Что такое гласные без ударения – Безударные гласные | Русский язык

Произношение безударных гласных звуков

В безударных слогах гласные подвергаются изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция – это изменение тембра звучания гласного; количественная редукция – это уменьшение его долготы и силы. Гласные, находящиеся в первом предударном слоге, изменяются незначительно, в большей степени редуцируются гласные остальных безударных слогов.

В первом предударном слоге на месте букв а и о произносится звук [а]. От ударяемого [а] он отличается меньшей продолжительностью. Например: тр[а]ва, с[а]сна.

В остальных безударных слогах на месте букв а и о произносится краткий звук, средний между [ы] и [а], обозначаемый в транскрипции знаком [ъ]. Например: тр[ъ]вяной, з[ъ

]лотой, школ[ъ], выз[ъ]в.

В начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [а], например: [а]зот, [а]бладать.

После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом предударном слоге произносится как [а], например: ж[а]ргон, ш[а]гать. Но перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э], например: ж[ыэ]леть, лош[ыэ]дей.

После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв е и я произносится звук, средний между [и] и [э], например: в[иэ]сна, ч[и

э]сы.

В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится очень краткий [и], в транскрипции обозначаемый знаком [ь], например: в[ь]ликан, вын[ь]сти, п[ь]тачок, выт[ь]нуть.

На месте сочетаний букв аа, ао, оа, оо в предударных слогах произносятся гласные [аа], например: з[аа]сфальтировать, з[аа]дно, п[аа]нглийски, в[аа]бразить.

Произношение согласных звуков

В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются, например: ястре[п], разбе[к], запа[т], бага[ш], тра[ф]ка, ска[с]ка.

На месте глухих согласных перед звонкими (кроме в), произносятся соответствующие звонкие, например:

[з]бежать, о[д]бросить, во[г]зал.

В ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко. Например: [зд’]есь, гво[зд’]и, е[сл’]и, ка[зк’], ку[зн’]ец, пе[нс’]ия. Встречаются два варианта произношения некоторых слов, например: [зл’]ить и [зл’]ить, по[сл’]е и по[сл’]е.

Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными, например: [дв’]ерь и [дв’]ерь, [зв’]ерь и [зв’]ерь. Первые варианты звучат все реже.

Двойным согласным буквам соответствует долгий согласный звук обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог, например:

гру[п]а, ма[с]а, програ[м]а. Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы, например: а[к]орд, ба[с]ейн, гра[м]атика.

4.2. Произношение иностранных слов, имён и отчеств Особенности произношения иностранных слов

В словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, буква о в безударном положении произносится четко: [о], то есть без редукции: б[о]а, [о]тель, кака[о], ради[о]. Иногда допускается двоякое произношение: п[о]эт – п[а]эт, с[о]нет – с[а]нет и др.

Перед гласным, обозначаемым буквой е, во многих иноязычных словах согласные произносятся твердо: а[тэ]лье, ко[дэ]кс, ка[фэ], Шо[пэ]н. Чтобы не ошибиться, следует смотреть словарь литературного произношения.

studfile.net

Урок по русскому языку " Ударение. Ударные и безударные гласные"

Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные (слайд 1)
Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать:

  • Об ударных и безударных гласных;

  • Об алгоритме нахождения в слове ударных и безударных гласных;

  • О смыслоразличительной роли ударения в словах.

Уметь:

Задачи личностного развития:

  • Содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, делать выводы, выполнять действия по алгоритму;

  • Способствовать обогащению и усложнению словарного запаса;

  • Создать условия для сохранения и укрепления своего здоровья. .


Ход урока
1. Организационный момент

Раз, два, три- звенит звонок,

Начинается урок.

Вы проверьте, всё ль в порядке,

Есть ли книга и тетрадки,

Улыбнитесь всем, друзья,

И послушайте меня. (слайд2)

(слайд 3)

- Сегодня со мной произошла очень интересная история. Ко мне в окно залетела сорока, а вы знаете какая она болтливая. И вот она мне поведала, что однажды в лесу она встретила медвежонка Вини. Он рассказал ей, что очень любит учиться. Но вот зимой он ложится спать, а ребята в школах проходят и без него. И Вини от этого грустно. Поэтому я ребята решила пригласить его к нам. Пусть посмотрит, что мы с вами уже умеем. Заодно с нами поучится. Проходи, пожалуйста! (На доске изображение Вини) Мы с ребятами очень рады тебе показать, чему мы научились. Начнём свой урок.
11. Проверка домашнего задания

Упр. 171 стр.106

Задания. (слайд 4)

1. Назови в своём предложении только гласные?

2. Назови в своём предложении глухие согласные?
III. Актуализация знаний

- А сейчас всё внимание на экран. Найдите изученные написания и объясните их в данном стихотворении. (слайд5)

За деревней — луг,
А на грядке — лук,
А по речке плот,
А на груше — плод.

2. Игра «Угадай слово». (слайд6,7,8,9)

Просыпаюсь утром рано,

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … ( зарядку)

Сел за стол на табурет,

Жду, когда дадут ..(обед)

Научись держать в порядке

Свои книжки и …(тетрадки)

Мы купили мишку.

Может он реветь,

Будто не игрушка,

А живой …(медведь)

— Как проверить написание данных слов?

1У. Чистописание

hello_html_m53e69ea4.png

—Объясните написание данных слов. Поставьте над словами ударение. Составьте со словами предложения (устно)

- Мы с вами должны быть гостеприимными хозяевами. Чем мы сможем угостить нашего гостя? (Ответы ребят)

- Ребята, а знаете ли вы откуда он к нам пришёл чай и о его пользе? (слайд10)

Родина чая – Китай.

Известны два вида чайного растения- китайский и индийский.

Ценятся самые молодые и незрелые листья. Чай из них отличается особым ароматом и цветом.

Мы привыкли пить чёрный чай. Но многие любят и зелёный. Он очень полезен для здоровья и утоляет жажду. (слайд 11)

- Как вы думаете, из каких растений ещё можно заваривать чай?

(ВКУСНЫЙ И АРОМАТНЫЙ ЧАЙ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ИЗ ЛИСТЬЕВ ЗЕМЛЯНИКИ, МАЛИНЫ, ЧЕРНИКИ, КЛЮКВЫ.) (слайд12)

Смело пей побольш.. ч..ю.
дру.. я другу, вра.. врагу!
Я болезни истребляю,
Я здоровье берегу.(слайд13)

-Вставьте пропущенные буквы. Назовите слова, в которых больше звуков, чем букв. Подчеркните в словах ударные гласные. (слайд14)

У. Создание проблемной ситуации. (инсценировка )

- Ребята, собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:

- Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд ЗАМОК и сказал:

- Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение- это же просто чёрточка!

Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез ЗАМОК, и возник ЗАМОК. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд БЕЛКИ и сказали:

- Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.

Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные БЕЛКИ.

Видят слова ,что дело плохо, не обойтись им без УДАРЕНИЯ! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к УДАРЕНИЮ с большим уважением.

-Ребята, мишутка так что нам помогает понять значение слова?

(УДАРЕНИЕ)

У1. Сообщение темы и задачи урока

Так вот сегодня , ребята и мишутка , наша задача: (слайд15)

  1. Научиться определять место словесного ударения

  2. Находить в словах ударные и безударные гласные

  3. узнать и запомнить, что словесное ударение может выполнять смыслоразличительную роль в словах.

УII. Объяснение нового материала

  1. Учитель:

На листья делится листва,

На слоги делятся слова,

Мы в слове слог ударный

Найдём элементарно.

Тот слог ударным мы зовём,

Запомни, если хочешь,

Который мы произнесём

Сильнее всех и громче.

- А самое главное – в словах ударение нужно ставить правильно, чтобы не нарушить смысл сказанного.

2. Работа с учебником.
а) Упр. 172 (с. 107).
б) Правило (с. 107).


— Как определить ударный слог в слове? Какой гласный звук в слове мы называем ударным, безударным?
Физкультминутка (слайд 16)
в) Упр. 173 (с. 108). В тетради
— Спишите предложения. Поставьте над словами ударение.
— Чье рассуждение вам кажется правильным? Как поступаете в таком случае вы?
!!! Запомните:

Невозможно без внимания
Получить образование!
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!

УIII. Закрепление изученного

Наблюдения над ролью ударения в различении смысла слов.

- Ребята, наш мишутка подготовил для вас задания, которые нам помогут закрепить наши знания.

2. Упр. 175 (с. 109). (для слабых)

- Спишите и расставьте ударение в словах, одинаковых по написанию.
3. Спишите и поставьте ударение в словах-парах, имеющих одинаковое написание (карточки). (для сильных)

Пересохла глина

Рассердилась Нина:

- Не мука, а мука,

Поварам наука.

Косит косец,

А зайчишка косит,

Трусит трусишка,

А ослик трусит.

Скорей, сестра

На рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведёрко руку окуни,

Не бойся: это окуни!

Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились
Сосёт Алёнушка ирис,
А вышивает ирис.


На путях я вижу сорок
Резво скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.


IХ. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что нового вы и наш гость Вини узнали на уроке? Все ли у вас получилось? Что вызвало затруднение?

- Наш Мишутка отправляется на зимнюю спячку. А чтобы ему снились сладкие сны – подарим ему бочонки мёда с вкусным мёдом. (слайд 17)

Х. Домашнее задание
Упр. 176 (с. 109), правило (с. 107).

infourok.ru

безударный гласный - это... Что такое безударный гласный?


безударный гласный
unstressed vowel

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

  • безударный
  • безударный слог

Смотреть что такое "безударный гласный" в других словарях:

  • Безударный гласный проверяемый — Корневой (реже аффиксальный) гласный, написание которого можно проверить, подобрав родственное слово или изменив форму данного слова, с тем чтобы безударный гласный оказался в слоге под ударением. Поглощать (глотка). Голова (голову, голов).… …   Словарь лингвистических терминов

  • Безударный гласный непроверяемый — Корневой гласный, написание которого нельзя проверить, так как он находится в слоге, который ни в родственных словах, ни в другой форме данного слова не может оказаться под ударением. Ватрушка, ветчина, каблук, кавычки, карниз, палисадник, табун …   Словарь лингвистических терминов

  • безударный — (неударенный, неударяемый) гласный. Гласный, не несущий на себе ударения и характеризующийся по сравнению с ударным гласным меньшей напряженностью органов речи и меньшей четкостью артикуляции …   Словарь лингвистических терминов

  • Безударный — I м. Гласный звук, находящийся в безударном слоге (в лингвистике). II прил. Не характеризующийся ударением (о звуке). III прил. Не сопровождающийся ударом (в фехтовании). IV прил. Не требующий удара (в технике). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Безударный — I м. Гласный звук, находящийся в безударном слоге (в лингвистике). II прил. Не характеризующийся ударением (о звуке). III прил. Не сопровождающийся ударом (в фехтовании). IV прил. Не требующий удара (в технике). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Ненапряжённый огубленный гласный заднего ряда верхнего подъёма — Гласные Передние Ненапряж. передние Средние Ненапряж. задние Задние …   Википедия

  • неударенный гласный — (неударяемый) гласный. То же, что безударный гласный …   Словарь лингвистических терминов

  • Ненапряжённый огубленный гласный среднего ряда верхнего подъёма — Гласные Передние Ненапряж. передние Средние Ненапряж. задние Задние …   Википедия

  • Ёканье — Не следует путать с еканьем. Русская …   Википедия

  • _Приложение II — Читатели, познакомившиеся с содержанием Приложения I, могут задуматься над таким вопросом: а существуют ли у слов русского языка какие либо приметы, по которым можно было бы определять их принадлежность к тому или иному типу ударения (акцентному… …   Словарь ударений русского языка

  • Правила чтения букв и буквенных сочетаний датского языка — Содержание 1 Правила определения долготы и краткости звука при чтении …   Википедия

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о