Что изучает графика в русском языке 5 класс – Урок русского языка в 5-м классе. Графика. Алфавит

Урок русского языка в 5 классе «Графика. Алфавит»

Урок русского языка в 5 классе

Графика. Алфавит.

Цели урока:

Обучающие:

  • рассказать об истории появления письменности;

  • рассказать об истории появления русского алфавита;

  • повторить алфавит русского языка;

  • познакомить с понятием « графика»;

  • формировать умение использовать алфавит на практике.

Развивающие:

  • формировать умение распознавать старославянские буквы;

  • умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.

Воспитательные:

  • развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда;

  • воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;

  • воспитание интереса к изучению русского языка.

Оборудование:

Ход урока:

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения. Поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнем урок!

  1. Повторение изученного на предыдущих уроках.

А начнем мы наш урок с повторения. Не зря говорят: «Повторение – мать учения!»

Вот задание на доске:

  1. Найдите соответствия:

Гласные звуки делают нашу речь музыкальной и напевной

Сонорные и звонкие согласные звуки придают устной речи звучность,

мелодичность и плавность

Мягкие согласные делают нашу речь мягкой и нежной

  1. Распределите данные слова в две колонки: «громкие», «тихие». Учитывайте характер звучания.

Гроза, взрыв, шелест, шепот, гром, тишина, рокот, ласка, грохот, лепет.

  1. Актуализация знаний

— Мы живем в мире звуков, и люди научились записывать то, что слышат, при помощи букв. Но когда-то давным-давно люди обходились и без них.

Как же они обходились без письма? Давайте заглянем в историю возникновения письменности.

  1. Формулирование темы урока

— Но древние люди посчитали язык рисунков, знаков, иероглифов неудобным и очень сложным.

Поэтому придумали буквы – фигурки, значки для звуков. А как на письме называются эти значки? (Буквами). Как называется расположение букв в определенном порядке? (Алфавит). Как называется раздел науки о языке, который изучает начертание букв и их соотношение со звуками речи? (Графика). Правильно. Это и будет темой сегодняшнего урока. (Запись в тетрадях темы урока).

— Какую цель вы поставили бы к уроку?

  • Узнать историю возникновения русского алфавита;

  • повторить алфавит русского языка;

  • познакомить с понятием « графика»;

  • научиться использовать алфавит на практике.

— Слово «алфавит», ребята, не русского происхождения: оно произошло из названий двух первых букв греческого алфавита «альфа» и «вита» (древнегреческого «бета»). Назовите русскую «сестренку» алфавита. Как ее зовут? (Азбука). Каково происхождение этого слова? (Слово «азбука» образовано из названий первых букв старинного русского алфавита аз (буква А) и буки(что означало буква).)

— Кто же создал славянскую азбуку? Славянскую азбуку (она также основывалась на греческом алфавите) разработали братья Кирилл и Мефодий родом из Греции, города Салоники (Солуни). Мать их была болгарка.

Кирилл и Мефодий были монахами и своей проповедью много способствовали утверждению христианства в славянском мире, а именно в Болгарии. Оттуда христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию.

В 863 году с помощью брата Мефодия и учеников Кирилл составил старославянскую азбуку, которая была названа его именем (кириллица), и перевел на болгарский язык с греческого основные Богослужебные книги. Кирилл и Мефодий почитаются как святые и на Востоке и на Западе

  1. Работа с учебником (открытие новых знаний)

Задание 1. (работа в паре)

Сравните кириллическую азбуку с современным алфавитом. Какие буквы исчезли? Сильно ли изменилось начертание букв? (Учебник упр. 275 на стр.200- 201).

Задание 2

— Алфавит нужно знать так же хорошо, как таблицу умножения.

— Как вы думаете, почему? Каково значение алфавита? (В алфавитном порядке расположены сведения в словарях и справочниках, в классном журнале, в библиотечном каталоге).

  1. Физкультминутка.  

— А теперь мы проверим, хорошо ли вы знаете алфавит.

Ну-ка, детки, встали в ряд!

Букв устроим мы парад!

Встаньте так, чтоб в каждом ряду

Ваши фамилии были в алфавитном строю.

(Дети выстраиваются в алфавитном порядке)

А теперь прошу присесть тех,

В чьем полном имени буква А есть,

С буквой Л наклон вперед,

С И подняли руки вверх,

С В на цыпочки привстали,
С
Т на месте побежали.

Все привстали, подтянулись, на свои места вернулись.

  1. Работа в группах. Упражнения на закрепление материала

Задание 1 (в группе)

Напишите в алфавитном порядке названия городов, которые даны в Упр. 279, стр. 202.

(Архангельск, Белгород, Брянск, Владивосток, Владимир, Волгоград, Гжель, Дивногорск, Ельня, Звенигород, Ижевск, Иркутск, Казань, Калуга, Кисловодск, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курск, Липецк, Новгород, Новосибирск, Омск, Орел, Пенза, Петрозаводск, Самара, Саратов, Смоленск, Таганрог, Тамбов, Тюмень, Хабаровск, Уфа, Чебоксары, Чита, Элиста, Ярославль)

Занимательный момент (дополнительно!)

Каждой весной, 24 мая, население Болгарии отмечает удивительный праздник. Все от мала до велика и в городах, и в селах выходят на улицы. Попробуйте угадать, что несут демонстранты, проходя по центральным улицам. Лозунги? Портреты? Цветы? Да. Несут они и цветы, ведь великий праздник без цветов невозможно представить. Самое удивительное в этом красочном шествии то, что люди несут огромные красочные буквы. Буквы, к которым мы все привыкли: они одинаковы для русских и болгар. А на портретах – создатели славянской азбуки – Кирилл и Мефодий.

Задание 2: Определите, жители каких ещё стран несли бы эти буквы? ( Сербия, Македония, Украина, Белоруссия, Россия)..

Задание 2 на карточках.

— Продолжите ряды слов, в которых вторая (а затем и третья) буква расположены в алфавитном порядке.

САни, сБор, иВолга, иГра, уДав, сЕдло…

БрАт, изБа, акВаланг, авГуст, саДовник, смЕх…

8. Рефлексия. Итог урока

-Итак, ребята, что мы сегодня узнали на уроке?

-Какие задания вам понравились больше всего?

-Что у вас вызвало затруднение ?

-С каким настроением вы уйдете сегодня с урока? Нарисуйте смайлик и покажите мне его.

9. Выставление оценок за урок

10. Домашнее задание

На выбор

1) Выполнить упражнение 281, стр. 202.

2) Сочинить сказку о любой букве

3) Расположить учебные предметы в алфавитном порядке.

infourok.ru

Открытый урок по теме Графика. Алфавит (5 класс)

Открытый урок по теме:

«Графика. Алфавит»

5 класс

Цели урока:

  1. воспитательные: формировать чувство ответственности за результаты своего труда, формировать умение работать в команде, воспитывать положительное отношение к знаниям и интерес к изучению русского языка.

  2. обучающие: познакомить с историей появления русского алфавита; повторить алфавит русского языка; расширить представление о отличии устной речи от письменной; познакомить с тем, что изучают графика и каллиграфия, объяснить назначение алфавита.

  3. развивающие: развивать культуру речи, умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов, отличать звуки от букв.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: урок-путешествие во времени и одновременно урок-игра. Для того, чтобы нам узнать его тему, предлагаю вам отгадать небольшой кроссворд. Он нам и подскажет, о чем мы будет сегодня говорить. Для успешного выполнения задания вам нужно будет вспомнить то, что мы уже знаем о языке. Работайте в паре.

II. «Отгадывание» темы урока (проверка усвоения ранее изученного материала и домашнего задания).

О

Р

Ф

О

Г

Р

А

Ф

И

Я

П

Р

А

В

И

Л

О

П

У

Н

К

Т

У

А

Ц

И

Я

Ф

О

Н

Е

Т

И

К

А

С

И

Н

Т

А

К

С

И

С

З

В

У

К

Б

У

К

В

А

А

Л

Ф

А

В

И

Т

Задание 1. Отгадайте слово по вертикали.

1. Наука, которая изучает правописание слов.

2. Чтобы не ошибиться в написании слова или постановке запятой, мы используем именно его.

3. Наука, которая изучает систему знаков препинания.

4. Наука, которая изучает звуки речи.

5. Наука, которая изучает словосочетание и предложение.

6. Они могут быть гласными и согласными.

7. Их в русском языке всего тридцать три.

Задание 2. Из выделенных букв составьте еще одно хорошо знакомое нам слово.

III. Объявление целей урока.

-Молодцы! Верно отгадали кроссворд! Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Графика и алфавит». Мы познакомимся с наукой графикой, узнаем, чем занимается каллиграфия, проследим развитие русского алфавита и узнаем, как же связаны буква и звук.

IV. Объяснение нового материала.

а. Слово учителя

-Сначала люди пользовались только устной речью. Потом возникла и широко распространилась письменная речь. В устной речи мы имеем дело со звуками в словах, а в письменной — с буквами, которые обозначаются эти звуки. Буквы бывают печатными и рукописными; большими (заглавными, прописными) и маленькими (строчными).

Наука графика изучает начертание букв, их виды (запись в тетради текста со слайда). Основным понятием в графике служит каллиграфия. Итак, послушаем подготовленного ученика, который расскажет нам об этом удивительном искусстве.

б. Сообщение о каллиграфии (с иллюстрациями).

С появлением письменности на Руси перед людьми встала новая проблема – как писать буквы? Потому еще с X века стали разрабатывать шрифт – начертание букв в едином стиле. Отсюда и пошло искусство каллиграфии – единого начертания букв алфавита.

Первый шрифт назывался Уставом. Он существовал до XIV века. Его отличали строгие стройные линии. Буквы были крупными. Заглавная буква всегда оформлялась особенно ярко – красным и золотым, либо сопровождалась картинкой. Но Устав был неудобным шрифтом, так как требовал слишком больших усилий и в нем слова писались без пробелов.

С XIV века его сменяет Полуустав. Буквы становятся мельче, появляются знаки препинания, упрощается оформление заглавной буквы. Удлиняются «хвостики» у букв «у», «дэ», «рэ».

В XVII веке на смену полууставу пришла Скоропись (от слов «скоро писать»). Буквы по отдельности, как в Уставе или Полууставе, писать неудобно, потому люди стали соединять их разными «завитками». Рисунки рядом с заглавными буквами остались только в церковных книгах. Петр I приказал создать «гражданский шрифт» — единый для всего населения Российской империи. Именно он и стал основой для современного начертания букв.

Каллиграфия с каждым столетием все совершенствовалась. Издавали даже специальные прописи для детей. Сегодня навыки каллиграфии помогают ребятам красиво и ровно писать буквы.

в. Слово учителя.

-В наше время каллиграфия – это не только синоним чистописания, но это и целое искусство, которым увлекаются тысячи людей. Для них красиво написать букву или слово – особая творческая задача. В итоге даже простое стихотворение превращается в настоящий шедевр живописи. А недавно, в 2008 году, в Москве открылся специальный музей каллиграфии.

Итак, запишем в тетрадь: каллиграфия – наука о правильном и одинаковом начертании букв. Далее в столбик отметим основные исторические шрифты: устав, полуустав, скоропись.

Физкультурная минутка

Вышла мышка,

Вышла мышка как — то раз (ходьба на месте)

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо)

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони)

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук — «дернули за гири»)

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)

Убежали мышки вон (глубоко вдохнуть и сесть).

Но каллиграфия не существовала бы, если не было алфавита. Что такое алфавит? А какое исконно русское название соответствует этому греческому слову? Правильно, азбука. Послушаем рассказ об истории алфавита.

г. Подготовленный ученик об алфавите (с иллюстрациями).

Как известно, славянский алфавит создали святые братья Кирилл и Мефодий. Но мало кто знает, что вначале было два разных алфавита. Более древний из них – глаголица. Буквы в ней больше похожи на забавные крючки, потому на глаголице было очень тяжело писать слова. И тогда Кирилл создал еще один алфавит, который носит его имя – кириллицу. Первоначально в ней было 43 буквы. Но алфавит развивался вместе языком. Буквы то добавлялись, то исчезали из-за своей ненадобности. Так, первыми исчезли из алфавита носовые гласные («юс большой» и «юс малый»), затем – йотированные.

Крупную реформу алфавита провел Петр I. Он отменил буквенное обозначение чисел, потому что на Руси появились арабские цифры, распорядился убрать одинаковые буквы (например, до реформы в русском языке были буквы «ферт» и «фита», которые обозначали один звук [ф]).

Последняя реформа русского алфавита состоялась в 1917—1918 г. — в ее результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв. Само слово «алфавит» происходит от названия двух первых букв греческого алфавита «альфа» и «вита». Скажите, ребята, а какое русское название соответствует алфавиту? Правильно, азбука!

д. Слово учителя.

Итак, сделаем, вывод: алфавит – это (запишем определение в тетрадь) и отметим название первых русских азбук – глаголица и кириллица.

VI. Эвристическая беседа.

Ребята, а теперь давайте немного поразмышляем. Нам понятно, зачем нужна каллиграфия – чтобы красиво и понятно писать буквы.

— А зачем нужен алфавит?

— Почему важно знать порядок букв?

— Где он может нам пригодиться?

Молодцы!

Итак, графика – это наука, которая связана с буквами, а фонетика связана со звуками.

— А между собой звук и буква связаны?

Конечно! Буква – это письменное изображение звука. Букву мы видим, а звук – слышим. Буква служит нам в письменном общении, а звук – в устном.

VII. Закрепление изученного.

-Ребята, вы уже знаете, что такое алфавит. А кто сможет правильно и без запинки перечислить все его буквы? Как правильно произносятся буквы? Посмотрите на доску! (ученик произносит алфавит). Теперь все сказано верно!

-Посмотрите внимательно на алфавит. Найдите в нем две «безголосые» буквы – они не обозначают звуков (мягкий и твердый знаки). А буквы, которые состоят из двух звуков? (е, ё, ю, я). Молодцы. Теперь разделимся на команды.

(например, «Алфавит» — мальчики, «Графика» — девочки)

Задание №1. Расположите фамилии членов команды в алфавитном порядке и представьте команду.

Юлия Мулюкова Руслан Сафиуллин Артур Шабанов

Денис Рахимов Милена Уваева Гузель Галимова

Марсель Ахметшин Лилия Газимова Илюза Ахметшина

Гульшат Губайдуллина Эмиль Хасанов Алмаз Галимов

Алина Шабанова Дмитрий Мурин

Задание №2. Расположите представленные вам города Республики Башкортостан в алфавитном порядке.

Уфа   Стерлитамак   Нефтекамск  Белорецк  Туймазы  Сибай  Кумертау  Мелеуз   Янаул  Агидель   Бирск Салават Учалы

-Молодцы!

VIII. Подведение итогов. Интеллектуальная игра (опрос).

А теперь настало время подвести итоги урока. Сейчас я смогу проверить, насколько внимательны вы были.

1. Назовите науки, с которыми мы сегодня познакомились.

2. Что они изучают – звуки или буквы?

3. Назовите исторические шрифты, с которыми мы познакомились.

4. Кто был автором первого алфавита?

5. Зачем нужен алфавит?

6. Как связаны буква и звук?

IX. Объявление домашнего задания: п. 56-57 (читать), записи в тетради выучить, упр. 290 (устно), упр. 293 (письменно) на странице 115.

X. Объявление отметок. Благодарю за урок!

Задание для команды «Алфавит»

Расположите представленные вам города Республики Башкортостан в алфавитном порядке.

Уфа    Стерлитамак    Нефтекамск   Белорецк   Туймазы   Сибай   Кумертау  Янаул   Агидель   

Бирск Салават Учалы

Задание для команды «Графика»

Расположите фамилии членов команды в алфавитном порядке и представьте команду:

Юлия Мулюкова Руслан Сафиуллин Артур Шабанов

Денис Рахимов Милена Уваева Гузель Галимова

Марсель Ахметшин Лилия Газимова Илюза Ахметшина

Гульшат Губайдуллина Эмиль Хасанов Алмаз Галимов

Алина Шабанова Дмитрий Мурин

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Урок русского языка в 5 классе по теме «Графика. Алфавит»

План

урока русского языка в 5 классе

учителя русского языка и литературы

Назарова Сергея Михайловича

(учебник Ладыженской Т.А. и др. Русский язык. 5 класс. –М.,: Просвещение, 2010г.)

Тема урока «Графика. Алфавит».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: индивидуально-групповая.

Используемая технология: ТРКМ (технология развития критического мышления).

Обоснование выбора технологии: тема «Графика. Алфавит» не является абсолютно новой для пятиклассников. Основные сведения об алфавите они получили в начальной школе. Так как ТРКМ направлена на развитие стиля мышления учащихся, основными чертами которого являются критичность, открытость, гибкость, рефлексивность, то её использование на уроках подобного типа помогает учащимся обобщить имеющиеся у них сведения по теме «Графика. Алфавит» и получить и осмыслить новую информацию.

Цели урока

— образовательные: дать понятие о графике и алфавите; кратко познакомить с историей графики; показать значение алфавита в повседневной жизни;

— воспитательные: воспитывать уважительное отношение к истории русского языка, культуру поведения при индивидуальной  и групповой работе на уроке;

— развивающие: развитие интеллектуальных способностей учащихся, позволяющих учиться самостоятельно. Формирование категориального аппарата мышления, характеризующегося осознанием учащимися многозначности точек зрения, умением адекватно интерпретировать получаемую информацию.

Формирование УУД:

— познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ информации на уроке;

— коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, уметь слушать одноклассников;

— регулятивные: планировать свои действия на уроке в соответствии с поставленной задачей;

— личностные: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемый результат:

— предметные результаты обучения: знать историю русской графики, знать алфавит и уметь им пользоваться;

— метапредметные результаты обучения: развитие критического мышления,   (то есть оценочного рефлексивного мышления, развивающегося путем наложения новой информации на имеющиеся у учащихся знания и личный опыт), развитие у учащихся способности к саморегуляции учебной деятельности;

— личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока

Оргмомент, приветствие.

1 стадия урока – вызов.

Цель данной стадии урока: вызов имеющихся у учащихся знаний по теме «Графика. Алфавит», активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся: учащиеся вспоминают, что им известно по теме «Графика. Алфавит», систематизируют информацию.

На стадии вызова используется приём «Верите ли вы?» (верные и неверные утверждения)

Учащиеся записывают в рабочих тетрадях число, «Классная работа».

Слово учителя

— Какой раздел науки о языке мы изучали на последних уроках? (Фонетика)

— Что изучает фонетика? (Звуки речи)

— Как обозначаются звуки речи на письме? (Буквами)

— Начертания букв изучает графика.

На доске слева: Графика ( от греч. grapho – пишу, черчу)

Каллиграфия – искусство писать четким красивым почерком.

Термин учащиеся записывают в тетрадь.

На доске слева с тыльной стороны: Каллиграфия ( от греч. kalos – хороший, прекрасный + grafho – пишу)

— Назовите ещё слова, в состав которых входит греческое grafo? (Орфография)

На доске справа с тыльной стороны: Орфография( от греч. orfos- правильный + grafho – пишу)

Открываю тыльные стороны боковых частей доски.

-Хорошо, прекрасно (назовите промежуточный синоним), красиво и правильно должны быть написаны буквы.

-Что получим, если все буквы расположим в определенной последовательности? (Алфавит)

— Как образовано это слово?

На доске справа: Алфавит (от греч. альфа + вита)

На центральной части доски и в тетрадях запись темы урока: «Графика. Алфавит».

            Вам многое известно по данной теме. Что хотели бы узнать, в чем разобраться?

— вспомнить алфавит и названия букв;

— подробнее узнать историю русского алфавита;

— где мы используем алфавит?

            Вот вы сами и сформулировали цели урока.

            Попробуем ответить на поставленные вопросы.

Выполните задание № 1 (Каждому ученику до урока задание выдано в отпечатанном виде)

        Прочтите данные утверждения. Напротив верного напишите – верно,

Напротив ошибочного — неверно.

  1. Алфавит – это совокупность (группа) букв, расположенных в определенном порядке.
  2. В русском алфавите буква Ч следует за буквой Ф.
  3. В русском алфавите 31 буква может обозначать звук.
  4. Буква Ё «старше» буквы Й.
  5. В слове ЧЕСТНЫЙ шесть звуков.
  6. В слове БРОШЮРА буква Ш обозначает мягкий звук.

Проверка выполнения задания (один ученик читает данные утверждения и свои записи)

Хотелось бы выяснить, какая буква  «старше», Ё или И?

Ответить на этот вопрос вам поможет выполнение задания № 2 (Задание демонстрируется на слайде презентации).

Прочтите данный текст. Он содержит информацию по теме урока.

Напротив известных вам сведений на полях поставьте знак – V ( уже знал),

 новую информацию отметьте знаком  —  + (новое),

 напротив непонятных вам сведений поставьте  —  ? (не понял)

История русского  алфавита.

              Письмо – это особая графическая форма языка. Оно было создано людьми, когда потребовалось сохранить текст речи во времени и передавать его в пространстве, т.е. когда усложняется производство, торговля, создаются законы и т.д.

             Различают три основных вида письма:

1 – пиктографическое, т.е. картинное, рисунчатое письмо. Это письмо в форме простых рисунков, передающих общий смысл высказывания.

2 – иероглифическое. Иероглиф в переводе с греческого языка – «священный знак». Иероглиф передает смысл целых слов.

3 – звуковое или алфавитное письмо. Письменный знак (буква) передает звук речи или слог. К этому типу письма относится и современное русское письмо.

          Создателями алфавитного письма принято считать финикийцев, живших на берегах  Средиземного моря в третьем тысячелетии до н.э. Их алфавит состоял из 22 букв для согласных звуков, для гласных звуков букв не было.

          Финикийцы научили алфавитному письму греков, которые ввели буквы для обозначения гласных звуков и несколько видоизменили начертания имеющихся.

          На базе греческого письма возникло славянское. В 9 веке для церковных нужд братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку. Современное русское письмо восходит к кириллице, в которую вошли 24 буквы греческого алфавита и 19 вновь созданных букв. Оно существует уже 1000 лет. Первый памятник русского письма – «Остромирово евангелие» — церковная книга (1056 – 1057гг.)

                                         

Буквы кириллицы и их названия

         Кириллица подвергалась постепенному совершенствованию. В начале 18 века при участии Петра I была проведена первая реформа русской графики. Из алфавита были исключены  устаревшие буквы: «пси», «кси», «омега», «ижица», «земля», «иже», «юс малый». Были введены буквы Э,Я. В гражданском шрифте впервые устанавливаются прописные (большие) и строчные (малые) буквы. Буква Й была введена Академией наук в 1735 г.

         Ё впервые применил Н.М.Карамзин в 1797 г.

          Реформой орфографии 1917-1918 гг. были исключены буквы «ять», «фита», «и десятеричное». Буква  Ъ (ер) была сохранена только как разделительный знак, Ь (ерь) – как разделительный знак и для обозначения мягкости предшествующего согласного.

          В настоящее время в русском алфавите 33 буквы, из которых 10 обозначают гласные звуки, 21 – согласные и 2 буквы ( Ъ и Ь) не обозначают звуков, но служат для передачи определенных звуковых особенностей.  

          Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова, после Ъ и Ь, и после гласных обозначают два звука.

          С начала 90-х годов 20-го века в России 24 мая ежегодно отмечается День славянской письменности и культуры.  

2 стадия урока – осмысление

Цель данной стадии урока – получение новой информации, сохранение интереса к теме, продвижение от знания «старого» к «новому».

Деятельность учащихся: учащиеся получают текст и маркируют его значками по мере чтения. Индивидуальная работа.

Используется приём – «инсерт»

Что вас больше всего удивило? (Как же трудно было учиться читать, ведь буквы назывались «земля», «добро», «юс малый» и т.д.)

А все же учились. Для вас Даша Андрей и Егор подготовили инсценирование небольшого отрывка из автобиографической повести Максима Горького «Детство».

Инсценировка 

— Трудная задача была у Алеши? (Да)    

— Но он не только научился читать, но и стал писателем (Презентация – 1 слайд)

           Вам было учиться читать намного легче. Проще современный алфавит.

Вспомните его и расскажите наизусть (При необходимости воспользуйтесь учебником. На стр. 119 напечатан алфавит)

Один ученик читает алфавит наизусть.

-Что было важно при чтении? (Необходимо знать не только последовательность, но и названия букв)

           Следующие задания помогут запомнить названия некоторых букв и какие звуки они могут обозначать.

Задание № 3 (В основе задание и материал упражнения № 285 учебника)

(Задание демонстрируется на слайде презентации).

Прочтите данные слова, назовите буквы и звуки, которые они обозначают.

Квартал, мощный, хорошо, число.

Укажите проверяемые и непроверяемые безударные гласные буквы в корнях слов.

Задание № 4. (Задание А4 демонстрационного варианта КИМов для проведения в 2012 году  ГИА) (Демонстрируется на слайде презентации)

Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове НЕИЗВЕСТНЫХ буква Т обозначает непроизносимый звук.
  2. В слове ВХОДЯ первый звук – [ф].
  3. В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове СЕРЬЁЗНО звуков больше, чем букв.

— Где необходимо знание алфавита? Где он используется?

(- составление списков;

-расположение книг в библиотеке;

— работа со словарем и т. д.)

Использование словаря возможно при выполнении задания № 5 (Демонстрируется на слайде презентации)

В качестве дополнительного задания желающие могут записать данные слова по алфавиту.

Сегодня много задач-загадок вам загадали буквы. А вы знаете загадки о буквах, об алфавите?

Задание № 6

Запишите предложение: Сели птицы на страницы, знают быль и небылицы.

Подчеркните грамматическую основу, осложнения, расставьте знаки препинания, составьте схему.

О каких птицах идет речь? ( Птицы на страницах – буквы)

3 стадия урока – рефлексия

Цель этой стадии урока – закрепление знаний, возвращение учащихся к первым двум заданиям.

Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Индивидуальная работа, затем работа в группах – создание кластера (кластеры представляются от каждой группы).

— На какие группы делятся буквы по обозначению звуков?

— А каждая из групп в свою очередь?

Попробуйте это изобразить схематически.

Пример кластера  (Демонстрируется на слайде презентации)

На все ли вопросы, поставленные на уроке, мы дали ответ?

Вернитесь к утверждению № 4 задания № 1.

-Верно ли оно? ( Нет.  «Старше» буква Й)

Мне помогали составить задания для вас материалы книг:

  1. Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо.
  2. Волина В.В. Весёлая грамматика;
  3. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии.
  4. Иванов В.В., Потиха З.Ф. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе.
  5. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры

Думаю, что и вам эти книги помогут найти ответы на оставшиеся вопросы по данной теме и не только.

4 стадия урока – домашнее задание и оценки 

§ 55, 58, упр. 293.

           

 

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Графика. Алфавит

Технологическая карта урока

Предмет — русский язык________________________ Класс  5________а_______________   Дата 3.12.2015_______________

Базовый учебник —  Русский язык, 5 кл.: учебник для общеобразовательных  учреждений под реакцией  Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Москва «Просвещение», 2012 год.

____________________________________________________________________________

Тема урока: «Графика. Алфавит»

_________________________________________________________________________________

Цель урока:  воспроизведение и закрепление сведений об алфавите и науке графике.
Задачи урока:  1) познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита; 2) отработать правильное произношение названий букв; 3) сформировать четкое понимание различий букв от звуков.

Планируемые результаты: 

Предметные: знать историю алфавита и русской азбуки; уметь отличать звуки и буквы
Метапредметные: уметь находить, преобразовывать и передавать информацию.

Личностные: понимать роль русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.

                          Тип урока: урок «открытия» нового знания

   

                                                         

                                     

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА                                                                                                                                                                  

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организационный момент

Приветствует уч-ся, организует подготовку раб. мест, создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу)

— Доброе утро!

Приветствуют учителя, показывают готовность к уч. деятельности

2.

Актуализация и пробное учебное действие

Предлагаю вам начать с дуэли. Два дуэлянта, выходите к доске. Задание следующее: записать предложение, расставить знаки препинания, подчеркнуть все члены предложения, подписать какой частью речи они выражены. И дать характеристику. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.

Птица медленно поднялась и улетела, а снег сыпался и сыпался за окном

Двое работают у доски, остальные пишут в тетради. После «секундант» проверяет работы у доски.

Повест., невоскл., сложн., двусостав., распр.

3.

Выявление места и причины затруднения

На раздатке есть картинка. Как вы думаете что изображено на рисунке?
Как вы думаете, к какому времени относятся эти рисунки?

Все считают, что изображена охота?
С помощью чего мы сейчас описали то, что изображено?

Если бы мы сейчас отправили эту картинку в письме, адресат бы понял о чем речь?

А как бы мы могли передать информацию и быть уверенными, что нас точно поймут?

Итак попробуйте сформулировать тему нашего урока?

Охота

Древние

Нет.

Речи, слов, звуков.

Вряд ли

Записать информацию с помощью букв.

Графика. Алфавит.

4.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Формулирование цели вместе с учащимися.


Записать тему урока.
Что изучает графика? Графика — это наука о языке, рассматривающая знаки письма, с помощью которых записывается речь.

Grapho (греч.) – “пишу”  

Давайте попробуем подобрать однокоренные слова:

орфография, биография, автобиография, география,  каллиграфия (искусство писать четким, красивым почерком)

А что такое алфавит?

Где встречается нам алфавит? (в словарях, в классном журнале, в библиотечной картотеке).

(Слайд 1) Алфавит — Порядок букв, принятый в азбуке (Ожегов)
Алфавит — установленный порядок букв, используемых в системе письма, характерного для определённого письма (Ефремова)
Азбука — совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в определённом порядке; буквенный алфавит.

 В чем разница между алфавитом и азбукой?

(Слайд 2) Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):АЗБУКА: АЗ + БУКИ, 
а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА 

Произнесите-ка мне все буквы алфавита.

Сколько букв? Сколько звуков? Согласных? Гласных?

Записали определение.

Записывают однокоренные слова в тетрадь

Последовательность букв. Облегчает запоминание.

Записать понравившееся определение.

У слова «азбука» есть еще значение «Книга, с помощью которой учат буквы.»

Пара учеников проговаривают буквы алфавита, если ошибаются, пытается другой ученик.

5

Первичное закрепление

Обратимся к истории письменности.

-Дорога к письменности была длинной и трудной.

В те времена, когда еще не было придумано ни одной буквы, люди общались между собой с помощью рисунков. Такое письмо называли пиктографическим: какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (иероглифы)
После эти условные знаки и превратились в буквы!

(Слайд 3) Русская письменность довольно молодая. Есть алфавиты намного старше, чем наш. Это, например, финикийское, греческое, латинское письмо.

-Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?

(Слайд 4) В IX веке в Византии жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные. По просьбе русского князя, они приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. (СЛАЙД №5). (В честь Константина, который впоследствии получил имя Кирилл).
Первый русский букварь был издан в 1574 г. первопечатником Иваном Фёдоровым. (Слайд 6). До нашего времени дошёл один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страницах.

(Слайд 7) Естественно, за свою историю русский алфавит претерпел большие изменения. Раньше были носовые гласные, (которые ушли из алфавита одними из первых), в 18 веке благодаря реформам Петра Великого уходят буквы греческого происхождения и заменяются аналогичными русскими, Буква Я появилась в 1708 г, а Й — в 1735; Буква Ё — 29 ноября 1783, но обязательной она стала только в 1942. Последние изменения случились в 1918 г. Например, убрали букву Ѣ, заменили ее на Е.

(Слайд 8) 24 мая отмечается день славянской письменности и культуры не только у нас, в России, но и почти во всех славянских странах (Болгарии, Чехии).

Смотрят презентацию.

6

Физминутка

Все встают. Учитель называет буквы. На согласные — мальчики встают на цыпочки и тянутся руками к потолку, на гласные — девочки!
(Закончить мягким или твердым знаком)

7

Закрепление знаний

1)На раздатке написаны города Иркутской области. Расставьте их в алфавитном порядке.

Иркутск, Ангарск, Братск, Бодайбо, Байкальск., Свирск, Зима, Тулун.

2) на раздатке зашифрована фраза. (на слайде прописан алфавит, соответствующие цифры у букв и само выражение)
Вы должны расшифровать послание.

1 9 2 21 12 1 — 12_14 21 5 18 16 19 20 10_19 20 21 17 6 15 30 12 1!

Азбука — к мудрости ступенька!

Ангарск, Байкальск, Бодайбо, Братск, Зима, Иркутск, Свирск, Тулун.

Записывают прямо в раздатке, потом объясняют выражение.

8

Рефлексия  

1. Что сегодня на уроке повторили? Что узнали нового? Что показалось интересным, а что вызвало затруднения?

9

Домашнее задание.

(Учитель поясняет, как нужно выполнить д/з. 288 (обязательно объяснить знаки препинания), 299 (пользуясь орфографическим словарем), § 58,59.

Запись в дневниках

10

Подведение итогов.

Учитель объявляет оценки учащимся,   даёт общую характеристику всему уроку.

Список используемой литературы:

1. Программа  по русскому языку общеобразовательных  учреждений. 5-11 классы: основной курс, Просвещение, 2012 г. в соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом   общего  образования  по русскому языку.
2. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных  учреждений под реакцией  Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Москва «Просвещение», 2010 год.
3. Толковые словари под ред. Ожегова, Ефремовой.
4. С.Н. Лохов. Графика и письменные системы, 2013 г.



1) Расставьте названия городов Иркутской области в алфавитном порядке:

        Иркутск, Ангарск, Братск, Бодайбо, Байкальск, Свирск, Зима, Тулун.

2) Каждой букве русского алфавита соответствует определённая цифра.  
А — 1, Б — 2, В — 3, Г — 4, Д — 5, Е — 6, Ё — 7, Ж — 8, З — 9, И — 10,

Й — 11, К — 12, Л — 13, М — 14, Н — 15, О — 16, П — 17, Р — 18, С — 19,

Т — 20, У — 21, Ф — 22, Х — 23, Ц — 24, Ч — 25, Ш — 26, Ш — 27, Ъ — 28,

Ы — 29, Ь — 30, Э — 31, Ю — 32, Я — 33        

Расшифруйте код, данный ниже, и запишите расшифровку. Объясните значение получившейся фразы.

1 9 2 21 12 1 — 12_14 21 5 18 16 19 20 10_19 20 21 17 6 15 30 12 1!

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

1) Расставьте названия городов Иркутской области в алфавитном порядке:

        Иркутск, Ангарск, Братск, Бодайбо, Байкальск, Свирск, Зима, Тулун.

2) Каждой букве русского алфавита соответствует определённая цифра.  
А — 1, Б — 2, В — 3, Г — 4, Д — 5, Е — 6, Ё — 7, Ж — 8, З — 9, И — 10,

Й — 11, К — 12, Л — 13, М — 14, Н — 15, О — 16, П — 17, Р — 18, С — 19,

Т — 20, У — 21, Ф — 22, Х — 23, Ц — 24, Ч — 25, Ш — 26, Ш — 27, Ъ — 28,

Ы — 29, Ь — 30, Э — 31, Ю — 32, Я — 33

Расшифруйте код, данный ниже, и запишите расшифровку. Объясните значение получившейся фразы.

1 9 2 21 12 1 — 12_14 21 5 18 16 19 20 10_19 20 21 17 6 15 30 12 1!

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

1) Расставьте названия городов Иркутской области в алфавитном порядке:

        Иркутск, Ангарск, Братск, Бодайбо, Байкальск, Свирск, Зима, Тулун.

2) Каждой букве русского алфавита соответствует определённая цифра.  
А — 1, Б — 2, В — 3, Г — 4, Д — 5, Е — 6, Ё — 7, Ж — 8, З — 9, И — 10,

Й — 11, К — 12, Л — 13, М — 14, Н — 15, О — 16, П — 17, Р — 18, С — 19,

Т — 20, У — 21, Ф — 22, Х — 23, Ц — 24, Ч — 25, Ш — 26, Ш — 27, Ъ — 28,

Ы — 29, Ь — 30, Э — 31, Ю — 32, Я — 33        

Расшифруйте код, данный ниже, и запишите расшифровку. Объясните значение получившейся фразы.

1 9 2 21 12 1 — 12_14 21 5 18 16 19 20 10_19 20 21 17 6 15 30 12 1!

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

nsportal.ru

Урок русского языка по теме «Графика. Алфавит»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

по теме: «Графика. Алфавит».

Учебник: Русский язык. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.- В 2-х частях. М.: Просвещение, 2013

Класс: 5

Тип урока: «открытие» нового знания

Тема: Графика. Алфавит

Цели урока:

— образовательные: дать понятие о графике и алфавите; кратко познакомить с историей графики; показать значение алфавита в повседневной жизни;

— воспитательные: воспитывать уважительное отношение к истории русского языка, культуру поведения при индивидуальной и групповой работе на уроке;

— развивающие: развитие интеллектуальных способностей учащихся, позволяющих учиться самостоятельно. Формирование категориального аппарата мышления, характеризующегося осознанием учащимися многозначности точек зрения, умением адекватно интерпретировать получаемую информацию.

Формирование УУД:

— познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ информации на уроке;

— коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, уметь слушать одноклассников;

— регулятивные: планировать свои действия на уроке в соответствии с поставленной задачей;

— личностные: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемый результат:

— предметные результаты обучения: знать историю русской графики, знать алфавит и уметь им пользоваться;

— метапредметные результаты обучения: развитие критического мышления, (то есть оценочного рефлексивного мышления, развивающегося путем наложения новой информации на имеющиеся у учащихся знания и личный опыт), развитие у учащихся способности к саморегуляции учебной деятельности;

— личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Оборудование урока: ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, тетради, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

1 мин.

— Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть друг друга и будем сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

Я надеюсь, что той цели, которую мы поставим сегодня на уроке, вы обязательно достигнете. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число. Тему запишем позже.

Открывают тетради, записывают число.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

2

Актуализация знания

Цель: фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

2 мин.

Чтобы правильно сформулировать тему урока, нам необходимо вспомнить уже изученный материал.

— Какой раздел науки о языке мы изучали на последних уроках?

— Что изучает фонетика?

— Как обозначаются звуки речи на письме?

— Начертания букв изучает графика.

На доске слева: Графика (от греч. grapho – пишу, черчу)

Ребята, посмотрите в свои тетради. У всех из вас разный почерк. А как вы думаете, что значит писать каллиграфическим почерком?

— Фонетика

— Звуки речи

— Буквами

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

Познавательные:

Анализ, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

3

Выявление места и причины затруднения

Цель: восстановить выполненные операции и зафиксировать место, шаг, где возникло затруднение.

2 мин.

Рассмотрим предложение:

Ирина Петровна писала каллиграфическим почерком. Значит, каким почерком?

На доске слева с тыльной стороны: Каллиграфия (от греч. kalos – хороший, прекрасный + grafho – пишу)

— Назовите ещё слова, в состав которых входит греческое grafo?

На доске справа с тыльной стороны: Орфография (от греч. orfos- правильный + grafho – пишу)

— Как нужно писать слова?

— Что получим, если все буквы расположим в определенной последовательности?

Варианты ответов.

— Орфография

— Красиво и правильно.

— Алфавит

Личностные:

смыслообразование

Регулятивные:

Контроль, коррекция

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование, анализ, подведение под понятие.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

4

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, план, средство)

Цель: устранить возникшее затруднение, согласовать тему урока, выбрать способ, план достижения цели.

3 мин.

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по нашему алфавиту в страну «Занимательной АБВГДЕЙКи». Посмотрите на доску. Здесь буквы перепутаны. Поставьте буквы в таком порядке, чтобы получились слова. И вы узнаете, какова тема урока сегодня.

Итак, тема нашего урока — «Графика. Алфавит».

Предмет нашего обсуждения сегодня – алфавит. Откройте тетради и запишите число и тему урока.

(слайд 1)

Вам многое известно по данной теме. Что хотели бы узнать, в чем разобраться?

— Вот вы сами и сформулировали цели урока.

Попробуем ответить на поставленные вопросы.

ГАРИФАК, АФВИАЛТ

Учащиеся формулируют тему урока.

— вспомнить алфавит и названия букв;

— подробнее узнать историю русского алфавита;

— где мы используем алфавит?

Личностные:

нравственно-этическая ориентация,

самоопределение.

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

прогнозирование,

Познавательные:

структурирование знаний, анализ, синтез, рассуждение.

Коммуникативные:

построение речевого суждения.

5

Реализация построенного проекта.

Цель: уточнить общий характер нового знания и зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

7 мин.

Итак, отправляемся в путь. А поможет нам в этом веселый медвежонок. Первая станция в нашем путешествии по «АБВГДЕЙКе» называется «Наши буквы».

(Слайд 2)

Отгадайте загадку.

Тридцать три богатыря

К нам сюда пришли не зря.

Изучая их секреты,

Но скажи-ка нам пока,

Как зовут их?..

(слайд 3)

А как вы думаете, слова АЗБУКА и АЛФАВИТ обозначают одно и то же? (слайд 4)

Работа по учебнику.

Откройте учебники на странице 116, упр.

Прочитайте текст упражнения. Расскажите, как образовались эти слова.

Запишите примеры:

…+ … = Алфавит …+ … = Азбука

Посмотрите на алфавит, который помещен в учебнике на стр. и на алфавит, который размещен на слайде. (слайд 5) Что вы можете сказать о буквах, какие они бывают?

А знаете ли вы, сколько букв в алфавите и как они располагаются?

Работа со словарными словами

АЛФАВИТ,

РАСПОЛОЖИТЬ ПО АЛФАВИТУ

Алфавит – это перечень названий букв в строго определенном порядке (хором называем каждую букву).

А где же люди используют алфавит в повседневной жизни?

Верно, по алфавиту размещают слова в словарях, составляют разные списки. В алфавитном порядке расположены названия учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной картотеке, слова в орфографических словарях. Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни.

Предлагаю вам выполнить первое задание по карточке. Даны фамилии учеников. Расположите их в алфавитном порядке.

Давайте сформулируем вывод. Продолжите предложение: Для того чтобы правильно расположить слова в алфавитном порядке, нужно…

— Азбука

Варианты ответов.

Альфа+Вита=Алфавит

Аз+Буки=Азбука

Печатные, рукописные.

Большие (заглавные, прописные)

Маленькие (строчные)

33, строго в определенном порядке

— Составление списков, расположение книг в библиотеке, работа со словарем и т. д.

Взаимопроверка. Самооценка (на полях тетради).

…хорошо знать алфавит.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные:

прогнозирование, контроль, коррекция.

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование,

структурирование знаний, классификация, подведение под понятие.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

6

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: решить типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

5 мин.

Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные?

Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится? (слайд 6)

— — и — а

— а — а — — а —

— — о — а

— — — а — и — а

Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет.

А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:

к н — г —

к — р — нд — ш

шк — л —

стр — н — ц —

А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?

Отгадай мультфильмы

Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы

Р — с — л — чк —

Кр — с — в — ц — — ч — д — в — щ —

Ч — п — Д — йл сп — ш — т н — п — м — щь

К — н — к — л — в Пр — ст — кв — ш — н —

Н -, п — г — д — !

Смогли бы вы прочитать эти названия, если бы они состояли из одних гласных?

Какой вывод можно сделать?

Нет.

Варианты ответов.

— Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные:

Контроль, коррекция.

Познавательные:

Анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: выполнить задания нового типа и осуществить самопроверку, сравнивая с эталоном.

6 мин.

Мы с вами дружно подошли ко второй станции, которая называется «Звук и буква». (слайд 7)

Необходимо различать звуки и буквы. Названия даны в учебнике.

Устно выполним упражнение 268. Мы уже с вами тренировались называть буквы и звуки. В упражнении необходимо назвать только согласные звуки и сказать, какими буквами они обозначены.

Например, в слове «шар» буква ША обозначена звуком [ш],а буква ЭР обозначена звуком [р].

Выполним задание № 2 (по вариантам)

Ключ:

1 вариант: день, дорога, озеро.

2 вариант: ваза, берега, роза.

Какой вывод можно сделать?

Работа в группах – создание кластера (кластеры представляются от каждой группы).

— На какие группы делятся буквы по обозначению звуков?

— А каждая из групп в свою очередь?

Попробуйте это изобразить схематически.

Пример кластера демонстрируется на доске. Возможно его дополнение.

Физминутка.

-А теперь немного отдохнём. На парте у каждого из вас лежат карточки с буквами, а с помощью букв  можно писать слова, вот и мы сейчас будем их писать, вернее не писать, а печатать. Вы — клавиши печатной машинки (клавиатура), я — машинистка. Я называю слово, поднимаются те буквы, которые есть в этом слове.

-Давайте потренируемся. Я называю слово «мир», встаньте те, у кого эти буквы.

-Итак, начинаем печатать: (я называю слова, дети встают и показывают буквы)

Самопроверка.

Вывод: Не произносите вместо звука название буквы. Различайте звук и букву! При написании звуки заключайте в квадратные скобки. Ъ и Ь звуков не обозначают!

Варианты кластеров учащихся.

hello_html_5bb72875.png

Рыба, дом, юла, рог,  лес, яма, эхо, слон, жизнь, щука.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные:

Контроль, коррекция, выбор эффективных способов решения.

Познавательные:

структурирование знаний, рассуждение, доказательство.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление поведением партнера.

8

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнение заданий, в которых тренируется использование изученного ранее материала

10 мин.

Третья станция, на которой мы остановимся, называется «От древности до наших дней». (слайд 8)

Рассказ учителя с демонстрацией картинок пиктографического, иероглифического и звукового письма.

Различают три основных вида письма:

1 – пиктографическое, т.е. картинное, рисунчатое письмо. Это письмо в форме простых рисунков, передающих общий смысл высказывания.

2 – иероглифическое. Иероглиф в переводе с греческого языка – «священный знак». Иероглиф передает смысл целых слов.

3 – звуковое или алфавитное письмо. Письменный знак (буква) передает звук речи или слог. К этому типу письма относится и современное русское письмо.

Для передачи понятий восточные славяне пользовались рисуночным письмом. Круг обозначал солнце, волнистая линия – воду, крест – огонь. Известный американский поэт Генри Лонгфелло в своем произведении «Песнь о Гайавате» рассказывает о том, как вождь индейцев Гайавата изобрел письменность.

(Далее учитель, зачитывая наизусть отрывок, одновременно изображает рисунок на доске.)

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти,

Дальше шли изображения

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучу, дождь и непогоду.

Некоторые рисунки могли выражать значение не одного слова, а целого предложения. От рисунков произошли китайские иероглифы. Они родились в глубокой древности. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Но жизнь шла вперед, и многие понятия нельзя было выразить рисунком. Нужны были какие-то другие обозначения.

В древности у славян было две системы письма – кириллица и глаголица. Знаки их совершенно не похожи. О том, кто впервые изобрел азбуку, нам расскажет…

Ребята, а можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа, и как учили детей в старину?

Ученица нашего класса….. прочитает нам стихотворение «Как церковный грамотей в старину учил детей»

— Скажите, какой вывод мы можем сделать на этом этапе урока? Что мы узнали?

Четвертая станция называется «Пиши правильно!» (слайд 9)

Выполним задание № 3. Для того чтобы правильно выполнить это задание, обращайтесь к словарю. Что вам поможет быстро найти слово?

Работа с орфографическими словарями.

Сообщения учащихся.

Первый ученик:

Точной даты возникновения славянской письменности мы не знаем. Но есть основания полагать, что в 9 веке она уже существовала.

В 60-е годы 9 века два брата из могущественной Византии Кирилл и Мефодий придумали для славян азбуку, которую назвали кириллицей.

Папа римский был недоволен утверждением у славян «византийского письма» (так как славянская азбука была на основе византийского письма). Говорят, тогда Кирилл изобрел новый алфавит, который назвали глаголица. Но глаголица была сложна для написания и вскоре забылась. Восточные славяне предпочли кириллицу. В том алфавите букв было больше, и одна буква могла иметь несколько значений.

Второй ученик:

В 1917 году была проведена реформа. Из азбуки были исключены буквы Ъ (ер) и Ђ (ять), θ (фита) и ν (ижица). Буквы Ђ и Е произносились одинаково. Сравним: в слове «вечер» — е; в слове «ветЂр» — Ђ. Букву Ъ (ер) писали на конце слов после согласных. Один и тот же звук и тоже обозначался разными буквами: мир, мiр, мνро.

Выразительное чтение наизусть

В старину учились дети,-
Их учил церковный дьяк.-
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как Аз да Буки,
В –как Веди, Г- Глагол.
И учитель для науки
По субботам их порол.
<….>
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке,
Нараспев, читал им книжки
На церковном языке.

— До возникновения письменности люди пользовались рисуночным письмом. Впервые азбуку создали два брата-монаха Кирилл и Мефодий. Но алфавит видоизменился, и вот дошел он до нас таким, каким мы видим его сейчас.

Взаимопроверка. Самооценка. Без ошибок – 5 баллов. Одна ошибка – 4 балла. 2 ошибки – 3 балла.

Хорошее знание алфавита

Вывод: мы еще раз убедились в том, что знание алфавита облегчает поиск необходимых слов в словаре.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные:

Контроль, коррекция.

Познавательные:

структурирование знаний, доказательство

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, построение речевого высказывания, рассуждение.

9

Рефлексия учебной деятельности. Цель: Самооценка результатов деятельности.

4 мин.

Скажите, пожалуйста, смогли ли мы с вами достичь целей, поставленных в начале урока?

Чему я научился:

  • определять тему урока;

  • ставить цель;

  • располагать слова по алфавиту;

  • различать букву и звук;

  • другое __________________________.

Самооценка: (поставьте знак + )

Мне трудно, я пока

не справился

Закончите фразу (устно)

Сегодня на уроке Я…

— Какие задания дались легко, а какие вызвали затруднение?

Дифференцированное задание на дом.

1. Выучить определения. Выполнить упр. №

2. Выучить определения. Сочинить грамматическую сказку о стране, в которой живут буквы.

3. Задание на смекалку для всех учащихся. Расшифровать слово на карточке, записанное глаголицей. (См. Приложение 2)

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Дают ответы на вопросы.

Выбирают домашнее задание 1 или 2 из предложенного материала. Задание 3 для всех.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание, осуществление личностного морального выбора.

Регулятивные:

оценка.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Приложение 1

Задание 1. Расположите фамилии в алфавитном порядке.

Шаталов, Вагнер, Киреева, Томилина, Киреев, Лисина, Анисимов, Алимова.

Задание 2. Найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие.

Урок, день, молоко, дорога, мастер, золото, остров.

Задание № 3. Какие буквы вы напишите на месте пропуска? Обратитесь к орфографическому словарю.

В..риант, в..ранда, вест..бюль, вперег..нки.

Задание 1. Расположите фамилии в алфавитном порядке.

Томилина, Киреев, Лисина, Анисимов, Алимова, Шаталов, Вагнер, Киреева.

Задание 2. Найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие.

Окно, ваза, монета, берега, серебро, рост, роза.

Задание № 3. Какие буквы вы напишите на месте пропуска? Обратитесь к орфографическому словарю.

В..риант, в..ранда, вест..бюль, вперег..нки.

Фамилия Имя________________________________________

Чему я научился (нужное подчеркните):

  • определять тему урока;

  • ставить цель;

  • располагать слова по алфавиту;

  • различать букву и звук;

  • другое __________________________.

Самооценка: (поставьте знак + )

Мне трудно, я пока

не справился

Фамилия Имя________________________________________

Чему я научился (нужное подчеркните):

  • определять тему урока;

  • ставить цель;

  • располагать слова по алфавиту;

  • различать букву и звук;

  • другое __________________________.

Самооценка: (поставьте знак + )

Мне трудно, я пока

не справился

Приложение 2

hello_html_mc761bee.gifhello_html_mc761bee.gif

infourok.ru

Графика. Алфавит

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

·                   Что такое графика?

·                   Откуда появились буквы?

·                   Что надо знать об алфавите?

Конечно же, вы совсем недавно писали. Может быть, выполняли упражнение или решали примеры у доски.

А для чего вы это делали? Разве нельзя обойтись устной речью?

Но ведь записанная речь дольше сохраняется. Она как бы консервируется, и на неё потом можно посмотреть в любой момент.

Письмо помогает нам сохранить, зафиксировать мысль.

Человечество довольно давно поняло, что сохранять мысль очень выгодно. Поэтому около шести тысячелетий назад в древнем государстве Месопотамии придумали первую письменность.

Это была клинопись – выдавленные тростинкой на сырой глине значки, то есть, пиктограммы.

Пиктограммы изображали предметы в условном виде.

Надписи тогда делались на зданиях, камнях, глине. Археологи и сейчас ещё находят в древних руинах эти удивительные знаки.

Такая письменность, конечно, была несовершенной. Но она постоянно развивалась.

Наших предков очень интересовало: как же точнее обозначить свою мысль на письме?

Знаки становились всё сложнее.

Наверняка каждый из вас видел иероглифическое письмо египтян. При помощи иероглифа обозначалось какое-то слово или понятие.

Египтяне считали, что их обучили письму сами боги. И даже частенько изображали богов за этим занятием.

Такое отношение к письму неудивительно. Ведь в то время писать умели немногие.

В Древнем Египте, в Древней Греции, а после в Древней Руси – профессия писца была очень уважаемой и редкой.

Но раз есть средства сохранения речи – значит, должна быть наука, которая их изучает? Эта наука называется графика. Она изучает средства передачи речи на письме.

Слово «графика» произошло от греческого «графо», то есть, «пишу, черчу, рисую».

Графику интересует множество вопросов:

·                   чем пользуются для передачи речи в разных странах?

·                   как правильно использовать средства написания?

·                   как появился алфавит?

Помните, что такое алфавит?

Алфавит – это буквы языка, расположенные в определённом порядке. Алфавит совершеннее иероглифов, ведь не нужно придумывать особый значок для каждого слова.

Алфавиты разных стран могут выглядеть по-разному.

Но как появился русский алфавит?

Появление азбуки на славянских землях тесно связано с именами Кирилла и Мефодия. Они были византийскими монахами-просветителями.

В девятом веке нашей эры Кирилл и Мефодий прибыли на славянские земли. Их пригласил князь Моравии – в те времена было такое славянское государство.

Братья были приглашены специально для того, чтобы они создали алфавит. В те времена у славян ещё не было алфавита, который подходил бы к их речи.

Первой попыткой создать такой алфавит стала так называемая глаголица. Эта азбука была создана на основе древнееврейского и древнегреческого алфавитов. Но какие-то буквы Кирилл придумал и сам.

Но глаголица на славянских землях не прижилась: она показалась всем слишком причудливой.

В результате её использовали только для тайных посланий, она была известна немногим избранным.

Но Кирилл и Мефодий не сдавались, и в конце девятого века они создали новую азбуку – кириллицу.

Начертания букв в кириллице были более привычными для славян. Часть букв в этот алфавит пришла из глаголицы, часть – из греческого алфавита, а часть Кирилл и Мефодий придумали сами.

Вскоре кириллица стала официальным алфавитом на славянских землях.

За свои заслуги Кирилл и Мефодий причислены к лику святых. Их почитают как просветителей славянских земель. Ведь они не только перевели и записали при помощи своей азбуки богослужебные книги, но и создали славянский алфавит.

То есть, современный алфавит создан на основе кириллицы. Но в ней пришлось кое-что изменить.

А какими сложными были названия букв!

Аз, буки, веди, глаголь и так далее.

Даже само слово «азбука» произошло от названий первых букв кириллицы – аз и буки.

Поэтому кириллица была слишком сложна для изучения. Длинные называния букв плохо запоминались. Некоторые буквы могли даже обозначать звуки, которых не было! Например, звуки, которые обозначали звуки «Юс большой» и «Юс малый» постепенно исчезли.

А для каких-то звуков вообще существовали две буквы, и непонятно было, какую употреблять. Например, буквы ферт и фита обозначали один звук — [ф].

Поэтому кириллица несколько раз реформировалась.

Так, Пётр Первый в восемнадцатом веке убрал длинные названия букв и сделал начертания более простыми. Постепенно убирались буквы, которые не обозначают звуков. Пришли и новые буквы – такие, как ё, й.

С течением времени получился современный русский алфавит.

Давайте вспомним его буквы. Их тридцать три.

Буквы – это основное средство русской графики.

И они не такие простые, какими кажутся.

Что нужно знать о буквах?

Прежде всего, у каждой буквы есть четыре вида начертания.

Одна буква – большая, то есть заглавная. Её также называют прописной.

Другая буква – маленькая, то есть строчная.

Обе эти буквы – печатные.

Но ведь мы можем изобразить эти буквы иначе. Вот так.

Теперь они – не печатные, а рукописные.

Но одна из них все равно заглавная, а вторая – строчная.

И это ещё немного. В древности выделялись целых три основных вида написания букв.

Сначала существовал вид написания, который назывался уставом. Заглавных и прописных букв не было, не было даже пробелов между словами.

Позже появился полуустав: в нём уже были заглавные буквы, были и промежутки между словами. Он был похож на современный печатный шрифт.

А ещё позже появилась скоропись. Текст, который ей писался, был очень похож на рукописный. Только ещё сложнее. Его непросто было прочитать.

Заголовки же и вовсе писались особым шрифтом – вязью. Буквы украшались завитушками, тщательно вырисовывались.

Для чего нужны буквы? Буквы алфавита обозначают звуки.

Мы уже говорили на прошлых уроках о гласных и согласных звуках и о буквах, которые их обозначают. Буквы и звуки не всегда совпадают.

Десять букв обозначают гласные звуки. Несмотря на то, что гласных звуков – всего лишь шесть.

Двадцать одна буква служит для обозначения согласных звуков. Но согласных звуков больше, ведь есть мягкие согласные, для которых нет отдельных букв.

Две буквы вообще не обозначают никаких звуков. Это ъ и ь.

А некоторые буквы могут обозначать два звука.

Это такие буквы, как е, ё, ю, я.

Правда, для них нужны особые условия, о которых мы поговорим на следующих уроках.

Буквы и звуки – это не одно и то же. У букв есть свои названия, которые следует запомнить. И не путать со звуками. Нет буквы й – есть буква и краткое. И буквы л в природе не существует. Есть буква эль.

И так далее.

А теперь давайте выясним что-нибудь интересное!

Ну вот, например, вы знали, что самая древняя буква алфавита – буква о?

Этой букве уже больше трёх тысячелетий. Причём, вид ею совершенно не изменился. Правда, раньше она обозначала другой звук.

В каких алфавитах меньше всего и больше всего букв?

В языке ротокас – это язык государства Папуа Новой Гвинеи – самый короткий алфавит. В нем всего одиннадцать букв. Он очень легко запоминается.

А вот кхмерский алфавит, которым пользуются в Азии, в Камбодже, самый длинный. В нем семьдесят две буквы, и его непросто запомнить.

Но ведь не во всех языках есть буквы: некоторые страны используют иероглифы. Иероглиф отличается от буквы тем, что обозначает не звук, а цельный образ.

Вот так выглядят китайские иероглифы.

В китайском языке их около сорока тысяч – правда, основное количество можно встретить только в классической литературе.

А образованному человеку достаточно выучить три тысячи иероглифов. Что тоже не так уж и просто.

Итак, что мы должны запомнить сегодня?

Графика изучает средства передачи речи на письме.

Основное средство графики – буквы.

В основу русского алфавита легла старославянская азбука, кириллица.

Буквы алфавита бывают прописными и строчными, печатными и рукописными.

Буквы обозначают звуки.

Нужно помнить, что буквы и звуки – не одно и то же и не путать название буквы и звук.

videouroki.net

Урок русского языка в 5 классе на тему «Фонетика,графика,орфография как разделы лингвистики»

Четверть

Класс

Дата проведения урока

УРОК № 8

Фонетика, графика, орфография как разделы лингвистики.

Цель урока:

закрепить навык сопоставления разделов русского языка и лингвистических понятий; акцентировать внимание на важности фонетики, графики, орфоэпии; формировать представление об отличии буквы от звука; познакомить с понятием «фонема»; развивать умение извлекать информацию и учебно-научных текстов, навыки самоконтроля; воспитывать культуру речи и интерес к родному языку.

Тип урока:

Урок формирования новых знаний и умений.

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей).

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Работа над ошибками диктанта

Я посп.шил (…) на помощ. маленьким работникам.

Огл.нулся(…) я наза(д,т) (…) и увид.л большой мур.вейник.

Обратно н.сут(…) (на) себе гус.ниц, мух, жучков.

(Под)ноги, (по) тр.пинке, лен?тяйку,надо труди(т,ть)ся, смотриш?, т.ропятся,одного (за)другим,об.жать,к.пит,(в)пере(д,т),мур.вьиный, (не)ест, хв.тает,д.быча, сент.бря.

  1. Мотивация учебной деятельности.

«Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких»

Н.В. Гоголь

1. Прочитайте высказывание Н.В. Гогодя

2. Как вы думаете, почему именно эти слова великого русского писателя взяты эпиграфом к уроку?

3. Объясните смысл высказывания.

4. Как Н.В. Гоголь относится к языку?

IV. Актуализация опорных знаний.

Вопросы для беседы.

1. Что такое язык?

2. Что такое речь? Чем язык отличается от речи?

3. Какой бывает речь? (устная и письменная)

4. Чем устная речь отличается от письменной?

V. Постановка целей и задач.

На сегодняшнем уроке мы будем учится разграничивать звуки речи и буквы, познакомимся с такими разделами о языке как фонетика, графика, орфоэпия.

Как можно сформулировать тему нашего урока?

VI. Работа над темой урока. Изучение и закрепление нового материала.

1.Презентация.

2.Задания в презентации.

3. Проблемный вопрос.

Как вы считаете, почему именно с фонетики начинается изучение языка?

Изучать фонетику нужно для того, чтобы видеть различия между звуками речи и буквами письма, между произношением и написанием. Это – залог грамотной письменной речи.

VII. Рефлексия. Приём «незаконченное предложении».

— Продолжите предложения.

1. «Фонетика изучает….».

2. «Звук речи….».

IX.Домашнее задание.

1. Выучить определения на стр.14.

2.Выполнить задание по карточке.

1. Запишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2. Озаглавьте его, определите тему, идею. Перескажите текст.

3. Объяснить правописание Ь знака после шипящих.

4. Запишите фонетическую транскрипцию слов:

Земле, умная, люди,если,книга.

Нет ещё (на) з.мле чуда большего, чем хорошая, умная книга. Если научиш.ся дружить с ним, чудо расскажет тебе, о чём думали люди тысячи лет наза(т,д), как они ж.ли. Если научиш.ся понимать его, ты услышиш. музыку, г.лоса птиц и людей. Ч.до это может стать лучшим другом и п.мощником.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *