Чистое искусство понятие – чистое искусство — это… Что такое чистое искусство?

чистое искусство - это... Что такое чистое искусство?


чистое искусство

Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.

  • четверостишие
  • шестистишие

Смотреть что такое "чистое искусство" в других словарях:

  • Чистое искусство — («искусство для искусства»)    комплекс миросозерцательных установок, творческих принципов, эстетических представлений и вкусовых предпочтений, опирающихся на идеи самоценности искусства, его свободы от социальных запросов, общественных нужд,… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • чистое искусство — см. искусство для искусства …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • «ЧИСТОЕ ИСКУССТВО» — см. «Искусство для искусства» …   Эстетика: Словарь

  • Искусство дидактическое — ИСКУССТВО ДИДАКТИЧЕСКОЕ. Искусство свободное, чистое обычно противопоставляется искусству дидактическому. Искусство, свободное от какой либо внешней дидактической цели, тем самым не является искусством бесцельным. Бесцельного искусства не может… …   Литературная энциклопедия

  • Искусство дидактическое —     ИСКУССТВО ДИДАКТИЧЕСКОЕ. Искусство свободное, чистое обычно противопоставляется искусству дидактическому. Искусство, свободное от какой либо внешней дидактической цели, тем самым не является искусством бесцельным. Бесцельного искусства не… …   Словарь литературных терминов

  • Искусство ради искусства — «Искусство ради искусства» (фр. l art pour l art) концепция, подчеркивающая автономную ценность искусства и рассматривающая озабоченность моралью, пользой, реализмом и дидактикой как не имеющую отношения и даже вредную для… …   Википедия

  • Искусство для искусства —          чистое искусство , название эстетической концепций, утверждающих самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественной жизни. Как показал Г. В. Плеханов, склонность художников и людей, живо… …   Художественная энциклопедия

  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»

    —         «чистое искусство», эстетич. доктрина (и соответствующие ей формы художеств. практики), утверждающая самоценность искусства и выступающая против его служения нравств., политич. и иным внеэстетич. целям. С этой т. зр. ценность искусства… …   Философская энциклопедия

  • ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — ( чистое искусство ), название ряда эстетических концепций, утверждающих независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи искусства для искусства оформились в теорию к середине 19 в …   Современная энциклопедия

  • ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — ( чистое искусство ) название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи искусства для искусства оформились в теорию к сер. 19 в. (Т.… …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Искусство танка, Дудко Николай. Авторский альбом живописи танка. Прекрасно изданная книга включает в себя танка, созданные художником за последние 20 лет. Альбом поделен на главы: Татхагаты, Бодхисаттвы, Тары, Дзогчен и… Подробнее  Купить за 1972 руб
  • Искусство и медитация. 24 урока, которые день за днем преображают жизнь, Андре Кристоф. Открыв эту подарочную книгу, вы сразу же почувствуете, что вам предстоит волнительное и прекрасное путешествие. Автор книги Кристоф Андре работает психотерапевтомв Медицинском центре St. Anne… Подробнее  Купить за 992 руб
  • Искусство воскрешения, Ривера Летельер Эрнан. Герой романа "Искусство воскрешения" (2010) -Доминго Сарате Вега, более известный как Христос из Эльки, -"народный святой", проповедник и мистик, один из самых загадочных чилийцев ХХ века.… Подробнее  Купить за 552 руб
Другие книги по запросу «чистое искусство» >>

literary_criticism.academic.ru

Чистое искусство - это... Что такое Чистое искусство?


Чистое искусство

(«искусство для искусства»)

   комплекс миросозерцательных установок, творческих принципов, эстетических представлений и вкусовых предпочтений, опирающихся на идеи самоценности искусства, его свободы от социальных запросов, общественных нужд, дисциплинарных назиданий морального, идеологического, политического характера и прочих нормативных факторов. Возникло в качестве целостной эстетической концепции во Франции в XIX в. До этого существовало в виде эпизодических умонастроений и частных творческих пристрастий отдельных художников. Различные аспекты этой художественноэстетической позиции рассматривались в трудах Г. Э. Лессинга («

Лаокоон»), И. Канта («Критика способности суждения»), Ф. Шиллера («Письма об эстетическом воспитании»), Важную роль в теоретическом обосновании и публичной презентации концепции «чистого искусства» сыграл французский литератор Теофиль Готье. В предисловии к своему роману «Мадемуазель де Мопен» (1836) он сформулировал ее основные принципы, суть которых сводилась к тому, что цель, ради которой существует искусство, - это само искусство. Заметное место в комплексе идей и понятий, обслуживающих концепцию «искусства для искусства», занял смыслообраз «башни из слоновой кости», обозначающий позицию полной изолированности художника и от повседневной, приземленной житейской суеты.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. В. А. Бачинин. 2005.

  • Художник
  • ШАТОБРИАН (Chateaubriand), Франсуа Рене

Смотреть что такое "Чистое искусство" в других словарях:

  • чистое искусство — См. искусство для искусства …   Словарь литературоведческих терминов

  • чистое искусство — см. искусство для искусства …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • «ЧИСТОЕ ИСКУССТВО» — см. «Искусство для искусства» …   Эстетика: Словарь

  • Искусство дидактическое — ИСКУССТВО ДИДАКТИЧЕСКОЕ. Искусство свободное, чистое обычно противопоставляется искусству дидактическому. Искусство, свободное от какой либо внешней дидактической цели, тем самым не является искусством бесцельным. Бесцельного искусства не может… …   Литературная энциклопедия

  • Искусство дидактическое

    —     ИСКУССТВО ДИДАКТИЧЕСКОЕ. Искусство свободное, чистое обычно противопоставляется искусству дидактическому. Искусство, свободное от какой либо внешней дидактической цели, тем самым не является искусством бесцельным. Бесцельного искусства не… …   Словарь литературных терминов

  • Искусство ради искусства — «Искусство ради искусства» (фр. l art pour l art) концепция, подчеркивающая автономную ценность искусства и рассматривающая озабоченность моралью, пользой, реализмом и дидактикой как не имеющую отношения и даже вредную для… …   Википедия

  • Искусство для искусства —          чистое искусство , название эстетической концепций, утверждающих самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественной жизни. Как показал Г. В. Плеханов, склонность художников и людей, живо… …   Художественная энциклопедия

  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» —         «чистое искусство», эстетич. доктрина (и соответствующие ей формы художеств. практики), утверждающая самоценность искусства и выступающая против его служения нравств., политич. и иным внеэстетич. целям. С этой т. зр. ценность искусства… …   Философская энциклопедия

  • ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — ( чистое искусство ), название ряда эстетических концепций, утверждающих независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи искусства для искусства оформились в теорию к середине 19 в …   Современная энциклопедия

  • ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — ( чистое искусство ) название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи искусства для искусства оформились в теорию к сер. 19 в. (Т.… …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Искусство танка, Дудко Николай. Авторский альбом живописи танка. Прекрасно изданная книга включает в себя танка, созданные художником за последние 20 лет. Альбом поделен на главы: Татхагаты, Бодхисаттвы, Тары, Дзогчен и… Подробнее  Купить за 1972 руб
  • Искусство и медитация. 24 урока, которые день за днем преображают жизнь, Андре Кристоф. Открыв эту подарочную книгу, вы сразу же почувствуете, что вам предстоит волнительное и прекрасное путешествие. Автор книги Кристоф Андре работает психотерапевтомв Медицинском центре St. Anne… Подробнее  Купить за 992 руб
  • Искусство воскрешения, Ривера Летельер Эрнан. Герой романа "Искусство воскрешения" (2010) -Доминго Сарате Вега, более известный как Христос из Эльки, -"народный святой", проповедник и мистик, один из самых загадочных чилийцев ХХ века.… Подробнее  Купить за 552 руб
Другие книги по запросу «Чистое искусство» >>

aesthetics_ru.academic.ru

"Чистое искусство" в русской литературе - Теория литературы

«Чистое искусство», или «искусство для искусства», — условное наименование ряда эстетических концепций, утверждающих, что художественное творчество самоценно, не зависит от политики и требований общества. Его цель — дарить красоту и пробуждать восхищение миром, воплощённым в произведении. Теория «искусства для искусства» зародилась во Франции в середине XIX века, а в России «чистое искусство» наиболее полно заявило о себе в 60-е годы XIX века в разгар дискуссий о роли поэзии в общественной жизни.

Критики-шестидесятники — Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев — говорили о суженности художественного мира А.А. Фета, Я.П. Полонского. А.Н. Майкова, противопоставляя их творчеству «гражданскую поэзию» Н.А. Некрасова. В лирике этих поэтов не только отсутствовали гражданские мотивы — в ней не было никакой связи с общественными вопросами, волновавшими современников. При этом критики-демократы не отрицали эстетической красоты «чистой поэзии». Так, Чернышевский в письме Некрасову писал о том, что «поэзия сердца имеет такие же права, как и поэзия мысли». Однако неоднократно отмечалось, что подобная лирика не соответствует духу времени, а значит, бесполезна.

Сторонники «искусства для искусства» (А.В. Дружинин, В.П. Боткин, П.В. Анненков и другие), в свою очередь, декларировали стремление создать мир красоты, противопоставленный убогой и низкой действительности, апеллируя к строкам Пушкина.

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв, —

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв...

«Поэт и толпа», 1828

«Чистое искусство» уделяло много внимания форме, поэтическому слову, а также пластике и выразительности художественного образа, музыкальности, что должно было подчеркнуть красоту лирического произведения. Поэзия, по мысли сторонников «чистого искусства», преображает мир, а художник, творец обладает высшим даром видеть то, что скрыто от человеческих глаз, и воплощать это в слове.

Основное противоречие «искусства для искусства» в том, что идея независимости искусства может привести к несвободе художника в выборе темы, поскольку широкий круг проблем оказывается под запретом.

Источник: Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. - М.: Вентана-Граф, 2016

classlit.ru

чистое искусство - это... Что такое чистое искусство?


чистое искусство

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука. Н.Ю. Русова. 2004.

  • четырехсложная стопа (пеон)
  • шарж

Смотреть что такое "чистое искусство" в других словарях:

  • Чистое искусство — («искусство для искусства»)    комплекс миросозерцательных установок, творческих принципов, эстетических представлений и вкусовых предпочтений, опирающихся на идеи самоценности искусства, его свободы от социальных запросов, общественных нужд,… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • чистое искусство — См. искусство для искусства …   Словарь литературоведческих терминов

  • «ЧИСТОЕ ИСКУССТВО» — см. «Искусство для искусства» …   Эстетика: Словарь

  • Искусство дидактическое — ИСКУССТВО ДИДАКТИЧЕСКОЕ. Искусство свободное, чистое обычно противопоставляется искусству дидактическому. Искусство, свободное от какой либо внешней дидактической цели, тем самым не является искусством бесцельным. Бесцельного искусства не может… …   Литературная энциклопедия

  • Искусство дидактическое —     ИСКУССТВО ДИДАКТИЧЕСКОЕ. Искусство свободное, чистое обычно противопоставляется искусству дидактическому. Искусство, свободное от какой либо внешней дидактической цели, тем самым не является искусством бесцельным. Бесцельного искусства не… …   Словарь литературных терминов

  • Искусство ради искусства — «Искусство ради искусства» (фр. l art pour l art) концепция, подчеркивающая автономную ценность искусства и рассматривающая озабоченность моралью, пользой, реализмом и дидактикой как не имеющую отношения и даже вредную для… …   Википедия

  • Искусство для искусства —          чистое искусство , название эстетической концепций, утверждающих самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественной жизни. Как показал Г. В. Плеханов, склонность художников и людей, живо… …   Художественная энциклопедия

  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» —         «чистое искусство», эстетич. доктрина (и соответствующие ей формы художеств. практики), утверждающая самоценность искусства и выступающая против его служения нравств., политич. и иным внеэстетич. целям. С этой т. зр. ценность искусства… …   Философская энциклопедия

  • ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — ( чистое искусство ), название ряда эстетических концепций, утверждающих независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи искусства для искусства оформились в теорию к середине 19 в …   Современная энциклопедия

  • ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — ( чистое искусство ) название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи искусства для искусства оформились в теорию к сер. 19 в. (Т.… …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Искусство танка, Дудко Николай. Авторский альбом живописи танка. Прекрасно изданная книга включает в себя танка, созданные художником за последние 20 лет. Альбом поделен на главы: Татхагаты, Бодхисаттвы, Тары, Дзогчен и… Подробнее  Купить за 1972 руб
  • Искусство и медитация. 24 урока, которые день за днем преображают жизнь, Андре Кристоф. Открыв эту подарочную книгу, вы сразу же почувствуете, что вам предстоит волнительное и прекрасное путешествие. Автор книги Кристоф Андре работает психотерапевтомв Медицинском центре St. Anne… Подробнее  Купить за 992 руб
  • Искусство воскрешения, Ривера Летельер Эрнан. Герой романа "Искусство воскрешения" (2010) -Доминго Сарате Вега, более известный как Христос из Эльки, -"народный святой", проповедник и мистик, один из самых загадочных чилийцев ХХ века.… Подробнее  Купить за 552 руб
Другие книги по запросу «чистое искусство» >>

literaturologiya.academic.ru

Понятие "чистое искусство" - Сайт rulitpro6!

Есть две противоположные точки зрения на то, зачем нужно искусство.

 

Согласно первой точке зрения, искусство должно выполнять определённые задачи, которые ставит перед ним общество. Например, искусство должно воспитывать людей или помогать решать какие-нибудь общественные проблемы.

 

Согласно другой точке зрения, искусство не должно выполнять никаких задач, искусство не зависит от общества, искусство существует само по себе, искусство существует для того, чтобы доставлять человеку радость и удовольствие. Искусство посвящено красоте, источником которой в мире являются природа, творчество, любовь.

 

Получается, что искусство "чистое" - оно "очищено" от всех явлений повседневной житейской суеты.

 

Фет был приверженцем “чистого искусства”. Он говорил: “Если песня бьёт по сердечной струне слушателя, то она истинна и права. В противном случае она ненужная парадная форма и поэзия должна обходиться без наставлений, нравоучений”.

 

Главная цель его стихотворений - показать читателю красоту (красоту летнего вечера, красоту зимней ночи, красоту бабочки и красоту каждого мгновения человеческой жизни).

Звукопись - это художественный приём, создание определённого звукового образа с помощью повторения определённых звуков или их сочетаний.

 

Повторяющиеся звуки могут вызвать у читателя ассоциации с какими-либо чувствами или мыслями, а также могут имитировать в тексте звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц).

 

Звукопись придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или героя.

 

Пример звукописи в стихотворении:

 

…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. (К. Д. Бальмонт)

 

Разновидностями звукописи являются аллитерация и ассонанс.

 

Аллитерация — повторение одинаковых или похожих согласных.

 

Подразумевается, что на отрезке текста или на всём его протяжении определённые звуки используются намного чаще, чем обычно. Если звуковой повтор возникает в результате повтора одной и той же морфемы (приставки, корня, суффикса), он не является аллитерацией.

 

Вечер, взморье, вздохи ветра,

Величавый возглас волн.

Близко буря, в берег бьётся

Чуждый чарам чёрный чёлн... (К. Д. Бальмонт)

 

Ассонанс — повторение гласных звуков.

 

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут. (М. Ю. Лермонтов)

 

Иногда аллитерация и ассонанс используются вместе.

 

По небу голубому

Проехал грохот грома. (С. Я. Маршак)

 

rulitpro6.jimdofree.com

«Чистое искусство»: Ф.И. Тютчев

Школа «чистого искусства» сложилась в 50-60-е гг. XIX в. Поэты этого направления концентрировали свое внимание на категории прекрасного и философского в жизни и старались не затрагивать в своих произведениях «наболевшие» темы политики, социальных конфликтов и проч. Крупнейшими представителями «чистого искусства» были Ф.И. Тютчев и А.А. Фет.

Тютчев 1Эстетические взгляды Тютчева формировались под влиянием Пушкина, к памяти которого поэт относился очень трепетно: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет». Отличительная черта поэзии Тютчева – в ее философичности. Тематика стихов Тютчева разнообразна, но доминантным мотивом является философское размышление автора – будь то интимная лирика или лирика о природе и др.

Природа представляется поэту категорией совершенной, идеальной, отсюда – гнев по отношению к равнодушным людям, неспособным увидеть естественность природы, познать ее язык: «Не то, что мните вы, природа: // Не слепок, не  бездушный лик – // В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык». Тонкая наблюдательность, теплота, лиризм и даже исповедальность проявляются в стихах «Есть в осени первоначальной», «Тихо в озере струится» и др.

Природа тесно – незримыми связями – связана с человеком, «мыслящим тростником». Человек рассматривается поэтом как часть природы, сама же природа видится ему гармоничной бесконечностью Вселенной. Душа человека рассматривается как тайна, которую нужно уметь сберечь: «Лишь жить в самом себе умей, // Есть целый мир в душе твоей» («Silentium!»).

Любовь у Тютчева – это «поединок роковой», но в то же время – и величайшее счастье. Драматизм, гибельная страсть, буря чувств представлены в любовной лирике Тютчева: «О, как убийственно мы любим, // Как в буйной слепоте страстей // Мы то всего вернее губим, // Что сердцу нашему милей!».

Глубокая любовь к Е. Денисьевой – страстной женщине, похожей на женщин Достоевского, ее ранняя смерть явились толчком к созданию «денисьевского» цикла стихов, главные черты которого – исповедальность, сочувствие к женщине, стремление понять ее душу.Тютчев 2

Тютчевская любовь к Родине сродни любви лормонтовской – странное, противоречивое чувство. Для поэта Россия глубока и непознаваема, а душа ее – самобытна и иррациональна: «Умом Росию не понять, // Аршином общим не измерить: // У ней  особенная стать – // В Россию можно только верить».

Тема поэта и поэзии раскрывается Тютчевым специфически: поэт, по мнению автора, должен всегда быть в центре событий и только этой «сопричастностью» к великому может увековечить себя: «Счастлив, кто посетил сей мир // В его минуты роковые! // Его призвали всеблагие // Как собеседника на пир» («Цицерон»).

Идея быстротечности времени, рассуждения о жизни и смерти, о счастье человека являются доминирующими мотивами стихов Тютчева, подчеркивая глубину и многосторонность его поэзии: «Нам не дано предугадать, // Как слово наше отзовется, – // И нам сочувствие дается, // Как нам дается благодать».

Успешного изучения литературы!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Понятие «Чистое искусство» в набоковедческом дискурсе первой половины ХХ в Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Антошина Елена Васильевна

ПОНЯТИЕ "ЧИСТОЕ ИСКУССТВО" В НАБОКОВЕДЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В.

В статье показаны различия в интерпретации понятия "чистое искусство" в набоковедческом дискурсе русской эмиграции и западном литературоведении первой половины ХХ века. Проанализированы исторические аспекты формирования понятия "чистое искусство" в русской критике XIX - начала XX в. и англо-американской критике конца XIX - первой половины ХХ в. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2016/6-3/1 .html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 6(60): в 3-х ч. Ч. 3. C. 12-14. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/6-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

12

^БЫ 1997-2911. № 6 (60) 2016. Ч. 3

10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 821.161.1.09

В статье показаны различия в интерпретации понятия «чистое искусство» в набоковедческом дискурсе русской эмиграции и западном литературоведении первой половины ХХ века. Проанализированы исторические аспекты формирования понятия «чистое искусство» в русской критике XIX - начала XX в. и англоамериканской критике конца XIX- первой половины ХХ в.

Ключевые слова и фразы: В. В. Набоков; литературная критика; теория «чистого искусства»; «новая критика»; американское литературоведение.

Антошина Елена Васильевна, к. филол. н.

Томский политехнический университет [email protected] т

ПОНЯТИЕ «ЧИСТОЕ ИСКУССТВО» В НАБОКОВЕДЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В.

Академическое изучение творчества В. В. Набокова продолжается вот уже на протяжении более чем полувека. За этот промежуток времени несколько раз предпринимались попытки определить основные векторы развития исследований, очертить круг тем и литературоведческих подходов [5]. Однако попытки определить дискурсивную принадлежность тех или иных критических суждений не предпринимались.

В рамках данной статьи мы рассмотрим происхождение некоторых «базовых» представлений о творчестве В. В. Набокова в первой половине ХХ в., когда набоковедение находилось в стадии формирования. Критики эмиграции стали первыми из тех, кто писал о В. В. Набокове. Их идеи стали отправной точкой для более поздних суждений о писателе. Некоторые из этих идей, в частности представление о принадлежности художественного метода В. В. Набокова сфере «чистого искусства», были унаследованы американской критикой 1960-1970-х гг.

В своей статье 1991 г. О. Дарк отмечал: «Обвинение в "чистом искусстве" стало главным и одновременно отправным для дальнейших упреков и осуждений. В "сиринской" критике настойчиво звучит мотив разрыва с гуманистическими традициями русской литературы» [2, с. 405]. Констатируя разрыв с традициями русской литературы, критики эмиграции оставили без внимания тот факт, что представление о «чистом искусстве» принадлежит по своему происхождению не менее величественной гуманистической традиции, а именно европейской. Этот факт игнорирования исходного дискурса понятия «чистое искусство» до наших дней продолжает оказывать влияние на критические оценки творчества В. В. Набокова.

В русской критике споры о «чистом искусстве» уходят в своих истоках к литературно-критической полемике 1840-х гг. В этот период, с одной стороны, на первый план выходит проблема национальной культуры и ее своеобразия, которое определяется через противопоставление «Запад - Россия». С другой стороны, не менее актуальной является проблема личности, которая противопоставляется общине. В статье 1847 г. «О возможности русской художественной школы» А. С. Хомяков писал: «Не из ума одного возникает искусство. Оно не есть произведение одинокой личности и ее эгоистической рассудочности» [7, с. 128]. В 1850-е гг. XIX в. взгляды славянофилов стали казаться радикальными, критики связывали личностное начало в искусстве с отказом от любой идеологии. П. В. Анненков в статье 1855 г. «О мысли в произведениях изящной словесности» писал: «Где есть в рассказе присутствие психологического факта и верное развитие его, там уже есть настоящая глубокая мысль» [1, с. 336]. Таким образом, как сторонники, так и противники теории «чистого искусства» сходились во мнении, что этот феномен связан с проявлением личностного начала художника и отказом от «мысли» в пользу совершенствования художественного вымысла.

На рубеже Х1Х-ХХ вв., несмотря на эксперименты и новые идеи, реализованные в художественной практике, суждения критиков (которые в то же время часто являлись и литераторами) поддерживают в разных вариантах мысль о том, что искусство принадлежит не личной фантазии, но «народной душе». Вяч. Иванов в статье 1904 г. «Поэт и чернь» определяет символ как переживание «забытого и утерянного достояния народной души» [3, с. 18]. Иванов разрушает идущее от А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова представление об индивидуальной природе творчества (предмет полемики заявлен в названии статьи), утверждая, что поэт является «органом народного самосознания» [Там же].

Эти суждения кажутся тем более парадоксальными, что художественная практика как раннего, так и позднего символизма, а позже и акмеизма находилась в тесной связи с опытом западного искусства. Имена и тексты Ш. Бодлера, У. Морриса, Дж. Рескина, О. Уайльда и других представителей западного «эстетизма» конца XIX - начала ХХ вв. были, очевидно, известны в России. «Эстетизм», как явление английской и французской художественной культуры рубежа веков, включает в себя и понятие «чистое искусство»,

10.01.00 Литературоведение

13

которое в данном дискурсивном пространстве предстает в ряду иных значений и оценок. Несомненной ценностью считалось развитое художественное воображение, противостоящее «буржуазной повседневности», и личностное начало, противостоящее идеям позитивистской науки. Глубокие переживания личности, не ограниченной рамками позитивистских представлений, должны быть выражены на языке «чистого искусства», который обладает необходимой свободой. Эта свобода предполагает также и «легитимизацию» субъективного начала в творчестве. У. Моррис, как и многие другие теоретики «эстетизма», считал целью искусства человеческое счастье, утверждение идеала красоты и порядка.

В. В. Набоков, в отличие от своих старших современников, воспринимал понятие «чистое искусство» как элемент дискурса западного «эстетизма», возможно, благодаря своей жизни в Лондоне и обучению в Кембридже. Однако для критиков эмиграции это смысловое поле оказалось практически закрытым. В то время, когда критики эмиграции обвиняли В. В. Набокова в безыдейной игре эстетическими формами, складывались такие магистральные темы его произведений, как связь воображения и способности человека к счастью, любви и творчеству. Наличие воображения и чувства прекрасного у В. В. Набокова являются непосредственным условием реализации духовного идеала в трагических обстоятельствах личности или истории.

Первое упоминание о прозе В. В. Набокова в англоязычном литературоведении относится к 1933 году [5, с. 13]. Однако подлинный интерес западной критики произведения В. В. Набокова стали вызывать во второй половине 1950-х гг., после выхода в свет романа «Лолита». Первая монография, посвященная творчеству В. В. Набокова, была опубликована в 1966 г., автором ее был П. Стегнер. Монография была характерно озаглавлена «Бегство в эстетику» («Escape in to Aesthetics»). Название монографии соотносится с основополагающим суждением эмигрантской критики о В. В. Набокове как представителе «чистого искусства», однако в сознании западных исследователей и критиков это понятие не носило столь негативного характера.

Первые англоязычные исследователи творчества В. В. Набокова, опираясь на статьи критиков эмиграции, в то же время находились под влиянием движения «новой критики». В своей монографии «Теория литературы. Введение» [4] британский исследователь Т. Иглтон прослеживает истоки «новой критики» в британском литературоведении 1930-х гг. Наиболее влиятельные представители британского литературоведения этого времени происходили из профессорских кругов Кембриджа. Среди представителей «новой критики» Т. Иглтон называет Т. С. Элиота, А. А. Ричардса, Ф. Р. Ливиса, У. Эмпсона, Д. К. Рэнсома, В. К. Уимсетта и др.

Критики, публиковавшиеся в журнале «Скрутини» («Испытующий взгляд»), который начал издавать в 1932 г. Ф. Р. Ливис, придерживались мнения, что навык анализа произведения литературы должен был подготовить личность «к выживанию в механистическом обществе скверных романов, отчужденного труда, пошлой рекламы и вульгарных средств массовой информации» [Там же, с. 55]. В этом смысле «новая критика» обнаруживает связь с идеями «эстетизма», однако в других отношениях их пути расходятся.

Одним из терминов представителей «новой критики» стал термин «тщательное прочтение». «Тщательное прочтение» как аналитическая процедура предполагает обращение к литературному произведению как к самостоятельному объекту, существующему вне исторического контекста.

Проза В. В. Набокова стала для англоязычных исследователей объектом «тщательного прочтения» на несколько десятилетий. В начале 1960-х гг. идеи «новой критики» оказались актуальными для американских литературоведов, это время, когда стали появляться первые монографии, посвященные В. В. Набокову. Иллюстрацией стиля «новой критики» может служить статья М. Маккарти «Гром среди ясного неба» (1962), посвященная роману «Бледный огонь». В начале статьи роман В. Набокова презентируется как «самостоятельный объект»: «"Бледный огонь" своего рода "Джек в коробочке", драгоценность Фаберже, заводная игрушка, шахматная задача, адская машина, ловушка для рецензента, игра в кошки-мышки, роман по принципу "сделай сам"» [6, с. 349]. Анализ М. Маккарти содержит немало интересных замечаний и подробностей, однако вывод, к которому она приходит, имеет непосредственное отношение к методу, который она использует в исследовании: «Наш мир - озорное художественное творение, мозаика, переливчатая ткань. Видимость и реальность взаимозаменяемы; все реально, сколь обманчив ни был бы внешний вид» [Там же, с. 358]. Амбивалентность видимости и реальности, отмеченная М. Маккарти, входит в ряд понятий «новой критики», так же как парадокс и ирония.

Таким образом, в исследованиях американских набоковедов 1960-х гг. творчество писателя предстает в логике «новой критики», обнаруживающей связь с идеями европейского «эстетизма». Однако как исторический дискурс «эстетизм» не соотносится ими с творчеством В. В. Набокова. В противном случае суждение о романе В. В. Набокова как «драгоценности Фаберже», практически лишенном значения вне творческой игры, было бы невозможно.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. работы западных набоковедов стали известны в России. Идеи «новой критики» в сочетании с отечественной традицией полемического отношения к «чистому искусству» сделали популярными такие набоковедческие темы, как тема игры, метаморфозы, трикстера, при этом образ писателя был заимствован из недоброжелательной критики эмиграции. Изучение истории формирования критического дискурса позволяет открыть новые возможности для понимания произведений В. В. Набокова, уточнить представления об их тематике, происхождении сюжетов и стиля.

Список литературы

1. Анненков П. В. О мысли в произведениях изящной словесности // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX в.

М.: Искусство, 1982. С. 319-344.

2. Дарк О. Загадка Сирина // Набоков В. В. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Правда, 1991. Т. I. С. 403-409.

14

ISSN 1997-2911. № 6 (60) 2016. Ч. 3

3. Иванов В. И. Поэт и чернь // Критика русского символизма: в 2-х т. М.: Олимп; АСТ, 2002. Т. II. С. 13-19.

4. Иглтон Т. Теория литературы. Введение / пер. с англ. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. 296 с.

5. Кучина Т. Г. Творчество В. Набокова в зарубежном литературоведении: дисс. ... к. филол. н. М., 1996. 157 с.

6. Маккарти М. Гром среди ясного неба // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: критические отзывы, эссе, пародии. М.: Новое литературное обозрение, 2000. С. 349-360.

7. Хомяков А. С. О возможности русской художественной школы // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX в. М.: Искусство, 1982. С. 126-150.

THE NOTION "PURE ART" IN THE DISCOURSE OF NABOKOV'S STUDIES OF THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY

Antoshina Elena Vasil'evna, Ph. D. in Philology National Research Tomsk Polytechnic University [email protected] ru

The article shows the differences in the interpretation of the notion "pure art" in the Russian emigration discourse of Nabokov's studies and in the western literary criticism of the first half of the XX century. The author analyzes the historical aspects of the formation of the notion "pure art" in the Russian criticism of the XIX - early XX century and the Anglo-American criticism of the late XIX - first half of the XX century.

Key words and phrases: V. V. Nabokov; literary criticism; theory of "pure art"; "new criticism"; the American literary criticism.

УДК 8.82.09

В статье исследуется пьеса М. Батчаева «Аймуш», свидетельствующая о становлении в карачаевской литературе «новой драмы». В ходе исследования выявлены принципы новаторской эстетики драматургии Батчаева. Область применения результатов заключается в том, что данные статьи могут быть использованы при дальнейшем исследовании драматургических жанров в литературах народов Северного Кавказа.

Ключевые слова и фразы: «новая драма»; драматическое действие; психологизм; временная дистанция; хронотоп; пьеса-дискуссия.

Бадахова Рита Яковлевна, к. филол. н.

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева [email protected]

ДРАМАТУРГИЯ МУССЫ БАТЧАЕВА: ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА

Драма - самый сложный род литературы. Сложность заключается, прежде всего, в создании художественных характеров. Воспроизведение внутреннего бытия героя в драматургии усложняется отсутствием авторской повествовательной речи. Следовательно, достаточно своеобразен в драматических произведениях психологизм. Здесь нет характерного для эпического рода внутреннего монолога, «диалектики души», передачи эмоционального состояния, смены настроения и т.д. Психологическое состояние персонажа оформляется во внешней речи и представляется в драме более упрощенным, чем в повести или романе.

Несмотря на то, что образы в драме раскрыты с наименьшей полнотой, чем в эпосе, все же закончены и самостоятельны. Определенность и завершенность характера позволяет драматургу пользоваться частью изобразительно-выразительных средств, которыми оперирует автор эпического произведения.

Драму роднит с эпическим родом тяготение к событийности. События здесь, как и в эпосе, развертываются во времени и пространстве. Однако если эпос характеризуется временной дистанцией, т.е. действие описывается как свершившееся, то в драме действие развертывается в настоящем. Действие в драматическом произведении совершается героями на глазах у зрителя, тогда как в эпосе об этом повествуется.

В системе литературы драме принадлежит особое место, так как она наряду с эпосом и лирикой составляет один из трех литературных родов, и вместе с тем это явление, закономерно принадлежащее театру. Драма как род обладает специфическим содержанием, сутью которого стало осознание противоречия действительности, и «...прежде всего его общественных противоречий через отношения людей и их индивидуальные судьбы» [5, с. 31].

Своеобразие драматических произведений в том, что они предназначены для постановки на сцене, ориентированы на требования театрального искусства. Драматург вынужден ограничиться рамками так называемого сценического времени. Поскольку драма предназначена для сценического воплощения, то драматург должен ограничиться определенным, отвечающим требованиям сцены, объемом словесного текста. В этом заключается сложность драматургического искусства.

С ориентацией на требования сценического искусства связана условность времени и пространства в драматургии. Какие бы изменения ни претерпевали способы пространственно-временной организации (хронотоп) драматического произведения, сохраняются общие принципы. Как утверждает В. Е. Хализев, «какую бы

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *