Что такое эпитеты в литературе 5 класс – Эпитет — что это такое, а также примеры эпитетов из литературы и поэзии

Урок литературы Понятие об эпитете»(5 класс)

hello_html_m5545a809.gifУрок литературы в 5 классе

Понятие об эпитете

Цель: обучающая

познакомиться с понятием эпитет, вспомнить литературные произведения, где используется данный троп, продолжить работу по формированию базовых знаний о языке художественной литературы

развивающая:

развивать умение анализировать текст, владеть речью как инструментом анализа художественного текста, расширять знания по теории литературы

воспитательная, развивать воображение.

воспитывать любовь к художественному слову, уважение к писательскому мастерству, хороший литературный вкус.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, шаблоны снежинок.

Ход урока

1 Организационный момент. Мотивация успеха.

Формирование мотивации

2 Слово учителя

Художником слова называют писателя, потому что он рисует картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразные впечатления. У этих слов есть особые названия –тропы, изобразительно-выразительные средства языка.

-Почему их так называют? Что они делают?

(Рисуют, изображают, чтобы мы увидели, представили, вообразили;

Выражают чувства, отношения

Передают мысли и эмоции автора)

-Мы вспомнили, как значимо каждое слово в художественном тексте. Сегодня мы откроем с вами тайны эпитета, постараемся разгадать его секреты, потому что видеть тропы в тексте все равно что искать грибы в лесу. Почему я так думаю?

(это увлекательно и интересно)

Сегодня мы изучим с вами эпитет, его маленькие секреты и отличительные особенности.

Пробуждение жизненных впечатлений:

-Назовите качества человека, которые раскрывают его характер

(добрый, отзывчивый, веселый, трудолюбивый, исренний)

-Нравится вам этот человек?

-Опишите человека, который вызывает вашу антипатию.

-А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идет речь?

Алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи (роза)

-Определите время года по его свойствам. Работаем по вариантам: дети называют признаки –угадывают время года.

Например – морозная, снежная, долгожданная, любимая-зима.

Анализ первоначального определения.

-Прочитайте выразительно строки А.С. Пушкина:

…яблоко, оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

-Какие слова помогают нам представить такое яблоко, перед красотой которого не устояла царевна?

-Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетом. —-Попытайтесь объяснить значение этого термина.

Обобщение ответов в виде опорного конспекта

Эпитет – художественное определение

Чаще всего прилагательное, которое

Выделяет передает заражает создает

Свойства отношение настроением образ

Качества автора

Признаки впечатление

Закрепление знаний об отличительных особенностях эпитетов

А) отличие эпитетов от грамматических определений:

День чудесный — субботний день

Золотое сердце- золотое кольцо

Лисий характер—лисий хвост

День как бы хрустальный –длинный день

Б) Виды эпитетов:

Постоянные: добрый молодец, красно солнышко)

Сложные: (светло-пушистая снежинка, яблоко румяно- золотистое)

Метафорические ( снежинка смелая, березка нежная)

В) роль эпитетов в тексте

Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «Снежинка», выпишите эпитеты, которые создают ее образ и делают его незабываемым.

Светло-пушистая
снежинка белая,
Какая чистая,
какая смелая!
Дорогой буйною

легко проносится,
Не в высь лазурную —
на небо просится.
Под ветром веющий
дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
светло качается.
Его качелями
она утешена,
С его метелями
крутится бешено.
В лучах блистающих
скользит умелая
Средь хлопьев тающих
сохранно-белая.
Но вот кончается
дорога дальняя,
Земли касается
звезда хрустальная.
Лежит пушистая
снежинка смелая.
Какая чистая,
какая белая!

-Укажите, где в стихотворении движение, полет, вихрь, а где любование, восхищение? Как передать эту смену при чтении? Что придает стихотворению музыкальную силу?

Упражнения творческого характера

  1. Игра «Соревнование с писателем»

Стихотворение А. Фета с пропуском эпитетов. Вставьте пропущенные слова, которые помогут увидеть картину, представить ее перед своими глазами. Посоревнуйтесь с автором.

(Чудная) картина,
Как ты мне родна:
(Белая) равнина,

(Полная )луна,

Свет небес (высоких),
И (блестящий) снег,
И саней (далеких)
(Одинокий) бег.

2.Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…» и устное словесное рисование к нему иллюстраций .

* * *

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

31 декабря 1852

3. Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года» (январь), создание живописной акварельной иллюстрации зимнего леса и выбор названия для неё , используя строки из стихотворения Ф. Тютчева.

Подведение итогов, возвращение к опорному конспекту. Рефлексия

-Назовите секреты эпитета.

-Как увидеть эпитеты в тексте?

-Какова их роль в художественно тексте?

-Какой эпитет вы запомнили на уроке?

Домашнее задание:

Выучить опорный конспект, проиллюстрировать его примерами.

Выразительно читать наизусть, создавая в воображении картину Ф. Тютчева;

Подобрать поэтические эпитеты разных авторов к словам-образам «береза», «лес», «тишина», «утро»

infourok.ru

Урок литературы 5 класс «Эпитет как средство выразительности»

Ход урока

Слайд- заставка 1

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Я рада вас сегодня приветствовать на уроке литературы. Вместе с вами мы отправимся сегодня в сказочное путешествие. Но на урок вы должны получить проходной билет. Угадайте, откуда эти строки?

1 ряд: Свет, мой зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

— я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

2 ряд: Вот идет он к синему морю.

Видит: на море чёрная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

(« Сказка о попе и работнике его Балде»)

  1. Изучение темы урока.

Слайд 2 -3

  1. Слово учителя.

Ну вот, ребята, проходной билет на урок вы получили, а изучать мы сегодня

С вами будем ЭПИТЕТ. Открываем тетради, записываем число, тему урока и эпиграф.

Эпитет- самое меткое, самое нужное слово,

Которое выбирает писатель каждый раз, изображая

Уже известный нам предмет.

Д. Е. Розенталь.

2. Слово учителя. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Вы хорошо знаете эти прекрасные строчки из пушкинской сказки.

Кстати, какой?

Слайд 4

А вот этот замечательный кораблик. Он не простой, а волшебный. На нем мы совершим с вами путешествие по сказкам А. С. Пушкина . Цель нашего путешествия будет такая: узнать, что такое эпитет, для чего он нужен в художественном произведении.

Слайд 5 « Сказочное царство Пушкина»

Мы побываем с вами в сказочном лукоморье, в царстве славного царя Салтана, в тереме богатырей, на весёлой ярмарке, в рыбацкой деревне.

Cлайд 6

3.Станция 1 « Лукоморье»

Итак, в путь. Отплываем мы с вами от станции Лукоморье. Кот ученый передал вам подорожную грамоту. (Во времена Пушкина такой документ выдавался всем путешественникам, там указывалось, куда нужно отправляться и что выполнить). Но чтобы справиться успешно с заданием, нам надо выяснить, что такое ЭПИТЕТ.

Сравните предложения, записанные на доске.

Над рекой горит месяц. – Над рекой горит чудесный месяц.

Рябина мокнет под дождем.- Чахлая рябина мокнет под дождем.

Дуб стоит на поляне и слушает мелодию леса. – Могучий дуб стоит на солнечной поляне и слушает удивительную мелодию леса.

— какие слова мы добавили в предложения второго столбика?

— какими предложения стали теперь? ( красивыми, выразительными, образными)

Прилагательные в этих строках получили удивительную силу, они так раскрасили предложения, что те стали очень красивыми и образными. Такие слова называются ЭПИТЕТАМИ.

Записываем в тетрадь определение:

Эпитеты- это красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными.

Слайд 7

4.Станция 2 « Царство славного Салтана»

куда лежит наш путь дальше?

В царстве славного Салтана есть удивительный остров Буян. Там происходит много чудес.

-вспомните, какие чудеса происходят во дворце Гвидона?

— что нам нужно сделать на острове? (читаем в подорожной грамоте)

В отрывках выделены эпитеты, что они помогают подчеркнуть?

Какие качества и свойства они помогают подчеркнуть?

  1. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный,

Опечалился чему?- говорит она ему.

  1. Царь Салтан дивится чуду:

« Если только жив я буду,

Чудный остров навещу».

  1. И останутся на бреге 33 богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор.

( Словарная работа: златой- золотой; удалые- полные удали, т. е. смелости)

  1. Князь пред нею стал божиться,

Что пора ему жениться,

Что готов душою страстной

За царевною прекрасной

Он пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель.

( Словарная работа: отсель- отсюда; страстной- проникнутой страстью, чувством любви)

— для чего нам нужны эпитеты?

Эпитеты употребляются для того, чтобы подчеркнуть качества, свойства предмета.

Слайд 8

5 Станция « Терем богатырей»

А наш кораблик мчится вперёд, и вот уже виднеется терем богатырей.

Прочитайте отрывки из сказок Пушкина. Найдите эпитеты, которые дают характеристику предмету. ( указать предмет)

  1. Месяц, месяц, мой дружок…

Ты встаёшь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий…

  1. Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица,

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

( Словарная работа: ломлива- упрямый, любит, чтобы его упрашивали; своенравна- упрямая, капризная)

  1. А царевна молодая,

тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела:

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

( Словарная работа: кроткий нрав- покорный, смирный.)

  1. В тот же день царевна злая,

Снова вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос ей задала:

— Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?

  1. Оно ( Яблоко)

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто,

Будто медом налилось.

Вывод: эпитеты помогают дать характеристику предмету.

Слайд 9

6. Станция» Ярмарка»

Куда мы сейчас отправимся?

Ох уж эта ярмарка: и шумно, и весело там.

И кого только не встретишь на ярмарке………..

— угадайте, о каком пушкинском герое идёт речь……

  1. Лебедь белая молчит, и подумав говорит:

Да, такая есть девица, но жена не рукавица,

С белой ручки не стряхнешь

Да за пояс не заткнешь.

  1. Посади ты эту птицу- ,

Молвил он царю,- на спицу

Будет верный сторож твой…

  1. И она, вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.

Как перед солнцем птица ночи,

Царь умолк, ей глядя в очи,

И забыл он перед ней смерть обоих сыновей.

  1. Она

В дорогой собольей душегрейке,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки,

Перед нею усердные слуги,

Она бьет их, за чурпун таскает.

( говорит старик своей старухе: теперь твоя душенька довольна)

Пушкин по- разному относится к своим героям: кого- то — жалеет, кого- то любит….

— Обратимся к пушкинским строчкам и определим по эпитетам, как автор относиться к своим героям.

  1. Все завыли за Дадоном,

Застонали тяжким стоном,

Глубь долин и сердце гор портяслося.

  1. Бедненький пес

Под кобылку полез,

Поднатужился,

Понапружился,

Приподнял кобылу,

Два шага шагнул, на третьем упал,

Ножки протянул.

А Балда ему:

— Глупый, ты бес,

Куда ты за нами полез?

  1. Туча по небу плывет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица.

Вывод: эпитеты помогают передать отношение автора.

Слайд 10

7 Станция» Рыбацкая деревня».

Настает, ребята время, возвращаться домой. Дома мы встретимся с котом ученым. Из путешествий всегда привозят подарки. Давайте и мы приготовим подарок коту. Что больше всего любят коты? Рыбу! Вот мы и привезем ему рыбку, но не простую, а золотую. Для этого мы остановимся в Рыбацкой деревне. Вы знаете сказку о рыбаке и рыбке. Только у Пушкина нет описания рыбки, а мы попробуем его сделать. – работа с опорным текстом и словами к нему.

Вывод: эпитеты помогают нам создать образ.

Слайд 11

8 Станция «Лукоморье»

Вот, ребята, мы и вернулись с вами домой. А вот и кот ученый. Подарок вы ему приготовили. Но кот хочет узнать, чему же вы научились во время путешествия.

Вопросы: -что такое эпитет?

-для чего служат эпитеты в тексте?

Кот ученый приготовил вам подарок. Он решил вам подарить свое стихотворение:

9. Слово учителя.

1) обратимся к эпиграфу. Мы убедились с вами, что писатель, изображая известный нам предмет, хочет по своему его описать, что-то необычное в нем выделить, для этого он использует эпитеты. Поэтому мы можем сказать, что эпитет – это самое меткое, самое нужное слово в тексте.

2) на уроке мы убедились, что с помощью слова можно очень красиво обо всем сказать, образно выразиться. Но кроме литературы, существуют другие виды искусства: живопись, музыка. Мы видели сегодня прекрасные иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, слушали удивительную музыку. Художники , композиторы тоже описывают предметы, создают образы, только своими, особыми средствами.

— с помощью чего создает образ художник? ( с помощью красок, цвета, колорита – соотношение красок в картине)

— а композитор? ( с помощью звуков)

III. Итог урока

Эпитеты – очень нужное выразительное средство. Оно делает нашу речь яркой, выразительной, красивой, образной. Но красоту можно передать не только с помощью слова, но с помощью красок? Помните о том, что хорошая книга, интересная картина или интересное музыкальное произведение никого не оставят равнодушным. Нужно только чаще обращаться к этим произведениям и учиться видеть эту красоту. Я желаю вам, чтобы в вашей жизни было побольше интересных, увлекательных книг. Читайте книги, ведь они уносят нас в необыкновенный мир, знакомят с удивительными героями и учат только хорошему. В память о нашей встрече я хочу подарить вам открытку со стихотворением Кота Ученого. Это его вам наставление.

Слайд 12.

infourok.ru

Объясните что такое эпитеты подробно 5 класс, умоляю зарание спасибо, просто спрашивать будут

Определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности, например : синее море, красное солнце

Эпи́тет (от др. -греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»). Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.

ррррррррррррррооооооооооооооооллллллллллллллллшшшшшшшшшшшшшшшнннннннннннн

Определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности, например : синее море, красное солнце Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.

touch.otvet.mail.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок развития речи в 5 классе по теме «Эпитет»

Урок развития речи в 5 классе

Тема: «Эпитет в художественном тексте»

Цель: Сформировать понятие об эпитете как о выразительном средстве языка.

Задачи: 

1. Формировать умение отличать обычное прилагательное от эпитета, находить эпитеты в художественном тексте;

2. Формировать умение использовать эпитеты в художественном тексте для создания выразительности речи;

3. Развивать навыки анализа поэтического текста;

4. Совершенствовать коммуникативные умения (обосновывать свою позицию, строить высказывание в научном стиле).

5. Воспитывать эстетические чувства через общение с художественным текстом, бережное отношение к поэтическому слову.

Образовательные технологии: проблемное обучение, дифференцированное обучение, технология коллективных способов обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: мультимедийный проектор с презентацией, раздаточный материал с дифференцированными заданиями.

ХОД  УРОКА

1. Организационный этап.

— Добрый день. Вы готовы к новым открытиям,  к работе, сотрудничеству и взаимопомощи, потому что вам предстоит работать в группах.

2. Создание мотивации учения (Слайд 1).

— Послушайте загадку. О каком понятии идет речь? Оно связано с темой нашего урока.

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

— Речь идёт о прилагательном. Какие слова вам помогли отгадать загадку? На прошлом уроке мы анализировали тексты разных стилей и наблюдали за прилагательными. Сделайте вывод о роли имен прилагательных в нашей речи.

3. Актуализация знаний.

А) Орфографическое задание. (Слайд 2)

— Перед вами имена прилагательные — вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.

Уд..вительный, прелес…ный, бе..сильный, бе..заботный, бе..шумный, бе..чу..ственный, р…стительный, ц..ганский, извес..ный.

Б) Взаимопроверка. (Слайд 3)

— Поменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите карандаши и сверьте написанное с записью на слайде. Кто не допустил ни одной ошибки? Кто одну ошибку?

4. Постановка проблемы.

— Какие из выписанных прилагательных являются эпитетами? Почему?

— Какие прилагательные вы выделили? (Единого мнения нет).

Проблема урока: Какие прилагательные являются эпитетами? (Слайд 4)

— Запишите проблему урока в тетради.

5. Решение проблемы урока.

А) Инструктаж о работе.

— Работая в группе, вы должны письменно ответить на проблемный вопрос. Проанализируйте словосочетания, записанные в два столбика. В каком столбике прилагательные являются эпитетами? Вспомните определение эпитетов. Сделайте вывод об отличии обычных прилагательных от эпитетов. Запишите своё высказывание в научном стиле (Слайд 5).

Чёрный карандаш                        чёрная весть

Свободный день                          свободный ветер

Весёлая музыка                           весёлые облака                                  

Б) Работа в группе.

В) Выдвижение гипотезы. Проверка результатов.

Пример: (Слайд 6)

Эпитет – образное определение. Он помогает автору нарисовать выразительную картину, а также передать его чувства. Часто в роли эпитета используются прилагательные в переносном значении. Например, «ледяной взгляд». Эпитетами могут быть яркие выразительные прилагательные в прямом значении. Например, «чудесный город».

Эпитет – художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Фиксация знаний.

А) Инструктаж работы в группе.

— А сейчас мы будем применять теорию на практике. Перед вами листы с заданиями. Группа выбирает задание и распределяет обязанности для его выполнения. Каждый должен вносить свой вклад в работу группы. Задания такие:

1 – подобрать эпитеты к существительным и составить с ними словосочетания;

2 – творческий диктант – подобрать эпитеты к существительным в тексте о зимнем лесе;

3 – проанализировать стихотворение К.Бальмонта «Снежинка», выделить в нем эпитеты;

4 – написать сочинение-миниатюру на тему «Последняя снежинка», используя эпитеты.

— Выберите одно задание, выполните его письменно в тетради.

Б) Отчет групп о проделанной работе. Оценка результатов деятельности.

7. Проектирование выполнения домашнего задания.

— Домашнее задание для всех: в тетрадь для схем записать информацию об эпитете.

— Задание по выбору: творческий диктант или сочинение-миниатюра на тему «Скоро весна».

8. Подведение итогов урока.

— Какую проблему мы сегодня решали?

— Какие задания вам понравились?

— Мы обязательно продолжим работать с эпитетами и на уроках русского языка, и на уроках литературы.


Задания для работы в группе

Задание 1. Подберите эпитеты к существительным и запишите словосочетания «прилагательное + существительное» в предложном падеже. Выделите окончания прилагательных.

Снег, ветер, утро, зима, берёза, небо, облако, сосулька.

Задание 2. Озаглавьте текст. Определите его стиль. Спишите, вставляя на месте пропусков эпитеты, чтобы картина зимнего леса стала зримой и выразительной. Подчеркните эпитеты (прилагательные) как члены предложения.

Я шагнул на …тропинку и замер от восхищения. Меня обступили …деревья. Рукой я дотронулся до …берёзки. Залюбовался…сосной. Постоял рядом с …осинкой и пошептался с ней. Спрятался под …елью, приподняв её…ветки. У каждого дерева свой характер.

Задание 3. Проанализируйте стихотворение Константина Бальмонта «Снежинка». Каким настроением оно проникнуто? Какие средства выразительности автор использует для создания образа снежинки?

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Такая чистая,

Такая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится.

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая.

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена.

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

Задание 4. Напишите сочинение-миниатюру «Последняя снежинка», используя эпитеты (5 – 7 предложений).

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *