Что такое грамматическая основа в русском языке 3 класс: Грамматическая основа предложения – схема, пример, виды (3 класс, русский язык) – Что такое грамматическая основа простого предложения

что составляет основу и схема этого в сложных конструкциях, как определить главные члены и их виды

Узнать, что такое грамматическая основа в русском языке, несложно — это подлежащее и/или сказуемое. Ее также называют предикативным ядром или основой. Такое название связано с тем, что члены предложения связаны между собой при помощи предикативной связи, то есть связи между подлежащим и сказуемым.

Несложно и понять, как подчеркивается грамматическая основа, — это одна прямая линия для подлежащего и две — для сказуемого.

Основные понятия

Грамматическая основа предложения с примерами

Предложение представляет собой языковую единицу, грамматически организованное объединение слов. Оно должно иметь интонационную и смысловую законченность. Все слова в нём называются членами предложения. Они делятся на:

  1. Главные. Сюда относятся подлежащее и сказуемое. Без главных членов или одного из них предложение не может существовать, поскольку они составляют его ядро, отвечают за выражение основной мысли и идеи.
  2. Второстепенные. Речь идет о дополнении, определении и обстоятельстве. Они дополняют и уточняют основную идею предложения.

Важно помнить, что грамматическая основа может состоять только из одного члена — подлежащего или сказуемого. Второй член подразумевается, но опускается. Пример грамматической основы из одного слова: «Иду к вам» (Подлежащее «я» опущено), «Это береза» (сказуемое «есть» отсутствует).

Также фраза может не иметь главных членов вообще. Пример: «Когда ты поедешь в деревню?» — «Завтра» (отвечает на вопрос «Когда?» и не может являться подлежащим или сказуемым).

Виды предложений

Грамматическая основа предложения с примерами

Все предложения делятся на несколько типов, которые связаны с количеством и составом грамматической основы. По строению и структуре они бывают следующими:

  1. Односоставными или двусоставными. В первом варианте основа состоит только из одного члена — подлежащего (в этом случае предложения могут быть безличными, неопределенно-, определенно- или обобщенно-личными) или сказуемого (назывные). Двухсоставные состоят из обеих частей.
  2. Простыми или сложными. В первом случае грамматическая основа будет одна, во втором — больше одной.
  3. Нераспространенными или распространенными. Под первым понимается предложение, в котором нет других слов, кроме главных членов.

Также предложение может иметь однородные подлежащие или сказуемые, если их несколько.

При синтаксическом разборе предложения в классе или онлайн необходимо указать в начале каждую характеристику.

Главное слово

Грамматическая основа предложения с примерами

Подлежащее — это главное слово, о котором идет речь в предложении. Оно значит и выражает какой-либо предмет, действие которого обозначает сказуемое. При разборе его выделение производится подчеркиванием одной чертой.

Подлежащее может быть выражено практически любым словом:

  1. Существительным. Самый распространенный вариант. Поскольку речь в предложении идет об этом слове, оно должно быть в именительном падеже. Пример: «Девочка принесла письмо домой поздно».
  2. Местоимением. Может быть личным, отрицательным, вопросительным, неопределенным и относительным. Пример: «Я (личное) прислушался к разговору», «Никто (отрицательное) не видел, что произошло (относительное)».
  3. Частью речи, которая перешла в существительное. Это может быть прилагательное (Ванная была чистой), причастие (Приехавшие заселились в отель), наречие (Сегодня ветрено).
  4. Неопределенной формой глагола. Речь идет об инфинитиве. Пример: «Бегать по коридору запрещено».
  5. Числительным. Оно может быть порядковым (Первый вышел из строя) или количественным (Двое пошли направо).
  6. Неразложимым словосочетанием. Сюда относятся географические названия (Российская Федерация), названия учреждений (Министерство финансов), устойчивые выражения или крылатые фразы (красна девица, филькина грамота), а также разнообразные словосочетания, например, существительное-количество/числительное + существительное в родительном падеже (много ворон, десять учеников), неопределенное местоимение + прилагательное (кое-что новое), существительное/местоимение в именительном падеже + «с» +существительное в творительном падеже (мама с дочкой, я с друзьями) и т. д.
  7. Целой конструкцией, если о ней идет речь в предложении («Я тебя люблю», — шептало письмо в ночи).
  8. Любое слово, приводимое в пример (Бы — это частица).

Найти подлежащее в предложении нетрудно — это главное слово, о котором идет речь. Чаще всего оно отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?».

При способе нахождения через сказуемое вопрос правится на «Делает кто/что?». Пример: «Книга лежала на самом краю стола». О чем идет речь в предложении? — О книге. Что книга делала? — Лежала.

Второй вариант: Что делают в предложении? — Лежат. Что лежит? — Книга.

Действия подлежащего

Грамматическая основа предложения с примерами

Сказуемое — главный член предложения наравне с подлежащим. Выражает действие главного слова, его описание или состояние. Выделяется двумя параллельными чертами. Сказуемое может быть выражено:

  1. Глаголом. Это самый распространенный вариант. Глагол может быть в любом времени и форме, но должен сочетаться с подлежащим. Пример: «Гражданин шел по проспекту».
  2. Глаголом с ослабленным лексическим значением. Речь идет о словах «стать», «казаться», «называться», «делаться» и т. д. Пример: «Павел казался взволнованным».
  3. Глаголы с полным лексическим значением, которые обозначают движение, состояние и т. п. Пример: «Бабушка сидела готовая».

Важно отличать сказуемое, состоящее из глагола и прилагательного, от сказуемого и определения. Поскольку вопрос к определению может идти только от подлежащего, словосочетания, в которых прилагательное относится к сказуемому, являются целым сказуемым.

Пример: «Маша лежала больной». «Лежала больной» — лежала (какой?) больной — сказуемое, состоящее из 2 слов. Но «Больная Маша лежала» — Маша (какая?) больная (что делала?) лежала — сказуемое «лежала».

Сказуемое может быть простым (состоит из одного глагола) и составным (из двух и более слов). Составной глагол делится на разные виды в зависимости от конструкции:

  1. Составным глагольным: состоит из связочной части и инфинитива глагола. Связочная часть — это глагол, согласованный с подлежащим по времени, лицу и числу. Может быть фазисным (стать, начать, бросить, продолжить — «Дима стал работать») или модальным (хотеть, желать, уметь, думать, стараться — «Павлик мечтал повзрослеть»).
  2. Составным именным: состоит из глагола-связки и именной части. Глаголом чаще всего выступает «быть» («есть»), он может быть опущен для красоты фразы, но всегда подразумевается (Она была хорошим товарищем — Она (есть) хороший товарищ). Именная часть может быть существительным (Владимир — преподаватель), прилагательным в именительном или творительном падеже (Юноша неопытный; Юноша был неопытным), в сравнительной степени (Юноша был неопытнее) или краткой форме (Юноша неопытен), числительным (Деревья были в два метра высотой), местоимением (Сад стал моим), наречием (Завтра будет тепло) или причастием (Договор был подписан). В некоторых случаях именной частью могут стать неделимые словосочетания (Мальчик был невысокого роста) или фразеологизм (Они с братом — не разлей вода).

Также может встречаться осложненное сказуемое. Оно состоит из нескольких глаголов или глаголов и именных частей, чаще всего из трёх и более слов. Примеры: «Я хочу начать учиться», «Я хотел бы стать врачом».

Дополнительные члены

Грамматическая основа предложения с примерами

Если предложение состоит только из главных членов, оно является нераспространенным. Наличие любого второстепенного члена делает его распространенным. Второстепенными могут быть:

  1. Определение. Означает качество, признак или свойство существительного (подлежащего или дополнения) и отвечает на вопросы «Какой?», «Чей?», «Который?». Согласуется с существительным, при разборе его необходимо подчеркнуть волнистой линией. Обычно выражается прилагательным или причастием (Красивая (какая?) береза выросла), реже существительным, наречием или инфинитивом (Вечер у бабушки выдался (каким?) веселым).
  2. Дополнение. Является объектом действия сказуемого и зависит от него, отвечает на вопросы падежей существительных, кроме именительного: «Кого/чего?», «Кому/чему?», «Кого/что?», «Кем/чем?», «О ком/о чем?». Выделяется пунктиром. Выражается существительным (Он взял (что?) книгу) или местоимением (Он подошел (к кому?) к нему), реже инфинитивом (Мама попросила его (о чем?) уйти).
  3. Обстоятельство. Тоже зависит от сказуемого и обозначает признак времени, места, причины, цели, условия и т. д. Вопросы зависят от значения самого обстоятельства: «Где?», «Куда?», «Когда?», «Как?», «Зачем?», «Почему?». Обозначаются пунктиром с точками. Обстоятельство связано со сказуемым и может быть выражено наречием (Он работал (как?) долго) или существительным в косвенном падеже (Ты придешь (когда?) вечером), деепричастным оборотом или фразеологизмом (Иван трудился (как?) спустя рукава), иногда инфинитивом глагола (Семья уехала (куда?) отдыхать).

При выполнении задания или упражнения по разбору предложения сперва необходимо понять, какие члены предложения распространяют грамматическую основу, затем найти по порядку второстепенные.

Подлежащее и сказуемое — это ядро предложения. Фраза может состоять только из одного главного члена, но не иметь ни одного она не может, так как в них заключен смысл. При синтаксическом разборе ядро находится в первую очередь, от него затем ищутся второстепенные члены.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/grammaticheskaya-osnova-predlozheniya.html

Грамматическая основа предложения

Грамматическая основа предложения с примерами

Чтобы не ошибаться в постановке знаков препинания, необходимо понимать структуру предложения, то есть уметь быстро находить грамматическую основу. Именно об этом наша статья.

Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое; это смысловой центр фразы. Именно в нем заключен основной смысл, который необходимо передать. В большинстве случаев грамматическая основа самостоятельна: если исключить все второстепенные члены, суть предложения все равно будет понятна.

Это и грамматический центр, ведь именно сказуемое связывает предложение со временем и реальностью.

В двусоставном предложении грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого. Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении, а сказуемое – то, что нам сообщается о подлежащем.

В 3 классе на уроках русского языка, изучая эту тему, проходят наиболее простой и распространенный вид грамматической основы, когда подлежащее выражено существительным или местоимением, а сказуемое – глаголом в личной форме.

Подлежащее может выражаться существительным или местоимением, инфинитивом, сочетанием существительного с количественным числительным (два брата), синтаксически неделимым сочетанием (детский сад) и т.д.

Различают три вида сказуемых:

  • в простом глагольном сказуемое – глагол в любой форме, кроме инфинитива;
  • в составном глагольном инфинитив смыслового глагола и вспомогательный глагол (модальный или фазовый) либо краткое прилагательное с модальным значением – для выражения грамматического смысла;
  • в составном именном глагол-связка “быть” (или “полусвязка” казаться, стать и т.д.) и именная часть, которая может выражаться чем угодно, кроме глагола в личной форме или деепричастия.

Если подлежащее и сказуемое выражены существительными, числительными или инфинитивами (в любом комплекте), то между ними часто ставится тире; из правила есть исключения. Вот пример схемы грамматической основы предложения с тире: ̲ ― это ̳ .

Запятая между подлежащим и сказуемым стоять не может; разве что там два выделительных знака, но тогда их обязательно два!

В односоставном предложении грамматическая основа состоит только из сказуемого или (редко) только из подлежащего.

Иногда можно встретить мнение, что это не подлежащее и не сказуемое, а особый член предложения.

Выделяют несколько видов односоставных предложений в зависимости от того, чем выражен главный член.

В распространенных предложениях, кроме грамматической основы, есть еще второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. В нераспространенном есть только грамматическая основа.

Грамматическая основа – это ядро предложения, его грамматической структуры и смысла. Вид предложения зависит от количества главных членов в основе: если основа из двух членов, предложение двусоставное, из одного – односоставное.

В распространенном предложении есть еще второстепенные члены, в нераспространенном – только одна грамматическая основа. Главные члены могут быть выражены многими частями речи или сочетаниями. В зависимости от этого определяют вид сказуемого.

Между подлежащим и сказуемым может стоять тире, но не запятая.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/grammaticheskaya-osnova-predlozheniya-shema-3-klass.html

Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи

В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое. Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!

Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО?  или ЧТО?

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.

В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).

Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):

Иные способы выражения подлежащего Примеры
Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительногоТрое вышли из леса.
Имя прилагательное в роли существительногоСытый голодному не товарищ.
Причастие в роли существительногоОтдыхающие весело проводили время. Дорогу осилит идущий.
НаречиеЗавтра обязательно наступит.
МеждометиеДалече грянуло ура.
СловосочетаниеМы с друзьями выехали раньше. Немало школьников участвовало в конкурсе.
Неопределенная форма глаголаСочинять — моя стихия.

Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)

Какие бывают сказуемые?

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?

Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).

Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

  • Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
  • Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
  • Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).

Сложные случаи в определении сказуемых

Ситуация 1. Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример: Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).

В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.

Ситуация 2. Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.

Ситуация 3. Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.

Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.

Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.

Ситуация 4. Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.

Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).

Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).

Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя.

Определение основы в односоставных предложениях

В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.

Пример: Зимнее утро.

В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.

Пример: Люблю грозу в начале мая.

Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.

Примеры: Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.

Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.

Источник: https://pedsovet.su/rus/6783_kak_opredelit_grammaticheskyu_osnovu

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: урок русского языка по теме «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое»

Русский язык

          Класс: 3
          Тема:  Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

Цели: формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения, формирование умения графически обозначать главные члены в предложении, вырабатывать грамотное письмо, развивать речь.

Планируемые УУД:

Предметные: совершенствовать знания о связи слов в предложении; уметь  находить в предложении грамматическую основу; развить  навык орфографической зоркости; различать подлежащее и сказуемое по вопросам; уметь графически обозначать главные члены в предложении.

Личностные: осознавать роль полученных знаний в речи.

Метапредметные: находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы, уметь слушать и понимать других.

Регулятивные: работать по плану с коллективом.

Коммуникативные: оформлять мысли в устной речи, понимать речь других,  умение работать в паре.

Оборудование: мультимедийная доска с презентацией,  карточки  с заданием,

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Оформление классной работы в тетради. Словарная работа.

— Запишите слова. Слова записаны на индивидуальных карточках, с пропущенными буквами.

Товарищ, одежда, осина, стакан, батон.

— Подчеркните букву, которая обозначает звук описанный мной.

  1. Согласный, парный, звонкий, мягкий. В
  2. Гласный, безударный. Е
  3. Согласный, парный, глухой, твердый. С 
  4. Согласный, непарный, звонкий, твёрдый.  Н
  5. Гласный, ударный. А

— Какое слово получилось?  Весна (картина)

— Что такое весна? Кому нравится весна и почему?

— Составьте предложение с этим словом.Что вы знаете о предложении?

  1. Изучение нового материала.

1. Создание проблемно- поисковой ситуации.

           На доске записаны предложения. Работа в парах.

— Прочитайте и сосчитайте, сколько здесь предложений?

       Пришла тёплая весна.

       Ярко светит весеннее солнышко.

       Говорливые по дорогам.

       На деревьях птицы гнёзда.

       Цветут душистые ландыши.

       Над полянкой летают.

— Почему вы считаете, что только 3 предложения?

— Почему другие не являются предложениями? Что нужно сделать, чтобы получились предложения?

— О чём сегодня будем говорить на уроке? О главных членах предложения.

2. Постановка цели урока.

— Какие цели (вопросы) поставим на урок? (Что такое главные члены предложения? Как находить главные члены предложения? Для чего нужны главные члены предложения?)

3. Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения.

  — В каждом предложении выпишите главные слова.

Весна пришла. Светит солнце. Цветут ландыши.

— Что называет каждое из слов? (предмет и его действие)

— Почему выписали именно эти слова? (главные члены предложения)

— Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения.(запись на доске)

Составление кластера на доске.

— Что такое подлежащее и сказуемое?

 Главное слово, от которого мы ставили вопрос – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. А второе слово – сказуемое, подчёркиваем двумя чертами.

— На какие вопросы отвечает подлежащее? Какой частью речи выражено? Что оно обозначает?  

— На какие вопросы отвечает сказуемое? Какой частью речи выражено? Что оно обозначает?

 — Какой вывод? 

 Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них     заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа.

Сравнение своего вывода с  правилом  в учебнике стр. 146.

  1. ФИЗМИНУТКА

(для глаз)          

V. Закрепление изученного материала.

Работа в группах ( 4 группы). Каждой группе предлагается свое задание. Группе экспертов  творческое задание  -оформить «запоминалку».

Карточка №1. 

Прочитать и  расположить предложения так, чтобы получился текст. Подчеркнуть главные члены предложения.

Снег уже почти весь растаял.

Птицы весело щебечут на ветках.

Пришла весна.

Греет солнышко.

На деревьях набухли почки.

Карточка № 2. 

Прочитать и дописать предложения, чтобы получился текст. Подчеркнуть главные члены предложения.

Весной природа ………… Ярко-зеленая ………… покрывает землю, словно шелковый ковер. На нём распустились………. Это одуванчики! Они желтые и пушистые, словно маленькие цыплята.

Карточка № 3. Составить из слов предложения, чтобы получился текст. Подчеркнуть главные члены предложения.

Весна, солнце, ярче, почки, распускаются, зазеленела, подснежники.

Карточка № 4. 

Правильно поставить точки, чтобы получился текст. Подчеркнуть главные члены предложения.

Вот и пришла весна небо делается голубее солнышко светит ярче  появляются лужи  с крыш свисают сосульки ребятишки больше бегают на улице.

Проверка  работ группой экспертов. Представление творческой работы.

Самостоятельная работа: Составить предложения и подчеркнуть главные члены предложения:

Бегут говорливые дорогам ручейки по

бумажные ребята кораблики пускают

  1. Итог урока. Рефлексия.  

       Возвращение к кластеру.

       -Можно ли дополнить наш кластер?

             — Что такое грамматическая основа предложения? 

  — На какие вопросы отвечает подлежащее? Чем оно  выражено?

  — На какие вопросы отвечает  сказуемое? Чем оно  выражено?

Каждая группа подводит итог своей работы с помощью приема «Черный-белый камешек».

  1. Домашнее задание: выполнить упр. 405, с. 146.

   

   

 

Урок по русскому языку на тему»Грамматическая основа предложения» (3 класс)

Тема урока: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

Цель:

Формирование умения находить в простом предложении грамматическую основу.

Задачи урока:

Образовательные: формировать представление о понятиях «грамматическая основа предложения», «подлежащее», «сказуемое»; учить находить грамматическую основу предложения.

Развивающая: развивать умение составлять предложения; совершенствовать умения самоанализа работы.

Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку; чувство гордости за то, что мы являемся носителями этого языка.

Планируемый результат обучения:

Познавательные УУД: сформировать умение находить в простом предложении грамматическую основу.

Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.

Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. Основные понятия: Грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое. Форма проведения: урок с применением активных методов обучения. Ресурсы: Основные:

  • С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова. Учебник «Русский язык» для 3 класса, 1 часть. – «Вентана – Граф», 2013г;

Список литературы:

  • С.В.Иванов, М.И. Кузнецова. Русский язык. 3-й класс. Комментарии к урокам для учителя – «Вентана – Граф», 2011г;

Дополнительные: 

Каллиграфия

Иллюстративный материал, направленный на изучение главных и второстепенных членов предложения

http://files.schoolWF

признаки предложения

Физминутка

определение главных слов в предложении

Ход урока:

  1. Организационный момент. Ну – ка, детки, встаньте в ряд. Готов работать мой отряд? Тогда начинаем наш урок.

— На партах у вас лежат листы самоанализа урока, которые мы будем заполнять в течение урока.

2. Чистописание

Загадка к минутке чистописания:

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Деятельность учащихся:

— Написание прописной и строчной букв Ж ж

Деятельность учащихся: Заполнение карты самооценки.

3. Актуализация знаний.

Деятельность учащихся: Спиши. Вставь пропущенные буквы, поясни их написание.

Мал_чики пошли в рощ_. Там рос б_л_шой ду_. В дупле с_ва сделала гн_здо. Р_бята взяли из гн_зда с_вёнка. Ноч_ю с_ва прил_тела к дому. Она села на б_рёзу под _кном и кричала.

Миша и Коля выпустили с_вёнка.

Вопросы к тексту:

— Можно ли назвать это текстом? Почему? Докажи. Подберите заголовок.

Деятельность учащихся:

— Называют признаки предложения

— А, есть ли в этих предложениях грамматическая основа? Докажите. Подчеркните в каждом предложении подлежащие и сказуемое. (проверка на доске)

Подведение итогов выполнения работы:

Кто ни разу не ошибся? Молодцы!

. Заполнение карты самооценки.

Переход к новой теме урока:

(На основании выполненной работы, попробуйте определить тему нашего урока.)

Тема урока: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

Какая главная задача нашего урока?

Деятельность учащихся:

— Рассказывают по схеме о главных членах в предложении.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5308f12-edf3-4210-af22-a3f711b5c429/%5BNS-RUS_3-30%5D_%5BTQ_073%5D.swf

4. Проблемная ситуация.

Работа с учебником стр.77-78 чтение текста хорошо читающим ребёнком.

— Что произошло между Алёшей и Наташей?

— Давайте им поможем разобраться, кто же прав?

5. Физминутка ( направлена на расслабление мышц глаз)

«Видят глазки всё вокруг»


Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг. 
Глазком видеть всё дано- 
Где окно, а где кино. 
Обведу я ими круг, 
Погляжу на мир вокруг.

6. Закрепление изученного материала.

Деятельность учащихся:

определить главные слова в предложении

– Коллективная работа с учебником стр.78 упр.1

— работа в парах стр.79 упр.2, 4.

Заполнение карты самооценки.

7. Самостоятельная работа (карточки)

— Найти грамматическую основу и выделить.

1 вариант:

В синем небе кружит стая птиц.

 Серые утки улетели в тёплые края.

 В холодной комнате сидел маленький котёнок.

2 вариант:

Луч солнца проскользнул в дупло.

  Над лесом встаёт яркое солнце.

  Небо покрылось свинцовыми тучами.

(взаимопроверка, обосновать ответы).

-отметить работу в карте.

8. Рефлексия

-О чём же мы говорили на уроке?

— Что было самым сложным?

— Что нужно сделать чтобы не испытывать затруднений?

— Какое задание понравилось больше всего? Почему?

-Почему подлежащее и сказуемое являются грамматической основой предложения?

-Сдайте мне свои карты самооценки.

9. Домашнее задание

— учебник стр.79 упр. 3.

Спасибо за урок!

Используемая литература:

Каллиграфия

Иллюстративный материал, направленный на изучение главных и второстепенных членов предложения

http://files.schoolWF

признаки предложения

определение главных слов в предложении

Физминутка

http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/peremena/fizkultminutki/fizminutki_dlja_glaz/63-1-0-158

что такое грамматическая основа можно пример

подлежащее и сказуемое

это подлежащее и сказуемое например шла Маша по шоссе Маша-подлежащее шла-сказуемое)

Подлежащие+сказуемое=грамматическая основа. Наступила зима! Наступила-сказуемое Зима-подлежащее

Я и мама пошли гулять в лес. грамматическая основа: я и мама-это подлежащие пошли-сказуемое вот это и есть грамматическая основа!

Грамматическая основа — подлежащее и сказуемое.

подлежащее и сказуемое

Под грамматической основой предложения в лингвистике понимается его главная часть, которая состоит из подлежащего и сказуемого (или только из одного компонента). Подлежащее и сказуемое в лингвистике нельзя считать словосочетанием, но в школе это допустимо. Любая работа над текстом начинается с определения основ предложения. Все предложения подразделяются по количеству главных членов на односоставные и двусоставные. Односоставные в свою очередь делятся на назывные (в предложении есть только подлежащее) и глагольные (только сказуемое). Среди глагольных предложений выделяют неопределенно-личные, безличные, определенно-личные и обобщенно-личные. В качестве подлежащего в предложении могут выступать существительные, местоимения, прилагательные, причастия, числительные, инфинитивы (начальные формы глаголов), некоторые словосочетания, а также фразеологически устойчивые сочетания слов (из пушек по воробьям). Сказуемым в предложении могут являться глаголы в начальной и личной форме с использованием вспомогательных частиц, междометия. Сказуемые подразделяются на простые (выражаются только одним словом) и составные (выражаются несколькими словами). Составные сказуемые делятся на именные и глагольные. Последние представляют собой сочетания слов, состоящих преимущественно из глаголов. Например, сочетание глаголов в значении фазиса и инфинитива: уметь читать. В некоторых случаях, в качестве составного глагольного сказуемого может выступать глагол быть в паре с кратким прилагательным: был готов. В именных сказуемых глагольная часть может быть представлена полузнаменательным глаголом (бывать, стать), глаголом со значением перемещения, действия, состояния (спать, стоять), а также глаголом быть. Именная часть выражается либо существительным, стоящим в именительном или творительном падеже, либо прилагательным (в любой форме).

Грамматическая основа — подлежащее и сказуемое. Маша спешит спешит-сказуемое Маша-подлежащее

Если неправильно, я вас зарежщу (с Кавказским акцентом).

Например Выпадает снег, он изменяется и т. д.

подлежащее и сказуемое

Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого. Например: Пришла (сказ.) зима (подлежащ.), можно играть в снежки!

В какой науке есть термин: грамматическая основа предложения?

Под грамматической основой предложения в лингвистике понимается его главная часть, которая состоит из подлежащего и сказуемого (или только из одного компонента). Подлежащее и сказуемое в лингвистике нельзя считать словосочетанием, но в школе это допустимо. Любая работа над текстом начинается с определения основ предложения. Все предложения подразделяются по количеству главных членов на односоставные и двусоставные. Односоставные в свою очередь делятся на назывные (в предложении есть только подлежащее) и глагольные (только сказуемое). Среди глагольных предложений выделяют неопределенно-личные, безличные, определенно-личные и обобщенно-личные. В качестве подлежащего в предложении могут выступать существительные, местоимения, прилагательные, причастия, числительные, инфинитивы (начальные формы глаголов), некоторые словосочетания, а также фразеологически устойчивые сочетания слов (из пушек по воробьям). Сказуемым в предложении могут являться глаголы в начальной и личной форме с использованием вспомогательных частиц, междометия. Сказуемые подразделяются на простые (выражаются только одним словом) и составные (выражаются несколькими словами). Составные сказуемые делятся на именные и глагольные. Последние представляют собой сочетания слов, состоящих преимущественно из глаголов. Например, сочетание глаголов в значении фазиса и инфинитива: уметь читать. В некоторых случаях, в качестве составного глагольного сказуемого может выступать глагол быть в паре с кратким прилагательным: был готов. В именных сказуемых глагольная часть может быть представлена полузнаменательным глаголом (бывать, стать), глаголом со значением перемещения, действия, состояния (спать, стоять), а также глаголом быть. Именная часть выражается либо существительным, стоящим в именительном или творительном падеже, либо прилагательным (в любой форме)

Подлежащее+Сказуемое

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *