Какие предметы изучались в царскосельском лицее: Какие предметы изучал Пушкин в Царскосельском лицее – Императорский Царскосельский лицей — Википедия

Содержание

Чему учили в Царскосельском лицее

Продолжаю рассказ о моём посещении Царскосельского лицея. Так чему же обучали воспитанников в этом передовом для того времени учебном заведении? На какие дисциплины делался упор – естественные или гуманитарные? И как выглядели личные комнаты лицеистов?
Если вам интересно узнать ответы на эти вопросы, то добро пожаловать под кат
1. DSC00754.JPG
Итак, учёба в Лицее…

Так как Лицей готовил светских молодых людей, будущих дипломатов, военных, гражданских чиновников, то в программу обучения были включены так называемые «изящные искусства» - фехтование, танец, верховая езда. Они были обязательными для всех воспитанников дисциплинами.
Александр Пушкин чаще других одерживал победы на занятиях по фехтованию. Гибкий, ловкий, прекрасно владеющий своим телом, он смело фехтовал с более опытными соперниками.
Эх, и почему на той злополучной дуэли не использовали шпаги?!

А для уроков танцев в Лицей были приглашены лучшие педагоги того времени. Пушкин, кстати, и на этих уроках демонстрировал большие успехи.

Изящные науки хоть и были обязательными, но всё же не главными.
Основной упор в Лицее делался на гуманитарные дисциплины.

Это учебный класс. Здесь проходили занятия по всем предметам. Читались курсы российской и латинской, французской и немецкой словесности, науки исторические, нравственные, математические и физические.
2. DSC00731.JPG

В младших классах уделялось больше времени на развитие памяти, в старших – умению воспитанника правильно и грамотно излагать материал, самостоятельно мыслить. Многопредметность, преобладание гуманитарных дисциплин, изучаемых в Лицее, составляло основу того, что считалось «необходимым в общежитии».
В учебном классе стояли шесть полуциркульных столов по пять мест в каждом, расположенных амфитеатром: каждый последующий ряд выше предыдущего.
В 1813 году вышло распоряжение о распределении мест в классе, «чтобы отличники занимали высшие (первые) места, а желающие оные оспаривать, всегда имели на то право».
3. DSC00734.JPG

В классе российской словесности Пушкин неизменно занимал первые места.
«Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы и не слыхали, всё, что читал, помнил…» И. Пущин «Записки о Пушкине»
В учебном классе стоят классные столы. На столах – копии листов из ученических тетрадей лицеистов.
5. DSC00737.JPG

На стене – «Расположение часов в первый год учебного курса в Лицее». Имеются в виду учебные часы:
6. DSC00733.JPG

В классе постоянно использовались карты и многочисленные учебные пособия. Сейчас там висит «Географическая карта Российской империи. 1785г»
7. DSC00738.JPG

А ещё в этой комнате очень интересный потолок – со знаками зодиака:
8. DSC00736.JPG

Из учебного класса переходим в физический кабинет:
9. DSC00739.JPG

Физический кабинет в Лицее был создан одним из первых и постоянно пополнялся приборами, необходимыми для изучения и объяснения курсов физических и математических наук.
10. DSC00746.JPG

Начальный курс предполагал изучение физики наравне с другими науками. Исследовались основные физические законы. Математические науки включали арифметику, алгебру, тригонометрию. В окончательном курсе «чистая математика применима была постепенно до самых высших исчислений с прикладной математикой». Воспитанников знакомили со строением солнечной системы и звёздным небом.
11. DSC00743.JPG

Тогда было время гуманитарных наук, и точные науки подчас вызывали уныние и досаду. По воспоминаниям Модеста Корфа, начальный курс математики, дававшийся в первые три года, не представлял большой сложности, но когда пришла пора дифференциалов и интегралов, все к ней охладели. Однако нет сомнения, что занятия физикой и математикой оказали положительное влияние на общее развитие лицеистов, расширили их кругозор, побудили к познанию тайн вселенной.

Сегодня в физическом кабинете собраны физические и математические приборы конца 18-го – начала 19-го века, в соответствии с «Описанием приборов кабинета», составленным профессором Карцовым: насосы, магдебурские полушария, блоки, линзы, циркули, солнечные часы, линейки и прочие.
12. DSC00745.JPG

На особых подставках: электрофорная машина, глобус земной, Атвудова машина, служащая для определения скорости свободно падающего тела.
13. DSC00747.JPG

На столе «Характеристики успеваемости воспитанников», которые составляли лицейские профессора в первые годы учёбы, а также «Табель об успехах воспитанников», составленный на основе ведомостей, поданных профессорами и учителями Лицея. Успехи обозначаются следующими баллами: 1 – превосходно, 2 – очень хорошо, 3 – хорошо, 4 – посредственно, 0 – отсутствие знаний.

Александр Пушкин занимает 26 место с высшей оценкой по российской словесности, французской риторике, фехтованию.
14. DSC00744.JPG

Если в соседней комнате мы видим фортепиано, значит, это певческий класс:
15. DSC00741.JPG

Музыка и пение составляли любимое занятие воспитанников.
Обучение инструментальной музыке проводилось в виде частных уроков в свободные от занятий часы. Лицеисты Корсаков и Яковлев пробовали свои силы в композиторском искусстве, и стихи Пушкина были положены на музыку ещё в лицейские годы его товарищами. Особой популярностью не только в Лицее, но и в Царском Селе пользовался романс Михаила Яковлева на стихи Пушкина «К живописцу», посвящённые сестре их однокурсника Екатерине Бакуниной.

16. DSC00748.JPG

С 1816 года лицеисты стали заниматься пением под руководством музыканта и композитора Людвига-Вильгельма Теппера де Фергюсона. Он не только учил пению, но и сочинял для воспитанников духовные концерты.
Лицейский учитель пения – автор музыки прощальной песни воспитанников «Шесть лет», написанной на слова Антона Дельвига ко дню первого выпуска, ставшей впоследствии лицейским гимном.
17. DSC00750.JPG

В настоящее время в Певческом классе стоит старинное фортепьяно. На нём ноты сочинений Теппера де Фергюсона. Здесь же издание «Прощальной песни» 1835 года. На обложке виньетка с изображением лицейского зала, где впервые прозвучала песнь.
18. DSC00751.JPG

Класс рисования.
Согласно расписанию занятий, ежедневно от двух до трёх часов после обеда воспитанники занимались чистописанием или рисованием. «Рисовальным учителем» был выпускник Академии художеств Сергей Гаврилович Чириков. Заботясь о своём предмете, он постоянно приобретал необходимые для рисования аспидные доски, итальянские карандаши, тушь, линейки.
Чириков применял академическую систему обучения, уделяя главное внимание рисунку. После приобретения первых навыков воспитанники приступали к копированию античных бюстов, фрагментов гравюр. Позднее питомцы Чирикова стали пробовать свои силы в искусстве портрета. По степени дарования всех своих учеников «рисовальный учитель» разделил на четыре разряда: «отличные дарования», «хорошие дарования», «великие дарования», «средние дарования». Александр Пушкин был включён Чириковым в первый разряд.
До нас дошло более тридцати рисунков первокурсников, два из них принадлежат Пушкину – «Собака с птицей в зубах» и «Продавец кваса». Они посередине вверху:
19. DSC00754.jpg

Здесь же в классе на одном из рисовальных столов – листы из альбома Прейслера «Пособие для юношества, упражняющегося в рисовании».

22. DSC00753.JPG

Учебные комнаты посмотрели, теперь поднимаемся на этаж выше, в комнаты воспитанников.
21. DSC00755.JPG

Через весь четвёртый этаж проходит широкий коридор. По обе стороны его – комнаты воспитанников. Первая комната справа от входной двери – комната дежурного гувернёра.
23. DSC00758.JPG

У каждого лицеиста была отдельная комната. В этом проявлялось уважение к личности воспитанника и забота о его здоровье. Комнаты небольшие. Перегородки между ними не доходили до потолка. В верхней части двери, ведущей в комнату, сделана сетка, закрываемая занавеской, «для света и воздуха». «В каждой комнате, - вспоминал Иван Пущин, - железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной.

24. DSC00759.JPG

25. DSC00762.JPG

На конторке чернильница и подсвечник со щипцами».
26. DSC00764.JPG

Над тридцатью дверями прикреплены чёрные металлические дощечки с номером комнаты, фамилией и именем её владельца. Комнаты были распределены ещё до прибытия воспитанников. Ивану Пущину запомнилось: «Он (инспектор) привёл меня прямо в четвёртый этаж и остановился перед комнатой, где над дверью была чёрная дощечка с надписью: № 13. Иван Пущин; я взглянул налево и увидел: № 14. Александр Пушкин. Очень был рад такому соседу…»
27. DSC00760.JPG

28. DSC00761.JPG

Комната Пушкина с видом на Царскосельский дворец оказалась меньше других: с одной стороны в ней была поперечная капитальная стена. Свою узенькую комнату поэт нередко называл «кельей», Лицей – монастырём. Такому восприятию учебного заведения способствовало нахождение рядом с Лицеем двух церквей; весь уклад лицейской жизни был строго регламентирован; все шесть лет воспитанники безвыездно прожили в Царском Селе. Но как преобразилась «студенческая келья», когда Пушкин почувствовал себя поэтом! Он признавался товарищам, что стихи видит даже во сне. Здесь рождались многие образы лицейской лирики. По ночам, когда все засыпали, вполголоса через перегородку велись беседы с «первым другом» Иваном Пущиным.
29. DSC00763.JPG

Сегодня стоящие в комнатах предметы мебели и убранства воссозданы вновь. Комнаты Пушкина и его товарищей восстановлены на их исторических местах.
Здесь же на четвёртом этаже в арке над библиотекой находилась квартира учителя рисования и гувернёра Чирикова, ныне восстановленная по воспоминаниям лицеистов и архивным документам.

Предположительно, она состояла из двух помещений: гостиной и спальной. Сегодня в интерьерах используются предметы мебели и убранства конца 18-го – начала 19-го веков. В гостиной – диван, бюро, книжный шкаф, стол, кресла, шахматный стол. На специальном пюпитре гравюры конца 18-го века. В спальне – кровать с пологом, ширма, столик для умывания.
30. DSC00768.JPG

И, в самом конце экскурсии, нам показали небольшой музей, посвящённый Пушкину.
В нём можно было увидеть несколько проектов памятника поэту.
Работа из тонированного гипса, автор Пармен Забелло, 1872 год:
31. DSC00780.JPG

Тоже тонированный гипс, но автор Марк Антокольский, 1875 год:
32. DSC00783.JPG

Пушкин в узнаваемой позе:
33. DSC00782.JPG

И, конечно же, бюст основателя лицея императора Александра I.
На постаменте можно прочесть строки Пушкина: «Он основал Лицей…»
34. DSC00785.JPG

Говорили, пр

Царскосельский лицей ℹ️ история открытия императорской школы, форма одежды, режим, герб, список директоров, педагогов и воспитанников, интересные факты про Пушкина в лицее

Это учебное заведение было сорганизовано для того, чтобы воспитывать дворянских детей, сделать их образованными и эффективными государственными чиновниками в будущем. 

Царскосельский лицей был создан таким, что в нём применялись передовые методы воспитания и образования детей. В нём давали не только среднее, но и высшее образование.

История Царскосельского лицея

Инициатором учреждения был Михаил Михайлович Сперанский, известный государственный деятель во время александровского царствования. 

Сперанский Михаил Михайлович

Лицей основали в 1811 году, в первый, либеральный, период царствования Александра I. В этом учебном заведении планировалось воспитывать детей из знатных родовитых семей, готовя их к будущей государственной службе. Был предусмотрен шестилетний срок обучения.

Лицей был задуман императором. Разрабатывать идею ему помогали Михаил Сперанский и Фредерик Лагарп. Это было время начала царствования императора, которое сопровождалось большими ожиданиями и планами. В это время было создано много новых учебных заведений, однако богатые дворянские семьи не торопились отдавать в них своих детей. Более популярными мерами были: поступить в учебное заведение за границей или нанять домашних учителей.

Решение об организации этого учебного заведения было принято Александром I 10 августа 1810 года. Для лицея был отведён один из флигелей дворца.

Герб лицея включал в себя дубовый и лавровый венки, которые символизировали Силу и Славу. В нём присутствовала сова в качестве символа Мудрости. 

Герб Царскосельского лицея

В составе герба была изображена лира Аполлона, указывающая на любовь к Поэзии. Сверху был написан девиз «Для общей пользы».

Здесь преподавали талантливые педагоги. Время учёбы было разбито на два периода. Сначала был трёхлетний подготовительный период, затем следовала основная часть обучения такой же продолжительности. 

За это время ученики получали как среднее, так и высшее образование. Последнее давалось в объёме юридического и философского факультетов университета. После выпуска бывшие лицейские ученики получали права такие же, как и выпускники университета.

Торжественное открытие Царскосельского лицея произошло 19 октября 1911 года. Оно проходило в актовом зале, который находился на третьем этаже.

Воспитанники жили на четвёртом этаже. В лицее первый этаж был занят хозяйственными службами, там проживали также некоторые работники лицея: гувернёры, инспектора и некоторые чиновники, в нём работающие.

Открытие Царскосельского лицея 1811

На втором этаже располагались больница (в ней имелась аптека), канцелярия, конференц-зал, и столовая, в которой питались воспитанники. На третьем находились классы для занятий, библиотека, а также помещения для самостоятельной работы учеников.

Комнаты лицеистов были обставлены скудно. Пушкин называл их кельями. Каждому воспитаннику было положено: железная кровать, таз для умывания и зеркало. В комнате также находились комод и конторка. 

Лицейская комната

Пушкин, когда учился в этом лицее, жил в комнате № 14. Стены спален не доставали до потолка, поэтому в них можно было переговариваться, находясь у себя в комнате.

Форму для воспитанников выбирали лично император и Аракчеев, известный государственный деятель тех лет. Одним из правил, в соответствии с которыми производился выбор, было требование о том, чтобы цвета воспитанников невозможно было перепутать с использовавшимися в гвардейских полках. За образец была взята старая форма Литовского татарского полка, которая была давно отменена.

Царскосельский лицей с 1843 г. уже не находился в Царском Селе — его перевели в Петербург. Он получил новое наименование. Теперь это был Александровский лицей.

За всё время существования в этом учебном заведении было 74 выпуска.


Традиции образования в лицее

Для обучения принимали дворянских детей в возрасте 12 - 13 лет.

Пушкин лицеист

У воспитанников имелся девиз. Он гласил: «Для общей пользы». При воспитании детей не принялись телесные наказания. Это положение было закреплено в уставе. 

Считалось, что надо излагать кратко, а не запутывать учеников пространными объяснениями. Побуждать их ум к работе, а воспитанников — к действию.

Программа была лично составлена Михаилом Сперанским, биография которого свидетельствует о большом таланте государственного деятеля.

В состав программы обучения входили:

  • русская словесность;

  • гимнастика;

  • иностранные языки;

  • исторические дисциплины;

  • математика;

  • изящные искусства;

  • нравственные дисциплины.

Образование воспитанникам давалось разностороннее. Это было одной из основных идей, применяемых в воспитании лицеистов. После окончания учебного заведения выпускник мог работать и в гражданской и в военной сферах.

Царскосельский лицей

В этом образовательном учреждении неукоснительно соблюдался распорядок дня. Согласно ему, уроки длились в течение семи часов. После их окончания были игровые занятия, прогулки, гимнастика.

Несмотря на строгий распорядок дня, лицеисты не ощущали давления. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письма, которые они посылали родным.

Обязательными занятиями были:

В лицее действовали строгие правила. На протяжении учебного года выезжать из него было запрещено.

В лицее была собрана библиотека, в которой имелось более 800 томов, относящихся к философии, литературе, политической экономии, собрано множество стихов. Это было значительным богатством, так как в это время в России ещё не было общественных библиотек. Первая из них (Императорская Публичная библиотека) была учреждена только через три года после открытия лицея.

Одной из особенностей этой школы было то, что для физических упражнений, игр и прогулок им отводилось гораздо больше времени по сравнению с остальными учебными заведениями.

Известные воспитанники Царскосельского лицея

Первый выпуск Царскосельского лицей был богат на талантливых, выдающихся людей. 

Первый выпуск лицеистов

В качестве примера можно привести не только Пушкина, но и его друзей: Матюшкина, Пущина, Вальховского, Дельвига, Горчакова, Корфа, Кюхельбекера. 

У каждого из них во время учёбы были свои прозвища. Например, у Пушкина это было — «Француз». Некоторые из выпускников стали известными поэтами.

Интересные факты о пушкинском лицее

Первым директором этого учебного заведения был Василий Фёдорович Малиновский, известный в то время дипломат и публицист. Он занимал эту должность с 1811 по 1814 гг. Малиновский начал собой список директоров Царскосельского лицея.

Директоры Царскоселького лицея

После него на протяжении 9 лет эту должность занимал Егор Антонович Энгельгарт (1814-1823). Впоследствии на эту должность был назначен Фёдор Григорьевич Гольгоер. Он руководил Царскосельским лицеем до 1840 года.

О лицеистах хорошо заботились — прекрасно кормили, для них шил мундиры придворный портной Мальгин. Во время Отечественной войны 1812 г. казна была разорена. Это отразилось на содержании питомцев лицея. Они стали ходить в сером, а вместо портера теперь им был положен квас. Лицеисты были недовольны тем, что теперь их форма стала такой же, как у штатских.

В конце 1811 г. в этом учебном заведении уже выпускалось два журнала. Они выходили на газетной бумаге, и издавались Кюхельбекером и Илличевским. На следующий год количество авторов расширилось. Теперь издавались:

  1. «Неопытное перо», которым занимались Пушкин, Дельвиг и Корсаков.

  2. «Для удовольствия и пользы», где авторами были Яковлев, Кюхельбекер и Вольховский.

1020779

В следующем, 1813 г., оба коллектива объединились. Они издавали журнал «Юные пловцы». Затем в течение трёх лет выпускался «Лицейский мудрец».

Наивысшей оценкой была единица. Чем выше была оценка, тем считалось хуже. Самой плохой из них была четвёрка. Однако также существовала дополнительная оценка. Лицеист мог получить ноль, если он демонстрировал полное отсутствие знаний.

По итогам обучения по каждому предмету ставились не одна, а три оценки. Две из них можно было улучшить на экзамене, а одна оставалась постоянной — её ставили за талант.

Пушкин жил во время учёбы в лицее в келье № 14. Он помнил об этом в течение всей своей жизни. Будучи уже взрослым человеком, он иногда любил подписываться «№ 14» в память об этом.

Во время выпуска Пушкина директором был Энгельгарт. Он подарил всем по чугунному кольцу, которое символизировало крепкую дружбу. Поэтому весь первый выпуск называл себя «чугунным».


Царскосельский лицей. Как учили Пушкина и других славных сынов Отечества

Ровно 207 лет назад 31 октября (19 октября по старому стилю) свою работу начал Императорский Царскосельский лицей - первым в Российской Империи он готовил к «важным частям службы государственной». Основан по указу Александра I для обучения детей дворян, образование здесь приравнивалось к университетскому, а в стенах лицея витал особый дух «лицейской республики».

Царскосельский лицей - это не просто образовательное учреждение. Скорее, сокровищница русской культуры. Достаточно рассказать о знаменитых выпускниках - это поэты Александр Пушкин и Антон Дельвиг, дипломат Александр Горчаков, адмирал Федор Матюшкин и многие другие. Своих современников - русских писателей и поэтов - лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу:

«...до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, но в лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова».

Лицей располагался в Царском Селе рядом с Императорской резиденцией. Здесь он находился с 1811 по 1843 год. А после переехал в Санкт-Петербург, в здание Александринского сиротского дома. Тогда он получил новое имя - Александровский. Всего в истории уникального образовательного учреждения 74 выпуска.

В русской истории Царскосельский лицей известен в первую очередь как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им. Фото: globallookpress.com.

Как строилась работа в лицее?

За внутреннее управление отвечал директор, чью кандидатуру утверждал лично Император. Так, первым директором был статский советник Василий Малиновский - знаменитый выпускник Московского университета, сторонник реформаторских идей Сперанского. А дальше, например, Императорским Царскосельским лицеем руководил Егор Энгельгардт - с 1816 по 1822 год.

Общий срок обучения в лицее составлял 6 лет. А новые классы набирали каждые три года. Поступить на первый курс лицея могли дети в возрасте от 10 до 14 лет.

От частных пансионов или, например, военных школ лицей отличал особый пункт устава. Здесь навсегда отказались от телесных наказаний. А все знания постигались под главным девизом - «для общей пользы». Педагоги занимались с детьми, «не затемняя ума детей пространными изъяснениями, а возбуждая собственное его действие». Со временем сложилась конкурентная и эффективная методика, выпускники гарантированно получали лучшее образование в стране и, пожалуй, в мире.

Учились лицеисты по программе Михаила Сперанского - реформатора и законотворца. Изучались русская и иностранная словесность, исторические и математические науки, нравственные дисциплины, изящные искусства и гимнастика. Шестилетняя программа готовила гуманитариев к дальнейшей службе - будь то военной или гражданской.

Комнаты лицеистов А. Пушкина и И. Пущина. Фото: Всероссийский музей А.С. Пушкина/museumpushkin.ru. 

Интересно, что отличной оценкой здесь считалась единица - «1», а посредственной - «4». Плохие знания - «выражение отсутствия всякого знания» - отмечались нулем. За каждый предмет лицеист получал три отметки. Неизменной за все время обучения оставалась оценка за способности или талант. Остальные две менялись.

Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников - это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой - катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию, - рисование, чистописание, музыка, пение - и сейчас есть в программе средней школы.

Фото: globallookpress.com.

Главное - научить мыслить

Одна из главных задач лицейского образования - развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить.

«Основное правило доброй методы или способа учения, - подчеркивалось в лицейском уставе, - состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.

Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей - считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению Отечеству. При составлении учебной программы были учтены возрастные особенности воспитанников. В первый год, когда мальчикам было 10-12 лет, много времени отводилось на изучение языков: русского, французского, латинского и немецкого. Бывали дни, когда учащиеся были обязаны между собой говорить на каком-либо иностранном языке.

В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что «все воспитанники равны... а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было»; что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику - значит не уважать его».

Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Фото: globallookpress.com.

Кстати

  • Одно из любимых занятий лицеистов - собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать - выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, и их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.
  • Воспитанники много читали. Пополнение библиотеки было постоянной заботой совета лицейских профессоров.
  • Праздности не было. Здесь все было направлено на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям.
  • Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован.
  • Отказаться от обучения детей пришлось после Октябрьской революции, фактически разрушившей жизнь страны. Сейчас во флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе, где располагался лицей, действует филиал Пушкинского музея. В комнате № 14, где жил Александр Пушкин, воссоздана скромная обстановка его лицейских будней.
  • В стенах Царскосельского лицея в разное время учились: выдающийся писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, поэт Л. А. Мей, философ, историк Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» академик Я. К. Грот. И все же славой своей лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю именами поэта А. С. Пушкина, поэта, журналиста А. А. Дельвига, мореплавателя контр-адмирала Ф. Ф. Матюшкина, участника турецкой и персидской кампаний генерала В. Д. Вольховского, видного государственного деятеля, министра иностранных дел А. М. Горчакова.

«Повод для гордости»

Каждый день Царьград рассказывает о событии в истории нашей великой страны. Хроники прошлых лет, безусловно, пересекаются с настоящим. Оглядываясь назад, мы понимаем, на кого стоит равняться, каких ошибок следует избегать и что сделать для счастливого будущего наших детей.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER


Оставить комментарий

Царскосельский музей-лицей


Фото: А-Парк.рф

Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории – о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Морее.

 

История учреждения лицея

«Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», – гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России – вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».

 

По уставу в лицей принимались дети дворян в возрасте 10-12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам «нравственным», под которыми, как гласил лицейский устав, «...разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих».

 Царскосельский лицей

Традиции образования в лицеи

Одна из главных задач лицейского образования – развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй методы или способа учения, – подчеркивалось в лицейском уставе, – состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.

Царскосельский лицей Царскосельский лицей

Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей – считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению Отечеству. При составлении учебной программы были учтены возрастные особенности воспитанников. В первый год, когда мальчикам было 10-12 лет, много времени отводилось на изучение языков: российского, французского, латинского и немецкого. Бывали дни, когда учащиеся были обязаны между собой говорить на каком-либо иностранном языке.

Царскосельский лицей Царскосельский лицей

Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа.

Царскосельский лицей Царскосельский лицей

В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда – три часа занятий. В шестом – прогулка и гимнастические упражнения.

Царскосельский лицей Царскосельский лицей

Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой – катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию, – рисование, чистописание, музыка, пение – и сейчас есть в программе средней школы.

Царскосельский лицей Царскосельский лицей

В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что «все воспитанники равны ... а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было»; что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику – значит не уважать его». Запрещалось кричать на дядек или бранить их. В лицее не было телесных наказаний и казенной муштры. У каждого воспитанника была отдельная комната. В первые годы обучения оценок в лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка.

Царскосельский лицей Царскосельский лицей

Воспитанники лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов.

Царскосельский лицей Царскосельский лицей

Воспитанники много читали. «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», – вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой совета лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: «Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? – спрашиваешь ты меня. Можешь ли в этом сомневаться?.. Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности...» 

Царскосельский лицей Царскосельский лицей

Своих современников – русских писателей и поэтов – лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: «...до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова». Профессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, – вспоминал позднее Иван Пущин, – когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами».

Царскосельский лицей Царскосельский лицей

Одно из любимых занятий лицеистов – собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать – выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, и их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.

Царскосельский лицей Царскосельский лицей

Известные ученики лицея

В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы, но вряд ли у кого из них был девиз более гуманнее и благороднее, чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса, – «Для Общей Пользы». Жить «Для Общей Пользы» учили директора лицея – Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели. В течение 32 лет существования Императорского лицея в Царском Селе (с 1811 по 1843 годы) это привилегированное учебное заведение окончили 286 человек. В его стенах в разное время учились: выдающийся писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, поэт Л. А. Мей, организатор общества социалистов-утопистов М. В. Буташевич-Петрашевский, философ, историк Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» академик Я. К. Грот. И все же славой своей лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю именами поэта А. С. Пушкина, поэта, журналиста А. А. Дельвига, активного участника восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, одного из самых мужественных, стойких декабристов И. И. Пущина, поэта, декабриста В. К. Кюхельбекера, мореплавателя контр-адмирала Ф. Ф. Матюшкина, участника турецкой и персидской кампаний генерала В. Д. Вольховского, видного государственного деятеля, министра иностранных дел А. М. Горчакова.

Матюшкин - фото, потрет Бакунин - фото, потрет Вольховский - фото, потрет

Матюшкин Ф. Ф.                          Бакунин А. П.                                Вольховский В. Д.

Корсаков - фото, потрет Яковлев - фото, потрет Горчаков - фото, потрет

Корсаков Н. А.                             Яковлев М. Л.                                Горчаков А. М.

Карамзин - фото, потрет Державин - фото, потрет Малиновский - фото, потрет

Карамзин Н. М.                           Державин Г. Р.                              Малиновский В. Ф.

Энгельгардт - фото, потрет Пущин - фото, потрет Дельвиг - фото, потрет

Энгельгардт Е. А.                        Пущин И. И.                                   Дельвиг А. А.

Интервью с нынешним директором лицея, Сергеем Некрасовым, читайте в разделе «Город в лицах».

Учебное заведение, создававшееся для подготовки государственных чиновников, благодаря широкой программе обучения, всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, прославившихся в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Но самое главное, что вынесли воспитанники из стен этой школы, – это убеждение, что они должны жить, трудиться «Для Общей Пользы».

Дельвиг - фото, потрет Дельвиг - фото, потрет

Дельвиг - фото, потрет Дельвиг - фото, потрет

Царскосельский лицей Дельвиг - фото, потрет

Царскосельский лицей Дельвиг - фото, потрет
Дельвиг - фото, потретДельвиг - фото, потрет

Баннер для гостинцы в городе Пушкин

Редакция сайт Пушкин.ру 

Если бы современные школьники учились в Царскосельском лицее…

Современные школьники сетуют на увеличение объёма информации, на постоянное усложнение школьной программы. Ребята предполагают, что раньше учиться было намного легче: предметов было меньше, и наука развивалась гораздо медленнее. Давайте заглянем в прошлое и посмотрим, как проходило обучение в знаменитом Царскосельском лицее, в котором в своё время обучался великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин.

Licej 2В 1810 году Александр I решил основать Лицей для обучения дворянских детей. Но министр юстиции М.М. Сперанский настоял на том, что Лицей будет готовить государственных чиновников. Предполагалось, что в стенах данного учреждения будут воспитаны люди, способные сыграть важную роль в развитии государства и способствовать его процветанию. И Лицей должен был предоставить возможности для всестороннего развития будущих активных политических деятелей.

Императорский Царскосельский лицей действовал в Царском селе с 1811 года. Сюда принимались дети 10-11 лет. Обучение длилось шесть лет (два курса по три года).

Licej 3Первый курс назывался начальным. На первом курсе изучались словесности (русская, латинская, французская и немецкая), нравственные науки (закон Божий, философия,  этика, логика, правоведение, политическая экономия), математические и физические науки (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика, статистика), исторические науки (история российская, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмен (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Второй курс – окончательный, охватывал все те же отделы, но уже в более сложном аспекте. Кроме того, в течение второго курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре. 

Для воспитанников, которые выбирали военную карьеру, дополнительно проводились занятия, на которых изучали оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов, обзор военного искусства и прочее.

Licej 1Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.

Выпускники лицея говорили на четырёх языках, знали основы не только математики, но и смежных с нею наук, обладали знаниями по правоведению, политологии, экономике, логике, этике, религиоведению, риторике (дисциплины, которые в настоящее время изучаются в высших учебных заведениях). Большое внимание уделялось и физической форме учащихся: они отлично фехтовали, плавали, ездили верхом, а так же знали па всех классических танцев. Образование в Царскосельском Лицее можно приравнять к университетскому.

Самым известным стал первый выпуск Лицея: никогда ранее и позднее ни одно заведение не выпускало столько талантливых людей.  В истории навсегда останутся имена великих русских деятелей Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Антона Дельвига, Александра Горчакова, Федора Матюшкина, Владимира Вольховского и, конечно же, Александра Пушкина.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Система воспитания Царскосельского Лицея

Окрытие Лицея

Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 года и являлся дворянским высшим учебным заведением с шестилетним сроком обучения. Принимали туда исключительно мальчиков по советам авторитетных лиц.

Система воспитания Царскосельского Лицея

Лицей был открыт по инициативе известного государственного деятеля того времени М. М. Сперанского. Первым директором лицея стал просветитель-демократ В. Ф. Малиновский, человек высочайшей всесторонней образованности и культуры. Не менее интеллектуальным человеком был Е. А. Энгельгардт, возглавивший лицей в 1816 году. Такие люди стремились к реализации новой системы воспитания, результатом которой стали бы прогрессивные воспитанники, способные осуществить переустройство России. Монархия и государственный аппарат поддерживали их, преследуя при этом практическую задачу - подготовку высокообразованных чиновников для административной, судебной и дипломатической деятельности. В связи с этим, предусматривалось общее образование без специализации, но с господством гуманитарных наук.

Особенности организации и деятельности

Лицей с самого начала выделялся среди других учебных заведений. В нем не придавалось особой ценности религиозным обычаям и убеждениям. Царскосельский лицей был первым в России учебным заведением, где не предусматривались телесные наказания. Учителям и наставникам надлежало относиться к воспитанникам корректно, как к совершеннолетним, обращаясь лишь на «вы». Каникулы воспитанники обязались непременно проводить в стенах лицея, а с опекунами и родственниками им позволялось встречаться в конкретные дни и лишь в лицее. Занятия проходили с 1 августа по 1 июля, каникулы длились один месяц - июль.

Распорядок жизни был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В 7 часов начинались занятия, которые попеременно чередовались с отдыхом и прогулками, совершавшимися в любую погоду. Отдых воспитанников был представлен в виде занятий элегантными искусствами (живопись, литература, музыка) и физическими упражнениями (плавание, верховая езда, фехтование, катание на коньках). Сама атмосфера в лицее содействовала развитию поэтических и художественных наклонностей: великолепные дворцы, парки, памятники. Все это пробуждало любовь к природе, к искусству, вызывало чувство восхищения перед деятелями культуры.

В Лицее устраивались и театральные представления, которые представлялись вниманию самих учащихся и администрации. Сначала все дамские роли в пьесе заменялись на мужские, но затем их стали исполнять переодетые и загримированные лицеисты. В репертуаре были не только веселые комедии, но и драмы, трагедии. Позднее на представления стали приглашать опекунов и различных гостей.

Согласно программе лицеисты изучали философию, право, словесность, математику, физику. Особое место среди наук занимала история, которая была «обязана быть делом разума». Учителя знакомили с деяниями известных людей прошлого, с хронологией и географией событий. Программа была чрезвычайно насыщенной, но уроки чередовались с отдыхом. В Уставе была создана ремарка, что распределение часов для занятий примерное, его вполне возможно изменять, придерживаясь основного правила: воспитанники не должны были быть предоставлены самим себе. По воскресеньям и в праздничные дни они ходили на богослужение и учились духовному пению.

Преподавание и воспитание возлагалось на профессоров, докторов и учителей, численность которых определялась количеством предметов. Они проводили соответствующие занятия, контролировали усвоение знаний каждые полгода, принимали экзамен у выпускников по всему лицейскому курсу. Исходя из успехов учащихся в науках, их нравственности и поведения, особая комиссия решала, какого класса лицеисты удостаиваются при выпуске на государственную службу, и через министра просвещения передавала свое решение на усмотрение императора.

Общение лицеистов с творческими и интеллигентными людьми, с передовой мыслящей частью общества, содействовало прогрессивному созреванию умов. Развитие гражданственности лицеистов во многом ускорялось тем обстоятельством, что в Царском Селе стоял гусарский полк и среди офицеров были почти все, кто позднее вошел в кружки декабристов.

Так складывалось и поддерживалось индивидуальное мировоззрение воспитанников, их мнение по конкретным вопросам и право самостоятельного выбора.

Система наказаний и поощрений

В Лицее была своя система наказаний и поощрений. Так, провинившиеся ученики посиживали на задних партах в классе и записывались на специальной темной доске. Их могли лишить полноценного стола и посадить на хлеб и воду, но это могло длиться не более двух дней. За особенные провинности сажали в карцер, куда приходил директор на специальную беседу. Данное наказание могло длиться не более трех дней и применялось крайне редко.

Время от времени лицеисты имели возможность и сами наказать провинившегося. Одним из самых тяжких наказаний было отлучение из класса, когда все товарищи переставали общаться с провинившимся. Проступки в данном случае обычно касались области товарищеских взаимоотношений и порядочности. Кроме этого, возможно было и лишение на день лицейского мундира и облачение в ту одежду, в которой прибыл из дома.

Отличившихся воспитанников поощряли. Их фамилии записывали на специальной белой доске золотыми знаками. Ученикам, успешным в каком-либо предмете, дарились книги с подписью директора и доктора той науки, в какой ученик продемонстрировал достижения. В конце обучения выпускники получали медали и похвальные листы. Было принято выдавать одну большую золотую медаль, одну маленькую золотую медаль и серебряные медали. Часто учителя прислушивались к мнению лицеистов при награждении выпускников.

Значение воспитательной системы Царскосельского Лицея

После первого выпуска Лицей в Царском Селе существовал еще 27 лет как учебное заведение. Но лицейская система воспитания и образования претерпевала различные изменения. Постепенно значимое место среди преподаваемых курсов Закон Божий, а религиозность и повиновение стали усиленно внедрять в сознание учеников. Простота взаимоотношений с учителями и наставниками исчезла, навеки были уничтожены отголоски свободомыслия. Министр просвещения потребовал строго наблюдения за нравственностью воспитанников и их поведением и установил слежку за их поведением. Таковым образом, все прогрессивные идеи были подавлены.

В 1844 году Лицей был переведен из Царского Села в Петербург и назван Александровским лицеем. За 100 лет он выпустил 1818 учеников. В 1918 году был ликвидирован.

Однако не стоит забывать о начальном прогрессивном опыте работы Лицея. О деятельности учебно-воспитательного заведения вполне можно судить по личностям его выпускников. Так, из стен Лицея вышли почти все свободолюбивые и преданные Отечеству люди: это и будущие декабристы, и государственные деятели, и поэты, писатели. Некоторые имена стали известны всему миру: А. С. Пушкин, И. И. Пущин А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер.

Система воспитания Царскосельского Лицея

Положительные результаты воспитательной системы Царскосельского Лицея можно связать с рядом факторов: благоприятный нравственный и дружелюбный климат, многоплановая деятельность лицеистов, целенаправленный процесс воспитания гражданской зрелости, профессиональное мастерство учителей.

Царскосельский Лицей был признан одним из лучших учебных заведений в российской истории. И сегодня остаются актуальным примером его уроки с эталоном свободной профессиональной личности как учителя, так и учеников.

Не се ль Минервы росской храм?

В уходящем году вопросы образования по традиции вызвали немало споров. Российская школа продолжает искать себя, зачастую обращаясь за примерами в прошлое. Одно из самых известных учебных заведений в России XIX века — лицей в Царском Селе. Благодаря тому, что там учился А.С. Пушкин, оно овеяно в общественном сознании неувядающей славой. Соответственно, нам кажется, что там давали лучшее на то время в России образование. Так ли это в действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к книге «История русской школы» руководителя гуманитарной магистратуры Университета Дмитрия Пожарского, доктора филологических наук Алексея Любжина. И вот что мы из нее узнали.

Зачем империи 17-летние асессоры

Существует несколько анекдотов о том, как Пушкин сдавал экзамен в Царскосельском лицее. В разных интерпретациях там фигурируют Жуковский, Репин, Державин. В действительности анекдот можно назвать историческим лишь с участием Державина, но Репин, который никак не мог фигурировать в этой сцене по причинам временного разрыва, тоже имеет к лицею отношение — он запечатлел историю в знаменитой картине. Дело было так: экзамен в лицее считался одним из светских развлечений — там присутствовали светила современной культуры, а также высшее дворянство — графы и князья. И вот на экзамен 1817 года в качестве зрителя был приглашен Державин. Он приехал 8 января, когда лицеисты экзаменовались по русской словесности, французскому и латинскому языкам, математике и физике. Престарелый Державин почтенно дремлет. Вызывается Пушкин.

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных.
Сердца их мщеньем зажжены.

— читает юный лицеист. Публика рукоплещет, Державин приподнимает седую голову. «Господа, да это истинная поэзия!» — воскликнул Державин и приподнялся с места, чтобы расцеловать юного гения.

Студенту Дельвигу повезло меньше. В 1815 году во время публичного экзамена в Лицее студентам сообщили, что приедет Державин. Все взволновались, и Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться поэта и поцеловать руку, написавшую «Водопад». Державин приехал. Он вошел в сени, и первое, что юный лицеист услышал, было: «Где, братец, здесь нужник?» Вопрос, правда, был обращен к швейцару.

История Царскосельского лицея показательна и чрезвычайно интересна с точки зрения реформ, происходивших в России и, в частности, в российском образовании, которое эти реформы могло сильно ускорить. Учиться в Царскосельском лицее для дворянина было крайне престижно. На открытии лицея в октябре 1811 года присутствовал лично сам император с министром просвещения. Дальше получилось все не так радужно, многих блестящих лицеистов из первого выпуска впоследствии ждали крепость, ссылка, каторга, ранняя смерть или просто неудачная карьера. Но все, что могло сделать правительство для того, чтобы придать престиж этому заведению, оно сделало. У лицея было исключительное положение — 17-летние выпускники получали высокие чины сразу по окончании учебы, которые были не ниже, чем у студентов университета. Такие преимущества давал 6-летний курс, заменяющий и среднее, и высшее образование. 11-летний студент, поступивший в лицей, подразумевался как будущий военный или служащий.

12 августа 1810 года императором Александром I было утверждено подносимое министром народного просвещения графом А. К. Разумовским постановление о Лицее. На титульном листе постановления рукой императора начертано: «Быть по сему. Александр». 19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Лицея под покровительством императора. Название «лицей», взятое по примеру аристотелевского ликея, по словам Пущина, «поражало публику в России, не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в Афинских садах, где греческие философы научно беседовали с своими учениками».

Понять его проект можно только в связи с возникшими в 1800-е годы планами преобразования России, главным двигателем которых являлся зачинатель идеи лицея М. М. Сперанский, чье либеральное реформаторство началось с первых дней царствования Александра I. Сперанского очень беспокоило, что для его реформы системы администрации и управления в России нет достаточного количества подготовленных кадров. Общая образовательная реформа 1800–1804 годов больших результатов не дала, это дело медленное, а образованные люди требовались быстро. Процесс попытались ускорить не пряником, а кнутом, и потребовали от служащих пройти через экзамен для получения чина коллежского асессора в знаменитом указе от 6 августа 1809 года «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках, для производства в Коллежские Асессоры и Статские Советники». Это не помогло.

Лицей в каком-то смысле стал плодом административной истерики. Раз ничего не получается, так давайте создадим в обход неуклюжей общегосударственной системы сверхпрестижное учебное заведение для воспитания грамотных чиновников и будем вручную готовить нужных людей. В чем заключалась особенность лицейского образования? Его воспитанники учились шесть лет, в результате чего проходили еще и программу университета. В программе было неимоверное количество предметов, и граф Жозеф де Местр, влиятельнейший в то время сардинский дипломат, почитав программу лицея, сказал: «Или юные русские ангелы, или их наставники сошли с ума». После этого программу почистили, непосильное убрали. Однако все равно обучение осталось многопредметным и не столь эффективным, потому что сама по себе задача — дать за шесть лет объединенное среднее и высшее образование неразрешима. А неразрешимые задачи в педагогике ведут к тому, что на выходе получается примерно то же, что и на входе.

В результате лицей вызвал неудовольствие Александра I и в 1822 году перешел в военное ведомство под начало мудрого генерала Коновницына, военного министра. После этого лицей стал поставщиком высококвалифицированных военных кадров, которые обладали гораздо более основательной подготовкой. Среди лицеистов первого призыва тоже были весьма образованные, но этим они больше обязаны собственным занятиям и дворянской культуре, а в лицей шли за другим — за духом товарищества, ощущением общности, братства. То было время, когда не говорить по-французски и не иметь каких-то литературных интересов считалось недопустимым и это воспитывали с детства. А гений, такой как Пушкин, — останется гением при любых обстоятельствах и сумел бы проявить себя в любом учебном заведении, предназначенном для людей его круга. Естественно, родись он крепостным крестьянином, ему было бы тяжело пробиться, но коль скоро он родился дворянином, он ничего не потерял бы, учась, например, в благородном пансионе при Московском университете, откуда, кстати, по признанию историка Якова Карловича Грота, перебрались в Царскосельский лицей «литературные дрожжи».

Лицей в Царском Селе

А. А. Тон, 1822

Лицей и лица

Первый выпуск лицея слишком хорошо известен. Среди последующих выпускников был, например, Николай Яковлевич Данилевский, автор знаменитого труда «Россия и Европа», виднейший славянофил младшего поколения, который, кроме того, занимался естественными науками, в частности биологией, и был отмечен в заслугах по части сохранения рыбных богатств России. К числу выпускников лицея относился и академик Яков Карлович Грот. Он был направлен на учебу в лицей по личному указанию Николая I и выпустился с золотой медалью, сразу поступив на службу в императорскую канцелярию. Грот — один из лучших русских филологов, в частности, переводчик Калевалы, издатель Державина.

Лицей выпустил сразу трех министров просвещения. Причем, почти подряд — это Александр Николаевич Головнин, граф Дмитрий Андреевич Толстой, и барон Александр Павлович Николаи. Как-то в рамках образовательной реформы, очень мощной и всеобъемлющей, Головнина спросили — почему он, собственно, не преобразует лицей? Он отвечал: я его окончил и хочу оставить таким, каков он есть. Придет другой — пусть и реформирует.

Среди первого поколения преподавателей Лицея выдающуюся роль играл Николай Федорович Кошанский, автор замечательного учебника риторики, доставшийся лицею от благородного пансиона при Московском университете. С Пушкиным он общего языка не нашел, потому что был преподавателем традиционного склада, а лицеисты любили тех, кто с ними дискутировал и видел в них личности, а не школяров. Но риторику Кошанского никто не смел ругать, даже Белинский, потому что этот предмет Кошанский преподавал блестяще. Замещающего Кошанского Галича лицеисты любили больше. Александр Иванович был человек, который вместо скучной латыни вел со студентами разного рода взрослые беседы, а когда слышал в коридоре шаги надзирателя, доставал из-под кафедры книгу римского история Корнелия Непота и говорил: «Теперь потреплем старика». Философская квалификация Галича была на тот момент одной из высших в России, и то, о чем он беседовал с лицеистами, было для них вдохновляющим и прогрессивным.

Все помнят правоведа Александра Петровича Куницына, о нем Пушкин писал в своем стихотворении, посвященном 25-летию лицея:

Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.

Куницын известен своей книгой «Право естественное», которой он буквально посвятил жизнь. Именно Куницыну было поручено произнести торжественную речь на открытии лицея. Его влияние на учеников было велико, то, что он говорил с кафедры, по крайней мере, выслушивалось внимательно.

Принимали в лицей детей в возрасте от 10 до 12 лет по результатам вступительных экзаменов. Обучение производилось за государственный счет, поэтому год от года количество учащихся колебалось. Устав предписывал принимать только отличных детей «с несомненным удостоверением об отличной их нравственности и в совершенном здоровье». В зависимости от успеваемости они поступали на гражданскую службу с чинами от XIV до IX классов, на военную — на тех же условиях, что и воспитанники Пажеского корпуса.

Кроме политэкономии, статистики, технологии, коммерческих наук был введен особый курс «Изящных искусств и гимнастических упражнений». Программа соединяла гуманитарные и точные науки, в этом была суть заслужившей упреки «многопредметности» лицейской программы. В ней было одиннадцать правовых предметов, римские древности, истории — всеобщая и русская, история литератур (римской, русской и трех западных), языки — латинский, русский, французский, английский, немецкий, а еще психология, логика, география и все точные науки.

Лицейский экзамен был своего рода представлением и испытанием на артистичность. На него приглашались знатные люди, и многие приезжали по понятным мотивов: побывав на лицейском экзамене, человек одним своим присутствием показывал себя ревнителем просвещения и покровителя наук. Для учеников и для родителей экзамен и присутствующие там «титулы» был вопросом престижа. Преподаватель мог воодушевить лицеистов подобным образом: «К вам, дурни и оболтусы, граф такой-то завтра придет, а вы третье склонение не выучили!» Там же, на экзамене, раздавались награды, читались торжественные речи, и все выглядело весьма помпезно.

Лицей был открыт в Царском Селе в 1811 году для детей дворян, в 1843 году был переведен в Петербург — о чем Я. К. Грот язвительно отозвался как о недостатке помещений «для приема лиц, имеющих приезд ко двору». Среди первых выпускников – А.П.Бакунин, А.А. Дельвиг, М.А. Корф, В.К. Кюхельбекер, Ф.Ф. Матюшкин и А.С. Пушкин, среди более поздних – М.Е. Салтыков-Щедрин. В 1911 году лицей успел пышно отпраздновать 100-летний юбилей. Закрылся Царскосельский лицей после революции в октябре 1917 года.


Консервативный либерализм

Учитывая то, что лицей готовил во многом квалифицированных «служак», надо отдать ему должное: он был достаточно либерален. Упомянутый выше Куницын получил орден Святого Владимира за вдохновенную речь на открытии лицея, в которой не прозвучало ни слова о государе Александре I, — и императору это очень понравилось. Жизнь воспитывала лицеистов, вероятно, совершенно не так, как хотело начальство. Вряд ли какое-то другое учебное заведение может похвалиться таким процентом вольнодумства и ссыльных вроде Пущина и Кюхельбекера. Тем не менее, в 1899 году вся Россия отмечала столетие со дня рождения А. С. Пушкина и на здании Лицея была открыта мемориальная доска «Здесь воспитывался Александр Сергеевич Пушкин. 1811–1817».

26 мая 1899 года вблизи лицейских стен, в садике, в так называемой бывшей ограде, где Пушкин и его друзья провели немало свободных часов, состоялась закладка памятника великому русскому поэту.

17 октября 1814 года пирушка, устроенная в Лицее, едва не закончилась печально для ее участников. В центре скандала оказались самый старший из них — Иван Малиновский, самый большой — Иван Пущин и самый знаменитый — Александр Пушкин. Они взяли на себя вину за затею выпить «гогель-могель». В пушкинскую табель было записано: «Из резвости и детского любопытства составляли напиток под названием «гогель-могель», который уже начали пробовать». Юным дебоширам было по 15 лет. Как рассказывал об этом событии Пущин: «Достал бутылку рома, добыли яиц, натолкли сахару, и началась работа у кипящего самовара. Разумеется, кроме нас, были и другие участники, но они остались за кулисами по делу, а, в сущности, один из них, именно Тырков, в котором чересчур подействовал ром, был причиной, по которой дежурный гувернер заметил какое-то необыкновенное оживление, шумливость, беготню. Сказал инспектору. Тот после ужина всмотрелся в молодую свою команду и увидел что-то взвинченное». Зачинщиков наказали: две недели они должны были стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы, их поместили на последние места за столом, а имена занесли в черную книгу, записи в которой должны были учитываться при выпуске лицеистов. Фактически это означало черную метку при приеме на государственную службу. Пушкин откликнулся на это стихотворением «Пирующие студенты».

Новаторство лицея как раз заключалось в том, что в России была рождена и внедрена модель совмещенного образования. Но новая — не значит удачная. На Западе таких моделей не было в силу их нереалистичности — никому бы в голову там не пришло в шестилетний курс втиснуть среднее и высшее образование. Почему на это решились русские? Россия — страна с догоняющим развитием, и, как говорилось выше, Сперанскому в срочном порядке потребовались образованные чиновники. Вся идея лицея — чрезвычайная спешка. Отчасти это соответствовало характеру воспитуемого дворянства, поскольку из школы люди стремились выпрыгнуть как можно раньше и начать службу, чтобы чины шли быстрее. И спешка Сперанского с подготовкой чиновников для его административной реформы наложилась на традиционную карьерную спешку дворянских недорослей.

Первый выпуск лицея головокружительно прославил Пушкин, и мы не знаем, чем были бы для нас Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин без Пушкина. С образовательной точки зрения лицей — явно неудавшийся эксперимент. С чисто карьерной — каторга и крепость не лучший выход для выпускника престижного учебного заведения. Пожалуй, только с социально-культурной точки зрения результат эксперимента с лицеем можно назвать удачным, особенно с изменением учебных программ в 1829 году. Первый выпуск навсегда останется символом лицея, как некоторого идеала, в который никто не рискнул бы бросить камень.

Соня Шпильберг

В статье использованы материалы книги «История русской школы» руководителя гуманитарной магистратуры Университета Дмитрия Пожарского, доктора филологических наук Алексея Любжина.

Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года, И.Е. Репин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *