Что такое эпитеты в литературе примеры 6 класс – это… Примеры из художественной литературы

Содержание

Что такое олицетворение. Примеры. Метафора, олицетворение и эпитет

Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Их наделяют способностью говорить, думать, чувствовать.

O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)

Море — смеялось. (М. Горький)

Олицетворение и метафора

Синонимы к слову олицетворение — одушевление, персонификация, прозопопея.

Олицетворение — средство выразительности речи, один из видов метафоры (использования слов в переносном значении). Как и любые метафоры, олицетворения бывают общепринятыми, и оттого стертыми.

Примеры олицетворения:

Снег идет

Лес проснулся

Ласковый дождь

Ночь подкралась

Поющая гитара

Голос ветра

Компьютер ожил

Ударил мороз

А бывают неповторимые, авторские олицетворения:

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

А.С. Пушкин

Олицетворение — это всегда перенос качества с живого на неживое («посмотри, как дремлют ивы»), а метафора может возникать и на основе сходства неодушевленных предметов («зеркало реки»), и на основе переноса свойств неживого на живое существо («каменное лицо»).

Метафора может быть глубокой, многозначной и сложной, а олицетворение всегда достаточно прозрачно («за окном злится буря»). Поэтому олицетворение может быть частью более сложной метафоры:

И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Анна Ахматова

Зачем нужно олицетворение и где его используют

Олицетворение позволяет автору создать глубокий художественный образ — яркий и неповторимый. С помощью олицетворения описывают собственные эмоции и переживания героев, выражают отношение к предметам и явлениям.

Олицетворение часто используется в стихах, но встречается и в разговорной речи, и в прозе:

Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки — началась капель. «Я! я! я!»-звенит каждая капля, умирая; жизнь ее — доля секунды. «Я!» — боль о бессилии.

М.М. Пришвин

Олицетворение часто встречается в народных сказках, былинах, во многих фразеологизмах:

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Дело мастера боится.

Морда просит кирпича.

Олицетворение и эпитеты

Олицетворение может быть украшено эпитетами — образными определениями. Это делает олицетворение более ярким и оригинальным. Например, в стихотворении Заболоцкого «Утренняя песня»:

А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песню

Николай Заболоцкий

Олицетворение и аллегория — в чем разница?

Иногда олицетворение путают с аллегорией — передачей абстрактного понятия с помощью конкретного образа (например, голубь — символ мира).

Однако олицетворение далеко не всегда подразумевает аллегорию. У Лермонтова читаем: «Горные вершины спят во тьме ночной». Поэт приписывает скалам способность спать, как живым существам, но явной аллегории здесь нет.

Бывает, однако, что писатель одновременно использует и олицетворение, и аллегорию: объект, награждаемый человеческими качествами, становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении парус награждается человеческими качествами и становится аллегорией метущейся души.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю. Лермонтов

Морской вид с парусом». Акварель М.Ю.Лермонтова

Олицетворение. Примеры из литературы

Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
А.С. Пушкин

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.
М.Ю. Лермонтов

И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,
Вдоль туч скользя вершиной заострённой,
Где воздух, свет и думы — заодно,
И грудь дрожит от страсти неминучей,
И веткою всё просится пахучей
Акация в раскрытое окно!
А.А. Фет

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Ф.И. Тютчев

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Сергей Есенин

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше:

Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
М.В. Исаковский

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Б.Л. Пастернак

www.anews.com

примеры метафоры в русском языке

Метафора — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении. Термин происходит от греческого слова μεταφορά («перенос») и был придуман еще Аристотелем.

В основе метафоры лежит сравнение предмета или явления с другим предметом и явлением на основании их общего признака. Слово, которое подменяет метафора, при этом не называется напрямую.

Примеры метафор:

Ледяной взгляд

Золотые руки

Червь сомнения

Осень жизни.

Метафора — один из самых распространенных тропов, художественных средств речи. Метафоры широко используются в литературе, особенно в поэзии.

Читайте подробнее: Тропы в литературе. Примеры и виды литературных тропов

В чем разница между эпитетом и метафорой?

Эпитет — это яркое определение, а метафора — перенесение свойств одного предмета на другой. Эпитеты могут быть составляющей частью метафоры, они помогают лучше раскрыть ее суть.

Например, вот строки из элегии А.С. Пушкина:

И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Здесь поэт усиливает метафоры, добавляя к ним эпитеты. Закат жизни становится печальным, а улыбка любви — прощальной.

О том, что такое эпитеты и какими они бывают, можно почитать в отдельном материале Anews.

Виды метафор

По частоте использования можно выделить: общеупотребительные (мудрое решение), общепринятые поэтические (золотая листва) и индивидуально-авторские метафоры (ситец неба).

Эпифора — это стертая метафора, которая от частого употребления уже не воспринимается как сравнение. Например: прошло как по маслу или автомобильные дворники.

Метафора может быть простой, состоящей даже из одного слова, и развернутой — если сравнение используется не один раз, а последовательно на протяжении фрагмента или всего текста.

Метонимия — это замена одного слова на другое по смежности понятий. Например, в выражении «выпил три бутылки», происходит подмена содержимого бутылок на название емкости.

Синекдоха — это перенос общего на частное или наоборот — части на целое. В синекдохе единственное число может использоваться вместо множественного:«И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М.Ю. Лермонтов).

Либо наоборот — множественное число вместо единственного: «Мы все глядим в Наполеоны» (А.С. Пушкин).

Часть может обозначать целое: «Первая ракетка мира». А целое может использоваться для обозначения части: «Россия забила Саудовской Аравии пять голов».

Примеры метафор в русской литературе

Безымянный червь точил его сердце (Н.В. Гоголь)

Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин)

Огнем душа твоя полна (М.Ю. Лермонтов)

Она была — живой костер из снега и вина (А.А. Блок)

Повисли перлы дождевые (Ф.И. Тютчев)

Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковкий)

www.anews.com

Что такое эпитет в литературе? Примеры.

Главной задачей устной и письменной речи является коммуникация между людьми, возможность передавать друг другу свои мысли, суждения, оценки и эмоции.

При этом эмоциональная сторона ничуть не менее, а порой и более важна, чем фактическая составляющая. Для выражения своих чувств и впечатлений человечество придумало множество способов, один из которых – использование в речи разнообразных эпитетов. Что это такое? Давайте разберемся.

Что означает слово «эпитет»?
Что такое эпитет в литературе?
Для чего нужны эпитеты в русском языке?
Чем отличается эпитет от метафоры?
Приводим примеры эпитетов

Что означает слово «эпитет»?

Слово «эпитет» имеет древнегреческое происхождение и означает «приложенный». По сути, это дополнение к основному слову или понятию, предназначенное для того, чтобы делать его более выразительным и ярким.

Наиболее часто эпитетами становятся прилагательные, но в этой роли могут выступать и другие части речи – наречия, числительные и даже существительные. Эпитет, как правило, стоит перед основным словом, но это не обязательно. Это может быть не одно слово, а целое выражение, которое придает устойчивому понятию новый смысловой или эмоциональный оттенок.

Что такое эпитет в литературе?

В литературном творчестве эпитеты используются чрезвычайно широко. Наиболее насыщены ими поэтические произведения, однако в прозе и даже в повседневной речи тоже активно используется этот мощный речевой инструмент.

Как и любые другие изобразительные средства, эпитеты с течением времени развивались и совершенствовались, что можно увидеть, проанализировав литературные произведения прошлого и современности.

В народном творчестве и в наиболее ранних литературных творениях эпитеты, как правило, описывают свойства предметов и явлений, выделяя их ключевые особенности, но практически не касаясь эмоциональной, личностной составляющей: красна девица, червонное золото, несметные богатства.

С развитием литературы роль и структура эпитетов усложнялась, приобретая новые свойства и функциональное наполнение. Наиболее ярко это выразилось в творчестве поэтов Серебряного века и последующего периода: глупая тарелка вылязгивала, грань предела, лениво-страстный шиповник и пр.

Современная литература, в особенности постмодернистские произведения еще более усложнили как структуру, так и смысловое наполнение эпитетов, допуская подчас весьма необычные выразительные приемы: цвел диатез, пеленки золотились.

Для чего нужны эпитеты в русском языке?

Эпитеты – важный элемент речи, придающий ей выразительность, выпуклость и эмоциональность. С их помощью рассказчик получает возможность выразить свое отношение к описываемым предметам либо представить их слушателям/читателям в новом, необычном свете.

Нередко с помощью эпитетов воссоздается атмосфера исторической эпохи, социальной группы или этнический колорит. Это мощный инструмент для передачи словами визуальных образов, их эмоционального и художественного наполнения.

Чем отличается эпитет от метафоры?

Как эпитеты, так и метафоры широко используются поэтами и прозаиками для создания ярких художественных произведений. Порой трудно различить, где используется метафора, а где – эпитет. Однако если подойти к вопросу вдумчиво, разница становится очевидной.

Эпитет – это образное определение, который описывает устойчивый признак изображаемого предмета, существа или понятия: душистое яблоко, мгновенная реакция, молчаливо свидетельствовать. Наиболее часто он выражен одним словом, дополняющим основное слово и описывающим его неотъемлемое свойство. Эпитет не может существовать сам по себе и всегда является дополнением.

В то же время метафора практически всегда представляет собой речевой конструкт из нескольких слов, которые несут самостоятельную смысловую функцию – переносят свойства или образ одного предмета или понятия на другое.

Метафора вызывает в сознании ассоциативную связь между, казалось бы, совершенно разными понятиями, действиями или вещами. Эта ассоциация работает только для данного конкретного случая: россыпь росистых жемчужин на траве, в сердце воцарилась зимняя стужа и т.д.

Несложно заметить, что эпитет может являться частью метафоры. Метафора же никогда не будет частью эпитета.

Приводим примеры эпитетов

Описательные эпитеты: свинцовая туча, ароматный цветок, весело подпрыгивать, ласковые волны.

Постоянные эпитеты, или фольклорно-поэтические: добрый молодец, чистое поле, ясный сокол, острый меч.

Метафорические эпитеты: зимнее серебро, грустная дружба, траурная кайма, пронзительный взгляд.

Метонимические эпитеты: царапающий шепот, березовый веселый язык.

Любая классификация достаточно условна, поскольку один и тот же эпитет может с успехом входить в несколько разных классификационных групп.

www.mnogo-otvetov.ru

Что такое эпитет в литературе? Примеры эпитетов из художественной литературы :: SYL.ru

Термин «эпитет» происходит от древнегреческого слова, обозначающего «прилагательное», «приложение». Это эмоционально-выразительная, образная характеристика события, лица, явления или предмета, выраженная в основном прилагательным, имеющим иносказательное значение. Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое эпитет в литературе. Мы расскажем о его разновидностях, особенностях употребления. Примеры эпитетов из художественной литературы также будут нами представлены.

Значение эпитетов

Без них наша речь была бы невыразительной и бедной. Ведь восприятие информации упрощает образность речи. Не только можно передать одним метким словом сообщение о факте, но еще и описать эмоции, которые он вызывает, его значение.

По степени выраженности некоторой характеристики и по силе передаваемых эмоций эпитеты могут различаться. Например, если мы скажем «вода холодная», мы передадим лишь приблизительную информацию о ее температуре. А если употребить словосочетание «вода ледяная», можно передать вместе с основной информацией эмоции, ощущения, ассоциации с пронизывающим, колючим холодом.

Обычно эпитет в предложении выполняет синтаксическую функцию определения. Его можно поэтому считать образным определением.

Эпитеты в художественных описаниях

Особенно важны эпитеты в художественных описаниях, так как в них не только фиксируются объективные свойства и явления предметов. Главная цель — выразить авторское отношение к тому, что изображается. Определение эпитета в литературе — важная задача для учащихся школы. Это одно из заданий, включенных в ЕГЭ. Для того чтобы лучше понять эту тему, обратимся к примерам. Так, в стихотворении Тютчева «Есть в осени первоначальной» используются следующие эпитеты: «дивная пора», «лучезарны вечера», «хрустальный день», «бодрый серп», «тонкий волос паутины», «праздная борозда».

что такое эпитет в литературе

В нем, казалось бы, предметные, обычные определения, такие как «тонкий волос», «короткая пора», являются эпитетами, поскольку передают эмоциональное восприятие поэтом ранней осени. Они аккомпанируют метафорическим, ярким: «лучезарны вечера», «день хрустальный», «на праздной борозде», «бодрый серп». Вот что такое эпитет в литературе на примере стихотворения Тютчева.

Отличие эпитетов от обычных определений

Различные части речи могут быть эпитетами, но при этом они должны выполнять функции определений в предложении (причастия, прилагательные), обстоятельств образа действия (деепричастия, наречия) или же являться существительными-приложениями.

В отличие от обычных определений, эпитеты всегда выражают индивидуальность их автора. Найти яркое, удачное образное определение для прозаика или поэта — значит определить точно свой уникальный, неповторимый взгляд на человека, явление, предмет.

Постоянные эпитеты

В чуждой личному авторству народной поэзии широко распространены так называемые постоянные эпитеты: «поле чистое», «тучи черные», «конь добрый», «дорога прямоезжая», «шелковое стремечко», «синее море», «красна девица», «дружинушка хоробрая» и т. п. Указывают они на типичный признак некоторого предмета. Зачастую постоянные эпитеты не учитывают ситуацию, в которой они проявляются: конь не всегда «добрый», а море, например, не всегда «синее». Но для сказителя или певца смысловые противоречия, подобные этим, помехой не являются.

В произведениях различных писателей, которые опирались на традиции фольклора, используются непременно различные постоянные эпитеты. Например, их немало можно найти в поэмах «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова и «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, а также в стихотворениях Есенина. Лермонтов является особенно последовательным в употреблении постоянных эпитетов.

эпитеты примеры из литературы

Они присутствуют чуть ли не в каждой строке его поэмы: над «златоглавою», «великой» Москвой, «белокаменной» кремлевской стеной, «из-за синих гор», «из-за дальних лесов», «тучки серые», «заря алая» и др. Все эти образные определения взяты Михаилом Юрьевичем из словаря народной поэзии.

Общеупотребительные и авторские эпитеты

Кроме того, эпитеты разделяются на общеупотребительные, знакомые и понятные каждому, и авторские (уникальные, какие встречаются обычно у различных писателей). Примером общеупотребительных служит почти всякое, взятое из повседневной жизни описательное определение: «книга скучная», «платье веселой расцветки» и др. Авторские определения мы найдем в художественной литературе, больше всего их в поэзии. У В. Хлебникова, например, «огненный парус хвоста» лисицы. У В. Маяковского — «тысячеглазого треста».

примеры эпитетов из художественной литературы

Прочитав произведения этих авторов, вы поймете, что такое эпитет в литературе. Можно обратиться, конечно, и к творчеству других писателей и поэтов.

Примеры эпитетов из художественной литературы

Внушающие переживания эпитеты и другие средства выразительности используются в литературе гораздо шире и чаще, чем в повседневной речи. Ведь поэтам и писателям важно стимулировать сопереживание читателей и слушателей. Это один из компонентов, необходимых для совместного творчества. Им, конечно же, является создание и прочтение затем читателем любого талантливого художественного произведения. Не только в поэзии, но и в прозе часто используются эпитеты.

Примеры из литературы можно привести, открыв роман «Отцы и дети».

определение эпитета в литературе

В нем встречаются следующие эпитеты (в финале произведения): «сухой лист», «печальное и мертвое», «веселым и живым», сердце «бунтующее», «грешное», «страстное», «безмятежно глядят», «вечном спокойствии», «великом спокойствии», «природы равнодушной», «вечном примирении».

Поэзия демонстрирует нам много примеров того, как различные эпитеты задают повествованию тон, создают настроение. Они употребляются чаще всех остальных тропов. Например, в поэме «Лесной царь» Жуковского: «жемчужны струи», «цветы бирюзовы», «из золота слиты» и др. эпитеты. Примеры из литературы, представленные в творчестве А. А. Фета: «золотистый и ясный» вечер, «весны всепобедной», «друг мой прекрасный», о любви «робкой и бедной». У А. Ахматовой: вкус «горек и хмелен», покой «многонеделен».

эпитет из художественной литературы

Эпитеты — часть сложной синтаксической конструкции

В прозе и поэзии роль эпитетов реализовываться может и следующим образом: когда они являются частью некоторой сложной синтаксической конструкции. Вся она в целом должна также не только донести идею автора до читателя, но и обогатить ее эмоционально. Например, в произведении «Мастер и Маргарита» Булгакова писатель, изображая то, как выходит прокуратор Понтий Пилат из дворца Ирода, нанизывает друг на друга эпитеты, задавая ритм этому отрезку текста. При этом он употребляет образные определения, не только описывающие походку и цвет, но и транслирующие информацию, находящуюся за текстом. Символически кровавый, а не просто красный подбой плаща. А эпитеты, использованные для описания походки, указывают на прошлое ее обладателя, на то, что он и сегодня сохранил выправку военного. Другие выступают описаниями обстоятельств времени и места.

Можно привести и иные примеры из различных эпизодов этого произведения.

значение слова эпитет в литературе

Территориальные особенности эпитетов

Что такое эпитет в литературе, мы выяснили. Отметим теперь некоторые особенности этого средства выразительности. В культурном и историческом отношении эпитеты с течением времени претерпевали изменения. На них влияла также география проживания создававших их людей. Условия, в которых мы живем, получаемый нами в течение жизни опыт — все это влияет на закодированные в образах речи чувства и смыслы.

Например, широко известно, что у жителей Крайнего Севера имеются десятки эпитетов для определения слова «белый». Народы тропических островов вряд ли смогут придумать один-два.

Или черный цвет, имеющий в разных культурах диаметрально противоположное значение. Так, он символизирует скорбь и траур в Европе, а в Японии — радость. Европейцы поэтому традиционно надевают на похороны одежду черного цвета, а японцы — на свадьбы. Меняется соответственно и роль эпитетов, использующихся в речи японцев и европейцев.

Эволюция

Любопытно также то, что на ранних этапах развития фольклора и литературы образные определения не столько выражали различные эмоции, сколько описывали буквально объекты и явления с точки зрения ключевых признаков и физических свойств. Имели место к тому же эпические преувеличения. Вражеские рати в русских былинах, например, всегда «несметные», чудища «поганые», леса «дремучие», а при описании богатырей непременно используется такой эпитет из художественной литературы и фольклора, как «добры молодцы».

что значит эпитет в литературе

Эпитеты видоизменяются с развитием литературы, меняется также их роль в произведениях. Они становились в результате эволюции сложнее семантически и структурно. Особенно интересные примеры встречаются в постмодернистской прозе и поэзии серебряного века.

Итак, мы рассказали о том, что значит эпитет в литературе. Были представлены примеры из поэзии и прозы. Надеемся, значение слова «эпитет» в литературе теперь вам понятно.

www.syl.ru

Тропы в литературе. Примеры и виды литературных тропов. Таблица

Троп — это риторическая фигура, призванная усилить выразительность языка, его образность. Суть тропа в том, что слово используется в переносном, иносказательном значении.

Примеры литературных тропов

Его грыз червь сомнения (метафора)

Солнце весело улыбалось (олицетворение)

Седой туман (эпитет)

Название троп происходит от древнегреческого слова τρόπος — оборот, поворот.

Литературные тропы — это «фигуры переосмысление», когда слова получают новое значение, объяснял литературовед Михаил Гаспаров.

Тропы широко используются в литературе, в ораторском искусстве и в повседневном общении. Они позволяют не просто передать информацию, а показать свое отношение к ней, сделать слова эмоциональнее, навести на неожиданные мысли, создать яркий и запоминающийся образ.

Виды тропов и их примеры. Таблица

Общепринятой классификации тропов не существует. О некоторых фигурах речи литературоведы спорят, можно ли считать их тропами. Ведутся споры и о том, не следует ли считать разные тропы разновидностями одной и той же фигуры (например, метафора, метонимия и синекдоха — частные случаи одного и того же либо разные явления).

Литературный троп

Пример

Аллегория — это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа.

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю. Лермонтов — метафора человеческого одиночества)

Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин)

Она была — живой костер из снега и вина (А.А. Блок)

Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковский)

Метонимия — это называние одного предмета или явления названием другого предмета, в чем-то смежного.

Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)

Рука бойцов колоть устала. (М.Ю. Лермонтов)

Синекдоха — это перенос наименования предмета с его части на целое и наоборот.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)

По домам идет Европа. (А.Т. Твардовский)

Эпитет — это художественное определение, образное и эмоциональное.

Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)

Крылатые качели (Ю. Энтин)

Гипербола — это художественное преувеличение.

Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их — не чета моей. (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака)

Литота — это художественное преуменьшение, умаление.

Прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)

Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия.

O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)

Море — смеялось. (М. Горький)

Ирония — это использование слова в противоположном значении.

Просто обожаю работать в выходные!

Ну спасибо, удружил!

Сарказм — это злая ирония, издевательская насмешка.

Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? (И. Ильф, Е. Петров)

Эвфемизм — это замена неприличного, запретного слова или выражения нейтральным синонимом.

Женщина легкого поведения (проститутка)

Припудрить носик (сходить в туалет)

Дисфемизм — это замена слова или выражения вульгарным синонимом.

Отбросить коньки (умереть)

Дать в репу (ударить по голове)

Бухать (пить алкоголь)

Каламбур — это обыгрывание разных значений одного слова или разных слов, сходных по звучанию.

Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?» (Я. Козловский)

Перифраз — это непрямое художественное описание предмета, позволяющее легко угадать его по характерным признакам.

голубая планета (Земля)
царь зверей (лев)
творец Макбета (Шекспир)

Литературные тропы в стихотворении. Пример

Писатели и поэты обычно используют сразу множество литературных тропов, сочетают их между собой.

Для примера посмотрим на стихотворение Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…». В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» эти стихи читает главный герой в исполнении Александра Кайдановского.

Автор использует эпитеты («лист пятипалый»), олицетворение («жизнь брала под крыло, берегла и спасала») метафору («день промыт, как стекло»), аллегорию (прошедшее лето как символ жизни и несбывшихся надежд):

Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.

Все, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло,
Только этого мало.

Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Все горело светло,
Только этого мало.

Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала,
Мне и вправду везло.
Только этого мало.

Листьев не обожгло,
Веток не обломало…
День промыт, как стекло,
Только этого мало.

Арсений Тарковский, 1967

www.anews.com

Метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, сравнения, инверсия — что такое? (примеры)

Средства художественной выразительности – это слова или обороты речи в прозаическом или поэтическом произведении, которые предают тексту выразительность и яркость, тем самым помогая автору создать уникальный для читателя художественный образ и т.д. Известно множество средств художественной выразительности, вот некоторые из них, которые писатели применяют в своих произведениях наиболее часто:

  • Сравнение – это выражение, которое содержит в себе часть свойств другого выражения или слова. Пример:
    “Словно как мать над сыновней могилой,
    Стонет кулик над равниной унылой. ” Николай Некрасов.
  • Метафора – это худ. средство выразительности, которое с помощью скрытого образа одного предмета или явления переносит его свойства на другой. Проще говоря, метафора – это скрытое сравнение, т.е. такое, в котором отсутствуют слова, характерные для обычного сравнения – “как”, “словно”, “будто”. Пример метафоры:
    “В саду горит костер рябины красной”
    Сергей Есенин.
  • Олицетворения – разновидность метафоры, для которой характерно проецирование свойств живого на неживое. Например:
    “Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя”
    А. С. Пушкин.
  • Эпитет – образное определение, придающее наиболее яркую и выразительную окраску чему-либо. Эпитетом обычно является прилагательное, реже – наречие. Пример эпитета:
    “Но люблю я, весна золотая…” (весна золотая)
    Н. Некрасов.
  • Инверсия – это средство художественной выразительности, для которого характерно изменение привычного порядка слов для того, чтобы придать тексту более яркое и живое настроение. Пример инверсии:
    “Белеет парус одинокий
    В тумане моря голубом” ( вместо “в голубом тумане моря)
    М. Ю. Лермонтов;
    “Швейцара мимо он стрелой
    Взлетел по мраморным ступеням” (вместо “мимо швейцара”)
    А. С. Пушкин.

Оценка: 4.3 (13 голосов)

obrazovaka.ru

Урок «Эпитет» в 6 классе

Тема: Эпитеты в художественной речи

Цели:

обучающая – дать понятие об эпитете как о средстве художественной

изобразительности;

развивающая – закрепить умения по распознаванию и выделению эпитетов в речи;

воспитывающая – воспитать эстетическое отношение к слову, чувство

ответственности по отношению к слову

Тип урока – урок-презентация по развитию речи; урок повторения и закрепления

Оборудование – тетради, справочники учащихся, учебник Разумовской М. 6 кл.,

мультимедиа, раздаточный дидактический материал

Ход урока:

I. Организационный момент

А сейчас звенит звонок,

Начинается урок!

Слайд 1. Мы несколько уроков с вами изучаем имена прилагательные.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о роли и употреблении имён

прилагательных в речи.

II. Подготовка к восприятию новой темы

Слайд 2. Повторим изученный на прошлом уроке материал

И вот вам вопрос: Расскажите о роли и употреблении имён

прилагательных в речи.

Слайд 3. Обобщим сказанное вами (примерные ответы учащихся)

— О чём мы на прошлом уроке не говорили подробно?

— О чём будем говорить сейчас? Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.

Слайд 4. Тема: Эпитеты в художественной речи

Слайд 5. Сообщение целей урока

III. Повторение по теме

Слайд 6. Вспомним

1) В своей повседневной речи мы постоянно пользуемся словами, которые употребляются в переносном значении: кружится голова, горячее сердце, встаёт солнце, пришла весна, горящие глаза, тяжёлый характер, тонкий голос.

2) Но поэты и писатели, создавая свои произведения, ищут свежие, неожиданные и более точные средства для передачи мыслей и чувств. Мастера русской речи пользуются при этом особой выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др.

3) Таким образом, перенос наименования предмета на другой предмет служит для создания образной и выразительной речи.

На основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты. Соотнесите художественные средства и примеры переносного употребления речи: костёр рябины красной, запела капель, холодный взгляд.

Слайд 7. Вспомним, что такое эпитет.

Слайд 8. Эпитет — это художественное определение предмета или явления (яркое, образное определение предмета). В художественном произведении эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

IV. Проверка домашнего задания

Слайд 9. Дома было дано задание по выбору:

1.Найти эпитеты в стихотворениях А.А.Блока, т.к. У Блока была недавно знаменательная дата – 130 лет со дня рождения поэта ( «Звучи, звучи, живая речь/

Поэта Александра Блока», — В.Лазарев)

2.Сочинить собственные стихотворения, используя эпитеты.

(Заслушать подборки учащихся и собственные сочинения, исправляя и корректируя)

Заранее дома небольшую исследовательскую работу выполняли ребята по следующим темам:

Слайд 10. Проверка индивидуального домашнего задания. Цветовые эпитеты

Для поэзии А.Блока характерно использование цветовых эпитетов (алый, красный, золотой, белый, чёрный, синий). Синий у А.Блока – цвет разлуки, расставания, тоски, печали, отчаяния, недостижимого счастья.

(Заслушать подборки учащихся)

Слайд 11. Проверка индивидуального домашнего задания. Постоянные эпитеты

В русских народных сказках и былинах при определённых существительных встречаются эпитеты: красна девица, добрый молодец, шелкова трава, сыра земля, богатырь святорусский, конь ретивый, речка быстрая, поле чистое, синее море.

Такие эпитеты называются постоянными.

V. Закрепление изученного по теме

Слайд 12.

Познакомимся подробнее со средством художественной изобразительности —

с эпитетом. Мы увидим его в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Прочитаем сначала без прилагательных. Чего здесь не хватает, полная ли картина предстала перед нами?

Попробуйте сами вставить прилагательные, вспомните стихотворение.

Слайд 13. Ключ

Вы заметили, как благодаря прилагательным мы наглядно увидели картину и прониклись грустным чувством? Ведь поляны — печальные, дорога зимняя, скучная, тройка борзая, колокольчик однозвучный. Тому же служат и наречия: луна светит печально, колокольчик гремит утомительно. Все эти слова эпитеты. Так называются слова, помогающие увидеть свойства, признаки предмета или действия.

Какие слова-эпитеты употреблены А. С. Пушкиным в прямом значении, а какие — в переносном? Дорога зимняя, то есть зимнее время года, тройка борзая, то есть быстрая, резвая, колокольчик однозвучный, то есть издающий один и тот же звук. Все эти слова употреблены в прямом значении. А вот печальные поляны и луна льёт свет печально, дорога скучная, то есть вызывает скуку — слова в переносном значении, эти слова обозначают состояние человека, а здесь они перенесены на неодушевлённые предметы.

Вы спросите: а почему мы не обратили внимание на прилагательное волнистые? Да потому, что вместе со словом туманы оно обозначает совсем другой предмет — тучи, волнами движущиеся по небу. Сквозь них пробирается луна. Слова волнистые туманы — это как бы загадка, которую надо разгадать. Такое изобразительное средство называется метафорой, мы о ней будем говорить позже.

VI. Тренировочные упражнения

А сейчас потренируемся, научимся находить чужие и придумывать свои эпитеты.

(можно в форме физминутки, хлопки в ладоши при назывании эпитета)

Слайд 14.

№ 1. Из данных прилагательных выберите такие, которые могут быть эпитетами к

слову лес.

Багряный, безмолвный, берёзовый, ближний, весёлый, волшебный, дубовый, заволжский, изумрудный, кедровый, лиственный, мохнатый, серебристый, смешанный, соседний, угрюмый.

*Есть очень интересный словарь. Его составили учёные-лингвисты Кирилл Сергеевич Горбачевич и Евгений Петрович Хабло, а называется он так: «Словарь эпитетов русского литературного языка». Знаете, сколько эпитетов в нём, например, к слову лес? 238!

Слайд 15.

№2.Спишите предложения. Подчеркните в них эпитеты к слову лес.

2) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом

блестит. (А. Пушкин)

2) В зеркало залива сонный лес глядит, в чаще молчаливой темнота лежит.

(И. Никитин)

Постарайтесь объяснить, почему в первом предложении эпитет к слову лес прозрачный, а во втором — сонный.

Слайд 16.

№3.Приходилось ли вам видеть зимний лес после обильного снегопада? Кого только не напоминают покрытые снегом деревья, их ветви! Подберите эпитеты к данным фотографиям.

Слайд 17.

№ 4.Подберите эпитеты, которые помогут ярко представить осенний лес, почувствовать ваше отношение к нему. (Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»)

Слайд 18.

№ 5. Наверное, каждому из вас приходилось видеть, как в жаркий летний день переливается волнами поле поспевающей ржи. (И.И.Шишкин «Рожь»)

Восстановите в стихотворении А.А.Фета опущенные эпитеты, выбрав их из каждой группы

Зреет рожь над … нивой,

и от нивы и до нивы

Гонит ветер …

… переливы.

Слова для выбора:

1) над ближней, жаркой, тёплой;

2) шаловливый, торопливый, прихотливый;

3) дорогие, золотые, багряные.

Слайд 19. Ключ к №5

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Слайд 20.

№ 6. Прослушайте отрывок из повести К.Г.Паустовского «Золотая роза»:

«Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной».

Слайд 21.

Запомнили ли вы, каким эпитетам к слову звон в разных контекстах отдал предпочтение К.Г. Паустовский? Вставьте вместо точек недостающие слова.

Во время спорого дождя по всей реке стоит .. . звон;

в водосточной трубе во время любого дождя слышен … звон.

Слайд 22. Ключ к №6

Слайд 23

№ 7. Подберите эпитеты к слову звон в следующих контекстах:

1) … звон жаворонка;

2) … звон бьющихся льдинок;

З) … звон бьющихся сосулек;

4) … звон бубенцов;

5) … звон часов;

б) … звон разбитого стекла;

7) … звон стеклянной посуды.

Слова для выбора: высокий, жалобный, дребезжащий. лёгкий, мерный, раздольный, серебристый, стеклянный. хрустальный.

Слайд 24. Самостоятельная работа

№ 8. Подберите е эпитеты (на столе раздаточный дидактический материал)

Звёзды.

С. Есенин.

Звёздочки ……., звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звёзды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Частые звёздочки, звёздочки ……..!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звёзды небесные,

Силу великую знания ………..?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ласкаете.

Звёзды небесные, звёзды …….?

Задания:

1. Синоним к слову светлые.

2. Синоним к слову частые.

3. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий жгучий.

4. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далёкие,

Слайд 25. Ключ к №8

VII. Домашнее задание

Слайд 26.

Упр. № 252 (З).

Рассмотрите репродукцию картины А.А. Пластова «Сенокос»

Напишите небольшой текст по данной картине. Используйте в своём сочинении эпитеты для более точного и выразительного описания картины и своего отношения к ней.

VIII. Итоги урока

Слайд 27.

Какое средство художественной изобразительности мы сегодня вспомнили?

Дайте определение, расскажите о его видах.

Выставление оценок за урок.

IX. Физминутка

При наличии времени, исходя из состояния уч-ся.

Провести в форме физминутки: дети встают и при назывании эпитета хлопают в ладоши перед лицом, потом над головой и так чередовать

БЕРЁЗКА

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

(А. Прокофьев)

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск