Что такое прямая в математике 1 класс: Прямая, линия, луч, отрезок | Формулы с примерами – Точка, прямая линия, кривая и отрезок — урок. Математика, 1 класс.

Урок по математике «Прямая и её обозначение» (1 класс)

Математика. 1 класс.

Тема: Прямая и её обозначение. (Урок-путешествие)

Цель: знакомство с новыми свойствами прямой линии.

Задачи:

— закрепить знания о прямой линии;

— развивать логическое мышление;

— учить определять тему урока;

— познакомить со свойствами прямой линии.

Ход урока.

  1. «Думаем» глазами. Актуализация знаний.

Уч.: Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Геометрия. Но любое путешествие не обходится без препятствий, вот и на нашем пути будут препятствия, которые нам предстоит преодолеть.

— Ребята, а для чего люди отправляются в путешествие?

— Вот и мы с вами в нашем путешествии узнаем много нового и интересного. А для этого мы возьмём с собой в дорогу линеечку, на которой мы будем отмечать всё то новое, что встретится на нашем пути. Но двери в страну Геометрия пока закрыты, чтобы туда попасть, надо выполнить сначала задания.

Работа в парах.

— Первое препятствие на нашем пути.

  1. Продолжи ряд справа и слева.

…….. …..

— Выложите на парте такой же ряд, добавив первую и последнюю фигуру.

Проверка: поднимите первую фигуру, последнюю фигуру.

2) Какая фигура лишняя?

-Какая фигура лишняя и почему?

-С чем мы работали, преодолевая первые препятствия?

— Следующее препятствие на нашем пути.

3) Истинные и ложные высказывания.

Я буду читать высказывания, а вы должны определить какие из них истинны (правильны, верны) и какие – ложны (неправильны, неверны). Если высказывание истинно (верно), то вы поднимаете зелёный кружок. Если высказывание ложно (неверно), поднимаете красный кружок.

1. Точка – самая маленькая геометрическая фигура. (И)

2. Линии бывают прямыми и волнистыми. (Л)

3. Некоторые линии можно чертить от руки. (И)

4. Прямые линии чертим по линейке. (И)

А определить тему урока нам помогут загадки.

— О каких геометрических фигурах идёт речь в следующих загадках?

Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни …
(точек)

Под линейку я рисую
Очень ровную, простую
Всем заметную черту.
Как фигуру назову? (линия)

— Кто догадался, какая тема урока?

II . Новая тема.

— Тему определили, и двери нам открыли в замечательную и интересную страну Геометрию.

1) Проблемная ситуация.

-Чтобы пройти дальше, необходимо найти все прямые линии. Назовите прямые линии, которые вы видите на доске.

-Какие трудности у нас возникли при выполнении данного задания? Что же необходимо сделать, чтобы мы понимали, о какой именно линии идёт речь?

— Линия может обозначаться двумя заглавными буквами, например, А, Б или одной строчной, например, буквой а и читаются они так: линия АБ или линия а.

-Следующее задание: нужно соединить объекты прямой линией и дать имя каждой прямой.

— Как обозначаются прямые линии?

Вывод 1: линии обозначаются заглавными и строчными буквами.

-Ребята, это новое для вас знание? Стоит его отметить на нашей линеечке? Закрашиваем цифру 1 красным карандашом.

-Давайте сделаем небольшую остановку и послушаем историю про Карандаш.

-Ребята, однажды в стране Геометрия очутился Карандаш. Был он любознательный и хотел всё знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит: «Как эта линия называется?»

Вышел однажды Карандаш на прямую линию и пошёл по этой прямой. Шёл, шёл по прямой линии, долго шёл. Устал, остановился и говорит: «Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой?»

Учитель: А как бы вы, ребята, ему ответили?

2) Работа в парах.

-У вас на парте лист, на котором уже начерчена та прямая линия, по которой шёл Карандаш. Продолжите эту линию в паре.

-Как вы продолжили эту линию? А если бы у вас лист был бы больше? Какой вывод мы можем сделать?

-Давайте дослушаем сказку и узнаем, правы мы или нет.

Продолжение сказки.

Засмеялась Прямая: «Эх ты, Карандаш! Ведь ты не дойдёшь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?»

«Тогда я поверну назад, — сказал Карандаш, — я, наверное, пошёл не в ту сторону».

-И в ту сторону не будет конца. У линии совсем нет концов, – сказала Прямая и даже спела про себя песенку:

Без конца, без края – линия прямая.

Хоть сто лет по ней иди,

Не найдёшь конца пути!

— Какой вывод мы делаем?

ВЫВОД 2: у прямой линии нет ни начала, ни конца

. — Стоит это знание отметить на нашей линеечке? Закрашиваем цифру 2.

-Сделаем с вами небольшой остановку и немного разомнёмся.

3) Физкультминутка.

— На доске три точки. Красная точка для первого ряда, синяя точка для второго ряда, зелёная точка для третьего ряда. Через данную точку нужно каждому провести одну прямую линию. Какой ряд справится с этим заданием быстрее. Но прежде, чем приступить к этому заданию, давайте вспомним правила работы.

— Какое было задание? Много провели прямых через одну точку? А могли бы больше? Какой вывод мы сделаем?

ВЫВОД 3: через одну точку можно провести бесконечное множество прямых линий. На линеечке отмечаем третье новое знание.

-Следующее испытание на нашем пути. На вашем листочке нарисованы две точки. Через эти две точки нужно проложить дорогу. Сложите этот листочек точками наружу (кверху), чтобы линия сгиба проходила через обе точки.

— Разогните, посмотрите внимательно, можно ли ещё через эти же самые точки проложить дорогу в другом направлении?

— Тогда давайте по линейке проведём прямую линию по линии сгиба через эти точки.

— Какой вывод мы сделаем? Сколько линий можно провести через две точки?

ВЫВОД 4: через две точки можно провести только одну прямую линию.

III. Рефлексия.

— Вот и подошло наше путешествие к завершению. Вам понравилось путешествовать по стране Геометрия? Посмотрите на нашу линеечку, сколько новых открытий мы узнали в этом путешествии?

-Давайте ещё раз их вспомним. Какое было первое открытие, второе, третье, четвёртое?

-А чтобы вы не забыли наше путешествие и новые открытия, вам на память вот такие билетики-напоминалки со свойствами прямой.

Литература:

  1. Г. В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука «Математика. 1 класс». М.: Просвещение, 2015

  2. Т.Н. Ситникова «Поурочные разработки по математике. 1 класс» (К УМК Г.В. Дорофеева). М.: «ВАКО», 2017

  3. И.Л. Никольская, Л.И. Тигранова «Гимнастика для ума». М.: «Экзамен», 2013

  4. З.В. Федосеева «Изучение предмета «Математика и конструирование». Йошкар-Ола, 1998

  5. Е.В. Мальцева, Т.В. Шашкова «Развивающие упражнения по математике». Йошкар-Ола, 2001

Понятие числового отрезка. Видеоурок. Математика 1 Класс

На этом уроке мы продолжим изучение темы «Отрезки» и познакомимся с новым понятием – «числовой отрезок». Мы разберемся, как же связаны числа и отрезки, научимся строить числовые отрезки. Оказывается, с помощью таких отрезков можно не только находить точки, но и решать примеры и задачи.  На этом уроке мы научимся решать простые примеры графически – с помощью числовых отрезков.

Тема: Знакомство с основными понятиями

Урок: Понятие числового отрезка

На предыдущих уроках мы уже сталкивались с понятием отрезок – это прямая линия, ограниченная с двух сторон. Но что такое числовой отрезок? Сначала научимся его строить.

           

Для того чтобы построить числовой отрезок, лучше всего использовать листочек в клеточку. Сначала мы строим отрезок. Дальше, как на линейке, в начале отрезка мы ставим число 0 и договариваемся, сколько клеточек вправо мы будем отступать, чтобы получить следующее число. Давайте договоримся, что на этом отрезке мы будем шагать вправо на 2 клеточки. 

Это значит, что каждое следующее число будет стоять на 2 клеточки правее предыдущего. То есть, если начало отрезка – ноль, значит, следующее число 1 будет через 2 клеточки. В математике говорят, что мы для числового отрезка выбрали единичный отрезок равный двум клеточкам.

После этого мы шагаем вправо и получаем число 2 через две клеточки. Еще правее через 2 клеточки – число 3.

           

Мы получили числовой отрезок. Теперь научимся находить точки на числовом отрезке.

Пример 1: Необходимо найти  точку А, которая находится в числе 3.

На числовом отрезке находим число 3, в котором и будет находиться точка А.

В математике записывают так:  А(3).

Пример 2: Найдем  точку В(5).

Число 5 больше числа 3 на 2. ( 5 – 3 = 2). Значит, от числа 3 нужно шагнуть вправо на 2 шага. Значит, точка В находится:

Пример 3: С помощью числового отрезка найти значение выражения

Для этого нарисуем числовой отрезок. Пусть, на этом отрезке единичный отрезок равен одной клеточке. Это значит, что каждое следующее число будет через 1 клеточку правее от предыдущего числа.

По условию примера необходимо от 7 отнять 2. Найдем число 7 на числовом отрезке. Для этого отсчитаем 7 клеточек от ноля.

Теперь от 7 необходимо отнять 2. Нужно шагать влево, так как все числа меньше 7 будут находиться левее этого числа на числовом отрезке. А так как мы от 7 отнимаем 2, значит, это число мы уменьшаем на 2. Число, в которое мы пришли, и является решением примера. Теперь необходимо определить, что это за число.

Мы пришли в точку 5. Значит,  .

Ответ: 5

Пример 4: С помощью числового отрезка найти значение выражения

По условию задачи число 3 увеличивается на 1. Значит, на числовом отрезке мы будем шагать вправо. 

Найдем число 3 на числовом отрезке. Для этого от начала отступим вправо 3 клеточки.

Для того чтобы к 3 прибавить 1, шагнем вправо на 1 клеточку и получим искомое число. Это число 4.

Значит,

Ответ: 4

Также с помощью числовых отрезков мы можем решать задачи, обозначая данные, которые нам даны в условии, на отрезке и решая, сколько получится в результате.

Итак, сегодня на уроке мы научились строить числовые отрезки. Числовой отрезок – это отрезок, на котором находятся числа. Для того чтобы получить числовой отрезок, нужно выбрать единичный отрезок. То есть договориться, сколько клеточек вправо мы будем шагать, чтобы получить каждое следующее число. Это зависит от Вашего желания – Вы можете выбрать единичный отрезок, равный двум клеточкам, или одной клеточке, или трем клеточкам. Главное помнить, что каждое следующее число будет на единичный отрезок правее предыдущего.   

 

Список литературы

  1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика 1 класс. – М: Мнемозина, 2012.
  2. Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 1 класс. – М: Астрель, 2012.
  3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. – М7: Русское слово, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Фестиваль педагогических идей (Источник).

2. Xvatit.com (Источник).

3. Социальная сеть работников образования (Источник).

 

Домашнее задание

1. Постройте числовой отрезок, исходя из следующих условий:

а) Единичный отрезок равен 3м клеточкам, отметить цифры 1, 2, 4, 7 на числовом отрезке.

б) Единичный отрезок равен 1 клеточке, отметить цифры 1, 4, 5, 8.

в) Единичный отрезок равен 2-м клеточкам, отметить цифры 4, 5, 6.

2. С помощью числового отрезка решите пример и отгадайте слово с помощью таблицы:

 

1

9

5

8

3

4

2

6

7

10

К

О

М

Р

З

Н

О

Е

Т

В

3. Указать на отрезке следующие точки:

а) A(3)

б) B(7)

в) C(1)

г) D(5)

Учебно-методический материал по математике (1 класс): Математика. 1 класс. Определения и понятия

Математические определения и понятия

Геометрические фигуры.

Точка и прямая линия являются основными геометрическими фигурами. Простейшие геометрические фигуры – это отрезок, луч, ломаная линия.

Геометрические фигуры бывают плоскими и объемными.

Плоские геометрические фигуры – это четырехугольник, треугольник, многоугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб, трапеция и др.

Объемные геометрические фигуры (геометрические тела) — это пирамида, шар, конус, куб, цилиндр, параллелепипед и др.

Точка. Линии.

Точка – это самая малая геометрическая фигура.

Линии бывают прямые, кривые, ломаные.

Прямая линия – это  геометрическая фигура, которая не имеет ни начала, ни конца, она бесконечна.

          ·

     

 

                 

Отрезок.

Отрезок – это часть прямой линии, которая имеет начало и конец.

Длину можно измерить.

           3 см          

                   

Луч.

Луч – это часть прямой, которая имеет начало, но не имеет конца.

                    

Углы.

Угол — геометрическая фигура, образованная двумя лучами из одной точки.

                 

                                                                       

Прямоугольник.

Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны.

Большую сторону называют длиной, меньшую шириной.

   

                     

             

Квадрат.

Квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны и углы равны.

 

Выражения.

Выражения – это записи из чисел и букв, соединенных знаками арифметических действий.

Выражения бывают буквенные – в   них встречаются буквы (а+3), числовые – составлены  из чисел (5 – 2).

Высказывания.

Высказывания – это верные и неверные предложения, относительно которого имеет смысл вопрос: истинно оно или ложно.

Равенство. Неравенство.

Равенство – это высказывания, в записи которых используется знак =.

Неравенство – это два числа или выражения, соединенные одним их знаков: >,

Поставить один из этих знаков между числами или выражениями – значит, сравнить их.

Увеличение и уменьшение на.

Увеличить на …  

+

? на … >

Уменьшить на …

? на …

Компоненты при сложении.

1 слагаемое      2 слагаемое        Сумма

        4            +           2              =         6                    

        

                сумма

Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Компоненты при вычитании.

Уменьшаемое    вычитаемое          разность

          8            —               3                 =           5                    

                 разность

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.

Уравнение.

Уравнение – это равенство с переменной, значение которой надо найти.

Решить уравнение- это значит найти все его корни.

             Алгоритм:          

     1. Выделить компоненты.

     2. Применить правило.

     3. Найти корень уравнения.      

     4. Сделать проверку.

1с     2с     С

Х + 2 = 6

Х = 6 – 2

Х = 4

4 + 2 = 6

       6 = 6

Задача.

Для решения задач можно использовать

— рисунок

— схему

— краткую запись

У Тани 4 гриба, а у Саши 2 гриба. Сколько грибов у Тани и Саши?

Рисунок

Краткая запись

Т.- 4 гр.     ?

С. – 2 гр. 

Целое и части.

                                     ?

        

Ищем целое. Чтобы найти целое, части надо сложить.  

           

                   

        

                           ?

Ищем часть. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.                                    

Задача на сравнение.

У Тани 4 гриба, а у Саши 2 гриба. На сколько больше грибов у Тани, чем у Саши?

      Краткая запись

Т. – 4  гр.       на ? >

С. – 2 гр. 

Схема

                       Т.                                         С.

                    4 гр.                                2 гр.

                                       

                                        на ?  >

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

Состав числа.

Урок по математике 1 класс «Прямая, точка, отрезок»

Открытый урок по математике в 1 классе

Тема Точка. Отрезок

Цель: к концу урока учащиеся должны иметь представление, что такое точка и отрезок.

Задачи: — создать условия для знакомства с точкой и отрезком;

— продолжить работу над закреплением изученных табличных случаев сложения и вычитания;

— способствовать закреплению умений решать задачи изученных видов;

— расширению кругозора учащихся, развитию творческого мышления;

— содействовать воспитанию трудолюбия, дружбы.

Оборудование: учебник Математика – 1 Г.Л. Муравьёва, М.А. Урбан, рабочая тетрадь, нити, белые листы, фломастеры, ножницы, мультимедийный проектор, ноутбук.

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

— Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Давайте определим ваше настроение в начале урока.

Значит, никакие трудности нам не страшны.

Друзья мои!

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет математических чудес необычайных

Узнаем мы всего за полчаса.

Орешек знанья твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова: «Хочу всё знать!».

— Эти слова и будут девизом нашего урока.

— Дорогие ребята, я хочу сообщить вам, что каждый урок математики для вас необычайный потому, что всякий раз вы открываете какую-то тайну. Математика – наука тайн: тайна чисел, действий, выражений, задач.

Сегодня я предлагаю вам провести урок – исследование. А что значит исследовать?

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок!

  1. Устный счёт

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна.

Весной пробуждается природа и первыми, кого мы встречаем на нашем уроке это трудолюбивые пчёлки. Нам нужно помочь трудолюбивым пчёлкам собрать нектар. (Тренажёр вычесть и прибавить 3)

8 = 5 + 3

6 = 3 + 3

9 = 6 + 3

4 = 1 +3

А знаете ли вы, что пчела в улье исполняет «круговой» танец, если она нашла источник корма на небольшом расстоянии от пасеки. «Виляющий» танец пчелы сигнализирует о медоносе или пыльценосе, находящемся на более отдаленном расстоянии.

hello_html_12f088e4.png Весёлые лягушки предлагают выполнить следующее задание: сравнить числовые выражения. Посмотрите внимательно, можно ли поставить знак не вычисляя?

14 – 3 14 + 3 5 + 1 + 1 5 + 1 +1

10 + 2 15 – 3 10 – 1 – 1 10 – 2 – 1

А знаете ли вы, что во Франции и Японии лягушкам поставлены памятники.

— А вот белочка вам предлагает составить задачу, которая решается так:

1hello_html_6e91a6a0.png2 – 2 = ?

Было – 12

Съела – 2

Осталось — ?

Ответ: 10 орешков осталось.

  1. Физкультминутка

Выполняются произвольные ритмические движения под музыку.

  1. Работа над новой темой

hello_html_2a1ff28f.pngУ ёжика проблема, поможем ему:

Я взял фломастер, карандаш, решил чертить фигуры.

Передо мной бумаги лист. До чего ж он бел и чист!

Фломастером ткнешь посредине листочка,

И на листе получается …(ТОЧКА)

презентация

А знаете ли вы, что у молодых ежей (новорожденных) иголки мягкие и не колючие. Ежи способны лазить по деревьям и плавать.

— Ребята, а что вам напоминает эта нить?

— А как на нашей прямой обозначить точку?

— Узелок – наша точка.

-Напомните мне, что такое точка? (Точка – это геометрическая фигура, самая главная в геометрии)

— Завяжем узелок и с другой стороны.

А сейчас возьмите ножницы и по концам точек отрежем.

У нас получилась новая геометрическая фигура. Мы с 2 сторон отрезали нашу прямую. Мы её можем продолжить?

— А как вы думаете, как эта фигура называется?

— А чем отличается отрезок от прямой линии?

(Есть начало и конец, нельзя продолжить)

5hello_html_7d7bd140.png. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала

Работа в тетради

Весёлый муравей предлагает нам поработать в парах. Мы выполним в тетради № 1 страница 31

Проверка.

— Назовите мне числовое выражение, в котором получился 1 десяток (11 — 1)

— Назовите мне числовые выражения, в которых ответ 1 десяток и 4 единицы. (17 – 3; 10 + 4; 13 + 1)

— Назовите мне числовое выражение, ответ которого меньше на 1, чем число 16 (18 — 3)

А знаете ли вы, что муравьи способны поднимать вес в двадцать раз превышающий их собственный.

Их отношение к труду поражает, муравьи — самые трудолюбивые существа в мире!

А настоящий символ весны — бабочки предлагают решить задачу..

hello_html_2add0deb.png

№ 3 Прочитаем вместе.

-Что обозначает число 10?

— А знаем сколько кукурузы?

-А что знаем?

— Каким действием будем решать задачу?

— Запишите решение самостоятельно.

— Сделаем самопроверку. (10 – 6 = 4)

— Назовите ответ задачи. (4 кукурузы)

Работа с учебным пособием

№2 стр.60

— Из данных геометрических фигур выберите только отрезок и назовите под каким он номером.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

— С какими геометрическими фигурами мы сегодня познакомились?

— Какая фигура является королевой Геометрии?

— Какая фигура получится из двух точек и прямой?

А чтобы в нашем классе побыстрее появилась весна прикрепите своих бабочек на вот эти интересные цветы.

hello_html_m339aed0a.pnghello_html_m339aed0a.pnghello_html_m339aed0a.png

Работал хорошо Могу работать лучше Недоволен

своей работой

Конспект урока по математике 1 класс. Прямая и её обозначение.

11.10.16 Тема урока: «Прямая и её обозначение »

Тип урока: «Урок нового знания»

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новым понятиям, знаниям: точка; линия: прямая.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Формирование УУД.

Личностные: будут сформированы положительные отношения к урокам математики.

Познавательные: научаться чертить прямую и обозначать её буквами.

Коммуникативные: учатся участвовать в диалоге при выполнении заданий.

Регулятивные: научатся аргументировать свои ответы.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, наглядные пособия, раздаточный материал УМК «Перспектива » Математика 1-я часть, Москва «Просвещение» 2011г. Под редакцией Дорофеева

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

Цель: формирование самооценки готовности к уроку; создание положительного эмоционального фона; мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Дети: Все готовы. Стол в порядке.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем

Карандаш, линейка, веер , сч палочки.

Регулятивные:

Организация своего рабочего места.

Коммуникативные:

Умение вступать в диалог(отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные:-Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель:активизировать знания, умения и навыки по теме урока; фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.

— Ребята, с чего мы всегда начинаем работу на уроке?

— А для чего мы это делаем?

(Дети: С повторения пройденного.)

(Дети:Чтобы закрепить пройденный материал и применить его при выполнении новых заданий.)

Коммуникативные:

-Умение выражать свои мысли полно и точно.

Регулятивные:

-Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

  1. Счёт предметов. (карандаши сч.пал) 5 , слева 1, справа 2

  2. В порядке возрастания, убывания

  3. Стоп – игра

3

Физминутка

Дорога не тропинка, дорога не канава..

Сперва смотри налево, потом смотри направо.

Ты налево повернись и друг другу улыбнись,

Топни правою ногой: раз, два, три,

Покачай головою: раз, два, три,

Руки вверх ты подними и похлопай : раз, два, три.

Шагают на месте

Смотрят сначала налево, после смотрят направо

Поворачиваются налево –улыбаются

Топают правой ногой три раза

Качают головой из стороны в сторону

Поднимают руки вверх, хлопают три раза над головой

4

5

Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).

Цели: организация постановки цели урока.

Изучение нового материала

— Вот, ребята, мы и пришли в страну «Геометрию». Нас встречает девочка, из каких фигур она состоит? Но она не одна , с точкой

точка (учитель прикрепляет к доске точку)

Имя нашим точкам А О В

Соедини точки

— Что получилось

— Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?

— Что же мы сегодня будем «открывать»

— О линиях и точках у нас и пойдет сегодня речь. Что можно сказать о всех линиях?

— Сейчас выполним практическую работу

Практические работы с листом бумаги.

(У каждого ученика на парте 2 листа.) Учитель предлагает детям произвольно согнуть лист бумаги, провести по линии сгиба рукой и затем развернуть лист.

– Какую линию вы получили на сгибе? (Прямую.)

– Как это проверить? (Если приложить к ней линейку, то линия сгиба совпадёт с ней.)

Желательно проверить, как каждый ученик приложит линейку к линии сгиба.

– Поставьте на листе точку и согните лист так, чтобы точка оказалась на линии сгиба. Разверните лист. Какая линия получилась на сгибе? (Прямая.)

– Можно ли по-другому согнуть лист, чтобы эта же точка опять оказалась на линии сгиба? (Дети выполняют задание.)

– Опять разверните лист. Проверьте с помощью линейки, какая линия получилась?

Задание повторяется 2–3 раза.

Первоклассники берут новый лист бумаги.

– Поставьте на листе две точки и согните лист бумаги так, чтобы обе эти точки находились на линии сгиба. Разверните лист. Выполнили вы задание?

– Можно ли по-другому согнуть лист, чтобы обе точки опять оказались на линии сгиба? (Дети убеждаются практически, что по-другому лист сложить нельзя.)

Как вы думаете, почему одни линии прямые, а другие – кривые? от чего это зависит? Какой «инструмент» помогает карандашу начертить прямые?

А для кривых линий нужна линейка?

— Ребята у точки есть имя а как вы думаете как имя прямой?

Просмотр диска

Ее имя-. Прямая. Она не имеет начала и конца

Повторите ее имя и запомните как она выглядит.

Если прямая изогнется, то получится …Кривая линия.

Работа в парах 135

726

981

Дети предлагают варианты ответов

Прямая.

Дети: Линии отличаются. Одни – прямые, другие кривые.

Дети: Линейка.

Дети: Нет!

Предлагают варианты

Кривая

Регулятивные:

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

Познавательные:-находить и выбирать способ решения.

-прогнозировать результат

-использовать математическую терминологию при ответе на вопрос

6

Физминутка

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко

Мы походим на носочках,

А потом на пяточках.

Пойдем мягко, как лисята,

И, как мишка косолапый,

И, как заинька трусишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

7

Первичное закрепление

Цель: научить чертить прямую и обозначать её

— Работа на листах с печатной основой зад №1

Различие прямых линий. (электронное приложение к учебнику)

Проводят прямую и обозначают

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

Познавательные:Умение распознавать геометрические фигуры: кривые линии и прямые.

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самостоятельную работу по применению нового знания, учить адекватно реагировать на оценку одноклассника

Работа в тетради зад №2

Коммуникативные:-умение выражать свои мысли полно и точно.

Познавательные:

Умение распознавать геометрические фигуры

9

Рефлексия

Цель: учить оценивать собственную деятельность, организовать фиксацию неразрешённых затруднений.

— Вот и закончилось наше путешествие по стране Геометрии.

— Про что каждый узнал на уроке?

-Какая тема урока была сегодня?

— Как обозначаем прямую?

Прямая и её обозначение

Буквами

Регулятивные:

-оценивать свою работу

10

Итог урока

Найди нужную карточку

Розовая — прямая с обозначением, синяя –прямая без обозначения

Учащиеся поднимают карточки и обосновывают свой выбор.

Каждый ученик отвечает на вопрос

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

План-конспект урока по математике (1 класс) на тему: Конспект урока математики 1 класс » Точка,кривая, прямая, отрезок»

Урок математики в 1 классе

Тема: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок».

Цель.

  1. Познакомить детей с начальными геометрическими понятиями «точка», «кривая линия», « прямая», «отрезок».  Подготовить к пониманию необходимости специальных приёмов действий для проведения прямой линии. Учить распознавать их. Закреплять умения соотносить сюжетную арифметическую запись с сюжетной ситуацией.
  2. Развивать математическую речь, пространственное мышление, восприятие, зрительно- моторную координацию, умение строить рассуждения.

Планируемые результаты и формирование УУД:– извлечение необходимой информации в ходе освоения новой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. 

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

      Оборудование: учебник «Математика» 1 класс Моро М. И., С. И. Волкова,

      С. В. Степанова; тетрадь по математике на печатной основе № 1, рабочая тетрадь,      

      линейки, простые карандаши; проволока; презентация к уроку.

       Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

II.Актуализация знаний.

  1. Счёт в пределах 10.
  • Положите карточки от 1 до 10 по порядку.
  • Посчитайте от 1 до 10 «цепочкой».
  • Посчитайте от 10 до 0 «цепочкой».
  • Посчитайте от 9 до 5; от 8 до 4; от 7 до 3; от 6 до 2; от 5 до 1.
  • Покажите число 5. Какое это число по счёту? Назовите соседей этого числа. Какое число расположено левее, чем 5? Какое число расположено правее, чем 5? Какое число больше 5 или 4? Почему? Какое число меньше 5 или 6? Почему?
  1. Самостоятельная работа. Выполняется в тетради на печатной основе с. 10.

а)  № 2.

  • Какое число написано? (5)
  • Раскрасьте столько же треугольников.
  • Какие числа записаны в клетках ниже? (23  32)
  • Обведите числа по контуру и продолжите в такой же последовательности.

в)   № 3. Взаимопроверка.

  • Соотнесите предметные рисунки с цифрами на карточках.

III.Физ. минутка. « Буратино»

IV.Открытие нового знания.

Точка. Прямая линия. Кривая.

  • Однажды Карандаш пригласил в гости своих друзей, Буратино и Незнайку. Друзья уселись вокруг стола. (Слайд 2).
  • Карандаш ткнул носом в лист бумаги и сказал: «Ну, смотрите, что это такое?» Точка, — сказал Буратино.
  • Точка, — повторил Незнайка.
  • А теперь вы, ребята, скажите, что это такое?
  • Потом Карандаш нарисовал ещё одну точку.  
  • Сколько всего точек нарисовал Карандаш?
  • Незнайка тоже на своём листе нарисовал 2 точки. И Буратино нарисовал 2 точки.
  •  И вы нарисуйте в тетради две точки.
  • Теперь я соединю эти точки, — сказал Карандаш (слайд 4). Получилась линия.
  • Незнайка сделал так: (слайд 2)
  • А Буратино так: (слайд 2).
  • Соедините и вы свои точки.
  • Что у вас получилось?  (Линия)
  • У меня ровно не получилось, огорчился Незнайка.
  • А ты возьми линейку, прижми её к бумаге, и веди карандаш вдоль линейки, — подсказал Карандаш (слайд  3)
  • Получилось! Вот как ровно! — обрадовался Незнайка (слайд 3).
  • Это прямая линия, — пояснил Карандаш.
  • У Буратино получилось так: (слайд 3).
  • И вы, ребята, возьмите линейки и начертите прямые линии
  • Смотрите, — вдруг закричал Незнайка, — какую красивую линию нарисовал самолёт (слайд 4).
  • Вот вам проволочка, согните её так, как летел самолёт.
  • Это кривая линия, — сказал Карандаш.
  • Повторите, ребята, какая это линия.

Работа в парах.

  • Теперь возьмите эту проволочку за оба края и потяните её.
  • Какая линия получилась теперь.
  1. Отрезок.
  • А теперь я расскажу вам сказку, — сказал Карандаш.(Слайд 5).
  •  Жила-была точка. Она была очень любопытная и хотела всё знать. Увидит любую линию и непременно спросит:
  • Какая это линия, длинная или короткая?
  • Подумала однажды точка: «Как же я всё смогу узнать, если всегда буду жить в одном месте?» И отправилась точка путешествовать по прямой линии.

              Шла она шла. Долго шла. Устала и говорит:

  • Скоро ли будет конец у прямой линии?

              Засмеялась прямая линия:

  • Эх ты, точка, разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?
  • Тогда я пойду назад, — сказала точка.
  • И в другую сторону не будет конца. У прямой вообще не бывает концов.
  • Что же мне делать, — задумалась точка, — Не могу же я вечно гулять по прямой.
  • А ты позови на помощь ножницы, — подсказала прямая.

              Тут, откуда ни возьмись появились ножницы, щёлкнули раз, щёлкнули два, и разрезали прямую.

  • Как интересно, что же получилось  из моей прямой?
  • Это отрезок, — сказали ножницы, Теперь ты на отрезке прямой.
  • Отрезок прямой, отрезок прямой. – повторила точка.
  • И вы, ребята, повторите, что получилось из прямой.

V.Закрепление полученных знаний..

Работа по учебнику.

  • Рассмотрите рисунок вверху на с. слева (с. 36).
  • Кто изображён на этом рисунке?
  • Какая линия у зайца?
  • Какая линия у волка?
  • Рассмотри чертёж под рисунком.
  • Какого цвета на рисунке прямые линии? Кривые линии? Назови отрезки.
  • Рассмотрите рисунки 1 и 2 внизу страницы.
  • Сколько кривых линий можно провести через  одну точку?
  • Сколько прямых можно провести через одну точку?
  • Рассмотрите рисунок 3.
  • Сколько кривых можно провести через две точки?
  • Сколько прямых можно провести через две точки?
  • Рассмотрите рисунок на странице справа (с. 37).
  • Покажите на рисунке кривые линии; отрезки.

VI.Работа над пройденным материалом.

Работа по учебнику с. 37.

  • Рассмотрите рисунок слева.
  • Сколько цыплят было? Что изменилось? Сколько цыплят стало?
  •  Какая запись подходит к этому рисунку?
  • Рассмотрите рисунок справа. Сколько утят было? Что изменилось? Сколько утят стало?
  •  Какая запись подходит к этому рисунку.
  • Рассмотрите рисунки внизу страницы.
  • 1 – й вариант записывает примеры соответствующие рисункам в верхней строчке.
  • 2 – й вариант записывает примеры соответствующие рисункам в нижней строчке.
  •  Взаимопроверка.

VII.Рефлексия.

Точка, прямая линия, кривая и отрезок. Математика, 1 класс: уроки, тесты, задания.

1. Расположение точек

Сложность: лёгкое

1
2. Назови фигуру

Сложность: лёгкое

1
3. Определи фигуру по рисунку

Сложность: лёгкое

1
4. Какой из отрезков длиннее или короче

Сложность: среднее

2
5. Принадлежность точек фигуре

Сложность: среднее

2
6. Назвать отрезки по рисунку

Сложность: среднее

1
7. Количество линий, проходящих через данное число точек

Сложность: сложное

3
8. Найди дорогу домой

Сложность: сложное

3
9. Сходство геометрических фигур с элементами игрушек

Сложность: сложное

3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *