Урок окружающего мира по теме «Солнечная система». 3-й класс
Цели: актуализация знаний учащихся о Солнечной системе, полученных во втором классе.
Задачи:1) повторить понятия «тела живой природы», «тела неживой природы», изделия;
2) углубить знания учащихся о строении Солнечной системы.
Ход урока.
I. Организация класса.
Настрой (в кругу): Окружающий нас мир
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
Игра «Живая – неживая»
— Я буду бросать воображаемый мяч и называть тела живой природы, неживой природы и изделия. Если это тело живой природы, вы ловите воображаемый мяч (вот так), если тело неживой природы, — бросаете воображаемый мяч (вот так), а если это изделие, поднимаете руки вверх (показываете, что это сделано руками человека). Кто ошибается, выходит в круг и в конце игры выполняет штрафной фант (отгадывает загадки о живой и неживой природе)*.
II. Проверка домашнего задания.
1. «Крестики-нолики»
1) Мы живём на планете Земля.
2) Остров, на котором мы живём, называется Евразия.
3) Материк – это огромный участок суши.
4) Материк по-другому называется континент.
5) Каждый человек живёт в пространстве и во времени.
6) Все, кто живёт сейчас, находятся в будущем времени.
7) О тех, кто жил давно, говорят в прошедшем времени.
8) Историческое время измеряют в часах, минутах, секундах.
9) Века обозначают римскими цифрами.
Проверка (учащиеся цветной пастой исправляют ошибочные ответы).
2. Самостоятельная работа.
На доске обозначения веков римскими цифрами. Учащимся предлагается записать обозначение века арабскими цифрами.
III. Вызов (ведущий приём – «Рассказ по ключевым словам»)
1. Загадка: Жизнь всему оно даёт,
Свет, тепло на землю льёт.
Выгляни в своё оконце –
На небе сияет … (солнце)
2. Рассказ по ключевым словам (работа в группах).
На доске записаны слова: звезда, свет, тепло, жизнь, система, 9, вращаются.
— Воспользовавшись ключевыми словами, расскажите всё, что знаете о Солнце.
Вариант рассказа, составленного детьми:
— Солнце – звезда. Без солнечного света и тепла невозможна жизнь на Земле. В Солнечной системе 9 планет. Они вращаются вокруг Солнца. Солнечная система принадлежит галактике Млечный Путь. (Как видите, при составлении рассказа учащиеся воспользовались дополнительной информацией, которая предлагалась на прошлом уроке.)
3. «Живые планеты» (составление модели Солнечной системы).
– Может быть, вы вспомните названия всех планет Солнечной системы?
Детям раздаются карточки с названием планет и изображение Солнца и предлагается встать в том порядке, в котором эти планеты расположены в Солнечной системе.
(Возможны ошибки, но учитель их не исправляет! Это могут делать только сами учащиеся.)
III. Осмысление.
1. – Я буду читать стихотворение о Солнечной системе. Если вы заметите ошибку
в расположении «живых планет», исправьте её!
В небесных просторах, ребята, заметьте:
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Планеты у Солнца танцуют, как дети,
Меркурий заводит их хоровод,
Встречаем мы Землю рядом с Луной,
И огненный Марс, что кружит за Землёй,
За ними Юпитер – из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Малы, холодны, но их различим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
Вот мы и прошли планетарный закон.
Завершить игру «Живые планеты» можно так:
— На место сядет «планета», которая расположена ближе всех к Солнцу. (Меркурий)
— На место сядет «планета», которая расположена между Венерой и Марсом. (Земля)
(Здесь уместно обсудить вопрос: когда слово Земля пишется с большой буквы,
а когда с маленькой.)
— На место сядет самая холодная планета Солнечной системы. (Плутон)
— А почему Плутон – самая холодная планета?
2. Работа с иллюстрацией (с.9).
— Почему в стихотворении, которое я вам прочитала, употребляется слово «хоровод»?
(Планеты вращаются вокруг Солнца, будто водят хоровод.)
— Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называется путь, по которому вращаются планеты? (орбита)
— Найдите орбиты на иллюстрации и покажите друг другу.
— Назовите самую большую планету Солнечной системы. (Юпитер)
— Как называется планета с кольцами? (Сатурн)
— Как вы думаете, какая планета самая жаркая? Почему?
3. Чтение деловой статьи учебника (приём «Инсерт»)
«+» — новое, «\/» — знал, «?» — хочу спросить
Беседа после чтения.
— Какая информация была для вас новой?
— А кто об этом знал? (Откуда ты это узнал?)
NB! Недавно учёные открыли десятую планету Солнечной системы.
4. Работа в тетради.
IV. Рефлексия.
«Толстые» и «тонкие» вопросы (работа в парах).
Например: «тонкие» вопросы (вопросы, имеющие однозначный ответ):
1) Верно ли, что Солнце – планета? (нет, Солнце – звезда)2
2) Какую форму имеют планеты?
3) Согласны ли вы с тем, что Солнце – это тело неживой природы?
«Толстые» вопросы (вопросы, не имеющие однозначного ответа):
1) Почему Солнце кажется больше всех остальных звёзд?
2) Почему на планете Земля есть жизнь, а на других планетах её нет?
Вместо приёма «Толстые и тонкие вопросы» на данном этапе урока возможно коллективное составление синквейна
Например: 1. Солнце.
2. Большое, раскалённое.
3. Светит, греет, радует.
4. Без Солнца невозможна жизнь.
5. Звезда.
V. Домашнее задание.
1) Запомнить порядок расположения планет в Солнечной системе
2) По желанию: — составить кроссворд на тему «Солнечная система»;
— в справочниках, энциклопедиях найти интересную информацию о
планетах Солнечной системы.
*Загадки к игре «Живая — неживая»
(штрафной фант)
1) У неё глаза большие, |
2) В ярком платье модница — |
3) Мягок, а не пух, |
4) В уголке живёт, |
4) В голубой станице |
5) Сильнее солнца, |
Технологическая карта урока Окружающего мира в 3 классе УМК «Начальная школа XXI века», по теме: «СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
НЕВЬЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Технологическая карта урока
Окружающего мира в 3 классе
УМК «Начальная школа XXI века», по теме:
«СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА»
Подготовила:
учитель начальных классов
Артамонова Анастасия Евгеньевна
г. Невьянск
2018 год
Технологическая карта урока
формировать представление детей о звёздах;формировать представление о том, отчего происходит смена времён года, смена дня и ночи;
развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать;
прививать интерес к окружающему и интерес к изучаемому предмету.
развивать ууд предметные, личностные, метапредметные
Планируемые результаты изучения темы
Предметные
Метапредметные
Личностные
Получит представление об Солнечной системе и её планетах.
Познавательные УУД
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Регулятивные УУД
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Коммуникативные УУД
сотрудничать в совместном решении поставленной задачи.
установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности.
Ресурсы
Учебно-методическое сопровождение
Дидактические материалы
ИКТ, ЦОР
Учебник: — Окружающий мир 3 класс. Издательство Вентана-Граф, автор Н.Ф. Виноградова.
Рабочая тетрадь: Окружающий мир 3 класс. Издательство Вентана-Граф, автор Н.Ф. Виноградова.
Аудиозапись песни «Притяжение Земли», видеофрагмент «Считалочка Планеты Солнечной системы», карточки для групп с названиями планет, модель ракеты, рисунок ладошки, для рефлексии.
ПК, проектор, экран, презентация.
Межпредметные связи
русский язык, музыка
Организация пространства
стандартная
Этапы урока
Название этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные
Организацион-
ный момент.
Психологичес-
кий настрой учащихся.
Громко прозвенел звонок,
Начинается – Урок
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно, спинки выпрямили.
Глаза смотрят и видят
Уши слушают и слышат
Сначала думаю, а потом говорю
Помню, что в классе я не один
Умею слушать мнения других.
Улыбнулись, правильно сели.
Приветствуют учителя Концентрация внимания
проверяют готовность к уроку.
Думаем, говорим
Умеем слушать
целеполагание,
учебная мотивация.
общеучебные, речевые высказывания.
Осознание целей.
передача информации.
Актуализация знаний, постановка учебной задачи
-Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть секреты планет Солнечной системы, узнать, отчего на Земле происходит смена дня и ночи, времён года.
— Что нам для этого нам нужно?
— Правильно! знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать.
-Вы уже знаете что про нашу планету Земля говорят «наш космический корабль»?
— А как Земля движется в космосе?
— А когда мы еще об этом говорили?
— Умницы! Все верно! Но сегодня мы отправляемся в новое путешествие. И сейчас я рада приветствовать вас на бору космического корабля «Земля»! (на доске модель ракеты, приложение 2).
Ответы детей по поднятой руке.
Дети высказываются, приводя аргументы.
Выслушивают друг друга, дополняют, обобщают, Рекомендуют источники получения информации (библиотека, энциклопедии, интернет)
логическое предположение общеучебн.речев. высказыв. речевая деятельность с целью получения информации.
учебная мотивация.
постановка цели
Постановка темы и цели урока
Звучит аудиозапись песни «Притяжение Земли»
— Как вы понимаете слова песни?
«…Мы дети галактики, Но самое главное Мы дети твои, дорогая Земля…»
-Откройте учебник на с.18, 16. Фронтальный опрос в рубрике «Вспомни: это ты уже знаешь»
— Назовите времена года
— Какие природные явления характерны для каждого времени года? Фронтальный опрос.
Работа с учебником на с. 16.
-Как представляли люди Солнечную систему, до того, как, было сделано открытие о том, что Земля круглая?
-Молодцы ребята.
— Сейчас трое ребят будут читать нам текст учебника на с. 18, а в это время вы ребята будете соотносить свои предположения с текстом при помощи простого карандаша, т.е. если в тексте прозвучит то, что вы уже знаете, вы ставите (+), если вы услышали что-то новое тогда (-)
Дети отвечают на вопрос
Открывают учебник на с. 18, 16, отвечают на вопросы в рубрике «Вспомни: это ты уже знаешь»
Трое назначенных учителем ребят выходят к доске, выразительно читают каждый по 1-му абзацу. Остальные учащиеся отмечают
(+, -). Самоконтроль
Самоконтроль чтения.
чтение, получение информации.
Нравственное, этическое ориентирование.
Кооперация усилий.
Изучение новой темы
На доске 2 группы предметных картинок по теме «Тела живой и неживой природы» (приложение 3).
— На какие группы можно распределить картинки, которые вы видите на доске? По какому признаку?
Молодцы ребята все верно сказали.
— Сейчас я вызову двух учащихся, и они распределят картинки в группы, а мы проверим как они справятся с заданием.
— Какие тела относятся к живой природе?
— Что объединяет неживая природа?
— Какие тела входят в Солнечную систему?
— Что вы можете рассказать о солнце?
— Возможна ли жизнь на Земле без солнечного света и тепла? Почему?
— Как вы думаете, почему систему, в которую входит Земля, называют Солнечной?
Работа с учебником, с.15
— Во втором классе к нам на урок уже «приходили» планеты Солнечной системы. Вспомните, что они о себе рассказывали.
«Живые планеты» (составление модели Солнечной системы приложение 4)
– Может быть, вы вспомните названия всех планет Солнечной системы?
Детям раздаются карточки с названием и изображением планет и Солнца, предлагается встать в том порядке, в котором эти планеты расположены в Солнечной системе. (работа в малых подгруппах по 4 человека)
– А для того, что бы нам проверить правильность нашей Солнечной системы, давайте посмотрим видеофрагмент (видеофрагмент «Считалочка Планеты Солнечной системы»).
— А почему Плутон – самая холодная планета?
Работа с иллюстрацией (с.15).
— Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называется путь, по которому вращаются планеты? (Орбита)
— Найдите орбиты на иллюстрации и покажите друг другу.
— Назовите самую большую планету Солнечной системы. (Юпитер)
— Как называется планета с кольцами? (Сатурн)
— Как вы думаете, какая планета самая жаркая? Почему?
— Почему названия планет написаны с Заглавной буквы?
Дети отвечают, размышляют
Работа детей у доски, самопроверка. Проверка.
Располагают планеты в группах так как предполагают (возможны ошибки, но учитель их не исправляет! Это могут делать только сами учащиеся)
Дети хором вспоминают и проговаривают правило
Добывать новые знания при работе с научным текстом, самостоятельное извлечение новой информации, умение презентовать результаты своей деятельности.
Умение работать в паре, договариваться, отстаивать собственное мнение, слушать и понимать других. Планировать свою деятельность, исходя из ее целей, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Физминутка
— Один, два, три, четыре, пять
— В космос мы летим опять
— Отрываюсь от Земли
— Долетаю до Луны
— На орбите повисим
— И опять домой спешим
Ходьба на месте
Соединить руки над головой
Подпрыгнуть
Руки в стороны, покружиться
Покачать руками вперед, назад
Ходьба на месте
умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.
Закрепление материала
— Что бы проверить, как вы запомнили и усвоили тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам поработать в рабочей тетради на с. 7, и выполнить № 11, 12*. После выполнения заданий, я попрошу вас поменяться тетрадями и проверить работу друг друга, учитывая правильность и аккуратность.
Работают в рабочей тетради на с. 7. Выполняют самостоятельно № 11, 12*, меняются тетрадями и проверяют и оценивают друг друга.
Самооценка, взаимооценка, личное моделирование, структурирование своих знаний, презентация своих знаний, опрятность, аккуратность.
Оценивать работу одноклассников и свою работу
Формирование у учащихся практических умений
делать анализ информации
Планировать свою деятельность, исходя из ее целей, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Проверка уровня обученности
— Сейчас мы поиграем в игру «Толстые» и «тонкие» вопросы. Вы прежде чес дать ответ обсудите его с соседом по парте, придя к единому мнению, дадите ответ.(работа в парах).
Например: «тонкие» вопросы (вопросы, имеющие однозначный ответ):
1) Верно ли, что Солнце – планета? (нет, Солнце – звезда)
2) Какую форму имеют планеты?
3) Согласны ли вы с тем, что Солнце – это тело неживой природы?
«Толстые» вопросы (вопросы, не имеющие однозначного ответа):
1) Почему Солнце кажется больше всех остальных звёзд?
2) Почему на планете Земля есть жизнь, а на других планетах её нет?
Вместо приёма «Толстые и тонкие вопросы» на данном этапе урока возможно коллективное составление синквейна (приложение 5 «Правила составления синквейна»)
Например: 1. Солнце.
2. Большое, раскалённое
3. Светит, греет, радует.
4. Без Солнца невозможна жизнь.
5. Звезда.
Дети работают в паре, обсуждают, отвечают. Активно участвуют в составлении синквейна
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Нравственное, этическое ориентирование.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации.
Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания.
Домашнее задание
Предлагаю выполнить модель Солнечной системы или нарисовать Солнечную систему.
Можете это сделать самостоятельно, с друзьями или родителями. Выбор за вами!
Мы организуем в школе выставку, и вы сможете показать свою работу и рассказать о солнечной системе малышам.
Право выбора!
Рефлексия
– Что нового вы узнали на уроке?
Ну, а теперь подведем итог нашей работы, оценив себя с помощью нашей ладошки (Приложение 6 «Ладошка»):
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
МОДЕЛЬ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Правила составления синквейна
два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;Черненький, пушистый
3 строка
три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
Играет, спит, ест
4 строка
фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
Он мой друг.
5 строка
одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Домашнее животное
« Земля – планета солнечной системы»
МБОУ Покровская СОШ
Урок окружающего мира по теме:
« Земля – планета солнечной системы»
4 класс
Составила:
учитель начальных классов
II категории Чернова Марина Николаевна.
МБОУ Покровская СОШ
Тема: Земля – планета солнечной системы
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель: сформировать представление о шарообразности Земли.
Задачи:
расширить представление о Земле – как космическом теле, рассказать о происхождении Земли, рассмотреть версии древних учёных о её внешнем облике, обратить внимание на факты, свидетельствующие о шарообразности нашей планеты;
развивать познавательный интерес, кругозор, умение сравнивать, обобщать;
развивать внимание, воображение учащихся;
воспитывать экологическую культуру.
Формируемые УУД
Личностные:
— формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении состава и свойств воды и воздуха, почвы
— формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру
Познавательные:
Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий .
— принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
· действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике;
· оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Коммуникативные:
— Слушать и понимать речь других.
— Вступать в беседу на уроке и в жизни.
— Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
· уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
· участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Оборудование: презентация Power Point к уроку по заданной теме, карточки с заданием, карточки оценивания.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности
Слайд 1
-Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть некоторые секреты.
-Как я вас назвала?
-Почему, не знаете?
-А кто изучает, планеты Солнечной системы?
На доске прикреплены слова (космонавт, астроном, исследователь)
(Работа с кластером-А кто такие астрономы? ( Астроном — специалист по астрономии).
— Как называется наука, изучающая звездное небо? (Астрономия).
(Астрономия — наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.)
— Чтобы многое узнать и раскрыть секреты. Для этого нам нужны хорошие знания, умения, смекалка, умение наблюдать и анализировать.
-Что вы можете пожелать своим одноклассникам?
Удачи, успеха, плодотворной работы, хороших отметок.
2. Актуализация знаний
Слайд 2
-Прочитайте, что написано на карточках. ( планета, системы , Солнечной, -,Земля)
—Вам все понятно? А что нужно сделать?
-Что у нас получилось? (Это тема нашего урока.)
— Что вы можете сказать о планетах Солнечной системы?
( Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют круглую форму. Они различаются по величине, скорости вращения и находятся на разном расстоянии от Солнца)
-Давайте начнем составлять « Кластер». Какое главное слово или слова будут главными в кластере? Солнечная система. Запишем, что знаем.( Внизу записываем, что знаем, сверху, то, что узнали)
Ответы учащихся на вопросы.
С помощью учителя формулируют тему урока.
Земля – планета Солнечной системы
Актуализируют знания о планетах, полученных ранее.
( Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца)
Составляют «Кластер»
3. Цели и задачи урока.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
-Прочитайте еще раз тему нашего урока.
Сегодня объектом нашего внимания послужит планета – Земля.
-О чём пойдёт сегодня речь?
— Земля- это что? (планета)
-А планета чего? (солнечной системы)
Сегодня нам предстоит изучить нашу планету, входящую в солнечную систему.
-Какие цели вы перед собой ставите?
(Сегодня нам предстоит изучить нашу планету, узнать, какова её форма, раскрыть её тайны и загадки.)
-Большинство планет можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Они кажутся яркими звездами. Но надо помнить, что планеты не испускают своего собственного света. Они лишь отражают свет Солнца.( Представляют одноклассникам подготовленные сообщения о планетах Солнечной системы.)
— Сколько планет входит в солнечную систему? Что вы знаете о планетах? ( Сообщения о планетах)
-А как называются пути движения планет? (орбитами)
Стихотворение.
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
Вот мы и прошли планетарный закон!
— Кроме тех планет, которые мы знаем, есть еще и совсем маленькие планеты. Кто знает, как они называются?
-Кроме больших планет, есть и малые планеты, которые движутся в основном между орбитами Марса и Юпитера. Такие планеты называются — астероиды.
— А вы знаете, что в настоящее время Международный астрономический союз сократил количество планет Солнечной системы с девяти до восьми. Плутон считается не классической, а карликовой планетой. Вместе с недавно обнаруженной Ксеной. Ксена – это временное название планеты.Открытая в 2003 году Ксена –Эрида превзошла в размерах Плутон. Её диаметр составляет 2600 километров, в то время как у Плутона он – всего – 2200 километров. Учёные решили исключить Плутон из числа «обычных» планет. Эрида тоже карликовая планета.
-Сколько планет в солнечной системе?
-Как вы думаете на какие две группы можно разделить планеты солнечной системы? По каким признакам?
(Работа в группах)
-Давайте вспомним правила работы в группах.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ:
Умей выслушать товарища
Своё мнение должен высказать каждый
Закончив дело, помоги другу
Работать тихо, чтобы не мешать другим
Рабочее место содержи в порядке
Договоритесь, кто будет выступать
Работаем с учебником стр 67.Разделите планеты на две группы и обоснуйте, почему вы так сделали.
И конечно оцените себя,в оценочных листах.
Проверка.
— Какие планеты относятся к планетам земной группы?
— Какие планеты относятся к планетам — гигантам?
(Проверка по эталону)
В Солнечной системе девять больших планет. Планеты, которые по размерам не больше Земли, называются планетами земной группы, все они имеют твердую поверхность
Это Меркурий, Венера, Марс и Земля.
Совсем другие планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Это настоящие великаны по сравнению с Землей, далекие холодные газовые шары.
Дети читают тему урока. С помощью учителя ставят цель и формулируют задачи урока.
Сегодня нам предстоит изучить нашу планету, узнать, каковы её форма и размеры, раскрыть её тайны и загадки.
Представляют одноклассникам подготовленные сообщения о планетах Солнечной системы.
Сообщения о планетах
Предположения детей.
Заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение
Предположения детей.
Проговаривают правила работы в группах
Работают в группе
Сравнивают планеты, называют самые большие, самые близкие (относительно Земли) планеты, самые похожие на Землю.
4. Постановка проблемной ситуации.
Слайд 10
Слайд 11
— С незапамятных времен небо привлекало к себе внимание людей. Солнце, дающее жизнь людям, животным и растениям, таинственно и постоянно меняющийся вид Луны, странные перемещения среди звезд «блуждающих светил» — планет, появление наводящих ужас «хвостатых звезд» — комет и, наконец, величественная и загадочная красота звездного неба – все это вызывало у наших далеких предков любопытство и восторг, страх и желание познать неведомое, а также стремление связать то, что происходит на небе, с тем, что творится в повседневной жизни.
— Давайте поразмышляем: «Возможно ли другое местоположение планеты Земля относительно Солнца?» (Жизнь возможна только в экосфере на расстоянии 150 млн.км от Солнца.) (Экосфера или экологическая сфера; биологическая система, включающая живые организмы и окружающую их среду как единое целое.)
-Как образовалась Земля?
Дети высказывают свои версии. (Жизнь возможна только в экосфере на расстоянии 150 млн.км от Солнца.)
5. Объяснение нового материала. Происхождение Земли
Слайд 12
Слайд 13,14,15,
16,17,18,
19,20
Давно, 6-7 млрд лет назад, в результате взрыва во Вселенной возникло Солнце. Сильные взрывы на Солнце выбросили в космическое пространство газовое плазменное облако. Из этого облака возникли планеты, кометы и астероиды, в том числе и наша Земля. Планета Земля появилась в космическом пространстве около 5 млд.лет назад. Сначала она была раскалённой и безжизненной. Её окутывала пелена горячих газов, солнечные лучи не достигали её поверхности. Со временем Земля охладилась, и водяной пар, который окутывал её, превратился в проливные дожди. Они заполнили впадины на Земле. Так появились древние моря и океаны. Именно в воде зародились первые простейшие живые организмы. На смену им пришли синезелёные водоросли, которые насытили атмосферу Земли кислородом.
Постепенно жизнь перешла на сушу. Земля покрылась могучими лесами из папоротников и хвощей. Появились рыбы, насекомые. Разнообразные птицы, животные, которые напоминали современных лошадей, оленей, слонов и др. В густых тропических лесах обитали отдалённые общие предки человека и человекообразных обезьян.
Леса были богаты растительностью. Древесные обезьяны легко находили в них пищу. Но близился ледниковый период. На планете резко похолодало, исчезли многочисленные леса, многие виды растений и животных. Образовались открытые безлесные пространства. Жизнь на открытых пространствах таила много опасностей. Негде было прятаться от врагов и холода, трудно было находить пищу.
Вымерли не только мамонты, но и огромное количество обезьян и древних людей. Оставшиеся в живых были вынуждены приспосабливаться к суровым условиям жизни.
6. Постановка проблемной ситуации.
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Трое животных затеяли спор. Давайте разберёмся, кто из них прав.
1. Наша Земля плоская. Солнце, звёзды и Луна расположены на небесной сфере и вращаются вместе с ней.
2. Земля – шар. Вокруг Земли вращаются звёзды и планеты.
3. Наша Земля – шар. Она вращается вокруг раскалённого Солнца, расположенного далеко от Земли.
(Неверные ответы исчезают.)
— Какая она, наша планета? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.)
— Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета». А почему она такая голубая? (на Земле много воды)
— На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.
-Какая по счёту наша планета от солнца?
( Это третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера)
— А почему Землю называют «Планета — сад?» (Потому что на ней растут растения)
— И ещё потому, что на Земле есть жизнь.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!
— А как Земля движется в космосе?
( Она движется вокруг Солнца по данному маршруту.)
Высказывания детей.
Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.
Ответы учащихся на вопросы.
(на Земле много воды)
(По размеру это небольшая планета.)
( Это третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера)
Потому что на ней растут растения
( Она движется вокруг Солнца по данному маршруту.)
7. Физминутка.
Слайд 25
Хоровод планеты водят — дети взявшись за руки идут по кругу
В вышине на небосводе — руки поднять вверх
Заключили Солнце в круг — взялись за руки
И летят за другом друг — легкий бег по кругу
8. Древние представления о форме Земли
Слайд 26
— Это сейчас даже малыши знают, что наша планета имеет форму шара. Но когда-то для человечества внешний облик земли оставался загадкой. Греки считали, что Земля – это плавающий на воде диск, а небо – купол, который поддерживает бог Атлант. Египтяне считали, что Земля – это лежащий бог, из тела которого растут деревья и цветы, а небо – это наклонившаяся богиня, звёзды – драгоценности на её платье.
9. Объяснение нового материала. Доказательства шарообразности Земли (слайд 14- 30)
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29-35
Слайд 36-38
Человек не сомневался, что, пройдя в одном направлении определённое расстояние, можно достичь края Земли. Позже путешественники заметили, что, как бы далеко они не удалялись, края Земли найти не могли.
Со временем учёные смогли доказать, что Земля имеет форму шара.
У большинства планет есть спутники. Земля имеет естественный спутник. Кто уже догадался, как он называется? (Это Луна).
У Земли только один спутник – Луна. У Марса два спутника, у Сатурна – тридцать.
— Что происходило 8 октября с луной.
-Вы сейчас будете работать в парах. Вы будете исследователями. Нужно доказать, что земля круглая. Давайте вспомним правила работы в парах.
(Карточки вытягивают — 1.При затмении Луны. 2. Мореплаватели.3. В открытом море 4.Люди, проживающие в горной местности.)
Когда будете доказывать, не забывайте, что Земля круглая, имеет форму шара. 1 пара доказывает, что Земля круглая, когда вы наблюдаете затмение луны.2 пара доказывает, что Земля круглая, вы мореплаватели.3 пара доказывает, что Земля круглая, когда вы находитесь в открытом море.4 пара доказывает, что Земля круглая, если вы живете в горах.
1 доказательство: при затмении Луны тень Земли, заслоняющая её, видна в виде круга. Нетрудно догадаться, что тень в виде круга падает только от шарообразного тела.
2 доказательство предоставили мореплаватели: если плыть всё время на запад, то можно достичь первоначальной точки путешествия.
3 доказательство: в открытом море человек видит только до горизонта. При удалении объект исчезает постепенно.
4 доказательство: люди, проживающие в горной местности, наблюдают, что утром солнечные лучи сначала озаряют вершины гор, хотя самого солнца ещё не видно.
— Предоставьте свои доказательства.
— Оцените свою работу в парах.
Дети формулируют правила.
Ответы детей (Затмение луны)
Работа в парах
Активизация мыслительных операций:
— анализ и синтез;
— сравнение;
— обобщение;
— конкретизация.
Дети предоставляют свои доказательства
10. Первоначальное закрепление «Знатоки планеты Земля».полученных знаний.
I вариант 1. Самосветящееся небесное тело: а) звезда; в) метеорит; б) планета; г) Луна. 2. Группа звезд, занимающая определенный участок неба: а) орбита; в) астероиды; б) комета; г) созвездие. 3. Третья планета от Солнца: а) Луна; в) Марс; б) Земля; г) Венера. 4. Самая маленькая планета Солнечной системы: а) Плутон; в) Марс; б) Венера; г) Меркурия. 5. Самая близкая звезда к Земле: а) Солнце; в) Сириус; б) Луна; г) Полярная. 6. «Хвостатые» небесные тела: а) астероиды; в) планеты; б) кометы; г) звезды. 7. Планеты Солнечной системы изучают: а) географы; в) историки; б) астрономы; г) химики. | II вариант 1. Небесное тело, обращающееся вокруг Солнца: а) планета; в) звезда; б) спутник; г) метеорит. 2. Космический объект, обращающийся вокруг планеты: а) звезда; в) спутник; б) комета; г) астероид. 3. Четвертая планета от Солнца: а) Сатурн; в) Венера; б) Юпитер; г) Марс. 4. Самая большая планета Солнечной системы: а) Юпитер; в) Уран; б) Сатур; г) Меркурий. 5. Самая яркая звезда созвездия Малая Медведица: а) Сириус; в) Солнце; б) Полярная; г) Луна. 6. Центральное место в Солнечной системе занимает: а) Земля; в) Солнце; б) Луна; г) Юпитер. 7. Спутник Земли: а) Солнце; в) Луна; б) Венера; г) Марс. |
— Проверяем себя по эталону и оцениваем.
Выполняют задание на индивидуальных листах.
Проверяют тест по эталону
Дают самооценку.
11. Итог урока.
Рефлексия.
Вот и закончилось наше путешествие по Солнечной системе. Вы сегодня показали очень хорошие знания о планетах, узнали много нового, интересного.
— Какую цель ставили? Достигли цели? (Сегодня нам предстоит изучить нашу планету, узнать, каковы её форма, раскрыть её тайны и загадки.) При рефлексии не забывайте использовать кластер.
На сегодняшнем уроке я узнал…
Я похвалил бы себя…
Особенно мне понравилось…
После урока мне захотелось…
Я мечтаю о …
Было интересно…
Было трудно…
Меня удивило…
— Спасибо, всем за урок!
12. Домашнее задание.
Домашнее задание.
1.Работа по карточке
Вставьте в текст пропущенные слова.
Солнце – это … (раскаленный) самосветящийся газовый шар. Такие небесные тела называют … (звездами). Небесные тела, не изучающие собственного света, называют … (планетами). Вокруг Солнца обращается … (9) планет. Вокруг большинства планет обращаются … (спутники). Путь планеты называют … (орбитой). Небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца, образуют … (Солнечную) систему. Центральное место в Солнечной системе занимает … (Солнце). Земля – … (планета Солнечной системы). Луна – естественный … (спутник) Земли. Спутник, запущенный человеком, называется … (искусственным). Наука об освоении космического пространства называется … (космонавтикой).
2.Работа в тетради. Стр 25 № 1,3
3. Найти иллюстрации-доказательства шарообразности Земли.
Выбирают задание и записывают в дневник
13.Оценивание.
Слайд 39
— Какие себе поставите оценки.
Используемая литература:
1.Учебник по окружающему миру О.Т. Поглазова. Издательство Смоленск Ассоциация XXI век 2013г
2. Рабочая тетрадь по окружающему миру О.Т. Поглазова. Издательство Смоленск Ассоциация XXI век 2014г
3.Современный урок в начальной школе Ю.Воронина Издательство Москва 2013г
4.Моя Вселенная Р.Т.Сотникова Издательство Иркутск 1998г
5.Уроки окружающего мира с применением ИКТ Издательство Планета 2010г
6. Журнал Начальная школа
7. Журнал Пед Совет
8. http://images.yandex.ru
Конспект урока по окружающему миру «Земля-планета солнечной системы»
Тема урока: Солнечная система. Земля – планета Солнечной системы
Цели урока:
— в процессе формирования представления о Солнечной системе и о Земле как одной из планет Солнечной системы содействовать осознанию учащимися уникальности Земли, условий для существования жизни на ней;
— продолжить развитие умений совместной работы, самостоятельной работы с учебником.
Оборудование: рисунки планет для моделирования Солнечной системы
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка знаний
Повторение изученного с помощью игры «Верно ли, что…»
Верно ли что:
– звезды светятся, потому что это раскаленные тела?
– звезды значительно меньше Земли?
– по Полярной звезде можно определить направление на север?
– Солнце – огромный, раскаленный газообразный шар?
– Солнце – источник тепла, света на Земле?
– без Солнца не было бы жизни на Земле?
– благодаря Солнцу образуются облака, из которых идет дождь или снег?
Устный опрос
— Расскажите, что вы знаете о звездах.
— Расскажите, что вы знаете о Солнце.
3. Оглашение темы урока
— Сегодня у нас урок по теме Солнечная система. Земля – планета Солнечной системы. Урок наш будет проходить в необычной форме – мы будем работать группами.
4. Изучение нового материала
Методика «Обучение сверстников» — работа в группах. При распределении заданий и образовании групп учитываются индивидуальные возможности учащихся.
Задание для 1-й группы:
С помощью заготовленных рисунков на основе учебника смоделировать на доске Солнечную систему.
Ответить на вопросы:
— Какое положение в Солнечной системе занимает Земля?
— Как называются ближайшие планеты-соседи Земли?
— Как называется самая близкая к Солнцу планета?
— Как называется самая удаленная от Солнца планета?
— Как называется самая крупная планета?
Задание для 2-й группы:
Представить (в форме драматизации) стихотворение с ошибкой:
Мы тему урока давайте наметим:
Планеты у Солнца танцуют, как дети.
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера
В пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной,
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними Сатурн – из всех великан,
И дальше Юпитер в кольцах видится нам,
Последние три едва различимы,
Малы, холодны, но их отличим мы:
Уран, и Нептун, и кроха Плутон.
Вот и прошли планетарный закон.
Ученики этой микрогруппы получают карточки с названием планет. В процессе чтения стихотворения, стоя перед классом, они последовательно поднимают карточки, а затем учитель просит остальных учеников найти и исправить ошибку в стихотворении.
Задание для 3-й группы:
— Третья группа, используя описание планет, должна исследовать, может ли существовать жизнь на других планетах Солнечной системы, кроме Земли.
Содержание задания:
Определи по описанию, о каких планетах идет речь:
А. Это самая близкая к Солнцу небольшая планета (в 20 раз меньше Земли) получила название в честь бога торговли. На освещенной стороне этой планеты температура достигает +400 С, а на неосвещенной до – 50 С. ______________________
Б. Название ей дали в честь богини красоты. Ни одна планета, ни одна звезда не может с ней сравниться по силе блеска. Ее можно увидеть после заката Солнца на западной стороне или утром на востоке перед восходом Солнца. Размером почти такая, как Земля. У нее есть воздушная оболочка, но состоит преимущественно из углекислого газа. _____________________
В. Светится красным цветом, назван в честь бога войны. В два раза меньше Земли. На планете есть воздух, но очень разреженный. Температура днем в области экватора достигает до +25 С, но ночью падает до –100 С. _____________________
— На основании описания сделайте вывод об условиях для жизни на этих планетах.
Задание для 4-й группы:
— Выяснить, почему Земля – самая удобная планета Солнечной системы для существования жизни. Кто-то из учащихся готовит представление стихотворения на стр. … учебника.
5. Представление и обсуждение результатов работы в группах
6. Подведение итогов урока. Рефлексия
— Что узнали нового?
— Что больше всего понравилось? Почему?
— Как вы оцениваете работу в группах?
7. Домашнее задание
Прочитать тексты по теме Солнечная система. Земля планета Солнечной системы, ответить на вопросы к ним, подготовить небольшое сообщение о планете Земля.
Задание по желанию: подготовить рисунок на тему «Земля – планета жизни»
Урок -проект по окружающему миру Солнечная система 3 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Cредняя общеобразовательная школа п. Липовский»
Номинация:
Организация проектной деятельности на уроках в начальной школе
Урок-проект
Тема: Солнечная система
УМК «Начальная школа 21 века»
Составил: Кабашева Виктория Олеговна
учитель начальных классов
Предмет: окружающий мир,
Класс: 3
Раздел «Земля – наш общий дом»
Урок 1.
Тема « Солнечная система»
Цель: формирование знаний об элементах Солнечной системы и применение их посредством проектной деятельности.
Задачи :
действия учебной деятельности : умение с одноклассниками ставить и фиксировать учебную цель, планировать свою деятельность для достижения поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, самоанализ учебной деятельности
действия с учебной информацией: умение получать информацию из разных источников, анализировать и структурировать главное.
действия коммуникативной деятельности : умение с полнотой и точностью выражать свои мысли, сотрудничать в поиске и отборе информации в группе, вносить свой вклад в общее дело.
Воспитывать эстетические чувства и интерес к исследовательской работе
Технология: метод проекта
Психологический аспект построения урока-проекта — восприятие-осмысление-понимание –проектирование продукта — воспроизведение материала в речь- обобщение .
Визитная карточка проекта :
Основополагающий вопрос проекта: каковы отличительные черты планет Солнечной системы.
Проблемный вопрос: есть ли условия для жизни на планетах Солнечной системы?
Учебные вопросы : что входит в Солнечную систему, место Земли в Солнечной Системе, как люди изучают Солнечную систему .
Продукт проектной деятельности: фантастическая добавка — «жители» Солнечной системы
Форма организации учебной деятельности : игра «Встреча жителей планет»
Методы и приемы : частично – поисковый, метод контроля и самооценки, приём «яркое пятно», подводящий и побуждающий диалоги, фантастическая добавка.
По времени: кратковременный — 1урок, самостоятельная работа 3 дня, 2ур
Оборудование и ресурсы: проектор, мультимедийная стартовая презентация учителя, материалы диска «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» (раздел «Мир вокруг» — Солнечная система).
Учебник Н. Виноградова «Окружающий мир» 3 класс, таблица, карточка «Проверь себя», «Лист оценки» (для учащихся), « Лист наблюдения за деятельностью групп», «Лист наблюдения за сформированностью умений» (для учителя).
1 этап. Погружение в проект .
Цель: вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на личностно значимом уровне
Планируемый результат: умение объяснить смысл своих мотивов, целей, умение ставить учебную задачу на основе того, что уже известно, и того, что еще неизвестно
Этап урокаДеятельность учащихся
Деятельность учителя
Методический комментарий
1
Организацион
ный
Включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками, учителем.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Психологичес
кий настрой
на сотрудничество
2
Мотивационно-целевой
Формулируют, уточняют тему и цель.
Высказывают
своё предположение
Воспроизводят знания:
Земля — Солнечная система- Галактика-Вселенная
Формулируют тему
«Солнечная система»
Воспроизводят знания о Солнечной системе из ранее изученного
Формулируют цель:
(предполагаемая):
узнать, чем планеты Солнечной системы отличаются друг от друга?
Создаёт условие для погружения в проект, осмысления темы и целей урока.
Под музыку учитель показывает слайды- пейзажи планеты Земля. Одновременно читает стихотворение.
(приложение 1)
-Какие образы возникли
у вас при прослушивании? Как вы думаете, что мы будем изучать?
Действительно,
мы подошли к изучению очень интересного раздела. Давайте прочитаем его название «Земля- наш дом».
Как понимаете заголовок?
— Давайте вспомним из ранее изученного «адрес»
нашего дома – Земли.
Если бы мы могли совершить совершать межпланетные путешествия так же легко и безопасно, как можем путешествовать по нашей Земле, в первую очередь мы бы отправились посмотреть именно эти места.
-гора Олимп — самая высокая гора Солнечной системы
-движение Солнца «вспять»
— вихрь, скорость ветра в нём достигает 640 км/час, длится он десятилетиями .
-Что вас удивило в межпланетном путешествии?
Заинтересовало? Какая тема открывает раздел
«Земля — наш общий дом»?
-Что вы уже знаете о Солнечной системе? Почему важно углубить свои знания по этой теме?
-Какую поставим цель перед собой? Сформулируйте её с помощью вопроса.
Стартовая презентация учителя Приложение1
Слайды 1-7
Подводящий диалог
Приём «Яркое пятно»
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11-12
«Солнечная система»
Учитель записывает тему на доске
2 этап Организация деятельности
Цель: готовность мышления и осознание потребности к поиску новых знаний.
Планируемый результат: определение последовательности действий с учётом конечного результата; в сфере коммуникативных умений: определение функций участников, способов взаимодействия, умение с полнотой и точностью выражать свои мысли, договариваться в группе .
3Планирование деятельности
Обсуждение и фиксация учебных вопросов, предьявление их классу
Возможные вопросы
— выяснить диаметр планеты в км
— расстояние планет от Солнца
— температура на поверхности
— количество спутников
— есть ли жизнь на планете
— как исследуется планета
— какой возраст Солнца?
и др…
Примерный план
1. Выяснить отличительные черты планет Солнечной системы.
2. Составить таблицу, используя соответствующие знания.
3. Спроектировать
«жителя»
4.Приготовиться к выступлению
Ученики распределяются на группы по 3 человека и распределяют обязанности внутри группы
Совет планеты:
Лидер планеты
Корреспондент планеты
Консул планеты
Организует выдвижение рабочей гипотезы.
-Давайте обсудим, как будем изучать планеты Солнечной системы.
Поработайте в группах.
Обсудите вопросы, которые возникли у
каждого к теме.
выберите один, самый интересный, самый важный, на ваш взгляд.
Запишите этот общий вопрос.
Что будет результатом систематизации?
–обобщающая таблица, которую составим вместе. У кого есть другие предложения?
Предлагаю игру с элементами фантастики «Встреча жителей планет
Создаёт условие для организации проектной деятельности
Представьте, что каждую планету населяют существа и народы. И вот однажды жители всех планет собрались на планете Земля на встречу, чтобы рассказать о своём доме. К встрече нужно готовиться. Успешный результат будет зависеть от работы каждого из вас. Предлагаю спроектировать «жителей» планет и приготовить защиту- выступление .
У кого есть идеи, предложения?
Можно ли в других формах представить «жителя»? Что выберите вы?
Для выполнения этого задания составим план действия .Приведёт ли он к цели? Каких знаний не хватает, чтобы его выполнить? Можем ли сами найти их?
Договариваются о критериях оценивания
Учитель организует распределение учеников на группы и обязанностей внутри групп
Каждая группа получает номер планеты
(по удаленности от Солнца) и таблицу для самостоятельной работы
( приложение 2)
-Каждая планета управляется Советом. В ней находятся самые авторитетные жители планеты. Основная задача Совета- помочь развиваться своей планете.
-Что поможет вам собрать информацию о своей планете? Сколько потребуется времени?
«Мозговой штурм»
Учитель фиксирует предложенные вопросы
Например,
рисунок, плакат, альбом, макет …
Качество выступления, конечный продукт, умение донести свои мысли
Совет планеты
Лидер планеты— организует работу всего Совета
Корреспондент планеты— записывает информацию о своей планете
Консул планеты— поддерживает связь
( с учителем, с товарищами)
для согласование замыслов, мнений
3 этап Информационно-операционный ( 3-4 дня)
Цель: поиск, открытие новых знаний и применение их посредством проектной деятельности
Планируемый результат: поиск, выделение и обработка информации, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, умение планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе.
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Методический комментарий
Построение нового знания
Ученики самостоятельно изучают и собирают материал, фиксируют в таблицах
( приложение 2-3)
непосредственно выполняют проект,
Учитель наблюдает, координирует, проводит консультации;
Самостоятельная работа учащихся
с источниками информации
У учителя : «Лист наблюдений за деятельностью групп»
(приложение 5)
2- й урок
4 этап Продукт проектной деятельности
Цель: включение «открытий» в систему знаний
Планируемый результат: представление информации в форме таблицы, творческой работы; умение с достаточной полнотой и точностью доносить своё мнение и отстаивать его, понимать говорящего.
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Методический комментарий
1
1
Мобилизующее начало урока
Дети воспроизводят основополагающий вопрос проекта : выяснить отличительные черты планет Солнечной системы
Сегодня мы продолжим путешествие по Вселенной
— Вспомните нашу основную учебную цель проекта .
Предлагаю начать работу с разминки.
Прибор для изучения Вселенной
( телескоп)
Что ближе к Земле; Солнце или Луна? (Луна)
Путь движения планеты вокруг Солнца? (орбита)
По какой звезде можно ориентироваться ночью? (Полярной)
Самые горячие звёзды по цвету? (белые)
Одежда для космонавтов? (скафандр)
К игре готовы!
Фронтальная работа с классом
2
2
Защита продукта
Ученики представляют проекты по группам.
Организует представление продукта проектной деятельности
Наступило время представить проекты.
Почему « Встреча жителей планет» произойдёт именно на Земле? ( единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь) , а жители других планет-это фантастика.
Право первой рассказать о своём доме представляется Совету планеты Земля.
(На интер/доске появляется изображение Земли и таблица.)
Подводим итоги. Все справились с заданиями Молодцы!
Слайды «Планеты Солнечной системы» Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» раздел «Мир вокруг» — Солнечная система,
(появляются по ходу выступления групп)
Обобщающая
таблица
(приложение 3)
на интерактивной доске. Заполняется по ходу представления детьми информации.
3
3
Закрепление изученного материала
Работают в парах
«Проверь себя»
(приложение 4)
Организует деятельность по применению новых знаний. В результате мы заполнили таблицу и можем теперь ответить на вопросы «Проверь себя»
Поработайте в парах.
Обсудите с товарищем
Чередование работы в паре с общей беседой
4
Итог урока
Подводят итог, что нового узнали о Солнечной системе.
Наука развивается. Люди многое узнали о Вселенной, в которой мы живём, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос, направили космические ракеты на Луну и другие планеты для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но ещё многое предстоит понять и узнать, может быть, это сделаете Вы.
5 этап Рефлексивно – оценочный
Цель: самооценка результатов деятельности
Планируемый результат : осознание качество и уровень усвоения знаний ,объяснение смысла своих мотивов деятельности .
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Методический комментарий
6
Рефлексия деятельно
сти
Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Осуществляют самооценку собственной деятельности.
«Лист оценки»
(приложение 5)
Организует рефлексию.
-Какую ставили учебную задачу?
Нравилось ли тебе
работать над проектом?
Какие трудности ты испытывал?
Какими источниками пользовался?
-Как поработали в Совете?
-Кому захотелось сказать «Спасибо»?
Учитель благодарит за сотрудничество.
Используется «Лист оценки»
(для учащихся)
«Лист контроля
за
сформированностью умений»
(для учителя)
Приложение 5
Презентация к уроку: «Земля — планета Солнечной системы «
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку: «Земля — планета Солнечной системы «»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОМОДЕДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
Окружающий мир – 4 класс
Учитель начальных классов:
Кохно Зимфира Ансаровна
Тема:
Земля – планета Солнечной системы
Цели:
Уточнить представление учащихся о Солнечной системе, планетах Солнечной системы;
Обратить внимание учеников на факты свидетельствующие о том, что Земля имеет форму шара;
Мы отправляемся в космическое путешествие…
5
4
3
1
2
ПУСК
Вселенная – это всё, что существует в космосе
Звёзды
Облака газа
Планеты
Звёзды группируются в огромные семейства — галактики
Звезда – это шар горячего газа
Звёзды различны по размеру и яркости
Люди делят небо на области – созвездия.
Созвездие — Большая медведица
Созвездие — Лебедь
Созвездие — Орион
Ближайшая звезда к земле -Солнце
Солнце и всё, что обращается вокруг него называют Солнечной системой
Планета – крупный объект, движущийся в космическом пространстве вокруг Солнца
Каменные планеты
Марс
Меркурий
Венера
Земля
Самые большие планеты Солнечной системы:
Юпитер
Сатурн
Самые далёкие от Солнца планеты
Уран
Плутон
Нептун
Их видно только в телескоп. Они состоят из газа
Планета Земля находится в галактике Млечный путь . Её размер около 100000 световых лет.
Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой существует жизнь.
Живые организмы могут существовать на Земле потому, что на планете есть:
Вода Воздух
Подходящая для жизни температура
Земля имеет форму шара. Она движется вокруг Солнца
Луна – естественный спутник Земли, который вращается вокруг Земли
Земля в опасности !
Земля в опасности !
Космический адрес планеты Земля:
Галактика:
«Млечный путь»
Солнечная система
3 планета от Солнца
Для любознательных:
Дополнительную информацию о Космосе можно найти в книгах.
Интересное рядом…
Презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему: Презентация по окружающему миру » Наша планета Земля» 3 класс
Слайд 1
Наша планета Земля окружающий мир 3 класс Учитель: Коданева Л.В.Слайд 2
космос
Слайд 3
Цель урока: Сформировать представления учащихся об основных типах небесных тел: звёздах, планетах Солнечной системы. Задачи : 1. Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, с Солнечным и Лунным затмениями. 2. Повторить с учениками, почему видимая форма Луны меняется в течение месяца. 3. Развивать воображение, фантазию, наблюдательность.
Слайд 4
Скопление звёзд называется ГАЛАКТИКОЙ.. Миллионы галактик образуют ВСЕЛЕННУЮ . Солнечная система находится в галактике Млечный Путь .
Слайд 5
Что такое СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА ?
Слайд 6
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Это огромный раскалённый газовый шар. Его масса в 330 тысяч раз больше массы Земли. С помощью телескопа можно наблюдать огромные факелы раскалённого газа – протуберанцы. Наше Солнце – это термоядерный взрыв, который длится вот уже несколько миллиардов лет. Благодаря его энергии, долетающей до Земли, на нашей планете существует жизнь.
Слайд 7
Вокруг Солнца движется 9 больших шарообразных планет. Они образуют Солнечную систему. Планеты – холодные космические тела, которые не излучают собственного света. Они видны потому, что отражают солнечный свет.
Слайд 8
Солнце Земля Меркурий Венера Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун Плутон Солнечная система МЕЧТОЛЁТ
Слайд 9
Планета Земля Толщина атмосферы – 10000 км Возникла около 4,5 млрд лет назад Диаметр – 12756км Скорость вращения по орбите 107200 км / ч Вращение Вокруг оси – 24ч = 1сут. Расстояние до Солнца 150 млн.км
Слайд 10
Самолёт облетит Землю за 2 дня. Автомобиль проедет это расстояние в течение месяца. Пешеход будет идти 3 года. Ю.А.Гагарин облетел Землю на космическом корабле за 1час 48 мин.
Слайд 11
Луна — спутник Земли. Это самое близкое к нам космическое тело. Среднее расстояние от Земли до Луны составляет около 384 400 километров. Масса Луны меньше массы нашей планеты примерно в 81 раз, а диаметр составляет 3 474 километров.
Слайд 12
Как происходит солнечное затмение?
Слайд 13
Во время вращения Земли вокруг своей оси и по солнечной орбите иногда возникают моменты, когда диск Солнца полностью закрывается Луной.
Слайд 14
Фазы Луны Лунное затмение наступает, когда Луна полностью закрыта тенью Земли от Солнца.
Слайд 15
Проверь себя: ЗВЕЗДА ПЛАНЕТА ЛУНА ГАЛАКТИКА Скопление звёзд Холодное небесное тело Спутник Земли Раскалённый газовый шар
Слайд 16
Ресурсы: Детская Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 г. Энциклопедия «География» М. «Росмэн» 1998г. Энциклопедия «Наука» М., «Росмэн»1998г.