Что такое падеж имен существительных – Материал по русскому языку (3 класс) по теме: Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: «Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных» 3 класс

Падежи существительных

ПадежиВспомогательное словоПадежные вопросыСмысловые вопросыПредлоги

Именительный

есть

кто?

что?

 

  

КОСВЕННЫЕ

 

Родительный

ПАДЕЖИ

 

нет

 

 

кого?

чего?

 

 

где?

куда?

откуда?

 

 

без, до, от, из, около, возле, подле, у, с

 

Дательныйдать

кому?

чему?

где?

куда?

 

к, по
Винительныйвижу

кого?

что?

где?

куда?

на, за, под, перед, в, про

 

Творительныйлюбуюсь

кем?

чем?

где?

куда?

за, над, под, перед, между, с

 

Предложныйдумаю

о ком?

о чём?

где?

о, об, на, в, при

 

     

_____________

Если сложно запомнить последовательность и названия падежей, используйте фразу: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».

 

Косвенные падежи: Родительный, Дательный, Винительный, Творительный и Предложный падеж.

 

 


Поделиться публикацией:

1 склонение имен существительных – примеры падежных окончаний существительных первого склонения для 4 класса

Женский родМужской родОбщий род
Ед. числоМн. числоЕд. числоМн. числоЕд. числоМн. число
И.п.Лиса,

Секунда,

Линия

Лисы,

Секунды,

Линии

Дедушка,

Мужчина,

Дядя

Дедушки
,

Мужчины,

Дяди

Умница,

Непоседа,

Соня

Умницы,

Непоседы,

Сони

Р. п.Лисы,

Секунды,

Линии

Лис,

Секунд,

Линий

Дедушки,

Мужчины,

Дяди

Дедушек,

Мужчин,

Дядь

Умницы,

Непоседы,

Сони

Умниц,

Непосед,

Сонь

Д.п.Лисе,

Секунде,

Линии

Лисам,

Секундам,

Линиям

Дедушке,

Мужчин

е,

Дяде

Дедушкам,

Мужчинам,

Дядям

Умнице,

Непоседе,

Соне

Умницам,

Непоседам,

Соням

В.п.Лису,

Секунду,

Линию

Лис,

Секунды,

Линии

Дедушку,

Мужчину,

Дядю

Дедушек,

Мужчин,

Дядь

Умницу,

Непоседу,

Соню

Умниц,

Непосед,

Сонь

Т. п.Лисой,

Секундой,

Линией

Лис
ами
,

Секундами,

Линиями

Дедушкой,

Мужчиной,

Дядей

Дедушками,

Мужчинами,

Дядями

Умницей,

Непоседой,

Соней

Умницами,

Непоседами,

Сонями

П.п.О лисе,

О секунде,

О линии

О лисах,

О секундах,

О линиях

О дедушке,

О мужчине,

О дяде

О дедушках,

О мужчинах,

О дядях

Об умнице,

О непосед

е,

О соне

Об умницах,

О непоседах,

О сонях

Значение падежей имени существительного

Существует четыре основных типа падежных значений.

 

Энциклопедия «Русский язык» и авторы «Грамматики — 80» выделяют три типа падежных значений имени существительного: объектное, субъектное и определительное (в рамках определительного выделяется обстоятельственно-определительное значение).

 

1. Субъектное значение падежа.

Указывает на производителя действия или носителя признака.

 

ПадежиПримеры
И. п.

Профессор читает лекцию, поезд прибывает

на второй путь, наступила зима, вот и ночь, семья

в сборе, мастерство даётся трудом.

Р. п.

Прибытие делегации, выпадение осадков,

не прошло и году, дел прибавилось,

предложений поступило много.

Д. п.

Нам не следует уезжать, гостям

пора собираться, больному не до веселья,

школьникам надо учиться.

В. п.

Рабочих не устраивает ждать, больного

знобит, ногу больно.

Т. п.

Намечается проверка ревизором, комиссией

подсчитаны все голоса, открытие Америки

Колумбом, хозяйкой наготовлено запасов.

 

2. Объектное значение падежа.

Указывает на объект, на который направлено действие.

 

ПадежиПримеры
Р. п.

Накупили много одежды, маркировка посылок,

не желать никому зла, боишься родителей,

у меня нет дневника.

Д. п.

Позвони маме, людям он хочет добра, сытый

голодному не товарищ, «нет» равнодушию.

В. п.

Прочитать книгу, выслушать ответ, придумать

загадку, ученик огорчает учителя, мне жаль его.

Т. п.

Недоволен подарками, удивлены смелостью,

избалован деньгами, восхищение искусством.

П. п.

Разбирается в живописи, остановимся на главном,

говорить о машинах, мечта о полётах,

об экспедиции ничего неизвестно.

 

3. Определительное значение падежа.

Указывает на признак предмета (домик в деревне*, норма поведения) или на предикативный признак (отец в гневе, вылет первым рейсом, Лермонтов был поэтом)

.

 

ПадежиПримеры
И. п.

Город-герой, деревня Простоквашино, приехал

как врач, пишет под псевдонимом

«Аристократ», ждут на платформе

номер девять и три четверти.

Р. п.

Два часа дня, мастер спорта, человек

преклонного возраста, остров «Невезения»,

приехал пятого января.

Д. п.

Дать повод насмешкам, вести счёт деньгам,

раздать билеты приглашённым, улыбнуться шутке.

В. п.

Пробежали целый километр, уже сутки мы

в дороге, прождали час.

Т. п.

Казак душой, рубль серебром, снег выпал поздней

осенью, собирают ягоды вёдрами, чудом

спасся, красотою дочь в мать, сарафан горошком.

П. п.

Находится в Ростове, играли в детстве,

магазины — в двух шагах, явился во всей

красе, кое-кто на Западе, сидеть на одной

зарплате, на даче скучно.

 

Классификация падежных значений, представленная у Леканта П. А. и Розенталя Д. Э., насчитывает четыре типа падежных значений: помимо объектного, субъектного и определительного выделяется обстоятельственное значение.

 

4. Обстоятельственное (адвербиальное) значение падежа.

Указывает на время, место, причину, образ действия, меру и степень: прождать целый день, жить в городе, объехать весь мир, встретить с радостью.

 

Чеснокова Л. Д. выделяет ещё два значения — предикативное и вокативное.

 

_____________

* Примеры, выделенные в п. 3 голубым цветом, по Леканту П. А. и Розенталю Д. Э. относятся к обстоятельственному значению.

 

 


Поделиться публикацией:

Что такое склонение. Падежи имён существительных. Как определить падеж имени существительного.

Ответ:

Склонение – это изменение имён существительных по падежам с помощью вопросов.      

В русском языке 6 падежей:

 

Название падежа Слово-помощник Вопросы
Именительный есть кто? что?
Родительный нет кого? чего?
Дательный дать кому? чему?
Винительный вижу кого? что?
Творительный доволен кем? чем?
Предложный думаю о ком? о чём?

Чтобы определить падеж имени существительного, надо:

1. Найти слово, от которого зависит это существительное.

2. Задать от главного слова вопрос к имени существительному.

3. По вопросу и предлогу определить падеж.

 

                                        

                                                      

                                                        Билет № 11

Имя прилагательное. Начальная форма. Морфологические признаки

Ответ:

Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и обозначает признак предмета.

Начальная форма – И.п., м.р., ед.ч. (отв. на вопрос какой? или чей?).

Морфологические признаки:

· род ( только в единственном числе)

· число

· падеж

Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, от которого оно зависит.

Билет № 12

Глагол. Начальная форма. Морфологические признаки.

Ответ:

Глагол — самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие или состояние предмета.

Глаголы в начальной (неопределённой) форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? У глаголов в неопределённой форме нельзя определить морфологические признаки.

Морфологические признаки:

1) Постоянные:

· спряжение (1 спр. или 2 спр.) только в настоящем и будущем времени

2) Непостоянные:   

· время ( прошедшее, настоящее или будущее)

· лицо (1, 2 или 3) только в настоящем и будущем времени

· род ( м.р., ж.р. или ср.р.) только в прошедшем времени, единственном числе

                                            Билет № 13

Местоимение. Начальная форма. Морфологические признаки.

Ответ:

Местоимение — самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет или лицо, но не называет его.

Личные местоимения 1 и 2 лица отвечают на вопрос кто?, а местоимения 3 лица — на вопросы кто? или что?

Личные местоимения употребляются вместо имён существительных.

Начальная форма личного местоимения – это именительный падеж.

Морфологические признаки:

1) Постоянные:

· лицо (1 лицо– я, мы; 2 лицо – ты, вы; 3 лицо – он, она, оно, они)

· число (ед.ч. или мн.ч.)

· род ( м.р., ж.р. или ср.р.) только в 3 лице, единственном числе

2) Непостоянные:  

· Падеж

При изменении личного местоимения по падежам меняется не только его окончание, но и само слово.

                                                                        

                                  

Билет № 14

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Распространённые и нераспространенные предложения.

Ответ :

Предложение-это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу, выражающих законченную мысль.

 Предложение по цели высказывания бывает:

· Повествовательным, в котором о ком-то или о чём-то сообщают (повествуют): Мы гуляли в лесу.

· Вопросительным, в котором содержится вопрос:

Ты пойдёшь гулять?

· Побудительным, в котором советуют что-либо сделать, приказывают, побуждают к действию.

Пойдём сегодня гулять.

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения обычно ставится восклицательный знак (!) Какой сегодня чудесный день!

В конце повествовательного и побудительного предложения чаще всего ставится точка, в конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

Нераспространённые предложения состоят только из главных членов

( подлежащего и сказуемого): Наступила зима.

В распространённых предложениях кроме главных есть второстепенные члены : После осени наступила холодная зима.

 

                                              Билет № 15

Текст. Виды текстов по типу речи.

Ответ:

Текст- это несколько предложений, связанных по смыслу .

Текст можно озаглавить.

Тема текста — это то, о чем говорится в тексте.

Тексты бывают трёх видов.

· Текст – повествование. К нему можно задать вопросы что? где? когда? с кем? произошло. В повествовании три части: начало, основная часть, концовка. К тексту можно нарисовать несколько картинок.

· В тексте — описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов. К нему можно задать вопросы какой? какая? какое? какие? К тексту можно нарисовать только одну картинку.

· Текст — рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопросыкак? зачем? почему?

Такой текст обычно начинается с вопроса и заканчивается выводом.

                                            

 

                                             Билет № 16

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *