Что такое идея и тема текста: Как определить тему текста? Алгоритм выполнения упражнений. Примеры – как определить или сформулировать мысль, в каком предложении она выражена и задания для определения этого

Содержание

как определить или сформулировать мысль, в каком предложении она выражена и задания для определения этого

Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами.

Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.

Тема и основная мысль: связь и различиеОсновная мысль текста

Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?

С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности.

А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна.

Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.

Тема

В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.

Основная мысль

Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе.

Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы.

Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.

Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный.

Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации.

Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.

Как определить тему текста

Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.

Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:

  1. Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
  2. Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
  3. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.

Как выделить основную мысль

При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.

Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

  1. Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
  2. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
  3. Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
  4. Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
  5. Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.

Пошаговая инструкция

При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

  1. Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
  2. Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
  3. Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
    • автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
    • автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
    • автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
  4. Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
  5. Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
  6. Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
  7. Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.

В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли.

Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор.

Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.

Источник: https://LivePosts.ru/articles/education-articles/books-education-articles/opredelenie-temy-i-osnovnoj-mysli-teksta

Что такое основная мысль текста и как ее определить

Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.

Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.

Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.

Что представляет собой текст

Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.

Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.

Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.

Что такое связь предложений грамматически и по смыслу

В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:

  1. Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.
  2. Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.

Основная мысль текста

Виды смысловой связи предложений в тексте

Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:

  1. Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.
  2. Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег. Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.

Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.

Основная мысль текста

Тема и главная мысль текста

Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.

Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.

Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.

Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.

Основная мысль текста

Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений

Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.

Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.

Основная мысль текста

Как научиться выделять основную мысль

Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:

  1. Следить за течением повествования, развитием событий и логики.
  2. Обращать внимания на заголовки (они могут быть метафорическими или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.
  3. По мере чтения анализируйте, что является важным для автора, на какие моменты он делает больший акцент.
  4. Определив главную мысль или позицию автора, найдите в тексте, какие доказательства он приводит, чем объясняет свою точку зрения.
  5. После прочтения произведения попытайтесь привести из текста или сформулировать самостоятельно вывод повествования.

Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.

Источник: https://www.syl.ru/article/368256/chto-takoe-osnovnaya-myisl-teksta-i-kak-ee-opredelit

Тема, идея, основная мысль, проблема текста, позиция автора… В чём разница?

Столько терминов, и в заданиях частенько просят найти то один, то другой, то несколько… В чем разница между ними – сейчас, кратко, доступно.

И первым термином для нас является тема текста. Она первая, потому что без нее текстов не бывает, абсолютно любой, даже самый маленький текст имеет тему. О чём басня И. А.

Крылова «Ворона и лисица»? Вы подумаете примерно: «О лисице, которая перехитрила ворону, оказавшуюся падкой на лесть». Или кратко: «Собственно, о вороне и лисице». Верно, замечательно! Это тема басни.

Другой пример – мама у сына спрашивает, что рассказывала учительница в этот день на литературе, а сын отвечает: «Да что-то о Лермонтове». Вот это «что-то о Лермонтове» – тема устной лекции учительницы.

То есть, как понятно из выше приведенных примеров, тема – это то, о чём текст. Она может быть широкой: «М.Ю. Лермонтов», «Творчество М.Ю. Лермонтова» – или узкой: «Юность М.Ю. Лермонтова», «Стихотворение «Парус» М.Ю. Лермонтова» и т.п. (слишком много Лермонтова здесь). Часто тема выносится в заглавие.

Проблема в тексте – это какой-то вопрос, значимый для автора и даже общества. Чтобы ее выделить, надо постараться понять, что в затронутой теме волнует автора, что он хочет обсудить.

Учитывайте, что в тексте может рассматриваться несколько вопросов, но самый главный из них будет являться основной проблемой текста. И да, бывают тексты без проблемы.

Например, понравился писателю осенний лес и в тексте описаны березки, листочки, грибочки, красота природы и ВСЁ (нет рассуждений об увядании и старости или загрязнении окружающей среды или чего-то еще проблемного). На экзаменах беспроблемных текстов не встретится.

Теперь об идее. Она же основная мысль.

Да, в одном задании найти идею и основную мысль вас не попросят, только что-то одно =) Это главная обобщающая мысль текста, можно сказать, это ответ на поставленный автором вопрос.

Это основа авторской позиции. Это то, зачем автор написал текст, что он хотел донести до читателя. В принципе, до 9 класса термины «основная мысль» и «позиция автора» не разделяются.

Из идеи и эмоционально-нравственной оценки того, о чём говорится в тексте, складывается авторская позиция.

Это мнение писателя по поставленной проблеме, раскрывающееся через всю систему речевого произведения (языковые и образные средства).

Позиция автора далеко не всегда явно написана, бывает её нужно искать, через комплексный анализ (однако в текстах на экзаменах она выделяется легко).

Вот и всё на сегодня. Спасибо дочитавшим) Ставьте лайк и подписывайтесь, если интересны мои материалы по русскому языку)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5beaf32cd9e6c600aa2ccfb9/5c153818f3b33900a9e5a48a

Что такое главная тема и мысль текста

В данной статье вы ознакомитесь с тем, что такое главная тема и мысль. Вы научитесь определять и выделять важные детали.

Главная мысль текста это то, что автор хочет донести до читателя. Мысль бывает спрятана в произведении, и чтобы ее понять люди порой читают целую трилогию.

В школе на уроках часто дают задание определить мысль текста, вынести какой – то урок, но этому тоже надо учиться. Чтобы понять, какие чувства вложил автор в свое произведение нужно ознакомиться с биографией автора.

Для полного понимания текста следует прочитать и критические статьи. Не всем дано с первого раза вникать в суть вещей и замечать важные детали. Не нужно расстраиваться и отчаиваться, можно просто перечитать книгу.

Чтобы текст выглядел гармонично и затягивал читателя, авторы используют различные средства выразительности, части речи. Конечно же, больше всего затягивает читателя уникальность текста.

Почти все люди любят классику, а те, кто не любит, уважают. Уважать классику можно за ее неповторимость, раньше не было интернета и развитых технологий, каждый писатель писал по своему и создавал свой особенный стиль.

Правильное построение текста и предложений это залог успешного формирования темы и мысли. Тема текста – это то, что хочет сказать или выразить писатель своим произведением.

Бывает такое, что мы читаем заголовок или эпиграф и даже представить себе не можем как это связано с содержанием, но в последней странице мы откроем для себя всю скрытую суть.

Что нужно, чтобы научиться определять главную мысль текста? Есть несколько простых советов для новичков в этом деле.

Первое, и самое главное – читать вдумчиво и внимательно, обращая внимания на имена героев, на даты, места, ключевые фразы. Можно выписывать главную информацию и цитаты, это полезно для запоминания произведения.

Также нужно обращать внимание на эпиграфы и заголовки, они несут в себе смысловую нагрузку.

Задайте себе вопрос, на чем сконцентрировал внимание автор? Следите за описанием деталей. Иногда писатель может высказывать об обыденных вещах непонятные мысли, но это только первоначально.

После каждой главы пересказывайте прочитанное, таки образом в голове происходит анализ. Очень полезно порассуждать о произведении с друзьями, которые также его читали, только в споре рождается истина, значит можно и поспорить о написанном.

Чтобы подойти к анализу произведения серьезно, нужно понять стиль, речевые обороты, язык автора.

Чтобы обратить внимание на читателя в тексте должны быть повторы, нужно их запоминать или выписывать, все самое главное в деталях.

В работах классиков: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. А. Булгакова мысль текста заключена в названии. Из названия “Война и Мир” мы уже можем представить о чем будет идти речь.

Конечно глубина мысли – это война среди классов, но и поверхностное восприятие нас не подвело.

“Преступление и наказание” – название, говорящее за себя. Да, за преступление Раскольников получила наказание, но не физическое, а больше моральное.

В романе “Мастер и Маргарита” рассказывается не только о жизни Мастера с Маргаритой, но и о демонах Маргариты и Рассказе Мастера. В каждом названии есть ключ к разгадке главной мысли.

Но чтобы понять ее, нужно приложить не мало усилий. Давайте ознакомимся и с тем, что такое средства выразительности, и зачем они нужны. Существует несколько типов средств выразительности:

  • Синтаксические
  •  Фонетические
  •  Лексические

К фонетике относится анафора и эпифора, они используются в стихотворениях, для передачи звуков, или музыки. Тропы – это слова и фразы в переносном значении, они заставляют задуматься и создают образы. К тропам относится:

  • Олицетворение – когда неживые предметы или явления наделяются признаками живых существ
  • Метафора – переносное значение
  •  Гипербола – сильное преувеличение, несвойственное предмету, противоположность гиперболе – литота, это преуменьшение

Также в литературе есть стилистические фигуры, такие как градация (расположение схожих по смыслу слов в порядке убывание или увеличения важности), оксюморон (намеренное слияние противоречий), риторические вопросы (используются для усиления мысли или чтобы заставить читателя задуматься).

Чтобы разобраться во всех литературных приемах и стилях потребуется много времени, но после этого вы будете настоящим профессионалом и смело сможете рассуждать о произведениях, выделять главную мысль и тему текста.

Это поможет в написании собственных статей или произведений, расширит кругозор и в целом будет полезно для общего развития.

Желаем вам удачи в постижении новых вершин и расширении границ познания. Каждому по силам понимать литературу.

Источник: https://web-informs.ru/chto-takoe-glavnaya-tema-i-mysl-teksta/

Тема текста, основная мысль текста.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд  Тема текста, основная мысль текста. Урок русского языка в 5 классе Описание слайда:

Тема текста, основная мысль текста. Урок русского языка в 5 классе

2 слайд Цель урока: закрепление и обобщение изученного о теме и основной мысли текста Описание слайда:

Цель урока: закрепление и обобщение изученного о теме и основной мысли текста Задачи: закрепить коммуникативные знания о теме и основной мысли высказывания; развивать устную и письменную речь учащихся; повторить правописание слов, в которых могут быть допущены орфографические ошибки; развивать догадку, воображение, литературно-творческие способности учащихся.

3 слайд Фронтальный опрос: - Что такое тема текста? - Где чаще всего отражается тема? Описание слайда:

Фронтальный опрос: — Что такое тема текста? — Где чаще всего отражается тема? — Что такое основная мысль текста? — Где может быть выражена основная мысль текста?

4 слайд - Что такое тема текста? (Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говор Описание слайда:

— Что такое тема текста? (Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится.) — Где чаще всего отражается тема? (Очень часто тема текста отражается в его заглавии.) — Что такое основная мысль текста? (Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.) — Где может быть выражена основная мысль текста? (Основная мысль текста может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.)

5 слайд Работа с текстом Тропинка Через п..ляны, через душ…стый с..сновый бор и весёл Описание слайда:

Работа с текстом Тропинка Через п..ляны, через душ…стый с..сновый бор и весёлые берёзовые переле…ки в…ётся л…сная тр…пинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тр..пинке. Гуляя в лесу, мы слыш..м и вид…м, как ж…вут звери и птицы, растут, разг..варивают между собой д…рев..я и меняют(?)ся вр..мена года. Много ч…дес раскрыла (перед) нами л…сная любимая тр…пинка.

6 слайд Работа с текстом (устно) Что называется текстом? Текст – это несколько предло Описание слайда:

Работа с текстом (устно) Что называется текстом? Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Текст можно озаглавить. У текста есть заглавие – «Тропинка». Что отражается в заглавии? (тема текста)

7 слайд Работа с текстом (устно) Что называется темой текста? Тема текста – то, о чем Описание слайда:

Работа с текстом (устно) Что называется темой текста? Тема текста – то, о чем говорится в тексте. 2. Что такое основная мысль текста? Основная мысль текста – то, в чём убеждает нас автор. 3. Какова тема нашего текста? Тема текста – лесная тропинка. 4. Какова основная мысль текста? Лесная тропинка интересна, любима.

8 слайд Работа с текстом (устно) 5. Тема и основная мысль текста раскрываются постепе Описание слайда:

Работа с текстом (устно) 5. Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. Определите их. 1. Начало (1-е предложение). 2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что мы видим и слышим, гуляя по тропинке). 3. Заключение (последнее предложение. Оно же конец предложения). Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)

9 слайд Внесите в отрывок из сочинения школьницы исправления в соответствии с замечан Описание слайда:

Внесите в отрывок из сочинения школьницы исправления в соответствии с замечаниями, сделанными на полях

10 слайд Работа с текстом (письменно) Цель: озаглавить, списать текст; определить тему Описание слайда:

Работа с текстом (письменно) Цель: озаглавить, списать текст; определить тему и основную мысль текста. На самом кр…ю оврага среди ольховых кустов ст..яла м..л..дая верба. Её темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое весёлое, самое наря…ное дер..вце (во) всём переле…ке.

11 слайд Работа с текстом (устно) Можно ли этот отрывок назвать текстом? Назовите осно Описание слайда:

Работа с текстом (устно) Можно ли этот отрывок назвать текстом? Назовите основные признаки текста. Заглавие (Цветущая верба) тема ( цветущая верба) основная мысль (молодая верба — самое веселое и нарядное дерево во всем перелеске) связность (верба – она- деревце) композиционная завершенность.

12 слайд Подведение итогов урока Что такое тема и основная мысль текста? Помогло ли ва Описание слайда:

Подведение итогов урока Что такое тема и основная мысль текста? Помогло ли вам увиденное на уроке узнать больше о том, что такое тема и основная мысль текста? Почему необходимо знать, что такое тема и основная мысль текста? В каких случаях это обязательно пригодится?

Подведение итогов урока Что такое тема и основная мысль текста? Помогло ли ва

Курс повышения квалификации

Подведение итогов урока Что такое тема и основная мысль текста? Помогло ли ва

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Подведение итогов урока Что такое тема и основная мысль текста? Помогло ли ва

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-207493

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Урок «Тема и основная мысль текста» 5 класс

Раздел: Текст. Типы речи.

Урок № 1.

Тема: Текст. Тема и основная мысль текста.

Цели урока:

Учащиеся

— узнают: что такое текст, его тема и основная мысль, признаки текста, средства связи предложений;

— научатся: составлять текст из предложений, доказывать, что это — текст или не текст;

— будут развивать мышление, память, речь.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие и сообщение целей урока.

  1. Основная часть урока.

    1. Повторение по теме «Виды речи».

  1. Какие виды речи вы знаете?

  2. Из чего состоит наша речь?

  3. Для чего нужна людям речь?

    1. Актуализация знаний.

Вы уже сказали, что наша речь состоит из слов, словосочетаний, предложений. Если соединяются два слова по смыслу, то получается словосочетание. Из словосочетаний можно составить предложения. А если соединить предложения, то, что может получиться?

Да. Получится текст. Сегодня мы и поговорим о тексте.

    1. Формирование новых знаний.

А как вы думаете: любые предложения можно объединять в текст?

Да. Только предложения, в которых говорится о чём-то общем, могут образовать текст. Но всегда ли?

Например, сравните два текста.

Текст 1.

Книги – наши друзья. Друг в беде познаётся. У тебя есть любимая книга? Читай книги! Книги надо беречь. Много удивительных открытий таит в себе книга.

Текст 2.

Книга! Много интересного таят её страницы! Открой книгу! И ты войдёшь в мир сказок, легенд, открытий, путешествий. Книга – настоящее чудо. И это чудо надо беречь.

Ответьте на вопросы:

  1. В каком тексте предложения связаны друг с другом по смыслу?

  2. Какой из них можно назвать текстом?

  3. Почему?

Вывод: Текст – это совокупность предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Смысл определяет основную тему текста. Тема текста – это то, о чём (о ком) говорится в тексте и обычно выражается в заголовке. Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит. Она так же может быть выражена в заглавии текста.

    1. Закрепление знаний и развитие умений и навыков.

Выполнение упражнения № 116.

Задание: Составьте из предложений текст «Случай в лесу». Используйте для его составления такое средство связи, как порядок предложений.

1) Только слышу, как кто-то фыркает и сопит.

2) На опушке леса я отыскал кучу осенних листьев, набил ими полную сумку и отправился домой.

3) Развязываю сумку и заглядываю внутрь.

4) Вдруг слышу: листья в сумке шелестят.

5) Ничего не вижу.

6) Отшатываюсь, а из сумки выскакивает и убегает ёжик.

Подчеркните глаголы, укажите их лицо, число и время.

После выполнения задания предлагается ключ (порядок предложений в тексте): 2), 4), 3), 5), 1), 6).

Глаголы:

Отыскал, набил, отправился – ед.ч., прош.вр.;

слышу, развязываю, заглядываю, не вижу, отшатываюсь – 1л., ед.ч., наст.вр.;

шелестят – 3 л., мн.ч., наст.вр.;

фыркает, сопит, выскакивает, убегает – 3 л., ед.ч., наст.вр.

Обсуждение, как составлялся текст.

Выводы:

При построении текста используются основные средства связи предложений в тексте:

— порядок предложений;

— порядок слов в предложениях;

— повтор слов;

— местоимения;

— синонимы.

Учимся доказывать.

Это текст, так как:

— предложения в нём связаны по смыслу;

— использованы средства грамматической связи предложений: порядок слов в предложениях, повтор слов, местоимения, синонимы и др.

Докажите, что предложения из упражнения № 118 являются текстом.

Признанный мастер реактивного способа передвижения – медуза. Она распускает зонтик, втягивает в него воду, а сама продвигается вперёд или вверх.

Тем же реактивным способом передвигается другое морское животное – кальмар. Он всасывает воду в жабры, затем с силой выталкивает её через особое отверстие. При этом его скорость настолько огромна, что в погоне за добычей кальмар выскакивает из воды и проносится несколько метров над поверхностью.

(«Древо познания»)

Объяснить значение выделенных слов.

*** Понятие о ключевых словах.

Мы привыкли к берёзе и не замечали порой, как она хороша. А те, кто видит её впервые, глаз не могут отвести. У неё белоснежный ствол в чёрных рябинках, гибкие ветки, ажурная крона с некрупными треугольными листьями.

Отметьте в тексте слова, которые вы считаете главными в тексте.

Почему вы отметили именно эти слова?

Такие слова называются ключевыми.

  1. Заключение урока.

    1. Рефлексия.

Что я узнал(а).

Что такое текст. Каковы его признаки. Средства связи предложений в тексте. Что такое тема текста и основная мысль.

Чему я научился(лась).

Составлять текст из предложений, соблюдая все признаки текста. Доказывать: текст это или не текст.

    1. Оценивание работы учащихся на уроке.

Лист оценивания.

В графе «Повторение» ставятся «+» или «-».

В графе «Актуализация» ставится один «+».

В графе «Формирование» ставятся «+» или «-».

В графе «Закрепление» «Упр 116» ставится «+», если задание выполнено верно или «-», если выполнено не верно; «Упр 118», если принимал участие в доказательстве.

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

1 вопр

2 вопр

3 вопр

Ответил

Не полный ответ

Не ответил

1 вопр

2 вопр

3 вопр

Упр 116

Упр 118

Оценка «5»

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

1 вопр

2 вопр

3 вопр

Ответил

Не полный ответ

Не ответил

1 вопр

2 вопр

3 вопр

Упр 116

Упр 118

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Оценка «3»

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

1 вопр

2 вопр

3 вопр

Ответил

Не полный ответ

Не ответил

1 вопр

2 вопр

3 вопр

Упр 116

Упр 118

+

+

+

+

Оценка «2»

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

1 вопр

2 вопр

3 вопр

Ответил

Не полный ответ

Не ответил

1 вопр

2 вопр

3 вопр

Упр 116

Упр 118

Оценка «4» ставится, если учащийся работал лучше чем на «3», но хуже чем на «5».

    1. Домашнее задание: выполнение упражнения № 120; знать, что такое текст, основная мысль текста, основные средства связи предложений в тексте.

Литературные источники:

  1. З.К.Сабитова, В.К.Павленко «Русский язык» Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Рекомендовано Министерством образования и науки Республики Казахстан. 3-е издание, переработанное. Алматы «Атамұра» 2015. С.32-35.

  2. М.Р.Кондубаева, В.К.Павленко, Т.А.Абжанова, Ф.Г.Брулева «Русский язык» Методическое руководство для учителей 5 класса Общеобразовательной школы. Алматы «Атамұра» 2015.

  3. «Руководство для учителя» Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. Центр педагогического мастерства. 2014 г.

Конспект урока на тему «Что такое тема и главная мысль текста»

МБОУ «Нововасильевская ООШ»

Конспект урока

на тему

«Что такое тема и главная мысль текста»

УМК «Школа России»

Русский язык 2 класс

Подготовила

учитель начальных классов

Ширшицкая Ольга Владимировна

2018/2019 учебный год

Цель: научить определять тему и главную мысль текста.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять тему, главную мысль текста; озаглавливать текст; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

I . Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Кот, у, Тишка, жил, Миши. Душистая, лугу, на, трава. Груши, малыши, сочные, ели.

— Из слов каждой строки составьте предложение.

— Можно сказать, что у вас получился текст? (Нет, предложения не связаны по смыслу.)

— Подчеркните орфограммы в словах. (Дети подчеркивают сочетания ЖИ, ШИ, ЧН, имена собственные.) — Найдите слово, в котором гласных букв больше, чем согласных. (Ели.)

— В каких словах все согласные глухие? (Кот-, Тишка.}

III. Самоопределение к деятельности

(Текст на карточках)

Слоны — умные животные. Их учат, и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду таскают. Они даже гулять с детьми ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел.

(По Б. Житкову)

— Перед вами лежат карточки. Прочитайте и скажите, можно ли утверждать, что здесь написан текст? (Это текст. Он состоит из трех предложений. Они связаны по смыслу. Тема текста — слоны)

— Для чего Б. Житков написал этот текст? Что хотел сказать автор этим текстом? (Ответы детей)

— Озаглавьте текст («Умные животные», «Умные слоны»)

— В каждом тексте есть главная мысль. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)

IV. Работа по теме урока Упр. 15 (с. 13).

— Прочитайте текст

— Найдите предложение, в котором говорится самое главное, что хотел сказать автор («Хорошее знакомство — в прибыль нам»)

— Как понимаете эти слова? (Человек много получает от хорошего знакомства)

— Докажите, что заголовок отражает главную мысль. (Поведешься с хорошим человеком, сам хорошему научишься)

— Спишите предложение, в котором выражена основная мысль. (Дети списывают последнее предложение)

— Прочитайте, что такое главная мысль текста. (Это то главное, о чем хотел сказать автор.)

V. Физкультминутка

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись, вверх поднимись.

А теперь чуть-чуть попрыгай,

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 16 (с. 19).

(Дети читают текст самостоятельно)

— Определите тему текста. (Муравей попал под дождь.)

Назовите главную мысль текста. (Благодаря своей находчивости муравей спасся от дождя и попал домой)

— В каком предложении говорится о том, как муравей укрылся от дождя? («Залез муравей…»)

— Спишите это предложение

(Проверка. Самопроверка, сверка с текстом учебника)

Упр. 17 (с. 19).

— Прочитайте задание

— Какое задание вы будете выполнять письменно? (Списать предложение)

— Спишите и проверьте написанное.

— На написание каких орфограмм нужно обратить особое внимание? Проверьте, правильно ли вы их написали.

— Прочитайте задания для устной работы.

— Почему говорят, что сентябрь без плодов не бывает? (В сентябре созревают овощи и фрукты)

— Докажите, что это не текст, а предложение. (Текст состоит из нескольких предложений, а здесь только одно предложение)

— Составьте устно текст, включив в него данное предложение. (Отвечают 2— 3 учащихся. Дети определяют основную мысль текста)

2. Словарная работа

— Написание какого слова мы должны запомнить? (Сентябрь)

— Спишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

— Дайте определение: что такое сентябрь? (Это первый осенний месяц)

VII. Рефлексия

— Перед вами на листочках текст. Прочитайте его и спишите предложение, в котором заключена главная мысль текста.

От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа — как озеро.

Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на полу, крыльями взбивают ее, привёртывают… Брызги над лужей — фонтаном.

Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них — удовольствие.

(Дети списывают последнее предложение)

VIII. Подведение итогов урока

— Что узнали о тексте? (В каждом тексте есть главная мысль)

— Что такое главная мысль? (Это то главное, о чем хотел сказать автор)

— Может ли быть текст без главной мысли? (Нет. Получится бессмыслица)

Домашнее задание

Нарисовать рисунок на тему «Сентябрь». Программный уровень. Написать текст из трех-четырех предложений по теме «Сентябрь».

Русский язык 3 класс. Что такое тема и главная мысль текста?

Русский язык. 3 класс.

Учитель младших классов Благова Т.В

Что такое тема и главная мысль текста?

Цель: научить определять тему и главную мысль текста.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять тему, главную мысль текста; озаглавливать текст; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Кот, у, Тишка, жил, Миши. Душистая, лугу, на, трава. Груши, малыши, сочные, ели.

— Из слов каждой строки составьте предложение.

— Можно сказать, что у вас получился текст? (Нет, предложения не связаны по смыслу.)

— Подчеркните орфограммы в словах. (Дети подчеркивают сочетания ЖИ, ШИ, ЧН, имена собственные.) — Найдите слово, в котором гласных букв больше, чем согласных. (Ели.)

— В каких словах все согласные глухие? (Кот-, Тишка.}

III. Самоопределение к деятельности

(Текст на карточках.)

Слоны — умные животные. Их учат, и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду таскают. Они даже гулять с детьми ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел.

(По Б. Житкову)

— Перед вами лежат карточки. Прочитайте и скажите, можно ли утверждать, что здесь написан текст? (Это текст. Он состоит из трех предложений. Они связаны по смыслу. Тема текста — слоны.}

— Для чего Б. Житков написал этот текст? Что хотел сказать автор этим текстом? (Ответы детей.)

— Озаглавьте текст. («Умные животные», «Умные слоны».)

— В каждом тексте есть главная мысль. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей.)

IV. Работа по теме урока Упр. 15 (с. 13).

— Прочитайте текст.

— Найдите предложение, в котором говорится самое главное, что хотел сказать автор. («Хорошее знакомство — в прибыль нам»,)

— Как понимаете эти слова? {Человек много получает от хорошего знакомства.)

— Докажите, что заголовок отражает главную мысль. (Поведешься с хорошим человеком, сам хорошему научишься.)

— Спишите предложение, в котором выражена основная мысль. (Дети списывают последнее предложение.)

— Прочитайте, что такое главная мысль текста. (Это то главное, о чем хотел сказать автор.)

V. Физкультминутка

Влево наклонись, вправо наклонись, Вниз опустись, вверх поднимись. А теперь чуть-чуть попрыгай, Влево, вправо наклонись И тихонечко садись.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 16 (с. 19).

(Дети читают текст самостоятельно.)

— Определите тему текста. (Муравей попал под дождь.) ~ Назовите главную мысль текста. (Благодаря своей находчивости муравей спасся от дождя и попал домой.}

— В каком предложении говорится о том, как муравей укрылся от дождя? («Залез муравей…»}

— Спишите это предложение.

(Проверка. Самопроверка, сверка с текстом учебника.)

Упр. 17 (с. 19).

— Прочитайте задание.

— Какое задание вы будете выполнять письменно? (Списать предложение.}

— Спишите и проверьте написанное.

— На написание каких орфограмм нужно обратить особое внимание? Проверьте, правильно ли вы их написали.

— Прочитайте задания для устной работы.

— Почему говорят, что сентябрь без плодов не бывает? (В сентябре созревают овощи и фрукты.)

— Докажите, что это не текст, а предложение. (Текст состоит из нескольких предложений, а здесь только одно предложение.}

— Составьте устно текст, включив в него данное предложение. (Отвечают 2— 3 учащихся. Дети определяют основную мысль текста.)

2. Словарная работа

— Написание какого слова мы должны запомнить? (Сентябрь.)

— Спишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

— Дайте определение: что такое сентябрь? (Это первый осенний месяц.)

VII. Рефлексия

— Перед вами на листочках текст. Прочитайте его и спишите предложение, в котором заключена главная мысль текста.

От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворны. Для них лужа — как озеро.

Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на поду, крыльями взбивают ее, привзлетывают… Брызги над лужей — фонтаном.

Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них — удовольствие.

(Дети списывают последнее предложение.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что узнали о тексте? (В каждом тексте есть главная мысль.)

— Что такое главная мысль? (Это то главное, о чемхотел сказать автор.}

— Может ли быть текст без главной мысли? (Нет. Получится бессмыслица.}

Домашнее задание

Нарисовать рисунок на тему «Сентябрь». Программный уровень. Написать текст из трех-четырех предложений по теме «Сентябрь».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *