сделать буквенную запись слов [з’д’элат’].[разб’ижалс’а].[раскас].[шолкавый]
п1. Ответы на вопросы.1. В какой стране жил Г.-Х. Андерсен?1. Швеция2. Германия3. Дания4. Италия2. Из четырех произведений одно не принадлежит Андерсе … ну.1. «Оле-Лукойе»2. «Гадкий утенок»3. «Дюймовочка»4. «Белоснежка и семь гномов»3. Из четырех предметов три взяты из сказки «Огниво». Определителишний предмет.1. Оловянная ложка2. Сундук3. Ранец4. Сабля4. Из какой сказки эта песенка: «Ах, мой милый Августин, все прошло,все!»1. «Русалочка»2. «Свинопас»3. «Дикие лебеди»4. «Соловей»5. Какое слово выкладывал из льдинок Кай в замке Снежной королевы?а) Прочность;б) Вечность,в) Надёжность;г) Слабость.6. Кто хотел жениться на Дюймовочке?а) Сурок;б) Бобр;в) Хомяк;г) Крот.7. В кого превратился Гадкий Утёнок в одноимённой сказке Андерсена?A). В лебедя.Б. В журавля.В. В павлина,Г. В селезня.
Составьте предложение, используя предложенные слова. Определите склонение и падеж имен существительных на, крыша, воробьи, избушка, соломенный, сидели
Запишите словосочетания в дательном падеже.
Составьте и запишите два предложения с данными словами в форме Т.п и П.п. единственного числа Темная осенняя ночь
Допишите окончания. Определите падеж прилагательных Зимн…. утром, со старш… братом, гонч…собаку, на свеж.. снегу, за быстр… зайцем, с богат… … добычей, от заячь….следов, в вечерн…тишине, в городск….библиотек.., о новогодн….пьес…
В какой падеж нужно поставить данные в скобках слова? Смеялись над (веселые клоуны), разослать по (известные адреса), пролетали над (большие города), … вышивали (цветные нитки) 1 П.п., Д.п., Т.п. П.п 2 Т.п., Д.п., Т.п., Т.п 3 П.п. Р.п , П п Т.п. 4 Т.п, П.п, Р.п. Р.п
Спишите и укажите склонение существительных Винтик и Шпунтик налили в мотор газированного автомобиля нового сиропа для смазки. В последнее время они п … рименяли сироп от кашля по рецепту Пилюлькина.
Помогите пожалуйста
Допиши окончания глаголов. Но сначало ответь на два вопроса. 1. от чего зависит провописание безударной гласной в окончании глагола в настоящем и буду … щем времени? 2.От чего зависит проваписание безударной гласной в окончании глагола в прошедшем времени? текст: Только мы подошли к лесу, вдруг набежал_ синяя туча, и из неё посыпался частый крупный дождь. А солнце всё продолжал_ светить. Дождевые капли падал_ на землю, тяжело шлёпаясь о листья. Они повисал_ на траве, на ветках кустов и деревьев и в каждой капле отражал_сь, играл_ солнце. В глаголах обозначь суффиксы. ДАЮ 10 БАЛОВ
Придумайте и запишите 2 предложения со словом ДОРОГА. В 1 предложении поставьте слово ДОРОГА в форму Д.п., во 2 – П.п.
Составление звуковой и буквенной записи слов. — Студопедия.Нет
На доске записаны транскрипции:
[з’д’элат’], [разб’ижблс’а], [раскбс]
[шулковый], [расп’исбн’ий’э]
– Выполните в тетрадях буквенную запись слов. Какие слова вы записали?
Выберите любое слово и выполните фонетический разбор. Проведите самооценку.
Физкультминутка
Конструирование предложений с однородными членами и постановка знаков препинания.
– Вспомните все, что вы знаете об однородных членах предложения. Как они связаны в предложении, на какие вопросы отвечают, какие знаки препинания ставятся в предложении с однородными членами?
Выполнение упражнения 2 (учебник) или упражнения 2 (рабочая тетрадь) по выбору.
Классификация родственных слов.
– Найдите в упражнении 1 две группы родственных слов, разберите их по составу (учебник). Какое слово придумал поэт?
Лис, лисий, лиса, лисёнок.
Листопад, листья, листёнок.
III. Итог урока.
– Прочитайте стихотворение О. Высотской.
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Вы, ребята, тоже понемногу осилите всю грамматику.
– Что из грамматики вы сегодня повторили?
Домашнее задание: упражнение 3 (рабочая тетрадь).
Русский язык 3 класс 2 четвертьУМК «Начальная школа 21 века»
Урок 61 Тема: Части речи
Цель: учить различать слова, относящиеся к разным частям речи.
Ход урока
I. Чистописание.
Ч Ч Ч // У У У
II. Работа над новым материалом.
Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем».
— С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя.
Мы с вами уже знаем некоторые части речи. Назовите их.
Что обозначает имя существительное (прилагательное, глагол)?
На какие вопросы отвечает имя существительное (прилагательное, глагол)?
Подумайте, какое задание выполнил Никита (учебник). Что он перепутал? Исправьте его ошибки.
Классификация слов по значению.
1) Прочитайте группы слов из упражнения 1 (учебник).
В каждой группе найдите лишнее слово.
– Что объединяет слова каждой группы?
– На какой вопрос отвечают? Что обозначают?
2) Запишите слова из упражнения 2 в таблицу (учебник).
Название предмета (Кто? Что?) | Признак предмета (Какой? Какая? Какое? Какие?) | Действие предмета (Что делать? Что сделать?) |
– Все ли слова вы выписали? Почему?
Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки.
– Использовали ли вы слова, которые не выписывали в столбики?
Начиная с сегодняшнего урока, вы будете узнавать о частях речи, об их признаках, чем они различаются, что такое самостоятельные и служебные части речи.
Физкультминутка
3) Прочитайте информацию о частях речи в рубрике «Тайны русского языка» (учебник). Рассмотрите рисунок торта (учебник).
– Сколько всего частей речи в русском языке?
– Сколько самостоятельных частей речи?
– Сколько служебных частей речи?
– Какие части речи вам уже знакомы?
– К каким частям речи относится имя существительное, имя прилагательное, глагол?
– К каким частям речи относятся предлоги, союзы?
– Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи?
4) Выполните упражнение 4 (учебник).
Задание: помогая друг другу и опираясь на рисунок торта, выпишите из стихотворения 5 слов, которые являются разными частями речи.
III. Итог урока.
– Какую еще тайну мы узнали о русском языке?
– На какие группы делятся части речи в русском языке?
Домашнее задание: упражнение 4, 5 (рабочая тетрадь).
Русский язык 3 класс 2 четвертьУМК «Начальная школа 21 века»
Урок 62Тема: Самостоятельные и служебные части речи
Цели: проводить наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи; развивать умение изменять слова по образцу.
Ход урока
I. Чистописание.
Через речку переходит, а с места не сходит. (Мост.)
Урок 37. как различить звуки и буквы? — Русский язык — 2 класс
Русский язык. 2 класс
Урок 37. Как различить звуки и буквы?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Звук.
- Буква.
- Алфавит.
Глоссарий по теме:
Звук — единица устной речи. Его слышим и произносим.
Буква — графический знак для обозначения звука речи на письме.
Алфавит – буквы в определённом порядке.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр.78–80.
2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр.3-11 .
3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр.32–36.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Прислушайтесь. Что вы слышите? Шум ветра или дождя; пение птиц или шёпот листьев; гудки машин или бормотание телевизора. Мир полон разными звуками. И люди общаются между собой с помощью звуков. Звуков человеческой речи.
Звуки мы произносим и слышим. Каждое слово имеет звуковую оболочку, то есть состоит из звуков.
Для того чтобы люди понимали, как правильно произносить слово, используют квадратные скобки, куда записывают слова значками звуков.
Запятая рядом со значком – это значит мягкий согласный звук. Ударный гласный обозначают значком ударения.
Например: А – это буква, [а] – это звук. П — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий согласный звук. Дверь – это запись слова буквами. А звуковая запись этого же слова выглядит так: [дв’эр’].
Звуки речи обозначаются на письме буквами.
Буквы это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.
В некоторых словах русского языка звуки и буквы соответствуют друг другу, в других словах такого соответствия нет. Например, стул [стул]. Полное соответствие букв и звуков. Вот слова, в которых между буквенной записью и звуковым обозначением есть различия: плоды [плады]; улыбаться [улыбаца].
Но каждый звук в произносимом слове и каждая буква в написанном слове имеют своё место. Если заменить один звук или букву, то у слова изменится лексическое значение или слова не получится. Например: дом – ком – сом; дым – дом; завтрак – вазкарт.
В русском языке – 33 буквы.
10 букв обозначают гласные звуки. Это а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е.
21 буква обозначает согласные звуки — б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Ъ, Ь — 2 буквы, которые не обозначают звук.
Все буквы русского языка располагаются в определённом порядке. И называется это расположение — алфавит.
Каждая буква в алфавите имеет своё строго определённое место и своё название.
Аа(а) Бб(бэ) Вв(вэ) Гг(гэ) Дд(дэ) Ее(е) Ёё(ё) Жж(жэ) Зз(зэ) Ии(и) Йй(и краткое) Кк(ка) Лл(эль) Мм(эм) Нн(эн) Оо(о) Пп(пэ) Рр(эр) Сс(эс) Тт(тэ) Уу(у) Фф(эф) Хх(ха) Цц (це) Чч(че )Шш(ша) Щщ(ща) Ъъ(твёрдый знак) Ыы(ы) Ьь(мягкий знак) Ээ(э) Юю(ю) Я я(я)
Порядок в расположении букв помогает быстро запомнить алфавит.
Знание алфавита облегчает поиск информации.
Например, в библиотеке все книги расставлены на полках в алфавитном порядке. Это удобно для посетителей и самих работников библиотеки. Ведь в нужный момент очень просто найти любую книгу.
По алфавиту стоят медицинские карточки на полках поликлиник. Они расставлены в соответствии с первой буквой фамилии пациента.
В словарях и справочниках слова тоже расположены в алфавитном порядке.
В ежедневниках и телефонных книжках на краю страниц пропечатаны буквы алфавита. Так удобнее делать записи и отыскивать нужную информацию.
И даже список учеников в школьном журнале тоже составлен в соответствии с русским алфавитом.
Подведём итоги урока:
1. Звук мы можем услышать и произнести, букву увидеть, записать, прочесть.
2. Буква – это графическое изображение звука, знаки письма.
3. Буквы в алфавите расположены в определённом порядке.
4. Знание алфавита помогает нам в поиске информации.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Выбор.
Укажите, что из перечисленного является буквенной записью слова.
яблочное
[шкаф]
[карол’]
лисичка
[кн’ига]
удивляется
Подсказка.
1.Прочитайте внимательно все записи.
2.Вспомните, что такое буква и чем буквенная запись отличается от условного звукового обозначения слова.
3.Выделите слова, записанные с помощью букв.
Правильный ответ:
яблочное
лисичка
удивляется
Задание. Ребус.
Образуйте пары – изображение слова и количество букв для записи этого слова.
Подсказка.
1.Внимательно ознакомьтесь с основным содержанием урока.
2.Посчитайте количество букв, необходимых для записи всех слов.
3.При необходимости обратитесь к орфографическому словарю.
4.Соедините изображения предметов с цифрой, указывающей на количество букв для записи названия предмета.
Правильный ответ:
Тест для закрепления темы «Транскрипция»
1. Запиши при помощи транскрипции [ ]:
1-й звук в слове мяч;______________
2-й звук в слове лето; ______________
3-й звук в слове ряд.________________
2. Запиши при помощи транскрипции [ ]:
3-й звук в слове утюг;______________
2-й звук в слове жизнь; ______________
1-й звук в слове друг;.________________
3. Запиши при помощи транскрипции [ ]:
1-й звук в слове ёлка;______________
2-й звук в слове яма; ______________
4-й звук в слове день;.________________
4. Запиши при помощи транскрипции.
󠄓 первый звук в слове мяч [ ]
󠄓 второй звук в слове лето [ ]
󠄓 третий звук в слове ряд [ ]
5. Запиши при помощи транскрипции.
󠄓 третий звук в слове утюг [ ]
󠄓 второй звук в слове жизнь [ ]
󠄓 четвёртый звук в слове друг [ ]
6. Запиши при помощи транскрипции.
󠄓 первый звук в слове ёлка [ ]
󠄓 второй звук в слове яма [ ]
󠄓 четвёртый звук в слове день [ ]
7. Укажи правильную транскрипцию слова серьги.
[с‘йэр‘г‘и] [с‘р‘г‘и]
[сэр‘г‘и] [с‘эр‘г‘и]
8. Укажи правильную транскрипцию слова клюв.
[кл‘й‘уф] [кл‘юф]
[кл‘уф] [кл‘й‘ув]
9. Выбери и подчеркни правильную транскрипцию данного слова
парад
[ п а р а д] [ п а р’ а т] [ п а р а т]
10. Выбери и подчеркни правильную транскрипцию данного слова
клюв
[ к л у в] [ к л’ у ф] [ к л’ у в]
11. Выбери и подчеркни правильную транскрипцию данного слова
скамья
[ с к а м’ й’ а] [ с к а м’ я] [ с к а м й’ а]
12. Подчеркни правильную транскрипцию слова.
соль вода конь дома
[соль] [вада] [конь] [дама]
[сол’] [вода] [кон’] [дома]
13. Соотнеси звуковой состав слова с его написанием. Соедини стрелкой каждое слово с верным звуковым составом.
1) кола а) [кол’й’а]
2) Коля б) [кол’а]
3) колья в) [кола]
14. Соотнеси звуковой состав слова с его написанием. Соедини стрелкой каждое слово с верным звуковым составом.
1) семя а) [с’им’й’а]
2) семья б) [с’эм’а]
3) Сёма в) [с’ома]
15. Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.
стро[й’]ны[й’] — _________________________________
[й’у]ля — _______________________________________
сто[й’]ки[й’] — __________________________________
ма[й’а]к — ______________________________________
лине[й’]ны[й’] — _________________________________
ма[й’] ски[й’] — __________________________________
[й’у]жны[й’] — ___________________________________
16. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.
[цэл’] — _____________________________________________
[п’эн’] — _____________________________________________
[вал’с] — _____________________________________________
[мадэл’] — ____________________________________________
[кал’цо] — ____________________________________________
[ос’эн’] — _____________________________________________
17. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.
[т’ул’] — ______________________________________________
[окун’] — _____________________________________________
[пал’то] — ____________________________________________
[пал’ма] — ____________________________________________
[й’эл’н’ик] — ___________________________________________
[пыл’ца] — ____________________________________________
18. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.
[т’ул’пан] — ___________________________________________
[голуп’] — ____________________________________________
[кап’эл’] — ____________________________________________
[рай’ал’] — ____________________________________________
[мыл’цэ] — ____________________________________________
[шм’эл’] — _____________________________________________
19. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.
[крал’ч’ата] — ___________________________________________
[р’эл’сы] — _____________________________________________
[л’эсн’ица] — ___________________________________________
[позн’ий’] — ____________________________________________
[празн’ик] — ____________________________________________
[душэвай’а] — ___________________________________________
20. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.
[мал’ч’ик] — _________________________________
[щ’ав’эл’] — _________________________________
[окун’] — _________________________________
[кан’к’и] — _________________________________
[й’анвар’] — _________________________________
21. Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.
[л’эс] _____________________________
[сабака] _____________________________
[цв’эт] _____________________________
[сарока] _____________________________
[арка] _____________________________
[урок] _____________________________
[ол’а] _____________________________
[эха] _____________________________
22. Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.
[л’ул’ка] ______________________________
[зм’эй’ка] ______________________________
[п’атка] ______________________________
[д’эн’г’и] ______________________________
[сл’ун’и] ______________________________
[кан’к’и] ______________________________
[гр’ас’] _______________________________
[й’ура] _______________________________
23. Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.
[р’ика] ____________________________________
[р’ат] ____________________________________
[п’атно] ____________________________________
[т’итрад’] ____________________________________
[каропка] ____________________________________
[й’ама] ____________________________________
[й’ул’а] ____________________________________
[й’олка] _____________________________________
[й’эл’] ______________________________________
24. Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.
[кап’эл’] ______________________________________
[л’ал’ка] ______________________________________
[п’эн’] ______________________________________
[капл’а] ______________________________________
[пл’отка] ______________________________________
[т’от’а] ______________________________________
[ир’инка] ______________________________________
[купал’ис’] _______________________________________
[й’анвар’] _______________________________________
25. Сделай буквенную запись слов.
[сл’от] _________________________________________
[й’ук] __________________________________________
[л’й’от] _________________________________________
[мóй’ут] ________________________________________
[й’áсный’] _______________________________________
26. Сделай буквенную запись слов.
[в’изáт’] __________________________________________________
[п’итáк] __________________________________________________
[зван’úт] _________________________________________________
[л’ицó] ___________________________________________________
[зв’издá] __________________________________________________
27. Замени звуковые обозначения слов буквенными.
[р’эч’ка] _____________________________________________
[пóч’та] _____________________________________________
[п’ис’мó] ____________________________________________
[мóщ’ный’] __________________________________________
[мáч’та] _____________________________________________
[нóч’й’у] ____________________________________________
[жыл’й’ó] ____________________________________________
[марóс] _____________________________________________
28. Замени звуковые обозначения слов буквенными.
[нóч’ка] _____________________________________________
[п’эч’ка] _____________________________________________
[тóч’ный’] ___________________________________________
[х’úщ’ный’] __________________________________________
[пал’тó] _____________________________________________
[стýл’й’а] ____________________________________________
[в’й’ýга] _____________________________________________
[калóс’й’а] ___________________________________________
29. Сделай буквенную запись слов. Выдели орфограммы.
[р’этк’ий’] — _____________________________________________
[г’игáнск’ий’] — __________________________________________
[малч’ýн] — _____________________________________________
[с’им’й’á] — ______________________________________________
[нач’нóй’] — ______________________________________________
30. Прочитай звуковые схемы слов. Запиши слова буквами. Подчеркни орфограммы.
[х’ищ’н’ик] — _____________________________________
[ч’т’эн’ий’э] — _____________________________________
[туч’ка] — _____________________________________
[конч’ик] — _____________________________________
[пт’энч’ик] — _____________________________________
[точ’ный’] — _____________________________________
31. Сделай буквенные записи всех возможных слов, доказывая правильность написания.
[об’ижат’] ______________________________________________________________
[грус’т’] ________________________________________________________________
[св’ит’ила] ______________________________________________________________
32. Сделай буквенные записи всех возможных слов, доказывая правильность написания.
[пас’ид’эт’] ______________________________________________________________
[кот] ___________________________________________________________________
[стай’ала] _______________________________________________________________
33. Запиши в строку для ответа пары слов, которые имеют одинаковую транскрипцию, а в орфографической записи отличаются одной буквой (транскрипции слов приведены).
[кот], [лук], [док], [кампáн’ий’а], [сóра], [измарас’].
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
34. Из данных звуков составь слова, сделай их звуковую и буквенную записи в такой последовательности, чтобы получилась пословица.
[лм’асэ] [лэд’а] [л’й’ауг] [алз’лд’э]
35. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:
Балет — [_____________] ____б. , _____зв.
Медальон — [_____________] _____б., _____зв.
Бельчонок — [_____________] _____б., ______зв.
Ябеда — [_____________] _______б., ______зв.
36. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:
Яблоко — [_____________] ____ зв., _____ б.
Печка- [_____________] ____зв., ____ б.
Пальто — [_____________] ____зв., _____ б.
37. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:
Заяц — [_____________] ____ зв., _____ б.
Медведь- [_____________] ____зв., ____ б.
Лось — [_____________] ____зв., _____ б.
38. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:
Ёлка — [_____________] ____ зв., _____ б.
Речка- [_____________] ____зв., ____ б.
Мяч — [_____________] ____зв., _____ б.
39. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:
Ягода — [_____________] ____ зв., _____ б.
Печка- [_____________] ____зв. , ____ б.
Гусь — [_____________] ____зв., _____ б.
40. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:
Яблоня — [_____________] ____ зв., _____ б.
Берёза- [_____________] ____зв., ____ б.
Лось — [_____________] ____зв., _____ б.
1. В какой звуковой схеме допущена ошибка?
󠄓 [ласос’];
󠄓 [балшой’];
󠄓 [кал’цо].
2. В какой звуковой схеме допущена ошибка?
󠄓 [карабл’];
󠄓 [канк’и];
󠄓 [с’ил’ный’].
3. В какой звуковой схеме допущена ошибка?
󠄓 шитьё — [шыт’й’ó];
󠄓 соловьи — [салав’ú];
󠄓 вьюнок — [в’юнóк].
4. В какой звуковой схеме допущена ошибка?
󠄓 друзья — [друз’й’á];
󠄓 вьюга — [в’юга];
󠄓 воробьи — [вараб’ú].
5. Ученики записывали звуковые схемы к словам. Проверь их работы. Отметь, кто из ребят допустил ошибку.
󠄓 Алла: самолёт — [самал’óт];
󠄓 Володя: большой — [бал’шóй’];
󠄓 Семён: лошадка — [лашáдка].
6. Ученики записывали звуковые схемы к словам. Проверь их работы. Отметь, кто из ребят допустил ошибку.
󠄓 Антон: лётчик — [л’óтч’ик];
󠄓 Зоя: звонить — [зван’úт’];
󠄓 Наташа: походка — [пахóдка].
7. Соедини транскрипцию слова с его написанием. Найди и исправь транскрипции, сделанные с ошибками.
[гýсл’и] ____________________ медведь
[й’áблан’я] ____________________ заяц
[зáй’ац] ____________________ гусли
[м’идв’éд’] _____________________ яблоня
8. Найди слова, в которых допущены ошибки при звуковом обозначении слов. Исправь их.
малина — [малúна] ________________________________________________
липа — [л’úпа] ________________________________________________
берёза — [б’ир’ёза] ________________________________________________
маяк — [май’áк] _________________________________________________
9. Найди слова, в которых допущены ошибки при звуковом обозначении слов. Исправь их.
окунь — [óкунь’] _____________________________________________________
ёлка — [й’óлка] _____________________________________________________
листва — [листвá󠄓] ____________________________________________________
котёнок — [кат’óнак] _________________________________________________
10. Укажи, где звуковые обозначения слов не соответствуют записям слов буквами. Исправь ошибку.
󠄓 [акт’абр’] – октябрь ________________________________
󠄓 [м’эс’иц] – месяц ________________________________
󠄓 [пал’то] – пальто ________________________________
󠄓 [й’агодка] – ягодка ________________________________
11. Укажи, где звуковые обозначения слов не соответствуют записям слов буквами. Исправь ошибку.
󠄓 [м’ач’ик’и] – мячики ___________________________________
󠄓 [вараб’эй’] – воробей ___________________________________
󠄓 [й’олочка] – ёлочка ___________________________________
󠄓 [школ’н’ик] – школьник ___________________________________
AKKA ANTEDON — отзыв о Seasons Restaurant, Бельдиби, Турция
[11. 12, 10:15] Фёдорович: Ночью в лесу
Наступила ночь. Луна серебрит траву на поляне. Заиграли ночные кузнечики. Беззвучно летит, торопится на охоту сова. В чаще леса захохотал филин. Испугалась филина, проснулась на ветке, робко пискнула маленькая птичка.
Остановись и послушай лесные шорохи. В ночной тиши ты услышишь нежную песню ручья, шёпот кустов, дыхание ветра. Ты увидишь зеленые огоньки светляков на тропинке, прозрачную росу в густой траве.
Скоро проснутся птицы. Вот первый луч солнца робко крадётся из-за туч.
(По И.Соколову-Микитову)
(73 слова)
Грамматическое задание
Вариант 1
1. Спиши, вставь, где необходимо, мягкий знак.
Береч…, скрипач…, зажеч…, сидиш…, гараж…, вещ…, стоиш…, мелоч….
2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные падежные окончания имен существительных ». Определи склонение и падеж этих слов.
3. Сделай буквенную запись слов.
Любит купа[ца], учится кувырка[ца], низко нагибае[ца], редко улыбае[ца], хочет познакоми[ца].
Вариант 2
1. Спиши, вставь, где необходимо, мягкий знак.
Стереч…, богач…, поджеч…, бежиш…, багаж…, мыш…, строиш…, молодеж….
2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные падежные окончания имен существительных ». Определи склонение и падеж этих слов.
3. Сделай буквенную запись слов.
Любит щипа[ца], учится верте[ца], хорошо труди[ца], редко балуе[ца], может случи[ца].
Ответы
Вариант 1
1. Беречь, скрипач, зажечь, сидишь, гараж, вещь, стоишь, мелочь.
2.На поляне (1-е скл., П.п.,) , в чаще ( 1-е скл., П.п.) , на ветке ( 1-е скл., П.п.), на тропинке (1-е скл., П.п.).
3. Любит купаться, учится кувыркаться, низко нагибается, редко улыбается, хочет познакомиться.
Вариант 2
1. Стеречь, богач, поджечь, бежишь, багаж, мышь, строишь, молодежь.
2.На поляне (1-е скл., П.п.,) , в чаще ( 1-е скл., П.п.) , на ветке ( 1-е скл., П.п.), на тропинке (1-е скл., П.п.).
3. Любит щипаться, учится вертеться, хорошо трудится, редко балуется, может случиться .
[11.12, 10:18] Фёдорович: Ёжик
По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку ёж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдёшь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц.
Днём и ночью таскает ёж в нору листочки и мягкий мох, готовит себе тёплое зимовье. Скоро спрячется зверёк в своём логове и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдёт, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в тёплой норке до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны.
(По И. Соколову-Микитову)
(75 слов)
Слова для справок: добыча, логово, никто.
Орфографическое задание
Вариант 1
1. Запиши глаголы в два столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончания.
тян…м, корм…м, вар…м, зна…м, пиш…м, смотр…м, ход…м, стира…м
1 спряжение 2 спряжение
… …
2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах».
3. Поставь глаголы в форму 2-го лица, единственного числа. Запиши слова парами. Выдели окончания.
варить, вертеть, начинать, читать
ешь
Образец: желать — желаешь
Вариант 2
1. Запиши глаголы в два столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончания.
чита…м, убира…м, пар…м, крас…м, украша…м, побед…м, глад…м, меня…м
1 спряжение 2 спряжение
… …
2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах».
3. Поставь глаголы в форму 2-го лица, единственного числа. Запиши слова парами. Выдели окончания.
жарить, смотреть, пускать, писать
ешь
Образец: желать — желаешь
Ответы:
Вариант 1
1.
1 спряжение 2 спряжение
тянем кормим
знаем варим
пишем смотрим
стираем ходим
2. Торопится, спрячется, сниться.
3. Варить – варишь,
вертеть – варишь,
начинать – начинаешь,
читать – читаешь.
Вариант 2
1.
1 спряжение 2 спряжение
читаем парим
убираем красим
украшаем победим
меняем гладим
2. Торопится, спрячется, сниться.
3. жарить – жаришь,
смотреть – смотришь,
пускать – пускаешь,
писать — пишешь
Две записи слова. Транскрипция — презентация онлайн
Давайте познакомимся!Мы вместе
будем открывать
секреты русского
языка
Маша
Алёша
Я робот – Сам
Самыч! А это мои
друзья.
Петя
А меня зовут дедушка
Ус. Ямного могу
рассказать о русском
языке и дать дельный
совет
А я – дядюшка Ага.
Люблю разгадывать
секреты русского
языка
Сегодня я открою
вам один из
секретов
русского языка.
Две записи
слова.
Вы, наверное заметили: слово что
произносится не совсем так, как
пишется.
По-русски говорят не ЧТО, а ШТО.
Мы записали слово два раза.
Первый раз так, как оно пишется в
книгах. Это буквенная запись: ЧТО.
Второй раз слово записано так, как оно
произносится. Это его звуковая запись.
А чтобы не спутать эти две записи,
звуковую помещают в квадратные
скобочки. Вот так: [ШТО].
Сравните буквенные и звуковые записи
двух слов:
ЛУК – [ЛУК] и ЛЮК – [Л’УК].
Обе записи первого слова одинаковы, а
второго – нет. А почему – понятно?
Догадались, зачем нужен значок ‘ у звука
[Л’] во втором слове?
Действительно, он указывает на мягкость
согласного звонкого звука [Л’].
В русском языке во многих словах звуки
и буквы неодинаковые. Две записи слова
помогут тебе в этом разобраться.
Попробуй-ка!
Звуковая модель слова
Звуковая запись слова
(транскрипция)
Буквенная запись слова
[Л‘ У К]
ЛЮК
нос
[н о с]
нёс
[н’о с]
вазы
[в а з ы]
вязы
[в’а з ы]
В учебнике русского языка модели согласных звуков немного отличаются.
БУКВАРЬ
РУССКИЙ ЯЗЫК
согласный глухой твёрдый звук
согласный звонкий твёрдый звук
согласный глухой мягкий звук
согласный звонкий мягкий звук
Задание.
Потренируйся записывать в тетрадь слова в
транскрипции (звуковая запись).
Дата, дядя, луна, люди, лом, лён.
Например:
— [жыв’от] — живёт
!!! Выполненное задание сфотографировать и выслать на проверку до
10 апреля через элжур.
Советы учителя — Требования к оформлению письменных работ по русскому языку в начальной школе, учитель начальных классов в Москве
Все записи в тетрадях следует оформлять аккуратным каллиграфическим почерком.
Запись даты выполнения работы по русскому языку ведется по центру рабочей строки.
В 1 классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и первых букв названия месяца (1 с.). По окончании периода обучения грамоте дата записывается полностью (1 марта.). Со 2 класса допускается запись даты выполнения работы с использованием числительных прописью (Первое февраля.).
Запись названия работы производится на следующей рабочей строке без пропуска по центру и оформляется как предложение (Классная работа. Домашняя работа. Диктант. Работа над ошибками.).
При необходимости вариативность работы фиксируется на следующей строке без пропуска по центру (Вариант II).
Запись слова «Упражнение» с заглавной буквы в 1 классе допускается в краткой форме (Упр. 142). Полная форма записи допускается по усмотрению учителя со 2 класса и пишется посередине строки с указанием номера (Упражнение 5). Номер упражнения может быть не указан, если оно выполняется не в полном объеме.
После выполнения работы (классной или домашней) следует отступать две рабочие строки, начиная выполнять очередную работу на третьей рабочей строке.
При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см. Соблюдение красной строки рекомендуется контролировать с 1 класса при оформлении текстов или начала нового вида работы.
Записи на новой странице тетради начинаются с самой верхней строки и дописываются до конца, включая последнюю рабочую строку. В ходе выполнения работы не допускается необоснованный пропуск строк или наличие пустых мест на строке. Использование правил переноса обязательно.
При выполнении работы на странице необходимо соблюдать внешние и внутренние поля.
В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется со строчной буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращения слов, обозначений и терминов. Слово сокращается до согласного звука (звонкий – зв., согласный – согл., существительное – сущ., мужской род – м.р., прошедшее время – прош.вр., единственное число – ед.ч.). Название падежей указывается заглавной буквой (И.п., Р.п., Д.п.).
Исправление учащимися допущенной ошибки рекомендуется производить ручкой. Зачеркивается неправильно написанное слово, буква или знак тонкой косой либо горизонтальной чертой, надписывая сверху верный вариант. Заключать неверное написание в скобки не рекомендуется.
Использование корректора категорически запрещается.
Нормы, критерии оценки и виды контроля по русскому языку
Диктант«5» («отлично») — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок.
«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного. Наличие не более 2 ошибок;
«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, не более 3–5 ошибок;
«2» («плохо») — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие 6 ошибок или более.
Списывание«5» — ставится за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» — за работу, в которой 1–2 исправления или одна ошибка;
«3» — за работу, в которой 2–3 ошибки;
«2» — за работу, в которой 4 ошибки и более.
Словарные диктантыВ словарные и терминологические диктанты включаются слова на изученные орфограммы, а также слова из словаря, написание которых нужно запомнить.
Объём словарного диктанта во 2 классе — 8–10 слов; в 3 классе — 10–12 слов; в 4 классе — 12–15 слов.
Нормы оценки за словарные диктанты:«4» ставится за диктант с 1 ошибкой;
«3» ставится за диктант с 2 ошибками;
Отметка «2» ставится за диктант с 3 и более ошибками.
Объем диктанта и текста для списывания не должен превышать:
1 четверть
2 класс — 20–25 слов
3 класс — 35–40 слов
4 класс — 60-65 слов
2 четверть
2 класс — 25–30 слов
3 класс — 40–45 слов
4 класс — 65–70 слов
3 четверть
1 класс — 15–20 слов
2 класс — 30–35 слов
3 класс — 45–50 слов
4 класс — 70–80 слов
4 четверть
1 класс — 20–25 слов
2 класс — 35–40 слов
3 класс — 50–60 слов
4 класс — 80–85 слов
Составление звуковой и буквенной записи слов. — Студопедия.Нет
На доске записаны транскрипции:
[з’д’элат ’], [разб’ижблс’а], [раскбс]
[шулковый], [расп’исбн’ий’э]
— Выполните в тетрадях буквенную запись слов. Какие слова вы записали?
Выберите любое слово и выполните фонетический разбор. Проведите самооценку.
Физкультминутка
Конструирование предложений с однородными членами и постановка знаков препинания.
— Вспомните все, что вы знаете об однородных членах предложения. Как они связаны в предложении, на какие вопросы отвечают, какие знаки препинания ставятся в предложении с внутренними органами?
Выполнение упражнений 2 (учебник) или упражнения 2 (рабочая тетрадь) по выбору.
Классификация родственных слов.
— Найдите в упражнении 1 группы родственных слов, разберите их по составу (учебник). Какое слово придумал поэт?
Лис, лисий, лиса, лисёнок.
Листопад, листья, листёнок.
III. Итог урока.
— Прочитайте стихотворение О. Высотской.
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Вы, ребята, тоже понемногу осилите всю грамматику.
— Что из грамматики вы сегодня повторили?
Домашнее задание: упражнение 3 (рабочая тетрадь).
Русский язык 3 класс 2 четверть УМК «Начальная школа 21 века»
Урок 61 Тема : Части речи
Цель: учить различать слова, относящиеся к разным частям речи.
Ход урока
I. Чистописание.
Ч Ч Ч // У У У // Человек без друзей, что дерево без корней.
II. Работа над новым инструментом.
Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем».
— С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждую из которых имеет свое собственное название, имя.
Мы с вами уже знаем некоторые части речи. Назовите их.
Что обозначает имя существительное (прилагаемое, глагол)?
На какие вопросы отвечает имя существительное (прилагаемое, глагол)?
Подумайте, какое задание выполнил Никита (учебник).Что он перепутал? Исправьте его ошибки.
Классификация слов по значению.
1) Прочитайте группы слов из упражнений 1 (учебник).
В каждой группе найдите лишнее слово.
— Что объединяет слова каждой группы?
— На какой вопрос соответствует? Что обозначают?
2) Запишите слова из упражнений 2 в таблицу (учебник).
Название предмета. (Кто? Что?) | Признак предмета (Какой? Какая? Какое? Какие?) | Действие предмета (Что делать? Что сделать?) |
— Все ли слова вы выписали? Почему?
Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки.
— Использовали ли вы слова, которые не выписывали в столбики?
Начало с сегодняшнего урока, вы будете узнавать части речи, об их признаках, чем они различаются, что такое самостоятельные и служебные части речи.
Физкультминутка
3) Прочитайте информацию о части речи в рубрике «Тайны русского языка» (учебник). Рассматривает рисунок торта (учебник).
— Сколько всего частей речи на русском языке?
— Сколько самостоятельных частей речи?
— Сколько служебных частей речи?
— Какие части речи вам уже знакомы?
— К каким частям речи относится имя существительное, имя прилагаемое, глагол?
— К каким частям речи передлоги, союзы?
— Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи?
4) Выполните упражнение 4 (учебник).
Задание: помогая друг другу и опираясь на рисунок торта, выпишите из стихотворения 5 слов, которые являются разными частями речи.
III. Итог урока.
— Какую еще тайну мы узнали о русском языке?
— На какие группы делятся части речи в русском языке?
Домашнее задание: упражнение 4, 5 (рабочая тетрадь).
Русский язык 3 класс 2 четверть УМК «Начальная школа 21 века»
Урок 62 Тема : Самостоятельные и служебные части речи
Цели: наблюдать за самостоятельными и служебными частями речи; полезное умение слова по образцу.
Ход урока
I. Чистописание.
Через речку переходит, а с места не сходит. (Мост.)
Урок 37. как различить звуки и буквы? — Русский язык — 2 класс
Русский язык. 2 класс
Урок 37. Как различить звуки и буквы?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Звук.
- Буква.
- Алфавит.
Глоссарий по теме:
Звук — единица устной речи. Его слышим и произносим.
Буква — графический знак для обозначения звука речи на письме.
Алфавит — буквы в установленном порядке.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. — 7-е изд. — М. : Просвещение. 2017. — 143 с. : ил. — (Школа России). Стр.78–80.
2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников Авт.-сост .: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. — 5-е изд., Стереотип. — М .: Планета, 2018. — 72 с. — (Учение с увлечением). Стр.3-11.
3. Тренажёр по русскому языку: 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. — М. : Издательство «Экзамен», 2018. — 95 с. — (Серия «Тренажёр»). Стр.32–36.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М .: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-0010188
.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Прислушайтесь. Что вы слышите? Шум ветра или дождя; пение птиц или шёпот листьев; гудки машин или бормотание телевизора. Мир полон разными звуками. И люди общаются между собой с помощью звуков. Звуков речи.
Звуки мы произносим и слышим.Каждое слово имеет звуковую оболочку, то есть состоит из звуков.
Для того, чтобы люди правильно произносили слово, используют квадратные скобки, куда идут значками звуков.
Запятая рядом со значком — это значит мягкий согласный звук. Ударный гласный обозначают значком ударения.
Например: А — это буква, [а] — это звук. П — буква, [п] — твёрдый звук, [п ‘] — мягкий согласный звук. Дверь — это запись слова буквами. А звуковая запись этого же слова выглядит так: [дв’эр ’].
Звуки речи обозначаются на письме буквами.
Буквы это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.
В некоторых словах русского языка звуки и буквы соответствуют друг другу, в других словах такого нет. Например, стул [стул]. Полное соответствие букв и звуков. Вот слова, в которых между буквенной записью и звуковым обозначением есть различия: плоды [плады]; улыбаться [улыбаца].
Но каждый звук в произносимом слове и каждая буква в написанном слове имеют свое место.Если заменить один звук или букву, то у слова изменится лексическое значение или слова не получится. Например: дом — ком — сом; дым — дом; завтрак — вазкарт.
На русском языке — 33 буквы.
10 букв обозначают гласные звуки. Это а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е.
21 буква обозначает согласные звуки — б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Ъ, Ь — 2 буквы, которые не обозначают звук.
Все буквы русского языка располагаются в установленном порядке. И называется это расположение — алфавит.
Каждая буква в алфавите имеет своё строго определенное место и своё название.
Аа (а) Бб (бэ) Вв (вэ) Гг (гэ) Дд (дэ) Ее (е) Ёё (ё) Жж (жэ) Зз (зэ) Ии (и) Йй (и краткое) Кк (ка ) Лл (эль) Мм (эм) Нн (эн) Оо (о) Пп (пэ) Рр (эр) Сс (эс) Тт (тэ) Уу (у) Фф (эф) Хх (ха) Цц (це) Чч (че) Шш (ша) Щщ (ща) Ъъ (твёрдый знак) Ыы (ы) Ьь (мягкий знак) Ээ (э) Юю (ю) Я я (я)
Порядок в расположении букв помогает быстро запомнить алфавит.
Знание алфавита облегчает поиск информации.
Например, в библиотеке все книги расставлены на полках в алфавитном порядке. Это удобно для пользователей и исполнителей библиотеки. Ведь в нужный момент очень просто найти любую книгу.
По алфавиту стоят медицинские карточки на полках поликлиник. Они расставлены в соответствии с первой буквой фамилии пациента.
В словарях и справочниках слова тоже расположены в алфавитном порядке.
В ежедневниках и телефонных книжках на краю страниц пропечатаны буквы алфавита. Так удобнее делать записи и отыскивать нужную информацию.
И даже список учеников в школьном журнале тоже составлен в соответствии с русским алфавитом.
Подведём итоги урока:
1. Звук мы можем услышать и произнести, букву увидеть, записать, прочесть.
2. Буква — это графическое изображение звука, знаки письма.
3. Буквы в алфавите установлен в определенном порядке.
4. Знание алфавита помогает нам в поиске информации.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание.Выбор.
Укажите, что из перечисленного буквенной записью слова.
яблочное
[шкаф]
[кароль]
лисичка
[кн’ига]
удивляется
Подсказка.
1.Прочитайте внимательно все записи.
2.Вспомните, что такое буква и чем буквенная запись отличается от условного звукового обозначения.
3.Выделите слова, записанные с помощью букв.
Правильный ответ:
яблочное
лисичка
удивляется
Задание. Ребус.
Образуйте пары — изображение слова и количество букв для записи этого слова.
Подсказка.
1.Внимательно ознакомьтесь с основным содержанием урока.
2.Посчитайте количество букв, необходимых для записи всех слов.
3.При необходимости обратитесь к орфографическому словарю.
4.Соедините изображения предметов с цифрой, указывающая на количество букв для записи названия предмета.
Правильный ответ:
Тест для закрепления темы Транскрипция
1.Запиши при помощи транскрипции []:
1-й звук в слове мяч; ______________
2-й звук в слове лето ; ______________
3-й звук в слове ряд .________________
2. Запиши при помощи транскрипции []:
3-й звук в слове утюг; ______________
2-й звук в слове жизнь ; ______________
1-й звук в слове друг; . ________________
3.Запиши при помощи транскрипции []:
1-й звук в слове ёлка; ______________
2-й звук в слове яма ; ______________
4-й звук в слове день; .________________
4. Запиши при помощи транскрипции.
󠄓 первый звук в слове мяч []
󠄓 второй звук в слове лето []
󠄓 третий звук в слове ряд []
5. Запиши при помощи транскрипции.
󠄓 третий звук в слове утюг []
󠄓 второй звук в слове жизнь []
󠄓 четвёртый звук в слове друг []
6. Запиши при помощи транскрипции.
󠄓 первый звук в слове ёлка []
󠄓 второй звук в слове яма []
󠄓 четвёртый звук в слове день []
7. Укажите правильную транскрипцию слова ги .
[с ‘ йэр ‘ г ‘ и] [с ‘ р ‘ г ‘ и]
[сэр ‘ г ‘ и] [ с ‘ на ‘ г ‘ и]
8. Укажи правильную транскрипцию слова клюв .
[кл ‘ © ‘ уф] [кл ‘ юф]
[кл ‘ уф] [кл ‘ © ‘ уф]
и9. Выбери подчеркни правильную транскрипцию данного
парад
[п а р а д] [п а р а т] [п а р а т]
10. Выбери и правильную транскрипцию данного
клюв
[к л у в] [к л ‘у ф] [к л’ у в]
11.Выбери и подчеркни правильную транскрипцию данного слова
скамья
[с к а м ‘й’ а] [с к а м ‘я] [с к а м й’ а]
12. Подчеркни правильную транскрипцию слова.
соль вода конь дома
[соль] [вада] [конь] [дама]
[сол ‘] [вода] [кон’] [дома]
13. Соотнеси звуковой состав слова с его написанием. Соедини стрелкой каждое слово с верным звуковым составом.
1) кола а) [кола]
2) Коля б) [кол’а]
3) колья в) [кола]
14.Соотнеси звуковой состав слова с его написанием. Соедини стрелкой каждое слово с верным звуковым составом.
1) семя а) [с’им’й’а]
2) семья б) [с’эм’а]
3) Сёма в) [с’ома]
15. Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.
стро [й ‘] ны [й’] — _________________________________
[й’у] ля — _______________________________________
сто [й ‘] ки [й’] — __________________________________
ма [й’а] к — ______________________________________
лине [й ‘] ны [й’] — _________________________________
ма [й ‘] ски [й’] — __________________________________
[й’у] жны [й ‘] — ___________________________________
16.Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.
[цэл ‘] — _____________________________________________
[п’эн’] — _____________________________________________
[вал’с] — _____________________________________________
[мадэл ‘] — ____________________________________________
[кал’энцо] — ____________________________________________
[осэн’] ‘] — _____________________________________________
17. Прочитай транскрипцию слов.Запиши слова буквами.
[т’ул ‘] — ______________________________________________
[окун’] — _____________________________________________
[пал’то] — ____________________________________________
[пал’ма] — ____________________________________________
[й’эл’н’ик] — ___________________________________________
[пыл’ца] — ____________________________________________
18. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.
[т’ул’пан] — ___________________________________________
[голуп ‘] — ____________________________________________
[кап’эл’] — ____________________________________________
[рай’ал ‘] — ____________________________________________
[мыл’цэ] — ________________________________________2
[шм’эл ‘] — _____________________________________________19. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.
[крал’ч’ата] — ___________________________________________
[р’эл’сы] — _____________________________________________
[л’эсн’ица] — ___________________________________________
[позн’ий ‘] — ____________________________________________
[празн’ик] — ____________________________________________
[душэвай’а] — ___________________________________________
20. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.
[мал’ч’ик] — _________________________________
[щ’ав’эл ‘] — _________________________________
[окун’] — _________________________________
[кан’к’и] — _________________________________
[й’анвар ‘] — _________________________________
21. Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.
[л’эс] _____________________________
[сабака] _____________________________
[цв’эт] _____________________________
[сарока] _____________________________
[арка] _____________________________
0003 ____________________________2 [урок] 9____________2 [урок] 9____________2 [урок] [эха] _____________________________
22.Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.
[л’ул’ка] ______________________________
[зм’эй’ка] ______________________________
[п’атка] ______________________________
[д’эн’г’и] ______________________________
[сл’эй’и] ______________________________
[кан’к’и] ______________________________
[гр’ас ‘] _______________________________
[й’ура] _______________________________
23. Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.
[р’ика] ____________________________________
[р’ат] ____________________________________
[п’атно] ____________________________________
[т’итрад] ____________________________________
[каропка] ____________________________________
[й’ама] 9________________________________2 [
] й’ул’а] ____________________________________[й’олка] _____________________________________
[й’эл ‘] ______________________________________
24.Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.
[кап’эл ‘] ______________________________________
[л’ал’ка] ______________________________________
[п’эн’] ______________________________________
[капл’а] ______________________________________
[пл’отка] ______________________________________
[т’от ‘а] ______________________________________
[ир’инка] ______________________________________
[купал’ис’] _______________________________________
[й’анвар ‘] _______________________________________
25. Сделай буквенную запись слов.
[сл’от] _________________________________________
[й’ук] __________________________________________
[л’й’от] _________________________________________
[мóй’ут] ________________________________________
[й’асный ‘] _______________________________________ запись
Сделанная 26. слов.
[в’изáт ‘] __________________________________________________
[п’итáк] __________________________________________________
[зван’úт] _________________________________________________
[л’ицо] ___________________________________________________
[зв’изда] __________________________________________________
Замени звуковые обозначения слов буквенными.[р’эч’ка] _____________________________________________
[пóч’та] _____________________________________________
[п’ис’мó] ____________________________________________
[мóщ’ный ‘] __________________________________________
[мáч’та] _____________________________________________
[мáч’та] _____________________________________________ й’у] ____________________________________________
[жыл’й’ó] ____________________________________________
[марóс] _____________________________________________
28. Замени звуковые обозначения слов буквенными.
[нóч’ка] _____________________________________________
[п’эч’ка] _____________________________________________
[тóч’ный ‘] ___________________________________________
[х’úщ’ный’] __________________________________________
000 [пал’тó] 9 ________________3______ ‘й’а] ____________________________________________
[в’й’ýга] _____________________________________________
[калóс’й’а] ___________________________________________
29.Сделай буквенную запись слов. Выдели орфограммы.
[р’этк’ий ‘] — _____________________________________________
[г’игáнск’ий’] — __________________________________________
[малч’ýн] — _____________________________________________
[с’им’й’á] — ______________________________________________
[нач ‘нóй’] — ______________________________________________
30. Прочитай звуковые схемы слов. Запиши слова буквами. Подчеркни орфограммы.
[х’ищ’н’ик] — _____________________________________
[ч’т’эн’ий’э] — _____________________________________
[туч’ка] — _____________________________________
[конч’ик] — _____________________________________
[пт ‘энч’ик] — _____________________________________
[точ’ный’] — _____________________________________
31. Сделай буквенные записи всех виновников слов, доказывая правильность написания.
[об’ижат] ______________________________________________________________
[грус’т] ________________________________________________________________
[св’ит’ила] ______________________________________________________________
32.Сделай буквенные записи всех преступников, доказывая правильность написания.
[пас’ид’эт ‘] ______________________________________________________________
[кот] ___________________________________________________________________
[стай’ала] _______________________________________________________________
33. Запиши в строку для ответа пары слов, которые имеют одинаковую транскрипцию, а в орфографической записи одной ( транскрипции слов приведены).
[кот], [лук], [док], [кампáн’ий’а], [сóра], [измарас ‘].
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
34. Из данных звуков составь слова, сделай их звуковую и буквенную запись в такой последовательности, чтобы получилась пословица.
[лм’асэ] [лэд’а] [л’й’ауг] [алз’лд’э]
35. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:
Балет — [_____________] ____ б., _____ зв.
Медальон — [_____________] _____ б., _____ зв.
Бельчонок — [_____________] _____ б., ______ зв.
Ябеда — [_____________] _______ б., ______ зв.
36. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:
Яблоко — [_____________] ____ зв., _____ б.
Печка- [_____________] ____ зв., ____ б.
Пальто — [_____________] ____ зв., _____ б.
37. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:
Заяц — [_____________] ____ зв., _____ б.
Медведь- [_____________] ____ зв., ____ б.
Лось — [_____________] ____ зв., _____ б.
38. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:
Ёлка — [_____________] ____ зв., _____ б.
Речка- [_____________] ____ зв., ____ б.
Мяч — [_____________] ____ зв., _____ б.
39. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:
Ягода — [_____________] ____ зв., _____ б.
Печка- [_____________] ____ зв., ____ б.
Гусь — [_____________] ____ зв., _____ б.
40. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:
Яблоня — [_____________] ____ зв., _____ б.
Берёза- [_____________] ____ зв., ____ б.
Лось — [_____________] ____ зв., _____ б.
1. В какой звуковой схеме допущена ошибка?
󠄓 [ласос ‘];
󠄓 [балшой ‘];
󠄓 [кал’цо].
2. В какой звуковой схеме допущена ошибка?
󠄓 [карабл ‘];
󠄓 [канк’и];
󠄓 [с’ил’ный ‘].
3. В какой звуковой схеме допущена ошибка?
󠄓 шитьё — [шыт’й’о];
󠄓 соловьи — [салав’ú];
󠄓 вьюнок — [в’юнóк].
4. В какой звуковой схеме допущена ошибка?
󠄓 друзья — [друз’й’а];
󠄓 вьюга — [в’юга];
󠄓 воробьи — [вараб’ú].
5. Ученики записывали звуковые схемы к словам. Проверь их работы. Отметь, кто из ребят допустил ошибку.
󠄓 Алла: самолет — [самал’от];
󠄓 Володя: большой — [бал’шóй ‘];
󠄓 Семён: лошадка — [лашáдка].
6. Ученики записывали звуковые схемы к словам. Проверь их работы. Отметь, кто из ребят допустил ошибку.
󠄓 Антон: лётчик — [л’óтч’ик];
󠄓 Зоя: звонить — [зван’úт];
󠄓 Наташа: походка — [пахóдка].
7. Соедини транскрипцию слова с его написанием. Найди и исправь транскрипции, сделанные с ошибками.
[гýсл’и] ____________________ медведь
[й’áблан’я] ____________________ заяц
[зáй’ац] ____________________ гусли
[м’идв’éд ‘] _____________________ яблоня
8. Найди слова, в которых допущены ошибки при звуковом обозначении слов. Исправь их.
малина — [малуна] ________________________________________________
липа — [л’úпа] ________________________________________________
берёза — [б’ир’ёза] ________________________________________________
маяк — [май’ак] _________________________________________________
9.Найди слова, в которых допущены ошибки при звуковом обозначении слов. Исправь их.
окунь — [óкунь ‘] _____________________________________________________
ёлка — [й’óлка] _____________________________________________________
листва — [листвá 󠄓] ____________________________________________________
котёнок — [кат’óнак] _________________________________________________
нормального звукового обозначения. слов буквами.Исправь ошибку.󠄓 [акт’абр ‘] — октябрь ________________________________
󠄓 [м’эс’иц] — месяц ________________________________
󠄓 [пал’то] — пальто ________________________________
󠄓 [й’ агодка] — ягодка ________________________________
11. Укажи, где звуковые обозначения слов не соответствуют требованиям слов буквами. Исправь ошибку.
󠄓 [м’ач’ик’и] — мячики ___________________________________
󠄓 [вараб’эй ‘] — воробей ___________________________________
󠄓 [й’олочка] — ёлочка ___________________________________
- школ’н’ик] — школьник ___________________________________
Две записи слова.Транскрипция — презентация онлайн
Давайте познакомимся!Мы вместе
будем открывать
секреты русского
языка
Маша
Алёша
Я робот — Сам
Самыч! А это мои
друзья.
Петя
А меня зовут дедушка
Ус. Ямного могу
рассказать о русском
языке и дать дельный
совет
А я — дядюшка Ага.
Люблю разгадывать
секреты русского
языка
Сегодня я открою
вам один из
секретов
русского языка.
Две записи
слова.
Вы, наверное заметили: слово что
произносится не совсем так, как
пишется.
По-русски говорят не ЧТО, а ШТО.
Мы записали слово два раза.
Первый раз так, как оно пишется в
книгах. Это буквенная запись: ЧТО.
Второй раз слово записано так, как оно
произносится. Это его звуковая запись.
А чтобы не спутать эти две записи,
звуковую помещают в квадратные
скобочки. Вот так: [ШТО].
соответствующие буквенные и звуковые записи
двух слов:
ЛУК — [ЛУК] и ЛЮК — [Л’УК].
Обе записи первого слова одинаковы, а
второго — нет. А почему — понятно?
Догадались, зачем нужен значок ‘у звука
[Л ‘] во втором слове?
Действительно, он указывает на мягкость
согласного звонкого звука [Л ‘].
На языке во многих словах звуки
и буквы неодинаковые. Две записи слова
помогут тебе в этом разобраться.
Попробуй-ка!
Звуковая модель слова
Звуковая запись слова
(транскрипция)
Буквенная запись слова
[Л ‘У К]
ЛЮК
нос
[н о с]
нёс
[н’о с]
вазы
[в а з ы]
вязы
[в’а з ы]
В учебнике русского языка модели согласных звуков немного отличаются.
БУКВАРЬ
РУССКИЙ ЯЗЫК
согласный глухой твёрдый звук
согласный звонкий твёрдый звук
согласный глухой мягкий звук
согласный звонкий мягкий звук
Задание.
Потренируйся записывать в тетрадь слова в
транскрипции (звуковая запись).
Дата, дядя, луна, люди, лом, лён.
Например:
— [жыв’от] — живёт
!!! Выполненное задание сфотографировать и выслать на проверку до
10 апреля через элжур.
Так себе — отзыв о Seasons Restaurant, Бельдиби, Турция
[11.12, 10:15] Фёдорович: Ночью в лесу
Наступила ночь. Луна серебрит траву на поляне. Заиграли ночные кузнечики. Беззвучно летит, торопится на охоту сова. В чаще леса захохотал филин. Испугалась филина, проснулась на ветке, робко пискнула маленькая птичка.
Остановись и послушай лесные шорохи. В ночной тиши ты услышишь нежную песню ручья, шёпот кустов, дыхание ветра. Ты увидишь зеленые огоньки светляков на тропинке, прозрачную росу в густой траве.
Скоро проснутся птицы.Вот первый луч солнца робко крадётся из-за туч.
(По И.Соколову-Микитову)
(73 слова)
Грамматическое задание
Вариант 1
1. Спиши, вставь, где необходимо, мягкий знак.
Береч…, скрипач…, зажеч…, сидиш…, гараж…, вещ…, стоиш…, мелоч….
2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные падежные окончания имен существительных». Определи склонение и падеж этих слов.
3. Сделай буквенную запись слов.
Любит купа [ца], учится кувырка [ца], низко нагибае [ца], редко улыбае [ца], хочет познакоми [ца].
Вариант 2
1. Спиши, вставь, где необходимо, мягкий знак.
Стереч…, богач…, поджеч…, бежиш…, багаж…, мыш…, строиш…, молодеж….
2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные падежные окончания имен существительных». Определи склонение и падеж этих слов.
3. Сделай буквенную запись слов.
Любит щипа [ца], учится верте [ца], хорошо труди [ца], редко балуе [ца], может случи [ца].
Ответы
Вариант 1
1. Беречь, скрипач, зажечь, сидишь, гараж, вещь, стоишь, мелочь.
2.На поляне (1-е скл., П.п.,), чаще (1-е скл., П.п.), на ветке (1-е скл., П.п.), на тропинке (1-е скл., П.п.).
3. Любит купаться, учится кувыркаться, низко нагибается, редко улыбается, хочет познакомиться.
Вариант 2
1. Стеречь, богач, поджечь, бежишь, багаж, мышь, строишь, молодежь.
2.На поляне (1-е скл., П.п.,), чаще (1-е скл., П.п.), на ветке (1-е скл., П.п.), на тропинке (1-е скл., П.п.).
3. Любит щипаться, учится вертеться, хорошо трудится, редко балуется, может случиться.
[11.12, 10:18] Фёдорович: Ёжик
По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку ёж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдёшь червей и лягушек. Не оты ищете жуков и гусениц.
Днём и ночью таскает ёж в нору листочки и мягкий мох, готовит себе тёплое зимовье. Скоро спрячется зверёк в своём логове и проспит там всю зиму.Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдёт, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в тёплой норке до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны.
(По И. Соколову-Микитову)
(75 слов)
Слова для справок: добыча, логово, никто.
Орфографическое задание
Вариант 1
1. Запиши глаголы в два столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончание.
тян … м, корм … м, вар … м, зна … м, пиш … м, смотр … м, ход …м, стира … м
1 спряжение 2 спряжение
……
2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах».
3. Поставь глаголы в форму 2-го лица, единственного числа. Запиши слова парами. Выдели окончания.
варить, вертеть, начинать, читать
ешь
Образец: желать — желаешь
Вариант 2
1. Запиши глаголы в два столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончания.
чита…м, убира … м, пар … м, крас … м, украша … м, побед… м, глад … м, меня … м
1 спряжение 2 спряжение
……
2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах».
3. Поставь глаголы в форму 2-го лица, единственного числа. Запиши слова парами. Выдели окончания.
жарить, смотреть, пускать, писать
ешь
Образец: желать — желаешь
пиши Ответы:
Вариант 1
1.
1 спряжение 2 спряжение
тянем кормим
знаем варим
стираем ходим
2.Торопится, спрячется, сниться.
3. Варить — варишь,
вертеть — варишь,
начинать — начинаешь,
читать — читаешь.
Вариант 2
1.
1 спряжение 2 спряжение
читаем парим
убираем красим
украшаем победим
меняем гладим
2. Торопится, спрячется, сниться.
3. жарить — жаришь,
смотреть — смотришь,
пускать — пускаешь,
писать — пишешь
Когда нужны буквенные наращения после цифр?
Техническое оформление текста
Когда нужны буквенные наращения после цифр?
Когда применять наращения?
Наращение (буквенное падежное окончание) используется в записи порядковых числительных: 10-й класс «Б»; ученик 11-го класса; 1-й вагон из центра; 5-й уровень сложности; занять 2-е и 3-е места; в начале 90-х годов, 12-й маршрут .
Наращение не используется:
В записи количественных числительных: словарь в 4 томах; работа 2 сотрудника; серия из 12 упражнений .
При записи календарных чисел: 22 марта 2003 года, 1 апреля, 10 января. Не: 22-го марта 2003-го года, 1-го апреля, 10-е января.
Если число обозначено римской цифрой: II Международная олимпиада школьников по русскому языку; IX конгресс, XXI век, Людовик XIV.
В номерах томов, глав, страниц, иллюстраций, таблиц, приложений и т. п., если родовое слово (том, глава) предшествует числительному: на с. 196, в т. 5, в табл. 11, в прил. 1 (но: на 196-й странице, в 5-м томе, в 11-й таблице, в 1-м приложении).
Как применять наращения?
Наращение падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, может быть однобуквенным или двухбуквенным.
По закрепившейся традиции наращение быть однобуквенным, последним букве числительного предшествует гласный звук: 5-й день (пятый день), 25-я годовщина (двадцатьятая годовщина), в 32-м издании (тридцать второе издании), в 14-м ряду (в четырнадцатом ряду).
Наращение должно быть двубуквенным, если последний букве предшествуетный: 5-го дня (пятого дня), к 25-му студенту (к двадцать пятому студенту), из 32-го издания (из тридцать второго издания), из 14-го ряда (из четырнадцатого ряда).
Если следуют два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них: 1-й, 2-й вагоны; 80-е и 90-е годы .
Если следуют более двух порядковых числительных, разделенных запятой точки с запятой или соединенного союза, то падежное окончание наращивают только у последнего числительного: 1, 2 и 3-й вагоны, 70, 80, 90-е годы .
Если два порядковых числительных следуют через тире, то падежное окончание наращивают:
а) только у второго числительного, если падежное окончание у нескольких числительных одинаковое: 50–60-е, в 80–90-х годах ;
б) у каждого числительного, если падежные окончания разные: в 11-м — 20-х рядх .
Как записать существительное или прилагаемое, начинающееся число? Как правильно: 3-х мерный или 3-мерный?
Корректное оформление: трехмерный (предпочтительно) , 3-мерный .
Если в составе численных существительных и прилагаемых есть числительное, то его можно записать в словесной форме (прописью) или в словесно-цифровую форму (цифрой и присоединяемым дефисом существительным или прилагательным). При использовании словесно-цифровой формы записи буквенные наращения после числительных не пишутся.
Неверно | Верно |
2-х симочный, 2-ухсимочный, 2-х симочный | двухсимочный, 2-симочный |
150-тилетие, 150 летие, 150-ти летие | стопятидесятилетие, 150-летие |
Примечание .В узкоспециальных изданиях сокращается прилагаемое краткое название физической единицы: 5-км расстояние, 12-т нагрузка.
Как писать названия классов: 1а класс или 1-й «А» класс?
Специальных правил оформления литеры в названии класса нет. Как правило, пишутся строчными буквами без кавычек и присоединяются без пробела и без дефиса к предшествующей цифре: рисунок 1а, пункт 2д, дом 3а и т.д. Поэтому по аналогии можно было бы написать 1а класс, класс 10г , но на практике такой вариант используется не используется.
Наиболее распространены варианты оформления с прописной литерой, заключенной в кавычки: наш 10-й «Б», поступил в 1-й «А» класс и т. д. Такое оформление особенно уместно в тех случаях, когда литера не сразу после числительного (или когда числительное вообще отсутствует): 10-й класс «Б»; классы «А» и «Б».
При написании числительного слова используется аналогичное оформление: первый «А» класс, десятый «Б» .Ср .: можно было переждать какую-нибудь опасность, поку, здесь поговорить с девчонкой — словом, свой девятый «В» Мельников не случайно обнаружил именно здесь. Г. Полонский, Доживем до понедельника. Служкин запустил девятый «А» в кабинет и раскрыл классный журнал . А. Иванов, Географ глобус пропил.
Литература:
Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора.М., 2003.
Урок русского языка во 2 классе на тему: «Согласные звуки»
Тема: Согласные звуки.
УУД:
Соотносить собственный ответ с предложенным в учебнике и обосновывать свою позицию. Наблюдать, записанные с помощью транскрипции, и согласные способы обозначения мягких звуков. Объяснять различие в звуко-буквенном составе слов. Обобщать способы обозначения на письме мягких звуков и закреплять их на письме.Определять наличие твёрдого согласного звука. Соотносить буквенную запись слова и запись с помощью транскрипции. Учитывать степень сложности определения и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Осуществлять самоконтроль: соотносить написанный текст с печатным. Использовать порядок действий при списывании. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь в произнесении слов, различающихся одним звуком
Ход урока:
1.Орг. момент
2. Минутка чистописания
Прописать строчку букв ц, щ, Ц, Щ
3. Работа по учебнику
Рубрика «Вспомни изученное» актуализирует знания о звуках, которые не имеют пары по твердости — мягкости.
Рубрика «Давай подумаем» организует отработку умения передачи в буквенной записи мягных звуков. Выполняется письменно, фронтально. Запись в тетради:
Жар — жарь, банка — банька, нос — нес, вал — вял, вол — вел, суда — сюда, мел — мель.
Назовите слова, в которых все согласные звуки твердые (жар, банка, нос, вал, вол, суда)
Рубрика «Тайны языка» обобщает способы обозначения на письме мягкости согласных звуков.
5. Физкультминутка
6. Упражнения в учебнике.
Упражнение 1. Закрепление знаний о способах обозначения. Выполняется письменно, самостоятельно.
Рубрика «Тайны языка» обращает внимание учащихся на такую особенность русского языка, как наличие парных по твердости — мягкости, и непарных — всегда твердых или всегда мягких.Учитель просит учеников запомнить три всегда твердых согласных и три всегда мягких согласных.
Упражнение 2 — отработка умения определять твердость — мягкость звуковых звуков. Выполняется фронтально, письменно.
Упражнение 3 — (по выбору). Тренировка в безошибочном списывании, поиск слова с заданными предусмотренными.
Упражнение 4 — отработка алгоритма списывания и поиска букв, которые обозначают мягкость согласных. Письменно, фронтально
Дополнительные задания:
Найти в тексте слова, в все согласные — твердые (к, во, шахматы, игра, была, потом).
Найти в тексте слова, в которых все согласные звуки мягкие (пили, чай)
Найти эти звуки (шашки, шахматы, пришли — ш)
Найти слова, в которых есть непарные ивердые согласные звуки, назвать эти звуки (друзья — й, что — ч, интересной — й, чай — ч, й, земляничным — ч, вареньем — й)
Назвать слова, в которых букв больше, чем звуков (поиграть — 8б, 7 зв.