Друг к другу какое местоимение – Взаимные местоимения — это… Что такое Взаимные местоимения?

Местоимение СВОЙ — Методика преподавания русского языка как иностранного — LiveJournal

Как правильно употреблять притяжательное местоимение СВОЙ?

Местоимение СВОЙ относится к лексико-грамматической группе притяжательных

местоимений. Его употребление представляется особую трудность для

Формы местоимения согласуются в роде, числе и падеже с существительным,

которое оно определяет: свой дом, своя квартира, свои дела, о своих друзьях.

Местоимение «свой» употребляется тогда, когда определяет предмет,

принадлежащий действующему лицу: (сравните два предложения) (1) Анна взяла

свой чемодан и вышла. И (2) Анна взяла её чемодан, т.е. чужой чемодан, уже не

Или пример из учебника «Поехали!» по этой теме: (1) Он берёт свои деньги и (2)

Он берёт его деньги (т.е. чужие).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что местоимение «свой» никогда не определяет в

предложении подлежащее. А в речи иностранцев возможны такие ошибки, как:

*Свой учебник на столе.

Поэтому, например, когда мы имеем два предложения, где в первом предложении

существительное выступает в функции дополнения, оно определяется

местоимением «свой», а во втором предложении, где оно выступает в качестве

подлежащего, местоимение «свой» не употребляется: Этот композитор не только

пишет музыку, но сам часто исполняет свои песни. Его песни сегодня стали очень популярными.


В сложных предложениях часто ошибочно употребляется местоимение «свой» в

качестве определения при подлежащем в придаточных:

*Он очень хотел, чтобы СВОИ дети получили хорошее образование вместо

Он хотел, чтобы его дети получили хорошее образование.

*Игорь не пришёл, потому что своя жена заболела вместо Игорь не пришёл,

потому что его жена заболела

В предложениях с местоимениями 1 и 2 лица единственного и множественного

числа (я, ты, мы, вы) или с глаголом в форме императива можно использовать как

местоимение «свой», так и притяжательные местоимения 1 и 2 лица мой, твой, наш,

ваш: Я отдал свой / мой словарь другу. Дай мне свою / твою контрольную работу.

Иностранные учащиеся часто делают ошибки при выборе местоимения СВОЙ и

местоимений ЕГО, ЕЁ, ИХ: Это словарь Олега. Олег дал мне свой словарь.

Это словарь Виктора. Олег дал мне его словарь.

В то время как в речи иностранцев мы встречаем: Брат Кати подошёл к дому.

*Катя увидела её брата.


Кроме того, необходимо отметить, что слово СВОЙ может иметь

значение «собственный». В этом значении оно встречается в ряде пословиц: Своя

рубашка ближе к телу; Своя ноша не тянет. А также в значении «близкий»: Свои

люди — сочтёмся. Здесь оно употребляется при существительном в именительном падеже.

По «Книге о грамматике» (под ред. А.В. Величко), глава 24 «Выражение принадлежности» (Л.В. Красильникова)

Юлия Мареева, преподаватель Учебного центра русского языка МГУ https://mgu-russian.com/ru/teach/courses/

metodika-rki.livejournal.com

Местоимение | Развивайка

Упражнение 105, с. 49

105. Прочитайте.

Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём!
Мы такие с ним друзья —
Куда он,
Туда и я!

С. Михалков

  • Подчеркните известные вам местоимения. Какое местоимение употребляет рассказчик, говоря о себе? о своём друге? о себе и своём друге?

Говоря о себе, рассказчик употребляет местоимение я, говоря о своём друге — местоимение он, (с) ним, говоря о себе и своём друге — местоимение мы.

  • Подберите синонимы к слову друзья.

Друзья — приятели, товарищи.

Упражнение 106, с. 49

106. Прочитайте. Вставьте в каждое предложение подходящее по смыслу местоимение.

Я пою. Она поёт. Мы поём. Вы поёте. Они поют. Ты поёшь.

  • Распространите любое предложение второстепенными членами. Запишите его.

Мы с приятелем поём в школьном хоре.

Упражнение 107, с. 50

107. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните лишнее слово в каждой строке.

сущ.       м.    сущ.    сущ.    сущ.
Платок, он, облако, обед, тарелка.
м.  м.   м.    сущ.  м.   м.
Я, мы, он, ягода, вы, ты.
 прил.         прил.            гл.         прил.
Жёлтый, счастливый, желтеет, чудесный.

  • Над словами укажите части речи.

Упражнение 108, с. 50

108. Прочитайте.

солнце ⇒ оно                   мальчики ⇒ они
лампа ⇒ она                    птица ⇒ она
цветок ⇒ он                     зверь ⇒ он

  • Каким местоимением можно заменить каждое из данных имён существительных? Соедините их линиями.

Упражнение 109, с. 50

109. Прочитайте дразнилку.

          сущ.      сущ.
Наша утка — крякалка,
А Серёжка — якалка:
         гл.
«Я сумею, я смогу,
                     гл.
Я быстрее пробегу!»
Отдохни немножко,
Якалка Серёжка!

И. Демьянов

  • Вставьте пропущенное местоимение.
  • Кого называют якалкой?

Якалкой называют человека, склонного выдвигать на первый план самого себя, своё я.

  • Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

Упражнение 110, с. 51

110. Прочитайте загадки. В них пропущены местоимения.

1. Он шипит, а ты не трусь.
    Это белый-белый… (Гусь)
2. В воде она живёт, нет клюва, а клюёт. (Рыба)
3.

Мы бьём исправно каждый час, а вы, друзья, не бейте нас. (Будильник)
4. Днём я сплю, а ночью летаю.
    Хорошо я поступаю? (Сова)

  • Впишите пропущенные местоимения и буквы в слова-отгадки.

Упражнение 111, с. 51

111. Прочитайте выразительно.

           сущ.                                                     гл.
— Эй, опёнок, никак не пойму, почему вас собирают
  сущ.           м.         прил.                              сущ.
люди
, ведь вы некрасивые, бледные, как поганки.
                 м.
То ли дело я!
                                                     прил.        м.
— Ну и что? Пусть бледные, зато вкусные! А ты,

   сущ.
мухомор,
хорош на вид, да ядовит.

П. Машканцев

  • Укажите, какой частью речи является каждое выделенное слово. По каким признакам вы определили части речи?

Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Местоимение

4.1 (81.74%) от 46 голосующих

razviwaika.ru

Конспект урока русского языка на тему «Местоимение как часть речи. Личные местоимения».

Тема: Личные местоимения 1,2,3 лица

Цель: Ознакомить с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного и множественного чисел.

— закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;

— упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

— развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;

— воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

Тип урока комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

Создание эмоционального настроения

— Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

II. Актуализация знаний.

— Что такое местоимение?

— На какие вопросы отвечают местоимения?

— Какие вы знаете местоимения?

— Как они называются? (личные)

Работа с разрезными карточками (выполнены дома)

— Давайте проверим, как вы запомнили личные местоимения.

— покажите местоимение, которое хвалит себя (я).

— покажите местоимение, которое говорит и о себе и о других (мы)

— Какое местоимение употребляем, когда обращаемся к другому лицу? (ты)

— К нескольким лицам? (вы)

— А к кому мы ещё обращаемся на Вы?

— Как мы будем писать данное обращение?

— Какие местоимения мы употребляем, если говорим о чём-либо или о ком-либо?. (он, она, они)

3. Словарная работа (на доске слова)

Найдите в словах местоимения и выпишите их.( слайд 4 и 5 проверка ) ( за доской работает Самохин А.)

Семья, телефон, ворона, тыквы, любимый, кони .

Проверка.

IV. Изучение нового материала.

Итак, мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений.

Задание: Разделите личные местоимения на карточках на 3 группы, по лицам.

Ученики: Мы не знаем , как это сделать.

Тема урока « Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.» Слайд 7

Поставим цели, которые нужно достигнуть на уроке.

Узнаем, какое лицо бывает у местоимений.

Будем учится определять лицо местоимения, различать местоимения.

— Посмотрите на слайд 8 и попробуйте самостоятельно разобраться Какие бывают личные местоимения и как их различать?

Работа с таблицей.

Вывод: местоимение бывает 1, 2, 3-го лиц.

Какие местоимения относятся к 1 лицу?

я, мы местоимение 1 лица

ты, вы — 2 лица

он, она, оно, они 3 лицо.

Запомните это!

IV. Физминутка

VI. Закрепление нового материала.

Проверьте друг друга, работая в паре. Используя алгоритм в учебнике или на слайде. Один показывает местоимение на карточке , другой называет лицо. Потом наоборот.

Проверка

Кто не сделал ошибок?

Потренируемся в определении лица местоимений. Выпишите местоимения, укажите лицо и число. ( на доске и в тетрадях). Упр. 113.

3. Применение новых знаний .

Самостоятельная работа.

Задание: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Определите лицо личных местоимений

Знаете ли ……., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. ……полезный и приятный на вкус.

4. Игра «Четвертое лишнее». Работа в парах. (слайд 14)

Я, он, на, ты. (предлог)

Мы, они, вы, но. (союз)

Нас, нами, нос, нам. (существительное)

Тебя, тебе, тобой, табун. (существительное)

— Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.

— Как называются оставшиеся слова? (Местоимения)

5. Шарада. (Резерв)

1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

2. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

3. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Ответы: 1- ямы, 2-тыква, 5-ябеда.

Отгадайте «что могут местоимения»

1, Какие три местоимения самые чистые?

2. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным?

3. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?

( тот, оно)

2. Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его наоборот?

(он, но.)

1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять местоимение вы. (слайд 9)

2. Слова ты и вы не нужно использовать в качестве обращения. Обращаясь к знакомым называйте по имени или имени отчеству. Саша ты пойдешь сегодня в кино? Тамара Ивановна вы не ответили на мой вопрос. Невежливо говорить: «Ты дай, мне книгу.» Следует говорить: «Саша, дай мне пожалуйста книгу». (слайд 10)

3. Свою речь к незнакомым людям начинайте так: (слайд 11)

«Будьте добры…»

«Будьте любезны…»

«Скажите, пожалуйста..»

VII. Итог урока (слайд 15)

— Сегодня на уроке:

— Я благодарю вас за работу на уроке.

10. Оценивание.

11.Домашнее задание. Упр 116

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *