Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему «Что такое корень слова»
Тема: Что такое корень слова?
Цели: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация.
— Позвенел звонок, начался урок.
Все за парты тихо сели, и на меня все посмотрели.
II. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. Рыбак, рыба, рыбачить.
Как называются такие слова? (Это однокоренные слова.)
— Что у них общего? Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)
— Как пишутся корни в однокоренных словах?
— Подберите однокоренные слова с таким же корнем.
— Сформулируйте тему урока.
III. Работа по теме урока
1. Беседа
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым —
Был он только словом.
Это слово — слово корень —
Разрастаться стал он вскоре
И плоды нам принесло —
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Е. Измайлов
— О чём идёт речь в этом стихотворении? (О корне слова.)
— Послушайте небольшую шутку.
Родня ли гусеница гусю?
— Вы кто такие?
— Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
— А ты кто?
— А я ваша тётка — гусеница.
Есть ли в этом рассказе «родственники»? Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что гусеница — не родственное слово. А Петя возразил:
— Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.
— А вы согласны с Петей? Почему?
Работа по учебнику
Упр. 130 (с. 74).
— Прочитайте текст.
— Найдите в тексте однокоренные слона. Докажите, что они однокоренные. (Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.)
— Чем похожи эти слова? (Имеют общую часть и значение.)
— Как называется общая часть? (Корень.)
— Объясните лексическое значение каждого слова.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
Упр. 131 (с. 74).
— Прочитайте предложения.
— Найдите однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. (Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые.)
— Чем похожи эти слова? (Имеют общую часть и значение.)
— Объясните лексическое значение каждого слова.
— Какая часть содержит лексическое значение всех однокоренных слов? (Корень.)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что такое корень?
— Приведите примеры однокоренных слов.
— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 132 (с. 75).
— Прочитайте слова. Подумайте, как распределить их по группам.
— Выполните задание.
(Проверка. Учащиеся читают группы слов и называют корень.)
— Докажите, что это однокоренные слова.
VI. Рефлексия
Игра «Узнай, кто это»
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки, подберите к ним однокоренные слова. Выделите в словах корень.
Кто рыбачит на реке
С тонкой удочкой в руке? (Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит…)
Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой? (Повар, сварил, варенье…)
Кто на ранней зорьке встал,
Плугом поле распахал? (Тракторист, трактор…)
Кто пасёт овец и коз
там, где луг травой зарос? (Пастух, пастбище…)
В. Викторов
— Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов?
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Что такое корень слова?
— Назовите признаки однокоренных слов.
Домашнее задание
Записать однокоренные слова: вариант 1 — с корнем -мор-(море), вариант 2-е корнем -гор- (гора).
Конспект урока в 3 классе «Корень слова. Однокоренные слова»
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 11 имени С. С. Виноградова»
Конспект открытого урока по русскому языку
в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова».
Учитель Околита З. Е.
Цели: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей
об однокоренных словах, учить подбирать родственные слова и
выделять в них корень, отрабатывать навыки каллиграфического
письма;
развивать умение находить однокоренные слова и выделять в них
корень, развивать познавательный интерес к языку, мыслительные
процессы, орфографическую зоркость;
воспитывать коммуникативные качества, интерес к изучению родного
языка.
Оборудование: презентационное сопровождение урока,
компьютер, экран,
кроссворд,
дополнительное задание для отличников,
индивидуальные карточки.
Тип урока: урок отработки знаний
Ход урока.
Организация класса. Эмоциональный настрой.
-Сегодня на уроке у нас гости, и мы как гостеприимные хозяева, окажем внимание.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
-Итак, у нас урок русского языка. Надеюсь, что у всех хорошее настроение. Есть ли у вас пожелания друг для друга?
Слайд 1.
Слайд 2.
-Объясните смысл пословицы.
-Что необычного заметили в словах этой пословицы?
Слайд 3.
-Какое лексическое значение имеют эти слова? Обратимся к нашему помощнику — толковому словарю.
Слайд 4.
Сообщение темы урока.
-Сегодня у нас необычный урок – урок — исследование.
Вы все станете исследователями. Кто из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ? Давайте обратимся к словарю Ожегова.
Слайд 5.
«Исследователь тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать- подвергать научному изучению».
-Весь ход исследования будем записывать в журнал наблюдений (тетрадь)
Слайд 6.
Я тетрадь свою открою
И, как надо, положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь
Минутка чистописания.
-Внимательно исследуйте буквенное поле. (Работа парами) Определите, какую букву мы будем сегодня писать. Она встречается в каждой строчке данного поля.
-Верно, мы будем писать букву к.
К к К к
Ка ку ко кл км кт кв кс кр
Кто стучится в дверь ко мне? ( С. Я. Маршак )
-Охарактеризовать букву и предложение.
Оценивание своей работы.
Словарная работа. Отгадывание кроссворда.
-А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать.
Приятный внешним видом.
Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также для еды, питья.
Произведение живописи, выполненное красками на бумаге.
Специалист, который преподаёт какой-либо учебный предмет в школе.
Тонкая палочка графита, вставленная в деревянную оболочку.
Последний осенний месяц.
-Какое слово получилось в выделенном столбце?
-Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?
к
р
а
с
и
в
ы
й
п
о
с
у
д
а
к
а
р
т
и
н
а
у
ч
и
т
е
л
ь
к
а
р
а
н
д
а
ш
н
о
я
б
р
ь
Оценивание своей работы.
Физминутка . –Найдите слова с одинаковым словом.
Наши пальчики трудились,
Хорошо писали.
Они так старались,
А теперь устали.
Мы немного отдохнём,
С силой кулачки сожмём.
Пальцы разжимаем
И опять сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять —
Можно ими помахать.
В чистый ручеёк руки опускаем
И усталость с пальчиков
Мы водой снимаем.
Спасибо, водица,
За новые силы,
Теперь мы напишем
Все буквы красиво.
Работа по теме урока.
-Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А может, вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой?
Слайд 9.
-Что такое корень? У каких предметов есть корни? Для чего он нужен? Сколько значений у слова?
-Какое из его значений относится к науке о языке?
-Что такое корень? (Часть слова).
-А сейчас я расскажу вам одну историю. Много-много лет назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили его люди, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом другой, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите.
Слайд 10.
Как – то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым — был он просто словом.
Это слово — слово корень разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло — стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада, вот ещё посадки рядом.
А вот садовод. С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
-Что общего во всех словах?
-Попробуйте прочитать только корень.
-Вы поняли, что обозначает это слово?
-А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
-Ясен ли смысл?
-Правильно, корень — это главная часть. В корне заключён смысл слова. От него «растут» другие слова.
-Дополним схему. Корень – это…
-При помощи какого значка выделяется корень слова?
-Как одним словом можно назвать эти слова? (однокоренные )
-Дополним схему.
Работа по учебнику.
*Сравнение своего вывода с учебником — стр. 61
*Упражнение в выделении корня в однокоренных словах.
-Упражнение 107
*Работа парами. Записать однокоренные слова с корнями труд, цвет.
Слайд 11.
Слайд 12.
-Упражнение 108 . Выборочное выписывание однокоренных слов и выделение корня.
Оценивание своей работы.
Продолжение исследования.
-Проблемный вопрос. Всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?
-Работа парами. Исследуйте пары слов.
Рис — рисунок
Горе — гора
Делить — дело
Соль — солист
—Какой вывод можно сделать?
При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, так как иногда корень в словах может совпадать, а значение нет, и тогда такие слова не будут однокоренными.
Физкультминутка. Игра «Ловушка».
-Если вы услышали пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, то приседаете.
Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, желток – жёлтый, вода – водичка, хлеб – батон, ветер – ветка.
Закрепление изученного.
-Работа по учебнику — упражнение 111. Игра «Лишнее слово»
Выписать из каждой группы только однокоренные слова. Выделить корень
-Устная игра «Найди лишнее».
Слайды 14-15-16. Игра «Третий лишний».
Итог урока.
Слайд 17.
10. Рефлексия.
-О каких понятиях мы сегодня говорили? Ответьте, используя вопросы.
О чём?
Что?
Какая?
Как?
Игра «Выбор».
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
11. Домашнее задание: упражнение 109 – 110 на выбор.
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Конспект урока и мультимедийное сопровождение урока русского языка в 3 классе по теме «Как найти корень в слова».
Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Как найти в слове корень?»
Цели:
-познакомить с признаками родственных слов;
-учить выделять общую часть родственных слов;
-развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;
-формировать орфографическую зоркость.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Здравствуйте! Начинаем наш урок.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Актуализация ранее изученного.
а) Чистописание. (СЛАЙД 2)
БББ // ббб
Барабанщики бараны
Барабанят в барабаны.
-Найдите сходные по смыслу слова. Назовите в них общую часть.
б) Постановка проблемы (сообщение темы и цели урока)
-Можем мы сказать, что эти слова- родственники?
-Как называется общая часть родственных слов?
-Тема нашего сегодняшнего урока: « КОРЕНЬ СЛОВА и КАК ПРАВИЛЬНО НАХОДИТЬ ЕГО В СЛОВЕ».
в) Словарно-орфографическая работа. (СЛАЙД 3-4)
-Прежде чем мы приступим к обсуждению темы урока, давайте повторим словарные слова.
Какие слова здесь спрятались? Запишите их, поставьте ударение.
Йнеи, цаяз, олбоот, цяемс, од висдаяни, хрого, езялимнак, басока, жаруой.( Иней, заяц, болото, месяц, до свидания, горох, земляника, собака, урожай.)
-Проверьте, у вас так же?
- Работа по теме урока.
-Для того, чтобы научиться правильно находить и выделять корень слова, необходимо знать несколько секретов
.-Давайте, их откроем сегодня на уроке.
Вы кто такие?
-Я- Гусь, это- Гусыня, это наши гусята.
-А ты кто?
-А я ваша тётка Гусеница.
-Есть ли в этом рассказе слова-родственники?
-Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.
-Алёша сказал, что гусеница- не родственное слово.
-Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово.»
-Вы согласны с Петей? Почему?
-Запишите однокоренные слова из этого рассказа (гусь, гусыня, гусята — гусиный, гусенок.) Выделите корень.
-Вы уверены, что корень выделили правильно?
— Как доказать, что действительно в этих словах такой корень? (подобрать еще однокоренные слова).
-Что объединяет эти слова? Что общего у них? (корень)
-Что такое корень слова? (Корень-это главная значимая часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов).
— Как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково).
-Откройте учебник на стр. 75 и прочитаем правило.
Выполним упражнение 134. Прочитайте задание и текст упражнения.
-Выделите корень в записанных словах и докажите, что именно это корень.
В какой части слова заключён общий смысл? (СЛАЙД 7)
-Корень берёт на свои плечи смысл не только одного слова. А всего своего семейства однокоренных слов.
-Говорят так : «ЗРИ В КОРЕНЬ», то есть выдели самое главное. (СЛАЙД 8)
Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
Наблюдение за родственными словами.
-Послушайте небольшую шутку. «Родня ли Гусеница Гусю?»
СЛАЙД 9
Физкультминутка. (СЛАЙД 10)
-Я называю пары слов, если они родственные, то вы приседаете, если нет, то стоя, хлопаете в ладоши один раз.
Слёзы- слезать , вода- водяной, дорога-дорогой, осина-осень, водитель- водит, сад- досада, коза- козлёнок, горка- городок, дорога-подорожник.
Работа с родственными словами. (СЛАЙД 11)
Корень есть у разных слов,
Ты найти его готов?
Не ленись и не зевай,
А ищи и выделяй!
Речка, реченька, речушка,
Рис, рискует, рисковать,
Рисовать, нарисовать.
Лень,лениться и ленивый,
Труд, трудиться и трусливый.
-Выпишите по строчкам родственные слова. Выделите корень.
(СЛАЙД 12-15)
Составь слова.
1 ряд с корнем -гриб-
2 ряд с корнем –дом-
3 ряд с корнем –лист-
Работа с учебником. Вспомним, что в корне согласные звуки могут чередоваться.
Стр. 76 «Страничка для любознательных»
Выполним упр.137,с. 77 (по заданию).
-В русском языке есть слова, которые состоят из нескольких корней и такие слова называют сложными, т.к. два слова слились в одно.
-Посмотрим как же это получилось.
Упражнение 138, с. 77.
Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.
(СЛАЙД 16)
4. Итог урока.
-Я называю слова, если они однокоренные, то вы поднимаете зелёный сигнал, если нет — то красный.
Учить, школьник, ученик
Сила, силач, спортсмен
Лень, ленивый лентяй
Вода, подводный, водяной
-Давайте подведём итог урока, начиная со слов
-Я УЗНАЛ (А)…
-Я ПОНЯЛ (А)…
-Молодцы! Урок закончен.
Презентация по русскому языку «Что такое корень слова? Как найти в слове корень?» 3 класс
Русский язык 3 класс УМК «Школа России»
Что такое корень слова?
Как найти в слове корень?
Вастьянова Л.Л.,
учитель начальных классов
МКОУ «Мамонтовская СОШ»
Мамонтовского района
Алтайского края
2019 год
Семнадцатое октября. Классная работа.
Сижу правильно,
пишу красиво!
Упражнение в чистописании по образцу учителяСижу правильно,
пишу красиво!
Определите, по какому разделу начнём работу сегодня?
Чему будем учиться?
с. 73
Состав слова
Определите, по какой теме будем работать на уроке?
Что такое корень слова?
с. 74 — 75
Корень слова
На какие вопросы будем искать ответы?
Как найти в слове корень?
Вот так лес! Чудный лес! На дереве не только листва, А растут на дереве слова!с. 74 упр. 130
- Догадайтесь, о каких словах идёт речь?
Однокоренные слова
Корень слова — главная значимая часть слова с общим лексическим значением всех однокоренных слов.
с. 74
Что такое корень слова?
с. 75
Как найти в слове корень?
Корень есть у разных слов,
Ты найти его готов?
Не ленись и не зевай,
А ищи и выделяй!
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть знаком:
Учимся определять однокоренные слова!с. 74 упр. 131
ЛЕС-
Учимся разбирать предложения по членам!Памятка с. 144
Мы вышли в светлый берёзовый
лесок.
Долину окружали лесистые горы.
Работаем со словарём!с. 149
Словарь однокоренных слов
с. 75 упр. 133
-ДАЛ-
ДОЛ-
-МИР-
Проверим работу!с. 149
Словарь однокоренных слов
с. 75 упр. 133
-ДАЛ-
ДОЛ-
-МИР-
Далёкий, далеко, даль, издалека, дальний, удалить.
Дол, долина, долинный.
Мир, мирный, мирить, помирить.
Словарная работас. 76
СТОЛИЦА
- Узнайте о происхождении слова, пользуясь текстом упражнения 135 на стр. 76.
Столица — главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений.
С.И. Ожегов
Какие группы однокоренных слов встречаются в тексте?с. 76 упр. 135
СТОЛ-
КНЯЖ-
ЦАР-
с. 75 упр. 132
Как работать с однокоренными словами дома?
Благодарю за работу
на уроке!
Контрольные вопросыЧто такое корень слова?
Как найти корень слова?
По какой теме работали?
Какие виды работ выполняли?
Оцените свою работу!Получилось и понятно всё!
Получилось и понятно всё, были некоторые ошибки.
Затрудняюсь, были ошибки, постараюсь ещё.
Интернет источники- http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
- happyuniverse.co.uk
- pshop.by
- antalyaelitestroy.ru
- https://uroki.tv/uprazhnenie-130-russkij-yazyk-3-klass-kanakina-goreckij-chast-1/
- timeout.ru
- Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс. – М., Просвещение, 2014
- Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 1– М.: Просвещение, 2018
- Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М: ВАКО, 2013.