколько единиц число 43 больше, чем 40?
- Вычтите числа, записанные в квадратах.
- Чему равна разность чисел, записанных в прямоугольниках?
- Найди произведение чисел, записанных в треугольниках.
- Чему равно произведение чисел, записанных в кругах?
- Найди сумму чисел, записанных в кругах.
- Вычти из самого большого двузначного числа 9 десятков.
- 1-е слагаемое – 0, 2-е слагаемое – 10.Чему равна сумма?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Открыватели.
– Посмотрите на числовой ряд, который у вас получился. На какие 2 группы можете разбить все эти числа?
– Кто знает, как называются числа, которые делятся на 2? А числа, которые не делятся на 2?
– Какая тема урока?
– А знакомились ли мы с этой темой ранее?
– Сформулируйте цель урока.
– Прослушайте математическую сказку.
Математическая сказка
Однажды в королевстве Математика произошла удивительная история. Числа, которые жили в этом королевстве, были очень дружные. Они часто ходили в гости друг к другу, собирались вместе и придумывали различные игры. Один раз они решили поиграть в такую игру: каждое число должно было разделиться на 2. Но в итоге все числа переругались и даже стали жить на разных сторонах улиц.
– Как вы думаете, что же произошло? (Не все числа делятся на 2)
– Верно, с тех пор, те числа, которые смогли разделиться на 2, стали жить на одной стороне улицы, а те, что не смогли разделиться на 2, стали жить на другой стороне.
– Давайте вместе попробуем расселить наши числа.
(На доске дома, дети разносят карточки с числами по улицам.)
- 2, 4, 6, 8, 10
- 1, 3, 5, 7, 9
- – Улица, на которой живут числа 2, 4, 6, 8, 10, которые смогли разделиться на 2, стала называться – ЧЁТНАЯ, а числа – чётными.
- – Улица, на которой живут числа 1, 3, 5, 7, 9, которые не смогли разделиться на 2, стала называться – НЕЧЁТНАЯ, а числа – нечётными.
– Сегодня на уроке мы познакомимся поближе с чётными и нечётными числами, а также повторим уже изученный материал.
– И в наше время для удобства нумерацию домов располагают в определённом порядке: чётные числа — на одной стороне улицы, а нечётные –на другой.
*Работа в парах по У.с.66 Правило(1)
– Как вы оцениваете своё понимание этой темы?
Физминутка «Чётные, нечётные».
III. Закрепление.
2 задание.
– А можем ли мы продолжить этот числовой ряд?
(да, т.к. натуральный ряд чисел бесконечен)
– Запишите по порядку числа от 1 до 20 в строчку, через запятую.
– Подчеркните 1-ой линией — нечетные, 2-мя – чётные числа.
– Какой вывод вы сделали?
*Работа в парах по У. с. 66, Правило (2).
3 задание.
Самостоятельная работа по вариантам
1 вариант: Умножьте на 2 все чётные числа от 1 до 10
2 вариант: Умножьте на 2 все нечётные числа от 1 до 10
*Оцените работу на полях
* Сравните с эталоном:
1*2=2 | 2*2=4 |
3*2=6 | 4*2=8 |
5*2=10 | 6*2=12 |
7*2=14 | 8*2=16 |
9*2=18 |
*Оцените свою работу после проверки. У кого оценки совпали?
– Какие числа получились в результате умножения четных чисел на 2?нечетных чисел на 2?
– Какой вывод можем сделать?
4 задание.
– Следующее задание вы выберете себе сами.
(На доске уравнения Х-45=27 ; А+32=45+2)
– Повторим алгоритм решения уравнения.
(Дети решают. На обратной стороне доски работают 2 ученика)
– Кто выбрал для решения первое уравнение? Кто выбрал второе уравнение? Какое уравнение легче? Какое сложнее? Почему?
(второе уравнение составное)
*Проверка.
– Каким числом является корень 1 уравнения? Второго?
5 задание. Выполнение вычислений в выражениях в несколько действий.
*Работа в парах. Повторение алгоритма работы в парах.
– Выберите выражение:
- (78-38)+(94-82)=
- 34+(99-66)-50=
*Проверяем по эталону.
– Какими числами являются полученные результаты? Докажите
ФИЗМИНУТКА
6 задание.
*Решение задачи. Работа с учебником с.67 № 5(а).
(1 ученик у доски, все в тетрадях)
– Как удобнее выполнить запись условия?
– 1 ребёнка обозначим кружком.
– Сколько человек было в каждой группе?
– Как изобразить на схеме?
– Какое действие мы выполняли, чтобы найти результат?
– Как записать решение?
Решение.
8:2 = 4 (гр.)
Ответ: 4 группы получилось.
– Какое это число чётное или нечётное?
– Действительно, вы – всезнайки.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Какая тема нашего урока?
– Какие задания выполняли?
Игра «Продолжи предложение» (на дощечках).
– Числа, которые делятся на 2 называют…?
– Числа, которые не делятся на 2 называют…?
– Как вы оцениваете усвоение знаний по этой теме?
Д/з.
– Вы для себя уже сделали выводы, какие задания вызывают у вас затруднения. Поэтому, из учебника выберите 1 задание, которое по вашему мнению, следует повторить.