Что такое корень слова 3 класс – План-конспект урока по русскому языку (3 класс): Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова»

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе на тему «Что такое корень слова?»

Муниципальное образовательное учреждение

«Липицкая средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока

по русскому языку

в 3 «Б» классе

на 22 октября 2015 г.

учителя начальных классов

Черновой Милены Александровны.

с. Липицы, 2015

ФИО учителя: Чернова Милена Александровна

Урок: русский язык

Класс: 3 «Б»

Дата: 22.10.2015

Тема: Что такое корень слова?

Цели:

Развивающие: учить принятию различных точек зрения других людей; формировать умение задавать вопросы, контролировать свои действия и действия партнера, вносить коррективы.

Образовательные: познакомить с понятием «корень»; содействовать формированию умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова, группировать однокоренные слова по отличительным признакам; познакомить с новым словарным словом, активизировать его в устной и письменной речи учащихся.

Воспитательные: формировать положительное отношение к уроку русского языка, к школе; мотивировать к самопознанию; развивать понимание причин своего успеха или неуспеха.

Результаты:

Предметный результат: знать, что такое корень, уметь выделять его в словах; группировать однокоренные слова по отличительным признакам.

Личностные УУД: устойчивое положительное отношение к предмету «Русский язык»; интерес к собственному миру чувств; этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения.

Метапредметные результаты:

умение определять тему урока; ставить учебные задачи, отбирать способы их достижения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль своей работы и коллективной деятельности.

анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения; формулировать выводы; фиксировать результаты наблюдения над изучаемым материалом.

принимать активное участие в парной и групповой работе; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; строить понятные высказывания; сотрудничать с учителем и одноклассниками, принимать участие в творческой работе.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

  1. для учителя – конспект, компьютер, экран, презентация, учебник, толковый словарь, раздаточный материал.

  2. для учащихся – учебник, тетрадь, дневник, карточки №1, кроссворд, пенал.

Литература:

1) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 /. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2015.

2) Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. -4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.

3) Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. –М.: «Альта – Принт», ООО Издательство «Дом.XXI век.», 2008.

Ход занятия

Этапы, время

Содержание

Деятельность учащихся

Орг. момент.

  1. психологический настрой

2) словарная работа

3) чистописание

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят). 

Уши внимательно слушают и всё …(слышат). 

Голова хорошо … (думает).

-Я желаю вам плодотворной работы на уроке и открыть для себя что-то новое.

-Начнем наш урок. Сегодня он у нас очень необычный – урок-исследование. Все вы станете исследователями. А кто такие исследователи, найдите в толковом словаре, который лежит у вас на парте.

Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями.

-Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений. Сегодня так будет называться наша тетрадь.

-Откройте журналы наблюдений и запишите дату исследования и место проведения работы.

22 октября.

Классная работа.

-На минутке чистописания вы будете писать букву, а какую именно вы сейчас скажете сами.

Эта буква обозначает согласный парный глухой твердый звук в слове комар.

-Правильно, мы повторим написание буквы Кк. (1-3 слайды)

-Посмотрите на написание этой буквы. Так пишется печатная буква, а так прописная.

-Обратите внимание на то, как вы сидите и как расположена тетрадь.

-Посмотрите, как пишется заглавная буква К.

-Запишите ее в тетрадь.

-Посмотрите, как пишется строчная буква к.

-Запишите ее рядом.

-Пропишите целую строчку.

-Оцените свою работу. Если вы написали буквы красиво и аккуратно, поставьте на полях «+», если вам самим не нравится, как вы написали, работа выглядит неаккуратно, поставьте «-».

Приветствуют учителя, заряжаются позитивным настроем на работу.

Определяют значение слова «исследователь»

Записывают число.

Прописывают заглавную и строчную букву Кк.

Оценивают свою работу.

Актуализация опорных знаний

-Чтобы узнать тему нашего исследования, нужно разгадать кроссворд. Работаем в группах.

1) Всегда во рту, а не проглотишь.

2) Последний осенний месяц.

3) Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

4) Высказывание, в котором 2 или несколько предложений, которые объединены общей темой и связаны по смыслу. Имеет свою тему и главную мысль. Его можно озаглавить.

5) Слова, противоположные по смыслу.

6) Числительное, обозначающее любимую оценку.

-Давайте проверим.

(4-9 слайды)

 

я

з

ы

к

 

 

 

 

 

н

о

я

б

р

ь

 

 

 

 

 

 

п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е

 

 

 

т

е

к

с

т

а

н

т

о

н

и

м

ы

 

п

я

т

ь

-Какое слово получилось по вертикали? (корень)

-Оцените работу. Если ваша группа отгадала все слова, то поставьте на полях «+», если угадали не все слова, то «-».

-Запишите слово «корень» в тетрадь, поставьте ударение.

-Кто попробует сформулировать тему урока, поставить вопрос, на который мы должны ответить? (Что такое корень слова?) (10 слайд)

-Проверим, правы ли мы. Откроем учебники на с.74 и прочитаем тему урока.

Разгадывают кроссворд в

группах.

Оценивают свою работу.

Записывают слово «корень», ставят ударение.

Формулируют тему урока.

Формирование ЗУН.

-Я выписала из толкового словаря, что же такое корень. Давайте посмотрим. (11 слайд)

1) Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.

2) Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

3) Начало, источник, истоки чего-нибудь.

4) В языкознании: основная, значимая часть слова.

-Какой вывод можем сделать? (это слово многозначное)

-А какое из этих определений подходит к нашему исследованию? (основная часть слова).

-Правильно, корень – это основная, главная часть слова. В нём заключен смысл слова. Мы можем даже сказать, что от него «растут» другие слова.

hello_html_m47873c8f.gifКак обозначается корень? ( )

-У вас на столах лежат карточки. Прочитайте стихотворение про себя.

-Прочитаем вслух (один ученик).

Как-то много лет назад

Посадили странный

сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик – словом.

Это слово,

Слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада

Вот ещё посадка рядом,

И садовый вот цветок,

Садовник посадил в горшок.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

— Обсудите в парах, что общего в выделенных словах? (корень и близкое значение) (слайд 12)

-Какой корень? (сад) (щелчок)

-Давайте с вами вспомним, как называются слова, которые имеют одинаковый корень и близкое значение (однокоренные).

-Проговорим хором!

-Оцените свою работу в парах и поставьте на полях «+» или «-».

-Итак, давайте вспомним ход нашего исследования. Мы уже научились красиво писать букву Кк, разгадали кроссворд, выяснили, что такое корень и однокоренные слова. Теперь давайте немножко отдохнём.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают стихотворение самостоятельно.

Работают в парах.

Оценивают свою работу.

Физкультминутка

Яблоня в моем саду

Гнется низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево.

Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперед их протянула.

А как стихнет ветерок

Моя яблонька заснет.

-Тихо сели.

Выполняют упражнения.

Практическое применение.

  1. Откройте упр.130. Прочитайте задание, обсудите в парах.

-Найдите однокоренные слова (осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики).

-Как вы их определили? (имеют общую часть и близкое значение)

-Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень.

-Проверьте свою работу.

(13 слайд)

-Если все правильно, то на полях «+», если есть ошибки «-».

2) Прочитайте задание упр.131.

-Что нужно сделать?

-Мы будем работать по цепочке, проговаривая слова вслух. Нам нужно выписать однокоренные слова, выделите в них корень.

— Какая часть в каждом из однокоренных слов «хранит» общее лексическое значение всех однокоренных слов?

3) Мы продолжаем наше исследование.

-Одновременно в три домика приехали «родственники». Нам нужно правильно их «заселить».

-Сейчас каждый из вас подойдет ко мне, возьмёт карточку со словом и выберет нужный домик.

hello_html_m6d3ba57d.gif

(слайд 14)

-Проверьте, правильно ли вы заселили слова в домики.

-желт-

-мор-

-вод-

желток

морской

вода

желтый

моряк

водичка

желтеть

море

водный

желтизна

заморский

подводник

пожелтевший

водяной

-У вас в группах лежат карточки. Вам нужно прочитать текст, найти ошибки и исправить их.

1) В русском языке в каждом слове есть часть, без которой слово существовать не может. Эта часть называется – стебель.

2) Слова, которые имеют общий корень и близкое значение называются однородственными.

3) В русском языке много похожих слов, и все они являются родственными.

Оцените свою работу в группах. Если вы исправили все ошибки, поставьте «+», если нет – «-».

Выписывают однокоренные слова, выделяют корень.

Сверяют с образцом, оценивают свою работу.

По цепочке, диктуя всему классу, записывают однокоренные слова, выделяют в них корень.

«Заселяют» слова в домики. Распределяются в группы.

Сверяют с образцом.

В группах анализируют текст на карточках, исправляют ошибки.

Оценивают свою работу.

  1. Подача д/з.

-Откройте дневники, запишите домашнее задание.

(слайд 15)

стр. 75 №132.

-В этом задании нужно найти однокоренные слова, записать их в группы и выделить корень.

-Кому задание не понятно?

Записывают домашнее задание.

  1. Итог урока.

-Итак, во время нашего исследования мы оценивали свою работу. Посчитайте количество «+» и «-».

-У кого пять «+» — поставьте на полях 5.

-У кого четыре «+» — поставьте на полях 4.

-У кого три «+» — поставьте на полях 3.

-Для чего проводятся исследования? (чтобы узнать что-то новое, передать эти знания другим)

-Кто считает, что он усвоил материал и может рассказать об этом другим?

-Кто считает, что материал усвоил, но пока рассказать другим не может?

-Кто считает, что ему надо еще самому разобраться получше?

Спасибо за работу! Наш урок окончен.

Подводят итог урока.

Что такое корень слова (3 класс )

Цели:

Развивающие: учить принятию различных точек зрения других людей; формировать умение задавать вопросы, контролировать свои действия и действия партнера, вносить коррективы.

Образовательные: познакомить с понятием «корень»; содействовать формированию умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова, группировать однокоренные слова по отличительным признакам; познакомить с новым словарным словом, активизировать его в устной и письменной речи учащихся.

Воспитательные: формировать положительное отношение к уроку русского языка, к школе; мотивировать к самопознанию; развивать понимание причин своего успеха или неуспеха.

Результаты:

Предметный результат: знать, что такое корень, уметь выделять его в словах; группировать однокоренные слова по отличительным признакам.

Личностные УУД: устойчивое положительное отношение к предмету «Русский язык»; интерес к собственному миру чувств; этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения.

Метапредметные результаты:

умение определять тему урока; ставить учебные задачи, отбирать способы их достижения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль своей работы и коллективной деятельности.

анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения; формулировать выводы; фиксировать результаты наблюдения над изучаемым материалом.

принимать активное участие в парной и групповой работе; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; строить понятные высказывания; сотрудничать с учителем и одноклассниками, принимать участие в творческой работе.

Ход занятия

Орг. момент.

  1. психологический настрой

2) словарная работа

3) чистописание

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят). 

Уши внимательно слушают и всё …(слышат). 

Голова хорошо … (думает).

-Я желаю вам плодотворной работы на уроке и открыть для себя что-то новое.

-Начнем наш урок. Сегодня он у нас очень необычный – урок-исследование. Все вы станете исследователями. А кто такие исследователи, найдите в толковом словаре, который лежит у вас на парте.

Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями.

-Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений. Сегодня так будет называться наша тетрадь.

-Откройте журналы наблюдений и запишите дату исследования и место проведения работы.

23 октября.

Классная работа.

-На минутке чистописания вы будете писать букву, а какую именно вы сейчас скажете сами.

Эта буква обозначает согласный парный глухой твердый звук в слове пара.

-Правильно, мы повторим написание буквы Пп

-Посмотрите на написание этой буквы. Так пишется печатная буква, а так прописная.

-Оцените свою работу. Если вы написали буквы красиво и аккуратно, поставьте на полях «+», если вам самим не нравится, как вы написали, работа выглядит неаккуратно, поставьте «-».

Приветствуют учителя, заряжаются позитивным настроем на работу.

Определяют значение слова «исследователь»

Записывают число.

Прописывают заглавную и строчную букву Пп.

Оценивают свою работу.

Актуализация опорных знаний

-Чтобы узнать тему нашего исследования, нужно разгадать кроссворд. Работаем в группах.

1) Всегда во рту, а не проглотишь.

2) Последний осенний месяц.

3) Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

4) Высказывание, в котором 2 или несколько предложений, которые объединены общей темой и связаны по смыслу. Имеет свою тему и главную мысль. Его можно озаглавить.

5) Слова, противоположные по смыслу.

6) Числительное, обозначающее любимую оценку.

н

т

о

н

и

м

ы

 

п

я

т

ь

-Какое слово получилось по вертикали? (корень)

-Оцените работу. Если ваша группа отгадала все слова, то поставьте на полях «+», если угадали не все слова, то «-».

— Откроем учебники на с.74 и прочитаем тему урока.

Разгадывают кроссворд в

группах.

Оценивают свою работу.

Записывают слово «корень», ставят ударение.

Формулируют тему урока.

Формирование ЗУН.

-Я выписала из толкового словаря, что же такое корень.

-Какой вывод можем сделать? (это слово многозначное)

-А какое из этих определений подходит к нашему исследованию? (основная часть слова).

-Правильно, корень – это основная, главная часть слова. В нём заключен смысл слова. Мы можем даже сказать, что от него «растут» другие слова.

hello_html_1c1026c8.gifКак обозначается корень? ( )

-У вас на столах лежат карточки. Прочитайте стихотворение про себя.

-Прочитаем вслух (один ученик).

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик – словом.

Это слово,

Слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада

Вот ещё посадка рядом,

И садовый вот цветок,

Садовник посадил в горшок.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

— -Какой корень? (сад)

Отвечают на вопросы учителя.

Читают стихотворение самостоятельно.

Работают в парах.

Оценивают свою работу.

Физкультминутка

Практическое применение.

  1. Откройте упр.130. Прочитайте задание, обсудите в парах.

-Найдите однокоренные слова (осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики).

-Как вы их определили? (имеют общую часть и близкое значение)

-Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень.

-Проверьте свою работу.

-Если все правильно, то на полях «+», если есть ошибки «-».

2) Прочитайте задание упр.131.

-Что нужно сделать?

-Мы будем работать по цепочке, проговаривая слова вслух. Нам нужно выписать однокоренные слова, выделите в них корень.

— Какая часть в каждом из однокоренных слов «хранит» общее лексическое значение всех однокоренных слов?

1) В русском языке в каждом слове есть часть, без которой слово существовать не может. Эта часть называется – стебель.

2) Слова, которые имеют общий корень и близкое значение называются однородственными.

3) В русском языке много похожих слов, и все они являются родственными.

Оцените свою работу в группах. Если вы исправили все ошибки, поставьте «+», если нет – «-».

Выписывают однокоренные слова, выделяют корень.

Сверяют с образцом, оценивают свою работу.

По цепочке, диктуя всему классу, записывают однокоренные слова, выделяют в них корень.

«Заселяют» слова в домики. Распределяются в группы.

Сверяют с образцом.

В группах анализируют текст на карточках, исправляют ошибки.

Оценивают свою работу.

  1. Подача д/з.

-Откройте дневники, запишите домашнее задание.

стр. 75 №132.

-В этом задании нужно найти однокоренные слова, записать их в группы и выделить корень.

-Кому задание не понятно?

Записывают домашнее задание.

  1. Итог урока.

-Итак, во время нашего исследования мы оценивали свою работу. Посчитайте количество «+» и «-».

-У кого пять «+» — поставьте на полях 5.

-У кого четыре «+» — поставьте на полях 4.

-У кого три «+» — поставьте на полях 3.

Подводят итог урока.

Конспект урока русского языка 3 класс «Что такое корень слова?»

Тема. : «Что такое корень слова?»

Тип урока: Формирование новых знаний.

Результаты деятельности :

а) личностные :развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях ,

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

б) метапредметные

-регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать правильность выполнения действия по результату.

познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; классифицировать объекты по родовым признакам, сравнивать, обобщать ;

коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; работать в парах ,группах, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной .

Предметные: -распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;

-выделять морфему в соответствии с предложенным алгоритмом.

Цель: Вспомнить понятие-корень, однокоренные слова, пополнять словарный запас учащихся.

Оборудование: Проектор, экран, компьютер, карточки для работы в паре, группах

Этап урока

Результат этапа

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1 Орг.момент.

( слайд 1)

Самоопределение к деятельности.

( слайд 2)

( слайд 3)

( слайд 4)

2. Актуализация знаний ( мотивация)

( слайд 5)

(слайд 5)

(слайд 6)

(слайд 7)

3Постановка учебной задачи

( слайд 8)

(слайд 9)

4.Решение учебной задачи.

(слайд 10)

5.Первичное закрепление

(слайд 11)

Физ.минутка

(слайд 12)

(слайды

13,14,15,16)

6.Работа с учебником.

9.Рефлексия.

( слайд 18)

9.Домашнее задание

Готовность к уроку.

Понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно

Осознание необходимости получения новых знаний.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Учатся пользоваться алгоритмом работы

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности.

Умение оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке)

Определение границ знания и незнания.

Обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Участие в учебном диалоге и строить монологические высказывания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Уметь классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Приветствие.

«Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»

— Почему сегодня у нас такой девиз?

— А вы хотите стать сильнее?

— Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

— Тогда подарите улыбку и пожелайте друг — другу удачи!

Прочитайте отрывок из стихотворения

Н. Островского:

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу :

-Защити меня!

Это значит:

— Укрой меня , за щитом!

— Может ли это стихотворение помочь определить тему нашего урока?

-Эта тема для нас новая?

— Какую цель мы поставим перед собой?

-Прочитайте слова на доске. Что вы можете сказать о словах?

уч.ник учит.ль учебный

— Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы. Поставьте ударение, выделите корень.

Проверьте по образцу. Оцените.

Корень учения горек, а плод сладок.

— Прочитайте пословицу и объясните, почему так говорят.

Какое значение у слова корень в пословице?

— Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова.

— Что общего в значении этого слова?

-Послушайте сказку про корень слова.

-Что же растет от корня слова?

-Как они называются?

— Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

— Тогда поиграем в игру «Кто больше?» картинки (по щелчку)

— Я убедилась в том, что вы хорошо умеете подбирать однокоренные слова. — -Откройте учебник стр.74

Прочитайте на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?

-Какие качества ученика помогут в этом?

Я предлагаю задать другие вопросы корню слова

— На какие поставленные вопросы вы уже можете ответить?

— Предлагаю на оставшиеся вопросы ответить после того, как вы поработаете в группах. Проведите небольшое исследование группы слов. Исследование всегда проходит по плану. Я вам его предлагаю.

Учащиеся получают слова:

I группа – лес, лесок, лесной, лесник.

II группа – цветы, цветок, цветник, цветочек.

III группа – гриб, грибной, грибочек, грибник.

IV группа – голос, голосок, голосище, голосовые (связки).

— Теперь попрошу представителя от каждой группы представить результаты исследования

— А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 74,75.

— Итак, на все поставленные вопросы ответили. Можно заканчивать урок?

Предлагаю поработать в паре дидактические игры

«Третий лишний», «Рассели жильцов»

Самооценка.

Учебник стр.75 упр. 132

— В завершении урока поработайте с рефлексивной карточкой. Поставьте знак «+» в квадратике напротив того утверждения, с которым вы согласны. В таблицу запишите буквы, соответствующие ответам на вопросы теста. Кружком определенного цвета покажите уровень своей успешности на уроке.

Дети приветствуют друг друга.

-Чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…

-Да!

— Умение грамотно писать. Развиваем орфографическую зоркость.

-Да, тема урока «Корень слова»

-Нет.

Продолжить изучение корня в словах. Умение находить корень, грамотно писать.

— Можно выделить «лишнее» слово: учебный, т. к. это прилагательное. Кроме этого, оно не является словарным. Во всех трех словах есть одинаковая часть.

(Может прозвучать ответ, что у этих слов одинаковый корень, что они являются однокоренными).

Запись учащимися слов.

Ответы учащихся.

— Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний.

Новые слова.

Однокоренные

— Да.

Учащиеся называют как можно больше однокоренных слов (фронтальная работа).

-Что такое корень слова?

-Как найти корень слова?

-Внимательность , целеустремленность, желание узнавать новое, трудолюбие.

— Что такое корень слова? Как его находить? Как его выделять (значок)? Какова его роль в слове? Как пишутся корни? Для чего нужно находить корень?

— Мы знаем, для чего нужно уметь находить в слове корень. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается.

Учащиеся работают в группах.

Один учащийся из каждой группы представляет результат работы:

— Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком (дугой). Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень — главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково.

Учащиеся убеждаются в том, что их выводы совпадают с правилами в учебнике.

— Нет. Нам нужно упражняться в подборе однокоренных слов.

Дети работают в паре обсуждая и оценивая результат своей работы.

Учащиеся выполняют задание и оценивают свою работу.

Учащиеся индивидуально работают с карточкой, на которой перечислены знания и умения по теме (текст карточки на слайде № 15).

Рефлексивная карточка учени_______________________

Я знаю

  • чhello_html_m12983d9b.gifто такое корень слова

  • кhello_html_m12983d9b.gifак обозначается корень слова

  • дhello_html_m12983d9b.gifля чего надо уметь подбирать однокоренные слова

Я умею

Рефлексивная карточка учени ________________________________

Я знаю

  • чhello_html_m12983d9b.gifто такое корень слова

  • кhello_html_m12983d9b.gifак обозначается корень слова

  • дhello_html_m12983d9b.gifля чего надо уметь подбирать однокоренные слова

Я умею

Урок русского языка по теме «Корень слова». 3-й класс. УМК «Школа России»

Планируемые результаты изучения темы “Состав слова”:

  • учащиеся научатся распознавать однокоренные слова и группировать их; различать однокоренные слова и синонимы;
  • работать со словарём однокоренных слов; работать с памяткой “Как разобрать слово по составу”;
  • образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
  • составлять описательный текст по картине.

Цели. Уточнить представление о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, учить находить корень в словах.

Оборудование: дополнительный материал к уроку (карточки), словари, памятки “Как найти корень слова”, игровые видеоупражнения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок —
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться!
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

II. Проверка домашнего задания.

Работа с толковым словарём. Нахождение лексического значения слова “корень”

Корень — подземная часть растения.

Корень — внутренняя, находящаяся в теле, часть зуба.

Корень – часть слова. (Слайд 2, 3, 4)

Презентация.

III. Актуализация знаний.

1. Где мудрость, там и успех, где разум, там и процветание во всём.

Ум да разум надоумят сразу.

— Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этих пословиц?

— Запишите любую из пословиц в тетрадь.

Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке аккуратно вывожу.

2. Прочитайте группы слов ( Слайд 5, слайд 6)

1 2
ученик

школьник

обучающийся

класс

классная

одноклассник

— Что можете сказать про каждую группу слов?

— Сформулируйте тему урока. ( Слайд 7)

— Чему мы будем учиться на уроке?

IV. Самоопределение к деятельности.

1.

Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.

— Составьте алгоритм, по которому будем находить корень.

(1 шаг. Подбираем группу однокоренных слов с одним и тем же лексическим значением.

2 шаг. Находим общую часть слов.

3 шаг. Выделяем корень.

2. Образование родственных слов.

— Найдите корень в словах. (Слайд 8,9,10)

— Попробуем посадить семечко, под названием “ход”. Понаблюдаем, какие “вырастут” слова из этого корня.

Ходим, ходики, ходули, ходунки, поход, переход, походка. (Дети слова записывают в тетрадь в один столбик)

— Что можете сказать про эти слова? (Однокоренные слова — это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же лексическим значением)

3. Работа в парах по образованию слов. (Слайд 11)

1 ряд-сад (садик, садовая, садовник)

2 ряд-корм (кормушка, кормить, кормовая)

3 ряд-берёза (берёзка, березняк, берёзовая)

V. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику. Стр. 74 упр. 130.

— Прочитайте.

— Найдите однокоренные слова. Как вы их определили? Объясните лексическое значение каждого из этих слов. Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Подчеркните в корне непроверяемую орфограмму. (Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.)

2. Задание-шутка.

Гусеница повстречала семью гусей.

— Вы кто такие?

— Я — гусь, это гусыня, а это наши дети — гусята. А ты кто?

— Я ваша родственница-гусеница.

— Права ли гусеница?

— Почему?

Составление правила о корне слова.

Корень слова — это главная, значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

4. Знакомство с правилом от Мудрой Совы. (с.74)

VI . Физминутка.

Из-за парт все выходите
И лопаточки берите.
Мы копаем, мы копаем,
В почву семена сажаем.
Разрастётся в почве корень,
Урожая будет “море”.
Вот морковка, вот редис,
Окопали барбарис.
Поливали, удобряли,
Славный урожай собрали!

VII. Закрепление изученного материала.

1. Развитие речи. (На экране текст упр. 131 с пропущенными словами. Задание: вставить подходящие по смыслу слова)

2. Работа по учебнику. Стр. 74 упр. 131.

— Найдите однокоренные слова.

— Объясните их лексическое значение.

— Какая часть в каждом из однокоренных слов “хранит” общее лексическое значение всех однокоренных слов.

— Выполните письменное задание к упражнению.

Взаимопроверка.

3. Синтаксический разбор. (Слайд 12)

Долину окружали лесистые горы.

— Какое предложение по цели высказывания?

— По интонации.

— Докажите, что это простое предложение.

4. Фонетический разбор слова “лесок”

5. Игра “Помоги братьям лосям спуститься на землю”

— Докуко Настя ведёт игру. Фендель Александр фиксирует на компьютере правильные ответы, которые дают дети.

1 лось. Молодой, молодость, молоденький, молодец.

2 лось. Рябина, рябинка, рябинушка, рябиновый.

3 лось. Серебро, серебрить, серебряный.

4 лось. Ночь, ночной, ночник, ночевать.

VIII. Рефлексия. Самооценка.

Игра “Третий лишний”. (Слайд 13)

— Назовите лишнее слово.

Желток, железо, жёлтый.
Белый, белка, белить.
Циркач, циркуль, цирк.
Гром, громкий, громадный.
Вода, водитель, подводный.

Работа по карточкам.

Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.

1. Лекарство стекло с ложечки.

2. Через стекло я наблюдал за первым снегом.

3. Стеклянная сова предназначалась победителю игры.

Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.

1. Вода в реке была уже холодная.

2. Водитель остановил автобус.

3. Водяной распевал песни .

Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.

1. Белой краской бабушка покрасила стул.

2. На ветке сидела белка.

3. Стены в классе пришлось перебеливать.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока.

— По вашему мнению, наш урок достиг цели?

— Обратите внимание на пословицы, с которых начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока

— А какую связь с нашим  уроком  вы заметили? (В пословице есть родственные слова). Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

— Что такое корень?

— Назовите признаки однокоренных слов.

X. Домашнее задание. (Слайд 14)

Стр.75 упр.132

— Ребята дома вам предстоит выбрать родственные слова и выделить у них корень.

  • 1 группа. Составить из слов текст.
  • 2 группа. Составить 3 словосочетания.
  • 3 группа. Составить одно предложение , выписать из него словосочетания.

Спасибо за работу на уроке! (Слайд 15)

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме: Урок русского языка в 3 классе «Корень слова»

1 Орг.момент.

( слайд 1)

Самоопределение к деятельности.

( слайд 2)

( слайд 3)

     ( слайд 4)

2. Актуализация знаний ( мотивация)

( слайд 5)

(слайд 5)

(слайд 6)

     (слайд 7)

3Постановка учебной задачи

( слайд 8)

(слайд 9)

4.Решение учебной задачи. 

(слайд 10)

5.Первичное закрепление

(слайд 11)

Физ.минутка

(слайд 12)

(слайды

13,14,15,16)

6.Самостоятельная работа

( слайд 17)

9.Рефлексия.

( слайд 18)

Готовность к уроку.

 

Понять свои интересы,  увидеть проблему, задачу, выразить её словесно

 

Осознание необходимости получения новых знаний.

 

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Учатся пользоваться алгоритмом работы

         

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности.

Умение оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке)

Определение границ знания и незнания.

Обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Участие в учебном диалоге и строить монологические высказывания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Уметь классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Приветствие.

«Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»        

— Почему сегодня у нас такой девиз?

— А вы хотите стать сильнее?

 — Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

— Тогда подарите улыбку и пожелайте друг — другу удачи!

Прочитайте отрывок из стихотворения

Н. Островского:

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу :

-Защити меня!

Это значит:

— Укрой меня , за щитом!

— Может ли это стихотворение помочь определить тему нашего урока?

-Эта тема для нас новая?

  — Какую цель мы поставим перед собой?

-Прочитайте слова на доске. Что вы можете сказать о словах?

уч.ник       учит.ль    учебный  

 

— Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы. Поставьте ударение, выделите  корень.

Проверьте по образцу. Оцените.

Корень учения горек, а плод сладок.                          

        

— Прочитайте пословицу и объясните, почему так говорят.                      

Какое значение у слова корень в пословице?

— Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова.

—  Что общего в значении этого слова?

-Послушайте сказку про корень слова.

-Что же растет от корня слова?

-Как они называются?

— Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

—  Тогда поиграем в игру «Кто больше?» картинки (по щелчку)

— Я убедилась в том, что вы хорошо умеете подбирать однокоренные слова. — -Откройте учебник стр.74

Прочитайте на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?

-Какие качества ученика помогут в этом?

Я предлагаю задать другие вопросы корню слова

— На какие поставленные вопросы вы уже можете ответить?

— Предлагаю на оставшиеся вопросы ответить после того, как вы поработаете в группах. Проведите небольшое исследование группы слов. Исследование всегда проходит по плану. Я вам его предлагаю.

Учащиеся получают слова:

I группа – лес, лесок, лесной, лесник.

II группа – цветы, цветок, цветник, цветочек.

III группа – гриб, грибной, грибочек, грибник.

IV группа – голос, голосок, голосище, голосовые (связки).

— Теперь попрошу представителя от каждой группы представить результаты исследования

— А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 74,75.

— Итак, на все поставленные вопросы ответили. Можно заканчивать урок?

Предлагаю поработать в паре дидактические игры

«Третий лишний», «Рассели жильцов»

Самооценка.

Работаем в рабочей тетради стр.41 упр.98

Учебник стр.75 упр. 132

— В завершении урока поработайте с рефлексивной карточкой. Поставьте знак «+» в квадратике напротив того утверждения, с которым вы согласны. В таблицу запишите  буквы, соответствующие ответам на вопросы теста. Кружком определенного цвета покажите уровень своей успешности на уроке.

Дети приветствуют друг друга.

-Чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…

-Да!

—  Умение грамотно писать. Развиваем орфографическую зоркость.

-Да, тема урока «Корень слова»

-Нет.

Продолжить изучение корня в словах. Умение находить корень, грамотно писать.

— Можно выделить «лишнее» слово: учебный, т. к. это прилагательное. Кроме этого, оно не является словарным. Во всех трех словах есть одинаковая часть.

(Может прозвучать ответ, что у этих слов одинаковый корень, что они являются однокоренными).

Запись учащимися слов.

Ответы учащихся.

— Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний.

-Новые слова.

-Однокоренные

— Да.

Учащиеся называют как можно больше однокоренных слов (фронтальная работа).

-Что такое корень слова?

-Как найти корень слова?

-Внимательность , целеустремленность, желание узнавать новое, трудолюбие.

— Что такое корень слова? Как его находить? Как его выделять (значок)? Какова его роль в слове? Как пишутся корни? Для чего нужно находить корень?

— Мы знаем, для чего нужно уметь находить в слове корень. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается.

Учащиеся работают в группах.

Один учащийся из каждой группы представляет результат работы:

— Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком  (дугой).   Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень — главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково.

Учащиеся убеждаются в том, что их выводы совпадают с правилами в учебнике.

— Нет. Нам нужно упражняться в подборе однокоренных слов.

Дети работают в паре обсуждая  и оценивая результат своей работы.

Учащиеся выполняют задание и оценивают свою работу.

Ученики самостоятельно выполняют упр.с последующей проверкой.

Учащиеся индивидуально работают с карточкой, на которой перечислены знания и умения по теме (текст карточки на слайде № 15).

 

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Что такое корень слова?

-Ребята слово корень имеет одно значение? (нет, много)

1) Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.

2) Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

3) Начало, источник, истоки чего-нибудь.

4) В языкознании: основная, значимая часть слова.

-Какой вывод можем сделать? (это слово многозначное)

-А какое из этих определений подходит к нашему исследованию? (основная часть слова).

-Правильно, корень – это основная, главная часть слова. В нём заключен смысл слова. Мы можем даже сказать, что от него «растут» другие слова.

-Как обозначается корень? (        )

-У вас на столах лежат карточки. Прочитайте стихотворение про себя.

-Прочитаем вслух (один ученик).

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик – словом.

Это слово,

Слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада

Вот ещё посадка рядом,

И садовый вот цветок,

Садовник посадил в горшок.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

— Обсудите в парах, что общего в выделенных словах? (корень и близкое значение)

-Какой корень? (сад) 

-Давайте с вами вспомним, как называются слова, которые имеют одинаковый корень и близкое значение (однокоренные).

-Проговорим хором!

-Оцените свою работу в парах и поставьте на полях «+» или «-».

-Итак, давайте вспомним ход нашего исследования. Мы уже научились красиво писать букву Кк, (ка) разгадали кроссворд, выяснили, что такое корень и однокоренные слова. Теперь давайте немножко отдохнём.

Урок русского языка 3 класс «Школа России» на тему «Корень слова. Однокоренные слова.

Урок русского языка. 3 класс. УМК «Школа России»

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цели: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах.

УУД:

Предметные: распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;

выделять морфему в соответствии с предложенным алгоритмом.

Метапредметные:

— регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать правильность выполнения действия по результату, анализировать и делать выводы;

— познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; классифицировать объекты по родовым признакам, сравнивать, обобщать;

— коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; работать в парах, группах, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Тип урока: открытие нового знания

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку

— Я начну, а вы продолжите

Прозвенел и смолк…(звонок)

Начинается…(урок).

Мы за парту дружно…(сели)

И на доску…(посмотрели).

Мы сегодня опять

Учиться будем…(писать).

Открываем тетради и записываем число.

Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка.

Повторим, узнаем что–то новое, обобщим то, что уже знаем.

II. Актуализация знаний

Сначала мы немного поиграем. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Игра «Я вижу орфограмму». (Учитель диктует слово, ученик выходит к доске записывает и проговаривает его, называет орфограмму)

Коза, Рита, тупик, листья, ветер, тонна.

Из букв, обозначающих, орфограммы, составить слово (КОРЕНЬ)

— Где в природе, в нашей жизни мы можем встретиться с корнем?

( Корень есть у дерева, у зуба, в слове)

III. Самоопределение к деятельности

Без здорового корня не будут расти ни деревья, ни зубы.

Но и в русском языке мы тоже уже встречались с корнем. Кто сможет определить тему нашего урока?

Тема урока на доске: Корень слова.

— Какие учебные задачи поставим перед собой?

IV. Работа по теме урока

1.Беседа, работа по учебнику(c.75)

— Главный вопрос урока? (Слайд 1)

— Кто уже может ответить на вопрос урока?

— Давайте проверим: что сообщает нам учебник с.75?

— Как найти в слове корень?

Работа в паре: расскажите друг другу шепотом.

— Что такое корень слова? (Корень – это общая часть однокоренных слов).

2.Работа с пословицей (Слайд 2)

Барабанщики бараны

Барабанят в барабаны.

— Найдите однокоренные слова.

— Можем ли мы сказать, что слова являются однокоренными? Почему?

— Какие слова называются однокоренными?

— Что такое корень слова?

— Как пишется корень в однокоренных словах? (Слайд 3)

— Как найти в слове корень? (Слайд 4)

3. (Слайд 5)

Корень есть у разных слов,

Ты найти его готов?

Не ленись и не зевай,

А ищи и выделяй!

— Записать слова, выделить корень (Работа в паре)

Дворец, рисковать, нарисовать, лениться, трудиться, трусливый.

— Проверка (фронтально)

4. Работа по учебнику (с.75 упр.133)

Работа со словарем однокоренных слов (с.149) по рядам:

1 ряд — с корнем – дал-

2 ряд – с корнем – дол-

3 ряд – с корнем – мир-

— Выделить в однокоренных словах корень.

— Как пишется корень в однокоренных словах?

V. Закрепление изученного материала

Найдите «лишнее» слово, докажите; выделите корень.

(Слайд 5)

Устно: водитель, водит, вода

СР:

— Желток, железо, жёлтый.

— Носильщик, нос, носатый.

— Медь, медный, медовый.

— Как найти в слове корень?

VI. Рефлексия. Итог. Домашнее задание

С.75 правило, упр.134

(Слайд 6)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *