Произношение безударных гласных звуков
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция – это изменение тембра звучания гласного; количественная редукция – это уменьшение его долготы и силы. Гласные, находящиеся в первом предударном слоге, изменяются незначительно, в большей степени редуцируются гласные остальных безударных слогов.
В первом предударном слоге на месте букв а и о произносится звук [а]. От ударяемого [а] он отличается меньшей продолжительностью. Например: тр[а]ва, с[а]сна.
В остальных безударных слогах на месте букв а и о произносится краткий звук, средний между [ы] и [а
В начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [а], например: [а]зот, [а]бладать.
После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом предударном слоге произносится как [а], например: ж[а]ргон, ш[а]гать. Но перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э], например: ж[ыэ
]леть, лош[ыэ]дей.После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв е и я произносится звук, средний между [и] и [э], например: в[иэ]сна, ч[иэ]сы.
В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится очень краткий [и], в транскрипции обозначаемый знаком [ь], например: в[ь]ликан, вын[ь]сти, п[ь]тачок, выт[ь]нуть.
На месте сочетаний букв аа, ао, оа, оо в предударных слогах произносятся гласные [аа], например: з[аа]сфальтировать, з[аа
Произношение согласных звуков
В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются, например: ястре[п], разбе[к], запа[т], бага[ш], тра[ф]ка, ска[с]ка.
На месте глухих согласных перед звонкими (кроме в), произносятся соответствующие звонкие, например: [з]бежать, о[д]бросить, во[г]зал.
В ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко. Например: [з’д’]есь, гво[з’д’]и, е[с’л’]и, ка[
з’к’], ку[з’н’]ец, пе[н’с’]ия. Встречаются два варианта произношения некоторых слов, например: [з’л’]ить и [зл’]ить, по[с’л’]е и по[сл’]е.Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными, например: [д’в’]ерь и [дв’]ерь, [з’в’]ерь и [зв’]ерь. Первые варианты звучат все реже.
Двойным согласным буквам соответствует долгий согласный звук обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог, например:
гру[п]а, ма[
4.2. Произношение иностранных слов, имён и отчеств Особенности произношения иностранных слов
В словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, буква о в безударном положении произносится четко: [о], то есть без редукции: б[о]а, [о]тель, кака[о], ради[о]. Иногда допускается двоякое произношение: п[о]эт – п[а]эт, с[о]нет – с[а]нет и др.
Перед гласным, обозначаемым буквой е, во многих иноязычных словах согласные произносятся твердо: а[тэ]лье, ко [дэ]кс, ка[фэ], Шо[пэ]н. Чтобы не ошибиться, следует смотреть словарь литературного произношения.
studfile.net
Урок по русскому языку » Ударение. Ударные и безударные гласные»
Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные (слайд 1)
Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать:
Об ударных и безударных гласных;
Об алгоритме нахождения в слове ударных и безударных гласных;
О смыслоразличительной роли ударения в словах.
Уметь:
Задачи личностного развития:
Содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, делать выводы, выполнять действия по алгоритму;
Способствовать обогащению и усложнению словарного запаса;
Создать условия для сохранения и укрепления своего здоровья. .
Ход урока
1. Организационный момент
Раз, два, три- звенит звонок,
Начинается урок.
Вы проверьте, всё ль в порядке,
Есть ли книга и тетрадки,
Улыбнитесь всем, друзья,
И послушайте меня. (слайд2)
(слайд 3)
— Сегодня со мной произошла очень интересная история. Ко мне в окно залетела сорока, а вы знаете какая она болтливая. И вот она мне поведала, что однажды в лесу она встретила медвежонка Вини. Он рассказал ей, что очень любит учиться. Но вот зимой он ложится спать, а ребята в школах проходят и без него. И Вини от этого грустно. Поэтому я ребята решила пригласить его к нам. Пусть посмотрит, что мы с вами уже умеем. Заодно с нами поучится. Проходи, пожалуйста! (На доске изображение Вини) Мы с ребятами очень рады тебе показать, чему мы научились. Начнём свой урок.
11. Проверка домашнего задания
Упр. 171 стр.106
Задания. (слайд 4)
1. Назови в своём предложении только гласные?
2. Назови в своём предложении глухие согласные?
III. Актуализация знаний
— А сейчас всё внимание на экран. Найдите изученные написания и объясните их в данном стихотворении. (слайд5)
За деревней — луг,
А на грядке — лук,
А по речке плот,
А на груше — плод.
2. Игра «Угадай слово». (слайд6,7,8,9)
Просыпаюсь утром рано,
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю … ( зарядку)
Сел за стол на табурет,
Жду, когда дадут ..(обед)
Научись держать в порядке
Свои книжки и …(тетрадки)
Мы купили мишку.
Может он реветь,
Будто не игрушка,
А живой …(медведь)
— Как проверить написание данных слов?
1У. Чистописание
—Объясните написание данных слов. Поставьте над словами ударение. Составьте со словами предложения (устно)
— Мы с вами должны быть гостеприимными хозяевами. Чем мы сможем угостить нашего гостя? (Ответы ребят)
— Ребята, а знаете ли вы откуда он к нам пришёл чай и о его пользе? (слайд10)
Родина чая – Китай.
Известны два вида чайного растения- китайский и индийский.
Ценятся самые молодые и незрелые листья. Чай из них отличается особым ароматом и цветом.
Мы привыкли пить чёрный чай. Но многие любят и зелёный. Он очень полезен для здоровья и утоляет жажду. (слайд 11)
— Как вы думаете, из каких растений ещё можно заваривать чай?
(ВКУСНЫЙ И АРОМАТНЫЙ ЧАЙ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ИЗ ЛИСТЬЕВ ЗЕМЛЯНИКИ, МАЛИНЫ, ЧЕРНИКИ, КЛЮКВЫ.) (слайд12)
Смело пей побольш.. ч..ю.
дру.. я другу, вра.. врагу!
Я болезни истребляю,
Я здоровье берегу.(слайд13)
-Вставьте пропущенные буквы. Назовите слова, в которых больше звуков, чем букв. Подчеркните в словах ударные гласные. (слайд14)
У. Создание проблемной ситуации. (инсценировка )
— Ребята, собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
— Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд ЗАМОК и сказал:
— Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение- это же просто чёрточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез ЗАМОК, и возник ЗАМОК. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд БЕЛКИ и сказали:
— Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.
Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные БЕЛКИ.
Видят слова ,что дело плохо, не обойтись им без УДАРЕНИЯ! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к УДАРЕНИЮ с большим уважением.
-Ребята, мишутка так что нам помогает понять значение слова?
(УДАРЕНИЕ)
У1. Сообщение темы и задачи урока
Так вот сегодня , ребята и мишутка , наша задача: (слайд15)
Научиться определять место словесного ударения
Находить в словах ударные и безударные гласные
узнать и запомнить, что словесное ударение может выполнять смыслоразличительную роль в словах.
УII. Объяснение нового материала
Учитель:
На листья делится листва,
На слоги делятся слова,
Мы в слове слог ударный
Найдём элементарно.
Тот слог ударным мы зовём,
Запомни, если хочешь,
Который мы произнесём
Сильнее всех и громче.
— А самое главное – в словах ударение нужно ставить правильно, чтобы не нарушить смысл сказанного.
2. Работа с учебником.
а) Упр. 172 (с. 107).
б) Правило (с. 107).
— Как определить ударный слог в слове? Какой гласный звук в слове мы называем ударным, безударным?
Физкультминутка (слайд 16)
в) Упр. 173 (с. 108). В тетради
— Спишите предложения. Поставьте над словами ударение.
— Чье рассуждение вам кажется правильным? Как поступаете в таком случае вы?
!!! Запомните:
Невозможно без внимания
Получить образование!
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!
УIII. Закрепление изученного
Наблюдения над ролью ударения в различении смысла слов.
— Ребята, наш мишутка подготовил для вас задания, которые нам помогут закрепить наши знания.
2. Упр. 175 (с. 109). (для слабых)
— Спишите и расставьте ударение в словах, одинаковых по написанию.
3. Спишите и поставьте ударение в словах-парах, имеющих одинаковое написание (карточки). (для сильных)
Пересохла глина
Рассердилась Нина:
— Не мука, а мука,
Поварам наука.
Косит косец,
А зайчишка косит,
Трусит трусишка,
А ослик трусит.
Скорей, сестра
На рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окуни,
Не бойся: это окуни!
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились
Сосёт Алёнушка ирис,
А вышивает ирис.
На путях я вижу сорок
Резво скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.
IХ. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что нового вы и наш гость Вини узнали на уроке? Все ли у вас получилось? Что вызвало затруднение?
— Наш Мишутка отправляется на зимнюю спячку. А чтобы ему снились сладкие сны – подарим ему бочонки мёда с вкусным мёдом. (слайд 17)
Х. Домашнее задание
Упр. 176 (с. 109), правило (с. 107).
infourok.ru
безударный гласный — это… Что такое безударный гласный?
- безударный гласный
- unstressed vowel
Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.
- безударный
- безударный слог
Смотреть что такое «безударный гласный» в других словарях:
Безударный гласный проверяемый — Корневой (реже аффиксальный) гласный, написание которого можно проверить, подобрав родственное слово или изменив форму данного слова, с тем чтобы безударный гласный оказался в слоге под ударением. Поглощать (глотка). Голова (голову, голов).… … Словарь лингвистических терминов
Безударный гласный непроверяемый — Корневой гласный, написание которого нельзя проверить, так как он находится в слоге, который ни в родственных словах, ни в другой форме данного слова не может оказаться под ударением. Ватрушка, ветчина, каблук, кавычки, карниз, палисадник, табун … Словарь лингвистических терминов
безударный — (неударенный, неударяемый) гласный. Гласный, не несущий на себе ударения и характеризующийся по сравнению с ударным гласным меньшей напряженностью органов речи и меньшей четкостью артикуляции … Словарь лингвистических терминов
Безударный — I м. Гласный звук, находящийся в безударном слоге (в лингвистике). II прил. Не характеризующийся ударением (о звуке). III прил. Не сопровождающийся ударом (в фехтовании). IV прил. Не требующий удара (в технике). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Безударный — I м. Гласный звук, находящийся в безударном слоге (в лингвистике). II прил. Не характеризующийся ударением (о звуке). III прил. Не сопровождающийся ударом (в фехтовании). IV прил. Не требующий удара (в технике). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Ненапряжённый огубленный гласный заднего ряда верхнего подъёма — Гласные Передние Ненапряж. передние Средние Ненапряж. задние Задние … Википедия
неударенный гласный — (неударяемый) гласный. То же, что безударный гласный … Словарь лингвистических терминов
Ненапряжённый огубленный гласный среднего ряда верхнего подъёма — Гласные Передние Ненапряж. передние Средние Ненапряж. задние Задние … Википедия
Ёканье — Не следует путать с еканьем. Русская … Википедия
_Приложение II — Читатели, познакомившиеся с содержанием Приложения I, могут задуматься над таким вопросом: а существуют ли у слов русского языка какие либо приметы, по которым можно было бы определять их принадлежность к тому или иному типу ударения (акцентному… … Словарь ударений русского языка
Правила чтения букв и буквенных сочетаний датского языка — Содержание 1 Правила определения долготы и краткости звука при чтении … Википедия
dic.academic.ru