Что нужно знать егэ литература – Что надо знать к ЕГЭ по литературе чтобы сдать его

Содержание

Семь советов для подготовки к ЕГЭ по литературе

Всем выпускникам не понаслышке знакома фраза «ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти». Но не стоит отрицать, что испытание это очень ответственное и сложное, поэтому к нему нужно отнестись с полной серьезностью. В этой статье собраны самые полезные советы для подготовки к экзамену по литературе.

Специфика экзамена 

Если с такими предметами, как русский язык и математика, все в целом понятно, поскольку существует огромное количество учебной литературы по ним и, конечно же, немало репетиторов, то с литературой все не так-то просто.

Во-первых, этот экзамен считается достаточно сложным, и сдают его немногие — лишь 5% выпускников. Во-вторых, многие учителя общеобразовательных школ стараются отговорить смелых учеников, которые хотят сдавать ЕГЭ по литературе, от этой затеи, поскольку боятся неудовлетворительных результатов и, главное, не желают помогать ученику в подготовке. В-третьих, иногда бывает очень сложно найти достойного репетитора по литературе (особенно если вы живете в маленьком городе). И в-четвертых, этот экзамен по своей структуре заметно отличается от всех остальных: в нем есть два фрагмента художественных произведений (эпическое/лироэпическое и лирическое), 12 заданий с кратким ответом к представленным фрагментам, четыре развернутых ответа (мини-сочинения) и большое сочинение по одной из четырех предложенных тем.

Однако не унывайте! Если вы любите читать книги и писать сочинения, то обязательно справитесь и с экзаменом. Главное, возьмите эти советы на заметку.

Совет №1: заранее рассчитайте, сколько страниц нужно читать в день, чтобы успеть освоить все произведения до ЕГЭ

Схема следующая: составьте список книг, которые вам нужно успеть прочесть (возможно, какие-то вы не читали, а какие-то хотите вспомнить). Затем сложите количество страниц всех этих книг. Допустим, «Герой нашего времени» (132 стр.) + «Евгений Онегин» (181 стр.) + «Гроза» (59 стр.) + «Старуха Изергиль» (68 стр.)= 440 страниц. Далее посчитайте, сколько дней осталось до экзамена. Предположим, 10 дней. Теперь поделите количество страниц на оставшееся время, и вы получите то количество страниц, которое нужно читать каждый день, чтобы успеть освоить все нужные произведения до дня экзамена. Например: 440 страниц : 10 дней = 44 страницы в день.

Конечно же, книг может быть гораздо больше, точно так же, как и времени до экзамена. Но с этой готовой формулой вы сможете рассчитать индивидуальное количество страниц в день.

Совет №2: не игнорируйте кодификатор

Кодификатор — это не только документ, в котором прописаны «особые» требования и темы, но и, прежде всего, это ваш помощник в подготовке к ЕГЭ. В нем содержатся все элементы, которые нужно повторить, выучить или освоить хотя бы в общих чертах. К слову, именно в кодификаторе прописан весь список произведений, которые нужно прочитать. Самый оптимальный вариант — распечатать этот прекрасный документ и в ходе подготовки к экзамену помечать (допустим, выделять маркером) те произведения, которые вы уже прочли. Найти кодификатор можно на официальном сайте ФИПИ.

Знакомьтесь, кодификатор.

Совет №3: создайте таблицу для задания №16

Вы наверняка думаете, что наиболее сложное задание — большое сочинение (№ 17.1 — 17.4). Да, с одной стороны, это так, ведь оно самое объемное и за него дают больше всего баллов. Но, на самом деле, самое опасное задание — задание с развернутым ответом на сопоставление лирических произведений (№ 16). Результаты по анализу лирики стали традиционной проблемой. Что же нужно делать, чтобы не столкнуться с ней? Вам нужно составить таблицу всех возможных тем (любовь, добро и зло, свобода и т.д.). К каждой теме нужно написать как минимум три стихотворения, таким образом вы будете ориентироваться в тематике лирики.

Допустим, к теме дружбы можно написать такие стихотворения: Пушкин «Пущину», Окуджава «Возьмемся за руки, друзья», Высоцкий «Песня о друге», Огарев «Другу Герцену».

Кстати говоря, пользуясь такой таблицей, будет проще учить стихотворения, ведь вы сможете выбрать по одному произведению из каждой темы.

Совет №4: практика

Теория без практики — мертва. Безусловно, для вас эти слова совсем не новость. Хотя бы два-три раза в неделю полностью решайте тренировочный вариант ЕГЭ по литературе. Обратите внимание, полностью — значит вместе с сочинениями, да-да! Если вы думаете, что писать сочинения нет смысла, раз их никто не проверит, вы ошибаетесь.

Во-первых, в сборниках для подготовки к экзаменам всегда есть ответы и, как правило, примерные темы сочинений в ответах тоже есть. Во-вторых, не забывайте про прекрасный сайт Решу ЕГЭ, где обязательно можно сверить свой ответ с примерным возможным. Ну, и в-третьих, не забывайте про своих учителей по литературе.

Как бы то ни было, чем больше вы будете писать — тем больше набьете свою руку.

Совет №5: читайте критику

Конечно же, прочитав книгу, на вас нахлынивает море мыслей, вы делаете какие-то выводы о героях, об авторе и в целом о прочитанном — и это замечательно! Но взгляните правде в глаза. Хоть ЕГЭ по литературе — это самый творческий из всех экзаменов, но и здесь от вас требуют уже давно принятых суждений. Для того чтобы не попасть в просак и правильно истолковать мысли и идеи автора, важно ознакомиться с анализами произведения, а еще лучше — с критикой. Вот несколько литературных критиков, статьи которых будут полезны для понимания произведения: Е. А. Баратынский, В. Г. Белинский, В. Ф. Одоевский, П.В. Палиевский.

Совет №6: делайте план сочинения

Разумеется, учителя часто говорили вам об этом. Но все почему-то игнорируют этот совет. Сейчас вы поймете, почему же так важно делать план.

Во-первых, для того, чтобы четко наметить состав своего сочинения и не уйти в другую степь. Часто бывает так, что в ходе рассуждения ученик отходит от заявленного вопроса и начинает писать совсем о другом. Так вот план не позволит вам этого сделать, ведь прежде, чем начать писать сочинение, вы уже будете знать, о чем следующий пункт (абзац). Во-вторых, на экзамене у вас будет не так уж много времени, как кажется. Поэтому набросав план мини-сочинения, вам не придется писать его в черновик и вы сможете, следуя составленному плану, писать сразу в бланк ответов №2. Что касается большого сочинения, его все-таки стоит хотя бы сокращенно написать сначала на черновике.

Совет №7: грамотно распределяйте время на экзамене

По мнению многих, 3 часа 55 минут — достаточно мало для такого объемного экзамена. И это действительно так. Чтобы не оказаться в ситуации, когда время вышло, а у вас еще не сделано задание (или, не дай Бог, несколько заданий!), важно правильно распределить время.

Тестовая часть (№ 1-7, 10-14) должна занять у вас не больше 15 минут. Мини-сочинения (№ 8 и № 15) — так же, примерно по 15 минут на каждое. Мини-сочинения на сопоставление (№ 9 и № 16) — постарайтесь уложиться в 20 минут на каждое. Большое сочинение (№ 17) — на него у вас должно остаться примерно 2 часа 30 минут

Также учителя рекомендуют (и правильно делают) писать тренировочные варианты на время, так вы сможете отработать тайминг и будете знать, на какие задания вы тратите больше времени, на какие меньше.

Котик, который следует моим советам.

5uglov.ru

все, о чем вы хотели бы знать II часть — Абитуриент.про

Перейду сразу к детальной и эффективной схеме подготовки, которая довольно сильно мне помогла:

  1. Делайте таблицы с распределением стихотворений по темам и с выписками важных фраз для цитирования.

Например, я выписывала в один столбик названия стихотворений, а во второй выписывала настроение, самые важные строчки. Помимо этого, делила на блоки по темам (любовь, дружба, Родина и прочее). И так по отдельности для разных поэтов.


 

 

  1. Делайте таблицы по объемным произведениям с хронологией событий, важными моментами, персонажами и пр., так как это все очень легко забыть и перепутать.

По романам-эпопеям  “Война и мир” и “Тихий Дон”, например, я выписывала в столбик фамилии семей, в строчку сверху хронологию самых важных событий, и на пересечении строки со столбцом писала, кто из семьи появляется в ходе событий, как, зачем и что важное делает.

 

 

  1. Отмечайте стикерами важную информацию в книгах, чтобы потом легко ее находить.

Очень важно отмечать лирические отступления, например, про Русь-тройку в “Мертвых душах”, а также портреты персонажей, пейзаж и интерьер, если они влияют на сюжетные особенности (как комната Раскольникова в “Преступлении и наказании” или небо над Аустерлицем, дуб в “Войне и мире”). Также можно отмечать встречи персонажей, длинные монологи, например, кульминационный монолог Катерины из “Грозы”. Такая работа с текстом помогает гораздо лучше усваивать информацию, чем если каждый раз гуглить имя героя и прочие детали произведения.

 

  1. Выписывайте  имена персонажей из произведений.

В ЕГЭ по литературе часто встречаются задания с сопоставлением персонажей и произведений, либо персонажей и их социального статуса, поэтому очень важно помнить, кто есть кто. Часто бывает и так, что дают даже второстепенных персонажей, которые не запоминаются сразу после прочтения. А самое ужасное — когда дают сопоставление персонажа и реплики (обычно из пьес). Однако, если вы знаете, кем был этот персонаж и какой  хотя бы примерно имел характер, гораздо легче сопоставить все правильно.

 

  1. После прочтения большого произведения просматривайте его краткое содержание, чтобы последовательность событий лучше укладывалась в голове.

К тому же, важнее всего помнить просто сюжет произведения, а не все в деталях. Это значимо потому, что если начать расписывать какой-то мелкий момент, можно легко запутаться и переврать, а это уже фактическая ошибка. Запоминайте все основные моменты. Как ни странно, на моем опыте было довольно много случаев, когда те, кто прочитал лишь краткое содержание, сдают лучше тех, кто читал полное произведение.

 

  1. Перечитывайте свои письменные работы!

Ни для кого ни секрет, что наш мозг устроен так, что часто мы забываем написанное месяц/два назад.  А так как фразы в работах часто повторяются, очень высока вероятность найти ответ на новый вопрос в своих старых работах.

Помимо этого, я советую перечитывать свои работы сразу после написания — пробежаться глазами по ним не займет много времени, зато поможет найти ошибки. Проверяйте себя сами на фактические и речевые ошибки, ведь легко можно запутаться в словах, когда  пишешь в быстром темпе. Я бы посоветовала посмотреть в интернете самые распространенные речевые ошибки, это может помочь. Нужно постоянно держать в голове, на чем ты конкретно часто ошибаешься. Я вот, например, постоянно на автомате ставила запятую после “также” и “однако”, как после вводных слов, и отучилась только из-за того, что моя репетитор постоянно указывала мне на это, и через какое-то время я сама стала постоянно обращать на это внимание.

 

  1. Оттачивайте именно структуру написания работ

На первый взгляд это может и звучит очевидно, но те, кто любит литературу, валятся на этом, начиная расписывать свою мысль так, как им хочется. Как бы это печально не звучало, но никакого собственного мнения от вас не ждут.  Пишите только по делу, не нужно лить воду в текст. Экспертам все равно, как вас заинтересовал тот или иной роман. Поэтому критерии надо просматривать время от времени, и если заниматься с репетитором, то ориентироваться не только на его проверку, но и самому понимать, на чем легче всего ошибиться. Помимо этого,  важно разбавлять свои работы интересными оборотами вместо того, чтобы писать только “автор показал” и “автор описал”.

 

  1. Тренируйте время!

Для меня последние 30 минут до конца были такими же напряженными, как если бы я бежала марафон! Главной нашей с репетитором ошибкой было то, что мы ни разу не проводили полноценный пробник.

 

  1. Обязательно учите наизусть и повторяйте стихотворения!

Цитирование в работах по лирике очень ценится, поэтому будет очень полезным знать не только содержание, но и сами стихотворения наизусть. Но запомнить навсегда, выучив один раз могут очень немногие, так что повторенье — мать ученья! Я повторяла стихотворения, пока шла к метро или куда-то ехала, когда чего-то ждала и была свободна минута, ну и непосредственно тогда, когда писала работы — если вспоминала стихотворение, но плохо помнила его наизусть, перечитывала его, пыталась запомнить те фразы, которые цитировала (в лучшем случае — все стихотворение).

Также очень удобно слушать стихотворения, когда куда-то идешь, Вконтакте, например, я находила почти все произведения, которые мне были нужны.

 

 

Теперь важный момент, который я не могла не осветить — подготовка  с репетитором vs самостоятельная подготовка. В прошлом году я готовилась к экзамену с репетитором. Безусловно, репетитор вложила  большую лепту в то, что я вообще сдала экзамен, но сейчас я поняла, что, в принципе, реально готовиться к экзамену и самому.

Готовясь с репетитором я прогоняла весь материал и писала кучу письменных работ. Конечно, это все мне помогло, но сейчас я понимаю, что материал лучше откладывается не тогда, когда пишешь много похожих работ уже на автомате, а когда разбираешь произведения, читаешь сочинения и статьи по проблемным вопросам и выписываешь самое важное.

Даже когда человек занимается с репетитором, он должен понимать, что полностью полагаться лишь на эти занятия нельзя, нужно очень много работать самому. Репетитор, как по мне, нужен уже для того, чтобы систематизировать работу со всей информацией (которой очень много), а также показать, на что обращать внимания в работах и напоминать о том, какие ты постоянно совершаешь ошибки.

В целом, я считаю, что к ЕГЭ (как и к любому другому экзамену) можно готовиться самому, и вот, что для этого нужно:

 

  1. Составьте план работы на год.

Этот пункт подразумевает именно просмотр всего, что нужно прочитать, а также   здесь нужно расписать по порядку, какие произведения вы будете проходить. Определите, сколько времени примерно потребуется на каждое произведение/автора, чтобы все успеть.

 

  1. Найдите хорошие источники полезной информации.

Читайте про произведения не только в википедии, но и находите различные статьи, читайте готовые сочинения.

Вот список сайтов, на которыми я часто пользуюсь:

Также я читала книги некоторых серий, например, “Перечитывая классику”, книги Лотмана, Ивинского.

 

  1. Повторяйте

Как я уже и говорила, повторять и перечитывать то, что было написано до этого — очень важно. Конспекты — это очень удобно и полезно, если выписывать всю самую основную информацию и повторять ее. Тогда в голове все очень хорошо укладывается со временем.

 

  1. Работайте с теорией.

Очень важно не только читать и писать, но и знать все термины и уметь их применять. Выписывайте жанр, род у каждого произведения и стихотворения и  сами тренируйтесь с определением его размера и прочих характеристик.

 

  1. Выделите себе определенное время на подготовку.

То же самое занятие с репетитором, только репетитор — вы сами. Выделяйте себе какое-то время несколько раз в неделю, выключайте социальные сети, чтобы не отвлекаться, и занимайтесь. Главное — научиться себя организовывать!

 

  1. Решайте варианты.

Довольно очевидно, но прорешивать варианты все же надо. Можно вообще отдельно тренировать тест и письменные работы. Тесты можно составлять на сайте “Решу ЕГЭ” или находить на  “Незнайке”. Вообще, когда едешь в метро или просто подворачивается свободное время, которое нечем занять, можно прогонять себя быстро даже в телефоне. Ну и, как я уже писала, можно провести себе пару пробников (убирая телефон и другие отвлекающие вещи!).

 

Вот, в принципе, и все, что я считаю важным и полезным для подготовки. Надеюсь, мои советы будут вам полезны и вы успешно сдадите экзамен.  Список литературы, необходимый для успешной сдачи ЕГЭ, действительно очень большой, но если вовремя начать и добросовестно готовиться, то его вполне реально осилить даже за год!

Всегда помните — результат зависит только от вас, вашего желания и целеустремленности, так что готовьтесь, учите все заранее и повторяйте, чтобы за две недели до экзамена не хвататься за голову с криками о том, как много осталось непройденного. Удачи!

 

www.abitura.pro

Список текстов ЕГЭ по литературе

Даже очень хороший пересказ не может заменить самого художественного текста.
«Без чтения нет настоящего образования, – говорил своему сыну А.И. Герцен, – нет и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания».

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль»

Г.Р. Державин Стихотворение «Памятник»

Литература первой половины XIX века

А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума»

В.А. Жуковский стихотворение «Море», баллада «Светлана»

А.С. Пушкин романы: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», поэма «Медный всадник», стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Hазговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»

М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени», «Песня про … купца Калашникова», стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пёстрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»

Н.В. Гоголь пьеса «Ревизор», поэма «Мертвые души», повесть «Шинель».

Литература второй половины XIX века

А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», роман «История одного города» (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

И.А. Гончаров роман «Обломов»

Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого).

А.Н. Островский драма «Гроза»

Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»),«Природа – сфинкс. И тем она верней…»

Литература конца XIX — начала XX века

А.П. Чехов комедия «Вишневый сад», рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

Из литературы первой половины XX века

И.А. Бунин рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

А.А. Ахматова поэма «Реквием», стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Нес теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

М. Горький драма «На дне», рассказ «Старуха Изергиль»

С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Б.Л. Пастернак роман «Доктор Живаго» (обзорное изуче

neznaika.info

ваши часто задаваемые вопросы » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2019

В данном материале представлены самые популярные вопросы, касающиеся ЕГЭ по литературе.

1. Смогу ли я подготовиться за оставшееся время?

Понимаете, тут много факторов, мы не можем знать, сколько прочитано произведений, каким запасом знаний вы обладаете, поэтому спрашивать нас – «смогу ли я?» – это, как минимум, неправильно. Всё зависит от вашей воли, старания, усердия. Среди вас найдутся и такие, кто сможет прямо сейчас написать ЕГЭ на 100 баллов. У всех по-разному преподают литературу, все по-разному занимаются ей и, соответственно, для всех подготовка будет разной.

2. Сколько мне нужно решить заданий, чтобы преодолеть минимальный порог?

Проходной первичный балл равен восьми – это 8 заданий части В. Если перевести эти баллы в тестовые, то вы получите 32 балла из 100.

3. Помогите, я не знаю с чего начинать свой краткий ответ С1-С4.

Задания части С1-С4 подразумевают прямой краткий ответ на поставленный вопрос. Не мудрствуя лукаво, вы можете начать свой ответ, перефразировав вопрос, и дальше уже приводить аргументы, подкрепляя короткими ёмкими цитатами из текста. Очень важно не скатываться на общую проблематику произведения, не выходить за рамки того отрывка, который вам дан в варианте. Не стройте пространные предложения о самом произведении, его авторе, героях, если об этом не просят в задании. Пишите небольшими предложениями (10-12 слов), так вы, вероятно, меньше допустите речевых ошибок.

4. Я боюсь писать С5, у меня ступор, ничего не получается, посоветуйте мне что-нибудь.

Ответ на задание С5 – это обычное школьное сочинение, которые вы писали в школе. Вам дана тема, её нужно раскрыть. Такое сочинение, как вы знаете, обычно содержит 3 части:

Вступление. В зависимости от поставленного вопроса, оно может раскрывать: а) историческую эпоху (контекст), б) какое-либо понятие, в) биографию писателя (факты, повлиявшие непосредственно на содержание произведения, его идейный смысл, г) литературные традиции, д) личное восприятие темы и т.д.

Основная часть. Основное поле действия. Для нахождения доказательств идеи идите от примеров к мыслям, мысль должна подтверждать справедливость идеи сочинения. Подбирайте к своим мыслям аргументы.

Заключительная часть. Это может быть небольшой вывод, размышление, исследование, риторический вопрос (не советуем). Желательно, чтобы в заключении был выдвинут новый тезис, расширяющий основную часть. Кроме того, вы можете использовать здесь афоризм или какое-либо изречение, которое, конечно же, должно быть в тему. И помните слова Д. Карнеги: «Концовка является важным стратегическим элементом. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой».

В процессе выполнения заданий части С всегда держите перед собой критерии, со временем вы их выучите наизусть и будете автоматически следовать им. Без практического навыка написания вы не сможете на экзамене написать качественное сочинение, которое бы оценили максимальным количеством баллов, поэтому больше пишите.

5. Есть ли разница между терминами внутренний монолог и монолог?

Есть. Внутренний монолог – это обращение речи себе. Герой говорит про себя, например, дневниковые записи Печорина в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

6. В чем заключается основная задача заданий С2-С4?

В данных заданиях важно не только назвать 2 произведения и их авторов, но и нужно грамотно соотнести их по конкретной теме, предложенной в задании. Опять же повторюсь, что нужно внимательно следовать критериям. Отметим, что вы также можете сопоставить какое-нибудь одно произведение этого же автора, но запрещено брать только одного, их должно быть не менее 2х. Схема проста: Автор А + Автор А + Автор В, в идеале должно выглядеть так: Автора А + Автор В + Автор С, где Автор А — это произведение, данное вам в варианте.

В случае, если вы назвали произведения, но не сопоставили их, то за такой ответ получите только 1 балл.

Также настоятельно рекомендуем вам сопоставлять приведенное произведение по отдельности, то есть, если вы назвали произведение и его автора, то объясните сразу почему, а не так, что назвали сразу два и соотнесли их вместе, лучше это делать по отдельности.

7. Какой жанр у пьесы «На дне» М. Горького?

Многие часто путают понятия драма как род литературы, но, между тем, драма – это ещё и жанр, изображающий серьёзный конфликт, борьбу между действующими героями. А пьеса – это лишь видовое название произведений драматургии.

8. Как правильно писать в бланк ответы, где нужно перечислить цифры?

Цифры нужно писать в порядке возрастания.

9. Почему нужно читать критику и что можете посоветовать мне почитать?

Без критической литературы вы не сможете увидеть и уловить всю проблематику произведения, многие важные аспекты, которые затронул автор. Критика разных временных периодов может существенно отличаться (критика советской эпохи вообще стоит особняком — к ней обращайтесь лишь в исключительных случаях). Ещё есть такое понятие, как интерпретация — каждый интерпретатор может находить разные, подчас взаимоисключающие смыслы. Критика как раз и помогает увидеть всё то многообразие тем, идей, проблем, которые были поставлены автором, но порой то, о чём автор мог в своё время и не догадываться.

Рекомендуемые издания и материалы:

1. Учебник по русской литературе А.А. Зерчанинова, 1965 год. Несмотря на то, что он написан в советскую эпоху, идеологические аспекты практически не выражены. Курс средней школы (9 класс).

2. Учебник в 2х частях В.А. Чалмаева, С.А. Зинина — «Литература. 11 класс».

3. Лекции по русской литературе В. Набокова.

4. Русская литература XIX-XX веков. В 2 томах. Русская литература XIX века. Составители: Борис Бугров, Михаил Голубков.

5. Журнал «Вопросы литературы». Сайт журнала.

6. Журнал «Литература в школе». (В редколлегии состоит член ФИПИ С.А. Зинин).

7. Журнал «Русская литература». (Частично).

Кроме того, познакомьтесь с критическими материалами Ю. Беленького, Ю. Лебедева.

Список, конечно, далеко не полный, но эта литература поможет вам взглянуть по-новому на каждое произведение, избавиться от многих школьных штампов.

10. Могу ли я в С4 использовать для сопоставления поэмы?

Да.

11. Могу ли я в С2-С4 приводить примеры из зарубежной литературы?

В заданиях обычно всегда уточняется, что нужно приводить примеры из отечественной литературы, поэтому, если вы назвали что-то из зарубежной, то вам такой пример не зачтут.

12. Я не могу разобраться – в чем разница в типе рифм и способе рифмовки, как не запутаться?

У нас есть статья, почитайте.

13. Решил демонстрационный вариант этого года, у меня закралось сомнение, что на ЕГЭ будет гораздо сложнее, потому что этот показался очень легким. Верны ли мои опасения?

Разработчики КИМов никогда не выходят за рамки кодификатора. Наблюдая несколько лет за тем, какие варианты попадают на экзамен, смело вам заявляем – задания все решаемые, ничего принципиально нового в них не бывает. Конечно, если вам достанется отрывок из произведения, которое вы не прочитали или которое знаете плохо, то ваши опасения будут отчасти верны.

14. Почему поэма Гоголя «Мертвые души» поэма? А «Капитанскую дочку» порой называют романом?

Литература – это такая область, где бытует огромное количество разных мнений, теорий, где постоянно спорят и пытаются доказать всем, что именно их теория наиболее верна. Вопросы относительно жанровой специфики произведений часто обтекаемы. Но, что касается произведения «Мертвый души», то здесь всё проще: Гоголь сам назвал своё творение поэмой, и в заданиях всегда можно встретить уточнение: укажите авторское определение жанра.

Что касается произведения «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, то здесь одно время было всё однозначно – произведение трактовали как повесть, собственно, это определение и было закреплено в большинстве учебников, сейчас некоторые литературоведы предлагают называть «Капитанскую дочку» романом. Как же быть в итоге? Если учитывать, что вопросы составляются исключительно по школьному курсу литературы, то правильнее будет всё-таки написать в бланк ответа повесть.

15. В какой форме нужно писать ответы в бланк?

Если в задании вас просят выписать слово или словосочетание, то вы можете написать его в той форме, в котором оно дано в тексте задания, но также ваш ответ будет засчитан, если напишите в И.п., ед.ч.

16. В чем разница: я написала 531, а в ответе 135?

Это принципиально разные ответы. Это всё равно что вам пальцы на руке переставить, вроде бы ничего никуда не пропало, но как-то не то… Писать цифры нужно в порядке возрастания.

17. Эпизодические, внесценические, второстепенные – это всё разные термины или что-то дублируется?

Эпизодические – участвуют в действии пьесы один-два раза, обычно не имеют имён.

Внесценические – о них говорится в пьесе, но на сцене они не появляются.

Второстепенные – участвуют в действии, но им отведена не такая значительная роль, как главным.

18. В задании встретился вопрос, где нужно написать номер строфы, нужно писать цифрой или прописью?

Прописью, в именительном падеже и в единственном числе.

19. У меня с трудом получается (не получается) анализировать лирические произведения, есть ли какое-нибудь лекарство?

У нас есть очень подробная статья, где разжёван каждый пункт плана анализа стихотворения, ознакомьтесь.

20. В задании С2 в вопросе уточняется, что нужно приводить примеры из отечественной литературы. Могу ли я тогда привести пример отечественной современной литературы?

Та литература, которая сейчас изучается в школе, и которая дана в кодификаторе, – литература классическая. В чем разница литературы классической от неклассической? В первую очередь, классическая литература прошла испытание временем и закрепилась в истории. А закрепиться она может по нескольким причинам: 1. Поднята проблема или тема, которая ранее не освещалась в литературе. 2. Совершенно новый жанр, новые герои. 3. Проблемы, поставленные в произведении, до сих пор живы и актуальны в наше время. Таким образом, примеры современной литературы вам с большой вероятностью не зачтут.

21. Самый смешной вопрос: говорят, есть какой-то список произведений, который нужно прочитать к экзамену, есть такое?

Список достаточно большой, но он составлен, как уже было сказано, из той литературы, которая изучается в обычной среднестатистической школе. К концу обучения львиная доля текстов должна быть прочитана и изучена, вам лишь останется перечитать то, что было забыто, повторить основные факты, детали. Кроме того, настоятельно рекомендуем перечитать произведения, которые изучались в восьмом, девятом классе, у вас должно быть точное представление о тексте, его героях.

22. Сколько можно набрать баллов за всю часть В?

Это 12 первичных или 38 тестовых (из 100).

23. Почему мне не зачли ответ контраст, хотя это синоним слову антитеза? То же самое с терминами звукопись и аллитерация, ассонанс.

Да, эти термины действительно являются синонимами, но мы вас всё же приучаем к тому, чтобы вы писали максимально близкие определения. На ЕГЭ это не сочтут за ошибку.

24. Можно ли писать больше-меньше предложений в заданиях С1-С4?.

Указание на объём условно. Никаких санкций вам не будет предъявлено, если вы напишете больше или меньше. Главное содержательность. Но помните, что чеховский принцип не всегда срабатывает и толстовский, кстати, тоже.

25. В списке для обязательного чтения у некоторых произведений существуют пояснение — обзорное изучение. Что это значит?

Это значит, что отрывок из данного произведения не попадёт в тестовую часть В1-В12, С1-С2. Вопрос по данному произведению может достаться только в задании С5, где вам будет необходимо выбрать одну из трех предложенных тем. Тоже самое и касается произведений на выбор. Произведения с пометкой «обзорное изучение» или «одно на выбор» можно использовать для сопоставления тем, проблем в задании С2.

26. Решая некоторые варианты, я встречаю отрывки из произведений, которых нет в кодификаторе. Возможно ли такое, что на ЕГЭ тоже достанется отрывок из постороннего текста?

Типовые, тренировочные варианты предназначены исключительно для того, чтоб вы отработали навык прохождения тестов. Разработчики КИМов не выходят за рамки кодификатора, тех текстов, которые даны в списке для обязательного прочтения.

27. Обязательно ли учить все стихотворения, которые даны в кодификаторе?

Нет, не обязательно, но знать большую часть необходимо, если вы не хотите потерять баллы в задании С4, где нужно сопоставить лирику. Я сократил список примерно вдвое, выучите хотя бы это.

 


Если вы не нашли здесь ответа на свой вопрос — задавайте в комментариях под данным материалом, отвечу. Со временем, естественно, страничка будет обновляться.

Григорий Харин

5litra.ru

4 мифа о ЕГЭ по литературе — Абитуриент.про

На ЕГЭ по литературе нужно уметь писать быстро, коротко и по делу. Любовь к предмету может только помешать. С моим знакомым произошла печальная история: последнее сочинение у него оказалось слишком большим, и он не успел переписать его в бланк. Итог — 54 балла. Он тяжело это пережил, потому что рассчитывал на высокий балл: литературу он знает действительно хорошо.

Писать много и красиво опасно потому, что можно потеряться в собственных рассуждениях и уйти далеко от темы. Есть опасность сделать совсем страшное — высказать собственное мнение. На ЕГЭ вы должны писать лаконично и максимально обезличенно. Я училась писать сочинение без черновика и установила для себя временные ограничения: по 15 минут на каждое из маленьких сочинений (8, 9, 15, 16) и два часа на большое сочинение. Остальное время — на решение тестов, перенос ответов в бланк и непредвиденные ситуации вроде выхода в туалет или внезапного ступора.

Цитировать на ЕГЭ по литературе необходимо: без этого сочинения не оценят по критерию аргументированности. Свои рассуждения нужно подкреплять текстом произведения. Однако не надо целиком учить монолог Катерины из «Грозы» и запоминать все полторы сотни стихотворений из кодификатора — не засоряйте голову ненужной информацией. Цитатой считается не только фраза или строка стихотворения, но даже словосочетание из оригинала, заключённое в кавычки.

В теории кодификатора достаточно, чтобы выполнить все задания; на практике оказывается, что этого мало. Например, в заданиях по лирике часто дают произведения не из кодификатора. Мне на ЕГЭ попалось стихотворение Юрия Кузнецова «Знамя с Куликова».

В самих сочинениях произведения не из кодификатора тоже можно использовать. Я на экзамене в одном из ответов цитировала стихотворение Максимилина Волошина «Заклинание». Блеснуть эрудицией перед проверяющими не вредно, но помните о том, что я писала в первом пункте: нельзя уходить от темы.

Как и с цитатами, здесь нужно держаться середины: не надо заучивать генеалогическое древо Александра Сергеевича Пушкина и даты выхода каждой из редакций «Евгения Онегина», но полностью игнорировать биографии авторов, истории создания произведений и культурный контекст эпохи нельзя. Исторические сведения имеют важное значение для анализа произведения, а все письменные задания на ЕГЭ, по большому счёту, направлены именно на это.

www.abitura.pro

10 книг, которые достаточно прочитать, чтобы сдать ЕГЭ по русскому

Если вы действительно серьёзно читали все 10 книг, о которых мы будем говорить, то экзамен вы сдадите — аргументы подберёте к любой проблеме, но можно также и прочитать всего несколько трудов из списка, если у вас мышление ассоциативное, а любой факт из произведения вы можете «выкрутить» в свою пользу. Например, стоит выбрать, кто вам ближе: Шолохов или Толстой? Не обязательно читать оба романа-эпопеи (то есть «Тихий Дон» и «Войну и мир»), так как проблемы в них перекликаются. Достаточно действительно хорошо знать сюжетные линии одной из книг.

При этом не забывайте, что аргументов должно быть два, а значит примерами из одного произведения не обойтись.

1. «Война и мир» Льва Николаевича Толстого

На примере историй трёх семей на фоне войны с Наполеоном показаны многие вечные проблемы — это проявление лучших (или худших) качеств человека в критические моменты (Пьер Безухов, Андрей Болконский), неопытность молодой души (Наташа Ростова) и влияние окружения на становление личности (Анатоль и Элен Курагины, Андрей и Марья Болконские, Наташа, Николай, Пётр и Вера Ростовы), выбор пути или поиск смысла жизни (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Также Толстой говорит о милосердии в лице, например, Наташи Ростовой, о долге — в лице Болконских, о ветрености и малодушии — Анатоль Курагин, Наташа Ростова. Не забывает автор и о проблеме социального расслоения, жажде власти — это два противоположных мира семей Курагиных и Ростовых.

Практически в каждой главе романа, в каждом эпизоде можно найти аргументацию к той или иной проблеме в экзаменационном тексте.

2. «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова

В романе-эпопее, посвящённом жизни казаков в период Гражданской войны, одна из центральных тем — женская любовь и её глубина (Наталья и Аксинья). Также важнейшая проблема, поднятая Шолоховым, — выбор пути человеком. Это терзания Григория Мелехова (как на войне, так и в личной жизни). Классик говорит о бесконечном стремлении к счастью вопреки любым препятствиям (история любви главных героев), а также о человеческой похоти, влиянии инстинктов на жизнь человека (жена старшего брата Григория). Сквозь всё произведение прослеживается и тема рока, неотвратимости, искупления грехов. Шолохов, рассказывая о семье Мелеховых, говорит и о долге перед родителями, противостоянии разных поколений и предательстве.

3. Любая книга из цикла «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина 

Вне зависимости от того, поклонник вы сериала или серии произведений фантаста, созданная американским писателем реальность настолько глобальна, что воплощает все радости и пороки человеческой жизни, или, как бы сказал Бальзак, «человеческой комедии». История противостояния домов (влиятельных семей) за престол вскрывает самые ужасные стороны людской души — Мартин говорит о правилах честной и нечестной войны, о проблеме несправедливости, ненависти и корысти в обществе, об инцестах, алчности и милосердии, о проблеме долга перед семьёй и государством, о бесчестии вне зависимости от социального достатка, о чванстве, о присутствии соревновательного духа между членами семьи. Нет даже смысла всё перечислять и указывать конкретных героев — их много, и пороки и достоинства есть в каждом из персонажей цикла. Аргумент практически к любой проблематике вы найдёте в истории Вестероса. Даже о противодействии прогрессу и неприятии нового можно рассказать на примере истории об экспериментах над Горой.

4. «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского

Одно из важнейших произведений школьной программы — это история о «маленьких людях», «тварях дрожащих». В романе поднимается также широкий спектр вопросов — двойничество души, присутствие в каждом человеке двух полюсов — добра и зла, искупление грехов, выбор пути (снова главные герои, Мармеладов), жизненные приоритеты и становление личности, роль религии в жизни человека, алчность и цинизм (старуха-процентщица, Свидригайлов), изменение восприятия мира в зависимости от внутренних переживаний человека (Санкт-Петербург), чувство вины, неотвратимость наказания, экстремизм и т.д. Большинство проблем романа показаны через личности главных героев — Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.

5. «Гроза» Александра Николаевича Островского

Пьеса, посвящённая социальным и бытовым проблемам (как и «Бесприданница»), показывает тёмный мир, в котором нет места для светлых эмоций. Они просто погибают под натиском человеческой «простоты», ненависти, консерватизма и невежества. В произведении можно найти аргументы на темы предательства (измена Катерины мужу), неспокойствия человеческой души, постоянного поиска нового (также Катерина), социального расслоения, следования традициям и неприятия молодёжи старым поколением (Кабаниха и Катерина, Тихон), рока (графиня и предзнаменование смерти), чувства вины, подавления сердцем слова разума, лжи в кругу близких, подросткового максимализма, воровства среди богатого сословия (Дикой), власти, превратностей любви, взаимоотношений отцов и детей и так далее.

6. «За рубежом» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Привести аргументы из сатирического произведения классика можно на темы патриотизма (любовь к Родине, неприятие чужого, хоть и лучшего), противостояния Запада и Востока, России и Европы, бедных и богатых (беседа русского и немецкого мальчика), чувства толпы, потребительского общества, забвения традиций, человеческого фактора в отношениях, профессионального долга, особенностей менталитета разных народов и так далее.

7. «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина

Немаловажно и прочитать небольшое произведение нашего светила, потому как эта повесть (кстати, аргумент такой можно взять и из романа «Война и мир») поднимает проблему о роли личности в истории (Емельян Пугачёв и Екатерина II). Также нельзя не сказать о милосердии (снова императрица), поведении человека в критической ситуации, долге перед государством, родительской строгости (в лице отца Петра Гринёва), предательстве (Швабрин и Гринёв), чувстве собственничества (Швабрин), социальном неравенстве и, конечно, о любви — капитанской дочки и Гринёва.

8. «Русский язык на грани нервного срыва» Максима Анисимовича Кронгауза

В ЕГЭ нередко попадаются тексты, посвящённые обеднению русского языка, распространению заимствованных слов, варваризмов, развитию жаргона. Как правило, большинство учеников не знает, какой аргумент (литературный) привести, — в этот момент вам и пригодится труд лингвиста и профессора Максима Кронгауза. В этой книге автор поднимает самые актуальные проблемы русского языка — изменение языковых норм, язык Интернета, злоупотребление вводными словами, словами-паразитами и т.д. Нужно хотя бы пробежаться по тексту книги — знать, какие проблемы поднимает исследователь и почему.

9. «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда 

Как и в случае с «Игрой престолов» (первой частью), необязательно читать — можно посмотреть фильм. «Великого Гэтсби» любят далеко не все — для кого-то занудно, однако кинолента получилась весьма динамичной (тем более что некоторые моменты из романа реализованы на экране не были — например, жизнь Гэтсби в молодости, эпизод с его семьёй). Классик эпохи джаза поднимает проблемы нетерпимости богатых к проблемам людей низкого «сословия», отличия любви от влюбленности, жажды власти и денег, «маленького человека». Также автор рассказывает о настоящей дружбе, мечтах и надеждах. Последние, по Фицджеральду, нередко пустые.

10. «На Западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка

О смирении, воинском долге, отчаянии потерявшего близких, неотвратимости смерти, равенстве перед войной и гибелью всех людей (вне зависимости от достатка, родословной и рода деятельности), дружбе и безразличии на войне к вещам, важным в мирное время, рассказывает Ремарк. В небольшом произведении можно найти аргументы почти на любую военную проблематику.

life.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *