Что нужно сдавать на it специалиста егэ – Какие предметы необходимо сдавать при поступлении на инженера-технолога; инженера-программиста; программиста, техника?

Содержание

Как поступить на IT-специалиста?

← Вернуться в раздел «Все об IT-технологиях и телекоммуникации»

Вы любите работать за компьютером, неравнодушны к технике, внимательно следите за последними новостями в сфере инновационных изобретений? Вам бы прекрасно подошла профессия специалиста в области информатики и телекоммуникаций. Как можно поступить на такого специалиста, и какую именно профессию в этом направлении выбрать?

В первую очередь вам необходимо написать сочинение по литературе, ставшее с 2014-2015 учебного года допуском к сдаче Единого государственного экзамена. Успешно преодолев это испытание, вы можете сдать экзамены по математике, русскому языку и третьему предмету, который будет зависеть от выбранного вами направления. Например, в Московском техническом университете связи и информатики – ведущем вузе по подготовке кадров в сфере телекоммуникаций и информационных технологий – принимаются результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ или физике.

ПРОФИЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В МТУСИ:

Информатику и ИКТ нужно сдавать при поступлении на информационные специальности:
Физика понадобится для поступления на технические направления подготовки:

ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ВУЗОВ В СФЕРЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ

Будущие специалисты в области информатики и телекоммуникации могут поступить как в колледж, так и в вуз. В первом случае срок обучения занимает 3-4 года в зависимости от того, после 9 или 11 класса зачисляются студенты. Для того чтобы получить высшее образование в этой области, нужно учиться в течение 4-6 лет: 4 года – бакалаврам, 5 лет – специалистам, 6 лет – магистрантам.

Если вы уже определились с тем, где именно – в вузе или колледже – хотите получить образование в сфере телекоммуникаций и информационных технологий, то вам предстоит выбрать само учебное заведение. У тех, кто решил стать IT-специалистом, множество вариантов. Например, обучить студентов по специальности «Информационная безопасность» в России готовы более 160 вузов.

Подробно узнать об учебном заведении можно на его официальном сайте. Здесь же вы сможете найти информацию о том, какие документы нужны для поступления, и какие льготы могут действовать при зачислении.

Будьте в курсе всех событий, происходящих во время приёмной кампании, уточняйте неясные вопросы у членов приёмных комиссий. Это поможет лучше оценить свои шансы на поступление. Главное, набрать максимально возможное для себя количество баллов на ЕГЭ и быть уверенным в собственных силах.

специалист — где учиться, зарплата, преимущества профессии – “Навигатор Образования”

IT-специалист – одна из самых востребованных профессий нашего времени. Что нужно знать и уметь, чтобы овладеть такой профессией? Где можно получить эту профессию? С какими «неудобствами» сталкиваются ИТ-специалисты? Давайте попробуем в этом разобраться.

В двадцать первом веке информация решает все, и уже, практически, ни одна отрасль не работает без использования информационных технологий. Отсюда постоянно возникает высокий спрос, как на разработку и внедрение специальных программ для работающих и вновь открывающихся предприятий, так и на специалистов в этой области.

Именно поэтому IT-специалист – одна из самых востребованных профессий нашего времени. Что нужно знать и уметь, чтобы овладеть такой профессией? Где можно получить эту профессию? С какими «неудобствами» сталкиваются ИТ-специалисты? Давайте попробуем в этом разобраться.

Кто такой IT-специалист?

К разработке информационных технологий ученые приступили еще в середине двадцатого века, когда возникла потребность в автоматизации обработки, систематизации и хранении информации, поскольку классические источники (библиотека, периодические издания) уже не справлялись с этой задачей в полной мере.

Кстати, в настоящее время библиотечное дело тоже не обходится без использования технического обеспечения: расширяется сеть электронных библиотек, древние рукописи и архивы заносятся в электронные картотеки и дублируются в цифровом варианте. Это делает редкие издания более доступными для широких масс, в то время как доступ к оригинальным источникам по-прежнему остается очень ограниченным.

Первые ЭВМ (электронно-вычислительные машины), появившиеся в конце шестидесятых годов прошлого века, уже канули в прошлое. Эта техника записывала информацию на перфоленты, длинные полосы бумаги с точечным рисунком. Но такую информацию тоже необходимо было как-то хранить. С начала 60-х годов человечество начало активно использовать магнитные записи, сотовую связь, а к концу 90-х годов появились жесткие диски, записывающие информацию на языке цифр. Для обработки информации потребовались люди, умеющие создавать команды (программы) для машин, а также специалисты, создающие искусственный интеллект.

Так появилось целое семейство профессий, которые объединены одним названием IT-специалист: программист, системный аналитик, системный архитектор, специалист по системному администрированию, специалист по информационным системам, специалист по защите информации, оператор ПК, менеджер информационных технологий, администратор баз данных, Web-мастер и т.д.

Сегодня информационные технологии широко используются для коммуникации, в сфере управления, банковском деле, на их основе разрабатываются и внедряются образовательные программы, георазведка и добыча ресурсов, высокие технологии необходимы в современной промышленности, медицине, обеспечении безопасности. Сферы применения информационных технологий в самых разных отраслях постепенно расширяются, и это прямо указывает на постоянную и увеличивающуюся потребность в услугах IT-специалистов, а значит можно смело говорить, что это

профессия будущего.

Какими личностными качествами должен обладать IT-специалист?

Чтобы стать востребованным IT-специалистом, необходимо иметь, прежде всего, высокий базовый уровень подготовки по таким дисциплинам как математика и английский язык. Такое требование обусловлено тем, что все компьютерные программы записаны на языке цифр, при этом для их создания используется международный язык, английский.

Также будущий IT-специалист должен:

  • обладать хорошей памятью;
  • уметь находить логическую взаимосвязь;
  • проявлять нестандартные подходы к решению различных задач;
  • быть усидчивым и внимательным;
  • иметь склонность к самоорганизации;
  • уметь работать в команде;
  • проявлять инициативу.

Подчеркнем, что перечисленные требования – это только «программа «Минимум».

Чтобы реализовать себя в одном из профильных направлений информационных технологий, нередко требуются и определенные творческие способности: художественный вкус, способности к творчеству, увлеченность той сферой деятельности, для которой разрабатывается программа.

Преимущества профессии IT-специалист

Считается, что у каждой работы должно быть, как минимум, три преимущества, которые и являются стимулом для того, чтобы заняться ею. Профессия IT-специалист имеет такие преимущества:

  • Каждый человек стремится идти в ногу со временем, занимаясь саморазвитием, повышением образования, расширением кругозора. Но для этого, чаще всего, требуется специально выделять свободное от работы время. IT-специалист имеет возможность повышать свой интеллектуальный уровень без отрыва от производства, поскольку это является и его прямой обязанностью.
  • Поскольку трудовая деятельность IT-специалиста является интеллектуальной, то, благодаря тем же технологиям, он может осуществлять ее, находясь на большом расстоянии от непосредственного места работы (то есть, удаленно).
  • Нельзя не отметить востребованность профессии и достаточно высокий уровень зарплат (причем как в частном бизнесе, так и в государственной системе). Согласно статистическим данным, эта профессия отмечается ежегодным приростом заработной платы на 10-16%, которая часто выплачивается в долларовом эквиваленте.

Кроме того, все еще сохраняющийся дефицит кадров в области ИТ-технологий позволяет легко решать вопросы с трудоустройством, в то время как у специалистов других профессий поиск свободных вакансий связан с большими сложностями. Такая тенденция будет сохраняться достаточно долго, потому что подготовка специалистов в сфере обеспечения технологий пока заметно отстает от возрастающего спроса на их услуги.

Недостатки профессии IT-специалист

Не секрет, что даже самые умные машины иногда выходят из строя и требуют вмешательства человека, который способен наладить их работу – ИТ-специалиста. Ну а поскольку машины пока еще не научились определять, рабочее сейчас время или выходной, то ломаются они в любое время суток. А это значит, что такая профессия чаще всего связана с ненормированным рабочим графиком, что, конечно же, часто нарушает личные планы.

К недостаткам профессии ИТ-специалист также можно отнести постоянные и высокие умственные нагрузки, что отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии и нормальных функциях нервной системы. Поэтому, выбирая профессию, человек должен уметь правильно организовать режим труда и отдыха, несмотря на ненормированный график.

Не стоит забывать и о негативном влиянии профессиональной деятельности на здоровье: постоянные и очень высокие зрительные нагрузки требуют внимательного отношения к органам зрения, а «сидячий» образ жизни часто приводит к проблемам с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом.

Где можно получить профессию IT-специалист?

Лучшим высшим учебным заведением, «кузницей кадров» в сфере информационных технологий считается Московский технический университет связи и информатики, у которого имеется два филиала. Диплом этого учебного заведения признается во всем мире, а профессию IT-специалиста в нем можно получить по пятнадцати программам.

В рейтинг лучших ВУЗов по ИТ-направлениям также входят:

Кстати, если имеется хороший базовый уровень по математике и английскому языку, то перед сдачей вступительных экзаменов в ВУЗ неплохо было бы пройти подготовку на специальных курсах: icnd1 или Cisco. Такая предварительная подготовка поможет успешно сдать вступительные экзамены, попрактиковаться и получить начальное представление о будущей работе.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Куда пойти учиться будущему IT-специалисту?

В этом году в России школу закончили чуть больше 708 тысяч ребят. Из них 55 тысяч сдавали ЕГЭ по информатике. То есть около 7,8% абитуриентов планируют связать свою жизнь с информационными технологиями. Но вот беда — выбирая специальность (а таковых, связанных с новыми технологиями, десятки) ребята не очень себе представляют, чем будут заниматься после получения диплома. Многие ориентируются на название специальности, на рассказы старших ребят или на престижность вуза.

«Комсомолка» выяснила, какие IT-специальности будут востребованы и через 3-4 года и в каких вузах готовят лучших профессионалов.

Информационные технологии проникли почти во все сферы нашей жизни. Совсем скоро объемы информации будут измеряться зеттабайтами (это 10 в 21 степени), и крайне важно будет этими громадами управлять, считают наши эксперты — кандидат технических наук, руководитель направления по работе с системой образования Департамента стратегических технологий компании «Майкрософт» Александр Гаврилов и директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group Дмитрий Волошин.

Вот рейтинг самых престижных IT-специальностей недалекого будущего.

1. «Датасаентист» — и специалист по работе с большими объемами данными

Big data – популярное и перспективное направление в информатике. Что это такое? Это сбор и систематизация информации огромных объемов и разнообразного состава. Нужно анализировать информационный массив целиком и принимать на его основе серьезные управленческие решения. На первый взгляд это кажется понятным, однако для такой работы нужны очень специфические компетенции. «Data scientist – это человек, который в идеале имеет технический бэкграунд, он может быть программистом, аналитиком, бизнес-архитектором. Также он имеет научный бэк, навыки и способности к анализу информации и выдвижению гипотез», — рассказывает Дмитрий Волошин.

2. Специалист по облачным вычислениям

Облачные хранилища данных – это мощные виртуальные серверы, на которых хранятся данные пользователей. Благодаря тому, что данные сохраняются в так называемых «облаках», они не прикреплены к конкретному ПК и могут извлекаться с менее мощных, чем сервер, устройств. Так работают диски Google и Яндекс, Файлы Mail.Ru, сервис Apple iCloud, или даже Google chrome, который запоминает закладки, пароли и историю бразуера пользователя. Эксперты прогнозируют бурный рост количества таких систем в ближайшие годы, а специалистов для их разработки очень мало. Так что самое время учиться разрабатывать «облака», по выпуску из университета проблем с трудоустройством не будет.

3. Разработчик мобильных приложений

Нет смысла объяснять, что это такое. Смартфон = мобильные приложения. Каждое новое приложение интереснее и сложнее предыдущего, появляются новые специализации в этой сфере. Например, программисты под определенную платформу, специалисты по графическим интерфейсам, тестировщики мобильных приложений «По мере того как планшеты и смартфоны проникают на рынок, по мере того как улучшаются каналы связи, возникает огромная потребность (я не преувеличиваю), именно огромная потребность в соответствующих разработчиках. Сейчас это один из основных трендов, появляется большое количество стартапов на эту тему» — комментирует Дмитрий Волошин.

4. Специалист по робототехнике

Это уже не новое направление в ИТ, но сейчас оно стремительно набирает обороты. Сфера очень сложная, здесь и электроника, и механика, и информатика. «Фактически программиста роботов я бы сравнивал с хирургом, который делает операции», — говорит Дмитрий Волошин. Но научиться этому можно, и к тому же очень нужно. Работодатели ждут.

5. Специалист по информационной безопасности

Еще одна широкая сфера со множеством ответвлений. Здесь и разработка антивирусов, и защита систем электронных платежей – в общем все, что поможет информации быть под защитой.

6. Комплексная автоматизация бизнес-процессов

Автоматизация нужна, чтобы быстрее решать различные бизнес-задачи. С помощью IT-решений можно ускорить практически любые бизнес-процессы: от привлечения новых клиентов до расчета зарплаты. Но все процессы в бизнесе связаны между собой, поэтому комплексная автоматизация эффективнее и проще.

Еще Александр Гаврилов выделяет междисциплинарные направления, например биоинформатику. Всегда остаются востребованными программисты на платформах 1С, С++, Java и других. «Хорошие программисты сметаются враз. Все ребята, которые умеют и хотят программировать, непременно найдут себе работу за очень короткое время», — уверяет студентов и абитуриентов Дмитрий Волошин.

Я б в айтишники пошел… А куда идти?

Между высшим образованием и реальной работой как всегда существует дистанция. Ни на разработчика мобильных приложений, ни на бизнес-аналитика, ни на специалиста по облачным вычислениям выучиться нельзя. Оно и понятно. «Еще 5 лет назад не существовало ни одной из перечисленных выше специальностей», — рассказывает Александр Гаврилов. Но это не повод отказаться от высшего образования и решить, что ты всему научишься сам. Вузовская подготовка дает фундамент для развития специалиста. К тому же такая у нас страна, без диплома никуда не возьмут. А технические вузы открывают двери в большие компании.

На вопрос о трудоустройстве студентов по окончании вузов Дмитрий Волошин отвечает однозначно: «Ну только неудачники не устраиваются, извините за прямоту. 70% ребят работают еще учась на 3-4 курсе».

Лучшие вузы, где готовят айтишников

1.МГТУ им. Н.Э. Баумана

В Бауманке стоит попытать счастье на факультете информатики и систем управления и факультете робототехники и комплексной автоматизации. Правда, в случае неудачи расстраиваться не стоит. На любом факультете в этом вузе, даже на менеджменте, дается сильная техническая подготовка. Университет проводит свою олимпиаду «Шаг в будущее», ее победители и призеры поступают без экзаменов.

2. Факультет ВМК МГУ им. Ломоносова

Здесь дают фундаментальную теоретическую подготовку, многие выпускники по окончании идут в науку. Конкурс на место 5-5,5 человек, но бюджетных мест много: 335. Не забывайте, что у МГУ есть привилегия проводить дополнительное вступительное испытание, поэтому одних результатов ЕГЭ будет недостаточно. Опять же у вуза есть свои олимпиады «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы». Дипломанты этих олимпиад поступают без экзаменов, или получают 100 баллов по одному из предметов.

3. МФТИ

Здесь IT-специалистов готовят на трех факультетах: радиотехники и кибернетики, управления и прикладной математики, инноваций и высоких технологий. В среднем конкурс на эти факультеты в прошлом году составил 2,2 человека на место, что не так много. Хотя баллы нужны довольно высокие. С помощью олимпиады «Физтех» можно поступить в МФТИ без экзаменов, и есть еще много других олимпиад, которые дают преимущества при поступлении. Например, «Старт в науку» и выездные олимпиады.

4. МИФИ

Конкурс в МИФИ большой, по направлению бизнес-информатика в 2012 году было аж 16 человек на место. Но ведь подать документы можно сразу в 5 вузов. Так почему бы не рискнуть и не почувствовать дух конкуренции в одном из них?

5. МЭСИ

Здесь айтишников готовят целых 5 факультетов: бизнес-информатики, информатики и вычислительная техники, информационной безопасности, математического обеспечения и администрирования информационных систем, прикладной информатики. Поступить туда вполне реально, в среднем проходной балл на эти факультеты в прошлом году – 216 за 3 экзамена.

Также стоит обратить внимание на факультет бизнес-информатики НИУ ВШЭ: там дают хорошую базу с ориентацией на практику. Можно стать достойным специалистом, учась в МИРЭА и СПбГУ на факультете прикладной математики – процессов управления. Среди вузов Санкт-Петербурга НИУ ИТМО – достойная альтернатива московским вузам.

Из региональных вузов эксперты выделили Казанский (Приволжский) и Южный федеральные университеты, Новосибирский, Томский и Нижегородский государственные университеты.

Во все вузы без экзаменов принимают победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по профильным предметам и членов Международных сборных предметных олимпиад.

Комментарий Дмитрия Волошина: «Абитуриентам этого года уже поздно, но абитуриентам следующего года обязательно всеми силами участвовать в олимпиадах и конкурсах, потому что это очень сильно упрощает жизнь при поступлении в вузы. Мы сами очень большое внимание оказываем олимпиадникам, потому что эти люди достаточно в юном возрасте уже демонстрируют мотивацию к обучению и к нормальной жизни».

Как быть востребованным?

Чтобы по окончании вуза стать настоящим профессионалом, одного университетского образования недостаточно. Формула успеха для айтишника выглядит так:

Учеба в вузе + курсы дополнительного образования + стажировки и пробные работы + самообразование = профессионал в сфере ИТ.

Это сложно, но для такого образования созданы все условия. Тем, кто хочет и любит учиться, помогают и оказывают поддержку. Например, Mail Ru Group ежегодно проводит чемпионат по программированию Russian Code Cup, а компания Microsoft — международный технологический конкурс среди студентов и старшеклассников Imagine Cup. Обе компании сотрудничают с вузами и организуют курсы и онлайн-школы для студентов.

«Для компаний это, с одной стороны, способ поиска талантов, а с другой — способ повышения интереса к отрасли», — говорит Дмитрий Волошин.

В общем, стать IТ-специалистом сложно, но, как говорится, игра стоит свеч. Качественный айтишник сейчас – на вес золота.

Что нужно сдавать на ЕГЭ 11 класс для IT специалиста.

<a href=»/» rel=»nofollow» title=»15907216:##:2coZl7Y»>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

Обязательные: Русский язык, математика, по желанию: Т. к. Хочешь стать IT специалистом, желательно сдать информатику и еще один на выбор

Много сидишь за компьютером, но не научился находить официальные сайты вузов?

Математика, информатика — в обязательном порядке. Без знания этих предметов там делать нечего. Только вот многочасовое сидение у компа ещё ни о чём не говорит.

Какие знания нужны программисту на первом курсе вуза? — Хабр Q&A

«P.S. Само программирование, как ни странно, в рамках данного вопроса не интересует. Уже знаю, что в любом вузе, куда бы ни взяли, будет изучение C или C++ с нуля, так что сейчас просто продолжаю заниматься Питоном. «

Программирование это далеко не только С, С++ или питон. Это также computer essentials знания, то есть общее представление об устройстве и работе программ, компонентов и технологий.
Кроме того, базовые знания по С весьма полезны, поскольку отличия от Питона много, и в первую очередь это отладка и работа с памятью. Практически уверен, что то, что дадут по С в вузе — слишком отрывочно и недостаточно для работы. Можете заниматься питоном, но парралельно реализовывть тоже самое и на С, чтобы видеть разницу в подходе. Опять же, не уверен, что в вузе будут что-либо говорить об оформлении кода.

«Как понимаю, программисту нужно знать алгебру, геометрию, информатику, физику.»
Программисту нужно знать программирование.
Просто нужно четко понимать, что программирование — это создание инструментов для решения задач. В том числе и задач по алгебре и геометрии и физике и возможно химии, поэтому все, что вы будете знать — расширит ваши возможности как программиста.

Простенькие примеры:
без знания бухгалтерии, невозможно написать нормальную программу бухучета.
без знания физики и геометрии, невозможно писать моделирование трехмерного изображения, эффекты взрыва, свечения, самостоятельно написать библиотеку, которая тупо нарисует круг
без знания физики, особенно раздела электроники, крайне сложно будет разобраться с программированием чего-либо в робототехнике, в программировании летающего дрона и т.д.
без знания английского, вам будет недоступно и непонятно 80% всей документации, которая в основном идет на английском, и даже в случае наличия перевода, английский вариант часто понятнее

Но это все — смежные науки.

* Налегайте больше на математику, так как программистов, которые знают математику на высоком уровне — действительно мало, а в связи с развитием машинных алгоритмов, это становится востребовано.

* Налегайте больше на английский, так как даже upper indermediate на выпуске из вуза вам даст возможность сразу устроиться на зарплату в разы больше, чем без знаний. Ну и да, материалов на английском, подкастов, курсов, документации — гораздо больше.

* Налегайте на практику — без нее все это будет диванная аналитика.

ВУЗ для IT специалиста: взгляд изнутри / Habr

Если вы давно закончили институт и уже сформировавшийся, матерый специалист, то вам не стоит читать дальше. Вы не узнаете из этого поста ничего нового и полезного. Может быть он вызовет у вас улыбку. Но судя по комментариям к статьям, на сайте достаточно и тех, кто еще учится или только собирается учиться на IT специальности. Для них этот пост написан и я искренне надеюсь может быть чем-то полезен.
Так сложилось, что я работаю подрабатываю в университете преподавателем на компьютерной специальности и уже много лет работаю разработчиком (фрилансером и офсерсером). Т.е. могу видеть обе стороны одной медали, имя которой — ВУЗ.
Дальше будет много букв и ни одной картинки. Кому еще интересно — прошу под кат.

Когда стоит идти учиться на IT-ника? Самый правильный ответ на мой взгляд — когда это для вас хобби и увлечение даже без института и образования. Многие студенты путают компьютер, как «хобби» и компьютер как «развлечение». Если вы любите играть в игры, знаете как ставить программы и где скачать самые свежие фильмы — не обманывайте себя. Для вас компьютер это развлечение. Если вы что-то «создаете» на своем компьютере (пишете программки, рисуете в PhotoShop или CorelDraw, моделируете в 3D Max или Maya, пишете музыку и т.п.) то компьютер для вас «хобби». Разница простая — если вы что-то создаете, то это увлечение, если только потребляете, то развлечение. Если вы продолжите свой путь в сфере IT, то вам придется что-то создавать с помощью компьютера, а это требует желания и трудозатрат. Многие студенты, которые пошли учиться на компьютерный факультет воспринимая компьютер как развлечение, а не как увлечение, быстро теряют интерес к учебе. т.к. для них тратить силы и время на то, чтобы что-то создавать, в тягость, а не в радость. И таких студентов неожиданно много (может быть процентов 70). Не нужно всем ломиться в IT, лучше найдите дело, которое действительно вам в радость, а не следуйте моде или давлению родителей.

Чему же все таки учит институт? Если полистать комментарии на эту тему, то все они вращаются вокруг мысли, что институт не готовит специалиста для IT и тут начинаются версии: то ли он учит учиться, то ли он дает кругозор, то ли погружение в среду и т.п. На мой взгляд учеба в университете похожа на тренировку в спортзале, где для вас запланирована и расписана по семестрам программа тренировок. И план тренировок очень щадящий. Именно так. Из моего опыта работы, знания полученные в институте это лишь 3-5% того, что нужно знать и в зависимости от специализации может 70-95% того, что вы проходили в институте вам не пригодится или пригодится лишь косвенно. Мозг, как и мышцы, можно развивать, если использовать и он атрофируется, если бездействует. ВУЗ просто повод им пользоваться. Каждый день, 3-4 пары в день, 5 лет. И все. Знания, кругозор, умение учиться, связи, окружение — все это как естественный бесплатный бонус который прилагается к тренировке мышления, как здоровье, хорошее самочувствие, здоровый цвет лица и подтянутая фигура просто сопутствующие результаты занятий спортом.

Насколько знания, полученные в ВУЗе глубоки? ВУЗ является продолжением школы. Нет никакого скачка в качестве и глубине излагаемого материала. Как в школе изучаются простенькие основы главных направления знания, так и в ВУЗе вам расскажут те же простенькие основы, может чуть более узконаправленные в контексте вашей специальности. Вы не станете «умным» после ВУЗа. Лабораторные и практические занятия далеки от того, чем занимаются IT-ники на работе, как по масштабу так и по сложности и разница эта огромна. Тут сказывается формат обучения: за короткое время для широкой и разношерстной аудитории ну ни как не получится углубиться в какое-то направление. За 2 часа лабораторной работы ну никак нельзя написать сколь либо сложную программу или законченный продукт в рамках курсового проекта. Все это можно было бы описать словами: попробуйте это, ткнитесь тут. Если выбранная специальность не является вашим увлечением и вы ничего не делаете дома «для себя», то на выходе из института из вас получится нулевой специалист.

Большинство преподавателей — плохие специалисты. Да, именно так. Жизнь простая штука и если понимать причины очевидными будут и следствия. Не секрет, что зарплаты специалистов в IT индустрии в разы (во много раз) больше зарплат преподавателей даже в хороших ВУЗах. Честно ответьте себе на вопрос: почему те, кто вас учат работают в университетах, бюджетниками, на своих небольших зарплатах? Потому что они не могут претендовать на квалифицированные должности в IT индустрии, им не хватает ни опыта, ни квалификации. Кому хватает — те уходят. Максимум держат минимальную ставку то ли для подстраховки, то ли как место где лежит трудовая. Старшее поколение преподавателей это как правило те, кто когда-то при союзе работал в смежных областях а с его развалом хоть как-то устроился близко к специальности. Они что-то «знали» (когда работали) и эти знания такие же древние, как и времена когда развалился союз. Хорошо, если кому-то из них было интересно разобраться в чем-то новом, но большинство просто прочитали толстую книжку по своему предмету, которую пересказывают вам. Любой вопрос сверх излагаемого материала — вводит в ступор, любое замечание — раздражает. У них есть опыт работы, но он слабо применим сейчас, потому что в те далекие времена страна что-то производила а сейчас IT — сфера услуг. Скорее всего вам мало пригодится их опыт того, как тестировать спутники на стендах перед запуском, потому что вы скорее будете допиливать чужую cms для западного заказчика, чем запускать спутники в нашей стране. Молодое поколение имеет другие причины. Я как-то спрашиваю у своего ассистента, почему он решил работать в институте? Ответ был простой: а я больше нигде не пробовал, потому что я собственно ничего не умею. Не так прямо, но смысл тот же. Вот так вот. Я вообще считаю, что преподаватель в IT должен работать в IT. Мне кажется странным, что в медицинском университете доцент принимает пациентов и делает операции (он практикующий врач), а в техническом ВУЗе доцент может позволить себе ходить с папочкой на пары и рассказывать студентам сказки не имея никакого практического опыта.

У преподавателя нет заинтересованности в ваших знаниях. Удивлены? А это так. И далеко не потому что преподаватели ленивые или безответственные люди. Раскрою маленький секрет преподавательской кухни: нагрузка, а с ней и зарплата и само штатное место, зависит от количества обучающихся студентов. Требования к ВУЗам и преподавателям ужесточаются каждый год. Почти на каждом заседании кафедры преподавателям прямо или косвенно намекают, что денег будет меньше и кого-то будут сокращать. Если преподавателя сократят, то куда он пойдет? Уж не на тот же рынок труда, где вы же для него будете конкурентом? Рыночная экономика и конкуренция вообще не предполагают передачи знаний, и уж тем более за те смешные деньги, которые стоит высшее образование. Знание — сила, конкурентное преимущество. Большинство преподавателей просто выполняют формальные требования министерства образования начитывая вам запланированный материал. Если студент не хочет его воспринимать, то никто не будет заниматься «заталкиванием» его в нерадивого студента. Вам очень повезло, если ваш преподаватель не думает подсознательно такими категориями а просто от души делится знаниями, которые у него есть, понимая, что общее благо важнее личной выгоды. Такие люди есть, но часто это понимание приходит с возрастом, а что могут дать люди в возрасте в качестве преподавателей в IT см. выше.

Не надо смотреть «на всех». Потому что если делать «как все», то и результат будет «как у всех». В группе большинство студентов — случайные люди у которых нет перспектив в IT. Может их запихнули в институт родители, может они просто жаждут легких и больших денег начитавшись статей о самых востребованных специалистах. Но их удел в большинстве своем или работа не по специальности или штатная низкооплачиваемая должность сисадмина/программиста-разнорабочего с соответствующей зарплатой. Конкуренция в IT велика. И читая про «дефицит специалистов», обращайте внимание на слово «специалистов«, а не на слово «дефицит». Для талантливых студентов это крайне плохая ситуация. И потому, что необходимость ориентироваться на «среднего» студента снижает глубину и обширность излагаемого преподавателями материала, и потому что создается мнимое впечатление собственных успехов на фоне повального разгильдяйства основной массы. Не нужно себя сравнивать с сокурсниками. Лучшим критерием ваших знаний и успехов будут ваши сделанные проекты, ваши успехи на работе. Соотносите себя не с «серой массой», а с рынком. Зайдите на сайт фриланса — почитайте, что из предлагаемых работ вы в состоянии сделать, а что еще нет и даже аббревиатуры незнакомые. Очень отрезвляет, даже отличников обучения.

Оценка не важна. Еще со школы нас приучали измерять свои успехи в оценках. В институте это не работает (на самом деле это не работало никогда). Вообще как-то пора бы к ВУЗу вырасти из детских штанишек, когда основной наградой за успехи была похвала окружающих, в том числе выражающаяся в оценке, к более зрелому отношению, когда наградой является собственное удовлетворение проделанной работой, внутренняя мотивация. Устраиваясь на работу в IT в большинстве случаев ваш диплом с его оценками никто смотреть не будет. Важны ваши знания, потому что придется работать и приносить достаточно прибыли для получения зарплаты. Работник это инвестиция для фирмы и эта инвестиция должна окупаться. Спросите тех, кто работает в IT, спрашивал ли кто-то их диплом? В нормальных фирмах вам дадут тестовое задание, проведут техническое собеседование с профильным специалистом, возможно с вашим будущим начальником. Откройте глаза. Ценность диплома падает. Падает быстро, если не катастрофически. И ценность ваших оценок вместе с ним.

Нужно работать. Основная проблема студентов — отсутствие мотивации к получению специальных знаний. Информацию в них уже заталкивают, а зачем оно надо понимания нет никакого, потому что эта информация не применятся. А что не применяется, то забывается. Это не замкнутый круг. Просто нужно устроиться на работу. Как только сможете, лучше с первого курса. На частичную занятость, удаленно, фриланс. Как угодно. Минимальная работа имеет колоссальное влияние на мотивацию к учебе и понимание того, что важно и полезно, а что ненужно и второстепенно. Если вспомнить, что большинство преподавателей сами не работают в IT, то такое же большинство уделяет одинаково много времени и внимания на парах и тому, что действительно нужно и вы будете использовать это каждый день и тому, что представляет чисто академический интерес и вам ни разу не пригодится. Они просто не работали и не знаю разницы. Для них все на одно лицо и одинаковой важности, а на самом деле это далеко не так. Работая, вы будете учиться осмысленно, понимая что важно, а что нет, чему уделить внимание, а к чему можно отнестись формально. Если вы знакомы с кривой спроса/предложения, то это же кривая работы/учебы. К 5-му курсу гораздо важнее работать, чем учиться. Такой подход решает многие вопросы. Пока вы студент, у работодателя к вам даже подсознательно меньшие требования, учитесь. Первое место работы всегда выгоднее вам, чем работодателю — вы научитесь больше, а работодатель оплатит ваше обучение на рабочем месте. У вас появится тот самый «опыт работы от 3 лет» и т.д.

Достаточно просто присутствовать. Сложность излагаемого материала и требования к студентам стали уже столь низки, что для успешного обучения даже самым неспособным студентам достаточно просто присутствовать в институте. Просто слушать, просто дойти до практического занятия. Это вроде тривиально, но большинство даже не ходит. Преподаватели рады поставить вам ваш зачет/экзамен — просто дойдите до преподавателя. Создается иллюзорное впечатление, что можно не ходить и все будет, потому что существует негласный запрет на отчисление студентов-контрактников, которые «кормят» ВУЗы. Это так, но зачем было поступать, чтобы пропустить то, ради чего все затевалось? Ведь большинство пропускает не потому, что работают на 3-х работах (такие как раз получают зачеты экстерном и сдают экзамены на месте обладая достаточными практическими знаниями превышающими учебную программу), а потому что лень прийти.

Фактологические знания не так важны. В институтах, по привычке оставшейся с докомпьютерной эры, учат фактам, на экзаменах спрашивают факты («какая функция возвращает список файлов в каталоге?»). Это все не важно и нормальные преподаватели это понимают и со студентов не требуют. Прошли времена когда быстрее было вспомнить коэффициент упругости стали, чем искать его в справочнике в центральной библиотеке. Сейчас вся справочная информация на расстоянии двух кликов. Она лишь средство. Когда надо вы «подгрузите» в память то, чем пользуетесь в данный момент для данного проекта, когда переключитесь на другой проект, то вытесните эту информацию новой, которая будет нужна в данный момент. Возможности мозга весьма ограничены и работники сферы IT должны это чувствовать как никто другой. Не нужно много «запоминать», нужно «понимать», видеть причины и следствия, взаимосвязи, что на что влияет, из чего следует и к чему приводит. «Понимание» позволяет оперировать гораздо большими объемами знаний, чем «запоминание», дает возможность взглянуть на проблему издалека/под разными углами и никакой объем знаний без понимания этой возможности не заменит. Я бы посоветовал учиться маленькими итерациями: узнал, узнал, узнал, подумал, понял, уложил в памяти, связав с другими знаниями. Раз уж систему образования не поменять, постарайтесь поменять отношение к получаемым знаниям. Не надо накапливать факты, это приведет к мусору в голове. Старайтесь понять то, что знаете и связать все в целостную картину предметной области.

Знания по специальности не самые важные. Что же еще? Английский. Так сложилось, что платежеспособные заказчики говорят на английском. Если вы не способны с ними общаться на прямую — ваш удел работать через посредника (фирму), которая будет брать за свои услуги очень дорого (когда я работал на фирме в должности уровня «Team Leader» или «руководителем отдела разработки», потому что в те времена столь популярных сейчас названий еще в ходу не было, работнику платили 30-35% от дохода, который он приносил фирме. Возможно что-то поменялось за это время и теперь работник получает больше, например 50% от заработанного, но прослойка менеджеров и руководства все равно ближе к первоисточнику дохода и тоже хочет кушать). Так сложилось, что вся серьезная документация на английском и пока вы не имеете к ней прямого доступа ваш удел читать переводы, которых не всегда достаточно и которые ограничивают ваш кругозор. Что еще? Организаторские способности, умение решать проблемы (то, что называется талантом предпринимателя). Вас не удивляет, что ваш знакомый, который учился на троечку сейчас Project Manager и выдает вам задания? Или даже руководит фирмой в которой вы работаете? Мало троечников попадают в эту категорию, но те, что попадают, имеют на то причины. Пока вы своим умом просто учились на отлично, они, не имея ваших способностей к наукам, развивали свои способности: умение решать вопросы, находить лазейки, договариваться с людьми. Те способности и навыки, которые у отличников обычно не развиты за ненадобностью. Я не призываю учиться плохо, просто обратить внимание на этот вопрос. Жизнь отличается от университета. Потолок роста дохода работника очень ограничен. Team Leader получает максимум в несколько раз больше Junior Developer. Это круто, но владелец получает немаленький процент с денег, который зарабатывает каждый из них, а увеличение размера бизнеса дает гораздо больший потолок дохода, чем карьерный рост.

Обучение в ВУЗе это не все. Сейчас время расцвета разнообразных online курсов. Как отечественных, так и зарубежных. В вашем ВУЗе, даже если он столичный и в нем лучшие преподаватели страны, ограниченный круг людей, у которых вы можете учиться, ограниченный набор предметов, вы ограничены программой своего министерства образования и уровнем аудитории вокруг вас. Если хочется узнать больше, попробовать другой, возможно более понятный, подход к изложению материала — весь интернет в вашем распоряжении. И не важен диплом, за который обычно просят денег. Важны ваши знания. Можно выбрать курсы, которые интересны лично вам, соответствуют вашему уровню знаний и просто послушать их бесплатно (без получения диплома) или в виде видеоуроков. Смысл в самообразовании. Ваше будущее делаете вы. Если что-то интересно — стоит попробовать этим заняться, часто интерес спутник таланта, который грех не развивать. Таких курсов очень много: Udacity, Coursera, edX и другие. Достаточно просто задаться таким вопросом.

Это не все, что можно сказать на эту темы, но пост и так получился длинным. Если тема будет интересна, я постараюсь поделиться и другими наблюдениями из опыта практического разработчика, преподающего в университете. Будущим студентам успехов в выбранной области, а текущим во время приближающейся летней сессии.

Куда пойти учиться на программиста / Habr

Школьники уже, кажется, сдали ЕГЭ и вот-вот отправятся подавать документы в ВУЗы. Программирование и IT-технологии пользуются стабильным спросом, примерно как юридические и экономические специальности 10 лет назад.

В этой статье я расскажу как работает высшее образование для IT, как правильно выбрать IT-специальность.
Статья будет полезна не только абитурентам-2015, но и школьникам старших классов, которые уже решили связать свою жизнь с IT.

Нужно ли поступать в ВУЗ, чтобы стать программистом?


Существует множество точек зрения на этот вопрос и, уверен, в комментариях его не раз поднимут. По моему скромному мнению, высшее образование не является обязательным условием становления специалиста в области IT, ровно как и гарантией этого. Но может стать прочным фундаментом для профессионального роста.

Вы можете читать книги, участвовать в OpenSource-коммьюнити, подрабатывать на oDesk и через несколько лет будете опытным разработчиком, без высшего образования. Правда, ничто не мешает это всё делать параллельно учёбе в ВУЗе, кроме собственной лени.
Вы можете поступить, сдавать зачёты и экзамены, получить диплом и не стать в итоге профессиональным программистом — таких историй миллионы.

Хороший ВУЗ даёт прежде всего отличные условия для того, чтобы получать знания, опыт, связи и вырасти как личность. И только от вас зависит, как вы будете их использовать (и будете ли вообще).
Примем условно, что вы уже приняли решение получить высшее образование в сфере IT, и пойдём дальше.

Бакалавр, специалист и магистр



С тех пор как министерство образование решило интегрировать Россию в болонскую систему высшего образования прошли годы и многое изменилось. Раньше все ИТ-шники могли получить только диплом специалиста. В этом году выпустились последние дипломированные специалисты (за исключением специальностей, где срок обучения более 5 лет).
Сейчас вы можете стать бакалавром, после этого — магистром, а далее поступать в аспирантуру для соискания российского аналога Ph.D.

Что изменилось на самом деле?
В старых учебных планах для «специалистов» урезали количество часов на один год, при этом самые сложные дисциплины были либо удалены, либо сокращены. Многие академические темы из области алгебры, теории вероятности, физики останутся для бакалавра неосвещёнными преподавателем. В ряде специальностей, где программирование является вспомогательной компетенцией (например, информационная безопасность), под нож попали различные технологии программирования — от web-разработки до параллельного программирования.

В остальном ни теоретический материал, ни методика преподавания не изменились. Сократился объем материала. Если в каком-то ВУЗе раньше давали лабораторные для Pascal, то по-прежнему их и дают.
При этом учебные планы магистратуры могут похвастать новизной. Об этом можно написать отдельно, если будет спрос.

Нужно учитывать, что бакалавр — это не готовый сотрудник, который может прийти к работодателю с красным дипломом и просить среднюю зарплату по больнице. Бакалавр что-то знает, что-то умеет из технологий, но как правило не умеет работать в команде, большом коллективе и полностью самостоятельно решать конкретные практические задачи. В терминологии разработчиков это Junior, подающий надежды через 2-4 года стать Middle Developer. Во многих компаниях таким выпускникам без опыта устраивают стажёрские программы с наставником на 6-12 месяцев.

Прикладной и академический бакалавриат


Само собой тот факт, что специалитет просто уменьшили на 20%, не мог порадовать министерство образования. Мало кого может порадовать «недоспециалист», который теперь знает ещё меньше. Поэтому с 2015 года будут повсеместно вводить прикладной бакалавриат как альтернативу неполному академическому образованию.

Если коротко, то прикладной от академического отличается новым учебным планом, где все дисциплины сфокусированы на выпуск максимально готового к реальным рабочим задачам сотрудника. Без стажировок и прочих головняков для работодателя. Например, из академического бакалавриата может выйти «математик-программист», а из прикладного «Разработчик .Net», «Разработчик реляционных баз данных» или «Программист C++». Последние более интересны рынку труда сразу после окончания ВУЗа, первые же после окончания бакалавриата должны поступать в магистратуру и дальше качать свои компетенции, чтобы после выпуска претендовать на более высокие позиции. Другая полезная вещь — участие в учебной программе прикладного бакалавриата работодателей (как базы практики) и IT-вендоров.

Несмотря на то, что идея на мой взгляд здравая и её реализация была начата ещё 5 лет назад в 44 пилотных ВУЗах, я ещё не встречал ни качественно новых учебно-методических материалов, ни готовых к самостоятельной работе выпускников. Предполагаю, что в ближайшие 2-3 года ничего не изменится и значительной разницы в подготовке академического и прикладного бакалавриата не будет. Тем не менее, если вы уже решили быть магистром — поступайте на академический, если после 4 лет обучения планируете идти работать, а к магистратуре вернуться «когда-нибудь» — то на прикладной.

Преподавание в ВУЗе


Если в школе учатся, то в ВУЗе обучаются. И разница тут огромна. Никто не будет заставлять учиться. Если хотите получить диплом — сидите, разбирайтесь, спрашивайте у однокурсников. Преподаватель — это просто носитель знаний, который умеет эти знания пояснять. Его цель — рассказать, ваша — понять. Если вы что-то не поняли — преподаватель свою цель всё равно выполнил. Даже если в отдельных случаях это не так — лучше думать именно в такой парадигме, будет меньше разочарований.

Качество преподавания заключается именно в том, насколько хорошо преподаватель доносит до вас знания, какую практическую компетенцию вы при этом получаете. Например, донести принцип ООП можно на языке программирования Delphi, а можно на C# или Java. Вы поймёте ООП в любом случае, если будете стараться, но знакомство с языками C# или Java будет полезно для вас в будущем, при подготовке курсовых работ, при подработке или дальнейшем трудоустройстве.

Преподавание — штука инертная. Чем больше преподаватель читает один и тот же курс на примере одних и тех же технологий — тем лучше у него получается донести знания до студентов. Но IT-технологии меняются слишком быстро, поэтому возможны две крайности:

  1. преподаватель читает вам то, что морально устарело, но вы всё прекрасно понимаете
  2. преподаватель рассказывает о новейших технологиях, но у вас остаются большие пробелы в понимании чего-либо (если вы не восполните их самостоятельно в книгах, на StackOverflow или MSDN — то так оно и останется).

Есть замечательные преподаватели, которые каждый год обновляют 30% своего учебно-методического материала, но на такие усилия готов не каждый.

Помимо дробления бакалавриата на академический и прикладной, сейчас также проходит обновление стандартов образования со второго поколения на 3 и 3+. В условиях такого количества изменений в преподавании — есть риск, что ближайшие 2-3 набора студентов будут подготовлены хуже, чем последующие. А значит — нужно прилагать больше личных усилий.

Выбирая ВУЗ и специальность желательно знать Кто и Что вам будет рассказывать. Перед окончательным выбором — узнавайте у текущих студентов, читайте студенческие группы VK.

Выбор специальности


Итак, вы решили получить высшее образование, стать программистом. И не просто программистом, а, например, именно Web-разработчиком, специализирующемся на frontend. Круто, что в 18 лет уже есть цель в жизни, но спешу расстроить. В нашем государстве есть такая штука как стандарты высшего образования и они куда более абстрактны, чем вам бы этого хотелось.

Полный список стандартов высшего образования можно посмотреть вот тут. Не по всем ещё есть стандарты поколения 3+, но до конца года будут. Рекомендую почитать эти скучные документы.

Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (МОАИС).


Специальность, дающая наилучшие условия для развития компетенций разработчика.

Вы изучите: технологии программирования на различных языках (обычно за 4 года вы познакомитесь с минимум тремя языками программирования — например: C++, C#, Lisp, или C++, Java, Python), разработка и основы администрирования реляционных и объектно-ориентированных БД, сетевые технологии, разработка приложений «клиент-сервер», «клиент — сервер приложений — сервер БД», параллельное программирование.

Обучение даёт понимание программирования в принципе, за пару месяцев вы способны изучить любой язык программирования и развиваться в нём; понимание как работает любая программа, как решить большинство вычислительных задач. После получения диплома из вас крепкий Junior, но как только вы разберётесь с конкретными задачами и инструментами в конкретной компании, багажа знаний будет достаточно, чтобы претендовать на Middle.

После опыта работы и хорошей магистратуры по этой специальности вы сможете не просто делать программы и информационные системы, но познакомитесь с принципами разработки высоконагруженных систем, управления командой, планирования разработки и сможете претендовать на Senior и Team Lead.

Фундаментальные информатика и информационные технологии (ФИИТ).


Специальность близка к МОАИС, но ориентирована на вычислительные эксперименты и исследовательские задачи.
Иными словами, как программист вы будете в наилучшей форме, но вы будете почти бесполезны для решения практических бизнес-задач. Зато вы ценный кадр для R&D-департаментов, научных лабораторий и научно-исследовательских команд. Обучение по этой специальности в хорошем ВУЗе даёт возможность выбирать место работы по всему миру, работая известных компаниях. Уже изначально предполагается, что бакалавриат будет только первой ступенькой вашего образования.

Вполне реальная история: получив бакалавра в МГУ, поступить в магистратуру CalTech. Само собой, физика, алгебра и матанализ должны быть вашей страстью.

Информатика и вычислительная техника (ИВТ)


Специальность ориентирована на воспитание системных программистов, работающих «с железом». У вас будут навыки программирования роботов, систем реального времени и работы с паяльной лампой. С таким образованием разрабатывать скучные учётные системы и веб-приложения не захочется, но ваша дальнейшая карьера может начаться как инженера по видеонаблюдению в небольшом ЧОПе, так и в лаборатории робототехники крупного бренда (само собой после прохождения магистерской программы).

На мой взгляд с чисто программистскими специальностями всё. Ниже будет перечень специальностей, где тоже обучают программированию. Но если у специальностей сверху учебный план построен так, чтобы выпустился Программист, то у специальностей ниже — Специалист в чем-то с навыками программирования.

Не только программист


Программная инженерия

Относительно новая специальность, готовящая по сути менеджеров программного продукта. Этот специалист смотрит поверх задач разработки, управляет требованиями, функционалом, версиями, командами разработки. На первых курсах вы изучите технологии программирования и, возможно, пару языков, но дальше в учебном плане будет всё больше про управление разработкой ПО. Начинать карьеру можно как Junior Developer, но вместо дальнейшего апгрейда до Middle вы станете менеджером проекта.
Прикладная информатика

Выпускает системных аналитиков с широким кругозором в IT и бизнесе. Они тоже умеют программировать, но по настоящему хорошо у них получается писать технические задания, формализовать бизнес-процессы и эффективно коммуницировать с разработчиками, которые витают в высоких абстракциях. Можно стать менеджером проекта или даже директором своей компании, если есть такие амбиции.
Бизнес-информатика

Очень близка к прикладной информатике, но компетенции менеджера у выпускника значительно сильнее. Можно быть консультантом по применению IT или управлять политикой IT небольшого холдинга. После получения диплома начать работать хоть в саппорте, но карьерная цель «IT-директор» может быть достигнута за считанные годы.
Информационные системы и технологии

Фокус на администрировании информационных технологий и правильном выборе софта и железа под задачи корпоративной локальной сети. Программирование будет, но на процедурном уровне, ближе к скриптам и конфигурационным файлам.
Математика и компьютерные науки

Большая порция фундаментальных знаний позволит вам работать как учителем информатики в школе, так и аналитиком в крупной компании. В хорошем ВУЗе эта специальность тяготеет к научным исследованиям и также может быть стартом в R&D для тех, кто физике предпочитает математические науки.
Информационная безопасность

Первый курс часто похож на специальности вроде МОАИС, где программируют много и на разных языках, но потом это прекращается. Вы не должны писать код, вы должны понимать как любой код могут атаковать. Сети и операционные системы будут знакомы как никому другому, можно будет называть себя хакером, но работать придётся в сфере безопасности, с нормативно-правовыми документами, а не только с firewall и sniffer.

Важно понимать, что всё зависит от конкретного учебного заведения. Это как стандарт HTML и его реализация на сайте провинциального салона красоты. Есть ВУЗы, где студенты всех специальностей ходят на одинаковые лекции. Есть ВУЗы, где МОАИС изучает Visual Basic и Pascal, пишет макросы в Excel, а базы данных изучает на примере Access. Если в вашем родном городе именно такой ВУЗ, то пора покупать билеты на поезд.

Выбор специальности при поступлении крайне важен, поскольку определяет дальнейшую карьеру и, может быть, всю жизнь. Это по сути первый самостоятельный выбор в жизни и ошибка будет измеряться годами. Поэтому рано «выдыхать» после ЕГЭ, самое время узнать как можно больше про ближайший университет, его студентов и преподавателей. Удачи.

P.S. Предлагаю хабрапользователям поделиться личным опытом: какая специальность в каком ВУЗе помогла вам стать таким замечательным разработчиком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *