Имя прилагательное 3 класс
Технологическая карта урока русского языка
Класс: 3
Тема урока: Имя прилагательное
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить с именем прилагательным, его значением, зависимостью прилагательного от существительного.
Задачи:
Планируемые результаты:
Предметные:
— Распознавать имя прилагательное среди других частей речи;
— устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными;
— определять род, число и падеж имен прилагательных.
Метапредметные:
Регулятивные:
-умение сохранять учебную цель, в ходе выполнения учебной задачи;
— умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
— умение контролировать свою деятельность;
— адекватно принимать оценку;
— самооценка, самоконтроль.
Познавательные:
— умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале;
Коммуникативные:
— умение сознательно строить речевое высказывание;
— умение аргументировать свою точку зрения;
— умение определять общую цель и пути ее достижения
Личностные:
— ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;
— способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.
Ход урока
1.Орг. момент10.25-10.27
Тёплый лучик, нежный лучик,
Он заглянет к нам в оконце.
Принесет в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца. (Слайд 1)
— Ребята, мы начинаем наш урок, я желаю вам удачи, пусть у нас все получится.
Настрой на работу
2.Актуализация знаний
10.27-10.32
Запись числа, классная работа. (Слайд 2)
— Прочитайте, поговорку, как вы ее понимаете?
В марте — до обеда зима, после обеда весна.
(Слайд 3)
— Давайте запишем эту поговорку себе в тетрадь.
— Посмотрите внимательно на доску, найдите лишнее слово.
Солнце, солнышко, солнечный.
Весна, весенняя, веснушка.
Снежное, подснежник, снег.
Лес, лесок, лесные. (Слайд 4,5)
— Назовите лишнее слово в каждой строке.
— Назовите, к какой части речи относятся эти слова?
— Как вы определили, что это имена прилагательные?
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
— Тема нашего урока «Имя прилагательное» (Слайд 6)
— Март, холодный месяц, утром, когда солнце еще не взошло, то холодно и морозно, а к обеду, когда солнце пригревает, то тепло становится.
Лишние слова:
Имена прилагательные
По вопросам какой? какая? какое? чьи?
— Называют признаки предмета.
— Об именах прилагательных.
П, Р,К
3.Постановка учебной задачи
10.32 – 10.33
— Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
— Находить имена прилагательные
— составлять предложение с именами прилагательными.
4.Открытие нового знания.
10.33 – 10.40
Посмотрите на экран и прочитайте слова, записанные на нём. (Слайд 7)
Хрустальный, большой, белый, бабушкин, мамин, каменный, осенний, длинный, майский, заячий, узкий, желтый, утренний, кожаный.
— Что обозначают все эти слова?
— Правильно, все эти слова обозначают признаки предметов. Сейчас мы попробуем разделить все эти слова на группы.
— Объединитесь в группы. Каждая группа выполняет свое задание, потом должны будите защитить свою работу.
— А сейчас мы с вами поработаем с учебником стр. 90.
Нет вкусного супа. Какое слово будет главным?
— А прилагательное?
— Давайте определим род, число и падеж имени существительного
— Ребята, определите теперь род, число и падеж прилагательного. (они будут такими же как у существительного, т. к. прилагательное становится такого же рода, что и существительное ).
— Давайте прочитаем правило, проверим, верно ли наше предположение.
Работа в группах
1 – белый, желтый
2 – большой, длинный, узкий
3 – хрустальный, каменный, кожаный
4 — осенний, майский, утренний
5 – бабушкин, мамин
-Существительное
-Зависимым
— м.р, ед.ч, Р.п
Поз., П
5. Физ.минутка
10.40-10.43
Слайд 8
1 ряд – ж.р (парта, дочь, юла)
2 ряд.- м.р (ключ, дождь, крем)
3 ряд – с.р (солнце, окно, село)
Когда называю слово ж. р., то ваш ряд приседает
Когда слово м.р., то ваш ряд руки на пояс и один наклон вперед
Когда слово с.р., то ваш ряд поднимает руки вверх
6. Первичное закрепление
10.43-10.53
— Подойдите к окну, какие словосочетания прилагательного и существительного вы можете составить глядя на улицу?
— А теперь попробуем сами находить словосочетания прилагательное + существительное.
Поработаем с упражнением 4 на стр. 91
В болотном лесочке
Мартовским солнцем
Холодные бусинки
Весеннее чудо
Воздушные шарики
Болотце лесное
— Чему вы научились, выполняя это упражнение.
Один у доски, остальные в тетради
П,К
7. Самостоятельная работа
10.53-11.02
Фамилия имя____________________________
Составь словосочетания(соедини стрелкой). Определи род имени прилагательного.
душистое осень
утренняя гроза
ясное небо
летняя роса
поздняя сено
— А теперь поменяйтесь работой со своим соседом. И проверьте его работу по образцу, ошибки исправляйте карандашом.
— Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки?
— Поднимите руки те, у кого 1-2 ошибки?
— Поднимите руки те, у кого больше 3 ошибок?
Выполнение самостоятельной работы
Душистый, сено; утренний, роса; ясный, небо; летний, гроза; поздний, осень.
Р,П
8.Рефлексия. Итог урока.
11.02-11.05
Чему вы научились на уроке?
Что было трудно?
— находить имена прилагательные
— находить словосочетания, где есть сущ. и прил.
— определять главное слово в словосочетании
Поз, К, Р
9. Оценивание.
11.05- 11.07
Кто на уроке активно работал? Почему?
Ответы детей
Р
11.07- 11.10
Слайд 9
У. с. 88 упр. 1
У. с. 91 упр. 5
— Ребята, вы можете посмотреть и выполнить то упражнение, которое больше понравится.
infourok.ru
Имя прилагательное. 3-й класс
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: Создание условий для систематизации изученных признаков имени прилагательного как части речи.
Задачи урока:
- Закрепление и систематизация знаний об имени прилагательном; формирование орфографической зоркости.
- Развитие речи, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.
- Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.
Тип урока: повторение и обобщение.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
Оборудование: интерактивная доска, карточки для групповой работы.
Ход урока
I. Мотивационно-целевой этап
1) Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Возьмитесь за руки и мысленно подарите добрые слова друг другу, улыбнитесь и пожелайте доброго дня.
2) Сообщение темы и цели урока. Слайды 2-3.
– Определите тему нашего урока.
Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё … (Прилагательное)
–Так как это последний урок по данной теме, определите для себя учебную задачу. (Ответы детей).
– Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи. Я буду рада вашим хорошим ответам.
3) Каллиграфическая минутка. Слайды 4-5.
А) Подготовка руки к письму.
– А сейчас подготовим руку к письму в тетради.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
(Руки – в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко выпрямлять пальцы).
Б) Чистописание.
На доске записаны буквосочетания: ый ий ой ая яя ое ее ые ие
– Что можно сказать об этих буквосочетаниях? (Ответы детей).
– Запишите их до конца строчки. Найдите самое правильное написание и подчеркните его.
4) Орфографическая минутка
. Слайд 6– Вставьте пропущенные буквы и над словами напишите номер орфограммы.
Б… тинки, помощ…, п…лянка, горес…ный, мя…кий, в…юга, в…езд, королевич…
Орфограммы:
- Безударный гласный, проверяемый ударением.
- Безударный гласный, непроверяемый ударением.
- Парный согласный.
- Непроизносимый согласный.
- Разделительный мягкий знак.
- Разделительный твёрдый знак.
- Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
– Разделите все слова на две группы. По какому признаку вы это сделали?
II. Операционно-познавательный этап
1) Наблюдение над именем прилагательным. Слайд 7
Работа в группах
– У вас в группах замечательное солнышко. Вам необходимо записать на его лучах все, что вы знаете об имени прилагательном.
(После завершения работы, учащиеся все записывают на доске).
Подводится итог, выполненной работы.
2) Физкультминутка. Слайд 8
–Все встали! Я буду называть словосочетания «сущ. + прил.». Если прилагательное мужского рода, вы присядете; если прилагательное женского рода, вы похлопаете в ладоши; если прилагательное среднего рода, вы поднимите руки.
Дружный класс, нежное пюре, весёлая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, алая заря, далёкий край, верная подруга, великое дело.
3) Закрепление. Слайды 9-12
А) Запись текста
– Прочитайте текст. Понятно о ком говорится в этом тексте? Почему?
– А теперь? (Показать картинку зайца)
– Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
– Дополните текст именами прилагательным, озаглавьте его. Запишите. (Взаимопроверка в парах. Образец на доске).
Б) Определение рода и числа имени прилагательного.
– Как определить число и род имен прилагательных?
Составление алгоритма.
Алгоритм
Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:
- Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
- Определить род и число имени существительного.
- По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.
Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.
– Определите у имен прилагательных род и число. Проверка в группах.
4) Обобщение. Слайд 13
– Над какой темой мы сегодня с вами работали?
– Используя модель на доске и ваши записи, попробуйте рассказать все то, что вы знаете об имени прилагательном.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
1) Контроль
У каждого ученика лист с тестом.
Тест Слайд 14
-
Укажи имя прилагательное.
А) утеплять;
Б) теплый;
В) тепло. -
Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному: Зимн… утро.
А) -ие;
Б) -ее;
В) -яя. -
Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ….
А) гладкая;
Б) короткая;
В) толстая. -
Род и число имени прилагательного зависит от:
А) имени существительного;
Б) глагола;
В) местоимения. -
Выберите верное утверждение:
А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения.
Проверка и отметка за тест. Слайд 15
2) Рефлексия Слайды 16-17
А) Чему мы научились на уроке
- Я научился…
- Я понял, что…
- Было трудно…
- Было интересно…
- Хочу похвалить…
Б) Выставление отметок Слайд 18
3) Домашнее задание Слайд 19
4) Итог урока Слайд 20
– Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение, а вы попробуйте найти имена прилагательные.
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Не скажем мы – прекрасное,
Не скажем – безобразное,
Не скажем маме милая,
Красивая, любимая,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
urok.1sept.ru
Имя прилагательное
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?».
В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым.
Разряд – это единственный постоянный морфологический признак этой части речи.
Существуют три разряда прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.
Разряды | Признаки |
1. Качественные |
 1. Образуют степени сравнения: более темные.  2. Образуют краткую форму: темна (туча).  3. Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др.: очень темный.  4. Образуются сложные прилагательные: темный-темный.  5. Образуют прилагательные с НЕ: нетемный. |
2. Относительные |
 1. Обозначают материал, из которого сделан предмет: каменный.  2. Обозначают место: морской.  3. Обозначают временные признаки: осенний.  4. Не имеют признаков качественных прилагательных. |
3. Притяжательные |
 1. Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному.  2. Отвечают на вопросы чей? чья? чье?  3. Имеют суффиксы –ов(-ев), -ин(-ын), -ий: отцов, папин, волчий. |
Степень сравнения качественных прилагательных — это грамматическая категория прилагательных, выражающая различия в степени проявления качества.
Форма степени сравнения | Сравнительная | Превосходная |
Простая | Основа или корень качественного прилагательного + суффикс —ее(-ей), -е, -ше: длинный – длиннее, тихий – тише, далекий – дальше. | Основа или корень качественного прилагательного + суффиксы –ейш, -айш: умный – умнейший, высокий – высочайший. |
Составная | Начальная форма качественного прилагательного + слова более/менее: глубокий – более глубокий, сладкий – менее сладкий. | 1. Начальная форма качественного прилагательного + слова самый, наиболее, наименее: дорогой – самый дорогой, талантливый – наиболее талантливый, прочный – наименее прочный. 2. Качественное прилагательное сравнительной степени + слова всего, всех: сложный – сложнее всего, сложнее всех. |
Но: хороший – лучше – лучший; плохой – хуже – худший; маленький – меньше – меньший. |
Комментарии:
Добавить комментарий
yznaika.com
«Понятие об имени прилагательном» (3 класс)
Тема: «Понятие об имени прилагательном».
Цели:
Ознакомление с существенными признаками имени прилагательного, как части речи.
Развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
Воспитывать любовь к родному языку и бережное отношение к природе; ко всему, что нас окружает.
Ход урока.
I Организация класса.
II Вступительное слово учителя.
— Посмотрите на красоту окружающего нас мира. Как он красив и многогранен, так
же, как и наш русский язык. Важно не только уметь слушать собеседника и самому говорить. Не только читать и писать. Нужно развивать свою речь, учиться чувствовать красоту и силу каждого слова, чтобы суметь передать словами всю красоту увиденного.
Русский язык – это огромное царство слов, словосочетаний, предложений, текстов. В этом царстве свои порядки и законы. Но путь в это царство – не такой уж легкий. Но зато каждый новый шаг приносит много радости. Ведь знание – это радость.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
Итак, в путь по царству русского языка!
III Закрепление изученного.
1. Прочитайте написанные слова на доске. Вставьте орфограммы, докажите.
Доч_, оз_ро, калач_, клещ_, ноч_, _кно.
2. Распределите слова на группы в зависимости от орфограмм.
— Сколько групп у вас получилось? (2 группы)
— Слова какой орфограммы составляют 1 группу? (проверяемые безударные
гласные)
— Расскажите правило о правописании слов с безударной гласной в корне слова, для
примера используйте написанные слова на доске.
— Слова с какой орфограммой составляют 2 группу? (имена существ. с шипящей на
конце, которые пишутся без ь и с ь)
— Расскажите правило о написании ь на конце существительных после шипящих.
Используйте для примера слова на доске.
— Что объединяет все написанные на доске слова? (они существительные)
— Что такое имя существительное?
— Назовите грамматические признаки имен существительных.
(имеют род, изменяются по числам и падежам)
— Как определить род имен существительных?
— Распределите написанные существительные по родам в порядке нашего
рассуждения.
— Как определить падеж имени существительного? (по вопросам)
— Назовите падежи и падежные вопросы.
— Итак, делаем следующий шаг.
IV Изучение нового материала.
1. Прочитайте слова на доске. На какие две группы можем их разбить?(сущ. и прил.)
— Обратите внимание, здесь указаны положительные и отрицательные качества
человека.
— Какими еще положительными качествами должен обладать человек?
(добрый, милосердный, заботливый, честный, порядочный, воспитанный…)
— К какой части речи относятся все названные вами слова?
— Как вы определили?
— Что такое имя прилагательное?
2. – Что же это за животное повстречалось нам на пути?
— Вы знаете, ребята, что кошки, очень ловкие охотники, и даже когда спят, они спят очень чутко.
— Но мы сейчас попробуем усыпить нашего котика.
— Прочитайте шуточное стихотворение «Колыбельная котику». Вставьте
пропущенные буквы и докажите.
— Давайте найдем в этом стихотворении имена прилагательные и уберём их из
текста.
— Прочитайте стихотворение без прилагательных.
— Сравните оба текста. Что привносят в нашу речь имена прилагательные?
— Скажите, ребята, как вы находили имена прилагательные в тексте?
(от существительного задавали вопрос)
— С какой же частью речи связано имя прилагательное?
Давайте найдем и выпишем эти словосочетания с вопросами:
Хвосток (какой?) серенький, носок (какой?) розовый, глазок (какой?) зелёненький, кот (какой?) серый.
— Так с какой же частью речи связано имя прилагательное? (с существительным)
V Физминутка (под музыку).
— Мы вышли с вами к берегу реки. Много сделали, многое узнали. А не пора ли нам
отдохнуть?
Игра «Исправь осанку».
Цель: формирование правильной осанки.
Играющие становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук. Головные игроки получают по мячу и по сигналу начинают передавать мячи над головой игрокам, стоящим сзади. Когда мяч доходит до последнего по команде, все поворачиваются кругом и мяч передается тем же способом в обратном направлении. Головной игрок, получив мяч, подает команду «Кругом, исправить осанку!» Команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку, побеждает.
При передаче мяча уч-ся вынуждены прогибаться назад. Это укрепляет мышцы спины, способствуя улучшению осанки.
VI Закрепление пройденного.
— Мы не раз говорили с вами о том, как бережно нужно относиться не только к своему здоровью, но и беречь природу, все, что нас окружает. Так как от нас с вами зависит, будет ли вокруг нас чистое небо, зеленый лес, прозрачная вода в реке.
— Давайте прочитаем этот поэтический текст.
— Есть ли здесь непонятные слова? (криница)
(либо учитель дает значение этого слова, либо 1 ребенок работает с толковым словарем и ищет значение слова «криница»).
— Подберите к нему синоним (сходное по значению слово): родник, ключ.
— Найдите в тексте прилагательные. Давайте определим, каким членом предложения
они являются? (определением)
— Спишите текст, подчеркивая имена прилагательные.
ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ.
— выпишите имена прилагательные с именами существ. (коллективно)
VII Итог урока.
— Пришло время нам возвращаться из путешествия.
— Какая часть речи нас сопровождала на протяжении всего урока?
— Что мы теперь знаем об имени прилагательном?
VIII Рефлексия.
Расставить цветочки по трем параметрам: Интересно, познавательно, трудно.
infourok.ru
Урок по русскому языку «Имя прилагательное» (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе (3 четверть)
Учитель: Смирнова Светлана Анатольевна
Тип: открытие нового знания
Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи.
Урок 1 в теме «Имя прилагательное»
Цель: *учить выявлять признаки имён прилагательных;
*познакомить с ролью имён прилагательных в речи;
*учить согласовывать имена существительные и имена
прилагательные
Задачи: образовательные
учить выявлять признаки имён прилагательных;
учить определять лексическое значение имён прилагательных;
учить согласовывать имена существительные и имена
прилагательные.
развивающие
развивать умение оценивать свои достижения при выполнении
заданий уроков.
воспитательные
воспитывать чувство уважения к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
определять лексическое значение имён прилагательных;
составлять словосочетания с именами прилагательными.
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, решать её
под руководством учителя; планировать результат
обучения;
делать вывод по наблюдениям;
классифицировать слова по общему признаку;
обосновывать правильность выполнения заданий.
Личностные: проявлять интерес к русскому языку.
Межпредметные связи: литературное чтение (тема «Работа над
лексическим значением слова»), окружающий мир
(описание утки в упр.110, описание берёзы в упр.109).
Ресурсы урока: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, М: «Просвещение» 2013 г, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочая тетрадь,
Ход урока:
Мобилизующий этап (настрой учащихся на работу)
Приветствие учителя:
-Давайте улыбнёмся друг другу. Улыбнёмся нашим гостям.
— Пусть сегодняшний урок принесёт всем вам радость общения друг
с другом. Тихо сели.
—Прочитайте слова на экране. слайд 1
Какие из этих слов могут относиться к ученику?
(на д.: внимательный, активный, самостоятельный, узкий, красивый,
здоровый, аккуратный, трудолюбивый, любознательный,
самостоятельный, ленивый, шумный)
—Я желаю вам на уроке быть внимательными, активными,
аккуратными, трудолюбивыми, любознательными, самостоятельными.
—Сегодня мы будем исследователями на уроке русского языка.
Готовы? А что мы будем исследовать, узнаете чуть позже.
2. Мотивация познавательной деятельности
(повторение изученного материала)
1)-Откройте тетради, запишите число.
На д.: Тринадцатое марта.
Классная работа.
-Перечислите изученные орфограммы в словах первого
предложения.
2)Минутка чистописания.
На доске записаны слова:
Поздняя, художница, душистая, редкий.
-Прочитайте слова.
-Назовите «лишнее» слово. Почему вы так думаете?
(художница – имя существительное, а остальные слова – имена
прилагательные)
*Работа в тетради:
-Первым запишите слово, в котором 2 слога.
-Докажите, что 2 слога в слове. Выделите орфограммы (редкий).
-Следующее слово, антоним к слову ранняя.
-Выделите орфограммы (поздняя).
-Выпишите слово, первая буква которого стоит на пятом месте
в алфавите.
→-На минутке чистописания пишем букву, которая есть в каждом
из слов. Какая это буква? Д
На доске: Показывает учитель, за ним -ученики.
Заглавная б.Д, строчная д, соединен. Д и д, Ду, до, дк, др,Да, де, дм ,…
3) Чтобы определить тему урока, послушайте стихотворение.
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
-О какой части речи говорится в стихотворении? Подтвердим?
-Прочитайте на с.63 название раздела.
3. Актуализация знаний
(повторение ранее изученного об имени прилагательном)
-Что вы уже знаете об именах прилагательных? Ответы детей.
(1.Часть речи, которая обозначает предмет
2.Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? Какие?
3.В предложении является определением.
4.Связано с именем существительным.
5.Делает нашу речь более понятной, выразительной.)
-Что ещё предстоит узнать? с.63 планируемые результаты
(1.Как определять род, число и падеж имён прилагательных.
2.Научиться грамотно писать имена прилагательные.
3.Научиться разбирать имя прилагательное как часть речи
4. Определение темы и постановка цели урока
-Какова тема нашего урока?
«Значение и употребление имён прилагательных в речи»
-Сегодня на уроке мы научимся не только определять имена прилагательные, но и узнаем, какую важную роль они играют в нашей речи.
5. Открытие нового знания
1)Определение роли прилагательных в тексте.
Учебник с.64 упр.110
-Прочитайте. Понравился текст. Почему?
-Слов какой части речи не хватает? Почему?
-Спишите, вставляя в предложения подходящие по смыслу слова.
С доской
1предложение
Небольшое озерко заросло осокой.
↓
-А почему не взяли слово маленькая? Маленькая озерко заросло осокой.
2 предложение
Посреди плавала дикая уточка.
↓
-Почему выбрали именно это слово? (С каким словом связано, сочетается?
Уточка — она, моя→ж.р. →какая? дикая→ж.р., окончание –ая, ед.ч.)…
—Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?
+Дополнительное задание:
1.Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
Определить падежи имён существительных.
2.По составу: маленькая, головка.
2)Физкультминутка (закрепить умение определять на слух имена прил.)
-Встаньте, если услышите имя прилагательное.
Если слово другой части речи — присесть.
Белый, пенал, крепкий, лёгкий, смотреть, лети, весёлый, снег, снежный, снеговик, рыба, рыбачить, рыбный.
3)Учебник с.65 упр.111. Подбор подходящих по смыслу существительных.
-Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Докажите.
-Прочитайте 2 задание.
*Самостоятельная работа или работа в парах.
— Проверить! Я-оранжевый, дети -…
— Поставьте ударение и выделите окончания в именах прилагательных. →
-Написание каких окончаний не вызывает у вас сомнения? (УДАРНЫХ)
— Как проверить правильность написания безударных окончаний имён прилагательных?
-Какие из данных имён прилагательных обозначают (деление на
лексические группы):
-признак предмета по величине;
-по запаху;
-по цвету;
-по весу;
-по звуку;
-по температуре;
-по размеру;
-Какие из них дают оценку предмету?
-Какую роль выполняют имена прилагательные?
6.Закрепление нового знания
(Закрепить в игровой форме полученные знания)
-Описать предмет, используя только имена прилагательные.
Рита: Сладкая, душистая, красная……
Даша: Рыжая, хитрая, ловкая …
Георгий: Большой, бурый, лохматый…
Лера: Серенькая, маленькая, шустрая…
ВЫВОД: Какова роль имён прил. в речи?
7. Контроль и самоконтроль
Обобщающие вопросы:
-Что такое прилагательное?
-Что обозначают имена прилагательные?
-На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
— В предложении с какой частью речи связаны имена прилагательные?
8.Подведение итогов урока
-Какую тему урока изучали?
-С какой целью употребляются в речи имена прилагательные?
-А где в жизни мы будем применять полученные знания?
Запомните: имена прилагательные делают речь более полной, точной,
чёткой, яркой, красочной. Описывают предмет всесторонне.
9. Домашнее задание.
С. 64 правило, упр.114.
10. Рефлексия
-Изобразите бутон тюльпана.
-Кому понравился урок, распустите свой бутон.
-Кому не понравился урок у того бутон остаётся не раскрытым.
-Благодарю всех за урок.
infourok.ru
Имя прилагательное (3 класс)
Имя
прилагательное
(3 класс)
Образовательные технологии:
Проблемное обучение.
ИКТ
Обучение в сотрудничестве.
Тема урока: «Имя прилагательное»
Цели и задачи:
Сформировать способность классифицировать имена прилагательные, видеть связь между прилагательным и существительным, определять род, число и падеж имен прилагательных.
Учить решать проблемные задачи.
Создать атмосферу творческого сотрудничества, условия для благоприятной работы, для настроя на успех.
Орг. начало.
Стадия вызова.
Мы сегодня будем раскрывать тайны русского языка и нашей истории.
А что мы будем исследовать, какие тайны для вас откроются, вы узнаете позже.
Минутка чистописания.
Звучит музыкальная запись П.И.Чайковского “Март”.
Слайд 1.
(ВЕСНА. Картины природы: проталинки, капель, ледоход, цветущий сад. Смена картин в соответствии с четверостишием.)
Пришла, улыбнулась — утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
— Кто же пришел? (Весна)
Весна – время пробуждения природы от спячки к новой жизни, новой радости приближающегося цветения. На Руси первый яркий весенний праздник – день Весновки, отмечали 14 марта. По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну. Дети отыскивали первые проталинки и с этих предвестников окликали весну: «Приди, солнышко, и к нашим окошечкам». В дом приносили талую воду, мыли полы, поливали цветы. Все в доме начинало дышать весной.
— Назовите первый звук в слове весна? ([в׳])
— Дайте характеристику звуку. (cогласный, звонкий, парный ([ф׳]),
мягкий парный ([в]), на письме обозначается буквой «вэ».)
Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
Слайд 2
Минутка чистописанияВ в
Ве Вн Во Вл вм вя вт вп
Дети записывают строчки букв и соединений.
Орфографическая минутка.
Весна — замечательное и прекрасное время года.
В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
—
Дополните предложения, подходящими по смыслу словами, запишите эти слова и объясните орфограммы.
Слайд 3
Учитель называет предложение, появляется картинка, на экране моделируется картина.
Ученики называют слово, записывают в тетрадь и объясняют орфограммы.
Посмотрите, какая красивая картина получилась.
На Руси основная встреча весны праздновалась в день весеннего равноденствия – 22 марта, называли его Сороки.
У славян повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран
прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.
Взрослые закликали весну на пригорках, пели веснянки. Дети с «жаворонками» (на Сороки обычно пекли печенье «жаворонков»), залезали на крыши, деревья. Там, где не было возвышенностей, обряды встречи весны обычно проходили на первой проталине. Считали, на счастье, проталинки, «если до сорока досчитать, то по весне горя не знать».
V. Введение в тему урока.
Прочитайте записанные слова и разделите их на две группы.
Какие слова отнесем к первой группе?
Слайд 4
- весна берёзовый
солнце
луч
цветок
скворец
— По какому признаку вы определили слова в первую группу? (Это имена существительные.)
Докажите. (Слова отвечают на вопросы кто? что? и называют предмет.)
— Какие постоянные признаки имен существительных вы знаете? (Существительные бывают одушевленные или неодушевленные, собственные или нарицательные, женского, мужского или среднего рода,
1, 2 или 3 склонения)
Непостоянные признаки?
(Существительные могут стоять в форме единственного или множественного числа.)
Прочитайте вторую группу слов.
— На какой вопрос отвечает это слово? (Какой?)
Дополните эту группу своими примерами. На какие вопросы отвечают эти слова? (Дети приводят примеры прилагательных с вопросами.)
— Как называют такие слова? (Это имена прилагательные)
— Что вы о них знаете? (Имена прилагательные обозначают признак, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)
— Какую часть речи мы сегодня исследуем? (Сегодня на уроке мы будем исследовать имя прилагательное.)
Определите тему урока.
— Какую бы цель вы поставили на сегодняшнем уроке?
VI. Тема и цель урока.
Слайд 5
Просмотрите материал 109 урока. (Будем формировать способность задавать вопросы к именам прилагательным, записывать прилагательные по группам, определять род, число, падеж.)
А еще на уроке вы познакомитесь с начальной формой имени прилагательного.
Прочитайте на стр. 68, что еще в 3 классе вы узнаете о прилагательном. (Узнаем, какие признаки предметов называет имя прилагательное. Что такое качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Как образуются имена прилагательные. Какими членами предложения они обычно бывают.)
VII. «Исследование » имени прилагательного.
Упр. 1. — устно. Прочитайте текст.
— Из какой сказки отрывок? (Русская народная сказка “Царевна-лягушка”.)
В русских народных сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. В старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а молодец — жениться на лягушке.
Находим прилагательные, задаем к ним вопросы.
Дети выполняют задание.
Брат (какой?) старший.
На двор (чей?) боярский.
Против терема (чьего?) девичьего.
Брат (какой?) средний.
У крыльца (какого?) красного.
Дочь (чья?) купеческая.
Брат (какой?) младший.
В болото (какое?) грязное.
— На какие же вопросы отвечает имя прилагательное? (Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья?)
Учитель дополняет схему — опору.
Слайд 6
Имя прилагательноекакой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
— Для чего нужны прилагательные в тексте? (Текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для уточнения.)
2. Классификация имен прилагательных.
Упр.2 стр.69. — Записать слова по группам.
Работаем по вариантам.
Дети, работающие по I варианту, выписывают прилагательные, обозначающие цвет. II вариант – размер. III вариант – материал. IV вариант – время. V вариант – принадлежность кому-либо.
Проверим ваши работы.
Самопроверка.
Слайд 7
Цвет
Размер
Материал
Время
Принадлежность
кому-либо
белый
большой
хрустальный
осенний
бабушкин
желтый
длинный
каменный
майский
мамин
узкий
кожаный
утренний
заячий
Упр. 3, стр.69 — работаем в парах.
Найдите лишнее слово из каждой группы.
У вас должна получиться новая группа имен прилагательных.
Подумайте, как можно ее назвать.
Дети работают в парах.
Проверка. Прочитать имена прилагательные.
Слайд 8
- Форма
Овальный
кривой
квадратный
круглый
— Как вы назвали эту группу? (Форма)
— Какие признаки предметов называет имя прилагательное? (Ответы детей.)
Учитель дополняет схему — опору.
Слайд 9
Имя прилагательноекакой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
называет признаки предметов
3. Решение проблемной задачи.
Прочитайте словосочетания.
Слайд 10
- нежный подснежник
ранняя весна
солнечный день
Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Права ли Даша? (Выслушиваются предположения учащихся.)
Подумаем вместе.
Сравните два предложения.
Раскрылся нежный подснежник.Раскрылся нежный.
— В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет?
— Какой вывод можно сделать? (Главное слово — существительное.)
— Согласимся мы теперь с Дашей?
4. Прочитайте рубрику “Тайны русского языка” стр.70.
— От чего зависит имя прилагательное? (Имя прилагательное зависит от существительного)
— Как изменяется форма имени прилагательного? (В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.)
— Как называется такая связь? (Такая связь называется согласованием.)
— Во множественном числе род имен прилагательных не определяется.
Учитель дополняет схему — опору.
Слайд 12
Имя прилагательноекакой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
называет признаки предметов
изменяется по родам, числам и падежам
Форма единственного числа мужского рода именительного падежа имени прилагательного называется начальной формой.
Согласуем существительное подснежник с прилагательным нежный. (Подснежник (какой?) нежный — м.р., ед.ч., И.п.)
Нежный (подснежник) – начальная форма.
Учитель дополняет схему — опору.
Имя прилагательноекакой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
называет признаки предметов
изменяется по родам, числам и падежам
начальная форма – м. р., ед. ч., И. п.
Прочитайте рубрику » Это важно знать» стр. 71.
VIII. Физкультминутка.
IX. Продолжение «исследования» имени прилагательного.
Учимся определять род, число и падеж прилагательных.
Упр.5, стр.71.
у доскилесных шорохов — мн.ч., Р.п.
с душистыми ландышами — мн.ч., Т.п.
с комментированием
спелую землянику — ж.р., ед.ч., В.п.
берёзовый лес — м.р., ед.ч., И.п.
в беличьем дупле — с.р., ед.ч., П.п.
пушистому хвосту — м.р., ед.ч., Д.п.
самостоятельно
соловьиным пением — с.р., ед.ч., Т.п.
у глубокой норы — ж.р., ед.ч., Р.п.
о дубовой роще — ж.р., ед.ч., П.п.
красивыми озерами — мн.ч., Т.п.
Проверим работу. Исправьте ошибки, недочеты, если они имеются.
Самопроверка.
Молодцы! Умеете контролировать товарища и самого себя.
Выставление оценок за урок.
X. Домашнее задание.
XI. Рефлексия.
Подведем итоги исследовательской работы. Просмотрите схему-опору. Возьмите карточки-рисунки “Подснежники” и ответьте на вопросы. Закрыть схему-опору.
На партах у детей лежат карточки.
Что называет и на какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Как изменяется имя прилагательное?
Какую форму имени прилагательного называют начальной?
Давайте поговорим о ваших впечатлениях и чувствах.
Закончите предложения.
Слайд 13
- Я испытывал затруднения, когда…
Я обращусь за помощью к ….
Я работал с…настроением.
Я…доволен собой, … работой класса.
Я узнал о …
(Ответы детей.)
infourok.ru
Определение имени прилагательного. 3-й класс
Тип урока: комбинированный
Форма урока: деловая игра.
Цели:
- Систематизировать существенные признаки имени прилагательного, как часть речи.
- Развивать мыслительную деятельность, орфографическую зоркость, работать над лексическим значением слов, употреблять в речи прилагательные синонимы и антонимы, формировать интерес к изучению родного языка.
- Воспитывать пытливость при получении знаний, творческую активность, взаимопомощь, коммуникативные умения.
Оборудование: карточка №1, карточка – помогайка №2, сочинение – миниатюра, картинка, отрывок из стихотворения К. Бальмонта; Мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Орг. момент
– Здравствуйте, дети! Я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным, а вы, ребята, получили и знания, и положительные эмоции.
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
– Прочитайте ваши сочинения-миниатюры.
(Сочинения из упр. 302. Рассказ только из существительных.)
– Как замечательны ваши произведения!
– А какие слова могли бы украсить ваши рассказы? Например, как украсите ваши заголовки:
Ночь. Утро. (Тихая ночь. Солнечное утро).
2. Самостоятельная работа в тетради.
– Запишите ваши новые заголовки. Найдите и подчеркните орфограммы.
– На какой вопрос отвечают вставленные слова? Какая это часть речи?
Звёздная ночь. Раннее утро.
III. Сообщение темы и цели урока.
– Сформулируйте тему урока.
– Сегодня мы будем говорить об имени прилагательном и его роли в речи.
IV. Постановка учебной задачи.
– Представьте, что мы сотрудники газеты. К нам поступила заметка, например, один из ваших рассказов. Мы, редакторы газеты, должны подобрать (нарисовать) рисунок к тексту. К какому из этих двух текстов нам предстоит угадать.
– Надеюсь, в этом нам помогут имена прилагательные.
V. Определение предмета по признакам.
1. Работа по учебнику с.67 упр. 304.
– Прочитайте задание. (Обозначить признаки предмета.)
– Запишите в строчку слова с именем существительным. Подчеркните орфограммы.
- 1 ряд – 1 столбик
- 2 ряд – 2 столбик
Фруктовый, тенистый, яблоневый, старый сад. (какой?)
Высокое, голубое, звёздное, ночное небо. (какое?)
– Какое слово может быть лишним при рассказе? Подчеркните его, объясните свой выбор.
Вывод: Что мы вспомнили об имени прилагательном?
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое?
– Молодцы, редакторы! На нашей картинке появляются первые «нарисованные» вами предметы: небо и сад.
VI. Постановка проблемы.
1. Проблемный вопрос.
– Почему имена прилагательные получили такое название? К чему оно прилагается?
2. Работа по учебнику.
Упр. 307. образец рассуждения:
Снег (какой?) последний.
Сущ. снег употреблено в форме ед.ч. м.р. и прилагательное последний – тоже в форме ед.ч., м.р.
Также: тёплый пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, тёплые грозы.
– Именно этими словами автор рисует картину ранней весны – весенний пейзаж. Прочитайте имена прилагательные в синей рамке. Что это за слова? (синонимы)
– Какой из них автор использует в стихотворении? Почему? (Юный – это очень молодой).
3. Решение проблемной задачи.
– К чему же прилагаются имена прилагательные? Проверим себя, прочитав правило на с.69 упр. 308. (прочитать про себя)
– Что узнали из текста?
VII. Тренировочное упражнение.
– Назовите, какие прилагательные подходит к 1 картинке. (На рисунке изображены яблоко и цыплёнок)
Докажите, что имя прилагательное сочетается с именем существительным.
Яблоко (какое?) красное, спелое, сладкое.
Имя сущ. Яблоко употреблено в форме ед. ч. с. р.и прилагательные: красное, спелое, сладкое тоже в форме ед.ч. с.р.
– Подходят ли прилагательные красивая, маленькая, весёлая к слову Цыплёнок? А какими словами заменим?
Вывод: в нашей речи имена прилагательные присоединяются, прибавляются к именам существительным.
VIII. Изменение имён прилагательных по родам и числам.
Работа с текстом. Работа в парах.
– Попробуйте угадать стихотворение по данным эпитетам.
- Глухой колодец –
- Снежинкой светлой –
- Полночный час –
– Да, это К. Бальмонт, стихотворение «КАПЛЯ».
В глухой колодец, давно забытый,
Давно без жизни и без воды,
Упала капля – не дождевая,
Упала капля ночной звезды.
– Каплю росы автор сравнивает со снежинкой и звёздочкой.
– Попробуйте подобрать подходящие имена существительные к данным прилагательным:
росистый …, росистая …, росистое …, росистые …
(росистый цветок, росистая влага, росистое утро, росистые травы)
– Как изменялось имя прилагательное?
ФИЗМИНУТКА
Синонимы – это слова – друзья, (руки сцепить, здороваются)
Близкие по значению. (приблизить к груди)
Антонимы – это слова-враги (руки соединить ладонями перед грудью, надавить)
Противоположные по значению. (резко руки развести в стороны)
– 1 группа запишите к именам прилагательным – синонимы.
– 2 группа запишите к именам прилагательным – антонимы.
– Работаем на карточках №1, если вы испытали затруднение, берите карточку – помогайку №2.
- Глухой колодец – (1 вариант: заброшенный, забытый, тихий; 2 вариант: известный, любимый).
- Снежинкой светлой – (1 вариант: снежинка чистая, сияющая; 2 вариант: снежинка тусклая, бледная).
- Полночный час – (1 вариант: ночной; 2 вариант: дневной).
(Ученики отвечают, называя орфограммы, вопросы и род прилагательных.)
– На какие вопросы отвечают имена прилагательные?(Какой? м.р. Какая? ж.р. Какое? с.р. Какие? мн.ч.)
Вывод: имена прилагательные изменяются по родам и числам и присоединяются к именам существительным в том же роде и числе.
IX. Подведение итогов работы. Рефлексия.
1. Завершение картины.
– Итак, дорогие редакторы. Вспомните 1 картинки, где мы нарисовали небо и сад, и выберите работа какой группы первой или второй дополнит наш рисунок. Да, это эпитеты 1 группы.
– Из этого стихотворения мы для нашей картины добавим образы глухого колодца, полночного часа и «снежинки» сияющей.
(На доске появляется картина ночного фруктового сада с заброшенным колодцем и яркой звёздочкой.)
– Молодцы! Теперь понятно, что к нашей картине надо выбрать название «Звёздная ночь». Вот такая картина у нас получилась. Спасибо именам прилагательным!
2. Систематизация знаний об имени прилагательном.
– Вот что мы о нём сегодня узнали:
(На доске правило)
Имя прилагательное
самостоятельная часть речи
обозначает признак предмета
Какой? Какая? Какое? Какие?
изменяется по родам и числам
связано с именем существительным
IX. Домашнее задание
по выбору:
1 в. – с.88 №2 опишите вашего друга или кого – то из близких, чтобы узнать, чей это портрет.
2 в. – дополнить предыдущее домашнее задание (сочинение) именами прилагательными.
Всем – выучить правило с. 69.
Дополнительное задание: С. 68 упр. 305
– Запишите к каждому рисунку имена прилагательные. Подчеркните орфограммы.
Презентация, Приложения к уроку.
urok.1sept.ru