Не хочу идти в школу: что делать
Из этой статьи вы узнаете:
Сегодня, наконец, разрешим вопрос, который гнетёт всех учеников (особенно по утрам): что делать, если не хочешь в школу, а идти всё равно надо? У каждого на это — своя причина, и начать нужно прежде всего именно с её осознания. Если нежелание обусловлено элементарным желанием поспать подольше — это одно дело. Если дело во взаимоотношениях с учителями или другими школьниками — это уже достаточно серьёзная проблема, которую и надо решать. Полезные советы, как разрешить ту или иную ситуацию, позволят снизить порог тревожности и ученикам, и их родителям.
Элементарная усталость
Элементарная усталостьПричина. Будни представляют собой циклично выполняемые действия, которые обычно расписаны буквально по минутам: 7.00 — подъём, 8.00 — школа, 14.00 — обед, 15.00 — компьютер, 17.00 — уроки, 19.00 — прогулка и т. д. Упрощенная схема, которая у каждого — своя. И независимо от того, сколько в этом графике периодов отдыха, цикличность всё равно предполагает в конечном итоге усталость от монотонно выполняемых действий.
Что делать?
Совет родителям: устройте своему ребёнку «законный» выходной. Если он у вас практически не пропускает школу, он может не хотеть идти туда просто по причине элементарной усталости.
Совет школьникам: если причина в этом, конечно, трудно объяснить предкам, что вам просто нужно отдохнуть. Тогда попытайтесь что-то изменить собственными силами. Измените график своего дня. Вставайте на 15 мин раньше и делайте утреннюю гимнастику. Мальчикам не повредит прокачать пресс, а девочкам — сделать талию более изящной. Поменяйте местами прогулку и сидение возле телевизора / компьютера. Перед сном не сидите в гаджетах, а почитайте что-нибудь лёгкое и ненавязчивое.
Это самая простая проблема, когда ребёнок не хочет в школу: что делать в такой ситуации, мы разобрали. Все остальные ситуации уже решить так просто не получится.
Полезный совет. Чтобы убрать синдром усталости от школы, нужно на выходных куда-нибудь съездить: покататься на лыжах, погулять по парку, посетить аттракционы и т. д.
Конфликты
КонфликтыРебёнок часто заявляет родителям: «Не хочу учиться в школе!». Что делать в ситуации, когда это происходит явно не из-за усталости? Самой распространённой причиной и, увы, трудно решаемой, являются конфликты. В-первых, далеко не все признаются в этом, чтобы не показаться униженным лишний раз и оскорблённым. Во-вторых, зачастую заходит всё так далеко, что разгрести образовавшийся ком может только профессиональный психолог.
С одноклассниками
Проблема. Дети жестоки, особенно — подростки. У них свой взгляд буквально на всё: на школу, на одежду, на учителей, на весь учебный процесс. Они могут издеваться над сверстником по разным причинам:
- у него нет iPhone и аккаунтов в соцсетях;
- он бедно и немодно одевается;
- он замкнутый и необщительный, живёт в своём собственном мире;
- он плохо учится;
- у него есть недостатки во внешности (оттопыренные уши, большой рот, длинные руки — причиной насмешек может стать любой дефект) и т. д.
Результат: из-за насмешек и издевательств ребёнок не хочет идти в школу, у него развиваются различные внутренние комплексы.
Что делать? Постарайтесь понять причину такого отношения одноклассников. Из-за бедности и отсутствия iPhone? Грош цена таким друзьям — не стоит заморачиваться на том, чтобы завоевать дружбу таких людей. Наверняка в параллельных классах есть кто-то с таким же уровнем дохода: нужно объединиться и дать достойный отпор обидчикам. Проблемы с учёбой? Так это отличный повод подтянуть все свои хвосты. Поверьте: любая проблема решаема — нужно только захотеть.
Совет родителям: вы наверняка самыми последними узнаете о проблемах своего ребёнка с одноклассниками. Именно поэтому нужно постоянно держать руку на пульсе: общается ли он со сверстниками в соцсетях? ходит ли с ними гулять? рассказывает ли вам об отношениях с ними? а что говорит по этому поводу классный руководитель? Если проблема не решается спустя 2 месяца после того, как вы начали решать данную проблему, всерьёз подумайте о смене школы, но при этом не забудьте спросить мнения подростка.
С учителями
Проблема. Если у ученика и учителя не совпадают темпераменты или взгляды на жизнь, это может вылиться в некоторую конфронтацию. Властный, авторитарный учитель, привыкший к крику, может подавлять меланхолика, и тот по утрам будет со слезами на глазах твердить: «Не хочу в школу!». Может возникнуть и зеркальная ситуация: аморфный, спокойный, чересчур спокойный преподаватель не сможет взять в руки шустрого непоседу и заводилу. Это ведёт к проблемам с учёбой и успеваемостью.
Что делать? На самом деле нужно помнить прежде всего о том, что любой учитель — это человек. С ним всегда можно поговорить, найти какой-то подход. Наверняка ему тоже неприятна сложившаяся ситуация, и он будет прочь всё уладить совместными усилиями. Если уж вы столкнулись с настоящей Медузой Горгоной (таких в современной школе практически не осталось), всегда можно решить проблему с классным руководителем, школьным психологом или даже завучем. Если вы сообщите им, что ребёнок не хочет идти в школу из-за конфликта с преподавателем, разрешить данный конфликтный узел — прежде всего в их интересах.
Другие причины
Другие причиныИ ещё несколько причин нежелания идти в школу и пути их решения.
- Проблемы личного характера: не хотите идти в школу, потому что предмет вашей влюблённости не отвечает вам взаимностью? Неразделённой любовью нужно просто переболеть или же идти напролом и добиваться того, чего вы хотите. Полезные советы на эту тему можно найти здесь (для мальчиков) и здесь (для девочек).
- Нежелание посещать уроки нередко продиктованы проблемами в семье: родители разводятся, или не понимают, или пропадают вечно на работе, появился новый член семьи и т. д. Эту проблему уже не решишь переходом в другую школу — придётся решать всё в узком семейном кругу.
- Очень часто не хочется идти в школу по причине элементарного страха, что спросят к доске, поставят плохую оценку, организуют сложную контрольную… Что делать в такой ситуации? Отпустить страх и понять, что мир не рухнет, если сегодня вы получите тройку вместо пятёрки. Её всегда можно исправить. Если вы боитесь таких элементарных вещей, вам точно не стать супергероями этого мира.
Ну и напоследок, в качестве бонуса мы рассмотрим последнюю и самую-самую частую причину, почему так не хочется идти в школу, — это элементарная лень. Наверняка с вечера пришлось посидеть в любимой игре или в соцсетях за полночь, и вставать утром в 7.00 ой как не хочется. Или так: вчера прогуляли с друзьями добрую половину дня и не выучили один, а то и несколько уроков — и теперь страшно, что спросят и поставят двойку. Или так: вам бы сегодня полежать в уютной кроватке, ха любимым планшетом, попивая чаёк с булочками, а тут надо одевать противную форму, сидеть 6-7 уроков, напрягать мозги…
Знакомые ситуации? Если вы не хотите идти в школу именно по этой причине, никто, кроме вас самих, не заставит вас это сделать. Берите себя в руки, воспитывайте в себе силу воли — и вперёд! Докажите себе и всем окружающим, что вы можете это сделать!
Читайте также:
Тест на внимательность в картинках: советуем проверить ученикам свою наблюдательность
Как подготовиться к экзаменам: советы ученикам и их родителям
Читайте также:
Что делать, если ребёнок не хочет идти в школу
Каждый родитель школьника хотя бы раз слышал от него: «Мама, можно я не пойду в школу?». Все мы иногда не хотим куда-то идти, это нормально. Но что делать, если ваш ребёнок изо дня в день отказывается от посещения уроков? Наш блогер, психолог и социальный педагог Светлана Крикунова анализирует возможные причины подобного поведения.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Давайте по порядку. Начнем с начальной школы, первый класс. Утром слезы, идти в школу не хочет. Это бывает редко, но родителей очень волнует. Что это? Страх, непонимание? Возможно, его обижают или нет взаимопонимания с учителем? Причин может быть множество. Возможен и просто каприз. В детском саду было лучше и проще, к саду дети привыкли, школа — это совершенно иная обстановка и требования.
Прежде всего надо поговорить с ребенком и попробовать разобраться, в чем же причина такого поведения. Иногда дети могут что-то выдумывать, например, что в школе плохие дети, что там все плохо, что его бьют, что учительница его наказывает.
Как выявить правду? Надо задавать вопросы, выясняя все в подробностях. Предложить поговорить с учительницей, делать все для решения этой «проблемы». Как правило, дети в таких ситуациях меняют мнения, теряются, и идут на попятную, говоря, что сами во всем разберутся.
Другой разговор, если вы действительно видите следы физического воздействия (синяки, ссадины), но, как правило, такие вещи сейчас школой практикуется крайне редко. Хуже, если ребенок подвергается моральным унижениям, буллингу. С этим бороться надо уже с помощью специалистов. Сейчас будем рассматривать те случаи, в которых родители могут разобраться сами.
Вторая причина кроется в системе адаптации ребенка. Бывает так, что ему тяжело влиться в новый коллектив, сложно перестроится на новую систему жизни. Ведь школа резко меняет всё в его привычном мире. Уроки, требования, сроки выполнения — этого не было в детском саду. Вместе с непривычной обстановкой возникает неуверенность в себе, в том, что ребенок соответствует собственному новому статусу. Это влечёт за собой бурю эмоций, которые одолевают ребенка, давят, не дают покоя. Постоянное напряжение выливается в истерику по утрам.
Здесь может помочь пересмотр режима дня, помощь с уроками (именно помощь, а не «папа решает, а Вася сдает»). Часто родители паникуют, что ребенок очень долго сидит с уроками, это выматывает и ученика, и родителей. В подобной ситуации надо смотреть на нагрузку у ребенка, возможно, какие-то предметы даются сложнее, а какие-то проще. Научите ребенка азам тайминга.
Рассмотрим теперь детей различных возрастов. Ведь проблема нежелания идти в школу может возникнуть в любом возрасте (как и нам иногда очень не хочется на работу идти, но об этом в другой статье). Важное значение имеет возраст появления проблемы, а также и то, в какое именно время учебного года это проявляется. Но обо всем по порядку.
Школьники вторых-четвертых классов (иногда до третьего) пока не началась кабинетная система (т.е. путешествие из кабинета в кабинет) живут своим, почти замкнутым кругом. Минимальное взаимоотношение с различными учителями, вроде адаптация уже позади, но это не совсем так. На деле школьные психологи и социальные педагоги знают, что периоды адаптации дети переживают 4 раза за учебный год.
Каждый раз есть период адаптации после летних каникул — одноклассники выросли и изменились, новые учебники, иногда и требования другие. К этому приходится быстро привыкать.
Как правило, родители наблюдают спад интереса к школе в начале октября, а тут и конец четверти не за горами, ухудшается успеваемость, а он/она еще и в школу идти не хочет. Тогда возникает первый конфликт, а порой и прогулы (о которых родителям сообщат сразу же. Родители в ярости, дети в ужасе.
Что делать? Опять же внимательно наблюдаем за ребенком. Смотрим на его загруженность: если после школы у него каждый день секции, потом уроки, а потом еще и репетиторы, то просто посчитайте, сколько времени ребенок проводит за уроками, поездками, сменой лиц, людей.
Поставьте себя на его место, проживите один день так, как живет он. Думаю, на следующий день тоже идти никуда не захочется
Следовательно, пора делать выбор. Иногда выбивают из уже вроде бы устоявшегося ритма и короткие каникулы.
Часто причина в том, что у ребенка в классе какие-то проблемы. Возможно, у него нет в школе друзей и приятелей. Или, наоборот, он в школе в центре внимания и устает от этого. Разговаривайте, выясняйте, спрашивайте. Вы, родители, должны быть в курсе, что происходит с ребенком в школе, чтобы потом не было неожиданных известий, когда что-то исправить будет сложнее.
Когда ребенок уже перешел в среднюю школу, бдительность надо только усилить, ведь переходный возраст — сложное время и для ребенка, и для вас. Чтобы помочь своему подростку, надо быть в курсе происходящего, но тут ждать откровенности от школьника не придется, особенно если взаимоотношения не доверительные. В этом случае лучше обратиться за помощью к психологу и социальному педагогу.
Если отказ идти в школу возник во второй половине учебного года, скорее всего, это усталость. Ребёнку не хватает сил закончить учебный год
Возвращаемся к вопросу о распределении времени, но еще не мешает обратиться к врачам, проследить за питанием ребенка, сколько он спит, сколько делает уроки, много ли времени проводит за компьютером и какие сайты посещает. Вопрос должен решаться комплексно.
Во всех ситуациях, описанных выше, родители играют главенствующую роль. Не забывайте, что мы, взрослые, должны научить наших детей распределять энергию, помогать им адаптироваться. Мы же и только мы должны поддерживать детей в сложные периоды жизни.
Не стоит думать, что учеба в школе сейчас легка и безоблачна, пусть сами разбираются, пока мы деньги зарабатываем. Такая позиция приводит к тому, что проблемы накапливаются. Потом, придя на консультацию с «трудным» подростком, бывает сложно вспомнить с чего все началось. А начаться может с банальной усталости. Не стоит воспринимать все в жутких черных красках.
Иногда решение находится на поверхности и является простым до гениальности. Но главный секрет — это постоянное общение с ребенком на протяжении всей его жизни, тогда проще будет решить любые вопросы, возникающие на пути. Будьте внимательны друг к другу и своим детям.
Фото: Shutterstock (Stock-Asso)
Не хочу в школу (подросток)
Читательница пишет:
…Моему сыну 12 лет и недавно выясняется, что он регулярно (несколько дней подряд) прогуливает школу. Утром кормлю его завтраком, отправляю в школу, сама ухожу на работу, а он гуляет где-то часов до двух до трех, потом приходит домой как будто бы с занятий, каждый вечер делает уроки, собирает портфель, а утром вместо школы — опять гуляем. Стала выяснять — почему? Ответ один: не хочу!
Проблем с учителями у него нет, наоборот — «любимец публики», с одноклассниками тоже. Обещал, что больше такого не повторится, «клялся и божился», я стала сама провожать его в школу, прогулы прекратились. Но вчера мне нужно было на работу пораньше и отправила его одного — опять не дошел! Вечером, глядя мне в глаза, утверждает, что был в школе. И опять обещания, слезы, «я больше не буду». Утром опять повела его в школу, как первоклассника за руку. Что можно сделать в такой ситуации? И доверия к ребенку нет, тяжело и ему, и мне, каждый вечер приходится выспрашивать: был в школе или нет, звонить одноклассникам, проверять.
Что делать?
Первое — разобраться, какие у ребенка трудности, и вместе с ним их порешать. Если отстал по тем или иным предметам — посидеть вместе с ним, во всем разобраться вместе с ним, догнать и перегнать по этим предметам одноклассников. И в принципе научить своего ребенка учиться. Что вам в этом поможет? Читайте книгу Симона Соловейчика «Учение с увлечением. Советы школьникам» и мою статью «О формате, или Какую судьбу мы подарим нашим детям?»
Бывает, что дело в другом: например, у вашего ребенка конфликт с одноклассниками или с учительницей. Это ситуация сложнее, иногда помогут советы из статьи М. Кравцовой «Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)», а иногда проще сменить школу, чем изменить ситуацию в конкретной школе.
Самый радикальный шаг в этом направлении — вообще перестать водить ребенка в школу и перейти на домашнее обучение. Пишет читательница:
Если ребенку не интересно развиваться и узнавать что-то новое — это очень и очень серьезный «звоночек». И звенит он о том, что данное стремление (абсолютно естественное, заложенное в каждом человеке от рождения) в ребенке уже задавлено. Кем? Школой, которая не дает радости, и родителями, которые настаивают на такой школе. Кому нужна такая учеба? Ребенку, которого из года в год собирают в школу, проверяют уроки, ругают из-за отметок, учеба не нужна изначально. Она нужна только его родителям. Всем не хотелось по утрам тащиться в школу, но шли и СИДЕЛИ ЗА ПАРТОЙ И ДЕЛАЛИ ВИД, ЧТО учились. Не надо врать себе. Хотя — не права, учились! Учились лицемерию. Это называется «нас прогибали, теперь мы прогибаем»… круговорот садо-мазо… А разомкнуть этот порочный круг? Слабо?
Замечание»’: несмотря на категоричность, зерно истины в этом мнении есть. См.→
Понятно, что самые умные родители начинают заботиться обо всем этом гораздо раньше, воспитывают у ребенка настоящую самостоятельность еще до школы и учат ребенка учиться в школе с первого класса. Есть прекрасное правило: «В первом классе нужно с ребенком сидеть и учиться вместе. Научите — все остальные годы ребенок будет учиться сам, а вы будете свободны. Если вы в первом классе решили, что ребенок должен проявить самостоятельность и уроки — его дело, дело закончится тем, что уже начиная со второго класса вы будете делать со своим ребенком все уроки все последующие годы». Научите ребенка учиться, и он будет получать от учебы радость!
Пишет счастливая читательница:
У меня сыну тоже 10 лет. Дочери 12. Со второго класса они учатся сами и для себя. Сами собирают себе портфели, сами разбираются с учителями, если забыли что-то принести, сами исправляют «2» за оставленные дома тетради, сами готовят форму назавтра, сами отслеживают наличие чистых рубашек в шкафу, сами одеваются, принимают душ и чистят зубы вообще с 5-ти лет, сами записывают домашние задания, сами узнают их у одноклассников, если забыли записать, сами учат уроки, сами получают и исправляют двойки, если не выучили и т.п. Но вот не ходить в школу при этом ни у кого желания не возникало. Наоборот, если ты учишься ДЛЯ СЕБЯ, то у тебя есть МОТИВАЦИЯ, чтобы учиться хорошо — получить знания, поступить в институт, чтобы получить ту профессию, которую ты хочешь и т.п. Причем, даже если для этого придется пойти на какие-то сознательные жертвы, например, учить математику или историю, которая не нравится.
Письмо Глеба
Здравствуйте, меня зовут Глеб, мне 13 лет. Я уже замучился от школы, устал сильно. С одной стороны, я понимаю, что учиться надо. История (глубоко ненавистный мне предмет, кстати), к примеру, нужна чтобы понимать ошибки государств и принимать верные решения. И так со всем. Это все, как мне говорят, может мне пригодиться в жизни. Но это равнозначно тому, что я собираю бутылки на улице, мол, лишние деньги не помешают, но можно и без этого обойтись. Короче говоря, у меня куча глубоких размышлений на эту тему. Но скажу кратко. Знания я ценю и люблю. НО! В школе меня заставляют учиться, мне скучно, тратится много времени, особенности детей не учитывают, их не пытаются понять и услышать, развивает школа однобоко. Горы материала, стресс, насилие и т.д. Список можно продолжать до бесконечности. Сам я очень много читаю, занимаюсь карате, в общем нормальный человек. Но не могу принять решение об учебе… Многие предметы мне не даются и они скучные очень. Что делать?
Ответ Глебу
Ч. Елена, психолог, выпускница Университета практической психологии
Здравствуй, Глеб!
Судя по довольно грамотному письму, видно, что ты – человек читающий и думающий. Поэтому хочется тебе дать действительно дельный совет.
Но! К тебе просьба — отнестись к моему совету с уважением. С уважением – это значит, прочитать, выбирая, не с чем поспорить, а с чем согласиться. Возможно, отложить на час или день и прочитать еще раз. И самое главное – применить на практике.
Это вообще самое главное в жизни – действовать. Ты видишь недостатки школьного образования и можешь ярко и образно жаловаться на них. Я тоже вижу. Многие видят. Многие жалуются. Но уважение вызывают те, кто что-то делает, чтобы изменить ситуацию. Они – Победители по жизни. Я называю таких людей Творцами.
А вот теперь совет.
Предлагаю тебе эксперимент. Психологический эксперимент над собой. Есть целая серия экспериментов, придуманных психологами для школьников, которые скучают в школе. Они описаны в книге Л. Соловейчика «Учение с увлечением». Сразу скажу: если ты читал ее, хорошо. Тем быстрее сможешь перейти от чтения к работе, к действиям, к экспериментам.
Если же не читал – я тебе немного завидую. Интересно, ярко и живо написана, эта книга содержит целый ряд задач для тебя. От первой, с которой стоит начать: полюбить историю и (если необходимо) исправить оценки по этому предмету. До высокой, по-настоящему амбициозной, практически вызова: поднять уровень образования и культуры своего класса, своих друзей.
Мне кажется, вызов – это то, что для тебя надо. Жизнь подростков сегодня в нашей стране безопасна и несложна. К вам относятся, как к детям, и оберегают от трудностей. Но без трудностей не будет побед – ты это хорошо знаешь благодаря занятиям каратэ. Узнать себя, каков ты есть, каким ты можешь быть, можно только в реальной, непростой работе, в действии.
И последнее – если сообщишь о результатах эксперимента, будет здорово.
6 причин, почему ребёнок не хочет идти в школу
Почему многие дети не хотят идти в школу? Как родителям отличить капризы ребёнка от реальных проблем в школе? Как сделать так, чтобы ребёнок рассказывал о своих проблемах? В рамках социальной инициативы «Месяц антибуллинга» телеканал Cartoon Network вместе с психологом АНО «БО „Журавлик“» и программы «Травли NET» Марией Зеленовой рассказывает, как разобраться с тем, почему ребёнок не хочет идти в школу.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Для начала выясните, что является причиной нежелания идти в школу. Для этого нужно разобраться в разнице между понятиями «тревога» и «тревожность». Тревога — это нормальное состояние любого человека (и маленького, и взрослого) перед значимым событием: будь то собеседование, экзамен, контрольная или свидание. Тревожность — систематическое состояние беспокойства, с которым человек сам не в состоянии справиться. Если это тревожность, то важно понять, откуда она взялась.
1. Проблемы с адаптацией
Если ребёнок пошёл в первый класс, то скорее всего, дело в проблемах с адаптацией к новым условиям. Ребёнок может быть очень привязан к родителям, особенно к маме, и процесс сепарации у него проходит непросто. В таком случае ребёнок воспринимает поход в школу негативно. Важно поддержать его. Могут помочь «ритуалы»: некоторые родители дают ребёнку любимую вещь, договариваются о какой-то секретной фразе, жесте или воспоминании, к которому ребёнок может обратиться, когда ему грустно. Это должно быть что-то, что позволит ему вспомнить, что родители думают о нём, что они не отправили его в школу и забыли.
2. Отсутствие режима
Процесс адаптации в начальной школе зависит от того, насколько успешной была адаптация в детском саду и от условий, которые созданы дома. Если ребёнок знаком с режимом и достаточно коммуникабелен, то ему намного проще и легче влиться в коллектив и следовать правилам. Если режима не было, то сложностей с адаптацией не избежать. Здесь опять же важно поддержать ребёнка, посмотреть, насколько он готов к посещению школы — это определяет нейропсихолог. Ребёнок может хорошо считать и писать, но быть совершенно не готовым к серьёзной психологической нагрузке: сидеть долго на одном месте, слушать, выстраивать отношения с новыми людьми.
3. Стресс от перехода в старшую школу
Чаще всего кризисный момент случается, когда ребёнок переходит в старшую школу. Изменения часто вызывают стресс, а здесь речь идёт о довольно серьёзных изменениях: меняется коллектив, учителя. К тому же первый классный руководитель — это значимый авторитетный взрослый, который отчасти заменяет детям маму.
4. Завышенные ожидания родителей
Ребёнок может много тревожиться из-за завышенных ожиданий, которые транслируют родители. Стресс и нежелание идти в школу могут стать следствием того, что ребёнок склонен к перфекционизму и не даёт себе права на ошибку. За этим нужно внимательно следить. Важно готовить ребёнка к тому, что в школу он идёт не только, чтобы получать знания, но и чтобы учиться дружить.
5. Частые болезни
О нежелании идти в школу ребёнок может не сообщать открыто, но признаком этого могут быть различные симптомы. Постоянный стресс у детей может вызвать частую головную боль, боль в животе или повторяющиеся эпизоды ОРВИ. Важно обратить на это пристальное внимание и проконсультироваться с врачами.
6. Буллинг
Буллинг со стороны преподавателя, одноклассников или детей постарше может быть причиной, по которой ребёнок не хочет идти в школу. Хорошо, если удастся провести профилактику такого поведения или выявить травлю на ранних этапах. Для этого родители, в первую очередь, должны иметь доверительные отношения с ребёнком и уметь разговаривать с ним по душам.
Во время таких разговоров можно узнать, что тревожит ребёнка, какие у него отношения с одноклассниками, что он делает на переменах, как он решает конфликтные ситуации. Разговаривать об этом стоит в определенное время: не всегда ребёнок, который пришёл из школы и устал, готов говорить. Ребёнок должен быть открыт к коммуникации: чаще всего это время перед сном или по дороге в школу. Лучше задавать открытые вопросы, а не те, на которые можно ответить просто «да» или «нет».
Что делать родителям, чьи дети не хотят идти в школу:
1. Постоянная коммуникация
Хорошо быть на связи с родителями друзей ребёнка и преподавателями, чтобы суметь предотвратить проблемы. От того, насколько вовлечены в жизнь ребёнка родители зависит то, насколько он будет комфортно и безопасно ощущать себя в школе.
2. Союзничество
Родители также должны объяснять ребёнку, что чего-то не знать это нормально, не стыдить за плохие оценки или неуспеваемость, это приведёт к ещё большему стрессу.
Важно помогать ребёнку решать конфликтные ситуации, работать с мотивацией и отвечать на вопрос, зачем ему вообще ходить в школу. Хорошая работа и абстрактное будущее — для ребёнка младшешкольного возраста слабая мотивация. Ему в первую очередь должно быть интересно учиться, тогда он будет делать это с удовольствием.
3. Ожидания
Если у родителей завышенные ожидания, то ребёнку сложно будет чего-либо добиваться, это будет сказываться на его эмоциональном состоянии. Дискомфорт и нежелание подвергаться стрессу могут выливаться в агрессию по отношению к окружающим детям.
4. «Золотая середина»
Иногда бывает так, что родители слишком вовлечены в жизнь ребёнка. Даже когда он даёт обратную связь и хочет дистанции, они продолжают жить его жизнью и настаивать на общении. От этого становится только хуже, всё-таки стоит придерживаться золотой середины: позволять ребёнку самому решать какие-то вопросы и научить обращаться за помощью в любой сложной для него ситуации.
5. Чуткость
В целом, эпизодическое нежелание идти в школу — достаточно типичное явление. Оно может быть вызвано излишней нагрузкой и банальной усталостью. Если родители достаточно чуткие, то они могут позволить ребёнку отдохнуть, дать ему внеплановый выходной или освободить его от занятий, чтобы ему было проще справиться с навалившейся нагрузкой. Тогда ребёнок сможет чуть-чуть отдохнуть и пойти в школу, уже восстановившись.
Важно помнить, что дети отлично считывают родительские эмоции о копируют их. Поэтому важно уметь сохранять спокойствие даже в стрессовых ситуациях и не перебрасывать свою тревожность на детей. От того, насколько спокойны родители, зависит то, насколько будет спокоен ребёнок. Если же родители чувствуют, что ситуация вышла из-под контроля и им не хватает ресурсов, чтобы с ней справиться, лучше своевременно обратиться к психологу.
10 причин, почему ребенок не хочет в школу
Каждое утро одно и то же. «Не хочу-у-у в шко-о-о-олу!» — ноет ребенок. Каждый вечер тоска в глазах и мечта, скорее бы наступила суббота. Поспать, не делать уроки, валяться, играть и смотреть мультики. Единицы с удовольствием просыпаются и бегут на уроки, немногие сами радостно делают уроки.
Мы тоже не хотели в школу, мы тоже нагревали градусник, чтобы температура подарила выходной. Почему? Почему дети не хотят идти в школу? А ведь некоторые не просто ноют, а рыдают и упираются по дороге к храму науки. Каковы причины такого нежелания садиться за парту? Как мы выяснили с психологом, экспертом фонда «В ответе за будущее» Анатолием Добиным, причин много, иногда дело в учителе, иногда в отношениях со сверстниками, но чаще всего дело в родителях. Да-да, из-за нас детки не хотят в школу. Давайте по порядку.
Причина 1
Страшно расставаться с родителями
В школе ребенок один, сам по себе. Никто за руку не держит. Теперь он большой, а это страшно. А тут еще и все прошлые, малышовые страхи оживают и вспоминаются — как мама уходила на работу, когда ребенок был совсем маленький, иногда даже раннее отлучение от груди «всплывает». Для ребенка самое страшное — потерять родителей. Именно такую тревогу часто вызывает поход в школу. Отсюда и первое «не хочу».
Что делать:
Понимать страх ребенка. Поддерживать его, выслушивать и объяснять, что такие чувства — нормальны! Не позорить и не «бросать на глубину», а убеждать в том, что вы его не бросите, вы будете рядом, поможете. «Не переживай, разберемся!»
Причина 2
Родителям страшно
Страшно, что с ребенком в школе что-то случится, что его там обидят, отругают, что у него что-то не получится, что он кому-то не понравится, что он окажется не таким, как все. Все наши тревоги, как вирус гриппа передаются ребенку, он тоже начинает бояться, даже если раньше был спокоен.
Что делать:
Спокойствие, только спокойствие! Учитесь расслабляться и отбрасывать негативные мысли. Помните, что все ваши страхи передаются ребенку, и работайте с собой. Ваш ребенок все сможет! Просто начните ему доверять.
Причина 3
Маме плохо без ребенка
Не удивляйтесь, бывает и такое. Не все мечтают сплавить чадо в школу поскорее. Есть родители, для которых ребенок — единственный свет в окошке. У мамы нет работы, нет увлечений, чадо занимало всю ее жизнь, и вот подросло и собирается отделиться! Мама пугается, что ее жизнь станет пустой, и подсознательно мечтает, чтобы ребенок был с ней всегда. И снова работает закон «трансляции». Ребенок, как по взмаху волшебной палочки исполняет мамины желания — он начинает болеть, не рвется в школу, просится побыть с мамой, ведь именно этого и ждет от него самый главный человек.
Что делать:
Отпустить ребенка. Найти себе СВОЕ занятие, завести собаку, записаться на курсы, в спортзал и т.д. В конце концов, можно стать председателем родительского комитета, и вести насыщенную школьную жизнь, но все же отдельную от чада.
Причина 4
Мама с папой не хотят в школу
Дети не знали, что там, в школе, они рисовали ее в своих фантазиях, когда мама с папой с мрачной усмешкой сообщили: «Ну все, детка, закончилась твоя свобода». Мы, сами того не замечая, частенько вспоминаем свою «ужасную» школу, своих чудовищных учителей, драки, контрольные и двойки. Мы просыпаемся по будильнику со стоном «чертова шко-о-ола, вот бы еще поспать!». Мы раскрываем дневник и тяжело вздыхаем: «Опять эти проклятые уроки». При этом мы честно по-родительски говорим чаду: «Нужно идти в школу, ты обязан делать уроки». Какой вывод делает ребенок? Он обречен на мучения. Школа — это ужасно.
Что делать:
Искать интересное. И нечего головой качать! В школе полно всего интересного! Вы только послушайте ребенка, когда он вам рассказывает, что проходили на уроке. Удивитесь, скажите, «Ух ты! А я и не знал, здорово, что ты мне рассказал». Ищите применение школьным знаниям — можно понять текст песни на английском языке, можно сосчитать сдачу в магазине, можно прочитать рецепт печенья, можно нарисовать бабушке узор, как учили на ИЗО. А для детей постарше отличная мотивация — мастер-классы, где можно попробовать все на свете и понять, кем хочешь стать и какие знания в школе тебе особенно пригодятся. Важно не только не закатывать глаза, ненавидя школу, но и про работу свою гадостей не говорить (понимаю тебя, сынок, ты не любишь школу, а я терпеть не могу свою работу). Иначе вся взрослая жизнь представляется, как скука, страдания и мучения. Как можно этого хотеть?
Причина 5
Боимся «двоек»
Мы! Родители боятся двоек, ругают за плохие отметки, потому что боятся показаться плохими родителями. Как же так? Наш ребенок плохо учится? Значит, о нас будут говорить, что мы не научили? А может быть, родителей самих в детстве ругали за плохие отметки, и теперь этот страх передается чаду?
Что делать:
Забыть про отметки! Двойка не оценивает человека. Двоечник не значит «плохой». Двойка говорит о том, что ваш ребенок не понимает какую-то тему. И ваша задача эту тему растолковать. Если нужно, попросить учителя позаниматься дополнительно, но не ругать ребенка и уж точно не думать о том, что вы выступаете в неприглядном свете.
Причина 6
Родители торгуются
Сходишь в школу — куплю шоколадное яйцо. Будешь всю неделю делать уроки без криков — пойдем в игрушечный магазин. Закончишь без троек — с меня подарок.
Ребенок перестает учиться, чтобы узнать что-то новое. У него нет интереса к учебе. Он просто «отсиживает» в школе, чтобы заработать подарок. С такой мотивацией нельзя полюбить школу! Ребенок, привыкший к торгу, будет «поднимать цену», а в будущем его вряд ли заинтересует работа или любое дело, где нужно приложить усилие.
Что делать:
Не платить за учебу. Школа — это обязательство для всех детей. Учиться нужно, чтобы узнать много нового, чтобы стать умным и интересным человеком, чтобы найти друзей, чтобы общаться, чтобы что-то УМЕТЬ. Школа не ЖЕРТВА, которую нужно принести, чтобы стало хорошо.
Причина 7
Ребенок выполняет родительский план
Мама всегда мечтала танцевать, а папа хотел играть на кларнете. Оба уверены в том, что их наследник должен быть отличником и любимцем публики. Чадо, кроме школы, загружено по самые уши модными кружками, престижными секциями, репетиторами, лишь бы везде быть лучшим, лишь бы родители могли им гордиться. Хотя, возможно, сам ребенок мечтает играть на гуслях и иностранные языки ему совсем не даются. Вот вам и очередное «не хочу в школу».
Что делать:
Понять, что ваш ребенок — это не вы, это другой человек, со своими интересами и своими возможностями. Перестаньте давить и выстругивать из него идеал. От этого у ребенка начинается депрессия, ведь он чувствует, что должен оправдать ваши ожидания, но не может. Его главной задачей становится — получить одобрение родителей, а не с интересом заниматься чем-то. Все, что вы подарите своему «идеальному» наследнику — это неуверенность в себе. Лучше запишите на гусли, не требуйте одних пятерок и обратите внимание на то, что действительно получается у вашего чада, что нравится ЕМУ, а не вам. И помогите развивать именно это. А еще оставьте время на игры и обыкновенное гулянье во дворе.
Причина 8
Ребенку в школе трудно
Да, программа сейчас непростая. Учителей, которые стараются достучаться до каждого из 30 сидящих напротив него детей, немного. Кто-то схватывает налету, кто-то запоминает только с третьего раза. Возможно, ребенок проболел какие-то правила и темы, и теперь сидит с испуганными глазами и не понимает заданий, которые решает класс. Контрольная, устный счет — все это пугает, если непонятно и не получается. Желание только одно — избежать того, что так нервирует.
Что делать:
Помогать. Это задача именно родителей. Отследить, что не понимает, объяснить, «догнать» класс, если пропустили, позаниматься самим или попросить учителя, нанять репетитора. Когда ребенок все понимает, ему не страшно идти в школу.
Причина 9
Учитель не любит
Первоклашки часто обижаются, что учительница их «не любит», просто потому что она не уделяют каждому ученику много внимания. А ведь учительница и не должна любить-обожать. Ее дело — учить! Но дети, и не только малыши, впечатлительные. Учитель прикрикнул, отругал, сделал замечание — и это уже трагедия. К сожалению, бывает и такое, что учитель действительно невзлюбил, и может несправедливо отругать, придраться. Желания идти в школу все это не добавляет.
Что делать:
Объяснить, что учитель — это не мама, не папа и не бабушка. Это не друг и не товарищ. Учитель учит. И от него нужно получать знания! Слушать на уроке, задавать вопросы, если не понимаешь. Научите детей учиться.
Родителям нужно обязательно быть на связи с учителем. Приходить не с претензиями, а за советом. Если учитель увидит в вас союзника, вы всегда сможете договориться.
Если учитель — сложный и действительно несправедливо придирается, опять же родительская задача узнать, насколько серьезен конфликт. Иногда достаточно объяснить ребенку, чтобы относился к учительнице проще, да, она странная. Иногда нужно заступиться и сказать, что учитель — тоже человек, с эмоциями и нервами. А иногда, если конфликт серьезный, имеет смысл перевести чадо в другой класс.
Причина 10
Подростковый возраст
У подростка дел по горло — расти, меняться, справляться со своим новым телом, мозгом, новыми эмоциями и чувствами. В такой момент часто бывает не до учебы. А еще в это время «не хочу в школу» — это ответ на давление родителей. Сопротивление, протест. Мы ведь привыкли контролировать своего малыша. И продолжаем говорить, что делать, даже если малыш выше нас на голову.
Что делать:
Менять тактику. Перед нами взрослый человек. Чем жестче контроль, тем сильнее будет рваться на свободу подросток. От мамы с папой в это время требуется: доверять, отпускать и слушать.
Есть еще миллион причин, все не перечислить. А есть и простая лень, и тогда родительское «надо» должно быть твердым. Но главное в борьбе с этим непростым «не хочу в школу» — это спокойствие родителей. Спокойствие и уверенность.
Что делать если не хочешь идти в ШКОЛУ!!!
не ходи! Мы тебя посветим в «Великую нехочуху» !
Надо было в институт поступать, чтоб в школу не идти. Ну можно больничный взять, горящую путёвку куданить и т. д.
Не хочу учится, а хочу женится, вот как это называется: ) Пока есть возможность, ходи в школу, потом будешт вспоминать их как лучшие моменты в жини :))))
не хочешь идти, млжно побежать
Убегать из дома, вешаться, стреляться, мигрировать, топиться, сломать ногу, удариться сильно об стенку головой.. . много способов избежать похода в школу оказывается то 😉
И я не хочу. Но вспоминаю, что всех друзей увижу и сразу хочется пойти!
Правильно, не ходи! Устройся на работу.. . дворником например, ну если повезет продавщицей в ближайшем киоске! ах да, еще можно в метро у эсколатора сидеть)))))))) ) вот здорово: твои друзья из школы идут, а ты двор метешь! Там и найдет тебя бизнесмен на белом мерсе (если пойдешь дальше учится, обязательно мимо проедет)…
Танюша притворись больной засунь подмышку грелку с термометром и с чистой совестью не иди!!!
купи что-ли машину или велосипед, можно ролики.., ну чтоб не ходить, а ездить.
Как говорил Гусь (Степан Гусев) в фильме моего детства: — А давай, мы тебе растяжение устроим! Способ — верняк!
не ходи, а езди или позвони учительнице и скажи что ты заболела, или возьми кофе налей в штаны и быстро попрёт в школу!
Кому нужна школа?!!)))
Ммм, в школу ходить надо. Никто туда не хочет, но надо. Потом будешь умной. 🙂
Никто не заставляет тебя в неё идти, есть много способов как не ходить в школу, например: полететь, побежать, доехать, допрагать, доплыть и ещё много чего…
скажи родителям что болит живот и притворяйся !
Самый честный способ – это просто сказать маме: «Мне так не хочется идти в школу, можно я не пойду?». Как это ни удивительно, но этот способ иногда срабатывает. Мама любит своего ребенка и не хочет, чтобы он страдал. Как взрослый человек, она понимает, что человеку иногда нужно дать «бонус», поэтому не исключено, что она пойдет вам навстречу. Оговоримся: этот способ работает крайне редко, поэтому испытывать его нужно не чаще раза в месяц. Хорошая интерпретация предыдущего варианта: заранее договориться с мамой о «бонусном» выходном. Попросите себе один лишний выходной в месяц, вряд ли мама откажет своему ребенку в такой мелочи. Минус этого метода: родители прекрасно понимают, что смогут в дальнейшем шантажировать вас этим выходным, требуя послушания. Плюс: вы заранее будете знать, что в такой-то день сможете не пойти в школу без «отмазок». Не совсем честные способы Хороший, действенный способ без ущерба для здоровья: номер с ключами. Берете свои ключи и кладете их в мамину сумку. Утром мама уходит на работу, а вы минут через 10 звоните ей по телефону и начинаете кричать: «Где мои ключи? Зачем ты забрала мои ключи?». Мама роется у себя в сумочке и находит ключи, после чего звонит вам. Далее события могут развиваться в двух вариантах. Если мама – человек занятой, она скажет вам, чтобы вы нашли запасные ключи. Вы их, конечно же, не найдете и спокойно ляжете спать. В том случае, если график работы мамы позволяет ей вернуться, то она вернется и привезет вам ключи. Так вы сможете прогулять один-два урока, что тоже неплохо. Совсем нечестные способы Совсем нечестный способ – это классическая симуляция болезни. Тут хороши все методы: от банального «голова болит» до полномасштабной симуляции воспаления легких с температурой и покраснениями. Лучше ограничиться «малой симуляцией», так как более сложные методы предполагают употребление внутрь различных веществ и препаратов. Конечно, если вы хотите отправиться вместо школы в больницу и пережить незабываемые минуты во время промывания желудка (со всех сторон), то можете глотать всякую гадость. А мы делать этого не советуем. Температуру можно поднять и вполне безобидными методами. Например, замотать в угол пододеяльника или простыни градусник и начать интенсивно туда дуть. Температура внутри ткани поднимется, и градусник покажет нужную отметку. После этого можно томно откинуться на кровати, засунуть градусник под мышку и звать маму. Один нюанс: если мама догадается, что ее обманывают, доверие пропадет навсегда, и наладить контакт с ней в дальнейшем будет очень трудно.
Если не прокатывает ни один способ, то нужно заболеть на самом деле. Что для этого понадобиться: моемся, не вытираемся, выходим на балкон или в любое прохладное место, стоим минут пять-десять-пятнадцать в зависимости от температуры «за бортом» , собственной выносливости и степени подозрительности родителей. Сегодня вечером, скорее всего, начнет болеть горло, а завтра утром и вовсе сляжешь с температурой.
Я тоже не хочу идти в школу, но хожу.. И завтра пойду, завтра короткий денек, а что дома делать-то?)
Только не в школу! Почему дети не хотят учиться и что с этим делать? | образование | ОБЩЕСТВО
Почти половина школьников не хотят учиться из-за неприязни к педагогу. Об этом сообщают представители Ассоциации детских психологов и психиатров России. Что делать, если ребенок отказывается идти в школу?
Особенно трудно приходится первоклашкам, ведь эйфория первых дней нередко сменяется депрессией. Учитель начальных классов Светлана Нагорная, 16 лет работающая с детьми, рассказала о причинах нежелания посещать уроки. Чаще всего они берут начало в семье, в которой воспитывается будущий школьник.
Школа для первоклашек — новое место, которое многие из них, в силу своего возраста, представляют совсем иначе и часто ассоциируют с детским садиком. И если там ребенок был в знакомом коллективе и привычных уютных стенах, в школе в длинных коридорах он остается с самим собой один на один. Конечно, постепенно учителя помогают адаптироваться к новым условиям, но для этого требуется время.
Было бы неплохо, если первые дни родителям разрешали не просто доводить детей до крыльца, но и находиться в школе вместе с ними. Кто-то скажет, что это мешает развитию самостоятельности, но все надо делать постепенно. Почему дети школьных учителей часто успевают лучше других? Потому что они находятся рядом с мамой.
Учителя начальных классов рекомендуют первоклашкам брать с собой во время первой четверти любимую игрушку.
Страхи родителей
Родители часто боятся, что в школе может случиться неприятность: конфликт с одноклассниками, учителем, травма. И дети «заражаются» этим страхом.
«У меня был ученик, который постоянно отзванивался домой с такими словами — мама, я поднялся по лестнице, мама, я сейчас буду спускаться с третьего этажа. Когда поговорила с родителями, узнала, что те очень опасаются, что сын упадет», — говорит женщина.
Избавиться от страха поможет психолог, и необязательно платить деньги за консультацию. Достаточно обратиться в муниципальный психологический центр в том районе, где живете — помощь там оказывают бесплатно.
Родственники не любят школу
«На первом занятии я обычно прошу первоклашек нарисовать школу, как они себе ее представляют. Как минимум у трети учеников на картинках преобладают черный цвет и злые гримасы учителей и одноклассников. Из разговоров с детьми я узнала, что они слышали о школе много плохого. Большую ошибку совершают те, кто уверяет малышей, что «детство закончилось». А негативные рассказы о школе окончательно утверждают в мысли, что учеба — это плохо», — рассказывает педагог.
В период, когда дети только начинают ходить в класс, учитель не советую делиться печальным опытом с ними, даже если он был.
Боязнь наказания
Критика часто становится причиной сильнейшего стресса. Не желая предстать в глазах учителя и директора плохими родителями, мы нещадно караем детей за плохие отметки.
«Нельзя оценивать человека по его дневнику. Двойка лишь указывает, что ученик не понимает какую-то тему. Главное, чтобы он не побоялся признаться в этом. Любимый вопрос родителей «Как ты можешь это не понимать?» отталкивает детей, они замыкаются в себе, а из-за низкой успеваемости и боязни получить очередной «неуд» ищут причины прогулять школу», — объясняет Светлана.
Устал учиться
Помимо основных занятий многие ученики посещают несколько факультативов сразу.
Оберегая детей от плохих компаний, родители часто находят им массу других, на их взгляд, полезных дел. Каждая минута расписана, мамы-папы гордятся этим, а дети страдают. Ребенок не выдерживает жесткого ритма и перестает ходить не только в секции, но и в школу. Высокая утомляемость приводит к безразличию и болезням. Поэтому важно не перегружать школьников, оставляя им хотя бы пару часов в день на то, чтобы пожить своей жизнью.
Не такой, как все
Причиной нежелания ходить в школу может стать комплекс, который развился у ребенка, например, из-за брекетов, косоглазия, хромоты или других особенностей.
Здесь тоже поможет разговор с психологом и хороший контакт с родителями, с которыми сын или дочь могут поделиться своими страхами. Важно донести до школьника, что особенности — не недостатки, а внешние качества играют далеко не основную роль в общении и учебе. Посмотрите фильмы, почитайте сказки — а таких немало, — где внешне привлекательные люди оказываются плохими, от которых могут отвернуться все.
От поведения и отношений с близкими зависит, насколько дети уверены в себе. Чаще бывайте с ними на различных мероприятиях, где ребенок сможет развить навыки общения, найти друзей. От комплексов страдают «одинокие» дети. А те, у кого есть свой социум, умеют найти себя и в другом.
Плата за учебу
«Закончишь без троек — куплю тебе телефон (приставку и др.)», — этим приемом пользуются многие. В итоге в школу ходят не за тем, чтобы узнавать что-то новое, а чтобы «отработать» подарки.
«Одна мама так пыталась мотивировать мою ученицу. Первый год бонусом стала поездка на море, второй — дорогой мобильник, а в третьем классе девчонка приболела и нахватала плохих отметок. Закончив вторую четверть с тремя тройками, она вообще перестала ходить в школу. Объясняла тем, что обещанного скейтборда ей уже не получить», — вспоминает учитель.
Подобное «самопожертвование» ради вознаграждений неизменно приводит к безразличию к образовательному процессу. Школа не требует подвигов, она дает шанс получить знания. Это важно понимать как детям, так и взрослым.
Конфликт с учителем
Первоклашки далеко не сразу готовы к деловым отношениям. В педагоге многие видят человека, заменяющего воспитателя, который и нос подотрет, и с ложки покормит. Но в школе все иначе — нужно самому решать массу задач. Внезапно свалившаяся самостоятельность пугает.
И даже невинные замечания превращаются для малышей в трагедию, из-за которой первый учитель становится врагом.
«Первоклашкам необходимо объяснять — педагог помогает получать знания. Ребенку нужно слушать его на уроке и задавать вопросы, если что-то непонятно. Также важно, чтобы родители были с учителем на одной волне. Приходите к нему за советом, а не для того, чтобы предъявить претензию. Союзники всегда смогут договориться. Ну а если у учителя очевидно сложный характер или конфликт зашел в тупик — лучше перевести ребенка в другой класс», — заключила учитель.
Как сделать занятия привлекательными
Учиться в школе будет легче, если жизнь за ее пределами интересна и насыщенна. Пусть во внеучебное время дети занимаются тем, от чего они действительно получают удовольствие. Фото: Фотобанк pixabay.comПсихолог-логопед Нина Алешкина дает советы, как вернуть ученикам мотивацию к обучению.
- Учиться в школе будет легче, если жизнь за ее пределами интересна и насыщенна. Пусть во внеучебное время дети занимаются тем, от чего они действительно получают удовольствие. Задача родителей — мягко их направить.
- Развивайте навыки общения: участвуйте в разных мероприятиях и конкурсах, путешествуйте, устройте «публичные» выступления в кругу близких, где ребенок впервые прочтет вслух любимое стихотворение.
- На личном примере показывайте сыновьям и дочерям, что учатся не только в школе. Взрослые изучают новые языки, осваивают новые профессии. Если родитель будет обучаться чему-нибудь параллельно со своим чадом, он станет хорошим примером для подражания.
- Ищите применение школьным знаниям — пусть дети считают сдачу в магазине, комментируют погодные явления, собирают гербарии и определяют, с какого дерева упал листик.
- Ошибки совершают все, но не каждый извлекает из них опыт. Расскажите детям о Томасе Эдисоне, который ошибся 999 раз, прежде чем создал лампочку. Посмотрите на это под другим углом: Эдисон не ошибался, а лишь испробовал 999 вариантов, которые не работают.
- Найдите «свою» школу. Если чадо говорит, что ему некомфортно, то, возможно, проблема в самом учреждении. Нередко его смена помогает решить проблему.
- Внимательно слушайте, что рассказывают о школе и уроках сын или дочь. Удивляйтесь новым открытиям вместе с ними.
- Обустройте уголок школьника дома с учетом его пожеланий, а выполнять домашние задания лучше в хорошем настроении. Этому способствует, например, просмотр любимого мультфильма.
- Быстрой адаптации поможет посещение «школы первоклассника», которая есть в учреждении, куда впоследствии ребенок пойдет получать знания.